КОНСТИТУЦИЯ КАТАНГИ
Основываясь на праве народа Катанги распоряжаться своим государством
Желая поддерживать и расширять сотрудничество с другими народностями Конго, с которыми их связывают тесные отношения;
Стараясь защищать права человека, провозглашенные 10 декабря 10948 года Национальной Ассамблеей ООН;
Отказываясь от беззакония и анархии, которую рассматривают в качестве угрозы;
Желая создать демократическое государство, где будут соблюдаться права и свободы человека
Ассамблея Катанги, действующая в качестве Учредительной Ассамблеи и Президент Республики Катанга приняли Конституцию Республики Катанга, содержащую следующие положения

Статья 1
Катанга является независимым, суверенным и конституционным государством.
Конституция не может быть полностью или частично аннулирована.
Государство Катанга соблюдает принцип сотрудничества с другими государствами против бывшего Бельгийского Конго при условии соблюдения последними той же конституционной структуры, верховенства закона и соблюдения прав человека. Республика инициирует переговоры по созданию конфедерации на равных партнерских правах.
Статья 2
Все полномочия основаны на суверенитете народа Катанги и выполняются в соответствии с положениями этой конституции.
Полномочия принадлежат национальной Ассамблее, президенту Республики Катанга и Высшему Совету.
Статья 3
Законодательная власть принадлежит совместно Национальной Ассамблеи и Президенту Республики Катанга на условиях, указанных в этой конституции.
Президент Катанги и члены Национальной Ассамблеи имеют право выступить с инициативами и дополнениями по поводу конституции.
Участие Высшего Совета необходимо в случаях, указанных в статье 32
Статья 4
Законодательная власть определяет следующие аспекты:
-политическую структуру государства;
— выполнение фундаментальных свобод;
— избирательный режим;
— определяет преступления и правонарушения и меры пресечения за их совершение;
— налоговая политика;
— регулирование гражданских и коммерческих споров;
— организационная структура и полномочия судебной власти;
-порядок концессии и использования земельных ресурсов и недр;
-создание финансовых, экономических и социальных структур государственного уровня;
В первую очередь законодательная власть определяет предоставляемые при выполнении гражданами фундаментальных свобод гарантии
Статья 5
Каждый год национальная Ассамблея принимает бюджет государства и закрывает счета.
Однако отдельные статьи бюджета могут быть предусмотрены на срок от одного до пяти лет, если речь идет об аспектах, касающихся экономической политики.
Каждый год Национальная Ассамблея утверждает состав вооруженных сил страны.
Статья 6
Национальная ассамблея ратифицирует соглашения заключенные президентом Республики Катанга.
Статья 7
Президент Республики Катанга является представителем исполнительной власти.
Личность президента Республики Катанга является неприкосновенной. В соответствии с положениями конституции президент республики Катанга определяет и внедряет государственную политику. Постановления президента Республики Катанга должны быть подписаны Министрами
Статья 8
Президент Республики Катанга назначает министров на основании списка утвержденного Национальной Ассамблеей. В случае несогласия министра с государственной политикой президент имеет право отправить министра в отставку.
Статья 9
Президент Республики Катанга назначает на административные должности кандидатуры, поданные министрами профильных министерств. Исключение составляют случаи, указанные в законодательстве.
Таким же образом назначаются на должности представители вооруженных сил и жандармерии.
Статья 10
Президент Республики Катанга утверждает и обнародует законы.
Статья 11
Президент Республики Катанга обладает регламентарными полномочиями для гарантии выполнения законов без полномочий их отмены или не соответствующего использования.
Президент республики издает постановления для регулирования аспектов не входящих в полномочия законодательной власти
Статья 12
Судебная власть представлена судами и трибуналами.
Аресты и приговоры выполняются именем президента республики.
Президент обладает правом помилования с согласия Высшего Совета
Статья 13
Местные интересы- интересы территорий племен или коммун регулируются положениями законов и конституции.
Статья 14
Национальная Ассамблея состоит из:
1. Выборных представителей и представителей из руководства племен и знати
2. Представителей избранных посредством всеобщего тайного голосования.
