КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Представлена Институтом Сионистских Стратегий
Институт Сионистских Стратегий — независимая беспристрастная организация, занимающаяся сохранением еврейского демократического государства Израиль, в соответствии с принципами Декларации независимости Израиля.
Институт стремится к продвижению прав человека в пределах Израиля в духе принципов свободы, правосудия, целостности и мира, предписанного еврейским наследием.
Институт стремится к укреплению связей между еврейской диаспорой и государством Израиль, в соответствии с ценностями Сионизма.
Институт участвует в исследовании, формулировке и продвижении программ, подготовке молодых лидеров, организации политических конференций, семинаров и миссий учебно-производственной практики, а также в других операций, для усиления государства Израиль, как Национальной Родины еврейского народа.

© Все права защищены Институтом Сионистских Стратегий
П.О.Б. 18157, Иерусалим
Тел.: 02-5817196
izs@izs.org.il
Напечатано в Израиле 2006

Графический дизайн: Алеф Студии

Предисловие

Праздничная Ту Би’Шват сессия Кнессета этого года, которая проводилась 13 февраля 2006 израильским шестнадцатым собранием, была посвящена израильской конституции. Кнессету были представлены результаты двухлетней работы Комитета Конституции, Закона и Правосудия Кнессета, под руководством члена Кнессета Майкла Этана, в рамках подготовки к принятию конституции Израиля. Как праздничная сессия Кнессета, так и комитет Кнессета, по всей видимости, работали исходя из того, что семнадцатый Кнессет, избранный 28 марта 2006, завершит принятие израильской конституции, в стремлении приступить еще до учреждения государства.
У Израиля есть довольно хорошо развитая система конституционных мер, которые, однако, являются неполными и неравными по характеру. Как ни парадоксально, законодательные акты и постановления по конституционным проблемам последних лет, увеличили двусмысленность и усилили разногласие относительно основных конституционных проблем. Эта ситуация подчеркивает потребность в принятии конституции как можно скорее.
Некоторые выделяют важность принятия конституции, которая будет приемлемой для всех сторон израильской общественности. К сожалению, есть значительное сомнение относительно того, возможно ли вообще сформулировать конституцию, которую можно согласовать со всеми. Израильское общество разделено во многих отношениях, и государство Израиль является государством, чье право на само существование даже сегодня все еще подвергается сомнению многих, как внутри, так и извне. При таких обстоятельствах, наряду с желанием достигнуть общего согласия, существует потребность принятия определенных решений относительно основных принципов, на которых основаны государство и его правительство. Напряженность между необходимостью достижения общего согласия, с одной стороны, и принятия четких решений с другой, характерна для процесса, в который вовлекается каждая страна при определении конституционных структур. Однако в Израиле, эта напряженность между необходимостью найти хороший баланс между противоречивыми требованиями и потребностью принять четкие решения, по-видимому, является одним из основных факторов, способствующих задержке конституционной процедуры.
Среди вопросов, к которым имеет отношение формальная конституция, должны быть ясно решены четыре основных:
1. Основные особенности и принципы государства;
2. Статус частного лица и гражданина, и установления четких руководящих принципов, чтобы определить отношения между частным лицом и официальными учреждениями государства;
3. Характер правительства и правительственных властей, действующих от имени государства, включая установление четких руководящих принципов для определения природы отношений между официальными властями как таковыми и тем, что существует между ними и гражданами государства;
4. Установление руководящих принципов для пирамиды норм, которые являются обязательными для государства и, в частности определяют статус конституции, по отношению к основному законодательству, и определяют влияние системы норм в случае, когда действия и решения законодательной и исполнительной власти рассматриваются в судебном порядке.
Принять решения по этим вопросам не просто, и каждый требует или хорошего баланса или четкого решения, что часто является взаимоисключающим.
Конституции в просвещенных странах стремятся быть демократическими по своей природе. Но вопрос процедурного и практического определения демократии не простой. История слишком часто доказывала нам, что порой демократия должна спорить с несовместимыми противоречиями между ее различными требованиями. Кроме того, наиболее просвещенные страны развивались как этнические государства. Некоторые могли бы утверждать, что есть врожденное противоречие между природой государства как национального государства и его природой как государства демократического. Тем не менее, с практической точки зрения, может показаться, что в большинстве стран удалось добиться баланса, результаты которого довольно дихотомические, и достаточно легко определить, является ли данный режим демократическим с практической точки зрения, или нет. В израильском контексте, решения должны быть приняты относительно сущности государства, как национального дома еврейского народа, права его меньшинств, а также относительно вопросов религии и государства, которые согласно некоторым утверждениям были основными факторами, ответственными за задержку в принятии конституции.
Ни одно основное право человека или гражданское право не являются абсолютными. Из этого следует, что не существует ни одной абсолютной свободы или равенства. Тем более там, где затронуто противоречие между свободой и равенством, не говоря уже о дополнительных противоречиях между прочими свободами и правами. Демократическая конституция стремится представить не просто «полный» перечень прав, но также и ключи к пониманию контекстов, в которых свободы могут быть ограничены и к характеру решения, которое должно быть принято, когда становится очевидно, что есть противоречие между несовместимыми основными правами.
