УСТРОЙСТВО ГАЛИЦКОГО ГОСУДАРСТВА
Проект временных основных законов, разработанный в венском Парламенте
проф., д-ром С. Днистрянким, 1918 г.
для воплощения в жизнь Галицкого Государства
І. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Галицкое Государство
Арт. 1. Галицкое Государство занимает все объединенные земли, заселенные испокон веков украинским народом в границах до нынешней австро-венгерской монархии.
Самоопределение народов
Арт. 2. Украинский народ осуществляет народную власть на своей земле. Другим народам, населяющим Галицкое Государство, в частности польскому, еврейскому и немецкому, служит народное самоуправление, действующее в согласии с самоопределением украинского народа.
Свобода
Арт. 3. Каждый гражданин имеет право отстаивать свою народность и язык. Утверждается полная свобода веры и науки. Нельзя нарушать свободы мысли.
Утверждается свобода прессы. Ограничения закона о прессе от 17 декабря 1862 г. отменяются. О свободе прессы Народный Совет издаст особые предписания.
Нельзя нарушать тайн ни почтовых, ни телеграфных сообщений. Все граждане имеют право создавать общества, если они не представляют опасности для государства. С таким же условием утверждается свобода собраний.
Каждый гражданин может свободно менять место своего пребывания.
Право подавать прошения или жалобы не имеет ограничений.
Равенство
Арт. 4. Все граждане равны перед законом. Нет никаких привилегий места проживания, происхождения, семьи, положения лица.

Народная власть
Арт. 5. Украинский народ принимает правление Галицкого Государства на основе права на самоопределения народов (§ 2). Определенный им уклад будет действовать до утверждения нового уклада через Народный Сейм, избранный на принципах общего, равного, непосредственного и тайного избирательного права.
ІІ. НАРОДНЫЙ УКЛАД
Народный Совет
§ 1. Во главе Галицкого Государства стоит Народный Совет, избранный на Народном Собрании 19 октября 1918 [года]. К Народному Совету принадлежат все парламентские и сеймовые представители украинской народности из Галичины и Буковины вместе с избранными представителями украинских народных представительств.
Число членов Народного Совета в будущем может пополниться представителями Венгерской Украины и представителями других народностей, проживающих на территории Галицкого Государства, в количестве, соответствующем действительному процентному соотношению их населения.
§ 2. Народный Совет избирает своего Председателя, двух заместителей и секретаря.
Секретарь называется государственным секретарем. Число заместителей и секретарей может быть увеличено.
Руководитель или его заместитель созывает заседания Народного Совета и проводит совещания. В их отсутствие право проведения совещаний переходит к старшему по возрасту члену Народного Совета.
Для принятия решения необходимо абсолютное большинство голосов. Народный Совет может постановить, в каких случаях необходимо квалификационное большинство. Изменение основных законов или всего Народного Уклада требует большинства голосов в количестве 2/3 присутствующих членов.
§ 3. Председатель Народного Совета одновременно является руководителем Галицкого Государства. Он представляет Народный Совет, как перед гражданами, так и перед представителями других государств и народов. В случае отсутствия Председателя, председательствует один из его заместителей.
Документы Народного Совета подписываются Председателем или его заместителем и государственным секретарем.
§ 4. Народный Совет обладает законотворческой властью в государстве во всех сферах общественной или частной жизни.
При оглашении законы должны быть подписаны всеми членами Старейшины Народного Совета (§ 5). Народный Совет вносит на рассмотрение законопроекты нового избирательного права в Народный Сейм на основе общего, равного, прямого и непосредственного права голосования с пропорциональным представительством для национальных меньшинств и готовит новые законы для пользы широких народных масс, в частности основной проект земельной реформы.
Народный Совет делегирует представителей украинского народа Галицкого Государства на мировую конференцию.
СТАРЕЙШИНА НАРОДНОГО СОВЕТА
§ 5. Народный Совет избирает из числа своих членов Старейшину. Количество членов Старейшины  9; среди них должны быть Председатель и заместители Народного Совета.
Согласно расширению Народного Совета (§ 1, уст.4) увеличивается количество членов Старейшины. Народный Совет может и на основании других весомых причин увеличить количество членов Старейшины. Председатель Народного Совета является Председателем Старейшины. Старейшина избирает директора Народной Канцелярии.
§ 6. Старейшина созывается и заседает постоянно.
