Проект Административного кодекса Казахстана

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(ПРОЕКТ)

Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Административно-процессуальное законодательство
Глава 2. Задачи и принципы административного производства
Раздел 2. Производство по административным спорам
Глава 3. Подведомственность и подсудность
Глава 4. Состав суда, отводы
Глава 5. Лица, участвующие в деле. Представительство в суде
Глава 6. Доказательства и доказывание
Глава 7. Судебные расходы
Глава 8. Меры принуждения и ответственности за проявление неуважения к суду
Глава 9. Процессуальные сроки
Глава 10. Судебные извещения и вызовы
Подраздел 1. Производство в суде первой инстанции
Глава 11. Подготовка дела к судебному разбирательству
Глава 12. Судебное разбирательство
Глава 13. Производство по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах
Глава 14. Производство по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) исполнительных местных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя
Глава 15. Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
Глава 16. Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих
Глава 17. Производство по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов
Глава 18. Обращение прокурора о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными
Глава 19. Производство по приостановлению или прекращению деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, отзыву лицензии
Подраздел 2. Производство по пересмотру судебных актов
Глава 20. Апелляционное обжалование, опротестование судебных актов
Глава 21. Обжалование и опротестование постановлений и определений суда апелляционной инстанции в кассационном порядке
Глава 22. Производство в суде кассационной инстанции
Глава 23. Производство в порядке надзора
Раздел 3. Производство по делам об административных правонарушениях
Глава 24. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Глава 25. Подведомственность дел об административных правонарушениях, компетенция должностных лиц по рассмотрению дел и наложению административных взысканий
Глава 26. Основные положения производства по делам об административных правонарушениях
Глава 27. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
Глава 28. Доказательства и доказывание
Глава 29. Принятие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Глава 30. Возбуждение дел об административных правонарушениях
Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Глава 32. Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
Глава 33. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
Глава 34. Реабилитация. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях
Глава 35. Особенности производства по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом об административной ответственности
Глава 36. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Глава 37. Порядок исполнения отдельных видов административных взысканий

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Административно-процессуальное законодательство

Статья 1. Отношения, регулируемые административным процессуальным законодательством
Административное процессуальное законодательство Республики Казахстан регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия при рассмотрении и разрешении административных споров, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом, а также общественные отношения, возникающие при производстве по делам об административных правонарушениях.

Статья 2. Административно-процессуальное законодательство
1. Порядок административного производства по делам об административных правонарушениях и административных спорах на территории Республики Казахстан определяется Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами, настоящим Кодексом, основанных на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права. Положения иных законов, регулирующих порядок административного производства, подлежат включению в настоящий Кодекс.
2. Международные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, регулирующие порядок административного производства, являются составной частью административно-процессуального права.
3. Если в ходе административного производства возникает необходимость рассмотрения вопроса, который должен быть решен в соответствии с нормами гражданского или уголовного права, он разрешается в порядке гражданского или уголовного судопроизводства.

Статья 3. Применение в административном производстве правовых норм, имеющих преимущественную силу
1. Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Казахстан. В случае противоречия между правилами настоящего Кодекса и Конституцией Республики Казахстан действуют положения Конституции.
2. В случае противоречия между правилами настоящего Кодекса и конституционным законом Республики Казахстан действуют положения конституционного закона. В случае противоречия между правилами настоящего Кодекса и иными законами действуют положения настоящего Кодекса.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Статья 4. Действие административно-процессуального закона Республики Казахстан в пространстве
Административное производство на территории Республики Казахстан ведется в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 5. Действие административно-процессуального закона во времени
1. Административное производство осуществляется в соответствии с административно-процессуальным законом, действующим на момент совершения процессуальных действий, принятия процессуальных решений.
2. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения этого правонарушения, независимо от времени наступления последствий.

Статья 6. Действие административно-процессуального закона по кругу лиц
1. Действие настоящего Кодекса распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц, филиалов и представительств.
2. Иностранцы, иностранные юридические лица и лица без гражданства участвуют в административном производстве на общих основаниях, если иное прямо не закреплено в настоящем Кодексе.
3. Особенности административного производства, осуществляемого в отношении или при участии лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетами, установленными международными договорами Республики Казахстан, определяется настоящим Кодексом.

