КОНСТИТУЦИЯ АЛЖИРСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
с изменениями, принятыми на референдуме 28 ноября 1996 год
ПРЕАМБУЛА
Алжирский народ является свободным народом и будет оставаться таким. Его история – это длинная цепь сражений за свою независимость, которые навечно сделали Алжир землей свободы и благородства.
Являясь свидетелем величайших событий, которые когда-либо знало Средиземноморье, Алжир смог найти в своих сыновьях, начиная со времен нумидийского царства, Ислама, вплоть до колониальных войн, глашатаев сво6оды, единения и прогресса, также как и строителей демократического и процветающего государства в периоды мира и благоденствия. Дата 1 ноября 1954 года стала величайшим взлетом в алжирской истории.
Успех Алжира в долгом сопротивлении враждебным действиям, которые велись против его культуры, ценностей и основных составляющих его идентичности: Ислама, арабского и берберского населения, был ознаменован 1 ноября. Эта дата навсегда запечатлела славные сражения прошлого.
Объединенный национальным движением, а затем Фронтом национального освобождения народ проливал свою кровь во имя борьбы за общие идеалы свободы и национальных традиций, которые осуществились в создании подлинных народных учреждений.
Завершив народную войну, увенчавшуюся долгожданной независимостью, за которую погибли лучшие сыны отечества, Фронт национального освобождения восстановил современное и независимое государство во всей его мощи.
Вера в общие ценности позволила народу одерживать решительные победы, отмеченные восстановлением национальных богатств и построением государства, находящегося на службе у своего народа, осуществляющего свои полномочия при полной независимости от любого давления извне.
Всегда движимый идеалами свободы и демократии народ видит в этой Конституции создание учреждений, основанных на широком участии граждан в управлении государственными делами, и реализацию принципов социальной справедливости, равенства и свободы всех и каждого.
Одобряя эту Конституцию, творчество собственною гения, отражение своих чаяний, плод своего выбора, продукт широких социальных изменений, народ как никогда торжественно идет к идеалу правового государства.
Конституция главенствует над всеми, она является основным законом, гарантирующим личные и общественные права и свободы, защищает право свободного выбора народа и придает законность исполнению государством своих полномочий. Она позволяет обеспечить юридическую защиту и контроль за действиями публичных властей в обществе, где господствуют законность и расцвет личности во всех ее проявлениях.
Сильный издавна укоренившимися духовными ценностями и традициями солидарности и справедливости народ использует свои возможности для того, чтобы способствовать культурному, социальному и экономическому прогрессу сегодняшнего и завтрашнего дня.
Алжир — земля Ислама, неотъемлемая часть Великого Магриба, арабское, средиземноморское и африканское государство, гордится сиянием своей Ноябрьской революции и уважением, которое он смог приобрести и сохранить благодаря своей приверженности всему справедливому на Земле.
Достояние народа, его жертвы, чувство ответственности, давняя приверженность к свободе и социальной справедливости являются наилучшими гарантиями соблюдения принципов этой Конституции, которую он учреждает и передает будущим поколениям — достойным наследникам пионеров и строителей свободного общества.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЖИРСКОГО ОБЩЕСТВА.
Глава 1. Об Алжире.
Статья 1.
Алжир является Народной Демократической Республикой, единой и неделимой.
Статья 2.
Ислам является государственной религией.
Статья 3.
Официальным национальным языком является арабский язык.
Статья 4.
Столица Республики – город Алжир.
Статья 5.
Национальная символика, государственный флаг и национальный гимн определяются законом.
Глава 2. О народе.
Статья 6.
Источником всей власти является народ. Только народу принадлежит национальный суверенитет.
Статья 7.
Учредительная власть принадлежит на народу. Народ осуществляет свой суверенитет посредством создаваемых им органов.
Народ осуществляет его посредством референдума и через своих выборных представителей.
Президент Республики может непосредственно осуществлять волю народа.
Статья 8.
Народ учреждает государственные институты с целью:
• сохранения и укрепления национальной независимости;
• сохранения и укрепления идентичности и национального единства;
• защиты фундаментальных гражданских свобод, социального и культурного богатства нации;
• ликвидации эксплуатации человека человеком;
• защиты национальной экономики от всех форм неномерных растрат, хищений, захватов и незаконной конфискации.
Статья 9.
В государственных учреждениях запрещены:
• практика феодализма, регионализма и непотизма;
• установление отношений, основанных на эксплуатации, феодализме и непотизме;
• практика, противоречащая исламской морали и ценностям Ноябрьской революции.
Статья 10.
Народ свободно избирает своих представителей.
Представительство народа не имеет других ограничений, кроме тех, которые установлены Конституцией и избирательным законом.
Глава 3. О государстве.
Статья 11.
Государство черпает свою легитимность и основу для своего существования в воле народа.
Его девиз: «Создано народом и служит народу».
Статья 12.
Государство также осуществляет свои суверенные права, установленные международным правом, в различных принадлежащих ему зонах морского пространства.
Статья 13.
Ни в коем случае не допускается отчуждение или отказ от части национальной территории.
Статья 14.
Государство основано на организационных принципах демократии и социальной справедливости.
Избранная ассамблея является рамками, в которых выражается воля народа и осуществляется контроль за действиями властей.
Статья 15.
Территориальными единицами государства являются Коммуна и Вилайя.
Коммуна — основная единица.
Статья 16.
Избранная ассамблея является фундаментом децентрализации и формой участия граждан в управлении государственными делами.
Статья 17.
Общественное имущество является собственностью народа.
Оно включает недра земли, шахты и карьеры, естественные источники энергии, минеральные, естественные и живые богатства различных зон национального морского пространства, вод и лесов.
Оно, помимо этого, включает также железнодорожный, морской и воздушный транспорт, почтовые ведомства, службы телекоммуникации, а также другую собственность, установленную законом.

Статья 18.
Национальное имущество определено законом.
Оно включает общественное и частное имущество государства, вилайи и коммуны.
Управление национальным имуществом осуществляйся в соответствии с законом.
Статья 19.
Организация внешней торговли входит в компетенцию государства.
Закон определяет условия осуществления и контроля за внешней торговлей.
Статья 20.
Экспроприация собственности может осуществляться только в соответствии с законом.
Она предусматривает предварительную и справедливую компенсацию.
Статья 21.
