Конституция Португалии 1933

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(19 марта 1933 г.)
Часть первая
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ
Отдел I
О ПОРТУГАЛЬСКОЙ НАЦИИ
Статья 1. Территорией Португалии является та территория, которая ей принадлежит в настоящее время и в состав которой входят:
1) в Европе: континент, Мадейра и Азорские острова;
2) в Западной Африке: острова Зеленого мыса; Гвинея, Св. Фома и Принцев остров с зависящими от них землями, Св. Иоанн-креститель, Ахуда, Кабинда и Ангола;
3) в Восточной Африке: Мозамбик;
4) в Азии: государства Индии и Макао с зависящими от них землями;
5) в Океании: Тимор и зависящие от него земли.
Единственный §. Нация не отказывается от тех прав, которые она имеет или будет иметь на какие-либо другие территории.
Статья 2. Никакая часть национальной территории не может быть приобретена правительством или публично-правовой единицей чужой страны, иначе как для устройства дипломатического или консульского представительства, если существует взаимность в отношении Португальского государства.
Статья 3. Составляют нацию все португальские граждане, живущие на ее территории или вне ее; считается, что они зависят от Португальского государства и португальских законов, поскольку не применяются положения международного права.
Единственный §. Находящиеся или проживающие в Португалии иностранцы равным образом подчинены Португальскому государству и португальским законам, поскольку этим не нарушаются предписания международного права.
Статья 4. Португальская нация составляет независимое государство, суверенитет которого не знает внутри иных пределов кроме морали и права, а в международном порядке кроме тех, которые проистекают из свободно заключенных соглашений и договоров или свободно принятого обычного права; она сохраняет за собой право сотрудничать с другими государствами в деле подготовки и принятия решений, касающихся мира между народами и прогресса человечества.
Единственный §. Португалия отдает должное арбитражу в качестве средства для разрешения международных споров.
Статья 5. Португальское государство является единой и корпоративной республикой, покоящейся на равенстве граждан перед законом, на свободном пользовании всеми классами благами цивилизации и на участии всех основных элементов нации в административной жизни и в выработке законов.
Единственный §. Равенство перед законом подразумевает право назначаться на публичные должности в зависимости от способностей и от заслуг и отрицание всяких привилегий, основывающихся на происхождении, дворянском звании, дворянских титулах, на принадлежности к тому или иному полу или на общественном положении; исключение составляют для женщин различия, указываемые ее природой и благом семьи, а в том, что касается повинностей или преимуществ граждан, – различия, вызываемые разнообразием условий или природой вещей.
Статья 6. Государство обязано:
1) содействовать моральному единству нации и устанавливать национальный правопорядок, определяя и заставляя соблюдать права и гарантии, вытекающие из природы или из закона в пользу лиц, семей, местных самоуправлений и общественных или экономических корпораций;
2) согласовывать, поощрять и направлять все виды социальной деятельности, устанавливая справедливую гармонию интересов в законном подчинении частных интересов общим интересам;
3) стремиться улучшать условия существования наименее обеспеченных социальных классов, препятствуя тому, чтобы эти условия оказывались ниже допустимого для человека минимума.

Отдел II
О ГРАЖДАНАХ
Статья 7. Гражданский закон определяет то, как приобретается и как утрачивается качество португальского гражданина. Португальский гражданин пользуется перечисленными в конституции правами и гарантиями с теми ограничениями, которые установлены по закону в отношении натурализованных лиц.
Единственный §. Проживающие в Португалии иностранцы пользуются теми же правами и теми же гарантиями, поскольку закон не постановляет противного. Исключение составляют политические права и те публичные права, которые переходят в обязанности по отношению к государству; однако в отношении этих обязанностей будет соблюдаться взаимность в смысле тех выгод, которые предоставляются португальским подданным другими государствами.
