ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(19 марта 1933 г.)
Часть первая
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ
Отдел I
О ПОРТУГАЛЬСКОЙ НАЦИИ
Статья 1. Территорией Португалии является та территория, которая ей принадлежит в настоящее время и в состав которой входят:
1) в Европе: континент, Мадейра и Азорские острова;
2) в Западной Африке: острова Зеленого мыса; Гвинея, Св. Фома и Принцев остров с зависящими от них землями, Св. Иоанн-креститель, Ахуда, Кабинда и Ангола;
3) в Восточной Африке: Мозамбик;
4) в Азии: государства Индии и Макао с зависящими от них землями;
5) в Океании: Тимор и зависящие от него земли.
Единственный §. Нация не отказывается от тех прав, которые она имеет или будет иметь на какие-либо другие территории.
Статья 2. Никакая часть национальной территории не может быть приобретена правительством или публично-правовой единицей чужой страны, иначе как для устройства дипломатического или консульского представительства, если существует взаимность в отношении Португальского государства.
Статья 3. Составляют нацию все португальские граждане, живущие на ее территории или вне ее; считается, что они зависят от Португальского государства и португальских законов, поскольку не применяются положения международного права.
Единственный §. Находящиеся или проживающие в Португалии иностранцы равным образом подчинены Португальскому государству и португальским законам, поскольку этим не нарушаются предписания международного права.
Статья 4. Португальская нация составляет независимое государство, суверенитет которого не знает внутри иных пределов кроме морали и права, а в международном порядке кроме тех, которые проистекают из свободно заключенных соглашений и договоров или свободно принятого обычного права; она сохраняет за собой право сотрудничать с другими государствами в деле подготовки и принятия решений, касающихся мира между народами и прогресса человечества.
Единственный §. Португалия отдает должное арбитражу в качестве средства для разрешения международных споров.
Статья 5. Португальское государство является единой и корпоративной республикой, покоящейся на равенстве граждан перед законом, на свободном пользовании всеми классами благами цивилизации и на участии всех основных элементов нации в административной жизни и в выработке законов.
Единственный §. Равенство перед законом подразумевает право назначаться на публичные должности в зависимости от способностей и от заслуг и отрицание всяких привилегий, основывающихся на происхождении, дворянском звании, дворянских титулах, на принадлежности к тому или иному полу или на общественном положении; исключение составляют для женщин различия, указываемые ее природой и благом семьи, а в том, что касается повинностей или преимуществ граждан, – различия, вызываемые разнообразием условий или природой вещей.
Статья 6. Государство обязано:
1) содействовать моральному единству нации и устанавливать национальный правопорядок, определяя и заставляя соблюдать права и гарантии, вытекающие из природы или из закона в пользу лиц, семей, местных самоуправлений и общественных или экономических корпораций;
2) согласовывать, поощрять и направлять все виды социальной деятельности, устанавливая справедливую гармонию интересов в законном подчинении частных интересов общим интересам;
3) стремиться улучшать условия существования наименее обеспеченных социальных классов, препятствуя тому, чтобы эти условия оказывались ниже допустимого для человека минимума.

Отдел II
О ГРАЖДАНАХ
Статья 7. Гражданский закон определяет то, как приобретается и как утрачивается качество португальского гражданина. Португальский гражданин пользуется перечисленными в конституции правами и гарантиями с теми ограничениями, которые установлены по закону в отношении натурализованных лиц.
Единственный §. Проживающие в Португалии иностранцы пользуются теми же правами и теми же гарантиями, поскольку закон не постановляет противного. Исключение составляют политические права и те публичные права, которые переходят в обязанности по отношению к государству; однако в отношении этих обязанностей будет соблюдаться взаимность в смысле тех выгод, которые предоставляются португальским подданным другими государствами.
Статья 8. Личные права и гарантии португальских граждан составляют:
1) право на жизнь и на личную неприкосновенность;
2) право на уважение и доброе имя;
3) свобода и неприкосновенность верований и религиозных обрядов, причем никто не может из-за них преследоваться, лишаться какого-либо права или пользоваться изъятием в отношении какой-либо гражданской обязанности или какого-либо гражданского долга; никто не будет обязан объявлять о той религии, которую он исповедует, если это не требуется в целях предписанных законом статистических анкет;
4) свобода выражения мысли в какой бы то ни было форме;
5) свобода обучения;
6) неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции в тех условиях, которые будут установлены законом;
7) свобода выбора профессии или вида труда, промышленности или торговли с соблюдением требуемых общим благом законных ограничений и тех монополий, которые государство или административные единицы могут предоставлять в соответствии с законом ради признанной публичной пользы;
8) право не лишаться личной свободы и не арестовываться, иначе как на основании законного обвинения и за исключением тех случаев, которые предусмотрены в § 3 и 4;
9) право не подвергаться осуждению в уголовном порядке, иначе как в силу ранее изданного закона, объявляющего наказуемым данное деяние или упущение;
10) действие состязательного судопроизводства, причем подсудимым должны предоставляться необходимые гарантии для их защиты до и после их обвинения;
11) воспрещение пожизненного заключения и смертной казни за исключением – в отношении этой последней – случая войны с чужой страной и при условии ее применения на самом театре войны;
12) воспрещение всяких конфискаций имущества и распространения наказаний на других лиц помимо самих преступников;
13) недопустимость заключения в тюрьму за неплатеж издержек или пошлин;
14) свобода собраний и союзов;
15) право собственности и передача его при жизни собственника или после его смерти в условиях, определенных гражданским законом;
16) право не платить тех налогов, которые не были установлены в соответствии с конституцией;
17) право на возмещение всякого понесенного ущерба в соответствии с законом, причем закон может, когда дело касается ущербов морального порядка, предписывать денежное возмещение;
18) право обращаться с представлениями или петициями, с ходатайствами или жалобами к верховным органам или ко всяким властям в целях защиты своих прав или ради общих интересов;
19) право сопротивляться всем приказам, нарушающим личные гарантии, если только эти последние не были временно отменены законным образом, и право силой отражать всякое личное нападение, когда невозможно обратиться к помощи публичной власти;
20) пересмотр уголовных приговоров с правом на возмещение незаконно причиненных убытков, уплачиваемое государственным казначейством осужденному или его наследникам в том порядке, который будет определен законом.
§ 1. Перечисление указанных выше прав и гарантий не исключает никаких других прав и гарантий, вытекающих из конституции или из законов, причем имеется в виду, что граждане всегда должны будут пользоваться ими, не нарушая прав третьих лиц и не причиняя ущерба интересам общества или моральным принципам.
