Проект государственного устава Украины

ПРОЕКТ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТАВА
УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
I. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН И КАЗАКОВ.
1. Все украинские граждане и казаки, невзирая на различие их национальности и веры, в отношении их политических и гражданских прав равны перед законом.
2. Каждому гражданину и казаку обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за смену религии или отказ от вероучения не допускаются. Православная Церковь и вера объявляются главенствующей религией в Государстве.
3. Для лиц, нежелающих заключать исповедных браков или ими довольствоваться, устанавливаются законные браки гражданские с правом развода в случаях, установленных законом.
4. Каждому гражданину обеспечивается свобода слова устного, письменного и печатного. Каждый волен высказывать устно и письменно свои мысли, а также обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.
5. Частная переписка и иная всякого рода корреспонденции не подлежит задержанию, вскрытию и прочтению иначе, как по постановлению судебной власти в случаях и порядке, определенных законом.
6. Каждому гражданину обеспечивается свобода личности и жилища. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, конфискация в нем и вскрытие частной переписки допускаются только в случаях, установленных законом, и не иначе, как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3-х суток с момента задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продленное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение Государством понесенных им убытков.
7. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона, судебной властью и установленным законом судом.
8. Никакие кары, взыскания или ограничения в пользовании правами не могут быть налагаемы на частных лиц какой-либо иною властью, кроме судебной.
9. Никто не может быть судим иным судом, кроме того, кому это дело по закону подсудно, и подвергнут другому наказанию, кроме того, которое за его деяние было установлено законом, действовавшим во время его совершения. Только в случае, если по новому закону наказание за означенное деяние определяется в меньшем размере, наказание должно быть определено по новому закону.
10. Каждый волен, в общих пределах, установленных законом, свободно выбирать и менять свое местожительство, занятие, приобретать движимое и недвижимое имущество в случаях, установленных законами. Законом может быть ограничено право свободного передвижения только в случае предупреждения уклонения от суда и следствия.
11. Никто не может быть лишен своей собственности иначе, как ради общественной пользы, в случаях и в порядке, установленных в законах, с законным вознаграждением за отчужденное имущество.
12. Обучение на всех языках является свободным и законным, всякие предупредительные меры против него воспрещены. Наказание за нарушение данного положения определяется только законом. Народное образование, даваемое на средства всего Государства, регламентируется общим законом; а образование, даваемое на средства местных самоуправляющихся единиц, – постановлением последних.
13. Обучение детей, за исключениями, установленными законом по болезни, обязательно, но в качестве принудительного ограничено лишь знанием чтения и письма на украинском языке и знанием четырех правил исчисления из арифметики. Оно может проходить на дому, в частных училищах и в училищах, содержащихся на средства самоуправляющихся единиц или Государства. В училищах последних двух типов оно бесплатное. От постановлений самоуправляющихся единиц зависит, будут ли требовать включения в программу обязательного обучения еще первоначальных сведений из естественных наук, географии и истории.
14. Всем гражданам обеспечивается свобода собраний. Условия предварительного уведомления местных властей о предстоящих собраниях, присутствия сих властей на собраниях и обязательного закрытия сих последних, а также ограничения мест для собраний под открытым небом, определяются не иначе, как законом.
15. Все украинские граждане и казаки могут вступать в общества и союзы в целях, не противоречащих законам и благосостоянию страны, испрашивая на то предварительное разрешение. Условия осведомления власти о создании обществ и их обязательного, в случаях нарушения ими уголовного закона, закрытия определяются не иначе, как законом.
16. Условия и порядок сообщения обществам и союзам прав юридического лица определяются законом.
17. Все украинские граждане и казаки имеют право обращаться к государственным властям с ходатайствами по предметам общественных и государственных нужд. Ходатайства эти могут исходить либо от отдельных лиц, либо от тех или иных групп населения.
18. Всем населяющим Украину народностям обеспечивается право свободного культурного самоопределения: полная свобода использования различных языков и наречия в частной и публичной жизни, свобода основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих своей целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.