§ 7. Старейшина Народного Совета является органом верховных постановлений и верховного контроля. Она издает постановления по всем вопросам, решение которых считает необходимым для постоянного и соответствующего функционирования государственной администрации, для сохранения порядка внутри государства и для обеспечения спокойствия. К ее компетенции относится контроль над Народным Управлением и над войском Галицкого Государства. Она подготавливает годовой бюджет государства для утверждения его в Народном Совете. Она решает споры об отнесении отдельных дел к компетенции Народного Управления.
Старейшина имеет право амнистии и право помилования.
Старейшина Народного Совета не имеет администрации, только предоставляет ее Народному Управлению.
Народное Управление
§ 8. Народное Управление делится на:
Внутреннее управление;
Заграничное управление;
Военное управление;
Культурное управление;
Судовое управление.
Председатели этих управлений называются начальниками. Начальник управления Внутренних дел называется Начальником Края. Он одновременно является руководителем всего Народного Управления.
Начальников Народного Управления созывает Народный Совет.
§ 9. Внутреннее управление занимается внутренними делами государства, к которым относятся имущественные, земледельческие, продовольственные и санитарные дела. Оно соответствует Министерству внутренних дел, публичных работ, земледелия, продовольствия и здоровья австрийского государства.
Заграничное управление занимается заграничными делами с компетенцией, соответствующей австрийскому Министерству иностранных дел.
Военное управление занимается делами государственной обороны и имеет сферу деятельности, соответствующую австрийскому Министерству краевой обороны.
Культурное управление занимается делами вероисповедания и просвещения и имеет сферу деятельности, соответствующую австрийскому Министерству вероисповедания и просвещения.
Оборотное управление занимается делами торговли, промысла, дорогами, делами почт и телеграфов и соответствует австрийскому Министерству торговли и дорог.
Судебное управление занимается судебными делами, а круг его компетенции соответствует австрийскому Министерству судопроизводства.
По общим делам Народного Управления оно созывается на общие заседания, в которых принимают участие все начальники управлений. Созывает их Начальник Края.
Народный Совет может изменить сферу деятельности этих управлений особым законом.
§ 10. Народное Управление является начальным исполнительным органом государства. Всем управлениям принадлежит отдельное государственное правительство с соответствующим числом чиновников. Им подчиняются все краевые и уездные власти.
Народные Управления осуществляют контроль над общинами. Краевой отдел, уездные советы и уездные отделы ликвидируются.
§ 11. Старейшина Народного Совета создает в уездах вместо уездных советов и отделов новые уездные управления, которые будут осуществлять гражданский контроль над делопроизводством, староста будет руководить налоговыми делами и делами пропитания. Уездные управления будут подчиняться Народному Управлению и Старейшине Народного Совета.
§ 12. Общины получают полную местную автономию. Разница между самостоятельным и порученным кругом ответственности общины исчезает.
Устраняется особое правовое положение дворов, и они присоединяются к общине.
Народное Управление контролирует проведение новых выборов общинных советов на основе общего, равного, непосредственного и тайного права голосования.
Ликвидируется право патроната. Народный Совет издаст по этому поводу соответствующий закон.
Ограничения права охоты и рыболовства на своих или общественных прудах снимаются.
Народный Совет немедленно издаст по этому поводу новый закон.
§ 13. Чиновники имеют все гражданские права, среди них право создавать общества, право участвовать в собраниях и право свободного заработка вне обязанностей чиновничьей службы. Народное Управление может, однако, применить выборочное ограничение свободы заработка.
Чиновники обязаны всеми своими силами служить населению, невзирая на народность. Чиновники – для народа, а не народ – для чиновников. Ненадлежащее поведение чиновника со сторонами подлежит наказанию.
О компенсации вреда, нанесенного чиновником сторонам, Народный Совет немедленно издаст новый закон.
§ 15. Внутренний правительственный язык управлений украинский. В отношении сторон обязательным является народный язык стороны, как устный, так и письменный. Народный Совет немедленно издаст по этому поводу особый закон на переходное время.
Все чиновники должны знать три государственных языка: украинский, польский и немецкий, как устно, так и письменно. Чиновники не украинской народности должны выучиться украинскому языку.
§ 16. Старейшина Народного Совета и Народное Управление при выборе чиновников должны обращать внимание на теперешнее состояние, но в будущем должны уровнять все народности Галицкого Государства, чтобы все они имели в управлениях представительство, согласно процентному соотношению их населения. Это относится в первую очередь к уравнению украинского народа во всех управлениях.
§ 17. Поскольку в этом законе не установлены изменения, законы австрийского государства временно сохраняют свою правовую силу.
§ 18. Исполнять постановления Народного Правительства поручается Народному Управлению, Старейшине Народного Совета.
[Станислав Днистрянский – октябрь 1918 года]