§ 2. Особые законы определят осуществление свободы выражения мысли, обучения, собраний и союзов; в отношении первой они должны будут препятствовать в предварительном порядке или мерами наказания развращению общественного мнения в качестве социальной силы, и охранять моральную чистоту граждан, которым будет обеспечено право заставлять бесплатно печатать опровержения или данные в свою защиту в тех периодических изданиях, в которых они подверглись несправедливому оскорблению или оклеветанию независимо от всех других предусмотренных законом видов ответственности и способов преследования.
§ 3. Разрешается взятие под стражу до законного обвинения в случае захвата на месте преступления или в случае совершения или же неудавшегося или воспрепятствованного покушения на совершение следующих преступлений: покушения на государственную безопасность; фабрикации фальшивых монет, поддельных банковских билетов и поддельных бумаг государственного долга; преднамеренного убийства; домашней кражи или вооруженного грабежа; хищения, мошенничества или злоупотребления доверием, совершенных рецидивистом; злостного банкротства; преднамеренного поджога; изготовления, хранения или употребления взрывчатых бомб или других подобных снарядов.
§ 4. Помимо случаев, предусмотренных в предшествующем параграфе, заключение в государственную тюрьму, задержание в частном жилище или интернирование в заведении для душевнобольных может иметь место лишь по письменному приказу соответствующей власти и не может продолжаться, если обвиняемый предлагает достаточный залог или обязывается проживать в определенном месте, когда закон разрешает это.
Против злоупотребления властью может применяться исключительная мера по Habeas Corpus в условиях, определенных особым законом.
Статья 9. Всем служащим государства, административных единиц и публичных учреждений или обществ, заключивших с ними договор, гарантируется право службы в течение того времени, когда они обязаны отбывать воинскую повинность.
Статья 10. Воспрещается органам верховной власти, совместно или порознь, приостанавливать действие конституции или ограничивать упомянутые в ней права помимо предусмотренных в ней случаев.
Отдел III
О СЕМЬЕ
Статья 11. Государство обеспечивает образование и защиту семьи в качестве источника сохранения и развития расы, в качестве первоосновы воспитания, дисциплины и социальной гармонии и в качестве устоя общественного порядка путем объединения семей и их представительства в приходе и в муниципии.
Статья 12. Образование семьи покоится:
1) на браке и на законном родстве;
2) на равенстве прав и обязанностей обоих супругов в отношении содержания и воспитания законных детей;
3) на обязанности регистрировать брак и рождение детей.
§ 1. Гражданский закон издает правила, касающиеся личности и имущества обоих супругов, родительской власти и порядка ее замены, права наследования по прямой или по боковой линии и права на алименты.
§ 2. Законным детям гарантируется полнота прав, требуемых благоустройством и крепостью семьи; внебрачным детям, которые могут быть признаны, включая тех детей, которые должны еще родиться, обеспечиваются права, соответствующие их положению, в особенности право на алименты, по обнаружении тех лиц, на которых лежит обязанность предоставлять их.
Статья 13. В целях защиты семьи государству и местным самоуправлениям принадлежит право:
1) поощрять образование самостоятельных и здоровых очагов и образование семейного имущества;
2) защищать материнство;
3) устанавливать налоги в зависимости от законных нужд семьи и поощрять установление семейного заработка;
4) облегчать родителям выполнение обязанностей по обучению и воспитанию их детей, сотрудничая с ними через посредство официальных учебных заведений или исправительных заведений или же поощряя созданные в этих целях частные учреждения;
5) принимать всякие меры во избежание порчи нравов.
Отдел IV
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОРПОРАЦИЯХ
Статья 14. Государству принадлежит право признавать: общественные или экономические корпорации и профессиональные союзы или организации и содействовать и помогать их образованию.
Статья 15. Корпорации, союзы или организации, о которых говорится в предшествующей статье, должны преследовать по преимуществу цели научные, литературные, художественные или цели физического воспитания; взаимопомощи, благотворительности или милосердия; технического совершенствования или общности интересов, – их устройство и осуществление ими их функций будут определяться особыми правилами.
Статья 16. Поселившиеся в Португалии иностранцы могут входить в состав указанных корпораций, союзов или организаций в тех условиях, которые будут определены законом. Им, однако, воспрещается вмешиваться в осуществление политических прав, предоставленных этим группировкам.
Отдел V
О СЕМЬЕ, О КОРПОРАЦИЯХ И САМОУПРАВЛЕНИЯХ
В КАЧЕСТВЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Статья 17. Право избирать приходские советы принадлежит исключительно семьям.
Единственный §. Это право осуществляется в каждой семье ее главой.
Статья 18. В общественных и экономических корпорациях все элементы нации будут представляться органическим образом; им принадлежит право участвовать в избрании муниципальных палат и провинциальных советов и в образовании корпоративной палаты.
Статья 19. В политическом устройстве государства приходские советы принимают участие в избрании муниципальных палат, а эти последние в свою очередь – в избрании провинциальных советов. Местные самоуправления будут иметь представительство в корпоративной палате.
Отдел VI
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ
Статья 20. Общественное мнение является основным элементом политики страны и управления страной; на государстве лежит обязанность защищать его от всего, что способно отвратить его от истины, справедливости, хорошего управления и общественного блага.
Статья 21. Печать осуществляет функцию публичного характера, в силу которой она не может отказываться в вопросах государственного значения помещать официальные сообщения принятых размеров, которые могут направляться ей правительством.
Отдел VII
О ПОЛИТИЧЕСКОМ, АДМИНИСТРАТИВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ СТРОЕ
Статья 22. Публичные должностные лица служат всему общественному целому, а не какой-либо партии или организации, преследующей частные интересы; их обязанность подчиняться государственной власти и заставлять уважать ее.
Статья 23. Дисциплине, предписанной предшествующей статьей, подчинены служащие местных самоуправлений и административных корпораций, а также те, что работают в предприятиях общегосударственного значения.
Статья 24. Приостановка по сговору выполнения публичной службы или службы общегосударственного значения повлечет за собой увольнение виновных независимо от всех других предусмотренных законом видов ответственности.
Статья 25. Не разрешается совмещать в не предусмотренных законом условиях две государственные должности или две должности по местному самоуправлению, или первую со второй.
§ 1. Режим служебной несовместимости между публичными должностями или между ними и осуществлением других профессий будет установлен в особом законе.
§ 2. Будет затрудняться как противное экономии и общественной морали совмещение должностей в частных предприятиях.
Статья 26. Все граждане обязаны сотрудничать с государством и с местными самоуправлениями и нести в них службу в соответствии с законами и участвовать сообразно своим силам в общественных повинностях.
Статья 27. Государство будет предоставлять почетные отличия или награды тем гражданам, которые будут отличаться своими личными заслугами или своей гражданской или военной деятельностью, а также иностранцам на основании правил международной вежливости. Закон определит назначаемые с этой целью ордена, знаки отличия, медали или дипломы.