19. Украинский язык признается общегосударственным языком. Он должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным языком местных языков регулируется в общегосударственных учреждениях и учебных заведениях, содержащихся на средства всего Государства общегосударственными законами, а в учреждениях местного самоуправления – Постановлением последних. При осуществлении всех правительственных функций местные языки должны пользоваться покровительством закона на основаниях, лучше всего обеспечивающих каждому использование всех публичных и гражданских прав.
20. Иностранцы пользуются правами, предоставленными украинским гражданам и казакам с соблюдением ограничений, установленных в законах.
21. Законом могут быть установлены ограничения в использовании основных прав граждан лишь для лиц, состоящих на действительной военной службе, и для местностей, объявленных на военном положении. Вне района военных действий военное положение каждый раз может быть вводимо лишь посредством издания о том особого закона на срок не более 6 месяцев.
22. Всякое нарушение каких-либо обеспеченных законом гражданских прав учреждениями или должностным лицами Государства дает право потерпевшему на возмещение Государством понесенных им убытков.
23. Каждому предоставляется право обжалованья вошедших в законную силу приговоров и решений судов, если таковые признаются ими несогласными со справедливостью и не подлежат дальнейшему обжалованию в судебных инстанциях, а также право обращаться в определенный законом срок к Его Королевскому Величеству с всеподданнейшим прошением о восстановлении допущенного вследствие несправедливого приговора или решения нарушения его прав. Прошения эти подлежат рассмотрению в установленном законодательном порядке и могут иметь своим последствием отмену или уменьшение наказания и уплату из государственных средств определенного денежного вознаграждения, причем права третьих лиц, признанные за ними окончательным судебным приговором или решением, остаются в силе.
II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
24. Украинское Государство – наследственная конституционная монархия с Королем во главе. С Королевским Украинским престолом нераздельны престолы и титулы Великого Князя Киевского и Гетмана всея Украины и войск казацких.
25. Постановления о порядке наследия престола, о совершеннолетии Короля, о правительстве (регентстве) и опеке, содержащиеся в статьях части 1-й тома 1-го Свода Законов издания 1892 года остаются временно в своей силе.
26. Король при вступлении на престол или по достижении совершеннолетия в присутствии Совета Министров, Сената и Государственного Совета, если они заседают в этот момент, приносит присягу о соблюдении и охране Основного Государственного Устава, в чем возвещает народу особым Универсалом. Такую же присягу приносит Правитель (регент) при вступлении в управление Государством.
27. В случае болезни Короля, лишившей его возможности совершать акты управления, Совет Министров созывает Государственный Совет и Сенат, которые, удостоверившись в необходимости учреждения Правительства (регентства), объявляют о вступлении в действие упомянутых выше законов о правительстве и опеке.
28. На содержание Королевского двора отпускается из Государственных средств особая сумма, которая определяется Советом Министров и Государственным Советом.
29. Король – Верховный Глава Государства. Его особа священна и неприкосновенна. Лица, содействующие Королю в осуществлении верховной власти и выполняющие Его повеления, подлежат ответственности на основании законов Украины.
30. Ни один акт Короля по управлению Государством не может иметь силы, если он не скреплен подписью Министра, который тем самым принимает на себя за этот акт ответственность.
31. Король утверждает и обнародует законы, принятые Советом Министров, Государственным Советом и Сенатом.
32. Законы обнародуются во всеобщее сведение Сенатом посредством печати в установленном порядке, и после обнародования получают обязательную силу с назначенного для того в самом законе срока. При отсутствии установленного срока – по истечении двух месяцев со дня напечатания закона.
33. Законы, нарушающие распоряжения правительственного места или лица, не имеют ни для кого обязательной силы. Ответственность должностных лиц за нарушение законов не умаляется в том случае, если такое нарушение последовало по приказанию высшего начальства.
34. Закон не может быть отменен или приостановлен иначе, как только силой закона.
35. Государственный Совет созывается Королевской грамотой, такими же грамотами закрываются их сессии. Король может распустить досрочно Государственный Совет, чтобы выборы были произведены в течение трех месяцев и Государственный Совет в новом составе был созван не позднее, как через четыре месяца со дня роспуска. Сроки выборов и созыва Государственного Совета должны быть обозначены в той же грамоте, которой производится роспуск.
