КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ПМР № 94-КЗИД-V
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
Дата принятия: 5.07.2011
Принят Верховным Советом
Приднестровской Молдавской Республики 29 июня 2011 года
Статья 1. Внести в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики, принятую на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года и подписанную Президентом Приднестровской Молдавской Республики 17 января 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 30 июня 2000 года № 310-КЗИД (газета «Приднестровье» от 12 июля 2000 года, 13 июля 2000 года № 132-133); от 13 июля 2005 года № 593-КЗИД-III (САЗ 05-29); от 10 февраля 2006 года № 1-КЗИД-IV (САЗ 06-7), следующие изменения и дополнения:
1. Часть вторую пункта 1 статьи 54 исключить.
2. В пункте 2 статьи 54 слова «или чрезвычайное экономическое положение» исключить.
3. Пункт 1 статьи 55 изложить в следующей редакции:
«1. Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье) является президентской республикой. Наименования «Приднестровская Молдавская Республика» и «Приднестровье» равнозначны».
4. Статью 56 изложить в следующей редакции:
«Статья 56 1. Приднестровская Молдавская Республика как суверенное государство через создаваемые в установленном настоящей Конституцией и законодательством порядке органы государственной власти и управления, а также государственных должностных лиц берет на себя выполнение следующих основных функций:
а) формирование и сохранение благоприятной среды обитания;
б) осуществление здравоохранения населения;
в) создание и функционирование систем социального обеспечения и защиты населения, занятости трудоспособного населения;
г) развитие науки, культуры, физической культуры и спорта и обеспечение возможности получения населением образования;
д) осуществление внешнеполитической деятельности;
е) формирование и обеспечение деятельности финансовой системы государства;
ж) обеспечение развития экономики в государстве;
з) осуществление мер таможенного регулирования;
и) функционирование торговли, как внутренней, так и внешней;
к) создание условий для функционирования транспорта и связи как единых систем;
л) обеспечение условий для деятельности аграрного сектора хозяйства, направленной на удовлетворение потребностей населения;
м) сохранение и рациональное использование природных ресурсов;
н) создание условий для функционирования промышленности и энергетики;
о) обеспечение обороноспособности и безопасности государства;
п) обеспечение внешней и внутренней безопасности в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности государства;
р) осуществление правоохранительной деятельности, в том числе мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
с) определение статуса и защита государственной границы Приднестровской Молдавской Республики;
т) обеспечение деятельности органов юстиции;
у) иные вопросы, требующие единообразного решения и применения на территории Приднестровской Молдавской Республики, для обеспечения блага и пользы населения.
2. Органы государственной власти и управления создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из средств государственного бюджета».
5. Главу 2 изложить в следующей редакции:
«ГЛАВА 2 ПРЕЗИДЕНТ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 59 1. Президент Приднестровской Молдавской Республики является главой государства.
2. Президент Приднестровской Молдавской Республики является гарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета республики, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией и законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Приднестровской Молдавской Республики как глава государства представляет Приднестровскую Молдавскую Республику внутри страны и в международных отношениях.
5. Президент Приднестровской Молдавской Республики обладает неприкосновенностью.
6. Статус Президента Приднестровской Молдавской Республики устанавливается конституционным законом.
Статья 60. 1. Президентом Приднестровской Молдавской Республики может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики, состоящий в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики не менее 10 лет, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и постоянно проживающий на территории Приднестровской Молдавской Республики не менее 10 лет ко дню выборов.
2. Выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики осуществляются гражданами Приднестровской Молдавской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Срок полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики – 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Приднестровской Молдавской Республики более двух сроков подряд.
4. Порядок проведения выборов Президента Приднестровской Молдавской Республики устанавливается законом.
Статья 61. 1. При вступлении в должность Президент Приднестровской Молдавской Республики приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Приднестровской Молдавской Республики и законы Приднестровской Молдавской Республики, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу Приднестровской Молдавской Республики».
