КОНСТИТУЦИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МАВРИТАНИИ.
Принята 12 июля 1991.
Преамбула.
Веруя во всемогущество Аллаха, мавританский народ изъявляет свою волю гарантировать целостность своей территории, его независимость и национальное единство и берет на себя свободное политическое экономическое и социальное развитие. Глубоко веруя в его духовные ценности и распространение его культуры, он также торжественно провозглашает преданность Исламу и принципам демократии, определенным всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 и Африканской Хартией по правам человека и народов от 28 июня 1981, а также другими международными конвенциями, которые подписала Мавритания. Исходя из того, что свобода, равенство и достоинство человека могут обеспечиваться только в обществе, которое устанавливает главенство закона, заботясь о создании долговременных условий для гармонического социального развития в почитании принципов Ислама, единственного источника права, но также поддающегося требованиям современного мира, мавританский народ провозглашает в частности неотъемлемую гарантию следующих прав и принципов:
право на равенство; основные свободы и права человека; право на собственность; политическую свободу и свободу профсоюзов; экономические и социальные права; и права, закрепленные за семьей, основной единицей исламского общества.
Осознавая необходимость упрочение связи с братскими народами, мавританский народ, мусульмане, африканцы и арабы, провозглашает, что будет работать для достижение единства Большого Магриба арабской нации и Африки и для укрепления мира во всех странах.
Раздел I. Основные положения и принципы.
Статья 1. Государственная целостность, равная защита.
(1) Мавритания является неделимой, демократической и социальной Исламской Республикой.
(2) Республика гарантирует равенство перед законом для всех ее граждан вне зависимости от происхождения, расы, пола или социального статуса.
(3) Всякая пропаганда исключительной приверженности расового или этнического характера будет наказываться согласно закону.
Статья 2. Суверенитет.
(1) Народ является источником власти.
(2) Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через избранных представителей и путем проведения референдума.
(3) Ни одна фракция или человек не могут предъявлять претензии по поводу его осуществления.
(4) Ни частичный, ни полный отказ от суверенитета не может быть решен без согласия народа.
Статья 3. Избирательные права.
(1) Голосование может быть прямым или непрямым в зависимости от положений в законе. Оно всегда всеобщее, равное и тайное.
(2) Все граждане республики обоих полов, которые достигли совершеннолетия и обладают гражданскими и политическими правами, могут голосовать.
Статья 4. Верховенство закона.
Закон является высшим выражением воли народа. Все обязаны подчинятся ему.
Статья 5. Государственная религия.
Ислам является религией народа и государства.
Статья 6. Языки.
Национальными языками являются арабский, палаар, сонинк и фолоф, официальный язык — арабский.
Столица государства – Нуакшот.
Статья 8. Герб, печать, гимн.
(1) Национальный герб представлен флагом с полумесяцем и золотой звездой на зеленом фоне.
(2) Печать государства и национальный гимн определяются законом.
Статья 9. Лозунг.
Лозунгом республики является: «Честь, братство, справедливость».
Статья 11. Политические партии.
(1) Формирование политической воли осуществляется совместной работой политических партий и групп. Политические партии и группы формируются и действуют при условии, что они проявляют уважение к демократическим принципам, и что они не будут подрывать государственный суверенитет, целостность государственной территории и народа Республики посредством своих целей и действий.
(2) Условия создания, функционирования и ликвидации политических партий определяются законом.
Статья 12. Государственные учреждения.
Граждане Республики имеют доступ в государственные учреждения и могут занимать государственные должности без каких-либо условий, кроме тех, которые предусмотрены законом.
Статья 13. Презумпция невинности, Свобода личности, Неприкосновенность частной жизни, Неприменение насилия.
(1) Любая личность считается невиновной до установления ее вины на суде.
(2) Никто не может быть обвинен в совершении преступления, подвержен аресту, удерживаться под арестом или нести наказание незаконным путем, кроме случаев, предусмотренных законом и согласно нормам, предписанным законом.
(3) Честь, личная жизнь граждан, а также неприкосновенность их личности, жилья и корреспонденции охраняются государством.
(4) Запрещены любые формы проявления физического или морального насилия.
Статья 14. Забастовки.
(1) Право на проведение забастовок признается законом. Забастовки могут проводиться в рамках законов, которые их регулируют.
(2) Проведение забастовок для всех государственных служб или учреждений, которые представляют важный интерес для народа, может быть запрещено законом.
(3) Проведение забастовок запрещено в местах военного ведомства и служб национальной безопасности.
Статья 15. Собственность.
(1) Всем гражданам обеспечивается право собственности.
(2) Все граждане страны имеют право на получение наследства.
(3) Собственность вакфа и ее организаций признается законом, их использование защищается в законном порядке.
(4) Пределы пользования частной собственностью могут быть ограничены законом, если в это необходимо для экономического и социального развития.
(5) Экспроприация собственности может производиться если это необходимо для предприятия коммунального хозяйства, при условии предварительной выплаты соответствующей компенсации.
