Основной закон Нидерландов 1887

ОСНОВНОЙ ЗАКОН НИДЕРЛАНДСКОГО КОРОЛЕВСТВА
30 ноября 1887 года
ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ. О КОРОЛЕВСТВЕ И ЕГО НАСЕЛЕНИИ
1. – Нидерландское королевство состоит из территории в Европе, равно как из колоний и владений в других частях света.
2. – Конституция применяется лишь на европейской территории, если противоположное не выражено прямо в тексте ее.
Везде, где в следующих статьях упоминается о королевстве, должно разуметь владения в Европе.
3. – Закон может соединять и разделять провинции и общины, равно как создавать новые.
Границы государства, провинций и общин могут быть изменяемы законом.
4. – Все, кто находится на территории королевства, имеют равное право на защиту личности и имущества.
Закон регулирует допущение и высылку иностранцев и те общие условия, на которых могут быть заключаемы договоры о выдаче с иностранными державами.
5. – Все нидерландцы допускаются к занятию государственных должностей.
Ни один иностранец не может быть к тому допущен, за исключением случаев, особо указанных в законе.
6. – Закон устанавливает, кто из всех жителей королевства признается нидерландским гражданином.
Иностранец может быть натурализован лишь в законодательном порядке.
Закон определяет следствия натурализации как для другого супруга, так и для несовершеннолетних детей натурализованного.
7. – Никто не нуждается в предварительном разрешении для выражения путем печати своих мыслей и мнений; каждый ответствует за них по закону.
8. – Всякое лицо имеет право адресовать петиции соответствующим властям, но только в письменной форме.
Петиция должна быть подписана ее подателем.
Подача ее от имени другого лица разрешается лишь в силу письменного полномочия, которое прилагается к петиции.
Законно существующие учреждения могут адресовать компетентным властям петиции, но лишь по тем предметам, которые входят в сферу их компетенции.
9. – Признается право жителей объединяться в союзы и устраивать собрания.
Закон регулирует и ограничивает пользование этим правом в интересах общественного порядка.
ВТОРОЙ ОТДЕЛ. О КОРОЛЕ.
ЧАСТЬ I. О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ.
10. – Корона Нидерландов передается навсегда Его Величеству Вильгельму-Фридриху, принцу Оранско-Нассаускому и, в наследственном порядке, его законным потомкам согласно следующим положениям.
11. – Корона переходит по наследству к его сыновьям и другим нисходящим наследникам по мужской линии по праву первородства в том смысле, что, в случае кончины лица, имеющего на нее право, сыновья последнего и другие нисходящие наследники по мужской линии занимают его место, и что корона никогда не переходит в младшую линию или колено, если в старшей линии или колене имеется, согласно сказанному, наследник.
12. – В случае отсутствия наследников, указанных в предыдущей статье, престол переходит к дочерям умершего короля по праву первородства.
13. – В случае отсутствия дочерей, указанных в предыдущей статье, корона переходит к дочерям мужских линии последнего скончавшегося короля, и если их и их потомков также не имеется, корона переходит в женские нисходящие линии.
В этих случаях старшая линия всегда предпочитается младшей, мужское колено  женскому, старшее  младшему, а в пределах колена мужчины предпочитаются женщинам, старшее – младшим.
14. – В случае отсутствия наследников престола, указанных в трех предыдущих статьях, корона переходит к принцессе Оранско-Нассауского дома, самой близкой родственнице к последнему королю из нисходящей линии покойного короля Вильгельма-Фридриха, принца Оранско-Нассауского.
При равных степенях родства предпочтение отдается старейшей.
Если означенная родственница короля умерла раньше его, ее нисходящие потомки заступают ее место, при чем мужская линия предпочитается женской, старшая – младшей, а в пределах колена мужчины – женщинам, старшие – младшим.
15. – В случае отсутствия наследников, имеющих право на корону в силу предыдущих четырех статей, она переходит к потомкам покойной принцессы Каролины Оранской, сестры покойного принца Вильгельма V и жены покойного принца Нассау-Вейльбургского, в мужской линии, согласно правилам, предписанным и статьей относительно потомков покойного короля Вильгельма-Фридриха, принца Оранско-Нассауского.
