ОСНОВНОЙ ЗАКОН ПЕРСИИ
(31 декабря 1906 г.)
Во имя Милосердного, Всепрощающего.
Шахским фирманом от 14 Джемади-уль-Ахер 1324 г. , с целью споспешествования развитию государства Нашего, к упрочению счастья народа и мощи Правительства, а также во исполнение предписаний Пророка – да будет благословение Аллаха над ним и потомками Его – Мы повелели создать Народное Собрание (Меджлис), и в виду того основного положения, что каждый житель государства имеет право по мере способностей принимать участие в государственных делах, в одобрении их и контроле над нами, Мы предоставили народу самому выбирать членов Меджлиса. Теперь, когда этот Меджлис открыт согласно священному Нашему плану, Мы в следующих статьях даруем ему устав, которым определяются права и обязанности Меджлиса, пределы его ведения, а также его отношение к правительственным учреждениям.
СОСТАВ МЕДЖЛИСА
Статья 1. Меджлис учрежден на основании фирмана Его Величества Шаха от 14 Джемади-уль-Ахер 1324 г.
Статья 2. Меджлис представляет собою все население Ирана, принимающее участие в политических и внутренних делах своей родины.
Статья 3. Меджлис состоит из членов, избранных в Тегеране и провинциях; место созыва его – Тегеран.
Статья 4. Согласно особому положению о выборах, Меджлис состоит из 162 членов, избираемых от Тегерана и провинций; по мере надобности число это может возрасти до 200.
Статья 5. Депутаты избираются на 2 полных года, при чем этот срок считается с того дня, когда соберутся в Тегеран полностью все члены Меджлиса из провинций; по истечении двухлетнего срока производятся новые выборы, при чем могут быть избраны вновь те депутаты, коими остались довольны их избиратели.
Статья 6. Депутаты от Тегерана, как только они собрались, имеют право открыть заседания Меджлиса и обсуждать дела; их решения, вынесенные большинством голосов, действительны, хотя бы депутаты из провинций еще и не присутствовали.
Статья 7. Во время прений должны присутствовать, по крайней мере, две трети членов Меджлиса; во время постановления решения должны присутствовать три четверти членов; большинство голосов считается достигнутым, если более чем половина числа присутствующих в Меджлисе членов голосует «за» или «против» по вопросу.
Статья 8. Время вакаций и занятий Меджлиса определяет сам Меджлис в соответствии со своим внутренним регламентом. После летних вакаций Меджлис должен собраться 14 мизана – в день празднования годовщины дня его первоначального открытия – и с этого дня начать свои работы.
Статья 9. Меджлис во время вакаций может собраться на чрезвычайную сессию.
Статья 10. В день открытия Меджлис подносит Его Величеству Шаху адрес и удостаивается ответа на оный.
Статья 11. Члены Меджлиса, до вступления в его состав, должны принести следующую клятву и подписать особый присяжный лист следующего содержания:
«Мы, нижеподписавшиеся, призываем в свидетели Аллаха и клянемся на Коране, что, пока будут сохранены права Меджлиса и депутатов, согласно этому закону, мы приложим все старания, чтобы по мере сил своих с наибольшим усердием выполнять возложенные на нас обязанности, служить правдиво и верно Его Величеству Шах-ин-шаху, Великому и Справедливому Повелителю нашему, не изменять основам царской власти и правам народа и не преследовать никаких иных целей, кроме блага и пользы государства и народа Ирана».
Статья 12. Никто ни под каким видом или предлогом не смеет, без ведома и согласия Меджлиса, нарушить неприкосновенность кого бы то ни было из его членов. Если бы даже кто-нибудь из членов Меджлиса совершил явное преступление и был арестован на месте его совершения, то и тогда приведение в исполнение наказания может произойти лишь с ведома Меджлиса.
Статья 13. Прения в Меджлисе должны происходить публично, дабы результат их мог быть приведен в известность. Представители газет и зрители, согласно внутреннему регламенту Меджлиса, имеют право присутствовать и слушать, но не брать слово. Газеты могут печатать все прения Меджлиса, но без изменения или искажения смысла, дабы все население имело сведения о прениях и о происходящем в Меджлисе. Каждый, кому придет в голову благая мысль, может написать о ней в газетах, дабы ничто не оставалось неясным (сокрытым). В виду этого всякая газета, поскольку она не нарушает основных законов правительства и народа, может по усмотрению своему печатать и комментировать все общеполезное, а также описание прений в Меджлисе, равно как и мнения населения о них. Если же кто-нибудь в газете или в печатном издании вообще из-за личных целей поместит какую-нибудь статью, противоречащую изложенным выше положениям, или напечатает какую-нибудь клевету или ложь, то он по закону должен быть подвергнут следствию, суду и наказанию.