(6) Правила произведения экспроприации устанавливаются законом.
Статья 16. Семья.
Семья защищается государством и обществом.
Статья 17. Обязательство знания закона.
Незнание закона не освобождает от ответственности.
Статья 18. Долг защиты, Государственная измена.
(1) Каждый гражданин обязан защищать и охранять независимость, страны, суверенитет и целостность государственной территории.
(2) Государственная измена, шпионаж, переход на сторону врага, также как и все нарушения, совершенные с целью нанесения ущерба безопасности государства строго преследуются законом.
Статья 19. Обязанности.
Каждый должен исполнять свои обязанности по отношению к благополучию страны, а также относиться с уважением ко всем формам собственности.
Статья 20. Налогообложение.
(1) Все граждане облагаются налогом в равной степени.
(2) Каждый должен принимать участие в выплате налогов согласно его возможностям.
(3) Все налоги устанавливаются на законных основаниях.
Статья 21. Иностранцы.
Каждый иностранный гражданин, легально находящийся на территории государства, а также его личность и собственность оберегаются законом.
Статья 22. Экстрадиция.
Выдача преступника осуществляется только согласно законам и положениям экстрадиции.
Глава II. Правительство.
Статья 23. Президент.
Президент Республики является главой государства. Президент должен быть мусульманином.
Статья 24. Обязанности Президента.
(1) Президент Республики является хранителем конституции. Президент представляет страну. Посредством разрешения конфликтов обеспечивает продолжительную и постоянную работу государственной власти.
(2) Выступает гарантом государственной независимости и территориальной целостности.
Статья 25. Исполнительная власть.
Президент Республики является органом исполнительной власти. Президент осуществляет контроль над Советом Министров.
Статья 26. Выборы.
(1) Президент Республики избирается на основе общего, прямого избирательного права сроком на шесть лет.
(2) Выбор президента определяет наибольшее количество голосов, отданных за кандидата. В случае, если ни один из кандидатов не набирает абсолютное большинство голосов на протяжении первого тура голосования, назначается второй тур, который проводится в следующую пятницу со дня проведения первого тура. Только два кандидата, набравшие большее количество голосов в первом туре, считаются кандидатами в президенты.
(3) Президентом может быть избран гражданин Мавритании, обладающий гражданскими и политическими правами, который достиг возраста сорока лет.
(4) Выборы начинаются созывом парламента Президентом Республики.
(5) Выборы нового Президента проводятся не менее чем за тридцать дней и не более чем за сорок пять дней до истечения срока президентского мандата.
(6) Условия и способы приятия кандидатуры на должность Президента, а также положения относительно смерти или недееспособности кандидатов в Президенты регулируются конституцией.
(7) Списки кандидатов предоставляются на рассмотрение Конституционного Совета, который устанавливает и подтверждает их легальность и оглашает результаты голосования.
Статья 27. Несовместимость.
Деятельность Президента Республики
несовместима с какой-либо другой деятельностью частного или государственного характера.
Статья 28. Повторное избирание.
Президент Республики имеет право баллотироваться на второй срок.
Статья 29. Принятие полномочий.
Новоизбранный Президент получает полномочия по истечению срока действия мандата его предшественника.
Статья 30. Полномочия Президента.
(1) Президент Республики регулирует и управляет внешней политикой, политикой обороны и безопасности государства.
(2) Назначает Премьер-министра и принимает решение об его отставке.
(3) По совету Премьер-министра назначает министров, которых он может наделять некоторыми из своих полномочий. Президент может снимать с должности министров после совещания с Премьер-министром.
Премьер-министр и министры ответственны перед Президентом Республики.
(4) Президент Республики поддерживает связь с Парламентом посредством сообщений или посланий. Вышеуказанные сообщения не подлежат обсуждению.
Статья 31. Роспуск парламента.
(1) Президент республики после консультации с премьер-министром и главами собраний может объявить о роспуске Национальной Ассамблеи. Всеобщие выборы проводятся как минимум спустя тридцать дней и не больше, чем через шестьдесят дней после роспуска.
(2) Национальная Ассамблея созывается на очередной сессии через пятнадцать дней после выборов. Если сессия проводится в период, не установленный для проведения обычных заседаний, сессия будет открыта на основании закона в пятнадцатидневный срок.
(3) В течение последующих двенадцати месяцев после выборов новый роспуск Ассамблеи невозможен.
Статья 32. Опубликование, правомочие по закону, назначения.
(1) Президент республики обнародует законы в течение периода, определенного в статье 70.
(2) Он обладает правом по закону и частично или полностью может передать полномочия премьер-министру.
(3) Он назначает кандидатов на гражданские и военные посты.
Статья 33. Двойная подпись.
Указы статутного характера при необходимости конртассигнуются премьер-министром и министрами в соответствии с их обязанностями.
Статья 34. Главнокомандующий.
Президент республики является главнокомандующим вооруженных сил. Он руководит заседаниями высших комитетов и советов национальной обороны.