16. – Отказ от короны вызывает те же последствия в порядке престолонаследия, что и смерть.
17. – Дитя, которым беременна супруга короля в момент его смерти, рассматривается относительно прав его на корону, как уже родившееся. Если оно рождается мертвым, оно почитается не существовавшим.
18. – Устраняются от престолонаследия, как за себя, так и за своих нисходящих, все дети, происшедшие от брака, заключенного королем или королевой, без согласия генеральных штатов, или принцем или принцессой царствующего дома, без согласия на данный брак, требуемого законом.
Заключением такого брака королева отказывается от престола, а принцесса – от своих прав на него.
Когда корона переходит к другому дому по наследству или согласно ст. 15, 19, 20 или 21, вышеозначенные положения применяются лишь к бракам, заключенным после восшествия этого дома на престол.
19. – Если исключительные обстоятельства приведут к необходимости внести некоторые изменения в порядок престолонаследия или принять какие-либо меры, относящиеся к этому порядку, король имеет право представить соответствующий законопроект.
Генеральные штаты, созываемые в таком случае в двойном составе, обсуждают и вотируют предложение в соединенном заседании.
20. – Если наследник, имеющий согласно конституции право на занятое престола, отсутствует, назначение его производится посредством особого закона, проекте коего вносится королем.
Генеральные штаты, созванные для того в двойным составе, обсуждают и вотируют королевское предложение в соединенном заседании.
21. – Если в момент кончины короля, нет наследников, имеющих право на престол согласно конституции, то избрание наследника производится генеральными штатами. Для этой цели они созываются в двойном составе, в течение месяца со дня смерти короля.
22. – Все положения, касающиеся престолонаследия будут применяться к нисходящим потомкам первого короля, к которому перейдет корона в силу одной из двух предыдущих статей, в том смысле, что умерший король будет считаться родоначальником нового рода во всем, что относится к престолонаследию, точно так же и с такими же последствиями, как родоначальником Оранско-Нассауского дома был, согласно ст. 10, покойный король Вильгельм Фридрихе, принц Оранско-Нассаусский.
Тот же порядок должен соблюдаться в случае, предусмотренном ст. 15, по отношению к потомкам покойной принцессы Каролины Оранской.
То же должно соблюдаться по отношению к потомству особы женского пола, призванной к престолонаследию, в том смысле, что корона переходит в следующую линию рода, к которому эта особа принадлежала по своему происхождению, лишь в случае абсолютного отсутствия нисходящих потомков.
23. – Король не может носить никакой другой иностранной короны, кроме Люксембургской.
Местопребывание правительства ни в коем случае не может быть перенесено за пределы королевства.
ЧАСТЬ II. О ДОХОДАХ КОРОЛЯ
24. – Кроме доходов с государственных имуществ, уступленных законом 26 августа 1822 г. и возвращенных в 1848 г. покойным королем Вильгельмом II государству в качестве имуществ короны, король получает ежегодный доход из государственного казначейства, размер которого устанавливается при вступлении короля на престол.
25. – В распоряжение короля предоставляются летняя и зимняя резиденции, на содержание которых не может быть истрачено из государственных средств более 50.000 флоринов в год.
26. – Король и принц Оранский свободны от всяких личных налогов.
Они не пользуются никакими другими податными изъятиями.
27. – Король управляет своим двором по своему благоусмотрению.
28. – Из государственного казначейства отпускается вдовствующей королеве во время ее вдовства ежегодное содержание в 150.000 флоринов.
29. – Старший сын короля или его ближайший мужской потомок, который является вероятным наследником короны, есть первый подданный короля и носит титул принца Оранского.
30. – В качестве такового принц Оранский получает ежегодное содержание в 100.000 флоринов из государственного казначейства, считая с того дня, когда он достигает восемнадцатилетнего возраста; это содержание повышается до 200.000 флоринов, когда он вступает в законный брак.
ЧАСТЬ III. ОБ ОПЕКЕ НАД КОРОЛЕМ
31. – Король признается совершеннолетним по достижении полных 18 лет.
