Конституция Хорватии

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ХОРВАТИЯ
от 22 декабря 1990 года
На основании статьи 19 Конституционного закона об изменениях и дополнениях Конституции Республики Хорватия (Narodnе nоvinе, 1997, N 135) Палата представителей Хорватского государственного сабора на своем заседании от 20 января 1998 года утвердила сверенный текст Конституции Республики Хорватия.
Сверенный текст Конституции Республики Хорватия включает в себя Конституцию Республики Хорватия (Хагойпе поч)пе, 1990, N 56), а также дополнения и изменения Конституции, опубликованные в Nаrodnе novinе, 1997, N 135.
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Выражая тысячелетнюю национальную самобытность и государственность хорватского народа, подтвержденную всем ходом исторического развития в различных государственных формах и развитием идеи об историческом праве хорватского народа на полный государственный суверенитет, что нашло свое проявление:
создании хорватских княжеств в VII веке;
в средневековом самостоятельном государстве Хорватии, которое было основано в IХ веке;
в основании в Х веке королевства Хорватии;
в сохранении хорватского государственного субъективизма в составе хорватско-венгерской личной унии;
в самостоятельном и суверенном решении хорватского Сабора в 1527 году об избрании короля из династии Габсбургов;
в самостоятельном и суверенном решении хорватского Сабора о Прагматической санкции в 1712 году;
в заключительных решениях хорватского Сабора в 1848 году о восстановлении целостности Триединого королевства Хорватия под властью бана на основании исторического, государственного и естественного права хорватского народа;
в хорватско-венгерском соглашении 1848 года об урегулировании отношений между Королевством Далмация, Хорватия и Славония и Королевством Венгрия на основании правовых традиций обоих государств и Прагматической санкции 1712 года;
в постановлении хорватского Сабора от 29 октября 1918 года, принятого на основании исторического и естественного права нации, о расторжении государственно-правовых отношений с Австро-Венгрией и об одновременном вхождении самостоятельной Хорватии в состав Королевства словенцев, хорватов и сербов, провозглашенного на территории бывшей Габсбургской монархии;
в том факте, что решение Народного веча Государства СХС об объединении с Сербией и Черногорией в Королевство сербов, хорватов и словенцев (1 декабря 1918 года), провозглашенное королевством Югославия 3 октября 1929 года, никогда не было санкционировано хорватским Сабором;
в основании в 1939 году бановины Хорватия, которая возродила хорватскую государственную самобытность в королевстве Югославии;
в восстановлении в период Второй мировой войны основ государственной суверенности, выраженной вопреки провозглашению независимого государства Хорватия (1941 год), в решениях Краевого антифашистского веча народного освобождения Хорватии (1943 год), а затем в Конституции Народной Республики Хорватия 1947 года и позднее в Конституциях Социалистической Республики Хорватия (1963 – 1990 годы).
В поворотный момент истории, отмеченный отказом от коммунистической системы и изменением международного порядка в Европе, хорватский народ на первых демократических выборах (1990 год) свободным волеизъявлением подтвердил свою тысячелетнюю государственную самобытность. Новой Конституцией Республики Хорватия 1990 года и победой в Отечественной войне (1991 – 1995 годы) хорватский народ показал свою решимость и готовность восстановить и защитить Республику Хорватия как самостоятельное, независимое, суверенное и демократическое государство.
Исходя из вышеизложенных фактов, а также из общепризнанных принципов в современном мире и неотчуждаемости, неделимости, непередаваемости и неисчерпаемости права хорватского народа на самоопределение и государственный суверенитет, включая неотъемлемое право на отделение и на объединение как основные предпосылки мира и стабильности международного порядка, Республика Хорватия создается как национальное государство хорватского народа и как государство представителей иных народов и национальных меньшинств, являющихся ее гражданами: сербов, мусульман, словенцев, чехов, словаков, итальянцев, венгров, евреев и других, которым гарантируется равноправие с гражданами хорватской национальности и соблюдение национальных прав в соответствии с демократическими нормами ООН и стран свободного мира.
Уважая волю хорватского народа и всех граждан, решительно выраженную на свободных выборах, Республика Хорватия формируется и развивается как суверенное и демократическое государство, в котором гарантируется и обеспечивается равноправие, свобода, права человека и гражданина, а также осуществляется их экономический и культурный прогресс и социальное благосостояние.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Республика Хорватия – единое и неделимое демократическое и социальное государство.
