КОНСТИТУЦИЯ СЕНЕГАЛА
ПРЕАМБУЛА
Народ Сенегала торжественно провозглашает свою независимость и преданность основным правам, которые обозначены в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года.
Он провозглашает соблюдение и незыблемую гарантию:
• Политических свобод;
• Свобод объединяться;
• Прав и свобод человека, семьи и административно-территориальных образований;
• Философских и религиозных свобод;
• Права собственности;
• Экономических и социальных прав.
Народ Сенегала:
• Стремится к подготовке путей единения Африканских государств и к укреплению перспектив, которые предполагает это единение;
• Осознает необходимость политического, культурного, экономического и социального единства, необходимого для утверждения африканского человека;
• Осознает исторические, моральные и материальные условия, которые объединяют Государства Западной Африки.
Постановляет:
Что Республика Сенегал не будет жалеть сил для реализации африканского единения.

РАЗДЕЛ I
О ГОСУДАРСТВЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ
Статья 1
Республика Сенегал является нерелигиозной, демократической и социальной республикой. Она гарантирует равенство всех граждан перед законом, вне зависимости от происхождения, расы, пола, вероисповедания. Она уважает все вероисповедания.
Официальным языком Республики Сенегал является французский язык. Национальные языки: диола, малинке, пулар, серере, сонинке и волоф. Девиз Республики Сенегал: «Один Народ – Одна Цель – Одна Вера».
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех вертикальных одинакового размера полос зеленого (у древка), желтого и красного цвета. В центре желтой полосы помещено изображение пятиконечной звезды зеленого цвета.
Закон определяет государственную печать и гимн Республики. Принцип Республики: правительство народа, для народа и во имя народа.
Статья 2
Национальный суверенитет принадлежит сенегальскому народу, который его осуществляет при помощи своих представителей или путем референдума.
Ни часть народа, ни один человек не могут присвоить себе его выполнение.
Выборы могут быть прямые или непрямые. Они всегда всеобщие, равные для всех и тайные.
Все сенегальские подданные, обоих полов, старше 18 лет, пользующиеся своими гражданскими и политическими правами, являются избирателями в условиях, определенных законом.
Статья 3
Политические партии способствуют выражению избирательных голосов. Они обязаны уважать Конституцию, так же как и Принципы национального суверенитета и демократии. Они образуются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Им запрещается формироваться по расе, этнической группе, по половым признакам, вероисповеданию, секте, языку либо по регионам.
Условия, в которых они образуются, осуществляют и прекращают свою деятельность, обозначены законом.
Статья 4
Любое действие, связанное с расовой, этнической или религиозной дискриминацией, так же как и любая местная пропаганда, которые могут посягать на внутреннюю безопасность Государства или территориальную целостность Республики, являются наказуемыми законом.
Статья 5
Власть в Республике осуществляют:
• Президент Республики и Правительство;
• Национальное собрание;
• Конституционный совет, Государственный совет, Кассационный суд и суды.
Столица Республики Сенегал – Дакар.
РАЗДЕЛ II
О ПУБЛИЧНЫХ СВОБОДАХ И О ЧЕЛОВЕКЕ
Статья 6
Человек священен. Государство обязано его уважать и защищать.
Сенегальский народ признает существование неприкосновенных и неотчуждаемых прав человека как основу всей человеческой общности, мира и справедливости во всем мире.
Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если он не нарушает права другого человека либо предписания закона. Каждый человек имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность в определенных законом условиях.
Свобода личности является неприкосновенной. Никто не может быть осужден, если это не происходит на основании закона вступившего в силу перед совершенным актом. Защита является абсолютным правом на всех этапах судебной процедуры.
Статья 7
Все люди равны перед законом. Мужчины и женщины равны в своих правах.
В Сенегале нет привилегий по месту рождения, личности или родственных связях.
Статья 8
Каждый человек имеет право выражать и свободно распространять свои суждения на словах, письменно и на изображениях. Каждый человек имеет право беспрепятственно обучаться на приемлемых для всех началах. Эти права находят свои границы в предписаниях законов и постановлений, так же как и в уважении чести другого человека.
Статья 9
Все граждане имеют права свободно создавать ассоциации и общества, при условии соблюдения формальностей, предписанных законом и постановлениями.
Закон не может ограничивать это право.
Объединения, цель либо действия которых противоречат уголовным законам или направлены против общественного порядка, являются запрещенными.
Статья 10
Тайна корреспонденции, почтовой телефонной связи является неприкосновенной. Ограничения на эту неприкосновенность могут применяться только на законном основании.
