КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (ПРОЕКТ)
Проект демократической партии «ЭРК» Узбекистана
Будьте справедливы (Коран 5/8)
Мы, обладатели верховной власти – народ Узбекистана,
— чтобы лучше управлять собой и полнее осуществлять свои полномочия;
— чтобы обеспечить неотъемлемые права каждого на жизнь, на свободу и стремление к счастью;
— чтобы направлять и охранять поведение наших людей только законом, одинаково для всех;
— в целях освобождения от насилия и жестокости,
учреждаем государство – Республику Узбекистан и вводим для него эту Консти-туцию (Основной Закон).
Статья 1
Раздел 1:
Все законодательные полномочия при-надлежат народу Республики Узбекистан; каждое из полномочий, которое он оставляет за собой или передает законодательной власти, может осуществлять сам; при этом он не издает законы, противоречащие свободам и правам своей отдельной территориальной или национальной частей, а также собствен-ным свободам и правам.
Раздел 2:
1. Свои законодательные полномочия народ осуществляет путем общенародного голосования (референдума).
2. Тему и срок референдума устанав-ливает законодательная власть Республики Узбекистан своим законом или Президент Республики Узбекистан своим Указом; при этом обязательно назначается референдум на тему и срок, которые требует Главный Хакам Республики Узбекистан или одна из палат законадательной власти Республики Узбекис-тан или больше половины населения отдель-ной области с правом участия в референдуме или больше половины отдельной националь-ной части народа Республики Узбекистан с правом участия в референдуме или больше половины общего числа членов отдельной политической партии Республики Узбекис-тан.
3. Все органы, которые проводят рефе-рендум, организуют пропаганду и подводят итоги, создаются на основе равночисленного представительства от политических партий; членом таких органов каждый может быть только в той территории, где сам голосует; урны, бюллетени, листы для голосования, протоколы итогов и другие документы референдума утверждаются печатями всех политических партий.
4. Законопроекты или кандидаты, выне-сенные для голосования в референдуме, дол-жны иметь две или более альтернативы; печати в бюллетенях и листах для голосова-ния должны принадлежать только полити-ческим партиям и они должны четко показать какой законопроект или какую кандидатуру выдвигает та или иная политическая партия.
Раздел 3:
Каждый, кто состоит в гражданстве Республики Узбекистан и достиг восемьнад-цатилетнего возраста имеет право участво-вать в общенародном голосовании (референ-думе) Республики Узбекистан; каждый гражданин может быть лишен своего этого права только собственным волеизъявлением или приговором или постановлением суда; запрещается ограничивать это право каким-либо другим путем.
Раздел 4:
Референдум считается состоявшимся, если в нем участвовало больше половины граждан с правом участия в референдуме; в закон превращается тот законопроект или избирается тот кандидат, за которого выра-зило согласие больще половины участвовав-ших в референдуме.
Раздел 5:
Народ Республики Узбекистан оставляет за собой право осуществлять путем всенарод-ного голосования (референдума) следующие законодательные полномочия:
1. установление государственной графи-ки, ее изменение и реформу;
2. установление государственного языка, его изменение и реформу;
3. изменение государственной границы за счет других государств военным путем;
4. установление государственной сис-темы образования, ее изменение и реформу;
5. выделение места и разрешение пребы-вания на территории государства военных контингентов и армий других государств;
6. образование территориально – целост-ного государства путем соединения госу-дарства с другими государствами;
7. образование с другими государствами политических, военных или экономических союзов, объеденений или содружеств и выход из них;
8. издание законов, связанных с измене-нием природных условий на территории государства или другого государства;
9. издание законов, связанных с повсе-местным изменением внутренней админис-тративно-территориальной структуры госу-дарства;
10. установление территории для посто-янного местоприбывания государственной власти – столицы Республики Узбекистан, ее изменение либо расширение;
11. передача общенародной собствен-ности отдельной части народа с правом соб-ственника;
12. ограничение свободы слова или печати или права на мирное собрание, шествие или демонстрацию для выражения несогласия со злоупотреблениями власти, требования лучше управлять государством;
13. принятие Конституции (Основного Закона), поправок и изменений к ней;
14. выбор одного из выдвинутых канди-датов на должность Президента Республики Узбекистан;
15. выбор одного из выдвинутых канди-датов на должность Вице-Президента Респуб-лики Узбекистан;
16. выбор одного из выдвинутых канди-датов на должность Главного Хакама Респуб-лики Узбекистан;
17. досрочный роспуск Государственного Совета Республики Узбекистан или его отдельной Палаты.
Статья 2
Раздел 1:
Все полномочия, переданные народом Республики Узбекистан законадательной власти принадлежит Государственному Сове-ту, который состоит из Палаты Предста-вителей и Палаты Вилоятов.
Раздел 2:
1. Палата Представителей состоит из членов, избираемых на два года населением избирательных территорий каждой области, Республики Каракалпакистан и столицы Республики Узбекистан; при этом та часть населения избирательной территории, кото-рая обладает правом участия в референдуме, обладает так же и правом выбора.
2. Кандидатов в члены Палаты Предста-вителей выдвигают организации политичес-ких партий Республики Узбекистан в соответ-ствующих областях, в республике Каракал-пакистан и столице Республики Узбекистан; число кандидатов на одно место должно быть два и более.
