КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА ЕГИПЕТСКОГО
19 апреля 1923 г.
(ДУСТУР-ЭЛЬ-МАМЛАКАТ-ЭЛЬ-МЫСРИЕ)
КОРОЛЕВСКИЙ ДЕКРЕТ № 42
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА
В ГОСУДАРСТВЕ ЕГИПЕТСКОМ
Мы, король Египта,
с тех пор, как вступили на престол наших предков и приняли на себя управление владениями, заповеданными нам Аллахом Всевышним, не переставали всегда, по мере сил своих, искать добра для нашего народа и стремиться направить его на путь, который, как нам известно, поведет его к счастью и преуспеванию и даст ему возможность приобщиться к тем благам, которыми пользуются все свободные цивилизованные пароды,
и так как
эта цель может быть осуществлена надлежащим образом только при наличии конституционного порядка, подобного новейшим и совершеннейшим конституционным порядкам в мире, способного обеспечить народу жизнь в счастье, преуспевании и полной свободе, который гарантировал бы ему действительное участие в управлении делами страны, дал бы ему возможность устанавливать законы и наблюдать за проведением их в жизнь и, оставляя в душе его чувство удовлетворения и спокойствия за настоящее и будущее, сохранял бы дух народа, оставляя неприкосновенными его свойства и особенности, являющиеся великим историческим наследием его,
и так как
осуществление сего было всегда самым заветным нашим желанием и той великой задачей, к которой Мы стремились в своих помыслах, в целях прогресса нашего народа, сообразного его духовным качествам и природным способностям, соответствующего его былому историческому величию и позволяющего ему занять достойное место среди народностей и народов культурного мира,
то Мы повелеваем о нижеследующем:
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ЕГО.
Статья 1. Египет есть суверенное, свободное и независимое государство. Владения его неделимы и неотторжимы. Форма правления его – монархия, наследственная, конституционная.
ГЛАВА ВТОРАЯ. О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЕГИПТЯН.
Статья 2. Подданство Египетскому государству определяется на основании закона.
Статья 3. Египтяне равны перед законом. Они пользуются в одинаковой мере как политическими, так и гражданскими правами. Они равны в деле уплаты ими налогов и в своих обязанностях перед государством, без различий происхождения, языка и вероисповедания. Только египтяне могут быть допущены к исправлению гражданских и военных должностей. Иностранцы допускаются к исполнению подобных обязанностей лишь в исключительных случаях, в порядке, предусмотренном законом.
Статья 4. Личная свобода гарантируется.
Статья 5. Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе, как согласно порядку, установленному законом.
Статья 6. Преступления и наказания определяются законом. Не могут быть наказуемы деяния, совершенные до вступления в силу закона, которым они преследуются.
Статья 7. Высылка египтянина с египетской территории не дозволяется. Египтянину нельзя воспрепятствовать проживать в какой угодно части Египетской территории, ни обязывать его поселяться в какой-либо местности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 8. Жилища неприкосновенны. Вход в жилище может иметь место лишь в случаях и с соблюдением условий, указанных в законе.
Статья 9. Право собственности гарантируется. Отчуждение собственности может иметь место только в общем интересе, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, при условии справедливого вознаграждения.
Статья 10. Полная конфискация имуществ в качестве меры наказания запрещена.
Статья 11. Тайна почтовой корреспонденции, телеграфных и телефонных сообщений может быть нарушена лишь в случаях, предусмотренных законом.
Статья 12. Свобода совести гарантируется.
Статья 13. Государство разрешает осуществление религиозных церемоний и обрядов, согласно обычаям, принятым в Египте, поскольку они не нарушают публичного порядка и не противоречат нравственности.
Статья 14. Свобода выражения мнения гарантируется. Каждый может выражать свое мнение словесно, в письме, путем изображения или иным путем в пределах, предусмотренных законом.
Статья 15. Пресса свободна в пределах, определенных законом. Цензура над газетами отменена.
Предостережения, приостановка или закрытие газет в административном порядке запрещены, за исключением тех случаев, когда это необходимо для охранения публичного порядка.
Статья 16. Запрещается препятствовать свободе слова в частных или коммерческих сношениях или религиозных делах, как равным образом и в каких бы то ни было выступлениях в печати или на публичных собраниях.
Статья 17. Преподавание свободно, поскольку оно не нарушает публичного порядка и не противоречит нравственности.
Статья 18. Организация первоначального обучения производится в порядке, определенном законом.
Статья 19. Первоначальное обучение обязательно для египетских детей как мужского, так и женского пола. Оно производится бесплатно в общественных правительственных школах .
Статья 20. Египтяне имеют право устраивать собрания без оружия и не нарушая публичного спокойствия и порядка. Агенты полиции могут не допускаться на подобные собрания и принимающие участие в этих собраниях не обязаны их предупреждать о предполагаемых собраниях. Настоящее положение не распространяется на публичные собрания, порядок устройства которых предусмотрен законом . Оно не препятствует принятию каких-либо мер в целях сохранения публичного порядка.
Статья 21. Египтяне имеют право образовывать общества и союзы. Порядок организации обществ определяется законом.