Статья 11
Все граждане Республики имеют право свободно перемещаться и поселяться на всей площади Республики Сенегал. Только закон может ограничить это право. Никто не может быть обязан подчиняться мерам предосторожности, кроме случаев, предусмотренных законом.
Статья 12
Право собственности гарантировано настоящей Конституцией. Посягать на это право можно только в случае законно установленной общественной необходимости, при условии справедливого и предварительного возмещения ущерба.
Статья 13
Местожительство является неприкосновенным.
Обыск по месту жительства может быть предписан судьей либо другими представителями государственной власти. Обыск может производиться только в соответствии с законом. Меры, наносящие ущерб местожительству или которые его уменьшают, могут быть предприняты только, чтобы предотвратить групповую опасность или предохранить людей от смерти.
Эти меры также могут быть предприняты, на законном основании, чтобы защитить общественный порядок от неотвратимых угроз, в особенности при борьбе с рисками возникновения эпидемии или чтобы защитить находящуюся в опасности молодежь.

БРАК И СЕМЬЯ
Статья 14
Брак и семья составляют естественный и моральный фундамент человеческого общества.
Государство и органы управления имеют социальное обязательство заботиться о физическом и моральном здоровье семьи.
Статья 15
Родители имеют неотъемлемое право и обязанность воспитывать своих детей. В этой задаче их поддерживает Государство и органы управления.
Государство и органы управления защищают молодежь от эксплуатации и от нравственной запущенности
ВОСПИТАНИЕ
Статья 16
Государство и органы управления создают предварительные условия и государственные учреждения, которые обеспечивают воспитание детей.
Статья 17
Для воспитания молодежи создаются общественные школы. Государственные учреждения и религиозные объединения в равной степени считаются средствами воспитания.
Статья 18
Частные учебные заведения могут быть открыты с разрешения и под контролем со стороны Государства.
РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Статья 19
Свобода вероисповедания, занятие и свободная практика вероисповедания, при условии сохранения общественного порядка, гарантированы всем.
Государственные учреждения и религиозные объединения имеют право беспрепятственно открываться. Они освобождаются от государственной опеки. Они регулируют и управляют своими делами в свободном порядке.
ТРУД
Статья 20
Каждый человек имеет право на труд и право претендовать на оплачиваемую работу. Никто не может быть ущемлен в своей работе по причине своего происхождения, мнений либо верований.
Трудящийся может вступить в профсоюз и защищать свои права посредством профсоюзной работы.
Признается право на забастовку. Оно осуществляется в соответствии с законом его определяющим. Ни в коем случае нельзя посягать на право труда.
Любой трудящийся принимает участие, посредством своих представителей, в определении условий труда.
Отдельные законы фиксируют условия содействия и поддержки, которые объединения предоставляют трудящимся.
РАЗДЕЛ III
О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 21
Президент Республики избирается всеобщим прямым голосованием и по мажоритарной системе в два тура.
Он может быть переизбран один раз.
Статья 22
Длительность президентского мандата семь лет.
Статья 23
Каждый кандидат на пост Президента Республики должен быть по национальности только сенегальцем, обладать публичными и политическими правами и быть старше 35 лет.
Статья 24
Кандидатуры регистрируются в бюро Конституционного совета, не позже чем за тридцать дней до первого тура выборов и не ранее шестидесяти дней до его начала. Однако, в случае кончины одного из кандидатов, регистрация новых кандидатур возможна в любое время и накануне тура выборов, который проходит.
Чтобы бить принятой, каждая кандидатура должна быть представлена законно образованной политической партией или иметь не менее десяти тысяч подписей избирателей. Самостоятельные кандидаты, как и политические партии, должны действовать согласно статье 3 Конституции. Каждая партия или коалиция политических партий может представлять только одну кандидатуру.
Статья 25
За полных двадцать девять дней до первого тура выборов, Конституционный совет заканчивает прием заявок и публикует список кандидатов.
Избиратели созываются декретом.
Статья 26
Голосование на выборах Президента Республики происходит максимум за полных сорок пять и минимум за полных тридцать дней до истечения срока полномочий Президента Республики или, если пост Президента свободен по причине выхода в отставку, законной помехи, или смерти, через полных шестьдесят дней после образования вакантной должности.
Статья 27
Суды и Трибуналы наблюдают за законностью избирательной кампании и за равенством кандидатов по использованию средств пропаганды в условиях, обозначенных органическим законом.
Статья 28
Голосование происходит в воскресенье. Никто не может быть избран в первом тура, если он не получил абсолютное большинство голосов избирателей, представляющее не менее четверти избирателей, внесенных в избирательные списки. Если ни один кандидат не получил требуемое большинство, он переходит во второй тур голосования, который происходит в следующее после первого тура воскресенье. Во втором туре участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В случае обжалования, второй тур происходит во второе воскресенье после дня, когда Конституционный совет выносит соответствующее постановление.