Тоже самое относится к принцу Оранскому, когда он становится регентом.
32. – Опека над малолетним королем устанавливается, и опекун или опекуны назначаются законом.
Генеральные штаты обсуждают и вотируют проект такого закона в соединенном заседании.
33. – Такой закон издается еще при жизни короля на случай несовершеннолетия его преемника. Если этого не случилось, то должно быть по возможности выслушано мнение некоторых ближайших родственников малолетнего короля относительно установления опеки.
34. – До вступления в отправление обязанностей, опекун приносит в соединенном собрании генеральных штатов перед президентом следующую присягу или обещание:
«Клянусь (обещаю) быть верным королю, добросовестно исполнять все обязанности, которые возложены на меня опекой, и в особенности стараться внушить королю чувство преданности конституции и любви к народу. Да поможет мне Бог всемогущий!» («Я это обещаю!»).
35. – Если король не в состоянии управлять королевством, то должны быть приняты необходимые меры для охраны его личности, согласно предписаниям ст. 32, относительно опеки над малолетним королем.
Закон устанавливает форму присяги или обещания, к которым должны быть приведены опекун или опекуны, назначенные на этот случай.
ЧАСТЬ IV. О РЕГЕНТСТВЕ
36. – Во время несовершеннолетия короля королевская власть осуществляется регентом.
37. – Регент назначается законом, который одновременно может регулировать преемство в регентстве до совершеннолетия короля. Генеральные штаты обсуждают и вотируют такой закон в соединенном собрании.
Закон может быть издан и при жизни короля, на случай несовершеннолетия его преемника.
38. – Если король не в состоянии управлять королевством, то его власть также передается регенту.
Когда главы министерств, собравшись в совет, решат, что представляется подобный случай, они дают знать о своем мнении государственному совету, с просьбой в известный срок высказаться о нем.
39. – Если по истечении этого срока, они продолжают оставаться при своем мнении, то созывают соединенное заседание генеральных штатов, чтобы дать им отчет о данном случае, причем должно быть принято во внимание мнение государственного совета, если таковое было высказано.
40. – Если генеральные штаты приходят к заключению, что наступил случай, предусмотренный первой частью ст. 38, они объявляют об этом в резолюции, публикуемой президентом, который назначается согласно ст. 108 ч. 2; означенное постановление вступает в силу со дня обнародования.
При отсутствии такого президента, он назначается собранием.
41. – В случае, предусмотренном ст. 40, принц Оранский является регентом по закону, если он достиг восемнадцатилетнего возраста.
42. – Если принца Оранского не существует или если он не достиг восемнадцатилетнего возраста, регентство образуется – в этом последнем случае, до достижения им восемнадцати лет, – согласно ст. 37.
43. – Принимая регентство, регент приносит в соединенном заседании генеральных штатов, в присутствии президента, следующего рода присягу или обещание: «Клянусь (обещаю) быть верным королю; клянусь (обещаю), что, осуществляя, пока король несовершеннолетен (пока король не в состоянии управлять), королевскую власть, я буду всегда соблюдать и охранять конституцию.
«Клянусь (обещаю) всей своей властью защищать и охранять независимость и целость государственной территории, покровительствовать общественной и личной свободе и правам всех и каждого из подданных короля и употреблять все, поставленные законами в мое распоряжение, средства для блага всех и каждого, как это обязан делать хороший и верный регент.
Да поможешь мне Бог всемогущей!» («Я это обещаю!»).
44. – Если регент не в состоянии осуществлять регентскую власть, то применяются ст. 38 ч. 2, 39 и 40.
Если не установлено преемства в регентстве, вступает в силу ч. I ст. 37.
45. – Королевская власть осуществляется государственным советом:
1) в случае смерти короля, пока не установлен порядок престолонаследия, согласно ст. 21, и не назначен регент для несовершеннолетнего наследника, а также в случае отсутствия наследника престола или регента;
2) в случаях, указанных в ст. 40 и 44, пока регент не назначен или отсутствует и в случае смерти регента, пока его преемник не назначен или не принял еще в свои руки правления;
3) в случаях, когда неизвестен наследник престола, а регент пока не назначен или отсутствует.