В двадцатом веке в связи с распадом передовых демократических режимов, мы не должны забывать, что каждая демократия имеет право и обязательство защищать себя. Она должна защищаться не только от тех, кто использует насильственные методы против неё, но также и от тех, кто стремится использовать сами правила демократии, чтобы подорвать её. Это тем более применимо в случае Израиля, у которого есть необходимость сражаться с последовательными попытками выступления против его самой сущности, как еврейского государства и тем более против его существования. Значительное меньшинство граждан Израиля, принадлежит к числу людей, большая часть из которых, как это ни прискорбно, рассматривает себя как заклятого врага Израиля. То, что демократические государства должны защищаться от тех, кто бы их разрушил, было подчеркнуто во многих законах демократических государств и признается известным принципом естественного права. В словах председателя Верховного суда Барака, “Конституция – не рецепт для самоубийства, а гражданские права – не машина для национального разрушения”. Поэтому, согласно конституции необходимо позволить выразить требование демократии о защите.
Есть много альтернатив относительно определения типа демократического режима и его правительственных властей. Таким образом, демократический режим может быть федеративным или унитарным, президентским или парламентским, каждый с правительственным механизмом, имеющим ее собственные преимущества и недостатки. Решение по вопросам такого характера должно быть принято, учитывая различные факторы, такие как: статус-кво, его преимущества и недостатки, существующие эмпирические, теоретические знания об альтернативных мерах, а также адаптация к характеру и элементам общества, для которого было сделано конституционное устройство. Решение относительно основных особенностей формы правительства является совсем не философским. Нет недостатка в примерах, показывающих, как конституционные механизмы по рассматриваемым вопросам могут порождать семена расколов и разногласий на грани того, чтобы привести образование демократии к краху. В израильском контексте было бы мудро сделать выводы из изменений, которые были произведены в различных направлениях в последние годы. Кроме того, особенно заметны в израильском случае важность поддержания стабильности правительства и его способности управления, с одной стороны, и охрана представительности правительства и его отделений, с другой.
Конституции присуще превосходство над законами, принятыми парламентом. Однако, часто остаются вопросы относительно границ судебного надзора, как в контексте правовых норм, определенных законодательным и исполнительным органом, так и в контексте статуса судебной власти, рассматривая действия исполнительной власти. Даже в некоторых из самых наиболее опытных и устоявшихся демократий мира, нормы по этим вопросам могут оставаться волнующе неоднозначными. В Израиле проблемы, связанные с особенностями пирамиды норм, подвергли сомнению даже статус Верховного Суда. К сожалению, суд неоднократно просили выносить решения по вопросам, которые обычно должны решаться другими ветвями власти. Спор о правовом статусе основных законов — превосходный пример нежелательной двусмысленности в этом контексте. Вопрос о национальной безопасности по отношению к норме права в целом и о статусе чрезвычайных постановлений, которые были неотъемлемой частью конституционного устройства Израиля почти с начала учреждения государства, являются еще одним из основных примеров.
В проекте конституции, представленной здесь, характер и принципы государства описаны в преамбуле и первой главе: “Основные принципы государства”. Эти принципы не могут быть изменены, кроме как большинством, составляющим две трети членов Кнессета (Пар. 4). Преамбула основана на Декларации независимости Израиля. Первый параграф этой конституции формулирует, что “Государство Израиль — еврейское государство и Национальный дом еврейского народа”, тогда как второй параграф говорит, “Государство Израиль — демократическое государство, которое уважает права человека в духе принципов еврейского наследия о свободе, правосудии, целостности, и мире”. Государство Израиль — государство его граждан: “Государственный суверенитет принадлежит его гражданам” (Пар. 3).
Третья глава в проекте, “Государство Израиль, как Национальный дом еврейского народа”, уделяет особое внимание обеспечению прав меньшинствам относительно дней отдыха (Пар. 24), культуре, языку и наследию (Пар. 30), а также образованию (Пар. 31), однако позволяет каждому «особому» сообществу (включая еврейское сообщество) “поддерживать отдельные общинные наследия”.
Проект существенно не изменяет статус-кво относительно религии и режима, но на самом деле разъясняет двусмысленности и видимые противоречия, которые могут существовать в возможном конституционном устройстве, а также предоставляет возможности для различных законодательных решений по вопросам, связанным с соблюдением Шаббата и браком. В то же самое время, подчеркнуты связи с еврейским наследием (Пар. 23, Пар. 24, Пар. 29, Пар. 31, Пар. 73).
Вторая глава конституции, “Статус Частного лица и Гражданина и их Свободы”, начинается словами: “Права человека, признанные в этой конституции, основаны на признании того, что каждый человек создан по [божественному] подобию и наделен свободой и достоинством”. Тщательно продуманный перечень прав, упомянутых здесь, воздерживается от применения радикального декларативного подхода, окутанного двусмысленностью, который в целом подрывает как ясность норм, так и способ их практического исполнения. Заключительные параграфы этой главы говорят о подходе, который должен быть использован, чтобы разрешить противоречия (“В случае конфликта между правами, закрепленными в этой конституции, одно право должно уступить другому лишь в степени, требуемой сопутствующими обстоятельствами”, Пар. 18) и причины, по которым могут быть ограничены права (Пар. 19). Глава заканчивается усовершенствованным пунктом по ограничениям (Пар. 20).