3. Все органы, которые проводят вы-боры, организуют пропаганду и подводят итоги, создаются на основе равночисленного представительства от политических партий, выдвинувших кандидатов; членом таких органов каждый может быть только в той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
4. Количество членов Палаты Представи-телей и объем прямых налогов в бюджет государственной власти распределяются в зависимости от численности населения областей, Республики Каракалпакистан и столицы Республики Узбекистан в равных пропорциях; порядок определения числа населения и условий пропорцианальности устанавливается специальным законом; при этом число избирателей, соответствующее одному Представителю, должно быть не более ста тысяч; избирательные территории устанавливаются исполнительныит властями соответствующих областей, Республики Каракалпакистан и столицы Республики Узбекистан.
5. Представителем не может быть избран тот, кто не достиг двадцатипятилетнего возвраста, не является в момент избрания сам или его родители жителем той территории, где он избирается, или на этой территории не родился сам или его родители и не состоит в последние пятнадцать лет в гражданстве Республики Узбекистан.
6. Если откроется вакансия в составе Па-латы Представителей исполнительная власть соответствующей области или Республики Каракалпакистан или столицы Республики Узбекистан назначает выборы для заполнения этой вакансии.
7. Палата Представителей выдвигает кан-дидатов на свои руководящие должности и проводит выборы; выдвижение кандидатов проводят группы политических партий в составе Палаты; выборы проводятся тайным голосованием.
8. Палата Представителей имеет исклю-чительное право возбуждать и проводить следствие против любого должностного лица государственной власти.
Раздел 3:
1. Палата Вилоятов состоит из трех чле-нов от каждой области, Республики Каракал-пакистан и столицы Республики Узбекистан; они избираются на шесть лет населением соответствующей области, Республики Кара-калпакистан и столицы Республики Узбе-кистан; каждый член Палаты вилоятов имеет один голос.
2. Выборы в палату вилоятов проводятся через каждые два года; в этих выборах избирается одна треть от общего числа членов Палаты; в первых выборах из трех членов от каждой области, Республики Кара-калпакистан и столицы Республики Узбекистан один избирается на два года, один на четыре года и один на шесть лет.
3. Членом палаты Вилоятов не может быть избран тот, кто не достиг тридцати-летнего возраста, за последние пятнадцать лет не состоит в гражданстве Республики Узбекистан и не является в момент избрания сам или его родители жителем той области, Республики Каракалпакистан или столицы Республики Узбекистан, где он избирается, или не родился сам или его родители на этой территории.
4. Кандидатов в члены Палаты Вилоятов выдвигают организации политических партий Республики Узбекистан в соответствующих областях, Республики Каракалпакистан или столицы Республики Узбекистан; на одно место выдвигается два и более кандидата.
5. Все органы которые проводят выборы в Палату Вилоятов, организуют пропаганду и проводят итоги, создаются на основе равно-численного представительства от всех поли-тических партий, выдвигавших кандидатов; членом таких органов может быть каждый только в той избирательной территории, где сам голосует; избирательные урны, бюлле-тени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются только печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
6. Если откроется вакансия в составе Палаты Вилоятов исполнительная власть соответствуюшей области, Республики Кара-калпакистан или столицы Республики Узбе-кистан назначает выборы, для заполнения этой вакансии.
7. Палата Вилоятов проводит выдви-жение кандидатов и избрание на должность руководителя Палаты и на другие свои долж-ности; кандидатов на эти должности выдви-гают группы политических партий в составе Палаты; выборы проводятся тайным голосо-ванием.
8. В число полномочий Палаты Вилоятов входит исключительное право производить суд и вынести приговор по делам, возбужден-ным Палатой Представителей; в этих случаях приговор принимается двумя третями голосов от общего числа членов Палаты; обвинитель-ный приговор ограничивается отстранением от должности и передачей дела следственным органам; если подсудимым является Прези-дент Республики Узбекистан, заседание Пала-ты проводится под председательством Главного Хакама; отстраненный от должнос-ти приговором Палаты Вилоятов человек лишается права занимать какую-либо долж-ность государственной власти; обвиненный в результате суда Палаты Вмлоятов в измене, взяточничестве человек отстраняется от дол-жности.
Раздел 4:
1. Выборы в Палату Представителей и в Палату Вилоятов проводятся в один день на всей территории Республики Узбекистан; порядок и сроки проведения выборов устанавливается Государственным Советом в рамках данной Конституции.
2. Каждая Палата сама решает вопросы, касающиеся результатов выборов, законности избрания своих членов и их полномочий; для каждой из Палат, в случаях отсутствия в данной Конституции указаний о кворуме при ведении дела, кворум составляет простое большинство.
3. Каждая Палата устанавливает порядок своих заседаний и наказывает нарушивших членов двумя третями голосов до вывода из своего состава; ведет протокол своих заседаний и периодически публикует его.
4. Государственный Совет собирается не реже двух раз в год и его сессии начинаются в первых воскресных днях июня и декабря; свои заседания Палаты проводят в установ-ленных местах и они не могут без взаимного согласования отсрочить свои заседания более чем на три дня.