36. Королю принадлежит власть верховного управления – он объявляет войну, заключает мир и иные договоры с иностранными государствами. Договоры мирные и торговые, а равно все те, которые сопряжены с обязательствами для Государственной казны, или исполнение которых требует изменения или дополнения действующих законов, получают силу не раньше, как после одобрения их Государственным Советом, Советом министров и Сенатом.
37. Король назначает и увольняет Министров и всех прочих должностных лиц, для назначения и увольнения которых не установлено законом иного порядка.
38. Король назначает пожизненных членов Государственного Совета.
39. Королю принадлежит верховное руководство сухопутными и морскими вооруженными силами Российской державы. Он производить в чины лично или через лиц ему подчиненных и жалует графские и княжеские титулы.
40. Король имеет право во исполнение соответственного закона чеканить монету.
41. Королю принадлежит право полного помилования и смягчения наказаний, с тем ограничением, какое установлено в отношении Министров.
III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
42. Государственный Совет составляет верхнюю палату Украинского парламента.
43. Члены Государственного Совета, как верхней палаты, в числе не более пятидесяти назначаются пожизненно Королем из числа лучших и умнейших людей Украины, представляемых Королю земскими собраниями, городских думами столичных и областных городов, Сенатом, советами университетов и другими учреждениями, которым это право в будущем будет даровано в законодательном порядке.
44. Остальные члены Государственного Совета в числе ста избираются областными земскими собраниями на срок 6 лет.
45. В случае, если по каким-либо причинам какое-либо место выборного члена Государственного Совета сделается вакантным, назначаются дополнительные выборы, если до срока окончания полномочий выбывшего осталось более года.
46. Звания выборного члена Государственного Совета присваиваются избранным лицам с момента оглашения результатов выборов в месте их проведения.
47. Члены Государственного Совета не могут быть жалуемы чинами, орденами или придворными звания, а также арендами или какими-либо иными имущественными выдачами.
48. Члены Государственного Совета утрачивают свое звание, если, не состоя на Государственной службе, вступают в оную на должность, сопряженную с чинопроизводством или получением от казны какого-либо оклада содержания, или если, состоя уже на Государственной службе, назначаются на должность высшую по классу, либо сопряженную с получением от казны высшего оклада содержания.
Правило настоящей статьи не распространяется на случай назначения Министром.
49. Лица, выбывшие из состава Государственного Совета согласно положениям предыдущей статьи, могут восстановить свое положение путем нового избрания их.
50. Члены Государственного Совета в своих суждениях и решениях не могут быть связаны приказами или указаниями своих избирателей.
51. Вне Государственного Совета члены его не подлежат никакому преследованию или ответственности за поданный при отправлении обязанностей члена Государственного Совета голос или за выраженные при отправлении сих обязанностей суждения.
52. Во время собрания Государственного Совета члены их не могут быть без предварительного разрешения Сената ни привлекаемы к уголовному следствию и суду, ни подвергнуты домашнему аресту или взятию под стражу по подозрению в совершении преступного деяния, или личному задержанию по несостоятельности, ни вызваны в какой-либо суд или иное место в качестве свидетеля или сведущего лица. Из сего исключается лишь тот случай, когда член Государственного Совета будет застигнут при совершении преступного деяния или тотчас после его совершения.
53. Члены Государственного Совета получают вознаграждение в размере, определенном законом. Отказ от вознаграждения не приемлется.
54. Собрания Государственного Совета созываются Королевской грамотой.
55. Если открытие и закрытие собрания не воспоследует в личном присутствии Короля, то собрание открывается и закрывается от имени Его Величества Государственным Канцлером.
56. Когда на рассмотрение собрания правительством внесены роспись Государственных доходов и расходов, сметные предложения и отчеты по выполнению росписи или сметы, то до полного рассмотрения сих актов, палаты не могут представлять Королю о закрытии собрания.
57. Министры, даже если они не состояли членами Совета, имеют право, по их должности, присутствовать во всех заседаниях ее* и участвовать в обсуждении всех рассматриваемых ею* вопросов. До момента голосования Министру, желающему дать объяснение по содержанию обсуждаемого предмета, не может быть отказано в слове.
58. Высшее заведывание охраной порядка внутри принадлежащих Совету зданий и в прилегающей местности принадлежит Председателю. В распоряжении Председателя находится необходимое для этого количество особой стражи, подчиняющейся исключительно ему.