Статья 28. Запись актов гражданского состояния граждан входит в круг ведения государства.
Отдел VIII
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ СТРОЕ
Статья 29. Экономическое устройство нации должно давать максимум продукции и социально полезного богатства и создавать такую коллективную жизнь, из которой для государства проистекало бы могущество, а для граждан – справедливость.
Статья 30. Государство будет определять взаимоотношения национального хозяйства с хозяйством других стран, следуя принципу сотрудничества на основе равенства, но без ущерба для торговых выгод, которые должны особо получаться некоторыми из них, или для необходимой защиты против угроз или нападений извне.
Статья 31. Государство имеет право и обязано согласовывать и определять высший уровень экономической и социальной жизни, стремясь:
1) устанавливать равновесие между населением, профессиями, службами, капиталом и трудом;
2) защищать национальное хозяйство от сельскохозяйственной, промышленной и торговой эксплуатации паразитического характера или несовместимой с высшими интересами человеческой жизни;
3) достигать наиболее низких цен и наиболее высоких заработков, совместимых со справедливой оплатой других факторов производства – при помощи технических улучшений, служб и кредита;
4) увеличивать численность населения национальных территорий, защищать эмигрантов и определять порядок эмиграции.
Статья 32. Государство будет поощрять все те виды частной экономической деятельности, которые при относительном равенстве издержек будут наиболее прибыльны без ущерба для признанных социальных выгод и для должной защиты мелких домашних промыслов.
Статья 33. Государство может непосредственно вмешиваться в руководство частной экономической деятельностью лишь тогда, когда оно должно финансировать ее и достичь высших социальных выгод по сравнению с теми, которые были бы достигнуты без его вмешательства.
Единственный §. Предусмотренному в последней части настоящей статьи условию подчинены также и государственные предприятия, преследующие цели прибыли, и притом даже если они действуют в условиях свободной конкуренции.
Статья 34. Государство будет поощрять образование и развитие корпоративного национального хозяйства, стремясь к тому, чтобы его элементы не склонялись к взаимной конкуренции, беспорядочной и противной справедливым целям общества и их собственным целям, но сотрудничали взаимно в качестве членов одного и того же общего целого.
Статья 35. Собственность, капитал и труд выполняют социальную функцию на основе экономического сотрудничества и солидарности; закон может определить условия их употребления или их использования в соответствии с общими интересами.
Статья 36. Труд, каким бы он ни являлся – простым, квалифицированным или техническим, – может участвовать в предприятии в зависимости от обстоятельств.
Статья 37. Признанные государством экономические корпорации могут заключать коллективные трудовые договоры; те договоры, которые будут заключены без их участия, будут считаться недействительными.
Статья 38. Споры касательно коллективных трудовых отношений подсудны особым судам.
Статья 39. В экономических взаимоотношениях между капиталом и трудом воспрещается приостановка деятельности какой-либо одной из сторон ради торжества частных интересов.
Статья 40. Право и долг государства – оберегать мораль, здоровое питание и общественную гигиену.
Статья 41. Государство поощряет учреждения, служащие целям солидарности, страхования, кооперации и взаимопомощи.
Отдел IX
О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Статья 42. Воспитание и обучение обязательны; они являются делом семьи и официальных или частных заведений, сотрудничающих с семьей.
Статья 43. Государство будет официально предпринимать устройство школ начальных, вспомогательных, средних и высших институтов высшей культуры.
§ 1. Элементарное начальное обучение обязательно и может даваться либо дома, либо в частных или официальных школах.
§ 2. Искусство и науки поощряются и защищаются в их развитии при условии соблюдения конституции, иерархии и согласующей деятельности государства.
§ 3. Преподавание, руководимое государством, не зависит от всяких религиозных культов, но вместе с тем оно и не проявляет враждебности по отношению к тому или иному из них; оно имеет в виду кроме того физическую культуру и развитие интеллектуальных способностей, формирование характера, профессиональную пригодность и все гражданские и моральные добродетели.
§ 4. Для религиозного преподавания в частных школах не требуется никаких разрешений.
Статья 44. Допускается устройство частных школ, являющихся параллельными государственным школам: они подчинены государственному контролю и могут либо субсидироваться государством, либо считаться официальными с точки зрения выдачи дипломов, когда их программы и качество их преподавательского состава не ниже тех, которые требуются для соответствующих официальных заведений.
Отдел X
О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ
И С ДРУГИМИ КУЛЬТАМИ
Статья 45. Публичное или частное исповедание всех религий является свободным. Религии могут свободно заниматься своим устройством в соответствии со своими положениями об иерархии и о дисциплине и учреждать таким образом союзы или организации, за которыми государство признает гражданское существование и права юридического лица.
Единственный §. Исключение составляют такие обряды культа, которые несовместимы с жизнью и с физическим здоровьем человеческой личности и добрыми нравами.
Статья 46. С соблюдением постановлений конкордатов, касающихся патроната (Португальская Индия), государство сохраняет режим отделения государства от католической церкви и от всякой другой религии или от всякого другого культа, исповедуемого на португальской территории, а также режим дипломатических отношений между святым престолом и Португалией со взаимным представительством.
Статья 47. Никакие храмы, здания, вспомогательные помещения или предметы культа, предназначаемые для целей какой-либо религии, не могут употребляться государством в каких-либо иных целях.
Статья 48. Публичные кладбища имеют мирской характер; служители культа всех религий могут свободно исполнять на них соответствующие свои обряды.
Отдел XI
О ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИМУЩЕСТВАХ ГОСУДАРСТВА
Статья 49. В состав публичных имуществ государства входят:
1) рудные залежи, источники лечебно-минеральных вод и другие естественные богатства, находящиеся под землей;
2) морские воды и ложе их;
3) озера, лагуны и судоходные или сплавные проточные воды с их ложем или наносными землями, а также те воды, которые по особому декрету будут признаны общеполезными, ввиду того что они могут служить для производства электрической энергии в национальном или областном масштабе или же для ирригации;
4) открытые государством каналы;
5) воздушные пространства над территорией вне тех пределов, которые установлены законом в пользу собственника почвы;
6) железные дороги общественного значения и всякого рода публичные дороги и пути;
7) территориальные зоны, отведенные на нужды военной защиты;
8) все другое достояние, подчиненное по закону режиму публичных имуществ.
§ 1. Права государства на достояние, являющееся публичным имуществом, и пользование им со стороны граждан определяются законом и международными соглашениями, заключенными Португалией, и притом всегда с соблюдением прежних прав государства и благоприобретенных прав частных лиц, но с тем, однако, чтобы эти последние права могли экспроприироваться по мотивам общественной пользы и за справедливое вознаграждение.
§ 2. Из числа указанных в пункте 1 богатств определенно исключаются скалы и земли, непригодные для обработки, а также материалы, обычно применяемые при постройках.