Статья 14. Меджлис особенным регламентом, называемым внутренним, определит порядок исполнения своих собственных дел, как то: избрания председателя, лиц, его замещающих, секретарей и других должностных лиц, а также порядок прений, организации комиссий и т. п.
ОБЯЗАННОСТИ МЕДЖЛИСА, ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 15. Меджлис имеет право относительно всех вопросов, которые он признает относящимися ко благу государства и народа, постановлять большинством голосов решения, после внимательного и добросовестного обсуждения их. С одобрения Сената эти решения, через посредство первого правительственного лица в государстве , докладываются Шаху, украшаются его подписью и приводятся в исполнение.
Статья 16. Все законы, направленные к укреплению основ Государства и Шахской власти, а также упорядочению дел государственных и устройству министерств, должны быть одобрены Меджлисом.
Статья 17. Меджлис, в случае необходимости, вырабатывает проекты законов в изменение, дополнение или замену уже существующих. Эти проекты, с одобрения Сената, восходят на подпись Шаха и приводятся в исполнение.
Статья 18. С согласия Меджлиса будут отныне производимы упорядочение дел финансовых, установление и изменение бюджета, изменение налоговой системы. Он же должен утверждать или отклонять установление государственных налогов и иных сборов, а также учреждение контролеров, по поводу чего правительством могут предлагаться законопроекты.
Статья 19. Меджлис имеет право, для упорядочения финансов и в целях улучшения связи между отдельными провинциями, при установлении нового административного деления провинций и округов персидского государства и при назначении новых губернаторов требовать от правительства исполнения принятых им и одобренных Сенатом решений.
Статья 20. Бюджет каждого министерства на следующий год должен быть выработан в течение второго полугодия каждого года и представлен за 15 дней до ноуруза .
Статья 21. Если в основных законах какого-либо министерства потребуется внесение нового правила или изменение и отмена уже существующих, то этот закон должен быть введен с согласия Меджлиса, предложение же о необходимости его принятия может исходить либо от самого Меджлиса, либо от подлежащего министра.
Статья 22. Лишь с согласия Меджлиса могут быть отчуждены либо проданы какие-либо доходы или имущество Государства, а также произведено изменение в границах и внутреннем разделении Государства.
Статья 23. Вез согласия Меджлиса правительство не дает ни под каким видом никаких концессий на учреждение компаний и всякого рода товариществ.
Статья 24. Заключение государственных договоров, соглашений, предоставление привилегий и монополий коммерческих, ремесленных или аграрных, будь то туземцам ни иностранным подданным, должно происходить с одобрения Меджлиса, за исключением лишь тех договоров, сохранение которых в тайне необходимо в интересах персидского государства и народа.
Статья 25. Все государственные займы, внутренние или внешние, должны заключаться исключительно с ведома и согласия Меджлиса.
Статья 26. Постройка железных дорог или шоссе, будь то на государственные средства либо средствами товариществ или компаний иностранных или туземных, должна производиться в зависимости от одобрения Меджлиса.
Статья 27. Если Меджлис усмотрит какое-либо упущение в законах или их исполнении, он сообщает об этом соответствующему министру, который должен дать необходимые объяснения.
Статья 28. Если министр, в противоречии с существующим, украшенным шахской подписью законом, путем введения в заблуждение получит и издаст какое-нибудь письменное или устное шахское поведение и им будет оправдывать свое бездействие и не рачительность, он по закону будет привлечен к ответственности перед Его Величеством.
Статья 29. Министр, который в каком-либо деле будет привлечен к ответственности за нарушение принятого и украшенного шахской подписью закона, если он не опровергнет обвинения и будет доказано нарушение им закона или превышение им своих полномочий, будет отрешен Шахом от должности в случае просьбы об этом Меджлиса. После выяснения по суду действительности его преступления, он не может более занимать государственной должности.
Статья 30. Меджлис имеет право докладывать непосредственно Шаху, каждый раз когда он признает это необходимым, всякое дело через посредство особой депутации, состоящей из председателя и 6 членов, избираемых от шести отделов Меджлиса. Время аудиенции должно быть испрошено через Министра Двора.
Статья 31. Министры имеют право присутствовать на заседаниях Меджлиса, сидеть на отведенных им местах, слушать прения и, в случае если они сочтут это необходимым, просить слова у председателя и давать разъяснения, необходимые для обсуждения и выяснения дела.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЛ В МЕДЖЛИС
Статья 32. Каждый может представлять письменно в канцелярию по приему прошений в Меджлисе доклады, заявления или жалобы. Если дело касается самого Меджлиса, он сам дает просителю ответ; если дело касается какого-либо министерства, оно отсылается таковому, которое, после расследования дела, должно дать обстоятельный ответ.