59. Проекты законов до представления их на обсуждение Королю предлагаются на обсуждение Совету Министров и Сенату.
60. Одобренные проекты представляются Председателем Совета Королю утверждением.
61. Проекты законов, отклоненные Сенатом или Королем, не могут быть предлагаемы вновь в течение того же собрания (сессии).
62. Государственные договоры, мирные и торговые, а равно все те, которые сопряжены с установлением для Государственной казны обязательств, с изменением границ Государственной территории или исполнение которых требует изменения или дополнения действующих законов, получают силу не раньше, как после одобрения их Министрами и Сенатом в законодательном порядке.
63. Государственная роспись устанавливается не более чем на один год особым законом.
64. Проекты Государственной росписи предлагаются сначала Совету Министров и, будучи одобренным, передается в Государственный Совет. Далее представляется Королю.
65. Установление податей, налогов, пошлин и иных сборов, государственных займов, принятие государством гарантий, установление штатов, разрешение государственных сооружений, отчуждение отдельных государственных имуществ или доходов, сложение недоимок и казенных взысканий и вообще, установление всякого рода государственных доходов и расходов, если они не предусмотрены государственной росписью, может последовать не иначе, как путем издания особого о том закона.
IV. О МИНИСТРАХ.
66. Для управления Государством Король назначает Председателя Министров, иначе – Государственного Канцлера и Министров; последних – по представлениям Государственного Канцлера. Государственный Канцлер и Министры составляют в своей совокупности Совет, иначе – Кабинет Министров под председательством Государственного Канцлера. Государственный Канцлер может принять на себя и управление одним из министерств.
67. Государственный Канцлер и каждый из Министров в отдельности ответствуют:
а) за свои личные действия или распоряжения,
б) действия и распоряжения подчиненных ему властей, основанные на его указаниях,
в) скрепленные его подписью указы и иные акты Короля.
68. Государственный Канцлер и прочие Министры в совокупности ответствуют перед Сенатом и Государственным Советом за общий ход Государственного управления.
69. За совершенные при отправлении должности нарушения законов или прав граждан министры подлежат гражданской и уголовной ответственности.
За умышленные нарушения постановлений сего основного закона и за нанесение тяжкого ущерба интересам Государства превышением, бездействием или злоупотреблением власти Министры привлекаются Королем к ответственности, с преданием Суду Общего Собрания департаментов Сената.
70. Помилование осужденного Министра может последовать не иначе, как по ходатайству перед Королем Сената.
V. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
71. Украина разделяется на староства, уезды, волости и сельские общины (селения). Границы староств согласуются с границами районов Судебных Палат, границы уездов с границами районов Окружных Судов.
Границы уездов подлежат изменению с таким расчетом, чтобы в уезде, за исключением городов, численность была не больше 450,000 жителей. Границы уездов и староств, уездных и не уездных городов определяются областными земскими собраниями. Границы волостей и общин изменяются по удобству местного населения и определяются окружными земскими собраниями.
72. Местное управление состоит из органов центрального управления и органов самоуправления.
73. Органы местного центрального управления составляют: в старостве – Староства, в уездах – Уездные Правления и их Председатели. В столицах имеются отдельные Столичные Правления и их Председатели.
73. Органы местного самоуправления составляют: в Старостве – Областные Земские Собрания и Областные Земские Управления, в уездах – Уездные Земские Собрания и Уездные Земские Управления, в волостях – Волостные Собрания и Волостное Управления, и в более многолюдных сельских общинах с народонаселением не менее 1500 чел. – Сельские Собрания и Сельские Управления, а в малолюдных с народонаселением менее 1500 чел. – одни Сельские Управления. Кроме того, областные, уездные и не уездные города с населением не менее 10,000 жителей имеют свои отдельные самоуправления, а именно: свои Городские Думы и Городские Управы.
75. Местное самоуправление в общинах, волостях и городах должно быть основано на прямом и закрытом голосовании всех местных лиц, имеющих право участия в выборах, если они прожили в данной местности или городе не менее 10 лет или если они или их наследодатели в течение трех лет уплачивали земские или городские сборы. Гласные Уездных Земских Собраний избираются Волостными Собраниями и думами не уездных городов (имеющих не менее 8000 жителей). Гласные Областных Земских Собраний избираются Уездными Земскими Собраниями и думами окружного и уездных городов.