2. Присяга приносится не позднее 30 дней после официального опубликования результатов выборов, в торжественной обстановке, в присутствии депутатов Верховного Совета, представителей исполнительных и судебных органов государственной власти. Президент Приднестровской Молдавской Республики приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 62. 1. Исполнение полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики прекращается досрочно в случае добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящей Конституции. Во всех случаях, когда Президент Приднестровской Молдавской Республики не в состоянии осуществлять свои полномочия, их временно исполняет Председатель Правительства Приднестровской Молдавской Республики до устранения причин, препятствующих Президенту осуществлять свои полномочия, или до избрания Президента Приднестровской Молдавской Республики в установленном порядке.
2. Исполняющий обязанности Президента Приднестровской Молдавской Республики не имеет права распускать Верховный Совет, а также вносить законопроект, предусматривающий внесение изменений и (или) дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики по указанным в пункте 1 настоящей статьи основаниям выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики проводятся во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами после даты досрочного прекращения полномочий Президента.
Статья 63. 1. Президент Приднестровской Молдавской Республики является Главнокомандующим Вооруженными силами Приднестровской Молдавской Республики. В случае агрессии против Приднестровской Молдавской Республики или непосредственной угрозы агрессии Президент Приднестровской Молдавской Республики вводит на территории Приднестровской Молдавской Республики военное положение с незамедлительным сообщением об этом Верховному Совету. Президент Приднестровской Молдавской Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном конституционным законом, вводит на территории Приднестровской Молдавской Республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, с незамедлительным сообщением об этом Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики.
2. Президент Приднестровской Молдавской Республики имеет право помилования.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики решает вопросы гражданства Приднестровской Молдавской Республики и предоставления политического убежища.
4. Президент Приднестровской Молдавской Республики учреждает государственные награды Приднестровской Молдавской Республики, устанавливает почетные и специальные звания, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Приднестровской Молдавской Республики, высшие воинские и специальные звания, высшие квалификационные классы и классные чины.
5. Президент Приднестровской Молдавской Республики обращается с посланиями к народу Приднестровской Молдавской Республики, Верховному Совету и периодически информирует о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности республики, представляет Верховному Совету ежегодные доклады о положении в республике и предлагает к его рассмотрению такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными.
6. Президент Приднестровской Молдавской Республики осуществляет руководство внешней политикой Приднестровской Молдавской Республики, ведет переговоры и подписывает международные договоры Приднестровской Молдавской Республики, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.
Статья 64. Президент Приднестровской Молдавской Республики не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного Совета и иных представительных органов в Приднестровской Молдавской Республике, а также приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок своих полномочий.
Статья 65. 1. Президент Приднестровской Молдавской Республики издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики обязательны для исполнения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.
3. Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики не должны противоречить Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 66. 1. Президент Приднестровской Молдавской Республики:
а) назначает с согласия Верховного Совета Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Приднестровской Молдавской Республики;
в) принимает решение об отставке Правительства Приднестровской Молдавской Республики;
г) представляет Верховному Совету кандидатуру для назначения на должность Председателя центрального банка; ставит перед Верховным Советом вопрос об освобождении от должности Председателя центрального банка;
д) по предложению Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики, министров, глав государственных администраций городов и районов;
е) представляет Верховному Совету кандидатуры для назначения на должности председателей Конституционного, Верховного, Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики, а также кандидатуру Прокурора Приднестровской Молдавской Республики; вносит в Верховный Совет предложение об освобождении от должности Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, назначает двух судей Конституционного суда и судей иных судов;
ж) принимает решение об отставке отдельных членов Правительства в случаях и в порядке, установленных Конституцией и законом;
з) распускает Верховный Совет в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики;
и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики;
к) утверждает военную доктрину Приднестровской Молдавской Республики;
л) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента Приднестровской Молдавской Республики;
м) формирует Администрацию Президента Приднестровской Молдавской Республики;
н) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики дипломатических представителей Приднестровской Молдавской Республики в иностранных государствах и международных организациях;
о) имеет право временно назначать на все вакансии, открывающиеся в период между сессиями Верховного Совета, по государственным должностям, назначение на которые осуществляется Верховным Советом по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики, до замещения этих должностей в установленном порядке на ближайшей сессии;
п) подписывает и обнародует законы;
р) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законодательными актами.
