КОНСТИТУЦИЯ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Мы, народ Арцаха,
преисполненные духом свободы,
осуществляя мечту наших предков и естественное право народа – свободно и безопасно жить и созидать на Родине,
выражая непоколебимую волю развивать и защищать Нагорно-Карабахскую Республику, созданную Декларацией от 2 сентября 1991 года и провозглашённую независимой референдумом от 10 декабря 1991 года на основе права на самоопределение,
как суверенное государство свободных равноправных граждан,
где человек, его жизнь и безопасность, права и свободы являются высшими ценностями,
подтверждая верность принципам Декларации о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики от 6 января 1992 года,
с благодарностью помня героическую борьбу наших предков и нынешних поколений за восстановление свободы, преклоняясь перед памятью павших в навязанной нам войне,
одухотворённые величием проявленного единства наших соотечественников, рассеянных по всему миру,
возрождая исторические традиции национальной государственности в Арцахе,
стремясь развивать дружественные отношения со всеми народами, в первую очередь, с соседями, на основе равноправия, взаимоуважения и мирного сосуществования,
выступая за справедливый миропорядок в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,
осознавая свою ответственность за судьбу нашей исторической Родины перед нынешними и будущими поколениями,
реализуя своё суверенное право,
для нас, для наших потомков и всех тех, кто пожелает жить в Арцахе, принимаем и оглашаем настоящую Конституцию.
Глава 1. Основы Конституционного строя.
Статья 1.
1. Нагорно-Карабахская Республика – суверенное, демократическое, правовое, социальное государство.
2. Названия Нагорно-Карабахская Республика и Республика Арцах тождественны.
Статья 2.
Нагорно-Карабахская Республика признает основные права и свободы человека, как неотъемлемые и высшие ценности, как основу свободы, справедливости и мира.
Статья 3.
1. Власть в Нагорно-Карабахской Республике принадлежит народу.
2. Свою власть народ осуществляет путем свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренных Конституцией и законами государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
3. Узурпация власти является преступлением.
Статья 4.
Выборы Президента Республики, Национального Собрания, органов местного самоуправления, а также референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием.
Статья 5.
Государство обеспечивает защиту основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство ограничено этими правами и свободами, являющимися непосредственно действующим правом.
Статья 6.
1. Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами – на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица правомочны совершать только такие действия, на которые они уполномочены Конституцией и законами.
Статья 7.
1. Конституция имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно.
2. Законы должны соответствовать Конституции. Иные внутригосударственные правовые акты должны соответствовать Конституции и законам. Внутригосударственные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и законов и в целях обеспечения их осуществления.
3. Законы и иные внутригосударственные нормативно-правовые акты вступают в силу после их опубликования в установленном законом порядке.
4. Законы, признанные противоречащими Конституции, а также иные внутригосударственные правовые акты, признанные противоречащими Конституции или закону, не имеют юридической силы.
5. Международные договоры Нагорно-Карабахской Республики являются составной частью правовой системы Нагорно-Карабахской Республики.
6. Законы и иные правовые акты должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.
7. Международные договоры для Нагорно-Карабахской Республики вступают в силу только после их ратификации или утверждения. Если ратифицированными международными договорами устанавливаются иные нормы, чем те, которые предусмотрены законами, то применяются договорные нормы.
8. Международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы. Международные договоры, противоречащие закону, не могут быть утверждены.
Статья 8.
1. В Нагорно-Карабахской Республике признаются идеологический плюрализм и многопартийность.
2. Партии образовываются свободно, способствуют формированию и выражению политической воли народа. Их деятельность не может противоречить Конституции и законам, а порядок деятельности – принципам демократии.
3. Партии обеспечивают гласность своей финансовой деятельности.
Статья 9.
1. В Нагорно-Карабахской Республике гарантируются свобода экономической деятельности и свободная экономическая конкуренция.
2. Запрещается недобросовестная конкуренция.
3. Ограничение конкуренции, допустимые виды и границы монополии могут быть установлены только законом, если это необходимо для обеспечения интересов общества.
4. Государство гарантирует свободное развитие всех видов собственности и их равную правовую защиту.
Статья 10.
1. В Нагорно-Карабахской Республике церковь отделена от государства.
2. Нагорно-Карабахская Республика признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви, как национальной церкви, в духовной жизни арцахцев, в деле развития нашей национальной культуры и сохранения национальной самобытности.
Статья 11.
1. Вооруженные Силы Нагорно-Карабахской Республики обеспечивают безопасность, защиту, территориальную целостность, неприкосновенность границ Нагорно-Карабахской Республики.
2. Вооруженные Силы в политических вопросах соблюдают нейтралитет и находятся под гражданским контролем.
Статья 12.
Внешняя политика Нагорно-Карабахской Республики осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статья 13.
В Нагорно-Карабахской Республике гарантируется местное самоуправление.
Статья 14.
1. Граждане Нагорно-Карабахской Республики на территории Нагорно-Карабахской Республики и за пределами ее границ находятся под защитой Нагорно-Карабахской Республики.
2. Порядок приобретения и прекращения гражданства Нагорно-Карабахской Республики устанавливается законом.
Статья 15.
1. Государственный язык Нагорно-Карабахской Республики – армянский.
2. В Нагорно-Карабахской Республике гарантируется свободное использование других языков, распространённых среди населения.
Статья 16.
1. Флаг Нагорно-Карабахской Республики – трехцветный: с равномерными горизонтальными полосами красного, синего и оранжевого цвета, с белым пятизубчатым ступенчатым орнаментом, начинающимся с двух концов правой стороны и соединяющимся в одной третьей части флага. Подробное описание Флага устанавливается законом.
2. Герб и Гимн Нагорно-Карабахской Республики устанавливаются законом.
3. Столица Нагорно-Карабахской Республики – Степанакерт.
Глава 2. Основные права и свободы человека и гражданина.
Статья 17.
Достоинство человека уважается и охраняется государством.
Статья 18.
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Никто не может быть приговорен к смертной казни.
Статья 19.
1. Каждый имеет право на физическую и душевную неприкосновенность.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут научным, медицинским и иным опытам без его согласия.
Статья 20.
Каждый свободен совершать то, что не запрещено Конституцией или законом и не нарушает права и свободы иных лиц.
Статья 21.
1. Все люди равны перед законом.
2. Запрещается дискриминация в зависимости от пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических признаков, языка, религии, мировоззрения, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, рождения, инвалидности, возраста, либо иных обстоятельств личного или социального характера.
Статья 22.
1. Каждый имеет право на личную свободу.
2. Лицо может быть лишено свободы только в установленном законом порядке в следующих случаях:
2.1) лицо осуждено судом за преступление;
2.2) лицо не выполнило вступившее в законную силу распоряжение суда;
2.3) в целях обеспечения выполнения определенных обязанностей, установленных законом;
2.4) имеется обоснованное подозрение в совершении преступления либо, когда это необходимо в целях пресечения совершения лицом преступления или его побега после совершения преступления;
2.5) в целях передачи несовершеннолетнего под воспитательный надзор или иному правомочному органу;
2.6) в целях предотвращения распространения заразных заболеваний или пресечения общественной опасности, исходящей от лиц, страдающих психическими заболеваниями, алкоголиков, наркоманов или лиц, занимающихся бродяжничеством;
2.7) в целях пресечения незаконного проникновения лица в Нагорно-Карабахскую Республику, его выдворения или передачи другому государству.
3. Если задержанный в течение 72 часов с момента задержания не заключается под стражу решением суда, он подлежит немедленному освобождению.
4. Каждый, лишенный свободы, на понятном ему языке незамедлительно извещается о причинах, а при предъявлении уголовного обвинения – также об обвинении. По желанию лица, лишенного свободы, об этом незамедлительно извещается избранное им лицо.
5. Каждый имеет право на опротестование в судебном порядке законности и обоснованности своего задержания, заключения под стражу и содержания под стражей.
6. Каждый, в случае незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей, имеет право на возмещение причиненного вреда по основаниям и в порядке, установленных законом.
