ЭЛЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
(2 июня 1927 г.)
ГЛАВА I. РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
Статья 1. Господствующая религия в Греции – восточно-православная христианская.
Православная греческая церковь нераздельно соединена в своих догматах с великой константинопольской церкви и во всякой другой церковью по тому же учению Иисуса Христа, нерушимо соблюдающею, как и она, святые апостольские правила, каноны вселенских соборов и священны предания. Она является автокефальной и, осуществляя свои верховные права независимо от всякой другой церкви, управляется она синодом епископов. Священнослужители всех исповеданий подчинены тому же государственному надзору, что и священнослужители господствующей религии
Свобода совести ненарушима.
Обряды всех известных вероисповеданий исполняются свободно под защитой закона, поскольку они не находятся в противоречии с общественным порядком и добрыми нравами. Прозелитизм воспрещается.
Текст священного писания остается незыблемым. Безусловно, воспрещается переводить его на какие-либо другие наречия без предварительного разрешения церкви.
ГЛАВА II. ФОРМА И ОСНОВЫ СТРОЯ
Статья 2. Эллинское государство – республика. Вся власть исходит от народа, существует для его блага и осуществляется в предписанном конституцией порядке.
Статья 3. Законодательная власть осуществляется палатой и сенатом.
Статья 4. Исполнительная власть осуществляется президентом республики через посредство ответственных министров.
Статья 5. Судебная власть осуществляется независимыми судами, подчиняющимися одним только законам.
Судебные приговоры выносятся и приводятся в исполнение именем Эллинской республики.
ГЛАВА III. ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА ЭЛЛИНОВ
Статья 6. Эллины равны перед законом. Они все без различия участвуют в публичных повинностях в меру своего благосостояния. К публичным должностям допускаются только эллинские граждане с теми исключениями, которые введены по особым законам.
Никто не может назначаться на публичную должность, которая еще не установлена по закону.
Гражданами являются все, кто приобрел или приобретет их качества в соответствии с законами государства. Эллинским гражданам не могут даваться и за ними не могут признаваться ни дворянские титулы или почетные звания, ни ордена, за исключением военных медалей.
Статья 7. Все лица, находящиеся на территории Эллинской республики, пользуются безусловной защитой их жизни и их свободы, без различия народности, религии или языка. Исключения разрешаются в случаях, предусмотренных международным правом.
Статья 8. Не существуют преступления и не налагаются наказания вне пределов закона, вступившего в силу до совершения деяния. Более тяжкое наказание никогда не налагается после совершения деяния.
Статья 9. Никто не может быть против своей воли изъят из подсудности тому судье, который ему определен Законом.
Статья 10. Личная свобода ненарушима. Никто не может преследоваться, арестовываться, заключаться в тюрьму, высылаться, ссылаться или подвергаться какому-либо иному лишению свободы, иначе как в случаях и формах, определенных законом.
Статья 11. Кроме случаев захвата на месте преступления никто не может быть арестован или заключен в тюрьму, иначе как в силу мотивированного приказа, выданного судебной властью и предъявленного в момент ареста или заключения.
Всякое лицо, арестованное на месте преступления или в силу приказа о приводе, должно быть немедленно отведено к соответствующему судебному следователю, а самое позднее – в течение 24 часов с момента ареста или если арест был произведен вне той местности, где имеет пребывание судебный следователь, то в такой срок, который строго необходим для доставки арестованного лица.
Судебный следователь обязан самое позднее в течение 48 часов после привода либо освободить задержанное лицо, либо отдать приказ об его аресте.
Этот срок удлиняется до 5 дней либо по ходатайству приведенного лица, либо ввиду непреодолимой силы, немедленно отмечаемой в решении соответствующей обвинительной камеры.
Если по прошествии обоих этих сроков не будет принято никакого решения, то всякий тюремщик или всякое другое гражданское или военное должностное лицо, поставленное для охраны задержанного лица, обязано немедленно выпустить его на свободу.
Нарушители изложенных выше постановлений будут наказываться и преследоваться в судебном порядке по закону за самовольный арест; они обязаны кроме того полностью возместить ущерб, причиненный ими пострадавшему лицу, а также уплатить ему денежное вознаграждение, размер которого устанавливается судом, но которое ни в каком случае не может быть ниже 10 металлических драхм в день.
Особый закон установит те условия, в которых государство уплачивает возмещение лицам, несправедливо заключенным в тюрьму или осужденным.
Предварительное заключение не может длиться свыше установленных законом сроков.
Статья 12. В отношении политических преступлений обвинительная камера исправительного суда всегда имеет право отдать приказ по ходатайству подсудимого о выпуске его на свободу под залог, размер которого устанавливается по судебному решению, причем против этого решения подсудимый может представлять возражения. Ни в каком случае длительность предварительного заключения за политические преступления не может превышать 3 месяцев.
Статья 13. Эллины имеют право собираться мирно и без оружия; полиция имеет право присутствовать лишь на общественных собраниях. Собрания на открытом воздухе могут запрещаться в тех случаях, когда они могут нарушить общественную безопасность, – в порядке, установленном законом.
Статья 14. Эллины имеют право объединяться с соблюдением законов государства; последние однако ни в каком случае не могут ставить это право в зависимость от предварительного разрешения правительства. Объединения не могут распускаться за нарушение постановлений закона, иначе как досудебному решению.
Статья 15. Жилище является неприкосновенным убежищем.
Никакие обыски или вторжения в частное жилище не могут производиться вне тех случаев и тех форм, которые определены законом.
Нарушители этих постановлений наказываются за злоупотребление властью. Они будут кроме того обязаны полностью возместить ущерб, причиненный ими пострадавшему лицу, а также уплатить ему денежное вознаграждение, размер которого устанавливается судом, но которое ни в каком случае не может быть ниже 100 металлических драхм.
Статья 16. Каждый может оглашать свои мысли устно или письменно и путем печати с соблюдением законов государства. Печать свободна. Цензура воспрещается, как и всякие другие предупредительные меры. В виде исключения предупредительные меры могут приниматься по отношению к кинематографам в целях охраны юношества. Запрещается равным образом конфискация газет и других печатных произведений, как до, так и после их опубликования. В виде исключения разрешается конфискация после появления, за оскорбление христианской религии в указанных законом случаях, а также конфискация порнографических произведений, составляющих явное посягательство на общественную нравственность. Однако в этом случае прокурор должен в течение 24 часов после конфискации доложить вопрос обвинительной камере, а эта последняя постановить об оставлении в силе или об отмене конфискации, без этого конфискация является отмененной по закону. Обжалование приказа о конфискации может производить лишь автор печатного произведения.
Особые меры могут быть приняты в порядке закона для пресечения безнравственной литературы и для защиты юношества от неподобающих публичных представлений и спектаклей.
Опубликование новостей или сообщений, касающихся передвижений войск или фортификационных работ страны, может быть запрещена в предписанных законом формах и под угрозой конфискации или судебного преследования. Предшествующие постановления применяются к конфискации.
Автор печатного произведения, затрагивающего частную жизнь, и издатель газеты, опубликовывающий это произведение.