2. Президент Приднестровской Молдавской Республики может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
3. Прекращение полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики влечет за собой прекращение полномочий лиц, непосредственно подчиненных Президенту Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 62 Конституции».
6. Главу 3 изложить в следующей редакции: «ГЛАВА 3 ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 67. 1. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (далее – Верховный Совет) является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики. Численный состав Верховного Совета – 43 депутата.
2. Срок полномочий Верховного Совета – 5 лет. В случае роспуска Верховного Совета Президентом Приднестровской Молдавской Республики внеочередные выборы Верховного Совета проводятся во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами после даты роспуска Верховного Совета. Верховный Совет как орган государственной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного Конституцией числа депутатов. Полномочия Верховного Совета начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Верховного Совета нового созыва. 3. Президент Приднестровской Молдавской Республики собирает Верховный Совет на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после официального опубликования результатов выборов при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов Верховного Совета. Президент Приднестровской Молдавской Республики открывает первое заседание Верховного Совета и поручает его ведение старейшему депутату до избрания Председателя Верховного Совета в установленном порядке.
Статья 68. 1. Депутатом Верховного Совета может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов возраста 25 лет и постоянно проживающий на территории республики не менее 5 лет ко дню выборов. Депутат Верховного Совета не может быть Президентом, членом Правительства Приднестровской Молдавской Республики, судьей, прокурором, состоять на государственной службе, быть депутатом иных представительных и выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Депутат Верховного Совета, работающий в Верховном Совете и его рабочих органах на постоянной профессиональной основе, не вправе занимать иные оплачиваемые должности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата Верховного Совета. Порядок проведения выборов депутатов Верховного Совета устанавливается законом.
2. Депутат Верховного Совета за свою деятельность в Верховном Совете получает денежное вознаграждение, ему возмещаются расходы, связанные с осуществлением им депутатских полномочий, в порядке, установленном законом. Депутат Верховного Совета обязан присутствовать на заседаниях Верховного Совета и его рабочих органов. Отсутствие депутата Верховного Совета без уважительных причин на заседаниях Верховного Совета и его рабочих органов влечет за собой применение к депутату Верховного Совета установленных законом мер взыскания.
3. Депутат Верховного Совета не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им мнение или принятое в процессе депутатской деятельности решение. Депутат Верховного Совета обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законами Приднестровской Молдавской Республики для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности депутата Верховного Совета решается Верховным Советом по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики.
4. Статус депутата Верховного Совета устанавливается конституционным законом.
Статья 69. 1. Верховный Совет из своего состава избирает Председателя и его заместителей. По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией, Верховный Совет создает постоянные, временные и иные рабочие органы. Порядок избрания Председателя, заместителей Председателя Верховного Совета, порядок образования и деятельность Верховного Совета определяются Регламентом Верховного Совета.
2. В своей деятельности Верховный Совет и создаваемые им органы из числа депутатов Верховного Совета обязаны учитывать права меньшинства (одна пятая депутатов Верховного Совета вправе в любое время при принятии решения потребовать проведения тайного либо поименного голосования, перед тем как будет принято решение об открытом голосовании), а также право любого из депутатов Верховного Совета требовать придания гласности сведения о голосах «за» и «против», поданные депутатами по какому-либо вопросу.
3. Две трети от установленного Конституцией числа депутатов составляют кворум, необходимый для принятия правовых актов.
Статья 70. 1. Верховный Совет правомочен рассматривать и решать все вопросы, отнесенные Конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций. Ни один акт законодательства не может быть принят Верховным Советом на своем заседании, если он предварительно не рассмотрен рабочим органом Верховного Совета.
