ПРОЕКТ ПОСТОЯННОЙ КОНСТИТУЦИИ КИТАЯ
(от16 октября 1934 г.)
В силу полномочий, полученных от всей совокупности граждан и в соответствии с завещанием доктора Суня, основателя Китайской республики, торжественный народный кон¬гресс Китайской республики настоящим устанавливает и из¬дает настоящую конституцию и приказывает обнародовать ее во всей стране в целях всеобщего неуклонного и вечного её соблюдения.
Глава I
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 1. Китайская республика есть республика «трех народных принципов».
Статья 2. Суверенитет Китайской республики пребывает во всей совокупности граждан.
Статья 3. Лица, приобретшие гражданство Китайской республики, являются гражданами Китайской республики.
Статья 4. Территория республики состоит из террито¬рий, первоначально составлявших Цзянсу, Чжэцзян, Аньхуэй, Цзянси, Хубэй, Хунань, Сычуань, Сикан, Хэбэй, Шаньдун, Шаньси, Хэнань, Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Фуцзянь, Гуан¬дун, Гуанси, Юньнань, Гуйчжоу, Ляонин, Гирин, Хэйлунцзян, Жэхэ, Чахар, Суйюань, Нинся, Синьцзян, Монголию и Тибет.
Состав территории Китайской республики не может изме¬няться, иначе как по решению народного конгресса.
Статья 5. Все народности Китайской республики явля¬ются составными частями китайской нации и будут находиться на равном положении.
Статья 6. Государственный флаг Китайской республики будет иметь красный фон с «голубым небом и белым солнцем» в верхнем левом углу.
Статья 7. Государственной столицей Китайской респуб¬лики будет Нанкин.
Глава II
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 8. Все граждане Китайской республики будут равны перед законом.
Статья 9. Каждый гражданин будет пользоваться сво¬бодой личности; никто не будет арестовываться, задержи¬ваться, предаваться суду или наказываться, иначе как по закону.
Когда какой-либо гражданин подвергнется аресту или за¬держанию по подозрению в совершении уголовного деяния, то власть, ответственная за такие действия, немедленно изве¬стит самого этого гражданина и его родственников о причи¬нах ареста или задержания и направит его в течение 24 ча¬сов в соответствующий суд для допроса. Гражданин, арестованный или задержанный в таком порядке, или всякий иной, может обратиться к суду с просьбой о том, чтобы власть, ответственная за такие действия, передала его в течение 24 часов в суд для допроса.
Суд не может отказывать в такой просьбе, а соответствую¬щая власть не может отказаться от выполнения упомянутого в предыдущем разделе приказа.
Статья 10. Исключая лиц, находящихся на действительной военной службе, никто не может подлежать военному суду.
Статья 11. Каждый гражданин будет пользоваться сво¬бодой жилища; ни в одно частное жилище нельзя вторгаться, производить в нем обыск или опечатывать его, иначе как по закону.
Статья 12. Каждый гражданин будет пользоваться сво¬бодой перемены места своего жительства; эта свобода не бу¬дет ограничиваться, иначе как по закону.
Статья 13. Каждый гражданин будет пользоваться свободой слова, писаний и печати; эта свобода не будет ограни¬чиваться, иначе как по закону.
Статья 14. Каждый гражданин будет пользоваться пра¬вом на тайну переписки; эта свобода не будет ограничи¬ваться, иначе как по закону.
Статья 15. Каждый гражданин будет пользоваться сво¬бодой религиозных верований; эта свобода не будет ограничиваться, иначе как по закону.
Статья 16. Каждый гражданин будет пользоваться сво¬бодой собраний и союзов; эта свобода не будет ограничи¬ваться, иначе как по закону.
Статья 17. Частная собственность не будет реквизироваться, принудительно отчуждаться, опечатываться или кон¬фисковаться, иначе как по закону.
Статья 18. Каждый гражданин будет иметь права подачи петиций, жалоб и возбуждения судебных дел в соответствии с законом.
Статья 19. Каждый гражданин будет иметь право в со¬ответствии с законом осуществлять права избрания, отозва¬ния, инициативы и референдума.
Статья 20. Каждый гражданин будет иметь право в соот¬ветствии с законом держать государственные экзамены.
Статья 21. Каждый гражданин в соответствии с законом будет обязан платить налоги.
Статья 22. Каждый гражданин в соответствии с зако¬ном будет обязан отбывать воинскую повинность.
Статья 23. Каждый гражданин в соответствии с законом будет обязан нести публичную службу.
Статья 24. Все прочие вольности и права граждан, не на¬рушающие общественного спокойствия и порядка или общественных интересов, также будут гарантироваться консти¬туцией.
Статья 25. Ограничивать вольности и права граждан могут лишь законы, необходимые для обеспечения государ¬ственной безопасности, устранения государственных кризи¬сов, сохранения общественного спокойствия и порядка и защиты общественных интересов.
Статья 26. Всякое публичное должностное лицо, незаконно нарушившее какие-либо личные вольности или права, помимо дисциплинарных взысканий будет подлежать ответ¬ственности по уголовным и гражданским законам. Потер¬певший может также в соответствии с законом требовать возмещения государством причиненного ему ущерба.
