Конституция Украины

КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ
Принята на референдуме «___» _________200__г.
Мы, украинская нация, приняли настоящую Конституцию, исходя из:
• Норм человеческого сообщества,
• Стремления возродить украинскую государственность,
• Построения демократического общества.
• Создания справедливости для всех,
• Необходимости жить по законам Бога,
• Соборности как основы развития украинского государства,
• Наследия предков, дающего новое понимание жизни,
• Восстановления исторических форм государственности.
Раздел первый. Конституционный строй.
Часть первая. Основы государства и общества.
Статья 1.
Украина конституируется как демократическое, правовое, социальное, светское, европейское государство с республиканской формой правления.
Украина является частью мирового сообщества и славянско-православного мира.
Украина будет всеми силами и средствами поддерживать европейскую безопасность.
Статья 2.
Украина есть демократическое государство, суверенитет в котором принадлежит народу Украины.
Ядром украинского общества является государство, выступающее как нерушимое и неделимое целое в мире.
Статья 3.
Украина будет строго соблюдать социальные обязательства государства, и заботиться о каждом человеке на ее территории.
Поддержка семьи, материнства и детства гарантируется.
Забота о пенсионерах есть долг государств и общества.
Статья 4.
Украина, осознавая себя как правовое государство, предоставляет каждому защищать свои права и свободы в суде.
Государство связано правом и правосудием, а правосудие – законом.
Право на независимый и равный суд гарантируется.
Статья 5.
Украина является светским государством.
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной, но каждый обязан уважать христианские ценности.
Религиозные объединения обязаны отчитываться перед государством, и подлежат контролю с целью соблюдения общечеловеческих принципов гуманизма.
Статья 6.
Официальным языком государства является украинский.
Столицей государства является город Киев.
Флагом государства является желто-синий.
Статья 7.
Украина продолжает традицию украинской государственности, и ее единство покоится на согласии церквей.
Украина является унитарным государством, включающим территориальные коллективы воеводств.
Республиканская форма Украины является незыблемой, и не может быть предметом пересмотра.
Статья 8.
Политические партии являются выразителями национальной воли и выражают ее через представительные органы.
Политические партии должны быть по своей структуре и целям демократическими.
Партии, призывающие к свержению существующего строя, подлежат запрету.
Статья 9.
Профсоюзы и ассоциации работодателей при посредничестве государства стремятся взаимно защищать права работников.
Образование находится под защитой государства.
Каждый имеет право на бесплатное медицинское обслуживание.
Статья 10.
Вооруженные силы государства призваны защищать суверенитет и территориальную целостность Украины.
Корпус сил безопасности – национальная гвардия призван содействовать охране и безопасности граждан Украины.
Часть вторая. Источники права.
Секция первая. Общеобязательное право.
Статья 11.
Источниками общеобязательного права на территории Украины являются Конституция, законы, указы президента, декреты правительства, акты органов исполнительной власти.
Статья 12.
Конституция Украины обладает верховной силой и прямым действием.
Конституция Украины порождает национальное право Украины.
Конституция Украины не нуждается в дополнительных актах.
Статья 13.
Акты международного права, ратифицированные и действующие на территории Украины в силу международных обязательств, обладают преимуществом перед Конституцией Украины, если не нуждаются в принятии дополнительных актов.
Секция вторая. Делегированное законодательство.
Статья 14.
Рада министров может издавать декреты-законы.
Данные акты имеют силу закона и издаются от имени Рады министров.
Декреты-законы могут принимать только в течение определенного времени.
Статья 15.
Верховная Рада может принять закон, разрешающий издание декретов-законов Радой министров.
Закон, декретирующий право Рады министров, должен четко ограничивать области принятия декретов-законов.
Статья 16.
Декреты-законы не нуждаются в подтверждении Радой министров.
Декреты-законы действуют непосредственно.
Декреты-законы порождают права и обязанности.
Секция третья. О международных договорах.
Статья 17.
Международные договоры действуют на территории Украины непосредственно, если в них не установлено иное.
Международные договора, создающие обязательства для государства, являются счастью национального права Украины.
Статья 18.
Международные договора, требующие дополнительных бюджетных ассигнований, действуют только при наличии положительного заключения Рады министров о возможности из выполнения.
Статья 19.
Международные договора, разрешающие следующие вопросы, требуют ратификации Верховной радой:
• Вопросы войны и мира,
• Введения новых налогов и займов,
• Вступления в союз и выход из него,
• Изменения территории государства.