Осуществление государственным советом власти прекращается по закону с вступлением в отправление своих обязанностей наследника престола или регента.
Для установления регентства государственный совет представляет соответствующий законопроект:
в случаях, упомянутых под пп. 1 и 2, – в течение месяца после того, как он вступил в исполнение королевских обязанностей;
в случае, указанном подп. 3, – в месячный срок после того, как наследник престола стал известен.
46. – При назначении регента или при принятии на себя управления принцем Оранским, законом определяется та сумма, которая поступает из государственных средств на издержки по регентству.
Установленная таким образом сумма не может быть изменяема во время регентства.
47. – Когда обстоятельство, указанное в ст. 38, исчезает, генеральные штаты провозглашают это в соединенном заседании посредством резолюции, публикуемой президентом, согласно ст. 40.
48. – Означенная резолюция принимается по предложению регента или, по крайней мере, двадцати членов генеральных штатов.
Эти члены представляют предложение президенту первой палаты, который сейчас же созывает генеральные штаты в соединенное заседание.
Если сессия палат закрыта, то указанные двадцать членов имеют право сами созвать их.
49. – Главы министерств или опекун обязаны лично отдавать отчет палатам генеральных штатов о состоянии короля или регента всякий раз, когда их об этом запрашивают.
Ст. 94 ч. 3 применяется в этих целях также и к опекунам.
50. – Немедленно, по опубликовании резолюции, указанной в ст. 47, король вступает в отправление своих обязанностей.
ЧАСТЬ V. О ВСТУПЛЕНИИ КОРОЛЯ НА НРЕСТОЛ
51. – Король, по принятии в свои руки управления, в непродолжительном, по возможности, времени приносит присягу и провозглашается королем в Амстердаме, в открытом соединенном заседании генеральных штатов.
52. – В этом заседании король приносит следующую конституционную присягу или обещание: «Клянусь (обещаю) перед нидерландским народом всегда защищать и соблюдать конституцию.
Клянусь (обещаю) защищать и охранять всей своей властью независимость и целость территории королевства, покровительствовать общественной и личной свободе и правам всех моих подданных и употреблять все средства, поставленные законами в мое распоряжение для блага всех и каждого, как это должен делать хороший король.
Да поможешь мне Бог всемогущий!» («Я это обещаю!»).
53. – После принесения присяги или обещания король провозглашается таковым в заседании генеральных штатов, и президент объявляет нижеследующую торжественную декларацию, которая подтверждается затем присягой или обещанием президентом и последовательно всеми членами:
«Во имя народа нидерландского и в силу конституции, мы принимаем и провозглашаем Вас королем; мы клянемся (обещаем) охранять вашу неприкосновенность и права короны; мы клянемся (обещаем) делать все, что обязаны делать хорошие и верные генеральные штаты.
Да поможешь нам Бог всемогущий!» («Мы это обещаем!»).
ЧАСТЬ VI. О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ
54. – Особа короля неприкосновенна; министры ответственны.
55. – Исполнительная власть принадлежите королю.
56. – Король издает общие административные регламенты.
Эти регламенты не могут заключать в себе распоряжений, снабженных карательной санкцией, за исключением случаев, предусмотренных законом.
57. – Король ведает верховное управление иностранными делами.
58. – Король объявляет войну. Он извещает об этом немедленно обе палаты генеральных штатов, делая им в то же время сообщения, которые он признает совместимыми с интересами и безопасностью государства.
59. – Король заключает и ратифицирует договоры с иностранными державами. Он сообщает содержание их обеим палатам генеральных штатов, поскольку считает это совместимым с интересами и безопасностью государства.
Договоры, которые вносят изменения государственной территории, возлагают на королевство денежные обязательства или содержат какие-нибудь другие положения, затрагивающие законные права, не могут быть ратифицированы королем, безе одобрения их генеральными штатами.
Это одобрение не является необходимым, если король в законодательном порядке был уполномочен заключить договор.
60. – Королю принадлежит главное командование военными сухопутными и морскими силами.