Статья 7. Понятия, используемые в настоящем Кодексе
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
1) «административный спор» – спор, одной из сторон которого является орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо, государственный служащий и которое разрешается на основе административно-правовых норм;
2) «участники административно производства» – органы и лица, участвующие в административном производстве;
3) «подведомственность» – совокупность установленных настоящим Кодексом признаков, по которым рассмотрение дел об административных правонарушениях относится к компетенции того или иного уполномоченного органа (должностного лица);
4) «подсудность» – совокупность установленных настоящим Кодексом признаков, по которым рассмотрение дел об административных спорах или административных правонарушениях относится к компетенции судов;
5) «административное производство» – совокупность процессуальных действий и решений, осуществляемых по конкретному делу об административном споре или административном правонарушении, возникшему из административного спора или административного правонарушения, в ходе его возбуждения, подготовки, рассмотрение и исполнения постановления суда, уполномоченного органа (должностного лица);
6) «протокол» – процессуальный документ, в котором фиксируется процессуальное действие, совершаемое судьей, уполномоченным органом (должностным лицом), ведущим административное производство;
7) «иск» – в установленной настоящим Кодексом форме письменное обращение в специализированный административный суд о защите прав физического лица или законных интересов юридического лица, нарушенных или предполагаемых нарушенными органом государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом, государственным служащим в области административных правоотношений;
8) «административное усмотрение» – полномочие, предоставляющее государственному органу или должностному лицу право на основании соблюдения публичных и частных интересов выбрать из нескольких соответствующих законодательству решений наиболее приемлемое, обеспечивающее достижение предусмотренной законом цели;
9) «жалоба» – письменный документ участвующего в производстве лица, которому предоставлено право в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом, высказать свое несогласие с процессуальным решением, вынесенным по делу об административном споре или по делу об административном правонарушении;
10) «истец» – физическое или юридическое лицо, обратившееся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов по административным спорам;
11) «ответчик» – орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо, государственный служащий к которым обращено требование о восстановлении нарушенных или предполагаемых нарушенными прав физического лица или законных интересов юридического лица;
12) «материалы дела» – совокупность документов и доказательств, подтверждающих или опровергающих совершение административного правонарушения, а также раскрывающие существо административного спора;
13) «постановление» – выносимый судом, уполномоченным органом (должностным лицом) в письменной форме документ, фиксирующий выводы и принятое процессуальное решение по результатам рассмотрения дела об административном споре или дела об административном правонарушении.

Глава 2. Задачи и принципы административного производства

Статья 8. Задачи административного производства
Задачами административного производства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, а также своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечение исполнения вынесенного решения.

Статья 9. Значение принципов административного производства
Значение принципов административного производства состоит в том, что их нарушение, в зависимости от характера и существенности, влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов не имеющими силы доказательств.

Статья 10. Действие принципов
Принципы, закрепленные в статьях 11-24 настоящего Кодекса распространяются на все виды административного производства, в статьях 25-26 настоящего Кодекса на производство по делам об административных спорах, в статьях 27-34 настоящего Кодекса на производство по делам об административных правонарушениях.
(ст.11-34 поменяны местами, на казахском нужно тоже поменять)

Статья 11. Законность
1. Суды, государственные органы (должностные лица), при административном производстве, обязаны точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов.
2. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого нормативного правового акта неконституционным. По получении судом решения Конституционного Совета производство по делу возобновляется.
3. Нарушение закона судом при разрешении дел недопустимо и влечет за собой отмену незаконных судебных актов. Судья, виновный в нарушении закона, несет установленную законом ответственность.
4. Суд, при ведении производства по делам об административных спорах, установив при разрешении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону или издание его с превышением полномочий, применяет правовые акты, имеющие большую юридическую силу.
5. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд, при ведении производства по делам об административных спорах применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законодательства.

Статья 12. Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица
1. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов.
2.Суд, государственные органы (должностные лица), обязаны обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников административного производства, создать установленные настоящим Кодексом условия для ее осуществления, своевременно принимать меры по удовлетворению их законных требований.
3.Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.
4.В случае причинения противоправными действиями государственного органа (должностного лица) имущественного вреда гражданам, юридическим лицам, суд, орган (должностное лицо), ведущий административное производство, обязан принять меры к его возмещению.
5. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод при ведении административного производства, подлежит возмещению в предусмотренном законодательством Республики Казахстан порядке.

