КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Проект новой Конституции Республики Дагестан в составе Российской Федерации на основе Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ СВЯЩЕННОГО КОРАНА И СУННЫ ПРОРОКА МУХАММЕДА
(ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ).
Мы, многонациональный народ Республики Дагестан – составная часть многонационального народа Российской Федерации, исторически объединившегося в единое государство с пользой для Республики Дагестан и Российской Федерации, так как общеизвестно, что расширение территории и увеличение численности населения для любого государства является благом, приоритетным направлением в самой главной для любого государства области – Обороны. Обороны от агрессоров извне. Также при единении Республики Дагестан с Российской Федерацией улучшается торгово-экономический баланс Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Республики Дагестан. Республика Дагестан как кладовая нравственных и этических ценностей опирающихся на религию чистоты и истины «Ислам» – покоряться Всевышнему Аллаху, способна во благо народа всей Российской Федерации и во благо себя внедрять знания религии чистоты и истины «Ислам» – покоряться Всевышнему Аллаху по всей Российской Федерации во имя Аллаха Всемогущего,
сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия,
выражая приверженность к религии Истины «Ислам» – покоряться Всевышнему Одному Аллаху, ШАРИАТУ И ШАРИАТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, которая находится в составе многонационального и многоконфессиального государства по имени Российская Федерация,
признавая приоритет слова Создателя миров – Всемогущего Аллахa,
исходя из Разума Всезнающего Милостивого Аллахa,
стремясь к становлению общества, которое на самом деле уважает, существующие законы и чувствует обязанность беспрекословно исполнять их,
способствуя созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев,
заботясь об истинном счастье дагестанцев в обоих мирах,
остерегаясь обращения граждан Республики Дагестан к двум законам одновременно и не обращения ни к одному из законов,
принимаем, КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ СВЯЩЕННОГО КОРАНА И СУННЫ ПРОРОКА МУХАММЕДА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ).
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ СВЯЩЕННОГО КОРАНА И СУННЫ ПРОРОКА МУХАММЕДА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ).
Статья 1
Республика Дагестан – Дагестан есть единое шариатское государство в составе Российской Федерации, выражающее волю одного Аллаха через Священный Коран и Сунну пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).
Наименования Республика Дагестан и Дагестан равнозначны.
Статья 2
Республика Дагестан имеет свою Конституцию и законодательство, соответствующие четырём мазхабам (учениям) в Исламе;
1. Направляющий Главный в Дагестане мазхаб Имама Мухаммеда ибн Идрис аш-Шафии.
2. Мазхаб Имама (самого старшего из всех Имамов) Абу Ханифы ибн Нуъман аль-Куфи.
3. Мазхаб Имама Малика ибн Анас.
4. Мазхаб Имама Ахмада ибн Ханбал.
Да смилуется над ними Всевышний Аллах.
Конституция Республики Дагестан и законы Республики Дагестан, принятые по предметам ведения Республики Дагестан, имеют прямое действие и применяются на всей территории Республики Дагестан.
Доминирующей связью с центральным законодательством Российской Федерации является военно-стратегическая обязанность Республики Дагестан при исполнении законов Российской Федерации об Обороне, воинской обязанности и военной службе.
Солидарность при решении торгово-экономических и иных вопросов, служащих благополучию всей Российской Федерации.
Статья 3
В отличие от предыдущей Конституции РД времён джахилии, высшей ценностью в Республике Дагестан является; свобода для исполнения Исламского законодательства согласно главы 1 статьи 2 настоящей Конституции РД в составе РФ на основе Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда (с.т.а.в.с.). Признание, соблюдение и защита Конституции РД в составе РФ на основе Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда (с.т.а.в.с.) являются обязанностью Государства в целом и граждан РД по отдельности.
Статья 4
Руководство в Республике Дагестан осуществляет её многонациональный народ непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного управления в рамках Шариата.
Высшим непосредственным выражением власти народа РД является выдвижение от себя наиболее богобоязненных, честных и приверженных Исламскому законодательству согласно главе 1 статьи 2 данной Конституции представителей.
Никто кроме той нематериальной оболочки под названием Шариат Аллаха не может присвоить власть в Республике Дагестан.
Статья 5
Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются противоречивыми по отношению к данной Конституции действиями.
Статья 6
В Республике Дагестан гарантируется защита прав всех народов и национальных меньшинств, проживающих на её территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
Республика Дагестан признаёт и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создаёт условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций в рамках предусмотренных главы 1 статьи 2 данной конституции.
Каждому из народов гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на данной конституционной основе.
Статья 7
Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную и СМИ. Органы исполнительной, судебной и СМИ власти всецело подчинены законодательной власти и Муфтию Республики Дагестан.
Статья 8
Государственную власть в Республике Дагестан осуществляют; Муфтий Республики Дагестан, Совет учённых различных наук Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан, СМИ Республики Дагестан.
Система органов государственной власти Республики Дагестан устанавливается в соответствии с главой 1 статьи 2 настоящей Конституции РД в составе РФ на основе Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда (с.т.а.в.с.).
