КОНСТИТУЦИЯ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ
Принята народным голосованием 16 мая 1971 г. Провозглашена Народным Собранием НРБ 18 мая 1971 г.
МЫ,
граждане Народной Республики Болгарии,
наследники великих революционных традиций, выкованных в вековой борьбе за свободу и права человека, за народную власть и социалистическое переустройство общества,
ОСНОВЫВАЯСЬ
на исторической победе социалистической революции Девятого сентября 1944 года, которая под руководством Болгарской коммунистической партии и с решающей помощью Советской Армии – освободительницы завоевана рабочим классом, трудящимися крестьянами и народной интеллигенцией, сплоченными в Отечественном фронте;
на успешном развитии нашего народно-демократического государства;
на исторически сложившемся единстве мысли и действия между Болгарской коммунистической партией и Болгарским земледельческим народным союзом;
на победе социализма, установившей полное господство общественной собственности на средства производства и устранившей навсегда эксплуатацию человека человеком;
на построенных героическим трудом свободного народа развитой современной промышленности и современном кооперативном сельском хозяйстве, обеспечивающих условия для постоянного повышения народного благосостояния;
на крупных успехах, достигнутых в области образования, науки и культуры;
ОПИРАЯСЬ
на сотрудничество и взаимопомощь с Союзом Советских Социалистических Республик и с другими странами социалистического содружества;
на поддержку международного коммунистического и рабочего движения и всех прогрессивных сил мира;

ТВЕРДО РЕШИВ
построить под руководством Болгарской коммунистической партии и во исполнение ее Программы развитое социалистическое общество в нашей стране, увеличивать своим трудом социалистическую собственность, материальное и духовное богатство народа, развертывать и углублять социалистическую демократию, создавать все более благоприятные условия для разностороннего расцвета свободной человеческой личности;
укреплять и расширять нерушимый союз, дружбу и всестороннее сотрудничество с Союзом Советских Социалистических Республик и с другими братскими социалистическими странами;
поддерживать справедливую борьбу народов за независимость и социальный прогресс;
содействовать укреплению мира во всем мире и взаимопониманию между всеми народами на земле;
ОТМЕЧАЯ
значение Конституции Народной Республики Болгарии 1947 года и
РАЗВИВАЯ
ее основные принципы с учетом нового этапа строительства социалистического общества на нашей Родине,
ПРИНЯЛИ
путем всенародного голосования настоящую
КОНСТИТУЦИЮ
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 1. 1. Народная Республика Болгария есть социалистическое государство трудящихся города и деревни во главе с рабочим классом.
2. Руководящей силой в обществе и государстве является Болгарская коммунистическая партия.
3. Болгарская коммунистическая партия руководит строительством развитого социалистического общества в Народной Республике Болгарии в тесном братском сотрудничестве с Болгарским земледельческим народным союзом.
Статья 2. 1. В Народной Республике Болгарии вся власть исходит от народа и принадлежит народу.
2. Народ осуществляет власть через свободно избранные представительные органы – Народное Собрание и Народные советы – или непосредственно.
Статья 3. 1. Государство служит народу:
защищая его интересы и социалистические завоевания;
планомерно руководя общественно-экономическим развитием страны;
создавая условия для непрерывного улучшения благосостояния, образования и охраны здоровья народа, а также для всестороннего развития науки и культуры;
обеспечивая свободное развитие человека, гарантируя его права и охраняя его достоинство;
организуя защиту национальной независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны;
развивая и укрепляя дружбу, сотрудничество и взаимопомощь с Союзом Советских Социалистических Республик и другими социалистическими странами;
проводя политику мира и взаимопонимания со всеми странами и народами.
2. При выполнении своих задач государство все шире опирается на общественные организации.
Статья 4. 1. Главными направлениями в развитии государства при построении развитого социалистического общества являются:
постоянное расширение демократии;
совершенствование организации и деятельности государственного аппарата;
усиление народного контроля за работой государственных органов.
2. Социалистическое государство содействует перерастанию социалистического общества в коммунистическое.
Статья 5. Основными принципами, на которых строится и действует политическая система общества, являются: народный суверенитет, единство власти, демократический централизм, социалистический демократизм, законность и социалистический интернационализм.
Статья 6. 1. Представительные органы избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Срок полномочий Народного Собрания – пять лет, а Народных советов – два с половиной года.
3. Избирателями и избираемыми являются все граждане Народной Республики Болгарии, достигшие восемнадцатилетнего возраста, без различия пола, национальности, расы, вероисповедания, образования, занятия, служебного или общественного положения и имущественного состояния, за исключением лиц, поставленных под полную опеку.
4. Порядок избрания представительных органов определяется законом.
Статья 7. 1. Народные представители и советники ответственны и отчитываются перед своими избирателями. Они могут быть отозваны и до истечения срока, на который избраны.
2. Отзыв народных избранников происходит по решению избирателей в установленном законом порядке.
Статья 8. 1. Народная Республика Болгария управляется в точном соответствии с Конституцией и законами страны.
2. Строгое соблюдение Конституции и законов является основ ной обязанностью всех государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан.
3. Укрепление законности и предотвращение преступлений и правонарушений является обязанностью государства, общественных организаций и граждан.
Статья 9. 1. Предусмотренные Конституцией права и свободы используются, а обязанности выполняются непосредственно на ее основе, кроме случаев, когда она предусматривает, что условия и порядок их осуществления определяются законом.
2. Права и свободы не могут использоваться в ущерб общественным интересам.
Статья 10. 1. Общественные организации объединяют и вовлекают различные слои населения в социалистическое строительство, выражают и защищают их специфические интересы и содействуют повышению их социалистической сознательности.
2. Общественные организации все больше содействуют государственным органам в выполнении их задач.
3. Общественные организации выполняют также переданные им с их согласия государственные функции.
Статья 11. Отечественный фронт есть воплощение союза рабочего класса, трудящихся крестьян и народной интеллигенции. Он является общественной опорой народной власти, массовой школой патриотического и коммунистического воспитания населения и привлечения трудящихся к управлению страной.
Статья 12. Народная Республика Болгария принадлежит к мировому социалистическому содружеству, что является одним из главных условий ее независимости и всестороннего развития.
