Конституция Черногории 1905

ЧЕРНОГОРИЯ
Мы Николай Первый,
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
Князь и Господарь Черногории даем и провозглашаем
сию конституцию для княжества Черногории.
ОТДЕЛ I.
Форма правления, Князь Господарь,
Государственная территория и Государственная религия.
1. Княжество Черногория есть наследственная конституционная монархия с народным представительством.
2. Князь господарь  глава государства, как таковой, имеет все права государственной власти, но руководствуется при осуществлении их указаниями сей конституцией. Личность его неприкосновенна. Он не ответствен и не подлежит суду.
3. Князю господарю принадлежит законодательная власть совместно с народной скупщиной,
4. Князь господарь утверждает и обнародует законы.
Никакой закон не имеет силы до утверждения и обнародования его князем господарем.
5. Князь господарь есть главный повелитель всего войска страны.
6. Князь господарь  защитник всех признанных вероисповеданий в Черногории.
7. Князь господарь представляет государство во всех сношениях с иностранными государствами.
Он объявляет войну, заключает мирные и союзные договоры и сообщает об этом народной скупщине, поскольку последнее не противоречит интересам и безопасности страны.
Торговые договоры а также и все прочие, требующие каких-либо расходов из государственного казначейства, а также изменения законов страны или ограничения публичных и частных прав черногорского гражданина, нуждаются в одобрении народной скупщины.
8. Князь господарь назначает всех государственных чиновников.
Именем его и под верховным его надзором осуществляют свою власть все государственные учреждения.
9. Князь господарь жалует военные чины, сообразно закону.
10. Князь господарь имеет право чеканить монету.
11. Князь господарь жалует ордена, титулы и прочие отличия.
13. Князю господарю принадлежит право амнистии.
Князь Господарь имеет право помилования в уголовных делах, а также право смягчения и уменьшения наказания или совершенного освобождения от него.
Не допускается прекращение следствия и судебного разбирательства в делах не политического характера.
14. Князь господарь и семья его должны исповедовать восточно-православную веру.
15. Наследник престола и прочие члены княжеского дома не могут вступить в брак без одобрения князя господаря.
16. Князь господарь постоянно живет в стране, а в случае отъезда из Черногории, его заменяет наследник престола. В том случае, если и наследник не может по каким-либо обстоятельствам заменить князя господаря, то тогда княжеская конституционная власть осуществляется советом министров в границах конституции, согласно получаемым им от князя господаря указаниям.
Князь господарь объявляет прокламацией к народу свой отъезд из пределов страны и наименование своего заместителя.
17. Князь господарь созывает народную скупщину на обыкновенную и чрезвычайную сессию. Он открывает и закрывает заседание народной скупщины личной тронной речью, или через совет министров  своим посланием или указом.
Князь господарь имеет право отсрочить заседания народной скупщины, а равно и распустить ее. Указ об отсрочке и роспуске народной скупщины скрепляется всеми министрами.
18. Черногорией правит князь Николай Петрович Негош.
Под княжеским домом разумеются: князь, супруга его, наследник престола и супруга наследника престола.
Членами княжеского дома считаются: отец и дед князя; предки-владетели по прямой, восходящей линии; сыновья, братья, невестки, дочери, сестры, племянники, внуки и внучки.
Никакие другие родственники, ни по крови, ни по свойству, не считаются членами княжеского дома и, поэтому, не могут иметь никаких прав и прерогатив по сравнению с прочими черногорскими гражданами.
19. Преемником князя по наследству считается первый по рождению в нисходящей мужской линии, как это устанавливается особым семейным статутом о наследовании престола.
20. Князь господарь и наследник престола считаются совершеннолетними по достижении восемнадцатилетнего возраста.
21. В случае смерти князя господаря, наследник престола сразу принимает на себя управление, как князь господарь Черногории, и о своем вступлении на престол объявляет народу манифестом.
Он созывает народную скупщину в течение 30 дней со дня смерти покойного князя господаря, чтоб перед ней принести определенную конституцией присягу. Если народная скупщина была раньше распущена, а новая еще не избрана, то для этой цели созывается старая народная скупщина.
Это постановление имеет значение и в том случае, когда князь господарь еще при жизни уступит престол своему наследнику.
22. Принимая в свои руки княжескую власть, князь господарь приносит перед народной скупщиной следующую присягу:
«Я (имя), вступая на черногорский престол и принимая княжескую власть, как Князь Господарь Черногории, клянусь Всемогущим Богом и всеми святителями, что буду соблюдать конституцию страны, что буду править по ней и что во всех своих стремлениях и делах буду иметь в виду благо отечества.
