ПРОЕКТ ОРГАНИЧЕСКОГО ЗАКОНА ТУНИСА
ОБ ОСНОВАХ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Глава I: Определение и сфера действия Правосудия переходного периода
Раздел I: Определение переходного периода
Статья 1:
Правосудие переходного периода согласно настоящему закону – это комплексный процесс действия механизмов и средств, утвержденный для расследования и разрешения ситуации с прошлыми нарушениями прав человека, выявляя реальные факты, связанные с ними, и привлекая к ответственности ответственных за такие нарушения, возмещая ущерб, нанесенный жертвам, в целях достижения национального согласия, охраняя и документируя коллективную память, создавая гарантии неповторения нарушений и перехода от деспотизма к демократической системе, направленной на защиту прав человека.
Раздел II: Обнародование истины и сохранение памяти
Статья 2:
Обнародование истины о нарушениях – это право, гарантированное законом всем гражданам, с учетом интересов жертв и их достоинства без нарушения принципов защиты персональных данных.
Статья 3:
Нарушение согласно настоящему закону – это серьезное или систематическое нарушение прав человека со стороны государственных органов, групп, отдельных лиц от имени и под эгидой государственных органов, даже если у них нет статуса или прерогатив для этого. Кроме того, это серьезное или систематическое нарушение прав человека со стороны организованных групп.
Статья 4:
Обнародование истины включает все средства, процедуры и исследования, направленные на уничтожение системы деспотизма посредством выявления и регистрации всех нарушений, а также выявления их причин, условий, источников, обстоятельств и последствий, а в случае смерти, нанесения ущерба и насильственного исчезновения, выяснение судьбы жертв, их местонахождения и личности преступников, совершивших такие действия и ответственных за них.
При обнародовании истины необходимо учитывать специфику влияния нарушения на пожилых лиц, женщин, детей, инвалидов, лиц с особыми потребностями, больных и незащищенные группы населения.
Статья 5:
Сохранение национальной памяти – это право всех последующих поколений тунисцев. Это обязанность государства и всех его институтов учиться на своих ошибках и хранить память о жертвах.
Раздел III: Подотчетность
Статья 6:
Подотчетность – это все механизмы, которые препятствуют безнаказанности и использованию привилегий.
Статья 7:
Подотчетность находится в рамках компетенции судебных и административных органов согласно действующему закону.
Статья 8:
Специализированные судебные округа должны быть установлены на основании указов в судах первой инстанции, созданных в апелляционных судах. Такие судебные округа должны состоять из судей, избранных из числа тех, которые не были вовлечены в политические судебные процессы. Такие судьи должны пройти специальное обучение для отправления правосудия переходного периода.
Такие судебные округа несут ответственность за рассмотрение дел, связанных с серьезными нарушениями прав человека в соответствии с ратифицированными международными конвенциями и настоящим законом. К таким нарушениям относятся:
— умышленное убийство;
— изнасилование и любая форма сексуального насилия;
— пытки;
— похищение;
— смертная казнь без справедливого судебного разбирательства.
Такие округа также рассматривают дела по: фальсификации результатов выборов, коррупции, хищению государственного имущества, вынужденной эмиграции по политическим мотивам; переданные им Комиссией.
Статья 9:
Судебные процессы, возбужденные в отношении нарушений, указанных в Статье 8 настоящего Закона, не имеют срока давности.
Раздел IV: Компенсация и восстановление в правах
Статья 10:
Жертва – это лицо, которому был нанесен вред в результате нарушений, определенных настоящим Законом, совершенных отдельным лицом, группой лиц или организацией.
Любой член семьи, которому нанесен вред по причине родства с жертвой согласно публичному праву, а также любое лицо, которому нанесен вред в результате его вмешательства с целью оказания помощи жертве или предотвращения нарушения.
Настоящее определение распространяется на сферы, которые страдают от систематической изоляции.