Статья 35. Уполномоченные послы.
Президент республики принимает послов и специальных представителей из иностранных держав. Послы и специальные представители предоставляют ему свои верительные грамоты.
Статья 36. Соглашения.
Президент республики подписывает и ратифицирует соглашения.
Статья 37. Помилование.
Президент республики имеет право помиловать, а также отменить или смягчить приговор.
Статья 38. Президентский референдум.
Президент республики, по любому вопросу государственной важности, может обратиться к народу посредством проведения референдума.
Статья 39. Чрезвычайные меры.
(1) В случае непосредственной угрозы для институтов республики, безопасности или независимости нации, или целостности ее территории, в случае препятствования нормальному функционированию конституционных властей, президент республики принимает необходимые меры в соответствии с обстоятельствами после официальной консультации с премьер-министром и с главами собраний и конституционного совета.
(2) Он информирует нацию в своем обращении.
(3) Применение мер, инспирированных волей обеспечения наиболее быстрого восстановления прежнего постоянного и регулярного функционирования гражданских властей, должно быть прекращено, в сущности, в такой же форме, пока обстоятельства, которые послужили причиной их применения, не исчезнут.
(3) Парламент созывается на обычных сессиях.
(4) Национальная Ассамблея не может быть распущена до тех пор, пока президент республики выполняет исключительные полномочия.
Статья 40. Временное исполнение обязанностей президента.
(1) В случае освобождения поста президента или объявленной Конституционным Советом абсолютной недееспособности главы государства, президент Сената становится исполняющим обязанности президента республики для управления над текущими делами. Премьер-министр и члены правительства, которые в таком случае считаются вышедшими в отставку, обеспечивают управление над текущими делами. Исполняющий обязанности президента может не отправлять их в отставку. Он может не обращаться к народу посредством проведения референдума и не распускать Национальную Ассамблею.
(2) В случае объявления Конституционным Советом обстоятельств непреодолимой силы, выборы нового президента республики проводятся в течение трех месяцев со дня оглашения про освобождение поста президента или его абсолютную недееспособность.
(3) В течение временного периода никакие конституционные изменения не могут быть введены ни с помощью референдума, ни с помощью парламентского аппарата.
Статья 41. Инициатива.
Конституционный Совет, для того, чтобы сделать заявление о том, что пост президента освобожден или президент является недееспособным, уведомляется одним из перечисленных лиц:
— Президентом республики;- Президентом Национальной Ассамблеи; или- Премьер-министром.
Статья 42. Функции премьер-министра.
(1) Премьер-министр, по полномочию Президента Республики, определяет политику правительства.
(2) Он разделяет задачи между министрами.
(3) Он направляет и координирует работу правительства.
Статья 43.
(1) Правительство следит за исполнением основной политики государства в соответствии с курсом и направлениями, установленными Президентом Республики.
(2) Оно контролирует административный орган и Вооруженные Силы.
(3) Оно следит за публикацией и исполнением законов и статутов.
(4) Оно несет ответственность перед Парламентом согласно условиям и следуя процедурам, изложенным в Статьях 74 и 75.
Статья 44. Правительственная несовместимость.
Функции члена правительства несовместимы с работой с парламенте, с любой функцией профессионального представительства национального характера, с любой профессиональной деятельностью, и вообще с пребыванием в любой общественной или частной должности. Основной закон определяет условия, при которых обладатели депутатских мандатов, исполняющие функции или занимающие другие должности замещаются. Смещение членов Парламента с постов проводится согласно положениям Статьи 48.
Раздел III. Законодательная власть.
Статья 45. Парламент.
Законодательная власть принадлежит Парламенту.
Статья 46. Двухпалатный Парламент.
Парламент состоит из двух представительских палат: Национальной Ассамблеи и Сената.
Статья 47. Срок, право на избирание.
(1) Депутаты Национальной Ассамблеи избираются сроком на пять лет путем прямого голосования.
(2) Сенаторы избираются на шесть лет непрямым голосованием. Они несут ответственность за представительство территориальных округов Республики. Граждане Мавритании, проживающие за границей, представлены в Сенате. Сенаторы меняются на одну треть каждые два года.
(3) Все граждане Мавритании, обладающие гражданскими и политическими правами, имеют право быть депутатами, если им исполнилось двадцать пять лет, и имеют право баллотироваться в сенаторы, если им исполнилось тридцать пять лет.
Статья 48.
(1) В основном законе определены условия для избрания членов Парламента, их число, оклад, условия для полномочий и система несоответствий требованиям и несовместимости.
(2) В нем также определены условия, при которых, в случае освобождения поста, члены созываются для смещения депутатов или выбора сенаторов, пока не будет проведено полное или частичное обновление ассамблеи, к которой они относятся.
Статья 49. Положения о выборах.
Конституционный Совет принимает решение в случаях оспаривания соответствия требованиям проведения выборов членов Парламента или их правомочности.
Статья 50. Освобождение от ответственности, неприкосновенность.