Статья 9
В Республике Дагестан осуществляется местное управление. Местное управление в пределах своих полномочий установленных законодательством РД самостоятельно. Органы местного управления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 10
Органы государственной власти, органы местного управления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Дагестан, законы Республики Дагестан и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
Законы РД подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статья 11
Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана.
В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на её территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В Республике Дагестан создаются особые условия для изучения и развития языка исламских наук – арабского как через русский язык, так и через языки народов Дагестана по религии Ислам, согласно мазхабу Имама Мухаммеда Идриса аш-Шафии и трём остальным мазхабам.
Статья 12
Каждый проживающий на территории Республики Дагестан, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с федеральным законом является гражданином Российской Федерации (далее гражданин).
Статья 13
Республика Дагестан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Республике Дагестан обеспечивается социальная ориентация экономики, свобода экономической деятельности.
Регулирование экономических отношений органами государственной власти и органами местного управления осуществляется в соответствии с законодательством РД и должно способствовать устранению диспропорций в развитии территорий.
Статья 14
В Республике Дагестан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 15
Земля и другие природные ресурсы в Республике Дагестан используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, кроме земель и природных ресурсов, отведённых в качестве исключительной прерогативы государству, в интересах благополучия всего дагестанского народа.
Статья 16
В Республике Дагестан ни на одной стадии не допускаются; идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, общественные объединения созданные с целью разрушить Шариат в Республике Дагестан, единичное сопротивление Конституционному строю в Республике Дагестан в составе Российской Федерации на основе Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда (с.т.а.в.с.) согласно мазхабу Имама Мухаммеда Идриса аш-Шафии и трём остальным мазхабам.
Единственной идеологией в Республике Дагестан является Ислам согласно мазхабу Имама Мухаммеда Идриса аш-Шафии и трём остальным мазхабам.
Статья 17
Республика Дагестан – Шариатское государство.
В основе государства лежит религия Ислам, которая является и государственной и обязательной.
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 18
В республике Дагестан признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Республики Дагестан и общепризнанными принципами и нормами международного права. Каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами.
Достоинство личности, её свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой общественного порядка и социального мира.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Не допускается использование прав и свобод для какого-либо изменения конституционного строя.

Статья 19
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного управления и обеспечивается правосудием.
Статья 20
Все равны перед законом и судом.
В Республике Дагестан защищаются права и свободы человека и гражданина независимо от национальности, расы, пола, языка, происхождения, социального имущественного положения, занимаемой должности, рода занятий, места жительства, образования, отношения к монотеистическим религиям. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной расовой, национальной, языковой или по признаку отношения к другой монотеистической религии.
Статья 21
Гражданин пользуется всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан.
Статья 22
Лица, не являющиеся гражданами и законно находящиеся на территории Республики Дагестан, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 23
Каждый имеет право на жизнь.
Достоинство личности охраняется государством.
Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 24
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей в соответствии с законодательством Республики Дагестан допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию только в соответствии с шариатскими нормами.
Статья 25
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений если оные не наносят вред конституционному строю Республики Дагестан в составе Российской Федерации на основе Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда (с.т.а.в.с.).
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Органы государственной власти и органы местного управления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное предусмотрено законом.
Статья 26
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных шариатом на основании судебного решения.
Статья 27
Каждый, кто законно находится на территории Республики Дагестан, имеет право на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства в Республике Дагестан.
Каждый может свободно выезжать за пределы Республики Дагестан.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода мысли.
Каждому гарантируется свобода слова, если оное грубо не противоречит Шариату.
Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Каждый имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или (монотеистическую) религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 29
Каждому гарантируется свобода совести.
Для монотеистических верований (Христианство и Иудаизм), кроме ислама согласно мазхабу Имама Мухаммеда Идриса аш-Шафии и трём остальным мазхабам гарантируется; свобода распространения знаний среди себя, изучения и исполнения ритуалов вероисповедования. Для монотеистических верований (христианство и иудаизм), кроме ислама согласно мазхабу Имама Мухаммеда Идриса аш-Шафии и трём остальным мазхабам не допускается; распространение знаний о своих вероучениях не в своей среде, применение норм права из Христианства и Иудаизма в качестве законов в РД.
Все монотеистические верования в Республике Дагестан – Ислам, Иудаизм и Христианство при решении дел обязаны руководствоваться Конституцией Республики Дагестан в составе Российской Федерации на основе Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда (с.т.а.в.с.) и исходящими из неё законами Республики Дагестан.
Любые другие верования на территории Республики Дагестан, кроме вышеперечисленных (Ислам, Иудаизм и Христианство) право на какое-либо распространение знаний о своей религии, право на исповедование, право на применение норм права в качестве законов в РД не имеют.
Статья 30
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 31
Граждане имеет право участвовать в управлении делами Республики Дагестан как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане имеют право избирать по признаку компетентности в условиях Шариата и быть избранными по тому же признаку в органы государственной власти и органы местного управления, а также участвовать в референдуме, опираясь только на справедливый выбор. Любое голосование, произошедшее по очевидному признаку лояльности, считается недействительным и наказуемым согласно закону Республики Дагестан.
