Конституция Сербии 1903

УСТАВ СЕРБСКОГО КОРОЛЕВСТВА
2 июня 1903 года.
I. Форма правления, государственная вера и территория
§ 1. Сербское королевство есть наследственная конституционная монархия с народным представительством.
§ 2. Герб сербского королевства двуглавый серебряный орел на красном щите с королевской короной.
Королевская корона расположена над обеими головами серебряного орла; в когтях своих орел держит по лилии. На груди орла находится герб княжества сербского: крест на красном щите и ружье в каждом из углов креста,
Национальные цвета красный, синий и белый.
§ 3. Восточная православная церковь признается государственной.
Сербская церковь автокефальная. Она не зависит ни от какой другой церкви и признает те же догматы, что и вселенская восточная церковь.
§ 4. Территория Сербии неотчуждаема и неделима.
Она не может быть уменьшена, и границы ее не могут быть изменены, без согласия великой народной скупщины. Для исправления границ ненаселенных территорий, не имеющих большого значения, достаточно согласия обычной народной скупщины.
§ 5. Сербское королевство делится на округа, округа делятся на уезды, уезды на общины.
II. Основные права сербских граждан.
§ 6. Настоящая конституция и законы определяют, каким образом приобретается и утрачивается звание сербского гражданина, какие права оно дает, и каким образом эти права могут быть утрачены.
§ 7. Все сербы равны перед законом.
§ 8. Дворянство не может быть ни даруемо сербским гражданам, ни признаваемо за ними.
§ 9. Свобода личности гарантируется настоящей конституцией.
Никто не может быть подвергнут допросу иначе, как в указанных законом случаях и в установленном законом порядке.
Никто не может быть арестован или каким либо иным способом лишен свободы без письменного и мотивированного решения судебной власти. Это решение должно быть сообщено арестованному в момент его задержания. Только лицо, застигнутое на месте преступления, может быть арестовано без предварительного постановления, но в этом случае постановление об его задержании должно быть сообщено ему не позже, чем через 24 часа после ареста. Арестованный может подать жалобу на это постановление в судебное учреждение первой инстанции. Если он не воспользуется своим правом в течение трех дней, считая с того момента, когда ему было сообщено постановление об аресте, судебный следователь обязан представить надлежащему судебному учреждению документы, относящиеся к его делу, не позже чем через 24 часа по истечении этого срока. Суд, по получении этих документов, должен в 24 часа либо утвердить постановление об аресте, либо отменить его. Решение суда приводится немедленно в исполнение. Органы власти, нарушившие эти постановления, подвергаются наказанию за незаконное лишение свободы, Законом будут определены те случаи, в которых суды обязаны временно отпускать арестованного на свободу без залога, а также за денежным или личным поручительством.
§ 10. Никто не может быть судим не надлежащим судом.
§ 11. Никто не может быть судим прежде, чем он не будет допрошен или не будет приглашен в законном порядке для объяснений.
§ 12. Наказания могут быть устанавливаться только законом и налагаться лишь за те проступки, предусмотренные заранее изданным законом.
§ 13. Смертная казнь за преступления исключительно политического характера отменяется. Она сохраняется для случая убийства или покушения на убийство короля или членов королевской фамилии, согласно уложению о наказаниях. Она сохраняется также для тех случаев, когда вместе с политическим преступлением учинено еще какое-либо преступное действие, за которое по уложению о наказаниях полагается смертная казнь, а также в случаях, предусмотренных военными законами.
§ 14. Сербские граждане не могут быть изгнаны из Сербии. Они могут быть принуждены оставить место своего жительства или переселены из одного места в другое только в точно установленных законом случаях.
§ 15 Жилище неприкосновенно. Власти не могут делать домашние обыски иначе, как в предусмотренных законом случаях и в установленном законом порядке.