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 13. 1. Экономическая система Народной Республики Болгарии является социалистической. Она основывается на общественной собственности на средства производства, исключает эксплуатацию человека человеком и планомерно развивается по пути превращения в коммунистическую экономику.
2. Развитие социалистической экономики является основой всестороннего прогресса общества и свободной человеческой личности, расширения социалистической демократии, благоденствия народа и расцвета Родины.
3. Экономика Народной Республики Болгарии развивается как часть мировой социалистической экономической системы.
Статья 14. Формами собственности в Народной Республике Болгарии являются: государственная (общенародная) собственность, кооперативная собственность, собственность общественных организаций и личная собственность.
Статья 15. 1. Государственная (общенародная) собственность является высшей формой социалистической собственности и составляет единый фонд. Она определяет социалистический характер собственности кооперативных и общественных организаций и пользуется особым покровительством.
2. Формы общественной собственности постепенно развиваются и сближаются, чтобы перерасти в единую общенародную собственность.
Статья 16. 1. Заводы и фабрики, банки, богатства недр, естественные источники энергии, ядерная энергия, леса, пастбища, воды, дороги, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, почта, телеграф, телефон, радио и телевидение являются государственной (общенародной) собственностью.
2. В предусмотренных законом случаях кооперативам и общественным организациям могут принадлежать средства производства и другое имущество.
Статья 17. 1. Государство осуществляет свое право собственности, образуя хозяйственные и другие организации и участвуя в государственно-кооперативных предприятиях, которым оно предоставляет имущество для хозяйственного использования и управления, а также через деятельность этих организаций по осуществлению предоставленных им или приобретенных прав.
2. Государство может предоставлять кооперативным и общественным организациям и гражданам право пользования определенным государственным имуществом.
3. Пользование лесами, пастбищами, водами и открытая разработка месторождений полезных ископаемых кооперативными организациями и гражданами регулируются законом.
Статья 18. Государственные хозяйственные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами хозяйственного расчета.
Статья 19. 1. Кооперативная собственность принадлежит коллективам трудящихся, добровольно объединившихся для совместного осуществления хозяйственной деятельности, кооперативным союзам и межкооперативным организациям.
2. Право кооперативной собственности осуществляется в интересах общества и кооператоров.
Статья 20. 1. Собственность общественных организаций служит для достижения их целей, включая осуществление функций, переданных им государственными органами, а также для удовлетворения общественных интересов.
2. Общественные организации могут осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с их целями в разрешенных законом случаях.
Статья 21. 1. Граждане Народной Республики Болгарии имеют право личной собственности на имущество и вещи для удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи.
2. Личной собственностью являются также: мелкие средства производства и продукция хозяйств кооператоров и других трудящихся, произведенная на земле, предоставленной им в личное пользование, а также мелкие средства производства, используемые трудящимися для ведения иной подсобной деятельности, и ее продукция. Законом определяются виды и количество мелких средств производства, которые могут принадлежать подсобному хозяйству.
3. Для удовлетворения жилищных потребностей граждан государство уступает право застройки на государственных землях и предоставляет кредиты.
4. Государство охраняет приобретенную трудом и иным законным образом личную собственность, включая сбережения.
5. Право личной собственности может быть обременено или ограничено только законом или с согласия собственника.
6. Граждане не могут осуществлять свое право личной собственности и другие свои имущественные права в ущерб общественным интересам.
Статья 22. 1. Государство руководит народным хозяйством и другими областями общественной жизни на основе единых планов общественно-экономического развития с целью все более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей граждан.
2. В этой своей деятельности государство опирается на инициативу и творческую активность трудовых коллективов, научных учреждений и общественных организаций и использует моральные стимулы и коллективную и индивидуальную материальную заинтересованность.
3. При разработке и выполнении планов общественно-экономического развития государство эффективно использует достижения науки и техники, трудовые и материальные ресурсы и преимущества международного социалистического разделения труда.
4. Государственный бюджет составляется на основе единого плана общественно-экономического развития.
Статья 23. 1. Государство поощряет кооперативы и их союзы и оказывает им помощь в их деятельности.
2. Государство оказывает всестороннюю поддержку трудовым кооперативным земледельческим хозяйствам.
Статья 24. Коллективы трудящихся непосредственно и через избранные ими органы участвуют в руководстве хозяйственной деятельностью.
Статья 25. Граждане могут личным трудом и трудом членов своих семей при условиях, определенных законом, осуществлять сельскохозяйственную, ремесленную и другую хозяйственную деятельность. Закон определяет, какие средства производства могут принадлежать этим гражданам.
Статья 26. 1. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства, а также права изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
2. Государство, кооперативные и общественные организации создают условия для развертывания творческой деятельности и для использования творчества авторов, изобретателей и рационализаторов в целях экономического и культурного развития общества.
3. Авторы, изобретатели и рационализаторы не могут использовать свои права в противоречии с общественными интересами.
Статья 27. Право наследования признается и гарантируется.
Статья 28. Государство может отчуждать или ограничивать право собственности на имущество граждан, кооперативов и общественных организаций для государственных и общественных нужд за справедливое возмещение. Порядок отчуждения и способ возмещения определяются законом.
Статья 29. 1. Законом может быть установлено исключительное право государства на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности.
2. Внешняя торговля является исключительным правом государства.
Статья 30. 1. Земля, как основное природное богатство и средство производства, сберегается и используется наиболее полезным для общества образом.
2. Трудовые кооперативные земледельческие хозяйства безвозмездно используют земли, внесенные кооператорами, другими лицами и организациями или предоставленные государством.
3. Предназначение обрабатываемых сельскохозяйственных земель, пастбищ и лесов может изменяться в установленном законом порядке.
Статья 31. Защита и сбережение природы и природных богатств, вод, воздуха и почвы, а также памятников культуры являются обязанностью государственных органов и предприятий, кооперативов и общественных организаций и долгом каждого гражданина.
Статья 32. 1. Труд является основным общественно-экономическим фактором.
2. В Народной Республике Болгарии применяется социалистический принцип: «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Общественные фонды для удовлетворения потребностей граждан непрерывно увеличиваются.