Большинство глав конституции имеет отношение к особенностям правительства. Конституция не содержит фундаментальных изменений относительно статуса президента и государственного контролера, в конституции непосредственно упомянуты только основные элементы их служб; дополнительные существенные детали будут включены в закон, сопровождающий конституцию, который будет принят вместе с ней.
Относительно исполнительной и законодательной ветвей власти, проект уделяет особое внимание поддержанию парламентарного характера правительства, но оставляет возможность для выборов, которые не обязательно могут быть национальным и представительным. В то же самое время, были введены многочисленные средства, чтобы стабилизировать систему и предупредить зависимость от малочисленных и маргинальных политических групп. Новые договоренности среди прочего имеют отношение к продолжительности срока службы Кнессета (Пар. 46), формированию правительства (Пар. 50, Пар. 54, Пар. 55, Пар. 56, Пар. 57), текущему функционированию Кнессета и правительства, а также к использованию народных референдумов (Пар. 47, Пар. 100). Проект также укрепляет идею конструктивного вотума недоверия (возможность принятия вотума недоверия только при наличии определенного большинства тех, кто поддерживает альтернативное правительство — Пар. 58, Пар. 59), и кладет конец нынешней ситуации, когда у разных сторон есть право подвергнуть опасности стабильность правительства во время принятия закона о бюджете (Пар. 62).
Основная идея предложенной конституции состоит в том, чтобы гарантировать абсолютное превосходство конструктивного большинства в Кнессете, если такое большинство существует, и гарантировать стабильность системы, если существование конструктивного большинства вызывает сомнение.
Относительно судебной власти, проект включает возможное введение инноваций в назначение судей (Пар. 78), в порядок по которому назначается председатель Верховного суда и длина его или её срока полномочий (Пар. 79), а также в статус религиозных судов. Предлагаются альтернативные меры, относительно вопросов брака (Пар. 68), конституционного регулирования вопроса о праве на выступление в административном суде (Пар. 70), ограничения на возможность рассмотрения в судебном порядке (Пар. 71) и способов интерпретации закона. Кроме того, предложенная конституция подчеркивает независимость израильского права (Пар. 74). Проект конституции ясно подчеркивает превосходство законодательной власти над судебной системой, как в отношении обычного законодательства, так и касательно «конституционного законодательства».
Проект конституции стремится покончить с многочисленными двусмысленностями, которые появились за эти годы в отношении пирамиды норм. После принятия конституции будут аннулированы все Основные Законы (Пар. 89). То, что останется от них после принятия конституции, а также любые необходимые изменения и дополнения будут включены в новый заменяющий их закон, когда он будет принят вместе с конституцией. Некоторые изменения будут внесены, чтобы предотвратить создание «конкурирующей» конституции из-за интерпретации, которая могла исказить намерения законодателя. Этот проект дает ясно понять, что конституция превосходит все обычные законы, однако процедура, необходимая для отмены законов, которые противоречат Конституции, является фиксированной и ясно очерчивает границы судебной власти, которая стоит ниже по отношению к той из властей Кнессета, которая является законодательной и основополагающей в Израиле (Пар. 90, Пар. 91, Пар. 92, Пар. 93). Проект также рассматривает последовательность правовых норм и степени, до которой ранее существующие законы будут сохранены после принятия конституции (Пар. 91, Пар. 94). Кроме того проект включает общепринятые правила для определения иерархии норм: превосходство параграфов, требующих особого большинства и способа их принятия (Пар. 95), превосходство более поздних норм (Пар. 96), превосходство конституции и закона по регулирующим положениям (Пар. 97), и неприкосновенность конституции к чрезвычайному постановлению (Пар. 98). Заключительные параграфы в этом проекте определяют способ, которым конституция должна быть принята и изменена.
Я написал первый проект предложения, заключенного на этих страницах после консультации с многочисленными экспертами. Среди самых достойных чтобы быть упомянутыми: профессор Рут Гэвисон, профессор Моше Коппель, доктор Мэнахим Хофнанг, и моя жена доктор Ханна Дискин.
Этот проект послужил исходной базой для многочисленных обсуждений, проведенных специальным комитетом Института Сионистской Стратегии. Многочисленные дополнения и поправки к первому рабочему документу были проработаны комитетом на еженедельных встречах в течение многих месяцев, а также после двух конференций, проведенных Институтом Сионистских Стратегий. Среди тех, кто способствовал внесению изменений в оригинальную версию, были эксперты со стороны академии, государственные деятели, судьи, раввины и другие общественные деятели. Чтобы упомянуть имена десятков людей, вовлеченных в эту работу, это выйдет за рамки объема этого введения.
Версия, представленная здесь, в конечном счете, была согласована членами комитета, который включал профессора Моше Коппеля, профессора Берахиау Лифшица, Судью (в отставке) Ури Штрузмен, Раввина Дэна Беери, доктора Ицхака Кляйна и директора Института Сионистских Стратегий, Юриста Джоэла Головенски, а также Израэля Хэреля, в дополнение к нижеподписавшимся. Это введение было написано также от их имени и согласно их одобрению.
Не существует совершенной конституции, и можно предположить, что документ, представленный здесь далеко не безупречен. Несмотря на значительные усилия, приложенные к этому проекту конституции, я не сомневаюсь, что она может быть значительно улучшена. Это — задача Кнессета принять конституцию. Однако, я не могу не надеяться, что этот проект будет служить законодательной и основополагающей власти Израиля во благо для всех.