Статья 22. Египтяне – частные лица – могут обращаться беспрепятственно, путем подачи письменного заявления за своей личной подписью к общественным организациями и правительственным учреждениям по делам, у них имеющимся. Вступать в сношения с правительственными учреждениями могут только те из обществ или союзов, которые существуют на законном основании, и юридические лица.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О ВЛАСТЯХ
РАЗДЕЛ ПЕРВЪІЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Народ является источником всех властей. Осуществление власти происходит по форме, определенной настоящей конституцией.
Статья 24. Законодательной властью облечен король совместно с палатами шейхов и депутатов.
Статья 25. Ни один закон не может быть обнародован иначе, как после принятия его парламентом и утверждения королем.
Статья 26. Закон имеет силу по всей территории Египта после обнародования его королем. Закон считается обнародованным с момента опубликования его в официальном органе правительства. Он имеет силу во всех местностях Египта со дня получения на местах сообщения об опубликовании его. Закон считается приобретшим законную силу во всех местностях через 30 дней после опубликования его. Этот срок может быть увеличен или уменьшен лишь в случае, если это будет предусмотрено законом.
Статья 27. Закон распространяется только на те события, которые имеют место со дня вхождения его в силу. Он не распространяется на те события, которые имели место до вхождения его в силу, за исключением случаев, особо предусмотренных законом.
Статья 28. Король, палата шейхов и палата депутатов имеют право законодательной инициативы. Палата шейхов лишена этого права лишь в отношении предложения законопроектов, касающихся установления и увеличения существующих налогов; такие законопроекты могут исходить исключительно от короля и палаты депутатов.
Статья 29. Исполнительной властью облечен король, который осуществляет ее в пределах, предусмотренных настоящей конституцией.
Статья 30. Судебной властью облечены суды всех систем и инстанций.
Статья 31. Приговоры выносятся и приводятся в исполнение от имени короля в порядке, предусмотренном законом.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. КОРОЛЬ И СОВЕТ МИНИСТРОВ
ЧАСТЬ I. КОРОЛЬ
Статья 32. Королевский трон в Египетском государстве наследствен и принадлежит династии Мухаммеда-Али. Порядок наследования королевского трона определен высочайшим королевским декретом от 15 шабана 1340 г.
Статья 33. Король является высшим главой государства. Особа его неприкосновенна и должна быть охраняема.
Статья 34. Король утверждает законы и обнародует их.
Статья 35. В случае, если король не считает нужным утвердить закон, принятый парламентом, он возвращает его в течение месячного срока парламенту для повторного рассмотрения. Если же закон, принятый парламентом, в течение указанного выше времени не возвращен королем парламенту, он считается тем самым утвержденным королем.
Статья 36. В случае, если закон, возвращенный королем в указанный выше срок парламенту, принимается вторично большинством двух третей голосов каждой из палат, законопроект считается утвержденным и подлежащим обнародованию. Если же количество поданных голосов составит меньше двух третей, то принятие законопроекта откладывается до следующей сессии парламента. Если же парламент в следующей своей сессии вторично примет законопроект, то таковой получает силу закона и обнародуется.
Статья 37. Король издает инструкции, касающиеся порядка проведения в жизнь законов, при условии, что издаваемые им инструкции не изменяют, не откладывают и не отменяют действия закона.
Статья 38. Король имеет право роспуска палаты депутатов.
Статья 39. Король имеет право отсрочивать сессию парламента. Сессия не может быть отсрочена более, чем на месячный срок. Сессия не может быть отсрочена вторично во время одной и той же сессии парламента без одобрения этой меры обеими палатами.
Статья 40. Король имеет право, в случае надобности, созыва чрезвычайной сессии парламента. Им же отдаются приказы о созыве чрезвычайной сессии, в случае получения соответствующего ходатайства, подписанного большинством членов одной из двух палат. Роспуск чрезвычайной сессии производится также по приказу короля.
Статья 41. В том случае, если в перерыве между двумя сессиями выявится необходимость принятия не допускающих отлагательств мероприятий, король имеет право издавать соответствующие декреты, при условии, что они не противоречат конституции. Издаваемые королем декреты должны быть внесены на рассмотрение парламента на первом его заседании, который должен быть на сей предмет созван на чрезвычайную сессию. Если указанные декреты не будут внесены на рассмотрение парламента или если какая-либо из палат не утвердит их, то они теряют свою законную силу.
Статья 42. Король открывает обыкновенную сессию парламента тронной речью к обеим палатам, собравшимся вместе, в которой он описывает положение страны. Палаты отвечают на эту речь в отдельности, посредством передачи королю особых грамот.
Статья 43. Король утверждает гражданские и военные чины и жалует таковые. Он распределяет ордена и прочие знаки отличия. Он имеет также право чеканки монеты, согласно закону, равно как и право амнистии и уменьшения наказания.
Статья 44. Король организует отрасли управления, назначает и увольняет чиновников в порядке, предусмотренном законом.
Статья 45. Король объявляет о введении чрезвычайного положения. Приказ короля об объявлении чрезвычайного положения должен быть передан на рассмотрение парламента, который определяет срок длительности его или отменяет его. Если приказ о введении чрезвычайного положения был объявлен во время вакации парламента, последний должен быть, в порядке спешности, созван.
Статья 46. Король является верховным главнокомандующим сухопутных и морских вооруженных сил. Он назначает и увольняет офицеров. Он объявляет войну, заключает мир, заключает договоры, которые он вносит на рассмотрение парламента, если то позволяют интересы и безопасность государства, с приложением соответствующих объяснений.