Как правильно клянусь, так да поможет мне Бог, Святое Евангелие и сей честный крест, который с верою и любовью целую. Аминь».
23. Если наследник престола, в момент смерти князя господаря, будет несовершеннолетним, то княжескую конституционную власть будет осуществлять, до его совершеннолетия, княжеское регентство, состоящее из трех лиц.
24. Княжеских регентов назначает князь господарь в завещании, а если он этого не сделает, то их выбирает народная скупщина.
25. Завещание князя господаря, в котором назначаются княжеские регенты, должно быть им собственноручно написано и подписано.
Члены совета министров, в качестве свидетелей, подписываются на оборотной стороне завещания.
Завещание должно быть написано в трех экземплярах, из которых по одному экземпляру, скрепленному печатью князя господаря, отдается на хранение государственному совету, верховному суду (сенату) и хранителю государственной печати.
26. Когда князь господарь не назначил в своем завещании княжеских регентов, то княжескую конституционную власть осуществляет совет министров, который об этом объявляет прокламацией и созывает народную скупщину для выбора княжеских регентов не позже одного месяца со дня смерти князя господаря.
27. Если жива княгиня-мать, то она должна участвовать в княжеском регентстве, а двух других регентов выбирает народная скупщина.
28. Регенты избираются из черногорских граждан по рождению, исповедующих православную веру, пользующихся всеми гражданскими правами, достигших 40-летнего возраста и состоящих министрами или членами государственного совета, аккредитованными при иностранных дворах посланниками, или председателями сената или главного государственного контроля, или генералами (бригадирами), или из лиц, указанные должности занимавших.
29. Выборы регентов производятся тайным голосованием.
30. Регенты получают ежегодно, в виде жалованья, одну пятую часть цивильного листа князя господаря, которую делят поровну между собой.
Регенты с княжеским достоинством, до принятия в свои руки княжеской власти, присягают в том, что будут верны князю господарю и будут править согласно конституции и законам страны; затем, они объявляют прокламацией о принятии княжеской власти.
Если регенты поименованы в завещании, то они присягают перед народной скупщиной, которая должна быть созвана не позже одного месяца со дня смерти князя господаря, в противном случае  перед той скупщиной, которая их изберет.
31. Во время несовершеннолетия князя господаря не может быть сделано никаких изменений в конституции.
32. В случае смерти кого-нибудь из княжеских регентов или в случае каких-либо других обстоятельств, мешающих ему отправлять свои обязанности, место его занимает председатель государственного совета.
33. Воспитанием несовершеннолетнего князя господаря будут заведовать княжеские регенты.
34. Если князь господарь после смерти не оставит мужского потомства, а княгиня будет беременной, то, до разрешения ее от бремени, княжескую власть временно будут отправлять председатель совета министров, председатель государственного совета и председатель сената, а, по рождении наследника, назначаются княжеские регенты, согласно ст. 3 сей конституции.
35. Цивильный лист князя господаря определяется законом. Он не может быть ни увеличен без согласия народной скупщины, ни уменьшен – без согласия князя господаря.
36. Государственная территория княжества Черногории не может быть ни разделена, ни отчуждена. Границы ее не могут быть ни сокращены, ни обменены без соглашения князя господаря с народной скупщиной.
37. Черногория разделяется на округа (области), округа на капетании, а последние на общины.
38. Герб княжества Черногории – двуглавый белый орел с царской короной над орлиными головами, с царским скипетром в правой и с шаром в левой лапе. На груди этого орла – лев на красном щите.
39. Национальные цвета – красный, синий и белый.
40. Государственная церковь в Черногории – восточно-православная.
Черногорская церковь – автокефальная. Она не зависит ни от какой другой иностранной церкви, но в догматах удерживает единство с восточно-православной вселенской церковью.
Все прочие признанные вероисповедания пользуются в Черногории свободой.
Отдел II.
Народное представительство.
41. Народным представительством является народная скупщина, заменяющая бывшие до настоящего времени в Черногории народные собрания, сходы и вече.
42. Князь господарь созывает народную скупщину ежегодно, в день св. Луки (18 октября), и назначает место для собрания.
Он может созвать народную скупщину и на чрезвычайную сессию в случае важных и неотложных государственных дел.
43. Народные представители избираются на четыре года.