Офицеры назначаются королем. От него зависят повышения, отозвания или отставки, согласно правилам, установленным законом.
Пенсии регулируются законом.
61. – Королю принадлежит верховное управление колониями и владениями королевства в других частях света.
Правила местного управления колоний и владений устанавливаются законом.
Монетная система регулируется законом.
Остальные вопросы, относящиеся к колониям и владениям, будут определены в законодательном порядке, когда в этом будет ощущаться нужда.
62. – Король представляет ежегодно генеральным штатам обстоятельный отчет об администрации и положении колоний и владений.
Закон устанавливает порядок надзора за взиманием и расходованием колониальных денежных средств.
63. – Королю принадлежит верховное управление государственными финансами.
Он определяет жалование всех чиновников, выдаваемое из средств государственного казначейства.
Закон определяет жалование членов государственного совета, членов счетной палаты и чинов магистратуры.
Король вносит сумму уплачиваемого всем жалования в расходный бюджет королевства.
Пенсии чиновников регулируются законом.
64. – Король имеет право чеканить монеты. Он имеет право помещать на монетах свое изображение.
65. – Король жалует дворянское звание.
Никто из граждан не может принимать звания иностранного дворянства.
66. – Ордена устанавливаются в законодательном порядке, по предложению короля.
67. – Король и, с его согласия, принцы королевского дома могут принимать иностранные ордена, не связанные с какими-либо обязательствами.
Все остальные нидерландцы или иностранцы, состоящие на нидерландской государственной службе, не могут ни в каком случае принимать ордена, титулы, чины и знаки отличия от иностранных правительств без согласия короля.
68. – Король имеет право освобождать от наказаний, наложенных судами.
Он осуществляет это право, по выслушивании мнения суда, указанного для этой цели общими распоряжениями.
Амнистия или общее освобождение от наказаний не могут быть дарованы иначе, как в законодательном порядке.
69. – Король не может освобождать от действия законодательных предписаний иначе, как в силу особого закона.
Закон, который дает ему эту власть, определяет предписания, на которые означенное право распространяется.
Изъятия из общих административных распоряжений разрешаются, если король оставил за собой это право, внесши точную оговорку в такие распоряжения.
70. – Конфликты между провинциями, между провинциями и общинами, между общинами, между провинциями или общинами и водными (waterschappen), торфяными (veenschappen) и плотинными (veenprolders) синдикатами, – которые не входят в число указанных в ст. 153, или число тех конфликтов, которые решаются, согласно ст. 154, судьями общего права или административными судами, – разрешаются королем.
71. – Король предлагает генеральным штатам законопроекты и делает им другие предложения, которые считает необходимыми.
Он имеет право одобрять или отклонять законопроекты, вотированные генеральными штатами.
72. – Способ обнародования законов и общих административных распоряжений, а также время вступления их в силу определяются законом.
Форма обнародования законов следующая: «Мы, еtс………….. король нидерландский, еtс……….
Всем, кто увидит или услышит об этом акте, – привет! Мы даем знать:
Приняв во внимание
(следуют мотивы закона).
По этим причинам, выслушав мнение государственного совета и по соглашению с генеральными штатами, Мы решаем и приказываем etc.
(следует текст закона).
Дано etc.».
Во время управления королевы или регента, или государственного совета эта форма соответствующим образом изменяется.
73. – Король имеет право распустить палаты генеральных штатов, каждую в отдельности и обе вместе.
Указ, предписывающий роспуск их, устанавливает в то же время сорокадневный срок для новых выборов и двухмесячный для собрания вновь избранных палат.
Государственный совет, во время управления королевством, не пользуется правом роспуска палат.
ЧАСТЬ VII. О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ И МИНИСТЕРСТВАХ.
74. – Состав и функции государственного совета регулируются законом.
Король состоит президентом совета и назначает его членов.
Принц Оранский, по достижении 18 лет, входит по закону в состав совета.
75. – Король передает на обсуждение государственного совета все предложения, представляемые им генеральными штатами, или сделанные ему генеральными штатами, а равно и все общие административные распоряжения, касающиеся королевства, колоний и владений в других частях света.