3. Государство заботится о повышении трудовой квалификации и обогащении производственного опыта граждан. Охрана труда регулируется законом.
Статья 33. 1. Государство создает необходимые условия для развития науки и техники с целью обеспечения научного управления обществом, научно-технического прогресса и всестороннего роста экономики и культуры.
2. Внедрение достижений науки и техники во все области общественной жизни является обязанностью государственных органов, хозяйственных и других общественных организаций и всех граждан.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 34. Болгарское гражданство приобретается и утрачивается в порядке, установленном законом.
Статья 35. 1. Все граждане Народной Республики Болгарии равны перед законом.
2. Не допускаются никакие привилегии или ограничения в правах, основанные на национальности, происхождении, религии, поле, расе, образовании и общественном и материальном положении.
3. Государство обеспечивает равенство граждан, создавая условия и возможности для использования их прав и для выполнения их обязанностей.
4. Всякая проповедь ненависти или унижения человека за его расовую, национальную или религиозную принадлежность запрещается и наказывается.
Статья 36. Женщина и мужчина в Народной Республике Болгарии имеют равные права.
Статья 37. Женщина-мать пользуется особым покровительством и заботой государства, хозяйственных и общественных организаций; ей обеспечиваются отпуск до и после родов при сохранении ее трудового вознаграждения, бесплатная акушерская и медицинская помощь, родильные дома, облегчение ее труда, расширение сети детских учреждений, предприятий коммунального и бытового обслуживания и общественного питания.
Статья 38. 1. Брак и семья находятся под покровительством государства.
2. Законным является только гражданский брак.
3. Супруги имеют равные права и обязанности в браке и семье.
Родители имеют право и обязаны заботиться об уходе за своими детьми и об их коммунистическом воспитании.
4. Дети, рожденные вне брака, имеют одинаковые права с рожденными в браке.
Статья 39. 1. Воспитание молодежи в коммунистическом духе является обязанностью всего общества.
2. Семья, школа, государственные органы и общественные организации проявляют особую заботу об интеллектуальном, нравственном, эстетическом, культурном и физическом развитии молодежи, о ее трудовом воспитании и политехническом образовании.
3. Молодежь пользуется особым покровительством.
Статья 40. 1. Граждане имеют право на труд.
2. Каждый гражданин имеет право свободно избирать себе профессию.
3. Государство обеспечивает право на труд, развивая социалистическую общественно-экономическую систему.
Статья 41. 1.Труд вознаграждается в зависимости от его количества и качества.
2. Трудящиеся имеют право на безопасные и здоровые условия труда, которое обеспечивается внедрением достижений науки и техники.
Статья 42. 1. Граждане имеют право на отдых.
2. Это право обеспечивается сокращением рабочего времени без уменьшения трудового вознаграждения и ущемления других трудовых прав, ежегодным оплачиваемым отпуском и широкой сетью домов отдыха, клубов, народных читален, домов культуры и других мест отдыха и культуры.
Статья 43. 1. Граждане имеют право на материальное обеспечение, пенсию и пособие по нетрудоспособности вследствие болезни, увечья, материнства, инвалидности, старости или смерти и по уходу за детьми, а также на помощь в установленных законом случаях.
2. Это право осуществляется путем единого социального страхования и выделения необходимых средств из национального дохода для финансирования страховых взносов.
3. Застрахованные участвуют в управлении социальным страхованием.
Статья 44. Малолетние, несовершеннолетние, нетрудоспособные и престарелые, которые не имеют близких или остались без ухода со стороны своих близких, находятся под особым покровительством государства и общества.
Статья 45. 1. Граждане имеют право на бесплатное образование в учебных заведениях всех видов и ступеней при определенных законом условиях.
2. Учебные заведения являются государственными.
3. Образование основывается на достижениях современной науки и на марксистско-ленинской идеологии.
4. Основное образование обязательно.
5. Государство создает условия для осуществления всеобщего среднего образования.
6. Государство поощряет образование, всесторонне улучшает условия работы учебных заведений, предоставляет стипендии и поощряет учащихся, проявивших особые дарования.
7. Граждане неболгарского происхождения наряду с обязательным изучением болгарского языка имеют право изучать также свой язык.
Статья 46. 1. Творчество в области науки, искусства и культуры служит народу и развивается в духе коммунизма.
2. Государство проявляет особую заботу о развитии науки, искусства и культуры, создавая высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, книгоиздательства, библиотеки, музеи, художественные галереи, театры, кинотеатры, систему радиовещания и телевидения.
Статья 47. 1. Государство проявляет всестороннюю заботу о здоровье народа, организуя лечебно-профилактические и другие учреждения и службы здравоохранения.
2. Государство и общественные организации распространяют среди народа здравоохранительное просвещение и культуру и поощряют развитие физической культуры и туризма.
3. Каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь.
4. Государство и общественные организации проявляют особую заботу о здоровье детей и юношества.
Статья 48. 1. Гарантируются свобода и неприкосновенность личности.
2. Никто не может быть задержан более чем на двадцать четыре часа без разрешения суда или прокурора.
Статья 49. Жилище неприкосновенно. Без согласия обитателя никто не может ни входить в его жилище или помещения, ни производить там обыск, кроме как в случаях и при условиях, предусмотренных законом.
Статья 50. Каждый гражданин имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь и от посягательства на его честь и доброе имя.
Статья 51. Тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений неприкосновенна, кроме как при мобилизации, военном положении либо при наличии разрешения суда или прокурора.
Статья 52. 1. Граждане могут образовывать организации с политическими, профессиональными, культурными, художественными, научными, религиозными, спортивными и другими нехозяйственными целями.
2. Для совместной хозяйственной деятельности граждане могут объединяться в кооперативы.
3. Запрещаются организации, которые направлены против социалистического строя Народной Республики Болгарии и прав граждан, проповедуют фашистскую или иную антидемократическую идеологию.
4. Общественные организации и кооперативы могут образовывать союзы или другие объединения.
Статья 53. 1. Гражданам обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Они могут совершать религиозные обряды и вести антирелигиозную пропаганду.