Глава III
НАРОДНЫЙ КОНГРЕСС
Статья 27. Народный конгресс будет состоять из деле¬гатов, избранных следующим образом:
1) каждый округ, муниципалитет или каждая местность, приравниваемая к ним по своему положению, будут избирать по одному делегату, однако если население превышает 300 тыс. жителей, то на каждые дополнительные 500 тыс. жителей должен быть избран один дополнительный делегат.
Приравнивание той или иной местности к округу или муни¬ципалитету будет производиться на основании закона;
2) Число делегатов, избираемых от Монголии и Тибета, бу¬дет определено законом;
3) Число делегатов от китайских граждан, живущих за границей, будет определено законом.
Статья 28. Делегаты народного конгресса будут изби¬раться на основе всеобщих, равных и прямых выборов и тай¬ного голосования.
Статья 29. Граждане Китайской республики, достигшие 20-летнего возраста, будут иметь в соответствии с законом право избрания делегатов. Граждане, достигшие 25-летнего возраста, будут иметь в соответствии с законом право избираться в качестве делегатов.
Статья 30. Срок службы делегатов народного конгресса будет 4-летним.
Если делегат будет признан виновным в нарушении за¬кона или в невыполнении своих обязанностей, то его изби¬ратели в соответствии с законом отзывают его.
Статья 31. Народный конгресс будет созываться каж¬дые 2 года. Его сессии будут длиться один месяц, однако в случае необходимости они могут быть продлены еще на месяц.
Чрезвычайные сессии народного конгресса, могут созы¬ваться по требованию 1/4 или более его членов.
Статья 32. Народный конгресс будет иметь следующие права и обязанности:
1) избирать президента и вице-президента республики, председателя законодательного юаня, председателя контроль¬ного юаня, членов законодательного юаня и членов контроль¬ного юаня;
2) отзывать президента и вице-президента республики, председателя законодательного юаня, председателя конт¬рольного юаня, членов законодательного юаня и членов конт¬рольного юаня;
3) осуществлять законодательную инициативу;
4) устраивать референдумы по поводу законов;
5) вносить поправки в конституцию;
6) осуществлять всякие иные предоставленные конститу¬цией права.
Статья 33. Делегаты народного конгресса не будут нести ответственности вне конгресса за их мнения и вотумы во время сессии конгресса.
Статья 34. Без разрешения народного конгресса ни один делегат не будет арестовываться или задерживаться во время сессии, за исключением случаев захвата на месте преступления.
Статья 35. Устройство народного конгресса и выборы в него, а также отозвание делегатов будут определяться за¬коном.

Глава IV
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Отдел I
ПРЕЗИДЕНТ
Статья 36. Президент является главой государства и представляет Китайскую республику во внешних сношениях.
Статья 37. Президент будет в соответствии с законом обнародовать законы и издавать указы за скрепой председателя соответствующего юаня.
Статья 38. Президент будет в соответствии с законами командовать сухопутными, морскими и воздушными силами всей страны.
Статья 39. Президент будет в соответствии с законами осуществлять право объявления войны, ведения мирных переговоров и заключения договоров.
Статья 40. Президент будет в соответствии с законами вводить и отменять чрезвычайное положение.
Статья 41. Президент будет в соответствии с законами осуществлять право предоставления амнистий, помилования, смягчения наказаний и восстановления в гражданских правах.
Статья 42. Президент будет в соответствии с законами назначать и увольнять гражданских и военных должност¬ных лиц.
Статья 43. Президент будет в соответствии с законами награждать почетными званиями и жаловать ордена.
Статья 44. Президент будет осуществлять верховную исполнительную власть.
Статья 45. Президент будет ответствен перед народ¬ным конгрессом.
Статья 46. Всякий гражданин Китайской республики, достигший 40-летнего возраста, может быть избран президен¬том или вице-президентом республики.
Статья 47. Никто из военных не может быть избран президентом или вице-президентом, до тех пор пока не оста¬вит действительную военную службу.
Статья 48. Порядок избрания президента и вице-президента будет определен законом.
Статья 49. Президент и вице-президент будут занимать свои должности в течение 4-летнего срока и могут быть пере¬избраны на вторичный срок.
Статья 50. В день своего вступления в должность пре¬зидент будет приносить следующую присягу:
«Торжественно и искренно клянусь перед народом в том, что я буду соблюдать конституцию, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать на благо народа, охранять бе¬зопасность государства и что я буду достоин оказанного мне народом доверия. Если я нарушу мою присягу, я подчинюсь тягчайшему из тех наказаний, которые могут быть установ¬лены по закону».
Статья 51. Если президент по какой-либо причине ока¬жется не в состоянии исполнять свои должностные обязан¬ности, то их будет исполнять вице-президент. Если и прези¬дент и вице-президент окажутся не в состоянии исполнять свои должностные обязанности, то их будет нести председа¬тель исполнительного юаня.
Статья 52. Президент будет оставлять свою должность в день окончания срока его полномочий. Если к этому вре¬мени новый президент не вступит в должность, то обязан¬ности президента будет исполнять председатель исполни¬тельного юаня.
Статья 53. Период исполнения председателем исполни¬тельного юаня обязанностей президента республики не дол¬жен превышать 6 месяцев.
Статья 54. За исключением случаев нарушения внутренней или внешней безопасности государства президент не будет подлежать уголовному преследованию, до тех пор пока он не отозван или не ушел со своей должности.