§ 3. Государство произведет размежевание тех земель, которые, составляя частную собственность, прилегают к имуществам публичного достояния.
Статья 50. Управление достоянием, входящим в состав частного имущества государства на континенте и на прилегающих островах, производится министерством финансов, за исключением тех случаев, в которых оно определенным образом предоставлено другим органам.
Статья 51. Не могут отчуждаться те имущества или права государства, которые имеют значение для его престижа или для высших государственных нужд.
Статья 52. Под защиту государства ставятся памятники художественные, исторические и памятники природы, а также предметы искусства, официально признанные за таковые; их отчуждение в пользу иностранцев воспрещается.
Отдел XII.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЕ
Статья 53. Государство обеспечивает существование и престиж сухопутных и морских военных установлений, требуемых высшей необходимостью защиты национальной целости и поддержания общественного порядка и мира.
Единственный §. Военное устройство единообразно на всей территории.
Статья 54. Воинская повинность является всеобщей и обязательной. Закон определяет способ ее отбывания.
Статья 55. Закон будет определять общую подготовку нации на военное время в соответствии с принципом вооруженной нации.
Статья 56. Государство поощряет, защищает и поддерживает те гражданские установления, целью которых является обучение и дисциплинирование юношества в видах подготовки его для выполнения им своих воинских и патриотических обязанностей.
Статья 57. Никто из граждан не может сохранить или получить государственной службы или службы в местных самоуправлениях, если он не выполнил тех обязанностей, которые на нем лежат по воинскому закону.
Статья 58. Государство гарантирует свою защиту и пенсии тем, кто потеряет трудоспособность на военной службе, защищая отечество, родину или общественный порядок, а также семьям тех, кто потерял при этом свою жизнь.
Отдел ХIII
ОБ УПРАВЛЕНИЯХ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
Статья 59. Считаются имеющими общегосударственное значение и подчиняются особому порядку управления, сотрудничества, высшего руководства или контроля со стороны государства в зависимости от требований государственной безопасности, национальной обороны и экономических и социальных отношений все те предприятия, целью которых является применение и эксплуатация чего-либо, входящего в состав публичного имущества государства.
Статья 60. Подчиняются единообразным правилам независимо – во второстепенных пунктах – от необходимых особых правил:
1) устройство или переустройство сухопутных, речных, морских и воздушных сообщений, каковы бы ни были их характер или назначение;
2) работы по использованию вод или минерального угля в целях производства электрической энергии, а также сети, устраиваемые в целях передачи, отпуска или распределения этой энергии, и, наконец, общие работы по сельскохозяйственной гидравлике;
3) эксплуатация публичных служб, относящихся к такого рода сообщениям, работам и сетям.
Статья 61. Государство будет производить улучшения в общих интересах в упомянутых в предшествующей статье областях, а в особенности усиление национального торгового флота, заботясь главным образом о связи с заморскими владениями и с теми странами, в которых имеется много португальцев.
Статья 62. Эксплуатационные тарифы отданных в концессию публичных служб подчиняются регламентации и контролю государства.
Отдел XIV
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСАХ
Статья 63. Общий государственный бюджет для континента и для прилегающих островов устанавливается на принципе единства и заключает в себе всю совокупность публичных приходов и расходов вместе с приходами и расходами автономных служб, относительно которых могут быть отдельно опубликованы особые дополнительные постановления.
Единственный §. Каждая колония будет устанавливать свой бюджет в соответствии с принципами, указанными в настоящей статье.
Статья 64. Общий государственный бюджет ежегодно устанавливается и исполняется правительством в соответствии с действующими законами и постановлениями и в особенности в соответствии с законом о разрешениях, предусмотренным в статье 91, пункт 4.
Статья 65. Расходы по законным или договорным обязательствам государства или расходы, являющиеся постоянными по своему характеру или по своему предмету, включая уплату процентов и погашение государственного долга, должны браться за основу при установлении налогов и других приходов государства.
Статья 66. Бюджет должен устанавливать необходимые источники для покрытия всей совокупности расходов.
Статья 67. К займам можно прибегать лишь в целях чрезвычайных расходов по экономическому развитию, необходимых приращений национального наследия или повелительных нужд по защите страны и общественного благополучия.
Единственный §. Однако могут требоваться в порядке нефундированного долга необходимые дополнительные источники в пределах поступлений текущего финансового года, в конце которого долг должен быть погашен или казначейство должно быть в состоянии погасить его в своих кассах.
Статья 68. Не могут снижаться к невыгоде держателей бумаг выпускная капитальная сумма или проценты зарегистрированного публичного долга, но он может подвергаться конверсии на законных условиях.
Статья 69. Не могут подвергаться принудительной консолидации долги, проистекающие из вкладов в государственные кассы или в кассы принадлежащих государству кредитных упреждений.
Статья 70. Закон устанавливает общие принципы относительно:
1) налогов;
2) пошлин, взимаемых публичными службами;
3) управления и эксплуатации государственных имуществ и предприятий.
§ 1. В налоговом деле закон будет определять: сроки платежа, размер и возможные изъятия, иски и обжалования, допускаемые в пользу налогоплательщика.
§ 2. Взимание налогов, установленных на неопределенный срок или на такой определенный период, который превышает бюджетный год, подчиняется разрешению национального собрания.
Часть вторая
О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВА
Отдел I
О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Статья 71. Суверенитет пребывает в нации. Его органами являются глава государства, национальное собрание, правительство и суды.
Отдел II
О ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА
Глава I
ОБ ИЗБРАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ И ОБ ЕГО ПРЕРОГАТИВАХ
Статья 72. Главой государства является президент республики, избранный нацией.
§ 1. Президент избирается на 7 лет.
§ 2. Избрание происходит в воскресенье, ближайшее перед 60-м днем до конца каждого президентского периода, прямым голосованием граждан-избирателей.
§ 3. Окончательная проверка поданных голосов производится верховной судебной палатой, которая будет провозглашать президентом гражданина, получившего наибольшее число голосов.
Статья 73. Президентом республики может быть избран лишь португальский гражданин, имеющий более 35 лет от роду, пользующийся всеми своими гражданскими и политическими правами и всегда имевший португальское гражданство.
Единственный §. Если избранный является членом национального собрания, то он теряет свой мандат.
Статья 74. Не могут избираться на должность президента республики родственники до 6-й степени португальских королей.
Статья 75. Избранный президент вступает в должность в тот день, когда истекает срок мандата его предшественника. Он принимает должность перед национальным собранием, произнося следующую формулу присяги: «Клянусь поддерживать и лояльно и добросовестно применять конституцию республики, соблюдать законы, преследовать общее благо нации, отстаивать и защищать целость и независимость португальской родины».