2. Церковь отделена от государства.
3. Правовое положение, вопросы материального содержания и право внутреннего устройства и самоуправления различных религиозных общин регулируются законом.
4. Запрещается злонамеренное использование церкви и религии в политических целях, равно как образование политических организаций на религиозной основе.
5. Религия не может служить основанием для отказа от выполнения обязанностей, возложенных Конституцией или законами.
Статья 54. 1. Граждане имеют свободу слова, печати, собраний, митингов и манифестаций.
2. Эти свободы обеспечиваются путем предоставления гражданам необходимых для этого материальных условий.
Статья 55. Граждане имеют право обращаться с просьбами, жалобами и предложениями. Это право осуществляется в порядке, установленном законом.
Статья 56. 1. Государство отвечает за ущерб, причиненный незаконными актами или незаконными служебными действиями его органов и должностных лиц.
2. Каждый гражданин имеет право требовать предания суду должностных лиц за преступления, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей.
3. Граждане в соответствии с установленными законом условиями имеют право на возмещение должностными лицами ущерба, причиненного незаконным исполнением ими служебных обязанностей.
Статья 57. Болгарские граждане за границей пользуются покровительством Народной Республики Болгарии и обязаны выполнять свои обязанности перед ней.
Статья 58. Граждане обязаны точно и добросовестно соблюдать и исполнять Конституцию и законы страны.
Статья 59. 1. Каждый трудоспособный гражданин обязан заниматься общественно полезным трудом в соответствии со своими способностями и квалификацией.
2. Выполнение трудовых обязанностей является делом чести для каждого члена социалистического общества.
Статья 60. Граждане обязаны беречь и увеличивать социалистическую собственность как неприкосновенную основу социалистического строя, содействовать укреплению политической, экономической и оборонной мощи Родины, развитию культуры и благоденствию народа.
Статья 61. 1. Защита Отечества является верховным долгом и делом чести для каждого гражданина.
2. Измена и предательство по отношению к Отечеству являются тягчайшими преступлениями против народа. Они наказываются по всей строгости закона.
Статья 62. Военная служба обязательна для всех граждан согласно закону.
Статья 63. 1. Каждый гражданин обязан содействовать сохранению и укреплению мира.
2. Подстрекательство к войне и пропаганда войны, как тяжкие преступления против мира и человечества, запрещаются и наказываются законом.
Статья 64. Налоговые обязанности граждан определяются законом в соответствии с их доходами и имуществом.
Статья 65. Народная Республика Болгария предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за участие в национально-освободительной борьбе, за прогрессивную политическую, научную и художественную деятельность, за борьбу против расовой дискриминации или за защиту мира.
ГЛАВА IV. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 66. 1. Народное Собрание является верховным представительным органом, который выражает волю народа и его суверенитет.
2. Народное Собрание является верховным органом государственной власти.
Статья 67. Народное Собрание соединяет законодательную и исполнительную деятельность государства и осуществляет верховный контроль.
Статья 68. Народное Собрание состоит из 400 народных представителей, которые избираются по районам с равным числом жителей.
Статья 69. 1. Полномочия Народного Собрания прекращаются с истечением срока, на который оно избрано.
2. Народное Собрание может самораспуститься и до истечения срока своих полномочий. В этом случае оно продолжает выполнять свои функции до избрания нового Народного Собрания.
3. Если срок полномочий Народного Собрания истечет во время войны или при других чрезвычайных обстоятельствах, оно может его продлить. Оно может продлить срок своих полномочий также, если состояние войны будет объявлено или другие чрезвычайные обстоятельства наступят во время выборов. В этих случаях выборы нового Народного Собрания производятся в 6-месячный срок после отпадения причин, которые сделали необходимым продление его мандата.
4. Народное Собрание может продлить срок своих полномочий не более чем на один год также по другим важным причинам.
Статья 70. 1. Выборы в Народное Собрание производятся не позднее чем через два месяца после прекращения его полномочий.
2. Вновь избранное Народное Собрание созывается на сессию не позднее чем через один месяц после дня выборов.
Статья 71. 1. Народное Собрание созывается на сессии Государственным Советом не реже трех раз в год.
2. Государственный Совет созывает Народное Собрание на сессию и тогда, когда этого потребуют более одной пятой народных представителей.
Статья 72. Первую сессию вновь избранного Народного Собрания открывает старейший по возрасту народный представитель. Под его председательством народные представители избирают Председателя и заместителей Председателя Народного Собрания.
Статья 73. 1. Председатель Народного Собрания:
а) руководит заседаниями Народного Собрания;
б) предлагает проект повестки дня сессий Народного Собрания;
в) удостоверяет своей подписью текст принятых Народным Собранием актов;
г) организует международные связи Народного Собрания.
2. Председатель Народного Собрания может возложить совершение этих действий на заместителя Председателя.
Статья 74. 1. Народное Собрание само проверяет законность выборов народных представителей. С этой целью на первой сессии оно избирает из своей среды Комиссию по проверке выборов, которая не позднее второй сессии после выборов представляет Народному Собранию заключение об их законности. Комиссия делает это и в случаях частичных выборов народных представителей.
2. Если Народное Собрание установит, что выборы произведены с нарушением закона, оно их кассирует.
3. Народные представители приносят присягу перед Народным Собранием.
Статья 75. Народное Собрание само устанавливает свою внутреннюю организацию и порядок своей работы, принимая Положение о них.
Статья 76. 1. Народное Собрание избирает из своего состава постоянные и временные комиссии, которые являются его органами. Оно руководит их деятельностью и контролирует ее.
2. За свою деятельность комиссии отвечают и отчитываются перед Народным Собранием.
3. Постоянные комиссии помогают Народному Собранию в его деятельности, осуществляют от его имени контроль за министерствами и другими ведомствами и местными государственными органами и содействуют исполнению принятых Народным Собранием законов и других актов.
4. Временные комиссии избираются по вопросам, которые не имеют постоянного характера, а также для изучения проблем и про ведения расследований.
5. Все государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане обязаны предоставлять комиссиям сведения и документы, необходимые в связи с их работой.