2. Верховный Совет посредством принятия законодательных актов:
а) устанавливает республиканские налоги и сборы, перечень местных налогов и сборов, порядок их взимания и введения; устанавливает предельный размер налоговой нагрузки на налогоплательщика; устанавливает пределы государственного долга и величину разового заимствования, в случае превышения которой данное действие должно быть согласовано с Верховным Советом, а также порядок либо объекты его обеспечения; принимает решение о денежной эмиссии в пределах, превышающих размер эмиссии, установленный законом для самостоятельного решения центральным банком государства;
б) рассматривает и утверждает в рамках долгосрочного бюджетного планирования республиканские программы экономического, социального и культурного развития, имеющие статус государственных, принимает бюджет и устанавливает меры межбюджетного регулирования;
в) решает вопросы административно-территориального устройства Приднестровской Молдавской Республики, в том числе принимает решения об изменении границ Приднестровской Молдавской Республики по взаимному соглашению с сопредельными государствами;
г) ратифицирует и денонсирует международные договоры Приднестровской Молдавской Республики;
д) вносит изменения и дополнения в Конституцию в установленном порядке, вносит изменения и дополнения в действующие законодательные акты;
е) осуществляет законодательное регулирование иных вопросов, требующих единообразного решения и применения на территории Приднестровской Молдавской Республики.
3. Верховный Совет в установленном порядке и в установленные сроки принимает решения посредством издания правовых актов:
а) об утверждении указов Президента о введении военного, чрезвычайного положения;
б) по вопросам войны и мира;
в) об объявлении амнистии;
г) о проведении на территории Приднестровской Молдавской Республики референдума или всенародного обсуждения наиболее важных вопросов государственной или общественной жизни;
д) о даче согласия Президенту Приднестровской Молдавской Республики на назначение Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики;
е) о выражении недоверия Правительству Приднестровской Молдавской Республики;
ж) о заслушивании ежегодных отчетов Правительства Приднестровской Молдавской Республики о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Верховным Советом;
з) о назначении на должность и освобождении от должности председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики, о назначении на должность и освобождении от должности двух судей Конституционного суда;
и) о назначении на должность и освобождении от должности по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, Председателя центрального банка;
к) о назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, действующего в соответствии с конституционным законом;
л) о толковании законов, правовых актов, не имеющих законодательного характера, принимаемых Верховным Советом;
м) принимает иные акты и решения, не требующие законодательного регулирования.
4. Верховный Совет имеет право для реализации своих контрольных функций в установленном порядке принимать решения:
а) об отмене актов местных Советов народных депутатов (местных представительных органов государственной власти) в случаях их несоответствия Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики; о предложении выборным органам и должностным лицам местного самоуправления о приведении в соответствие с действующим законодательством собственных правовых актов;
б) о роспуске местных Советов народных депутатов (местных представительных органов государственной власти) и назначении новых выборов в случаях нарушения ими Конституции и законов, постановлений Верховного Совета, актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, Правительства Приднестровской Молдавской Республики и отказа от приведения своих решений в соответствие с действующим законодательством;
в) об отрешении от должности Президента Приднестровской Молдавской Республики в случаях и в порядке, установленных Конституцией и законом;
г) о внесении представления Председателю Правительства в отношении членов Правительства о ненадлежащем исполнении либо о неисполнении ими своих обязанностей. Верховный Совет в порядке реализации своих контрольных функций имеет право принимать иные акты (решения), в том числе осуществлять контроль за деятельностью органов власти и управления, должностных лиц по исполнению ими законодательных и иных актов. Решения об отрешении от должности, о досрочном роспуске местных Советов народных депутатов принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета. В порядке осуществления контрольных функций Верховный Совет заслушивает отчет об исполнении бюджета, экономических и иных программ, имеющих статус государственных (требующих для своего исполнения привлечения финансовых средств помимо средств, предусмотренных в бюджете, и дополнительной регламентации законодательного характера).