В начале публикуемых указов упоминается, что мнение государственного совета было выслушано.
Король, кроме того, выслушивает мнение государственного совета по всем делам, относительно которых признает это полезным.
Решающий голос принадлежит одному королю, который дает знать совету о каждом своем решении.
76. – Закон может возложить на государственный совет или на одно из его отделений решение тяжебных дел.
77. – Король организует министерства, назначает управляющих ими и увольняет их по своему усмотрению.
Управляющие министерствами следят за исполнением конституции и других законов, поскольку это исполнение зависит от короны.
Ответственность их регулируется законом.
Все решения и акты короля должны быть скреплены подписью главы одного из министерств.
ТРЕТИЙ ОТДЕЛ. О ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТАХ
ЧАСТЬ I. О СОСТАВЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ
76. – Генеральные штаты представляют весь нидерландский народ.
79. – Генеральные штаты разделяются на первую и вторую палаты.
80. – Члены второй палаты избираются непосредственно жителями королевства мужского пола, нидерландского гражданства, удовлетворяющими социальным условиям, требуемым избирательным законом, и достигшими указанного в законах возраста, который не может быть ниже 23 лет.
Закон устанавливает случаи приостановки избирательного права для военнослужащих, занимающих должности ниже офицерских в армии и флоте в течение всего времени, пока они находятся на действительной службе.
Лишены избирательного права все те, у которых право это отнято судебным приговором, все, заключенные в тюрьмах или потерявшие по судебному приговору право распоряжаться и управлять своим имуществом; далее, все те, которые получали в течение предшествовавшего года помощь из благотворительных учреждений или от коммунальной администрации; а в тех случаях, когда избирательный закон обусловливает осуществление избирательного права уплатой определенной суммы прямых налогов или владением одним или несколькими источниками дохода, а также и все те, которые не внесли причитавшихся с них налога или налогов.
81. – Вторая палата состоит из ста членов, избранных в избирательных округах.
Разделение королевства на избирательные округа и все, что касается избирательного права и способов его осуществления, устанавливается особым законом.
82. – Первая палата состоит из пятидесяти членов. Они избираются провинциальными штатами в следующей пропорции:
Северный Брабант – 6; Гельдер – 6; Южная Голландия – 10; Северная Голландия – 9; Зеландия – 2; Утрехт – 2; Фрисландия – 4; Верхний Ейссель – 3; Гронинген – 3; Дренте – 3 и Лимбург – 3; всего – 50 членов.
В случае соединения или разделения провинций, изменения их границ или создания новых провинций, закон должен внести необходимый перемены для согласования с приведенным соотношением.
83. – Когда генеральные штаты созываются в двойном составе, к обыкновенным членам каждой палаты присоединяется равное число чрезвычайных, избранных таким же образом, как обыкновенные.
Декрет о созыве устанавливает и день выборов.
ЧАСТЬ II. О ВТОРОЙ ПАЛАТЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ
84. – Чтобы быть членом второй палаты, необходимыми условиями являются нидерландское гражданство, мужской пол, тридцатилетний возраст, отсутствие судебного приговора, лишающего права распоряжения и управления имуществом, а также и обладания пассивным избирательным правом.
85. – Члены второй палаты избираются на четыре года. Их функции прекращаются одновременно, и все они могут немедленно подвергнуться переизбранию.
86. – Члены вотируют, не будучи связаны никакими инструкциями и не сносясь со своими избирателями.
87. – При вступлении в отправление своих обязанностей, члены приносят следующего рода присягу или обещание: «Клянусь (обещаю), быть верным конституции».
«Да поможет мне Бог всемогущий!» («Это я обещаю!»).
Прежде чем быть приведенным к этой присяге или обещанию, они приносят очистительную присягу или торжественное заявление в следующих словах:
«Клянусь (заявляю), что для успеха своего избрания я не обещал и не давал никаких подарков. ни прямым, ни косвенным образом, под каким бы то ни было предлогом или названием.