Статья 77. Народное Собрание является единственным законодательным органом Народной Республики Болгарии и верховным организатором планового руководства общественным развитием.
Статья 78. Народное Собрание:
1) осуществляет верховное руководство внутренней и внешней политикой государства;
2) принимает и изменяет Конституцию;
3) определяет, какие вопросы и в каком порядке решаются референдумом;
4) принимает, изменяет и отменяет законы;
5) принимает меры для исполнения законов и других своих актов;
6) принимает единые планы общественно-экономического развития страны и отчеты об их выполнении;
7) принимает бюджет государства и отчет Правительства об исполнении бюджета за предшествующий год;
8) устанавливает налоги и определяет их размер; может возложить на Совет Министров определение размера налогов, которые взимаются с государственных организаций;
9) объявляет амнистию;
10) решает вопросы объявления войны и заключения мира;
11) назначает и освобождает от должности Главнокомандующего Вооруженными Силами;
12) решает вопросы изменения границ Народной Республики;
13) ратифицирует и денонсирует международные договоры;
14) создает, упраздняет, объединяет и переименовывает министерства и другие ведомства, имеющие ранг министерства; может образовывать также государственно-общественные органы, имеющие ранг министерства;
15) определяет задачи и организацию Государственного Совета, Совета Министров, Народных советов, судов и прокуратуры; может образовывать в системе Совета Министров его органы по руководству и координации в управлении государством и определять те из них, решения которых имеют силу правительственных актов;
16) избирает и освобождает от обязанностей Государственный Совет, Совет Министров, Верховный Суд и Главного прокурора Народной Республики;
17) осуществляет верховный контроль за соблюдением Конституции и законов;
18) осуществляет верховный контроль за деятельностью государственных органов;
19) при согласии общественных организаций может передавать им для выполнения определенные государственные функции.
Статья 79. 1. Народное Собрание принимает законы, решения, декларации и обращения.
2. Законы и решения Народного Собрания обязательны для всех государственных органов, общественных организаций и лиц.
Статья 80. 1. Право законодательной инициативы принадлежит Государственному Совету, Совету Министров, постоянным комиссиям Народного Собрания, народным представителям, Верховному Суду и Главному прокурору.
2. Право законодательной инициативы имеют также общественные организации в лице Национального совета Отечественного фронта, Центрального совета профессиональных союзов, Центрального Комитета Димитровского коммунистического союза молодежи и Правления Центрального кооперативного союза по вопросам, относящимся к их деятельности.
Статья 81. Народное Собрание может заседать, если присутствует более половины всех народных представителей. Оно принимает решения простым большинством присутствующих народных представителей, кроме случаев, когда Конституция требует другого большинства.
Статья 82. Заседания Народного Собрания публичны, кроме случаев, когда оно решает, что важные государственные интересы требуют проведения некоторых из них при закрытых дверях.
Статья 83. 1. Законопроекты принимаются двумя голосованиями, которые проводятся на разных заседаниях. После того как законопроект будет принят первым голосованием, он направляется в соответствующие комиссии для дополнительного обсуждения, прежде чем будет поставлен на второе голосование.
2. По решению Народного Собрания оба голосования законопроекта могут проводиться в виде исключения на одном заседании и без дополнительного обсуждения в комиссиях.
Статья 84. 1. Принятые Народным Собранием законы, решения, декларации и обращения опубликовываются Государственным Советом в «Дыржавен вестник» не позднее 15 дней после их принятия.
2. Закон вступает в силу через три дня после его опубликования, кроме случаев, когда в самом законе определен другой срок.
3. Остальные акты Народного Собрания вступают в силу с принятием их Народным Собранием.
Статья 85. 1. Народное Собрание обеспечивает, чтобы законы не противоречили Конституции.
2. Только оно решает, противоречит ли закон Конституции и соблюдены ли требуемые Конституцией условия для его издания.
Статья 86. Народные представители в своей деятельности руководствуются общенародными интересами и интересами своих избирателей.
Статья 87. 1. Народные представители имеют право вносить запросы Совету Министров или отдельным его членам, которые обязаны дать на них ответ.
2. На запросы, внесенные на сессии, ответ дается на той же или, по решению Народного Собрания, на следующей сессии.
3. На запросы, направленные между сессиями, ответ дается на следующей сессии.
4. Если Народное Собрание сочтет нужным, по запросу могут быть проведены прения и принято решение.
Статья 88. Народные представители не могут быть арестованы, и против них не может быть возбуждено уголовное преследование, кроме как за тяжкие преступления и только с разрешения Народного Собрания, а когда оно не заседает, то Государственного Совета. Разрешение на арест не испрашивается, если народный представитель задержан при совершении тяжкого преступления; в этом случае незамедлительно извещается Народное Собрание, а если оно не заседает, то Государственный Совет.
Статья 89. Народные представители не несут уголовной и дисциплинарной ответственности за высказанные ими мнения и за свое голосование в Народном Собрании.
ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
Статья 90. 1. Государственный Совет Народной Республики Болгарии является высшим постоянно действующим органом государственной власти, который соединяет принятие решений с их исполнением.
2. Государственный Совет, как высший орган Народного Собрания, обеспечивает соединение законодательной и исполнительной деятельности.
3. Он отвечает и отчитывается перед Народным Собранием за всю свою деятельность.
Статья 91. В рамках Конституции Государственный Совет организует и контролирует выполнение основных задач, вытекающих из законов и решений Народного Собрания, осуществляет общее руководство и контроль за работой Совета Министров и остальных государственных органов, принимает решения и осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность по основным вопросам государственного управления.
Статья 92. 1. Государственный Совет состоит из Председателя, заместителей Председателя, Секретаря и членов.
2. Народное Собрание избирает Государственный Совет из среды народных представителей на первой своей сессии большинством более половины всех народных представителей.
3. Полномочия Государственного Совета продолжаются, пока вновь избранное Народное Собрание не изберет Государственный Совет.
4. Члены Государственного Совета приносят присягу перед Народным Собранием.
