КОНСТИТУЦИЯ РУАНДЫ
Принята 30 мая 1991 года
ПРЕАМБУЛА
Национальный Совет по Развитию, собравшись на учредительном собрании 30 мая 1991 года;
Полагаясь на всемогущего господа,
Принимая во внимание освободительные действия народа Руанды, завершившихся социальной революцией 1959 года;
Обеспокоенные необходимостью защиты республиканской формы правления, подтвержденной волеизъявлением народа от 28 января 1961 года и закрепленном на референдуме 25 сентября 1961 года.
Полные решимости сохранить независимость государства, восстановленную 1 июля 1962 года и достижения духовной революции 5 июля 1975 года
Верные демократическим принципам и обеспокоенные обеспечением защиты прав человека и уважения фундаментальных свобод согласно «Универсальной декларации прав человека» и «Африканской Хартией Прав человека и народа»
Желая адаптировать национальные реалии к конституционным принципам созданным 24 ноября 1962 года и 20 декабря 1978 года и сохранить национальное достояние с целью укрепления демократии;
Уверенные в необходимости эффективного достижения национального единства, мира, социальной справедливости, уважения прав человека на основании свободы, равенства, братства всех членов сообщества Руанды;
Полные решимости гарантировать существующим и будущим поколениям ценности свободы, процветания и самореализации каждого человека.
Полные решимости приложить все усилия для развития и процветания страны
Полные решимости способствовать мирному сосуществованию наций, укреплению сотрудничества между народами и развитию африканского единства
Пересмотрев конституцию от 20 декабря 1978 года и согласно статье 91 данной конституции, создают и утверждают данную конституцию республики Руанда
Раздел 1 Республика
Cтатья 1 Государство
(1) Руанда является демократической, социальной, суверенной республикой под названием «Республика Руанда»
(2) Принцип республики: «Правительство людей, руководимое людьми и для людей»
Cтатья 2 Республика
Монархия упраздняется без права на восстановление
Cтатья 3 Флаг, Печать, Герб
(1) Национальный флаг состоит их полосок красного, желтого и зеленого цвета, начиная с древка. В центре желтой полоски расположена буква «R». Девиз республики: «Свобода, сотрудничество, прогресс».
(2) Печать республики будет состоять из идеограмм голубя и оливковой ветви, мотыги и секача, лука и стрелы, соответственно символизирующих мир, работу и защиту демократических свобод, имя и девиз республики, обрамленные с обеих сторон двумя национальными флагами, распложенными друг напротив друга.
(3) Национальный герб будет определен законом.
Cтатья 4 Языки
Национальный язык страны — киньярванда. Официальные языки – киньярванда и французский.
Cтатья 5 Гражданство
Руандийское гражданство и условия получения вида на жительство будут определяться законодательством
Cтатья 6 Суверенитет
(1) Вся власть принадлежит народу.
(2) Национальный суверенитет принадлежит народу Руанды, который его использует посредством своих представителей или референдума
Cтатья 7 Политические партии
Политические партии, отвечающие требованиям законодательства, борются за электорат на выборах. Партии формируются и ведут свою деятельность при условии уважения демократических принципов и не нарушения республиканской формы правления, территориальной целостности и безопасности государства.
Cтатья 8 Выборы
Голосование всегда тайное, оно может быть прямым или косвенным.
Cтатья 9 Выборные права
Любой руандиец, достигший совершеннолетия и не находящийся в местах лишения свободы имеет право участвовать в голосовании на условиях, определенных законом.
Статья 10 Консультации
Условия и способы консультации людей определяются в законодательном порядке
Cтатья 11 Префектуры, Коммуны, Столица
(1) Республика будет разделена на префектуры, наделенные собственными юридическими полномочиями. Префектура может быть разделена на суб-префектуры.
(2) Каждая префектура будет разделена на коммуны, наделенные собственными юридическими полномочиями.
(3) Закон определяет количество, ограничения, организационную структуру, порядок работы префектур, суб – префектур, коммун.
(4) Столица республики будет определена законом.
Раздел 2 Общественные свободы
Cтатья 12 Человеческое достоинство, Личная свобода
(1) Человек священен.
(2) Свобода человека нерушима; человек может преследоваться, арестовываться, лишаться свободы и обвиняться только в случаях, предусмотренных законодательством на момент совершения правонарушения. Форма наказания также должна соответствовать законодательству.
(3) Все нарушения должны пресекаться только в соответствии с требованиями законодательства, действующего до момента совершения правонарушения.
(4) Любой человек считается невиновным, пока не доказано обратное.