Автор печатного произведения, затрагивающего частную жизнь, и издатель газеты, опубликовывающий это произведение, являются помимо наказаний, предусмотренных уголовным законом, солидарно ответственными в гражданском порядке за полное возмещение ущерба, причиненного пострадавшему лицу, и за уплату ему денежного вознаграждения в той сумме, размер которой устанавливается судом, но которая никогда не может быть ниже 200 металлических драхм.
Издание газет разрешается только эллинским гражданам.
Преступления печати не рассматриваются как такие, которые обнаруживаются на месте их совершения.
Статья 17. Пытка и полная конфискация имущества воспрещаются. Гражданская смерть не может устанавливаться. Смертная казнь не применяется по политическим преступлениям, иначе как в отношении смешанных преступлений, при которых она может быть применена в тех случаях, когда преступление по общему праву, связанное с политическим преступлением, само по себе подлежит смертной казни.
Статья 18. Тайна писем, телеграмм и телефонных сообщений, безусловно, неприкосновенна.
Статья 19. Никто не может быть лишен своей собственности, иначе как ради общественной пользы, должным образом констатированной в предусмотренных законом случаях и условиях, и ни в каком случае – без предварительно уплачиваемого вознаграждения.
Вознаграждение всегда устанавливается общими судами. В срочных случаях оно может быть установлено временно судебным путем после заслушания заинтересованных лиц или предложения им явиться; суд также может обязывать этих лиц к взносу подобающего залога в соответствии с теми условиями, которые установит закон.
Впредь до выплаты окончательного или временного возмещения все права собственника продолжают оставаться в силе, а завладение его собственностью воспрещается.
Особые законы определяют право собственности и распоряжения в отношении недр, археологических сокровищ, минеральных источников и вод проточных и подземных.
Особые законы определят равным образом виды реквизиций на нужды сухопутной или морской армии в случае войны или мобилизации или на всякие неотложные общественные надобности, когда опасность угрожает общественному порядку или общественному здравию.
Статья 20. Не разрешается изменять общее содержание или пункты завещания или пожертвования, поскольку то касается постановлений в пользу государства или на общественно полезные цели.
B виде исключения, когда воля жертвователя или завещателя оказывается совершенно неосуществимой, закон может предназначить дар или завещанное имущество на другую сходную цель.
Статья 21. Искусство, наука и их преподавание свободны. Они поставлены под покровительство государства, участвующего в их распространении.
Статья 22. Труд умственный и ручной находятся под покровительством государства, которое систематически следит за нравственным и материальным подъемом трудящихся классов, городских и сельских.
Статья 23. Учебное дело поставлено под высший надзор государства. Оно ведется за его счет и за счет органов местного самоуправления.
Начальное обучение обязательно; оно бесплатно предоставляется государством. Закон устанавливает для начального обучения годы обязательного посещения школы, которых не может быть менее шести. Закон может сделать также обязательным посещение до 18-летнего возраста школ, дополняющих первоначальное образование.
Частным лицам и юридическим лицам разрешается основывать свободные школы, действующие в соответствии с конституцией и законами государства.
Статья 24. Брак в качестве основы семейной жизни, источника сохранения и прогресса народа поставлен под особое покровительство государства.
Многочисленные семьи имеют право на особое поощрение.
Статья 25. Каждому лицу или нескольким лицам вместе принадлежит право, в согласии с законами государства, обращаться письменно к властям. Эти последние обязаны действовать самым скорым образом и письменно отвечать на всякое ходатайство, принесенное в соответствии, с законом.
Уголовное преследование может возбуждаться против просителя за содержащееся в петиции правонарушение, лишь после того как соответствующая власть вынесла окончательное постановление по поводу петиции и лишь на основании разрешения указанной власти.
Статья 26. Предварительное разрешение административной власти не является необходимым для преследования государственных или муниципальных должностных лиц, совершивших по службе наказуемые деяния, поскольку это не относится к особым постановлениям, касающимся министров.
Статья 27. Никакая присяга не может требоваться, иначе как по закону, который устанавливает также и ее форму.
ГЛАВА IV. О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 28. Право предложения законов принадлежит правительству, палате и сенату.
Право аутентического толкования законов принадлежит законодательной власти.
Статья 29. Всякое законопредложение, сделанное, правительством и влекущее за собою расход или уменьшение бюджетных поступлений, должно в зависимости от способа покрытия расхода сопровождаться докладом, подписанным соответствующим министром и министром финансов.
Никакое предложение, касающееся увеличения бюджетных расходов на выплату жалований, пенсий или вообще в пользу каких-либо лиц, не может исходить от палаты или сената.
Статья 30. Всякое законопредложение, внесенное в палату и принятое ею, пересылается в сенат, который выносит постановление в 40-дневный срок по получении текста.
Если в течение этих 40 дней сенат не примет никакого решения, то предполагается, что он согласен с палатой.
Если сенат молчаливо или после обсуждения оказывается в согласии с палатой, то предложение становится законом.
Если сенат отклоняет или изменяет предложение, то оно возвращается в палату. Если палата настаивает на своем решении, то голосование откладывается на 2 месяца, по истечении которых предложение становится законом, если оно, соберет абсолютное большинство голосов депутатов. Однако до истечения 2 месяцев окончательное решение может быть принято в совместном заседании обоих собраний, предложенном сенатом на основании решения, принятого абсолютным большинством общего числа его членов.
С этой целью оба собрания сходятся в возможно скором времени в зале заседаний палаты.
Статья 31. Всякое законопредложение, внесенное в сенат и принятое им, пересылается в палату.
Если последняя согласна с сенатом, то предложение становится государственным законом. Если палата изменяет его, то предложение возвращается в сенат и предусмотренная в статье 30 процедура начинается сначала, как если бы предложение было в первую очередь внесено в палату. Если палата в конечном итоге отвергает его, то вступает в действие постановление статьи 33.
Статья 32. В случае продления работ законодательных органов сроки, указанные в статьях 30 и 34, приостанавливаются.
B случае созыва новой палаты, предложение, принятое распущенной палатой, рассматривается как не имевшее места, если предложение до роспуска не было также принято окончательно и сенатом.
Статья 33. Законопредложения, принятые одним из законодательных собраний, но, в конце концов, отклоненные, могут быть вновь внесены в качестве новых предложений лишь в течение следующей очередной сессии.
Статья 34. Государственный бюджет вносится в первую очередь в палату.
Будучи принят, он пересылается в сенат, который должен высказаться в течение месяца. Если сенат: не принял решения в течение месяца, то предполагается, что он согласен с палатой. В случае несогласия бюджет возвращается в палату, которая выносит окончательное постановление по обычному большинству.
Тот же порядок применяется к законопроектам, заключающим в себе предоставление государственных кредитов и заключение государственных займов.
Статья 35. Для облегчения согласия между обоими корпусами по законодательным вопросам могут, по предложению одного из обоих корпусов, устанавливаться смешанные комиссии, состоящие из пропорционального числа сенаторов и депутатов.
В начале каждой легислатуры учреждается постоянная вмешанная комиссия по иностранным делам, действующая также и во время приостановки работ законодательных органов и после роспуска палаты. Заседания комиссии не публичны, если только о публичности их не решено по большинству 2/3 членов. В этой комиссии, которая может быть пополнена в течение легислатуры, участвуют по праву те из депутатов и сенаторов, которые были премьер-министрами.
Статья 36. Палата составляется из депутатов, избранных в соответствии; с законом гражданами, имеющими право голоса, путем прямого, всеобщего и тайного голосования. Законодательные выборы производятся по одновременному приказу одновременно на всей территории.