Перед обыском надлежащий орган власти обязан сообщить заинтересованному лицу письменное предписание судебного следователя, уполномочивающее его прибегнуть к этой мере. Заинтересованное лицо может обжаловать это предписание в судебное учреждение первой инстанции. Однако жалоба не может задержать совершение обыска. Обыск может быть произведен только в присутствии двух сербских граждан.
По совершении обыска заинтересованному лицу должно быть передано свидетельство, устанавливающее результаты обыска, и подписанный список взятых для продолжения следствия вещей.
§ 16. Собственность во всех ее формах неприкосновенна.
Никто не может быть принужден уступить свое имущество на государственные или иные общественный нужды лицам публичного права, либо ограничен ради того в своем праве иначе, как в установленных законом случаях и за законное вознаграждение.
§ 17. Конфискация имущества запрещается. Могут быть, однако, конфискованы вещи, приобретенные преступными средствами, и предметы, послужившие или предназначенные для преступления.
§ 18. Свобода совести неограниченна. Все признанные культы свободны и пользуются покровительством закона, поскольку внешнее их оказательство не противоречит общественному порядку и нравственности.
§ 19. Всякие действия, могущие нанести ущерб государственной церкви (прозелитизм), запрещаются.
§ 20. Сербские граждане не могут отказываться от исполнения своих гражданских обязанностей и отбывания воинской повинности, ссылаясь на предписания исповедуемой ими религии.
§ 21. Преподавание свободно, поскольку оно не противоречит общественному порядку и нравственности. Начальное образование обязательно. Оно бесплатно в казенных начальных училищах.
§ 22. Всякий серб пользуется правом выражать свои мысли, в установленных законом границах словесно, письменно, пользуясь для этой цели печатью, и художественными изображениями. Печать свободна. Не может быть учреждена цензура или установлены какие-либо другие предупредительные меры, имеющие целью препятствовать печатанию, продаже или распространению журналов и других произведений печати. Для основания периодического издания не требуется предварительного разрешения. Автор, главный редактор, издатель или владелец типографии не обязаны вносить залога. Газеты и другие произведения печати могут быть задержаны только в том случае, если в них содержится оскорбление короля, королевской фамилии или правителей иностранных государств и их семейств, или же призыв к вооруженному восстанию. Во всех этих случаях власти обязаны представить дело суду не позже, чем через 24 часа по задержание и суд в течение 24 часов должен либо утвердить действия властей, либо разрешить выход издания в свет. В противном случае, по истечении 24 часов задержание считается отмененным. Администрации запрещается делать печати предостережения. Повременные издания должны иметь ответственных редакторов, пользующихся гражданскими и публичными правами. Ответственность за произведение печати лежит, прежде всего, на его авторе. Если автор неизвестен или не живет в Сербии, а также если он невменяем, ответственность падает на редактора, владельца типографии или распространителя сочинения.
§ 23. Тайна почтовой и телеграфной корреспонденции ненарушима; нарушение ее допускается только в военное время и в целях раскрытия преступления Особый закон определит, какие органы власти ответственны за нарушение тайны писем и телеграмм.
§ 24. Сербы имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь требованию закона. Власти не должны быть извещаемы о собраниях, происходящих в закрытом помещении. Для собраний под открытым небом, подлежащих особым законам и регламентам устанавливается явочный порядок.
§ 25. Сербские граждане пользуются правом учреждать союзы, не преследующие противозаконных целей. Это право не может быть ограничено никакими предупредительными мерами.
§ 26. Всякий серб имеет право обращаться к государственным властям от своего имени с петициями, снабженными одною или несколькими подписями. Коллективные петиции могут быть подаваемы только установленными властями и юридическими лицами.
§ 27. Всякий серб имеет право жаловаться на незаконные действия властей. Если высшие власти находят жалобу неосновательной, они обязаны сообщить жалобщику свое мотивированное решение.
§ 28. Каждый серб имеет право без всякого предварительного разрешения возбуждать судебное преследование против правительственных чиновников, мэров, председателей муниципальных советов и должностных лиц общин, нарушивших его права при пользовании своей властью. По отношению к министрам и судьям и солдатам, находящимся на действительной службе, действуют особые постановления.