7. Никто не может быть лишен свободы только по причине того, что он не в состоянии выполнять гражданско-правовые обязательства.
8. Никто не может быть подвергнут обыску иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.
Статья 23.
1. Каждый имеет право на уважение личной и семейной жизни.
2. Без согласия лица о нём можно собирать, хранить, использовать или распространять только предусмотренные законом сведения. Запрещается использование и распространение сведений о личности, если это противоречит целям сбора сведений.
3. Каждый имеет право на ознакомление с касающимися его сведениями, наличествующими в государственных органах и органах местного самоуправления и потребовать их исправления или изъятия в установленных законом случаях.
4. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которое может быть ограничено только в установленных законом случаях и порядке решением суда.
Статья 24.
1. Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Запрещается проникновение против воли лица в его жилище, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. Жилище может быть подвергнуто обыску только в установленных законом случаях и порядке решением суда.
Статья 25.
1. Каждый, находящийся в Нагорно-Карабахской Республике на законных основаниях, имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства на территории Нагорно-Карабахской Республики.
2. Каждый имеет право выезда за пределы Нагорно-Карабахской Республики.
3. Каждый гражданин и имеющий право проживать в Нагорно-Карабахской Республике иностранный гражданин и лицо, не имеющее гражданства, имеют право на возвращение в Нагорно-Карабахскую Республику.
4. Иностранный гражданин и лицо, не имеющее гражданства, находящиеся в Нагорно-Карабахской Республике на законных основаниях, могут быть выдворены из Республики только в случаях и порядке, установленных законом.
Статья 26.
1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания.
2. Свобода выражения религии и убеждений может быть ограничена только законом на основаниях, предусмотренных статьей 52 Конституции.
3. Свобода деятельности всех религиозных организаций, действующих в установленном законом порядке, гарантируется.
Статья 27.
1. Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения, в том числе на свободу слова, включая свободу поиска, получения и распространения сведений и идей через любые средства информации, независимо от государственных границ.
2. Запрещается принуждение лица к отказу от своего мнения или к его изменению.
3. Свобода средств массовой информации и иных информационных средств гарантируется. Порядок деятельности информационных средств устанавливается законом.
4. Государство гарантирует наличие и деятельность общественных радио и телевидения.
Статья 28.
Каждый имеет право на представление в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам заявлений, предложений, петиций и на получение надлежащего ответа в разумные сроки.
Статья 29.
1. Каждый имеет право на образование с другими лицами объединений, в том числе создание профессиональных союзов и вступление в них. Право создания профессиональных союзов и вступления в них может быть ограничено законом в отношении служащих Вооруженных Сил, прокуратуры, полиции, национальной безопасности, а также – судей.
2. Никого нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение.
3. Деятельность объединений может быть приостановлена или запрещена только в предусмотренных законом случаях в судебном порядке.
Статья 30.
1. Каждый гражданин имеет право на создание с другими гражданами партий и вступление в них. Это право может быть ограничено законом в отношении служащих Вооруженных Сил, прокуратуры, полиции, национальной безопасности.
2. Никого нельзя принуждать к вступлению в какую-либо партию.
3. Деятельность партии может быть приостановлена или запрещена только в предусмотренных законом случаях решением Верховного Суда.
Статья 31.
1. Каждый имеет право на проведение мирных, без оружия, демонстраций, митингов, шествий, пикетов и других собраний.
2. В предусмотренных законом случаях собрания проводятся с предварительным информированием.
Статья 32.
1. Граждане, достигшие 18 лет, имеют право избирать и участвовать в референдумах.
2. Законом может устанавливаться избирательное право в выборах органов местного самоуправления для лиц, не имеющих гражданства Нагорно-Карабахской Республики.
3. Не имеют права участвовать в референдумах, избирать и быть избранными граждане, признанные недееспособными вступившим в законную силу решением суда, а также приговоренные к лишению свободы вступившим в законную силу приговором суда и отбывающие наказание.
4. Граждане имеют право поступать на публичную службу на общих основаниях, установленных законом. Принципы и порядок организации публичной службы устанавливаются законом.
Статья 33.
1. Каждый по своему усмотрению имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться приобретенной на законных основаниях собственностью и наследовать её.
2. Осуществление права собственности не должно нарушать права и свободы иных лиц, наносить вред окружающей среде, общественным интересам.
3. Лишать собственности может только суд в предусмотренных законом случаях.
4. Отчуждение собственности для нужд общества и государства может быть произведено только в исключительных случаях в установленном законом порядке с предварительной равноценной компенсацией.
5. Права собственности на землю не имеют иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 34.
1. Каждый имеет свободу выбора труда.
2. Каждый работник имеет право на справедливую и не ниже установленного законом минимального размера оплату труда, а также на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
3. Каждый имеет право заниматься экономической, в том числе, предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Это право может быть ограничено законом в отношении публичных служащих.
4. Работники в целях защиты своих экономических, социальных и трудовых интересов имеют право на забастовку.
5. Запрещается прием на постоянную работу детей в возрасте до 16 лет. Порядок и условия их приема на временную работу устанавливаются законом.
6. Принудительный труд запрещается.
Статья 35.
1. Каждый работник имеет право на ежедневный и недельный отдых, а также – на ежегодно оплачиваемый отпуск.
2. Максимальное время труда, продолжительность перерыва, выходные дни и минимальная продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска устанавливаются законом.
Статья 36.
1. Каждый имеет право жить в благоприятной окружающей среде.
2. Каждый имеет право на получение информации о состоянии окружающей среды.
Статья 37.
Каждый для себя и своей семьи имеет право на достаточный жизненный уровень.
Статья 38.
1. Семья является естественной и основной основой общества.
2. Женщина и мужчина, достигшие брачного возраста, имеют право на вступление в брак и создание семьи. При вступлении в брак, в супружеской жизни и при расторжении брака они пользуются равными правами.
3. Запрещается увольнение с работы по причинам, связанным с материнством. Каждая работающая женщина в случае беременности и родов имеет право на оплачиваемый отпуск, а для ухода за новорожденным ребенком или в связи с усыновлением ребенка – право на отпуск.
4. Лишение родительских прав или их ограничение может осуществляться только решением суда в установленных законом случаях.
Статья 39.
Каждый имеет право на социальное обеспечение по старости, инвалидности, болезни, по случаю потери кормильца, безработице и в иных предусмотренных законом случаях. Объем и формы социального обеспечения устанавливаются законом.
Статья 40.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
2. Каждый имеет право на получение медицинской помощи и медицинского обслуживания в установленном законом порядке.
3. Каждый имеет право на бесплатное получение основных медицинских услуг. Перечень и порядок их оказания устанавливается законом.
Статья 41.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Основное общее образование является обязательным, за исключением предусмотренных законом случаев. Законом может быть установлен более высокий уровень обязательного образования.
3. Среднее образование в государственных учебных заведениях является бесплатным.
4. Каждый гражданин имеет право получать бесплатное образование в государственных высших и иных специальных образовательных учреждениях на конкурсной основе в установленном законом порядке.
5. Государство, в предусмотренных законом случаях и порядке оказывает финансовое и иное содействие учебным заведениям, осуществляющим высшие и иные специальные образовательные программы, и их учащимся.
6. Принципы самоуправления высших учебных заведений устанавливаются законом.
7. Порядок создания и деятельности учебных заведений устанавливается законом.
Статья 42.
1. Каждый имеет свободу литературного, художественного, научного и технического творчества.
2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Статья 43.
1. Каждый имеет право на сохранение своей национальной, этнической самобытности.
2. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют свободу сохранения и развития своих традиций, языка и культуры.
Статья 44.
1. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.
2. Каждый имеет право для защиты своих прав и свобод получать содействие Защитника прав человека по основаниям и в порядке, установленных законом.
3. Каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми средствами, не запрещенными законом.
4. Каждый имеет право обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека для защиты своих прав и свобод.
Статья 45.
1. Каждый имеет право на публичное рассмотрение своего дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом в условиях равенства, с соблюдением всех требований справедливости.
