ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧИЛИ
(Промульгирована 18 сентября 1925 года
и изменена законом № 7727 от 23 ноября 1943 года)
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО, ПРАВИТЕЛЬСТВО И СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 1. Чили – Государство унитарное. Его форма правления – республиканская, представительная и демократическая.
Статья 2. Суверенитет принадлежит по существу Нации, которая делегирует осуществление его властям, учрежденным настоящей Конституцией.
Статья 3. Ни одно лицо, ни группа лиц не может выступать от имени народа или как его представитель, присвоить его права или подавать петиции от его имени. Нарушение настоящей статьи является мятежом.
Статья 4. Ни один орган, ни одно лицо или собрание лиц не может взять на себя даже под предлогом чрезвычайных обстоятельств другие полномочия или права, кроме тех, которые точно предоставлены им законами. Всякий акт, нарушающий эту статью, не имеет силы.
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ГРАЖДАНСТВО
Статья 5. Чилийцами являются:
1) лица, родившиеся на территории Чили, за исключением детей иностранцев, находящихся в Чили на службе своих правительств, и детей иностранцев, находящихся в Чили проездом; все они могут оптировать гражданство своих родителей или чилийское гражданство;
2) дети от отца или матери чилийцев, родившиеся на иностранной территории, в силу простого факта проживания в Чили. Дети чилийцев, родившиеся за границей, когда их отец или мать находятся на действительной службе Республики, являются чилийцами даже в тех случаях, когда основной и любой другой законы требуют рождения на чилийской территории;
3) иностранцы, получившие свидетельство о натурализации в соответствии с законом и отказавшиеся от своего прежнего гражданства в надлежащей форме,
4) лица, получившие на основании закона особое разрешение на натурализацию.
Натурализованные граждане могут избираться на государственные должности, замещаемые путем всеобщих выборов, только через пять лет после получения свидетельств о натурализации.
Закон устанавливает процедуру для оптации между чилийским или иностранным гражданством, для предоставления, отказа и для аннулирования свидетельства о натурализации, а также для регистрации всех подобных актов.
Статья 6. Чилийское гражданство утрачивается:
1) в силу приобретения гражданства иностранного государства;
2) в силу аннулирования свидетельства о натурализации;
3) в силу оказания услуг врагам Чили или их союзникам во время войны.
Лица, утратившие чилийское гражданство на основании любой из указанных в настоящей статье причин, могут восстановить его только в силу закона.
Статья 7. Гражданами, пользующимися избирательными правами, являются чилийцы, достигшие двадцати одного года, умеющие читать и писать и включенные в избирательные списки.
Указанные списки являются открытыми и имеют законную силу в течение времени, определяемого законом.
Внесение в списки производится беспрерывно и приостанавливается на время, устанавливаемое законом.
На всеобщих выборах голосование всегда является тайным.
Статья 8. Пользование избирательным правом приостанавливается:
1) ввиду физической или умственной неспособности, мешающей действовать свободно и обдуманно,
2) ввиду нахождения под судом по обвинению в преступлениях, влекущих в качестве наказания лишение прав.
Статья 9. Права гражданина, пользующегося избирательным правом, теряются:
1) в силу утраты чилийского гражданства;
2) в силу приговора, устанавливающего лишение прав.
Лица, потерявшие по этой причине права гражданства, могут ходатайствовать перед Сенатом о их восстановлении в правах.

ГЛАВА III. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ
Статья 10. Конституция обеспечивает всем жителям Республики:
1) равенство перед законом. В Чили нет привилегированных классов.
В Чили нет рабов, и тот, кто вступает на чилийскую территорию, становится свободным. Чилийцы не могут заниматься торговлей рабами. Иностранец, занимающийся такой торговлей, не может ни проживать в Чили, ни натурализоваться в Республике;
2) исповедование всех религий, свободу совести, свободное отправление любого культа, который не противоречит нравственности, добрым обычаям или общественному порядку. В соответствии с этим религиозные культы могут воздвигать и сохранять церкви и их подсобные помещения с соблюдением условий безопасности и гигиены, установленных законами и распоряжениями.
Церкви, конгрегации и религиозные учреждения всех культов имеют такие права в отношении собственности, которые предоставляются и признаются законами, действующими в настоящее время. При этом на них, в рамках гарантий настоящей Конституции, распространяется общее право владения имуществом, приобретаемым в будущем.
Церкви и их подсобные помещения, предназначенные для обслуживания культа, освобождаются от налогов;
3) свободу излагать без предварительной цензуры свои взгляды в устной или письменной форме, через печать или в другой форме, с соблюдением ответственности за преступления и злоупотребления, совершаемые при пользовании данной свободой в форме и в случаях, определенных законом;
4) право собираться без предварительного разрешения и без оружия. Собрания на площадях, улицах и других публичных местах регулируются общими распоряжениями полиции;
5) право объединяться без предварительного разрешения и в соответствии с законом;
6) право подавать петиции официальным властям по вопросам общественного или личного интереса с тем лишь условием, чтобы петиция была составлена в корректных и приемлемых выражениях;
7) свободу образования. Народное образование является первостепенной задачей государства.
Начальное образование обязательно.
Учреждается Главное управление народного образования, на которое возлагается контроль и руководство образованием в Республике с разрешения Правительства;
8) допущение к занятию должностей и выполнению любых общественных функций без других ограничений, кроме устанавливаемых законом;
9) равное распределение налогов и сборов пропорционально имуществу, или по прогрессивной шкале, или в другой форме, устанавливаемой законом, и равное распределение остальных государственных обложений.
Прямые или косвенные налоги могут устанавливаться только на основании закона; без специального разрешения закона запрещается любому органу государственной власти и любому лицу обложение налогами под каким-либо временным предлогом, добровольно или в любой другой форме.
Не допускаются требования каких-либо личных услуг или сборов, иначе как на основании разрешения компетентной власти, основанного на законе, допускающем такое требование.
Никакая вооруженная часть не может ни проводить реквизиции, ни требовать какого-либо содействия, иначе как через гражданские власти и на основании распоряжений этих властей.
Специальный закон определяет порядок набора сухопутных и морских вооруженных сил и их пополнения.
Все чилийцы, способные носить оружие, подлежат внесению в военные регистры, если они специально не освобождены законом;
10) неприкосновенность всех видов собственности без каких-либо различий.
Никто не может быть лишен своей собственности, ни части ее или права на нее, иначе как в силу судебного приговора или в силу экспроприации в целях общественной пользы, обоснованной законом. В последнем случае собственнику предварительно выплачивается возмещение, устанавливаемое по соглашению с ним или соответствующим судом.
На пользование правом собственности распространяются ограничения или правила, которых требуют поддержание и развитие общественного порядка, и в этом смысле закон может налагать обязательства или требовать услуг общественного характера в общих интересах Государства, благополучия граждан и общественного здравоохранения;
11) исключительное право собственности на любое открытие или производство на срок, установленный законом. Если закон потребует экспроприации данного открытия или производства, автору или изобретателю выплачивается соответствующее возмещение;
12) неприкосновенность жилища.
Доступ в жилище любого лица, проживающего на чилийской территории, разрешается лишь в силу особых обстоятельств, определяемых законом, и на основании приказа компетентных властей;
13) неприкосновенность письменной и телеграфной переписки. Не могут ни вскрываться, ни перехватываться, ни регистрироваться бумаги или государственные ценности, ценные бумаги, иначе как в случаях, специально указанных законом;
14) охрану труда, промышленности и работ общественного значения, особенно когда это касается создания здоровых жилищ и экономических условий жизни, с тем чтобы предоставить каждому жителю минимум благосостояния, способного удовлетворить его личные нужды и нужды его семьи. Закон регулирует организацию этого дела.