§ 29. Всякий серб пользуется правом выхода из сербского подданства, по отбытии воинской повинности и выполнении всех своих обязательств по отношению к государству и частным лицам.
§ 30. Личность и имущество иностранцев, проживающих в Сербии, пользуются покровительством сербских законов. Но иностранцы обязаны платить налоги и нести другие повинности в пользу государства и общины, если только они не освобождены от этого международными договорами.
§ 31. Выдача политических преступников запрещается.
III. Государственные власти.
§ 32. Государственная власть осуществляется согласно постановлениям настоящей конституции. Действие конституции, в целом или в отдельных частях ее, не может быть приостановлено.
§ 33. Законодательная власть осуществляется королем и народным представительством.
§ 34. Право законодательной инициативы принадлежит каждой из двух отраслей законодательной власти.
§ 35. Каждый закон требует соглашения между обеими отраслями законодательной власти.
§ 36. Закон не имеет обратного действия по отношению к правам, приобретенным на основании ранее существовавшего закона.
§ 37. Толкование закона имеет обязательную силу; если оно исходит от законодательной власти.
§ 38. Исполнительная власть принадлежите королю. Король осуществляет эту власть через посредство своих ответственных министров согласно постановлениям настоящей конституции. Король назначает и увольняет министров.
§ 39. Судебная власть осуществляется судами. Их решения и приговоры выносятся и приводятся в исполнение именем короля и на основании закона.
IV. Король.
§ 40. Король глава государства. Он пользуется теми полномочиями, которые вытекают из его державной власти и осуществляет их согласно постановлениям настоящей конституции. Личность короля неприкосновенна. Король не ответствен, и против него не может быть возбуждено никакое преследование.
§ 41. Король и члены королевской фамилии должны исповедовать восточную православную веру.
§ 42. Король является покровителем всех признанных в Сербии вероисповеданий.
§ 43. Король санкционирует и обнародует законы. Ни один закон не имеет силы прежде, чем он обнародован королем.
§ 44. Наследник престола и остальные члены королевской фамилии не могут вступить в брак без разрешения короля.
§ 45. Король назначает всех государственных чиновников. Его именем и под его верховным надзором все органы администрации осуществляют свою власть.
§ 46. Король главный начальник всех военных сил государства.
§ 47. Король возводить в военные чины, руководствуясь постановлениями закона.
§ 48. Король жалует ордена и другие установленные законом знаки отличия.
§ 49. Король пользуется правом чеканить монету, руководствуясь при этом законом.
§ 50 Королю принадлежит право амнистии.
§ 51. Король пользуется правом помилования в уголовных преступлениях. Он может смягчить наказание, уменьшить его или совершенно его отменить.
§ 52. Король является представителем государства во всех его внешних сношениях. Он объявляет войну, заключает мирные, союзные и другие договоры, сообщая их народной скупщине, как только это допускают интересы государства. Но торговые трактаты и всякие другие договоры, выполнение которых требует расходов со стороны казны или изменения существующих законов, а также и те договоры, которыми нарушаются публичные или гражданские права сербских граждан, становятся действительными только по утверждении их народной скупщиной.
§ 53. Постоянным местопребыванием короля является Сербия. Когда король оставляет на некоторое время сербскую территорию, его замещает в осуществлении королевской власти наследник престола, если только он совершеннолетний. Если наследник престола не совершеннолетний или по какой-либо другой причине не может замещать короля, совет министров осуществляет королевскую власть в пределах конституции, согласно инструкциям короля.