Число депутатов от каждого избирательного округа устанавливается законом соразмерно населению. Ни в каком случае общее число депутатов не может быть ниже 200 или выше 250.
Места, ставшие вакантными в течение легислатуры, заменяются при посредстве дополнительных выборов, если только нет иного постановления закона.
Статья 37. Депутаты представляют государство, а не только тот округ, который их назначает.
Статья 38. Депутаты избираются на 4 года подряд, считая со дня общих выборов. По истечении этого 4-летнего периода отдается приказ о новых общих законодательных выборах в течение последующих 45 дней, а палата созывается в течение месяца после выборов.
Не производятся дополнительные выборы в последний год легислатуры, если только число вакантных мест не превышает 1/4 общего числа депутатов.
Статья 39. Могут избираться депутатами лишь эллинские граждане, достигшие полных 25 лет и пользующиеся правом избирать.
Депутат, не имеющий этих качеств, лишается по закону своего мандата. В случае споров решает палата.
Статья 40. Оплачиваемые государственные должностные лица, военные на действительной службе и городские и общинные старшины, нотариусы и хранители записей и ипотек не могут ни избираться депутатами, ни объявляться кандидатами, если они не сложили с себя своей должности до дня объявления кандидатур. Отставка предлагается ими в письменной форме, а их возвращение на государственную службу воспрещается в течение 6 месяцев после выборов. Оплачиваемые государством должностные лица и военные не могут объявляться кандидатами в тех округах, в которых они служили в течение 3 последних лет перед выборами.
Офицеры сухопутной и морской армии, оставившие свою службу, чтобы быть избранными в депутаты, не могут более возвращаться в армию даже на основании закона.
Депутатский мандат несовместим с обязанностями директора или иного уполномоченного, члена административного совета, платного юрисконсульта или служащего торговых обществ или предприятий, пользующихся особыми привилегиями или постоянными субсидиями в силу особых законов.
Лица, принадлежащие к одной из указанных выше категорий, будучи избраны, должны в течение 8 дней после признания их избрания действительным сделать выбор между службой и депутатским мандатом, иначе они по закону, лишаются депутатских прав.
Закон может распространять на другие должности несовместимость с депутатским мандатом.
Статья 41. Депутат, принявший одну из перечисленных в предшествующей статье служб или должностей, лишается по закону своего мандата.
Отказ от мандата является правом депутата. Этот отказ будет считаться вступившим в силу, как только письменное заявление о нем будет передано председателю палаты.
Статья 42. Перед вступлением в исполнение своих обязанностей депутаты приносят во дворце законодательства в публичном заседании следующую присягу: «Клянусь святой единосущной и нераздельной троицей быть верным отечеству, соблюдать республиканскую конституцию и законы государства. Клянусь также исполнять добросовестно мои обязанности».
Депутаты, принадлежащие к другой религии, вместо провозглашения «клянусь святой единосущной и нераздельной троицей» произносят присягу по форме, установленной их собственной религией.
Статья 43. Проверка выборов, оспариваемых из-за допущенных неправильностей или в силу отсутствия у кандидата требуемых качеств, вверяется особому суду, члены которого назначаются путем жребия из общего числа членов кассационной палаты и апелляционных палат государства. Жребии вынимаются в кассационной палате в публичном заседании. Председательствование в этом особом суде принадлежит старейшему в должности или старшему по чину из числа тех, кого укажет жребий. Подробности, касающиеся действия суда и производства дел в нем, определяются законом.
Статья 44. Палата избирает из среды депутатов в начале каждой очередной сессии своего председателя, своих товарищей председателя и секретарей.
Для этих выборов требуется присутствие 11/20 общего числа депутатов.
Председатель избирается по абсолютному большинству голосов. Если этого большинства не получилось, то производится второй тур голосования, при котором достаточно 4/5 нижнего лимита кворума.
Это последнее большинство достаточно для выборов товарищей председателя и секретарей.
Статья 45. По регламенту, имеющему силу закона, палата сама определяет тот порядок, с соблюдением которого она намеревается вести свои работы, и устанавливает все то, что касается личного состава и функционирования ее бюро и ее библиотеки.
Регламент обсуждается и голосуется в двух заседаниях, отделенных друг от друга промежутком, по меньшей мере, в 2 дня.
Бюджет палаты предлагается и исполняется ее председателем в соответствии с регламентом.
Статья 46. Палата по закону собирается каждый год 15 октября на очередную сессию, если только президент республики не соберет ее ранее.
Длительность очередной сессии не; может быть ни менее 3 месяцев, ни более 6 месяцев; в этот счет не могут входить ни время отсрочки, ни время приостановки работ более чем на 8 дней.
Статья 47. Палата заседает публично во Дворце законодательства. Однако она может заседать и при закрытая дверях по требованию 10 своих членов и по решению, принятому по большинству голосов в закрытом заседании; после этого она решает, должны ли прения по тому же Предмету возобновиться в публичном заседании.
Статья 48. Палата не может принимать решений не по абсолютному большинству наличных членов, причем оно ни в каком случае не может быть ниже 1/4 общего числа депутатов.
Статья 49. Всякое законопредложение, обязательно сопровождаемое изложением мотивов, отсылается в парламентскую комиссию. По окончании его рассмотрения комиссией или по истечении срока, предоставленного для этого рассмотрения, предложение устно обосновывается соответствующим министром или докладчиком комиссии, если обоснование не было дано вместе с самим предложением, после чего предложение подвергается обсуждению.
Законопредложение, отягощающее бюджет, не может подвергаться обсуждению, если оно хотя и исходит от правительства, но не сопровождается докладом счетной палаты, устанавливающим вытекающий из него расход. Если предложение исходит от палаты, то оно должно быть до обсуждения отослано в счетную палату, которая должна представить доклад по его поводу в течение 10 дней.
Предложения, вносящие изменение в закон о пенсиях выходящим; в отставку или касающиеся предоставления пенсии или награды за службу и устанавливающие новое соответствующее право, могут вноситься лишь министром финансов на основании заключения счетной палаты. Эти предложения о пенсиях должны вноситься особо. Запрещается включать постановления, относящиеся к пенсиям, в законы, касающиеся других предметов.
Никакое законопредложение не может быть принято, если оно не обсуждалось и не голосовалось палатой дважды и в двух заседаниях, отделенных друг от друга промежутком, по меньшей мере, в 2 дня, причем в первом заседаний оно обсуждается в принципе и постатейно, а во втором заседании постатейно и в целом.
Если при вторичном обсуждении принимаются дополнения или поправки, то голосование предложения в целом откладывается на 24 часа, считая с того момента, когда исправленный проект был роздан палате.
Дополнения или поправки к законопредложению допускаются лишь в том случае, если они прямо относятся к главному предмету предложения.
В виде исключения разрешается голосование палатой после однократного обсуждения с точки зрения принципа и постатейно, если требование о том было сделано автором предложения до отсылки последнего в комиссию, учрежденную по разделу настоящей статьи, и поскольку указанная комиссия приняла его и поскольку не было сделано возражения по меньшей мера 20 депутатами со времени внесения предложения и вплоть до окончания прений.
Регламент сената может устанавливать, что обсуждение и голосование законопредложений этим органом будут производиться в одном единственном чтении.