5. Общее заседание Государственного Совета проводимое объединением Палат, назначается только для принятия присяги, знакомств и для других торжественных церемоний, а так же для экстренных инфор-маций при таких объединенных заседаниях председательствует руководитель Палаты Вилоятов, но на них не принимается законо-проект или закон.
Раздел 5:
1. Члены Государственного Совета полу-чают устанавливаемую законом заработную плату; запрещается привлекать их к ответ-ственности где-либо в другом месте за речи и высказывания в Палатах; запрещается арест во время их присутствия на сессии соответ-ствующей Палаты, следования в Палату и возвращения из нее во всех случаях, кроме измены и уголовного преступления.
2. Запрещается назначать кого-либо из членов Государственного Совета на должнос-ти государственной власти, если эта долж-ность была создана в течение времени, на которое он избран; ни одно лицо, занима-ющее какую-либо должность государствен-ной власти, не может быть членом Государ-ственного Совета, пока состоит в должности.
3. Структура составных Палат Государ-ственного Совета устанавливается законом; при этом законопроект о структуре каждой Палаты первоначально исходит из самой этой Палаты и в закон превращается подобно другим законопроектам.
4. Все законопроекты, касающиеся до-ходной части бюджета государственной влас-ти исходят из Палаты Представителей; Пала-та Вилоятов, подобно другим законопроек-там, может предложить в них изменения.
Раздел 6:
1. Каждый законопроект, принятый Па-латой представителей и Палатой Вилоятов обеими, представляется на подпись Прези-денту; Президент подписывает законопроект или возвращает законопроект со своими возражениями в ту Палату, из которой законопроект первоначально исходит; эта Палата регистрирует возражения Президента полностью и пересматривает законопроект, вместе с возражениями Президента передает его в другую Палату и принятый этой Палатой тоже двумя третями голосов законопроект становится законом; если в течении десяти рабочих дней со дня предста-вления президенту для подписания законо-проект не будет возвращен, законопроект становится законом, так же как если бы он был подписан Президентом; исключением из этого прецидента является случай, когда законопроект не мог быть возвращен в течении десяти рабочих дней из-за отсрочки Государственным Советом своей сессии.
2. Всякое постановление, резолюция или решение, кроме постановления об отсрочке своих заседаний, принятое Государственным Советом, представляется Президенту и только после его одобрения вступает в силу; если он не одобрит, оно должно быть снова утверждено двумя третями голосов Палаты Представителей и Палаты Вилоятов, в соот-ветствии с правилами и условиями, установ-ленными для законопроектов.
Раздел 7 (Полномочия переданные Государственному Совету):
1. Устанавливать и взымать единообраз-ные на всей территории Республики Узбекис-тан налоги, пошлины и акцизные сборы, необходимые для решения вопросов управле-ния государством, обороны, внутреннего спокойствия и благосостояния;
2. Заключать займы от имени Республики Узбекистан;
3. Регулировать торговлю с другими государствами и между областями, а также Республикой Каракалпакистан;
4. Устанавливать правила натурализации для принятия в гражданство Республики Узбекистан и законы несостоятельности для лишения гражданства;
5. Регулировать выпуск денег, ценных бумаг, монет; установление цености их и денежных единиц государства; установление единиц мер и весов;
6. Устанавливать наказания за подделку находящихся в обращении денег, ценных бу-маг и монет;
7. Устанавливать структуру исполни-тельной власти Республики Узбекистан;
8. Устанавливать структуру юридичес-кой власти Республики Узбекистан
9. Объявлять военное положение на всей или отдельной территории Республики Узбе-кистан;
10. Устанавливать наказания за действия, признанные как предательство по отношению к Республике Узбекистан;
11. Введение и размещение на террито-рии другого государства военных подразделе-ний и войск;
12. Производство вооружений и осущ-ествление торговли ими;
13. Создание армии и ее содержание;
14. Создание флота и его содержание;
15. Устанавливать правила управления вооруженными силами и войсками;
16. Создание вооруженных подразделе-ний для обеспечения внутреннего спокой-ствия и издание правил управления ими;
17. Быть собственником всех богатств недр Республики Узбекистан и регулировать пользование ими;
18. Устанавливать структуру доходной и расходной частей бюджета государственной власти Республики Узбекистан;
19. Выполнять функции власти со специальными полномочиями для правления территорией, выделенной для размещения структур государственной власти Республики Узбекистан.
Статья 3
Раздел 1:
1. Президентская должность является первостепенной должностью исполнительной власти Республики Узбекистан; Президент избирается совместно с Вице-Президентом, сроком на пять лет, путем общенародного голосования (референдума); никто не может быть избран Президентом больше чем два раза; ни одно лицо замещавшее Президента свыше двух лет, не может быть избрано на должность Президента более одного раза; избирательные бюллетени и листы составляются отдельно для кандидатов в Президенты и отдельно для кандидатов в Вице-Президенты.
2. Кандидатов на должности Президента и Вице-Президента выдвигают политические партии Республики Узбекистан; каждая политическая партия выдвигает кандидатом одного человека на должность Президента и одного человека на должность Вице-Президента; при этом хотя бы один из этих двух кандидатов не должен состоять в членстве выдвигающей его кандидатом партии; порядок выдвижения кандидатов устанавливает каждая политическая партия сама.