Государство содействует соответствующему распределению собственности и образованию семейной собственности.
Ни один из видов труда или ремесла не может быть запрещен, если они не противоречат добрым обычаям, общественной безопасности или общественному здоровью или если их не запрещают, национальные интересы, предусмотренные соответствующим законом.
Государство обязано заботиться об общественном здравоохранении и гигиеническом благополучии страны. Ежегодно выделяется определенная денежная сумма, достаточная для поддержания государственной службы здравоохранения;
15) свободу пребывания в любой части Республики, перемещения из одного места в другое или выезда с территории при условии соблюдения полицейских распоряжений и, во всяком случае, без ущерба для третьих лиц; при этом никто не может быть задержан, подвергнут суду, арестован или выслан, иначе как в форме, определенной законами.
Статья 11. Никто не может быть осужден, не будучи судим законным образом и на основании закона, промульгированного до совершения акта, ставшего предметом судебного процесса.
Статья 12. Никто не может быть судим специальными комиссиями, а лишь судом, установленным и предварительно учрежденным законом.
Статья 13. Никто не может быть задержан, иначе как по приказу должностного лица, специально уполномоченного законом, и после того, как указанный приказ предъявлен лицу, подлежащему аресту, в законной форме, за исключением случая задержания на месте преступления; причем в последнем случае арест производится единственно с тем, чтобы направить задержанного в распоряжение компетентного судьи.
Статья 14. Никто не может быть задержан, подвергнут предварительному заключению или аресту, иначе как в своем доме или в публичных местах, предназначенных для этой цели.
Лица, ответственные за тюрьмы, не могут никого помещать в них в качестве задержанных, подсудимых или арестованных, не зарегистрировав соответствующий приказ, изданный властью, имеющей законные права на это. Однако они могут помещать в пределы тюремного помещения в качестве задержанных лиц, которые были доставлены для направления компетентному судье, но обязаны уведомить судью об этом в течение двадцати четырех часов.
Статья 15. Если власти дают распоряжение о задержании кого-либо, они обязаны в течение последующих сорока восьми часов уведомить компетентного судью и передать в его распоряжение задержанного.
Статья 16. Любое лицо, задержанное, подвергнутое суду или арестованное с нарушением изложенного в предыдущих статьях, может обратиться само или через другое лицо от своего имени в суд, указанный законом, с требованием о соблюдении законных формальностей. Суд может потребовать вызова к себе указанного лица; постановление суда должно быть точно выполнено всеми лицами, ответственными за тюрьмы или места заключения. Суд, рассмотрев дело, постановляет или немедленно предоставить свободу задержанному, или устранить нарушения закона, или передать задержанного в распоряжение компетентного судьи, действуя при этом быстро и в упрощенном порядке и либо устраняя сам нарушения, либо сообщая о них соответствующим лицам, с тем чтобы они устранили указанные нарушения.
Статья 17. Никакое отсутствие связи не может помешать тому, чтобы лицо, ответственное за места заключения, посетило задержанного, подсудимого или арестованного, находящегося в этом месте заключения.
Указанное должностное лицо обязано, если этого потребует задержанный, передать компетентному судье копию приказа о его задержании или потребовать, чтобы задержанному была предоставлена указанная копия, или сам он должен выдать справку о том, что задержанный находился под арестом, если в момент его задержания это требование не было соблюдено.
Статья 18. По уголовным делам обвиняемый не обязан давать под присягой показания против самого себя, так же как и против своих родственников по восходящей и нисходящей линии, супругов и родственников до третьей степени кровного родства и второй степени свойства включительно.
Ни в коем случае не могут применяться пытки и налагаться наказания в виде конфискации имущества, за исключением конфискации, производимой в случаях, устанавливаемых законами.
Статья 19. Если за данное лицо представлено достаточное поручительство или обеспечение в форме, которая в зависимости от характера дела устанавливается законом, то это лицо не должно быть ни задержано, ни подвергнуто предварительному заключению, если оно не подлежит ответственности за деликты, по которым закон устанавливает наказание, связанное с лишением прав.
Статья 20. Любое лицо, в отношении которого вы носится оправдательный приговор или окончательно прекращается дело, имеет право на возмещение в форме, определяемой законом, за материальный или чисто моральный ущерб, несправедливо причиненный ему.
Статья 21. Государственное казначейство не может производить какие-либо выплаты, иначе как по декрету, изданному компетентными властями, в котором должен быть указан закон или статья бюджета, разрешающая проведение указанного расхода.
Автономный орган, под названием Главное контрольное управление Республики, учитывает доходы и расходы фондов казначейства, муниципалитетов, государственных благотворительных учреждений и других учреждений, определяемых законами; это Управление проверяет и решает вопрос о счетах лиц, отвечающих за имущество указанных организаций; ведет общее финансовое счетоводство Нации и выполняет другие функции, возлагаемые на него законом. Не подлежит действию этого положения счетоводство Национального Конгресса, проверяемое согласно внутреннему регламенту Конгресса.
Главное контрольное управление не приводит в исполнение декреты, которыми превышаются расходы, указанные в пункте 10 статьи 72 Конституции, и направляет копии всех материалов по данному вопросу в Палату депутатов.
Оно также направляет в Палату депутатов копии декретов, принимаемых к исполнению и изданных за подписями всех Министров Правительства в соответствии с изложенными положениями и предыдущим пунктом.
Статья 22. Вооруженные силы строятся на принципе подчинения. Воинская часть не может обсуждать получаемые распоряжения.
Статья 23. Любое решение, принятое Президентом Республики, Палатой депутатов, Сенатом или судами в присутствии или по требованию армии, руководителя вооруженных сил или какого-либо собрания народа, который, с оружием в руках или без оружия, не подчиняется властям, не имеет законной силы и не влечет за собой никаких последствий.
ГЛАВА IV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС
Статья 24. Национальный Конгресс состоит из двух Палат: Палаты депутатов и Сената.
Статья 25. На выборах Депутатов и Сенаторов применяется система, которая практически приводит к пропорциональности представительства различных взглядов и политических партий.
Статья 26. Определение правильности избрания, квалификация Депутатов и Сенаторов и изучение выдвигаемых против них требований об аннулировании выборов возлагается на Квалификационный трибунал.
Однако и Палата депутатов и Сенат имеют исключительное право высказываться относительно неспособности своих членов и принимать их отставку, если мотивы, на которых это основывается, носят такой характер, что не позволяют тому или иному Депутату или Сенатору физически или морально выполнять свои обязанности. Для принятия отставки необходимо, чтобы она была поддержана голосами двух третей присутствующих Депутатов или Сенаторов.
Статья 27. Для того чтобы быть избранным Депутатом или Сенатором, необходимо обладать всеми правами гражданина, в том числе избирательным правом, и не иметь судимости за преступление, наказуемое лишением прав.
Сенаторы, кроме того, должны иметь полных тридцать пять лет от роду.
Статья 28. Не могут быть избраны Депутатами и Сенаторами:
1) Государственные министры;
2) Интенданты и Губернаторы;
3) судьи высших судов, дипломированные судьи и должностные лица прокуратуры;
4) представители, управляющие или администраторы юридических лиц или компаний, в которых Государство принимает участие.