Статья 71. 1. Верховный Совет в порядке осуществления своей законодательной функции принимает конституционные законы, законы и постановления. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся Верховным Советом посредством издания конституционного закона.
2. Постановления принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Верховного Совета, при наличии кворума, если иное не оговорено Конституцией и законом.
3. Законы рассматриваются и принимаются не менее чем в двух чтениях, которые должны быть проведены в разные заседания Верховного Совета, не приходящиеся на один и тот же день. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы могут быть приняты в течение одного заседания, если не поступило ни одного возражения против такого принятия от субъектов права законодательной инициативы при том, что они получили данный законопроект для ознакомления в установленный срок перед его рассмотрением Верховным Советом. Законы Приднестровской Молдавской Республики (в том числе кодексы, законы о внесении изменений и дополнений в действующие законы) принимаются большинством голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета. Внесение изменений в Конституцию и принятие конституционных законов, внесение в них изменений и дополнений принимаются двумя третями голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета. Законы не могут противоречить Конституции.
4. Порядок и сроки введения в действие принятого законодательного акта устанавливаются только законом. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
5. Верховный Совет принимает правовые акты законодательного характера только в форме законов, и каждый закон, за исключением финансовых, вносящих изменение или дополнение либо пересматривающих действующее законодательство, регламентирует только один предмет. Финансовые законы регламентируют только вопросы финансов. Верховный Совет не должен принимать правовые акты специального или локального (а равно индивидуального) действия, если имеется закон или существующий закон может быть применен для данного случая, требующего правового регулирования. Перечень конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики устанавливается Конституцией.
6. Нарушение процедуры внесения, рассмотрения и принятия законопроекта делает его не имеющим силы и не подлежащим применению. Вопрос об этом решается в судебном порядке.
Статья 72. 1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Приднестровской Молдавской Республики, депутатам Верховного Совета, Правительству Приднестровской Молдавской Республики, Прокурору Приднестровской Молдавской Республики, Уполномоченному по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, районным и городским Советам народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики. Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному, Верховному и Арбитражному судам Приднестровской Молдавской Республики по вопросам их ведения, республиканским объединениям профессиональных союзов по трудовым и социально-экономическим вопросам. Субъекты права законодательной инициативы участвуют в законотворческом процессе в Верховном Совете на всех его стадиях (за исключением голосования) на равных основаниях и не могут быть в этом ограничены, если иное прямо не предусмотрено Конституцией.
2. Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе ввести режим законодательной необходимости при рассмотрении наиболее важных законодательных актов, требующих рассмотрения и принятия их Верховным Советом в кратчайшие сроки. При введении такого режима Верховный Совет обязан приостановить рассмотрение иных законопроектов, кроме внесенного в режиме законодательной необходимости. Законопроект, внесенный Президентом в режиме законодательной необходимости, должен быть рассмотрен и принят либо отклонен в установленном порядке на заседаниях сессии Верховного Совета в согласованные с Президентом сроки.
Статья 73. 1. Принятый законодательный акт в течение 7 дней направляется Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования в установленном порядке. Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение 14 дней со дня получения рассматривает, подписывает закон и обнародует его.