Статья 33. Новые законы, которые потребуются, после выработки их в соответствующих министерствах, через соответственного министра или Председателя Совета Министров, вносятся в Меджлис. После одобрения Меджлисом они украшаются шахской подписью и приводятся в исполнение.
Статья 34. Председатель Меджлиса может, в случае необходимости, по личному усмотрению либо по просьбе 10 членов Меджлиса или министра, собрать закрытое заседание, без присутствия представителей газет и зрителей, или же образовать особую комиссию из избранных членов Меджлиса, на заседаниях которой не правомочны присутствовать остальные члены Меджлиса. Но постановление, сделанное на заседании подобной комиссии, лишь тогда возымеет силу, когда будет доложено на закрытом заседании Меджлиса в присутствии трех четвертей его членов и принято большинством голосов. Если же закрытое заседание комиссии не придет к какому-либо решению, то вопрос не передается Меджлису и там не подвергается оглашению.
Статья 35. Если закрытое заседание состоялось по инициативе председателя Меджлиса, он имеет право опубликовать то, что сочтет возможным из обсуждавшегося в закрытом заседании. Если же закрытое заседание состоялось по инициативе министра, то опубликование обсуждавшегося может состояться лишь с его разрешения.
Статья 36. Министр может потребовать возвращения ему всякого вопроса, переданного им на обсуждение Меджлиса, в какой бы стадии производства он ни находился, кроме того случая, когда вопрос этот поднят был по почину самого Меджлиса. В таком случае на возвращение дела министру требуется согласие Меджлиса.
Статья 37. Если проект министра не будет одобрен Меджлисом, он с приложением возражения Меджлиса возвращается министру, который, ответив на возражения Меджлиса, может вторично представить ему проект.
Статья 38. Члены Меджлиса должны совершенно ясно выразить свое мнение о принятии или отклонении проекта, и никто не имеет права убеждением или угрозами склонять их на то или другое решение. Члены Меджлиса должны согласие свое или отказ выразить ясными знаками, понятными для представителей газет и зрителей, т.е. внешними знаками в роде синих или белых билетов или чем-либо тому подобным.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ДЕЛАЕМЫЕ МЕДЖЛИСОМ
Статья 39. Каждый член Меджлиса имеет право сделать в Меджлисе какое-либо заявление, но обсуждаться оно будет там лишь тогда, когда, по крайней мере, 15 членов Меджлиса согласятся на его обсуждение. В таком случае это заявление письменно сообщается председателю Меджлиса, который имеет право предварительно передать заявление на обсуждение комиссии.
Статья 40. Если представленный в соответствии со ст. 39 законопроект будет внесен на обсуждение и рассмотрение в комиссию или пленум Меджлиса и касается одного из ответственных министров, то Меджлис должен сообщить об этом, дабы на обсуждение проекта явился этот министр лично или прислал своего представителя и дабы обсуждение происходило в присутствии его или его представителя. Копия законопроекта и его приложений должна быть сообщена министру своевременно, за 10-30 дней до обсуждения, за исключением экстренных случаев. День обсуждения также должен быть сообщен заблаговременно. После обсуждения законопроекта в присутствии соответствующего министра, Меджлис, одобрив его большинством голосов, составляет об этом официально постановление и сообщает его ответственному министру для принятия соответствующих мер.
Статья 41. Если ответственный министр не согласится по какой-либо причине с мнением Меджлиса, то он должен представить свои возражения и доказать Меджлису их правильность.
Статья 42. Министр обязан дать разъяснение по всякому вопросу, который будет поставлен ему Меджлисом, и его ответ на запрос не должен быть отложен на продолжительное время без указания причины. Исключаются вопросы секретные, неразглашение которых необходимо в течение некоторого определенного времени в интересах государства и народа. По прошествии этого срока министр, однако, обязан дать разъяснения в Меджлисе по вопросу.
ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СЕНАТА
Статья 43. Будет учреждено второе собрание, называемое Сенатом, состоящее из 60 членов, заседания которого будут сообразованы со временем заседаний Меджлиса.
Статья 44. Регламент Сената должен быть одобрен Меджлисом.
Статья 45. Члены Сената выбираются из людей опытных, разумных, благочестивых и почтенных; 30 членов назначаются Его Величеством Шахом, по 15 из населения Тегерана и провинций, а 30 избирает население страны, по 15 от Тегерана и провинций.