Профессор Абрахам Дискин

Институт Сионистских Стратегий

Иерусалим, Шиван 5766 (июнь 2006)

Преамбула

Земля Израиля была родиной еврейского народа. Здесь была сформирована его духовная, религиозная и политическая идентичность. Здесь они впервые достигли государственности, создали культурные ценности национального и общечеловеческого значения и дали миру вечную Библию.
Будучи насильственно сосланным из его Земли, народ оставался верен этой земле в течение своей дисперсии и никогда не прекращал молиться и надеяться на их возвращение и на восстановления их политической свободы.
Движимые этой исторической и традиционной привязанностью, евреи стремились в каждом последующем поколении заново основаться на своей древней родине. В последних поколениях они возвратились в массах. Пионеры, ма’апилим и защитники, они заставили пустыни цвести, восстановили еврейский язык, построили деревни и города, и создали процветающее сообщество, управляющее его собственной экономикой и культурой, с любовью к миру и знанием, как защитить себя, принося благо прогресса жителям всей страны, и стремясь к независимому статусу государственности.
После того, как народ был насильственно сослан из его Земли, он оставался преданным своей Земле и никогда не прекращал отстаивать его право на достойную жизнь, свободу и честный труд в пределах его Национальной Родины.
Холокост, который постиг еврейский народ во время второй мировой войны — массовое убийство миллионов евреев в Европе — был другой наглядной демонстрацией безотлагательности решения проблемы его бездомности, путем восстановления в Ерец-Израиле еврейского государства, которое широко откроет ворота родины каждому еврею и присудит еврейскому народу статус полностью привилегированного члена сообщества стран.
В день завершения британского мандата по Ерец-Израилю, пятого ияра 5708, четырнадцатого мая 1948, члены Народного Совета, представители еврейского сообщества Ерец-Израиля и Сионистского движения, собрались и объявили об учреждении еврейского государства в Ерец-Израиле, который стал известен как государство Израиль.
Декларация независимости определила, что государство Израиль будет открыто для еврейской иммиграции и для собрания изгнанников; будет способствовать развитию страны на благо всех ее жителей; будет основано на свободе, справедливость и мире, как предусмотрено пророками Израиля; будет гарантировано полное равноправие социальных и политических прав для всех его жителей, независимо от религии, расы или пола; будет гарантирована свобода религии, совести, языка, образования и культуры; и будут охраняться Святые Места всех религий. В самый разгар начатого против него нападения, государство Израиль протянуло свою руку тем, кто стремился его уничтожить, предлагая мир и хорошее добрососедство, Декларации независимости было поручено принять Конституцию. Учредительное собрание – будучи первым Кнессетом — решило, что, в качестве временной меры, Кнессет примет Основные Законы. Теперь, этот хх день хх, 576x, Семнадцатый Кнессет завершил эту задачу, и имеет честь принятия Конституции государства.

Основные принципы государства
1. Государство Израиль — еврейское государство и Национальный дом еврейского народа, в котором еврейский народ выполняет свои стремления к самоопределению в соответствии с его историческим и культурным наследием.
2. Государство Израиль — демократическое государство, которое уважает права человека в духе принципов еврейского наследия свободы, правосудия, целостности, и мира.
3. Государственный суверенитет принадлежит его гражданам.
4. Преамбула — неотъемлемая часть этой Конституции. Ни Преамбула, ни Параграфы 1 — 4 не могут быть изменены, кроме как большинством, составляющим две трети членов Кнессета.