Служба в государственных учреждениях не может быть источником для обогащения или средством удовлетворения частных интересов.
Статья 22.
Злоупотребление властью карается законом.
Статья 23.
Беспристрастность администрации гарантируется законом.
Статья 24.
Государство несет ответственность за безопасность граждан и имущества. Оно обеспечивает безопасность каждого гражданина за рубежом.
Статья 25.
Укрепление и развитие оборонительного потенциала нации осуществляется Национальной народной армией.
Постоянной задачей Национальной народной армии является сохранение национальной независимости и за щита национального суверенитета.
Она призвана обеспечивать защиту единства и территориальной целостности страны, защиту ее сухопутного и воздушного пространства и различных зон ее морского пространства.
Статья 26.
Алжир отказывается от войны как средства покушения на законный суверенитет и свободу других народов.
Он выступает за урегулирование международных споров мирными средствами.
Статья 27.
Алжир солидарен со всеми народами, которые борются за политическое и экономическое освобождение, за право на самоопределение и против любой формы расовой дискриминации.
Статья 28.
Алжир выступает за укрепление международного сотрудничества, за развитие дружественных отношений между государствами на основе равенства, взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела. Он верен принципам и целям Устава ООН.
Глава 4. Права и свободы.
Статья 29.
Граждане равны перед законом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по причинам, связанным с рождением, расой, полом, убеждениями, или любым другим личным или общественным обстоятельствам и условиям.
Статья 30.
Алжирское гражданство определяется законом.
Условия приобретения, сохранения, утраты и лишения алжирского гражданства определяются законом.
Статья 31.
Задача государственных учреждений состоит в обеспечении равенства прав и обязанностей всех граждан и в устранении препятствий, которые мешают расцвету человеческой личности и эффективному участию всех граждан в политической, экономической, общественной и культурной жизни.
Статья 32.
Основные свободы и права человека и гражданина гарантируются. Они составляют общее достояние всех алжирцев, которые обязаны из поколения в поколение сохранять их в целостности и незыблемости.
Статья 33.
Индивидуальная или коллективная защита основных прав человека и индивидуальных и коллективных свобод гарантируется.
Статья 34.
Государство гарантирует неприкосновенность человеческой личности.
Любая форма физического или морального насилия или покушения на достоинство личности запрещена.
Статья 35.
Нарушение прав и свобод, а также физическое или моральное ущемление неприкосновенности человеческой личности преследуются по закону.
Статья 36.
Свобода совести и свобода выражения мнения неприкосновенны.
Статья 37.
Свобода торговли и промышленности гарантируется. Она осуществляется в рамках закона.
Статья 38.
Гражданам гарантируется свобода интеллектуального, художественного и научного творчества.
Авторские права защищены законом.
Наложение секвестра на любые публикации, записи или любые другие средства коммуникации и информации могут осуществляться только на основании судебного решения.
Статья 39.
Частная жизнь и честь гражданина неприкосновенны и охраняются законом.
Тайна переписки и частных сношений во всех формах гарантирована.
Статья 40.
Государство гарантирует неприкосновенность жилища.
Любой обыск может осуществляться только на основании закона и с соблюдением его.
Обыск производится при предъявлении письменного ордера, исходящего от компетентного судебного органа.
Статья 41.
Свобода выражения мнений, ассоциаций и собраний гарантируется гражданам.
Статья 42.
Право на создание политических партии признается и гарантируется.
Вместе с тем осуществление этого права не может сочетаться с покушением на основные свободы, фундаментальные ценности и составляющие национальной идеи личности, национальное единство, безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также на демократический и республиканский характер государства.
В целях соблюдения положений настоящей Конституции политические партии не могут создаваться на религиозной, лингвистической, расовой, половой, корпоративной или региональной основе.
Политические партии не могут прибегать к пропаганде, затрагивая элементы, упомянутые в предыдущем абзаце.
Любая зависимость в какой бы то ни было форме политических партий от зарубежных партий или интересов зарубежных государств запрещена.
Ни одна политическая партия не может прибегать к насилию или принудительным акциям, независимо от их природы и форм.
Другие обязанности предписаны законом.
Статья 43.
Право на создание ассоциаций гарантируется.
Государство стимулирует развитие ассоциативной деятельности.
Закон определяет условия и формы создания ассоциаций.
Статья 44.
Любой гражданин, обладающий гражданскими и политическими правами, имеет право свободно выбирать место жительства и перемещаться по национальной территории.
Статья 45.
Любой гражданин считается невиновным до установления его вины судебными органами при соблюдении всех гарантий, требуемых законом.
Статья 46.
Никто не может быть признан виновным, за исключением случаев, когда это связано с промульгированным ранее законом, относящимся к инкриминируемому акту.
Статья 47.
Никто не может подвергаться преследованию, аресту пли задержанию, за исключением случаев, определенных законом и соответствующих указанным в нем нормам.
Статья 48.
В сфере уголовных расследований взятие под стражу подчиняется судебному контролю и не может превышать 48 часов.
Взятое под стражу лицо имеет право немедленно вступить в контакт со своей семьей. Продление срока взятия под стражу в исключительных случаях может осуществляться только при условиях, определенных законом.
По истечении срока взятия под стражу проводится медицинское освидетельствование удерживавшегося лица в случае такой просьбы с его стороны. Указанное лицо всегда должно быть информировано о таком праве.
Статья 49.
Судебная ошибка влечет за собой репарации со стороны государства.
Закон определяет условия и формы репараций.
Статья 50.
Любой гражданин, обладающий юридическими правами, может избираться и быть избранным.
Статья 51.
Свободный доступ к занятию должностей в государстве гарантирован всем гражданам, за исключением случаев, определенных законом.
Статья 52.
Право на частную собственность гарантировано.
Право наследства гарантировано.
«Вакуфное» имущество и фонды признаются, их предназначение защищено законом.
Статья 53.
Право на получение образования гарантировано. Образование бесплатно во всех формах, определенных законом.
Начальное образование является обязательным.
Государство организует систему образования.
Государство контролирует свободный доступ к образованию и профессиональной подготовке.
Статья 54.
Все граждане имеют право на защиту их здоровья.
Государство обеспечивает предотвращение и борьбу против эпидемических и эндемических заболеваний.
Статья 55.