76. Гласные всех органов местного самоуправления избираются исключительно из среды избирателей, причем для двух третей гласных могут быть устанавливаемы известные образовательные цензы или, взамен им, известные цензы имущественные. Цензы эти устанавливаются Областными Земскими Собраниями.
77. Избранные члены земских управлений, а в том числе и волостных, и сельских, а равно члены городских дум не подлежат утверждению. Но об избрании членов областных земских управлений и членов городских управ столиц и областных городов сообщается Староству, об избрании членов уездных земских управлений и членов городских управ уездных и не уездных городов сообщается Председателю уездного правление, а об избрании членов волостных и сельских правлений сообщается местному мировому судье. Все эти лица, получив сообщение об избрании, имеют право в течение семи дней заявить протест против избрания и предложить произвести новые выборы.
Земским Собраниям и городским думам предоставляется избирать в члены своих управлений и городских управ больше, чем положено, число кандидатов, и в таком случае от вышепоименованных лиц, которым должно быть сообщено о результате выборов, зависит выбор между кандидатами.
78. Если при вторичных выборах, произведенных вследствие протеста вышепоименованных должностных лиц, в члены земских управлений и городских управ будут вторично избраны те же лица единогласно, то против их избрания протест не допускается.
79. Председатели земских управлений и городских управ (городские головы) избираются на общих с членами сих управлений и управ основаниях.
80. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая сюда и полицию безопасности и благочиния, за исключением лишь тех отраслей управления, которые по условиям современной жизни требуют централизации, как, например, управления военного, таможенного, акцизного монетного, почтово-телеграфного и т. п.
81. Органам местного самоуправления должна принадлежать широкая власть издавать в пределах законов общеобязательные постановления и приводит таковые в исполнение. При этом возможно большая часть предметов, подлежащих ныне ведению законодательной власти, должна быть отнесена к кругу действия обязательных постановлений, например, правила об охране лесов, о пользовании водами, подробное урегулирование поземельных отношений, правила об устройстве местных путей сообщения и о пользовании ими, правила об устройстве и пользовании телефонами и т.п.
82. Деятельность местных органов центрального управления в отношении круга ведомства органов местного самоуправления, за точно указанными в законе исключениями, должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления.
83. В случае если местные органы центрального управления усмотрят в деятельности органов местного самоуправления какое-нибудь нарушение закона, разрешение возникшего по этому поводу спора, по протесту местных органов центрального управления, принадлежит судебной власти. Протесты подаются на незаконную деятельность органов сельских и волостных самоуправлений местному мировому судье, а в остальных случаях – в Окружные Суды. Споры сего рода решаются в двух инстанциях, причем на определения Судебной Палаты и Окружного Суда (как второй инстанции по делам, подсудным Мировым Судам) могут быть подаваемы кассационные отзывы в Административный Департамент Сената.
84. В случае если местные органы центрального управления усмотрят в деятельности органов местного управления меры, хотя и прямо не нарушающие законов, но, по их усмотрению, явно нецелесообразные, они вправе заявить протест против приведения сих мер в исполнение. В таком случае спор передается на разрешение высшего органа местного самоуправления в порядке постепенности. Меры сельского собрания передаются на разрешение волостного собрания, меры волостного собрания на разрешение уездного земского собрания, меры уездного земского собрания или городской думы уездного или не уездного города на разрешение областного собрания, меры областного собрания или городской думы областного города, а в том числе и столиц.
VI. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
85. Статья 85 зачеркнута
86. Судьи, за исключением членов мирового суда, и членов Коммерческих Судов, назначаются правительственной властью и несменяемы, лишь со следующим ограничением. Вводится институт т. н. отрицательных выборов, т. е. общество в лице своих органов самоуправления получает право требовать устранения почему либо неподходящих для него членов судебных мест. Это право осуществляется тайным голосованием большинством не менее 3/4 голосов Относительно членов Окружных Судов окружными земскими собраниями, относительно членов Судебных Палат областными земскими собраниями, а относительно Сенаторов Государственной Думой. Забаллотированный в первый и второй раз изложенным порядком судья должен быть немедленно заменен другим, но может занять судейскую должность в другой местности, но забаллотированный в третий раз лишается права впредь занимать какую-либо судейскую должность.