Гражданские и Человеческие свободы
5. Права, перечисленные в этой Конституции, основаны на признании того, что каждый человек создан по божественному подобию и наделен свободой и достоинством.
6. Каждое лицо наделено правом на сохранение жизни, здоровья и безопасности.
7. Каждое лицо наделено правом на сохранение его конфиденциальности, личной свободы, и имущества.
8. У каждого лица есть свобода религии, свобода совести, свобода убеждений, и свобода культуры.
9. У каждого лица есть свобода передвижения.
10. У каждого лица есть свобода слова.
11. У каждого гражданина Израиля и каждого жителя государства есть свобода на собрания и свобода на объединения.
12. Каждое лицо наделено правом на справедливый суд.
13. Каждое лицо считается невиновным, пока он не был признан виновным в соответствии с законом.
14. Гражданство приобретается и теряется в соответствии с законом; каждый взрослый гражданин имеет право отказаться от своего гражданства в порядке, который определяется законом.
15. Все люди равны перед законом, права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам государства; невыполнение обязательств может повлечь за собой потерю права и права на избрание, как это будет определено законом.
16. Несмотря на положения Параграфа 15, государство может ограничить особые права, обязательства, или право на избрание на государственную службу гражданам государства; в областях, касающихся безопасности государства, государство может ограничить права, обязательства, и право на избрание на государственную службу для тех с соответствующим допуском к секретной информации.
17. Государство будет стремиться продвигать благосостояние своих граждан и жителей, и гарантировать для всех достойную жизнь.
18. В случае конфликта между правами, изложенными в этой конституции, одно право должно уступить другому лишь в степени, требуемой сопутствующими обстоятельствами.
19. Конституционное право должно быть ограничено, если его реализация нанесет ущерб безопасности государства, общественной безопасности и благосостоянию, общественной морали, роли государства Израиль как национального дома еврейского народа, характеру Государства Израиль как демократического государства, или применению законов в отношении преступной деятельности.
20. Конституционное право не должно быть урезано кроме как законом для подобающей цели и только до степени, необходимой, чтобы достигнуть той цели; или в соответствии с таким законом на основе специального разрешения.

Национальный дом еврейского народа
21. Иерусалим является столицей Израиля; Иерусалим является местоположением Президента государства, Кнессета, Исполнительной власти, Верховного суда, и Государственного Контролера.
22. Иврит — язык государства.
23. Еврейское летоисчисление — официальный календарь государства.
24. Определенные дни отдыха для государства Израиль — еврейский Шаббат и еврейские праздники; ни один работник не должен работать в такие дни отдыха, за исключением случаев, определенных законом; виды деятельности, запрещенные в такие дни отдыха, должны быть определены законом; те, кто не являются евреями, могут воздержаться от работы в их религиозные праздники; дни отдыха каждого религиозного сообщества должны быть определены правительством.
25. День независимости — национальный праздник государства. Выпадает на пятый день ияр, или на ближайший будний день, как определено правительством.
26. «Хатиква» — Государственный гимн; флаг государства состоит из белого фона с двумя полосами голубого цвета, в непосредственной близости соответственно от верхнего и нижнего края, и голубой Звезды Давида в центре; государственный герб состоит из Семисвечника, обрамляемого с обеих сторон оливковыми ветвями, со словом «Israel» написанным ниже.
27. Государство принимает меры, чтобы собрать Диаспору Израиля и создать еврейское поселение в Израиле, и оно будет выделять земли и ресурсы для этих целей.
28. Следующие частные лица имеют право на возвращение как «Олим» [иммигранты по праву] в Израиль: (1) ребенок лица, которое является евреем согласно Иудейскому закону; (2) лицо, которое присоединилось к еврейскому сообществу и имеет доказуемую связь с еврейским народом и ее Наследием, как должно быть определено законом. Супруг и дети Олех, которые иммигрируют вместе с Олех или почти одновременно с ним, должны иметь право находиться в государстве, как должно быть определено законом. Права, очерченные в этом положении, должны подвергнуться аннулированию в соответствии с законом в отношении лица, подвергающего опасности общественное благосостояние.
29. Государство принимает меры для сохранения и дальнейшего культурного и исторического наследия еврейского народа. Еврейский закон служит источником вдохновения для законодательства.
30. Каждое сообщество имеет право сохранить свою культуру, язык, и наследие. Государство может разрешить особое сообщество, общинные поселения.
31. Государство должно управлять национальной образовательной системой, включая национальную религиозную образовательную систему, которая должна передать основные умения и навыки. История, наследие, и традиции еврейского народа должны преподаваться в школах, которые служат еврейскому населению. Каждое сообщество может добавить уникальное содержание к образовательной программе в школах, служащих ее населению, или может управлять частными образовательными учреждениями, как должно быть определено законодательством.

Президент государства
32. Президент — Глава государства.
33. Каждый гражданин Израиля, который является резидентом, от тридцати лет и старше, имеет право быть кандидатом на пост президента государства.
34. Президент вступает только на один срок, продолжительностью семь лет.
35. У президента есть полномочия предоставить помилование преступникам или облегчить их приговор с помощью сокращения или смягчения наказаний.
36. Власть президента, детали метода, которым он избран, способ, которым его срок завершен, его замена, его неприкосновенность, так же как и другие вопросы, относящиеся к статусу и деятельности президента, должны быть определены законом.

