Конституция Польши 1952

КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята Законодательным Сеймом Польской Республики 22 июля 1952г.
Единый текст в редакции Закона об изменении Конституции Польской Народной Республики, принятого Сеймом ПНР 10 февраля 1976 г., опубликован 16 февраля 1976 г.
Польская Народная Республика – республика трудового народа.
Польская Народная Республика продолжает благороднейшие прогрессивные традиции Польской Нации и осуществляет освободительные идеи польских трудящихся масс.
Польский трудовой народ под водительством героического рабочего класса, опираясь на рабоче-крестьянский союз, десятки лет боролся за освобождение от национального порабощения, навязанного прусскими, австрийскими и русскими захватчиками-колонизаторами, и точно так же боролся за ликвидацию эксплуатации со стороны польских капиталистов и помещиков.
В период оккупации Польская Нация вела непримиримую героическую борьбу с кровавым гитлеровским нашествием. Историческая победа Союза Советских Социалистических Республик над фашизмом освободила польские земли, дала польскому трудовому народу возможность завоевать власть и создала условия для национального возрождения Польши в новых, справедливых границах. На вечные времена возвратились к Польше Воссоединенные Земли.
Претворяя в жизнь памятные указания Манифеста Польского Комитета Национального Освобождения от 22 июля 1944 г. и развивая его программные принципы, народная власть, благодаря самоотверженным и творческим усилиям польского трудового народа, в борьбе с ожесточенным сопротивлением разгромленных приверженцев старого, капиталистическо-помещичьего строя осуществила великие социальные преобразования. В итоге революционных битв и перемен была свергнута власть капиталистов и помещиков, упрочилось государство народной демократии, формируется и крепнет новый общественный строй, отвечающий интересам и чаяниям широчайших народных масс.
Правовые принципы этого строя устанавливает Конституция Польской Народной Республики.
Основу нынешней народной власти в Польше образует союз рабочего класса с трудовым крестьянством. В этом союзе руководящая роль принадлежит рабочему классу как передовому классу общества, опирающемуся на революционные достижения польского и международного рабочего движения, на исторический опыт победоносного социалистического строительства в Союзе Советских Социалистических Республик – первом государстве рабочих и крестьян.
Выполняя волю Польской Нации и в соответствии со своим назначением, Законодательный Сейм Польской Республики торжественно принимает настоящую Конституцию как основной закон, которым Польская Нация и все органы власти польского трудового народа должны руководствоваться в целях:
– укрепления народного государства как основной силы, обеспечивающей самый полный расцвет Польской Нации, ее независимость и суверенность,
– ускорения политического, экономического и культурного развития Родины, а также роста ее сил,
– углубления патриотических чувств, единства и сплоченности Польской Нации в борьбе за дальнейшее улучшение общественных отношений, за полную ликвидацию эксплуатации человека человеком, за осуществление великих идей социализма,
– укрепления дружбы и сотрудничества между народами, опирающихся на союз и братство, которые объединяют сегодня Польскую Нацию с миролюбивыми нациями мира в стремлении к общей цели – недопущению агрессии и упрочению мира во всем мире.
РАЗДЕЛ 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Статья 1.
1. Польская Народная Республика есть социалистическое государство.
2. В Польской Народной Республике власть принадлежит трудовому народу города и деревни.
Статья 2
(В редакции Закона от б мая 1987 г.. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Трудовой народ осуществляет государственную власть через своих представителей, избираемых в Сейм Польской Народной Республики и в Национальные советы посредством всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
2. Представители народа в Сейме Польской Народной Республики и в Национальных советах ответственны перед своими избирателями и могут быть ими отозваны.
3. Государственную власть трудовой народ осуществляет также выражением воли путем референдума. Принципы и порядок проведения референдума определяются законом.
Статья 3
(В редакции Закона от 20 июля 1983 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Ведущей политической силой общества в строительстве социализма является Польская объединенная рабочая партия.
2. Союз и сотрудничество Польской объединенной рабочей партии с Объединенной крестьянской партией и Демократической партией в строительстве социализма, а также их взаимодействие со стоящими на почве принципов общественного строя Польской Народной Республики общественными организациями и объединениями образуют основу Патриотического движения национального возрождения.
3. Патриотическое движение национального возрождения есть платформа объединения общества на благо Польской Народной Республики, а также взаимодействия политических партий, общественных организаций и объединений и граждан независимо от их мировоззрения в делах функционирования и укрепления социалистического государства, а также всестороннего развития страны.