2. Если Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение 14 дней со дня поступления закона отклонит и направит на повторное рассмотрение закон либо его часть, то Верховный Совет в установленном порядке вновь рассматривает данный закон либо его часть. Если при повторном рассмотрении закон либо его часть будут одобрены в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, закон либо его часть подлежит подписанию Президентом Приднестровской Молдавской Республики в течение 7 дней и обнародованию. Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе отклонять и направлять на повторное рассмотрение отдельные статьи финансового закона либо предложить сокращение ассигнований, одобренных Верховным Советом. Отклонение и направление на повторное рассмотрение отдельной статьи, положения финансового закона не является препятствием для его подписания и введения в действие. Процедура повторного рассмотрения и принятия закона, отдельной его части должна быть аналогична той, которая изложена в части первой настоящего пункта.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики не может отклонить и направить на повторное рассмотрение принятые Верховным Советом в установленном порядке конституционные законы, дополнения и изменения к Конституции, а обязан их подписать и обнародовать. Президент Приднестровской Молдавской Республики также не вправе отклонить решение о досрочном роспуске местных Советов народных депутатов. Статья 74 Для реализации контрольных функции Верховный Совет вправе образовывать необходимые для этого органы, организация и порядок деятельности которых устанавливается законодательным актом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 75. 1. Президент Приднестровской Молдавской Республики может быть отрешен от должности Верховным Советом только на основании выдвинутого Верховным Советом обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого, тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики о наличии в действиях Президента Приднестровской Молдавской Республики признаков преступления и заключением Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Инициатива о выдвижении обвинения и отрешении от должности Президента рассматривается по предложению не менее чем одной трети депутатов Верховного Совета от их числа, установленного Конституцией, и при наличии заключения специальной комиссии, образуемой Верховным Советом. Вопрос об отрешении от должности Президента должен быть рассмотрен Верховным Советом не позднее чем в двухмесячный срок после выдвижения обвинения. Если в этот срок решение Верховным Советом не будет принято, обвинение считается отклоненным.
3. Решение об отрешении от должности Президента принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета. Данное решение означает отстранение от занимаемой должности.
Статья 76. 1. Верховный Совет может быть распущен Президентом Приднестровской Молдавской Республики в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 76-2 и пунктом 3 статьи 76-8 Конституции, за исключением случаев, установленных пунктами 2-4 настоящей статьи. 2. Верховный Совет не может быть распущен по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 76-8 Конституции, в течение года после его избрания.
3. Верховный Совет не может быть распущен с момента выдвижения обвинения против Президента Приднестровской Молдавской Республики до принятия соответствующего решения Верховным Советом. 4. Верховный Совет не может быть распущен в период действия на территории Приднестровской Молдавской Республики военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики».
7. Дополнить Конституцию главой 3-1 следующего содержания:
«ГЛАВА 3-1. ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 76-1 1. Исполнительную власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляет Правительство Приднестровской Молдавской Республики.
2. Правительство Приднестровской Молдавской Республики состоит из Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики, заместителей Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики, министров, глав государственных администраций городов, районов.
3. Члены Правительства не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, быть депутатом Верховного Совета и иных представительных органов в Приднестровской Молдавской Республике, а также приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок своих полномочий. Законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики могут быть установлены иные виды деятельности, несовместимые со статусом членов Правительства.
Статья 76-2. 1. Председатель Правительства Приднестровской Молдавской Республики назначается Президентом Приднестровской Молдавской Республики с согласия Верховного Совета.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Приднестровской Молдавской Республики или после отставки Правительства Приднестровской Молдавской Республики либо в течение двух недель со дня отклонения кандидатуры Верховным Советом.
3. Верховный Совет рассматривает представленную Президентом Приднестровской Молдавской Республики кандидатуру Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе представлять одну и ту же кандидатуру на должность Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики не более двух раз.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики Верховным Советом Президент Приднестровской Молдавской Республики назначает Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики, распускает Верховный Совет, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 76 Конституции.
Статья 76-3. 1. Председатель Правительства Приднестровской Молдавской Республики не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Приднестровской Молдавской Республики предложения по структуре органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Приднестровской Молдавской Республики предлагает Президенту Приднестровской Молдавской Республики кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики, министров, глав государственных администраций городов, районов.
Статья 76-4. Председатель Правительства Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, законами, указами Президента Приднестровской Молдавской Республики определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти и Правительства Приднестровской Молдавской Республики и организует работу Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 76-5. 1. Правительство Приднестровской Молдавской Республики:
а) разрабатывает и представляет Верховному Совету проект республиканского бюджета и обеспечивает его исполнение; представляет Верховному Совету отчет об исполнении республиканского бюджета; представляет Верховному Совету ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Верховным Советом;
б) обеспечивает проведение в Приднестровской Молдавской Республике единой финансовой, экономической, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Приднестровской Молдавской Республике единой государственной политики в области культуры, науки, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление государственной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Приднестровской Молдавской Республики;
е) осуществляет меры по обеспечению основ таможенного регулирования;
ж) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
з) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, законами, указами Президента Приднестровской Молдавской Республики.