Статья 29. Посты Депутатов и Сенаторов несовместимы, а также несовместимы с должностями представителей и муниципальных советников. Они несовместимы также с должностями государственной службы, оплачиваемыми из государственных или муниципальных фондов, и с службами и функциями или поручениями подобного же характера, за исключением должностей, функций или поручений, связанных с работой в высших, средних и специальных учебных заведениях, при условии, что эти заведения находятся в городе, где происходят заседания Конгресса.
Избранное лицо в течение пятнадцати дней, если оно находится на территории Республики, и в течение ста дней, если его нет в стране, должно выбрать между постом Депутата или Сенатора и другой должностью, службой, функцией или поручением, которые оно занимает или выполняет. Эти сроки исчисляются с момента утверждения избрания. При отсутствии заявления о выборе работы в течение указанных сроков избранное лицо теряет пост Депутата или Сенатора.
Статья 30. Ни один Депутат или Сенатор с момента своего избрания и в течение шести месяцев по истечении его срока пребывания в Конгрессе не может быть назначен для выполнения функций и поручений или на государственную службу, оплачиваемые из государственных и муниципальных средств.
Настоящее положение не действует в случае международной войны и не распространяется на посты Президента Республики, Государственных министров и дипломатических агентов; однако лишь должности, на которые назначения были сделаны во время войны, совместимы с функциями Депутатов или Сенатора.
Статья 31. Депутат или Сенатор, выехавший из страны на срок более тридцати дней без разрешения соответствующей Палаты или, во время каникул Конгресса, без разрешения председателя соответствующей Палаты, теряет свой пост Депутата или Сенатора.
Пост Депутата или Сенатора теряет также лицо, которое при исполнении своих обязанностей заключит или гарантирует контракты с государством, а также лицо, которое выступает в качестве адвоката или руководителя в любого рода судебных процессах против государственного казначейства или в качестве представителя или агента по частным делам административного характера.
Статья 32. Депутаты и Сенаторы неприкосновенны и не несут ответственности за излагаемые взгляды и за голосование в Конгрессе при выполнении своих функций.
Статья 33. Ни один Депутат или Сенатор со дня своего избрания не может быть подвергнут обвинению, преследованию или аресту, за исключением случая задержания на месте преступления, если Апелляционный суд соответствующей юрисдикции на пленарном заседании предварительно не даст разрешения на возбуждение судебного преследования, указав, что имеются основания для преследования. Это решение Апелляционного суда может быть обжаловано в Верховный суд.
Статья 34. В случае задержания Депутата или Сенатора на месте преступления он немедленно передается в распоряжение соответствующего Апелляционного суда с кратким изложением дела. В дальнейшем Апелляционный суд действует в соответствии с изложенным в предыдущей статье.
Статья 35. С момента объявления на основании письменного решения о возбуждении судебного дела обвиняемый Депутат или Сенатор отстраняется со своего поста, и его дело передается компетентному судье.
Статья 36. В случае смерти Депутата или Сенатора или прекращения по той или иной причине связи с Палатой депутатов или Сенатом раньше, чем за год до истечения срока полномочий, производится его замена порядком, определяемым избирательным законом, на время до окончания срока избрания.
Депутат или Сенатор, принявший должность Государственного министра, должен быть заменен в течение тридцати дней.
Палата депутатов
Статья 37. Палата депутатов состоит из членов, избираемых департаментами или группой смежных департаментов в границах каждой провинции, как установит закон, прямым голосованием и в форме, определяемой избирательным законом.
Один Депутат избирается от каждых тридцати тысяч жителей и от остающегося числа их не менее чем в 15 тысяч.
Статья 38. Состав Палаты депутатов обновляется полностью каждые четыре года.
Статья 39. К исключительным правам Палаты депутатов относится:
1) решать вопрос о наличии основания для возбуждения обвинения, если не менее десяти членов Палаты депутатов выступают с обвинением против следующих должностных лиц:
a) Президента Республики за действия его администрации, которые серьезно затрагивают честь или безопасность Государства или открыто нарушают Конституцию или законы. Это обвинение может выдвигаться в то время, когда Президент выполняет свои функции и в течение шести месяцев после истечения срока его пребывания на посту Президента. В течение этого последнего срока он не может выезжать из страны без разрешения Палаты депутатов;
b) Государственных министров за измену, вымогательство, растрату государственных фондов, взяточничество, нарушение Конституции, попрание законов, за неисполнение законов и за серьезный подрыв безопасности или чести Нации. Эти обвинения могут предъявляться, пока Министр исполняет свои функции и в течение трех месяцев после оставления им должности. В течение этого времени он не может покидать Республику без разрешения Палаты депутатов, а если она не заседает – без разрешения Председателя Палаты;
с) членов магистратуры высших судов и Генерального контролера Республики за явное пренебрежение выполнением своих функций;
d) генералов и адмиралов вооруженных сил за серьезный подрыв безопасности или чести Нации;
е) интендантов и губернаторов за измену, мятеж, нарушение Конституции, растрату государственных фондов и вымогательство.
Во всех этих случаях Палата депутатов в течение десяти дней решает, имеются ли основания для обвинения после предварительного заслушания обвиняемого и доклада комиссии в составе пяти Депутатов, избранных по жребию, исключая обвинителей. Доклад комиссии должен быть представлен в течение шести дней, в противном случае Палата депутатов действует без доклада. Если Палата подтвердит наличие оснований, то назначаются три Депутата для формулирования обвинения и представления его Сенату. Если обвиняемый не присутствует на заседании, на которое он вызван, или не представит в письменном виде материалов защиты по своему делу, Палата депутатов может повторить вызов или рассмотреть дело без материалов защиты обвиняемого.
Для объявления о наличии обвинения в случае пункта «а» необходимо утверждение его большинством состава Палаты депутатов.
В остальных случаях обвиняемый отстраняется от исполнения своих функций с момента, когда Палата депутатов объявит о наличии оснований для обвинения. Отстранение теряет силу, если Сенат не согласится с обвинением или не выскажет своего мнения в течение тридцати последующих дней;
2) иметь наблюдение за актами правительства. Для осуществления этого права Палата депутатов может с согласия большинства присутствующих на заседании Депутатов принимать решения или предлагать замечания, которые в письменном виде передаются Президенту Республики. Решения или замечания не влекут за собой политической ответственности Министров, и на них дается ответ в письменном виде Президентом Республики или устно соответствующим министром.
Сенат
Статья 40. Сенат состоит из членов, избираемых прямым голосованием девяти групп провинций, установленных законом в соответствии с характером и интересами различных районов Республики. Каждая группа провинций избирает пять Сенаторов.
Статья 41. Состав Сената частично обновляется каждые четыре года в форме, определенной законом. Каждый Сенатор выполняет свои функции в течение восьми лет.
Статья 42. К исключительным правам Сената относится:
1) рассматривать обвинения, выдвигаемые Палатой депутатов в соответствии со статьей 39 после предварительного заслушания обвиняемого. Если последний не присутствует на заседании, на которое он вызван, или не пришлет в письменном виде материалов защиты по своему делу, то Сенат может повторить его вызов или рассмотреть дело без материалов защиты обвиняемого.
Сенат решает как суд присяжных и ограничивается объявлением виновности или невиновности обвиняемого в преступлении или злоупотреблении властью, которое ему инкриминируется.
Решение о виновности должно быть принято двумя третями состава Сената, когда речь идет об обвинениях против Президента Республики, и большинством состава Сената во всех остальных случаях.
В силу решения о виновности обвиняемый отстраняется от своего поста.