Статья 11:
Компенсация жертвам нарушения – это право, гарантированное законом. Государство несет ответственность за предоставление справедливых и эффективных форм компенсации, соразмерной тяжести нарушения и положению каждой жертвы, с учетом ресурсов, доступных государству.
Компенсация — это система, основанная на материальной и моральной компенсации, восстановлении в правах, извинении, реинтеграции. Она может быть индивидуальной или коллективной и должна учитывать положение пожилых лиц, женщин, детей, инвалидов, лиц с особыми потребностями, больных и незащищенных групп населения.
Статья 12:
Государство должно предоставить незамедлительную помощь и временную компенсацию жертвам, которые в ней нуждаются, особенно пожилым лицам, женщинам, детям, инвалидам, лицам с особыми потребностями, больным и незащищенным группам населения, без ожидания принятия решений и постановлений относительно компенсации.
Статья 13:
Государство оплачивает все расходы, связанные с судебными разбирательствами по правам человека, предусмотренными настоящим Законом, в пользу жертв согласно законам о юридической помощи и судебном содействии перед административным судом.
Раздел V: Реформа институтов
Статья 14:
Реформа институтов нацелена на искоренение и борьбу с системой коррупции, угнетения и деспотизма для предотвращения нарушений, уважения прав человека и верховенства закона.
Реформа институтов требует пересмотра законодательства, смещения с должности в государственных институтов и органов лиц, ответственных за коррупцию и нарушения, модернизации методов и реструктуризации государственных институтов и органов, а также переподготовки их представителей в соответствии с положениями Статьи 43 настоящего Закона.
Раздел VI: Примирение
Статья 15:
Примирение нацелено на поддержание национального единства, достижение социальной справедливости и мира, становление верховенства закона и восстановление уверенности граждан в государственных институтах.
Примирение не означает использование привилегий и безнаказанность лиц, ответственных за нарушения.
Глава II: Комиссия по выявлению истины и признанию достоинства
Раздел I: Общие положения
Статья 16:
Должен быть учрежден независимый орган под названием “Комиссия по выявлению истины и признанию достоинства” (далее именуемая “Комиссия”). Комиссия наделяется правоспособностью юридического лица, финансовой и административной независимостью. Ее штаб-квартира расположена в г. Тунис, но она может проводить заседания в любом городе Республики.
При необходимости, штаб-квартира Комиссии может быть перенесена в любой город Республики.
Статья 17:
Работа Комиссии должна охватывать период с 1 июля 1955 г. и до принятия настоящего Закона.
Статья 18:
Срок действия полномочий Комиссии составляет четыре (4) года, начиная с даты назначения членов Комиссии. Срок полномочий может быть продлен один раз на один (1) год обоснованным решением Комиссии, которое должно быть представлено законодательной ассамблее за три (3) месяца до окончания указанного срока.
Раздел II: Состав Комиссии
Статья 19:
Комиссия состоит из пятнадцати (15) членов, при этом члены какого-либо пола должны составлять не менее одной трети. Членов выбирает Законодательная ассамблея из числа лиц, известных своей беспристрастностью, честностью и компетентностью.
Статья 20:
Комиссия включает:
• двух представителей ассоциаций по защите прав жертв и двух представителей ассоциаций по защите прав человека, предложенных такими ассоциациями.
• Остальные члены выбираются из числа лиц, обладающих компетенцией в определенных сферах, связанных с правосудием переходного периода, а именно юриспруденция, социальные и гуманитарные науки, медицина, архивы, информация, коммуникации, и в их состав должны входить судья, адвокат, административный судья, юрисконсульт и специалист по финансам.
Статья 21:

Кандидаты на место члена Комиссии должны соответствовать следующим требованиям:
• Гражданство Туниса;
• Тридцать (30) лет на дату выдвижения кандидатуры;
• Компетентность, независимость, объективность и честность;
• Отсутствие судимости за преднамеренное безнравственное преступление;
• Отсутствие фактов фиктивного банкротства;
• Отсутствие фактов увольнения за аморальное поведение.