Cтатья 13 Меры пресечения
Меры пресечения могут быть применены только в случаях и формах, предусмотренных действующим законодательством или в случаях угрозы общественному порядку или безопасности государства.
Cтатья 14 Уголовная ответственность
Уголовная ответственность является личной. Гражданская ответственность определяется действующим законодательством. Любой обвиняемый обладает абсолютным правом на защиту на всех этапах следственного процесса.
Cтатья 15 Убежище. Экстрадиция
(1) Право на убежище предоставляется в соответствии с условиями законодательства.
(2) Экстрадиция допускается в рамках, предписанных законодательством.
Cтатья 16 Равенство перед законом
Все граждане страны равны перед законом, без какой-либо дискриминации особенно по расовому признаку, цвету кожи, происхождению, этническим корням, кланам, полу, мнениям, вероисповеданию или социальному статусу.
Cтатья 17 Отсутствие рабства
Любая форма неволи и рабства запрещены
Cтатья 18 Религия. Свобода вероисповедания
Закон гарантирует свободу вероисповедания и его проявления на публике, свободу совести и выражения своего мнения за исключением случаев наказания за нарушения совершенные во время использования вышеуказанного права.
Cтатья 19 Союзы
Свобода создания союзов без получения предварительного гарантируется в рамках, определенных законодательством.
Cтатья 20 Свобода сборов
(1) Свобода мирных не вооруженных собраний гарантируется в рамках определенных законом.
(2) Если собрание проводится на улице, в местах большого скопления людей, в общественных местах – требуется предварительное разрешение в целях сохранения безопасности, мира или здоровья.
Cтатья 21 Свобода передвижений
Каждый гражданин имеет право на свободу передвижений и самостоятельного выбора места проживания на территории государства, а также право свободного выезда и въезда на территорию государства. Данное право может быть ограничено законодательством в целях поддержания общественного порядка или безопасности государства.
Cтатья 22 Приватность
(1) Частная жизнь граждан не должна нарушаться каким-либо образом.
(2) Закон гарантирует конфиденциальность переписки и коммуникаций посредством почты, телеграфа, телефона и остальных средств связи. Ограничения конфиденциальности могут определяться только в законодательном порядке.
(3) Жилье является неприкосновенным. Жилье могут обыскать только в случаях и в формате, предписанном законодательством.
Cтатья 23 Собственность
Индивидуальная или коллективная частная собственность является неприкосновенной. Собственность может быть изъята только в целях общественной пользы или в качестве справедливой компенсации за ущерб, причиненный ее владельцем в случаях, определенных законодательством.
Cтатья 24 Семья
(1) Семья является естественной основой государства Руанда и находится под защитой государства.
(2) Родители имеют права и обязанности перед своими детьми.
Cтатья 25 Институт брака
(1) Государство признает только моногамные браки на условиях и формах, определенных законодательством
(2) Законодательство определяет условия и формы развода
Cтатья 26 Образование
Государство гарантирует свободу выбора методик преподавания, если последние не предусматривают физическое воздействие за нарушение требований преподавателя. Закон регулирует деятельность бесплатных государственных и платных частных образовательных учреждений и признание выдаваемых ими дипломов и сертификатов.
Cтатья 27 Базовое образование
Согласно дополнениям статьи 24 (2), начальное образование является обязательным и бесплатным в соответствии с методиками, утвержденными законодательством.
Cтатья 28 Служба
Закон предусматривает несение государственной, гражданской и военной службы
Cтатья 29 Непомерная сверхурочная работа
Закон запрещает применение непомерной сверхурочной работы
Cтатья 30 Работа
Каждый гражданин имеет право на работу, право свободного выбора места работы, равномерные и удовлетворяющие требованиям условия работы.
Cтатья 31 Действие профсоюзов
Каждый рабочий имеет право защитить свои права через профсоюз за исключением случаев наказаний за нарушения, совершенные во время защиты своих прав.
Cтатья 32 Забастовка
Право на забастовки регулируется действующим законодательством. Данное право не может нарушать свободу работы.
Cтатья 33 Судебная власть
Законодательная власть – гарант прав и свобод граждан обеспечивает уважение вышеуказанных прав и свобод на условиях, указанных в законодательстве.
Раздел 3 Полномочия
Глава О Общие Положения
Cтатья 34 Разделение
Данная конституция подтверждает и регулирует разделение и сотрудничество исполнительной, законодательной и судебной власти.
