КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ
Принята Национальным советом
«___» _____________200__г.
Принята Советом Союза
«___» _____________200__г.
Подписана Президентом
«___»______________200__г.
Мы, народы Грузии, приняли настоящую Конституцию как хранители древних традиций грузинской государственности в веках и продолжили единое государство в сообществе Кавказа, руководствуясь:
• Стремлением построить справедливое общество для всех.
• Желанием сохранить и приумножить богатства страны.
• Честью предков, подаривших нам свободу и счастье.
• Свободой для каждого из нас.
• Историческим наследием, составляющим мировую гордость.
• Желанием жить в мире на Кавказе.
• Выполнением обязательств перед мировым сообществом.
• Бесконечным разнообразием культуры народов Грузии.
Часть 1. О Грузии.
Глава 1. Начала государства.
Статья 1.
Грузия, развиваясь как часть человеческой цивилизации, часть европейского развития и кавказского сообщества, продолжает и конституирует себя как демократическое, союзное, светское, правовое, социальное государство с республиканской формой правления.

Статья 2.
Грузия – это государство с демократической формой правления, где народ является источником власти.
В Грузии власть основана на народоправии.
Народ осуществляет свою власть при помощи выборов и непосредственных форм демократии.
Статья 3.
Наименования «Союзная республика Грузия» и «Грузия» равнозначны.
Столицей государства является Тбилиси.
Герб, гимн и флаг устанавливаются законом.
Статья 4.
Политические партии содействуют формированию политической воли народов Грузии.
Создание политических партий является свободным, но они должны быть демократическими.
Политическая партия, ставящая своей целью насильственное свержение конституционного строя, может быть признана неконституционной по решению суда.
Статья 5.
Единство государства нерушимо.
Государство гарантирует культурное и языковое разнообразие для блага народов Грузии.
Граждане Грузии на территории любой из земель государства пользуются одинаковыми правами и обязанностями.
Статья 6.
В состав Союзной республики Грузия входят союзные национальные земли и союзные земли.
Право на автономию гарантировано.
Земли развиваются на основе статутов, утверждаемых Советом Союза.
Статья 7.
Вооруженные силы обеспечивают суверенитет Грузии и территориальную целостность.
Грузия участвует в системе коллективной безопасности.
Национальная гвардия участвует в обеспечении общественного порядка.

Статья 8.
Право частной собственности неприкосновенно.
Обременение в общественных целях возможно только по решению суда в чрезвычайных обстоятельствах.
Налоги не могут создавать преимуществ.
Статья 9.
В Грузии не могут создаваться таможенные границы.
Единство таможенного пространства необходимо для развития государства.
Создание хозяйственных субъектов свободно.
Статья 10.
Грузинские народы осуществляют свою власть путем всеобщих, свободных, равных и тайных выборов и путем референдума.
В случае нарушения государственной властью основ конституционного строя граждане Грузии имеют право на сопротивление угнетению.
Статья 11.
Официальным языком в государстве является грузинский.
Союзные национальные земли в качестве второго языка могут выбрать местный язык.
Статья 12.
Природные ресурсы и земля являются национальным достоянием народов Грузии.
Окружающая среда налагает обязательства по ее сохранению.
Государство стремиться к рациональному землепользованию.
Статья 13.
В Грузии признается идеологическое разнообразие.
Грузинская автокефальная православная церковь является исторической церковью грузинского народа.
Гарантируется свобода отправления религиозных культов.

Глава 2. Источники права.
Секция 1. Общеобязательное право.
Статья 14.
Источниками общеобязательного права на территории Союзной республики Грузия являются Конституция, союзные законы, указы Президента, декреты Правительства, акты органов исполнительной власти.
Союзные земли принимают акты по вопросам своей компетенции.
Статья 15.
Конституция Грузии обладает верховной силой и прямым действием.
Конституция Грузии порождает национальное право Грузии.
Конституция Грузии не нуждается в дополнительных актах.
Статья 16.
Акты международного права, ратифицированные и действующие на территории Грузии в силу международных обязательств, обладают преимуществом перед Конституцией Грузии, если не нуждаются в принятии дополнительных актов.
Секция 2. Делегированное законодательство.
Статья 17.
Правительство может издавать декреты-законы.
Данные акты имеют силу закона и издаются от имени Кабинета министров.
Декреты-законы могут принимать только в течение определенного времени.
Статья 18.
Национальный совет может принять союзный закон, разрешающий издание декретов-законов Кабинетом министров.
Союзный закон, декретирующий право Кабинета министров, должен четко ограничивать области принятия декретов-законов.
Статья 19.
Декреты-законы не нуждаются в подтверждении Национальным советом.