Статья 22:
Следующие лица не могут быть кандидатами в члены Комиссии:
— Члены Национального Учредительного Собрания;
— Должностные лица политический партий;
— Члены парламента или правительственные чиновники в период после 1 июля 1955 г.;
— Губернаторы провинций, генеральный секретарь провинции; главный делегат, делегат, мэр или любое исполнительное должностное лицо института, государственного предприятия или местного органа власти в период после 20 марта 1956 г.;
— Должностное лицо партии на национальном, региональном или местном уровне, на территории страны или за границей, распущенного Конституционного Демократического Собрания;
— Любое лицо, которое, согласно имеющимся доказательствам, поддерживало на выборах кандидатуру предыдущего Президента;
— Судьи, вовлеченные в политические судебные процессы.
Список кандидатов должен быть опубликован на официальном сайте Национального Учредительного Собрания.
Статья 23:
Должен быть учрежден Специальный Комитет при Национальном Учредительном Собрании под председательствованием Спикера Собрания или Заместителя Спикер. Данный Комитет должен рассматривать заявки на членство в Комиссии по выявлению истины и признанию достоинства.
Представительство групп или депутатов, не принадлежащих к какой-либо группе, в Специальном Комитете должно быть следующее:
Один (1) член от каждой группы, состоящей из тридцати (30) депутатов; два (2) члена от групп, в составе которых от тридцати одного (31) до шестидесяти (60) депутатов; и три (3) члена от групп, в составе которых более шестидесяти (60) депутатов.
Для депутатов, не принадлежащих к какой-либо группе: один (1) член от тридцати (30) депутатов; два (2) члена от депутатов в количестве от тридцати одного (31) до шестидесяти (60); и три (3) члена от депутатов в количестве шестидесяти (60) депутатов.
Состав Специального Комитета должен быть утвержден в течение десяти (10) дней с момента публикации настоящего Закона. Специальный Комитет должен провести первое собрание в течение одной (1) недели с момента его учреждения.
Начала приема заявок на членство в Комиссии по выявлению истины и признанию достоинства объявляется открытым по решению Председателя Специального Комитета, опубликованному в Официальном печатном издании Республики Тунис, с указанием сроков для подачи заявок, порядка подачи заявок, законных требований к кандидатам и документов, которые должны прилагаться к заявке согласно настоящему Закону.
Комитет посредством консенсуса выбирает пятнадцать (15) заявок на членство, поданных в Бюро Собрания, с учетом требований, предусмотренных Статьей 20 настоящего Закона. Он должен представить этот список на утверждение большинством присутствующих членов, которое должно составлять не менее одной трети членов.
Если Комитет не достигает консенсуса по краткому списку кандидатов в течение десяти (10) дней после просмотра дел кандидатов, соответствующих требованиям, заявки должны быть переданы на пленарное заседание для голосования большинством в три пятых (3/5) голосов членов Собрания в двух турах, а при невозможности достижения такого большинства, то абсолютным большинством. Члены Комиссии выбираются из числа заявителей, получивших наибольшее количество голосов.
Если два кандидата получают равное количество голосов, то из них выбирается самый старший.
Статья 24:
Заявка на членство должна подаваться вместе с отчетом о подтверждении информации, предоставленной кандидатом, который будет лишен членства в Комиссии, если предоставит ложную информацию.
Каждый кандидат должен указать должности, которые он занимал последние пять (5) лет до подачи заявки на членство в Комиссии.
Статья 25:
Возражения против одного из кандидатов возможно направить в Комитет, указанный в Статье 23 настоящего Закона, в течение одной недели с момента опубликования списка на официальном сайте Собрания и до передачи списка на пленарное заседание для голосования.
Комитет должен принять решение относительно возражений в течение недели с даты подачи возражений после выслушивания защиты оспариваемого кандидата. В случае принятия возражений оспариваемый кандидат заменяется кем-либо из других кандидатов в члены Комиссии согласно настоящему Закону.
Решения Комитета относительно возражений окончательны и обжалованию и пересмотру не подлежат, даже в случае обвинений в злоупотреблении полномочиями.