Глава 1 Исполнительная власть
Секция О Общие положения
Cтатья 35 Президент. Правительство
Президент республики, правительство, состоящее из премьер- министра, министров или госсекретаря являются представителями исполнительной власти
Cтатья 36 Вознаграждение
Закон устанавливает размер компенсаций, пенсий и остальных материальных благ, полагающихся за выполнение обязанностей президента и премьер- министра
Cтатья 37 Экономическая несовместимость
(1) Президент республики, премьер – министр, министры и госсекретарь не имеют право пользоваться служебным положением для приобретения или распределения какой- либо государственной собственности или обменивать личную собственность на государственную.
(2) Выполнение обязанностей президента республики, премьер- министра, министра или госсекретаря не совместимо с занятием оплачиваемой профессиональной деятельностью.
Cтатья 38 Неприкосновенность
(1) Президент республики, премьер – министр, министры и госсекретарь могут быть обвинены или арестованы за преступления или правонарушения только по обвинению подтвержденному секретным голосованием национальной ассамблеи при наличии большинства голосов ( три четверти) за исключением случаев тяжких преступлений.
(2) Дело направляется в кассационный суд, которому подчиняются все палаты парламента и который является первой и последней инстанцией.
(3) Президент республики, премьер – министр, министры и госсекретарь могут быть заключены в места лишения свободы на общих основаниях только с разрешения национальной ассамблеи.
Секция 1 Президент республики
Cтатья 39 Полномочия
(1) Президент республики является главой государства. Выполняя свои полномочия, президент выступает гарантом постоянной работы высших инстанций республики и постоянного функционирования государства.
(2) Президент выступает гарантом независимости, единства и территориальной целостности государства.
Cтатья 40 Выборы. Срок действия полномочий
(1) Президент республики избирается прямым всеобщим голосованием абсолютным большинством голосов, в соответствии с процедурой, указанной в законодательстве.
(2) Минимальный возраст кандидатов в президенты – тридцать пять лет.
(3) Президент республики избирается сроком на пять лет.
(4) Президент республики может быть избран на повторный срок. Президент не может быть избран более чем на два срока.
(5) Законодательство определяет необходимые средства, находящиеся в распоряжении бывшего президента республики.
Cтатья 41 Присяга
Перед вступлением на должность президент республики обязан принять присягу перед конституционным судом и национальной ассамблеей. Текст присяги следующий:
«… Я, …., перед лицом милосердного господа, клянусь перед моим народом добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, верой и правдой служить республике Руанда, защищать интересы граждан Руанды, следуя Конституции и букве закона…»
Cтатья 42 Отставка. Замена
(1) Президент республики имеет право подать в отставку. Отставка президента республики принимается Национальной Ассамблеей.
(2) Полномочия президента республики переходят к президенту национальной ассамблеи в случае болезни или временной нетрудоспособности первого.
(3) В случае отставки, смерти или когда болезнь или нетрудоспособность подтверждена конституционным судом, то после консультации с правительством полномочия президента республики переходят к президенту национальной ассамблеи до момента избрания нового президента, выборы которого должны состояться не позднее девяноста дней с момента провозглашения об отставке, смерти, болезни или нетрудоспособности действующего президента.
(4) В ситуациях, указанных в предыдущих параграфах, премьер- министры, министры и госсекретари считаются ушедшими в отставку и выполняют свои полномочия до момента избрания нового правительства.
Cтатья 43 Вторая замена
В случае одновременного попадания президента республики и президента национальной ассамблеи в ситуации, описанные в предыдущей статье, полномочия президента республики переходят к Премьер- министру на условиях, указанных в предыдущей статье.
Cтатья 44 Полномочия
В состав полномочий президента республики входит:
(1) Назначает и прекращает полномочия премьер- министра; назначает и прекращает полномочия остальных членов правительства, назначаемых им по рекомендации премьер- министра.
(2) Председательство в Совете Министров.
(3) Назначает высокопоставленных чиновников судебной и военной ветви власти.
(4) Назначает, дает аккредитацию и прекращает полномочия послов и чрезвычайных послов за рубежом. Все послы и чрезвычайные послы аккредитованы при президенте республики.
(5) Представляет республику при контактах с иностранными государствами.
(6) Обсуждает, заключает, ратифицирует все международные соглашения, конвенции и договора, касающиеся общественного и частного права, направляет их на рассмотрение в национальную ассамблею, как только позволяют интересы государства и безопасности.
К вышеуказанным документам относятся следующие типы договоренностей:
— мирные соглашения
— соглашения о создании альянсов
— соглашения, подразумевающие изменения национальных границ и влияющие на суверенитет государства
— соглашения по поводу взаимоотношений республики с одним или несколькими государствами
— соглашения, конвенции и договора, подразумевающие финансовые расходы, не предусмотренные в бюджете государства. Вышеуказанные договоренности приобретают силу только после их ратификации в законодательном порядке.