44. Если выборы производятся после роспуска народной скупщины, то четырехлетний период считается со дня открытия сессии вновь избранной скупщины.
45. Народная скупщина состоит из представителей, свободно избранных народом, и следующих лиц, входящих в состав народной скупщины по положению: митрополита черногорского, архибискупа Барского и примаса сербского, муфтия черногорского, председателя и членов государственного совета, председателя сената, председателя главного государственного контроля и трех генералов, которых назначает князь господарь.
46. Выборы народных представителей производятся прямой подачей голосов.
47. Каждая капетания и каждый город, а также и город Дульцинь, выбирают по одному представителю.
48. Каждый совершеннолетний черногорский гражданин имеет право голоса, независимо от того, сколько он платит государству податей.
49. Временно теряют право голоса следующие черногорские граждане:
1) осужденные на тюремное заключение, до восстановления в правах;
2) присужденные за преступление к потере гражданской чести, на срок наказания;
3) находящиеся под конкурсом;
4) поступившие на службу иностранного государства без разрешения черногорского правительства.
50. Офицеры, состоящие на действительной службе, а также унтер-офицеры и солдаты постоянной армии не могут быть выбраны в народные представители.
51. При выборе народных представителей, каждый избиратель подает голос только в одном месте, – в своей капетании или городе, где он записан.
52. Кто не имеет права избирать, тот не может быть и избран.
53. В народные представители может быть избран только тот черногорский гражданин, который имеет 30 лет от роду, постоянно живет в Черногории, – за исключением находящихся вне пределов отечества по государственным делам, – пользуется всеми гражданскими правами и платит государству годовых налогов и податей не менее 15 крон.
54. Полицейские чиновники не могут быть избраны народными представителями.
55. Все народные представители должны жить в Черногории, но не ограничиваются необходимостью жительства в капетании или городе, их избравших.
56. В капетании или городе объявляется избранным получивший абсолютное большинство голосов.
57. Если голоса разделятся так, что ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства, то производится баллотировка между двумя кандидатами получившими наибольшее число голосов; в случае равного подразделения, вопрос решается жребием.
58. Если какой-либо депутат окажется избранным в двух или нескольких местах, то он в народной скупщине должен заявить, какой мандат удерживает за собою. В остальных местах, избравших его своим депутатом, будут произведены новые выборы в течение не более одного месяца.
59. Если народная скупщина признает неправильным избрание кого-нибудь из представителей, или освободится какое-либо депутатское место вследствие смерти или отставки депутата, то дополнительные выборы должны быть произведены не позже одного месяца со дня фактического освобождения депутатского места.
60. Каждый депутат представляет весь народ, а не только своих избирателей. – Вследствие этого, избиратели не могут давать своим депутатам никаких инструкций, и последние по собственному убеждению и совести голосуют и решают народные и государственные дела.
61. На первом заседании, имеющем быть под председательством старейшего по возрасту депутата, народная скупщина делится по жребию на отделы. Отделы затем выбирают по одному члену в комиссию, которая рассматривает депутатские полномочия.
62. Народная скупщина рассматривает сама полномочия своих членов и высказывает о них свое мнение, т. е. выражает им свое доверие или исключает их, как незаконно избранных.
63. Все представители, до вступления в исполнение своих обязанностей, присягают в следующих выражениях:
«Клянусь единым Богом, что буду верен князю господарю, что верно буду соблюдать конституцию и что в своей деятельности в народной скупщине буду иметь в виду только общее благо князя господаря и отечества.
Как я исполню это, пусть так поможет мне Бог и на этом, и на том свете».
64. Народная скупщина на каждую сессию избирает из своей среды, тайным голосованием, председателя, товарища председателя и двух секретарей.
65. Князь господарь открывает и закрывает сессии народной скупщины. Он может их открыть лично тронною речью или, через совет министров, своим посланием или указом.
66. Князь господарь может отсрочить заседания созванной народной скупщины, но эта отсрочка не может длиться больше трех месяцев в течение одной сессии; он имеет право распустить скупщину и назначить вторичные выборы народных представителей.
Вторичные выборы должны быть произведены в течение 4-х месяцев, а новая народная скупщина должна быть созвана не позже шести месяцев со дня роспуска предыдущей.
67. На тронную речь князя господаря, при открытии заседаний народной скупщины, последняя отвечает адресом.
68. Заседания народной скупщины бывают при открытых и закрытых дверях, – при закрытых, если этого требуют председатель, правительство или десять народных представителей.