Однако лишь при условии одобрения парламентом может последовать объявление наступательной войны и заключение договоров мирных, союзных, торговых, о мореплавании и соглашений, изменяющих территорию государства или ограничивающих суверенитет его, или отягчающих бюджет его расходами, или наносящих ущерб публичным и частным правам граждан его. Ни в коем случае не разрешается, чтобы секретные части договоров противоречили несекретным частям их.
Статья 47. Король Египта не может одновременно с управлением Египетским государством принять на себя управление делами другого государства иначе, как с одобрения парламента, который должен быть представлен не менее чем двумя третями своих членов, при чем постановление парламента считается действительным только лишь в случае, если за принятие его голосовало не менее двух третей присутствующих.
Статья 48. Король осуществляет свою власть через посредство своих министров.
Статья 49. Король назначает и увольняет министров. Он назначает и отзывает дипломатических представителей Египта по представлению министра иностранных дел.
Статья 50. Король Египта, прежде чем принять на себя конституционную власть, приносит присягу следующего содержания перед обеими палатами, собравшимися вместе: «Клянусь Всемогущим Аллахом, что я буду уважать конституцию и законы Египетского народа и буду стоять на страже независимости отечества и безопасности территории его».
Статья 51. Регенты вступают в должность не иначе, как после принесения перед обеими палатами, собравшимися вместе, клятвы, изложенной в предыдущей статье, с прибавлением слов: «и быть искренним по отношению к королю».
Статья 52. В случае смерти короля обе палаты собираются, согласно закона , в течение десяти дней со дня объявления о кончине. В том случае, если во время, когда наступила кончина, палата депутатов распущена, а новый состав палаты будет созван позже, чем через десять дней, собирается состав распущенной палаты, который заседает до тех пор, пока не будет созван новый состав палаты, долженствующий его заменить.
Статья 53. Если король не имеет наследника, то он должен назначить себе такового с одобрения парламента, собравшегося в форме конгресса.
Для действительности постановления парламента в этом случае необходим кворум из не менее трех четвертей членов каждой из палат, а также чтобы постановление было принято большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов.
Статья 54. Если трон становится вакантным за отсутствием наследников либо если наследник не назначен королем, парламент собирается немедленно в форме конгресса согласно положения, предусмотренного предыдущей статьей, для избрания короля. Эти выборы производятся в течение 8 дней с момента открытия конгресса. Для действительности выборов необходим кворум из не менее ¾ членов каждой из обеих палат, а также чтобы постановление об избрании было вынесено большинством 2/3 голосов присутствующих членов.
Если при вышеупомянутых условиях выборы не достигнут положительного результата, то парламент собирается на девятый день снова, и выборы производятся простым большинством голосов и действительны при любом числе присутствующих.
Если палата депутатов будет распущена в то время, когда трон окажется вакантным, старый состав палаты созывается снова и заседает впредь до тех пор, пока не будет созвана палата, долженствующая ее заменить.
Статья 55. В период времени между кончиной короля и принесением присяги новым королем или регентом конституционная власть принадлежит совету министров, который осуществляет ее от имени народа и под своей ответственностью.
Статья 56. Размеры содержания, предоставляемого королю, и расходов королевского двора на все время правления определяются согласно закону в момент принятия королем на себя власти. Размер содержания регентов, выплачиваемого за счет доходов короля, определяется также согласно закону.

ЧАСТЬ II. МИНИСТРЫ
Статья 57. Совет министров руководит государственными учреждениями.
Статья 58. Быть министром может только египтянин.
Статья 59. Не могут быть министрами члены королевской династии.
Статья 60. Подписи короля действительны в качестве правительственного акта лишь в том случае, если они контрассигнованы председателем совета министров и соответственным министром.
Статья 61. Совет министров солидарно ответствен перед палатой депутатов за общую политику правительства и каждый из министров в отдельности ответствен за действия своего министерства.
Статья 62. Письменные или устные приказы короля ни в коем случае не освобождают от ответственности министров.
Статья 63. Министры имеют право присутствовать на заседаниях любой из палат; всякий раз, когда они того потребуют, им должно предоставляться слово. Однако правом решающего голоса они могут обладать лишь в том случае, если они являются членами одной из палат. Министры имеют право назначить себе помощников из высших чинов своих министерств, кого они сочтут для того подходящими, и которые замещали бы их в случае нужды на заседаниях палат. Каждая палата имеет право обязать министров присутствовать на ее заседаниях.
Статья 64. Ни одни министр не имеет права покупать или арендовать какую-либо собственность, принадлежащую государству, даже если аренда или продажа производится с публичного торга.
Министры, находясь при исполнении обязанностей, не имеют также права состоять членами административных советов (правлений) каких бы то ни было обществ, а также активно участвовать в торговых или финансовых делах.
Статья 65. Если палата депутатов вотирует недоверие совету министров, последний должен подать в отставку. Если вотум вынесен в отношении одного из министров, то последний должен подать в отставку.
Статья 66. Лишь палата депутатов имеет право обвинять министров в преступлениях по должности. Постановление об обвинении должно быть вынесено большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов палаты. Право судить министров имеет лишь особая судебная палата. Палата депутатов из своей среды назначает лицо, долженствующее поддержать обвинение перед судебной палатой.