§ 54. Король созывает народную скупщину на обыкновенные и чрезвычайные сессии. Он открывает и закрывает сессии народной скупщины лично произнесением тронной речи, либо через послание или указ, передаваемые советом министров. Тронная речь, послание и указ должны быть контрассигнованы всеми министрами. Король имеет право отсрочивать сессию народной скупщины. Но отсрочить ее он может не больше, чем на два месяца, причем вторично отсрочить сессию, без согласия самой скупщины, король не может. Он имеет право распустить народную скупщину, но актом о роспуске должны быть назначены в то же время новые выборы не позже, чем через два месяца, и должна быть созвана новая скупщина не позже, чем через три месяца. Указ о роспуске скупщины должен быть контрассигнован всеми министрами.
§ 55. Король не может быть правителем другого государства, без согласия великой народной скупщины.
§ 56. Ни один акт короля, относящиеся к области государственного управления, не имеет силы и не может быть приведен в исполнение, если он не контрассигнован надлежащим министром, который через подписание акта становится ответственным за него.
§ 57. В Сербии правит король Петр I из династии Карагеоргиевичей. Королю наследует его мужское потомство от законного брака по праву первородства. Если король не оставить мужского потомства, право на наследование престола переходить к единокровной боковой линии в том же порядке первородства.
§ 58. Король и наследник престола становятся совершеннолетними по достижении восемнадцатилетнего возраста.
§ 59. По смерти короля, наследник престола, если только он совершеннолетний, немедленно приступает к осуществлению королевской власти в качестве конституционного короля. Король манифестом объявляет стране о своем вступлении на престол. Он созывает затем народную скупщину в течение десяти дней с момента объявления о смерти покойного короля, чтобы принести перед ней установленную конституцией присягу. Если скупщина распущена, а новые выборы еще не произведены, то должна быть созвана распущенная скупщина для выслушивания присяги короля. Эти постановления относятся и к тому случаю, когда король при жизни передает престол своему наследнику.
§ 60. Принимая королевскую власть, король произносить перед народной скупщиной следующую присягу: «Я (имя)…., вступая на престол королевства Сербии и принимая королевскую власть, клянусь всемогущим Богом и всем, что для меня в этом мире наиболее свято и наиболее дорого, блюсти независимость Сербии и целость ее территории, соблюдать народную конституцию, управлять, сообразуясь с нею и законами, и во всех моих желаниях и делах руководствоваться народным благом. Произнося торжественно эту клятву перед Богом и народом, я призываю в свидетели Господа Бога, перед которым я буду отвечать на страшном суде. Да поможет мне Бог! Аминь!»
§ 61. Если в момент смерти короля наследник престола не совершеннолетний, конституционная власть короля до достижения им совершеннолетия осуществляется советом регентства, состоящего из трех лиц.
§ 62. Регенты назначаются народной скупщиной, специально для этого созванной, из числа шести кандидатов, указанных покойным королем в его завещании. Все это завещание должно быть написано и подписано рукою самого короля. Оно не должно быть контрассигновано министрами. На обратной стороне листа в качестве свидетелей должны подписаться все члены совета министров. Это завещание должно быть написано в трех экземплярах, и на каждом из них должна быть приложена королевская печать. Один экземпляр передается на хранение государственному совету, другой кассационному суду, третий хранителю королевской печати.
§ 63. Если король не указал в своем завещании кандидатов регентства, то созывается великая народная скупщина для избрания членов совета регентства. Великая народная скупщина должна быть созвана в этом случае не позже, чем через месяц по смерти короля.
§ 64. Членами регентства могут быть только сербские граждане по рождению, исповедующие восточную православную веру, пользующееся всеми гражданскими и публичными правами, достигшие возраста 40 лет и занимающие или ранее занимавшие должности министра, государственного советника, генерала или полномочного министра, аккредитованного при правительстве другого государства.
§ 65. Избрание регентства всегда происходить путем закрытой баллотировки.
§ 66. Цивильный лист определяется законом и не может быть ни увеличен без согласия скупщины, ни уменьшен без согласия короля. Каждый регент, пока он состоит в этой должности, получает по 60,000 динаров в год из сумм цивильного листа.