Все граждане имеют право на труд. Право на защиту, безопасность и гигиену в процессе работы гарантировано законом.
Право на отдых гарантировано, закон определяет формы его осуществления.
Статья 56.
Право объединяться в профсоюзы признается за всеми гражданами.
Статья 57.
Право на забастовку признается и осуществляется в рамках закона.
Закон может запрещать или ограничивать осуществление этого права в области национальной обороны и безопасности, а также в сферах и видах деятельности, имеющих жизненно важное значение для общества.
Статья 58.
Семья пользуется защитой государства и общества.
Статья 59.
Условия жизни граждан, которые еще не могут, больше не могут или никогда не смогут трудиться, гарантированы.
Глава 5. Обязанности.
Статья 60.
Никто не может игнорировать закон.
Все граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики.
Статья 61.
Каждый гражданин обязан защищать и предохранять независимость страны, ее суверенитет и территориальную целостность, а также все атрибуты государства.
Статья 62.
Каждый гражданин обязан добросовестно выполнять свои обязанности по отношению к Родине.
Обязательство гражданина перед Родиной и обязанность содействовать ее обороне — это постоянный и священный долг.
Государство гарантирует уважение символов революции, сохранение памяти о павших героях революции и достоинство муджахеддинов.
Статья 64.
Комплекс свобод каждого гражданина осуществляется при соблюдении прав, признанных Конституцией за другими гражданами, особенно в области соблюдения права на честь, личную жизнь, защиту семьи, молодежи и детей.
Статья 64.
Граждане равны в области налогообложения.
Каждый обязан участвовать в финансировании общественных затрат, в зависимости от своей контрибуционной способности.
Любой налог вводится только на основании закона.
Никакие налоги не могут иметь обратного действия.
Статья 65.
Закон санкционирует обязанность родителей обеспечивать воспитание и защиту своих детей, а также обязанность детей оказывать помощь родителям.
Статья 66.
Каждый гражданин обязан защищать общественную собственность и интересы общества, а также уважать собственность других.
Статья 67.
Любой иностранец, который на законных основаниях находится на национальной территории, в отношении себя и своего имущества пользуется защитой закона.
Статья 68.
Никто не может быть экстрадирован, за исключением случаев применения закона об экстрадиции.
Статья 69.
Ни в коем случае политический беженец, на законном основании пользующийся правом на убежище, не может быть выдан или экстрадирован.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ.
Глава 1. Исполнительная власть.
Статья 70.
Президент Республики, глава государства воплощает единство нации.
Он является гарантом Конституции.
Он является представителем государства в стране и за рубежом.
Он непосредственно обращается к нации.
Статья 71.
Президент Республики избирается всеобшим, прямым и тайным голосованием.
Избрание осуществляется большинством поданных голосов.
Остальные положения, связанные с избранием президента, определены законом.
Статья 72.
Президент Республики осуществляет высшую власть в пределах, установленных Конституцией.
Статья 73.
Для избрания на пост президента Республики кандидат должен:
• иметь исключительно алжирское гражданство и происхождение;
• быть мусульманином;
• быть в возрасте не менее 40 лет ко дню избрания;
• пользоваться всеми гражданскими и политическими свободами;
• представить свидетельство того, что супруг кандидата является гражданином Алжира;
• подтвердить участие в революции 1 ноября 1954 года для кандидатов, родившихся до июля 1942 года;
• подтвердить неучастие родителей кандидата, родившегося после июля 1942 года, в актах, враждебных революции 1 ноября 1954 года;
• представить публичную декларацию о своем движимом и недвижимом имуществе в Алжире и за его пределами;
• другие условия предписаны законом.
Статья 74.
Продолжительность мандата президента составляет пять лет.
Президент Республики может быть переизбран только один раз.
Статья 75.
Президент Республики принимает присягу перед народом в присутствии всех высших инстанций нации в течение недели, следующей за его избранием.
Он вступает в должность с момента принятия присяги.
Статья 76.
Президент Республики произносит следующую клятву:
«Во имя Аллаха, милостивейшего и милосердного, помня о великих жертвах, о павших героях и ценностях Ноябрьской революции, клянусь уважать исламскую религию, защищать Конституцию, обеспечивать непреходящий характер государства, работать над обеспечением необходимых условий для нормального функционирования учреждений и конституционного порядка, буду стремиться к укреплению демократического процесса, уважать свободу выбора народа, обеспечивать соблюдение законов и решений государственных органов, сохранять территориальную целостность государства, единства народа и нации, защищать свободы и основные права человека и гражданина, неустанно бороться за прогресс и процветание народа, за достижение высших идеалов справедливости, за свободу и мир на планете».
Статья 77.
Наряду с полномочиями, которые непосредственно предоставлены ему другими положениями Конституции, президент Республики осуществляет следующие права и прерогативы:
1. является верховным главнокомандующим всех вооруженных сил Республики;
2. является министром обороны;
3. определяет и проводит внешнюю политику страны;
4. председательствует в Совете министров;
5. назначает главу правительства и прекращает его полномочия;
6. подписывает президентские указы;
7. обладает правом помилования, отсрочки и смягчения наказания;
8. может обращаться к народу посредством референдума по любому вопросу, имеющему национальное значение;
9. заключает и ратифицирует международные договоры;
10. присуждает награды и почетные символы государства.
Статья 78.
Президент Республики назначает:
1. на должности, предусмотренные Конституцией;
2. на гражданские и военные должности в государстве;
3. на должности, установленные в Совете министров;
4. председателя Государственного совета;
5. генерального секретаря правительства;
6. управляющего Банком Алжира;
7. судей;
8. руководителей органов безопасности;
9. вали.
Статья 79.
Глава правительства представляет выбранных им членов правительства президенту, который утверждает их на должности.
Глава правительства разрабатывает свою программу, которую он представляет на Совете министров.
Статья 80.
Глава правительства представляет свою программу на рассмотрение Национальной народной ассамблеи, которая открывает по ней общую дискуссию.
Глава правительства может внести изменения в свою программу в ходе дискуссии.
Глава правительства представляет Совету нации сообщение о своей программе.
Совет нации может принять резолюцию.
Статья 81.
В случае неодобрения своей программы Национальной народной ассамблеей, глава правительства подает президенту Республики прошение об отставке правительства.
Президент вновь назначает нового главу правительства и соответствии с теми же процедурами.