3. Все органы, которые проводят выборы на должности Президента и Вице-Прези-дента, организуют пропаганду и подводят итоги, создаются на основе равночисленного представительства от политических партий, выдвинувших кандидатов; членом таких органов каждый может быть только в той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
4. Не может быть избран на должность Президента или Вице-Президента тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста, в течении последних пятнадцати лет не имел постоянного жительства в Республике Узбекистан и не состоял в ее гражданстве, а так же не владеющий в совершенстве государственным языком Республики Узбе-кистан.
5. Выборы на должности Президента и Вице-Президента проводятся в ноябре месяце; избранные лица приступают к исполнению своих полномочий сразу после принятия присяги в Государственном Совете во второе воскресенье января месяца, последующего за выборами года; если в результате проведенных в ноябре выборов Президент или Вице-Президент не избраны, в декабре месяце проводятся повторные выбо-ры; на общенародное голосование (референ-дум) выносятся по два кандидата, получив-шие наибольшее число голосов на предыдущ-ем референдуме; если в результате референ-дума и повторного референдума никто на должность Президента не будет избран до второго воскресенья января месяца следую-щего года, то избранное на должность Вице-Президента лицо становится Президентом и должность Вице-Президента остается вакант-ной до очередных выборов; если не был избран также и Вице – Президент, то Государ-ственный Совет издает закон и определит исполняющего обязанности Президента.
6. При отстранении Президента от своей должности или его смерти или его отставки согласно личного заявления, полномочия Президента переходят к Вице-Президенту и он выполняет эти полномочия до принятия присяги избранным на очередных выборах Президентом.
7. Президенту и Вице-Президенту оплату за работу установит Государственный Совет; установленная заработная плата за период их избрания не должна быть занижена и они не должны получать заработную плату где- либо в другом месте.
Раздел 2:
1. Президент в январе месяце каждого года направляет в Госудаврственый Совет отчет о политическом и экономическом сос-тояни Республик Узбекистан и свои предло-жения о необходимых и полезных мерах.
2. Президент и Вице-Президент, со дня начала своих полномочий до дня их оконча-ния, не должны состоять в членстве какой-либо политической партии, занимать какую-либо партийную должность и участвовать в работе партийных органов.
Раздел 3:
Полномочия Президента Республики Уз-бекистан:
1. Главнокомандующий армии и флота Республики Узбекистан;
2. Заключать международные договоры с совета и согласия Палаты Вилоятов, при одобрении не менее половины общего числа и двух третей присутствующих членов палат-ы;
3. Назначение послов других полномо-чных представителей и консулов с совета и согласия Палаты Вилоятов;
4. Назначение с совета и согласия Пала-ты Вилоятов на все должности исполнитель-ной власти, кроме должности Вице-Президен-та, с соблюдением пропорций числа предста-вителей политических партий в составе Пала-ты Вилоятов;
5. Требовать письменного заключения от руководителя каждого исполнительного ве-домства по любому вопросу, относящемуся к его компетенции;
6. Замещать все вакансии, которые обра-зуются в период между сессиями Палаты Ви-лоятов, предоставляя должностные полномо-чия на срок до очередной сессии;
7. Созывать в экстренном порядке Госу-дарственный Совет или одну из его Палат;
8. В случае разногласия между Палатами по поводу времени отсрочки сессий установ-ить срок отсрочки сессий;
9. Прием послов и полномочных пред-ставителей;
10. Помилование и отсрочка исполнения приговоров за преступления кроме обвини-тельных приговоров, вынесенных Палатой Вилоятов.
11. Установить полномочия всех долж-ностных лиц исполнительной власти.
Статья 4
Раздел 1:
Главный Хакамлик является обладателем всех полномочий юридической власти Рес-публики Узбекистан и он состоит из Главного Судебного Хакамлика и Главного Следствен-ного Хакамлика.
Раздел 2:
Главный Хакам является первостепен-ной должностью юридической власти Респуб-лики Узбекистан; Главный Хакам избирается бессрочно общенародным голосованием (ре-ферендумом) и сохраняет свою должность за собой, пока он исполняет свои полномочия со всей полнотой и безупречно; заработная плата Главного Хакама устанавливается Госу-дарственным Советом и выплачивается из бюджета государственной власти.
Раздел 3:
Кандидатов на должность Главного Хакама выдвигают политические партии Республики Узбекистан; порядок выдвижения кандидатов каждая политическая партия определяет сама; на должность Главного Хакама не может быть избран тот, кто не работал не менее двадцати лет в юридической системе Республики Узбекистан, поведение в период служебной деятельности не было безупречным, не состооит в гражданстве Республики Узбекистан и не владеет в совершенстве государственным языком Рес-публики Узбекистан.