Часть третья. Мировое сообщество.
Статья 20.
Украина находится в евразийской системе развития и участвует в работе европейских политических и экономических институтов.
Украина будет строго выполнять свои обязательства перед мировым сообществом.
Статья 21.
Для вступления в силу международных договоров необходима их обязательная ратификация путем принятия закона Верховной радой.
Если международный договор противоречит Конституции, то Конституция подлежит пересмотру или договор отклоняется.
Статья 22.
Международные договоры, затрагивающие вопросы финансового характера, подлежат рассмотрению в правительстве Украины для дачи заключения и пересмотра бюджета.
Статья 23.
Правовые акты Евразийского союза действуют на территории Украины непосредственно по вопросам компетенции Союза.
Акты Союза, требующие предварительного согласия и принятия национальных законов, рассматриваются Верховной радой.
Раздел второй. Права и свободы человека и гражданина.
Часть первая. О правах и свободах.
Статья 24.
Право на жизнь не может быть отнято.
Человеческое достоинство неприкосновенно.
Права человека не должны ущемлять права других людей и нарушать общественный порядок и безопасность.
Статья 25.
Права человека могут быть ограничены только по решению суда в мирное время и в соответствии с законом в военное время или состояния опасности.
Закон должен четко и ясно указывать границы ограничения прав.
Статья 26.
Соблюдение прав человека обязанность и долг государственной власти, и их признание основа любого человеческого сообщества.
Права человека есть основа политического порядка и социального мира.
Эти положения не могут быть пересмотрены.
Часть вторая. Права и свободы человека и гражданина.
Статья 27.
Все люди равны перед законом и судом.
Дискриминация запрещается.
Государство содействует защите от дискриминации.
Мужчина и женщина равны в своих правах.
Статья 28.
Свобода совести гарантируется при условии уважения общечеловеческих принципов гуманизма.
Каждый вправе свободно исповедовать свои религиозные взгляды.
Не допускается публичное неуважение к религиозным обрядам и верованиям.
Статья 29.
Каждый имеет право выражать беспрепятственно свои взгляды и распространять свое мнение.
Наука и искусство свободны.
Статья 30.
Брак и семья находятся под особой опекой и защитой государства.
Воспитание детей есть естественный долг родителей.
Государство создает детские учреждения, выплачивает пособия и субсидии в соответствии с потребностями каждой семьи.
Статья 31.
Право собраний может быть ограничено законом только в случае мятежа.
Каждый имеет право участвовать в пикетах и демонстрациях.
Статья 32.
Тайна переписки и телефонной связи нерушимы.
Ограничение возможно только по решению суда на определенный срок.
Статья 33.
Каждый имеет право на свободу передвижения по территории Украины.
Каждый имеет право на свободный въезд и выезд на территорию Украины.
Задержание возможно только на основании судебного решения или в чрезвычайных обстоятельствах с немедленным уведомлением судьи.
Статья 34.
Жилище неприкосновенно.
Вторжение в жилище возможно только на основании решения суда или при чрезвычайных обстоятельствах после осуществления преступления с немедленным уведомлением судьи.
Статья 35.
Каждый имеет право на пользование всеми благами культурного наследия.
Государство содействует культурному прогрессу и просвещению.
Статья 36.
Граждане обязаны защищать отчизну.
Это долг каждого гражданина.
Граждане обязаны платить установленные законом налоги и сборы.
Люди обязаны беречь окружающую среду.
Часть третья. Основы социальной политики.
Статья 37.
Государство гарантирует сохранение и защиту исторического, культурного и художественного наследия Украины и богатств, его составляющих, независимо от их правового режима и принадлежности.
Уголовный закон предусматривает санкции против посягательств на это наследие.
Статья 38.
Публичные власти обеспечивают создание благоприятных условий для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения доходов в рамках политики экономической стабильности.
В особенности они должны проводить политику, направленную на достижение полной занятости.
Статья 39.
Публичные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.
Республика признает права семьи как естественного союза, основанного на браке.
Статья 40.
Брак покоится на моральном и юридическом равенстве супругов в пределах, установленных законом для обеспечения единства семьи.
Родители обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака.
В случае недееспособности родителей, закон определяет способы исполнения их обязанностей.
Статья 41.