В Республике Хорватия власть исходит от народа и принадлежит народу как содружеству свободных и равноправных граждан.
Народ осуществляет власть через выборы своих представителей и непосредственным принятием решений.
Статья 2
Суверенитет Республики Хорватия неотчуждаем, неделим и непередаваем.
Суверенитет Республики Хорватия распространяется на ее территорию на суше, на реки, озера, каналы, внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над этими территориями.
Республика Хорватия в соответствии с международным правом осуществляет суверенные права и юрисдикцию в отношении морских территорий и континентального шельфа Адриатического моря за пределами государственной территории до границ с соседними странами.
Хорватский государственный сабор и народ непосредственно, самостоятельно, в соответствии с Конституцией и законом принимают решения:
об урегулировании экономических, правовых и политических отношений в Республике Хорватия;
о сохранении и об использовании природного и культурного богатства;
об объединении в союзы с другими государствами.
Республика Хорватия заключает союзы с другими государствами, сохраняя за собой суверенное право самостоятельно принимать решения о делегировании полномочий и право на свободный выход из них.
Статья 3
Свобода, равенство, национальное равноправие, миротворчество, социальная справедливость, уважение прав человека, неприкосновенность собственности, охрана природы и окружающей среды, верховенство права и демократическая многопартийная система являются высшими ценностями конституционного строя Республики Хорватия.
Статья 4
В Республике Хорватия государственная власть организована на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 5
В Республике Хорватия законы должны соответствовать Конституции, а остальные нормативные акты – Конституции и закону.
Каждый должен придерживаться Конституции и закона и уважать правовой порядок Республики Хорватия.
Статья 6
Политические партии учреждаются свободно. Политические партии организуются по территориальному принципу.
Не допускается деятельность политической партии, программа или действия которой угрожают насильственным изменением демократического конституционного строя, независимости, единству или территориальной целостности Республики Хорватия.
Статья 7
Вооруженные Силы Республики Хорватия защищают ее суверенитет, независимость и территориальную целостность.
Организация обороноспособности Республики Хорватия регулируется законом.
Статья 8
Границы Республики Хорватия могут изменяться только по постановлению Хорватского государственного сабора.
Статья 9
Хорватское гражданство, его приобретение и прекращение регулируется законом.
Гражданин Республики Хорватия не может быть выслан из Республики Хорватия, лишен гражданства или выдан другому государству.
Статья 10
Республика Хорватия защищает права и интересы своих граждан, проживающих или находящихся за границей, а также способствует расширению их связей с Родиной.
Хорватской диаспоре в других странах гарантируется особое покровительство и защита со стороны Республики Хорватия.
Статья 11
Гербом Республики Хорватия является исторический хорватский герб, основой которого являются 25 чередующихся красных и белых (серебряных) полей.
Флаг Республики Хорватия – трехцветный: полотнище красного, белого и синего цветов с расположенным в его центре историческим хорватским гербом.
Гимном Республики Хорватия является «Прекрасная наша родина» («Лепа наша домовино»).
Описание исторического хорватского герба и флага и текст гимна, а также порядок использования этих и других государственных символов устанавливается и регулируется законом.
Статья 12
В Республике Хорватия официальным является хорватский язык и латинский алфавит.
В отдельных административно-территориальных единицах наряду с хорватским языком и латинским алфавитом может быть введен в официальное использование другой язык, а также кириллический или иной алфавит на условиях, предписанных законом.
Статья 13
Столицей Республики Хорватия является город Загреб.
Город Загреб является особой и единой административно-территориальной единицей, организация которой регулируется законом.
III. ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Общие положения
Статья 14
Каждый человек и гражданин Республики Хорватия обладает всеми правами и свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, обстоятельств рождения, образования, общественного положения или других особенностей.
Все равны перед законом.
Статья 15
В Республике Хорватия равноправны представители всех народов и национальных меньшинств.
Представителям всех народов и национальных меньшинств гарантируется свобода выражения народной принадлежности, свободное использование своего языка и письменности, а также право на культурную автономию.
Статья 16
Свободы и права граждан могут быть ограничены только законом в целях защиты свобод и прав других людей, а также правопорядка, общественной морали и здоровья.