Статья 76. Президент республики может выезжать за границу лишь с согласия национального собрания и правительства.
Единственный §. Несоблюдение постановления настоящей статьи влечет за собою по закону утрату должности.
Статья 77. Президент республики получает жалованье, устанавливаемое до его избрания; он может выбрать два государственных владения для размещения в них генеральского секретариата президентства, а также для резиденции своей личной и своей семьи.
Статья 78. Президент республики ответственен непосредственно и исключительно перед нацией за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, причем это исполнение обязанностей и эта его магистратура независимы от каких-либо голосований национального собрания
Единственный §. Президент будет отвечать за преступления, не относящиеся к исполнению им своих обязанностей, лишь по истечении срока его мандата.
Статья 79. Президент республики может выйти в отставку на основании послания к нации, опубликованного в правительственном вестнике.
Статья 80. В случае вакантности должности президента республики из-за кончины, отставки, постоянной болезни президента или его отъезда за границу без согласия национального собрания и правительства новый президент будет избираться самое большее в 60-дневный срок.
§ 1. Постоянная болезнь президента республики должна быть признана государственным советом, созванным с этой целью председателем совета министров, который в случае утвердительного ответа опубликует декларацию о вакантности президентской должности в правительственном вестнике.
§ 2. Впредь до предусмотренного в настоящей статье избрания, или если в силу каких-либо основании имеется на лицо временное препятствие для исполнения президентских обязанностей, правительство будет коллективно наделено правомочиями главы государства.
Глава II
О ПРАВОМОЧИЯХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
Статья 81. Президенту республики принадлежит право:
1) назначать председателя совета министров и министров из числа португальских граждан и увольнять их;
2) обращаться к национальному собранию с посланиями, передаваемыми председателю этого собрания, который должен зачитывать их в первом заседании по их получении;
3) устанавливать в соответствии с избирательным законом день общих или дополнительных выборов депутатов;
4) давать национальному собранию учредительные права в соответствии со статьей 134;
5) созывать в чрезвычайном порядке в случае срочной государственной необходимости национальное собрание для разрешения определенных вопросов и отсрочивать его сессии, не нарушая срока, установленного для ежегодной законодательной сессии;
6) распускать национальное собрание, когда этого будут требовать высшие интересы нации;
7) представлять нацию и руководить внешней политикой государства; заключать международные соглашения и вести переговоры о договорах мирных и союзных, арбитражных и торговых, представляя их на одобрение национального собрания;
8) осуществлять право помилования и смягчения наказаний. Помилование не может даваться до отбытия половины наказания;
9) обнародовать и опубликовывать законы и резолюции национального собрания и принимать декреты, регламенты и инструкции, представляемые ему правительством.
Статья 82. Акты президента республики должны скрепляться соответствующим министром или министрами, или всем правительством в целом, без чего они по закону являются недействительными.
Единственный §. Не нуждаются в скрепе:
1) назначение и увольнение председателя совета;
2) послания к национальному собранию;
3 послание об отставке от должности президента.
Глава III
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ
Статья 83. При президенте республики действует государственный совет, состоящий из следующих членов:
1) председателя совета министров;
2) председателя национального собрания;
3) председателя корпоративной палаты;
4) председателя верховной судебной палаты;
5) генерал-прокурора республики;
6) 5 государственных людей высшей компетентности, назначаемых пожизненно главой государства.
Статья 84. Мнение государственного совета будет заслушиваться президентом республики до осуществления им правомочий, указанных в статье 81, пункты 4, 5 и 6, и в статье 87, единственный §, а также во всех важных обстоятельствах государственной жизни; государственный совет может равным образом созываться всякий раз, как президент сочтет это необходимым.
Отдел III
О НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ
Глава I
ОБ ОБРАЗОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Статья 85. Национальное собрание составляется из 90 депутатов, избранных прямым голосованием гражданами-избирателями, и имеет 4-летний мандат.
§ 1. Особый закон определит условия избираемости депутатов, образование избирательных коллегий и порядок выборов.
§ 2. Никто не может быть одновременно членом национального собрания и корпоративной палаты.
§ 3. Те вакансии, которые будут открываться в национальном собрании, будут заполняться при помощи дополнительных выборов; срок новых мандатов будет истекать вместе с окончанием легислатуры.
Статья 86. Национальному собранию принадлежит право проверять и признавать правомочия своих членов, избирать свое бюро, издавать свой внутренний регламент и устраивать свою охрану.
Статья 87. В случае роспуска национального собрания выборы должны происходить в 60-дневный срок в соответствии с избирательным законом, действующим к моменту роспуска. Новые палаты будут собираться в течение 30 дней по окончании избирательной процедуры, если законодательная сессия текущего года еще не закончилась; сроком их существования является срок одной легислатуры, не считая того времени, в течение которого они могут действовать, завершая прежнюю законодательную сессию и с сохранением в силе права роспуска.
Единственный §. Установленный в настоящей статье 60-дневный срок может быть продлен до 6 месяцев, если этого требуют высшие интересы страны.
Статья 88. По закрытии последней очередной законодательной сессии законного 4-летнего периода национальное собрание будет продолжать существовать впредь до проверки итогов новых общих выборов.
Глава II
О ЧЛЕНАХ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Статья 89. Члены национального собрания пользуются следующими иммунитетами и прерогативами:
а) они пользуются неприкосновенностью в отношении мнения, высказанного ими, и голоса, поданного ими при осуществлении ими своего мандата, – с ограничениями, вытекающими из § 1 и 2;
б) они не могут быть присяжными заседателями, экспертами или свидетелями без разрешения собрания;
в) они не могут ни арестовываться; ни содержаться под стражей без согласия собрания кроме случаев захвата на месте преступления или преступлений, караемых одним из тяжких наказаний или равносильных им по скале наказаний;
г) если депутат преследуется в уголовном порядке и предается суду, то судья извещает о том собрание, которое – помимо случая, предусмотренного в последней части раздела в) настоящей статьи, – будет решать, должен или не должен депутат быть отстранен от своих обязанностей в целях продолжения судебного процесса;
д) они имеют право на вознаграждение в установленных избирательным законом условиях.
§ 1. Неприкосновенность в связи с мнениями и голосованием членов национального собрания не освобождает их от гражданской и уголовной ответственности за диффамацию, клевету и оскорбления, оскорбление общественной нравственности или публичные подстрекательства на преступление.
§ 2. Национальное собрание может отбирать мандат у тех депутатов, которые высказывают мнения, противные существованию Португалии в качестве независимой нации, или которые побуждают каким бы то ни было образом к насильственному ниспровержению политического и социального строя.
§ 3. Установленные в разделах б), в), г) и д) иммунитеты и привилегии существуют лишь во время фактического исполнения законодательных обязанностей.