(1) Члены Парламента не могут обвиняться, преследоваться, арестовываться, задерживаться или осуждаться вследствие их мнения или голосований, проведенных ими за период исполнения обязанностей.
(2) Члены Парламента, на период его действия, не могут обвиняться или арестовываться за уголовные или криминальные дела, за исключением предоставления санкций ассамблеей, к которой они принадлежат, в случае, если преступника застали на месте преступления или его вина очевидна или вынесен судебный приговор.
(3) Члены Парламента после роспуска Парламента могут быть арестованы, за исключением предоставления санкций ведомством, к которому они относятся, в случае, если преступника застали на месте преступления или его вина очевидна или вынесен судебный приговор.
(4) Арест или обвинение члена Парламента приостанавливается по требованию ассамблеи, к которой он относится.
Статья 51.
(1) Все мандатные голосования лишены юридической силы.
(2) Право на голосование членами Парламента является личным правом.
(3) Основной закон, в исключительных случаях, может уполномочить депутацию проголосовать.
(4) В таком случае, ни один член не может получить депутацию, превышающую один голос.
Любые совещания, проведенные не в часы парламентских сессий или без ведома Парламента, лишены юридической силы. Президент Республики может подать прошение в Конституционный Совет о признании этого положения недействительным.
(6) Сессии Национальной Ассамблеи и Сената являются публичными. Протоколы дебатов публикуются в Официальном бюллетене.
(7) Каждая из ассамблей может созываться на закрытую сессию по требованию Правительства или одной четвертой присутствующего членского состава.
Статья 52. Обычные сессии.
Парламент созывается на обычные собрания два раза в год. Первая обычная сессия проводится в течение первых двух недель ноября. Вторая сессия проводится в течение первых двух недель мая. Продолжительность каждой обычной сессии может быть увеличена до двух месяцев.
Статья 53. Специальные сессии.
(1) Парламент созывается на специальную сессию по требованию Президента Республики или большинства членов Национальной Ассамблеи по важному вопросу на повестке дня. Продолжительность специальной сессии может быть увеличена до одного месяца.
(2) Специальные сессии проводятся или прерываются указом Президента Республики.
Статья 54. Правительство в Парламенте.
Члены правительства имеют доступ к обеим Ассамблеям. Они заслушиваются по требованию. Им могут оказать поддержку правительственные уполномоченные.
Статья 55. Главы Ассамблей.
(1) Глава Национальной Ассамблеи избирается сроком на срок действия законодательной власти.
(2) Глава Сената избирается после каждого частичного обновления Сената.
Раздел IV. Отношения между законодательной и исполнительной властью.
Статья 56. Законодательная власть.
Законы голосуются Парламентом.
Статья 57. Компетенция.
(1) Нижеследующие субъекты являются областью закона:
— основные права и обязанности, особенно система общественных свобод, защита индивидуальных свобод, а также обязательства, которые налагаются национальной обороной на граждан в отношении их личности и собственности национальность, статус и правоспособность граждан, брак, развод и получение наследства, условия заселения граждан страны и чужестранцев; — определение преступлений и проступков, а также надлежащих приговоров, карательных процедур, амнистии, создания и организации трибуналов, судейских регулирований; гражданская процедура методы исполнения; таможенные регулирования, регулирование чеканки денег, регулирование работы банков, кредитов и страхования; электоральные урегулирования и территориальное деление страны; — регулирование собственности, вещных прав, а также гражданских и коммерческих обязательств; — общее регулирование водных ресурсов, шахт, гидрокарбонатов, рыбной ловли и торговли дарами моря, фауны, флоры и окружающей среды; – защита и охрана культурного и исторического наследства; — общие регулирования относительно образования и здоровья ; — общие регулирования относительно прав трудящихся, право на работу и социальную защищенность; — общая организация управления; — свободное управление местных районов, их юрисдикция и их ресурсы; — база налогов, налоговая ставка, и режимы сбора налогов всех видов; — создание категорий общественных учреждений; — базовая защита, гарантируемся гражданским и военным служащим, а также общее регулирование государственной службы; — национализация предприятий и перемещения собственности из общественного сектора в частный; а также – общие урегулирования относительно организации национальной обороны.
(2) Законы относительно финансов определяют источники и расходы государства в условиях , допуская сохранение, как сформулировано в основном законе.
(3) Законы и программы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.
(4) Положения данной статьи оговариваться и дополняться в основном законе.
Статья 58. Объявление войны.
Объявление войны санкционируется Парламентом.
Статья 59. Регулирующие полномочия.
(1) Вопросы, не относящиеся к области закона, относятся к регулирующим полномочиям.
(2) Тексты в законодательной форме касательно этих вопросов могут изменятся указом, если Конституционный Совет объявляет, что они регуляторного характера в силу предыдущего параграфа.
Статья 60. Постановления.
(1) С согласия Президента Республики, правительство, для того, чтобы осуществить свою программу, может просить Парламент о санкционировании вынесения постановлений в ограниченный период времени для мер, которые относятся к области закона.