Во втором туре достаточно набрать простое большинство голосов.
Статья 29
Суды и Трибуналы наблюдают за законностью проведения выборов в условиях, обозначенных органическим законом.
Законность избирательного процесса может быть обжалована одним из кандидатов в Конституционном совете в течение семидесяти двух часов, которые следуют после предварительного обнародования результатов государственной комиссией по сводному подсчету голосов учрежденной органическим законом.
Если в указанные сроки в бюро Конституционного совета не подают обжалование, Совет незамедлительно провозглашает окончательные результаты выборов.
В случае обжалования, Конституционный совет выносит решение о протесте в течение полных пяти дней после регистрации обжалования. Его постановление влечет окончательное обнародование выборов либо аннулирование результатов голосования.
В случае аннулирования результатов голосования, приступают к новому туру выборов, через полных двадцать один день, следующих после соответствующего решения.
Статья 30
Избранный Президент Республики вступает в должность после окончательного провозглашения о его избрании и истечения срока полномочий своего предшественника.
Действующий Президент Республики остается при исполнении своих полномочий до введения в должность своего преемника.
В случае, если избранный Президент Республики умирает, ему оказывают законную помеху, или отказывается от своего избрания перед своим вступлением в должность, приступают к новым выборам, в соответствии с условиями, предусмотренными в статье 26.
Статья 31
Президент Республики вступает в должность после принятия присяги перед Конституционным советом на открытом заседании.
Текст присяги следующий:
«Перед Сенегальским народом, я клянусь преданно исполнять обязанности Президента Республики Сенегал, соблюдать скрупулезно положения Конституции и законов, все мои силы посвящать защите конституционных законов, территориальной целостности и национальной независимости, не беречь никаких сил для реализации африканского единства».
Статья 32
Должность Президента республики несовместима с исполнением другой государственной службы либо частной деятельности, и даже выборной.
Статья 33
Председатель Национального собрания замещает Президента Республики в случае выхода в отставку, законной помехи, или смерти.
В случае, если же ему будут противодействовать, замещение будет обеспечено одним из заместителей Председателя Национального собрания, в порядке старшинства.
Статья 34
Во время срока замещения, положения статей 43, 46, 75, 75 два и 89 не применяются.
Статья 35
Выход в отставку, законная помеха или смерть Президента Республики констатируются Конституционным советом, в случае выхода в отставку, или органами власти, призванными его замещать, в случае законной помехи или смерти.
То же делают лица, призванные замещать, при выходе в отставку, законной помехе или смерти, Председателя Национального собрания.
Статья 36
Президент Республики является гарантом Конституции. Он определяет политику Государства, которую осуществляет Правительство под руководством Премьер-министра.
Статья 37
Президент Республики подписывает указы и постановления.
Премьер-министр обеспечивает исполнение законов и располагает регламентарной властью, с соблюдением положений предыдущей строки.
Акты Президента Республики, за исключением актов, которые он выполняет на основании Статей 39, 40, 41, 42, 43 строка 1, 47, 63, 65 строка 2, 67, 68, 72, 75 два, 80 два, 80 три и 88 скрепляются подписью Премьер-министра.
Статья 38
Президент Республики назначает на все штатские должности. Премьер-министр распоряжается Государственными ведомствами.
Статья 39
Президент Республики является гарантом национальной независимости и территориальной целостности.
Он несет ответственность за национальную оборону. Он возглавляет Высший совет по Национальной обороне.
Он является Верховным главнокомандующим; он назначает на все военные должности и распоряжается вооруженными силами.
Статья 40
Президент Республики назначает послов и уполномоченных представителей в иностранных государствах.
Послы и уполномоченные представители иностранных государств аккредитуются Президентом.
Статья 41
Президент Республики имеет право на помилование.
Статья 42
Президент Республики может обращаться с посланием к Народу.
Статья 43
Президент Республики назначает Премьер-министра и прекращает его полномочия. Служебные обязанности других членов Правительства прерываются, как только он прекращает полномочия Премьер-министра.
По предложению Премьер-министра, президент Республики назначает других членов Правительства, прекращает их служебные обязанности и определяет их функции.
Правительство контролируется Национальным собранием в соответствии с условиями статей 74 и 75 Конституции.
Статья 44
Президент Республики может передать своим указом часть своих полномочий Премьер-министру или другим членам Правительства, за исключением полномочий, предусмотренных статьями 39 строка 1, 40, 41, 43, 46, 47, 61, 62, 75 два, 80 два, и 80 три.