Законодательная власть
37. Кнессет — Палата представителей государства.
38. Кнессет — законодательный орган государства.
39. Кнессет, по избранию, должен включать сто двадцать участников.
40. Кнессет избирается гражданами государства, общим, прямым, равным и тайным голосованием. Метод осуществления этих принципов, в том числе их ограничение, должен быть определен законом.
41. Каждый гражданин Израиля, который, по крайней мере, достиг восемнадцати лет, имеет право голосовать за Кнессет, если суд не опровергал это право согласно закону.
42. Каждый гражданин Израиля, которому двадцать один год и старше имеет право быть избранным в Кнессет, если он выполнил требования для того, чтобы представить его кандидатуру как указано согласно закону, если суд не отменил это право в соответствии с законом.
43. Кандидаты в Кнессет должны быть включены в списки, определенные и представленные в соответствии с законом. Ни один избирательный список не должен принимать участие в выборах, и при этом частное лицо не должно быть кандидатом на выборах в Кнессет, если цели или действия списка, или действия частного лица, явно или косвенно будут содержать одну или более из следующих причин: (1) отказ от существования государства Израиль, как национального дома еврейского народа; (2) отказ от демократического управления государством; (3) поддержка вооруженной агрессии против государства Израиль со стороны вражеского государства или любой другой организации.
44. Выборы в Кнессет будут проводиться каждые четыре года, и избранный Кнессет соберется вскоре после его выборов; уходящий Кнессет должен продолжить служить, пока избранный Кнессет не соберется.
45. Выборы Кнессета должны быть проведены в третий вторник месяца Мархешван, в год, когда заканчивается срок уходящего Кнессета. Однако, после високосного года, выборы будут проведены в первый вторник Мархешван.
46. Кнессет не должен ни сокращать, ни продлевать, продолжительность срока его полномочий, кроме как согласно закону, принятому большинством, составляющим две трети членов Кнессета, и только тогда, когда требуют особые обстоятельства, чтобы срок был сокращен или продлен. Период, на который должен быть сокращен или продлен срок Кнессета, не должен превышать период который требуют особые обстоятельства. Запланированное время выборов должно быть изменено законом, который с этой целью принят Кнессетом.
47. Кнессет может инициировать национальный референдум по вопросам, касающимся государственного суверенитета и конституционных вопросов большинством его членов. Национальный референдум по любому вопросу носит лишь консультативный характер, и его результаты не должны обязывать Кнессет или любую другую власть.
48. Полномочия Кнессета и его участников, детали относительно метода, которым они избираются и которым завершается их срок, замена, неприкосновенность, и другие вопросы, касающиеся их статуса и их действий, должны определяться законом.

Исполнительная власть
49. Правительство является исполнительной властью государства.
50. Правительство работает по доверительным полномочиям Кнессета. Правительство обязано привести в исполнение решения Кнессета, а Кнессет должен определить в соответствии с законом, какие решения правительства и какие назначения требуют одобрения Кнессета.
51. Члены правительства несут коллективную ответственность перед Кнессетом; Министр несет ответственность перед премьер-министром за свои действия в рамках своих полномочий.
52. Правительство включает Премьер-министра и других Министров; только гражданин государства может быть членом правительства.
53. Член Кнессета, который является членом правительства, должен прекратить быть членом Кнессета, как это требуется по закону.
54. До выборов в Кнессет кандидаты, могут достигнуть договоренности относительно согласованного кандидата на пост Премьер-министра. После выборов кандидат на пост Премьер-министра должен быть членом Кнессета, который представляет кандидатов, или вышеупомянутое соглашение, которые занимают самое большое количество мест в Кнессете. Подробная информация для осуществления этих процедур должна быть определена законом.
55. Когда формирование нового правительства будет необходимо по иным причинам кроме выборов или из-за вотума недоверия, президент, после консультации с представителями фракций Кнессета, должен назначить члена Кнессета, или члена правительства, избранного членом Кнессета на выборах, на которых текущий Кнессет был избран, того кто принимает назначение, чтобы сформировать правительство. Это лицо должно быть кандидатом на пост Премьер-министра.