Статья 17
Во время военного положения или в случае непосредственной угрозы независимости и единству государства, а также в период значительных стихийных бедствий отдельные свободы и права граждан, гарантированные Конституцией, могут быть ограничены. Решение об ограничении прав и свобод граждан принимает Хорватский государственный сабор большинством в две трети голосов от общего числа депутатов. Если же Сабор не может быть созван, то решение принимает Президент Республики.
Объем ограничений должен соответствовать характеру опасности, а принятые меры не должны приводить к неравенству граждан в зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национального и социального происхождения.
Даже в случае непосредственной опасности для существования государства не может ограничиваться применение положений настоящей Конституции о праве на жизнь, запрещении пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, необходимость юридического обоснования уголовно наказуемых деяний и наказаний, а также положений о свободе мысли, совести и вероисповедания.
Статья 18
Гарантируется право на обжалование отдельных правовых актов, принятых судом первой инстанции или иным компетентным органом.
В порядке исключения право на обжалование может быть исключено в случаях, предусмотренных законом, если обеспечена иная правовая защита.
Статья 19
Отдельные акты органов государственного управления и других органов, наделенных публичными полномочиями, должны основываться на законе.
Гарантируется судебный контроль за законностью отдельных актов административной власти и органов, наделенных публичными полномочиями.
Статья 20
Каждый, кто нарушил положения настоящей Конституции об основных свободах и правах человека и гражданина, несет персональную ответственность и не может оправдывать свои действия необходимостью выполнять вышестоящее распоряжение.
2. Личные и политические свободы и права
Статья 21
Каждый человек имеет право на жизнь.
В Республике Хорватия нет смертной казни.
Статья 22
Свобода и личность человека неприкосновенны.
Никто не может быть лишен или ограничен в свободе иначе как на основании закона и по решению суда.
Статья 23
Никто не может быть подвергнут пыткам ни в какой форме или медицинским и научным опытам без его согласия.
Запрещается принудительный и обязательный труд.
Статьи 24
Никто не может быть задержан или взят под стражу без письменного и принятого на основании закона постановления суда. Такое постановление должно быть зачитано и вручено задержанному во время лишения свободы.
Без постановления суда органы охраны правопорядка могут задержать лицо, в отношении которого существует обоснованное подозрение в совершении тяжкого уголовного преступления, предусмотренного законом.
В этом случае органы охраны правопорядка обязаны незамедлительно передать арестованного суду. Задержанный должен быть немедленно извещен в доступной ему форме о причинах задержания, а также о его правах, предусмотренных законом.
Каждый задержанный или взятый под стражу имеет право обратиться с жалобой в суд, который безотлагательно принимает решение о законности лишения свободы.
Статья 25
С каждым задержанным и осужденным следует гуманно обращаться и уважать его человеческое достоинство.
Каждый заключенный под стражу и обвиняемый в совершении уголовно наказуемого деяния имеет право в кратчайший срок, предусмотренный законом, предстать перед судом и в законные сроки быть освобожденным или осужденным.
При предоставлении предусмотренных законом гарантий заключенный под стражу может быть освобожден и осуществлять свою защиту на свободе.
Каждый, кто был незаконно лишен свободы или осужден, в соответствии с законом имеет право на возмещение ущерба и на публичное принесение ему извинения.
Статья 26
Все граждане и иностранцы равны перед судом, другими государственными и иными органами, наделенными публичными полномочиями.
Статья 27
Адвокатура как самостоятельная и независимая служба обеспечивает гражданам юридическую помощь в соответствии с законом.
Статья 28
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его вина не будет установлена правомочным решением суда.
Статья 29
Каждый подозреваемый или обвиненный в совершении преступления имеет право:
на справедливое разбирательство его дела в надлежащем суде, установленном законом;
в кратчайший срок быть извещенным об основаниях предъявленного обвинения и о доказательствах его вины;
на защитника и на беспрепятственное общение с защитником, и об этом праве он должен быть поставлен в известность;
на судебное разбирательство дела в его присутствии, когда это возможно, а также защищать себя сам либо с помощью избранного им защитника.
Обвиняемый и осужденный не может быть принужден свидетельствовать против себя или к признанию вины.
Доказательства, полученные незаконным способом, не могут быть использованы в судебном производстве.