Законопредложение, имеющее в виду изменение какого-либо прежнего закона, не может ставиться на обсуждение, если, с одной стороны, предложение мотивов не охватывает полного текста измененного постановления и если, с другой стороны, текст предложения не воспроизводит нового постановления в таком виде, в каком он предстанет после изменения.
Голосование по поводу судебных или административных кодексов, выработанных комиссиями, особо учрежденными для этого по закону, может производиться в порядке отдельного закона, одобряющего указанные кодексы в целом.
В том же порядке могут кодифицироваться путем простой классификации существующие постановления или восстановленная в силе группа отмененных законов, за исключением налоговых законов.
Статья 60. Бюджет и закон о государственном отчете, а также законопредложения, ведущие к установлению налогов или касающиеся ратификации каких-либо договоров, предусмотренный в статье 97 особый закон или предложения, внесенные в законодательные собрания и отвергнутые ими в течение предшествующей сессии, всегда голосуются по правилам статьи 52, если то касается бюджета и счетного закона, или по разделу 4 статьи 49, если то касается других предложений.
Статья 51. Никакие налоги не могут ни устанавливаться, ни взиматься без разрешения особого закона.
В виде исключения разрешается, поскольку нет противоположного постановления в относящемся сюда законопроекте, взимание дополнительных сборов на ввозимые или вывозимые товары, считая с того дня, как предложение о том было внесено в палату или в сенат. Законы этого рода должны обнародуется самое позднее через 10 дней после голосования.
Статья 52. В своей очередной годичной сессии палата принимает бюджет на следующий финансовый год и выносит постановление по отчету за истекший год.
Все приходы и расходы государства должны вноситься в бюджет и в отчет.
Бюджет вносится в палату в течение первых 2 месяцев сессии.
По рассмотрении особой комиссией депутатов он голосуется по разделам и статьям в установленных регламентом палаты секциях в течение 4 разных дней.
Отчет по каждому бюджетному периоду вносится в палату самое позднее через год по окончании периода. Он проверяется особой комиссией депутатов и голосуется палатой в соответствии с регламентом.
Статья 53. Жалованья, пенсии, денежные назначения или возмещения могут включаться в государственный бюджет или выдаваться лишь в силу органического закона или иного особого закона.
Статья 54. Никто не может без приглашения являться в палату, чтобы излагать перед ней что бы то ни было устно или письменно. Однако петиции могут представляться чрез посредство кого-либо из депутатов или сдаваться в бюро. Палата имеет право пересылать адресованные ей петиции министрам, которые обязаны давать на них объяснения всякий раз, как они будут затребованы от них.
Статья 55. В начале каждой сессии палата назначает из числа своих членов и пропорционально значению партий особые комиссии для рассмотрения и изучения тех законопредложений и тех петиций, которые в нее внесены. Регламент палаты определяет подробности устройства и действия этих комиссий.
Палата имеет право по предложению 1/5 своих членов назначать следственные комиссии, составленные в соответствии с численными силами партий. По вопросам, относящимся к внешней политике или к защите страны, необходимы решения всей палаты в целом. Порядок действия этих комиссий определяется законом. Статья 56. Никто из депутатов не может подвергаться преследованию или розыску какого бы то ни было рода в связи с его мнениями или вотумами при исполнений им своих обязанностей.
Никто из депутатов не может подвергаться преследованию, арестовываться или заключаться в тюрьму в течение сессии без разрешения палаты. Этого разрешения не требуется в случае захвата на месте преступления; тем не менее, палата в этом случае немедленно извещается и решает, должна она или нет дать разрешение на дальнейшее преследование в течение легислатуры.
Статья 57. Депутаты получают от казначейства вознаграждение, устанавливаемое на каждую легислатуру законом. Они имеют право на свободный проезд по линиям железных дорог, трамваев и по судоходным линиям, обслуживаемым пароходами под эллинским флагом.
Председателю палаты отпускаются средства на представительство в размере, равном жалованью председателя совета министров.
Статья 58. Депутаты не могут ни арендовать государственную сельскую недвижимость, ни заниматься государственными поставками или выступать предпринимателями в общественных работах, ни собирать государственные налоги, ни получать концессии на государственное имущество. Нарушение изложенных выше запрещений во всех случаях влечет за собой аннулирование акта.
Статья 59. Сенат составляется из 120 сенаторов; самое меньшее 9/12 избираются народом; самое большее 1/12 может быть указана палатой и сенатом в совместном заседании в начале каждой легислатуры палаты. Сенат избирается на 10 лет, обновляясь по третям каждые 3 года. Сенаторы, указанные палатой и сенатом, сохраняют свой мандат только в течение данной легислатуры палаты.
Закон установит способ и порядок избрания и обновления каждой категории сенаторов.
Сенаторы, указанные палатой и сенатом, должны совмещать в себе те особые качества, которые установит закон.
Статья 60. Могут избираться сенаторами лишь эллинские граждане, достигшие полных 40 лет и пользующиеся правом избирать.
Всякий сенатор, не имеющий этих качеств, лишается по закону своего мандата. В случае споров решает сенат.
Сенаторы получают вознаграждение, равное вознаграждению депутатов.
Статья 61. Совмещение обязанностей депутата и сенатора воспрещается.
Статья 62. Сенат всегда собирается одновременно с палатой. Его сессии длятся столько же, сколько и сессий палаты, Кроме тех случаев, когда сенат становится судебной палатой; он действует тогда даже при отсутствии палаты, но может осуществлять лишь судебные функции.
Статья 63. Сенат заседает публично в своем дворце.
Однако он может заседать и при закрытых дверях по требованию 5 своих членов и по решению, принятому по большинству голосов в закрытом заседании; после этого он решает, должны ли прения по тому же предмету возобновиться в публичном заседании.
Статья 64. С оговоркой о тех случаях, которые предусмотрены в статьях 73 и 93, сенат может по требованию палаты стать судебной, палатой для суда над лицами, обвиненными в государственной измене или во всяком другом деянии, противном государственной безопасности и независимости государства. Закон определит порядок обвинения, следствия и суда.
Статья 65. Совместные заседания обоих корпусов ведутся под председательством председателя палаты; к ним применяется регламент палаты.
Статья 66. Статьи 37, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 54, 55 раздел 1, 56, 57 и 58 конституции применяются к сенату, сенаторам и председателю сената.
В порядке исключения ив раздела 1 статьи 40 ординарные профессора университетов и политехнической школы могут избираться в сенаторы по одной какой-либо из трех категорий, указанных в статье 59.
ГЛАВА V. О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ
Статья 67. Президент республики избирается на 5 лет палатой и сенатом, собравшимися на совместное заседание при наличии, по меньшей мере, 3/5 членов и по абсолютному большинству общего числа этих членов.
Президент республики должен созвать с этой целью палаты в последний триместр своего мандата, без чего они по закону собираются сами за 20 дней до истечения 5-летнего срока. Если абсолютное большинство не получено, то производится второй тур выборов. Если при втором туре избрание не произойдет в установленных выше условиях, то производится новый тур между двумя кандидатами, собравшими наибольшее число голосов во втором; тот, кто получил большинство, избирается президентом.
Переизбрание на два смежных периода президентства воспрещается.
Период президентства начинается тотчас же после того как президент принес присягу.