Клянусь (обещаю), что ни прямо, ни косвенно не буду принимать даров и подарков от кого бы то ни было, чтобы сделать или не сделать чего-либо при отправлении своих обязанностей.
«Да поможет мне Бог всемогущий!»
«(Объявляю и обещаю)».
Эта присяга (обещание и заявление) приносится в присутствии короля или в заседании второй палаты в присутствии президента, уполномоченного для этой цели королем.
88. – Президент избирается королем на всю сессию из числа трех кандидатов, представляемых палатой.
89. – Члены палаты получают возмещение путевых расходов, в оба конца на каждую сессию, в сумме, установленной законом сообразно расстояниям.
Кроме того, они получают в виде вознаграждения ежегодно сумму в 2000 флоринов. Это вознаграждение не выдается членам, состоящим министрами, а также тем, которые отсутствовали в течение всей сессии.
ЧАСТЬ III. О ПЕРВОЙ ПАЛАТЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ
90. – Чтобы быть членом первой палаты, необходимо удовлетворять условиям, требуемым для участия во второй палате, и кроме того, принадлежать к числу наиболее обложенных плательщиков прямых налогов королевства или занимать некоторые высшие государственные должности, перечисленные в законе.
В каждой провинции на каждые 1500 душ избирается один вышеупомянутый крупнейший плательщик, удовлетворяющий при этом общим условиям, требуемым для избрания в члены генеральных штатов.
91. – Члены первой палаты избираются на 9 лет. Ст. 86 применяется также и к ним.
Приступая к отправлению своих обязанностей, они приносят ту же присягу (обещание и заявление), которая предписана для членов второй палаты, или в присутствии короля, или в заседании первой палаты, в присутствии президента, уполномоченного на этот предмет королем.
Они получают возмещение за путевые расходы и за пребывание в столице, согласно закону.
Палата возобновляется по третям каждые три года, согласно составляемым для этой цели спискам. Выбывающие члены могут быть непосредственно переизбраны.
92. – Президент назначается королем из числа членов на одну сессию.
ЧАСТЬ IV. ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ОБЕИХ ПАЛАТ
93. – Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
Кто был избран одновременно во многих местах членом первой или второй палаты, или обеих палат, должен объявить, какое избрание он принимает.
94. – Главы министерств заседают в обеих палатах. Они имеют лишь совещательный голос, если не состоят членами палат.
Они дают палатам – устно или письменно – требуемые разъяснения, сообщение которых не противоречит интересам государства.
Они могут быть приглашаемы каждой палатой присутствовать для этой цели на ее заседаниях.
95. – Обе палаты, каждая в отдельности и обе вместе в соединенном заседании, имеют право расследования (enquete), которое будет определено законом.
96. – Член генеральных штатов не может быть одновременно членом или вице-президентом государственного совета, президентом, вице-президентом или членом верховного суда, генеральным прокурором или генеральным адвокатом при этом суде, президентом или членом общей счетной палаты или королевским провинциальным комиссаром.
Закон установит, по мере необходимости, последствия совмещения звания члена одной из палат с какой-либо другой должностью, оплачиваемой из средств государственного казначейства, кроме перечисленных в ч. 1.
Военные, состоящие на действительной службе, становясь членами одной из палат, отстраняются по закону от действительной службы на все время их депутатских полномочий; по истечении его, они снова поступают на действительную службу.
Лица, принимающие после избрания в генеральные штаты какую-либо оплачиваемую государственную службу, которой они не занимали до избрания, теряют свое депутатское звание, но могут быть переизбраны вновь.
97. – Члены генеральных штатов не могут быть преследуемы в судебном порядке ни за речи, произнесенные ими на заседаниях, ни за адресованные штатам письменные заявления.
98. – Палаты сами проверяют полномочия вновь избранных членов и разрешают протесты, возбужденные по поводу этих полномочий или вообще выборов.
99. – Каждая палата назначает своего секретаря.
Последний не может быть одновременно членом одной из палат.
100. – Генеральные штаты собираются, по крайней мере, раз в год.
Их обыкновенная сессия открывается в третий вторник каждого сентября.
Король, когда признает нужным, созываешь их в чрезвычайную сессию.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.