Статья 8. Личные права и гарантии португальских граждан составляют:
1) право на жизнь и на личную неприкосновенность;
2) право на уважение и доброе имя;
3) свобода и неприкосновенность верований и религиозных обрядов, причем никто не может из-за них преследоваться, лишаться какого-либо права или пользоваться изъятием в отношении какой-либо гражданской обязанности или какого-либо гражданского долга; никто не будет обязан объявлять о той религии, которую он исповедует, если это не требуется в целях предписанных законом статистических анкет;
4) свобода выражения мысли в какой бы то ни было форме;
5) свобода обучения;
6) неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции в тех условиях, которые будут установлены законом;
7) свобода выбора профессии или вида труда, промышленности или торговли с соблюдением требуемых общим благом законных ограничений и тех монополий, которые государство или административные единицы могут предоставлять в соответствии с законом ради признанной публичной пользы;
8) право не лишаться личной свободы и не арестовываться, иначе как на основании законного обвинения и за исключением тех случаев, которые предусмотрены в § 3 и 4;
9) право не подвергаться осуждению в уголовном порядке, иначе как в силу ранее изданного закона, объявляющего наказуемым данное деяние или упущение;
10) действие состязательного судопроизводства, причем подсудимым должны предоставляться необходимые гарантии для их защиты до и после их обвинения;
11) воспрещение пожизненного заключения и смертной казни за исключением – в отношении этой последней – случая войны с чужой страной и при условии ее применения на самом театре войны;
12) воспрещение всяких конфискаций имущества и распространения наказаний на других лиц помимо самих преступников;
13) недопустимость заключения в тюрьму за неплатеж издержек или пошлин;
14) свобода собраний и союзов;
15) право собственности и передача его при жизни собственника или после его смерти в условиях, определенных гражданским законом;
16) право не платить тех налогов, которые не были установлены в соответствии с конституцией;
17) право на возмещение всякого понесенного ущерба в соответствии с законом, причем закон может, когда дело касается ущербов морального порядка, предписывать денежное возмещение;
18) право обращаться с представлениями или петициями, с ходатайствами или жалобами к верховным органам или ко всяким властям в целях защиты своих прав или ради общих интересов;
19) право сопротивляться всем приказам, нарушающим личные гарантии, если только эти последние не были временно отменены законным образом, и право силой отражать всякое личное нападение, когда невозможно обратиться к помощи публичной власти;
20) пересмотр уголовных приговоров с правом на возмещение незаконно причиненных убытков, уплачиваемое государственным казначейством осужденному или его наследникам в том порядке, который будет определен законом.
§ 1. Перечисление указанных выше прав и гарантий не исключает никаких других прав и гарантий, вытекающих из конституции или из законов, причем имеется в виду, что граждане всегда должны будут пользоваться ими, не нарушая прав третьих лиц и не причиняя ущерба интересам общества или моральным принципам.
§ 2. Особые законы определят осуществление свободы выражения мысли, обучения, собраний и союзов; в отношении первой они должны будут препятствовать в предварительном порядке или мерами наказания развращению общественного мнения в качестве социальной силы, и охранять моральную чистоту граждан, которым будет обеспечено право заставлять бесплатно печатать опровержения или данные в свою защиту в тех периодических изданиях, в которых они подверглись несправедливому оскорблению или оклеветанию независимо от всех других предусмотренных законом видов ответственности и способов преследования.
§ 3. Разрешается взятие под стражу до законного обвинения в случае захвата на месте преступления или в случае совершения или же неудавшегося или воспрепятствованного покушения на совершение следующих преступлений: покушения на государственную безопасность; фабрикации фальшивых монет, поддельных банковских билетов и поддельных бумаг государственного долга; преднамеренного убийства; домашней кражи или вооруженного грабежа; хищения, мошенничества или злоупотребления доверием, совершенных рецидивистом; злостного банкротства; преднамеренного поджога; изготовления, хранения или употребления взрывчатых бомб или других подобных снарядов.
§ 4. Помимо случаев, предусмотренных в предшествующем параграфе, заключение в государственную тюрьму, задержание в частном жилище или интернирование в заведении для душевнобольных может иметь место лишь по письменному приказу соответствующей власти и не может продолжаться, если обвиняемый предлагает достаточный залог или обязывается проживать в определенном месте, когда закон разрешает это.
Против злоупотребления властью может применяться исключительная мера по Habeas Corpus в условиях, определенных особым законом.
Статья 9. Всем служащим государства, административных единиц и публичных учреждений или обществ, заключивших с ними договор, гарантируется право службы в течение того времени, когда они обязаны отбывать воинскую повинность.
Статья 10. Воспрещается органам верховной власти, совместно или порознь, приостанавливать действие конституции или ограничивать упомянутые в ней права помимо предусмотренных в ней случаев.
Отдел III
О СЕМЬЕ
Статья 11. Государство обеспечивает образование и защиту семьи в качестве источника сохранения и развития расы, в качестве первоосновы воспитания, дисциплины и социальной гармонии и в качестве устоя общественного порядка путем объединения семей и их представительства в приходе и в муниципии.