Статья 45
Должность министра или заместителя министра не совместима с мандатом депутата Парламента или с другой общественной государственной либо частной деятельностью.
Условия применения настоящей статьи обозначены органическим законом.
Статья 46
Президент Республики может, по предложению Премьер-министра и после консультации председателя Национального собрания и получения мнения Конституционного совета, вынести любой законопроект на референдум.
Статья 47
Если основы Государства, его независимость, целостность его территории или осуществление его международных обязательств подвержены серьезной и непосредственной опасности и, если регулярное функционирование органов государственной власти прервано, Президент Республики может, после обращения с посланием к Народу, предпринять все меры для восстановления регулярного функционирования органов государственной власти и обеспечения защиты Государства, за исключением пересмотра Конституции.
Национальное собрание собирается на законном основании.
Собрание собирается, для ратификации, через пятнадцать дней после промульгации, и вводится Президентом, посредством законных оснований, в силу. Эти основания теряют силу, если законопроект ратификации не предоставлен в бюро Национального собрания в указанный срок; Собрание может их изменить в связи с голосованием закона о ратификации.
Собрание не может быть распущено во время действия чрезвычайных полномочий. Если они осуществляются после роспуска Национального собрания, дата голосований, зафиксированных указом о роспуске, не может быть перенесена, за исключением чрезвычайных обстоятельств, установленных Конституционным советом, и, в этом случае, законные основания, предпринятые Президентом Республики, теряют силу, если в пятнадцатидневный срок после промульгации они не объявляются Конституционным советом как соответствующие Конституции. Новое Национальное собрание собирается на законном основании с момента обнародования результатов выборов. Оно незамедлительно собирается для ратификации законных оснований предварительно принятых Президентом Республики.
РАЗДЕЛ IV
О НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ
Статья 48
Представительное Собрание Республики Сенегал называется Национальное Собрание.
Его членов называют Депутатами Национально собрания.
Статья 49
Депутаты Национального собрания избираются на всеобщем прямом голосовании сроком на пять лет.
Суды и Трибуналы наблюдают за законностью проведения избирательной кампании и выборов в условиях, обозначенных органическим законом.
Органический закон обозначает количество членов Национального собрания, их жалование, условия избираемости, порядок неизбираемости и несовместимости.
Статья 50
Никто из депутатов не может быть преследуемым, разыскиваемым, задержанным, находится в тюрьме или быть осужденным по причине своих суждений и голосований во время исполнения своих служебных обязанностей.
Никто из депутатов не может, во время сессии, быть преследуемым либо задержанным, по уголовным делам или по делам о проступках, если на это нет санкции Национального собрания, кроме случая явного правонарушения.
Никто из депутатов не может, вне сессии, быть задержанным, если на это нет санкции бюро Национального собрания, кроме случая явного правонарушения, разрешенного судебного преследования или окончательного осуждения.
Задержание и привлечение к ответственности депутата прекращается, если это требует Национальное собрание.
Статья 51
Регламент Национального собрания определяет:
1. Состав, нормы деятельности бюро, так же как полномочия и прерогативы своего Председателя, избранного на время легислатуры;
2. Количественный состав, систему назначений, членский состав, роль и круг обязанностей своих постоянных комиссий, кроме права Собрания на создание временных специальных комиссий;
3. Формирование административных служб, подведомственных Председателю Собрания и секретарю, управляющему делами;
4. Дисциплинарный режим депутатов;
5. Различные порядки голосования, за исключением порядков, предусмотренных Конституцией;
6. В общем, все нормы для деятельности Национального собрания в рамках его конституционных полномочий.
Статья 52
За исключением даты открытия первой сессии новоизбранного Собрания, которую устанавливает Президент Республики, Национальное собрание назначает дату открытия и длительность очередных сессий.
Однако они регулируются следующими правилами: каждый год Национальное собрание имеет две очередных сессии:
• Первая открывается в течение второго триместра года;
• Вторая, в обязательном порядке, открывается в первые две недели октября.
Закон о годовом бюджете рассматривается на второй очередной сессии.
В случае, если очередная или внеочередная сессия закрывается без назначения Собранием даты открытия следующей очередной сессии, ее в надлежащее время назначает Бюро Собрания.
Длительность каждой сессии не может длиться больше двух месяцев.
Также Национальное собрание может собираться на внеочередную сессию с установленной повесткой дня:
• если, по меньшей мере, половина и один из ее членов подают об этом письменную просьбу своему Председателю;
• по инициативе Президента Республики по просьбе Премьер-министра.
Однако, длительность каждой внеочередной сессии не может превышать пятнадцать дней, кроме случая, предусмотренного статьей 57.