Раздел 4:
Сроки выдвижения кандидатов на долж-ность Главного Хакама и проведения рефере-ндума для выбора одного среди них назначает и объявляет не менее чем за два месяца Президент; все органы, которые проводят референдум, организуют пропаганду и определяют итоги, создаются на основе равночисленного представительства от всех политических партий, выдвинувших канди-датов; членом таких органов может быть каждый только в той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаюися печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
Раздел 5:
Избранной на должность, Главного Ха-кама лицо приступает к исполнению своих полномочий со дня принятия присяги в Государственном Совете; если в референдуме никто не избран, проводится повторный референдум; при отстранении Главного Хакама от своей должности или его смерти или его отставки, Государственный Совет издает закон и назначает на эту вакансию на срок до избрания Главного Хакама; однако этот срок не должен превышать шести месяцев; сроком на шесть месяцев Государ-ственный Совет осуществляет назначение на должность Главного Хакама так же и в случае, когда никто не избран в результате повторного референдума; в этих случаях предложение исходит из Палаты Вилоятов; лицо, которое занимает должность Главного Хакама, со дня начала своих полномочий до дня их окончания не должен состоять в членстве какой-либо политической партии.
Раздел 6:
1. Все судебные дела в Республике Узбе-кистан осуществляются объединяемыми Главным Судебным Хакамликом в единую систему специальными и областными судеб-ными Хакамликами, судебным Хакамликом Республики Каракалпакистан, а также низо-выми судебными Хакамликами, хакамами и хакамликами присяжных.
2. Деятельность Главного Судебного Хакамлика управляется Главным Хакамом; Главный Хакам вносит предложение в Палате Представителей Государственного Совета об общем числе членов и кандидатов в члены Главного Судебного Хакамлика; это предло-жение рассматривается Палатой Представи-телей, в виде законопроекта оно передается Палате Вилоятов и превращается в закон, в том же порядке как и все другие законо-проекты.
3. Специальные Судебные Хакамлики подчиненные Главному Судебному Хакам-лику учреждаются Государственным Сове-том; хакамы, которые являются членами специальных и областных судебных Хакам-ликов, а также судебного Хакамлика Респуб-лики Каракалпакистан, Хакам Вилоята и Хакам Республики Каракалпакистан, руково-дители специальных судебных Хакамликов назначает Главный Судебный Хакамлик двумя третями голосов.
4. Хакамы, состоящие в членстве Глав-ного Судебного Хакамлика и всех низовых хакамликов сохранят за собой свои долж-ности и получаемые заработки не занижаются пока безупречны их поведение; со дня начала их полномочий до дня окончания этих полномочий они не должны состоять в членстве какой- либо политической партии.
Раздел 7 (Полномочия Главного Судебного Хакамлика):
1. Вынесение приговора по любому об-винению в нарушении Конституции Респуб-лики Узбекистан;
2. Рассмотрение апелляций по пригово-рам, вынесенным подчиненными ему специ-альными и областными судебными Хакамли-ками, а также судебным Хакамликом Респуб-лики Каракалпакистан и вынесение повтор-ного приговора;
3. Осуществление констроля за консти-туционностью издаваемых Государственным Советом законов, указов Президента и прио-становка их действия в случаях противоречия с Конституцией Республики Узбекистан;
4. Осуществление констроля за консти-туционностью взаимоотношений между зако-нодатльной и исполнительной властями Республики Узбекистан и вынесение решений по ним;
5. Предлагать изменения и дополнения к Конституции Республики Узбекистан;
6. Вынесение приговоров в качестве судебного органа первой инстанции по обвинениям в отношении любого органа и должностного лица в структуре государ-ственной власти Республики Узбекистан;
7. Осуществление руководства всеми подчиненными ему низовыми судебными хакамликами, координация их деятельности и внесения предложений в Государственный Совет по вопросам учреждения новых хакамликов;
8. Осуществление контроля за консти-туционностью распределения полномочий между общенародным голосованием (рефе-рендумом) и законодательной властью и вынесение об этом решений;
9. Вынесение приговоров в качестве судебного органа первой инстанции по делам, связанным с преследованием и вмешатель-ством в дела судебных хакамликов;
10. Установление не указанных в данной Конституции взаимоотношений между Глав-ным Хакамом, Главным Судебным Хакам-ликом и Главным Следственным Хакамли-ком.
Раздел 8 (Специальными судебными Хакамликами являютсся):
1. Судебный Хакамлик по гражданским делам;
2. Судебный Хакамлик по уголовным делам;
3. Судебный Хакамлик по администра-тивным делам;
4. Судебный Хакамлик по трудовым де-лам;
5. Судебный Хакамлик по военным де-лам;
Государственный Совет при необходим-ости может расширить этот перечень.
Раздел 9:
1. В Республике Узбекистан все след-ственные дела осуществляются Главным Следственным Хакамликом и объединен-ными им в единую систему следственными хакамликами и следователями- хакамами; общее число хакамов, входящих в состав Главного Следственного Хакамлика, устанав-ливает Государственный Совет; предложение об этом вносит Главный Хакам в Палату Представителей, которое, затем превращается в закон в том же порядке, что и другие законопроекты.
2. Главный Следователь является перво-степенной должностью Главного Следствен-ного Хакамлика; Главный Следователь и члены Главного Следственного Хакамлика назначаются Государственным Советом с предложения Главного Хакама, внесенного в Палате Представителей; специальные след-ственные хакамлики, входящие в подчинение Главного Следственного Хкамлика, учреж-дает Государственный Совет с предложения Главного Хакама, внесенного в Палату Пред-ставителей.