Не имеет права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, лица подвергшиеся наказанию Шариатским Судом Республики Дагестан, лица признанные судом не исполняющими Фарз.
Статья 32
Граждане имеет равный доступ к государственной и муниципальной службе. Требования к кандидатам на должности государственных и муниципальных служащих определяются законом.
Граждане имеет право в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 34
Каждый имеет право на объединение в порядке, предусмотренным законом.
Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение не соответствующее законодательству РД или пребыванию в нём.
Статья 35
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного управления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Статья 36
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество, в собственности заработанное или полученное путем, дозволенным законом Республики Дагестан, то есть Шариатом. Владеть им, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может, произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Право наследования гарантируется.
Статья 37
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом Республики Дагестан минимального размера Заработной платы, а также право на защиту от безработицы.
Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом Республики Дагестан способов их разрешения, включая право на забастовку.
Принудительный труд запрещён.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом Республики Дагестан продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с законом Республики Дагестан.

Статья 39
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 40
Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Республика Дагестан развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительность.
Статья 41
Каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища.
Органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного управления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Статья 42
Каждый имеет право на образования и выбор форм его получения.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования, основного общего и среднего профессионального образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Каждый вправе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Республика Дагестан вправе устанавливать региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов.
Статья 43
Каждому гарантируется свобода литературного художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания в рамках Шариата. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Статья 44
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Каждый имеет право на защиту от незаконных посягательств на его права и свободы.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Статья 45
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного управления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 46
Каждый имеет право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, органов местного управления или их должностных лиц.
Статья 47
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 48
Перечисление в Конституции Республики Дагестан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление закреплённых в Шариате норм.
В Республике Дагестан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие Шариат Аллаха.
Статья 49
Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина.
Гражданин несёт военную или альтернативную гражданскую службу в соответствии с федеральным законом Российской Федерации.
Статья 50
Каждый обязан платить закат и сборы в порядке и размерах, установленных Шариатом Аллаха. Никто, включая представителей других религиозных конфессий не может быть освобождён от выплат сборов установленных Республикой Дагестан и закатом.
Статья 51
Каждый обязан сохранять природу и окружающую природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 52
Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Брак – махр для мусульман основывается на законах Шариата Аллаха. Браки представителей других конфессий и верований свободны.
Родители или лица, их заменяющие, обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия. Родители или лица, их заменяющие – мусульмане обязаны обучить детей чтению Священного Корана, основам ислама. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 53
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы признанные законами Республики Дагестан.

ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН – СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 54
Республика Дагестан входит в Российскую Федерацию в качестве её субъекта.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Дагестан обладает всей полнотой власти на своей территории.
Взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан основаны на согласованности, разграничении предметов ведения и полномочий и определяются Конституцией Республики Дагестан, а также другими договорами и соглашениями с государственной властью Российской Федерации.
Республика Дагестан участвует в осуществлении полномочий Российской Федерации в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан.
Статья 55
Конституция Российской Федерации и принятые по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на территории Республики Дагестан, если они соответствуют шариату Аллаха. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республике Дагестан издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан соответствующие шариату Аллаха.
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного с Российской Федерацией ведения Республика Дагестан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан, кроме законов Российской Федерации об Обороне, воинской обязанности и военной службе и других согласованных федеральных законов, способствующих военно-стратегическому и торгово-экономическому развитию всей Российской Федерации, в целом, могут расходиться с законами исходящими из Конституции Российской Федерации, в случае если законы Российской Федерации расходятся с шариатом Аллаха.

Статья 56
Республика Дагестан имеет право на осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Дагестан.
Статья 57
Территория Республики Дагестан едина, её границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан.
Республика Дагестан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики.
Порядок решения вопросов административно-территориального устройства определяется законом Республики Дагестан.
Административно-территориальными единицами республиканского значения являются:
районы: Агульский, Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Казбековский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кулинский, Кумторкалинский, Курахский, Лакский, Левашинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский, Рутульский Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский, (с Бежтинским участком в его составе), Чародинский, Шамильский;
города: Дербент, Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск.
ГЛАВА 4. СОВЕТ УЧЁННЫХ РАЗЛИЧНЫХ НАУК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Статья 59
Совет учённых различных наук – парламент Республики Дагестан – является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан.

Статья 60
Совет учённых различных наук Республики Дагестан состоит из 75 депутатов. Совет учённых различных наук Республики Дагестан избирается сроком на четыре года с испытательным сроком два месяца. Порядок избрания депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан определяется законом Республики Дагестан.
Статья 61
Депутатом Совета учённых различных наук Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, сочетающий в себе знание научного арабского языка со светским образованием и исполняющий основы ислама в суннитском толке (Глава 1 статья 2).
Депутат Совета учённых различных наук Республики Дагестан не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом представительных органов государственной власти иных субъектов Российской Федерации или представительных органов местного управления, судьёй. Не имеет права замещать иные государственные должности федеральной государственной службы Республики Дагестан, иных субъектов Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено законом Республики Дагестан.
Деятельность депутата Совета учённых различных наук Республики Дагестан осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.