Статья 12. Образование семьи покоится:
1) на браке и на законном родстве;
2) на равенстве прав и обязанностей обоих супругов в отношении содержания и воспитания законных детей;
3) на обязанности регистрировать брак и рождение детей.
§ 1. Гражданский закон издает правила, касающиеся личности и имущества обоих супругов, родительской власти и порядка ее замены, права наследования по прямой или по боковой линии и права на алименты.
§ 2. Законным детям гарантируется полнота прав, требуемых благоустройством и крепостью семьи; внебрачным детям, которые могут быть признаны, включая тех детей, которые должны еще родиться, обеспечиваются права, соответствующие их положению, в особенности право на алименты, по обнаружении тех лиц, на которых лежит обязанность предоставлять их.
Статья 13. В целях защиты семьи государству и местным самоуправлениям принадлежит право:
1) поощрять образование самостоятельных и здоровых очагов и образование семейного имущества;
2) защищать материнство;
3) устанавливать налоги в зависимости от законных нужд семьи и поощрять установление семейного заработка;
4) облегчать родителям выполнение обязанностей по обучению и воспитанию их детей, сотрудничая с ними через посредство официальных учебных заведений или исправительных заведений или же поощряя созданные в этих целях частные учреждения;
5) принимать всякие меры во избежание порчи нравов.
Отдел IV
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОРПОРАЦИЯХ
Статья 14. Государству принадлежит право признавать: общественные или экономические корпорации и профессиональные союзы или организации и содействовать и помогать их образованию.
Статья 15. Корпорации, союзы или организации, о которых говорится в предшествующей статье, должны преследовать по преимуществу цели научные, литературные, художественные или цели физического воспитания; взаимопомощи, благотворительности или милосердия; технического совершенствования или общности интересов, – их устройство и осуществление ими их функций будут определяться особыми правилами.
Статья 16. Поселившиеся в Португалии иностранцы могут входить в состав указанных корпораций, союзов или организаций в тех условиях, которые будут определены законом. Им, однако, воспрещается вмешиваться в осуществление политических прав, предоставленных этим группировкам.
Отдел V
О СЕМЬЕ, О КОРПОРАЦИЯХ И САМОУПРАВЛЕНИЯХ
В КАЧЕСТВЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Статья 17. Право избирать приходские советы принадлежит исключительно семьям.
Единственный §. Это право осуществляется в каждой семье ее главой.
Статья 18. В общественных и экономических корпорациях все элементы нации будут представляться органическим образом; им принадлежит право участвовать в избрании муниципальных палат и провинциальных советов и в образовании корпоративной палаты.
Статья 19. В политическом устройстве государства приходские советы принимают участие в избрании муниципальных палат, а эти последние в свою очередь – в избрании провинциальных советов. Местные самоуправления будут иметь представительство в корпоративной палате.
Отдел VI
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ
Статья 20. Общественное мнение является основным элементом политики страны и управления страной; на государстве лежит обязанность защищать его от всего, что способно отвратить его от истины, справедливости, хорошего управления и общественного блага.
Статья 21. Печать осуществляет функцию публичного характера, в силу которой она не может отказываться в вопросах государственного значения помещать официальные сообщения принятых размеров, которые могут направляться ей правительством.
Отдел VII
О ПОЛИТИЧЕСКОМ, АДМИНИСТРАТИВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ СТРОЕ
Статья 22. Публичные должностные лица служат всему общественному целому, а не какой-либо партии или организации, преследующей частные интересы; их обязанность подчиняться государственной власти и заставлять уважать ее.
Статья 23. Дисциплине, предписанной предшествующей статьей, подчинены служащие местных самоуправлений и административных корпораций, а также те, что работают в предприятиях общегосударственного значения.
Статья 24. Приостановка по сговору выполнения публичной службы или службы общегосударственного значения повлечет за собой увольнение виновных независимо от всех других предусмотренных законом видов ответственности.
Статья 25. Не разрешается совмещать в не предусмотренных законом условиях две государственные должности или две должности по местному самоуправлению, или первую со второй.
§ 1. Режим служебной несовместимости между публичными должностями или между ними и осуществлением других профессий будет установлен в особом законе.
§ 2. Будет затрудняться как противное экономии и общественной морали совмещение должностей в частных предприятиях.
Статья 26. Все граждане обязаны сотрудничать с государством и с местными самоуправлениями и нести в них службу в соответствии с законами и участвовать сообразно своим силам в общественных повинностях.