Вступление республики Руанда в федерацию одного или нескольких других государств должно быть подтверждено проведением общегосударственного референдума.
(7) Объявляет войну и подписывает амнистии после разрешения Национальной Ассамблеи;
(8) Утверждает и обнародует в течение пятнадцати дней законы согласно положениям данной конституции;
(9) Обладает правом вето на законы, утвержденные национальной ассамблеей. В случае вето президента, он обязан вернуть закон в национальную ассамблею на повторное чтение в течение пятнадцати дней с момента наложения вето. Если закон возвращенный в национальную ассамблею на повторное чтение не получил вето президента, то он должен быть утвержден и обнародован;
(10) Издавать указы, необходимые для выполнения законов, но не перекрывающие действие самого закона
(11) Обладает правом выступления с обращениями к народу и к национальной ассамблее, без проведения дебатов.
(12) Обладает правом приостановить работу национальной ассамблеи максимум на пятнадцать дней; однако такая приостановка может быть только один раз за сессию;
(13) Обладает правом помилования
(14) Обладает правом выпуска монет
Cтатья 45 Верховный главнокомандующий
Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил Руанды
Cтатья 46 Связанный законом. Официальное обвинение
(1) Президент республики обязан контролировать соблюдение конституции.
(2) В случае нарушения конституции президентом республики официальное обвинение о нарушении может быть выдвинуто национальной ассамблеей на основании результатов тайного голосования и большинства голосов ( четыре пятых от общего количества)
(3) В случае возникновения подобных ситуаций факт нарушения президентом конституции рассматривается конституционным судом, который обладает полномочиями принуждения президента к выходу в отставку.
Cтатья 47 Референдум
Президент республики имеет право созвать после проведения консультаций с правительством и национальной ассамблеей референдум по поводу любого закона или какого-либо другого вопроса.
Cтатья 48 Осада. Чрезвычайное положение. Угроза
(1) Президент республики имеет право исходя из ситуации и после консультаций с правительством, конституционным судом и бюро национальной ассамблеи объявить осадное или чрезвычайное положение. Осадное и чрезвычайное положения регулируются законодательством.
(2) В случае серьезной и реальной существующей угрозы функционирования государственных учреждений, независимости государства, первоначальных интересов, территориальной целостности государства или выполнения международных обязательств государства и невозможности постоянной работы правительственных учреждений президент республики после консультации правительством, бюро национальной ассамблеи и конституционным судом обязан принять меры в соответствии с ситуацией.
Cтатья 49 Визирование
Президент республики обязан согласовывать свои действия с премьер министром, министрами соответствующих ведомств и госсекретарем.
Секция 2 Правительство
Cтатья 50 Полномочия
(1) Правительство определяет и внедряет в жизнь политику государства
(2) В распоряжении правительства находятся административные и военные ресурсы. Правительство отчитывается перед Национальной Ассамблеей на условиях и в соответствии с процедурами, указанными в статьях 81 и 84.
Cтатья 51 Премьер- министр
В состав полномочий премьер- министра республики входит:
(1) Представление в национальную ассамблею программы действия правительства и министров, ответственных за выполнение пунктов, указанных в программе.
(2) Руководство действиями правительства.
(3) Определять характер работы министров и госсекретарей, функции и полномочия подвластных им ведомств. Министры и госсекретари получают полномочия от премьер- министра, а премьер- министр определяет степень их полномочий.
(4) Производить назначения на гражданские и военные должности, избегая несоответствий с законодательными актами и положениями.
(5) Заменять президента республики во время председательства в совете министров на основании специальных полномочий и ранее утвержденной повестки заседания.
(6) Ставить подпись на всех законах, принятых национальной ассамблеей и обнародованных президентом республики.
(7) Выполнять положения законов и постановлений посредством выпускаемых им декретов
Cтатья 52 Визирование
Премьер- министр обязан согласовывать свои действия с министрами, ответственными за выполнение тех или иных аспектов программы действий правительства.
Cтатья 53 Министры и госсекретари
Министры и госсекретари выполняют положения законов и постановлений посредством выпускаемых ими декретами.