§ 67. Прежде чем приступить к осуществлению королевской власти, регенты должны принести присягу перед той скупщиной, которая их избрала, в том что они останутся верными королю и будут управлять согласно конституции и законам страны. Затем регенты объявляют стране манифестом, что они именем короля берут на себя осуществление королевской власти.
§ 68. Конституция не может быть изменена, пока король не достигнет совершеннолетия.
§ 69. Если король по какой-либо причине не может осуществлять королевскую власть, его именем правит наследник престола, если только он совершеннолетний. Если же наследник престола не совершеннолетний, король может назначить временное регентство.
§ 70. Если король при жизни передает власть своему несовершеннолетнему наследнику, он может назначить в то же время трех членов регентства. На назначенных в таком порядке регентов распространяются все постановления настоящей конституции, относящиеся к регентам, избранным народной скупщиной.
§ 71. Если один из членов совета регентства умирает, или если он заболевает такой болезнью, которая, согласно мнению трех врачей, указанных государственным советом по просьбе двух других регентов, и согласно мнению этих последних, лишает его возможности нести свои обязанности, или, наконец, если один из членов совета регентства выходит в отставку, два других регента осуществляют королевскую власть впредь до ближайшего собрания народной скупщины, которая должна избрать третьего регента. Если один из регентов вынужден настоятельной, необходимостью отлучиться из страны, два других члена регентства должны управлять государством во все время его отсутствия. Но в этом случае отлучившийся регент обязан оставить своим товарищам письменное заявление о своем согласии со всем тем, что они предпримут в пределах предоставленных им конституцией полномочий. Во всех предусмотренных выше случаях немедленно должны быть сообщены во всеобщее сведение причины, по которым королевская власть осуществляется только двумя регентами,
§ 72. Регенты должны заботиться о воспитании несовершеннолетнего короля. Управление имуществом несовершеннолетнего короля поручается опекуну, которого покойный король назначать в своем завещании, или в случае, если в завещании короля ничего по этому вопросу не сказано, опекунам короля, которых назначают регенты с согласия государственного совета.
§ 73. Если король умирает, не оставляя мужского потомства, но королева в момент его смерти беременна, королевская власть осуществляется до разрешения королевы от бремени, председателем государственного совета, председателем кассационного суда и министром юстиции на правах временного регентства.
§ 74. Во всех тех случаях, когда, согласно постановлениям настоящей конституции, нужно будет избрать регентство, совет министров временно будет под своей ответственностью осуществлять конституционную власть короля. Совет министров объявляет стране манифестом, что он принимает на себя осуществление королевской власти и сообщает о причинах этого.
§ 75. В тех случаях, когда трон в силу настоящей конституции останется без наследника, совет министров берет в свои руки королевскую власть. Он должен тогда в течение одного месяца с момента смерти короля созвать великую народную скупщину, которая и разрешит вопрос о наследовании престола.
V. Народное представительство
§ 76. Народное представительство осуществляется народной скупщиной. Народная скупщина бывает обыкновенной и великой.
§ 77. Народная скупщина состоит из депутатов, свободно избранных народом согласно постановлениям настоящей конституции.
§ 78. Выборы народных депутатов прямые. Голосование закрыто и совершается посредством шаров.
§ 79. Каждый округ избирает число депутатов, пропорциональное числу лиц, платящих налоги, по одному депутату на каждые 4500 плательщиков. Если число не представленных плательщиков больше, чем 3000, они избирают еще одного депутата. В число это входят и те депутаты, для которых ст. 99 конституции установлены особые требования.
§ 80. Число лиц, платящих подати в каждом округе, а также число депутатов, избираемых отдельными округами, определяется пред каждыми общими выборами согласно постановлениям конституции комиссией, состоящей из председателя, государственного совета, председателя и обоих вице-председателей последней скупщины и председателя кассационного суда.
