ВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1912 ГОД
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1. Китайская Республика создается народом Китая.
Статья 2. Верховная власть Китайской Республики принадлежит всем гражданам страны.
Статья 3. Территорию Китайской Республики составляют 22 провинции, Внутренняя и Внешняя Монголия, Тибет и Цинхай.
Статья 4. Управление Китайской Республикой будет осуществляться через Национальное собрание, Временного президента, Кабинет министров и Судебную палату.
ГЛАВА 2. НАРОД
Статья 5. Народ Китайской Республики пользуется одинаковыми правами независимо от расы, класса и религии.
Статья 6. Народ пользуется следующими свободами:
1. Никто из граждан не может быть арестован, взят под стражу, отдан под суд или наказан в нарушение законов.
2. Проникнуть в жилище граждан или произвести в нем обыск можно лишь в соответствии с законом.
3. Народ свободен в владении собственностью и занятии предпринимательской деятельностью.
4. Народу предоставляется свобода слова, дискуссий, печати, а также собраний и организации обществ.
5. Народу гарантируется тайна переписки.
6. Народу предоставляется свобода в выборе местожительства и перемещении.
7. Народу предоставляется свобода вероисповедания.
Статья 7. Народ имеет право подачи петиции в [Национальное] собрание.
Статья 8. Народ имеет право обращаться с жалобами в административные органы.
Статья 9. Народ имеет право предъявить иск в суд и [требовать] судебного разбирательства.
Статья 10. Народ имеет право жаловаться в административный суд на любые действия чиновников, превышающие их полномочия и нарушающие закон.
Статья 11. Народ имеет право сдавать экзамены для замещения чиновничьей должности.
Статья 12. Народ имеет право избирать и быть избранным.
Статья 13. Народ обязан вносить налоги в соответствии с законом.
Статья 14. Народ обязан нести воинскую повинность в соответствии с законом.
Статья 15. Все права народа, перечисленные в настоящей главе, могут быть в соответствии с законом и в интересах всего общества, поддержания порядка или ввиду чрезвычайных обстоятельств ограничены.
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 16. Законодательные функции Китайской Республики осуществляет Национальное собрание.
Статья 17. Национальное собрание, как это определяется статьей 18, образуется из членов Национального собрания, избираемых повсеместно.
Статья 18. От каждой провинции, Внутренней Монголии, Внешней Монголии и Тибета избирается по пять членов Национального собрания, Цинхай избирает одного члена. Порядок избрания членов Национального собрания определяется на месте.
Во время сессии Национального собрания каждый член Национального собрания имеет один голос.
Статья 19. Национальное собрание правомочно:
1. Обсуждать и принимать все законопроекты.
2. Обсуждать и принимать решения по бюджету и выполнению бюджета Временного правительства.
3. Обсуждать и принимать решения по налогообложению, денежному обращению, а также по унификации мер и весов государства.
4. Обсуждать и принимать решения по выпуску и распределению государственных займов, а также относительно обязательств по ним казначейства.
5. Утверждать дела, перечисляемые в статьях 34, 35 и 40.
6. Давать ответы по вопросам, относительно которых Временный президент испросит совета.
7. Принимать петиции от народа.
8. Представлять свои соображения правительству относительно законов и других вопросов.
9. Направлять письменные запросы в Кабинет министров, а также требовать от членов Кабинета министров ответных разъяснений на сессии.
10. Ходатайствовать перед Временным правительством о расследовании случаев взяточничества и других нарушений законов чиновниками.
11. Национальное собрание может предъявить Временному президенту обвинение в государственном преступлении, если большинством голосов, но не менее 3/5присутствующих членов Национального собрания при кворуме не менее 4/5 общего числа членов Национального собрания, будет признано, что им совершена измена.
12. Национальное собрание может предъявить министрам обвинение в совершении государственного преступления, если большинством в 2/3 присутствующих при кворуме в 3/4 общего числа членов Национального собрания будет признано, что они нарушили служебный долг и преступили закон.
Статья 20. Национальное собрание само [решает] о проведении заседаний, об их открытии и закрытии.
Статья 21. Заседания Национального собрания должны быть открытыми, однако по требованию министров или по решению половины присутствующих на заседании членов они могут проводиться закрыто.
Статья 22. Дела, по которым Национальное собрание приняло решения, обнародуются и исполняются Временным президентом.
Статья 23. Если Временный президент не согласен с каким-либо решением Национального собрания, он должен представить в течение десяти дней свои разъяснения и доводы по этому вопросу, который ставится на повторное обсуждение. Однако, если Национальное собрание при вторичном обсуждении этого вопроса поддержит его большинством в 2/3 находящихся на заседании членов Национального собрания, то с этим делом надлежит поступать согласно статье 22.
Статья 24. Председатель Национального собрания избирается путем поименного голосования всеми членами Национального собрания, и если за него будет подана половина общего числа бюллетеней, он считается избранным.
Статья 25. Члены Национального собрания не несут за пределами Национального собрания ответственности за выступление и голосование на заседаниях Национального собрания.
Статья 26. Члены Национального собрания не могут быть подвергнуты в период сессии собрания аресту без согласия па то членов Национального собрания, за исключением случаев совершения ими вопиющих нарушений или преступлений, имеющих отношение к внутренним беспорядкам или иностранному вторжению.