Статья 93. Государственный Совет:
1) назначает выборы в Народное Собрание и Народные советы;
2) определяет дату проведения референдума, когда имеется решение Народного Собрания о том, по какому вопросу и в каком порядке проводится референдум;
3) созывает Народное Собрание на сессии;
созывает Народное Собрание, мандат которого истек, чтобы оно решило вопрос о продлении срока своих полномочий;
4) осуществляет право законодательной инициативы;
5) определяет, по каким законопроектам, внесенным в Народное Собрание, провести народное обсуждение;
6) опубликовывает принятые Народным Собранием акты в «Дыржавен вестник»;
7) издает указы и другие юридические акты по основным вопросам, вытекающим из законов и решений Народного Собрания;
8) дает общеобязательное толкование законов и нормативных указов;
9) осуществляет общее руководство в области обороны и безопасности страны;
10) назначает и освобождает от должности членов Государственного комитета обороны;
11) назначает и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил и присваивает высшие воинские звания;
12) представляет Народную Республику Болгарию в ее международных отношениях;
13) назначает, отзывает и освобождает от должности по предложению Совета Министров дипломатических и консульских представителей Народной Республики Болгарии в других странах;
14) ратифицирует и денонсирует международные договоры;
15) устанавливает дипломатические и консульские ранги;
16) создает и упраздняет ведомства, не имеющие ранга министерства, назначает и освобождает от должности их руководителей;
17) осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров, руководителей министерств и других ведомств;
18) осуществляет контроль за точным исполнением законов и других актов Народного Собрания, а также актов, изданных им самим;
19) отменяет противозаконные или неправильные акты Совета Министров, руководителей министерств и других ведомств;
20) отменяет противозаконные или неправильные акты Народных советов и их исполнительных и распорядительных органов;
21) осуществляет право помилования;
22) освобождает от уплаты государству невзысканных долгов;
23) учреждает ордена и медали и награждает ими;
24) учреждает почетные звания и присваивает их;
25) создает и ликвидирует административно-территориальные единицы. Изменяет границы общин, районов в городах и округов, определяет их административные центры;
26) предоставляет, восстанавливает болгарское гражданство и лишает его;
27) предоставляет право убежища.
Статья 94. Государственный Совет, кроме полномочий, указанных в ст. 93, в период между сессиями Народного Собрания:
1) осуществляет общее руководство внутренней и внешней политикой государства;
2) в неотложных случаях указом изменяет или дополняет отдельные предписания законов;
издает указы по вопросам принципиального характера, которые касаются исполнительной и распорядительной деятельности в государстве;
Государственный Совет вносит указы, изданные в соответствии с настоящим пунктом, на утверждение Народного Собрания на следующей его сессии;
3) заслушивает отчеты о работе Совета Министров или его отдельных членов и принимает соответствующие решения;
4) по предложению Председателя Совета Министров освобождает от должности и назначает отдельных членов Совета Министров.
Это решение Государственный Совет обязан внести на утверждение следующей сессии Народного Собрания;
5) назначает и освобождает от должности Главнокомандующего Вооруженными Силами. Это решение вносится на утверждение Народного Собрания на следующей его сессии;
6) осуществляет общее руководство работой Народных советов и исполнительно-распорядительных органов государства и координирует ее;
7) осуществляет общий контроль за деятельностью прокуратуры;
8) объявляет общую и частичную мобилизацию и военное или иное чрезвычайное положение;
9) принимает меры по коллективной обороне совместно с другими странами;
10) объявляет состояние войны в случае вооруженного нападения на Народную Республику Болгарию или в случае необходимости неотложного выполнения международного обязательства по взаимной обороне. Государственный Совет созывает Народное Собрание на сессию, чтобы оно высказалось по этим его решениям.
Статья 95. В условиях войны, если не существует возможности созвать Народное Собрание, Государственный Совет, кроме предоставленных ему полномочий:
1) издает указы, которыми могут быть отменены или изменены законы или урегулированы законодательно неурегулированные вопросы. Государственный Совет вносит эти указы на утверждение Народного Собрания на следующей его сессии;
2) принимает единые планы общественно-экономического развития и бюджет, а также отчеты об их выполнении;
3) избирает и освобождает от обязанностей Совет Министров, Верховный Суд и Главного прокурора.
Статья 96. 1. Председатель Государственного Совета:
1) организует работу Государственного Совета и руководит ею;
2) принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей в стране.
2. Государственный Совет в порядке и в случаях, определенных законом, может возлагать на Председателя Государственного Совета осуществление некоторых своих полномочий.
Статья 97. 1. Государственный Совет издает указы и принимает решения, обращения и декларации.
2. Нормативные указы Государственного Совета вступают в силу через три дня после их опубликования в «Дыржавен вестник», кроме случаев, когда в указе определен другой срок.
3. Остальные акты Государственного Совета вступают в силу со дня их принятия, кроме случаев, когда в них определен другой срок.
ГЛАВА VI. СОВЕТ МИНИСТРОВ (ПРАВИТЕЛЬСТВО)
Статья 98. Совет Министров (Правительство) является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти.
Статья 99. 1. Совет Министров состоит из Председателя Совета Министров, заместителей Председателя Совета Министров, министров и руководителей ведомств, имеющих ранг министерства.
2. Члены Совета Министров возглавляют соответствующие министерства или ведомства. По решению Народного Собрания отдельные члены Совета Министров могут не руководить непосредственно министерством или ведомством.
Статья 100. Народное Собрание определяет число, виды, наименования министерств и других ведомств, имеющих ранг министерства.
Статья 101. 1. Народное Собрание избирает Председателя Совета Министров и по его предложению заместителей Председателя и остальных членов Совета Министров.
2. Членами Совета Министров могут быть также лица, которые не являются народными представителями.
3. Члены Совета Министров приносят присягу перед Народным Собранием.
Статья 102. 1. Совет Министров осуществляет свою деятельность под руководством и контролем Народного Собрания, а когда оно не на сессии, то под руководством и контролем Государственного Совета.
2. Совет Министров отвечает за всю свою деятельность перед Народным Собранием и обязан ежегодно отчитываться перед ним.
3. Когда Народное Собрание не на сессии, Совет Министров отвечает и отчитывается перед Государственным Советом.