Статья 46. После учреждения Сената, все дела должны решаться с одобрения обоих собраний. Если эти вопросы подняты Советом Министров, то сначала они обсуждаются в Сенате, принимаются большинством голосов и затем должны быть переданы Меджлису. Наоборот, вопросы, поднятые в Меджлисе, должны затем перейти в Сенат, за исключением финансовых мероприятий, в отношении которых исключительно компетентен Меджлис. Эти мероприятия Меджлиса сообщаются Сенату для сведения и возвращения Меджлису с Сенатским заключением, которое, однако, Меджлисом может быть принято или отклонено.
Статья 47. До учреждения Сената дела будут обсуждаться лишь в одном Меджлисе, а затем украшаться шахской подписью и приводиться в исполнение.
Статья 48. Если вопрос, поднятый министром, по обсуждении и принятии в Сенате, перейдет в Меджлис и там будет отвергнут, то, в случае важности вопроса, составляется третье собрание из членов Сената и Меджлиса, избранных в одинаковом числе от каждой палаты. Это собрание обсуждает спорный вопрос, и свое заключение сообщает Меджлису. Если оно там принимается, спорный вопрос считается исчерпанным. Если и тут Меджлис с ним не согласится, то об этом докладывается Шаху, который может либо согласиться с мнением Меджлиса, либо передать вопрос вновь на обсуждение. Если опять мнения разделятся, и две трети Сената подадут голос за роспуск Меджлиса и эту же меру одобрит Совет Министров, то будет издан шахский фирман о роспуске Меджлиса. Его Величество Шах тем же фирманом назначает новые выборы. Население имеет право выбрать тех же депутатов.
Статья 49. Вновь избранные депутаты от Тегерана должны вновь явиться через месяц, а от провинций – через три. После явки депутатов от столицы, Меджлис вновь открывается и приступает к работам, но не возбуждает прений о спорном вопросе раньше, чем не соберутся депутаты от провинций. Если новый Меджлис, по собрании всех членов, одобрит большинством голосов прежнее решение, то Его Величество Шах соглашается на оное и дает приказание о приведении его в исполнение.
Статья 50. В течение каждого выборного периода, состоящего из двух лет, нельзя более одного раза дать приказ о новых выборах.
Статья 51. Да будет установлено, что Наши Царственные Потомки должны свято соблюдать эти положения, установленные Нами для усиления Правительства, укрепления Шахской власти, поддержания справедливости и успокоения народа, и обязаны почитать это своим долгом.
ОН, АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ
Эти основные законы о Меджлисе и Сенате, состоящие из 51 статей, имеют силу.
14 Зиль-Кадэ (31 декабря 1906). Музаффер-эд-дин.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА
(8 октября 1907 г.)
Во имя Милосердного, Всепрощающего.
Статьи, добавленные в дополнение Основных Законов (Конституции) Персии, подписанных покойным, блаженной памяти царем царей Музаффер-эд-дин-Шахом-Каджаром, да освятит Аллах место его покоя, гласят как ниже следует:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Официальной религией в Персии является ислам, правоверного учения Джафара и двенадцати имамов, каковую веру шах Персии должен исповедовать и распространять.
Статья 2. Никакие узаконения, издаваемые Меджлисом, основанным по милости и с помощью святого пророка , да ускорит Аллах его радостный приход, и по милости Шах-ин-шаха, да продлит Аллах правление его, при содействии столпов ислама , да увеличит Аллах их число, и всей персидской нации, не должны противоречить священным принципам ислама и постановлениям, изданным лучшим из мужей , да будет благословение Аллаха и Вечный мир на Него и его семью.
Вследствие сего постановляется, что ученые мужи-теологи – да продлит Аллах их благословенную жизнь – определяют, соответствуют ли законопроекты, которые имеют быть предложенными, принципам ислама. Посему официально постановляется, что всегда должна существовать коллегия не менее чем из пяти муштехидов или верующих знатоков духовного закона, которые должны также быть осведомленными и о требованиях момента. Эта коллегия составляется следующим образом: ученейшие улемы и славные муштехиды представляют Меджлису список имен 20 муштехидов, обладающих вышеуказанными качествами. Меджлис избирает голосованием или по жребию пять или более из них, в зависимости от потребности, и назначает их членами коллегии, дабы они рассматривали и обсуждали все законопроекты, предлагаемые Меджлису, и отвергали полностью или частично те из проектов, которые расходятся со священными законами ислама, чтобы подобного рода законопроекты не получали силу законов. Решения этой духовной коллегии должны быть приняты к исполнению. Настоящая статья должна оставаться незыблемой до появления святого пророка, да ускорит Аллах его радостный приход.
Статья 3. Границы Персии, ее провинций, ее округов и уездов могут быть изменены только согласно закону.
Статья 4. Столицей Персии является город Тегеран.