Закон регулирует порядок избрания членов Национальной Ассамблеи посредством всеобщего голосования исходя из одного представителя на 25000 жителей и одного дополнительного представителя при последнем уменьшении вышеуказанного количества населения до 20000 по избирательному округу.
Также конституция регулирует порядок кооптации на основании количества кооптированных представителей равного 15% от количества избранных представителей. Голосование является тайным, проходит в один тур для всех видов мандатов. Кандидаты считаются избранными на основании набранного количества голосов. При равном количестве голосов победившим считается представитель старше по возрасту.
Статья 15
Ассамблея контролирует полномочия своих представителей и определяет меру наказания за совершенные нарушения
Статья 16
Заседания Национальной Ассамблеи – открытые. Тем не менее, Национальная Ассамблея имеет право провести заседание за закрытыми дверями. После этого Национальная Ассамблея имеет право решить повторять ли тоже самое заседание публично
Статья 17
Заседания национальной Ассамблеи проходят в устной форме.
Письменные записи заседаний предоставляются на условиях, определенных регламентом Ассамблеи.
Статья 18
Национальная ассамблея собирается полным составом два раза в год. Первый раз заседание ассамблеи происходит в первый вторник марта и сентября. Президент республики имеет право созыва внеочередных заседаний.
Минимальная продолжительность сессии Национальной Ассамблеи составляет сорок дней. Максимальная продолжительность – девяносто дней.
В обязанности президента Республики Катанга входит объявление о закрытии сессии.
Статья 19
Президент Республики Катанга имеет право собрать внеочередное заседание Национальной Ассамблеи. Об этом он обязан предварительно уведомить председателя Национальной Ассамблеи, сообщив ему повестку дня внеочередного заседания.
Статья 20
Президент Республики Катанга имеет право распустить Национальную Ассамблею. Об этом он обязан предварительно уведомить председателя Национальной Ассамблеи, сообщив ему причины роспуска.
Выборы новой Национальной Ассамблеи должны быть назначены в течение трех месяцев с момента роспуска предыдущей. Новая ассамблея должна начать свою работу в течение месяца с момента выборов.
Статья 21
Президент республики Катанга имеет право откладывать решения национальной Ассамблеи. Однако подобная отсрочка не может превышать один месяц и не может быть продлена на тот же срок без согласия Ассамблеи.
Статья 22
На каждую легислатуру избирается председатель Национальной Ассамблеи и утверждается состав бюро.
Статья 23
Любое решение утверждается абсолютным большинством голосов. При равном количестве голосов решение аннулируется.
Регламент Национальной Ассамблеи предусматривает проведение процедуры выборов, за исключением процедур предусмотренных последним абзацем статьи 14.
Статья 24
Члены Национальной Ассамблеи не могут принимать участие в тех видах деятельности, которые подразумевают получение личной выгоды.
Председатель Национальной Ассамблеи обязан контролировать соблюдение этого пункта.
Статья 25
Члены Национальной Ассамблеи представляют нацию, а не избирательный округ.
Любой наказ избирателей не имеет силы.
Право голоса членов Национальной Ассамблеи является личным без права передачи.
Статья 26
Члены Национальной Ассамблеи не должны преследоваться и разыскиваться за мнения или голоса совершенные ими при выполнении функций представителей Национальной Ассамблеи.
Председатель Национальной Ассамблеи обязан контролировать достоверность и вежливость проводимых дебатов.
Статья 27
Члены Национальной Ассамблеи могут арестовываться или преследоваться во время сессии только с разрешения Национальной Ассамблеи. Исключения составляют случаи серьезных правонарушений.
Задержание или преследование бывшего члена Национальной Ассамблеи по требованию национальной Ассамблеи без его отстранения может продлить срок сессии Национальной Ассамблеи.
Статья 28
Личное представление петиций в Национальную Ассамблею запрещено.
Национальная Ассамблея имеет право отправлять в профильные министерства направленные ей петиции. Министры соответствующих министерств должны давать соответствующие комментарии по направленным им петициям каждый раз по требованию Национальной Ассамблеи.