Статья 103. Совет Министров:
1) организует проведение внутренней и внешней политики государства;
2) осуществляет право законодательной инициативы;
3) подготавливает проекты единых планов общественно-экономического развития страны и вносит их в Народное Собрание;
4) подготавливает проект годового государственного бюджета и вносит его в Народное Собрание;
5) организует выполнение единых планов общественно-экономического развития страны и государственного бюджета, руководит им и контролирует его;
6) обеспечивает условия для осуществления прав и свобод граждан;
7) обеспечивает общественный порядок и безопасность страны;
8) осуществляет общее руководство Вооруженными Силами;
9) заключает международные договоры;
10) утверждает и денонсирует международные договоры, которые не подлежат ратификации;
11) непосредственно руководит деятельностью министерств и других ведомств, координирует и контролирует ее;
12) осуществляет руководство и контроль за деятельностью исполнительных комитетов Народных советов;
13) организует исполнение актов Народного Собрания, Государственного Совета, а также актов, изданных им самим;
14) отменяет противозаконные или неправильные акты и действия министров и руководителей других ведомств;
15) отменяет противозаконные или неправильные акты и действия исполнительных комитетов Народных советов;
16) приостанавливает исполнение противозаконных или неправильных актов и действий Народных советов и вносит в Государственный Совет вопрос об их отмене.
Статья 104. 1. Совет Министров принимает постановления, распоряжения и решения.
2. Нормативные акты Совета Министров опубликовываются в «Дыржавен вестник» и вступают в силу через три дня после дня их опубликования, кроме случаев, когда в них определен другой срок. Остальные акты Совета Министров вступают в силу со дня их принятия, кроме случаев, когда в них определен другой срок.
Статья 105. Совет Министров может принимать под непосредственное руководство отрасли управления, образуя с этой целью комиссии, советы, главные дирекции и управления, которые не имеют ранга министерства.
Статья 106. Члены Совета Министров руководят соответствующими министерствами или другими ведомствами на основе актов Народного Собрания, Государственного Совета и Совета Министров.
Статья 107. 1. Министры и руководители ведомств, имеющих ранг министерства, имеют право в границах своей компетенции отдавать приказания и отменять противозаконные или неправильные акты и действия соответствующих специализированных органов Народных советов.
2. При тех же условиях они имеют право приостанавливать акты и действия исполнительных комитетов Народных советов. Если исполнительный комитет не отменит приостановленного акта, спор разрешается Советом Министров.
Статья 108. 1. Министры и руководители других ведомств издают положения, приказы, инструкции и указания.
2. Положения, приказы и инструкции вступают в силу через три дня после дня их опубликования в «Дыржавен вестник», кроме случаев, когда в них определен другой срок, а указания – со дня их издания, кроме случаев, когда в них определен другой срок.
ГЛАВА VII. НАРОДНЫЕ СОВЕТЫ
Статья 109. 1. Территория Народной Республики Болгарии делится на общины и округа. София делится на административно-территориальные районы.
2. Другие административно-территориальные единицы могут быть созданы законом.
Статья 110. Органами государственной власти и народного самоуправления в общинах, районах и округах являются общинные, районные и окружные Народные советы.
Статья 111. 1. Народные советы состоят из советников, которые в своей деятельности руководствуются общенародными интересами, интересами населения округов и общин, а также интересами населения своих избирательных районов.
2. Нормы представительства для избрания советников определяются законом.
Статья 112. Народные советы осуществляют государственную политику на своей территории. Они развертывают деятельность по выполнению общегосударственных задач и решают вопросы местного значения.
Статья 113. Народные советы соединяют работу по принятию решений и их исполнению.
Статья 114. 1. Народные советы в пределах своей компетенции руководят развитием экономики, социально-здравоохранительной, коммунально-бытовой и культурно-просветительной деятельностью на своей территории.
2. Они осуществляют свою деятельность путем правильного сочетания общегосударственных и местных интересов, отраслевого и территориального планирования для комплексного развития соответствующей административно-территориальной единицы.
3. Народные советы разрабатывают и принимают свой план общественно-экономического развития и бюджет в соответствии с единым государственным планом общественно-экономического развития и государственным бюджетом, организуют и контролируют их выполнение.
4. В пределах своей компетенции они руководят деятельностью хозяйственных организаций, а также учреждений, находящихся на их территории, координируют и контролируют ее.
5. В пределах своей компетенции Народные советы заботятся о соблюдении общественного порядка и законности и защите прав граждан, об охране социалистической собственности и укреплении обороноспособности страны.
Статья 115. Народные советы принимают решения, издают приказы, положения и инструкции.
Статья 116. Окружные Народные советы созываются на сессии не реже четырех раз в год, а общинные и районные в городах – не реже шести раз.
Статья 117. При разрешении более важных вопросов своей компетенции, касающихся интересов населения соответствующей административно-территориальной единицы и отдельного населенного пункта, Народные советы могут принимать решение о народном опросе, включая референдум.
Статья 118. 1. Народные советы избирают и освобождают от обязанностей исполнительные комитеты, создают постоянные и временные комиссии и специализированные органы.
2. Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом Народного совета и избирается из состава советников.
3. Состав комиссий избирается и освобождается от обязанностей Народным советом.
Статья 119. Исполнительно-распорядительные органы в округах и общинах вне системы Народных советов могут создаваться только законом.
Статья 120. В своей деятельности Народные советы опираются на инициативу и широкое участие населения, работают в тесном взаимодействии с политическими, профессиональными и другими общественными организациями.
Статья 121. Не реже одного раза в год способом и в порядке, которые определены законом, Народные советы отчитываются о своей деятельности перед избирателями.
Статья 122. Народные советы руководят деятельностью своих органов и контролируют ее, отменяют их противозаконные или неправильные акты и действия.
Статья 123. Вышестоящие Народные советы руководят деятельностью нижестоящих Народных советов и контролируют ее.
Статья 124. 1. Вышестоящие Народные советы могут отменять противозаконные или неправильные акты и действия нижестоящих Народных советов.
2. Исполнительные комитеты вышестоящих Народных советов могут приостанавливать исполнение противозаконных или неправильных актов и действий нижестоящих Народных советов, а также отменять противозаконные или неправильные акты и действия исполнительных комитетов этих Народных советов.