Должностное лицо, объявленное виновным, подлежит суду общего компетентного суда, согласно законам, как для применения наказания, соответствующего совершенному преступлению, так и для удовлетворения гражданского иска за ущерб и вред, нанесенный Государству или частным лицам;
2) решать вопрос о признании обвинений, выдвигаемых частным лицом против Министров в связи с ущербом, который оно может незаслуженно понести в силу действия Министров с соблюдением процедуры, указанной в предыдущем пункте;
3) объявлять, имеется ли состав преступления по уголовным делам против Интендантов и Губернаторов. Из этого положения исключается случай, когда обвинение выдвигается Палатой депутатов;
4) решать споры о компетенции, возникающие между политическими или административными властями и высшими судами;
5) восстанавливать в правах гражданства в соответствии со статьей 9;
6) утверждать или отклонять акты Президента Республики в случаях, когда это требуется Конституцией или законом.
Если в течение тридцати дней Сенат не выскажет своего мнения по срочному запросу Президента Республики, то будет считаться, что Сенат выразил свое согласие;
7) излагать свои мнения Президенту Республики во всех случаях, когда он обращается к Сенату за консультацией.
Правомочия Конгресса
Статья 43. К исключительным правам Конгресса относится:
1) ежегодно одобрять или отклонять отчет о расходовании фондов, предназначенных на содержание государственной администрации, представляемый Правительством;
2) предоставлять разрешение Президенту Республики на выезд из государственной территории;
3) в случае представления Президентом Республики ходатайства об отставке решать вопрос о том, препятствуют ли выдвигаемые им мотивы выполнению его функций и, следовательно, принимать или не принимать его отставку;
4) объявлять, если имеются сомнения, что обстоятельства, мешающие Президенту выполнять его функции, требуют проведения новых выборов;
5) одобрять или отклонять договоры, представляемые Президентом Республики Сенату до их ратификации.
Все эти решения принимаются Конгрессом в законодательном порядке.
Статья 44. В законодательном порядке исключительно допускается:
1) облагать налогами любого рода или характера, отменять действующие налоги, в случае необходимости устанавливать распределение налогов между провинциями или общинами и решать вопрос о пропорциональности или прогрессивности налогов;
2) разрешать заключение займов или другого рода операции, затрагивающие кредит и финансовую ответственность Государства;
3) разрешать отчуждение собственности Государства или муниципалитетов или сдачу ее в аренду или предоставление концессии на нее на срок более двадцати лет;
4) ежегодно утверждать проект сметы доходов и тем же самым законом устанавливать расходы государственной администрации. Закон о бюджете не может изменить расходы или налоги, утвержденные общими или специальными законами. Только непостоянные расходы могут быть изменены этим законом, но инициатива предложения увеличить или изменить смету доходов принадлежит только Президенту Республики. Проект бюджета должен быть представлен Конгрессу за четыре месяца до того дня, с которого бюджет должен вступить в силу; если по истечении указанного срока он не одобрен, то действует проект бюджета, представленный Президентом Республики. В случае если законопроект не представлен своевременно, четырехмесячный срок исчисляется со дня представления законопроекта.
Конгресс не может утвердить какие-либо расходы за счет фондов Нации, не установив или не указав в то же время источники средств, необходимых для покрытия этих расходов;
5) учреждать новые или ликвидировать существующие государственные должности; определять или изменять соответствующие им полномочия; увеличивать или уменьшать жалованье; назначать пенсии и награждать особо отличившихся лиц. Законы, назначающие пенсии, должны быть одобрены двумя третями присутствующих членов каждой Палаты;
6) устанавливать вознаграждение, получаемое Депутатами и Сенаторами. Изменения вознаграждения, сделанные в течение данной легислатуры, вступают в силу лишь для следующей легислатуры;
7) устанавливать или изменять политическое или административное деление страны; сооружать большие порты и открывать таможни;
8) устанавливать вес, пробу, стоимость, тип и название монеты и систему мер и весов;
9) устанавливать размеры военных и военно-морских вооруженных сил как для мирного времени, так и для военного времени;
10) разрешать ввод иностранных войск на территорию Республики с установлением продолжительности их пребывания;
11) разрешать вооруженным силам Нации покидать территорию Республики, устанавливать время их возвращения;
12) утверждать или отклонять объявление войны, предложенное Президентом Республики;
13) ограничивать личную свободу и свободу печати или ограничивать право собраний, когда этого требует настоятельная необходимость обороны Государства, сохранения конституционного режима или внутреннего спокойствия, но на время не более шести месяцев. Если в Этих законах предусматриваются меры наказания, то их применение всегда осуществляется уже учрежденными судами. Кроме случаев, предусмотренных настоящим пунктом, не может быть принят никакой закон о приостановлении или ограничении свобод или прав, гарантируемых настоящей Конституцией;
14) предоставлять общие помилования и амнистии;
15) указывать город, в котором должен иметь местопребывание Президент Республики, проводить свою сессию Национальный Конгресс и действовать Верховный суд.
Составление законов
Статья 45. Законы могут исходить от Палаты депутатов или Сената по предложению Президента Республики или по предложению любого члена Конгресса. Предложения не могут быть подписаны более чем десятью Депутатами или пятью Сенаторами.
Дополнения к разделам и статьям Закона о бюджете могут предлагаться лишь Президентом Республики.
Президенту Республики также принадлежит инициатива политического или административного изменения страны, образования новых государственных служб и оплачиваемых должностей и предоставления или увеличения жалованья и вознаграждения персонала государственной службы, финансовых и полуфинансовых учреждений. Национальный Конгресс может лишь утвердить, уменьшить или отклонить предложения о государственных службах, должностях, вознаграждениях или увеличениях жалованья, предлагаемые Президентом Республики. Настоящее положение не распространяется ни на Национальный Конгресс, ни на зависящие от него учреждения.
Законы о налогах любого характера, о бюджетах государственных служб и о призыве в армию могут исходить лишь от Палаты депутатов.
Законы о помиловании и общей амнистии могут исходить лишь от Сената.
Статья 46. Президент Республики может потребовать срочного рассмотрения законопроекта; в этом случае соответствующая Палата Конгресса должна высказать свое мнение в течение тридцати дней.
Заявление о срочности законопроекта может быть повторено на всех конституционных этапах его рассмотрения.
Статья 47. Законопроект, отвергнутый Палатой, от которой он исходит, не может рассматриваться вновь ранее чем через год.
Статья 48. Законопроект после одобрения Палатой, от которой он исходит, немедленно передается на обсуждение в другую Палату.
Статья 49. Законопроект, отклоненный полностью Палатой, в которую он поступил для обсуждения, возвращается в Палату, от которой он исходил, и вновь рассматривается ею; если в последней он одобрен двумя третями присутствующих членов, он вторично направляется в Палату, которая его отклонила. Считается, что законопроект отклонен Палатой, если за отклонение выскажутся две трети присутствующих членов.
Статья 50. Законопроект, дополненный или исправленный Палатой, в которую он поступил для обсуждения, возвращается в Палату, от которой он исходил, и эти дополнения или изменения считаются одобренными, если за них голосовало большинство присутствующих членов.
Если, однако, дополнения или изменения отклоняются, законопроект вторично возвращается в Палату, обсуждавшую его; если дополнения или изменения вновь будут одобрены большинством в две трети присутствующих членов, он возвращается в Палату, от которой он исходил. Считается, что она отклонила дополнения или изменения, если за это выскажутся две трети присутствующих членов.