Статья 68. Если президент республики скончался, вышел в отставку или по какой-либо причине оказывается не в состоянии осуществлять свои обязанности, то его замещает председатель сената.
В случаях кончины или отставки председатель сената, поскольку он замещает президента республики, должен безотлагательно созвать палаты с тем, чтобы в течение 40 дней, непосредственно следующих за кончиной или отставкой, было произведено избрание нового президента в соответствии со статьей 67.
В том случае, если президент оказывается не в состоянии исполнять свои обязанности свыше 2 месяцев, председатель сената должен созвать оба корпуса на совместное заседание, в котором они решат по абсолютному большинству общего числа своих членов, следует ли избрать нового президента. Если при подобных обстоятельствах палата была распущена или ее мандат окончился, то совместное заседание обоих корпусов происходит после выборов новой палаты.
Закон постановляет об отлучках президента республики и об его замещении.
Мандат президента республики несовместим с мандатом депутата или сенатора.
Статья 69. После избрания президент республики приносит перед народным собранием следующую присягу: «Клянусь святой единосущной и нераздельной троицей соблюдать республиканскую конституцию и законы, защищать национальную независимость и целость Эллинского государства и посвящать все свои силы выполнению моих обязанностей, неизменно руководствуясь благом и преуспеванием эллинского народа».
Статья 70. Годовое жалованье президента республики устанавливается законом.
Статья 71. Президент республики назначает и увольняет председателя совета министров и по его предложению других министров.
Статья 72. Ни один акт президента республики не имеет силы и не подлежит исполнению, если он не скреплен соответствующим министром, который своей подписью принимает на себя ответственность.
Если в случае полной смены кабинета председатель отказался скрепить указы об отставке старого и назначении нового совета министров, то эти указы подписываются председателем нового министерства тотчас же после того, как он, по назначении его президентом республики, принесет присягу.
Кабинет ответственен за всякое упущение президента республики при исполнении им своих конституционных обязанностей или за его политические заявления.
Статья 73. Президент республики не несет никакой политической ответственности за акты, совершенные им при исполнении своих обязанностей. Он несет ответственность лишь в том случае, если оказывается виновным в государственной измене или в намеренном нарушении конституции и уголовных законов; в этом случае он судится сенатом, становящимся судебной палатой. Предложение об обвинении и предании суду вносится в палату. Оно должно быть подписано 1/3 и принято большинством 2/3 общего числа депутатов.
Статья 74. Президент республики созывает при себе совет министров всякий раз, как считает это необходимым; он председательствует в нем.
Статья 75. Президент республики опубликовывает и обнародует законы, принятые законодательной властью, в течение 2 месяцев после их принятия.
Статья 76. Президент республики издает указы, необходимые для исполнения законов. Он ни в каком случае не может приостанавливать действие закона или освобождать кого-либо от его исполнения.
Статья 77. Президент республики может кроме того обнародовать чрезвычайные указы, на основании особых разрешений, предоставленных палатами на время приостановки их занятий в тех пределах, в которых они это указывают, и с предварительного согласного заключения особых смешанных комиссий, составленных из депутатов и сенаторов. Общее число членов этих комиссий не может быть ниже 1/10 общего числа депутатов и сенаторов. Решение принимается в присутствии, по меньшей мере, половины членов плюс один и по относительному большинству, котоpoe, во всяком случае, должно собрать 2/5 общего числа голосов.
По возобновлении занятий упомянутые чрезвычайные указы вносятся в палаты на утверждение. Это утверждение дается, как правило, в одном постатейном чтении. Если через 4 месяца по возобновлении занятий палаты и сената утверждение не будет дано обоими корпусами или хотя бы лишь палатой, то чрезвычайные указы становятся на будущее время недействительными. Если сенат не вынес постановления в течение этого 4-масячяого срока, то считается, что он утвердил чрезвычайные указы; если он их отвергает, то вступают в действие постановления статьи 30, а исполнительная сила данных чрезвычайных указов продляется на 4 Месяца.
Статья 78. Президент республики созывает палату и сенат раз в год на очередную сессию, а на чрезвычайные сессии столько раз, сколько считает нужным. Он обязан, однако, созывать их, если в промежуточное время ему заявлено требование о том, по меньшей мере, половиной депутатов или сенаторов. Он объявляет указом об открытии и закрытии каждой сессии; он сносится с палатами при посредстве посланий, передаваемых председателем совета министров.
Статья 79. Президент республики может распустить палату до окончания легислатуры по соответствующему решению сената, принятому по его предложению и абсолютным большинством голосов. Обсуждение предложения должно быть закончено и решение вынесено самое позднее в течение 3 дней после того, как оно было внесено. Если этот срок истек безрезультатно, то предложение считается отвергнутым.
Роспуск не может производиться дважды по одному и тому же основанию.
Палата равным образом распускается, если она сама решает о своем роспуске по абсолютному большинству голосов.
Указ о роспуске всегда скрепляется председателем совета министров; он должен содержать в себе одновременно созыв избирателей в течение 45 дней и созыв палаты в течение месяца после выборов.
Статья 80. Президент республики имеет право, один только раз в сессию, отсрочивать занятия палат самое большее на 30 дней, либо откладывая их начало, либо приостанавливая их ход. Отсрочка не может повторяться в ту же сессию без согласия палаты.
В случае смены правительства представление палате нового кабинета в соответствии со статьей 88 не может откладываться более чем на 15 дней в силу приостановки занятий сессии. Более длительная отсрочка, о которой мог быть отдан приказ, соответствующим образом сокращается.
Статья 81. Президент республики является верховным магистратом государства. Он стоит во главе сухопутных и морских сил, которыми он, однако, никогда не может командовать; он жалует в согласии с законом чины в армии и во флоте; он назначает и увольняет в согласии с законом государственных должностных лиц с теми исключениями, которые предусмотрены в законах.
Статья 82. Президент республики представляет государство в международных отношениях; он заключает и ратифицирует мирные и союзные договоры, конвенции торговые и другие с иностранными государствами, и он сообщает о них палатам, как только интересы и безопасность государства позволят это. Однако мирные и торговые договоры и всякие, соглашения, налагающие тяготы на государственные финансы или лично на эллинов или предоставляющие такие уступки, для которых другие постановления конституции требуют закона, не имеют силы, если на них не дала согласия законодательная власть.
Ни в каком случае секретные пункты какого-либо договора не могут изменять опубликованных пунктов.
Статья 83. Президент республики объявляет войну с предварительного разрешения обеих палат, собранных на совместное заседание. Если палата распущена или если истек срок ее мандата, то она созывается специально для этой цели.
Статья 84. Президент республики имеет право давать помилование, заменять и смягчать наложенные судами наказания, поскольку это не касается министров, а кроме того право давать амнистию, но только по политическим преступлениям и под ответственностью министерства.
Амнистия по преступлениям общего права не может даваться даже в силу закона.
Статья 85. Президент республики имеет право жаловать гражданам других государств установленные ордена, сообразуясь с постановлениями относящихся к ним законов.
Статья 86. Президент республики не имеет других правомочий кроме тех, которые ему формально предоставлены конституцией и законами, изданными в соответствии с конституцией.
ГЛАВА VI. О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ И МИНИСТРАХ
Статья 87. Правительство составляет совет министров, состоящий из министров под председательством премьер-министра.