Статья 82.
Если одобрение со стороны Национальной народной ассамблеи вновь не получено, Национальная народная ассамблея распускается на законном основании.
Действующее правительство управляет текущими делами вплоть до избрания нового состава Национальной народной ассамблеи, которое должно произойти не позднее, чем через три месяца.
Статья 83.
Глава правительства исполняет и координирует усилия по выполнению программы, принятой Национальной народной ассамблеей.

Статья 84.
Глава правительства ежегодно представляет Национальной народной ассамблее декларацию о своей политике.
Декларация о политике дает повод для дебатов о деятельности правительства.
Эти дебаты могут завершиться принятием резолюции.
Дебаты могут также привести к вынесению вотума недоверия Национальной народной ассамблеей в соответствии с положениями статей 135, 136 и 137.
Глава правительства может обратиться с просьбой к Национальной народной ассамблее вынести ему вотум доверия. Если вотум доверия не вынесен, глава правительства заявляет об отставке правительства.
В этом случае президент Республики может до принятия отставки воспользоваться положениями статьи 129.
Правительство может также представить Совету нации декларацию о своей политике.
Статья 85.
Наряду с полномочиями, которые не двусмысленно предоставлены ему другими положениям» Конституции, глава правительства осуществляет следующие полномочия:
1. перераспределяет функции между членами правительства с соблюдением положений Конституции;
2. председательствует в Совете министров;
3. следит за соблюдением законов и регламентов;
4. подписывает исполнительные декреты;
5. назначает на государственные должности, не нарушая положений статей 77 и 78;
6. контролирует нормальное функционирование государственного аппарата.
Статья 86.
Глава правительства может подать президенту Республики прошение об отставке своего правительства.
Статья 87.
Президент Республики ни в коем случае не может делегировать полномочия назначения главы правительства и членов правительства, а также председателей и членов конституционных учреждений, для которых другая форма назначения не предусмотрена Конституцией.
Кроме того, он не может делегировать полномочия прибегать к референдуму, распускать Национальную народную ассамблею, принимать решение о проведений досрочных парламентских выборов и осуществлять действия, предусмотренные статьями 77, 78, 91, 93-95, 97, 124, 126, 127 и 128 Конституции.
Статья 88.
Когда Президент Республики по причине тяжелой и продолжительной болезни оказывается полностью неспособным осуществлять функции, Конституционный совет собирается на законном основании и, удостоверившись в наличии такой неспособности всеми соответствующими способами, единодушно предлагает парламенту объявить о такой неспособности.
Парламент на заседании обеих палат объявляет о неспособности президента Республики исполнять свои обязанности большинством в две трети голосов своих членов и назначает председателя Совета нации исполняющим обязанности главы государства на срок не более 45 дней. Он осуществляет свои прерогативы в соответствии с положениями статьи 90 Конституции.
В том случае, если неспособность исполнять обязанности главы государства превышает 45 дней, объявляется о вакантности поста главы государства посредством отставки президента, в соответствии с процедурой, описанной выше, и в соответствии с положениями последующих абзацев настоящей статьи.
В случае отставки или смерти Президента Республики Конституционный совет собирается на законном основании и окончательно констатирует вакантность поста Президента Республики.
Он немедленно доводит акт декларации о вакантности парламенту, который собирается на законных основаниях.
Председатель Совета нации исполняет обязанности главы государства в течение срока, не превышающего 60 дней, во время которого организуются президентские выборы. Глава государства, назначенный таким образом, не может быть кандидатом на пост президента Республики.
В случае одновременной отставки или смерти президента Республики и незанятости должности председателя Совета нации по какой-либо причине Конституционный совет собирается на законном основании и единогласно окончательно констатирует незанятость поста президента Республики и неспособность председателя Совета нации исполнять обязанности. В этом случае председатель Конституционного совета исполняет обязанности главы государства на основании положений, содержащихся в предыдущих абзацах настоящей статьи и статьи 90 Конституции. Он не может быть кандидатом на пост президента Республики.
Статья 89.
Если один из кандидатов, вышедших во второй тур президентских выборов, скончался, снял свою кандидатуру или не способен участвовать в выборах по любой другой причине, действующий президент Республики или лицо, осуществляющее полномочия главы государства, остается в должности до избрания президента Республики.
В этом случае Конституционный совет продляет срок организации выборов максимум на шестьдесят (60) дней.
Органический закон определяет условия и детали осуществления настоящих положений.
Статья 90.
Правительство, действующее в момент неспособности президента Республики исполнять свои обязанности, а также его смерти пли отставки, не может быть отправлено в отставку, и в нем не могут производиться перестановки до вступления в должность нового президента Республики.
В случае если действующий глава правительства является кандидатом на пост президента Республики, он подает в отставку на законных основаниях. Функции главы правительства выполняет другой член правительства, назначенный главой государства.
В течение периода продолжительностью в сорок пять (45) и шестьдесят (60) дней, как это предусматривается в статьях 88 и 89, не могут осуществляться положения, предусмотренные в абзацах 7 и 8 статьи 77 и в статьях 79, 124, 129, 136, 137, 174, 176 и 177 Конституции.
В течение этого периода положения статей 91, 93, 94, 95 и 97 Конституции могут осуществляться лишь с.одобрения парламента на заседании его обеих палат, а также после предварительных консультаций с Конституционным советом и Высшим советом безопасности.
Статья 91.
В случае крайней необходимости на заседании Высшего совета безопасности, после консультаций с председателем Национальной народной ассамблеи и председателем Совета нации, президент Республики объявляет чрезвычайное или осадное положение на определенный срок и принимает все необходимые меры для нормализации положения.
Срок действия чрезвычайного или осадного положения может быть продлен лишь при одобрении парламентом на заседании его обеих палат.
Статья 92.
Действия, связанные с чрезвычайным и осадным положением, определяются в органическом законе.
Статья 93
При возникновении непосредственной угрозы для государственных учреждений, независимости и территориальной целостности президент Республики объявляет чрезвычайное положение.
Данная мера осуществляется после консультаций с председателем Национальной народной ассамблеи, председателем Совета нации и с Конституционным советом и при согласии Высшего совета безопасности и Совета министров.
Чрезвычайное положение позволяет президенту Республики принимать исключительные меры в интересах сохранения независимости страны и защиты государственных учреждений.