Отдел II
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЮАНЬ
Статья 55. Исполнительный юань является тем высшим органом, при посредстве которого центральное правитель¬ство осуществляет свою исполнительную власть.
Статья 56. В состав исполнительного юаня будут вхо¬дить председатель и 20 членов исполнительного юаня, на¬значаемых и увольняемых президентом республики.
Статья 57. При исполнительном юане будут находиться различные министерства и комиссии, порознь осуществляющие соответствующие свои полномочия.
Статья 58. Возглавляющие различные министерства министры и председатели различных комиссий будут назначаться президентом республики из числа членов исполнительного юаня.
Статья 59. Председатель исполнительного юаня, его члены, возглавляющие различные министерства, министры и председатели различных комиссий будут нести индиви¬дуальную ответственность перед президентом республики.
Статья 60. В исполнительном юане будут вестись испол¬нительные заседания в составе президента республики, пред¬седателя исполнительного юаня и его членов под председа¬тельством президента республики. Если президент респуб¬лики не в состоянии присутствовать на заседании, то пред¬седательствовать будет председатель исполнительного юаня.
Статья 61. На исполнительных заседаниях будут раз¬решаться следующие вопросы:
1) вносимые в законодательный юань статутные и бюд¬жетные законопроекты;
2) вносимые в Законодательный юань законопроекты о чрезвычайном положении и о помилованиях;
3) вносимые в законодательный юань законопроекты об объявлении войны, ведении мирных переговоров, заключении договоров и по другим важным международным делам;
4) вопросы, входящие в круг ведения различных мини¬стерств и комиссий;
5) вопросы, вносимые президентом республики;
6) вопросы, вносимые председателем исполнительного юаня, его членами, различными министерствами и комис¬сиями.
Статья 62. Устройство исполнительного юаня будет определено законом.
Отдел III
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ЮАНЬ
Статья 63. Законодательный юань является тем выс¬шим органом, при посредстве которого центральное прави¬тельство осуществляет свою законодательную власть. Он будет ответствен перед народным конгрессом.
Статья 64. Законодательный юань будет иметь право принимать решения по поводу мероприятий, касающихся законов, бюджета, чрезвычайного положения, помилований, объявления войны, ведения мирных переговоров, заключения договоров и по поводу других важных международных дел.
Статья 65. При исполнении своих обязанностей законодательный юань может обращаться с запросами к различным юаням, министерствам и комиссиям.
Статья 66. Законодательный юань будет иметь предсе¬дателя, который занимает свою должность в течение 4-лет¬него срока и может быть затем переизбран.
Статья 67. Если должность председателя законодатель¬ного юаня окажется по какой-либо причине вакантной во время перерыва в работах народного собрания, то законода¬тельным юанем избирается из своей среды временный пред¬седатель.
Статья 68. Члены законодательного юаня будут изби¬раться в соответствии со следующими положениями:
1. Делегаты, избранные в народный конгресс различными провинциями, Монголией, Тибетом и гражданами, живущими за границей, будут порознь производить предварительные выборы для назначения соответствующих своих кандидатов и представлять их список народному конгрессу для избрания. Кандидаты не обязательно должны быть делегатами народного конгресса. Соответствующее число кандидатов будет распределяться следующим образом:
a) Провинции с населении менее 5 млн. жителей будут назначать каждая 3 кандидата. Провинции с населением свыше 5 млн., но менее 10 млн. жителей будут назначать каждая 4 кандидата. Провинции с населением свыше 10 млн., но менее 15 млн. жителей будут назначать каждая 5 канди¬датов. Провинции с населением свыше 15 млн., но менее 20 млн .жителей будут назначать каждая 6 кандидатов. Провинции с населением свыше 20 млн., но менее 25 млн. жителей будут назначать каждая 7 кандидатов. Провинции с населением свыше 25 млн., но менее 30 млн. жителей бу¬дут назначать каждая 8 кандидатов. Провинции с населе¬нием свыше 30 млн., но менее 35 млн. жителей будут назна¬чать каждая 9 кандидатов. Провинции с населением свыше 35 млн. жителей будут назначать каждая 10 кандидатов.
б) Монголия и Тибет будут назначать по 6 кандидатов.
в) Граждане, постоянно проживающие за границей, будут назначать 6 кандидатов.
2. Председатель законодательного юаня будет назначать лиц, имеющих особые познания и опыт, в качестве кандидатов и представлять их список народному конгрессу для из¬брания. Однако число назначенных таким образом кандида¬тов не будет превышать 1/3 общего числа лиц, избранных
в соответствии с предшествующим разделом.
Статья 69. Члены законодательного юаня будут зани¬мать свою должность в течение 4-летнего срока и могут быть затем переизбраны.
Статья 70. Исполнительный юань, судебный юань, экзаменационный юань и контрольный юань могут вносить в законодательный юань предложения о мероприятиях по вопросам, входящим – по принадлежности – в круг их ведения.
Статья 71. До обнародования или приведения в испол¬нение одобренных законодательным юанем законодательных постановлений президент может просить указанный юань об их пересмотре.
Если законодательный юань после пересмотра решит под¬твердить возвращенное ему в соответствии с предыдущим разделом первоначальное постановление по большинству 2/3 или более голосов своих наличных членов, то президент республики должен немедленно обнародовать или привести в исполнение указанное постановление.