Статья 62
Статус депутата Совета учённых различных наук Республики Дагестан и гарантии их депутатской деятельности устанавливаются настоящей Конституцией и законом Республики Дагестан.
Депутаты Совета учённых различных наук Республики Дагестан обладают такими же правами и свободами, как и все граждане Республики Дагестан.

Статья 63
Совет учённых различных наук Республики Дагестан собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания не менее двух третей установленного числа депутатов.
Муфтий Республики Дагестан может созвать заседание Совета учённых различных наук Республики Дагестан ранее этого срока.
Первое заседание Совета учённых различных наук Республики Дагестан открывает и до избрания Председателя Совета учённых различных наук Республики Дагестан одновременно ведёт Муфтий Республики Дагестан.
С момента начала работы Совета учённых различных наук Республики Дагестан нового созыва полномочия Совета учённых различных наук Республики Дагестан прежнего созыва прекращаются.
Статья 64
Совет учённых различных наук Республики Дагестан собирается на сессии каждый рабочий день.
Заседания Совета учённых различных наук Республики Дагестан являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом. Совет учённых различных наук Республики Дагестан вправе проводить закрытые заседания.
Статья 65
Муфтий Республики Дагестан назначает Председателя Совета учённых различных наук Республики Дагестан и его заместителей.
Председатель Совета учённых различных наук Республики Дагестан и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком парламента в соответствии с принятым Советом учённых различных наук Республики Дагестан регламентом.
Совет учённых различных наук Республики Дагестан для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета учённых различных наук Республики Дагестан, осуществления контрольных полномочий избирает из числа депутатов комитеты и их председателей.
Организация и порядок деятельности комитетов определятся законом.
Совет учённых различных наук Республики Дагестан в необходимых случаях образует депутатские комиссии для предварительного изучения вопросов, отнесённых к его ведению.
Статья 66
Для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний Совета учённых различных наук Республики Дагестан формируется Президиум Совета учённых различных наук Республики Дагестан в составе Председателя Совета учённых различных наук Республики Дагестан, его заместителей и председателей комитетов Совета.
Статья 67
Для осуществления контроля над исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан Совет учённых различных наук Республики Дагестан образует Счётную палату Республики Дагестан, состав и порядок деятельности которой определяются законом Республики Дагестан.
Статья 68
К ведению Совета учённых различных наук Республики Дагестан относятся:
1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Дагестан, за исключением статей 1 и 2 главы 1, принятие законов, внесение в них изменений и дополнений;
2) утверждение соглашения об изменении границ Республики Дагестан, решение вопросов административно-территориального устройства Республики Дагестан;
3) дача согласия для назначения на должность Председателя Правительства Республики Дагестан;
4) работа над назначением на должность и освобождением от должности судей Конституционного Суда Республики Дагестан, работа над назначением на должность мировых судей ;
5) работа над назначением на должность и освобождением от должности председателя Счётной палаты Республики Дагестан его заместителя и аудиторов;
6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в порядке, установленном законом;
7) решение вопроса о недоверии (доверии) Председателю Правительства Республики Дагестан;
8) решение вопроса о недоверии (доверии) Председателю Совета учённых различных наук Республики Дагестан;
9) назначение выборов Председателя Правления СМИ;
10) назначение выборов в Совет учённых различных наук Республики Дагестан;
11) Назначение референдума Республики Дагестан;
12) установление структуры (системы) исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан;
13) утверждение республиканского бюджета Республики Дагестан и отчёта о его исполнении;
14) утверждение республиканских программ социально-экономического развития Республики Дагестан и отчётов об их выполнении;
15) установление в соответствии с шариатом Аллаха заката и сборов, а также в порядке взимания;
16) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Дагестан и отчётов об их исполнении;
17) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Дагестан;
18) рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Дагестана;
19) реализация права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
20) принятие Регламента Совета учённых различных наук Республики Дагестан, решение вопросов внутреннего распорядка его деятельности;
21) созыв Конституционного Собрания;
22) учреждение государственных наград Республики Дагестан, установление специальных и почётных званий, классных чинов Республики Дагестан;
23) официальное толкование законов Республики Дагестан;
24) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Дагестан;
25) осуществление контроля над соблюдением и исполнением законов Республики Дагестан, исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Дагестан;
26) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Республики Дагестан.
Совет учённых различных наук Республики Дагестан принимает законы и постановления и контролирует их исполнение согласно Шариату Аллаха.
Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан.
Постановления Совета учённых различных наук Республики Дагестан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.
Статья 69
Право законодательной (законотворческой) инициативы принадлежит Муфтию Республики Дагестан, депутатам Совета учённых различных наук Республики Дагестан.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Дагестан с разрешения Муфтия Республики Дагестан.
Законопроекты вносятся в Совет учённых различных наук Республики Дагестан.
Законопроекты о введении или отмене сборов, освобождение от их уплаты об изменении финансовых обязательств республики другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт республиканского бюджета Республики Дагестан, могут быть внесены Муфтием Республики Дагестан либо при наличии заключения Муфтия Республики Дагестан. Такое заключение представляется в Совет учённых различных наук Республики Дагестан не позднее тридцати календарных дней с момента получения Муфтием Республики Дагестан соответствующего законопроекта.