Статья 26:
Члены Комиссии назначаются указом в течение пятнадцати (15) дней с даты подачи списка в секретариат Премьер-министра. Данный указ предусматривает, что члены должны провести собрание в течение пятнадцати (15) дней с даты указа. Члены должны выбрать посредством консенсуса Председателя Комиссии и двух заместителей, либо, в случае недостижения консенсуса, абсолютным большинством голосов членов на первом собрании под председательствованием самого старшего члена при содействии самого молодого члена из числа тех, кто не является кандидатом на должность председателя Комиссии.
Статья 27:
До вступления в должность Председатель и члены Комиссии должны принять следующую присягу:
[перевод с арабского языка]
“Я клянусь Всемогущим Господом, что буду выполнять свои обязанности беспристрастно, честно, добросовестно и достойно, без дискриминации на основании пола, цвета кожи, языка, религии, убеждений или происхождения; и обязуюсь защищать профессиональную тайну и уважать достоинство жертв и цели, ради которых было создана Комиссия. ”
Они должны принять присягу перед Президентом Республики в течение семи (7) дней с момента назначения.
Статья 28:
Председатель и члены Комиссии должны выполнять свои обязанности на условиях полной занятости и не имеют права занимать какую-либо должность в другом органе.
Члены Комиссии имеют право на привилегии, предусмотренные указом, опубликованном в Официальном печатном издании Республики Тунис.
Статья 29:
В течение срока своих полномочий Председатель и члены Комиссии не имеют права:
— заниматься какой-либо профессиональной деятельностью;
— использовать свой статус в рекламе финансовых, промышленных, коммерческих или профессиональных проектов.
Комиссия должна принять соответствующие меры в случае нарушения положений настоящей Статьи в соответствии с правилами процедуры.
Статья 30:
Комиссия должна учредить исполнительный орган, находящийся по ее прямым контролем. Организация и порядок работы такого органа определяются правилами процедуры Комиссии и публикуются в Официальном печатном издании Республики Тунис.
Исполнительный орган наделяется центральными полномочиями для решения административных и финансовых вопросов, а также управления в рамках своей компетенции региональными офисами и специализированными комитетами, учрежденными Комиссией и находящимися по ее прямым контролем.
Комиссия может привлекать экспертов и специалистов на договорной или временной основе, при этом они должны соответствовать требованиям, предусмотренным в Статьях 22 и 23 настоящего Закона, за исключением возрастного ценза.
Члены исполнительного органа назначаются решением Комиссии в соответствии с требованиями правил процедуры, опубликованным в Официальном печатном издании Республики Тунис.
Раздел III: Обязанности членов и агентов Комиссии
Статья 31:
Члены Комиссии обязаны соблюдать профессиональную тайну и границы компетенции и не имеют права раскрывать или публиковать какую-либо информацию о деятельности Комиссии, за исключением отчетов и информации, публикуемой Комиссией.
Те же положения распространяются на агентов и лиц, взаимодействующих с Комиссией.
Все члены и агенты Комиссии должны соблюдать конфиденциальность документов, данных, свидетельских показаний, информации и материалов, связанных с аспектами деятельности Комиссии. Эти положения также действуют в отношении ушедшего в отставку члена.
Доступ к данным и документам Комиссии запрещен, за исключением лиц, которые затрагиваются или обвиняются на их основании. Во всех других случаях такой доступ может предоставить только Комиссия или суд.
Статья 32:
Все члены Комиссии должны представить Председателю Суда аудиторов заверенную декларацию с перечнем своего имущества и имущества своего супруга и детей до вступления в должность в Комиссии в соответствии с Законом No. 87-17 от 10 апреля 1987 г. о заверенной декларации имущества членов Правительства и определенных категорий государственных должностных лиц.
Декларация является условием вступления в должность.
Статья 33:
Члены и агенты Комиссии не имеют права демонстрировать поведение, которое может негативно повлиять на полномочия Комиссии или уважение к ней.