Статья 4.
1. В Польской Народной Республике основной целью деятельности государства является всестороннее развитие социалистического общества, развитие творческих сил нации и каждого человека, все лучшее удовлетворение потребностей граждан.
2. Польская Народная Республика осуществляет общенациональные стремления рабочего класса, использует его достижения и активность, расширяет участие рабочих в решении дел государства, общества и хозяйства и укрепляет рабоче-крестьянский союз.
Статья 5.
Польская Народная Республика:
1) охраняет и развивает социалистические завоевания польского трудового народа города и деревни, его власть и свободу,
2) обеспечивает гражданам участие в управлении и поддерживает развитие разных форм самоуправления трудящихся,
3) развивает производительные силы и экономику страны путем планового использования и обогащения ее материальных ресурсов, рациональной организации труда, а также постоянного прогресса науки и техники,
4) укрепляет общественную собственность как главную основу экономической мощи страны и благосостояния нации,
5) осуществляет принципы социальной справедливости, ликвидирует эксплуатацию человека человеком и противодействует нарушению принципов социального общежития,
6) создает условия для постоянного роста благосостояния и постепенного стирания различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом,
7) заботясь о развитии нации, окружает попечением семью, материнство и воспитание молодого поколения,
8) заботится о состоянии здоровья общества,
9) развивает и распространяет просвещение,
10) обеспечивает всестороннее развитие науки и национальной культуры.
Статья 6.
Польская Народная Республика в своей политике:
1) руководствуется интересами Польской Нации, ее суверенности, независимости и безопасности, волей к миру и сотрудничеству между нациями,
2) продолжает благородные традиции солидарности с силами свободы и прогресса, укрепляет дружбу и сотрудничество с Союзом Советских Социалистических Республик и другими социалистическими государствами,
3) основывает отношения с государствами, имеющими иной общественный строй, на принципах мирного сосуществования и сотрудничества.
Статья 7.
Польская Народная Республика осуществляет и развивает социалистическую демократию.

Статья 8.
1. Законы Польской Народной Республики являются выражением интересов и воли трудового народа.
2. Точное соблюдение законов Польской Народной Республики есть основная обязанность каждого органа государства и каждого гражданина.
3. Все органы государственной власти и администрации действуют на основе предписаний права.
Статья 9.
Все органы государственной власти и администрации опираются в своей деятельности на сознательное, активное содействие широчайших народных масс и обязаны:
1) представлять нации отчет о своей деятельности,
2) внимательно рассматривать и учитывать справедливые предложения, жалобы и пожелания граждан согласно действующим законам,
3) разъяснять трудящимся массам принципиальные цели и установки политики народной власти в отдельных областях государственной, хозяйственной и культурной деятельности.
Статья 10.
Вооруженные Силы Польской Народной Республики стоят на страже суверенности и независимости Польской Нации, ее безопасности и мира.
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Статья 11.
1. Основу социально-экономического строя Польской Народной Республики образует социалистическая система хозяйства, опирающаяся на обобществленные средства производства и социалистические производственные отношения.
2. Польская Народная Республика развивает экономическую и культурную жизнь страны на основе национального социально-экономического плана.
3. Принципиальной целью социально-экономической политики Польской Народной Республики являются систематическое улучшение бытовых, социальных и культурных условий общества, постоянное развитие производительных сил страны, укрепление мощи, обороноспособности и независимости Родины.
4. Государство обладает монополией внешней торговли.
Статья 12.
1. Общенациональное достояние, и в частности: минеральные месторождения, основные источники энергии, государственные земли, воды, государственные леса, шахты, государственные промышленные, сельскохозяйственные и торговые предприятия, государственные коммунальные учреждения, банки, государственный жилищный фонд, дороги, государственные средства сообщения, транспорта и связи, радио, телевидение и кино, государственные социальные, просветительные, научные и культурные учреждения – подлежит особой заботе и охране государства, а также всех граждан.
2. Польская Народная Республика обеспечивает охрану и рациональное формирование природной среды, представляющей собой общенациональное благо.
Статья 13.
Государственные предприятия, рационально распоряжаясь вверенной им частью общенационального достояния, планомерно выполняют экономические и социальные задачи. Коллективы предприятий участвуют в управлении предприятиями.