(2) Эти постановления выносятся в Совете Министров и требуют одобрения президента Республики, который должен подписать их.
(3) Они вступают в силу с момента опубликования, но они будут лишены юридической силы, если закон ратификации не предоставлен в Парламент перед датой, установленной для придания закону юридического статуса.
(4) По истечению срока, указанного в первом параграфе, положения могут изменяться только по закону, относительно вопросов, которые находятся в компетенции закона.
(5) Закон лишается юридической силы, если Национальная Ассамблея распускается.
Статья 61. Законодательная инициатива.
(1) Законодательная инициатива одновременно относится к Правительству и членам Парламента.
(2) Законы дебатируются в Совете Министров и передаются в одну из двух Ассамблей. Финансовые законы сначала представляются на рассмотрение в Национальную Ассамблею.
Статья 62. Право на поправку.
(1) Правительство и члены Парламента имеют право вносить поправки.
(2) Законы и поправки к ним, предложенные членами Парламента, не будут приняты, если их принятие влечет снижение государственных доходов или создание или повышение общественных расходов, пока не будут сопровождаться законом для увеличения доходов или равнозначных исключений.
(3) Они могут быть объявлены непринятыми, если они касаются вопроса, который находится под юрисдикцией регуляторной силы согласно Статье 59 или, наоборот, делегированию согласно статье 60.
(4) Если Парламент пренебрегает возражениями Правительства согласно одному из двух предыдущих параграфов, президент Республики должен обратиться в Конституционный Совет, который вынесет постановление в течение одной недели.
(1) Обсуждение закона в первом собрании, которому он представлен, относится к тексту закона, представленному правительством.
(2) Ассамблея, в которую представлен закон, проводит голосование , в то время как другая ассамблея обсуждает переданный ей закон.
Статья 64. Комиссии.
(1) По запросу Правительства или ассамблеи, в которую переданы на рассмотрение законопроекты и законодательные предложения, они направляются для изучения в специально учрежденные для этой цели комиссии.
(2) Законопроекты и законодательные предложения, в отношении которых не были сделаны такие запросы, направляются в одну из постоянных комиссий, которых в каждой ассамблее может быть не более пяти.
Статья 65. Правительственные законопроекты.
(1) После начала обсуждения Правительство может выступать против рассмотрения любой поправки, которая предварительно не была подана в Комиссию.
(2) По запросу Правительства соответствующая ассамблея может, проголосовав единогласно, принять весь обсуждаемый законопроект или его часть, сохранив только те поправки, которые предложены или одобрены Правительством.
Статья 66. Совместная комиссия.
(1) С целью вынесения решения по одному и тому же тексту документа, любой законопроект или законодательное предложение изучается поочередно двумя ассамблеями.
(2) В случае разногласия или провозглашения правительством безотлагательной ситуации законопроект после однократного чтения в каждой из двух ассамблей может быть подан на совместную комиссию, которая обязана предложить его редакцию с учетом положений, обсуждение которых еще не закончено.
(3) Предложенный вариант законопроекта может быть аналогичным образом подан в две ассамблеи для его принятия. В этом случае никакие последующие поправки не принимаются.
(4) В случае, когда совместная комиссия не в состоянии предложить согласованный вариант текста, или если этот текст не принят двумя ассамблеями, Правительство после нового чтения в двух палатах может направить запрос в Национальную Ассамблею о принятии окончательного решения.
Статья 67. Большинство, Конституционность.
(1) Принятие законов, отнесенных в соответствии с Конституцией к категории основных, и внесение изменений в эти законы осуществляется в соответствии с указанными ниже условиями.
(2) Предлагаемый закон или законопроект подается в первую ассамблею для проведения обсуждения и голосования по нему только по истечении пятнадцатидневного срока со дня его предложения.
(3) При этом применяется процедура, указанная в Статье 66 . Однако, если две ассамблеи не пришли к согласию, текст может быть принят в последнем чтении Национальной Ассамблеей только абсолютным большинством голосов ее членов.
(4) Голосование по основным законам, касающимся Сената, должно проводиться в одни и те же сроки обеими ассамблеями.
(5) Основные законы могут быть обнародованы только после подтверждения Конституционным Советом их соответствия Конституции.
Статья 68. Финансовый законопроект, Бюджет, Государственная ревизионная комиссия.
(1) Финансовый законопроект принимается Парламентом на основе большинства голосов.
(2) Парламент рассматривает финансовый законопроект не позднее срока созыва ноябрьской сессии.
(3) Если в течение тридцати дней со дня его предложения законопроект не принят Национальной Ассамблеей после первого чтения, Правительство проводит консультации с Сенатом, который должен вынести решение в течение пятнадцати дней. Дальнейшая процедура осуществляется в соответствии с условиями, установленными в Статье 66.
(4) Если Парламент не принял бюджет к концу сессии, или если он не принял сбалансированный бюджет, Правительство в течение пятнадцати дней подает предлагаемый бюджет в Национальную Ассамблею, которая созывается на внеочередное заседание.