3. Орган, который приостановил противозаконный или неправильный акт либо действие Народного совета, вносит вопрос о его отмене в соответствующий вышестоящий орган государственной власти.
4. Споры, возникшие между министрами, руководителями других ведомств и исполнительными комитетами окружных Народных советов, разрешаются Советом Министров.
ГЛАВА VIII. СУД И ПРОКУРАТУРА
Статья 125. 1. Суды осуществляют правосудие в Народной Республике Болгарии. Они защищают установленный Конституцией общественный и государственный строй, социалистическую собственность, жизнь, свободу, честь, права и законные интересы граждан, а также права и законные интересы социалистических организаций.
2. Суды укрепляют социалистическую законность и содействуют предотвращению преступлений и других правонарушений, воспитывают граждан в духе преданности Родине и делу социализма, сознательного исполнения законов и соблюдения трудовой дисциплины.
3. В пределах закона суды осуществляют судебный надзор за актами административных органов и органов особой юрисдикции.
Статья 126. 1. В Народной Республике Болгарии имеются Верховный Суд, окружные суды, районные суды и военные суды.
2. Для определенных категорий дел законом могут создаваться и иные юрисдикционные органы.
3. Чрезвычайные суды не допускаются.
Статья 127. 1. В отправлении правосудия участвуют судебные заседатели, кроме случаев, когда в законе предусмотрено иное.
2. При рассмотрении дел судебные заседатели имеют одинаковые права с судьями.
Статья 128. Судьи и судебные заседатели – выборные. Они могут быть отозваны и до истечения срока, на который избраны.
Статья 129. 1. При осуществлении своих функций судьи и судебные заседатели независимы и подчиняются только закону.
2. Решения и приговоры выносятся именем народа.
Статья 130. Суды применяют законы точно и единообразно по отношению ко всем гражданам и юридическим лицам.
Статья 131. Устройство судов, подведомственность и подсудность, порядок определения судебных районов, производство по рассмотрению дел, условия, порядок и срок для избрания, отчетов и отзыва судей и судебных заседателей регулируются законом.
Статья 132. 1. Верховный Суд является высшим судебным органом и избирается сроком на пять лет. Он осуществляет верховный судебный надзор за деятельностью всех судов и обеспечивает точное и единообразное применение ими законов.
2. Верховный Суд осуществляет судебный надзор также за деятельностью органов особой юрисдикции, если в законе не предусмотрено иное.
3. Верховный Суд за свою деятельность отвечает и отчитывается перед Народным Собранием, а между сессиями – перед Государственным Советом.
Статья 133. 1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами и другими ведомствами, местными государственными органами, хозяйственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами осуществляется Главным прокурором.
2. Прокуратура защищает права и законные интересы граждан. Она организует и ведет борьбу против преступлений и других правонарушений, принимая меры для их предотвращения и привлекая лиц, совершивших преступления, к ответственности.
3. Прокуратура обязана особо следить за преданием суду и наказанием лиц, совершивших преступления, которые наносят ущерб независимости и суверенитету Народной Республики Болгарии, а так же ее политическим и хозяйственным интересам.
4. Прокуратура принимает меры для отмены противозаконных актов и для восстановления нарушенных прав.
Статья 134. 1. Главный прокурор избирается сроком на пять лет. Он может быть отозван и до истечения этого срока.
2. Остальные прокуроры назначаются и увольняются Главным прокурором и подчинены ему.
3. Главный прокурор ответствен перед Народным Собранием и отчитывается о деятельности Прокуратуры перед ним, а между сессиями – перед Государственным Советом.
Статья 135. 1. При исполнении своей должности прокуроры независимы и действуют только на основе закона.
2. Организация прокуратуры и порядок осуществления ее деятельности регулируются законом.
Статья 136. 1. Преступления и наказания за них устанавливаются только законом.
2. Закон, который устанавливает наказуемость деяния или повышает уголовную ответственность, не имеет обратной силы.
3. Наказания являются личными и соответствуют тяжести преступления.
4. Наказания за преступления могут назначаться только установленными судами.
Статья 137. 1. В производстве по делам обеспечивается раскрытие объективной истины.
2. Рассмотрение дел во всех судах публичное, кроме случаев, когда закон предусматривает иное.
Статья 138. 1. При осуществлении правосудия граждане имеют право на защиту.
2. Обвиняемый имеет право на защиту.
ГЛАВА IX. ГЕРБ, ПЕЧАТЬ, ФЛАГ, СТОЛИЦА
Статья 139. Герб Народной Республики Болгарии – круглый, в середине на небесно-синем фоне изображен лев, стоящий вертикально на зубчатом колесе. Фон обрамлен с двух сторон колосьями пшеницы, обвитыми посредине национальной трехцветной лентой; надо львом изображена красная пятиконечная звезда, а внизу, где переплетаются колосья, на красной ленте написаны золотым цветом годы основания Болгарского государства и победы социалистической революции в Болгарии.
Статья 140. На государственной печати изображен государственный герб. Вокруг него имеется надпись: «Народная Республика Болгария», а в нижней части – «государственная печать».
Статья 141. Флаг Народной Республики Болгарии – трехцветный и состоит из белой, зеленой и красной горизонтальных полос. В левом верхнем углу на белом поле изображен государственный герб.
Статья 142. Столицей Народной Республики Болгарии является город София.
ГЛАВА X. СОЗДАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 143. 1. Принятие новой Конституции и изменение действующей Конституции производятся по предложению Государственного Совета, Правительства или не менее одной четверти народных представителей.
2. Проект новой Конституции и законопроект об изменении действующей Конституции включаются в повестку дня не ранее чем через один месяц и не позднее чем через три месяца после их поступления в Народное Собрание.
3. Они считаются принятыми, если за них проголосовали две трети всех народных представителей.
4. Новая Конституция и закон об изменении действующей Конституции вступают в силу со дня их опубликования в «Дыржавен вестник».
ПЕРЕХОДНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ
Президиум Пятого Народного Собрания осуществляет правомочия Государственного Совета до избрания Государственного Совета следующим Народным Собранием.