Статья 67. Особая судебная палата состоит из председателя высшего египетского суда в качестве председателя и из 16 членов, из коих 8 членов назначаются по жребию из состава палаты шейхов и 8 членов из числа египетских судей высшего суда, по порядку старшинства.
В случае нужды, число последних дополняется председателями судов низших инстанций, а также членами судов (судьями), назначаемыми в порядке старшинства.
Статья 68. Особая судебная палата будет применять уголовный кодекс в отношении преступлений, предусмотренных им. В случаях, не предусмотренных указанным кодексом, ответственность и степень виновности министра должна быть определена специальным законом.
Статья 69. Приговоры особой судебной палаты выносятся большинством 12-ти голосов.
Статья 70. До опубликования особого закона особая судебная палата вырабатывает сама правила производства суда над министрами.
Статья 71. Министр, в отношении которого палата депутатов вынесла постановление о предании суду, отстраняется от дел до тех пор, пока особой судебной палатой не будет вынесен приговор по его делу.
Отставка министра не может служить препятствием для начала и продолжения судебного преследования.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПАРЛАМЕНТ
Статья 73. Парламент образуется из двух палат: палаты шейхов и палаты депутатов.
ЧАСТЬ I. ПАЛАТА ШЕЙХОВ
Статья 74. Палата шейхов состоит из членов, из коих 3/5 назначаются королем и 2/5 избираются всеобщим голосованием лиц, имеющих право голоса, согласно положениям закона о выборах.
Статья 75. Каждая мюдирие (провинция) или мухафаза (городской округ), имеющая не менее 180.000 жителей, избирает одного члена палаты шейхов на каждые 180.000 жителей или часть этого числа, но не меньшую 90.000 жителей.
Каждая мюдирие или мухафаза, насчитывающая менее 180.000 жителей, но не меньше 90.000 жителей, имеет право избрания одного члена палаты шейхов. Каждая мюдирие или мухафаза, насчитывающая менее 90.000 жителей, имеет право избрания также одного члена палаты шейхов, если она только на основании закона не присоединена при выборах к другим мюдирие или мухафаза.
Статья 76. Каждая мюдирие идя мухафаза или каждая часть мюдирие или мухафаза, имеющая право избрания одного члена палаты шейхов, рассматривается как отдельный избирательный округ. Избирательные округа определяются законом, который по мере возможности уравнивает округа в мюдирие и мухафаза, имеющие право избрания более чем одного члена палаты шейхов. Допускается, чтобы закон считал главный город мюдирие, число жителей которого не превышает 180.000 человек, но не является меньшим 90.000 человек, самостоятельным избирательным округом. В этом случае все остальные части данной мюдирие представляют собой как бы отдельную мюдирие в вопросах, касающихся числа членов, подлежащих избранию, или определения избирательных округов.
Статья 77. Член палаты шейхов должен помимо условий, предусмотренных законом о выборах, быть в возрасте не моложе 40 лет по грегорианскому календарному счету.
Статья 78. Каждый член палаты шейхов, будь то по назначению, будь то по избранию, должен иметь один из следующих рангов или званий:
1) министра, дипломатического представителя, председателя палаты, депутатов, подстатс-секретаря, председателя или советника апелляционного суда или других судов, равных степеней или более высоких, депутата, старшины адвокатского сословия, чиновника на действительной службе или в отставке, чином не ниже директора департамента;
2) выдающиеся ученые, высшее духовенство, офицеры в отставке чином не ниже «лева» (бригадного генерала), бывшие депутаты, дважды взбиравшиеся в палату депутатов, землевладельцы, платящие не менее 150 египетских фунтов в год налогов, финансисты, коммерсанты, промышленники и лица свободных профессий, доход которых составляет не менее 1500 египетских фунтов в год. В члены палаты шейхов указанные лица могут избираться только при условии, что они не будут совмещать с должностью члена палаты шейхов каких-либо иных должностей, если это не предусмотрено особо конституцией или законом о выборах.
В отношении мюдирие Ассуан налоги и ежегодные доходные поступления будут определены законом о выборах.
Статья 79. Члены палаты шейхов избираются на 10 лет. Половина избираемых и половина назначаемых членов палаты шейхов обновляется каждые 5 лет. Члены палаты шейхов могут быть переизбраны или вторично назначены.
Статья 80. Председатель палаты шейхов назначается королем. Два вице-председателя избираются палатой шейхов из своей среды. Председатель назначается, и 2 вице-председателя избираются на 2 года. Председатель может быть вторично назначен, а вице-председатели переизбраны.
Статья 81. Во время вакаций палаты депутатов, палата шейхов приостанавливает также свои заседания.
ЧАСТЬ II. ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ
Статья 82. Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых всеобщим голосованием лиц, имеющих право голоса согласно закону о выборах.
Статья 83. Каждая мюдирие или мухафаза, имеющая 60.000 или больше жителей, имеет право избрания 1 депутата на 60.000 жителей или часть этого числа, не меньшую, однако, 30.000 жителей. Мюдирие или мухафаза, насчитывающая менее 60.000 жителей, также избирает одного депутата. Каждая мюдирие или мухафаза, имеющая, однако, менее 30.000 жителей, имеет право избрания одного депутата лишь в том случае, если по закону она не присоединена при выборах к другой мюдирие или мухафаза.