Раздел 10:
Состав специальных следственных ха-камликов, следственных хакамликов областей и Республки Каракалпакистан формируется Главным Хакамликом; для этого объявляется конкурс на замещение вакантных долж-ностей; Главный Следственный Хакамлик первым проводит конкурс и свои предло-жения, принятые простым большинством от общего числа своего состава хакамов, передает Главному Судебному Хакамлику; если Главный Судебный Хакамлик утвердит простым большинством от общего числа своего состава, то предложения предостав-ляются Главному Хакаму на подпись; если предложения не приняты или Главный Хакам не подписал, то возвращаются Главному Следственному Хакамлику для рассомтрения; предложения принятые при повторном рассмотрении четырьмя пятыми от общего числа хакамов Главного Следственного Ха-камлика голосами, вступают в силу, если даже Главный Хакам не подпишет.
Раздел 11:
Следственные Хакамлики областей и Республики Каракалпакистан конкурсным путем формируют подчиненные им низовые следственные хакамлики; при этом пред-ставительная власть каждой области и Республики Каракалпакистан учреждает низовые следственные хакамлики и устанав-ливает их численный состав.
Раздел 12:
Полномочия Главного Следственного Хакамлика:
1. возбуждение и проведение следствия по всем судебным делам, входящим в полномочия Главного Судебного Хакамлика;
2. осуществление следствия в качестве следственного органа первой инстанции по делам, по которым Государственный Совет вынес обвинительный приговор о передаче в следственные органы;
3. осуществление следствия в качестве следственного органа первой инстанции по уголовным делам, имеющим место на той территории, которая выделена как постоянное местопребывание государственнной власти;
4. осуществление руководства всеми следственными органами и координация их деятельностью.
Раздел 13:
Специальными следственными хакам-ликами являются:
1. Следственный Хакамлик по уголов-ным делам;
2. Следственный Хакамлик по военным делам;
Государственный Совет при необходи-мости может расширить этот перечень.
Раздел 14:
Главный Следователь, члены Главного Следственного Хакамлика, члены специ-альных следственных хакамликов и члены следственных хакамликов областей, а также Республики Каракалпакистан со дня начала своих полномочий до дня их окончания не должны состоять в членстве какой-либо политической партии; они и все следователи- хакамы низовых должностей сохраняют свои должности, пока они сохранят безупречность поведения и их заработная плата не понижается; полномочиями отстранения от должности за недостатки в поведениии обладает только тот орган, который принял на эту должность.
Статья 5
Раздел 1:
Каждый, кто родился на территории Республики Узбекистан или в момент его рождения за пределами этой территории отец и мать состояли в гражданстве Республики Узбекистан или отец и мать являются уроженцами Республики Узбекистан или выразил волеизъявление по результатам национально-территориального размежевания и подчиняется законам Республики Узбе-кистан; является гражданином Республики Узбекистан.
Раздел 2:
Ни один гражданин не должен быть лишен жизни, свободы имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться у собственника в общенародную собственность; никто в уголовном деле не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя; никто не должен дважды привлекаться к ответственности за одно и то же преступление.
Раздел 3:
Запрещается нарушать необоснованным обыском, задержанием или арестом неприкосновенность личной жизни, жилья, переписок, взаимных бесед и имущества людей; не должны выдаваться санкции хакамлика на обыск, задержание или арест без необходимых доказательств и письменной присяги; в случаях применения таких санкций должны указываться полные подробности о людях или имуществах, подвергаемых аресту, а также подлежащих обыску местах.
Раздел 4:
Запрещается приостанавливать или за-прещать мирные шествия или демонстрации или собрания, проводимые в целях выра-жения протеста против злоупотребления властью, требования лучше управлять госу-дарством; исключение составляют случаи мятежа или нападения, влекущих нарушения общественной безопасности.
Раздел 5:
Каждый гражданин обладает правом равного для всех правосудия; запрещается выносить обвинительный приговор против кого-либо без полного соблюдения процес-суальных гарантий судопроизводства; никто не должен подвергаться пыткам, необычным и жестоким наказаниям.
Раздел 6:
За тяжкое или позорное преступление никто не должен привлекаться к ответствен-ности без приговора или постановления суда присяжных; исключение составляют только преступления, рассматриваемые военными хакамликами; во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных той области или того района, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката.
Раздел 7:
Каждый человек обладает свободой при помощи устного или письменного слова выражать свои мировозренческие убеждения, относящиеся к любому вопросу жизни общества мнения и информации; эта свобода защищается государством и запрещается каким-либо образом ее ограничивать; не допускается монопольность или диктат или исключительность в собственности на печать и другие средства массовой информации.
Раздел 8:
Каждый человек обладает свободой следовать или не следовать какому-либо учению или убеждению или какой-либо религии или идее; эта свобода или свобода совести защищается государством и запрещается каким – либо образом, без судебного разбирательства, ограничить ее; не допускается насилие в отношениях между различными учениями или убеждениями или религиями.
Раздел 9:
Каждый человек имеет право владеть собственным делом или предпринимательств-ом, основанном на частной собственности и предназначенном для развития и размноже-ния своей собственности; эта свобода или свобода предпринимательства защищается государством посредством закона и запреща-ется без судебного разбирательства каким-либо образом ограничить ее; не допускается монопольность или диктат или исключитель-ность в предпринимательстве или в отноше-ниях между различными формами собствен-ности на средства производства благ, в том числе и на землю.