Статья 30
Наказание за совершение тяжких и особо циничных преступлений может в соответствии с законом предусматривать утрату приобретенных или запрещение приобретения на определенный срок некоторых прав на занятие определенным видом деятельности, если того требует защита правопорядка.
Статья 31
Никто не может быть осужден за деяние, которое до его совершения не признавалось законом или международным правом преступлением, и никому не может быть назначено наказание, не предусмотренное законом.
Никто не может быть повторно осужден за деяние, за которое он уже был осужден и по которому вынесено правомочное решение суда.
Не может быть повторное судебное преследование лица, которое было освобождено от обвинения вступившим в законную силу решением суда.
Статья 32
Каждый, кто на законном основании находится на территории Республики Хорватия, имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства.
Каждый гражданин Республики Хорватия имеет право в любое время покинуть территорию государства, поселиться постоянно или временно за границей и в любое время вернуться на родину.
Право передвижения по территории Республики Хорватия, право въезда или выезда за ее пределы может быть в исключительных случаях ограничено законом, если это необходимо для защиты правопорядка или здоровья, прав и свобод других граждан.
Статья 33
Иностранный гражданин и лицо без гражданства может получить убежище в Республике Хорватия, за исключением случаев, если они преследуются за неполитические преступления и за деятельность, противоречащую основополагающим принципам международного права.
Иностранец, который на законных основаниях находится на территории Республики Хорватия, не может быть выслан из страны или выдан другому государству, за исключением случаев, когда должно исполняться решение, принятое в соответствии с международным договором и законом.
Статья 34
Жилище неприкосновенно.
Обыск жилища или иного помещения может производиться только по мотивированному письменному решению суда, вынесенному на основании закона.
Проживающий в жилище или его представитель имеет право присутствовать при обыске занимаемых им помещений и обязательно в присутствии двух понятых.
В соответствии с условиями, предусмотренными законом, органы охраны правопорядка могут войти в жилище или помещение и без постановления суда или согласия владельца квартиры и без присутствия понятых, если это необходимо для исполнения судебного решения об аресте или задержании преступника, а также для устранения серьезной опасности, угрожающей жизни и (или) здоровью людей или имуществу в крупных размерах.
Обыск в целях обнаружения или обеспечения доказательств, в отношении которых существует обоснованное предположение о нахождении их в жилище совершившего преступление, может производиться только в присутствии понятых.
Статья 35
Каждому человеку и гражданину гарантируется уважение и правовая защита его личной и семейной жизни, достоинства, репутации и чести.
Статья 36
Свобода и тайна переписки и всех иных средств общения гарантирована и неприкосновенна.
Ограничения, необходимые для защиты безопасности государства или ведения производства по уголовным делам, могут быть предписаны только на основании закона.
Статья 37
Каждому лицу гарантируется надежное хранение и конфиденциальность личных данных, которые без согласия их обладателя могут собираться, обрабатываться и использоваться только в случаях, предусмотренных законом.
Законом регулируется охрана базы личных данных, а также осуществление надзора за деятельностью информационных систем в Республике.
Запрещается использование личных данных, противоречащее цели их сбора.
Статья 38
Гарантируется свобода мышления и выражения мысли.
Свобода выражения мысли включает в себя прежде всего свободу печати и иных средств информации, свободу слова и публичного выступления, а также свободное учреждение средств массовой информации.
Запрещается цензура. Журналисты имеют право на свободу распространения и доступа к информации.
Каждому лицу гарантируется право на опровержение распространенной недостоверной информации, если в публичном сообщении было нарушено их право, предусмотренное Конституцией.
Статья 39
Запрещается и подлежит наказанию любой призыв или подстрекательство к войне или насилию, к национальной, расовой или религиозной розни или к какой-либо иной форме нетерпимости.
Статья 40
Гарантируется свобода совести и вероисповедания, а также свободного и публичного выражения религиозных или иных убеждений.
Статья 41
Все религиозные общины равны перед законом и отделены от государства.
Религиозные общины в соответствии с законом имеют право свободно и публично отправлять религиозные обряды, учреждать школы, училища, иные заведения, социальные и благотворительные учреждения и управлять ими. В своей деятельности они пользуются защитой и помощью государства.
Статья 42
За всеми гражданами признается право на мирные собрания и на публичный протест.
Статья 43
Гражданам гарантируется право на свободное объединение в целях защиты своих интересов или выражения социальных, экономических, политических, национальных, культурных или иных убеждений и целей.