Декреты-законы действуют непосредственно.
Декреты-законы порождают права и обязанности.
Секция 3. О международных договорах.
Статья 20.
Международные договоры действуют на территории Грузии непосредственно, если в них не установлено иное.
Международные договора, создающие обязательства для государства, являются частью национального права Грузии.
Статья 21.
Международные договора, требующие дополнительных бюджетных ассигнований, действуют только при наличии положительного заключения Кабинета министров о возможности из выполнения.
Статья 22.
Международные договора, разрешающие следующие вопросы, требуют ратификации Парламентом Грузии. Это вопросы:
• Войны и мира.
• Введения новых налогов и займов.
• Вступления в союз и выхода из него,
• Изменения территории государства.
Глава 3. Мировое сообщество.
Секция 1. Международное развитие.
Статья 23.
Грузия является необходимой и органичной частью мирового сообществ наций.
Международные отношения Грузия строит на основе принципов мира и развития.
Грузия стремиться участвовать в мировой системе безопасности.
Статья 24.
Грузия ответственна перед будущими поколениями народов Грузии за их будущее.
В силу этого государство берет на себя обязательства по достижению мира и естественного развития.
Секция 2. Кавказское сообщество.
Статья 25.
Грузия входит в кавказское сообщество.
Грузия участвует в обеспечении региональной безопасности Кавказа.
Грузия гарантирует автономию другим кавказским народам, проживающим на ее территории.
Статья 26.
Грузия несет особые обязательства на Кавказе как гарант мира и безопасности.
Грузия создает все условия для развития регионального сотрудничества.
Секция 3. Европейский союз.
Статья 27.
Грузия является членом Европейского союза.
Грузия содействует работе европейских институтов на территории государства.
Грузия считает себя частью европейской цивилизации.
Статья 28.
Акты Европейского союза действуют на территории Грузии непосредственно.
Грузия принимает на себя дополнительные финансовые обязательства в рамках Европейского союза только при наличии положительного заключения Кабинета министров о возможности их исполнения.
Часть 2. Права человека.
Глава 1. О правах и свободах.
Статья 29.
Права человека являются высшей ценностью развития.
Права человека создают непреодолимые обязательства для государства перед гражданами.
Каждый может свободно развивать свою личность при условии ненарушения прав других.

Статья 30.
Права человека – это основа социального мира и политического порядка в обществе.
Их соблюдение – долг государственной власти и основа решений суда.
Права человека создают условия для расцвета культуры и государственности народов Грузии.
Статья 31.
Права человека порождают абсолютное право их защиты.
Это право непреодолимо и гарантировано.
Международные институты в силу международного права могут налагать на Грузию обязательства по выполнению законов о правах человека и Конституции.
Глава 2. О системе прав и свобод.
Секция 1. О личных правах и свободах.
Статья 32.
Право на жизнь не может быть отнято.
Защита чести и достоинства гарантируется.
Статья 33.
Дискриминация во всех ее формах запрещается.
Государство проводит политику по устранению дискриминации.
Мужчина и женщина равноправны.
Статья 34.
Тайна почтовых отправлений и телефонных переговоров гарантируется.
Изъятие из этого права возможно только по решению суда.
Неприкосновенность частной жизни гарантируется.
Статья 35.
Жилище неприкосновенно.
Вторжение в жилище возможно только по решению суда.
Вторжение в ночное время в жилище возможно только при совершении преступления в нем.

Статья 36.
Каждый пользуется правом свободного въезда и выезда с территории Грузии.
Изъятия из этого права возможны только по решению суда.
Секция 2. О политических правах и свободах
Статья 37.
Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным.
Избирательное право наступает с 18 лет для всех граждан.
Ограничения в избирательном праве возможны только по решению суда.
Статья 38.
Каждый гражданин имеет право занять государственную должность.
Поражение в правах отменяется.
Статья 39.
Каждый имеет право собираться мирно и без оружия.
Свобода шествий и демонстраций гарантируется.
Суд может запретить демонстрации или шествия по мотивам нарушения общественной безопасности.
Статья 40.
Каждый имеет право подавать петицию.
Петиция должна быть обязательно рассмотрена компетентным государственным органом.
Статья 41.
Граждане имеют право создавать общественные объединения и политические партии.
Их структура должна быть демократической.
Создание военизированных организаций запрещается.
Статья 42.
Каждый имеет право выражать свои политические взгляды устно и письменно.
Цензуры не существует.
Свобода СМИ гарантируется.

Секция 2. О социальных правах и социальной политике государства.
Статья 43.
Гарантируется право на пенсионное обеспечение по старости.