Статья 27. Устав Национального собрания вырабатывается самим Национальным собранием.
Статья 28. Национальное собрание будет распущено в тот день, когда будет создан парламент и все его функции перейдут к парламенту.
ГЛАВА 4. ВРЕМЕННЫЙ ПРЕЗИДЕНТ И ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ
Статья 29. Временный президент и вице-президент избираются Национальным собранием при наличии не менее 3/4 всех членов Национального собрания и считаются избранными, если за них будет подано не менее 2/3 голосов всех присутствующих.
Статья 30. Временный президент представляет Временное правительство, ведает делами управления государством, обнародует законы.
Статья 31. Временный президент приводит в исполнение законы и имеет право на основании законов издавать приказы о назначении на должности, а также может давать указания об их публиковании.
Статья 32. Временный президент осуществляет верховное командование всей армией и флотом страны.
Статья 33. Временный президент вырабатывает Систему управления [провинциями], после чего она должна быть представлена на утверждение Национальным собранием.
Статья 34. Временный президент назначает и смещает гражданских и военных чиновников, однако приказы о назначении государственных министров, а также послов и посланников в иностранные государства должны получить одобрение Национального собрания.
Статья 35. Временный президент с согласия Национального собрания может объявлять войну, подписывать мир, а также заключать договоры.
Статья 36. Временный президент может в соответствии с законом объявить военное положение.
Статья 37. Временный президент представляет государство перед послами и посланниками иностранных держав.
Статья 38. Временный президент имеет право представить законопроекты [на рассмотрение] Национального собрания.
Статья 39. Временный президент может награждать орденами, а также другими отличиями.
Статья 40. Временный президент может объявить общую амнистию, специальную [частичную] амнистию, смягчение наказания, восстановление в правах, однако общая амнистия должна быть одобрена Национальным собранием.
Статья 41. В случае, если Временный президент будет обвинен Национальным собранием в совершении государственного преступления, члены Верховной судебной палаты выбирают из своего числа девять человек, которые образуют специальный судебный орган для разбора данного дела.
Статья 42. Временный вице-президент в случае, если Временный президент по какой-либо причине покинет свой пост или не сможет заниматься делами, получает все полномочия Временного президента.
ГЛАВА 5. ЧЛЕНЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
Статья 43. Премьер-министр и министры именуются членами Кабинета министров.
Статья 44. Члены Кабинета министров оказывают свое содействие Временному президенту и разделяют с ним ответственность.
Статья 45. Члены Кабинета министров должны скрепить своими подписями вслед за Временным президентом все законопроекты, обнародуемые законы, а также издаваемые приказы.
Статья 46. Члены Кабинета министров и их помощники могут присутствовать на заседаниях Национального собрания и выступать с речами.
Статья 47. Если члену Кабинета министров будет Национальным собранием предъявлено обвинение в совершении государственного преступления, Временный президент должен сместить его с занимаемой должности, однако [Временный президент] может передать это дело на вторичное обсуждение в Национальное собрание.
ГЛАВА 6. СУДЕБНАЯ ПАЛАТА
Статья 48. Судебная палата создается из судей, каждый из которых назначается Временным президентом и министром юстиции.
Организация судебной палаты, а также квалификация судей определяются законом.
Статья 49. Судебная палата вершит суд и выносит решения по гражданским и уголовным делам в соответствии с законом.
Однако разбор дел, касающихся административного управления, а также других специальных дел, определяется особыми законами.
Статья 50. Разбор дела и вынесение приговора судебной палатой являются гласными, но в тех случаях, когда будет признано, что это может нанести вред общественному спокойствию и порядку, они должны быть закрытыми.
Статья 51. Судья в своей деятельности ни от кого не зависит, давление вышестоящих инстанций недопустимо.
Статья 52. Судье, находящемуся при исполнении своих обязанностей, не может быть снижено жалованье, он не может быть переведен в другое место, если ему не будет в соответствии с законом предъявлено обвинение в нарушении уголовного кодекса, точно так же он не может быть снят с должности, если не определено, что в качестве наказания он должен покинуть свой пост. Положение о дисциплинарных взысканиях вырабатывается в соответствии с законом.
ГЛАВА 7. ДОПОЛНЕНИЯ
Статья 53. В течение десяти месяцев после принятия данной Конституции Временным президентом созывается парламент, закон об организации и о выборах которого вырабатывается Национальным собранием.
Статья 54. Конституция Китайской Республики разрабатывается и принимается парламентом; до того момента, пока Конституция не вступила в действие, имеет силу данная Временная конституция, равнозначная Конституции.
Статья 55. Данная [Временная] конституция может быть дополнена или пересмотрена, если за это выскажется более 2/3 членов Национального собрания или если предложение будет исходить от Временного президента при поддержке свыше 4/5 присутствующих при кворуме не менее 3/4 всех членов Национального собрания.
Статья 56. Данная Временная конституция вступает в силу со дня ее опубликования.
С вступлением в силу настоящей Временной конституции аннулируются Основные положения организации Временного правительства.
11 марта 1912 г.