Статья 72. Президент республики будет обнародовать постановления, представленные ему законодательным юанем, в течение 30 дней после их получения.
Статья 73. Члены законодательного юаня не будут нести ответственности вне указанного юаня за их мнения и вотумы в течение сессии.
Статья 74. Без разрешения законодательного юаня никто из его членов не может арестовываться или задерживать¬ся, за исключением случаев захвата на месте преступления.
Статья 75. Никто из членов законодательного юаня не может одновременно занимать какую-либо другую публичную должность, или участвовать в предприятиях, или зани¬маться той или иной профессией.
Статья 76. Порядок избрания членов законодательного юаня и устройство законодательного юаня будут определены законом.
Отдел IV
СУДЕБНЫЙ ЮАНЬ
Статья 77. Судебный юань является тем высшим органом, при посредстве которого центральное правительство осуществляет свою судебную власть. Он будет ведать разбирательством гражданских, уголовных и административных дел, дисциплинарным и уголовным преследованием публичных должностных лиц и судуправлением.
Статья 78. Судебный юань будет иметь председателя, занимающего свою должность в течение 4-летнего срока. Он будет назначаться президентом республики по предложению и с согласия законодательного юаня.
Председатель судебного юаня будет ответствен перед народным конгрессом.
Статья 79. При судебном юане будут находиться комиссия по дисциплинарным взысканиям с публичных должностных лиц и министерство юстиции.
Статья 80. Председатель и члены комиссии по дисциплинарным взысканиям с публичных должностных лиц и министр юстиции будут назначаться и увольняться пре¬зидентом республики по представлению президента судебного юаня.
Статья 81. Вопросы, касающиеся отдельных помилований, смягчения наказаний и восстановления в гражданских правах, будут вноситься на разрешение президента респуб¬лики председателем судебного юаня в соответствии с за¬коном.
Статья 82. Судебный юань будет иметь право вносить единство в истолкование законов и указов.
Статья 83. Должностные лица судов будут пользоваться в соответствии с законом полной независимостью в ведении судебных разбирательств.
Статья 84. Никто из должностных лиц судов не может быть удален с должности, если только он не был подвергнут уголовному или дисциплинарному наказанию или взят под опеку; равным образом ни одно судебное должностное лицо не может быть отстранено от работы или переведено на другую должность, а также не может быть понижено получаемое им содержание, иначе как в соответствии с за¬конами.
Статья 85. Устройство судебного юаня и различных судебных установлений будет определено законом.
Отдел V
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЮАНЬ
Статья 86. Экзаменационный юань является тем высшим органом, при посредстве которого центральное правительство осуществляет свою экзаменационную власть. Он будет ведать отбором кандидатов для гражданской службы путем экзаменов и регистрацией лиц, имеющих право на занятие государственных должностей.
Статья 87. Экзаменационный юань будет иметь предсе¬дателя, занимающего свою должность в течение 4-летнего срока и назначаемого президентом республики по предложе¬нию и с согласия законодательного юаня.
Председатель экзаменационного юаня будет ответствен перед народным конгрессом.
Статья 88. При экзаменационном юане будет нахо¬диться министерство регистрации публичной службы. Для производства публичных экзаменов назначается экзамена¬ционная комиссия.
Статья 89. Министр регистрации публичной службы будет назначаться и увольняться президентом республики по представлению председателя экзаменационного юаня в соответствии с законом.
Председатель и члены экзаменационной комиссии будут назначаться президентом республики по представлению председателя экзаменационного юаня в соответствии с за¬коном.
Статья 90. Экзаменационный юань будет в соответствии с законом давать на основании экзамена и регистрации следующие права:
1) на назначение в качестве публичного должностного лица;
2) на зачисление в кандидаты на публичные должности;
3) на производство практики в требующих специализации профессиях и в качестве технических экспертов.
Статья 91. Устройство экзаменационного юаня будет определено законом.
Отдел VI
КОНТРОЛЬНЫЙ ЮАНЬ
Статья 92. Контрольный юань является тем высшим органом, при посредстве которого центральное правительство осуществляет свою контрольную власть. Он будет ведать преданием суду должностных лиц в особом порядке обви¬нения и ревизиями, и будет ответствен перед народным конгрессом.
Статья 93. При осуществлении своей контрольной власти контрольный юань может в соответствии с законом обращаться с запросами к различным юаням, министерствам и комиссиям.
Статья 94. Контрольный юань будет иметь председателя, который занимает свою должность в течение 4-летнего срока и может быть затем переизбран.
Статья 95. Если должность председателя контрольного юаня окажется вакантной в силу какой-либо причины во время перерыва в работах народного конгресса, то членами контрольного юаня будет избран из своей среды временный председатель.
Статья 96. Члены контрольного юаня будут избираться народным конгрессом из числа кандидатов, назначенных порознь делегатами различных провинций, Монголии, Тибета и китайских граждан, постоянно проживающих за границей. Каждая группа делегатов будет назначать не более 2 кандидатов.
Эти кандидаты не должны быть обязательно делега¬тами народного конгресса.
Статья 97. Члены контрольного юаня будут занимать свою должность в течение 4-летнего срока и могут быть затем переизбраны.