2. Из соображений защиты личной и семейной жизни участников судебного процесса, интересов несовершеннолетних, общественного порядка, государственной безопасности, общественной нравственности или интересов правосудия, участие представителей средств информации и общественности в ходе судебного разбирательства или одной его части может быть запрещено решением суда в установленном законом порядке.
Статья 46.
1. Каждый имеет право на получение юридической помощи.
2. Каждый с момента задержания, выбора меры пресечения или предъявления обвинения имеет право на защитника по своему выбору.
3. Обвиняемому, не имеющему достаточных средств для оплаты услуг защитника, а также в предусмотренных законом иных случаях, юридическая помощь лицу оказывается за счет средств государственного бюджета.
Статья 47.
1. Никто не обязан давать показания относительно себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников. Законом могут быть предусмотрены иные случаи освобождения от обязанности давать показания.
2. Запрещается использование доказательств, приобретенных с нарушением закона.
Статья 48.
1. Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не доказана в установленном законом порядке вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неподтвержденные подозрения толкуются в пользу обвиняемого.
3. Вред, причиненный потерпевшему, возмещается в установленном законом порядке.
Статья 49.
1. Лицо нельзя подвергать уголовному преследованию и признать виновным за любое деяние, если по закону, действовавшему в момент совершения этого деяния, оно не считалось преступлением.
2. Никто не может быть судим вторично за одно и то же деяние.
3. Запрещается назначение более строгого наказания, чем то, которое могло быть применено по закону, действовавшему в момент совершения преступления.
4. Закон, отменяющий наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу.
Статья 50.
1. Каждый в установленном законом порядке имеет право на пересмотр вынесенного в отношении него приговора суда вышестоящим судом.
2. Каждый осужденный имеет право на прошение о помиловании или смягчении назначенного наказания.
Статья 51.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, законы и иные правовые акты, ухудшающие правовое положение лица, не имеют обратной силы.
Статья 52.
Основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в статьях 23 -31, в частях 1 и 2 статьи 32, части 4 статьи 34 Конституции, могут быть ограничены только законом, если это пригодно, необходимо и равноценно для защиты государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка, пресечения преступлений, охраны здоровья и нравственности общества, защиты прав и свободы, чести и доброго имени иных лиц.
Статья 53.
Отдельные права и свободы человека и гражданина, за исключением указанных в статьях 17 – 21 и 44 – 50 Конституции, могут быть временно ограничены в установленном законе порядке в период военного или чрезвычайного положения.
Статья 54.
Ограничения основных прав и свобод человека и гражданина не могут искажать суть этих прав и свобод.
Статья 55.
1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать достоинство, права и свободы иных лиц.
2. Запрещается использование прав и свобод в целях насильственного свержения конституционного строя, разжигания национальной, расовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.
3. Никто не может быть принуждён нести обязанности, которые не установлены Конституцией или законом.
Статья 56.
Каждый обязан в установленных законом случаях, порядке и размере уплачивать налоги, пошлины, производить другие обязательные платежи.
Статья 57.
Каждый гражданин обязан в установленном законом порядке участвовать в защите Нагорно-Карабахской Республики.
Статья 58.
Каждый обязан сохранять памятники истории и культуры.
Статья 59.
Основные права, свободы и обязанности, закрепленные в настоящей главе, распространяются также на юридических лиц постольку, поскольку эти права, свободы и обязанности применимы к ним по своей сути.
Статья 60.
Основными задачами государства в экономической, социальной и культурной сферах являются:
1) покровительство семьи, материнства и детства;
2) содействие многодетным семьям;
3) оказание особой заботы в отношении ветеранов-инвалидов войны за свободу и независимость и семей погибших в этой войне;
4) содействие занятости и улучшению условий труда населения;
5) стимулирование жилищного строительства, содействие улучшению жилищных условий каждого гражданина;
6) осуществление программы по охране здоровья населения, содействие созданию условий эффективного и доступного медицинского обслуживания;
7) осуществление программ по предупреждению и лечению инвалидности, стимулирование участия инвалидов в общественной жизни;
8) стимулирование развития физкультуры и спорта;
9) содействие участию молодежи в политической, экономической и культурной жизни страны;
10) содействие развитию бесплатного высшего и иного специального образования;
11) содействие развитию науки и культуры;
12) осуществление политики, обеспечивающей экологическую безопасность нынешних и будущих поколений;
13) сохранение и восстановление историко-культурных памятников;
14) содействие укреплению связей с армянской диаспорой;
15) содействие свободному приобщению каждого к национальным и общечеловеческим ценностям;
16) обеспечение достойного жизненного уровня пожилых людей. Государство, в пределах своих возможностей, обязано принимать меры по осуществлению этих задач.
Глава 3. Президент Республики.
Статья 61.
1. Президент является главой государства.
2. Президент Республики следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.
3. Президент Республики является гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности Нагорно-Карабахской Республики.
Статья 62.
1. Президент Республики избирается гражданами Нагорно-Карабахской Республики сроком на пять лет.
2. Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Нагорно-Карабахской Республики, последние десять лет постоянно проживающее в Республике и обладающее избирательным правом.
3. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Республики более чем два раза подряд.
Статья 63.
1. Президент Республики избирается в порядке, установленном Конституцией и законом. Выборы Президента Республики проводятся за пятьдесят дней до истечения полномочий Президента Республики.
2. Президентом Республики избирается тот кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, проголосовавших за всех кандидатов.
3. Если баллотировались более чем два кандидата и ни за одного из них не проголосовало более половины избирателей, проголосовавших за всех кандидатов, то на четырнадцатый день после голосования проводится голосование второго тура выборов Президента Республики. Во втором туре выборов Президента Республики могут принимать участие те два кандидата, за которых проголосовало наибольшее число избирателей. Во втором туре Президентом Республики избирается тот кандидат, за которого проголосовало наибольшее число избирателей.
4. В случае баллотирования одного кандидата он избирается Президентом Республики, если за него проголосовало более половины участников голосования.
5. Если Верховный Суд принимает к рассмотрению дело относительно результатов выборов Президента Республики, постановление должно быть вынесено в десятидневный срок после получения заявления, а установленные настоящей статьей сроки исчисляются с момента вступления в силу постановления Верховного Суда.
6. Если Президент Республики не избирается, то назначаются новые выборы, а голосование проводится на сороковой день после назначения новых выборов.
7. Президент Республики вступает в должность в день истечения полномочий предыдущего Президента Республики.
8. Президент Республики, избранный на новых или внеочередных выборах, вступает в должность на двадцатый день после официального оглашения результатов выборов.
Статья 64.
1. В случае возникновения для одного из кандидатов в Президенты Республики непреодолимых препятствий, выборы Президента Республики откладываются на двухнедельный срок. При неустранении препятствий, признанных непреодолимыми, назначаются новые выборы, а голосование проводится на сороковой день после истечения указанного двухнедельного срока.
2. В случае смерти до дня голосования одного из кандидатов в течение трёх дней назначаются новые выборы, а голосование проводится на сороковой день после назначения новых выборов.
Статья 65.
В случаях отставки, смерти, невозможности исполнения полномочий или отрешения Президента Республики от должности в установленном статьей 71 Конституции порядке назначаются внеочередные выборы Президента Республики, а голосование проводится на сороковой день после образования вакансии должности Президента Республики.
Статья 66.
В период войны или чрезвычайного положения выборы Президента Республики не проводятся, а Президент Республики продолжает исполнение своих полномочий до вступления в должность Президента Республики, избранного после окончания войны или чрезвычайного положения. В этом случае выборы Президента Республики проводятся на девяностый день после окончания войны или чрезвычайного положения, и новоизбранный Президент Республики вступает в должность на двадцатый день после официального оглашения результатов выборов, а если Верховный Суд принимает к рассмотрению дело, касающееся результатов выборов Президента Республики, – на двадцатый день после вступления в силу решения суда.
Статья 67.
Президент Республики вступает в должность в установленном законом порядке на специальном заседании Национального Собрания с принесением народу следующей присяги: «Вступая в должность Президента Нагорно-Карабахской Республики, клянусь: безоговорочно выполнять требования Конституции, уважать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать суверенитет, независимость, территориальную целостность и безопасность Республики во славу Нагорно-Карабахской Республики и во имя благоденствия нашего народа».