Статья 84. Избирательным округом считается каждая мюдирие или мухофаза, равным образом как каждая часть мюдирие или мухафаза, имеющая право избрания одного депутата. Избирательные округа определяются законом, который по мере возможности уравнивает избирательные округа в мюдирие или мухафаза, имеющие право избрания более, чем одного депутата. Допускается, чтобы закон считал главные города в мюдирие, число жителей которых не достигает 60 000 человек, но не меньше 30 000 человек, самостоятельным избирательным округом. В этом случае все остальные части данной мюдирие представляют собой как бы отдельную мюдирие в вопросах, касающихся числа членов, подлежащих избранию, или определения избирательных округов.
Статья 85. Помимо условий, предусмотренных законом о выборах, депутат должен быть в возрасте не менее 30-ти лет от роду, по грегорианскому календарному счету.
Статья 86. Срок полномочий депутатов пятилетний.
Статья 87. Депутаты избирают одного председателя и двух вице-председателей ежегодно в начале каждой обыкновенной сессии. Перевыборы председателя и вице-председателей допускаются.
Статья 88. Если палата распускается вследствие какой-либо причины, следующая палата не может быть распущена вследствие той же причины.
Статья 89. Приказ о роспуске палаты должен содержать в себе одновременно обращение к выборщикам о производстве в двухмесячный срок новых выборов и распоряжение о созыве новой палаты в течение 10 дней после избрания ее.
ЧАСТЬ III. СТАТЬИ ОБЩИЕ ДЛЯ ОБЕИХ ПАЛАТ
Статья 90. Местонахождение парламента – город Каир. Только в случае необходимости разрешается установить место пребывания парламента в каком-либо другом месте согласно закона. Если заседания парламента имели место вне его помещений, то они рассматриваются как недействительные и на законном основании несостоявшиеся.
Статья 91. Член парламента – член палаты депутатов или палаты шейхов – является представителем народа в целом. Избиратели или власти, назначающие его, не могут обязывать его в принудительном порядке принимать какие бы то ни было решения.
Статья 92. Не дозволяется одному и тому же лицу быть одновременно членом палаты депутатов и палаты шейхов. Остальные случаи, не допускающие совмещения депутатских полномочий с исправлением обычных должностей, будут предусмотрены законом о выборах.
Статья 93. Эмиры и набили могут быть назначаемы членами палаты шейхов, но не могут быть избираемы ни в одну из палат.
Статья 94. Прежде чем приступить к своим работам, члены палаты шейхов и члены палаты депутатов приносят публично в зале заседаний присягу о верности родине и королю, повиновении конституция и законам страны и дают обещание работать искренне и по совести.
Статья 95. Каждая палата одна имеет право выносить постановления о том, действительны ли полномочия членов ее. Полномочие не считаются утерявшими силу до тех пор, пока об этом не будет вынесено соответствующей палатой постановление, принятое большинством не менее 2/3 голосов. Это право может быть, согласно закону, передано другой власти.
Статья 96. Король созывает парламент ежегодно на обыкновенные сессии не позднее, чем до наступления 3-й субботы ноября месяца. Если приказ о созыве не был отдан до этого срока, то парламент, согласно закону, собирается в этот день. Обыкновенная сессия продолжается не менее 6 месяцев. Король объявляет о закрытии сессии.
Статья 97. Продолжительность сессии одинакова для обеих палат. Если одна из палат собирается вне определенного законом времени, то заседания, равно как и постановления ее, рассматриваются как недействительные и законным образом несостоявшиеся.
Статья 98. Заседания обеих палат публичные. Лишь по требованию правительства или десяти членов палаты могут быть созваны закрытые заседания, причем после этого будет решаться, будут ли прения по вопросу вестись в публичном заседании или нет.
Статья 99. Ни одна из палат не может принимать постановлений, если число присутствующих не составляет большинства ее.
Статья 100. Постановления принимаются по простому большинству голосов, за исключением тех случаев, когда по закону требуется квалифицированное большинство голосов. В случае если голоса разделяются поровну, обсуждаемый вопрос считается отклоненным.
Статья 101. Голосование производится громким голосом либо посредством вставания и сидения. При принятии в палате депутатов законопроектов и вотумов о доверии, голосование производится поименно и громким голосом. Совет министров имеет право требовать от палаты депутатов отсрочки на 8 дней обсуждения предложения о вотуме недоверия ему.
Статья 102. Каждый законопроект должен до обсуждения его в палате быть передан в одну из комиссий палаты для изучения его и представления заключения по нем.
Статья 103. Всякий законопроект, который вносится в палату в порядке законодательной инициативы одним или несколькими членами ее, должен быть передан комиссии для изучения его с целью дачи заключения о целесообразности рассмотрения его палатой.
В случае если это будет призвано целесообразным, в отношении порядка внесения законопроекта будут применены положения, предусмотренные предыдущей статьей.
Статья 104. Ни один законопроект не может быть принят ни одной из палат без постатейного обсуждения его.
Статья 105. Каждый законопроект, принятый одной палатой, отсылается ее председателем председателю другой палаты.