Статья 29
Каждый раз Национальная Ассамблея определяет регламент выполнения своих полномочий. Этот регламент будет соответствовать следующим принципам:
— у председателя есть полиция ассамблеи;
— представительство и избрание кандидатов происходит посредством тайного голосования;
— законопроект подается на утверждение национальной ассамблеи только после утверждения посредством голосования каждого из пунктов этого закона;
— если речь идет о принятии ряда законов, то они принимаются посредством номинального голосования поднятием руки и устными подтверждением. Голоса могут быть также направлены в техническую систему для голосования, которая предоставляет идентичные гарантии;
— ассамблея имеет право дополнять и разделять предлагаемые дополнения и статьи;
— любые дополнения в государственных бюджет подразумевающие увеличение расходов должны содержать пункты и средства финансирования подобных расходов. Любые дополнения подразумевающие нарушения равновесия бюджета должны содержать предложения по поводу уменьшения расходов бюджета;
— каждый год ассамблея утверждает свой бюджет.
Статья 30
В статье 30 рассматривается оклад членов Национальной Ассамблеи. Структура окладов следующая:
Каждый член Национальной Ассамблеи получает 300 франков за каждый день присутствия на заседаниях ассамблеи или работы в комиссиях. Член Национальной Ассамблеи отсутствующий на дебатах, считается отсутствующим весь день заседаниях Ассамблеи.
Каждый член Национальной Ассамблеи имеет право свободного доступа ко всеми средствам связи используемым или предоставляемым государством для того чтобы добираться и возвращаться с заседаний Ассамблеи. Государством определяются другие транспортные средства, которыми представители национальной Ассамблеи могут пользоваться бесплатно.
Также члены Национальной Ассамблеи имеют право на возмещение расходов на проживание в городе или месте проведения заседаний Национальной Ассамблеи на весь срок заседаний или на срок, необходимый представителю Национальной Ассамблеи для проживания.
Также возмещаются расходы на проживание при поездке и возвращению с места заседаний Национальной Ассамблеи.
Кроме этого, представитель Национальной Ассамблеи имеет право на бесплатную отправку корреспонденции в соответствующие государственные инстанции и администрации, определенные законом.
Статья 31
Высший Совет состоит из 20 представителей, избранных руководителями племен.
Избрание происходит на пленарном заседании посредством тайного голосования в один тур. Порядок избрания одинаков для всех мандатов. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов независимо от количества голосовавших.
При равном количестве голосов победившим считается представитель, который старше по возрасту.
Мандат члена Высшего Совета не совместим мандатом представителя Национальной Ассамблеи.
Национальная Ассамблея объявляет новую кооптацию в соответствии с положениями статьи 14 для замены вакантных должностей в результате перехода представителей Национальной Ассамблеи в представители Высшего Совета.
Статья 32
Любые законопроекты по поводу политического строя; налоговой политики; организационной структуры, полномочий структур обычного права; любые законопроекты, постановления по поводу предоставления концессий на угольные месторождения должны направляться на предварительное рассмотрение Высшего Совета.
Законопроекты, не утвержденные Высшим Советом, могут обнародоваться только на основании их принятия голосами большинства членов Национальной Ассамблеи- две трети.
Проекты постановлений и указов не утвержденные Высшим Советом вступают в силу только после их утверждения Национальной Ассамблеей.
Статья 33
Высший Совет собирается раз в год в первый понедельник сентября. Президент Республики Катанга имеет право собрать по своему усмотрению представителей Высшего Совета на дополнительное заседание.
Президент Республики Катанга объявляет о закрытии заседания
Статья 34
Президент Республики Катанга имеет право созыва внеочередного заседания представителей Высшего Совета. Президент республики обязан предварительно уведомить о своем решении председателя Национальной Ассамблеи и председателя Высшего Совета, сообщив им причины созыва внеочередного заседания.
Статья 35
Работа Высшего Совета регулируется положениями статей 15-17, 22-24, 27-28 этой Конституции.
К работе Высшего Совета также применимы положения второго и шестого абзацев статьи 30 этой конституции.
Статья 36
В случае роспуска Национальной Ассамблеи на основании положений статьи 20 этой конституции, руководители племен собираются по приглашению президента Республики Катанга для выборов новых представителей Высшего Совета. Порядок избрания представителей Высшего Совета регулируется положениями статьи 31.