Статья 68.
Президент Республики:
1) обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;
2) после получения принятого Национальным Собранием закона в тридцатидневный срок подписывает и обнародует его. В течение этого срока может возвратить закон с возражениями и предложениями в Национальное Собрание для нового обсуждения. В пятидневный срок подписывает и обнародует вновь принятый Национальным Собранием закон после его получения;
3) в предусмотренных Конституцией случаях и порядке распускает Национальное Собрание и назначает внеочередные выборы;
4) назначает Премьер-министра в порядке, установленном статьей 100 Конституции. По предложению Премьер-министра назначает и освобождает других членов Правительства. После консультаций с Председателем и руководителями фракций Национального Собрания освобождает Премьер-министра. При освобождении или отставке Премьер-министра, выражении Национальным Собранием недоверия Правительству, вакансии должности Премьер-министра принимает отставку Правительства;
5) представляет Национальному Собранию кандидатуры Председателя и других судей Верховного Суда, в установленном статьей 116 Конституции порядке назначает председателей и других судей судов первой инстанции, Апелляционного Суда и предусмотренных законом иных судов, прекращает полномочия судей, дает согласие на привлечение судьи в качестве обвиняемого, заключение под стражу или возбуждение в отношении него вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке;
6) представляет Национальному Собранию кандидатуру Генерального прокурора. По предложению Генерального прокурора назначает и освобождает заместителей Генерального прокурора;
7) представляет Национальному Собранию кандидатуру Председателя Контрольной палаты;
8) назначает двух юристов – членов Совета правосудия;
9) в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;
10) формирует Совет безопасности и председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;
11) представляет Нагорно-Карабахскую Республику в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, подписывает международные договоры, представляет международные договоры Национальному Собранию на ратификацию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает или прекращает международные договоры, не требующие ратификации;
12) назначает и отзывает дипломатических представителей Нагорно-Карабахской Республики в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций;
13) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;
14) объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил. В случае применения Вооруженных Сил или объявления военного положения в силу права незамедлительно созывается специальное заседание Национального Собрания. Правовой режим военного положения устанавливается законом;
15) в случае катастроф или других чрезвычайных ситуаций, а также при непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и Премьер-министром, осуществляет диктуемые ситуацией мероприятия и об этом с посланием обращается к народу, при необходимости объявляет чрезвычайное положение. В случае объявления чрезвычайного положения в силу права незамедлительно созывается специальное заседание Национального Собрания. Правовой режим чрезвычайного положения устанавливается законом;
16) в установленном законом порядке решает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Нагорно-Карабахской Республики и политического убежища;
17) награждает орденами и медалями Нагорно-Карабахской Республики, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;
18) решает вопрос помилования осужденного.
Статья 69.
Президент Республики издает указы и распоряжения.
Статья 70.
Президент Республики неприкосновенен. Президент Республики в течение срока своих полномочий и после этого не может преследоваться и привлекаться к ответственности за действия, вытекающие из его статуса. За действия, не связанные с его статусом, Президент Республики может привлекаться к ответственности после завершения его полномочий.
Статья 71.
1. Президент Республики может быть отрешен от должности за государственную измену или иное тяжкое преступление.
2. Для получения заключения по вопросу отрешения Президента Республики от должности Национальное Собрание постановлением, принятым большинством голосов от общего числа депутатов, обращается в Верховный Суд.
3. Постановление об отрешении Президента Республики от должности принимается Национальным Собранием на основании заключения Верховного Суда не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.
4. Если по заключению Верховного Суда основания для отрешения Президента Республики от должности отсутствуют, вопрос снимается с рассмотрения Национального Собрания.
Статья 72.
Президент Республики прошение об отставке подает Национальному Собранию. В случае повторной подачи прошения об отставке в десятидневный срок, отставка Президента Республики считается принятой и в установленных Конституцией порядке и сроки проводятся внеочередные выборы.
Статья 73.
1. В случае тяжелой болезни Президента Республики или наличия для исполнения его полномочий иных непреодолимых препятствий, которые на продолжительное время делают невозможным исполнение его полномочий, Национальное Собрание по предложению Правительства и на основании заключения Верховного Суда не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов принимает постановление о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий и на этом основании о прекращении его полномочий.
2. Если по заключению Верховного Суда основания невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий отсутствуют, то Правительство не может обращаться в Национальное Собрание с подобным предложением.
Статья 74.
В случае вакансии должности Президента Республики, до вступления новоизбранного Президента Республики в должность, полномочия Президента Республики осуществляет Председатель Национального Собрания, а если это невозможно – Премьер-министр. При осуществлении Председателем Национального Собрания полномочий Президента Республики полномочия Председателя Национального Собрания осуществляет заместитель Председателя Национального Собрания. В этот период запрещается назначать референдум, распускать Национальное Собрание, назначать и освобождать Премьер-министра, Генерального прокурора, высший командный состав Вооруженных Сил и других войск, производить в предусмотренных законом случаях назначения на должности в органах полиции и национальной безопасности, а также осуществлять полномочия, установленные пунктами 12,17,18 статьи 68 Конституции.
Статья 75.
1. Президент Республики формирует свой аппарат.
2. Порядок оплаты, обслуживания и обеспечения безопасности Президента Республики устанавливается законом.
Глава 4. Национальное Собрание.
Статья 76.
1. Законодательную власть в Нагорно-Карабахской Республике осуществляет Национальное Собрание.
2. Национальное Собрание в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 статьи 68, статьями 71, 73, частью 3 настоящей статьи, статьями 80, 81, 83, 84, 85, 89, 90, 92, 93, пунктами 1.1, 1.2, 1.4 части 1 и частью 2 статьи 94, статьями 95, 97, 100, пунктом 2.2 части 2 статьи 114, статьями 133, 134, 135 Конституции, а также по вопросам организации своей деятельности принимает постановления, которые подписывает и обнародует Председатель Национального Собрания.
3. Национальное Собрание может принимать обращения и заявления.
4. Полномочия Национального Собрания устанавливаются Конституцией.
5. Порядок деятельности Национального Собрания, формирования и деятельности его органов устанавливается Конституцией и законом – Регламентом Национального Собрания.
Статья 77.
1.Численность депутатов Национального Собрания устанавливается законом.
2. Национальное Собрание избирается сроком на пять лет. Срок полномочий Национального Собрания завершается в день созыва первого заседания новоизбранного Национального Собрания, когда начинаются полномочия новоизбранного Национального Собрания.
3. Очередные выборы Национального Собрания проводятся не ранее, чем за сорок и не позднее, чем за тридцать дней, предшествующих истечению его полномочий.
4. Внеочередные выборы Национального Собрания проводятся после роспуска Национального Собрания в течение не ранее тридцати и не позднее сорока дней.
5. Национальное Собрание не может быть распущено в период войны или чрезвычайного положения, а также, когда возбужден вопрос об отрешении Президента Республики от должности.
6. В период войны или чрезвычайного положения выборы Национального Собрания не проводятся, а срок полномочий Национального Собрания продлевается до дня созыва первого заседания Национального Собрания, избранного после окончания войны или чрезвычайного положения. В этом случае выборы Национального Собрания проводятся в течение не ранее семидесяти и не позднее ста дней после окончания войны или чрезвычайного положения.
7. Выборы Национального Собрания назначаются указом Президента Республики.
8. Порядок проведения выборов Национального Собрания устанавливается законом.
Статья 78.
Депутатом может быть избрано каждое лицо, достигшее двадцати трех лет, последние пять лет являющееся гражданином Нагорно-Карабахской Республики, последние пять лет постоянно проживающее в Республике и обладающее избирательным правом.
Статья 79.
1. Депутат не может занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления или в коммерческой организации, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Депутат осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
2. Депутат не обременен императивным мандатом.
3. Статус, гарантии деятельности депутата устанавливаются Конституцией и законом.
Статья 80.