Статья 14.
1. Польская Народная Республика планомерно укрепляет хозяйственную смычку между городом и деревней на основе братского сотрудничества рабочих и крестьян.
2. С этой целью Польская Народная Республика обеспечивает неуклонный рост продукции государственной промышленности, служащей всестороннему удовлетворению производственных и потребительских нужд сельского населения, планомерно влияя в то же время на постоянный рост товарной сельскохозяйственной продукции, которая обеспечивает промышленность сырьем, а городское население – продовольствием.
Статья 15
(В редакции Закона от 20 июля 1983 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Польская Народная Республика, заботясь о питании нации:
1) создает сельскому хозяйству условия, обеспечивающие постоянный рост сельскохозяйственной продукции, благоприятствующие социалистическому преобразованию деревни, а также повышению благосостояния земледельцев,
2) заботится о надлежащем использовании земли как общенационального блага,
3) окружает заботой индивидуальные семейные земледельческие хозяйства трудящихся крестьян, гарантирует стабильность этих хозяйств, оказывает им помощь в увеличении продукции и повышении агротехнического уровня, поддерживает развитие земледельческого самоуправления, в особенности сельскохозяйственных кружков и кооперативов, поддерживает развитие кооперирования и специализации производства, расширяет связи индивидуальных земледельческих хозяйств с социалистическим народным хозяйством,
4) оказывает поддержку и помощь возникающим на принципе добровольности коллективным земледельческим хозяйствам, а особенно земледельческим производственным кооперативам,
5) развивает и укрепляет государственные земледельческие хозяйства, представляющие собой форму высокопродуктивного социалистического хозяйствования в земледелии, внедряющие агротехнический прогресс и благотворно влияющие на развитие всего сельского хозяйства.
Статья 16.
Польская Народная Республика поддерживает развитие различных форм кооперативного движения в городе и деревне и оказывает ему всестороннюю помощь в выполнении его задач, а кооперативной собственности как собственности общественной обеспечивает особую заботу и охрану.
Статья 17.
Польская Народная Республика признает и охраняет на основе действующих законов индивидуальную собственность и право наследования земли, строений и других средств производства, принадлежащих крестьянам, ремесленникам и кустарям.
Статья 18.
Польская Народная Республика гарантирует полную охрану и право наследования личной собственности граждан.

Статья 19.
1. Труд есть право, обязанность и дело чести каждого гражданина. Своим трудом, соблюдением трудовой дисциплины, трудовым соревнованием и совершенствованием методов труда трудовой народ города и деревни укрепляет силу и могущество Родины, повышает благосостояние нации и ускоряет полное осуществление социалистического строя.
2. Передовики и ветераны труда окружены всеобщим уважением нации.
3. Польская Народная Республика все полнее проводит в жизнь принцип: «от каждого – по его способности, каждому – по его труду».
РАЗДЕЛ 3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 20.
1. Верховным органом государственной власти является Сейм Польской Народной Республики.
2. Сейм как верховный выразитель воли трудового народа города и деревни осуществляет суверенные права нации.
3. Сейм издает законы, принимает постановления, определяющие основные направления деятельности государства, и осуществляет контроль за деятельностью иных органов государственной власти и администрации.
Статья 21.
1. Сейм состоит из 460 депутатов.
2. Действительность избрания депутата утверждается Сеймом.
3. Депутат не может быть привлечен к судебной уголовной ответственности или арестован без согласия Сейма, а в период, когда Сейм не заседает, – без согласия Государственного Совета.
Статья 22.
1. Сейм заседает во время сессий. Сессии Сейма созываются Государственным Советом не менее двух раз в год. Государственный Совет обязан созвать сессию также по письменному предложению одной трети общего числа депутатов.
2. Первая сессия вновь избранного Сейма должна быть созвана в течение месяца со дня выборов.
Статья 23.
1. Сейм избирает из своего состава Маршала, вице-маршалов и комиссии.
2. Маршал или замещающий его вице-маршал руководит заседаниями и следит за ходом работ Сейма.
3. Заседания Сейма – открытые. Сейм может постановить о проведении закрытых заседаний, если этого требует благо государства.
4. Порядок работ Сейма, род и число комиссий определяются Регламентом, принятым Сеймом.
Статья 24.
1. Сейм принимает национальные социально-экономические планы на периоды в несколько лет.
2. Сейм ежегодно принимает бюджет государства.
3. Сейм утверждает отчет Правительства об исполнении бюджета и о выполнении национального социально-экономического плана за предыдущий год.
Статья 25.
1. Законодательная инициатива принадлежит Государственному Совету, Правительству и депутатам.
2. Законы, принятые Сеймом, подписывают Председатель Государственного Совета и его Секретарь. Об опубликовании закона в «Дзенник Устав» распоряжается Председатель Государственного Совета.
Статья 26.
Сейм может назначить комиссию для расследования определенного дела. Полномочия и порядок деятельности комиссии устанавливаются Сеймом.
Статья 27.
Председатель Совета Министров или отдельные министры обязаны дать ответ на интерпелляцию депутата в срок и в порядке, которые устанавливаются Сеймом.
Статья 28.
1. Сейм избирается сроком на четыре года. 2. Выборы в Сейм назначает Государственный Совет не позднее, чем за месяц до истечения срока полномочий Сейма, устанавливая дату выборов на нерабочий день в пределах двух месяцев по истечении срока полномочий Сейма.
Статья 29.
1. Сейм избирает на первом заседании из своей среды Государственный Совет в составе:
Председателя Государственного Совета, четырех заместителей Председателя, Секретаря Государственного Совета, одиннадцати членов.
2. Маршал Сейма и вице-маршалы могут быть избраны в Государственный Совет в качестве заместителей Председателя или членов.
3. По истечении срока полномочий Сейма Государственный Совет действует вплоть до выборов Государственного Совета вновь избранным Сеймом.
Статья 30
(В редакции Закона от 26 марта 1982 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Государственный Совет:
1) назначает выборы в Сейм,
2) созывает сессии Сейма,
3) дает общеобязательное толкование законов,
4) издает декреты с силой закона,
5) назначает и отзывает полномочных представителей Польской Народной Республики в других государствах,
6) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при Государственном Совете дипломатических представителей других государств,
7) ратифицирует и денонсирует международные договоры,
8) назначает на гражданские и военные должности, предусмотренные законами,
9) награждает орденами, присваивает отличия и почетные звания,
10) осуществляет право помилования,
11) выполняет иные функции, предусмотренные для Государственного Совета в Конституции или переданные ему законами.
2. Государственный Совет подчиняется во всей своей деятельности Сейму.
3. Государственный Совет действует на принципе коллегиальности.
4. Государственный Совет представляет Председатель или его заместитель.

Статья 31.
1. В периоды между сессиями Сейма Государственный Совет издает декреты с силой закона. Государственный Совет представляет декреты Сейму на ближайшей сессии для утверждения.
2. Декреты, изданные Государственным Советом, подписываются Председателем Государственного Совета и его Секретарем. Об опубликовании декрета в «Дзенник Устав» распоряжается Председатель Государственного Совета.
Статья 32.
Государственный Совет осуществляет высший надзор над Национальными советами. Подробно полномочия Государственного Совета в этой области определяются законом.
Статья 33
(В редакции Закона от 20 июля 1983 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Постановление о состоянии войны может быть принято только в случае совершения вооруженного нападения на Польскую Народную Республику или когда из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны от агрессии. Такое постановление принимается Сеймом, а когда Сейм не заседает – Государственным Советом.
2. Государственный Совет может ввести военное положение на части или на всей территории Польской Народной Республики, если этого требуют интересы обороноспособности или внешняя угроза безопасности государства. По тем же самым основаниям Государственный Совет может объявить частичную или общую мобилизацию.
3. Государственный Совет, а в случаях, не терпящих отлагательства, – Председатель Государственного Совета может ввести на установленное время исключительное положение на части или всей территории страны, если подверглась угрозе внутренняя безопасность государства или в случае стихийного бедствия.
4. Условия и правовые последствия, а также порядок введения состояния войны, военного положения и исключительного положения определяются законами.

РАЗДЕЛ 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТРИБУНАЛ, ВЕРХОВНАЯ ПАЛАТА КОНТРОЛЯ
(Заголовок в редакции Закона от 26 марта 1982г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
Статья 33-а
(Включена Законом от 26 марта 1982г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Конституционный Трибунал выносит решения о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов высших, а также центральных государственных органов.
2. Решения Конституционного Трибунала о несоответствии законов Конституции подлежат рассмотрению Сеймом.
3. Решения Конституционного Трибунала о несоответствии Конституции или законам иных нормативных актов обязательны. Конституционный Трибунал применяет средства, необходимые для устранения этого несоответствия.
4. Членов Конституционного Трибунала избирает Сейм из числа лиц, отличающихся правовыми познаниями.
5. Члены Конституционного Трибунала независимы и подчиняются только Конституции.
6. Компетенция, организация и производство Конституционного Трибунала определяются законом.
Статья 33-б
(Включена Законом от 26 марта 1982г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Государственный Трибунал выносит решения об ответственности лиц, занимающих определенные в законе самые высокие государственные должности, за нарушение Конституции и законов.
2. Государственный Трибунал может выносить решения об уголовной ответственности лиц, привлеченных к ответственности, указанной в абз. 1, за преступления, совершенные в связи с занимаемой должностью.
3. Государственный Трибунал избирается Сеймом из своего состава и на срок своих полномочий.
4. Председателем Государственного Трибунала является Первый председатель Верховного Суда.
5. Судьи Государственного Трибунала независимы и подчиняются только законам.
6. Компетенция, организация и производство Государственного Трибунала определяются законом.
Статья 34
(В редакции Закона от 8 октября 1980г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Верховная Палата Контроля призвана осуществлять контроль хозяйственной, финансовой и организационно-административной деятельности органов государственной администрации, а также подчиненных им предприятий и иных организационных единиц с точки зрения законности, экономичности, целесообразности и добросовестности.
2. Верховная Палата Контроля может также проводить контроль в отношении кооперативных организаций и союзов, общественных организаций, а равно единиц необобществленного хозяйства в объеме, определенном в законе.
Статья 35
(В редакции Закона от 8 октября 1980г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Верховная Палата Контроля подчиняется Сейму.
2. Верховная Палата Контроля представляет Сейму замечания по отчетам Совета Министров о выполнении национального социально-экономического плана и анализ исполнения бюджета государства.
3. Верховная Палата Контроля ежегодно представляет Сейму отчет о своей деятельности.
4. Объем компетенции Государственного Совета в отношении Верховной Палаты Контроля определяется законом.
Статья 36
(В редакции Закона от 8 октября 1980 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Председателя Верховной Палаты Контроля назначает и отзывает Сейм.
2. Верховная Палата Контроля действует на принципах коллегиальности. Организация и порядок деятельности Верховной Палаты Контроля определяются законом.
РАЗДЕЛ 5. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 37.
1. Сейм назначает и отзывает Правительство Польской Народной Республики – Совет Министров или отдельных его членов.
2. В период между сессиями Сейма Государственный Совет по представлению Председателя Совета Министров назначает и отзывает членов Совета Министров. Государственный Совет представляет свои постановления Сейму на ближайшей сессии для утверждения.
Статья 38.
1. Совет Министров является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти.
2. Совет Министров ответствен перед Сеймом и подотчетен ему в своей деятельности, а когда Сейм не заседает – ответствен перед Государственным Советом, которому подотчетен.
Статья 39
(В редакции Закона от 8 октября 1980 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. В состав Совета Министров входят:
– Председатель Совета Министров как его глава,
– вице-председатели Совета Министров,
– министры,
– председатели определенных в законе комиссий и комитетов, выполняющих функции высших органов государственной администрации.
2. Председатель и вице-председатели Совета Министров образуют Президиум Правительства. Совет Министров может ввести из своей среды других членов в состав Президиума Правительства.

Статья 40.
1. Председатель Совета Министров руководит работами Совета Министров и Президиума Правительства.
2. Председатель Совета Министров на основе законов и в целях их исполнения издает распоряжения и приказы.
Статья 41.
Совет Министров:
1) координирует деятельность министерств и иных подчиненных ему органов, а также дает направление их работе,
2) ежегодно утверждает и представляет Сейму проект бюджета государства, утверждает и представляет Сейму проект национального социально-экономического плана на период в несколько лет,
3) утверждает годовые национальные социально-экономические планы,
4) обеспечивает исполнение законов,
5) следит за выполнением национального социально-экономического плана и бюджета государства,
6) ежегодно представляет Сейму отчет об исполнении бюджета государства,
7) обеспечивает охрану общественного порядка, интересов государства и прав граждан,
8) на основе законов и в целях их исполнения издает распоряжения, принимает постановления, а также следит за их исполнением,
9) осуществляет общее руководство в области отношений с другими государствами,
10) осуществляет общее руководство в области обороноспособности страны и организации Вооруженных Сил Польской Народной Республики, а также ежегодно определяет контингент граждан, призываемых на действительную военную службу,
11) руководит работой местных органов администрации.
Статья 42.
1. Министры руководят определенными сферами государственной администрации. Должность министра создается путем принятия закона.
2. Министры на основе законов и в целях их исполнения издают распоряжения и приказы.
3. Совет Министров может отменить распоряжение или приказ, изданные министром.
РАЗДЕЛ 6. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 43.
1. Местными органами государственной власти и основными органами общественного самоуправления трудового народа города и деревни в общинах, городах, районах больших городов и воеводствах являются Национальные советы.
2. Органом государственной власти и общественного самоуправления в двух разных единицах территориального деления одной и той же ступени может быть общий Национальный совет.
3. Срок полномочий Национальных советов отдельных ступеней определяется законом.
Статья 44.
Национальные советы выражают волю трудового народа, а также развивают его творческую инициативу и активность в целях умножения сил, благосостояния и культуры нации.
Статья 45.
Национальные советы укрепляют связь государственной власти с трудовым народом города и деревни, привлекая все более широкие массы трудящихся к участию в управлении государством, а также взаимодействуют с самоуправлением жителей.
Статья 46.
Национальные советы руководят всем социально-экономическим и культурным развитием, а также воздействуют на все административные и хозяйственные организации на своей территории, направляют и координируют их деятельность и осуществляют за ними контроль. Национальные советы увязывают потребности мест с общегосударственными целями и задачами.
Статья 47.
Национальные советы постоянно заботятся о повседневных нуждах и интересах населения, борются с любыми проявлениями произвола и бюрократического отношения к гражданину, осуществляют и развивают общественный контроль за деятельностью ведомств, предприятий, заведений и учреждений.

Статья 48.
Национальные советы заботятся о поддержании общественного порядка и следят за соблюдением народной законности, охраняют общественную собственность, обеспечивают права граждан, содействуют укреплению обороноспособности и безопасности государства.
Статья 49.
1. Национальные советы используют все ресурсы и возможности территории для ее всестороннего хозяйственного и культурного развития, для все лучшего удовлетворения потребностей населения в области снабжения и услуг, а также для расширения сети коммунальных, просветительных, культурных, санитарных и спортивных учреждений и сооружений.
2. Национальные советы по предложению местных органов администрации принимают социально-экономические планы и бюджеты воеводств, городов, городских районов и общин.
Статья 50.
1. Национальные советы заседают во время сессий. 2. Национальные советы избирают из своего состава президиумы для руководства подготовкой сессий и проведения заседаний, координации работ комиссий, а также оказания помощи членам Советов в осуществлении мандата.
Статья 51.
1. Местными органами государственной администрации, а также исполнительными и распорядительными органами Национальных советов являются воеводы, президенты или начальники городов, начальники городских районов и начальники общин.
2. Местный орган государственной администрации подчиняется органу государственной администрации вышестоящей ступени, а в сфере выполнения заданий, установленных Национальным советом, – компетентному Национальному совету.
Статья 52.
1. Воеводы, президенты или начальники городов, начальники городских районов и начальники общин выполняют задачи государственной администрации на основе предписаний права, а также согласно директивам, установленным вышестоящими органами.
2. Воеводы и президенты городов воеводской ступени являются представителями Правительства на своей территории.
Статья 53.
Национальные советы образуют комиссии по отдельным отраслям своей деятельности. Комиссии Национальных советов поддерживают постоянную и тесную связь с населением, мобилизуют его на содействие реализации задач Совета, осуществляют от имени Совета общественный контроль, а также выступают с инициативой перед Советом и его органами.
Статья 54.
Национальный совет отменяет постановление Национального совета нижестоящей ступени, если постановление противоречит праву или не согласуется с принципиальной линией политики государства.
Статья 55.
Подробности относительно состава, а также сферы и порядка деятельности Национальных советов и их органов определяются законом.
РАЗДЕЛ 7. СУД И ПРОКУРАТУРА
Статья 56.
1. Правосудие в Польской Народной Республике осуществляют Верховный Суд, воеводские суды, районные суды и специальные суды.
2. Дела о проступках разрешаются коллегиями по делам о проступках.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.