Статья 27. Государство будет предоставлять почетные отличия или награды тем гражданам, которые будут отличаться своими личными заслугами или своей гражданской или военной деятельностью, а также иностранцам на основании правил международной вежливости. Закон определит назначаемые с этой целью ордена, знаки отличия, медали или дипломы.
Статья 28. Запись актов гражданского состояния граждан входит в круг ведения государства.
Отдел VIII
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ СТРОЕ
Статья 29. Экономическое устройство нации должно давать максимум продукции и социально полезного богатства и создавать такую коллективную жизнь, из которой для государства проистекало бы могущество, а для граждан – справедливость.
Статья 30. Государство будет определять взаимоотношения национального хозяйства с хозяйством других стран, следуя принципу сотрудничества на основе равенства, но без ущерба для торговых выгод, которые должны особо получаться некоторыми из них, или для необходимой защиты против угроз или нападений извне.
Статья 31. Государство имеет право и обязано согласовывать и определять высший уровень экономической и социальной жизни, стремясь:
1) устанавливать равновесие между населением, профессиями, службами, капиталом и трудом;
2) защищать национальное хозяйство от сельскохозяйственной, промышленной и торговой эксплуатации паразитического характера или несовместимой с высшими интересами человеческой жизни;
3) достигать наиболее низких цен и наиболее высоких заработков, совместимых со справедливой оплатой других факторов производства – при помощи технических улучшений, служб и кредита;
4) увеличивать численность населения национальных территорий, защищать эмигрантов и определять порядок эмиграции.
Статья 32. Государство будет поощрять все те виды частной экономической деятельности, которые при относительном равенстве издержек будут наиболее прибыльны без ущерба для признанных социальных выгод и для должной защиты мелких домашних промыслов.
Статья 33. Государство может непосредственно вмешиваться в руководство частной экономической деятельностью лишь тогда, когда оно должно финансировать ее и достичь высших социальных выгод по сравнению с теми, которые были бы достигнуты без его вмешательства.
Единственный §. Предусмотренному в последней части настоящей статьи условию подчинены также и государственные предприятия, преследующие цели прибыли, и притом даже если они действуют в условиях свободной конкуренции.
Статья 34. Государство будет поощрять образование и развитие корпоративного национального хозяйства, стремясь к тому, чтобы его элементы не склонялись к взаимной конкуренции, беспорядочной и противной справедливым целям общества и их собственным целям, но сотрудничали взаимно в качестве членов одного и того же общего целого.
Статья 35. Собственность, капитал и труд выполняют социальную функцию на основе экономического сотрудничества и солидарности; закон может определить условия их употребления или их использования в соответствии с общими интересами.
Статья 36. Труд, каким бы он ни являлся – простым, квалифицированным или техническим, – может участвовать в предприятии в зависимости от обстоятельств.
Статья 37. Признанные государством экономические корпорации могут заключать коллективные трудовые договоры; те договоры, которые будут заключены без их участия, будут считаться недействительными.
Статья 38. Споры касательно коллективных трудовых отношений подсудны особым судам.
Статья 39. В экономических взаимоотношениях между капиталом и трудом воспрещается приостановка деятельности какой-либо одной из сторон ради торжества частных интересов.
Статья 40. Право и долг государства – оберегать мораль, здоровое питание и общественную гигиену.
Статья 41. Государство поощряет учреждения, служащие целям солидарности, страхования, кооперации и взаимопомощи.
Отдел IX
О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Статья 42. Воспитание и обучение обязательны; они являются делом семьи и официальных или частных заведений, сотрудничающих с семьей.
Статья 43. Государство будет официально предпринимать устройство школ начальных, вспомогательных, средних и высших институтов высшей культуры.
§ 1. Элементарное начальное обучение обязательно и может даваться либо дома, либо в частных или официальных школах.
§ 2. Искусство и науки поощряются и защищаются в их развитии при условии соблюдения конституции, иерархии и согласующей деятельности государства.
§ 3. Преподавание, руководимое государством, не зависит от всяких религиозных культов, но вместе с тем оно и не проявляет враждебности по отношению к тому или иному из них; оно имеет в виду кроме того физическую культуру и развитие интеллектуальных способностей, формирование характера, профессиональную пригодность и все гражданские и моральные добродетели.
§ 4. Для религиозного преподавания в частных школах не требуется никаких разрешений.
Статья 44. Допускается устройство частных школ, являющихся параллельными государственным школам: они подчинены государственному контролю и могут либо субсидироваться государством, либо считаться официальными с точки зрения выдачи дипломов, когда их программы и качество их преподавательского состава не ниже тех, которые требуются для соответствующих официальных заведений.