Статья 70
Принятый закон Республики Дагестан в течение семи дней направляется Муфтию Республики Дагестан для подписания и обнародования.
Муфтий Республики Дагестан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона Республики Дагестан подписывает и обнародует закон либо отклоняет его. В случае отклонения закон Республики Дагестан возвращается в Совет учённых различных наук Республики Дагестан с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Совет учённых различных наук Республики Дагестан вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон Республики Дагестан будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан, он подлежит подписанию Муфтием Республики Дагестан в течение семи дней и обнародованию.
Статья 71
Совет учённых различных наук Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации.
Статья 72
Совет учённых различных наук Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Муфтия Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, не вступивших в силу договоров и соглашений, заключённых от имени Республики Дагестан, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов представительных органов местного управления и глав муниципальных образований Конституции Республики Дагестан.
Совет учённых различных наук Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о толковании конституции Республики Дагестан.
Статья 73
Председатель Совета учённых различных наук Республики Дагестан:
1) Организует подготовку сессий Совета учённых различных наук Республики Дагестан и ведёт его заседания;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Советом учённых различных наук Республики Дагестан, подписывает принятые им постановления;
3) представляет Совету учённых различных наук Республики Дагестан кандидатуры для избрания на должности председателей комитетов и комиссий Совета учённых различных наук Республики Дагестан;
4) обеспечивает взаимодействие Совета учённых различных наук Республики Дагестан с другими органами государственной власти, а также органами местного управления, вправе участвовать в заседаниях Правительства Республики Дагестан;
5) координирует деятельность комитетов и комиссий, обеспечивает их взаимодействие;
6) формирует Аппарат Совета учённых различных наук Республики Дагестан;
7) решает другие вопросы в соответствии с Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан что однозначно.
Статья 74
Полномочия Совета учённых различных наук Республики Дагестан могут быть прекращены досрочно в случаях:
1) принятия решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан.
2) роспуск Совета учённых различных наук Республики Дагестан Муфтием Республики Дагестан по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Дагестан;
3) вступления в силу решения компетентного суда о неправомочности данного состава депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий;
В случае досрочного прекращения полномочий Совета учённых различных наук Республики Дагестан Муфтием Республики Дагестан назначаются внеочередные выборы в Совет учённых различных наук Республики Дагестан. Указанные выборы назначаются и проводятся в сроки, установленные законом.
ГЛАВА 5. МУФТИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Статья 75
Муфтий Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан, характеризующий абсолютную власть в Республике Дагестан. Он возглавляет; законодательную, исполнительную, судебную и СМИ власть Республики Дагестан как посредственно, так и непосредственно.
Муфтий Республики Дагестан проводит политику, направленную на обеспечение соблюдения Конституции Республики Дагестан законности и правопорядка, соглашений и договоров, заключённых от имени Республики Дагестан, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина и сохранение единства и территориальной целостности республики.
Муфтий Республики Дагестан в соответствии с Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан определяет основные направления развития Республики Дагестан.
Муфтий Республики Дагестан представляет Республику Дагестан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Дагестан.
Муфтий Республики Дагестан при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Республики Дагестан, законы Республики Дагестан, согласованные федеральные закон, а также исполнять согласованные указы Президента Российской Федерации и согласованные Постановления Правительства Российской Федерации.
Статья 76
Муфтий Республики Дагестан избирается собранием всех представителей, всех центральных ветвей власти Республики Дагестан при открытом голосовании до времени, пока он соблюдает справедливость Аллаха на посту Муфтия Республики Дагестан.
Муфтием Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 31 года и не старше 60 лет, имеющий право участвовать в выборах.
Лицо, которое один раз оступилось в справедливости Аллаха при решении государственных дел на посту Муфтия Республики Дагестан, второй раз баллотироваться на какой либо пост государственного значения, не имеет право, тоже самое относится ко всем государственным служащим Республики Дагестан.
Порядок избрания Муфтия Республики Дагестан и его статус определятся законом Республики Дагестан.
Статья 77
Муфтий Республики Дагестан вступает в должность сразу после избрания собранием всех представителей всех центральных ветвей власти Республики Дагестан.
При вступлении в должность Муфтий Республики Дагестан ставит свою руку на Священный Коран и приносит следующую присягу:
«Именем Аллаха, поставив свою руку на слово Аллаха – Священный Коран клянусь верно, служить многонациональному дагестанскому народу, соблюдать Конституцию Республики Дагестан, законы Республики Дагестан и согласованные федеральные законы, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, единство и территориальную целостность Республики Дагестан, честно и добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Муфтия Республики Дагестан».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии собрания всех представителей, всех центральных ветвей власти Республики Дагестан.