Парламент собирается на законном основании.
Чрезвычайное положение прекращается в тех же формах и на основе установленных выше процедур, применявшихся при его объявлении.
Статья 94.
При согласии Высшего совета безопасности и после консультаций с председателем Национальной народной ассамблеи и председателем Совета нации президент Республики объявляет на заседании Совета министров о всеобщей мобилизации.
Статья 95.
На заседании Совета министров, при согласии Высшего совета безопасности, после консультаций с председателем Национальной народной ассамблеи и с председателем Совета нации, президент Республики объявляет о состоянии войны в случае действительной или непосредственно угрожающей агрессии, в соответствии с существующими положениями Устава ООН.
Парламент собирается на законном основании.
Президент Республики информирует нацию посредством обращения.
Статья 96.
В период действия военного положения действие Конституции приостанавливается, президент Республики осуществляет все полномочия.
Если мандат президента Республики заканчивается он на законном основании продлевается до конца войны.
В случае отставки или смерти президента Республики, а также неспособности ею исполнять обязанности председатель Совета нации в качестве главы государства и на тех же условиях, что и президент Республики, осуществляет все прерогативы, связанные с состоянием войны.
В случае одновременной вакантности поста президента Республики и председателя Совета нации председатель Конституционного совета исполняет обязанности главы государства на указанных выше условиях.
Статья 97.
Президент Республики подписывает соглашения о перемирии и мирные договоры.
Он запрашивает мнение Конституционного совета о соглашениях, относящихся к его ведению.
Он немедленно направляет эти соглашения для их немедленного одобрения в каждой из палат .парламента.
Глава 2. Законодательная власть.
Статья 98.
Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат — Национальной народной ассамблеи и Совета нации.
Парламент самостоятельно разрабатывает и принимает законы.
Статья 99.
Парламент контролирует деятельность правительства на основании положений, содержащихся в статьях 80, 84, 133 и 134 Конституции.
Контроль, предусмотренный статьями 135-137 Конституции, осуществляется Национальной народной ассамблеей.
Статья 100.
В рамках своих конституционных полномочий парламент должен оставаться верным мандату народа и постоянно отвечать его устремлениям.
Статья 101.
Члены Национальной народной ассамблеи избираются всеобщим, прямым и тайным голосованием.
Две трети членов Сонета нации избираются тайным и косвенным голосованием среди членов народных ассамблей коммун и народной ассамблеи вилайи депутатами этих ассамблей.
Одна треть членов Совета нации назначается президентом Республики среди видных деятелей в научной культурной, профессиональной, экономической и социальной сфере.
Количество членов Совета нации не должно превышать количество членов Национальной народной ассамблеи.
Формы применения абзаца 2 настоящей статьи определены законом.
Статья 102.
Национальная народная ассамблея избирается на 5 лет.
Мандат Совета нации действителен в течение 6 лет.
Состав Совета нации обновляется наполовину каждые 3 года.
Полномочия парламента могут быть продлены лишь в случае исключительно серьезных обстоятельств, препятствующих нормальному ходу голосования.
Эта ситуация констатируется посредством решения парламента на заседании его обеих палат, по предложению президента Республики и после консультаций с Конституционным советом.
Статья 103.
Формы избрания депутатов, а также избрания или назначения членов Совета нации, условия, необходимые для того, чтобы быть избранным, отсутствие права быть избранным и характер действий, несовместимых с избранием, определяются органическим законом.
Статья 104.
Признание действительными мандатов депутатов и членов Совета нации является сферой соответствующей компетенции каждой из двух палат.
Статья 105.
Мандат депутата и члена Совета выявляется государственным. Он возобновляется и не может совмещаться с другими мандатами и должностями.
Статья 106.
Депутат или член Совета нации, который не выполняет пли перестал выполнять задачи, возложенные на него в связи с его избранием, подвергается лишению мандата.
Решение о лишении мандата принимается в зависимости от обстоятельств Национальной народной ассамблеей и или Советом нации большинством своих членов.
Статья 107.
Депутат или член Совета нации несет ответственность перед своими коллегами, которые могут аннулировать его мандат, если он совершит акт, недостойный его миссии.
Внутренний регламент каждой из двух палат определяет условия, в которых депутат или член Совета нации может подвергнуться лишению мандата. Соответствующее решение в зависимости от обстоятельств выносится Национальной народной ассамблеей или Советом нации большинством своих членов. Это не отменяет других форм преследования в соответствии с нормами общего права.
Статья 108.
Условия, на которых парламент принимает отставку одного из своих членов, определяются органическим законом.
Статья 109.
Депутаты и члены Совета нации пользуются парламентской неприкосновенностью в течение срока действия своих мандатов.
Они не могут подвергаться преследованиям, арестам, на них не может быть подан гражданский иск, против них не может быть возбуждено уголовное дело. Любые сказанные мнения, предложения или голосование в процессе исполнения полномочий не могут быть использованы для давления на депутата или члена Совета нации.
Статья 110.
Преследования могут быть начаты против депутата или члена Совета нации при совершении преступления или правонарушения только в случае выраженного отказа от парламентской неприкосновенности заинтересованного лица или в силу постановления Национальной народной ассамблеи или Совета нации о лишении парламентской неприкосновенности, принимаемого большинством голосов палаты.
Статья 111.
В случае очевидного преступления или правонарушения возможен арест депутата или члена Совета нации. Президиум Национальной ассамблеи или Совета нации уведомляет об этом в каждом конкретном случае.
Президиум может обратиться с просьбой приостановить преследования и освободить депутата или члена Совета нации; в таком случае дело о лишении парламентской неприкосновенности будет рассматриваться в соответствии с положениями статьи 110 Конституции.
Статья 112.
Порядок замещения депутата или члена Совета нации в случае появления вакансии определяется органическим законом.
Статья 113.
Первое заседание палаты происходят через 10 дней после даты выборов Национальной народной ассамблеи под председательством самого старшего депутата. Национальная ассамблея избирает президиум и образует комиссии.
Вышеперечисленные положения применимы к Совету нации.
Статья 114.
Председатель Национальной народной ассамблеи избирается на весь срок полномочий представительного органа. Председатель Совета нации избирается после каждого частичного обновления состава Совета.
Статья 115.