Закон обеспечивает детям, рожденным вне брака, всю защиту юридического и нравственного характера, совместимую с правами членов законной семьи.
Закон устанавливает порядок и пределы отыскания отцовства.
Дети пользуются защитой, установленной в международных соглашениях, заключенных для охраны их прав.
Статья 42.
Публичные власти гарантируют престарелым гражданам достойное экономическое существование путем предоставления им соответствующих пенсий, размеры которых периодически пересматриваются.
Также независимо от семейных обязательств оказывается содействие улучшению благосостояния этих лиц через систему социальных служб, которые призваны осуществлять наблюдение за здоровьем, жилищными и культурными условиями и их досугом.
Статья 43.
Равным образом публичные власти поощряют политику, обеспечивающую осуществление профессиональной подготовки переподготовки; они наблюдают за безопасностью и гигиеной труда, гарантируют необходимый отдых посредством ограничения рабочего дня, предоставления периодических оплачиваемых отпусков и развития сети соответствующих центров.
Статья 44.
Публичные власти поддерживают режим публичного социального страхования для всех граждан, который гарантирует помощь и предоставление в необходимом случае достаточных пособий особенно при безработице.
Получение дополнительной помощи и пособий является добровольным.
Государство особо заботится об охране социальных и экономических прав трудящихся, начинающихся за границей, и проводит политику, направленную цель возвращение.
Статья 45.
Признается право на охрану здоровья.
В ведении публичных властей находится организация и защита народного здравоохранения, осуществляемые проведением профилактических мер, предоставлением необходимой помощи и услуг.
Публичные власти организуют санитарное просвещение, развитие физического воспитания и спорта. В равной мере способствуют организации досуга людей.
Статья 46.
Публичные власти содействуют и поощряют доступ к культуре, на который имеют право все граждане.
Публичные власти содействуют развитию науки, научных и технических исследований на благо общих интересов.
Статья 47.
Каждое лицо имеет право пользоваться окружающей средой в целях развития своей личности, и оно обязано охранять эту среду.
Публичные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни, охраны и восстановления окружающей среды, опираясь на необходимую коллективную солидарность.
Статья 48.
Все украинцы имеют право на пользование благоустроенным жильем.
Публичные власти способствуют созданию для этого необходимых условий, устанавливают соответствующие нормы, обеспечивающие эффективное осуществление которого права, регулируя пользование земельными участками в общих интересах с целью предупреждения спекуляции ими.
Население участвует в расходах, вызываемых городской деятельностью публичных учреждений.
Статья 49.
Публичные власти способствуют созданию необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.
Статья 50.
Публичные власти принимают меры к оказанию помощи, лечению и выздоровлению лиц, физически или психически ослабленных, предоставляя им специальную помощь, особую защиту, в которой они нуждаются, и необходимую помощь для пользования правами, вытекающими из этого раздела, предоставляемых всем гражданам.
Статья 51.
Публичные власти гарантируют защиту интересов потребителей и лиц, имеющих право пользования, обеспечивая эффективными средствами их безопасность, здоровье и их законные экономические интересы.
Публичные власти содействуют распространению информации и необходимых знаний для потребителей и лиц, имеющих право пользования, поддерживают их организации и рассматривают вопросы, которые могут затрагивать интересы потребителей в соответствии с условиями, устанавливаемыми законом.
Часть четвертая. О гарантиях прав и свобод.
Статья 52.
Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.
Изъятия из этого положения не допускаются.
Суд должен быть скорым и справедливым с учетом тяжести нарушенных прав.
Статья 53.
Все публичные власти обязаны уважать основные права и свободы человека и гражданина.
При финансовом обременении публичные власти обязаны компенсировать расходы.
Статья 54.
Для защиты прав каждый может обратиться к Защитнику прав и свобод.
Защитник назначается и освобождается от должности Верховной радой.
Решения Защитника обязательны для исполнения, и он вправе отменить любой акт исполнительной власти и приостановить действие закона до решения Конституционного суда.
Раздел третий. Основополагающие институты государства.
Часть первая. Гетман.
Статья 55.
Гетман Украины является главой государства.
Гетман Украины обладает иммунитетом.
Гетманом Украины может быть гражданин Украины по рождению, старше 40 лет, имеющий высшее образование, православный.
Статья 56.
Гетман Украины избирается по общенациональному единому округу сроком на 5 лет.
Гетман Украины назначает послов и посланников.
Гетман Украины является верховным главнокомандующим.