Статья 90. Воспрещается членам национального собрания:
1) заключать контракты с правительством или принимать от него или от какого-либо иностранного правительства платную службу или временную платную должность; исключение делается, однако, для:
а) дипломатических миссий Португалии;
б) военных комиссий или команд континента и прилегающих островов и колоний, а также колониальных правительств;
в) допускаемых законом постов и назначений;
г) тех назначений, которые в силу закона делаются правительством при участии или по предложению корпораций, законно уполномоченных для назначения или выбора должностного лица;
2) нести свою службу во время фактической работы национального собрания, если они являются публичными гражданскими или военными должностными лицами;
3) занимать посты по управлению, ведению или контролированию, не являющиеся постами по назначению от правительства или юридического, или технического совета предприятий или обществ, учрежденных в силу государственных контрактов или особых концессий от государства или же получивших от последнего привилегию не по общему закону или же субсидию, или гарантию дохода или процентов;
4) быть концессионером, участником концессионного контракта или лицом, присоединившимся к участникам концессионных контрактов, подрядов или публичных предприятий, или же участвовать в финансовых операциях государства.
§ 1. Назначения в предусмотренных разделами а) и г) пункт 1 случаях или в других случаях, в которых необходимо, чтобы соответствующие должности исполнялись вне континента, влекут за собою прекращение мандата.
§ 2. Несоблюдение предписаний настоящей статьи влечет за собою по закону утрату мандата и недействительность упомянутых выше актов и контрактов.

Глава III
О ПРАВОМОЧИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Статья 91. Национальному собранию принадлежит право:
1) издавать законы, толковать их, приостанавливать их действие и отменять их;
2) следить за соблюдением конституции и законов;
3) принимать по каждому финансовому году отчет, представляемый ему вместе с докладом и заключением счетной палаты и со всеми другими данными, необходимыми для их оценки;
4) разрешать правительству получать государственные доходы и производить публичные расходы в течение следующего финансового года, устанавливая в законе о разрешениях те принципы, которым должен подчиняться бюджет в части тех расходов, размер которых не определен в соответствии с ранее изданными законами;
5) разрешать правительству производство займов и кредитных операций помимо тех, которые относятся к нефундированному долгу, устанавливая общие условия их производства;
6) разрешать главе правительства вести войну, если невозможно прибегнуть к арбитражу или если арбитраж не удался, за исключением случая фактического или неминуемого нападения со стороны иностранных военных сил, и разрешать заключать мир;
7) одобрять по статье 81, пункт 7 международные соглашения и договоры;
8) объявлять осадное положение с полной или частичной приостановкой конституционных гарантий в одном пункте или в нескольких пунктах национальной территории в случае фактического или неминуемого нападения со стороны иностранных военных сил, или в том случае, если будут серьезно нарушены или если будут находиться под серьезной угрозой общественная безопасность и общественный порядок;
9) устанавливать пределы национальных территорий;
10) давать амнистии;
11) ознакомляться с посланиями главы государства;
12) принимать решения относительно пересмотра конституции до истечения 10-летнего периода;
13) предоставлять правительству законодательные полномочия.
Статья 92. Принятые национальным собранием законы должны ограничиваться одобрением общих основ правовых режимов, но без того, чтобы могла оспариваться под предлогом нарушения этого принципа конституционная законность тех или иных из постановлений указанных законов.
Статья 93. Предметом закона необходимо являются, однако:
а) устройство национальной обороны;
б) создание и упразднение публичных служб;
в) вес, стоимость и название монет;
г) эталон весов и мер;
д) упреждение банков или эмиссионных институтов и установление тех правил, которым должно подчиняться кредитное обращение;
е) устройство судов.
Глава IV
О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ И ОБ ОБНАРОДОВАНИИ ЗАКОНОВ И РЕЗОЛЮЦИЙ
Статья 94. Национальное собрание ведет свои сессии в Лиссабоне в течение непродлеваемого 3-месячного срока в году, начиная с 10 января каждого года, но с соблюдением постановления статьи 81, пункт 5.
Статья 95. Национальное собрание заседает публично; решения принимаются им по большинству голосов в присутствии абсолютного большинства законного состава его членов.
Единственный §. Заседания являются публичными, поскольку нет противоположного решения собрания или его председателя.
Статья 96. Члены национального собрания могут заслушивать, вызывать для разъяснений или запрашивать всякие официальные учреждения или бюро по вопросам публичного управления; однако официальные учреждения не могут давать ответов без предварительного разрешения соответствующего министра, который может отказывать в нем лишь со ссылкой на государственную тайну.
Статья 97. Законодательная инициатива принадлежит безразлично правительству или любому из членов национального собрания.
Статья 98. Одобренные национальным собранием проекты отсылаются президенту республики для обнародования в качестве законов в течение 15 следующих дней.
Единственный §. Проекты, не обнародованные в течение этого срока, снова вносятся на рассмотрение национального собрания; если они будут и тогда одобрены большинством 2/3 законного состава его членов, то глава государства не может уже отказать в обнародовании.
Статья 99. Обнародование производится по следующей формуле: «Именем нации национальное собрание устанавливает и я обнародую следующий закон (или следующую резолюцию)…»
Единственный §. Обнародуются в качестве резолюции:
а) утверждение декретов-законов, изданных в срочных случаях или в случаях государственной необходимости;
б) те решения, о которых говорится в статье 91, пункты 3, 6, 7 и 12.
Статья 100. Предложения или проекты, внесенные в национальное собрание и не подвергшиеся обсуждению в течение сессии, не нуждаются в повторном внесении в течение следующих сессий той же легислатуры; если они были окончательно отклонены, то они не могут вновь обсуждаться в течение той же законодательной сессии, если только не был произведен роспуск национального собрания.
Статья 101. Регламент собрания определит:
а) предоставляемое ораторам время;
б) запрет обсуждать до исчерпания порядка дня вопросы, о которых не было заявлено по меньшей мере за 24 часа;
в) обязанность оратора подниматься на трибуну, для того чтобы говорить по вопросу о порядке дня.
Глава V
О КОРПОРАТИВНОЙ ПАЛАТЕ
Статья 102. При национальном собрании заседает корпоративная палата, состоящая из представителей местных самоуправлений и социальных интересов, причем эти последние берутся в их основных отраслях административного, морального, культурного и хозяйственного порядка. Закон определяет те из них, которым принадлежит право представительства, а также способ их избрания и срок их мандата.
§ 1. Когда освобождаются те посты, по которым те или иные лица занимают место в корпоративной палате, или же когда указанные лица подпадают под действие условия несовместимости, предусмотренной в статье 85, § 2, тогда соответствующие интересы представляются теми, кто призван по закону или по уставу заменять этих лиц.