Статья 13. Уважение чести и достоинства личности, деловой репутации
1. При ведении административного производства запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников административного производства.
2. Моральный вред, причиненный лицу незаконными действиями судьи, государственного органа (должностного лица), ведущим административное производство, подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Статья 14. Независимость судей
1. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону.
2. Судьи и суды разрешают дела об административных спорах, об административных правонарушениях в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.
3. Гарантии независимости судьи установлены Конституцией Республики Казахстан и законом.

Статья 15. Обеспечение безопасности в ходе производства
При наличии оснований на то, что лицам, участвующим в административном производстве, а также членам их семей возникает угроза насилия, повреждения имущества, судья, государственный орган (должностное лицо) обязан принять меры обеспечения производства и защиты здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц.

Статья 16. Гласность административного производства
1. Производство по делам об административных спорах, об административных правонарушениях происходит открыто.
2. В соответствии с законом закрытое производство осуществляется в отношении дел, содержащих сведения, являющиеся государственными секретами, а также при удовлетворении судом, органом (должностным лицом) ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений физических лиц либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.
3. Лица, участвующие в деле, и физические лица, присутствующие при открытом производстве, имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход производства с занимаемых ими мест в помещении, где осуществляется производство. Кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция в ходе производства допускаются по разрешению суда, органа (должностного лица), с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Эти действия не должны мешать ходу производства и могут быть ограничены во времени.

Статья 17. Обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь
1. Каждый имеет право на получение в ходе административного производства квалифицированной юридической помощи в соответствии с законом.
2. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 18. Оценка доказательства
1. Судья, орган (должностное лицо), осуществляющие административное производство, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении доказательств в их совокупности, руководствуясь законом и совестью. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
2. Рассматривающий дело суд, орган (должностное лицо) сохраняя объективность и беспристрастность, принимает необходимые меры для установления истины по делу.
3. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения дела.
4. Доказательство признается относящимся к делу, если оно представляет собой фактические данные, которые подтверждают, опровергают или ставят под сомнение выводы о существовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
5. Доказательство признается допустимым, если оно получено в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
6. Доказательство признается достоверным, если в результате проверки выясняется, что оно соответствует действительности.
7. Совокупность доказательств признается достаточной для разрешения дела, если собраны все относящиеся к делу допустимые и достоверные доказательства, неоспоримо устанавливающие истину о всех и каждом из обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Статья 19. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания
1. Никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен законом.
2. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди.
3. В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой либо ответственности.

Статья 20. Право обжалования процессуальных действий, постановлений
1. Действия и решения суда, органа (должностного лица) могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Лица, участвующие в деле, имеют право на пересмотр решения вышестоящим государственным органом и (или) судом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 21. Неприкосновенность частной жизни
Частная жизнь, личная и семейная тайна находятся под охраной закона. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав в ходе административного производства допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

Статья 22. Язык, на котором ведется административное производство
1. Административное производство в Республике Казахстан ведется на казахском языке, а при необходимости в производстве наравне с казахским официально употребляется русский язык.
2. Язык судопроизводства по делам об административных спорах устанавливается определением суда в зависимости от языка, на котором подано в суд заявление. Производство по одному и тому же административному спору осуществляется на установленном первоначально языке судопроизводства.
3. Судья, органы (должностные лица), в постановлении по делу об административном правонарушении определяют язык производства по рассматриваемому делу. Производство по одному и тому же делу осуществляется на одном из языков производства, установленном постановлением суда, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется административное производство, разъясняется и обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать при его рассмотрении на родном языке или другом языке, которым они владеют, бесплатно пользоваться услугами переводчика.
5. Участвующим в административном производстве лицам бесплатно обеспечивается перевод на язык производства необходимых им в силу закона материалов дела, изложенных на другом языке.
6. Процессуальные документы, подлежащие вручению правонарушителю и потерпевшему, должны быть переведены на их родной язык или на язык, которым они владеют.
7. Расходы по переводу и услуги переводчика оплачиваются за счет государственного бюджета.