Отдел X
О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ
И С ДРУГИМИ КУЛЬТАМИ
Статья 45. Публичное или частное исповедание всех религий является свободным. Религии могут свободно заниматься своим устройством в соответствии со своими положениями об иерархии и о дисциплине и учреждать таким образом союзы или организации, за которыми государство признает гражданское существование и права юридического лица.
Единственный §. Исключение составляют такие обряды культа, которые несовместимы с жизнью и с физическим здоровьем человеческой личности и добрыми нравами.
Статья 46. С соблюдением постановлений конкордатов, касающихся патроната (Португальская Индия), государство сохраняет режим отделения государства от католической церкви и от всякой другой религии или от всякого другого культа, исповедуемого на португальской территории, а также режим дипломатических отношений между святым престолом и Португалией со взаимным представительством.
Статья 47. Никакие храмы, здания, вспомогательные помещения или предметы культа, предназначаемые для целей какой-либо религии, не могут употребляться государством в каких-либо иных целях.
Статья 48. Публичные кладбища имеют мирской характер; служители культа всех религий могут свободно исполнять на них соответствующие свои обряды.
Отдел XI
О ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИМУЩЕСТВАХ ГОСУДАРСТВА
Статья 49. В состав публичных имуществ государства входят:
1) рудные залежи, источники лечебно-минеральных вод и другие естественные богатства, находящиеся под землей;
2) морские воды и ложе их;
3) озера, лагуны и судоходные или сплавные проточные воды с их ложем или наносными землями, а также те воды, которые по особому декрету будут признаны общеполезными, ввиду того что они могут служить для производства электрической энергии в национальном или областном масштабе или же для ирригации;
4) открытые государством каналы;
5) воздушные пространства над территорией вне тех пределов, которые установлены законом в пользу собственника почвы;
6) железные дороги общественного значения и всякого рода публичные дороги и пути;
7) территориальные зоны, отведенные на нужды военной защиты;
8) все другое достояние, подчиненное по закону режиму публичных имуществ.
§ 1. Права государства на достояние, являющееся публичным имуществом, и пользование им со стороны граждан определяются законом и международными соглашениями, заключенными Португалией, и притом всегда с соблюдением прежних прав государства и благоприобретенных прав частных лиц, но с тем, однако, чтобы эти последние права могли экспроприироваться по мотивам общественной пользы и за справедливое вознаграждение.
§ 2. Из числа указанных в пункте 1 богатств определенно исключаются скалы и земли, непригодные для обработки, а также материалы, обычно применяемые при постройках.
§ 3. Государство произведет размежевание тех земель, которые, составляя частную собственность, прилегают к имуществам публичного достояния.
Статья 50. Управление достоянием, входящим в состав частного имущества государства на континенте и на прилегающих островах, производится министерством финансов, за исключением тех случаев, в которых оно определенным образом предоставлено другим органам.
Статья 51. Не могут отчуждаться те имущества или права государства, которые имеют значение для его престижа или для высших государственных нужд.
Статья 52. Под защиту государства ставятся памятники художественные, исторические и памятники природы, а также предметы искусства, официально признанные за таковые; их отчуждение в пользу иностранцев воспрещается.
Отдел XII.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЕ
Статья 53. Государство обеспечивает существование и престиж сухопутных и морских военных установлений, требуемых высшей необходимостью защиты национальной целости и поддержания общественного порядка и мира.
Единственный §. Военное устройство единообразно на всей территории.
Статья 54. Воинская повинность является всеобщей и обязательной. Закон определяет способ ее отбывания.
Статья 55. Закон будет определять общую подготовку нации на военное время в соответствии с принципом вооруженной нации.
Статья 56. Государство поощряет, защищает и поддерживает те гражданские установления, целью которых является обучение и дисциплинирование юношества в видах подготовки его для выполнения им своих воинских и патриотических обязанностей.
Статья 57. Никто из граждан не может сохранить или получить государственной службы или службы в местных самоуправлениях, если он не выполнил тех обязанностей, которые на нем лежат по воинскому закону.
Статья 58. Государство гарантирует свою защиту и пенсии тем, кто потеряет трудоспособность на военной службе, защищая отечество, родину или общественный порядок, а также семьям тех, кто потерял при этом свою жизнь.