Организация и порядок деятельности Национальной народной ассамблеи и Совета нации, так же как и отношения в процессе деятельности между палатами парламента и правительством, регулируются органическим законом.
Бюджет палат парламента, так же как и выплаты депутатам и членам Совета нации, определяется законом.
Национальная народная ассамблея и Совет нации вырабатывают и принимают свой внутренний регламент.
Статья 116.
Заседания парламента являются открытыми. Это условие затрагивает протокол, открытость которого обеспечивается положениями органического закона.
Национальная народная ассамблея и Совет нации заседают за закрытыми дверями по требованию своих председателей, большинства присутствующих членов палат или главы правительства.
Статья 117.
Национальная народная ассамблея и Совет нации учреждают постоянно действующие комиссии в порядке, предусмотренном внутренним регламентом.
Статья 118.
Парламент созывается на две очередные сессии в год, каждая из которых длится не менее 4 месяцев.
По инициативе президента Респу6лики парламент может быть созван на внеочередную сессию. Он также может быть созван президентом Республики по требованию главы правительства или по требованию двух третей членов Национальной ассамблеи. Закрытие внеочередной сессии происходит после того, как парламент снял с повестки дня обсуждаемый вопрос.
Статья 119.
Законодательная инициатива принадлежит главе правительства и депутатам.
Для принятия к обсуждению законодательное предложение представляется не менее, чем 20 депутатами. Законопроекты направляются в Совет министров после заключения Государственного совета, а затем выносятся главой правительства на обсуждение в президиум Национальной народной ассамблеи.
Статья 120.
Для принятия каждого законопроекта или предложения требуется обсуждение Национальной ассамблеей, а затем Советом нации.
Национальная народная ассамблея выносит на обсуждение представленный текст законопроекта или предложения.
Совет нации выносит на обсуждение текст, вотированный Национальной народной ассамблеей, и утверждает его большинством в три четверти своих членов. В случае разногласия между двумя палатами по требованию главы правительства из членов двух палат создается согласительная комиссия для выработки компромиссного текста по положениям, вызывающим разногласия. Этот текст передается правительством палатам для утверждения и не может быть подвержен поправкам без согласия правительства. В случае продолжения разногласий текст отклоняется.
Парламент принимает закон о финансовом бюджете в 75-дневный срок с начала даты его вынесения на обсуждение в соответствии с вышеупомянутыми положениями. В случае его непринятия в установленный срок законопроект правительства вводится в действие президентским указом. Остальные положения бюджетного процесса определяются органическим законом, упомянутым статья 115 Конституции.
Статья 121.
Неприемлемым является любое предложение о принятии закона, последствием которого стало бы уменьшение общественных ресурсов или увеличение общественных затрат, кроме случаев, когда оно сопровождается мерами, нацеленными на рост доходов государства или на накопление средств, объем которых не меньше объема других статей общественных затрат.
Статья 122.
Парламент законодательствует в рамках предоставленных ему Конституцией полномочий, а также в следующих областях:
1. основополагающие права и обязанности граждан, в частности режим публичных свобод, защита личных свобод и обязанностей граждан;
2. основные правовые нормы, относящиеся к статус личности и к семейному праву, в частности 6рак, развод, усыновление, дееспособность и права наследования;
3. условия регистрации граждан;
4. базовое законодательство о гражданстве;
5. основные правовые нормы, касающиеся статуса иностранных граждан;
6. правила, относящиеся к организации судебной системы и к созданию судебных учреждений;
7. основные уголовные и уголовно процессуальные нормы, в частности определение преступлений и правонарушений, учреждение соответствующих наказаний любого характера, регулирование условий амнистии, экстрадиции и пенитенциарного режима;
8. общие положения гражданского процесса и способы исполнения судебных решений;
9. режим гражданско-правовых, торговых обязательств, а также обязательств по недвижимости;
10. территориальное деление страны;
11. принятие государственного плана;
12. утверждение государственного бюджета;
13. установление налогов, пошлин, такс и сборов любого рода, а также их ставок и стоимости объекта обложения;
14. таможенный режим;
15. регламентация денежной эмиссии, а также банковского, кредитного и страхового режима;
16. общие правила в сфере образования и научных исследований;
17. общие правила, относящиеся к здравоохранению и народонаселению;
18. общие правила, касающиеся права на труд, социальной защиты, права на профсоюзную деятельность;
19. общие правила, касающиеся окружающей среды и обустройства территории;
20. общие положения, относящиеся к защите флоры и фауны;
21. защита и сохранение культурно-исторического достояния;
22. общий режим лесов и пасторальных земель;
23. общий режим вод;
24. общий режим шахт и углеводородного сырья;
25. режим землепользования;
26. основные гарантии государственных служащих и статус государственных служб;
27. общие правила, относящиеся к сфере национальной обороны и использованию вооруженных сил гражданскими лицами;
28. правила передачи собственности из государственного в частный сектор;
29. создание учреждений различных категорий.
Статья 123.
Помимо тех сфер, которые Конституция относит к органическому закону, органическим же законом регулируются также следующие вопросы:
• организация и функционирование органов государственной власти;
• избирательный режим;
• закон, касающийся политических партий;
• статус магистратур и организация судебной власти;
• рамочный закон, касающийся финансового законодательства;
• закон, касающийся национальной безопасности.
Органический закон принимается абсолютным большинством депутатов и большинством в три четверти членов Национального совета. До своего подписания он подвергается проверке на соответствие Конституции Конституционным советом.
Статья 124.
Во время каникул Национального народного собрания или в периоды между сессиями парламента президент Республики может прибегать к законодательной деятельности путем указов.
Президент Республики выносит изданные им указы на утверждение каждой из палат парламента во время следующей сессии.
Указы, не утвержденные парламентом, не входят в действие.
В исключительных ситуациях, определенных в статье 93 настоящей Конституции, президент Республики может прибегать к законодательной деятельности путем указов.
Указы утверждаются Советом министров.
Статья 125.
Сферы регулирования, за исключением тех, которые находятся в ведении закона, подпадают под регламентарные полномочия президента Республики.
Выполнение законов подпадает под регламентарную сферу главы правительства.
Статья 126.
Законы подписываются президентом в течение 30 дней с того момента, как они были ему переданы.
В случае, если одно из должностных лиц, перечисленных в статье 166, обратилось в Конституционный совет до подписания закона, этажерок приостанавливается до тех пор, пока Конституционный совет не сделает свое заключение в соответствии со статьей 167 настоящей Конституции.