1. Депутат в течение срока своих полномочий и после этого не может подвергаться преследованию и привлекаться к ответственности за действия, вытекающие из его статуса, в том числе за мнение, высказанное в Национальном Собрании, если оно не содержит клеветы или оскорбления.
2. Депутат не может быть привлечен в качестве обвиняемого, заключен под стражу, а также в отношении него не может быть возбужден вопрос о привлечении к административной ответственности в судебном порядке без согласия Национального Собрания. 3. Депутат не может быть подвергнут задержанию без согласия Национального Собрания за исключением случаев, когда задержание проводится в момент совершения преступления. В этом случае немедленно ставится в известность Председатель Национального Собрания.
Статья 81.
1. Полномочия депутата прекращаются в случае истечения срока полномочий Национального Собрания, роспуска Национального Собрания, нарушения условий части 1 статьи 79 Конституции, неуважительного отсутствия на более чем половине голосований в течение одной очередной сессии, отставки, утраты гражданства Нагорно-Карабахской Республики, осуждения к лишению свободы вступившим в законную силу приговором суда, признания недееспособным, без вести отсутствующим, объявления умершим вступившим в законную силу решением суда.
2. Порядок прекращения полномочий депутата устанавливается Регламентом Национального Собрания.
Статья 82.
1. Первая сессия новоизбранного Национального Собрания созывается в третий четверг после выборов не менее двух третей от общего числа депутатов.
2. До избрания Председателя Национального Собрания заседание ведет старейший депутат.
Статья 83.
1. Национальное Собрание большинством голосов от общего числа депутатов избирает Председателя Национального Собрания, заместителя Председателя.
2. Председатель Национального Собрания ведет заседания, распоряжается материальными средствами Национального Собрания, обеспечивает его нормальную деятельность.
Статья 84.
1. Для предварительного обсуждения проектов законов и иных вопросов и представления заключений по ним в Национальном Собрании создаются постоянные комиссии.
2. В случае необходимости в установленном Регламентом Национального Собрания порядке могут создаваться временные комиссии для предварительного обсуждения проектов отдельных законов или представления Национальному Собранию заключений, справок по определенным вопросам, событиям и фактам.
Статья 85.
1. Очередные сессии Национального Собрания созываются два раза в год: сентябрь – декабрь и февраль – июнь, в установленном Регламентом Национального Собрания порядке.
2. Заседание Национального Собрания правомочно, если на заседании присутствует необходимое для решения обсуждаемого вопроса число депутатов.
3. Заседания Национального Собрания являются открытыми. Закрытое заседание может быть созвано по постановлению Национального Собрания.
Статья 86.
Внеочередную сессию или внеочередное заседание Национального Собрания созывает Председатель Национального Собрания по инициативе Президента Республики, не менее одной трети от общего числа депутатов или Правительства, по повестке и в сроки, установленные инициатором.
Статья 87.
Законы и постановления Национального Собрания, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, принимающих участие в голосовании, но не менее чем двумя пятыми от общего числа депутатов.
Статья 88.
1. Возвращенный Президентом Республики для нового обсуждения закон с возражениями и предложениями Национальное Собрание обсуждает вне очереди.
2. В случае непринятия возражений и предложений Президента Республики Национальное Собрание вновь принимает возвращенный закон большинством голосов от общего числа депутатов.
Статья 89.
1. Новоизбранному Национальному Собранию или после своего сформирования Правительство в двадцатидневный срок Национальному Собранию для одобрения представляет программу своей деятельности, на заседании Национального Собрания ставя вопрос о доверии.
2. Проект постановления о выражении недоверия Правительству может быть внесен не менее чем одной третью от общего числа депутатов в течение двадцати четырех часов после постановки Правительством вопроса о доверии. Проект постановления о выражении недоверия Правительству ставится на голосование в течение не ранее сорока восьми и не позднее семидесяти двух часов после его внесения. Постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
3. В случае не представления проекта постановления о выражении недоверия Правительству или не принятия такого решения, программа деятельности Правительства считается одобренной.
4. В случае принятия постановления о выражении недоверия Правительству, Премьер-министр в тот же день представляет Президенту Республики заявление об отставке Правительства.
Статья 90.
1. Право законодательной инициативы в Национальном Собрании принадлежит Президенту Республики, депутатам и Правительству.
2. Правительство может устанавливать последовательность обсуждения внесенных им проектов законов и потребовать, чтобы они были поставлены на голосование только с приемлемыми для него поправками.
3. Проект закона, признанный Правительством неотложным, Национальное Собрание обсуждает и ставит на голосование в шестидесятидневный срок.
4. Проекты законов, согласно заключению Правительства уменьшающих доходы или увеличивающих расходы государственного бюджета, принимаются Национальным Собранием большинством голосов от общего числа депутатов.
5. Правительство относительно принятия внесенного им проекта закона может поставить вопрос о доверии. Если Национальное Собрание не принимает постановления о выражении недоверия Правительству в порядке, установленном частью 2 статьи 89 Конституции, то проект закона, внесенный Правительством, считается принятым. В случае принятия постановления о выражении недоверия Премьер-министр в тот же день представляет Президенту Республики заявление об отставке Правительства.
6. Правительство относительно проекта закона вопрос о доверии может ставить не более двух раз в течении одной сессии.
Статья 91.
1. Национальное Собрание по представлению Правительства утверждает государственный бюджет. В случае неутверждения государственного бюджета до начала бюджетного года расходы производятся в пропорциях бюджета за предыдущий год.
2. Порядок обсуждения и утверждения государственного бюджета устанавливается Регламентом Национального Собрания.
Статья 92.
1. Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.
2. Национальное Собрание обсуждает и утверждает годовой отчет об исполнении государственного бюджета при наличии заключения Контрольной палаты.
Статья 93.
1. Депутаты имеют право обращаться с вопросами к Правительству. Премьер-министр и другие члены Правительства отвечают на вопросы депутатов. Национальное Собрание в связи с вопросами депутатов постановлений не принимает.
2. Фракции и группы имеют право обращаться с запросами к Правительству. Запросы представляются в письменной форме не менее чем за десять дней до обсуждения. Порядок обращения с запросами, организации их обсуждения и вынесения по ним постановлений устанавливается Регламентом Национального Собрания.
Статья 94.
1. Национальное Собрание по предложению Президента Республики:
1.1) даёт согласие относительно кандидатуры Премьер-министра в порядке, установленном статьей 100 Конституции;
1.2) объявляет амнистию;
1.3) ратифицирует, приостанавливает или прекращает международные договоры Нагорно-Карабахской Республики. Круг международных договоров, подлежащих ратификации Национальным Собранием, устанавливается законом;
1.4) принимает решение об объявлении войны и установлении мира. В случае невозможности созыва заседания Национального Собрания вопрос объявления войны решает Президент Республики.
2. Национальное Собрание может прекратить использование Вооруженных Сил, военное и чрезвычайное положение.
Статья 95.
1. Национальное Собрание по предложению Президента Республики назначает:
1.1) Председателя и других судей Верховного Суда;
1.2) Генерального прокурора;
1.3) Председателя Контрольной палаты.
2. Национальное Собрание назначает Защитника прав человека, двух юристов -членов Совета правосудия.
Статья 96.
Национальное Собрание по предложению Правительства устанавливает административно-территориальное деление Республики, названия и границы административно-территориальных единиц.
Статья 97.
1. Национальное Собрание большинством голосов от общего числа депутатов может выразить недоверие Правительству. Этим правом Национальное Собрание не может пользоваться в течение шести месяцев после одобрения программы деятельности Правительства, а также во время войны и в случаях, предусмотренных пунктом 15 статьи 68 Конституции.
2. Проект постановления о выражении недоверия Правительству может быть внесен не менее чем одной третью от общего числа депутатов. Проект постановления ставится на голосование в течение не ранее сорока восьми и не позднее семидесяти двух часов после его внесения.
Статья 98.
1. Президент Республики распускает Национальное Собрание в случаях, предусмотренных статьей 100 Конституции.
