Конституция Польши 1921

КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(17 марта 1921 года с изменениями по закону 2 августа1926 г.)
Во имя всемогущего бога. Мы, народ польский, – вознося благодарность провидению за освобождение от полуторавекового гнета, вспоминая с признательностью мужество и стойкость жертвенной борьбы поколений, непрерывно посвящавших свои лучшие силы делу освобождения, продолжая возвышенные традиции памятной конституции 3 мая, имея в виду благо всей объединенной независимой родины, стремясь утвердить на вечных началах права и свободы ее независимость, могущество, безопасность и общественный порядок и гарантировать вместе с тем на благо всего возрождающегося человечества развитие ее духовных и материальных сил, а также обеспечить всем гражданам республики равенство, уважение к труду, приобретенные права, и заботливое покровительство со стороны государства, – утверждаем и вводим эту конституцию в учредительном собрании Польской республики.
РАЗДЕЛ I. РЕСПУБЛИКА
Статья 1. Польское государство есть республика.
Статья 2. Верховная власть в Польской республике принадлежит народу. Народными органами в области законодательства являются сейм и сенат, в области исполнительной власти – президент республики совместно с ответственными министрами, в области отправления правосудия – независимые суды.
РАЗДЕЛ II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 3. К области государственного законодательства относится установление всякого рода публичных и частных прав, а также способа их осуществления.
Ни один закон не может войти в силу без одобрения сейма, выраженного в порядке, предусмотренном регламентом.
Закон, принятый сеймом, вступает в действие в срок, в нем самом указанный.
Польская республика, основывая свое устройство на принципе широкого территориального самоуправления, отводит представительствам самоуправлений, в особенности в делах администрации, просвещения и хозяйства, собственную сферу уставной деятельности, которая будет точнее определена государственными законами.
Распоряжения властей, из которых возникают права или обязанности для граждан, обязательны лишь в том случае, если они изданы на основании закона и со ссылкой на него.
Статья 4. (Ежегодно государственным законом устанавливается бюджет государства на следующий год).
[По закону от 2 августа 1926 г. статья 4 получила следующую редакцию]:
Закон ежегодно устанавливает государственный бюджет на следующий бюджетный год.
Статья 5. Установление численности армии и разрешение на ежегодный призывной контингент могут иметь место лишь в законодательном порядке.
Статья 6. Заключение государственных займов, продажа, обмен, залог недвижимых государственных имуществ, введение податей и каких-либо сборов, установление таможенных пошлин и монополий, утверждение денежной системы, а также принятие государственным казначейством финансовой гарантии могут иметь место только в силу законодательного акта.
Статья 7. Правительство обязано ежегодно представлять отчет в государственных расходах на утверждение парламента.
Статья 8. Способ осуществления парламентского контроля государственных долгов будет определен особым законом.
Статья 9. Для контроля с финансовой точки зрения всего государственного управления, для рассмотрения государственного баланса, для ежегодного внесения в сейм предложения об утверждении счетов правительства или отказе в нем учреждается верховная контрольная палата на основах коллегиальности и судейской независимости ее членов, сменяемых только по постановлению сейма, принятому большинством 3/5 голосующих.
Организация верховной контрольной палаты и круг ее деятельности будут подробно установлены особым законом.
Председатель верховной контрольной палаты по своему служебному положению приравнивается к министру, но не входит в состав совета министров, являясь ответственным за, свои и подчиненных ему чиновников действия непосредственно перед сеймом.
Статья 10. Право законодательной инициативы принадлежит правительству и сейму. Предложения и законопроекты, влекущие за собой выдачи из государственного казначейства, обязаны указывать как порядок производства расходов, так и способ покрытия их.
Статья 11. Сейм составляется из депутатов, избираемых на 5 лет, считая со дня открытия сейма, всеобщим, тайным, прямым, равным и пропорциональным голосованием.
Статья 12. Право избирать имеет каждый польский гражданин без различия пола, которому ко дню назначения выборов исполнился 21 год, который пользуется всеми гражданскими правами и который поселился в избирательном округе, по меньшей мере, за день до объявления о выборах в «Дневнике законов».
Право голосования может осуществляться только лично. Военные, состоящие на действительной службе, не имеют права голосования.
Статья 13. Право избираться имеет каждый гражданин, пользующийся правом избирать в сейм, не исключая и военных на действительной службе, независимо от места жительства, если ему исполнилось 25 лет.