Статья 57.
Гетман Украины подписывает законы, издает указы, принимает грамоты послов, является гарантом Конституции.
Ему принадлежит право помилования.
Часть вторая. Верховная Рада.
Статья 58.
Верховная рада является высшим представительным законодательным органом украинского государства.
Верховная рада состоит из Рады государства и Рады воеводств.
Статья 59.
Рада государства состоит из 240 депутатов, избираемых по одномандатным округам сроком на 4 года.
Рада воеводств состоит из 150 депутатов, избираемых по многомандатным округам воеводств.
Статья 60.
Депутаты парламент обладают неприкосновенностью и иммунитетом в течение срока своих полномочий, кроме задержания на месте преступления.
Решение о снятии иммунитета принимает соответствующая палата парламента.
Статья 61.
Палаты вправе принимать свои бюджеты и регламенты.
Подготовка законов осуществляется в комиссиях и комитетах парламента.
Статья 62.
Депутаты имеют право подавать коллективные и индивидуальные петиции.
Депутаты имеют право требовать и получать информацию о деятельности правительства в соответствии со своими запросами.
Статья 63.
Парламент вправе принять резолюция недоверия большинством в две трети голосов от числа членов обеих палат и Рада министров обязана уйти в отставку.
Недоверие может быть выражено министру, и он обязан уйти в отставку.
Статья 64.
Парламент вправе проводить парламентское расследование и создать соответствующий комитет.
Все государственные органы обязаны содействовать работе этого комитета.
Часть третья. О разработке законов.
Статья 65.
Право законодательной инициативы принадлежит палатам парламента, гетману и правительству.
Внесенный законопроект должен быть рассмотрен в течение месяца со дня внесения.
Статья 66.
Законопроект рассматривается соответствующими комиссиями и комитетами каждой палаты.
Закон принимается большинством в две трети голосов Радой государства.
Статья 67.
Рада воеводств вправе отклонить любой закон.
В этом случае создается согласительная комиссия и при повторном отклонении закона Радой воеводств окончательное решение от имени парламента принимает Конституционный суд.
Статья 68.
Гетман вправе наложить вето на принятый закон.
Парламент может его преодолеть большинством в две трети голосов от числа членов каждой из палат, и гетман обязан подписать закон.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Часть четвертая. Рада министров.
Статья 69.
Рада министров является высшим органом исполнительной власти.
Рада министров состоит из премьер-министра, министров и руководителей служб.
Статья 70.
Кандидатуру премьер-министра вносит в Верховную раду гетман через неделю после вступления в должность.
В течение недели Верховная рада должна рассмотреть вопрос.
В случае отказа гетман может повторно внести кандидатуру.
Статья 71.
В случае повторного отклонения кандидатуры гетмана парламент имеет право выдвинуть свою кандидатуру.
Решение принимается большинством в две трети голосов от числа депутатов обеих палат.
Статья 72.
Премьер-министр самостоятельно формирует Радой министров на основе мандата доверия.
Парламент голосует за весь состав Рады министров на основе доверия парламентского большинства.
Статья 73.
Рада министров проводит единую политику в области экономики, социальных отношений, культуры и образования, формирует бюджет и отчитывается о его исполнении.
Статья 74.
Рада министров при состоянии угрозы может объявить состояние угрозы в одном или нескольких воеводствах с незамедлительным уведомлением парламента сроком на 30 суток.
Рада министров при состоянии обороны может объявить состояние обороны, и парламент обязан рассмотреть данный запрос в течение двух дней или при невозможности это сделать в полном составе – его постоянный комитет.
Часть пятая. Контрольные органы власти.
Статья 75.
К контрольным органам власти государства относятся генеральная прокуратура, Высший контрольный совет, Контрольная служба гетмана и другие органы.
Председателем Высшего контрольного совета является генеральный прокурор.
Членами Высшего контрольного совета являются по должности руководители контрольных органов.
Статья 76.
Прокуратура составляет единую централизованную систему во главе с генеральным прокурором.
Прокуратура содействует отправлению правосудия и обязана осуществлять уголовное преследование
Раздел четвертая. Судебная власть.
Часть первая. Судебная система.
Статья 77.
Суд независим от государственной власти.
Судьи несменяемы.
Судьи образуют сообщество и имеют свои органы самоуправления.
Статья 78.
Каждый имеет право на судебную защиту.