Статья 78
Муфтий Республики Дагестан:
1) назначает с согласия Совета учённых различных наук Республики Дагестан Председателя Правительства Республики Дагестан;
2) по предложению Председателя Правительства Республики Дагестан формирует Правительство Республики Дагестан;
3) представляет Совету учённых различных наук Республики Дагестан кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Республики Дагестан, мировых судей;
4) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Совета учённых различных наук Республики Дагестан (роспуске Совета учённых Республики Дагестан) в случае принятия им закона или иного нормативного правового акта, противоречащие Шариату Аллаха, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Совет учённых различных наук Республики Дагестан не устранило их в срок установленный законом;
5) назначает дату внеочередных выборов в Совет учённых различных наук Республики Дагестан в случае досрочного прекращения полномочий Совета учённых различных наук Республики Дагестан;
6) принимает решение об отставке Правительства Республики Дагестан, членов Правительства Республики Дагестан;
7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами Совета учённых различных наук Республики Дагестан представителей Республики Дагестан;
8) утверждает по предложению Председателя Правительства Республики Дагестан перечень республиканских органов исполнительной власти;
9) проводит кадровую политику;
10) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Дагестан;
11) формирует Администрацию Муфтия Республики Дагестан;
12) награждает государственными наградами Республики Дагестан, присваивает почётные и специальные звания Республики Дагестан, представляет к награждению государственными наградами Российской Федерации;
13) ведёт переговоры и подписывает договоры, иные соглашения от имени Республики Дагестан;
14) подписывает и обнародует законы Республики Дагестан, издаёт указы и распоряжения;
15) обращается к Совету учённых различных наук Республики Дагестан с ежегодным посланием о положении в Республике;
16) имеет право участия и внеочередного выступления на заседаниях Совета учённых различных наук Республики Дагестан;
17) представляет Совету учённых различных наук Республики Дагестан проект республиканского бюджета Республики Дагестан и отчёт о его исполнении, проекты программ социально-экономического развития Республики Дагестан и отчёты об их исполнении;
18) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан и согласованными федеральными законами, а также договорами и соглашениями, заключенными от имени Республики Дагестан.
Статья 79
Муфтий Республики Дагестан издаёт указы и распоряжения контролирует их исполнение. Указы и распоряжения Муфтия Республики Дагестан не могут противоречить Конституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан. Указы и распоряжения муфтия Республики Дагестан, изданные в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Дагестан.
Статья 80
Муфтий Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии согласованных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Дагестан Конституции Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Муфтий Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Совета учённых различных наук Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, не вступивших в силу договоров и соглашений, заключенных от имени Республики Дагестан, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов представительных органов местного управления и глав муниципальных образований Республики Дагестан.
Муфтий Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о толковании Конституции Республики Дагестан.
Статья 81
Муфтий Республики Дагестан вправе отменять решения органов исполнительной власти Республики Дагестан, если они противоречат Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан и федеральным законам Российской Федерации.
Статья 82
Муфтий Республики Дагестан приступает к осуществлению полномочий с момента избрания и прекращает их осуществление в случаях;
1) Его смерти;
2) Его отставки в связи с оправданным выражением недоверия по поводу отклонения от истинного пути – Ислама собранием всех представителей, всех центральных ветвей власти Республики Дагестан.
3) Его отставки по собственному желанию;
4) Выражением недоверия абсолютным большинством от всего народа Республики Дагестан;
5) Признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) Признания его судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
7) Вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) Его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) Утраты им гражданства Российской Федерации;
10) Его отзыва избирателями на основании и в порядке, установленном законом.
При этом выборы Муфтия Республики Дагестан назначаются и проводятся в сроки установленные законом.
Во всех случаях, когда Муфтий Республики Дагестан не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет благонравный и компетентный сын Муфтия Республики Дагестан, а при его отсутствии Председатель Совета учённых различных наук Республики Дагестан. Исполняющий обязанности Муфтия Республики Дагестан не имеет права распускать Совет учённых различных наук Республики Дагестан, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Дагестан и другие запрещённые Муфтием Республики Дагестан стороны государственной деятельности.
Статья 83
Муфтию Республики Дагестан может быть выражено недоверие Советом учённых различных наук Республики Дагестан:
издания им актов, противоречащих Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан и согласованным федеральным законам Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Муфтий Республики Дагестан не устранит указанные противоречия в срок установленный законом;
установленного компетентным судом иного грубого нарушения Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан и согласованных федеральных законов Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Предложение о выражении недоверия Муфтию Республики Дагестан вправе внести группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан.
Если Конституционный Суд Республики Дагестан вынесет заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения предложения о выражении недоверия Муфтию Республики Дагестан, то вопрос передаётся на рассмотрение Совету учённых различных наук Республики Дагестан.
Решение Совета учённых различных наук Республики Дагестан ставится на выбор для принятия полным собранием всех представителей, всех центральных ветвей власти Республики Дагестан.
Решение полного собрания всех представителей, всех центральных ветвей власти Республики Дагестан о недоверии Муфтию Республики Дагестан влечёт за собой немедленную отставку Муфтия Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан, если на время установленное законом Республики Дагестан их не замещают другие лица.
ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Статья 84
Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан формируется Муфтием Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан.
По предложению Председателя Правительства Республики Дагестан Муфтий Республики Дагестан вправе ввести в состав Правительства Республики Дагестан руководителей других органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан слагает свои полномочия перед вновь избранным Муфтием Республики Дагестан и по его поручению продолжает выполнять свои функции до сформирования нового Правительства Республики Дагестан.