Cтатья 54 Подотчетность
Премьер- министр, министры и госсекретари подотчетны президенту республики, кроме этого они подотчетны национальной ассамблее на условиях, определенных данной конституцией
Cтатья 55 Обязательные консультации
При созыве заседания совета министров под председательством президента республики совет обязательно должен быть проинформирован по поводу следующего:
— законопроекты и проекты постановлений
— проекты президентских декретов, подразумевающие выполнение законов или проектов постановлений
— проекты президентских декретов, подразумевающие назначения на высшие государственные посты
— роспуск национальной ассамблеи
Cтатья 56 Присяга. Отставка
(1) Премьер- министр, министры госсекретари должны демонстрировать солидарность с президентом республики.
(2) Перед началом срока действия своих полномочий, премьер- министр, министры и госсекретари принимают в присутствии президента республики и президента национальной ассамблеи присягу. Текст присяги следующий:
«… Я, перед лицом милосердного господа, клянусь перед народом добросовестно исполнять свои обязанности, быть верным народу Руанды и Президенту Республики, защищать интересы народа Руанды в соответствии с конституцией и законом».
(3) Отставка или прекращение полномочий премьер- министра по какой-либо причине подразумевает прекращение полномочий правительства.
(4) Каждый министр или госсекретарь имеет право направить прошение об отставке по собственному желанию президенту республики. Отставка считается подтвержденной, если президент не принял или не отклонил ее в течение восьми дней с момента получения заявления об отставке.
Глава 2 Законодательная власть
Секция О Общие положения
Cтатья 57 Власть
Президент и национальная ассамблея являются представителями законодательной власти.
Секция 1 Национальная ассамблея
Cтатья 58 Выборы
(1) Национальная ассамблея состоит из представителей называемых «депутатами национальной ассамблеи». Депутаты избираются сроком на пять лет посредством прямого общего голосования
(2) Депутаты могут отказаться от своей должности
(3) Депутатом национальной ассамблеи может быть только гражданин Руанды, не младше двадцати одного года, соответствующий остальным требованиям, указанным в законодательстве.
(4) В законодательстве указаны условия проведения выборов, требования соответствия кандидатов, количество депутатов, размер материального вознаграждения за выполнение депутатских полномочий
Cтатья 59 Независимость
Депутат не имеет права передавать кому-либо свой голос.
Cтатья 60 Присяга
(1) Перед началом каждой сессии на первом заседании депутаты приводятся к присяге и избирается бюро национальной ассамблеи. Председатель бюро национальной ассамблеи – президент республики.
Перед началом выполнения своих полномочий депутаты приводятся к присяге перед президентом республики. Текст присяги следующий: «… Я, перед лицом милосердного господа, клянусь перед народом добросовестно исполнять свои обязанности, быть верным народу Руанды и Президенту Республики, защищать интересы народа Руанды в соответствии с конституцией и законом».
(2) Национальная ассамблея избирает свое бюро, состоящее из президента, двух вице- президентов и секретаря.
Cтатья 61 Президентство
Национальная ассамблея управляется президентом, а в случае нетрудоспособности последнего — одним из вице-президентов.
Cтатья 62 Внутренний распорядок
Национальная ассамблея определяет свой внутренний распорядок, структуру организации и порядок выполнения своих полномочий.
Cтатья 63 Сессии
(1) Национальная ассамблея обязана собираться на обычные сессии два раза в год, а в случае чрезвычайных ситуаций – собираться на внеочередные сессии. Дата начала обычных сессий – третий вторник октября и третий вторник апреля. Однако в первый год созыва ассамблеи первая сессия начинается через восемь дней после утверждения кандидатур депутатов.
(2) Президент национальной ассамблеи имеет право созвать депутатов на сессию. Кроме этого, внеочередная сессия национальной ассамблеи может быть созвана по инициативе президента республики, президента национальной ассамблеи, большинства членов национальной ассамблеи или по инициативе премьер- министра. На внеочередной сессии национальной ассамблеи рассматриваются вопросы, в связи с которыми созывалась внеочередная сессия
Cтатья 64 Место сбора
(1) Сессии национальной ассамблеи проходят в столице, за исключением чрезвычайных ситуаций.
(2) Любое заседание, независимо от его темы, проводимое без предварительного уведомления или повестки дня, в период, официально не отведенный для проведения сессий и вне помещений для проведения заседаний, считается недействительным.
Cтатья 65 Публичность. Протоколы
(1) Сессии национальной ассамблеи открыты, протоколы сессий представлены в широком доступе.
(2) Тем не менее, по требованию президента республики, президента национальной ассамблеи, трети членов ассамблеи или премьер- министра сессия может проводиться за «закрытыми дверьми» на основании голосов абсолютного большинства.