Статья 127.
Президент Республики может потребовать второго чтения принятого закона в 30-дневный срок после его принятия.
В этом случае для принятия закона необходимы голоса двух третей депутатов Национальной народной ассамблеи.
Статья 128.
Президент Республики может направить послание парламенту.
Статья 129.
После консультаций с председателем Национального народного собрания, председателем Национального совета и с главой правительства президент Республики может принять решение о роспуске Национального народного собрания или назначении досрочных парламентских выборов. В обоих случаях парламентские вы6оры должны состояться не позднее чем через три месяца.
Статья 130.
По просьбе президента Республики или одного из председателей палат парламент может начать дебаты по внешней политике.
Эти дебаты заканчиваются принятием общей резолюции обеих палат парламента на их совместном заседании, эта резолюция передается президенту Республики.
Статья 131.
Соглашения о перемирии, мирные договоры, договоры об альянсе или союзе, договоры, касающиеся государственных границ, личного статуса, а также договоры, влекущие за собой расходы, не предусмотренные государственным бюджетом, ратифицируются президентом Республики после их утверждения каждой из палат парламента.
Статья 132.
Договоры, ратифицированные президентом Республики, в соответствии с Конституцией стоят над законом.
Статья 133.
Члены парламента могут делать запрос в правительство по актуальным вопросам.
Комиссии парламента могут заслушивать членов правительства.

Статья 134.
Члены парламента могут адресовать в устной или письменной форме любой вопрос любому члену правительства.
На письменный вопрос должен быть получен ответ в той же форме не позднее чем через 30 дней.
На устные вопросы должны быть даны ответы на пленарном заседании.
Если какая-либо одна из палат парламента считает, что устный или письменный ответ члена правительства даст к этому повод, то открываются дебаты в соответствии с условиями, предусмотренными внутренними регламентами Национальной народной ассамблеи и Национального совета.
Вопросы и ответы публикуются на тех же условиях что и протоколы дебатов в парламенте.
Статья 135.
Во время дебатов, посвященных заявлению об общей политике, Национальная народная ассамблея может поставить под сомнение ответственность правительства посредством голосовании о вынесении вотума недоверия.
Такое голосование может происходить только по инициативе не менее одной седьмой части депутатов.
Статья 136.
Резолюция о вынесении вотума недоверия должна приниматься большинством в две трети голосов депутатов.
Голосование может происходить лишь через три (3) дня после представления предложения о вотуме недоверия.
Статья 137.
Когда резолюция о вынесении вотума недоверия одобрена Национальной народной ассамблеей, глава правительства подает президенту Республики прошение об отставке своего правительства.
Глава 3. Судебная власть.
Статья 138.
Судебная власть является независимой. Она осуществляется в соответствии с законом.
Статья 139.
Судебная власть защищает общество и свободы и гарантирует всем и каждому сохранение их фундаментальных прав.
Статья 14 0.
Правосудие основано на принципах законности и равенства.
Оно равно для всех, доступно всем и выражается в соблюдении права.
Статья 141.
Правосудие осуществляется от имени народа.
Статья 142.
Уголовные наказания подчиняются принципам законности и выносятся в индивидуальном порядке.
Статья 143.
Юстиция может рассматривать акты административных властей.
Статья 144.
Решения судебных органов мотивируются и выносятся на публичных заседаниях.
Статья 145.
Все государственные ведомства обязаны всегда, везде и при любых обстоятельствах обеспечивать исполнение судебных решений.
Статья 146.
Правосудие осуществляется судьями. В случаях, предусмотренных законом, им могут помогать народные заседатели.
Статья 147.
Судья подчиняется только закону.
Статья 148.
Судья защищается от любых форм давления, вмешательства или маневров, препятствующих осуществлению им своей миссии или его свободной воле.
Статья 149.
Судья несет ответственность за свою деятельность перед Высшим судебным советом в формах, предписанных законом.
Статья 150.
Закон защищает подсудимого от всяких злоупотреблений или нарушений со стороны судьи.
Статья 151.
Право на защиту признается.
В уголовных делах оно гарантируется.
Статья 152.
Верховный суд представляет орган, регулирующий деятельность судов и трибуналов.
Учреждается Государственный совет — орган, регулирующий деятельность административных юрисдикций.
Верховный суд и Государственный совет осуществляют унификацию юриспруденции по всей территории и страны и следят за соблюдением закона.
Учреждается Конфликтный трибунал для урегулирования компетенциальных конфликтов между Верховным судом и Государственным советом.
Статья 153.
Организация, порядок функционирования и другие атрибуты Верховного суда, Государственного совета и Конфликтного трибунала определяются органическим законом.
Статья 154.
Высший судебный совет возглавлялся президентом Республики.
Статья 155.
В соответствии с законом Высший судебный совет принимает решения о назначениях, перемещениях и о служебной деятельности судей.
Статья 156.
Высший судебный совет даст свое предварительное консультативное мнение по вопросу осуществления права помилования со стороны президента Республики
Статья 157.
Организация, порядок функционирования и другие атрибуты Высшего совета и магистратуры определяются органическим законом.
Статья 158.
Учреждается Высший государственный суд для рассмотрения актов, которые могут быть квалифицированы как измена со стороны президента Республики, а также для рассмотрения преступлений, совершенных главой правительства при выполнении им своих функций.
Состав, организация и порядок функционирования Высшего государственного суда, а также необходимые для этого процедуры определяются органическим законом.
РАЗДЕЛ 3. О КОНТРОЛЕ И КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ИНСТИТУТАХ.
Глава 1. О контроле.
Статья 159.
Избранные ассамблеи обеспечивают функции контроля на общественном уровне.
Статья 160.
Правительство отчитывается перед каждой из палат парламента об использовании бюджетных ассигнований, которые были утверждены парламентом на данный финансовый год.
Финансовый год завершается принятием каждой из палат закона об исполнении государственного бюджета за отчетный период.
Статья 161.
Каждая из палат парламента может в пределах своих полномочий учредить в любой момент следственную комиссию для расследования любого дела, представляющего общественный интерес.
Статья 162.
Контрольные учреждения и органы должны следить за соответствием законодательной и исполнительной деятельности Конституции и контролировать формы использования и управления материальными средствами и общественными фондами.