Внеочередные сессии закрываются, как только исчерпывается повестка дня.
Статья 53
Депутаты голосуют лично. Любой императивный мандат – недействительный.
В виде исключения, органический закон позволяет делегирование права голоса. В этом случае, никто не может получить делегирование права голоса более одного мандата.
Статья 53 два
Национальное собрание может передать своей комиссии по делегированию права голоса полномочия по принятию мер, находящихся в сфере закона.
Это делегирование осуществляется по резолюции Национального собрания, о чем немедленно сообщается Президенту Республики.
В пределах срока и полномочий, зафиксированных данной резолюцией, комиссия по делегированию права голоса принимает решения, которые утверждаются как законы. Эти решения предоставляются в бюро Национального собрания не позже первого дня очередной сессии, которая следует после утверждения. При отсутствии каких-либо изменений со стороны Национального собрания в течение первых пятнадцати дней сессии, они вступают в силу.
Статья 54
Если на открытии сессии нет кворума в количестве половины и одного члена составляющих Национальное собрание, заседание переносится на последующий третий день.
В этом случае Собрание может выносить постановления, каким бы ни было количество присутствующих.
Статья 55
Заседания Национального собрания публичны, если только она не решает иначе.
Подробный протокол дебатов, также как и парламентские материалы публикуются в Официальной парламентской газете.
РАЗДЕЛ IV
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ
Статья 56
Национальное собрание наделено законодательной властью. Оно принимает только законы. Закон определяет нормы, касающиеся:
• Гражданских прав и основных гарантий, предоставляющихся гражданам для исполнения публичных свобод; обязанностей предписанных гражданам Национальной обороной, в отношении своей особы и своего имущества;
• Национальности, состояния и дееспособности лиц, режима имущественных отношений между супругами, наследования и дарения;
• Установления преступлений и правонарушений, так же как и применяющихся к ним мер наказания, уголовного судопроизводства, амнистии, создания новых видов судебных учреждений и статута судей;
• Создания налогов, сборов и определения оснований, процентной ставки и условий их погашения, режима денежной эмиссии;
• Порядка выборов в Национальное собрание и в представительные органы местного самоуправления;
• Создания государственных учреждений;
• Основных гарантий для государственных служащих и военных;
• Национализации предприятий и переводов недвижимого имущества предприятий из государственного в частный сектор.
Закон определяет основные принципы:
• Общей организации Национальной обороны;
• Независимого управления административно-территориальными образованиями, их полномочия и денежные средства;
• Образования;
• Имущественных отношений, вещных прав и гражданско-правовых и коммерческих обязательств;
• Права на труд, свободы профессиональных союзов и социального обеспечения;
• Режима доходов государственных служащих.
Законы о государственном бюджете определяют государственные средства, долги и расходы, по предусмотренным органическим законом нормам. Их создание и изменение могут осуществлять только законы о государственном бюджете.
Законы о финансировании определённой программы в течение ряда лет определяют цели экономической и социальной деятельности Государства. План утверждается законом.
Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.
Кроме того, Президент Республики, по предложению Премьер-министра, может, принимая во внимание их общественную, экономическую или финансовую значимость, вынести на голосование Национального собрания законопроекты, связанные с другими вопросами, отличными от перечисленных в настоящей статье, не нарушая при этом положений второй строки статьи 65.
Статья 57
Национальное собрание принимает законопроекты о государственном бюджете в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом.
Законопроект о государственном годовом бюджете, который в частности включает в себя бюджет, вносится в бюро Национального собрания, не позже дня открытия второй очередной сессии.
Национальное собрание имеет в распоряжении не больше шестидесяти дней, чтобы проголосовать законопроект о государственном бюджете.
Если, вследствие форс-мажорного обстоятельства, Президент Республики не смог внести законопроект о государственном годовом бюджете в надлежащее время, которым располагает Национальное собрание, до конца очередной сессии, в срок, предусмотренный в предыдущей строке, после очередной сессии незамедлительно и на законном основании, открывается внеочередная сессия, длительность которой соответствует сроку, необходимому для принятия вышеуказанного законопроекта.
Если законопроект о государственном бюджете не принимается окончательно по истечении срока в шестьдесят дней, он вступает в силу постановлением, принимая во внимание поправки, проголосованные Национальным собранием и принятые Президентом Республики.
Если, принимая во внимание предусмотренную выше процедуру, закон о государственном годовом бюджете не смог быть введен в силу до начала финансового года, Президент Республики может продлить своим указом утвержденные службы.
Государственный совет содействует Президенту Республики, Правительству и Национальному собранию в контроле по выполнению законов о государственном бюджете.