По указу, изданному по инициативе премьер-министра, один из членов совета может быть назначен товарищем председателя совета. За неимением такового председатель совета указывает при случае одного из министров в качестве своего временного заместителя.
Статья 88. Все министры солидарно ответственные за общую политику правительства, а каждый из них индивидуально – за акты по своему ведомству. Министерство должно после своего составления и может в любое время требовать вотума доверия палаты. Если в момент составления министерства занятия палаты приостановлены, то палата призывается в течение 15 дней выразить свое отношение к правительству.
Палата может своим вотумом лишить доверия министерство либо в его целом, либо в отношении одного из его членов. Предложение о выражении недоверия может быть повторено лишь через 2 месяца после предшествующего предложения того же порядка. Оно должно быть подписано, по меньшей мере, 20 депутатами и точно обозначать те пункты, по которым должны вестись прения; в связи с данными предложениями.
В виде исключения предложение о недоверии может быть внесено до истечения 2-месячного срока, если оно подписано половиной депутатов.
Обсуждение предложения о недоверии не может ни занимать менее 2 дней по его внесении, ни длиться свыше 5 дней.
Голосование по поводу предложения о доверии или недоверии может быть отсрочено на 48 часов, если этого потребовали 20 депутатов.
Предложение о доверии или недоверии не может быть принято, если оно не собрало, по меньшей мере, 2/5 депутатов.
Министры, являющиеся депутатами, имеют право участвовать в голосованиях по предложениям этого порядка.
Статья 89. Министры имеют свободный доступ на заседания палаты, сената и парламентских комиссий кроме анкетных комиссий. Они выслушиваются всякий раз, как требуют слова, но могут голосовать лишь в том случае, если являются членами этих собраний. Палата, сенат и их комиссии могут требовать присутствия министров.
Статья 90. Особый закон может постановить об учреждении должностей товарищей министра, которые также могут быть членами совета министров. Постановление статьи 91 применяется к товарищам министра.
Статья 91. Несовместимость должностей, установленная статьей 40 по отношению к депутатскому мандату, равным образом применяется к должностям министра и товарища Министра.
Статья 92. Устный или письменный приказ президента республики не освобождает министров от ответственности, только палата может возбуждать обвинение против министров в соответствии с законом о министерской ответственен за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, перед сенатом, ставшим судебной палатой в соответствии с тем судопроизводством, которое установит особый закон. Президент республики может только о согласия палаты давать помилование министру, осужденному на основании изложенных выше постановлений.
ГЛАВА VII. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 93. Правосудие отправляется судьями, назначаемыми во исполнение органического закона, который определит требуемые от них качества.
Закон Может предоставить властям, осуществляющим полицейские функции, право судить за караемые штрафом нарушения полицейских правил. Их приговоры будут подлежать апелляции пород судебной властью. Апелляция всегда имеет приостанавливающее действие.
Статья 94. Советники кассационной палаты, советники апелляционных палат, судьи судов первой инстанции несменяемы. Прокуроры, товарищи прокурора, мировые судьи, судебные приставы и помощники судебного пристава в судах и в прокуратуре, нотариусы и хранители ипотек и записей занимают свою должность как штатную, пока она существует.
Несменяемые или штатные должностные лица суда могут увольняться лишь по судебному решению, вынесенному в соответствии со статьями 99 и 100, либо вследствие осуждения по уголовному делу или в дисциплинарном порядке, либо вследствие болезни или непригодности, удостоверенных в соответствии с законом.
Члены кассационной палаты, председатели и советники апелляционных палат докидают службу в обязательном порядке по достижении ими полных 70 лет, другие оплачиваемые судейские должностные лица – по достижении полных 65 лег. Хранители ипотек и нотариусы оставляют должность, как только им исполнилось 70 лет.
Статья 95. Повышение по службе, назначение и перевод всех вообще несменяемых или штатных должностных лиц суда кроме помощников судебного пристава, нотариусом и хранителей ипотек и записей – за исключением судебных должностных лиц, направленных за границу для особой службы или назначенных на постоянные заграничные посты – производятся по указу, на основании особо и тщательно мотивированного согласно заключения верховного судебного совета, составленного в силу закона из советников кассационной палаты. Министр может переправить эти заключения верховного судебного совета общему присутствию кассационной палаты, состоящему из всех членов; решения последнего, поскольку они не противоречат закону, являются обязательными.
Повышения на посты первого председателя, второго председателя и прокурора кассационной палаты не подчиняются этим постановлениям. Они производятся по указу, на основании решения совета министров.
Статья 96. Через 3 года по введении в действие конституции перемещения мировых судей, судей полицейских судов и судебных приставов мировой юстиции и полицейских судов в пределах ведения каждой из апелляционных палат могут быть поручены законом апелляционной палате, заседающей в качестве совета в соединенном присутствии своих камер. Компетенция судебного совета кассационной палаты сохраняется в отношении перемещений из пределов ведения одной апелляционной палаты в другую апелляционную палату.
Статья 97. Исключительные судебные комиссии и суды не могут учреждаться пи под какими наименованиями.
Особый закон будет определять в случае войны или общей мобилизации вследствие внешних осложнений временную, полную или частичную приостановку применения статей 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18! и 100; а также условия объявления военного положения и установления и действия чрезвычайных судов.
Этот закон не может быть изменен в течение срока занятий палаты, созванной для его применения. Он будет применяться полностью или частично на всем пространстве или на какой-либо части территории по указу, изданному с разрешения палаты и сената. В случае разногласия между обоими законодательными корпусами эти последние собираются вместе и выносят постановление в совместном заседании.
Если палаты не в сборе, то закон может быть введен в действие даже и без их разрешения – по указу, скрепленному всеми членами совета министров. Тем же указом, под страхом его недействительности, палаты будут созваны в течение 5 дней, если даже срок полномочий палаты депутатов истек или если она была распущена; палаты по особому акту примут решение о сохранении в силе или об отмене указа. Действие парламентского иммунитета по статье 56 начинается со дня обнародования того указа, о котором идет речь.
Действие упомянутых выше указов прекращается в случае войны по окончании последней, а в случае мобилизации – по закону через 2 месяца, после их обнародования, если мобилизация не продлена тем временем с нового разрешения палат.
Ни в каком случае преступления, совершенные до обнародования указа, вводящего военное положение, не могут направляться на разбирательство тех чрезвычайных судов, которые будут установлены в связи с этим.
Статья 98. Заседания судов публичны, когда публичность не противоречит добрым нравам и общественному порядку; в этих случаях суды должны выносить решение о ведении заседания при закрытых дверях.
Статья 99. Всякий судебный приговор должен быть мотивированным и должен выноситься в публичном заседании.
Статья 100. Суду присяжных заседателей подлежат; уголовные преступления, политические преступления и преступления печати, поскольку они не затрагивают частной жизни; но как исключение все преступления печати против судейских должностных лиц, начиная с мирового судьи и выше, всегда судятся судом присяжных. Этому последнему могут быть подсудны по постановлению закона также и другие преступления.
Преступления, подсудные в силу особых законов апелляционным палатам, будут по-прежнему разбираться в этих судебных местах, поскольку закон не передаст их на рассмотрение суда присяжных.