Статья 106. Каждый законопроект, внесенный в порядке законодательной инициативы кем-либо из членов палаты и отклоненный парламентом, не может быть внесен для вторичного рассмотрения в течение одной и той же сессии.
Статья 107. Член парламента вправе обращаться с вопросами и запросами к министрам в порядке, предусмотренном внутренним регламентом каждой палаты. Обсуждение интерпелляции может иметь место не раньше чем через 8 дней со дня внесения запроса, за исключением срочных случаев, в случае согласия на то соответствующего министра.
Статья 108. Каждая палата имеет право производства расследований по делам, входящим в круг ее ведения.
Статья 109. Члены парламента не могут быть преследуемы за мнения, высказываемые ими во время заседаний в обеих палатах.
Статья 110. Во время сессии никто из членов парламента не может быть привлечен к ответственности и не может быть арестован в качестве репрессии, за исключением случаев, когда депутат застигнут при учинении преступления.
Статья 111. Члены парламента не получают ни чинов, ни знаков отличия в течение срока депутатских полномочий. Исключение составляют члены парламента, занимающие должности в правительстве, совмещение которых со званием депутата разрешено. Исключение составляют также военные чины и знаки отличия.
Статья 112. Ни один из членов парламента не может быть лишен своего мандата без согласия палаты, членом которой он состоит. Для вынесения постановления о лишении депутата мандата, в случае отсутствия к тому повода, по причинам совмещения депутатом своего звания с исполнением другой должности или по причинам лишения депутата мандата на основании положений, предусмотренных конституцией и законом о выборах, необходимо, чтобы постановление было принято большинством 3/4 членов, из которых состоит палата.
Статья 113. В случае вакантности должности члена парламента по случаю смерти, отставки или иной причине, на место его избирается или назначается, в зависимости от обстоятельств, новый член парламента в срок, не превышающий 2 месяцев со дня извещения парламентом правительства о вакантности должности.
Полномочия вновь избранного члена парламента действительны только в течение срока действительности полномочий депутата, взамен которого он избран
Статья 114. Перевыборы палаты депутатов начинаются за 60 дней до срока истечения полномочий палаты старого созыва. В случае невозможности совершения выборов в указанный период, срок полномочий палаты старого созыва будет продлен до срока выборов.
Статья 115. Обновление половины членов палаты шейхов, избираемых или назначаемых, должно иметь место за 60 дней до срока истечения их полномочий. Если обновление в течение вышеуказанного срока невозможно, то полномочия созыва палаты шейхов будут продлены до момента выбора или назначения членов Палаты Шейхов нового созыва.
Статья 116. Никто не имеет права обращаться к парламенту с устными (дословно: личными) заявлениями.
Каждая из палат имеет право направлять министрам поданные ей петиции, и последние обязаны давать соответствующие объяснения по поводу дел, заключающихся в них, всякий раз, когда от них того требует соответствующая палата.
Статья 117. Каждая из палат имеет сама право установления внутреннего распорядка у себя; поддержание порядка возложено на председателей палат.
Никакие вооруженные силы не могут проникать внутрь палаты или стоять у дверей ее, иначе как по требованию председателя палаты.
Статья 118. Каждый член парламента получает содержание в размерах, определенных законом.
Статья 119. Каждая из палат вырабатывает сама программу своих работ, в которой определяет порядок выполнения их.

ЧАСТЬ IV. ПОЛОЖЕНИЯ О СЕССИИ ПАРЛАМЕНТА В ФОРМЕ КОНГРЕССА
Статья 120. Кроме законом предусмотренных случаев, когда обе палаты созываются вместе, обе палаты могут быть созваны в форме конгресса по приказу короля.
Статья 121. Всякий раз, когда обе палаты собираются в форме конгресса, председательство на конгрессе принадлежит председателю палаты шейхов.
Статья 122. Постановления конгресса имеют силу, если они приняты абсолютным большинством членов обеих палат, из которых состоит конгресс. При принятии постановлений конгресс руководствуется положениями ст.ст. 100 и 101.
Статья 123. На время заседаний обеих палат в форме конгресса, безотносительно, происходят они во время обыкновенных сессий или чрезвычайной, обе палаты не освобождаются от исполнения возложенных на них по конституции обязанностей.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 124. Судьи независимы. Они подчиняются только закону. Никакая власть в государстве не может вмешиваться в их решения.
Статья 125. Организация и круг деятельности судов определяются законом.
Статья 126. Назначение судей производится в порядке и на условиях, определенных законом.
Статья 127. Судьи несменяемы и могут быть увольняемы или переводимы только при соблюдении условий, предусмотренных законом.
Статья 128. Назначение и увольнение чинов судебного ведомства при палатах и судах происходит в порядке, предусмотренном законом.
Статья 129. Разбор дел в судах открытый, за исключением случаев, когда суд постановит о разборе дела при закрытых дверях, в целях сохранения публичного порядка и нравственности.
Статья 130. Каждый обвиняемый в преступлении должен иметь защитника.
Статья 131. Организация военных судов, их компетенция, а также условия, которым должны будут удовлетворять лица, ведающие судопроизводством в этих судах, будут определены особым законом.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ
Статья 132. Провинции (мюдирие), города и деревни являются юридическими лицами публичного права; они представлены провинциальными и различными муниципальными советами, круг ведения которых определен законом.