Статья 14. Избирательным правом не могут пользоваться граждане, осужденные за преступные деяния, указанные в положении о выборах в качестве влекущих за собой временную или постоянную утрату прав избирать и быть избранным, а также лишение депутатского мандата.
Статья 15. Государственные чиновники, служащие в административных, финансовых и судебных органах, не могут избираться в тех округах, в которых состоят на службе. Это постановление не касается чиновников, состоящих на службе в центральных учреждениях.
Статья 16. Служащие в государственных учреждениях и учреждениях местного самоуправления с момента избрания в депутаты пользуются отпуском вплоть до истечения срока депутатского мандата. Это постановление не распространяется на министров, товарищей министра и профессоров высших школ. Время несения обязанностей депутата засчитывается как время службы.
Статья 17. Депутат, принимающий платную правительственную должность, теряет свои полномочия; это постановление не касается депутатов, назначаемых министрами, товарищами министра и профессорами высших школ.
Статья 18. Подробные правила о выборах депутатов в сейм будут изложены в положении о выборах.
Статья 19. Сейм проверяет действительность не опротестованных выборов. Вопрос о действительности опротестованных выборов решает верховный суд.
Статья 20. Депутаты являются представителями всего народа и не могут быть связаны никакими инструкциями избирателей.
Депутаты дают пред маршалом сейма и в присутствии сейма следующее обещание:
«Торжественно обещаю как депутат Польской республики работать ревностно и исключительно на благо всего польского государства, по совести и крайнему моему разумению».
Статья 21. Депутаты не могут привлекаться к ответственности за свою деятельность в сейме или вне его, входящую в круг депутатских обязанностей, ни в течение срока депутатских полномочий, ни по окончании его. За речи и мнения, а также поступки в сейме депутаты отвечают только перед сеймом. За нарушение прав третьих лиц они могут привлекаться к судебной ответственности, поскольку судебные власти получат на это разрешение сейма.
Уголовные преследования в судебном или административном порядке, а также дисциплинарное преследование, начатые против депутата до получения депутатских полномочий, должны быть по требованию сейма приостановлены до истечения срока мандата.
Течение давности в уголовном преследовании против депутата прерывается на время исполнения им депутатских обязанностей.
Во время исполнения своих обязанностей депутаты не могут подвергаться уголовно-судебной, судебно-административной и дисциплинарной ответственности, а также не могут быть лишены свободы без разрешения сейма. В случае поимки депутата при учинении преступления общего характера, если притом его задержание необходимо для обеспечения отправления правосудия, а также для устранения причиненного преступлением вреда, судебные власти обязаны немедленно уведомить маршала сейма для получения разрешения сейма на арест и дальнейшее судебное преследование. По требованию маршала задержанный должен быть немедленно освобожден.
Статья 22. Депутаты не вправе приобретать на свое или на чужое имя государственное имущество или арендовать его, брать публичные поставки и государственные подряды, а равно получать от правительства концессии или другие личные выгоды.
Депутат также не может получать от правительства никаких знаков отличия, за исключением военных.
[По закону от 2 августа 192б г. статья 22 дополнена следующим новым разделом]:
В случае нарушения указанных выше постановлений, они констатируются по требованию маршала сейма верховной контрольной палатой или верховным судом, депутат лишается своего мандата и личных выгод, полученных от государства. Особый закон установит подробности судебной процедуры.
Статья 23. Депутат не может быть ответственным редактором.
Статья 24. Депутаты получают суточное вознаграждение в размере, установленном регламентом, и имеют право бесплатно пользоваться всеми государственными средствами сообщения на всем пространстве республики.
Статья 25. Президент республики созывает, открывает, отсрочивает и закрывает сейм и сенат.
Сейм должен быть созван на первое заседание в третий вторник после дня выборов, и сейм должен ежегодно собираться не позднее октября на очередную сессию для утверждения бюджета, численности и набора войск и для других текущих дел.
Президент республики по своему усмотрению может в любое время постановить об открытии чрезвычайной сессии сейма, и обязан сделать это в течение двух недель по предложению 1/3 всех депутатов.
Другие случаи созыва сейма на чрезвычайные сессии предусматривает конституция.
Для отсрочки сессии требуется одобрение сейма, если заседания должны возобновиться в течение той же самой очередной сессии или если перерыв должен длиться свыше 30 дней.
(Сейм, созванный в октябре на очередную сессию, не может быть закрыт до утверждения бюджета.)