Статья 98. Если контрольный юань сочтет, что то или иное публичное должностное лицо центрального или местного правительства виновно в нарушении закона или в неисполнении своих обязанностей, то он может предать его в особом порядке суду по предложению одного или более из своих членов, поддержанному после надлежащего рассле¬дования 5 или более другими членами. Президент или вице-президент республики, председатели исполнительного юаня, законодательного юаня, судебного юаня, экзаменационного юаня или контрольного юаня могут быть преданы суду только по предложению 10 или более членов контрольного юаня, поддержанному после надлежащего расследования половиной или более половины общего числа членов юаня.
Статья 99. Поскольку конституция не постановляет иначе, все дела по преданию суду публичных должностных лиц передаются в комиссию по дисциплинарным взысканиям с публичных должностных лиц.
После того как комиссия по дисциплинарным взысканиям с публичных должностных лиц вынесет свой приговор по делу о предании суду, президент республики или то или иное должностное лицо по принадлежности должны отдать приказ об увольнении осужденного от должности или нало¬жить на него какое-либо другое дисциплинарное взыскание.
Статья 100. Если постановлено предать суду президента, или вице-президента республики, или председателя испол¬нительного юаня, законодательного юаня, судебного юаня, экзаменационного юаня или контрольного юаня в соот¬ветствии со статьей 98, то об этом сообщается народному конгрессу. Во время перерывов в работах народного кон¬гресса делегаты будут отзываться в соответствии с законом на чрезвычайную сессию, для того чтобы решить, будет ли преданое суду лицо уволено от должности.
Статья 101. При контрольном юане будет находиться ревизионная комиссия, занимающаяся ревизией и рассмотрением отчетности.
Статья 102. Председатель и члены ревизионной комис¬сии будут назначаться и увольняться президентом республики по представлению председателя контрольного юаня в соответствии с законом.
Статья 103. Доклады о ревизии и рассмотрении отчет¬ности, представленные ревизионной комиссией, будут по рассмотрении их в заседании контрольного юаня опубликовываться в соответствии с законом.
Статья 104. Члены контрольного юаня не будут нести ответственности вне указанного юаня за их мнения и вотумы при исполнении своих обязанностей.
Статья 105. Без разрешения контрольного юаня никто из членов контрольного юаня не может арестовываться или задерживаться за исключением случаев захвата на месте преступлений.
Статья 106. Никто из членов контрольного юаня не может одновременно занимать никакой другой публичной должности или участвовать в каких-либо предприятиях или заниматься той или иной профессией.
Статья 107. Порядок избрания членов контрольного юаня и устройство контрольного юаня будут определены законом.

Глава V
ПРОВИНЦИИ
Статья 108. В каждой провинции будет иметься провинциальное правительство, приводящее в исполнение законы и указы центрального правительства и осуществляющее надзор за местным самоуправлением.
Статья 109. В каждом провинциальном правительстве будет иметься губернатор, занимающий свою должность в течение 3-летнего срока. Он будет назначаться и увольняться центральным правительством.
Никто из военных не может назначаться в качестве губер¬натора провинции ранее, чем через 3 года после ухода с дей¬ствительной военной службы.
Статья 110. В каждой провинции будет иметься провинциальное собрание, состоящее из членов — по одному от каждого округа или муниципалитета, — избираемых окруж¬ными или муниципальными советами. Члены провинциального собрания будут занимать свою должность в течение 3-летнего срока и могут быть затем переизбраны.
Статья 111. Провинциальное собрание будет созываться один раз в год. Его сессии будут длиться один месяц. В слу¬чае необходимости могут созываться чрезвычайные сессии.
Статья 112. Провинциальное собрание будет иметь сле¬дующие права и обязанности:
1) принимать провинциальный бюджет, представляемый центральному правительству;
2) вносить в законодательный юань предложения о законодательных мерах по делам провинций;
3) издавать провинциальные регламенты и распоряжения в соответствии с предоставленными законом полномочиями;
4) предлагать исполнительному юаню новые мероприятия в области провинциального управления;
5) вносить в контрольный юань предложения о предании суду публичных должностных лиц, состоящих на службе у провинциального правительства;
6) принимать решения по поводу мероприятий, вносимых губернатором;
7) предлагать те или иные мероприятия губернатору.
Статья 113. Устройство провинциального правитель¬ства и провинциального собрания, а также порядок избра¬ния и отозвания членов провинциального собрания будут определены законом.
Статья 114. Правительственный строй в тех местностях, которые еще не стали провинциями, будет определен законом.
Глава VI
ОКРУГА
Статья 115. Округ является единицей местного самоуправления.
Статья 116. В круг ведения окружного самоуправления входят:
1) производство окружной переписи населения и его регистрация;
2) земельное управление в округе;
3) окружное финансовое управление;
4) пути сообщения, орошение и другие инженерные рабо¬ты в округе;
5) публичные и кооперативные предприятия в округе;
6) полиция и поддержание общественного порядка в ок¬руге;
7) учебные заведения и культурные учреждения в округе,
8) охрана народного здравия в округе;
9) оказания помощи и призрения в округе;
10) охрана публичной собственности в округе и управление его;
11) охрана живописных ландшафтов и исторических памятников в округе;
12) прочие вопросы окружного самоуправления.
Статья 117. Граждане округа будут осуществлять в со¬ответствии с законом права инициативы и референдума в вопросах окружного самоуправления, а также права избра¬ния и отозвания окружного головы и других выборных должностных лиц, состоящих на службе окружного самоуправления.