Для этого граждане могут свободно учреждать политические партии, профсоюзы и иные объединения, присоединяться к ним или выходить из них.
Право на свободное объединение ограничено запретом угрожать насилием демократическому конституционному строю, а также независимости, единству и территориальной целостности Республики Хорватия.
Статья 44
Каждый гражданин Республики имеет право на равных условиях принимать участие в осуществлении публичной деятельности и быть принятым на публичную службу.

Статья 45
Избирательным правом, всеобщим и равным, обладают все хорватские граждане, достигшие 18 лет. Избирательное право осуществляется путем прямых выборов тайным голосованием.
При выборах в Палату представителей Сабора и Президента страны Республика Хорватия обеспечивает осуществление избирательного права и своим гражданам, которые во время проведения выборов находятся за ее пределами. Эти граждане могут голосовать в государствах, в которых они пребывают, или иным способом, предусмотренным законом.
Статья 46
Каждый гражданин имеет право на обращение и жалобы, на внесение предложений в государственные и другие публичные органы и получать ответ на них.
Статья 47
Воинская обязанность и защита Республики Хорватия являются обязанностью всех граждан, способных к их осуществлению.
Допускается возражение совести’ для тех граждан, которые из-за своих религиозных или моральных убеждений не могут участвовать в несении службы в Вооруженных Силах. Эти лица обязаны выполнять другие заменяющие обязанности, предусмотренные законом.
3. Экономические, социальные и культурные права
Статья 48
Гарантируется право собственности.
Собственность порождает обязанности. Субъекты права собственности и пользователи собственности должны заботиться об общем благе.
Иностранный гражданин может приобретать право собственности на условиях, предусмотренных законом.
Гарантируется право наследования.
Статья 49
Свобода предпринимательства и рынка является основой экономического строя Республики Хорватия.
Государство обеспечивает всем предпринимателям равное правовое положение на рынке. Запрещаются монополии.
Государство способствует экономическому прогрессу и социальному благосостоянию граждан и осуществляет заботу об экономическом развитии всех своих территорий.
Права, приобретенные путем вложения капитала, не могут быть ограничены законом или иным правовым актом.
Иностранному инвестору гарантируется свободный вывоз прибыли и вложенного капитала.
Статья 50
Законом можно ограничить или лишить права собственности в интересах Республики Хорватия при возмещении рыночной стоимости имущества.
Свобода предпринимательства и имущественные права в порядке исключения могут быть ограничены законом в целях защиты интересов и безопасности Республики Хорватия, природы, окружающей среды и здоровья людей.
Статья 51
Каждый должен участвовать в возмещении публичных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями.
Налоговая система базируется на принципах равенства и справедливости.
Статья 52
Море, морское побережье и острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недвижимость и вещи, имеющие особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение и которые законом определены как объекты, представляющие интерес для Республики Хорватия, находятся под ее особой защитой.
Законом определяется порядок, в соответствии с которым объекты, представляющие интерес для Республики Хорватия, могут использоваться и эксплуатироваться управомоченными лицами и собственниками, а также устанавливается порядок предоставления компенсации за введение ограничения правомочий собственника.
Статья 53
Хорватский народный банк является центральным банком Республики Хорватия.
Хорватский народный банк в пределах своих прав и обязанностей несет ответственность за стабильность валюты и за общую ликвидность платежей в стране и за границей.
Хорватский народный банк в своей деятельности является самостоятельным и подотчетен Хорватскому государственному сабору. Прибыль, полученная от деятельности Народного банка Хорватии, направляется в государственный бюджет.
Положение Хорватского народного банка регулируется законом.
Статья 54
Каждый имеет право на труд и на свободу труда.
Каждый свободно выбирает профессию и работу и каждому на равных условиях обеспечивается доступ к любому рабочему месту и должности.
Статья 55
Каждый работник имеет право на оплату труда, которая может обеспечить ему и его семье свободную и достойную жизнь.
Максимальная продолжительность рабочего времени устанавливается законом.
Каждый работник имеет право на еженедельный отдых и оплачиваемый годовой отпуск и не может отказаться от этих прав.
В соответствии с законом работники могут принимать участие в принятии решений на предприятии.