Вопросы, относящиеся к военным советам, морским палатам и призовым судам, составят предмет особых законов, которые, однако, не могут передавать в военные советы и морские палаты преступления, совершенные военными против жизни, здоровья, чести, целомудрия или телесной неприкосновенности частных лиц или против их личности вообще, или повлекших за собой уничтожение или повреждение имущества этих последних. Ни в каком случае частные лица не могут препровождаться в военные советы или в морские палаты.
Особый закон может определить действие особых судов для несовершеннолетних. По отношению к ним могут не применяться постановления раздела 1 статьи 94 и раздела 1 статьи 97, статей 98 и 99, а также настоящей статьи конституции.
Статья 101. Судьям воспрещается принимать платные должности, кроме должности профессора университета.
ГЛАВА VIII. ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ
Статья 102. На государственном совете лежит в частности:
а) выработка регламентов о государственном управлении;
б) разбирательство споров между органами управления, вносимых в него в соответствии с законом;
в) отмена по жалобе – на основании процедуры, определяемой ближайшим образом законом – актов административных властей совершенных с превышением власти или с нарушением законов.
В случаях «б» и «в» применяются постановления статей 98 и 99 конституции.
Статья 103. Число государственных советников устанавливается законом, но не может превышать 21.
Статья 104. Государственные советники назначаются указом, изданным по предложению совета министров и на основании мнения государственного совета. Они несменяемы; их несменяемость охраняется постановлениями статьи 95 и ближайшим образом постановлениями о членах кассационной палаты.
Должность государственного советника несовместима со всякими другими государственными, муниципальными или церковными должностями, за исключением должностей профессора юридического факультета университета, профессора права или экономических наук в соответствующих высших школах.
Особый закон определит качества государственных советников, условия их увольнения в отставку в течение срока их службы, положение вспомогательного личного, состава и все, что относится к устройству и деятельности государственного совета.
Статья 105. Судебные споры между органами управления будут и впредь подсудны общим судам, которые будут их разбирать в порядке соответствующего распространения своей подсудности кроме тех дел, для которых особые законы устанавливают административные суды и в отношении которых должны соблюдаться постановления статей 98 и 99 конституции. Впредь до обнародования особых законов останутся в силе существующие законы об административной юстиции. Закон может передавать государственному совету относящиеся к административной юстиции дела, даже и в первой инстанции.
Кассационные жалобы на приговоры административных судов будут подаваться государственному совету со времени его основания.
Разрешение конфликтов:
а) между административными и судебными властями,
б) между государственным советом административными властями,
в) между административными и общими судами – будет производиться кассационной палатой впредь до учреждения для этой цели по особому закону смешанного суда, в который войдут в равном количестве государственные советники под председательством министра юстиции или его законного заместителя.
ГЛАВА IX. О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ
Статья 106. Советники и советники-заместители счетной палаты, а также генерал-прокурор республики несменяемы. Они оставляют в обязательном порядке службу по достижении ими 70-ленего возраста.
ГЛАВА X. АДМИНИСТРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
Статья 107. Государство разделяется на, округа, в которых граждане непосредственно ведут свои местные дела в порядке, определенном законом.
Община непременно составляет первую нижнюю ступень этих местных самоуправлений, которые должны состоять, по меньшей мере, из двух ступеней независимо от общин и групп общин.
В указанных органах право выносить постановления по вопросам, относящимся к сфере местного самоуправления, непременно принадлежит либо органам, избранным всеобщим голосованием, либо непосредственно всей совокупности граждан, входящих в состав каждого из них.
Государство только осуществляет в определяемом законом порядке верховный надзор над районными самоуправлениями, причем этот надзор не должен затрагивать ни их инициативы, ни их свободы действий.
Государство может оказывать финансовую поддержку местным самоуправлениям.
Статья 108. Управление в государстве строится по системе децентрализации, чтобы государственная власть была в наиболее широкой мере доступна гражданам и чтобы вопросы административного порядка разрешались скорейшим образом на основе наибольшего соответствия с условиями их местной жизни. Центральное управление должно осуществлять лишь руководство и верховный надзор.
ГЛАВА XI. УПРАВЛЕНИЕ АФОНСКОЙ ГОРОЙ
Статья 109. Афонский полуостров, начиная с Мегали Вигла и выше, относится к Афонской горе и составляет в соответствии со своим старинным привилегированным положением особую часть, наделенную самоуправлением в Эллинском государстве, суверенитет которого над этой территорией сохраняется в полной мере. В духовном отношении святая гора находится под непосредственной властью экуменического патриарха.
Все те, кто удаляется на нее, приобретают эллинское гражданство, как только они допускаются в качестве послушников или монахов, без каких-либо иных формальностей.
Статья 110. Святая гора управляется в соответствии со своим статутом своими 20 монастырями, между которыми доделен весь Афонский полуостров, причем земля его не может подлежать отчуждению. Управлений осуществляется представителями этих монастырей, образующими святую общину. Безусловно, воспрещается какое бы то ни было изменение системы управления, в отношении ли числа монастырей Афонской горы или в отношении их иерархического строя, или же касательно их взаимоотношений с зависящими от них учреждениями.
Введение иноверия или раскола там воспрещается.
Статья 111. Подробное определение режима Афонской горы и его функционирования относится к конституционной хартии святой горы, выработанной и принятой 20 святыми монастырями при содействии и сотрудничестве представителя государства и утвержденной экуменическим патриархатом и эллинской палатой.
Строгое соблюдение статута святой горы поставлено в духовной части под верховный надзор экуменического патриархата, а в административной части – под надзор государства, которому исключительно принадлежит поддержание порядка и общественной безопасности.
Статья 112. Правомочия, предоставленные государству по статьям 109 и 111 осуществляются губернатором, права и обязанности которого определяются законом, так же как и судебная власть, осуществляемая монастырскими властями и святой общиной, а равно предоставляемые Афонской горе таможенные и налоговые льготы.
ГЛАВА ХII. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 113. Никакая уступка, никакое приобретение, никакой обмен территорий не могут иметь места, иначе как в силу закона. Иностранные армии не могут допускаться на службу в Эллинском государстве и не могут пребывать на греческой территории или проходить через нее, иначе как в силу закона.
Статья 114. Качества, требуемые от всех вообще должностных лиц управления, общим образом определяются законом. Надлежащие чиновники государства считаются в штате со дня их окончательного назначения, поскольку существуют уже соответствующие учреждения и должности.
Кроме предусмотренных случаев увольнения вследствие судебного приказа они не могут увольняться или переводиться на низшую должность, иначе как в силу особого решения совета, учрежденного по закону и состоящего, по меньшей мере, на 2/3 из штатных чиновников. Против этого решения разрешаются жалобы в государственный совет в условиях, определяемых особым законом.
Изложенные выше постановления применяются к служащим палат, которые в отношении увольнения и перевода на низшую должность подчиняются совету, состоящему из 10 депутатов или сенаторов, выбранных по жребию председателем соответствующего законодательного корпуса в начале каждой легислатуры.
Закон может сделать изъятие из условий, касающихся требуемых качеств и занятия штатных мест, министров и дипломатических агентов, генерал-губернаторов, генеральных секретарей и генеральных директоров министерств, префектов, правительственного прокурора при св. синоде, а также служащих политической канцелярии и директоров канцелярий председателей палат.