69. Занятия в скупщине действительны лишь в том случае, если на заседании присутствует больше половины всего числа народных представителей.
Для решения, касающегося какого-либо важного вопроса, требуется абсолютное большинство поданных голосов.
70. Голосование в народной скупщине производится поименно, путем сидения и вставания, кроме случаев, предусмотренных §§ 29 и 69 сей конституции.
Поименное голосование происходит при обсуждении вопроса о законопроекте в целом и о бюджете.
ОТДЕЛ III.
Объем власти народной Свутцяны.
71. Законодательную власть осуществляет народная скупщина совместно с князем господарем.
72. В круг деятельности народной скупщины входят дела, определенные конституцией и назначенные князем господарем, через правительство, специально для решения в народной скупщине.
73. Никакой закон, без согласия народной скупщины, не может быть издан, изменен или обязательно истолкован.
74. Постановления об осуществлении законов, а равно постановления, исходящие от верховной и надзирающей власти князя господаря, издает исполнительная власть.
При обнародовании закона необходимо указать, что он предварительно принят народной скупщиной, а в постановлении об исполнении его необходимо указать закон, на основании которого издается постановление.
75. Если бы государству угрожала внешняя или внутренняя опасность, а скупщина не была созвана, то князь господарь вправе, по предложению совета министров, делать все нужные для ограждения страны от опасности распоряжения, которые будут иметь силу закона.
Такие чрезвычайно изданные законы будут сообщены первой созванной народной скупщине.
76. Законы и постановления, которые объявляет князь господарь согласно предписаниям ст. ст. 74 и 75 сей конституции, обязательны для всех граждан и всех государственных властей.
77. Подати и прямые или косвенные налоги не могут быть установлены, а установленные раньше не могут быть изменены без одобрения народной скупщины.
78. Правительство может сделать предложение народной скупщине об издании какого-либо закона, а также об изменении, дополнении или истолковании существующего; в свою очередь, народная скупщина может сделать такое же предложение правительству, но формальные проекты исходят только от правительства.
Предложение о назначении кому-нибудь подарка, награды или денежного вспомоществования может представить в народную скупщину только правительство.
79. Министры имеют право присутствовать на заседаниях скупщины. Они пользуются правом участвовать в разъяснении каждого вопроса, стоящего на очереди дня, должны быть выслушаны всякий раз, когда пожелают, и имеют право вторично говорить о предмете, после того, как обсуждение вопроса о нем закончено.
80. В состав народной скупщины могут войти и комиссары правительства, которые назначаются, по предложению, соответствующего министра, князем господарем; они от имени министров или вместе с ними будут давать скупщине нужные объяснения, пользуясь при этом правами наравне с министрами.
81. Министры и комиссары правительства не имеют права голоса, если не избраны в народные представители.
82. Скупщина, прежде всего, должна рассмотреть вопросы и проекты, предложенные ей правительством, а, в особенности, бюджет.
Правительство, в свою очередь, как можно раньше, рассмотрит вопросы и предложения, переданные ему народной скупщиной на обсуждение, как нетерпящие отлагательства.
83. Каждое предложение правительства, а также и депутатов, как и вообще, всякий, вопрос, до обсуждения и решения его в народной скупщине, должны быть рассмотрены в одной из комиссий народной скупщины.
84. Комиссия, до внесения своего мнения в народную скупщину, должна выслушать по поводу означенного мнения замечания министра или комиссара правительства.
85. Правительство обязано всегда давать комиссиям нужные объяснения, если они этого пожелают.
86. Скупщина имеет право требовать, чтоб на ее заседаниях присутствовали министры или комиссары правительства для представления необходимых разъяснений. Они всегда должны представлять разъяснения, кроме случаев, когда известное сообщение имеет характер государственной тайны и, как таковое, послужило бы во вред интересам и пользе Черногории своей преждевременною огласкою.
87. Правительство может взять обратно внесенный в скупщину проект в течение всего времени, пока последний не решен окончательно в народной скупщине.
88. Если народная скупщина примет какой-либо проект, но со своими дополнениями и поправками, а правительство на это не согласится, то оно может взять обратно свой проект или возвратить его со своими контрпоправками или дополнениями в ту же скупщину.
89. Если скупщина какой-либо проект совсем отвергнет, то правительство может предложить его с изменениями той же скупщине, а без изменении – только следующей.
90. При вотировании бюджета народная скупщина не может рассматривать другие вопросы, не состоящие с ним в какой либо связи.