Статья 58
Президент Республики издает указ, как об особом, так и о чрезвычайном положении. В этом случае Национальное собрание собирается на законном основании, если оно не на сессии.
Указ, провозглашающий особое или чрезвычайное положение, теряет свою силу через двенадцать дней, если только Национальное собрание не разрешает его продление.
Статья 59
Объявление войны разрешается Национальным собранием.
Статья 60
После принятия Национальным собранием, закон незамедлительно передается Президенту Республики.
Статья 61
Президент Республики обнародует законы не позже восьми дней, следующих по истечении срока для обжалования, принятого в статье 63.
Срок обнародования сокращается на половину, в случае крайней необходимости, объявленном Национальным собранием.
Статья 62
В установленный для обнародования срок Президент Республики может, посредством обоснованного послания, просить Национальное собрание о новом обсуждении, которое не может быть отклонено. Во втором чтении закон может быть проголосован, только если три пятых членов, составляющих Национальное собрание, выносят решение в его пользу.

Статья 63
В случае попытки провозглашения неконституционного закона Конституционный совет может быть созван:
1. Президентом Республики, не позже чем через шесть дней, следующих после передачи ему окончательно принятого закона;
2. количеством депутатов, равным десятой части членов Национального собрания, не позже чем через шесть дней, следующих после окончательного принятого закона.
Статья 64
Срок обнародования закона прерывается до окончания второго обсуждения Национального собрания или решения Конституционного совета, провозглашающего закон, как соответствующий Конституции.
Во всех случаях, по истечении конституционного срока обнародование является законным; за этим следит Председатель Национального собрания.
Статья 65
Вопросы, не относящиеся к законодательной сфере, на основании настоящей Конституции, носят регламентарный характер.
Нормы закона, вмешивающиеся в эти вопросы, могут быть изменены постановлением, если, по просьбе Президента Республики, Конституционный совет заявляет, что они носят Регламентарный характер, на основании предыдущей строки.
Статья 66
Национальное собрание может законом уполномочить президента Республики принимать меры, относящиеся обычно к сфере действия закона.
В пределах срока и полномочий, определенных уполномочивающим законом, Президент Республики принимает постановления, которые вступают в силу с момента их публикации, но теряют силу, если законопроект о ратификации не представлен в бюро Национального собрания до даты, указанной в уполномочивающем законе. Национальное собрание может их пересмотреть на основании принятия закона о ратификации.
Статья 67
Органические законы принимаются и изменяются абсолютным большинством членов, составляющих Национальное собрание.
Они не могут быть обнародованы, если Конституционный совет, в обязательном порядке созываемый Президентом Республики, не провозглашает их, как соответствующих Конституции.
Статьи 53 два и 66 не применяются к органическим законам.
Статья 68
Президент Республики общается с Национальным Собранием посредством посланий, которые он произносит либо зачитывает и, которые не дают повода для дебатов.
Статья 69
Законодательная инициатива принадлежит одновременно Президенту Республики и депутатам Национального собрания.
Статья 70
Премьер-министр и другие члены Правительства в любой момент могут быть заслушаны Национальным собранием или его комиссией.
Статья 71
Депутаты и Президент Республики имеют право внесения поправок в проекты нормативных актов. Поправки Президента Республики представляют Премьер-министр и другие члены Правительства.
Предложения о внесении поправок, сформулированные депутатами не подлежат принятию, если принятие может иметь следствием либо сокращение государственных доходов, либо создание или увеличение государственных налогов, если только предложения о внесении поправок не сопровождаются предложениями о компенсирующих поступлениях.
Статья 72
Если во время законодательного процесса обнаружится, что предложение о внесении поправок не относится к сфере действия закона, Премьер-министр и другие члены Правительства могут противопоставить отсутствие оснований для его принятия.
В случае недостижения соглашения, Конституционный совет, по просьбе Президента Республики или Национального собрания, выносит решение в течение восьми дней.
Статья 73
Внесение в повестку дня Национального собрания, в первую очередь, законопроекта, законодательного предложения или заявления о политике в целом, является законным, если об этом просит Президент Республики.
Статья 74
Депутаты могут ставить письменные и устные вопросы Премьер-министру и другим членам Правительства, которые обязаны на них отвечать. Вопросы и ответы не сопровождаются голосованием.
Национальное собрание может создать следственную комиссию из числа своих членов.
Законом обозначены условия создания и функционирования, так же как и полномочия следственной комиссии.
Статья 75
Национальное собрание может спровоцировать отставку Правительства посредством вотума недоверия.
Вотум недоверия, под страхом отказа в принятии, должен быть подписан десятой частью членов составляющих Национальное собрание.