Статья 163.
Для контроля за соблюдением Конституции создается Конституционный совет. Наряду с этим Конституционный совет следит за законным ходом референдумов, избрания президента Республики и парламентских выборов.
Он объявляет результаты голосования.

Статья 164.
Конституционный совет состоит из девяти (9) членов, трое (3) из которых назначаются президентом Республики, в том числе председатель, двое (2) избираются Национальным народным собранием, двое (2) – Национальным советом, один (1) – Государственным советом.
Сразу после избрания или назначения в Конституционный совет его члены прекращают любую другую деятельность.
Председатель Конституционного совета назначается президентом Республики сроком на шесть лет.
Члены Конституционного совета избираются один раз на 6-летний срок. Их состав подлежит обновлению наполовину каждые три года.
Статья 165.
Кроме других полномочий, возлагаемых на него иными положениями Конституции, Конституционный совет высказывается о соответствии договоров, законов и постановлений положениям Конституции либо путем уведомления, если последние не вступили в силу, либо путем вынесения решения в противном случае.
Конституционный совет по представлению президента Республики в обязательном порядке высказывает свое мнение о соответствии Конституции органических законов после их принятия парламентом.
Конституционный совет высказывается также в форме, предусмотренной предыдущим абзацем, о соответствии внутреннего регламента каждой из палат парламента положениям Конституции.
Статья 166.
Конституционный совет созывается президентом Республики, председателем Национального народного собрания либо председателем Национального совета.
Статья 167.
Конституционный совет заседает за закрытыми дверями; его мнение или решение выносится через 20 дней после поступления к нему документа.
Конституционный совет устанавливает правила своей деятельности.
Статья 168.
Если Конституционный совет решает, что какой-либо договор, соглашение или конвенция противоречат Конституции, они не подлежат ратификации.
Статья 169.
Если Конституционный совет сочтет, что какое-либо законодательное решение или регламентарное постановление противоречат Конституции, то они теряют силу с момента вынесения решения Совета.
Статья 170.
Учреждается Суд отчетности, на который возлагается контроль за финансами государства, территориальных коллективов и государственных учреждений. Суд отчетности составляет ежегодный доклад, направляемый президенту Республики.
Закон определяет полномочия, организацию и порядок деятельности Суда отчетности и санкции за выявленные им нарушения.
Глава 2. Консультативные учреждения.
Статья 171.
При президенте Республики учреждается Высший исламский совет, в функции которого входит:
• способствовать и поощрять развитие иджтихада;
• высказывать свое мнение по тем вопросам, которые ему поручены с точки зрения их соответствия религиозным предписаниям;
• представлять президенту Республики регулярный отчет о своей деятельности.
Статья 172.
Высший исламский совет состоит из пятнадцати (15) членов. Его председатель назначается президентом Республики из числа национальных деятелей, имеющих высокую компетенцию в различных областях науки.
Статья 173.
Создается Высший совет безопасности под председательством президента. Этот орган призван высказывать ему свое мнение по всем вопросам, относящимся к национальной безопасности.
Формы организации и деятельности Высшего совета безопасности определяются президентом Республики.
РАЗДЕЛ 4. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ.
Статья 174.
Решение об изменении Конституции принимается по инициативе президента Республики, выносится в идентичной формулировке на голосование в Национальное народное собрание и в Национальный совет на тех же условиях, что и текст законодательного акта.
Это решение выносится на одобрение народа путем референдума через 50 дней после его одобрения парламентом.
Изменения в Конституцию, одобренные народом, вводятся в действие президентом Республики.
Статья 175.
Закон, предусматривающий пересмотр Конституции, отвергнутый народом, теряет силу.
Он не может быть вновь передан на рассмотрение на рода в период деятельности этого состава парламента.
Статья 176.
В случае, если по обоснованному уведомлению Конституционного совета законопроект об избрании Конституции никоим образом не посягает на основные принципы алжирского общества, на права и свободы личности и гражданина, никоим образом не затрагивает существующую систему власти и институтов, президент Республики может ввести в действие закон об изменении Конституции без вынесения его на всенародный референдум в случае его принятия третями четвертями голосов членов обеих палат парламента.
Статья 177.
Три четверти членов обеих палат парламента на совместном заседании могут предложить изменения в Конституцию и представить их президенту Республики, который может вынести эти изменения на референдум.
В случае их одобрения эти изменения входят в силу.
Статья 178.
Любые изменения в Конституции не должны наносить ущерба:
1) республиканскому характеру государства;
2) демократическому порядку, основанному на многопартийности;
3) исламу как государственной религии;
4) арабскому языку как языку государственному и официальному;
5) фундаментальным свободам, правам человека и гражданина;
6) единству и целостности национальной территории.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 179.
Законодательная инстанция, существующая на момент вступления в силу настоящей Конституции, действует до истечения срока своего мандата. По истечении срока мандата законодательной инстанции и до избрания Национальной народной ассамблеи президент Республики осуществляет законодательную деятельность путем издания указов, в том числе в сферах, регулируемых органическими законами.
Статья 180.
До начала работы институтов, предусмотренных настоящей Конституцией:
• действующие законы, относящиеся к органической сфере, применяются до внесения в них поправок или замены в соответствии с процедурами, предусмотренными Конституцией;
• Конституционный совет в своем нынешнем составе осуществляет прерогативы, предусмотренные для него настоящей Конституцией, до начала работы институтов, которые будут созданы на его основе. Любые изменения или добавления должны осуществляться с учетом статьи 164 (абзац 3) настоящей Конституции, при необходимости используя метод жеребьевки.
После своего избрания Национальная народная ассамблея осуществляет всю полноту законодательной власти до начала работы Национального совета. Президент Республики может отложить вступление в силу законов, принятых по инициативе депутатов, до их утверждения Национальным советом.
Статья. 181.
Обновление наполовину состава Национального совета в течение срока действия его первого мандата осуществляется через 3 года путем жеребьевки. Замена членов Национального совета проводится на тех же условиях и с помощью той же процедуры, что и во время их избрания или назначения.
Жеребьевка не касается председателя Национального совета, который полностью осуществляет свой первый шестилетний мандат.
Статья 182.
Президент Республики вводит в действие текст изменений в Конституцию, одобренный народом, который будет исполняться как основной закон Республики.