2. Президент Республики может распустить Национальное Собрание по предложению Председателя Национального Собрания или Премьер-министра, если:
2.1) Национальное Собрание в течение шестидесяти дней очередной сессии не принимает решения по проекту закона, признанного постановлением Правительства неотложным;
2.2) Национальное Собрание в течение шестидесяти дней очередной сессии не принимает какого-либо решения по обсуждаемым им вопросам;
2.3) в течение очередной сессии более шестидесяти дней не созываются заседания Национального Собрания.
Глава 5. Правительство.
Статья 99.
1. В Нагорно-Карабахской Республике исполнительную власть осуществляет Правительство.
2. К компетенции Правительства относятся все те вопросы государственного управления, которые не отнесены законом к компетенции иных государственных органов или органов местного самоуправления.
3. Правительство состоит из Премьер-министра, вице-премьера и министров.
4. Структура Правительства по предложению Правительства устанавливается законом. Порядок деятельности Правительства и подведомственных ему иных исполнительных органов устанавливается указом Президента Республики по представлению Премьер-министра.
5. Правительство принимает постановления, которые подписывает и обнародует Премьер-министр.
Статья 100.
1. Премьер-министр назначается и Правительство формируется Президентом Республики в следующем порядке:
1.1) Президент Республики для получения согласия Национального Собрания представляет кандидатуру Премьер-министра в течение десяти дней после вступления в должность Президента Республики или принятия отставки Правительства или первого заседания новоизбранного Национального Собрания после роспуска Национального Собрания в случаях, предусмотренных настоящей статьей;
1.2) Национальное Собрание рассматривает представленную Президентом Республики кандидатуру Премьер-министра в течение пяти дней;
1.3) кандидат в Премьер-министры, получивший согласие Национального Собрания большинством голосов от общего числа депутатов, Президентом Республики назначается Премьер-министром в течение трех дней. По предложению Премьер-министра Президент Республики назначает других членов Правительства в течение двадцати дней. В установленном статьей 89 Конституции порядке Национальное Собрание одобряет программу деятельности Правительства;
1.4) в случаях, если в установленном пунктом 1.3 части 1 настоящей статьи порядке Национальное Собрание не дает согласия представленной кандидатуре Премьер-министра или не одобряет программу деятельности Правительства, сформированного по предложению Премьер-министра, назначенного с согласия Национального Собрания, то Президент Республики в течение семи дней во второй раз представляет кандидатуру Премьер-министра для получения согласия Национального Собрания;
1.5) в случаях, если в установленном пунктом 1.3 части 1 настоящей статьи порядке Национальное Собрание два раза не дает согласия относительно кандидатуры Премьер-министра или после того, как не дало согласия кандидатуре Премьер-министра, не одобряет программу деятельности Правительства, сформированного по предложению Премьер-министра, назначенного с согласия Национального Собрания, или не дает согласия кандидатуре Премьер-министра, представленной после неодобрения программы деятельности Правительства, сформированного по предложению Премьер-министра, назначенного с согласия Национального Собрания, то Президент Республики в течение десяти дней назначает Премьер-министра и формирует Правительство;
1.6) Президент Республики не может назначить Премьер-министром лицо, чья кандидатура дважды была отклонена Национальным Собранием.
2. В случаях, если Национальное Собрание два раза подряд не одобряет программу деятельности Правительства, сформированного по предложению Премьер-министра, назначенного с согласия Национального Собрания, или не одобряет программу деятельности Правительства, сформированного в соответствии с пунктом 1.5 части 1 настоящей статьи, то Президент Республики распускает Национальное Собрание и назначает внеочередные выборы.
Статья 101.
1. Премьер-министр руководит деятельностью Правительства и координирует работу членов Правительства.
2. Премьер-министр принимает постановления по вопросам организации деятельности Правительства.
3. Во время отсутствия Премьер-министра или невозможности исполнения им своих полномочий полномочия Премьер-министра осуществляет вице-премьер.
Статья 102.
Член Правительства не может занимать не связанную с его обязанностями должность в государственных органах или органах местного самоуправления или в коммерческой организации, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой.
Статья 103.
1. Заседания Правительства созывает и ведет Премьер-министр.
2. Заседание Правительства может созывать и вести Президент Республики.
Статья 104.
1. Главы администраций реализуют территориальную политику Правительства, координируют деятельность территориальных служб исполнительных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. Главы администраций назначаются и освобождаются постановлением Правительства.
3. Особенности территориального управления в городе Степанакерте устанавливаются законом.
Статья 105.
1. Правительство представляет на рассмотрение Национального Собрания проект государственного бюджета не менее чем за тридцать дней до начала бюджетного года и может потребовать, чтобы тот с принятыми им поправками был поставлен на голосование до завершения этого срока. Относительно утверждения бюджета Правительство может поставить вопрос о доверии. Если Национальное Собрание в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 90 Конституции, не выражает Правительству недоверия, то государственный бюджет с поправками, принятыми Правительством, считается утвержденным.
2. В случае выражения Национальным Собранием недоверия Правительству относительно утверждения бюджета, новое Правительство в течение десяти дней после одобрения программы его деятельности представляет в Национальное Собрание проект бюджета, который обсуждается и утверждается в установленном настоящей статьей порядке в течение тридцати дней.
Статья 106.
В день вступления новоизбранного Президента Республики в должность Правительство слагает свои полномочия.
Статья 107.
При принятии Президентом отставки Правительства или при сложении Правительством своих полномочий члены Правительства продолжают действовать до сформирования нового Правительства.
Глава 6. Суды.
Статья 108.
1. В Нагорно-Карабахской Республике судебную власть осуществляют суды в соответствии с Конституцией и законами.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и предусмотренного законом другого судопроизводства.
3. Суды независимы.
Статья 109.
1. Судебная система Нагорно-Карабахской Республики состоит из судов общей юрисдикции первой инстанции, Апелляционного Суда и Верховного Суда, а также предусмотренных законом специализированных судов.
2. Создание чрезвычайных судов запрещается.
3. Полномочия, порядок формирования и деятельности судов устанавливаются Конституцией и законами.
4. Окончательные акты судов принимаются от имени Нагорно-Карабахской Республики.
Статья 110.
1. Судья несменяем. Судья занимает свою должность до достижения 65 лет.
2. Полномочия судьи прекращаются только в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и законом.
Статья 111.
Судья не может занимать не связанную с его обязанностями должность в государственных органах или органах местного самоуправления, занимать должность в коммерческой организации, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Судья не может быть членом какой-либо партии.
Статья 112.
1. При осуществлении правосудия судья независим.
2. Гарантии деятельности, основания и порядок ответственности судьи устанавливаются Конституцией и законом.
3. Судья не может быть привлечен в качестве обвиняемого, заключен под стражу, а также в отношении него не может быть возбужден вопрос о привлечении к административной ответственности в судебном порядке без заключения Совета правосудия и согласия Президента Республики в порядке, установленном статьей 116 Конституции.
4. Судья не может быть подвергнут задержанию за исключением случаев, когда задержание осуществляется в момент совершения преступления или непосредственно после этого. О задержании судьи незамедлительно ставится в известность Президент Республики и Председатель Верховного Суда.
Статья 113.
1. Высшим судебным органом Нагорно-Карабахской Республики является Верховный Суд.
2. Верховный Суд состоит из конституционной и кассационной палат.
3. Верховный Суд обеспечивает верховенство Конституции и единообразное применение закона.
4. Председатель и другие судьи Верховного Суда назначаются Национальным Собранием по предложению Президента Республики.
Статья 114.
1. Конституционное правосудие осуществляет Верховный Суд. Верховный Суд в установленном законом порядке:
1.1) определяет соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов, распоряжений Президента Республики, постановлений Правительства, Премьер-министра, органов местного самоуправления;
1.2) до ратификации международного договора определяет соответствие закрепленных в нем положений Конституции;
1.3) разрешает споры, связанные с результатами референдумов;
1.4) разрешает споры, связанные с решениями, принятыми по результатам выборов Президента Республики и депутатов;
1.5) признает непреодолимыми или устраненными препятствия, возникшие для кандидата в Президенты Республики;
1.6) дает заключение о наличии оснований отрешения Президента Республики от должности;
1.7) дает заключение о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий;
1.8) дает заключение о прекращении полномочий судьи Верховного Суда, привлечении его в качестве обвиняемого, заключении под стражу или возбуждении в отношении него вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке;
1.9) в предусмотренных законом случаях решает вопрос о приостановлении или запрещении деятельности партии.