§ 81. Город Белград избирает четырех депутатов, города Ниш и Крагуевац по два, города Алексинац, Вальево, Вранье, Горний Милановац, Заечар, Ягодина, Княжевац, Крушевац, Лозница, Лесковац, Неготин, Парачин, Пирот, Пожаревац, Прокуилие, Свилаинац, Смедерево, Чуприя, Ужице, Чачак и Шабац каждый по одному депутату.
§ 82. Каждый народный депутат является представителем всего народа, а не только своих избирателей.
§ 83. Избиратели не могут давать, а депутаты не могут принимать от своих избирателей обязательных инструкций.
§ 84. Избирателями являются все сербы по рождению и лица, натурализованные в Сербии, достигшие возраста 21 года и платящие государству прямых налогов не менее, чем 15 динаров в год. Члены задруг, достигшие 21 года, пользуются правом избирательного голоса независимо от размеров налога, уплачиваемого ими государству.
§ 85. Всякий избиратель имеет право подавать свой голос только в одном месте и при этом в том избирательном округе, к которому он приписан.
§ 86. Офицеры, числящиеся на службе или в запасе, и солдаты, находящиеся на действительной службе, не пользуются правом избирательного голоса
§ 87. Временно утрачивается избирательное право:
1) осужденными на каторгу, до восстановления в правах;
2) осужденными за преступление отнятием гражданской чести, пока длится наказание;
3) арестованными или заключенными за преступления и проступки, упомянутые в п. 1 и 2;
4) осужденными судебным приговором за то, что злоупотреблением власти, угрозами, подарками или обещаниями подарков старались о своем или чужом избрании в депутаты, а также те, которые осуждены за продажу своего голоса. Потеря длится в течете срока, указанного приговором;
5) состоящими под следствием;
6) состоящими под опекою;
7) вступившими без разрешения сербской власти на службу другой державы;
8) осужденными, в качестве приверженцев непризнанного культа, за неисполнение гражданских и воинских обязанностей на срок, указанный в приговоре.
§ 88. Все избиратели одного округа образуют одну избирательную коллегию и голосуют не за отдельных кандидатов, а за целый список кандидатов. В городах, избирающих более одного депутата, выборы происходят в том же порядке.
§ 89. В округах подача голосов имеет место в нескольких пунктах, определяемых избирательным законом. Города также могут быть в случае надобности разделены законом на несколько избирательных районов.
§ 90. В каждом месте, где происходить голосование, образуется избирательное бюро, в составе одного общинного выборного, избираемого общинной властью, одного лица из числа представивших избирательные списки, и одного лица, которое окончило университет, а в случае недостатка такового лица, окончившего среднюю школу.
§ 91. Во всяком главном окружном месте ив каждом городе, избирающем более одного депутата, образуется главное избирательное бюро, которое собирает бюллетени, разбирает их, провозглашает результаты выборов и дает депутатам полномочия.
В этом бюро председательствует один из членов государственного совета или кассационного суда, назначенный по жребию, а членами его состоят: председатель местного общинного совета, один член апелляционного суда или председатель суда первой степени и два лица из числа представивших избирательные списки.
§ 92. В каждом округе сто избирателей, а в каждом городе, избирающем более одного депутата, пятьдесят избирателей имеют право выставить свой избирательный список. В каждом списке должно быть записано столько имен, сколько депутатов избирает соответствующий округ или город. Списки носят имя того кандидата, который на нем записан первым. Каждый список имеет свою урну во всех местах, где происходить голосование.
Общее число голосовавших избирателей, разделенное на число депутатов, которые имеют быть избранными в данном избирательном округе, дает то число голосов, которое является знаменателем, определяющим количество депутатских мест, достающихся каждому списку. Каждый список получает столько депутатских мест, сколько раз определяющее число содержится в общем числе голосов, за него поданных.
В каждом списке определяющее число голосов отдается сначала кандидату, стоящему во главе его, затем остальным кандидатам в том порядке, в котором они помещены в списке, пока не будет исчерпано число поданных за данный список голосов.