Статья 133. Организация провинциальных и различных муниципальных советов и компетенция их, равно как и взаимоотношения их с правительственными учреждениями, определяются законом и базируются на следующих принципах:
1) члены советов определяются путем избрания, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда члены советов назначаются;
2) в компетенцию советов входят все дела, в коих заинтересовано население провинции, города или района. Советы разрешают возникающие в процессе их деятельности вопросы самостоятельно, испрашивая санкцию правительственных учреждений лишь в отношении тех вопросов, где это предусмотрено законом, в порядке, определенном законом;
3) бюджет и отчеты советов опубликовываются;
4) заседания советов публичны в пределах закона;
5) вмешательство законодательной и исполнительной власти в дела советов имеет место лишь в целях наблюдения того, чтобы советы не превышали своей компетенции и не наносили своей деятельностью ущерба стране и в целях аннулирования любого акта советов подобного рода.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ФИНАНСЫ
Статья 134. Не дозволяется установление, изменение или отмена налогов, иначе как по закону. Никакие обязательные подати, таксы или сборы не могут налагаться на имущество жителей, если они не установлены законом.
Статья 135. Никто не может быть освобожден от уплаты налогов, иначе как по закону.
Статья 136. Не дозволяется устанавливать пенсии, жалованья, выдавать пособия и вознаграждения за счет казны, помимо установленных законом.
Статья 137. Без одобрения парламента не дозволяется заключение публичных займов или договоров, влекущих за собой расходование средств казны в течение одного года или более.
Всякие концессии, объектом которых является эксплуатация естественных богатств страны или затрагивающие общие интересы населения, равно как и всякие монополии, могут быть предоставлены только по закону и на ограниченный срок.
Всякие акты, касающиеся постройки или уничтожения железных дорог, дорог, находящихся в публичном пользовании, каналов, дренажей и иных оросительных сооружений, затрагивающие интересы более чем одной мюдирие, равно как и безвозмездное отчуждение государственных земель, должны быть предварительно одобрены парламентом.
Статья 138. Государственный годовой бюджет доходов и расходов должен быть представлен в парламент за три месяца до начала финансового года, на предмет рассмотрения и утверждения его; финансовый год определен законом; бюджет должен утверждаться по главам.
Статья 139. Бюджет обсуждается в первую очередь в палате депутатов.
Статья 140. Сессия парламента не может быть распущена до утверждения парламентом бюджета.
Статья 141. Кредиты, ассигнованные для покрытия «публичного» долга, не могут быть переассигнованы таким образом, чтобы они нарушали обязательства Египта по финансовым вопросам. Указанное относится также ко всякому расходу, предусмотренному бюджетом, производимому во исполнение международного договора.
Статья 142. Если закон о бюджете не обнародован до начала финансового года, старый бюджет остается в силе до обнародования нового закона о бюджете.
Если парламент уже утвердил некоторые главы бюджета, они могут временно проводиться в жизнь.
Статья 143. Всякие расходы, не предусмотренные бюджетом или превышающие сумму, предусмотренную по бюджету, должны быть испрошены у парламента. Санкция парламента необходима также на перенесение расходов из одной главы бюджета в другую.
Статья 144. Годовой отчет финансового ведомства за истекший год вносится в парламент в начале каждой обыкновенной сессии на предмет утверждения.
Статья 145. Предшествующие статьи о бюджете и отчете государства распространяются также на общий бюджет доходов и расходов министерства вакуфов и его годовой отчет.
ГЛАВА ПЯТАЯ. ВООРУЖЕННАЯ СИЛА
Статья 146. Контингенты вооруженных сил определяются согласно закону.
Статья 147. Порядок рекрутирования в армию, организация его, права и обязанности лиц, состоящих на военной службе, определяются законом.
Статья 148. Организация различных частей воинских и полиции, равно как и круг деятельности ее, определяются законом.
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОБЩИЕ СТАТЬИ
Статья 149. Ислам является государственной религией; арабский язык является официальным языком.
Статья 150. Каир является столицей Египетского государства.
Статья 151. Выдача политических эмигрантов, поскольку это не предусмотрено международными соглашениями, имеющими целью охрану общественного порядка, запрещепа.
Статья 152. Всеобщая амнистия может быть объявлена лишь на основании закона.
Статья 153. Порядок осуществления королем своей власти в пределах, установленных конституцией, в отношении религиозных установлений, назначения высших духовных иерархов (дословно: «глав»), вакуфов, управляемых министерством вакуфов, а также в отношении всяких иных вопросов, касающихся религий, исповедание которых дозволено в Египте, устанавливается законом. В случае отсутствия законодательных на сей предмет положений, король будет осуществлять свою власть в соответствии с применяющимися до сего времени правилами и обычаями.
Незыблемыми остаются права, которые принадлежат лично королю, как главе королевской семьи, в том объеме, как то было установлено декретом за № 25 от 1922 года о статуте королевской семьи.
Статья 154. Настоящая конституция не может нарушать соглашений, заключенных Египтом с иностранными государствами, равно как и права иностранных граждан, приобретенные ими на основании законов и соглашений с иностранными государствами, так же как и права, приобретенные на основании обычаев, применяемых в Египте.