Государство проводит политику поддержки пенсионеров, выплат пенсий с учетом роста жизни, обеспечения медико-санаторным обслуживанием.
Статья 44.
Государство всемерно заботиться об инвалидах.
Государство оплачивает расходы на лечение инвалидов, их медико-санаторное лечение.
Государство содействует социализации молодежи и ее активному участию в общественной жизни государства.
Статья 45.
Государство охраняет семью, материнство и детство.
Государство признает семью как естественный союз.
Воспитание детей – долг и обязанность родителей.
Государство заботиться о внебрачных детях.
Статья 46.
Государство охраняет здоровье.
Государство проводит политику поддержки народного здравоохранения.
Статья 47.
Гарантируется защита прав потребителей.
Государством проводиться политика по профессиональной переподготовке и сдерживанию безработицы.
Глава 3. Гарантии прав и свобод.
Секция 1. Судебная защита прав и свобод.
Статья 48.
Каждый может обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Судебная защита прав и свобод гарантируется.
Суд не может отказать в защите прав по мотивам гражданства, веры, социального положения или другим.
Статья 49.
Судебная защита прав и свобод – последнее средство справедливости перед угнетением.
Суд является гарантом соблюдения прав человека.
Секция 2. Парламентский Защитник прав человека.
Статья 50.
Парламентский Защитник прав человека – это специальный орган защиты прав человека.
Парламентский Защитник прав человека назначается и освобождается от должности сроком на 5 лет Национальным советом.
Статья 51.
Парламентский Защитник прав человека имеет право приостанавливать действие законов до решения Союзного Конституционного суда и отменять акты исполнительной власти.
Часть 3. Союз.
Глава 1. Состав Союза.
Статья 52.
В состав Грузии входят союзные земли и союзные национальные земли.
Союзная земля действует на основе Статута, утверждаемого Национальным советом.
Союзная национальная земля действует на основе Статута.
Статья 53.
Союзная земля образует свои органы государственной власти на основе Статута.
Союзная национальная земля образует свои органы государственной власти на основе Статута и Конституции.

Статья 54.
Союзная земля и союзная национальная земля вправе иметь свою судебную систему или же передавать подсудность союзным судам.
В союзной национальной земле должен быть создан высший законодательный орган.
Глава 2. Законодательство Союза.
Статья 55.
Компетенция союзных органов является исключительной.
Принятие Конституции – прерогатива Национального совета.
Союзные земли имеют компетенцию по предметам ведения, не относящимся к делам Грузии.
Статья 56.
К компетенции союзных органов относится:
• Принятие Конституции.
• Союзный бюджет и налоги.
• Управление союзной собственностью.
• Союзная государственная служба.
• Оборона и безопасность.
• Единое торговое пространство.
• Статус государственной границы.
• Государственные награды.
• Коллизионное право.
Статья 57.
Союзные земли могут передавать часть своих полномочий союзным органам власти, а союзные органы власти, в свою очередь, могут делегировать часть своих полномочий союзным землям на основе договоров и полномочий.
Часть 4. Президент.
Глава 1. Статус президента.
Статья 58.
Президент является главой грузинского государства.
Президент Грузии представляет государство в международных отношениях.
Президент Грузии – гарант Конституции.
Статья 59.
Президентом Грузии может быть гражданин Грузии православного вероисповедания, старше 40 лет, имеющий высшее образование и политический опыт.
Статья 60.
Президент Грузии назначает послов и дипломатических посланников.
Президент Грузии ведет переговоры и подписывает международные договоры.
При нем аккредитуются послы.
Статья 61.
Президент Грузии назначает высшее командование Вооруженных сил.
Президент Грузии утверждает военную доктрину.
Президент Грузии с согласия Национального совета может направить контингент Вооруженных сил для участия в миротворческих операциях.
Глава 2. Порядок избрания.
Статья 62.
Президент Грузии избирается сроком на 5 лет.
Президент Грузии избирается по одномандатному общесоюзному избирательному национальному округу большинством в половину от числа избирателей.
Статья 63.
Выборы президента проводятся каждый второй вторник года из срока, следующего за прекращением полномочий предыдущего президента.
Кандидатура президента может быть выдвинута политической партией.
Кандидат в президенты не может быть членом политической партии, так как он будет представлять всех.
Статья 64.
При вступлении в должность президент Грузии произносит присягу:
«Клянусь служить народам Грузии как высшему долгу перед лицом всех граждан, соблюдать Конституцию государства, хранить историческое единство Грузии».
Глава 3. Подпись президента и его вето.
Статья 65.
Президент подписывает союзные законы.