Cтатья 66 Освобождение от наказания. Неприкосновенность
(1) Никто не имеет право преследовать или обвинять депутатов за мнения или результаты их голосований при выполнении своих депутатских обязанностей.
(2) Депутат может быть обвинен, арестован или заключен в места лишения свободы только с разрешения национальной ассамблеи, полученного путем тайного голосования трех четвертей членов национальной ассамблеи за исключением фактов совершения тяжких преступлений.
(3) Обвинение или заключение в связи с фактом совершения тяжкого преступления должно быть приостановлено на период сессии национальной ассамблеи, если во время тайного голосования данное решение было поддержано тремя четвертями голосов членов национальной ассамблеи, за исключением фактов, когда вина депутата в совершении того или иного правонарушения четко доказана.
(4) Решение об обвинении или заключении под стражу депутата принимает кассационный суд, все его отделения, являющиеся первой и последней инстанцией в этом вопросе.
Cтатья 67 Лишение депутатских полномочий
(1) Депутат не может быть лишен своих полномочий за исключением фактов подтвержденного несоответствия занимаемой должности
(2) В таких случаях решение о лишении депутатских полномочий принимает и утверждает государственный совет на основании запроса бюро национальной ассамблеи или правительства
Cтатья 68 Приостановка полномочий. Собственность
(1) Если депутат назначается на работу в правительство или на другой вид государственной службы и он принимает предоставленное ему назначение, то он автоматически теряет свои депутатские полномочия и заменяется другим человеком.
(2) Депутат обязан вернуться к своим депутатским обязанностями сразу же после устранения причин не соответствия , если на момент устранения причин не закончился срок действий полномочий депутата.
(3) Депутат не имеет право воспользоваться служебным положением для приобретения или распределения государственной собственности, обмена личной собственности на государственную.
Секция 2 Разработка законов
Cтатья 69 Правило закона
(1) Законодательная власть выполняется посредством законов
(2) Закон является превалирующим в любой ситуации, постановления не могут противоречить существующим законам.
Cтатья 70 Постановления имеющие силу закона
(1) При чрезвычайных ситуациях или когда у национальной ассамблеи нет возможности собраться, президент республики временно берет на себя функции законодательной власти, выпуская постановления имеющие силу законов, которые были предварительно утверждены советом министров.
(2) Пока указы имеющие силу закона не утверждены на ближайшей сессии национальной ассамблеи, они не имеют силы закона, обязательного к исполнению.
Cтатья 71 Инициатива
(1) Депутаты национальной ассамблеи и президент республики имеют право выступать с инициативой законопроектов.
(2) Депутаты национальной ассамблеи и президент республики имеют право выступать с предложениями поправок к законам.
Cтатья 72 Законопроекты и дополнения к законам
Законопроекты и дополнения к законам, с которыми выступают депутаты, и утверждение которых повлечет за собой уменьшение общественных ресурсов, создание или увеличение расходов госбюджета должны сопровождаться дополнениями, где освещены вопросы увеличения доходности бюджета или создания депозитов, покрывающих суммы новых расходов.
Cтатья 73 Большинство
(1) Законы принимаются абсолютным большинством депутатов национальной ассамблеи. Законы, которые согласно конституции считаются органическими, могут утверждаться большинством депутатов национальной ассамблеи (три пятых). Положения органического закона не могут отменять положений других законов.
(2) Закон не может быть одобрен в целом, должна быть одобрена каждая его статья.
(3) Голос может быть отдан вербально, сидя или стоя. В целом закон может быть принят после названия имени депутата и вербального подтверждения своего голоса.
Cтатья 74 Срочное рассмотрение
(1) Депутат национальной ассамблеи или президент республики может выступить с требованием срочного рассмотрения законопроекта или предложения.
(2) Если с предложением срочного рассмотрения выступает депутат, то степень срочности определяет национальная ассамблея.
(3) Если с вопросом срочного рассмотрения законопроекта или предложения обращается президент республики, то такие предложения рассматриваются в первую очередь.
(4) В случае если законопроект или предложение депутата национальной ассамблеи признано срочным, то такой законопроект или предложение стоят первыми на рассмотрении в повестке дня.
Cтатья 75 Подтверждение соответствия конституции
(1) Перед обнародованием законы и указы, имеющие силу законов, направляются в конституционный суд, который подтверждает или не подтверждает соответствие закона или указа конституции в течение восьми дней. Срочное рассмотрение длится четыре дня.
(2) Если конституционный суд признает закон или указ не соответствующим конституции, то он возвращает его национальной ассамблее или президенту республики.