Статья 51. Если ввиду разногласий не будет достигнуто соглашения по основным пунктам законопроекта между Палатами или если одна Палата существенно изменит законопроект, предложенный другой Палатой, могут назначаться смешанные комиссии из одинакового числа Депутатов и Сенаторов, для того чтобы они предложили форму и способ урегулирования возникших разногласий.
Статья 52. После одобрения законопроекта обеими Палатами он направляется Президенту Республики, который, в случае согласия с ним, дает указание о промульгации его в качестве закона.
Статья 53. Если Президент Республики отвергает законопроект, то он в течение тридцати дней направляет его в Палату, от которой он исходит, с соответствующими замечаниями.
Статья 54. Если обе Палаты одобряют замечания, то законопроект приобретает силу закона и возвращается Президенту для промульгации.
Если обе Палаты отклоняют все или часть замечаний Президента и настаивают на полном или частичном сохранении одобренного ими проекта двумя третями голосов присутствующих членов, законопроект возвращается Президенту Республики для промульгации.
Статья 55. Если Президент Республики не возвратит законопроект в течение тридцати дней, со дня его передачи, то считается, что он одобрил его и промульгирует его в качестве закона. Если Конгресс закончит сессию до истечения тридцати дней, в продолжение которых законопроект должен быть возвращен, Президент Республики промульгирует закон в течение первых десяти дней последующей очередной или чрезвычайной сессии.
Сессии Конгресса
Статья 56. Конгресс начинает очередную сессию 21 мая каждого года и закрывает ее 18 сентября.
При открытии каждой очередной сессии Президент Республики информирует Конгресс в объединенном заседании обеих Палат об административном и политическом положении Нации.
Статья 57. Чрезвычайная сессия Конгресса может иметь место, когда ее созывает Президент Республики или Председатель Сената по письменной просьбе большинства членов Палаты депутатов или Сената.
Конгресс, созванный Президентом Республики на чрезвычайную сессию, не может рассматривать другие законодательные дела, кроме указанных в решении о созыве чрезвычайной сессии; однако проекты об изменении Конституции могут быть предложены, обсуждены и проголосованы, даже если они и не включены в акт о созыве.
Конгресс, созванный Председателем Сената на чрезвычайную сессию, может рассматривать все вопросы, входящие в его компетенцию.
Статья 58. Палата депутатов не может ни открыть сессию, ни принимать решений, если не присутствует пятая часть ее членов, а Сенат – если не присутствует четвертая часть его членов.
Каждая Палата предусматривает в своем регламенте прекращение прений простым большинством голосов.
Статья 59. Палата депутатов и Сенат открывают и закрывают очередные и чрезвычайные сессии одновременно. Однако они могут действовать раздельно в вопросах своей исключительной компетенции; в этом случае созыв сессии исходит от Председателя соответствующей Палаты.
ГЛАВА V. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 60. Гражданин, именуемый Президентом Республики Чили, управляет государством и является Верховным Главой Нации.
Статья 61. Для избрания Президентом Республики необходимо быть уроженцем Чили, иметь не менее тридцати лет от роду и удовлетворять условиям, необходимым для избрания членом Палаты депутатов.
Статья 62. Президент Республики выполняет свои функции в течение шести лет и не может быть переизбран на следующий срок.
Статья 63. Президент избирается прямым голосованием граждан, обладающих избирательным правом во всей Республике, за шестьдесят дней до истечения полномочий того, кто выполняет функции Президента, и в форме, определяемой законом.
Рассмотрение жалоб, связанных с голосованием, исправления и общий подсчет голосов на выборах возлагается на Квалификационный трибунал.
Статья 64. Обе части Конгресса, созванные на открытое заседание через пятьдесят дней после выборов, при наличии большинства членов Конгресса и под председательством Председателя Сената, получают сообщение о результатах подсчета голосов, проведенного Квалификационным трибуналом, и провозглашают Президентом Республики гражданина, собравшего более половины голосов, законным образом поданных.
Если в результате подсчета голосов никто не получит такого большинства , Президент избирается на пленарном заседании Конгресса из числа двух кандидатов, собравших относительное большинство голосов; однако если два или больше гражданина получили одинаковое относительное большинство голосов, то Президент избирается из числа этих лиц.
Если в день, указанный в настоящей статье, не соберется большинство членов Конгресса, то заседание переносится на следующий день при любом количестве Депутатов и Сенаторов.
Статья 65. Выборы, производимые на пленарном заседании Конгресса, требуют тайного голосования и более половины числа голосов.
Если при первом голосовании не будет собрано это абсолютное большинство, то производится второе голосование, при котором голосуются два кандидата, получившие в первом голосовании большее число голосов, и пустые бюллетени добавляются кандидату, собравшему относительно большее число голосов.
Если оба кандидата соберут одинаковое число голосов, производится третье голосование на следующий день и в той же форме.
Если и в этом случае оба кандидата вновь соберут одинаковое число голосов, то вопрос решается тут же Председателем Сената.
Статья 66. Когда Президент Республики лично командует вооруженными силами или когда ввиду болезни, выезда из Республики или по другой серьезной причине он не сможет выполнять свои обязанности, его заменяет со званием Вице-президента Республики Министр, стоящий первым в списке старшинства, установленном законом. При отсутствии этого Министра Президента заменяет Министр, следующий в указанном списке за первым Министром; при отсутствии всех Министров Президента Республики последовательно заменяют Председатель Сената, Председатель Палаты депутатов и Председатель Верховного суда.
В случаях смерти, принятия отставки или других причин, которые лишают Президента возможности выполнять свои функции, или причин, действие которых не может прекратиться до истечения срока конституционного периода, Вице-президент в первые десять дней своего правления издает соответствующие распоряжения о проведении в течение последующих шестидесяти дней новых выборов Президента в форме, предусмотренной Конституцией и избирательным законом.
Статья 67. Президент не может покинуть территорию Республики в период своего правления без разрешения Конгресса.
Статья 68. Президент прекращает выполнение своих обязанностей в тот день, когда исполнится шесть лет его пребывания на посту Президента и его заменит новый Президент.
Статья 69. Если вновь избранный Президент не сможет вступить в должность, его временно заменяет со званием Вице-президента Республики Председатель Сената, а при его отсутствии – Председатель Палаты депутатов, при отсутствии же последнего – Председатель Верховного суда.
Но если вновь избранный Президент не может вообще приступить к исполнению обязанностей или в течение неопределенного времени или в течение времени, большего, чем срок, предусмотренный для его пребывания на посту Президента, то Вице-президент в течение десяти дней после декларации, которую должен сделать Конгресс, издает соответствующие распоряжения о проведении в течение шестидесяти дней новых выборов в форме, предусмотренной настоящей Конституцией и избирательным законом.
Статья 70. Вновь избранный Президент при вступлении в должность в присутствии обеих частей Конгресса приносит перед Председателем Сената присягу или дает торжественное обещание добросовестно исполнять обязанности Президента Республики, сохранять целостность и независимость Государства и соблюдать и заставлять соблюдать других Конституцию и законы.