Статья 85
Председатель Правительства Республики Дагестан назначается Муфтием Республики Дагестан с согласия Совета учённых различных наук Республики Дагестан.
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Республики Дагестан вносится Муфтием Республики Дагестан не позднее чем в двухнедельный срок после вступления в должность Муфтия Республики Дагестан или после отставки Правительства Республики Дагестан либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Советом учённых различных наук Республики Дагестан.
Совет учённых различных наук Республики Дагестан рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства Республики Дагестан в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
Статья 86
Председатель Правительства Республики Дагестан не позднее чем в недельный срок после назначения представляет Муфтию Республики Дагестан предложения о перечне органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Статья 87
Правительство Республики Дагестан ответственно перед Муфтием Республики Дагестан.
Вновь образованное Правительство Республики Дагестан не позднее чем в трёхмесячный срок представляет на рассмотрение Муфтия Республики Дагестан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Статья 88
Правительство Республики Дагестан:
1) разрабатывает и представляет Муфтию Республики Дагестан для внесения в Совет учённых различных наук Республики Дагестан проекты республиканского бюджета Республики Дагестан, программ социально-экономического развития Республики Дагестан;
2) обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Дагестан и готовит отчёт о его исполнении и отчёты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Дагестан для представления их Муфтием Республики Дагестан в Совет учённых различных наук Республики Дагестан;
3) обеспечивает проведение государственной политики по экономическому и социально – культурному развитию Республики Дагестан; осуществляет меры по развитию науки, образования, культуры рациональному использованию и охране природных ресурсов;
4) осуществляет в соответствии законом управление и распоряжение республиканской собственностью, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Дагестан;
5) осуществляет меры по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также по обеспечению защиты прав и свобод граждан;
6) осуществляет в установленном порядке внешнеэкономические связи;
7) формирует иные органы исполнительной власти Республики Дагестан;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии законами Республики Дагестан, а также договорами и соглашениями, заключёнными от имени Республики Дагестан.
Порядок деятельности Правительства Республики Дагестан определяется законом Республики Дагестан.
Статья 89
Председатель Правительства Республики Дагестан:
1) осуществляет руководство деятельностью Правительства;
2) определяет в соответствии с Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, указами и иными нормативными правовыми актами Муфтия Республики Дагестан основные направления деятельности Правительства Республики Дагестан и организует его работу;
3) представляет Муфтию Республики Дагестан предложения о перечне республиканских органов исполнительной власти;
4) вносит на рассмотрение Муфтия Республики Дагестан предложения о составе Правительства Республики Дагестан, внесений в него изменений;
5) обеспечивает взаимодействие Правительства Республики Дагестан с другими органами государственной власти, органами исполнительной власти Российской Федерации, её субъектов и субъектов (административно-территориальных образований) других государств при осуществлении внешнеэкономических связей, а также с органами местного управления;
6) имеет право участия и внеочередного выступления на заседаниях Совета учённых различных наук Республики Дагестан;
7) подписывает постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан и согласованными федеральными законами Российской Федерации.
Статья 90
Правительство Республики Дагестан издаёт постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан не могут противоречить Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан, указам Муфтия Республики Дагестан и согласованным федеральным законам Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Дагестан.
Статья 91
Правительство Республики Дагестан, Председатель Правительства Республики Дагестан или член Правительства Республики Дагестан могут подать в отставку.
Отставка Председателя правительства Республики Дагестан принимается или отклоняется Муфтием Республики Дагестан.
Отставка председателя Правительства Республики Дагестан влечёт отставку всего Правительства Республики Дагестан.
Отставка члена Правительства Республики Дагестан принимается или отклоняется Муфтием Республики Дагестан по представлению Председателя Правительства Республики Дагестан.
Совет учённых различных наук Республики Дагестан может выразить недоверие Председателю Правительству Республики Дагестан в порядке, установленном законом.
После выражения Советом учённых различных наук Республики Дагестан недоверия Председателю Правительства Республики Дагестан Муфтий Республики Дагестан вправе объявить об отставке Правительства Республики Дагестан либо не согласиться с решением Совета учённых различных наук Республики Дагестан. В случае, если Совет учённых различных наук Республики Дагестан в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие председателю Правительства Республики Дагестан, Муфтий Республики Дагестан объявляет об отставке Правительства Республики Дагестан.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Дагестан по поручению Муфтия Республики Дагестан продолжает выполнять свои функции до сформирования нового Правительства Республики Дагестан.
ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 92
Правосудие в Республике Дагестан осуществляется судами Республики Дагестан.
Судами Республики Дагестан являются Конституционный Суд Республики Дагестан и мировые судьи. Все суды в Республике Дагестан обязаны действовать только на основании Шариата Аллаха.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 93
Конституционный Суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля. Конституционный Суд Республики Дагестан осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Республики Дагестан состоит из пяти судей.