Статья 56
Права работников и членов их семей на социальное обеспечение и социальное страхование регулируются законом и коллективным договором.
Права, связанные с родами, материнством и уходом за детьми, регулируются законом.
Статья 57
Слабым, немощным’ и другим лицам, оказавшимся в тяжелом материальном положении вследствие безработицы и нетрудоспособности, государство обеспечивает право на помощь в целях удовлетворения основных жизненных потребностей.
Государство уделяет особое внимание защите инвалидов и их включению в общественную жизнь.
Не может запрещаться получение гуманитарной помощи из других стран.
Статья 58
Каждому гражданину гарантируется право на охрану здоровья.
Статья 59
Для защиты своих экономических и социальных интересов все работники имеют право учреждать профсоюзы, свободно вступать в них и выходить из них.
Профсоюзы могут учреждать свои союзы и объединяться в международные профсоюзные организации.
В Вооруженных Силах и органах охраны правопорядка создание профсоюзов может быть ограничено законом.
Работодатели имеют право учреждать объединения, свободно вступать в них и выходить из них.
Статья 60
Гарантируется право на забастовку.
В Вооруженных Силах, органах охраны правопорядка, государственном аппарате и в публичных службах, определенных законом, право на забастовку может быть ограничено.
Статья 61
Семья находится под особой защитой Республики.
Брак и правоотношения в браке, во внебрачном союзе и в семье регулируются законом.
Статья 62
Государство защищает материнство, детей и молодежь, а также создает социальные, культурные, материальные и другие условия, которые способствуют осуществлению права на достойную жизнь.
Статья 63
Родители должны воспитывать, содержать и давать образование детям. Они имеют право и свободу самостоятельно решать вопросы воспитания детей.
Родители несут ответственность за обеспечение права ребенка на полноценное и гармоничное развитие его личности.
Ребенок с нарушениями физического и психического развития и социально запущенный ребенок имеют право на особый уход, образование и заботу.
Дети должны заботиться о престарелых и немощных родителях.
Государство проявляет особую заботу о малолетних детях, оставшихся без родителей, и о детях, лишенных попечительства родителей.
Статья 64
Обязанностью всех является защита детей и немощных лиц.
Дети не могут быть приняты на работу до достижения ими установленного законом возраста, а также принуждаться к труду, который наносит вред их здоровью или нравственности.
Молодежь, женщины-матери и инвалиды имеют право на особую защиту по месту работы.
Статья 65
Начальное образование является обязательным и бесплатным.
Каждому на равных условиях доступно среднее и высшее образование в соответствии с его способностями.
Статья 66
Граждане могут учреждать частные школы и училища на равных условиях, предусмотренных законом.
Статья 67
Гарантируется автономия университетов.
Университет в соответствии с законом самостоятельно принимает решения о своей организации и деятельности.
Статья 68
Гарантируется свобода научного, культурного и художественного творчества.
Государство способствует и помогает развитию науки, культуры и искусства.
Государство защищает научные, культурные, художественные ценности как духовное народное достояние.
Гарантируется защита моральных и материальных прав’, возникающих в связи с научным, культурным, художественным, интеллектуальным и иным творчеством.
Государство способствует и заботится о развитии физической культуры и спорта.
Статья 69
Каждый имеет право вести здоровый образ жизни.
Государство обеспечивает право граждан на здоровую окружающую среду.
Граждане, государственные, публичные и хозяйственные органы и объединения должны в пределах своих полномочий проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы и окружающей среды.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1. Хорватский государственный сабор
Статья 70
Хорватский государственный сабор является представительным органом граждан и носителем законодательной власти в Республике Хорватия.
Хорватский государственный сабор состоит из Палаты представителей и Палаты жупаний.
Статья 71
Палата представителей состоит не менее чем из ста и не более чем из ста шестидесяти депутатов, избираемых на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямых выборов тайным голосованием.
В Палату жупаний граждане каждой жупании на основе всеобщего избирательного права избирают трех депутатов путем прямых выборов тайным голосованием.
По истечении мандата Президент Республики становится пожизненным членом Палаты жупаний, если в категоричной форме не откажется от должности.
Президент Республики может назначать в Палату жупаний до пяти депутатов из числа особо заслуженных граждан Республики Хорватия.
Статья 72
Депутаты в палаты Хорватского государственного сабора избираются на четыре года.

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.