Статья 155. Не дозволяется, чтобы какая бы то ни было статья настоящей конституции была бы приостановлена действием, за исключением времени состояния войны или чрезвычайного положения, в пределах, определенных законом.
Сессии парламента не могут быть приостановлены или запрещены помимо условий, предусмотренных настоящей конституцией.
Статья 156. Король и обе палаты имеют право требовать в законодательном порядке пересмотра настоящей конституции, изменяя, дополняя или отменяя одну или больше статей. Не могут быть внесены предложения о пересмотре в порядке законодательной инициативы положения о представительной, парламентарной форме правления государства, о порядке наследования королевского трона, о принципах равенства и свободы, декларированных настоящей конституцией.
Статья 157. Всякое предложение о каком бы то ни было изменении конституции должно быть принято абсолютным большинством голосов всех членов каждой из палат.
В постановлении должно быть указано на необходимость изменений и на характер их. В случае, если это постановление одобрено королем, обе палаты постановляют, согласно с королем, о том, в чем состоит суть вносимых изменений. Обсуждение предложений об изменениях возможно только при наличии 2/3 членов каждой из палат и постановление о внесении изменений считается действительным, если оно принято 2/3 голосов присутствующих членов каждой палаты.
Статья 158. Не дозволяется пересмотр положений конституции о правах короля во время управления государства регентом.
Статья 159. Эта конституция относится к Египетскому государству, и не изменяет ни в какой степени прав Египта в отношений Судана.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ СТАТЬИ
Статья 160. Титул короля будет установлен после того, как соответствующими уполномоченными представителями будет окончательно определен статус Судана.
Статья 161. Содержание, ассигнованное его величеству королю, правящему в настоящее время, равно 150.000 египетских фунтов. Сумма, ассигнованная на содержание королевского двора, равна 111.512 египетским фунтам. Указанные суммы не могут быть изменены в течение периода королевского правления, но могут быть и увеличены по постановлению парламента.
Статья 162. Определение первой половины членов палаты шейхов, выходящих из состава палаты шейхов по истечении первых пяти лет полномочий их, производится путем жеребьевки. Срок истечения мандатов членов палаты шейхов и депутатов первого созыва кончается 31 октября 1928 года.
Статья 163. Настоящая конституция вступает в силу после созыва парламента.
Статья 164. При управлении делами государства, в течение периода между обнародованием настоящей конституции и началом работ парламента, будут применяться положения и постановления, действовавшие до сего времени; при издании законодательных актов общие основные принципы, определенные настоящей конституцией, не должны быть нарушаемы.
Статья 165. На рассмотрение парламента, по открытии сессии его, будет внесен законопроект о бюджете на 1923/24 финансовый год, который будет считаться имеющим силу только на оставшуюся с момента обнародования закона часть финансового года. Что касается отчета финансового ведомства за 1922/23 год, то таковой будет считаться утвержденным парламентом в том виде, в каком он был утвержден советом министров.
Статья 166. Если между палатами возникнут разногласия по вопросу об утверждении одной из глав бюджета, это разногласие будет разрешено путем постановления, вынесенного абсолютным большинством на заседании обеих палат, объединившихся в форме конгресса. Указанный порядок будет применяться до тех пор, пока не будет обнародован закон, противоречащий ему.
Статья 167. Все те правила, которые установлены законами, декретами, приказами, инструкциями, положениями, постановлениями, все те акты или мероприятия, которые были приняты ранее и изданы в качестве законодательных в связи с различными делами и мероприятиями в соответствии с основными положениями, существовавшими до сих пор, остаются имеющими законную силу в том случае, если они будут соответствовать принципам свободы и равенства, гарантированным конституцией, и не будут нарушать прав законодательной власти, аннулировать и изменять их, в пределах предоставленных ей полномочий, однако при соблюдении принципа, установленного статьей 27, что закон обратной силы не имеет.
Статья 168. Положения декрета № 28 от 1922 года, постановляющие о ликвидации имуществ бывшего хедива Аббас-Хильми-паши и об ограничении его в правах, рассматриваются как конституционные, и предложения, вносимые в порядке законодательной инициативы о пересмотре их, не могут быть обсуждаемы.
Статья 169. Законы, которые должны были, согласно статьи 2 высочайшего декрета от 18 зилькадэ 1332 года быть представлены на утверждение в законодательное собрание, будут переданы в палаты парламента на утверждение в первую сессию. Если они не будут внесены, в течение этого срока в парламент, то они будут считаться утратившими силу в будущем.
Статья 170. Проведение в жизнь настоящей конституции возложено на совет министров и на каждого министра в вопросах, относящихся к его компетенции.
Дана в Серай Абдин,
3 рамадана 1341 (19 апреля 1923 г.)
Фуад.
Именем короля:
Председатель совета министров, министр внутренних дел – Яхья-Ибрагим. Министр иностранных дел – Ахмед-Хешмат. Министр финансов – Муххиб. Министр путей сообщения – Ахмед-Зивар. Министр юстиции – Ахмед-Зульфикар. Министр промышленности – Мухаммед-Теффик-Рифаат. Министр вакуфов – Ахмед-Али. Министр по военным и морским делам – Махмуд-Азми. Министр общественных работ – Хафез-Хассан. Министр земледелия – Февзи-эль-Мутэи.