Статья 71. Президенту Республики доверяется администрация и управление Государством, и его власть распространяется на все, что имеет целью сохранить общественный порядок внутри страны и внешнюю безопасность Республики в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 72. К специальным правомочиям Президента относится:
1) участвовать в составлении законов в соответствии с Конституцией, утверждать и промульгировать их;
2) издавать регламенты, декреты и инструкции, которые он считает полезными для исполнения законов;
3) продлевать очередные сессии Конгресса и созывать чрезвычайные сессии;
4) следить за служебным поведением судей и остальных служащих судебных органов и в этой связи требовать, чтобы Верховный суд, если он сочтет необходимым, устанавливал факт их недостойного поведения или чтобы прокуратура ходатайствовала перед компетентным судом об административных мерах или, если будут достаточные основания, о возбуждении соответствующего преследования;
5) назначать по своему усмотрению Министров и сотрудников Министерств, дипломатических агентов, Интендантов и Губернаторов;
Назначение послов и Полномочных Министров подлежит одобрению Сената, по как они, так и другие должностные лица, указанные в настоящем пункте, являются особо доверенными лицами Президента Республики и остаются на своих постах, пока пользуются его доверием;
6) назначать членов магистратуры высших судов и дипломированных судей;
7) назначать на все остальные гражданские и военные должности, определенные законами, в соответствии с административным уставом и присваивать, с согласия Сената, должности или звания полковника, капитана корабля и остальные высшие офицерские должности и звания сухопутных и морских сил. На поле битвы Президент может присваивать эти высшие военные должности самостоятельно;
8) увольнять назначенных им должностных лиц за несоответствие или по другой причине, делающей их службу бесполезной или наносящей ущерб, с согласия Сената – если это руководители управлений или высшие должностные лица, и по сообщениям соответствующих властей – если это подчиненные лица, в соответствии с основными законами каждой службы;
9) предоставлять пенсии и пособия вдовам и сиротам в соответствии с законами;
10) следить за поступлением государственных налогов и распоряжаться их расходованием в соответствии с законом. Президент Республики за подписями всех Министров может декретировать расходы, не предусмотренные законом, только для покрытия неотложных нужд, вытекающих из общественных бедствий, внешней агрессии, внутренних беспорядков или связанных с отсутствием средств на содержание служб, остановка которых грозит серьезным ущербом стране. Общая сумма таких расходов не может превышать ежегодно двух процентов (2%) всех расходов, разрешенных Законом о государственном бюджете. Служащие могут приниматься на работу согласно закону, однако общая соответствующая статья расходов не может быть ни увеличена, ни уменьшена путем трансфера, Министры или должностные лица, разрешившие или совершающие расходы вопреки положениям настоящего пункта, несут солидарную и личную ответственность за возвращение израсходованных сумм и уголовную ответственность за растрату государственных фондов;
11) предоставлять права юридического лица частным корпорациям и аннулировать эти права; утверждать уставы этих корпораций, отклонять их уставы и утверждать изменения их;
12) предоставлять помилование отдельным лицам. Должностные лица, обвиненные Палатой депутатов и осужденные Сенатом, могут быть помилованы лишь Конгрессом;
13) распоряжаться военными и военно-морскими вооруженными силами, организовывать их и размещать по своему усмотрению;
14) лично осуществлять командование военными и военно-морскими вооруженными силами с согласия Сената. В этом случае Президент Республики может находиться в любом месте, занятом чилийскими вооруженными силами;
15) объявлять войну с предварительного разрешения посредством закона;
16) поддерживать политические сношения с иностранными государствами, принимать их агентов, консулов, вести переговоры, вырабатывать прелиминарные условия, заключать и подписывать все договоры о мире, союзе, перемирии, нейтралитете, о торговле, а также конкордаты и другие соглашения. Договоры до их ратификации представляются на одобрение Конгресса. Обсуждение и решения по этим договорам могут быть секретными, если Президент Республики этого потребует;
17) объявлять на военном положении одну или несколько провинций, подвергшихся нападению или находящихся под угрозой вторжения в случае внешней войны, и на осадном положении – один или несколько пунктов Республики в случае нападения извне.
18) В случае внутренних потрясений объявление осадного положения в одном или нескольких пунктах производится Конгрессом, если в это время он не заседает; это объявление может сделать Президент Республики на определенный срок. Если ко времени заседания Конгресса не истек еще срок, на который было объявлено осадное положение, объявление, сделанное Президентом Республики, рассматривается как законопроект.
В связи с объявлением осадного положения только Президент Республики имеет право высылать определенных лиц из одного департамента в другой и задерживать их в их собственных домах и в местах, не являющихся тюрьмами, а также в местах, не предназначенных для задержания или заключения обычных преступников.
Меры, принятые при объявлении осадного положения, применяются только на время осадного положения и не должны нарушать конституционных гарантий, предоставленных Депутатам и Сенаторам.
Государственные министры
Статья 73. Число Министров и соответствующих их департаментов определяются законом.
Статья 74. Для назначения Министром необходимо удовлетворять тем же требования, что и для избрания Депутатом.
Статья 75. Все приказы Президента Республики обязательно подписываются Министром соответствующего ведомства и без соблюдения этого основного требования не подлежат исполнению.
Статья 76. Каждый Министр несет личную ответственность за акты, подписанные им, и солидарную ответственность за акты, подписанные или согласованные с другими Министрами.
Статья 77. По открытии очередной сессии Конгресса Министры обязаны представить Президенту Республики отчет о положении в Государстве, в области, возглавляемой каждым Министром департамента, с тем чтобы Президент мог в свою очередь представить отчет Конгрессу.
В этих же целях Министры обязаны представлять ежегодный бюджет расходов по их соответствующим департаментам и отчет об использовании сумм, отпущенных для покрытия расходов в предыдущем году.
Статья 78. Министры могут, когда они сочтут это желательным, присутствовать на заседаниях Палаты депутатов или Сената и участвовать в обсуждении, пользуясь преимущественным правом выступления, но без права участия в голосовании.
ГЛАВА VI. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ТРИБУНАЛ
Статья 79. Специальный трибунал под названием «Квалификационный трибунал» ведает проверкой выборов Президента Республики, Депутатов и Сенаторов.
Этот Трибунал действует при оценке фактов как суд присяжных и выносит решения в соответствии с законом.
Трибунал состоит из пяти членов, состав этот обновляется каждые четыре года, не менее чем за пятнадцать дней до первых выборов, которые он должен проверить.
Один и тот же Трибунал осуществляет проверку всех выборов, проводимых в течение четырех лет.
Пять членов Квалификационного Трибунала избираются по жребию из следующих лиц:
1) один – из лиц, занимавших посты Председателя или Вице-председателя Палаты депутатов в течение более одного года;
2) один – из лиц, занимавших посты Председателя или Вице-председателя Сената в течение такого же срока;
3) двое – из лиц, занимавших посты членов Верховного суда, и
4) один – из лиц, занимавших пост члена Апелляционного суда города, в котором проводит свои заседания Конгресс.
Закон регулирует организацию и деятельность Квалификационного трибунала.
ГЛАВА VII. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
Статья 80. Право рассматривать гражданские и уголовные дела принадлежит исключительно судам, учрежденным законом. Ни Президент Республики, ни Конгресс ни в коем случае не могут осуществлять судебные функции, требовать для рассмотрения незаконченные дела или пересматривать дела, срок давности которых истек.
Статья 81. Специальный закон определяет организацию и компетенцию судов, необходимые для быстрого и совершенного отправления правосудия на всей территории Республики.
Изменения компетенции судов или их количественного состава могут вноситься только на основании закона.
Статья 82. Закон устанавливает требования, предъявляемые к соответствующим судьям, и количество лет, которое должны прослужить в качестве адвоката лица, назначаемые членами судов и дипломированными судьями.
Статья 83. При назначении судей закон исходит из следующих общих положений:
Члены магистратуры и прокуроры Верховного суда избираются Президентом Республики из списка в пять человек, предложенного этим Судом. Два старейших члена Апелляционного суда включаются в список. Остальные три вакансии заполняются с учетом заслуг кандидатов, причем в список могут быть помещены лица, не связанные с отправлением правосудия.