В течение десяти дней с даты принятия закона и одобрения его Советом Союза он поступает на рассмотрение президента и должен быть подписан.
Неподписание влечет за собой автоматическое использование права вето.
Статья 66.
Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов от числа депутатов Национального совета.
В случае повторного вето президента и его преодоления вопрос решается Союзным Конституционным судом.
Часть 5. Союзное собрание.
Глава 1. Национальный совет.
Статья 67.
Союзное собрание является Национальным Парламентом Грузии – высшим законодательным органом государства.
Национальный совет является нижней палатой Национального Парламента Грузии.
Совет Союза является верхней палатой территориального представительства Национального Парламента Грузии.
Статья 68.
Национальный совет состоит из 230 депутатов.
Депутаты Национального совета избираются по одномандатным союзным избирательным округам.
Депутаты Национального совета избираются сроком на 4 года.
Статья 69.
Национальный совет может проводить парламентские расследования деятельности союзных органов власти.
Соответствующий комитет, образуемый Национальным советом, вправе потребовать содействия любого союзного и земельного органа власти.
Статья 70.
Национальный совет вправе потребовать информацию по любому интересующему его вопросу от союзных министров и Кабинета министров.
Запрос должен быть исполнен соответствующим органом государственной власти в течение недели со дня его направления и в течение 30 дней Кабинетом министров.
Глава 2. Совет Союза.
Статья 71.
Совет Союза избирается парламентами союзных земель, а в случае их отсутствия назначается главами земель.
Число сенаторов Совета Союза составляет 67 человек.
Срок полномочий членов Совета Союза составляет 6 лет с даты избрания или назначения.
Статья 72.
Совет Союза может потребовать отстранения от должности Президента Грузии.
Для этого он констатирует факт совершения Президентом Грузии тяжкого преступления.
В течение месяца Союзный Конституционный суд дает свое заключение по факту совершения тяжкого преступления и Совет союза принимает окончательное решение.
Глава 3. О палатах.
Статья 73.
Для обеспечения законодательной работы палаты Союзного собрания образуют комитеты и комиссии.
Палаты выбирают председателей из своего состава.
Палаты формируют свою администрацию.
Статья 74.
Палаты принимают свои внутренние Регламенты.
Заседания палат, созванные вне регламента, неправомочны.
Статья 75.
Палаты могут получать петиции от граждан и направлять их в Кабинет министров.
Императивный мандат недействителен.
Вопрос о лишении неприкосновенности члена палаты решается самой палатой.
Статья 76.
Палаты проводят совместное заседание при ратификации международного договора.
Решение о ратификации принимается большинством в две трети голосов от числа членов обеих палат.
Глава 4. О союзных законах.
Статья 77.
Союзные законы принимаются Национальным советом и одобряются Советом союза.
Для принятия и одобрения закона необходимо большинство в две трети голосов от числа членов палаты Национального Парламента.
Статья 78.
Правом законодательной инициативы обладают: каждая из палат Союзного собрания, Кабинет министров, Президент Грузии.
В течение месяца со дня внесения законопроекта должна быть назначена дата рассмотрения.
В первом чтении рассматривается законопроект в целом, во втором – поправки, а в третьем голосуется окончательно как закон.
Статья 79.
Союзные конституционные законы могут приниматься по решению Национального Совета по особо важным вопросам конституционного развития.
Они имеют высшую юридическую силу, составляя Конституцию.
Союзный конституционный закон принимается большинством в три четверти голосов от числа депутатов Национального совета.
Статья 80.
Национальный совет может принять закон о введении чрезвычайного или военного положения в государстве.
Решение об этом принимаются большинством в три четверти голосов.
Часть 6. Кабинет министров.
Глава 1. Статус Кабинета министров.
Статья 81.
Кабинет министров является коллегиальным органом, возглавляющим союзную исполнительную власть.
Кабинет министров включает в себя Премьер-министра и союзных министров.
Кабинет министров принимает свои решения в форме декретов.
Статья 82.
Кабинет министров руководит деятельностью союзных ведомств.
Кабинет министров вправе образовывать комиссии для обеспечения своей работы.
Кабинет министров принимает свои решения большинством голосов.
Глава 2. Порядок избрания и ответственность.
Статья 83.
Кандидатура Премьер-министра предлагается Президентом.
В течение недели Национальный совет обязан рассмотреть кандидатуру Премьер-министра.
Решение об утверждении кандидатуры Премьер-министра принимается Национальным советом большинством в две трети голосов от числа депутатов.
Статья 84.
Перед вновь избранным Президентом прежний Премьер-министр слагает свои полномочия.
В течение двух недель с момента вступления в должность Президент направляет предложения по кандидатуре Премьер-министра.