Статья 37
Президент Республики Катанга избирается посредством тайного голосования представителями Национальной Ассамблеи и Высшего Совета, которые собираются для этого на общее заседание. Председателем заседания выступает председатель Национальной Ассамблеи.
Для обеспечения легитимности заседания на заседании должны присутствовать по крайней мере половина членов Высшего Совета.
Каждый член совета имеет право только одного голоса.
Президент республики Катанга считается избранным, если его кандидатура была одобрена голосами двух третей представителей присутствующих на заседании.
Перед выборами президента национальная Ассамблея определяет количество простого большинства представителей исходя из общего количества представителей в год выборов.
Статья 38
Президент Республики Катанга обязан собрать общее заседание представителей Национальной Ассамблеи и Высшего Совета за тридцать дней до выборов своего преемника. Президент обязан назначить день выборов.
При проведении выборов президент обязан придерживаться положений статьи 20.
Статья 39
Срок действия полномочий представителя Национальной Ассамблеи, Высшего Совета и президента Республики Катанга составляет четыре года.
Статья 40
Председатель Национальной Ассамблеи временно выполняет обязанности президента Республики за исключением полномочий предусмотренных статьями 8- 9 в период отсутствия президента республики.
Председатель Национальной Ассамблеи обязан объявить избрание нового президента в соответствии с положениями статей 37-38.
Выборы должны быть объявлены в течение месяца с момента образования вакансии. В любом случае вакантная должность должна быть заполнена в течение двух месяцев.
Новоизбранный президент Катанги занимает должность своего предшественника.
Статья 41
Во время перерывов функционирования государственных институтов президент Республики Катанга имеет право после предварительных консультаций с председателем Национальной Ассамблеи предпринять необходимые меры для гарантий нормального функционирования государственных структур в зависимости от ситуации.
После возобновления нормального функционирования государственных структур президент Республики Катанга обязан проинформировать об этом Национальную Ассамблею.
Статья 42
В Катанге присутствует Апелляционный Суд, суд первой инстанции, полиция и суды племен.
Законодательство регулирует полномочия и организационную структуру таких судов.
Законодательство определяет организационную структуру военных судов, их полномочия, права и обязанности судей этих судов и продолжительность мандата.
Статья 43
Дела, касающиеся гражданских прав, рассматриваются только в судах.
Другие дела рассматриваются в других судебных инстанциях. Исключения составляют случаи, предусмотренные законодательством.
Статья 44
Заседания судов являются публичными. Исключения составляют случаи, когда публичность может нанести вред общественному порядку или нормам морали. Судебные инстанции определяют публичность или закрытость заседания на основании решения.
Статья 45
Каждое решение суда должно быть мотивированным и объявлено публично.
Статья 46
Исполнительная власть не имеет право вмешиваться, останавливать или аннулировать решения судебных инстанций.
Однако, президент Республики Катанга имеет право отменить в определенном регионе на определенный срок репрессивные действия судов и трибуналов или заменить их на военные после консультации с Генеральным Прокурором в случае общественной опасности. Право двойной степени не может быть отменено.
Статья 47
Вышеуказанные полномочия могут быть использованы в Кассационном суде по отношению к следующим решениям:
— решения, направленные в последнюю инстанцию апелляционным судом, судами первой инстанции по гражданским и коммерческим делам;
— аресты апелляционного суда по поводу дел, связанных с налогообложением и налогами на прибыль;
Кассационный суд не рассматривает суть дела.
Статья 48
Статус судей регулируется законодательством.
Члены судов являются неприкосновенным на основании своего статуса.
Судьи могут быть смещены только при назначении нового судьи, могут быть лишены должности только на основании решения суда.
Судьи полицейских судов назначаются президентом Республики Катанга на основании двойного списка, предоставленного Национальной Ассамблеей.
Статья 50
Президент Республики Катанга назначает советников Апелляционного суда, председателей судов первой инстанции, судей председателей на основании двойного списка представленного апелляционным судом, который находится в генеральной ассамблее.