[По закону от 2 августа 1926 г. из разд. 2 статьи 25 исключены последние слова, взятые нами в скобки. Последний, 6-й раздел статьи 25 исключен по тому же закону, а вся статья дополнена рядом нижеследующих разделов]:
Правительство вносит в палату в течение сессии проект бюджета, включая приложения (статья 4), самое позднее за 6 месяцев до начала следующего бюджетного года. Со дня внесения бюджета в сейм сессия последнего не может быть закрыта, пока бюджет не вотирован или пока не истекли установленные в настоящей статье сроки.
Если в 30-дневный срок сенат не отослал в сейм своего решения, включая принятые изменения, то проект бюджета считается принятым сенатом и не вызвавшим возражений с его стороны (статья 35, раздел 1).
Если в 15-дневный срок по получении бюджета, переданного сенатом с принятыми изменениями, сейм не примет новой резолюции (статья 35, раздел 3), то внесенные сенатом изменения считаются принятыми.
Президент республики распоряжается об опубликовании бюджета в качестве закона, обнародованного а) в соответствии с редакцией, принятой сеймом, если сейм и сенат рассмотрели бюджет в предусмотренный срок и если сейм одобрил или отклонил изменения сената (статья 35, раздел 3); б) в соответствии с редакцией, принятой сеймом и сенатом, в том случае, если один сейм (или сенат) вотировал бюджет в предусмотренный срок; в) в соответствии с редакцией правительственного проекта в том случае, если ни сейм, ни сенат не приняли резолюции по всему бюджету в целом в предусмотренные сроки.
Содержащиеся в настоящей статье постановления не должны применяться в том случае, если бы сейм отклонил весь в целом проект бюджета, представленный правительством.
Если сейм распущен и если не был вотирован бюджет на текущий год – или, по меньшей мере, временные кредиты на месяцы, предшествующие собранию нового сейма, – то правительство может распорядиться о производстве расходов и о получении поступлений в пределах бюджета предыдущего года и так, пока сейм не вотирует те временные бюджетные кредиты, номенклатуру которых правительство обязано представить на первое заседание после выборов.
Если сейм распущен до того, как был вотирован закон о воинском контингенте, то правительство может призвать контингент в пределах контингента, вотированного сеймом на предшествующий год.
Статья 26. Сейм может быть распущен по собственному постановлению большинством 2/3 голосов при наличии половины законного числа депутатов. Президент республики может распустить сейм с согласия 3/5 законного числа членов сената.
Одновременно в обоих случаях распускается сенат в силу закона.
Выборы должны быть произведены в продолжение 90 дней после роспуска; срок их будет указан либо в постановлении сейма, либо в послании президента о роспуске сейма.
[По закону от 2 августа 1926 г. текст всей 26-й статьи заменен следующим новым текстом]:
Президент республики распускает сейм и сенат по истечении законного срока их мандата.
Президент республики может распустить сейм и сенат до истечения законного срока их мандата по предложению совета министров, на основании мотивированного послания. Однако он не может пользоваться этими правами более одного раза по одному и тому же мотиву.
Выборы должны быть произведены в течение 90 дней после роспуска сейма и сената. Их день устанавливается либо президентским посланием, провозглашающим роспуск сейма и сената, либо вотумом сейма и сената.
Статья 27. Депутаты осуществляют свои права и депутатские обязанности только лично.
Статья 28. Сейм избирает из своей среды маршала, его заместителей, секретарей и комиссии.
Полномочия маршала и его заместителей действительны после роспуска сейма до сформирования нового сейма.
Статья 29. Способ и порядок заседаний сейма, род и количество комиссий, число вице-маршалов и секретарей, права и обязанности маршала определяет регламент сейма.
Маршал назначает чиновников сейма, за деятельность которых отвечает перед сеймом.
Статья 30. Заседания сейма являются открытыми. По предложению маршала, представителя правительства или 30 депутатов сейм может объявить заседание закрытым.
Статья 31. Никого нельзя привлекать к ответственности за согласный с действительностью отчет об открытом заседании сейма и его комиссий.
Статья 32. Для действительности постановлений необходимо присутствие, по меньшей мере, 1/3 всех депутатов. Постановления сейма принимаются простым большинством голосов, поскольку конституция не постановляет иначе.
Статья 33. Депутаты могут обращаться к правительству или к соответственным министрам с интерпелляциями в порядке, установленном регламентом. Министр обязан дать устный или письменный ответ не позднее 6 недель или же сообщить основания, оправдывающие отказ дать объяснения. По требованию предъявившего запрос ответ должен быть сообщен сейму. Сейм может сделать ответ правительства предметом обсуждения и голосования.