Статья 6
Раздел 1:
Хоким Вилоята является первостепенной должностью исполнительной власти Вилоята в Республике Узбекистан; в республике Ка-рaкалпакистан эту должность определяет законадательная власть самой Республики Каракалпакистан.
Раздел 2:
Хоким Вилоята избирается путем обще-народного голосования (референдума) вило-ята на пятилетний срок; никто на должность Хокима Вилоята не может быть избран больше чем два раза, срок проведения референдума вилоята назначает Президент Республики Узбекистан; референдум вилоята назначается безусловно по требованию двух третей областной организации какой- либо полтической партии или больше половины избирателей какого – либо района или Совета Вилоята.
Раздел 3:
Кандидатов на должность Хокима Вило-ята выдвигают областные организации поли-тических партий Республики Узбекистан; каждая политическая партия выдвигает кандидатом одного человека; выдвижение кандидатов заканчивается за два месяца до дня референдума вилоята.
Раздел 4:
Все органы, которые проводят референ-дум вилоята для выборов на должность Хокима Вилоята, организует пропаганду и определяют итоги, создаются на основе равночисленного представительства от поли-тических партий, выдвинувших кандидатов; членом таких органов каждый может быть только на той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями политических пар-тий, выдвинувших кандидатов.
Раздел 5:
Если в референдуме вилоята на долж-ность Хокима Вилоята никто не избран, проводиться повторный референдум и на нем, на общенародное голосование выносятся два кандидата, получившее наибольшее число голосов в предыдущем референдуме; Хоки-мом Вилоята становится тот, за которого про-голосавало больше половины участвовавших в референдуме или повторном референдуме; в случае неизбрания Хокима Вилоята и при повторном голосовании, а так же в других случаях, когда должность Хокима Вилоята становится вакантной, Президент Республики Узбекистан назначает Хокима Вилоята сроком до проведения следующего референ-дума вилоята, но не более чем на два года.
Раздел 6:
На должность Хокима Вилоята не может быть избран или назначен тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, в момент избрания не является жителем данной области, или не является уроженцем этой области, не владеет в совершенстве государственным языком Республики Узбекистан и не состоит в гражданстве Республики Узбекистан.
Раздел 7:
Хоким Вилоята представляет в Совет вилояты проекты своих распоряжений о структуре и составе исполнительной власти вилоята, о структуре бюджета вилоята и путях ее улучшения; только после одобрения Советом Вилоята он подписывает и издает распоряжения.
Статья 7
Раздел 1:
Все законодательные полномочия в масштабах вилоята принадлежат народу вилоята; эти полномочия он осуществляет путем общенародного голосования вилоята (референдум вилоята); законотворческая дея-тельность народа вилоята выражается в поло-жениях, издаваемых референдумом вилоята; эти положения являются для всех органов власти приорететными законами; референдум вилоята не должен издавать положения, противоречащие правам и свободам отдель-ной территориальной или национальной части вилоята, а так же правам и свободам народа вилоята.
Раздел 2:
Тема и срок референдума вилоята уста-навливается распоряжением Хокима Вилоята, изданным согласно постановления Совета Вилоята или по его собственной инициативе или указом Президента Республики Узбекис-тан; референдум вилоята безусловно должен быть проведен на тему и в срок, требуемые Хакимом Вилоята или одной третью от общего числа членов Совета Вилоята или одной третью населения отдельного района с правом голоса или более половины отдельной национальной части населения вилоята или более половины от общего числа членов организации вилоята отдельной политической партии; все органы, которые проводят референдум вилоята, организуют пропаганду и определяют итоги, создаются на основе равночисленного представительства от всех политических партий; членом таких органов каждый может быть только на той территории, где сам голосует; бюллетени, листы, урны голосования, протоколы итогов и другие документы референдума вилоята утверждаются печатями всех политических партий.
Раздел 3:
Референдум вилоята признается состояв-шимся при участии в нем более половины населения вилоята с правом голоса; в положение превращается тот проект, за которого проголосовало больше половины участвовавших, он объявляется распоряже-нием Хокима Вилоята или указом Президента Республики Узбекистан и вступает в силу.
Статья 8
Раздел 1:
Все законодательные полномочия в мас-штабах вилоята, переданные власти вилоята, принадлежат Совету Вилоята; Совет Вилоята состоит из Отделения Представителей и Отделения Туманов; структура законадатель-ной власти Республики Каракалпакистан устанавливается Конституцией Республики Каракалпакистан.
Раздел 2.
1. Отделение Представителей Совета Ви-лоята состоит из членов, избираемых на два года населением каждой избирательной территории, расположенной в районе; при этом требования, предъявляемые к избира-телям и участникам референдума – одинако-вые; кандидатов в члены Отделения Предста-вителей выдвигают районные организации политических партий; все органы, которые проводят выборы, организуют пропаганду и определяют итоги, создаются на основе равночисленного представительства от всех политических партий; членом таких органов каждый может быть только на той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями всех политических партий, выдвигавших кандидатов;
2. Число членов Отделения Представи-телей и сумма налога для бюджета власти вилоята распределяются между районам в одинаковой пропорцианальности к числен-ности населения; о порядке определения численности населения, условиях пропорци-анальности и избирательных территориях Хоким Вилоята издает распоряжение.