56. Кандидат на пост Премьер-министра должен сформировать правительство в течение 28 дней; президенту государства разрешено продлить этот период на дополнительный срок, пока этот дополнительный срок не превысит 14 дней. Если в конце вышеупомянутых периодов президент приходит к выводу, что кандидат не сформировал правительство или [Версия 2: если кандидат представляет правительство для утверждения Кнессета, которое отрицается в соответствии с Параграфом 57], президент должен назначить другое лицо, для формирования правительства, как указано в Параграфе 55.
57. Когда новое правительство было сформировано, оно должно быть представлено Кнессету и должно объявить о своих основных политических принципах, своем составе, и распределении ролей среди ее Министров. Версия 1: таким образом, должно считаться, что доверие Кнессета получено, если прошло семь дней после представления, если Кнессет не проголосовал о недоверии в пределах вышеупомянутого периода. Версия 2: необходимо просить доверия Кнессета. Правительство должно быть сформировано, как только Кнессет проголосует о доверии ему, с того момента Министры должны принять на себя свою ответственность.
58. Кнессет может выразить недоверие правительству путем голосования большинства членов Кнессета, чтобы поручить президенту, определить назначенного члена Кнессета, или назначенного члена уходящего правительства, который был избран в Кнессет на последних выборах, чтобы сформировать правительство.
59. Если Кнессет выносит вотум недоверия, изложенный в пункте 58, правительство считается ушедшим в отставку в момент голосования. Президент, в течение двух дней после голосования, назначает лицо, указанное в упомянутом голосовании, чтобы сформировать правительство.
60. Если правительство уходит в отставку, или имел место вотум недоверия, правительство должно продолжить работу, пока новое правительство не займет свой пост.
61. Если Премьер-министр умирает или уходит в отставку, или если Премьер-министр становится надолго неспособным выполнять его обязанности, правительство из числа своих участников должно назначить другого, чтобы временно выполнять функции Премьер-министра, и должно считаться, что правительство ушло в отставку.
62. Если Закон о Бюджете не будет принят до начала финансового года правительству разрешено, каждый месяц расходовать сумму эквивалентную одной двенадцатой от годового бюджета предыдущего года, связанного с индексом потребительских цен, опубликованном Центральным Бюро Статистики; если Закон о Бюджете принят после начала финансового года его положения должны применяться, как и предусмотрено; отказ принять Закон о Бюджете нельзя считать выражением недоверия правительству.
63. Оборонные Силы Израиля отвечают перед правительством Израиля; оборонные Силы Израиля отвечают за безопасность государства, его граждан, его жителей, и членов еврейского народа при бедствиях и захвате, и за другие задачи, как установлено законом; Руководитель Генерального Штаба должен быть назначен правительством; оборонные Силы Израиля должны уважать еврейский Шаббат и праздники, должны соблюдать еврейские диетарные законы, и должны позволять тем, кто служит полностью соблюдать предписания их религии.
64. Полномочия правительства и его участников, детали метода, которым назначаются участники, метода, которым завершаются сроки службы, которым они заменяются, их неприкосновенность, так же как и другие вопросы, относящиеся к их статусу и действия, должны быть определены законом.

Судебная власть
65. Судебная власть состоит из судов, религиозных судов, и других органов, как это определено законом.
66. Судебная власть должна быть возложена на следующие суды: (1) Верховный Суд; (2) Окружной суд; (3) Мировой суд; (4) любой другой суд, определенный законом является судом.
67. Судебная власть также возлагается на следующие: (1) религиозные суды; (2) прочие суды; (3) прочие органы управления, определенные законом.
68. Религиозные суды имеют право выносить решения по вопросам брака и развода тех, кто женился в соответствии с предписаниями религии суда; эта власть исключительна относительно законности брака и развода. Религиозные суды должны выносить решения по любым другим вопросам, представленным перед ними по соглашению сторон, а существующий Арбитражный Закон распространяется на их решения. Стороны, случаи которых признаны религиозными судами по соглашению, могут включать государственные органы, в том числе законодательные органы. Параграф 15 не относится к вопросам, признанным до религиозных судов.
69. Ни один суд не должен быть учрежден для особого случая.
70. Суд, в том числе осуществляющий конституционную или административную власть, не должен признавать ходатайство кроме ходатайства, принесенного лицом, имеющим прямую связь с жалобой в ходатайстве.
71. Суд, в том числе осуществляющий конституционную или административную власть, не должен издавать какое-либо постановление относительно ходатайства против правительственной власти, кроме случае, если будет очевидно, что правительственное действие нарушает закон, или что цель действия или решения на которые жалуются, очевидно, является неправомерной, или что действие или решение на которое жалуются, очевидно, выходит неблагоразумным образом далеко за рамки того, что необходимо для выполнения этой цели. Если суд сталкивается со случаем, который целиком касается сути внешней политики, политики безопасности, или основ бюджета, суд не должен выносить решение по этим вопросам.
72. Решение суда должно направлять все нижестоящие суды; решение Верховного Суда является обязательным для всех кроме Верховного Суда.
73. Если Суд сталкивается с правовым вопросом, требующим судебного решения, который не решить путем ссылки на закон, прецедентное право, или убедительные аналогии, суд, решит вопрос, на основе принципов свободы, правосудия, целостности, и мира, как изложено в еврейском наследии.
74. Правовая система государства Израиль независима и любое её сходство, или отличие от любой другой правовой системы не должно устанавливать права, обязанности или полномочия, а также не должно ограничивать их. Законодательство должно интерпретироваться исключительно на основе намерения и цели закона как очевидно из его текста.
75. В вопросах вынесения судебного решения, тот, кто имеет право выносить решения, не подвергается никакой другой власти, кроме как власти того закона, в соответствии с которым он выносит приговор.
76. Все судебные решения должно приниматься открыто в присутствии общественности, если законом не предусмотрено иного или если иначе не решено судебной властью в соответствии с законом.
77. Никто не может служить судьей кроме гражданина государства.
78. Судьи должны назначаться президентом государства в соответствии с рекомендацией Комитета по Выбору судей, которые должен насчитывать девять членов; председатель Комитета должен быть Министром юстиции; остальные члены Комитета должны быть назначены Кнессетом, как определено законом. По рекомендации Комитета по Выбору судей для Верховного Суда относительно назначения требуется одобрение Кнессета. Кнессет должен законодательно определить, требуется ли одобрение Кнессета для каких-либо других рекомендаций Комитета.
79. Председатель Верховного суда должен быть назначен президентом государства, в соответствии с рекомендацией Комитета по Выбору судей. Председатель Верховного суда должен отслужить только один семилетний срок.
80. Полномочия Судебной власти и судей, детали метода, которым они назначаются, метод, которым завершается их срок, замена судей, их неприкосновенность, и другие вопросы, относящиеся к их статусу и действиям, должны быть определены законом.