Вотум недоверия может действовать только в течение полных двух дней после его подачи в бюро Национального собрания.
Вотум недоверия принимается открытым голосованием абсолютным большинством членов составляющих Национальное собрание; регистрируются только голоса в пользу вотума недоверия.
Если вотум недоверия принимается, Премьер-министр незамедлительно подает Президенту Республики отставку Правительства.
Члены, подписавшие вотум недоверия не могут в течение той же сессии предложить новый вотум.
Статья 75 два
Своим указом Президент Республики может постановить роспуск Национального собрания, после извещения его Председателя, если оно приняло вотум недоверия в отношении Правительства, в соответствии с условиями, зафиксированными в статье 75.
Указ о роспуске назначает дату голосования на выборы в депутаты. Выборы происходят, минимум через сорок пять дней и максимум через шестьдесят дней после даты публикации вышеупомянутого указа.
Президент не может постановить новый роспуск в течение года, следующего после даты окончательного обнародования этих выборов.
Распущенное Национальное собрание не может собираться; однако, депутатский мандат является действительным до даты обнародования выборов членов нового Национального собрания.
РАЗДЕЛ VI
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЯ
Статья 76
Президент Республики ведет переговоры о международных обязательствах. Он их утверждает и одобряет.
Статья 77
Мирные договора, торговые соглашения, договора и соглашения, относящиеся к международной организации, договора и соглашения, которые закладывают общегосударственные финансы, договора и соглашения, изменяющие положения законодательной природы, договора и соглашения, связанные с положением личности, договора и соглашения, допускающие уступки, торговлю или присоединение территории могут быть ратифицированы или приняты только на основании закона.
Они входят в силу только после ратификации и утверждения.
Никакие уступки, никакое присоединение территории не являются законными без согласия заинтересованного населения.

Статья 78
Если Конституционный совет заявил, что международное соглашение содержит пункт, противоречащий Конституции, разрешение на его ратификацию и утверждение, возможно, получить только после пересмотра Конституции.
Статья 79
Правильно утвержденные и ратифицированные международные договора и соглашения, с момента их публикации, имеют влияние высшее, чем влияние закона, при условии его соблюдения второй стороной.
РАЗДЕЛ VII
О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 80
Судебная власть не зависит от законодательной и исполнительной власти. Ее осуществляют Конституционный совет, Государственный совет, Кассационный суд, Суды и Трибуналы.
Статья 80 два
Конституционный совет состоит из пяти членов: Председателя, Заместителя председателя и троих судей. Срок их полномочий шесть лет. Совет обновляется каждые два года из расчета Председатель или два других члена, в порядке следования даты истечения их полномочий.
Президент Республики назначает членов Конституционного совета.
Органический закон определяет условия, для того, чтобы иметь возможность быть назначенным членом Конституционного совета.
Полномочия членов Конституционного совета не могут повторяться.
Невозможно прекратить служебные обязанности членов Конституционного совета до истечения их полномочий, за исключением их прошения или физической недееспособности, и только при соблюдении условий, предусмотренных органическим законом.
Статья 80 три
Чиновники судебного ведомства, не относящиеся к Конституционному совету, назначаются Президентом Республики, по заключению Высшего судебного совета.
Судьи приступают к исполнению своих полномочий только в силу закона.
Судьи являются несменяемыми.
Полномочия, организация и функционирование Высшего судебного совета, так же как и статус судей, определены органическим законом.
Статья 81
Судебная власть выступает гарантом прав и свобод, определенных Конституцией и законом.
Статья 82
Конституционный совет является органом компетентным в конституционности законов и международных обязательств, конкуренции юрисдикций между исполнительной и законодательной властью, конкуренции юрисдикций между Государственным советом и Кассационным судом, также как и в возражениях о неконституционности, поднимаемых перед Государственным советом или Кассационным судом.
Государственный совет выступает судом по первой и второй инстанции о превышение полномочий представителями исполнительной власти и о правомерности отчетов государственных казначеев. Он является компетентным в постановлениях Суда о бюджетных дисциплинах посредством подачи кассационной жалобы. По второй инстанции он является компетентным в спорах о включении в список избирателей и выборах в советы органов местного самоуправления.
Он является компетентным, посредством подачи кассационной жалобы, в постановлениях Судов и Трибуналов, относящихся к другим административным спорам, за исключением тех споров, которые Органический закон предписывает непосредственно Кассационному суду.
Во всех других делах, Кассационный суд выступает, посредством подачи кассационной жалобы, в судебных решениях, вынесенных по второй инстанции, нижестоящими судами.