91. Народная скупщина представляет князю господарю свое решение о государственном бюджете.
Если народная скупщина найдет нужным уменьшить некоторые ассигнованные суммы или совсем их отвергнет, то она должна мотивировать свое мнение и поименовать предметы, на которые ассигновка может быть уменьшена, без ущерба для государственных интересов.
92. Правительство всегда всесторонне рассмотрит и оценит предложения, сделанные ему скупщиной на основании ст. 91 сей конституции и, по возможности, выполнит их, поскольку это не принесет ущерба государственным интересам.
Если правительство откажется принять предложение скупщины, а последняя, и после данного объяснения, не одобрит предложенных ассигновок, а также если скупщина будет распущена до решения вопроса о бюджете, то прошлогодний бюджет остается в силе и на следующий год.
В таком случае, князь господарь издает постановление, скрепленное подписями всех министров, которое должно быть обнародовано и признано наравне с законом.
93. Государство не может заключать займов без согласия на то народной скупщины.
Если какая-нибудь чрезвычайная и не терпящая отлагательства нужда страны требует заключения займа, то скупщина созывается на чрезвычайную сессию.
В случае исключительных условий Черногории, неблагоприятных для созыва чрезвычайной сессии скупщины, князь господарь, по предложению совета министров и по соглашению с государственным советом, может разрешить заключить заем, в размере не более 200. 000 крон. Князь господарь таким же способом может разрешить выдачу из средств государственного казначейства на какую-нибудь чрезвычайную и крайнюю нужду государства, которая не имеет законом установленного кредита; но сумма эта в общем не должна превышать 50. 000 крон.
Правительство в обоих случаях должно сообщить об изложенном первой очередной сессии народной скупщины и указать причины, которые заставили его это сделать.
94. Каждое решение представляется народной скупщиной князю господарю.
95. Скупщина имеет право анкеты и следствия в делах, касающихся производства выборов, и в вопросах чисто административного характера.
96. Народная скупщина может принимать письменные жалобы по делам, уже решенным надлежащим министром, но не может лично принимать жалующихся.
Она также может принимать письменные прошения от народа, но не просителей.
97. Народный представитель неответственен за свою деятельность в народной скупщине. Никем и никогда он не может быть привлечен к ответственности за поданный им голос, в качестве народного представителя.
В случае нападок, выраженных в речи представителя, на народную скупщину и отдельных ее членов, председатель имеет право и обязан закрыть заседание на полдня. В первом, следующем, за перерывом, заседании председатель должен поставить вопрос об исключении этого представителя на некоторое время из скупщины.
Если бы выражения речей народных представителей, сказанных в народной скупщине, заключали по отношению к кому бы то ни было оскорбление, которое, по уголовному закону, считается преступлением или проступком, то представитель может быть привлечен к суду, но и для этого требуется разрешение народной скупщины.
98. Народные представители за пять дней до открытия сессии и во время ее занятий не могут быть арестованы или преданы суду.
99. В течение сессии никакая власть, без разрешения народной скупщины, не может арестовать или привлечь к ответственности народного представителя, кроме случая захвата его на месте преступления.
100. Если в течение сессии представитель будет захвачен на месте преступления, то он может быть арестован, но об этом немедленно должно быть сообщено народной скупщине, и до решения ее, если даже депутат привлекается к суду, никакие меры против него приняты быть не могут.
101. Народные представители не могут, без приглашения князя господаря, собраться на заседания народной скупщины, а также не могут продолжать работу, когда заседания закрыты, или когда скупщина распущена.
102. Народные представители, живущие вне места заседаний, получают из государственного казначейства на расходы денежное вознаграждение, которое должно быть определено особым законом.
103. Ближайшие предписания по вопросу о внутреннем распорядке в заседаниях народной скупщины будут определены особым законом.

ОТДЕЛ IV.
Министры
104. Князь господарь назначает и увольняет министров.
105. Совет министров стоит во главе государственного управления.
Он находится непосредственно под властью князя господаря.
106. Совет министров составляют министры всех ведомств, из коих князь господарь, по своему усмотрению, назначает президента совета.
107. Министры присягают князю господарю в том, что будут ему верны и что по совести будут блюсти конституцию и законы государства.
108. Министры ответственны перед князем и народной скупщиной за свою служебную деятельность.
Каждый государственный акт, подписанный князем господарем, должен быть скреплен надлежащим министром.
109. Министром может быть только черногорский гражданин.