(5) Национальная Ассамблея должна вынести решение в течение восьми дней. Если бюджет не принят к концу указанного срока, Президент Республики автоматически утверждает бюджет постановлением, основанным на доходах предшествующего года.
(6) Парламент руководит исполнением Государственного бюджета и дополнительных бюджетов. В конце очередного шестимесячного периода в Парламент подается отчет о расходах за предыдущие шесть месяцев. Окончательный финансовый отчет об исполнении бюджета принимается на бюджетной сессии следующего года и утверждается законом.
(7) Государственная ревизионная комиссия содействует Парламенту и Правительству в руководстве исполнением законов, регулирующих финансовые вопросы.
Статья 69. Повестка дня, Подача запросов.
(1) Обсуждение принятых Правительством законопроектов и законодательных предложений включается в повестку дня ассамблей в приоритетном порядке и в указанной Правительством последовательности.
(2) Для обсуждения принятых Правительством законопроектов и законодательных предложений в приоритетном порядке резервируется одна сессия в неделю в указанной Правительством последовательности.
(3) Одна сессия в неделю резервируется в приоритетном порядке для подачи запросов членами Парламента и ответов Правительства.
Статья 70. Провозглашение.
(1) Президент Республики провозглашает законы в срок не менее восьми и не более тридцати дней со дня передачи этих законов ему Парламентом.
(2) В течение этого срока Президент может отправить законопроект или законодательное предложение на второе чтение. Если Национальная Ассамблея большинством голосов своих членов выносит решение о принятии закона, он провозглашается и опубликовывается в течение указанного в предыдущем параграфе срока.
Статья 71. Военное положение, Чрезвычайное положение.
(1) Военное положение и чрезвычайное положение устанавливаются Президентом на период продолжительностью не более тридцати дней.
(2) Продолжительность этого периода может быть изменена Парламентом. Если Парламент в это время не заседает, он созывается на очередное заседание.
(3) При объявлении военного положения и чрезвычайного положения Президенту Республики предоставляются исключительные полномочия, определяемые законом.
Статья 72. Информация.
Правительство обязано предоставлять в Парламент в установленной законом форме все затребованные в поданных запросах разъяснения в отношении своей деятельности и постановлений.
Статья 73. Отчет Правительства.
Один раз в году на ноябрьской сессии Премьер Министр предоставляет Национальной Ассамблее отчет о деятельности Правительства за прошедший год и информирует о запланированных основных направлениях его программы деятельности на будущий год.
Статья 74. Ответственность, Предложение о вынесении вотума недоверия.
(1) Премьер Министр совместно со другими министрами подотчетен Национальной Ассамблее. Недоверие или предложение о вынесении вотума недоверия влечет за собой постановку вопроса о его политической ответственности.
(2) Премьер Министр после совещания с Советом Министров принимает на себя ответственность Правительства перед Национальной Ассамблеей за свою программу и, в первую очередь, за декларацию по общеполитическим вопросам.
(3) Национальная Ассамблея может поставить вопрос об ответственности Правительства, проголосовав за предложение о вынесения вотума недоверия.
(4) Предложение о вынесении вотума недоверия, внесенное депутатом, должно иметь именно такое название и быть подписано автором. Такое предложение принимается к рассмотрению только в том случае, если его подписала не менее, чем одна треть членов Национальной Ассамблеи. Голосование может проводиться только спустя сорок восемь часов после постановки вопроса о недоверии или предложения по вынесению вотума недоверия.
Статья 75. Голосование по вопросу о недоверии, Отставка.
(1) Принятие решения о недоверии или принятие предложения о вынесении вотума недоверия влечет за собой немедленную отставку Правительства. Такое решение или предложение может быть принято только большинством голосов депутатов Национальной Ассамблеи; при этом учитываются только голоса, поданные за
недоверие или за предложение о вынесении вотума недоверия.
(2) Ушедшее в отставку правительство продолжает выполнять свои функции до назначения Президентом Республики нового Премьер Министра и нового Правительства.
(3) Если предложение о вынесении вотума недоверия не было принято, подписавшие его лица не могут вновь вносить такое предложение в течение той же сессии, за исключением указанного в следующем параграфе случая.
(4) Премьер Министр после совещания с Советом Министров принимает на себя ответственность Правительства перед Национальной Ассамблеей за голосование по внесенному законопроекту. Если в этом случае не будет принято в результате голосования, с учетом указанных в предыдущем параграфе условий, поданное в течение последующих двадцати четырех часов предложение о вынесении вотума недоверия, данный законопроект считается принятым.
(5) Премьер Министр может запросить одобрение Сената в отношении декларации по общеполитическим вопросам.
Статья 76. Отсроченное закрытие сессий.
Закрытие обычных или специальных сессий может быть отсрочено в законодательном порядке, чтобы разрешить, если необходимо, применение положений статьи 75.
Статья 77. Роспуск после отставки.