2. Порядок деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики определяется конституционным законом.
Статья 76-6 1. На основании и во исполнение Конституции Приднестровской Молдавской Республики, законов, указов Президента Приднестровской Молдавской Республики Правительство Приднестровской Молдавской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Приднестровской Молдавской Республики обязательны к исполнению на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.
3. Постановления и распоряжения Правительства Приднестровской Молдавской Республики в случае их противоречия Конституции Приднестровской Молдавской Республики, законам и указам Президента Приднестровской Молдавской Республики могут быть отменены Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 76-7. Перед вновь избранным Президентом Приднестровской Молдавской Республики Правительство Приднестровской Молдавской Республики слагает свои полномочия.
Статья 76-8. 1. Правительство Приднестровской Молдавской Республики может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
2. Президент Приднестровской Молдавской Республики может принять решение об отставке Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
3. Верховный Совет может выразить недоверие Правительству Приднестровской Молдавской Республики. Постановление о недоверии Правительству Приднестровской Молдавской Республики принимается двумя третями голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета. После выражения Верховным Советом недоверия Правительству Приднестровской Молдавской Республики Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе объявить об отставке Правительства Приднестровской Молдавской Республики либо не согласиться с решением Верховного Совета. В случае если Верховный Совет в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Приднестровской Молдавской Республики, Президент Приднестровской Молдавской Республики объявляет об отставке Правительства либо распускает Верховный Совет.
4. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Приднестровской Молдавской Республики на основании указа Президента Приднестровской Молдавской Республики продолжает действовать до сформирования нового Правительства Приднестровской Молдавской Республики».
8. Статью 77 изложить в следующей редакции:
«Статья 77. 1. Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков), являющихся административно-территориальными единицами республики, входят в единую систему представительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.
2. Депутаты городских и районных, сельских (поселковых) Советов народных депутатов избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании населением соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 5 лет. Районные Советы народных депутатов формируются по принципу представительства интересов населения и территорий, входящих в состав районов. Депутатами районного Совета народных депутатов по должности являются избираемые населением соответствующих территорий главы администраций сел (поселков). Компетенция, порядок проведения выборов (формирования), основные принципы деятельности представительных органов государственной власти и местного самоуправления устанавливаются законом».
9. Статью 78 изложить в следующей редакции:
«Статья 78. 1. Государственные администрации городов и районов, являющихся административно-территориальными единицами республики, входят в единую систему исполнительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики и осуществляют функции государственного управления в городах и на территориях районов Приднестровской Молдавской Республики.
2. Глава государственной администрации города (района) назначается на должность Президентом Приднестровской Молдавской Республики по предложению Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики. Глава государственной администрации города (района) освобождается от должности Президентом Приднестровской Молдавской Республики по предложению Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики. 3. Компетенция, основные принципы деятельности местного государственного управления устанавливаются законом».
10. Наименование главы 5 изложить в следующей редакции: «ГЛАВА 5 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ».
11. Подпункт б) пункта 1 статьи 87 после слов «Президента Приднестровской Молдавской Республики» дополнить через запятую словами «Правительства Приднестровской Молдавской Республики» с последующей запятой.
12. Подпункт а) пункта 2 статьи 87 исключить. 13. Пункт 4 статьи 87 после слов «Президента Приднестровской Молдавской Республики» дополнить через запятую словами «Правительства Приднестровской Молдавской Республики» с последующей запятой.
14. Статью 87 дополнить пунктом 4-1следующего содержания:
«4-1. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики по запросу Верховного Совета дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Приднестровской Молдавской Республики в государственной измене или совершении иного тяжкого, особо тяжкого преступления».