Статья 5. Официальными цветами персидского флага являются зеленый, белый и красный; герб – Лев и Солнце,
Статья 6. Безопасность жизни и имущества иностранных подданных, проживающих на персидской территории, гарантируется и подлежит охране за исключением тех случаев, которые предусмотрены законами страны.
Статья 7. Основы Конституции никаким образом не могут быть отменены ни полностью, ни частично.
ПРАВА ПЕРСИДСКОГО НАРОДА
Статья 8. Все население Персии пользуется равными правами перед законом.
Статья 9. Все лица защищаются и охраняются в отношении их жизни, имущества, жилища и чести от любого рода посягательств, и никто не вправе возбуждать против них преследования, за исключением тех случаев, которые будут определены законом.
Статья 10. Никто не может быть арестован без письменного приказа председателя Суда , выданного в порядке, предусмотренном законом, за исключением случаев ареста на месте совершения преступления или значительного проступка. Но и в таких случаях обвиняемый должен немедленно или, самое позднее, в течение последующих 24 часов быть извещен о характере вменяемого ему преступления.
Статья 11. Никто не может быть изъят из ведения того суда, которому он подсуден по закону, и насильственно отдан под иной суд.
Статья 12. Наложение и приведение в исполнение наказаний может иметь место только согласно закону.
Статья 13. Жилище и дом каждого находятся под охраной закона; ни в одно жилище нельзя насильно вторгнуться иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 14. Никакой перс не может быть выслан из страны и ему нельзя воспрепятствовать проживать в любой части ее. Он не может быть принужден жить в определенной ее части, за исключением точно определенных законом случаев.
Статья 15. Никакое имущество не может быть изъято из собственности или владения собственника, помимо случаев, предусматриваемых духовным законом, и при условии, что действительная стоимость имущества определена и выплачена.
Статья 16. Конфискация недвижимого или движимого имущества в качестве меры наказания запрещена, помимо случаев, определенных законом.
Статья 17. Запрещается лишать собственников или владельцев права владения над принадлежащими им движимыми или недвижимыми имуществами под каким бы то ни было предлогом, иначе как согласно с законом.
Статья 18. Изучение и преподавание всяких наук, ремесел и искусств свободно, за исключением запрещенных духовными законами.
Статья 19. Вопрос об основании школ, содержащихся на средства правительства или нации, и об обязательном обучении разрешается на основании закона министерством наук и искусств. Все школы и университеты находятся под наблюдением и управлением этого министерства.
Статья 20. Печатные издания, за исключением еретических религиозных книг и печатных произведений, вредных для чистой религии, могут свободно издаваться и не подлежат цензуре. Если, однако, обнаружено будет в них что-либо противное закону о печати, то издатель или автор подлежат наказанию, определенному законом о печати. Если автор известен и проживает в Персии, то издатель, типографщик и лица, распространяющие печатные издания, не подлежат преследованию.
Статья 21. Организация обществ и союзов, которые действуют не во вред религии и государству и не нарушают общественного порядка, разрешается по всей стране; но члены таких обществ не должны носить оружия и обязаны подчиняться постановлениям, установленным по этому поводу законом. Собрания на улицах и общественных площадях должны также подчиняться постановлениям полиции.
Статья 22. Почтовые отправления находятся под охраной закона и не подлежат задержанию или вскрытию, за исключением особых случаев, предусмотренных законом.
Статья 23. Запрещается также задерживать или разглашать телеграфную корреспонденцию без определенного на то согласия владельца ее, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 24. Иностранные подданные могут перейти в персидское подданство; порядок принятия и порядок выхода из персидского подданства определяется согласно особого закона.
Статья 25. Не требуется специального разрешения для принесения жалоб на государственных служащих по поводу совершения ими злоупотреблений во время исполнения служебных обязанностей, за исключением жалоб на министров. При подаче должны соблюдаться особые, на этот предмет изданные узаконения.
О ВЛАСТЯХ В ГОСУДАРСТВЕ
Статья 26. Суверенитет принадлежит народу; основные законы регулируют порядок осуществления его.
Статья 27. Суверенитет делится на три формы властей:
I. законодательную власть, издающую или изменяющую законы. Она принадлежит его величеству Шах-ин-шаху, Меджлису и Сенату, при чем каждый из них имеет право предлагать ввести любой закон. Однако закон вступает в силу лишь в том случае, если он не противоречит духовному праву, одобрен членами обоих собраний и удостоен высочайшей подписи. Право предложения и принятия законов о государственных доходах и расходах принадлежит исключительно Меджлису. Толкование и разъяснение законов входит также в компетенцию вышеупомянутого собрания;
II. судебную власть, задача которой состоит в определении прав и которая принадлежит в духовно-правовых делах – духовным судам, в светско-правовых делах – светским судам;
III. исполнительную власть, которая принадлежит монарху; это означает, что законы и законоположения проводятся в жизнь министрами и государственными чиновниками от Высочайшего Его Величества имени, в порядке, предусмотренном законом.