Если какой либо кандидатский список не получил определяющего числа голосов, то голоса эти придаются кандидатскому списку с наибольшим числом голосов.
Если будут депутатские места, для которых ни один список не получил равного знаменателю числа голосов, то прибавляется по одному депутату к тем спискам, которые имеют число, наиболее близкое к знаменателю, пока не получается числа депутатов данного избирательная округа. В случае, если такое число менее числа списков, решает жребий, какому списку должно быть дано депутатское место.
§ 93. В городах, в которых избирается один депутат, и которым ст. 81 настоящей конституции предоставляет избирательное право, избранным признается тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов.
Если никто не получил абсолютного большинства голосов, происходить новые выборы. На новых выборах достаточно относительного большинства, а в случае равенства голосов решает жребий.
Избирательное бюро, которое дает полномочия депутату, составляется из одного судьи местного или ближайшего суда первой степени, из председателя общинного суда и одного представителя любого кандидата.
§ 94. Лица, не пользующиеся активным избирательным правом, не могут быть избраны в депутаты.
§ 95. Чтобы иметь право быть избранным в народную скупщину, необходимо, независимо от условий, который требуются для пользования активным избирательным правом, удовлетворять еще следующим требованиям:
1) быть сербом по рождению или получить право сербского гражданства путем натурализации и проживать в Сербии в течение 5 лет;
2) пользоваться всеми гражданскими и политическими правами;
3) жить постоянно в Сербии, если только проживания за границей не требует исполнение обязанностей по занимаемой государственной должности;
4) быть не моложе 30 лет;
5) платить государству прямых налогов не менее 30 франков в год.
§ 96. Полицейские чины не могут быть избраны в депутаты.
§ 97. Депутаты, не состоящие на государственной службе во время своего избрания и поступающие на нее в то время, когда срок их полномочий еще не истек, тем самым теряют звание депутата. Они могут быть, однако, избраны вновь в порядке, указанном в ст. 98. Это постановление не относится к министрам, которые остаются депутатами, не подвергаясь переизбранию.
§ 98. Чиновники и все лица, состоящие на государственной службе, а равно и председатели общин, если они были избраны народными представителями и приняли мандат, должны сложить свое звание. Сохраняют, однако, свое служебное положение вместе с мандатом депутата следующие чиновники:
1) министры на службе и в отставке;
2) члены государственного совета;
3) чрезвычайные и полномочные министры, аккредитованные при иностранных дворах, и дипломатические агенты;
4) председатели и члены высших судов и судов первой степени;
5) профессора великой школы, высших и средних школ;
6) инженеры и врачи на государственной службе;
7) пенсионеры и чиновники в отставке.
§ 99. В числе депутатов, избранных каждым округом, должны быть, по меньшей мере, двое, удовлетворяющих кроме общих условий, необходимых для пользования пассивным избирательным правом, еще следующему специальному требованию: они должны окончить в Сербии или за границей курс какого-нибудь факультета или какого-нибудь высшего специального учебного заведения, стоящего на одной высоте с университетскими факультетами.
§ 100. Депутаты обыкновенной народной скупщины, избранные на общих выборах, получают полномочия на четыре года. Для каждого четырехлетнего законодательного периода скупщины, выборы происходят 8-го сентября. Если общие выборы происходят вследствие роспуска обыкновенной скупщины, четырехгодичный законодательный период скупщины начинается от ближайшего сентября месяца. До этого времени скупщина может быть созвана на чрезвычайную сессию. Депутаты, избранные на дополнительных выборах, получают свои полномочия только до окончания того законодательного периода скупщины, в течение которого они были избраны. Дополнительные выборы должны происходить не позже, чем через месяц после того, как место депутата стало вакантным.
§ 101. Народная скупщина регулярно созывается в столице 1-го октября каждого года. Только в случае крайней необходимости скупщина может быть созвана вне столицы. Сессия скупщины не может закончиться прежде, чем скупщина не приняла государственного бюджета.

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.