Статья 115. О привлечении к суду членов кассационной палаты, несменяемых членов счетной палаты и государственных советников постановляет суд из 5 членов, образуемый на основании закона путем жребия из числа членов трех указанных выше корпусов, адвокатов – членов верховного дисциплинарного совета и профессоров юридического факультета по одному члену от каждого корпуса. На этом суде лежит вся подготовка дел. Никакого иного разрешения не требуется.
B тот же суд могут направляться по закону дела судей судов первой инстанции, советников апелляционной палаты и прокуроров.
Статья 116. Дисциплинарная власть по отношению к членам счетной палаты, кассационной палаты и государственного совета осуществляется кроме того советом, состоящим из 2 членов от каждого из этих корпусов и 2 профессоров юридического факультета, – причем все назначаются по жребию, – и с министром юстиции в качестве председателя. Каждый раз отводятся члены совета, принадлежащие к тому корпусу, по поводу действий которого в отношении всех или части их членов совет призван вынести постановление. Закон определит порядок осуществления этой верховной дисциплинарной власти в отношении магистратов, преследуемых, как то было только что указано.
Статья 117. Установленная в статье 40 должностная несовместимость относится также и к оплачиваемым публичным должностным лицам.
Ни в каком случае денежные назначения, выдаваемые казначейством или кассами юридических лиц, публичного права, или какие-либо иные вознаграждения публичным должностным лицам по их службе внутри страны’ не могут превышать в своей совокупности в месяц их основного жалованья.
Действия членов кассационной палаты, верховного судебного совета и центральных советов министерств, кроме военного и морского советов в отношении решений, касающихся перемещений и повышений должностных лиц или осуществления дисциплинарной власти, подчиняются кроме того особому и прямому контролю палат в соответствии с изложенными ниже постановлениями.
Статья 118. В том случае если следственная комиссия палаты, назначенная на основании статьи 65, будет иметь основательные данные, что кто-либо из членов указанных выше советов действовал пристрастно при принятии решения, касающегося лиц одной из вышеуказанных категорий, то учреждается под председательством председателя сената совет из 20 членов, назначенных по жребию в заседании сената из числа сенаторов. Этот совет, обладающий правами расследования парламентских следственных комиссий, будет рассматривать дело; и в том случае, если он найдет обвинения обоснованными, он может по мотивированному решению, принятому абсолютным большинством голосов, наложить на должностное лицо, виновное в упущении по службе, то или иное дисциплинарное взыскание, включая окончательную отставку, осуществляемую в обязательном порядке.
Назначение с этой целью следственной комиссии палаты депутатов может иметь место лишь спустя год с момента проступка.
Осуществление этого контроля не ограничивает ни ответственности министра, ни обычного контроля, осуществляемого палатами. Точно так же оно не устраняет юрисдикции ни государственного совета, ни дисциплинарного совета, предусмотренного в статье 115, ни всякого иного подобного совета.
ГЛАВА XIII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 119. Для поселения безземельных пахарей, мелких скотоводов и сельских или городских беженцев будет разрешаться отступать в течение 5 лет от статьи 19 в том порядке, какой каждый роз будет определен; законом, и со следующими ограничениями.
Для городского поселения беженцев будет допускаться отчуждение и занятие до уплаты возмещения пустующих участков в целях постройки на них кварталов, по меньшей мере, в 20 домов на поверхности, которая не может быть менее 2 000 квадратных метров, или в целях заполнения существующих кварталов. Повышение стоимости участков из-за притока беженцев не может включаться в сумму возмещения; она будет в этом случае исчисляться по средним ценам за сентябрь 1922 г., выраженным в металлических драхмах.
.Участки, на которых уже построены беженские кварталы, по меньшей мере, в 20 домов и с общей поверхностью не менее 2 000 квадратных метров, могут подлежать, отчуждению, причем возмещение исчисляется указанным выше образом.
Что касается отчуждения лугов с единственной целью самостоятельного поселения мелких скотоводов, то размер возмещения не может быть ниже; либо 2/3 средней стоимости лугов в металлических драхмах за 3-летний период, предшествующий сентябрю 1914 г., либо законной арендной платы за 1926/27 г., увеличенной в 15 раз. Луга коммунальные и допускающие обмен не подчиняются постановлениям настоящей статьи.
Свободны от отчуждения, определяемого настоящей статьей:
1) мелкие владения, обрабатываемые лично владельцем и его семьей,
2) земли, обрабатываемые каким бы то ни было образом с площадью до 300 стремм (30 Та),
3) Луга для самостоятельного поселения мелких скотоводов размером до 300 стремм,
4) участки для городского поселения беженцев площадью не менее 500 м2,
5) подлежащие застройке участки, принадлежащие собственникам подвергшейся уже отчуждению сельской недвижимости,
6) плантации, не отягощенные постоянными повинностями, виноградники, рассадники коринки, оливковые сады, фруктовые деревья и леса, поскольку они изъяты по действующему аграрному, закону и принадлежат физическим лицам.
Особые законы, принятые даже в отступление от статьи 19, определят формы отчуждения монастырских имуществ.
Обнародованные до сих пор законы касательно выкупа долгосрочных владений или изъятия в отношении арендных платежей, или пользования арендою не считаются противоречащими конституции.
Статья 120. Государственный совет должен быть учрежден самое позднее через год по вступлении в силу конституции. При первоначальном устройство этого органа назначение государственных советников будет произведено по указу, изданному на основании решения совета министров.
Статья 121. Та привилегия в отношении выборов, которою пользуются острова Гидра, Сцецаи и Псара, сохраняется до 1944 г., когда исполнится столетие со времени ее предоставления собранием 3 сентября.
Статья 122. Греческие ордена, пожалованные до сих пор эллинским гражданам, а также разрешение на принятие эллинскими гражданами иностранных орденов – отменяются.
Статья 123. В течение года по вступлении в силу конституции законодательными собраниями по предложению правительства должны быть приняты все законы, принятие которых предусмотрено отдельными постановлениями.
Статья 124. Для первых президентских выборов, которые будут иметь место по вступлении в силу настоящей конституции, 3-мосячный срок, установленный статьей 67 для созыва палаты, начнет течь со времени устройства сената.
ГЛАВА XIV. О СИЛЕ И ОБ ИЗМЕНЕНИИ КОНСТИТУЦИИ
Статья 125. Только те постановления конституция, которые не являются основными, могут быть пересмотрены к концу 5-летнего срока на основании следующей процедуры.
Предложение о пересмотре, относящееся к определенным постановлениям конституции, может быть внесено как в палату, так и в сенат. Оно должно быть сначала принято обоими законодательными корпусами по абсолютному большинству голосов. По истечении 3 месяцев оно должно быть принято совместно обоими законодательными корпусами, соединенными с этой целью в народное собрание по большинству самое меньшее 3/5 общего числа его членов.
Председательствует в народном собрании председатель палаты.
Пересмотренные Постановления вступают в силу, тотчас же по их опубликовании в правительственном вестнике.
Народное собрание может поставить на плебисцит свое решение относительно пересмотра. В этом случае предусмотренные постановления вступают в силу, если они одобрены народом.
Статья 126. Настоящая конституция в том виде, как она была пересмотрена и принята палатой, вступит в силу, как только она будет подписана президентом республики, председателем палаты и председателем сената.
Статья 127. Охрана конституции вверяется патриотизму эллинов.