Статья 85.
Национальный совет может отклонить кандидатуру Премьер-министра дважды.
В третий раз Национальный совет сам предлагает кандидатуру Премьер-министра и утверждает ее.
В этом случае Президент может или распустить Национальный совет, или согласиться с таким решением.
Статья 86.
Национальный совет может выразить недоверие Кабинету министров, тогда он должен будет уйти в отставку.
Недоверие может быть выражено отдельному министру, и он обязан уйти в отставку.
Глава 3. Компетенция Кабинета министров.
Статья 87.
Кабинет министров проводит единую политику в области государственного строительства и социально-экономического развития.
Кабинет министров принимает союзные программы по развитию страны в различных областях.
Статья 88.
Кабинет министров принимает решения по оперативному управлению национальной экономикой.
Кабинет министров заведует социальными делами.
Статья 89.
Кабинет министров может ввести на части территории государства состояние угрозы и ввести режим ограничения прав человека.
Состояние угрозы объявляется на срок до трех месяцев.
Часть 7. Судебная система.
Глава 1. О суде.
Статья 90.
Правосудие осуществляется только судом.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, арбитражного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Статья 91.
Судьи несменяемы.
Судьи неприкосновенны.
Статья 92.
Судьи независимы и подчиняются только закону.
Судьей может быть гражданин Грузии, достигший возраста 30 лет и имеющий высшее юридическое образование.
Статья 93.
Каждый имеет право на обращение в суд.
Суд должен быть скорым и публичным.
Суд строится на равенстве сторон процесса и состязательности.
Статья 94.
Закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Никто не обязан свидетельствовать против своих близких.
Никто не может быть дважды осужден за одно и то же преступление.
Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.
Глава 2. О структуре судов.
Статья 95.
Судебная система Грузии включает в себя союзную судебную систему и судебные системы союзных земель.
Союзная судебная система включает в себя систему арбитражных судов, систему судов общей юрисдикции, систему административных судов и Союзный Конституционный суд.

Статья 96.
Система арбитражных судов возглавляется Высшим арбитражным судом и в нее входят арбитражные суды союзных земель.
Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических и иных споров о праве.
Статья 97.
Система судов общей юрисдикции включает Верховный суд, окружные союзные суды и участковые суды.
Верховный суд является высшим судебным органом по уголовным, гражданским и иным делам.
Статья 98.
Система административных судов состоит из Высшего административного суда и административных судов союзных земель.
Высший административный суд является высшим судебным органом по разрешению административных споров.
Глава 3. Союзный судебный совет.
Статья 99.
Союзный судебный совет является высшим органом обеспечения деятельности судебной системы Грузии.
Союзный судебный совет возглавляется Президентом. В него входит пять членов, назначаемых Национальным советом, и три члена от Кабинета министров.
Статья 100.
Союзный судебный совет уполномочен принимать решения по вопросам назначения судей и их перемещения, увольнения с государственной службы по основаниям, установленным в законе.
Глава 4. Союзный Конституционный суд.
Секция 1. Порядок формирования.
Статья 101.
Союзный Конституционный суд включает 15 судей.
Союзный Конституционный суд является высшим органом конституционной юстиции.
Судьей Союзного Конституционного суда может быть гражданин Грузии старше 55 лет, имеющий опыт судебной деятельности свыше 10 лет и высшее юридическое образование.
Статья 102.
Заседания Союзного Конституционного суда правомочны при участии 12 судей.
Решения принимаются большинством голосов от числа судей.
Секция 2. Компетенция Союзного Конституционного суда.
Статья 103.
Союзный Конституционный суд дает толкование Конституции по запросам высших союзных органов власти.
Союзный Конституционный суд рассматривает вопросы о соответствии Конституции союзных законов, международных договоров и актов органов исполнительной власти.
Статья 104.
Союзный Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами исполнительной власти Грузии и органами государственной власти союза и союзных земель.
Часть 8. Порядок изменения Конституции.
Статья 105.
Изменения в Конституцию могут вноситься только Национальным советом с одобрения Совета союза.
Также Конституция может быть принята на референдуме, если 10 % граждан республики выскажутся за его проведение.
Статья 106.
Проект изменений разрабатывается комиссией, назначаемой Национальным советом.
В течение недели со дня выработки окончательного проекта Национальный совет рассматривает данный вопрос.
В течение недели с даты принятия положительного решения Национальным советом Совет Союза может дать свое согласие.
Статья 107.
В случае отрицательного решения Совета Союза оно может быть преодолено тремя четвертями голосов Национального совета.
Президент в таком случае обязан подписать закон об изменениях.