§ 2. Помимо случая, предусмотренного в предшествующем параграфе, открывшиеся в корпоративной палате вакансии заполняются в том же порядке, в каком были назначены замещаемые члены.
§ 3. К членам этой палаты применяются постановления статьи 89 и ее параграфов.
Статья 103. Корпоративной палате принадлежит право докладывать, давая письменное заключение, обо всех законопредложениях или законопроектах, вносимых в национальное собрание, до начала их обсуждения в нем.
§ 1. Доклад будет представляться в течение 30 дней или в течение того срока, который установит палата, если указанный законопроект считается правительством срочным.
§ 2. Если сроки, о которых говорилось в предшествующем параграфе, истекли, а доклад не был представлен, то национальное собрание может немедленно начать обсуждение законопроектов.
Статья 104. Корпоративная палата заседает во время периода, сессий национального собрания и притом в виде особых секций; однако две или несколько секций и даже все секции могут соединяться вместе, если этого требует рассматриваемый предмет.
§ 1. В обсуждении законопредложений или законопроектов могут участвовать соответствующий министр или соответствующие министры или их представители и тот член национального собрания, который взял на себя инициативу предложений.
§ 2. Заседания корпоративной палаты не публичны.
Статья 105. К корпоративной палате применяются постановления статей 86 и 101, разделы а) и б); ее секциям равным образом принадлежит право, предоставляемое статьей 96 членам национального собрания.
Отдел IV
О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 106. Правительство составляется из председателя совета, который может вести дела одного или нескольких департаментов, и из министров.
§ 1. Председатель совета назначается и увольняется по свободному усмотрению президента республики. Министры и государственные секретари, когда таковые имеются, назначаются президентом республики по предложению председателя совета, и их назначение скрепляется этим последним, так же как и их увольнение.
§ 2. Обязанности государственных секретарей оканчиваются одновременно с окончанием обязанностей соответствующих министров.
Статья 107. Председатель совета является ответственным перед президентом республики за общую политику правительства; он согласует и направляет деятельность всех министров, являющихся политически ответственными перед ним за свои действия.
Статья 108. Правомочия правительства заключаются в:
1) скрепе актов президента республики;
2) выработке декретов-законов в силу законодательных разрешений или в срочных случаях и в случаях государственной необходимости;
3) выработке декретов, регламентов и инструкций в целях надлежащего исполнения законов;
4) руководстве всем делом публичного управления, причем оно заставляет исполнять законы и резолюции национального собрания, осуществляет высший контроль над действиями административных властей и учреждений и выполняет все, относящееся к назначению, переводам или оставлению должности, к выходу в отставку, к назначению пенсий, к увольнению от должности или к восстановлению в ней гражданских или военных должностных лиц с сохранением за данными лицами права обжалования в соответствующих судах.
§ 1. Акты президента республики и правительства, влекущие за собой увеличение или уменьшение приходов или расходов, всегда будут скрепляться министром финансов.
§ 2. Законодательные разрешения, за исключением тех, которые в силу их собственных постановлений предполагают постоянное применение, не могут применяться более одного раза. Однако правительство может пользоваться ими по частям, пока не исчерпает их.
§ 3. Если правительство воспользуется тем правом, которое вытекает из последней части п. 2, то оно должно будет внести в течение первых 5 дней ближайшей сессии национального собрания предложение об утверждении опубликованных им декретов-законов.
Если национальное собрание отказывает в требуемом утверждении, то декрет-закон теряет свою силу со дня опубликования в правительственном вестнике извещения, посланного с этой целью председателем собрания.
Утверждение может даваться с поправками. В этом случае декрет, оставаясь временно в действии, обращается в законопредложение.
§ 4. Назначение губернаторов колоний производится в совете министров.
§ 5. Все акты, принимающие форму декрета, должны подписываться президентом республики, без чего они не будут действительны.
Статья 109. Министры не могут совмещать своих обязанностей с другими публичными или частными должностями.
§ 1. К министрам применяются остальные запрещения и предписания статьи 90.
§ 2. Члены национального собрания или корпоративной палаты, принимающие на себя министерские обязанности, не утрачивают своего мандата, но не могут заседать в той палате, в состав которой они входят.
Статья 110. Совет министров собирается тогда, когда это считают необходимым его председатель или глава государства. Когда указанный председатель или глава государства считают это нужным, собрание происходит под председательством этого последнего; то же самое обязательно должно иметь место, когда глава государства будет осуществлять те правомочия, которые ему предоставлены статьей 81, пп. 2, 3, 4, 5, 6 и 8.
Статья 111. Правительство нуждается в доверии лишь президента республики, и его пребывание у власти не зависит ни от той участи, которую испытают его законопредложения, ни от каких бы то ни было голосований национального собрания.
Статья 112. Председатель совета будет направлять председателю национального собрания те законопредложения, которые должны вноситься в собрание, а также те объяснения, которые были затребованы от правительства или которые оно само считает нужным дать.
Статья 113. Каждый министр ответственен в политическом, гражданском и уголовном порядке за те действия, которые он утверждает или выполняет. Министры судятся в общих судах за свои действия, влекущие за собой гражданскую или уголовную ответственность.
Единственный §. Если министр преследуется в уголовном порядке и если дело дошло включительно до стадии предания суду, то верховная судебная палата в общем присутствии и при участии генерал-прокурора республики решает, надлежит ли немедленно судить этого министра – и в этом случае он отстраняется от исполнения своих обязанностей – или же суд должен иметь место лишь по прекращении исполнения им своих обязанностей.
Статья 114. Преступлениями, влекущими за собой ответственность министров и государственных секретарей, а также агентов правительства, являются те, которые посягают:
1) на политическое существование нации;
2) на конституцию и установленный политический строй;
3) на свободу действий органов верховной власти;
4) на пользование политическими и личными правами и на осуществление этих прав;
5) на внутреннюю безопасность страны;
6) на честность администрации;
7) на согласное с конституцией оберегание и употребление государственных средств;
8) на законы о государственной отчетности.
Единственный §. Осуждение за какое бы то ни было из указанных выше преступлений влечет за собой утрату поста и лишение права занимать публичные должности.

Отдел V
О СУДАХ
Статья 115. Судебная функция выполняется обычными судами и особыми судами. Обычными судами являются:
1) верховная судебная палата;
2) суды второй инстанции в судебных округах континента, прилегающих островов и колоний;
3) общие суды первой инстанции в судебных участках на всей национальной территории.
§ 1. Закон может допустить муниципальных судей с ограниченной подсудностью в участковых делениях, входящих в состав судебных участков.
§ 2. Мировая юстиция сохраняется.
Статья 116. Воспрещается учреждение особых судов с исключительной подсудностью по определенной категории правонарушений или по некоторым определенным категориям их за исключением дел об обмане казны и социальных преступлений или преступлений против государственной безопасности.