Государственный Контролер
81. Надзор за государством – компетенция государственного контролера; государственный контролер должен быть избран Кнессетом; только гражданин государства может выполнять функции государственного контролера.
82. Государственный контролер служит семь лет; государственный контролер должен отслужить только один срок.
83. Государственный контролер должен быть ответственным только перед Кнессетом, и не должен зависеть от правительства; государственный контролер не может быть отстранен от занимаемой должности иначе как по постановлению Кнессета большинством, составляющим две трети голосов, т.е. большинством членов Кнессета.
84. Государственный контролер должен осуществлять надзор за управлением экономикой, активами, фондами, обязательствами, и за управлением государственными и правительственными учреждениями, так же как любого предприятия, учреждения, или государственной корпорации, местных властей, а также других организаций или учреждений, которые подвергаются контролю Государственного контролера по закону.
85. Государственный контролер исследует законность деятельности, этики, надлежащего управления, эффективности, и развития организаций, которые находятся под надзором, так же как любой другой вопрос, который Государственный контролер посчитает необходимыми.
86. Любая организация, подвергающаяся надзору государственного контролера, должна без задержки, по запросу от контролера, предоставлять информацию, документы, объяснения, и любой другой материал, который контролер считает необходимым для надзора.
87. Государственный контролер должен расследовать жалобы, зарегистрированные населением относительно организаций и частных лиц, как определено законом или в соответствии с законом; для таких целей государственный контролер должен служить Общественным Посредником по жалобам.
88. Полномочия государственного контролера, детали метода, которым он избран, метод, которым завершается его срок, замена государственного контролера, его неприкосновенность, и другие вопросы, относящиеся к его статусу и действиям, должны быть определены законом.

Статус конституции и прочего законодательства
89. Основные Законы недействительны.
90. Никакой закон не должен нарушать Конституцию; никакой закон, не должен считаться, нарушающим Конституцию, если группа девяти или более судей Верховного Суда не решает, что его цель, очевидно, является, несоответствующей, или что он нарушает основные принципы Конституции и основных свобод в степени, которая необходима для достижения цели.
91. Никакой закон, вступивший в силу до даты вступления в силу Конституции, не должен рассматриваться, как нарушающий Конституцию.
92. Если Верховный Суд постановляет, что существует конфликт между законом и Конституцией, закон нужно считать недействительным на сто двадцатый день после решения Суда, если до этой даты Кнессет, большинством его участников, не утвердит закон в его оригинале или в исправленной форме.
93. Если суд, кроме Верховного суда или любой орган, который выполняет судебную власть, определяет, что конфликт существует между законом и Конституцией, то в целях его решения вопрос будет передан в Верховный суд.
94. Никакие конституционные полномочия, обязательства, или права не могут быть ограничены или отклонены, и при этом ни что не может быть добавлно на основании конституционных полномочий, обязательств, или прав, находящихся вне Конституции. Конституционные полномочия, обязательства, или права, действующие до введения в действие Конституции недействительны до степени, в которой они расходятся с Конституцией.

95. Требование абсолютного большинства для изменения закона или статьи должно быть принято во втором и третьем чтениях в Кнессете только большинством членов, которое равно или больше числа предлагаемого для указанного абсолютного большинства; никакой закон или статья не могут противоречить другому закону или статье, которые требуют специального большинства для поправки. Иерархия предпочтения среди законов должна быть определена размером большинства, требуемого для поправки.
96. За исключением иерархии законов, происходящих из положений об абсолютном большинстве, оговоренном в предыдущем параграфе, предпочтение одного закона другому определяется в соответствии с датой его принятия в третьем чтении; закон, который принимают в более позднее время, является предпочтительным.
97. Кнессет должен наблюдать за введением в действие регулирующих положений, как определено Уставом Кнессета. Регулирование, за исключением Чрезвычайного постановления как определено законом, не должно нарушать закон.
98. Несмотря на какое-либо законоположение, Чрезвычайные постановления не могут исправлять Конституцию, временно приостановить её полномочия, или наложить на нее условия; этот параграф не должен быть исправлен кроме как большинством, составляющим две трети членов Кнессета.

Ратификация и Поправка Конституции
99. Эта конституция должна вступить в силу после её принятия большинством членов Кнессета, на поименном голосовании. До вторых и третьих чтений Кнессета по принятию этой Конституции должен быть проведен общественный референдум, который будет включать представление Конституции гражданам государства.

100. К конституции не должно быть сделано ни одного изменения, дополнения, или удаления, и не может быть внесено ни одно изменение, ни для одной статьи Конституции, кроме как большинством членов Кнессета на поименном голосовании; до вторых и третьих чтений Кнессета о любой поправке к Конституции должен быть проведен общественный референдум, который будет включать представление предложенной поправки для граждан государства.