Статья 34:
Члены Комиссии, включая Председателя Комиссии, не могут быть привлечены к судебной ответственности за малозначительные и тяжкие преступления, совершенные в ходе или в связи с исполнением их обязанностей, за исключением случаев, когда их неприкосновенность снимается решением большинства в две трети голосов членов Комиссии.
Однако в случае поимки на месте преступления соответствующий член может быть арестован, и Комиссия должна быть проинформирована об этом незамедлительно.
Статья 35:
Члены и агенты Комиссии, а также лица, привлекаемые Комиссией для сотрудничества, считаются государственными должностными лицами в соответствии со Статьей 82 Уголовного кодекса. Государство гарантирует им защиту от любых угроз и оскорблений, которым они могут подвергаться в ходе исполнения своих обязанностей в Комиссии либо после прекращения их обязательств перед Комиссией.
Оскорбление кого-либо из перечисленных выше лиц считается оскорблением государственного должностного лица при исполнении своих обязанностей и подлежит наказанию, предусмотренному Уголовным кодексом.
Статья 36:
Комиссия привлекает агентов на договорной или временной основе. Агенты, привлеченные на временной основе, получают свое вознаграждение, определенное указом, в дополнение к основной заработной плате.
Статья 37:
Председатель и члены Комиссии должны выполнять свои обязанности в процессе работы Комиссии.
Любой член Комиссии вправе подать заявление об отставке в письменном виде Председателю Комиссии.
Любой член Комиссии может быть смещен с должности решением, утвержденным большинством в две трети голосов по причине отсутствия без уважительных причин на трех последовательных сессиях либо на шести сессиях Комиссии в целом за одни (1) год, либо по причине доказанной недееспособности, совершения действия, негативно влияющего на уважение Комиссии, или серьезного нарушения его профессиональных обязанностей согласно настоящему Закону.
В случае ухода в отставку, смещения с должности или смерти члена Комиссии, Законодательная ассамблея должна заменить такого члена другим членом, обладающим аналогичной компетенцией, в порядке, установленном в Статье 23 настоящего Закона.
В случае возникновения вакансии на должности Председателя Комиссии, самый старший из его заместителей становится исполняющим обязанности Председателя до назначения нового Председателя из числа членов Комиссии в порядке, установленном в Статье 26 настоящего Закона.
Раздел IV: Функции и полномочия Комиссии
Статья 38:
Комиссия должна выполнять свои функции и полномочия, демонстрируя должный уровень объективности и полной независимости в соответствии с положениями и принципами, изложенными в Главе I настоящего Закона.
Никто не имеет права вмешиваться в работу Комиссии или оказывать влияние на ее решения.
Статья 39:
Комиссия должна выполнять следующие функции:
— Проводить открытые и закрытые сессии для рассмотрения дел жертв нарушений либо в иных целях, связанных с ее деятельностью;
— Расследовать дела похищения лиц, судьба которых неизвестна, на основании ходатайств и жалоб, поданных Комиссии, и выявлять судьбу жертв;
— Собирать данные и выявлять, расследовать и регистрировать нарушения в целях создания базы и единого реестра жертв нарушений;
— Определять обязанности государственных ведомств или других сторон нарушений, на которые распространяются положения настоящего Закона; анализировать причины и предлагать меры по устранению последствий правонарушения в целях предотвращения их повторного возникновения в будущем;
— Разрабатывать комплексные программы индивидуальной и коллективной компенсации жертвам нарушений, основанных на:
— Признании нарушений, совершенных в отношении жертв, и принятии решений и мер компенсации в пользу жертв, с учетом всех решений и предыдущих административных и судебных действий, предпринятых в пользу жертв;
— Стандартах компенсации жертвам;
— Способах распределения компенсационных фондов, с учетом начислений для компенсаций;
— Временных и срочных мерах информирования и компенсации в пользу жертв.
Статья 40:
Для исполнения своих обязанностей Комиссия наделена следующими полномочиями:
— Получать доступ к государственным и частным архивам, несмотря на запреты, предусмотренные действующим за