3. Членом Отделения Представителей не может быть избран тот, кто не достиг двадцати одного года возраста, не является жителем той территории, где сам избирается или занимает какую-либо должность во власти вилоята, пока не освободит эту должность.
4. Если освободится вакансия в составе Отделения Представителей, исполнительная власть соответствующего района назначает выборы для заполнения этой вакансии.
5. Отделение Представителей проводит выдвижение кандидатов и избрание на свои руководящие должности; кандидатов выдви-гают группы политических партий, функцио-нирующие в составе этого отделения; избра-ние проводится путем тайного голосования.
6. Отделение представителей обладает исключительным полномочием возбудить дело и вести следствие в отношении любого должностного лица исполнительной власти вилоята или любого должностного лица юридической власти вилоята или любого члена Совета Вилоята.
Раздел 3:
1. В состав Отделения Туманов Совета Вилоята входят по три члена от каждого района; они избираются на шесть лет путем референдума соответствующего района; каж-дый член Отделения Туманов имеет один голос.
2. Выборы в Отделение Туманов прово-дятся один раз в два года; в этих выборах избирается одна треть от общего числа членов Отделения; в тех выборах, которые проводятся в первый раз, из трех человек; избираемых от каждого района, один избирается на два года, один на четыре и один на шесть лет.
3. В Отделение Туманов не может быть избран тот, кто не достиг двадцатипятилет-него возраста, не является жителем той территории, которая его избирает или занимает какую-либо должность власти вилоята, пока эту должность не освободит.
4. Кандидатов в члены Отделения Тума-нов выдвигают соответствующие районные организации политических партий; все орга-ны, которые проводят выборы, организуют пропаганду и определяют итоги, создаются на основе равночисленного представительства от всех политических партий, выдвигавших кандидатов; членом таких органов каждый может быть только на той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюлле-тени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями всех политических партий, выдвигавших кандида-тов.
5. Если образуется вакансия в составе Отделения Туманов исполнительная власть соответствующего района назначает выборы для заполнения этой вакансии.
6. Первый заместитель Хокима Вилоята является руководителем Отделения Туманов; но голосовать он может только в случаях разделения голосов поровну.
7. Отделение Туманов проводит выдвижение кандидатов и избрание на должность второго руководителя и на другие должности Отделения; кандидатов выдвигают подразделения политических партий, функ-ционирующих в данном Отделении; избрание проводится путем тайного голосования.
8. Отделение Туманов обладает исклю-чительным правом осуществлять судебное разбирательство и выносить обвинительный приговор по делам, возбужденным Отделени-ем Представителей Совета Вилоята; при этом приговор ограничивается отстранением от должности и передачей дела в следственные органы.
Раздел 4:
Все проекты положений, постановлений и распоряжений, выпускаемых Советом Вилоята, принимаются Отделением Представителей и Отделением Туманов в своих собраниях проводимых раздельно; каждый проект принятый Отделением Представителей и Отделением Туманов обеими, представляется Хокиму вилоята на подпись; он придает документу силу подписанием или со своими возвражениями возвращает проект в то отделение , откуда проект исходил на рассмотрение; это отделение полностью регистрирует возражения и проводит повторное рассмотрение проекта, если проект получит одобрение двумя третями голосов, то он совместно с регистрированными возражениями передается другому отделению; при принятии также и этим отделением двумя третями голосов проект вступит в силу, как и в случае подписания его Хокимом Вилоята.
Статья 9
Раздел 1:
В республике Узбекистан первостепен-ной должностью исполнительной власти района (города) является Хоким района (города); Хоким района (города) избирается на пять лет населением соответствующего района (города); выборы проводятся на многопартийной основе.
Раздел 2:
Кандидатов на должность Хокима райо-на (города) выдвигают соответствующие районные (городские) организации полити-ческих партий; каждая политическая партия выдвигает кандидатом одного челове-ка; выдвижение кандидатов завершается за два месяца до дня выборов; число кандидатов должно быть два и более.
Раздел 3:
Все органы, которые проводят выборы на должность Хокима района (города), орга-низуют пропаганду и определяют итоги, создаются на основе равночисленного пред-ставительства от всех политических партий, выдвигавших кандидатов; членом таких органов каждый может быть только на той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями всех политических партий, выдвигавших кан-дидатов.
Статья 10
Раздел 1:
Земля и другие природные ресурсы, на-ходящиеся в пределах территории Узбекис-тана, составляют основу жизни и деятельнос-ти народа Узбекистана, охраняются госу-дарством как объекты права собственности народа и используются на благо человека, общества, грядущих поколений.
Раздел 2:
Земля и другие природные ресурсы на-ходятся в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности, част-ное лицо, государство, кишлак, аул, махалла и др., как субъекты права собственности равны перед законом.
Раздел 3:
Субъекты и объекты собственности, пре-делы и порядок осуществления собственни-ками земли своих прав и гарантии их защиты определяются законом.