2. По вопросам части 1 настоящей статьи в Верховный Суд в установленном Конституцией и законом порядке могут обращаться:
2.1) Президент Республики – по вопросам, предусмотренным пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.8 и 1,9;
2.2 ) Национальное Собрание – по вопросам, предусмотренным пунктами 1.3, 1.6, 1.8 и 1.9;
2.3) не менее чем одна пятая часть депутатов – по вопросам, предусмотренным пунктами 1.1 и 1.3;
2.4) Правительство – по вопросам, предусмотренным пунктами 1.1, 1.7 и 1.9;
2.5) органы местного самоуправления – по вопросу конституционности нормативных актов государственных органов, нарушающих их конституционные права;
2.6) каждое лицо – по конкретному делу, когда в наличии имеется окончательный акт суда, исчерпаны все средства судебной защиты и оспаривается конституционность положений нормативного акта, примененного к нему этим актом суда;
2.7) суды первой инстанции, Апелляционный Суд, кассационная палата Верховного Суда и Генеральный прокурор – по вопросам конституционности положений нормативных актов, касающихся конкретного дела, находящегося в их производстве;
2.8) Защитник прав человека – по вопросам соответствия положениям главы 2 Конституции нормативных актов, перечисленных в пункте 1.1;
2.9) кандидаты в Президенты Республики и в депутаты – по вопросам, предусмотренным пунктами 1.4 и 1.5; Верховный Суд рассматривает дело только при наличии соответствующего заявления.
3. По вопросам, предусмотренным пунктами 1.1 – 1.5 и 1.9 части 1 настоящей статьи, Верховный Суд принимает постановления, а по вопросам, предусмотренным пунктами 1.6 – 1.8 – заключения. Заключения и постановления по вопросам, предусмотренным пунктом 1.9, принимаются не менее чем двумя третями, а остальные постановления – большинством голосов от общего числа судей конституционной палаты. Постановления и заключения вступают в силу с момента их оглашения.
4. Закрепленные в пункте 1.1 части 1 настоящей статьи правовые акты или их отдельные положения, признанные противоречащими Конституции, теряют юридическую силу. Верховный Суд своим постановлением может установить более поздний срок утраты юридической силы не соответствующего Конституции нормативного акта или его отдельных положений. 5. Если заключение Верховного Суда является отрицательным, то вопрос снимается с обсуждения правомочного органа.
Статья 115.
1. В установленном Конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.
2. В состав Совета правосудия входят пять судей, избранных в установленном законом порядке сроком на пять лет тайным голосованием на общем собрании судей Нагорно-Карабахской Республики, по два юриста, назначенных Президентом Республики и Национальным Собранием.
3. Заседания Совета правосудия ведет Председатель Верховного Суда без права голосования.
Статья 116.
Совет правосудия в установленном законом порядке:
1) составляет и представляет на утверждение Президента Республики списки кандидатур судей и служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения судей судов первой инстанции и Апелляционного Суда;
2) Президенту Республики представляет предложение относительно назначения судей; 3) привлекает судей к дисциплинарной ответственности;
4) Президенту Республики представляет заключение о прекращении полномочий судьи. Относительно судьи Верховного Суда заключение Президенту Республики представляется на основании заключения Верховного Суда;
5) Президенту Республики представляет заключение относительно дачи согласия на привлечение судьи в качестве обвиняемого, заключение под стражу или возбуждение в отношении него вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке. Относительно судьи Верховного Суда заключение Президенту Республики представляется на основании заключения Верховного Суда.
Глава 7. Прокуратура.
Статья 117.
1. Прокуратура Нагорно-Карабахской Республики является единой системой, которую возглавляет Генеральный прокурор.
2. Генерального прокурора по предложению Президента Республики большинством голосов от общего числа депутатов назначает Национальное Собрание сроком на шесть лет. Одно и то же лицо не может назначаться Генеральным прокурором более чем два раза подряд.
3. Генеральный прокурор не может занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления или в коммерческой организации, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Генеральный прокурор не может быть членом какой-либо партии.
4. В установленных законом случаях по предложению Президента Республики Национальное Собрание большинством голосов от общего числа депутатов может отрешить Генерального прокурора от должности.
Статья 118.
1. Прокуратура в установленных законом случаях и порядке:
1.1) возбуждает и осуществляет уголовное преследование;
1.2) осуществляет надзор за законностью дознания и предварительного следствия;
1.3) поддерживает обвинение в суде;
1.4) возбуждает в суде иск по защите интересов государства;
1.5) опротестовывает решения, приговоры и постановления судов;
1.6) осуществляет надзор за законностью применения наказаний и иных форм принуждения;
2. Прокуратура действует в пределах полномочий, предоставленных ей Конституцией, на основе закона.
Глава 8. Защитник прав Человека.
Статья 119.
1. Защитник прав человека – независимое должностное лицо, которое осуществляет защиту нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина.
2. Порядок деятельности Защитника прав человека устанавливается законом.
Статья 120.
1. Защитника прав человека не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа депутатов назначает Национальное Собрание сроком на шесть лет. Одно и то же лицо не может назначаться Защитником прав человека более чем два раза подряд.
2. Защитник прав человека несменяем.
3. Защитник прав человека не может занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления или в коммерческой организации, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Защитник прав человека не может быть членом какой-либо партии.
4. Защитник прав человека наделен установленной для депутата неприкосновенностью. Иные гарантии его деятельности устанавливаются законом.
Глава 9. Контрольная Палата.
Статья 121.
1. Контрольная палата Нагорно-Карабахской Республики – независимый орган, который осуществляет надзор за использованием бюджетных средств, займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций, государственной и муниципальной собственности.
2. Программа деятельности Контрольной палаты утверждается Национальным Собранием.
3. Контрольная палата не реже чем раз в год Национальному Собранию представляет отчет о своей деятельности.
4. Структура и порядок деятельности Контрольной палаты устанавливаются законом.
Статья 122.
1. Председателя Контрольной палаты по предложению Президента Республики большинством голосов от общего числа депутатов назначает Национальное Собрание сроком на шесть лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Председателем Контрольной палаты более чем два раза подряд.
2. Председатель Контрольной Палаты не может занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления или в коммерческой организации, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Председатель Контрольной палаты не может быть членом какой-либо партии.
3. В установленных законом случаях по предложению Президента Республики Национальное Собрание большинством голосов от общего числа депутатов может отрешить Председателя Контрольной палаты от должности.
Глава 10. Местное Самоуправление.
Статья 123.
Местное самоуправление осуществляется в муниципалитетах в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 124.
1. Муниципалитет – это общность населения одного или нескольких населённых пунктов.
2. Муниципалитет имеет право собственности и иные имущественные права.
Статья 125.
1. Полномочия по распоряжению муниципальной собственностью, по решению вопросов муниципального значения муниципалитет осуществляет как собственные полномочия – под свою ответственность. Часть собственных полномочий муниципалитета законом может быть установлена в качестве обязательной.
2. В целях наиболее эффективного осуществления полномочий государственных органов они законом могут быть делегированы органам местного самоуправления.
Статья 126.
Земля, находящаяся в пределах административных границ муниципалитета, за исключением земель, являющихся собственностью физических, юридических лиц и государства, является муниципальной собственностью.
Статья 127.
1. Свой бюджет муниципалитеты формируют самостоятельно.
2. Источники муниципальных доходов устанавливаются законом. Законом устанавливаются такие источники финансирования муниципалитетов, которые обеспечивают осуществление их полномочий.
3. Делегированные муниципалитетам полномочия подлежат обязательному финансированию из государственного бюджета.
4. Муниципалитеты в предусмотренных законом пределах устанавливают местные налоги и пошлины. Муниципалитеты могут устанавливать платежи за оказываемые ими услуги в предусмотренном законом порядке.
Статья 128.