Каждому гарантируются соблюдение его прав и свобод при судебном рассмотрении дела.
Статья 79.
Судебная система включает высшие суды, суды среднего звена и низшие.
Высшими судами являются Конституционный суд Украины, Высший административный суд и Верховный суд.
Статья 80.
Верховный суд Украины является высшим судом судов общей юрисдикции, которым подсудны делам од уголовных преступлениях и экономических спорах, актах гражданского состояния. Верховный суд Украины является окончательной инстанцией по спорам данного характера.
Статья 81.
Высший административный суд Украины является высшим судом по административным делам, включающим дела социального обеспечения, финансовые споры и налогообложение и защиту от актов исполнительной власти, нарушающих закон.
Часть вторая. Конституционный суд.
Статья 82.
Конституционный суд Украины является высшим и окончательным органом конституционной юстиции.
Конституционный суд состоит из пятнадцати членов, семь из которых назначается парламентом, три – гетманом и четыре Высшим советом магистратуры.
Статья 83.
Конституционный суд разрешает споры о соответствии законов парламента Конституции, споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает решения Защитника прав человека.
Статья 84.
Конституционный суд является частью политического арбитража при использовании согласительных процедур.
Конституционный суд может объявить принудительное исполнение своих решений в случае кризиса властей.
Статья 85.
Конституционный суд образует из своего составу Высшую палату правосудия для рассмотрения дел по уголовному преследованию высших должностных лиц государства.
Часть третья. Высший совет магистратуры.
Статья 86.
В Высшем совете магистратуры председательствует гетман.
Первый председатель и генеральный прокурор по праву входят в состав совета.
Министр юстиции является вице-председателем по закону. Он может замещать гетмана.
Статья 87.
Высший совет магистратуры состоит из двух палат, одна из которых имеет юрисдикцию в отношении судей, вторая – в отношении прокуроров.
Семь членов палата судей избираются всеми судьями из числа лиц, принадлежащих к разным категориям магистратуры, а семь – Парламентом.
Статья 88.
В палате судей рассматриваются зачисление на службу в магистратуру, назначение и перемещение магистратов, их повышение по службе, дисциплинарные меры, касающиеся магистратов.
Палата, компетентная в отношении прокуроров, включает пять прокуроров и пять членов, избираемых парламентов. Ее полномочия соответствуют полномочиям палаты судей.
Раздел пятый. Территориальная организация государства.
Часть первая. Воеводства.
Статья 89.
Территориальными коллективами республики являются воеводства и муниципальными коллективами – общины.
Основой территориального деления государства являются воеводства как исторические области государства.
Статья 90.
Воеводские головы назначаются и освобождаются от должности гетманом Украины.
В своей деятельности воеводские головы прямо подчиняются гетману Украины.
Статья 91.
Рада воеводства избирается по одномандатным округам воеводства на срок 4 года.
Рада воеводства является консультативным представительным органом управления в воеводстве.
Статья 92.
Для координации управления воеводства могут объединяться в регион.
Глава региона освобождается и назначается на должность гетманом Украины.
Часть вторая. Муниципалитеты.
Статья 93.
Муниципалитеты являются самостоятельной властью.
Органы муниципалитетов избираются общинами на основе всеобщего, равного и тайного голосования на определенный срок.
Статья 94.
Независимость самоуправления общин гарантируется.
Каждая община имеет свой бюджет и службы управления.
Устав общины должен пройти регистрацию в органах юстиции и не противоречить Конституции.
Раздел шестой. Порядок изменения Конституции.
Статья 95.
С инициативой внесений изменений в Конституцию Украины могут выступить народ Украины, гетман и Верховная Рада.
Народная правотворческая инициатива должна собрать 500 тысяч подписей не менее в десяти воеводствах.
Статья 96.
В течение месяца со дня собрания необходимого количества подписей Верховная рада должна рассмотреть вопрос и назначить дату референдума.
Решение референдума является окончательным и не подлежит пересмотру.
Статья 97.
В течение месяца со дня поступления предложений гетмана Верховная рада обязана рассмотреть вопрос.
При повторном отказе гетман может своим решение назначить референдум.
В этом случае вопрос референдума не может быть повторно вынесен гетманом на референдум
Статья 98.
Верховная рада может принять закон о внесении изменений в Конституцию и должна назначить дату проведения референдума.
В случае отказа вынести закон на обсуждение он не вступает в силу.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.