Cтатья 76 Финансовые законы
(1) Национальная ассамблея принимает финансовые законы, в которых указаны источники расходов и доходов государства на условиях, предписанным органическим законом.
(2) Любой перевод бюджетных средств должен быть утвержден в законодательном порядке.
Cтатья 77 Бюджет
(1) Каждый год национальная ассамблея проверяет финансовые счета и составляет сбалансированный бюджет, проект которого должен быть подготовлен перед началом первой сессии национальной ассамблеи
(2) Если бюджет не был подан на рассмотрение национальной ассамблеи в течение сорока дней с момента открытия первой сессии национальной ассамблеи или был признан не сбалансированными, то он утверждается как указ, имеющий силу закона не позднее 31 декабря уходящего года.
Cтатья 78 Налоговое законодательство. Монополия
(1) Положения налогового кодекса могут создаваться, изменяться или упраздняться только в законодательном порядке. Освобождение от налогов или уменьшение их суммы может быть выполнено только в законодательном порядке.
(2) Монополия может быть предоставлена только в законодательном порядке и на строго определенный срок
Cтатья 79 Аутентичное толкование
Аутентичное толкование законов является прерогативой законодательной власти
Глава 3 Взаимодействие национальной ассамблеи и правительства
Cтатья 80 Информация. Участие
(1) Президент республики и премьер министр должны быть проинформированы о повестке дня сессии национальной ассамблеи и ее комитетов.
(2) Премьер- министр, министры, госсекретари имеют право посещать по собственному желанию сессии национальной ассамблеи. Они могут выступить в любое удобное для них время и воспользоваться услугами необходимых им технических специалистов.
Cтатья 81 Контроль
(1) Национальная ассамблея обладает следующими средствами контроля действий правительства:
— устный вопрос;
— письменный вопрос;
— слушания комитета;
— комитеты по запросу;
— запросы.
(2) Условия и правила применения вышеуказанных процедур указаны в законодательстве.

Cтатья 82 Предложение о вынесении вотума недоверия
(1) Национальная ассамблея имеет право поставить вопрос о вынесении вотума недоверия правительству, любому министру или госсекретарю.
(2) Подобный вотум недоверия может быть вынесен после направления депутатского запроса, подписанного, по крайней мере, одной пятой членов национальной ассамблеи в случае вотума недоверия министру или госсекретарю и одной третью депутатов в случае вотума недоверия правительству.
(3) Голосование может проходить, по крайней мере, через сорок восемь часов после регистрации вотума недоверия, который должен быть утвержден на тайном голосовании и подтвержден голосами большинства депутатов национальной ассамблеи.
(4) Закрытие обычной или внеочередной сессии может быть отложено применения положений данной статьи.
Cтатья 83 Вынесение вотума недоверия
(1) Если вотум недоверия вынесен кому-либо из министров или госсекретарю, то они обязаны подать президенту республики прошение об отставке.
(2) Если вотум недоверия вынесен премьер-министру, то последний обязан направить президенту республики прошение об отставке правительства.
(3) Если вотум недоверия отклонен, то его авторы не имеют права его повторного вынесения на той же сессии.
Cтатья 84 Бюджетный комитет
(1) Бюджетный комитет ответственен за рассмотрение, обналичивание и оплату счетов за коммунальные услуги
(2) Бюджетный комитет отчитывается перед национальной ассамблеей о регулярной работе общий счетов государственной казны.
(3) Бюджетный комитет организовывается на основании органического закона
Cтатья 85 Роспуск
(1) Президент республики имеет право издать указ о роспуске национальной ассамблеи после консультаций с советом министров и бюро национальной ассамблеи. Тем не менее, если в течение срока действия своего президентства президент республики издает повторный указ о роспуске национальной ассамблеи, то он обязан подать в отставку.
(2) Согласно статье 58 выборы в национальную ассамблею должны состояться в течение 90 дней с момента роспуска ассамблеи. Согласно статье 40 выборы президента республики должны состояться в течение 90 дней с момента отставки действующего президента.
(3) Национальная ассамблея не может быть распущена в момент выполнения ей чрезвычайных полномочий согласно статье 48.
Глава 4 Судебная власть
Cтатья 86 Независимость
(1) Судебная власть представлена в форме судов, трибуналов и остальных юридических инстанций. Судебная власть функционирует отдельно от законодательной и исполнительной власти.
(2) Президент республики выступает гарантом независимости судебной власти.
(3) Правосудие вершится во имя народа.
Cтатья 87 Судьи
(1) Президент республики, основываясь на кандидатурах, предложенных министром юстиции и подтвержденных верховным судом, назначает и прекращает полномочия судей.