(1) Если в течение менее тридцати шести месяцев два раза имела место смена правительства после вотума недоверия или ходатайства о недоверии, Президент республики после консультаций с президентом Национальной ассамблеи может объявить о роспуске Национальной Ассамблеи.
(2) В случае, если новые выборы состоятся в течении не более сорока дней, новая Национальная Ассамблея будет собираться на регулярные сессии через три недели после ее избрания.
Раздел V. Договора и международные соглашения.
Статья 78. Ратификация в законодательном порядке.
(1) Мирные договора, договора о союзах, коммерческие договора или соглашения, касающиеся международной организации, договора, требующие финансирования государством , договора, которые изменяют положения законодательного характера, договора, касающиеся лиц, и договора, касающиеся границ государства, могут быть ратифицированы только в законодательном порядке.
2) Они могут вступить в силу только после ратификации или одобрения. Любая уступка, обмен или аннексия территории не могут быть действительными без согласия народа, который должен вынести решение посредством референдума.
(3) В случае, изложенном в последнем параграфе статьи 2, нужное большинство составляет четыре пятых отданных голосов.
Статья 79. Договор по исправлению Конституции.
Если Конституционный совет, посоветовавшись с Президентом республики, Президентом Национальной Ассамблеи, Президентом сената или третью сенаторов объявляет, что международное соглашение содержит статью, противоречащую Конституции, предоставление права ратифицировать или одобрить такую статью может произойти только после пересмотра Конституции.
Статья 80.
Договора и соглашения, которые постоянно ратифицируют или одобряют, сразу же после публикации имеют большую силу, чем законы, которые, вероятно, применяются другой стороной относительно каждого договора или соглашения.
Раздел 6. Конституционный совет.
Статья 81. Состав.
(1) Конституционный совет состоит из шести членов, мандат которых длится девять лет, и он не возобновим. Треть Конституционного совета должна избираться каждые три года. Три члена должны назначаться Президентом Республики, два – Президентом Народной Ассамблеи и один – президентом Сената.
(2) Член Конституционного совета должен быть не моложе тридцати пяти лет.
(3) Им нельзя принадлежать к какой-либо политической партии. Они пользуются парламентской неприкосновенностью.
(4) Президент Конституционного совета назначается президентом республики из числа членов, которых он должен назвать. Он имеет право решающего голоса в случае равенства голосов.
Статья 82. Несовместимость.
Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями члена парламента или парламента. Прочие случаи несовместимости должны быть определены основным законом.
Статья 83. Функции.
(1) Конституционный совет определяет законность выборов Президента республики.
(2) Он исследует требования об аннулировании результатов голосования и объявляет результаты выборов.
Статья 84. Оценка выборов.
В случае возникновения спора Конституционный совет оценивает законность выборов депутатов и сенаторов.
Статья 85. Оценка референдума.
Конституционный совет оценивает законность референдума конкретного и объявляет его результаты.
Статья 86. Предварительный конституционный обзор.
(1) Основные законы до того, как их можно публиковать, и постановления парламентских ассамблей до их применения должны быть поданы в Конституционный совет, который удостоверяет, что они соответствуют конституции.
(2) С той же самой целью законы, до того, как будут опубликованы, могут быть поданы в Конституционный совет президентом республики, президентом Народной Ассамблеи, президентом сената или третью депутатов Народной ассамблеи, или же третью сенаторов в сенате.
(3) В случаях, изложенных в двух предыдущих параграфах, Конституционный совет должен осуществлять управление в течении месяца. Однако по запросу президента республики, если дело не терпит отлагательства, данный временной предел сокращается до одной недели.
(4) В тех же самых случаях подача закона в Конституционный совет временно откладывает временной предел его публикации .
Статья 87. Окончательная и обязательная оценка.
(1) Положение, объявленное неконституционным, не может быть опубликовано или же введено в действие.
(2) Решения Конституционного совета приобретают главенство над вопросами, вынесенными пред ним.
(3) Решения Конституционного совета не могут быть пересмотреныl. Их должны выполнять государственные власти и все административные и судебные власти
Статья 88. Организационный закон.
Основной закон определяет правила, регулирующие организацию и работу Конституционного совета, процедуры, которые происходят перед ним и в особенные временные границы подачи в него требования о аннулировании результатов голосования.
Раздел VII. Судопроизводство.
Статья 89. Независимость судов.
(1) Судебная ветвь власти должна быть независимой от законодательной и исполнительной ветвей.
(2) Президент республики является гарантом независимости судьи.
(3) Президенту оказывает помощь Верховный совет мировых судей, председателем которого он является
(4) Основной закон определяет статус мировых судей, их состав, деятельность и прерогативы Верховного совета мировых судий.
Статья 90. Независимость судей.
(1) Судья должен подчиняться только закону.
(2) При выполнении своих обязанностей он должен быть защищен от всех форм давления природы, ослабляющих его свободную волю.
Статья 91. Личная свобода.
(1) Никто не может быть арестован без достаточных оснований.