Статья 117. Государство представляют в судах:
1) генерал-прокурор республики;
2) прокурор республики при каждой апелляционной палате;
3) делегат прокурора республики при каждом из судов первой инстанции;
4) законно назначенные представители при особых судах.
Статья 118. Судьи общих судов назначаются пожизненно и несменяемы; закон устанавливает условия их назначения, их продвижения по службе, их отозвания, увольнения в резерв, их переводов и увольнения в полную отставку. Они не могут принимать от правительства других платных должностей, поскольку то не относится, однако, к их привлечению для особых миссий, постоянных или временных.
Статья 119. Судьи не ответственны за свои приговоры с теми изъятиями, которые определенно предусмотрены законом.
Статья 120. Судебные заседания публичны за исключением особых указанных законом случаев и притом тогда, когда гласность противоречит общественному порядку, государственным интересам или добрым нравам.
Статья 121. В целях приведения в исполнение своих распоряжений и приговоров суды имеют право требовать содействия других властей, когда они в нем нуждаются.
Статья 122. Суды не могут применять к разбираемым ими деяниям законы, декреты или всякие другие постановления, находящиеся в противоречии с текстом настоящей конституции или с теми принципами, которыми она вдохновляется.
§ 1. Конституционность правовой нормы, поскольку эта норма затрагивает правомочия той власти, от которой она исходит, или тех форм, в которых она была выработана, может взвешиваться лишь национальным собранием и по его инициативе или по инициативе правительства; то же самое собрание определяет последствия неконституционности, не нарушая однако тех положений, которые создали судебные приговоры, вступившие уже в законную силу.
§ 2. Изъятие, вытекающее из предшествующего параграфа, не применяется к тем текстам, которые исходят от органов верховной власти.
Статья 123. Чтобы предупреждать и пресекать нарушения законов, будут установлены наказания и меры безопасности, целью которых будут являться защита общества и возможное восстановление социальной пригодности преступника.
Отдел VI
О ПОЛИТИЧЕСКИХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ И О МЕСТНЫХ САМОУПРАВЛЕНИЯХ
Статья 124. Территория континента разделяется на округа, составляющиеся из приходов и группирующиеся в области и провинции, причем закон устанавливает пределы различных округов.
§ 1. Округа Лиссабона и Опорто подразделяются на кварталы, а кварталы на приходы.
§ 2. Территориальное деление прилегающих островов и их административное устройство будут определяться особыми законами.
Статья 125. Административными единицами являются муниципальные палаты, приходские советы и провинциальные советы.
Статья 126. Особые законы будут определять устройство, порядок действий и круг ведения административных единиц; административная жизнь местных самоуправлений подчиняется наблюдению со стороны правительственных агентов, а решения указанных единиц могут подлежать референдуму.
Статья 127. Приведение в исполнение решений административных единиц и других, точно указанных в законах дел лежит на председателе и на исполнительных комитетах, уполномоченных самими этими единицами в соответствии с данными законами.
Статья 128. Решения административных единиц могут изменяться или отменяться лишь в тех случаях и в тех формах, которые предусмотрены административными законами.
Статья 129. Административные единицы пользуются финансовой автономией в указанных законом условиях; муниципальные палаты обязаны, однако, выделять приходам на удовлетворение нужд сельских местностей установленную законом часть своих приходов.
Статья 130. Податные режимы местных самоуправлений будут установлены так, чтобы не причинялось ущерба налоговому строю или финансовой жизни государства и не стеснялось обращение продуктов и товаров между округами страны.
Статья 131. Административные единицы могут распускаться лишь в случаях и условиях, согласных с административными законами, причем новые выборы должны происходить самое большее в 90-дневный срок со дня роспуска. Распущенные единицы будут заменяться административными комиссиями, назначаемыми правительством впредь до вступления в исполнение своих обязанностей вновь избранных лиц.
Отдел VII
О ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ
Статья 132. Считаются конституционными постановления Колониального акта, причем правительство должно заново опубликовать его с теми изменениями, которые являются необходимыми в силу настоящей конституции.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
а) Пересмотр конституции
Статья 133. Конституция будет пересматриваться каждые 10 лет; учредительные права в этих целях будут принадлежать тому национальному собранию, мандат которого относится ко времени возможного пересмотра.
§ 1. Пересмотр может быть произведен на 5 лет раньше, если он будет одобрен 2/3 членов национального собрания; в этом случае новый 10-летний период будет считаться со дня досрочного пересмотра.
§ 2. Не могут допускаться к обсуждению предложения или проекты пересмотра конституции, не указывающие с точностью предполагаемые изменения.
Статья 134. Независимо от сказанного в предшествующей статье глава государства может, когда этого настоятельно требует общественное благо, по заслушании мнения государственного совета и посредством декрета, скрепленного всеми министрами, решить, что то национальное собрание, которое должно быть избрано, будет иметь учредительные права и пересмотрит конституцию в ее указанных тем же декретом положениях.
б) Особые и переходные постановления
Статья 135. В целях приведения в исполнение единственного параграфа статьи 53 будет установлен переходный режим с признаваемыми за необходимые временными ограничениями.
Статья 136. Пока не будет закончено устройство общественных и экономических корпораций, будут установлены временные средства для проведения в жизнь существа органического представительства, установленного в отделе V, части первой.
Статья 137. Президент республики признается настоящей конституцией; срок его мандата будет длиться 7 лет, считая с того дня, в который он вступил в исполнение президентских обязанностей.
Статья 138. Первое национальное собрание будет иметь учредительные права.
Статья 139. Те законы и те декреты-законы, которые были или которые будут опубликованы до первого заседания национального собрания, остаются в действии и сохраняют законную силу во всем, что не будет прямо или косвенно противоречить установленным в настоящей конституции принципам.
Статья 140. Те законы и те декреты-законы, о которых говорится в предшествующей статье, могут однако отменяться посредством установленных декретов во всем, что относится к внутреннему устройству служебных мест и не меняет правового положения частных лиц или статуса должностных лиц.
Единственным §. Вытекающие из настоящей статьи ограничения не распространяются на законы и декреты-законы, уточняющие те из их постановлений, которые входят в круг вопросов законодательного порядка, или на то, в отношении чего сделаны исключения в силу статьи 70, § 1 и статьи 93.
Статья 141. Впредь до опубликования тех законов, которые будут необходимы для приведения в исполнение постановлений отдела VI части второй, местное управление будет по-прежнему вестись на основании действующего законодательства, включая и то, которое касается назначения и увольнения административных комиссий местных самоуправлений.
Статья 142. Эта конституция вступит в силу по ее одобрении национальным плебисцитом и по опубликовании в правительственном вестнике окончательной проверки результатов этого плебисцита.