Статья 34. Сейм может выделять особые комиссии и назначать их для обследования отдельных дел, предоставляя им право опроса заинтересованных сторон, вызова свидетелей и приглашения экспертов. Компетенция этих комиссий утверждается сеймом.
Статья 35. Каждый законопроект, принятый сеймом, передается на рассмотрение сената. Если от сената в течение 30 дней со дня вручения одобренного законопроекта не поступит против него никаких возражений, президент республики делает распоряжение об обнародовании закона.
По предложению сената президент республики может распорядиться об опубликовании закона до истечения 30 дней.
Если сенат решит изменить или отклонить одобренный сеймом законопроект, то обязан сообщить об этом сейму в течение указанных выше 30 дней, а также в течение, самое позднее, следующих 30 дней вернуть проект сейму с предлагаемыми изменениями.
Если сейм предложенные сенатом изменения примет простым большинством или отклонит большинством 11/20 принимавших участие в голосовании, то президент республики делает распоряжение об опубликовании закона в тексте, вторично одобренном сеймом.
Статья 36. Сенат состоит из членов, избранных в каждом воеводстве путем всеобщего, тайного, прямого, равного и пропорционального голосования. Каждое воеводство составляет самостоятельный округ, причем в отношении числа мандатов в сейм, определяемого по количеству жителей, число мандатов в сенат составляет 1/4. Право избирать в сенат имеет каждый избиратель в сейм, которому ко дню назначения выборов исполнилось 30 лет и который к этому дню проживал в избирательном округе не менее 1 года; однако права избирать не теряют оседлые колонисты, оставившие свое последнее местожительство, пользуясь аграрной реформой; также не теряют этого права рабочие, которые переменили свое местопребывание по причине изменения места работы, а равно и правительственные чиновники, получившие перевод по службе.
Право избираться имеет каждый гражданин, пользующийся правом избирать в сенат, не исключая военных на действительной службе, если ему исполнилось ко дню назначения выборов 40 лет.
Легислатура сената начинается и оканчивается одновременно с легислатурой сейма.
Никто не может быть одновременно членом сейма и сената.
Статья 37. Постановления статей 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32 и 33 применяются соответственно к сенату в отношении его членов.
Статья 38. Ни один закон не может противоречить настоящей конституции или нарушать ее постановлений.
РАЗДЕЛ III. ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Статья 39. Президента республики выбирают на 7 лет абсолютным большинством голосов сейм и сенат, соединенные в национальное собрание. Национальное собрание созывает президент республики в последние 3 месяца седьмого года своего президентства. Если созыв не последует за 30 дней до окончания семилетия, сейм и сенат соединяются в силу закона в национальное собрание по предложению маршала сейма и под его председательством.
Статья 40. Если президент республики не может исполнять своих обязанностей, а также в случае вакантности должности президента республики вследствие смерти, отказа или по иной причине, его заменяет маршал сейма.
Статья 41. В случае вакантности должности президента республики сейм и сенат тотчас же по предложению маршала сейма и под его председательством соединяются в силу закона в национальное собрание для выбора президента.
Если сейм распущен в то время, когда должность президента республики вакантна, то маршал сейма немедленно делает распоряжение о новых выборах в сейм и сенат.
Статья 42. Если президент республики в течение 3 месяцев не исполняет своих обязанностей, маршал сейма немедленно созывает сейм и ставит в нем на голосование вопрос, следует ли признать должность президента вакантной. Постановление о признании должности вакантной должно быть принято большинством 3/5 голосов, при наличии по меньшей мере половины того законного числа депутатов, какое определено избирательным законом.
Статья 43. Президент республики осуществляет исполнительную власть через ответственных перед сеймом министров и подчиненных им чиновников.
Каждый чиновник республики обязан подчиняться министру, ответственному за его действия перед сеймом.
Назначение чиновников гражданской канцелярии президента республики контрасигнирует председатель совета министров, который и является ответственным за, их деятельность перед сеймом.
Статья 44. Президент республики подписывает законы вместе с соответствующими министрами и распоряжается об их опубликовании в «Дневнике законов» республики.
В целях исполнения законов президент республики имеет право издавать со ссылкой на постановления законов уполномочивающие его на это исполнительные указы, распоряжения, приказы и запрещения и обеспечивать их осуществление принуждением.
Такие же права в пределах своей компетенции имеют министры и подчиненные им власти.