Статья 28. Три вышеупомянутые формы власти должны всегда быть раздельными друг от друга.
Статья 29. Специальные интересы каждой провинции, округа и уезда защищаются и регулируются с согласия провинциальных и окружных советов особыми законами.
ПРАВА ЧЛЕНОВ ПАЛАТ
Статья 30. Депутаты Меджлиса и Сената представляют всю нацию, а не отдельные сословия, провинции, округа или уезды, которые избирали их.
Статья 31. Одно и то же лицо не может в одно и то же время быть членом обеих палат.
Статья 32. Как только какой-либо депутат поступает на какую-либо платную должность в одно из правительственных учреждений, он исключается из состава членов собрания, и его обратное принятие в члены палаты возможно лишь при отказе его от упомянутой государственной службы и при вторичном избрании его населением.
Статья 33. Каждая палата имеет право расследования и рассмотрения любых государственных дел.
Статья 34. Постановления Сената не имеют последствий во время роспуска Меджлиса.
ПРАВА ПЕРСИДСКОГО МОНАРХА
[Статья 35. Право монархии в Персии является правом, доверенным народом в качестве божественного дара особе Шаха].
[Статья 36. Конституционная монархия в Персии будет существовать в лице его величества Шах-ин-шaxa Мухаммед-Али-Каджара, да продлит Аллах правление его, и в лице его наследников из поколения в поколение].
Статья 37. Право престолонаследия, в случае, если у Шаха будет несколько сыновей, переходит к старшему сыну, если мать его была принцессой и персиянкой по происхождению. В случае, если Шах не имеет потомков мужского пола, то старшее лицо мужского пола из царского рода и ближайшее по родству является наследником престола. Если же, однако, в вышеуказанном случае у Шаха впоследствии родятся мужские потомки, то правонаследования переходит к ним.
Статья 38. В случае вакансии трона , наследник может лично принять правление, только если ему уже исполнилось 18 лет. Если же он не достиг этого возраста, то Меджлисом или Сенатом избирается регент, который и управляет государством до той поры, пока наследник не достиг восемнадцатилетнего возраста.
Статья 39. Ни один монарх не может принять правления, если до коронования не явился в Меджлис и, в присутствии членов Меджлиса и Сената, не произнес следующей присяги:
«Призывая в свидетели Всемогущего, клянусь именем священным Аллаха и всем, что есть святого, что я приложу все свои усилия, чтобы охранять независимость Персии, ограждать и защищать границы страны и права народа, соблюдать основные конституционные законы Персии и управлять согласно установленным законам. Я буду покровительствовать и содействовать распространению учения Джафара и Двенадцати имамов, и буду во всех своих деяниях и поступках считать Многопрославленного всемогущим руководителем всех дел, и я не буду иметь перед глазами своими иной цели, чем счастье и величие персидского государства и народа. На это прошу у Всемогущего благословения и помощи, и у великих глав и вождей ислама поддержки и содействия, в целях преуспевания Персии».
Статья 40. Равным образом никто, избранный регентом, не может приступить к своим обязанностям, если он не принес вышеупомянутой присяги.
Статья 41. В случае смерти Шаха, Меджлис и Сенат должны обязательно собраться, и такое заседание не может быть отложено далее, чем на 10 дней после смерти Шаха.
Статья 43. Если срок полномочий депутатов какого-либо из обоих собраний истек еще при жизни усопшего Шаха, и новые депутаты еще не избраны ко времени его смерти, то прежние депутаты должны собраться, и обе палаты продолжают сессию.
Статья 43. Шах не может принять правления над другим государством без согласия на то Меджлиса и Сената.
Статья 44. Особа Шаха свободна от ответственности. Министры государства ответственны перед обеими палатами в отношении всех дел.
Статья 45. Фирманы и приказы Шаха в отношении государственных дел приобретают силу только тогда, когда они скреплены ответственным министром, который и ответственен за смысл и содержание этих фирманов или приказов.
Статья 46. Назначение и увольнение министров производится на основании шахского фирмана.
Статья 47. Пожалование военных чинов, орденов и других знаков отличия на основании закона составляет прерогативу Шаха.
Статья 48. Определение и назначение чиновников, возглавляющих различные государственные учреждения по внутренней или внешней службе с одобрения ответственного министра, является правом Шаха, кроме случаев, предусмотренных законом. Назначением других чиновников Шах не ведает, за исключением тех случаев, которые будут особо предусмотрены законом.