Статья 118. В округе будет иметься окружное собрание, члены которого избираются непосредственно гражданами на публичном собрании [заседании]. Члены окружного собрания будут занимать свою должность в течение 3-летнего срока и могут быть затем переизбраны.
Статья 119. Окружное собрание будет собираться каж¬дые полгода. Его сессии будут длиться один месяц. В случае необходимости могут созываться чрезвычайные сессии.
Статья 120. Окружное собрание будет иметь следующие права и обязанности:
1) принимать окружной бюджет и наблюдать за его исполнением;
2) принимать решения по поводу окружного налогового обложения и заключения контрактов, увеличивающих финансовое бремя окружного казначейства;
3) принимать решения по поводу управления и распоряжения принадлежащими округу имуществами;
4) ревизовать отчетность округа;
5) издавать распоряжения по округу;
6) предлагать окружной власти новые мероприятия в об¬ласти окружного управления;
7) рассматривать вопросы, внесенные главой округа;
8) обращаться с запросами к окружному голове.
Статья 121. Окружные регламенты и распоряжения, противоречащие законам и указам центрального или провин¬циального правительства, будут недействительны и лишены силы.
Статья 122. В каждом округе будет иметься окружное правительство с окружным головой [магистратом], избирае¬мым гражданами на публичном собрании. Окружной голова будет занимать свою должность в течение 3-летнего срока и может быть затем переизбран.
Кандидатами на должность окружного головы могут быть только лица, выдержавшие публичные экзамены, производи¬мые центральным правительством, или же признанные пригодными министерством регистрации публичной службы.
Статья l2З. Окружной голова будет вести дела округа в соответствии с принципами самоуправления и под руководством губернатора провинции исполнять предписания центрального и провинциального правительств.
Статья 124. Устройство окружного собрания и окруж¬ного правительства, а также порядок избрания и отозвания окружного головы и членов окружного совета будут опреде¬лены законом.

Глава VII
МУНИЦИПАЛИТЕТЫ
Статья 125. Поскольку законом не постановлено иначе, положения о самоуправлении и об окружном управлении будут применяться с соответствующими изменениями и к муниципалитетам.
Статья 126. В каждом муниципалитете будет иметься муниципальное собрание, члены которого избираются непо¬средственно гражданами на публичном собрании. 1/3 членов муниципального совета будет ежегодно выходить в отставку и замещаться по новым выборам.
Статья 127. В каждом муниципалитете будет иметься муниципальное правительство во главе со старшиной, непосредственно избираемым гражданами на публичном собрании. Он будет занимать свою должность в течение 3-летнего срока и может быть затем переизбран.
Кандидатами на должность старшины могут быть только лица, выдержавшие публичные экзамены, производимые центральным правительством, или же признанные пригод¬ными министерством регистрации публичной службы.
Статья 128. Старшина будет вести дела муниципалитета в соответствии с принципами муниципального самоуправле¬ния и под руководством соответствующего органа надзора исполнять предписания центрального и провинциального правительств.
Статья 129. Устройство муниципального собрания и муниципального правительства, а также порядок избрания и отозвания членов муниципального совета и старшины будут определены законом.

Глава VIII
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Статья 130. Экономическая система Китайской респуб¬лики будет покоиться на принципе народного благосостояния и будет стремиться к национальной экономической самодостаточности и равенству.
Статья 131. Земля в территориальных пределах Китайской республики принадлежит народу в целом. Всякая ее часть, законно приобретенная в собственность частным ли¬цом или частными лицами, будет охраняться законом и под¬чиняться установленным законом ограничениям.
Государство может в соответствии с законом облагать налогами или отчуждать частную земельную собственность по её стоимости, объявленной владельцем или определенной правительством.
Всякому земельному собственнику вменяется в обязан¬ность обрабатывать свою землю с наибольшей продуктивностью.
Статья 132. Все те ископаемые и все те естественные силы, которые могут быть экономически использованы ради общей пользы, принадлежат государству, и на них не будет распространяться право частной собственности на землю.
Статья 133. Нетрудовая прибавочная стоимость земли будет облагаться налогом на прибавочную стоимость земли и обращаться на общую пользу.
Статья 134. Перераспределяя земельную собственность, государство будет руководствоваться принципом помощи и покровительства владеющим землей фермерам и владель¬цам, обрабатывающим свои земли.
Статья 135. Государство может в соответствии с законом регулировать права частного владения и частных предприятий, когда это владение и эти предприятия считаются вредными для планомерного развития национальной экономической жизни.
Статья 136. Государство будет поощрять, направлять и защищать производственные предприятия граждан и внешнюю торговлю нации.
Статья 137. Все предприятия общественного пользова¬ния и предприятия монопольного характера будут вестись государством, за исключением тех случаев, когда в силу необходимости государство особо разрешает частное их ведение.
Упомянутые в предшествующем разделе частные пред¬приятия могут в случае крайней необходимости для нацио¬нальной обороны временно переходить в управление госу¬дарства. Государство может также в соответствии с законом брать навсегда эти предприятия в свои руки с уплатой соответствующего возмещения.
Статья 138. В целях улучшения жизненных условий рабочих, повышения производительности их труда и смягчения безработицы государство будет проводить политику охраны труда.