Статья 83
За исключением случая очевидного преступления, члены Конституционного совета могут быть преследованы, задержаны, арестованы или осуждены по уголовному делу только по санкции Совета и при тех же условиях, что и судьи Государственного совета и Кассационного суда.
За исключением случая очевидного преступления, судьи Государственного совета и Кассационного суда могут быть преследованы, задержаны, арестованы или осуждены по уголовному делу только в условиях предусмотренных органическим законом о статусе судей.
Статья 84
Органические законы определяют другие полномочия Конституционного совета, Государственного совета и Кассационного суда, также как и их организацию, нормы назначения их членов и процедуру им предшествующую.
РАЗДЕЛ VIII
О ВЕРХОВНОМ СУДЕ
Статья 85
Основан Верховный суд.
Статья 86
Верховный суд состоит из членов, избранных Национальным собранием, из числа своих членов, в начале каждой легислатуры.
В нем председательствует один из судей.
Организация Верховного суда и процедура, ей предшествующая, обозначены органическим законом.

Статья 87
Президент Республики не несет ответственность за действия совершенные во время исполнения своих служебных обязанностей, за исключением случая государственной измены. Обвинение ему может выдвинуть только Национальное собрание, вынесшее решение об этом на тайном голосовании тремя пятыми членов, его составляющих; его судит Верховный суд.
Премьер-министр и другие члены Правительства в уголовном порядке являются ответственными за действия совершенные во время исполнения своих служебных обязанностей, которые были квалифицированы как преступления либо правонарушения в момент совершения. Процедура, определенная выше применима к ним и к их сообщникам, в случае заговора против государственной безопасности. В случаях, предусмотренных настоящей строкой, Верховный суд связан определением преступлений и правонарушений, на момент их совершения, также как и определением мер наказания, с соответствующими уголовными законами.
РАЗДЕЛ IX
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ СОВЕТЕ
Статья 88
Экономический и социальный совет оказывает содействие Президенту Республики, Правительству и Национальному собранию. Он выражает свое мнение по вопросам, которые ему направляют Президент Республики, Правительство и Национальное собрание.
Он является компетентным органом в рассмотрении законопроектов и законодательных предложений, а также проекта постановлений, имеющих экономический и социальный характер, за исключением законов о госбюджете.
Он обязательно созывается, когда рассматриваются законопроекты о финансировании определённой деятельности в течение ряда лет имеющие экономический и социальный характер и план экономического и социального развития.
Он может собраться и получить консультацию по любому вопросу, относящемуся к экономической и социальной жизни Государства.
Органический закон определяет состав, организацию и деятельность Экономического и социального совета.
РАЗДЕЛ X
О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 89
Инициатива пересмотра Конституции принадлежит одновременно Президенту Республики и депутатам.
Проект или предложение о пересмотре Конституции, принятые Национальным собранием, вступают в силу только после своего утверждения на референдуме.
Однако, проект или предложение о пересмотре Конституции не выносятся на референдум, если Президент Республики решает их представить исключительно в Национальном собрании; в этом случае, проект или предложение о пересмотре Конституции утверждаются только, если собирается большинство из трех пятых членов, составляющих Национальное собрание.
Статьи 53 два и 66 не применимы к законам об изменении Конституции.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
РАЗДЕЛ XI
ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Статья 90
Административно-территориальные образования Республики: область, коммуна и сельская община.
Из уважения к законам и предписаниям, административно-территориальными образованиями на местах руководят избранные советы.
РАЗДЕЛ XII
СОХРАНЕНИЕ В СИЛЕ ПРЕДЫДУЩИХ ЗАКОНОВ
Статья 91
Законы и постановления остаются в силе, если они не противоречат настоящей Конституции, и останутся в силе, пока они не будут изменены либо отменены.
Статья 92
Отменено.
Различные изменения.
Закон n° 63-22 от 7 Марта 1963 изменен конституционными законами:
• n° 67-32 от 20 Июня 1967;
• n° 68-04 от 04 Марта1968;
• n° 70-15 от 26 Февраля1970;
• n° 76-01 от 19 Марта1976;
• n° 76-27 от 06 Апреля1976;
• n° 78-60 от 28 Декабря1978;
• n° 81-16 от 06 Мая1981;
• n° 83-55 от 1 Мая1983;
• n° 84-34 от 24 Марта1984;
• n° 91-20 от 16 Февраля1991;
• n° 91-25 от 05 Апреля1991;
• n° 91-26 от 05 Апреля1991;
• n° 91-46 от 06 Октября 1991;
• n° 92-14 от 15 Января 1992;
• n° 92-22 от 30 Мая1992;
• n° 92-54 от 03 Сентября 1992;
• n° 94-55 от13 Июня 1994.