Статья 49. Издание фирманов и приказов о порядке проведения в жизнь законов является правом Шаха, однако он ни под каким предлогом не может отсрочить или аннулировать вступление в силу этих законов.
Статья 50. Верховное командование над всеми военными силами, сухопутными и морскими, находится в руках Шаха.
Статья 51. Объявление войны и заключение мира является правом Шаха.
Статья 52. Договоры, которые согласно ст. 24-й основного закона, обнародованной 14-го зилькадэ 1324 г. , должны оставаться секретными, должны быть представлены Шахом Меджлису и Сенату, с надлежащими объяснениями, после того как исчезнут причины, которые сделали необходимыми сохранение их в тайне, и как только общественные интересы и безопасность того потребуют.
Статья 53. Секретные статьи какого-либо договора ни в коем случае не могут аннулировать несекретные статьи этого договора.
Статья 54. Шах может созвать Меджлис и Сенат на чрезвычайную сессию.
Статья 56. Расходы на содержание двора должны быть установлены законом.
Статья 57. Высочайшие прерогативы и права заключаются только в том, что перечислено и упомянуто в настоящем конституционном законе.
О МИНИСТРАХ
Статья 58. Никто не может быть министром, если он не исповедует мусульманской религии, не является персом по рождению и не персидский подданный.
Статья 59. Принцы шахской крови первого разряда, т. е. сыновья, братья и дяди с отцовской стороны царствующего монарха, не могут быть назначены министрами.
Статья 60. Министры ответственны перед обеими палатами, должны, в случае если любая из палат найдет нужным их присутствие, являться в нее, и должны нести последствия ответственности за все те дела, которые им вверены.
Статья 61. Министры, помимо единоличной ответственности за дела, относящиеся к их министерству, ответственны также солидарно перед обеими палатами за общее направление деятельности других министерств.
Статья 62. Число министров определяет закон, в зависимости от необходимости.
Статья 63. Пожалование министерского титула в качестве почетного звания отменяется.
Статья 64. Министры не могут слагать с себя ответственности, ссылаясь на устные или письменные приказы Шаха.
Статья 65. Меджлис или Сенат могут возбуждать следствия по поводу действий министров.
Статья 67. Если Меджлис или Сенат абсолютным большинством голосов заявят о своем неудовольствии кабинетом или каким-либо отдельным министром, то этот кабинет или соответствующий министр должен подать в отставку.
Статья 68. Министры не могут занимать какой-либо другой платной должности.
Статья 69. Меджлис или Сенат должны сообщать о преступлениях по должности, совершенных министрами, кассационной палате, которая в присутствии всех членов проводит судебное расследование дела, за исключением случаев, когда обвинение и преследование относится к министру, как к частному лицу, и находится вне пределов его служебной деятельности, как министра.
Примечание. Пока кассационный суд еще не учрежден, функции этого суда исполняются комиссией, составленной из одинакового числа членов обеих палат.
Статья 70. Способ определения виновности министра, а также наказания, которому он подлежит, в случае обвинения его Меджлисом или Сенатом, или же частными лицами по делам, относящимся ко вверенному ему министерству, определяется особым законом.

О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 71. Министерство юстиции и светские суды являются органами, официально компетентными в принятии всякого рода жалоб; вынесение решений по всем вопросам, относящимся к сфере действия духовных законов, производится справедливыми муштехедами, обладающими необходимыми для сего достоинствами.
Статья 72. Процессы, возникающие по поводу политических или административных дел, относятся, кроме особо предусмотренных законом случаев, к компетенции светских судей.
Статья 73. Назначение судей производится согласно закону; никто ни под каким видом и ни в какой форме не может производить суд вопреки постановлениям закона.
Статья 74. Суд может быть учрежден только на основании закона.
Статья 75. Во всем государстве будет учрежден лишь одни находящийся в столице кассационный суд для разбора дел, подлежащих ведению светских судов; этот суд не будет разбирать дел в первой инстанции, за исключением процессов, касающихся министров.
Статья 76. Все судебные заседания должны быть публичными, за исключением тех случаев, когда гласность разбирательства может принести вред общественному порядку и нравственности. В таких случаях суд должен вынести решение о необходимости заслушания дела при закрытых дверях.
Статья 77. При разборе дел о политических преступлениях или нарушениях законов о печати, слушание которых желательно при закрытых дверях, постановление о заслушании дела при закрытых дверях должно быть вынесено членами суда единогласно.
Статья 78. Решения и приговоры судов должны быть обоснованы и мотивированы, должны содержать в себе ссылки на те статьи законов, согласно которым был вынесен приговор; приговор должен быть зачитан вслух.