Женщины и дети будут пользоваться особой охраной соответственно их возрасту и физическому состоянию.
Статья 139. Труд и капитал в соответствии с принципами взаимной помощи и сотрудничества будут совместно развивать производственные предприятия.
Статья 140. В целях развития сельского хозяйства и повышения благосостояния земледельческого населения государство будет улучшать экономические и жизненные условия в деревне и увеличивать производительность земледельческого труда путём применения научных методов земледелия.
Государство может регулировать производство и сбыт сель¬скохозяйственных продуктов, как по их видам, так и по количеству.
Статья 141. Государство будет предоставлять надлежа¬щую помощь или возмещение тем, кто потерял трудоспособность или жизнь на военной или публичной службе.
Статья 142. Государство будет оказывать надлежащую помощь тем старым, больным или нетрудоспособным людям, которые не в состоянии зарабатывать себе на жизнь.

Глава IX
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 143. Целью Китайской республики в области народного образования будет развитие национального духа, укрепление национальной морали, воспитание народа для самоуправления и повышение его способности зарабатывать себе на жизнь и тем самым создание здоровой и сильной в своем единстве массы граждан.
Статья 144. Все граждане Китайской республики будут иметь одинаковую возможность получать образование.
Статья 145. Все публичные и частные учебные заведе¬ния страны будут подчинены государственному надзору и будут обязаны проводить в жизнь усвоенную государством политику народного образования.
Статья 146. Дети в возрасте от 6 до 12 лет являются детьми школьного возраста и будут получать начальное обучение бесплатно. Подробности будут определены законом.
Статья 147. Все лица выше школьного возраста, не по¬лучившие начального обучения, будут получать дополнитель¬ное обучение бесплатно. Подробности будут определены законом.
Статья 148. Учреждая университеты и технические школы, государство будет особо учитывать нужды отдельных местностей, чтобы предоставить их населению одинаковую возможность получения высшего образования и тем самым ускорить планомерное развитие национальной культуры.
Статья 149. Ассигнования на народное образование будут составлять не менее 15% общего бюджета централь¬ного правительства и не менее 30% общих бюджетов — по принадлежности провинций, округов, и муниципалитетов. Особо выделенный в соответствии с законом фонд на народное образование будет сохранен.
На расходы по народному образованию в нуждающихся провинциях будут выдаваться субсидии из центрального казначейства.
Статья 150. Государство будет поощрять и субсидиро¬вать частные учебные заведения, достигшие особо удовлетворительных результатов.
Статья 151. Поощрение и денежная помощь будут ока¬зываться делу образования китайских граждан, живущих за пределами страны.
Статья 152. Все публичные или частные учебные заве¬дения страны будут устанавливать стипендии и награды в целях поощрения учеников преуспевающих и хорошего поведения, но лишенных средств.
Статья 153. Правительство будет поощрять и поддержи¬вать преподавательский или административный персонал учебных заведений, служащий с успехом и в течение дол¬гого времени. Размер их ежегодных прибавок к содержанию за выслугу лет, а также размер их пенсии будут определены законом.
Статья 154. Государство будет поощрять и оберегать изыскания и открытия в области наук или техники.
Статья 155. Государство будет защищать и сохранять исторические памятники и предметы старины, имеющие ценность историческую, культурную или художественную.

Глава X
ФИНАНСЫ
Статья 156. Распределение доходов и расходов между правительствами различных степеней и предоставление им субсидий друг другу или взаимной финансовой помощи будут определены законом.
Статья 157. Правительства различных степеней будут составлять на каждый финансовый год общий бюджет и общий исполнительный отчет, определяющие соответствующие их годовые доходы и расходы. Состав бюджета и порядок составления исполнительного отчета по бюджету будут определены законом.
Бюджеты и исполнительные отчеты государственных предприятий, руководимых правительствами различных степе¬ней, составляются в соответствии с положениями о бюджетах и исполнительных отчетах; однако, чистая прибыль или убы¬ток таких предприятий будут в соответствии с законом включаться в общий бюджет и исполнительный отчёт руководящего ими правительства.
Для строительных планов, рассчитанных на длительный период, правительства различных степеней могут в соответ¬ствии с законом производить последовательные ассигнова¬ния на целый ряд лет; однако такие ассигнования будут включаться в общий бюджет.
Общий бюджет правительства той или иной степени будет недействителен, если он составлен не в предусмотренном законом порядке.
Статья 158. Размер разрешенных по бюджету расходов будет тем максимальным пределом расходов, который не может ни изменяться, ни превышаться, иначе как путем дополнительных ассигнований, предоставляемых в том же порядке, в котором составляется бюджет.
Правительства различных степеней могут ходатайствовать о чрезвычайном бюджете при наличии одного из следующих условий:
1) чрезвычайных планов национальной обороны или защиты;
2) больших бедствий;
3) неотложных и важных строительных работ.