Конституционный Суд Республики Дагестан по запросам Муфтия Республики Дагестан, Советом учённых различных наук Республики Дагестан, депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Дагестан, Арбитражного суда Республики Дагестан, Прокурора Республики Дагестан, представительных органов местного управления и глав муниципальных образований, Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан разрешает дела о соответствии Конституции Республики Дагестан:
1) законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Муфтия Республики Дагестан, Совета учённых различных наук Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан;
2) не вступивших в силу договоров и соглашений, заключённых от имени Республики Дагестан;
3) уставов муниципальных образований;
4) нормативных правовых актов представительных органов местного управления и глав муниципальных образований.
Конституционный Суд Республики Дагестан по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет соответствие закона Республики Дагестан, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Республики Дагестан.
Конституционный Суд Республики Дагестан по запросам Муфтия Республики Дагестан, Совета учённых различных наук Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан даёт толкование Конституции Республики Дагестан.
Конституционный Суд республики Дагестан по запросу Совета учённых различных наук Республики Дагестан даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения предложения о выражении недоверия Муфтию Республики Дагестан.
Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Дагестан, утрачивает силу; не соответствующие Конституции Республики Дагестан договоры Республики Дагестан не подлежат введению в действие и применению.
Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Республики Дагестан определяется законом Республики Дагестан.
Статья 94
Судьи Конституционного Суда Республики Дагестан и мировые судьи назначаются Советом учённых различных наук Республики Дагестан по представлению Муфтия Республики Дагестан.
Судьи назначаются на срок, установленный законом. Порядок назначения судей судов Республики Дагестан устанавливается законом Республики Дагестан.
Статья 95
Судьи подчиняются Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан, Муфтию Республики Дагестан и Совету учённых различных наук Республики наук. Согласно настоящей Конституции Республики Дагестан Муфтия Республики Дагестан, Судей Республики Дагестан, членов Совета учённых различных наук Республики Дагестан, как и всех граждан Республики Дагестан, при нарушении Шариата Аллаха судьи Республики Дагестан обязаны судить единым для всех судом.
Статья 96
Прокуратура Республики Дагестан входит в единую централизованную систему Республики Дагестан.
Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Республики Дагестан, определяются законом Республики Дагестан – Шариатом Аллаха.
Статья 97
Прокурор Республики Дагестан назначается Муфтием Республики Дагестан с согласия Совета учённых различных наук Республики Дагестан, в порядке установленном законом.

ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 98
Местное управление в Республике Дагестан обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, Указами Муфтия Республики Дагестан и Постановлениями Правительства Республики Дагестан.
Местное управление осуществляется гражданами путём референдума выборов других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного управления.
Статья 99
Местное управление осуществляется в городских, сельских поселениях согласно Конституции Республики Дагестан.
Структура местного управления определяется населением согласованно с центральными властями Республики Дагестан.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное управление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий.
Органы местного управления, согласованно с центральными властями Республики Дагестан управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного управления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 100
Местное управление в Республике Дагестан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного управления установленных Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, Указами Муфтия Республики Дагестан, Постановлениями Правительства Республики Дагестан и согласованными федеральными законами Российской Федерации.
ГЛАВА 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ. СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Статья 101
Республика Дагестан имеет свои государственные символы – Герб и Флаг. Их описание и порядок официального использования устанавливается законом Республики Дагестан согласно Шариату Аллаха.
Столицей Республики Дагестан является город Дербент.
Статус столицы определяется настоящей Конституцией Республики Дагестан.
ГЛАВА 10. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ
Статья 102
Предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Дагестан могут вносить Муфтий Республики Дагестан, Совет учённых различных наук Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, а также группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан.
Статья 103
Положения статей 1 и 2 главы 1 настоящей Конституции Республики Дагестан ни кем не могут быть изменены или пересмотрены.
Статья 104
Поправки к остальным главам, статьям Конституции Республики Дагестан принимаются двумя третями голосов от установленного числа депутатов Совета учённых различных наук Республики Дагестан.
Статья 105
В случае изменения в соответствии с законом наименования района, города республиканского значения или их упразднения новое наименование административно-территориальной единицы подлежит включению в статью (исключению из статьи) 57 Конституции Республики Дагестан указом Муфтия Республики Дагестан.
В случае изменения в соответствии с законом Республики Дагестан наименований органов государственной власти должностей, а также в случае признания компетентным судом в установленном порядке отдельных положений Конституции Республики Дагестан не соответствующими Шариату Аллаха, недействующими и не подлежащими применению соответствующие изменения в текст Конституции Республики Дагестан вносятся указом Муфтия Республики Дагестан.
ГЛАВА 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Конституция Республики Дагестан в составе Российской Федерации на основе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммеда (с.т.а.в.с.) вступает в силу со дня её официального опубликования.
Обнародование Конституции Республики Дагестан осуществляется высшим должностным лицом Республики Дагестан путём издания специального акта.
День официального опубликования Конституции Республики Дагестан считается Днём Конституции Республики Дагестан в составе Российской Федерации на основе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммеда да благословит его Всевышний Аллах и приветствует.
Одновременно прекращается действие Конституции Республики Дагестан, принятой 10 июля 2003 года, с последующими изменениями и дополнениями.