Всякий правительственный акт президента республики для своей действительности должен быть контрасигнирован председателем совета министров и соответствующим министром, которые подписанием акта берут на себя за него ответственность.
[По закону от 2 августа 1926 г. статья 44 дополнена следующими новыми разделами]:
Президент республики может обнародовать в случае государственной необходимости, начиная со дня роспуска сейма и сената и до собрания нового сейма (ст. 25), исполнительные указы, имеющие силу закона и относящиеся к области государственного законодательства. Тем не менее, названные указы не могут касаться ни внесения изменений, в конституцию, ни вопросов, предусмотренных в статьях 3, разд. 4-й, 5, 8, 49, разд. 2-й, 50, 59, ни изменений закона о выборах в сейм или сенат.
Закон может уполномочить президента республики опубликовывать исполнительные указы, имеющие силу закона, в такое время и в таких пределах, какие указаны в законе, однако за исключением изменений конституции.
Предусмотренные в двух предшествующих разделах указы будут обнародоваться со ссылкой на соответствующие постановления конституции и на предложение совета министров. Они должны быть подписаны президентом, председателем совета министров и всеми министрами и опубликованы в «Дневнике законов»».
Названные указы теряют силу закона, если они не будут внесены в сейм в течение 15 дней после его первого заседания или если по внесении их в сейм они будут отвергнуты им.
Статья 45. Президент республики назначает и отзывает председателя совета министров и по его предложению назначает и отзывает министров, а по предложению совета министров замещает гражданские и военные должности, особо оговоренные в законах.
Статья 46. Президент республики является одновременно и верховным начальником вооруженных сил государства; однако же он не может осуществлять главного командования во время войны.
Главнокомандующего вооруженными силами государства на случай войны президент республики назначает по предложению совета министров, представленному военным министром, который ответствен перед сеймом как за действия, связанные с командованием во время войны, так и за общее состояние военного управления.
Статья 47. Право помилования и уменьшения наказания, а также устранения следствий уголовного приговора в особых случаях принадлежит президенту республики.
Он не может осуществлять этого права в отношении министров, осужденных в результате предания их суду сеймом.
Амнистия может быть дарована только в законодательном порядке.
Статья 48. Президент республики представляет государство за границей, принимает дипломатических представителей иностранных государств и посылает дипломатических представителей Польского государства в другие государства.
Статья 49. Президент республики заключает договоры с другими государствами и доводит их до сведения сейма.
Договоры торговые и таможенные, надолго обременяющие казну государства, содержащие обязательство наложить новые тяготы на граждан или ведущие к изменению границ государства, а также союзы требуют согласия сейма.
Статья 50. Президент республики может объявлять войну и заключать мир только с предварительного согласия сейма.
Статья 51. За свои должностные акты президент республики не несет ответственности ни парламентской, ни гражданской.
За государственную измену, нарушения конституции или уголовные преступления президент республики может быть привлечен к ответственности лишь постановлением сейма, принятым большинством 3/6 голосов, при наличии, по крайней мере, половины законного, числа депутатов. Дело разбирает и приговор произносит государственный трибунал, согласно постановлению особого закона. С момента поступления обвинения в государственный трибунал президент республики устраняется от должности.
Статья 52. Президент республики получает содержание согласно особому закону.
Статья 53. Президент республики не может ни занимать какой-либо другой должности, ни принадлежать к составу сейма или сената,
Статья 54. Перед вступлением в должность президент республики приносит присягу в народном собрании следующего содержания:
«Клянусь всемогущему богу, единому в трех лицах, и обещаю тебе, польский народ, на посту президента республики, в исполнение обязанностей которого вступаю: свято хранить и защищать права республики и в особенности конституционные законы, верно служить всеми силами всеобщему благу народа, заботливо предотвращать всякое зло и опасность, угрожающие государству, непоколебимо стоять за честь польского имени, справедливость по отношению ко всем без различия гражданам считать первейшей для себя добродетелью, всецело посвящать себя служебным обязанностям. В этом да помогут мне бог и святые крестные страдания его сына. Аминь».
Статья 55. Министры составляют совет министров под главенством председателя совета министров.
Статья 56. Совет министров несет солидарную конституционную и парламентскую ответственность за общее направление деятельности правительства. Кроме того ее несут отдельные министры, каждый в круге своего ведения, как за свою служебную деятельность, так и за согласованность этой деятельности с конституцией и другими законами государства, за деятельность подчиненных им органов, а также и за направление своей политики.