Члены и прокуроры Апелляционного суда назначаются Президентом Республики по предложению Верховного суда из списка, состоящего из трех лиц. Дипломированные судьи назначаются Президентом Республики по предложению Апелляционного суда соответствующей юрисдикции из списков, состоящих из трех лиц. Для составления этих списков объявляется конкурс, участники которого представляют все необходимые документы и данные.
Дипломированный судья, дольше всех прослуживший в суде, или дипломированный судья с самым большим стажем и занимающий должность непосредственно ниже той, на которую открылась вакансия, занимают надлежащие места в соответствующих списках из трех лиц. Два других места заполняются с учетом достоинств кандидатов.
Статья 84. Судьи несут личную ответственность за взяточничество, за несоблюдение процессуальных законов и вообще за всякое злоупотребление и неправильное отправление правосудия. Закон определяет случаи и форму привлечения судей к ответственности.
Статья 85. Судьи несменяемы и занимают свои должности до тех пор, пока отличаются достойным поведением; судьи низших судов исполняют свои обязанности в течение срока, определяемого законами.
Судьи, как постоянно выполняющие свои обязанности, так и временные могут быть смещены со своих должностей только на основании законно вынесенного приговора.
Однако Президент Республики по предложению или с согласия Верховного суда может производить замены или перемещения судей с одних должностей на другие равной категории.
В любом случае Верховный суд по требованию Президента Республики, по просьбе заинтересованной стороны или по своей инициативе может заявить, что судьи не соответствуют своему назначению, и после объяснения обвиняемого и доклада соответствующего Апелляционного суда может двумя третями голосов своих членов принять решение об увольнении судьи. Эти решения сообщаются Президенту Республики для их исполнения
Статья 86. Верховный суд осуществляет директивное, контрольное и экономическое наблюдение за всеми судами Государства согласно закону, определяющему организацию и права суда.
Верховный суд по отдельным делам, которые он рассматривает или которые ему направлены в соответствии с запросом, включенным в решение, вынесенное другим судом, может объявить неприменимым для данного случая любое законное положение, противоречащее Конституции. Такой запрос может возникнуть на любом этапе рассмотрения дела и не приостанавливает производство.
Кроме того, Верховный суд рассматривает споры о компетенции, возникающие между политическими или административными властями и судами, каковые споры подлежат ведению Сената.
Статья 87. Учреждаются административные суды в составе постоянных членов для разрешения жалоб, выдвигаемых против произвольных актов или распоряжений политических или административных властей, если разбор этих жалоб не возлагается Конституцией или законами на другие суды. Организация и полномочия административных судов определяются законом.
ГЛАВА VIII. ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Статья 88. Для целей внутреннего управления Государства территория Республики делится на провинции, провинции – на департаменты, департаменты – на субделегации и субделегации – на округа.
Интенданты
Статья 89. Высшее управление каждой провинции осуществляется Интендантом, который действует в соответствии с законами, приказами и инструкциями Президента Республики, прямым и ближайшим агентом которого он является. Интендант выполняет свои функции три года.
Интендант, как представитель Президента Республики, осуществляет в пределах провинции наблюдение над государственными работами и службами на всей территории провинции.
Губернаторы.
Статья 90. Управление каждым департаментом осуществляется Губернатором, непосредственно подчиненным Интенданту провинции. Губернатор выполняет свои функции три года.
Интендант провинции является также Губернатором департамента, в котором находится столица провинции.
Губернаторы назначаются Президентом Республики по предложению соответствующего Интенданта и могут быть смещены им с согласия Президента Республики.
Субделегаты
Статья 91. Субделегации управляются Субделегатами, подчиненными Губернатору департамента и назначаемыми им. Субделегаты исполняют свои обязанности в течение одного года и могут быть смещены Губернатором, который представляет мотивированное объяснение по этому вопросу Интенданту.

Инспекторы
Статья 92. Округа управляются Инспекторами, подчиненными Субделегатам, которые назначают и увольняют их, предварительно представив мотивированные объяснения Губернатору.
ГЛАВА IX. ВНУТРЕННЕЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 93. Для целей внутреннего административного управления государственная территория делится на провинции, а провинции – на общины.
В каждой провинции имеется число общин, определяемое законом, и территория каждой общины соответствует одной полной субделегации.
Административная единица «провинция» соответствует политической единице с таким же названием, административная единица «община» соответствует политической единице под названием «субделегация».
При образовании новых общин закон всегда предусматривает образование соответствующих субделегаций и установление для тех и других одних и тех же границ.
Администрация провинции
Статья 94. Администрация каждой провинции возглавляется Интендантом, которому помогает в форме, определяемой законом, собрание провинции. Интендант является председателем этого собрания.
Статья 95. Каждое собрание провинции состоит из представителей, назначаемых в целом муниципалитетом провинции на его первом заседании.
Это должности муниципальных советников, которые выполняют свои функции в течение трех лет.
Муниципалитеты назначают представителей в количестве, устанавливаемом законом для каждого из них.
Статья 96. Для назначения представителем необходимо удовлетворять тем же условиям, какие требуются для Депутата, и, кроме того, проживать в провинции свыше одного года.
Статья 97. Собрание провинции действует в столице провинции и ежегодно назначает на своем первом заседании большинством голосов присутствующих членов одного из своих членов для исполнения обязанностей Вице-председателя Собрания.
Статья 98. Собрания провинций проводят заседания при наличии большинства своего состава; они обладают административными функциями и распоряжаются доходами, определяемыми законом; закон может уполномочить их производить обложение определенными налогами в пользу провинции.
Собрания провинций могут быть распущены Президентом Республики с согласия Сената.
После роспуска собрания провинции производится замещение его членов порядком, указанным статьей 95, на время, оставшееся до окончания срока действия собрания данного созыва.
Статья 99. Собрания провинции должны ежегодно сообщать Президенту Республики через Интенданта о нуждах провинции и указывать суммы, необходимые для их удовлетворения.
Статья 100. Распоряжения и резолюции, принимаемые собранием провинции, должны быть доведены до сведения Интенданта, который в течение десяти дней может приостановить их исполнение, если сочтет их противоречащими Конституции или законам или наносящими ущерб интересам провинции или Государства.
Распоряжение или резолюция, действие которой приостановлено Интендантом, возвращается собранию провинции для пересмотра.
Если собрание провинции настаивает на своем прежнем решении двумя третями голосов присутствующих на обсуждении членов, то Интендант приказывает опубликовать его и привести в исполнение.
Однако если приостановление действия решения собрания провинции основывалось на том, что его распоряжение или резолюция противоречат Конституции или законам, Интендант направляет все материалы по делу в Верховный суд для принятия им окончательного решения.
Администрация общины
Статья 101. Местная администрация каждой общины или группы общин, образованных законом, осуществляется муниципалитетом.
Каждый муниципалитет при своем образовании назначает алькальда, который председательствует в муниципалитете и выполняет его решения.
В городах с населением свыше ста тысяч жителей и в других городах, указанных законом, алькальд назначается Президентом Республики и может получать вознаграждение. Президент Республики может уволить алькальда с согласия соответствующего собрания провинции.
Статья 102. Муниципалитеты имеют советников (рехидоров), количество которых для каждого муниципалитета определяется законом. Число советников не может быть меньше пяти и больше пятнадцати.
Это муниципальные должности, и срок пребывания в них – три года.