87. Институт Мировых Судей преобразовывается в Коллегиальное учреждение, состоящее из Мирового Судьи и двух Мировых Заседателей.
88. Волостные Суды упраздняются, и все крестьянские дела передаются обыкновенным судам.
89. Упраздняются Съезды Мировых Судей и таковые заменяются Окружными Судами.
90. Круг ведомства суда расширяется административной юстицией.
91. В сессиях с присяжными заседателями Коронный Суд участвует по его усмотрению или в составе 3-х членов, или одного.
92. Смертная казнь восстанавливается.
93. Устанавливается защита на предварительном следствии и в обряде предания суду вводится состязательное начало.
94. Реорганизуется Сенат в качестве верховного охранителя закона. Он состоит из трех Кассационных Департаментов: Административного, Уголовного и Гражданского. В общем своем собрании Сенат является высшим верховным судом, которому вверяется обнародование законов, определение ответственности министров и общий надзор над законностью действий судебных учреждений и чинов. Всякая зависимость Сената от министра юстиции отменяется.
VII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ*
132. Впредь до представления областными земскими собраниями, городскими думами столичных и областных городов, Сенатом и советами университетов кандидатов на пожизненные члены Государственного Совета и избрания выборных членов Государственного Совета, Его Императорским Величеством назначается 200 временных членов Государственного Совета из состава членов нынешнего Государственного Совета и Сената и других лиц, достойных сего звания. Все эти временные члены Государственного Совета теряют свое звания после того, как вышеуказанные органы самоуправления представят Государю список своих кандидатов на пожизненных членов Государственного Совета в количестве не менее 300 и не изберут выборных членов Государственного Совета.
133. С переустройством Государственного Совета в верхнюю палату нынешние члены Государственного Совета, поскольку они не будут назначены или избраны членами Государственного Совета, как верхней палаты, переименовываются в почетных (не присутствующих) членов Государственного Совета без права принимать участием в заседаниях Государственного Совета и его функциях.
134. Выборы в Земские Собрания и Городские Думы на новых основаниях должны быть произведены повсеместно в империи немедленно, причем первое собрание Государственной Думы без ее согласия не может быть распущено впредь до окончания сих выборов.
135. Вследствие реорганизации Сената и оставления в нем только трех кассационных департаментов (административного, уголовного и гражданского), остающиеся без занятий сенаторы переименовываются в почетные (не присутствующие) сенаторы, без права присутствия в Сенате.
136. Немедленно после созыва Государственной Думы ей представляются для пересмотра и утверждения новое уголовное уложение, новое гражданское уложение, вотчинный устав и все новые проекты отдельных уставов.
137. Для рассмотрения сих уложений и уставов, а равно для пересоставления всего Свода Законов, Государственной Думе предоставляется учредить самостоятельную Кодификационную Комиссию и снабдить ее наказом по скорейшему пересоставлению законов Российской Империи.
VIII. О ПРИСЯГЕ.
138. Немедленно после утверждения Государем нового Основного Закона о Государственном устройстве Империи, составляющего Конституцию Российского Государства, все достигшие 17-летнего возраста российские подданный, не исключая чины армии и флота, обязаны принести торжественно присягу на верность Конституции. Лица, желающие заменить присягу торжественным обещанием священного хранения Конституции, могут вместо присяги приносить означенное торжественное обещание в судебных установлениях.
139. Лица, уклонившиеся без уважительных причин от вышепоименованной присяги или торжественного обещания, вызываются в судебные учреждения для привода к присяге или заменяющему ее торжественному обещанию. В случае отказа от принесения присяги или дачи торжественного обещания, признаются по судебным приговорам утратившими российское подданство.
IX. О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ.
140. Изменение одной или некоторых статей конституционного устава производится в обыкновенном законодательном порядке с тем лишь условием, что для изменения правил, определяющих основные права граждан, требуется в обеих Палатах большинство не менее трех четвертей голосов всего состава Палат, а для изменения остальных статей Конституции – большинство не менее двух третей голосов всего состава Палат.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.