110. Министры, по оставлении портфеля, могут находиться в распоряжении княжеского правительства не больше года; затем, если они не согласятся занять должность, которую занимали до назначения в министры, или равную ей, то имеют право получить пенсию, если пробыли на государственной службе хотя бы наименьшее число лет, предписываемое законом о чиновниках гражданского ведомства.
Министры, не состоявшие до назначения на государственной службе и оставившие портфели, могут занять должность с окладом в 4000 проп.
Если бы такого свободного места не оказалось, то им назначается пенсия соответственно этой должности в том случае, если они занимали министерский пост не менее того срока, какой предписывается законом о чиновниках гражданского ведомства.
111. Министр может быть предан суду:
1)за измену отечеству и господарю;
2) за нарушение конституции;
3) за взяточничество;
4) за ущерб, нанесенный государству из личных интересов;
5) за нарушение законов в случаях, которые определит закон об ответственности министров.
112. Министра могут предать суду князь господарь и народная скупщина.
Предложение о предании суду министра должно быть представлено письменно и должно заключать в себе пункты обвинения. Если князь господарь предаст суду министра, то председатель совета министров представляет пункты обвинения на рассмотрение народной скупщине, в случае же предания суду министра скупщиной, предложение это должно быть подписано, по крайней мере, одной третью всех народных представителей.
113. Князь господарь и народная скупщина пользуются правом предать министра суду в течение пяти лет со дня проступка.
114. Для предания министра суду необходимо согласие двух третей всех присутствующих представителей в народной скупщине.
115. Обвиненного и преданного суду министра судит государственный суд, составленный из членов государственного совета и сената.
116. Князь господарь не может ни простить наказание осужденному министру, ни прекратить начатое следствие без предложения народной скупщины.
117. Специальным законом будут определены более подробные постановления об отдельных случаях министерской ответственности, как и меры наказания, которые имеют быть применены к различным преступлениям.
ОТДЕЛ V.
Государственный Совет.
118. Государственный совет состоит из шести членов.
Князь господарь назначает членов государственного совета и из их среды назначает председателя совета на время, пока не найдет нужным заменить его другим.
119. Членами государственного совета могут быть те черногорские граждане, которые имеют не менее 35 лет от роду, окончили за границей какой-либо университетский факультет или другое, признанное равным факультету, специальное учебное заведение и пробыли на государственной службе не менее 10 лет, или же те, которые были министрами.
120. На государственный совет возлагаются следующие обязанности:
1)изучать проекты законов, предлагаемые правительством народной скупщине;
2) давать правительству заключение о проектах, предлагаемых ему скупщиной;
3) рассматривать и решать жалобы в спорных административных вопросах, направленных против решений министров; эти решения государственного совета обязательны для министров;
4) решать разногласия между административными властями, а также между судебными и административными;
5) судить государственных чиновников, в качестве дисциплинарного суда;
6) одобрять частичные расходы из общего кредита, предназначенного бюджетом на чрезвычайные нужды, а также частичное употребление кредита, предназначенного на большие постройки;
7) одобрять исключительные случаи вступления в черногорское гражданство;
8) одобрять соглашения между государством и частными лицами, которые казались бы полезными для государственных интересов;
9) одобрять заключение займов, равно на ассигновку чрезвычайных кредитов в случаях, предвиденных ст. 93 сей конституции;
10)рассматривать и решать жалобы, направленные против указов, нарушающих законом гарантированные права частных лиц; если каким-нибудь указом нарушены материальные интересы государства в пользу частных лиц, то главный государственный контроль имеет право от имени правительства подать жалобу в государственный совет;
11) рассматривать и решать жалобы, направленные против решения министров, по предметам, которые, по закону не подлежат ведению министра, и разрешение коих превышает министерскую компетенцию;
12) решать дела о продаже недвижимых имуществ, принадлежащих округам, капетаниям и общинам;
13) решать вопросы о расходовании таких сумм, которые, казалось бы, не подлежат израсходованию;
14) требовать от главного государственного контроля необходимых сведений о государственных расходах;
15) рассматривать жалобы, направленные против незаконных решений главного государственного контроля, и
16) исполнять все возложенные на него законом страны обязанности.
121. Внутренний порядок государственного совета будет определен особым законом.
ОТДЕЛ VI.
Войско
122. Каждый черногорский гражданин должен отбывать воинскую повинность.
123. Срок военной службы, способ ее исполнения и случаи освобождения от нее, а равно постановления о том, какие существуют чины, как они получаются и как утрачиваются, определяются специальным законом.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.