Статья 103. Для избрания советником требуются те же качества, что и для избрания Депутата и, кроме того, проживание в общине более одного года.
Статья 104. Избрание советников производится прямым голосованием в соответствии со специальными распоряжениями, указанными законом о структуре и правах муниципалитетов.
Для этих целей в каждой общине ведутся особые списки, для внесения в которые необходимо иметь не менее двадцати одного года и уметь читать и писать. От иностранцев требуется, кроме того, проживание в стране в течение пяти лет.
Проверка выборов советников, рассмотрение жалоб об отмене выборов и решения по делам, которые могут возникнуть после выборов, возлагаются на орган, определяемый законом.
Статья 105. Муниципалитеты проводят сессии при наличии большинства советников своего состава. Они обладают административными функциями и распоряжаются доходами, определенными законом.
К специальным функциям муниципалитетов относится:
1) заботиться о мероприятиях в области санитарии, удобств, украшений и отдыха;
2) содействовать развитию образования, сельского хозяйства, промышленности и торговли;
3) заботиться о начальных школах и других учебных службах, содержащихся за счет средств муниципалитетов;
4) заботиться о строительстве и ремонте дорог, шоссе, мостов и всех видов необходимых и полезных работ и работ по украшению, содержащихся за счет средств муниципалитетов;
5) управлять и распоряжаться имуществом, принадлежащим городу, а также бесхозяйным имуществом в соответствии с правилами, установленными законами,
6) разрабатывать муниципальные распоряжения по этим делам, не нарушая прав, относящихся, согласно следующей статьи, к компетенции соответствующего собрания провинции.
Закон может устанавливать для каждого муниципалитета предельную сумму, соответствующую его ежегодным доходам, для участия в общих расходах провинции.
Назначение муниципальных служащих производится согласно Статуту, утверждаемому законом.
Статья 106. Муниципалитеты подлежат административному и экономическому контролю соответствующего собрания провинции согласно закону.
Полномочия, предоставляемые статьей 100 Интенданту в отношении собрания провинции, соответствуют правам собрания в отношении муниципалитетов, находящихся под его юрисдикцией.
Муниципалитеты могут быть распущены собранием провинции по мотивам, установленным законом, большинством голосов представителей, созванных специально для обсуждения этого вопроса, без ущерба для положения статьи 100.
Административная децентрализация
Статья 107. Законы будут постепенно передавать органам провинции или органам общины административные полномочия и права, которыми пользуются в настоящий момент другие органы, с тем чтобы провести децентрализацию внутренней административной системы.
Общие службы Государства будут децентрализованы путем образования зон, устанавливаемых законами.
Во всех случаях надзор за службами провинции возлагается на Интенданта, а верховный контроль за ними принадлежит Президенту Республики.
ГЛАВА Х. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 108. Изменение положений Конституции проходит те же стадии, что и любой законопроект, за исключениями, которые излагаются ниже:
Для одобрения законопроекта об изменении Конституции необходимо одобрение большинством состава Депутатов и Сенаторов каждой Палаты.
Обе Палаты, собравшись на открытое заседание, на котором присутствует большинство их членов, через шестьдесят дней после одобрения проекта в форме, указанной в предыдущем пункте, заслушивают этот проект и ставят его на голосование после краткого обсуждения.
Проект, одобренный большинством на совместном заседании Палат Конгресса, передается Президенту Республики.
Если в назначенный день не соберется большинство всех членов Конгресса, то заседание проводится на следующий день при любом количестве Депутатов и Сенаторов.
Статья 109. Только Президент Республики может сделать по законопроекту замечания и предлагать изменения или поправки к изменениям, утвержденным на совместном заседании Палат Конгресса.
Если изменения, предлагаемые Президентом Республики, будут одобрены обеими Палатами, то законопроект возвращается Президенту для промульгации.
Если обе Палаты отклонят все или часть замечаний Президента Республики и большинством в две трети голосов членов, присутствующих на заседании, потребуют сохранения всего или части утвержденного ими проекта, то последний возвращается Президенту для промульгации, или, если Президент сочтет это целесообразным,– для консультации с Нацией по поводу разногласий между Конгрессом и Президентом Республики путем плебисцита в течение тридцати дней. Проект, одобренный плебисцитом, промульгируется в качестве конституционной реформы.
Статья 110. После промульгации закона его положения становятся составной частью Конституции.
Переходные положения
Статья 1. Отменяются действующие законы по вопросам, изложенным в статье 30, пункт 3, статье 73, пункт 8 и 13, статье 95, пункт 3 и 4 Конституции 1833 года, ликвидированных настоящей реформой Конституции.
В течение пяти лет Государство будет передавать архиепископу Сант-Яго по два с половиной миллиона песо ежегодно для использования их в стране на нужды католической церкви.
Статья 2. Выборы нового Президента Республики состоятся 24 октября 1925 года для выполнения положений статьи 63 и с тем, чтобы вновь избранный Президент вступил в должность 23 декабря того же года.
Статья 3. Провозглашение нового Президента Республики или его избрание, если ни один кандидат не соберет на выборах необходимого большинства, будет сделано Депутатами и Сенаторами, избранными в соответствии с нижеследующими положениями. Квалификационный трибунал специально для этого случая предоставит особые полномочия кандидатам, которых он сочтет имеющими наибольшие права по своим прежним данным.
Статья 4. Общие выборы в новый Конгресс назначаются на воскресенье 22 ноября 1925 года.
Статья 5. Впредь до того, как закон определит группы провинций, о которых идет речь в статье 40, устанавливаются следующие группы провинций:
1) Тарапака и Антофагаста;
2) Атакама и Кокимбо;
3) Аконкагуа и Вальпараисо;
4) Сант-Яго;
5) О’Хиггинс, Кольчагуа и Курико;
6) Талька, Линарес и Мауле;
7) Ньюбле, Консепсьон и Био-Био;
8) Арауко, Мальеко и Каутин и
9) Вальдивия, Льянкиуэ и Чилоэ.
Группа смежных департаментов, предусмотренных статьей 37, образуется временно Президентом Республики в соответствии со всеобщей переписью, проведенной 15 декабря 1920 года.
Статья 6. Избирательный закон о выборах в новый Конгресс предусмотрит порядок определения тех Сенаторов от каждой группы провинций, которые будут избираться на срок в восемь лет, и тех, которые будут избираться только на срок в четыре года, с тем чтобы обеспечить частичное обновление Сената в соответствии со статьей 41.
Статья 7. Конституционный период нового Конгресса будет исчисляться с 21 мая 1926 года без ущерба для созыва Конгресса на чрезвычайную сессию, как только Квалификационный Трибунал окончательно утвердит полномочия вновь избранных Депутатов и Сенаторов.
Статья 8. Вознаграждение, получаемое Депутатами и Сенаторами впредь до принятия соответствующего закона, устанавливается в две тысячи песо ежемесячно.
Из этой суммы ежемесячно вычитается по пятьдесят песо за каждое заседание Палаты или комиссии, которое не состоялось или было закрыто вследствие отсутствия Депутата или Сенатора, за. исключением случая, когда одновременно заседают две или более комиссии и Депутат или Сенатор присутствовал на заседании одной из них.
Статья 9. В порядке соблюдения требования статьи 79 будет считаться, что лица, занимавшие посты Председателей или Вице-председателей Палаты депутатов или Сената, до промульгации данной реформы Конституции в течение года занимали посты, предусмотренные этой статьей.
Статья 10. Настоящая реформа Конституции вступает в силу через тридцать дней после ее опубликования в «Диарио офисиаль».