Статья 79. В случаях политических преступлений и нарушений закона о печати, к участию в разборе дела должны быть привлечены сведущие люди.
Статья 80. Председатели и члены судов должны быть избираемы в порядке, предусматриваемом законом, и назначаться шахским фирманом.
Статья 81. Ни один судья не может быть временно или постоянно отстранен от своей должности иначе, как по суду, когда виновность его будет установлена, или же в случае, когда он сам по своей воле подаст в отставку.
Статья 82. Исполнение каких-либо не судейских обязанностей может быть поручено судье только при условии согласия на то с его стороны.
Статья 83. Назначение генерального прокурора подлежит компетенции Шаха, при одобрении кандидатуры духовным судьей.
Статья 84. Назначение прокуроров судов производится согласно закона.
Статья 85. Председатели судов не могут занимать других правительственных должностей, кроме тех случаев, когда они исправляют эти должности без вознаграждения, и кроме тех случаев, когда это не противоречит закону.
Статья 86. В каждом главном городе провинции должен быть учрежден апелляционный суд для рассмотрения дел по юридическим вопросам в порядке, установленном законом о судоустройстве.
Статья 87. Согласно особого закона учреждаются военные суды.
Статья 88. Кассационный и другие суды должны проводить в жизнь лишь те приказы и распоряжения провинциальных, окружных и городских властей, которые не противоречат закону.
О СОВЕТАХ ПРОВИНЦИЙ И ОКРУГОВ
Статья 90. По всему государству учреждаются, согласно особых законоположений, провинциальные и окружные советы. Основные положения, касающиеся их организации, следуют ниже.
Статья 91. Члены провинциальных и окружных советов должны непосредственно избираться населением, согласно инструкции о порядке выборов.
Статья 92. Провинциальные и окружные советы имеют право полного контроля над всеми мероприятиями, касающимися общественных интересов их районов, при условии не нарушения действующих законов.
Статья 93. Росписи доходов и расходов всех провинций и округов устанавливаются и издаются провинциальными и окружными советами.

О ФИНАНСАХ
Статья 94. Никакие налоги не могут быть установлены иначе, как по закону.
Статья 95. Закон определяет те случаи, при которых возможно освобождение от уплаты налогов.
Статья 96. Меджлис большинством голосов ежегодно устанавливает размеры налогов.
Статья 97. В отношении уплаты налогов не будет производиться никаких различий и даваться привилегий для отдельных лиц.
Статья 98. Освобождение от налогов или уменьшение их регулируется особым законом.
Статья 99. За исключением особо предусмотренных законом случаев, с населения не должны ни под каким предлогом взыскиваться какие-либо сборы, которые не входят в категории государственных, провинциальных, окружных или городских налогов.
Статья 100. Никакие выдачи или дарения не могут производиться из казны иначе, как согласно закона.
Статья 101. Меджлис назначает членов счетной палаты на срок, установленный законом.
Статья 102. Счетная палата назначается для рассмотрения и контроля отчетов и всех счетов финансового ведомства. Ей особо вменяется в обязанность следить за тем, чтобы ни одна статья расходов не превышала суммы, установленной для нее по бюджету или не была бы изменена, и чтобы сумма каждой статьи была израсходована по своему назначению. Она должна также рассматривать и контролировать все отчеты различных государственных учреждений, собирать оправдательные документы по приведенным в этих отчетах расходам и представлять Меджлису общий отчет по исполнению бюджета государства, с приложением своего по поводу него заключения.
Статья 103. Организация и распорядок работы этой счетной палаты определяются законом.
ОБ АРМИИ
Статья 104. Закон определяет порядок набора войск, права и обязанности военнослужащих, а также порядок производства в высшие чины.
Статья 105. Расходы на военные нужды должны ежегодно определяться Меджлисом.
Статья 106. Никакие иностранные войска не могут быть нанимаемы на службу Персии. Они не могут находиться на территории Персии или проходить через какую-либо часть ее иначе, как в силу особого закона.
Статья 107. Военнослужащие не могут быть лишены присвоенных им прав и почестей иначе, как согласно закона.
БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ШАХСКИЙ РЕСКРИПТ
Во имя бога всемогущего и всеблагословляющего.
Настоящие основные законы были прочтены и признаны соответствующими.
Наша августейшая особа, даст бог, будет хранить и соблюдать их.
Наши сыновья и потомки также, даст бог, утвердят и будут охранять эти священные положения.
Мухаммед-Али-Шах.
Дано 29 Шабана-Куй-Иль 1325 г.
Тегеранский Шахский Дворец.