Статья 159. Перечисленные ниже полномочия принад¬лежат законодательному юаню, поскольку то касается цент¬рального правительства, однако могут также осуществляться тем или иным законно установленным органом, если в соответствии с законом мероприятия этого рода могут проводиться самостоятельно отдельными провинциями, округами или муниципалитетами:
1) установление или изменение ставок налогов и пошлин, пени, штрафов или других видов обложения принудитель¬ного порядка;
2) выпуск публичных займов, распоряжение публичной собственностью и заключение таких контрактов, которые уве¬личивают бремя государственного казначейства;
3) учреждение или закрытие публичных предприятий, монополий, концессий или иных предприятий, преследую¬щих цели извлечения прибыли;
4) предоставление или отобрание монополий, концессий или иных особых привилегий.
Без особого разрешения закона провинциальные, окруж¬ные или муниципальные правительства не будут иметь права заключать иностранные займы или непосредственно пользо¬ваться иностранным капиталом.
Статья 160. В территориальных пределах Китайской республики будет разрешаться свободное обращение всех товаров. Они не могут конфисковаться или арестовываться, иначе как по закону.
Таможенные пошлины являются доходом центрального правительства. Они будут взиматься только один раз, когда товары ввозятся в страну или вывозятся из нее.
Правительства различных степеней не будут взимать никаких пошлин с товаров, перевозимых внутри страны, за исключением сборов, взимаемых в целях улучшения водных путей и дорог с пользующихся ими судов и экипажей.
Право устанавливать налоги и сборы с товаров принадлежит центральному правительству и будет осуществляться лишь в соответствии с законом.
Статья 161. В финансовом устройстве всех правитель¬ственных учреждений будет обеспечиваться взаимная неза¬висимость отделов расходования средств, отчетности и реви¬зии, каждого в отдельности. Подробности будут определены законом.

Глава XI
ВОЕННЫЕ СИЛЫ
Статья 162. Военные силы Китайской республики содержатся в целях национальной обороны. Они будут подчинены центральному правительству. Их обязанность будет заклю¬чаться в охране национального суверенитета, в защите государственной территории, в противодействии иностран¬ному вторжению и в обеспечении подчинения закону и приказам.
Статья 163. Военные силы будут составляться главным образом путем набора.
Обязанность граждан участвовать в национальной обороне будет определена законом.
Статья 164. Устройство сухопутных, морских и воз¬душных военных сил будет определено законом.
Статья 165. Верховное командование президента рес¬публики сухопутными, морскими и воздушными военными силами будет осуществляться в мирное время через посред¬ство соответствующего министра или соответствующих министерств, а во время иностранного вторжения или вой¬ны — через посредство верховного главнокомандующего, назначаемого президентом республики по предложению и с согласия законодательного юаня. Верховный главнокомандующий оставляет свою должность немедленно по оконча¬нии военных действий.
Статья 166. Если иностранное государство объявит войну стране или нападет на страну без предварительного объявления войны, то президент республики имеет право немедленно издать приказ о мобилизации и обороне и объявить чрезвычайное положение; однако вслед за тем он будет просить в соответствии с законом об утверждении этих приказов.
Статья 167. Вся страна в соответствии с нуждами нацио¬нальной обороны будет разделена на военные округа. Под¬робности будут определены законом.
Никто из военных, командующих военным округом, не может постоянно находиться в столице провинции.
Статья 168. Военные силы будут размещены в целях национальной обороны в различных местностях. Они не будут переводиться или применяться, иначе как по приказу центрального правительства или по просьбе провинциаль¬ного, окружного или муниципального правительств, для ока¬зания помощи в чрезвычайных обстоятельствах.
О действиях, предпринятых в упомянутых в предшествующем разделе чрезвычайных обстоятельствах, провинциальное, окружное или муниципальное правительства, а также воен¬ный, командующий соответствующим военным округом, будут немедленно доносить центральному правительству.
Статья 169. Военные расходы будут покрываться из центрального казначейства. Размеры расходов и численность офицеров и рядовых должны быть точно определены в бюджете.
Военный комиссариат будет независим от командующего и подчинен центральному казначейству в соответствии с законом.
Статья 170. Никакое провинциальное, окружное или муниципальное правительство не имеет права набирать воен¬ные силы или учреждать военные школы или арсеналы.
Дело защиты общественного порядка в провинциях, окру¬гах и муниципалитетах будет определено законом.
Статья 171. Никто из военных, находящихся на действительной службе, не имеет права вмешиваться в поли¬тику или высказывать какие-либо мнения по поводу по¬литики.
Статья 172. Никто из военных, находящихся на дей¬ствительной службе, не имеет права одновременно занимать какую-либо административную должность.
Статья 173. Юрисдикция военного суда и его устройство будут определены законом.

Глава XII
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 174. Выражение «закон», употребляемое в настоящей конституции, означает всякое постановление, принятое законодательным юанем и обнародованное президентом республики в качестве закона.
Статья 175. Законы, противоречащие конституции, будут недействительны и лишены силы.
Административные распоряжения, противоречащие кон¬ституции или статутам, будут недействительны и лишены силы.
Статья 176. Право толкования конституции будет при¬надлежать судебному юаню.
Статья 177. Никакие изменения конституции не могут делаться, если они не были предложены не менее чем ¼ делегатов народного конгресса и приняты большинством голосов не менее чем 2/3 делегатов, присутствующих на заседании, при кворуме не менее чем в ¾ общего числа членов народного конгресса.
Предлагаемые изменения конституции должны быть опуб¬ликованы инициатором или инициаторами предложения за год до созыва народного конгресса.
Статья 178. Настоящая конституция вступит в силу со дня её обнародования.