Суд избирает председателей и заместителей председателя среди судей членов суда.
Статья 51
Президент Республики Катанга назначает, отстраняет и отзывает с должностей прокуроров.
Статья 52
Суды и трибуналы используют только те постановления, акты и регламенты, которые установлены законодательством
Статья 53
Судьи не могут принимать от правительства материальное вознаграждение за услуги предоставляемые ими бесплатно. Исключение составляют факты несовместимости, предусмотренные законодательством.
Статья 54
Государственное жалование облагается налогами только на условиях, утвержденных законодательством.
Законодательство определяет условия налогообложения прибыли представителей местных властей.
Статья 55
Налоги утверждаются ежегодно. В тоже время количество налогов необходимых для пополнения бюджета, предусмотренных вторым абзацем статьи 5 утверждается на тот же срок.
Статья 56
Никто не имеет права пользования привилегиями в сфере выплаты налогов. Исключения или послабления в выплате налогов утверждаются только в законодательном порядке.
Статья 57
Расходы и поступления в государственный бюджет определяются каждый год в законодательном порядке, включая поступления, которые используются на содержание государственных властей.
Статья 58
Создается Счетная Палата. Организационная структура счетной палаты определяется законодательством.
Счетная палата занимается контролем и оплатой счетов государственного аппарата и всех бухгалтерских структур Государственного Казначейства. Счетная палата контролирует расходы по каждой статье бюджета и соответствие законодательству дополнительных поступлений и расходов бюджета. Счетная Палата имеет право ареста счетов государственных структур и обязана предоставлять соответствующим министерствам любые справки и бухгалтерскую отчетность по этому поводу.
Общий бюджет страны передается на рассмотрение Национальной Ассамблеи представителями Счетной Палаты.
Статья 59
Оплата члена Национальной ассамблеи и члена Высшего Совета, назначенного президентом Республики Катанга или представителями других государственных структур отличается от оплаты министра, который назначается или снимается с должности только на основании новых выборов.
Статья 60
Любой законодательный акт или постановление становится обязательным для исполнения только после его публикации в форме, определенной законодательством.
Статья 61
Президент Республики Катанга и две трети представителей Национальной Ассамблеи имеют право выступить совместно с предложением о внесении изменений в конституцию.
Предложения об изменениях должны быть направлены на рассмотрение Национальной Ассамблеи и Высшего Совета, которые должны собраться для этого на общее заседание.
Для легитимности собрания на заседании должна присутствовать минимум половина членов Национальной Ассамблеи и минимум половина членов Высшего Совета. Каждый представитель имеет право проголосовать только один раз.
Предложения об изменениях в конституцию должно набрать голоса двух третей присутствующих на заседании.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 62
Полномочия Национальной Ассамблеи и Президента Республики Катанга в рамках этой конституции на срок действия их полномочий принадлежат соответственно провинциальной ассамблее Катанги, созданной 30 июня 1960 года и председателю провинциального правительства, созданного того же числа.
Статья 63
Судьи апелляционного суда и других судов продолжают свои полномочия пока не будут заменены на основании закона.
Статья 64
В соответствии с положениями бельгийского закона от 19 мая 1960 года Кассационный суд Бельгии выполняет свои полномочия, предусмотренные статьей 47 этой конституции.
В случае аннулирования Кассационным судом решения апелляционного суда Елизабетвилля, тот же суд может вынести повторное решение.
Статья 65
Законы, декреты, постановления, способы их выполнения и другие регламентарные акты, действующие до 30 июня 1960 года, продолжают действовать если их положения не противоречат положениям этой конституции.
Полномочия короля и генерального правительства переходят к президенту Республики Катанга, которому подчиняются министры.
Статья 66
Эта конституция вступает в силу в день ее обнародования
Настоящим обнародуем эту конституцию и приказываем ее опубликовать в «Официальном Вестнике Катанги».
Составлено в Элизабетвилле 5 августа 1960 года
Министр внутренних дел
Годфрид МИНОНГО
Министр труда
МИНОНА
Подписано
Президентом Республики Катанга
Моисом ЦОМБЕ
Министром здравоохранения
МУКЕБА