Статья 57. В таком же объеме лежит на министрах и индивидуальная ответственность за правительственные акты президента республики.
Статья 58. К парламентской ответственности сейм привлекает министров простым большинством. Совет министров и каждый из министров в отдельности по требованию сейма подают в отставку.
[Дополнение по закону 2 августа 1926 г.]
Предложение об отставке совета министров или отдельных министров не может подлежать голосованию в том же заседании, во время которого оно было внесено.
Статья 59. О конституционной ответственности министров и о порядке ее применения будет издан особый закон. Решение, по которому министр предается суду, должно быть принято при наличии не менее половины законного числа депутатов большинством 3/5 поданных голосов.
Разбор дела и вынесение приговора относятся к компетенции государственного трибунала. Министр не может избегнуть конституционной ответственности уходом в отставку. С момента предания суду министр устраняется от должности.
Статья 60. Министры и уполномоченные ими чиновники имеют право принимать участие в заседаниях сейма и произносить речи вне очереди записавшихся ораторов; в голосовании они могут принимать участие только тогда, когда состоят депутатами.
Статья 61. Министры не могут занимать никакой другой должности, а также участвовать в правлениях и контрольных комиссиях обществ и учреждений, стремящихся к получению прибыли.
Статья 62. Если должность министра исполняет временно управляющий министерством, то к нему относятся все постановления законов относительно должности министра,
Председатель совета министров в необходимых случаях поручает замещать себя одному из министров.
Статья 63. Число, круг деятельности и взаимоотношения министров, а равно и компетенцию совета министров установит особый закон.
Статья 64. Государственный трибунал состоит из первого председателя верховного суда как председательствующего и 12 членов, которых выбирают из своей среды сейм – 8 и сенат – 4. Членами государственного трибунала могут быть избраны лица, не состоящие на государственной службе и пользующиеся всеми гражданскими правами.
Выборы членов верховного трибунала производятся сеймом и сенатом сейчас же по сформировании сейма на вое время легислатуры сейма.
Статья 65. В административном отношении польское государство будет разделено в законодательном порядке на воеводства, уезды и общины городские и сельские, которые одновременно будут и единицами территориального самоуправления. Отдельные самоуправляющиеся единицы могут соединяться в союзы для осуществления задач, входящих в круг деятельности самоуправлений.
Такие союзы могут иметь публично-правовой характер только на основании особого закона.
Статья 66. При организации правительственной администрации будет проведен принцип деконцентрации. Органы правительственной администрации в отдельных территориальных единицах будут объединены в отдельных ведомствах под одним начальством, а равно будет принят во внимание принцип участия граждан, призванных путем выборов, к осуществлению целей этих ведомств в пределах, предусмотренных законами.
Статья 67. Право решения дел, входящих в круг деятельности самоуправлений, принадлежит избранным советам. Исполнительные полномочия в самоуправлениях воеводских и уездных принадлежат органам, созданным на основе соглашения коллегии, избранных местными представительствами, с административными властями и под руководством последних.
Статья 68. Кроме территориального самоуправления особый закон установит хозяйственное самоуправление для разных отраслей хозяйственной жизни, а именно: палаты сельскохозяйственные, торговые, промышленные, ремесленные, наемного труда и другие, объединенные в главную палату хозяйства республики, сотрудничество которой с правительственными властями в направлении хозяйственной жизни и в отношении законодательной инициативы определят особые законы,
Статья 69. Источники доходов государства и самоуправлений будут точно разграничены законами.
Статья 70. Государство будет осуществлять надзор за деятельностью самоуправлений через самоуправления высшей ступени; этот надзор может быть постановлением закона частично передан административной юстиции. Случаи, в которых решения органов самоуправления будут требовать в виде исключения утверждения самоуправлениями высшей ступени или министерствами, будут указаны в законах.
Статья 71. Обжалование решений органов как правительства, так и самоуправлений будет допускаться только в одну высшую инстанцию, поскольку законы не предусматривают в этом отношении изъятий.
Статья 72. В законах будет применяться то правило, что в отношении административных взысканий, принятых во второй инстанции, обеим сторонам предоставляется право обратиться в соответствующий суд.
Статья 73. Для разбора споров о правомерности административных актов как правительства, так и самоуправлений будет образована особым законом административная юстиция, организация которой основывается на принципе совместной деятельности гражданского и судейского элементов и которая возглавляется верховным административным трибуналом.
РАЗДЕЛ IV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 74. Суды отправляют правосудие именем Польской республики.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.