(2) Верховный суд состоит из судей избранных своими коллегами в соответствии с процедурой, указанной в органическом законе. Министр юстиции автоматически получает членство в верховном суде.
(3) Во время первого заседания верховного суда под председательством президента республики избирается президент, вице-президент и секретарь верховного суда.
(4) В органическом законе указаны полномочия, организационная структура и порядок работы судей
Cтатья 88 Судебная иерархия
(1) Согласно данной конституции суды подразделяются на следующие категории:
— суды кантонов;
-суды первой инстанции;
— апелляционные суды и
— Кассационный Суд.
(2) Кассационный суд не рассматривает судебные дела, за исключением случаев, указанных в законодательстве
Cтатья 89 Государственный совет
(1) В полномочия государственного совета входит предоставление обоснованных заключений по поводу текстов законопроектов, законодательных актов, любых указов имеющих силу закона и предложений порядка выполнения вышеуказанных документов. Государственный совет имеет право предлагать рабочие версии вышеуказанных документов в случае необходимости.
(2) В полномочия государственного совета входит рассмотрение апелляций о недействительности постановлений, указов, решений административных инстанций и контроль постоянной работы общественных приемных
(3) Государственный совет организовывается на основании органического закона.
(4) Подотчетные государственному совету подразделения создаются и организовываются на основании органического закона.
Cтатья 90 Конституционный суд
Конституционный Суд, состоящий из кассационного суда и государственного совета, контролирует соответствие конституции законов и указов, имеющих силу закона. Только в компетенцию конституционного суда входит принудительная отставка президента республики на условиях, указанных в статье 46.
Cтатья 91 Создание органического закона
(1) Органический закон может создаваться только на основании органического закона
(2) Органический закон определяет организационную структуру и полномочия любого учреждения
Cтатья 92 Судья в конституционном суде
Никто не может быть лишен против своей воли полномочий, предписанных им законом.
Cтатья 93 Публичность
Судебные заседания должны быть открытыми. Судебные заседания проводятся за закрытыми дверьми в случае, если судьи придут к выводу, что открытое заседание может нарушить общественный порядок или подорвать моральные устои общества.
Cтатья 94 Общественные постановления
Любое постановление или приговор суда должны быть обоснованными и обнародованы на открытых слушаниях
Cтатья 95 Соответствие конституции
Суды применяют указы и остальные постановления пока последние соответствуют конституции и законодательству.
Раздел 4 Пересмотр конституции
Cтатья 96 Дополнения
(1) Президент республики и национальная ассамблея имеют право выступить с предложениями дополнений конституции.
(2) Предложения и дополнения к законопроектам не рассматриваются, если подразумевают нарушение республиканской формы правления, территориальной целостности или демократического строя республики.
(3) Если предложение о внесении дополнений исходит от представителей национальной ассамблеи, то оно должно быть подтверждено по крайней мере двумя третями его представителей.
(4) Любое дополнение должно быть одобрено по крайней мере тремя четвертями представителей национальной ассамблеи.
Раздел 5 Общие и переходные положения
Cтатья 97 Обнародование законов
(1) Законы и постановления не имеют юридической силы, пока они предварительно не опубликованы на условиях, указанных в законодательстве.
(2) Опубликованные законы должны быть доведены до сведения общественности
Cтатья 98 Применение старых законов
(1) С даты обнародования данной конституции, старые законы сохраняют юридическую силу, если не противоречат положениям существующей конституции, до момента своего изменения, аннулирования или замены на новые законы или положения.
(2) Обычаи используются, пока их не заменят законы и если они не противоречат конституции, законам, постановлениям, общественному порядку и морали.
Cтатья 99 Присяги
Не взирая на положения статей 41, 56 и 60, никто не должен произносить какого-либо рода присяги за исключением случаев, указанных в законодательстве, где указан текст присяги и процедура принятия присяги.
Cтатья 100 Иностранцы
Любому иностранцу предоставляется такая же защита личности и собственности, гражданские права, признанные данной конституцией, за исключением случаев, указанных в законодательстве.
Cтатья 101 Продолжение полномочий
(1) Действующие президент республики и депутаты национального совета по развитию продолжают выполнять свои полномочия до момента выборов президента и выборов в национальную ассамблею.
(2) Президент республики определяет даты вышеуказанных выборов
Cтатья 102 Старая конституция
(1) Данная конституция пересматривает и заменяет конституцию от 20 декабря 1978 года
(2) Конституция вступает в силу с момента ее обнародования Президентом Республики.