15. Статью 91 исключить.
16. Дополнить Конституцию главой 6 следующего содержания:
«ГЛАВА 6 НАДЗОР ЗА ТОЧНЫМ И ЕДИНООБРАЗНЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНОВ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 92. 1. Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов на территории Приднестровской Молдавской Республики осуществляют Прокурор Приднестровской Молдавской Республики и подчиненные ему прокуроры.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики определяются конституционным законом».
17. В пункте 3 статьи 96:
а) слова «резервный фонд» заменить словами «государственный резервный фонд»;
б) слова «исполнительный орган государственного управления, ведающий вопросами финансов» заменить словами «Правительство Приднестровской Молдавской Республики».
18. В части второй пункта 3 статьи 97 слова «исполнительный орган государственного управления, ведающий вопросами финансов» с последующей запятой заменить словами «Правительство Приднестровской Молдавской Республики».
19. В пункте 4 статьи 97 слова «Президента Приднестровской Молдавской Республики» заменить словами «Правительства Приднестровской Молдавской Республики».
20. В пункте 5 статьи 97 слова «Президента Приднестровской Молдавской Республики» заменить словами «Правительства Приднестровской Молдавской Республики».
21. В части второй пункта 1 статьи 98 слова «наделяются соответствующие исполнительные органы государственной власти» заменить словами «наделяется Правительство Приднестровской Молдавской Республики».
22. Пункт 3 статьи 98 изложить в следующей редакции:
«3. Правительство Приднестровской Молдавской Республики на основании закона вправе отменять, вводить новые, а также увеличивать, уменьшать в пределах, установленных действующими законодательными актами, налоги и сборы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а в случае необходимости – сокращать и запрещать ввоз, вывоз и транзит продуктов, товаров и имущества с целью регулирования внешней торговли, экономики республики, стабильности отечественного производства, и осуществлять любые другие меры в целях развития экономики и государства. Правительство Приднестровской Молдавской Республики при представлении Верховному Совету проекта ежегодного государственного бюджета представляет на рассмотрение Верховного Совета информацию о мерах, предпринятых в осуществление указанных полномочий в отчетном финансовом году».
Статья 2. 1. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Приднестровской Молдавской Республики, до их приведения в соответствие с настоящим Конституционным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Конституционному закону.
2. Конституционный закон о Правительстве Приднестровской Молдавской Республики должен быть принят в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона. Все иные законы и другие правовые акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики в редакции настоящего Конституционного закона в течение 2 (двух) лет со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона.
3. Установить, что Правительство Приднестровской Молдавской Республики начинает функционировать не ранее чем с 1 января 2012 года.
4. Действующий Вице-президент Приднестровской Молдавской Республики сохраняет свои полномочия и занимает свою должность до вступления в должность Президента Приднестровской Молдавской Республики, избранного после вступления в силу настоящего Конституционного закона.
5. Действующий Президент Приднестровской Молдавской Республики исполняет свои полномочия до истечения срока, на который он избран. Очередные выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики проводятся 11 декабря 2011 года. Первый срок пребывания в должности Президента Приднестровской Молдавской Республики, предусмотренный частью второй пункта 3 статьи 60 Конституции Приднестровской Молдавской Республики в редакции пункта 4 статьи 1 настоящего Конституционного закона, начинает исчисляться с момента принесения присяги Президентом, избранным после вступления в силу настоящего Конституционного закона.
6. Должностные лица исполнительных органов государственной власти, назначенные Президентом Приднестровской Молдавской Республики, занимающие свои должности до вступления в силу настоящего Конституционного закона, сохраняют свои полномочия до вступления в должность Президента Приднестровской Молдавской Республики, избранного после вступления в силу настоящего Конституционного закона.
Статья 3. Настоящий Конституционный закон вступает в силу по истечении 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем официального опубликования.
Президент
Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнов

г. Тирасполь
4 июля 2011 г.
№ 94-КЗИД-V