1. Свое право на самоуправление муниципалитет осуществляет посредством органов местного самоуправления – муниципального совета и руководителя муниципалитета, которые в установленном законом порядке избираются сроком на четыре года.
2. В период войны или в условиях чрезвычайного положения выборы органов местного самоуправления не проводятся, а срок полномочий органов местного самоуправления продлевается до дня созыва первого заседания органов местного самоуправления, избранных после окончания войны или чрезвычайного положения. В этом случае выборы органов местного самоуправления проводятся в течение не ранее семидесяти и не позднее ста дней после окончания войны или чрезвычайного положения.
Статья 129.
1. Муниципальный совет в установленном законом порядке распоряжается муниципальной собственностью, по представлению руководителя муниципалитета утверждает муниципальный бюджет, контролирует исполнение бюджета, в установленном законом порядке устанавливает местные налоги, пошлины и платежи, принимает правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на территории муниципалитета.
2. Полномочия и порядок деятельности руководителя муниципалитета устанавливаются законом.
Статья 130.
1. В целях обеспечения законности деятельности органов местного самоуправления в установленном законом порядке осуществляется правовой надзор.
2. За реализацией полномочий, делегированных органам местного самоуправления, в установленном законом порядке осуществляется государственный контроль.
Статья 131.
Правительство в установленных законом случаях и порядке может отрешить руководителя муниципалитета от должности.
Статья 132.
1. Исходя из интересов общества, муниципалитеты законом могут быть объединены или отделены. Соответствующий закон Национальное Собрание принимает по предложению Правительства. До представления законодательной инициативы в соответствующих муниципалитетах Правительство может назначить местные референдумы. Результаты местных референдумов прилагаются к законодательной инициативе.
2. Принципы, порядок объединения или отделения муниципалитетов, а также сроки выборов органов местного самоуправления в новообразованных муниципалитетах устанавливаются законом.
3. В установленном законом порядке могут создаваться межмуниципальные объединения.
Глава 11. Принятие, изменение Конституции и Референдум.
Статья 133.
1. Конституция принимается или в нее вносятся изменения путем референдума по инициативе Президента Республики или Национального Собрания.
2. Референдум назначает Президент Республики по предложению или согласию Национального Собрания. Соответствующее постановление Национальным Собранием принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
3. Президент Республики в тридцатидневный срок после получения проекта Конституции или вносимых в нее изменений может его с возражениями и предложениями возвратить в Национальное Собрание для нового обсуждения.
4. Проект Конституции или вносимых в нее изменений, вновь предложенный Национальным Собранием не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов, Президент Республики выносит на референдум в срок, установленный Национальным Собранием.
5. Если с инициативой выступает Президент Республики, то Национальное Собрание в шестидесятидневный срок после получения проекта Конституции или вносимых в нее изменений ставит на голосование вопрос о вынесении проекта на референдум. Если большинством голосов от общего числа депутатов Национального Собрания принимается постановление о даче согласия на вынесение проекта, представленного Президентом Республики, на референдум, то Президент Республики выносит проект на референдум в установленный им срок.
Статья 134.
1. Законы выносятся на референдум по предложению Национального Собрания или Правительства в порядке, установленном статьей 133 Конституции.
2. Изменения в принятые путем референдума законы вносятся только референдумом.
Статья 135.
1. Вопросы, имеющие важное значение для государства, выносятся на референдум по предложению Национального Собрания или Правительства в виде постановки вопросов в порядке, установленном статьей 133 Конституции.
2. Изменения в решениях по вопросам, имеющим важное значение для государства, принятых путем референдума, могут быть внесены только референдумом.
Статья 136.
Вынесенный на референдум проект считается принятым, если за него проголосовало более половины участников голосования, но не менее чем одна треть граждан, включенных в избирательные списки.
Заключительные и переходные положения.
Статья 137.
День принятия Конституции объявляется праздником:,, День Конституции,,.
Статья 138.
Настоящая Конституция, за исключением части 1 статьи 79, положения, установленного первым предложением части 4 статьи 99, части 2 статьи 113, пункта 2.6 части 2 статьи 114, положения, касающегося срока, установленного в части 1 статьи 128, вступает в силу на следующий день после его опубликования в,, Официальных ведомостях Нагорно-Карабахской Республики,, на основании результатов референдума.
Статья 139.
Сроки полномочий конституционных органов публичной власти, должностных лиц, которые были избраны или назначены до вступления в силу Конституции, завершаются по истечении сроков, установленных правовыми нормами, действовавшими до принятия Конституции.
Статья 140.
1. Часть 1 статьи 79 Конституции вступает в силу не позднее чем с 2015 года, для следующих созывов Национального Собрания. До этого депутатом Национального Собрания одновременно не могут быть Президент Республики, Премьер-министр, вице-премьер, министры и их заместители, главы администраций и их заместители, судьи, служащие Вооруженных сил, прокуратуры, полиции, национальной безопасности и налоговой службы, Защитник по правам человека, Председатель Контрольной палаты, а также предусмотренные законом иные лица, а депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не может занимать должность в государственных органах и органах местного самоуправления, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой деятельности.
2. Положение, установленное в первом предложении части 4 статьи 99 Конституции, вступает в силу с 1 января 2008 года. До этого структура Правительства устанавливается указом Президента Республики.
3. Часть 2 статьи 113 Конституции вступает в силу с 1 июня 2009 года. До формирования конституционной и кассационной палат Верховный Суд осуществляет установленные статьей 114 полномочия в полном составе, в кассационном порядке дела рассматривает в установленном законом порядке.
4. Пункт 2.6 части 2 статьи 114 Конституции вступает в силу с 1 июля 2009 года.
5. Положение, касающееся срока указанного в части 1 статьи 128 Конституции, вступает в силу для органов местного самоуправления, избранных после принятия Конституции, выборы которых проводятся во второе воскресенье октября 2007 года. Те органы местного самоуправления, срок избрания которых не завершается в 2007 году, осуществляют установленные Конституцией полномочия до истечения срока их избрания.
Статья 141.
После вступления в силу Конституции:
1) законы и иные правовые акты Нагорно-Карабахской Республики действуют постольку, поскольку не противоречат Конституции;
2) до принятия законов о Гербе и Гимне Нагорно-Карабахской Республики действуют постановления Верховного Совета Нагорно-Карабахской Республики о Гербе и Гимне Нагорно-Карабахской Республики, принятые 23 ноября и 23 декабря 1994 года;
3) считается утратившим силу Закон Нагорно-Карабахской Республики «О Президенте Нагорно-Карабахской Республики» от 22 декабря 1994 года. Президент Республики осуществляет установленные Конституцией полномочия до истечения срока своего избрания; 4) считается утратившим силу Закон Нагорно-Карабахской Республики «О Национальном Собрании Нагорно-Карабахской Республики» от 19 марта 2001 года. Национальное Собрание осуществляет установленные Конституцией полномочия до истечения срока своего избрания;
5) считается утратившим силу Закон Нагорно-Карабахской Республики «О Правительстве Нагорно-Карабахской Республики» от 22 марта 2004 года. Правительство осуществляет установленные Конституцией полномочия;
6) до принятия законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, формирования новой судебной системы, соответствующих Конституции, суд первой инстанции и Верховный суд продолжают осуществлять полномочия, установленные до принятия Конституции;
7) до формирования новой судебной системы и Совета правосудия Совет судебной магистратуры продолжает осуществлять свои полномочия, установленные законом;
8) Генеральный прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до принятия закона в соответствии с Конституцией и назначения Генерального прокурора в порядке, установленном частью 2 статьи 117 Конституции, но не позднее чем до 1 января 2008 года;
9) до принятия закона, соответствующего Конституции, Контрольная палата продолжает осуществлять полномочия, установленные до принятия Конституции. Председатель Контрольной палаты продолжает осуществлять свои полномочия до назначения Председателя Контрольной палаты в порядке, установленном частью 1 статьи 122 Конституции, но не позднее чем до 1 января 2008 года;
10) Национальное Собрание в течение двух лет действующие законы приводит в соответствие с Конституцией.
Статья 142.
До восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики.