Проект конституции УНР 1920

Проект Правительственной Комиссии
по разработке Конституции Украинского Государства

ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКОН
УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(24)
I. Украинское Государство
Артикул 1.
Украинское Государство является самостоятельным и независимым государством с демократически-республиканским, на основе парламентаризма, устройством и называется: Украинская Народная Республика.
Артикул 2.
Полнота власти в Украинском Государстве принадлежит всем его гражданам, которые осуществляют эту власть: по делам законодательной власти через Государственный Совет, по делам исполнительной власти – через Главу Государства и Совет Министров, по делам справедливости – через независимые суды.
Артикул 3.
Государственный Совет является однопалатным; избирается на основании всеобщего, как для мужчин, так и для женщин, равного, прямого, тайного права голосования, с соблюдением принципа пропорциональности.
Артикул 4.
Территорию Украинского Государства составляют: Киевщина, Волынь, Подолье, Херсонщина, Таврия, Екатеринославщина, Полтавщина, Черниговщина, Харьковщина и Слобожанщина, а равно все другие земли, которые в большинстве своем заселяет украинский народ.
Границы Украинского Государства может устанавливать и изменять только Основной Государственный Закон.

Артикул 5.
Части Украинского Государства, которые выражают отдельные культурно-хозяйственные интересы, получат местную автономию с собственным Краевым Советом, который будет издавать законы местного значения.
Государственный Совет Украинского Государства определит содержание этой автономии и определит объем полномочий Краевых Советов.
Артикул 6.
Территории украинских земель, которые во время нынешней великой революции образовали на своей территории отдельные государственные органы, имеют право объединиться на принципах федерации с Украинской Народной Республикой в один общий государственный организм, если этого потребует их законодательный орган.
Отдельный Основной Государственный Закон определит на этот случай объем полномочий общей власти законодательной, исполнительной и судебной. Результатом будет для всех общее право гражданства.
Артикул 7.
Все государственные учреждения и государственные чиновники Украинского Государства носят название республиканско-украинских.
Артикул 8.
Государственным языком Украинского Государства является язык украинский.
Артикул 9.
Государственным гербом Украинского Государства является золотой трезубец на синем фоне.
Право использования государственного герба имеют исключительно государственные учреждения.
Артикул 10.
Государственными цветами Украинского Государства является синий и желтый.

Артикул 11.
Знамя военного флота является сине-желтым с государственным гербом золотого цвета в левом углу синей части флага. Флаг торгового флота является сине-желтым.
II. Православная церковь
Артикул 12.
Православная Церковь в пределах Украинского Государства является автокефальной, во главе с Патриархом в Киеве.
Отдельный государственный закон определит общие основы организации Православной Церкви в пределах Украинского Государства, оберегая ее внутреннюю автономию и не нарушая канонических постановлений, а также определит ее правовое отношение к государству.
III. Права и обязанности граждан
Артикул 13.
Украинское гражданство в момент провозглашения независимой Украинской Народной Республики предоставляется:
1) всем лицам украинской народности, проживающим в пределах Украинского Государства,
2) всем лицам иных народностей, которые до 1 июля 1914 г. не менее одного года постоянно проживали на территории Украинского Государства, и их детям; при этом постоянное место жительство не признается за правительственными и военными лицами бывшей Российской Империи, которые не были рождены в пределах Украинского Государства, если они до 1 июля 1914 года проживали на Украине менее пяти лет.
В развитие постановлений данного артикула должен быть издан отдельный закон.
Артикул 14.
Украинское гражданство приобретается:
1) путем рождения от родителей-граждан Украинского Государства;
2) путем заключения брака с гражданином Украинского Государства;
3) путем предоставления гражданства соответствующей властью.
Лицу украинской народности, которое поселится в пределах Украинского Государства, нельзя отказать в предоставлении украинского гражданства.
Отдельный закон точно определит постановления в отношении приобретения и утраты украинского гражданства.
Артикул 15.
Все граждане Украинского Государства, как мужчины, так и женщины, независимо от веры, народности и происхождения, равны перед законом.
Отменяются все родовые, сословные привилегии и все родовые и личные дворянские титулы.
Все общественные должности являются одинаково доступными для всех граждан на условиях, указанных в законе.
Женщина в Украинском Государстве имеет все гражданские и политические права наравне с мужчиной.
Артикул 16.
Украинскому гражданину запрещено принимать иностранный дворянский титул.
Артикул 17.
На принятие украинским гражданином иностранного ордера нужно разрешение Главы Государства.
Артикул 18.
Личная свобода граждан гарантируется.
Нельзя никого арестовывать, подвергать личному обыску без приказа суда, за исключением задержания на месте преступления и в случаях, которые предусматривает закон, и способом, который устанавливает закон.
В течение последующих 48 часов арестованного необходимо доставить в органы соответствующей судебной власти, которая немедленно решает вопрос о его дальнейшем заключении под стражу с указанием причин либо освобождает из-под ареста.
Артикул 19.
Уголовное преследование и определение наказания производится только на основании существующего закона.
Позорное наказание и выдворение украинского гражданина за пределы Украинского Государства не допускается.
Лишение гражданских и политических прав как мера наказания может быть только временным.
Арест за долги не разрешается.
Артикул 20.
Никого нельзя лишить надлежащего суда. Специальные суды допускаются только в случаях, указанных в законе.
Артикул 21.
Брак, как основа законной жизни, существования и развития народа, находится под охраной закона.
Артикул 22.
Наряду с церковным браком признается и брак гражданский.
Отдельный закон установит форму гражданского брака.
Только государственный суд решает дела о разводе, законности и действительности браков.
Артикул 23.
Жилье гражданина является неприкосновенным. Вторжение в жилье органов власти, обыск, изъятие писем, корреспонденции, документов, печатных листов или иных движимых вещей происходит только на основании судебного приказа в письменном виде и в случаях, которые предусматривает закон.
О результатах обыска следует сделать копию протокола заинтересованному лицу.
Артикул 24.
Свобода совести и веры обеспечивается каждому.
Гарантируется выходной день в воскресенье и в праздники, которые определены в законе.
Нельзя никого принуждать к участию в религиозных действиях или обрядах, или призывать к какому-либо вероисповеданию.
Каждому обеспечивается свобода смены вероисповедания.
Никто из граждан не может уклониться от исполнения публичных обязанностей по причине своих религиозных убеждений.

Артикул 25.
Все признанные государством вероисповедания перед государством равны и равноправны, имеют право проводить публичные молебны, отправлять религиозные обряды и основывать религиозные общества; в пределах законов они имеют внутреннюю автономию.
Члены вероисповедания, которое до сих пор не признало государство, не имеют права в публичных молебнах; в закрытых местах они могут отправлять свои молебны и религиозные обряды, не противоречащие закону и публичной морали.
Артикул 26.
Порядок признания вероисповедания, которое до сих пор государство не признало, установит отдельный закон.
Артикул 27.
Каждый гражданин имеет полную свободу смены местожительства и перемещения своей собственности в пределах государства.
Артикул 28.
Каждый гражданин имеет право эмигрировать за пределы государства, за исключением случаев, предусмотренных в законе.
Артикул 29.
Каждый гражданин имеет право свободного выбора профессии и заработка; ограничения в этом направлении можно допустить только путем закона.
Артикул 30.
Обеспечивается свобода торговли и промышленности, ремесла, а также свобода составления условий в рамках действующих законов.
Артикул 31.
Каждому обеспечивается свобода науки, обучения, научных исследований и опытов.
Каждый гражданин имеет право основать школу или воспитательное уреждение и ими управлять на условиях, указанных в законе.
Все общественные и частные школы и воспитательные учреждения находятся под контролем государства. Обучение в школах от начальной до высшей, которые находятся на содержании у государства, является бесплатным.
Отдельный закон определит порядок школьного обучения.
Характер публичных школ не может быть конфессиональным.
Артикул 32.
Обучение в народных начальных школах является общим, обязательным для всех и бесплатным. Государство, органы самоуправления и общества должны позаботиться, чтобы все дети в школьном возрасте могли воспользоваться этим правом на обучение.
Для граждан старшего возраста создаются курсы внешкольного образования.
Школы должны воспитывать, основываясь на принципах морали и понимания гражданских обязанностей.
Артикул 33.
Свобода выражения своего мнения в слове, письме, печати и в изобразительной форме принадлежит каждому.
Отдельный закон обеспечит осуществление сих прав.
Артикул 34.
Обеспечивается свобода прессы.
Пресса подпадает только под те ограничения, которые точно определяет закон. Нельзя устанавливать предварительную цензуру и концессионную систему для изданий периодической печати. Нельзя запретить распространение печатных изданий, вышедших в пределах государства.
Артикул 35.
Тайна переписки и тайна корреспонденции гарантируется всем гражданам. Можно ее нарушить только на основании судебного приказа.
Артикул 36.
Человеческий труд, здоровье и жизнь находятся под охраной закона. В частности закон охраняет рабочих-несовершеннолетних, женский труд и женщин во время материнства.
Государству принадлежит контроль над организацией труда, условиями наемного труда и вознаграждением за него.
Отдельный закон обеспечит материально рабочих или их семьи при соответствующем участии заинтересованных сторон, в случае болезни, увечья, старости и смерти.
Артикул 37.
Рабочие имеют право создавать рабочие организации и союзы и составлять коллективные условия работы для охраны и развития труда. Отказ и меры по ограничению этого права признаются противозаконными.
Артикул 38.
Споры между рабочими и работодателями решаются путем добровольного суда или, когда это невозможно, с помощью государственных судов.
Отдельный закон о судах определит их компетенцию.
Артикул 39.
Правовое положение государственных чиновников определяется в отдельном законе о службе.
Артикул 40.
Государство охраняет интеллектуальный труд и его результаты.
Артикул 41.
На каждого гражданина возлагается, не нарушая его личной свободы, моральный долг использовать свои духовные и физические силы таким образом, как того требует благо общества.
Артикул 42.
Свобода национального и культурного развития для граждан национальных меньшинств обеспечивается во всех отношениях, не противоречащих единству государства.
Отдельный закон определит их права в школе и общественной жизни.
Артикул 43.
Частная собственность находится под защитой закона.
Собственность обязывает. Использование собственности должно служить во благо общественности.
Лишение собственности или ограничение частной собственности может произойти в случае государственной, публичной или общественной необходимости, или в случае экономических причин, а также в интересах социальной справедливости.
Способ лишения собственности или ограничения частной собственности, как и форма, и размер справедливого вознаграждения определяется в отдельном законе.
Артикул 44.
Мелкая и средняя земельная собственность находится под охраной закона.
Ликвидируется крупная земельная собственность. Из нее образуется земельный фонд, за счет которого удовлетворяется малоземельное и безземельное крестьянское население. Форму, а также условия данного удовольствия потребностей определит отдельный земельный закон.
Артикул 45.
Обеспечивается наследственное право в рамках действующих законов. Они же определяют участие государства в наследстве.
Артикул 46.
Государство обязано возместить гражданину вред и убытки, которые ему причинены действиями гражданских или военных лиц, которые не были согласованы с законом или обязанностями службы.
Подача иска против государства по возмещению убытков по этой причине не зависит от воли государства.
Государство имеет право взыскать с правительственных лиц, причинивших вред, возмещение убытков, которые оно заплатило пострадавшему.
Те же постановления касаются и ответственности самоуправлений и общин за вред и ущерб, которые причинило противозаконное управление их органов.
Артикул 47.
Все граждане имеют право основывать союзы и общества, а также созывать собрания, не противоречащие уголовным законам и общественной безопасности.
Отдельный закон определит порядок пользования этими правами.

Артикул 48.
Граждане имеют право вносить петиции во все законодательные и исполнительные учреждения, в органы государственной власти и самоуправления.
Артикул 49.
Все граждане обязаны быть верными государству, подчиняться законам, уважать законную власть, облегчать ее задачи и исполнять ее приказы, изданные согласно закону, занимать все общественные должности, как государственные, так и в органах самоуправления, в общественных организациях, куда они избраны, платить налоги и нести все тяготы, личные и имущественные повинности.
Артикул 50.
Все граждане являются военнообязанными; порядок призыва женщин на службу для обороны государства определяется в законе.
Отдельные законы установят вид и способ, порядок и время прохождения военной службы, освобождения от сего долга, а также личные и имущественные повинности на военные цели.
Артикул 51.
Все постановления о правах граждан касаются и военных лиц всех уровней, поскольку этому не противоречат военные законы и постановления о военной наказуемости.
Артикул 52.
Гражданские права личной свободы (арт. 18), неприкосновенности жилья (арт. 23), тайны переписки и корреспонденции (арт. 35), свободы печати и прессы (артикулы 33 и 34), свободы переселения и выселения (артикулы 27 и 28) и свободы собраний и обществ (арт. 47) можно временно прекратить на время чрезвычайного положения.
Распоряжение об этом может сделать только Совет министров по согласованию с Главой Государства во время войны или когда нависает угроза войны, или в случае внутренних мятежей, или массовых противогосударственных заговоров, угрожающих целостности государства, Основному Государственному Закону или общественной безопасности.
Это распоряжение должно быть объявлено в Вестнике Государственных Законов за подписью Главы Государства и Совета Министров, со ссылкой на этот артикул.
Оно должно быть подано на рассмотрение на первом заседании Государственного Сейма для его утверждения.
Отдельный закон о чрезвычайном положении четко определит осуществление вышеупомянутых принципов в отношении увеличения компетенции гражданских властей или установления военной власти вместо гражданской.
Артикул 53.
Иностранцы, находящиеся на территории Украинского Государства, подчиняются его законам на общих для всех основаниях. Они не обладают политическими правами, которыми обладают украинские граждане; остальными правами они пользуются, поскольку закон не определяет для них определенных ограничений.
В случае отсутствия соответствующей взаимности в обладании такими же правами украинскими гражданами в иностранном государстве, подданные этого государства могут быть подвергнуты равнозначным ограничениям.
IV. Государственный Совет и Государственный Сейм
Артикул 54.
Законодательная власть в Украинском Государстве принадлежит Государственному Совету, который избирается на основании положений, указанных в артикуле 3.
Артикул 55.
До созыва первого Государственного Совета, законодательная власть принадлежит Государственному Сейму.
Отдельный закон определит состав и способ выбора в Государственный Сейм.
Артикул 56.
Государственный Сейм не может изменять постановления данного закона, касающиеся государственно-правовой самостоятельности и международно-правовой независимости и демократически-республиканского устройства Украинского Государства.
Артикул 57.
Государственный Сейм созывается тогда, когда определено количество членов, которое определит отдельный закон о составе и способе выбора в Государственный Сейм.
Артикул 58.
Государственный Сейм созывает на первую сессию, как и на последующие сессии, Глава Государства отдельным приказом за своей и Председателя Совета министров подписью. Этот приказ оглашается в Вестнике Государственных Законов. Таким же образом происходит закрытие сессий и роспуск Государственного Сейма.
Первая сессия Государственного Сейма созывается не позднее 14 дней с момента избрания надлежащего количества его членов.
Следующие сессии Государственного Сейма делятся на очередные и внеочередные.
Очередные сессии созываются два раза в год: весной и осенью.
Внеочередные сессии созывает Глава Государства либо по собственной инициативе, либо по требованию Правительства или Президиума Государственного Сейма для решения дел, которые заявлены в объявлении или в заявлении о необходимости созыва этих сессий.
Государственный Сейм собирается на первое заседание на 15 день после обнародования приказа об этом в Вестнике Государственных Законов.
Временные перерывы на срок, не превышающий 10 дней, и не более двух раз в каждую сессию могут назначить Глава Государства или Государственный Сейм.
Перерывы на большее время назначаются по обоюдному согласию Главы Государства и Государственного Сейма.
Артикул 59.
Государственный Сейм можно распустить только тогда, когда будет избран первый Государственный Совет Украинской Народной Республики.
Тем же приказом, который издан способом, указанным в артикуле 58, о роспуске Государственного Сейма одновременно созывается первый Государственный Совет на первую его сессию.
Артикул 60.
Первое заседание Государственного Сейма открывает Глава Государства или по его поручению Председатель Совета министров, зачитывая приказ о созыве Государственного Сейма и назначая для временного руководства старшего по возрасту члена Государственного Сейма.
После этого члены Государственного Сейма дают присягу или торжественное обещание перед Главой государства.
Текст присяги: «Обещаю и клянусь Великим Господом перед Святым Его Евангелие, что буду во всем совестно исполнять обязанности члена Государственного Сейма наилучшим образом, как я их понимаю и могу выполнить, что буду хранить верность Украинскому Государству как моей Родине и Основному ее Государственному Закону и буду заботиться только о добре и пользе государства. В том собственноручно подписываюсь».
По желанию тот, кто присягает, целует Святой Крест и Евангелие или выполняет иное соответствующее религиозное действие.
Лица, которые не признают присяги, дают торжественный обет, имеющий такую же силу и содержание, но без слов: «клянусь Великим Господом перед Святым Его Евангелие».
Член Государственного Сейма, который откажется от присяги или торжественного обещания, утратит мандат члена Государственного Сейма.
Артикул 61.
Государственный Сейм избирает из своих членов Председателя, заместителей Председателя и секретарей и создает соответствующие комиссии. Эти комиссии могут, согласно постановлению Государственного Сейма, продолжать работы, возложенные на них, и во время перерыва между сессиями.
Дела, рассмотрение которых не закончено в текущей сессии, согласно постановлению Государственного Сейма переносятся на рассмотрение следующей сессии.
Артикул 62.
Совет министров по предложению министра внутренних дел разработает и объявит в Вестнике Государственных Законов, еще до первого заседания Государственного Сейма, временное расписание совещаний Государственного Сейма.
Данным расписанием руководствуется Государственный Сейм до того времени, пока сам не разработает для себя новое расписание и не объявит его в Вестнике Государственных Законов. Принятое расписание Государственного Сейма является обязательным сразу после его оглашения в Вестнике Государственных Законов и для своего признания не требует утверждения Главы Государства.
Артикул 63.
Государственный Сейм сам решает о степени важности опротестованных выборов на основании отдельного заключения своей мандатной комиссии.
Член Государственного Сейма, мандат которого опротестован, осуществляет свои права и обязанности до того момента, когда Государственный Сейм примет недействительность его выборов.
Министр внутренних дел в день открытия Государственного Сейма передает ему все избирательные акты вместе с внесенными протестами.
Артикул 64.
Мандат члена Государственного Сейма утрачивает свою силу только вследствие его смерти, лишения мандата через Государственный Сейм, добровольного отказа от мандата или потери избирательного права, или в результате случая, указанного в артикуле 60.
О лишении мандата Председатель Государственного Сейма немедленно сообщает письменно министру внутренних дел, а тот в свою очередь в течение 14 дней после получения сообщает в правительственном журнале о дополнительных выборах.
Отдельный закон о составе и способах выборов в Государственный Сейм принимается тогда, когда не происходит дополнительных выборов.
Артикул 65.
Членам Государственного Сейма министр внутренних дел вручает удостоверение члена Государственного Сейма.
Опротестование мандата не влияет на выдачу сего удостоверения.
Артикул 66.
Внутренним и внешним правительственным языком и языком совещаний Государственного Сейма является исключительно украинский язык.
Артикул 67.
Член Государственного Сейма осуществляет все свои права и обязанности только лично.

Артикул 68.
Члены Государственного Сейма получают постоянное содержание и возмещение транспортных расходов от своего местожительства до места Государственного Сейма и обратно.
Они бесплатно пользуются государственными железными дорогами и государственными пароходами.
Отдельный закон определит размер содержания члена Государственного Сейма и его Президиума, а также их транспортных расходов.
Артикул 69.
Члены Государственного Сейма являются представителями всех граждан Украинского Государства.
Однажды избранного члена Государственного Сейма нельзя отозвать. Его деятельности в Государственном Сейме нельзя ограничивать какими-либо инструкциями.
За государственную измену, преступления и проступки члены Государственного Сейма подлежат Высшему Государственному Суду на основании постановления Государственного Сейма, в соответствии с порядком, который устанавливает артикул 103.
За свою деятельность в Государственном Сейме член Государственного Сейма отвечает только перед Государственным Сеймом.
Артикул 70.
Член Государственного Сейма является неприкосновенным с того момента, когда в Вестнике Государственных Законов будет обнародован приказ Главы Государства о созыве Государственного Сейма до момента его роспуска.
Членов Государственного Сейма нельзя преследовать ни по уголовно-судебным, ни по уголовно-административным делам. Их нельзя арестовать без согласия Государственного Сейма, за исключением задержания на месте преступления.
В случае задержания на месте преступления, об этом следует сообщить немедленно Председателю Государственного Сейма и попросить о разрешении на дальнейший арест или дальнейшее уголовно-судебное производство.
По требованию Государственного Сейма арест должен быть немедленно отменен и уголовно-судебное следствие приостановлено на время действия мандата.
В случае перерыва между сессиями это право принадлежит Председателю Государственного Сейма.
Позже избранный член Государственного Сейма является неприкосновенным с момента своего избрания.
Эти постановления не ведут к уголовной ответственности члена Государственного Сейма, если он является редактором периодического или непериодического издания.
Артикул 71.
Члена Государственного Сейма, который на открытом заседании в своей речи или в заявлении в Государственном Сейме нарушил права частного лица, обиженный может привлечь к уголовно-судебной ответственности.
В данном случае судебная власть должна получить разрешение Государственного Сейма.
Артикул 72.
Член Государственного Сейма не может ни покупать, ни брать в аренду государственное имущество или использовать государственные работы в свою пользу; также он не может получать государственных концессий.
Артикул 73.
Заседания Государственного Сейма являются открытыми.
Они могут быть закрытыми только по желанию Председателя Государственного Сейма, представителя Правительства или не менее 10 членов Государственного Сейма на основании отдельного постановления, которое принимается после того, как публика покинула зал заседаний.
Артикул 74.
Нельзя никого привлекать к ответственности за отчет на открытом заседании Государственного Сейма, если он соответствует действительности.

Артикул 75.
Право законодательной инициативы имеет Глава Государства, Совет министров и каждый член Государственного Сейма, если его внесение подписано не менее 10 членами Государственного Сейма.
Артикул 76.
Заседания Государственного Сейма легитимны в случае присутствия половины избранных членов.
Артикул 77.
Постановления Государственного Сейма принимаются простым большинством голосов присутствующих членов.
Для изменения Основного Государственного Закона необходимо не менее половины голосов от общего числа членов Государственного Сейма.
В случае, если Глава Государства отклонит постановление Государственного Сейма, постановление это набирает силу закона после нового одобрения его двумя третями присутствующих на заседании членов Государственного Сейма.
Артикул 78.
Постановление, которое принял Государственный Сейм, Председатель Государственного Сейма направляет Председателю Совета министров, а он в течение 7 дней – Главе Государства для утверждения в течение 14 дней.
Утвержденное Главой Государства постановление Государственного Сейма возвращается снова к Председателю Совета министров, который немедленно его обнародует в Вестнике Государственных Законов за подписью Главы Государства и соответствующего министра или соответствующих министров, или Совета министров.
Перед текстом закона следует отметить, что его принял Государственный Сейм согласно постановлениям артикулов 55, 57, 77 и 78.
Артикул 79.
В случае неодобрения Главой Государства постановления Государственного Сейма, Глава Государства в течение 14 дней возвращает его Председателю Совета министров с письменным объяснением причин данного решения.
Председатель Совета министров в течение следующих трех дней направляет данное постановление Председателю Государственного Сейма, который включает его в повестку дня ближайшего заседания Государственного Сейма.
Государственный Сейм без дискуссии или принимает замечания Главы Государства в отношении изменений постановления, и тогда направляет его в соответствующую комиссию для дальнейшего надлежащего прохождения, или принимает повторно без изменений числом голосов, которые указаны в артикуле 77.
Принятое таким образом постановление Председатель Государственного Сейма направляет Председателю Совета министров для немедленного обнародования его в Вестнике Государственных Законов за подписью Совета министров, с указанием перед текстом закона, что его принял Государственный Сейм согласно постановлениям артикулов 55, 57, 77 и 79.
Артикул 80.
Все законы обнародуются в Вестнике Государственных Законов.
Приказы Главы Государства и распоряжения министров, которые регулируют правовые отношения, также обнародуются в Вестнике Государственных Законов, с указанием в начале постановления закона, что уполномочивает их на издание данного приказа или распоряжения.
Артикул 81.
Закон вступает в силу на 15-й день после обнародования его в Вестнике Государственных Законов, если в самом законе не определен другой срок, с которого закон должен вступить в силу.
Данное постановление относится также к приказам и распоряжениям, которые указаны в артикуле 80.
Дата издания Вестника Государственных Законов должна быть указана на его первой странице.
Артикул 82.
Никто не может оправдываться незнанием закона, приказа или распоряжения, которые должным образом обнародованы.
Артикул 83.
Налоги и общественные выплаты можно собирать только на основании закона, который одобрил Государственный Сейм, и способом, определенным в законе.
Артикул 84.
Государственный Сейм принимает ежегодно отдельным законом государственный бюджет на один год.
Бюджет включает все доходы и расходы.
В чрезвычайных ситуациях временный бюджет может составляться на время, которое короче одного года.
Любое превышение бюджета требует предварительного одобрения Государственного Сейма.
Определенные в бюджете или во временном бюджете денежные квоты можно использовать только на цели, которые там определены.
Артикул 85.
Если Государственный Сейм до наступления бюджетного периода не примет новый бюджет, тогда на основании постановления Совета министров, за подписью Главы Государства и Совета министров, остается в силе последний бюджет.
Данное решение обнародуется в Вестнике Государственных Законов, ссылаясь на данный артикул.
Артикул 86.
Государственные ссуды, продажа, замена или обременение государственного недвижимого имущества и принятие других государственных гарантий могут быть только на основании закона, который одобрил Государственный Сейм.
Артикул 87.
Государственный Сейм устанавливает валюту, позволяет эмиссию кредитных билетов и государственных облигаций.
Отдельный закон определит детально указанные операции.
Артикул 88.
Осуществление дел, указанных в артикуле 87, относится к ведению Государственного Банка. Устав его принимает Государственный Сейм.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.