Статья 23. Соразмерность
1. Признанному виновным в совершении административного правонарушения назначается справедливое взыскание в пределах, установленных соответствующей статьей Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых правонарушений с учетом характера и степени общественной опасности правонарушений, личности виновного, в том числе его поведения до и после совершения правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность и взыскание (наказание), а также назначенного взыскания (наказания) на исправление лица, привлеченного к ответственности и на условия жизни его семьи и лиц, находящихся у него на иждивении.
2. Меры, предпринимаемые государственным органом при вмешательстве в правовое положение (свободу действий) физических и юридических лиц, должны быть соразмерны (соответствовать) законной цели, преследуемой государственным органом, а также необходимы и полезны для достижения этой цели по своему содержанию, месту, времени и кругу охватываемых этими мерами лиц.

Статья 24. Административное усмотрение
Государственный орган наделен предусмотренным законом правом по своему выбору принять одно из возможных правомерных решений. При принятии таких решений государственный орган обязан руководствоваться защитой прав физических лиц и законных интересов юридических лиц, соразмерности, а также преследовать иные предусмотренные законом цели.

Статья 25. Осуществление правосудия только судом
1. Правосудие в Республике Казахстан по делам об административных спорах осуществляется только судом. Присвоение полномочий суда кем бы то ни было, влечет ответственность по закону. Учреждение чрезвычайных или специальных судов, под каким бы то ни было названием, не допускается. Решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.
2. Компетенция суда, его юрисдикция, порядок осуществления производства по делам об административных спорах определяются настоящим Кодексом и не могут быть произвольно изменены.
3. Решения суда, осуществлявшего производство по делам об административных спорах, по неподсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом нарушившего предусмотренные настоящим Кодексом принципы законодательства о производстве об административных спорах, незаконны и подлежат отмене.
4. Решения суда по делам об административных спорах могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статья 26. Состязательность
При рассмотрении дел об административных спорах обязанность доказывания возлагается на органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих решения, действия (или бездействия) которых обжалуются, за исключением случаев, когда по основаниям предусмотренным настоящим Кодексом обязанность доказывания распределяется между участвующим в деле лицами судьей.

Статья 27. Исключительность компетенции суда
1. Компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им производства по делам об административных правонарушениях определяются законом и не могут быть произвольно изменены.
2. Решения суда, осуществлявшего производство по делам об административных правонарушениях, по неподсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом нарушившего предусмотренные настоящим Кодексом принципы законодательства об административных правонарушениях, незаконны и подлежат отмене.
3. Решения суда по делам об административных правонарушениях могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статья 28. Равенство лиц перед законом
Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, убеждений, пола, языка, отношения к религии и характера занятий, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также любых иных обстоятельств.

Статья 29. Презумпция невиновности
1. Физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело.
2. Никто не обязан доказывать свою невиновность.
3. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства об административных правонарушениях.

Статья 30. Принцип вины
1. Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть административная ответственность за невиновное причинение физическим лицом вреда, не допускается.
2. Виновным в административном правонарушении признается физическое лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Статья 31. Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности
Никто не может быть дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение.

Статья 32. Принцип гуманизма
1. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях обеспечивает безопасность человека.
2. Административное взыскание, применяемое к лицу, совершившему правонарушение, не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 33. Неприкосновенность личности
1. Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в орган внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей иначе, как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.
2. Арест как мера административного взыскания может налагаться только по постановлению судьи в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.
3. Каждому задержанному, подвергнутому приводу, доставленному в орган внутренних дел (полицию) или другой государственный орган, немедленно сообщаются основания задержания, привода, доставления, а также юридическая квалификация административного правонарушения, совершение которого ему вменяется.
4. Государственный орган (должностное лицо) обязан немедленно освободить незаконно задержанного, подвергнутого приводу, доставлению или находящегося под арестом свыше срока, предусмотренного постановлением судьи.
5. Никто из участвующих в деле об административном правонарушении лиц не может подвергаться насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
6. Совершение в процессе производства по делу об административном правонарушении против воли лица либо его законного представителя действий, нарушающих неприкосновенность личности, возможно только в случаях и порядке, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
7. Содержание лица, в отношении которого в качестве меры административного взыскания избран арест, а также лица, подвергнутого административному задержанию, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
8. Вред, причиненный физическому лицу в результате незаконного ареста, содержания в условиях, опасных для жизни и здоровья, жестокого обращения с ним, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом.

Статья 34. Неприкосновенность собственности
1. Собственность гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.