(2) Судебная ветвь, страж личной свободы, несет ответственность за соблюдение данного принципа на условиях, установленных законом.
Раздел VIII. Высокий суд правосудия.
Статья 92. Конституция.
(1) Основан Высокий суд правосудия.
(2) Он состоит из членов, выбираемых из его среды и его численность составляется в равном количестве Народным собранием и сенатом после каждого полного или частичного обновления этих собраний. Он выбирает своего президента из числа своих же членов.
(3) Основной закон определяет состав Высокого суда правосудия управляет его работой, равно как и процедурами, применяемыми до него.
Статья 93. Ответственность правительства.
(1) Президент республики обязан нести ответственность за действия, осуществленные во исполнение им своих обязанностей, только в случая государственной измены.
(2) Относительно него может быть осуществлен импичмент только двумя ассамблеями, голосующими вместе открытым голосованием, абсолютным большинством членов; он подсуден Высокому суду правосудия.
(3) Премьер-министр и члены правительства несут уголовную ответственность за деяния, совершенные в выполнение их обязанностей и определенные как преступления или судебно наказуемые проступки в то время, когда они были совершены. Описанная выше процедура применяется относительно них а также их соучастников в случае заговора против безопасности государства. В случае, описанном ранее в настоящем параграфе, Высокий суд правосудия связан определением преступления и судебно наказуемого проступка, а также определением приговоров, вытекающих из уголовного (пенитенциарного) права, действующего на момент совершения этих деяний.
Раздел IX. Консультативные учреждения.
Статья 94. Высший исламский совет.
(1) Должен быть основан близкий президенту республики Высший исламский совет, состоящий из пяти членов.
(2) Президент и друге члены Высшего исламского совета назначаются Президентом республики.
(3) Высший исламский совет собирается оп просьбе Президента Республики.
(4) Он формулирует мнения, касающиеся вопросов, с которыми к нему обратился Президент Республики.
Статья 95. Совет по экономическим и социальным вопросам.
(1) Совет по экономическим и социальным вопросам, если к нему обращается президент республики, предлагает рекомендацию относительно проектов законов, распоряжений или декретов экономического или социального характера а также законопроектов того же рода, что были в него поданы.
(2) Совет по экономическим и социальным вопросам может уполномочить одного из своих членов изложить перед парламентскими собраниями мнение Совета относительно проектов законов или законопроектов, которые были в него поданы.
Статья 96. Консультации общего характера по экономическим вопросам.
К Совету по экономическими социальным вопросам может обращаться и Президент Республики по любому вопросу экономического или социального характера, который касается государства. Ему для консультации должен быть подан любой план или предлагаемый закон экономического или социального характера.
Статья 97. Организационный закон относительно Совета по экономически и социальным вопросам.
Состав Совета по экономическим и социальным вопросам и правила, регулирующие его деятельность должны определяться основным законом.
Раздел X. Административные единицы.
Статья 98. Общины, избирательный закон.
(1) Территориальными единицами являются общины а также другие объекты, которые закон определяет таковыми.
(2) Эти единицы управляются советами, избираемыми на условиях, установленных законом.
Раздел XI . Пересмотр конституции.
Статья 99. Инициатива, большинство, пределы.
(1) Инициатива пересмотра Конституции принадлежит совместно Президенту Республики и членам парламента. Ни единая поправка, представленная членами парламента, не может обсуждаться , если ее не подписала как минимум треть членов одного из собраний.
(2) Любая поправка должна быть принята большинством в две трети депутатов Народной Ассамблеи и большинством в две трети сенаторов – в сенате, чтобы ее предали на референдум.
(3) Недопустима инициация какой – либо процедуры, если она угрожает существованию государства или разрушает единство территории, республиканскую форму правления или плюралистический характер мавританской демократии.
Статья 100. Референдум.
Пересмотр конституции завершен, если он одобрен простым большинством голосов, отданных на референдуме.
Статья 101. Конгресс.
Однако предлагаемый пересмотр не выносится на референдум, если Президент Республики решил передать поправку в парламент, созванный на конгресс; в этом случае предлагаемая поправка утверждается, только если она получает три пятых голосов во время голосования. Бюро конгресса то же, что и бюро Национальной Ассамблеи.
Раздел ХII. Промежуточные условия.
Статья 102. Создание учреждений.
Создание учреждений, сформулированное в настоящей Конституции, начинается, самое позднее, через три месяца после её опубликования и завершается, самое позднее, через девять месяцев после её опубликования.
Статья 103. Законы о Военном комитете, Партии и Прессе.
(1) В ожидании создания учреждений, сформулированного в настоящей Конституции,, власть должна осуществляться согласно условий Конституционной Хартии Военного комитета Национального Спасения 9 февраля 1985 года.
(2) Военный Комитет Национального Спасения дополнительно решил, что регуляторные тексты, касающиеся свободы создания политических партий и свободы печати должны быть приняты, самое позднее, через две недели после принятия Конституции.