Отдел ХIII
ОБ УПРАВЛЕНИЯХ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
Статья 59. Считаются имеющими общегосударственное значение и подчиняются особому порядку управления, сотрудничества, высшего руководства или контроля со стороны государства в зависимости от требований государственной безопасности, национальной обороны и экономических и социальных отношений все те предприятия, целью которых является применение и эксплуатация чего-либо, входящего в состав публичного имущества государства.
Статья 60. Подчиняются единообразным правилам независимо – во второстепенных пунктах – от необходимых особых правил:
1) устройство или переустройство сухопутных, речных, морских и воздушных сообщений, каковы бы ни были их характер или назначение;
2) работы по использованию вод или минерального угля в целях производства электрической энергии, а также сети, устраиваемые в целях передачи, отпуска или распределения этой энергии, и, наконец, общие работы по сельскохозяйственной гидравлике;
3) эксплуатация публичных служб, относящихся к такого рода сообщениям, работам и сетям.
Статья 61. Государство будет производить улучшения в общих интересах в упомянутых в предшествующей статье областях, а в особенности усиление национального торгового флота, заботясь главным образом о связи с заморскими владениями и с теми странами, в которых имеется много португальцев.
Статья 62. Эксплуатационные тарифы отданных в концессию публичных служб подчиняются регламентации и контролю государства.
Отдел XIV
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСАХ
Статья 63. Общий государственный бюджет для континента и для прилегающих островов устанавливается на принципе единства и заключает в себе всю совокупность публичных приходов и расходов вместе с приходами и расходами автономных служб, относительно которых могут быть отдельно опубликованы особые дополнительные постановления.
Единственный §. Каждая колония будет устанавливать свой бюджет в соответствии с принципами, указанными в настоящей статье.
Статья 64. Общий государственный бюджет ежегодно устанавливается и исполняется правительством в соответствии с действующими законами и постановлениями и в особенности в соответствии с законом о разрешениях, предусмотренным в статье 91, пункт 4.
Статья 65. Расходы по законным или договорным обязательствам государства или расходы, являющиеся постоянными по своему характеру или по своему предмету, включая уплату процентов и погашение государственного долга, должны браться за основу при установлении налогов и других приходов государства.
Статья 66. Бюджет должен устанавливать необходимые источники для покрытия всей совокупности расходов.
Статья 67. К займам можно прибегать лишь в целях чрезвычайных расходов по экономическому развитию, необходимых приращений национального наследия или повелительных нужд по защите страны и общественного благополучия.
Единственный §. Однако могут требоваться в порядке нефундированного долга необходимые дополнительные источники в пределах поступлений текущего финансового года, в конце которого долг должен быть погашен или казначейство должно быть в состоянии погасить его в своих кассах.
Статья 68. Не могут снижаться к невыгоде держателей бумаг выпускная капитальная сумма или проценты зарегистрированного публичного долга, но он может подвергаться конверсии на законных условиях.
Статья 69. Не могут подвергаться принудительной консолидации долги, проистекающие из вкладов в государственные кассы или в кассы принадлежащих государству кредитных упреждений.
Статья 70. Закон устанавливает общие принципы относительно:
1) налогов;
2) пошлин, взимаемых публичными службами;
3) управления и эксплуатации государственных имуществ и предприятий.
§ 1. В налоговом деле закон будет определять: сроки платежа, размер и возможные изъятия, иски и обжалования, допускаемые в пользу налогоплательщика.
§ 2. Взимание налогов, установленных на неопределенный срок или на такой определенный период, который превышает бюджетный год, подчиняется разрешению национального собрания.
Часть вторая
О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВА
Отдел I
О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Статья 71. Суверенитет пребывает в нации. Его органами являются глава государства, национальное собрание, правительство и суды.
Отдел II
О ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА
Глава I
ОБ ИЗБРАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ И ОБ ЕГО ПРЕРОГАТИВАХ
Статья 72. Главой государства является президент республики, избранный нацией.
§ 1. Президент избирается на 7 лет.
§ 2. Избрание происходит в воскресенье, ближайшее перед 60-м днем до конца каждого президентского периода, прямым голосованием граждан-избирателей.
§ 3. Окончательная проверка поданных голосов производится верховной судебной палатой, которая будет провозглашать президентом гражданина, получившего наибольшее число голосов.
Статья 73. Президентом республики может быть избран лишь португальский гражданин, имеющий более 35 лет от роду, пользующийся всеми своими гражданскими и политическими правами и всегда имевший португальское гражданство.
Единственный §. Если избранный является членом национального собрания, то он теряет свой мандат.
Статья 74. Не могут избираться на должность президента республики родственники до 6-й степени португальских королей.

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.