Конституция Румынии 1965

КОНСТИТУЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РУМЫНИЯ
(Закон № 1)
Принята Великим Национальным Собранием СРР 21 августа 1965 г.
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Статья 1.
Румыния является социалистической республикой. Социалистическая Республика Румыния есть суверенное, независимое и единое государство трудящихся города и деревни. Его территория неотчуждаема и неделима.
Статья 2.
Вся власть в Социалистической Республике Румынии принадлежит свободному народу – хозяину своей судьбы.
Власть народа основывается на рабоче-крестьянском союзе. В тесном единстве рабочий класс – руководящий класс в обществе, крестьянство, интеллигенция, другие категории трудящихся независимо от национальности созидают социалистический строй, подготавливая условия для перехода к коммунизму.
Статья 3.
В Социалистической Республике Румынии руководящей политической силой всего общества является Румынская коммунистическая партия.
Статья 4
(В редакции Закона № 1 от 16 февраля 1968 г. об изменении некоторых статей Конституции Социалистической Республики Румынии).
Суверенный носитель власти – народ, осуществляет ее через Великое Национальное Собрание и через Народные советы – органы, избираемые путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.
Великое Национальное Собрание и Народные советы образуют основу всей системы органов государства.
Великое Национальное Собрание является верховным органом государственной власти, под руководством и контролем которого осуществляют свою деятельность все другие органы государства.
Статья 5.
Народное хозяйство Румынии является социалистическим хозяйством, основывающимся на социалистической собственности на средства производства.
В Социалистической Республике Румынии навсегда уничтожена эксплуатация человека человеком и осуществляется социалистический принцип распределения по количеству и качеству труда.
Труд является почетной обязанностью каждого гражданина страны.
Статья 6.
Социалистическая собственность на средства производства является или государственной собственностью – на имущество, принадлежащее всему народу, или кооперативной собственностью – на имущество, принадлежащее каждой кооперативной организации.
Статья 7.
Любого рода богатства недр, шахты, земли государственного земельного фонда, леса, воды, источники естественной энергии, фабрики и заводы, банки, государственные сельскохозяйственные предприятия, станции механизации сельского хозяйства, пути сообщения, государственные средства транспорта и телесвязи, государственный фонд зданий и жилищ, материальная база государственных социально-культурных учреждений принадлежат всему народу, являются государственной собственностью.
Статья 8.
Внешняя торговля является государственной монополией.
Статья 9.
Земля сельскохозяйственных производственных кооперативов, принадлежащие им животные, орудия, оборудование и постройки являются кооперативной собственностью.
Земельный участок, находящийся, согласно уставу сельскохозяйственных производственных кооперативов, в пользовании семейных хозяйств крестьян-кооператоров, составляет кооперативную собственность.
Жилой дом и примыкающие к нему хозяйственные постройки, земля, на которой они находятся, а также, согласно уставу сельскохозяйственных кооперативов, продуктивные животные и мелкий сельскохозяйственный инвентарь составляют личную собственность крестьян-кооператоров.
Орудия, машины, оборудование и постройки промысловых кооперативов и потребительских кооперативов являются кооперативной собственностью.
Статья 10.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы – социалистическая форма организации сельского хозяйства – обеспечивают условия для интенсивного возделывания земли и применения передовой науки, способствуют путем увеличения производства развитию народного хозяйства, постоянному подъему уровня жизни крестьянства и всего народа.
Государство поддерживает сельскохозяйственные производственные кооперативы и охраняет их собственность. Государство поддерживает также другие кооперативные организации и охраняет их собственность.
Статья 11.
В условиях кооперированного сельского хозяйства государство гарантирует крестьянам, которые не могут объединиться в сельскохозяйственные производственные кооперативы, собственность на землю, на которой работают они сами и их семьи, на орудия, используемые в этих целях, равно как собственность на рабочих и продуктивных животных.
Гарантируется также собственность ремесленников на их мастерские.
Статья 12.
Земли и постройки могут быть экспроприированы только для работ, представляющих общественный интерес, и с выплатой справедливого возмещения.
Статья 13.
В Социалистической Республике Румынии вся государственная деятельность направлена на развитие строя и расцвет социалистической нации, постоянное повышение материального и культурного благосостояния народа, обеспечение свободы и достоинства человека, всестороннее утверждение человеческой личности.
В этих целях Румынское социалистическое государство:
– организует, планирует народное хозяйство и руководит им;
– охраняет социалистическую собственность;
– гарантирует полное осуществление прав граждан, обеспечивает социалистическую законность и охраняет правопорядок;
– развивает образование всех ступеней, обеспечивает условия для развития науки, искусства и культуры, осуществляет охрану здоровья;
– обеспечивает оборону страны и организует ее Вооруженные Силы;
– организует отношения с другими государствами.
Статья 14.
Социалистическая Республика Румыния поддерживает и развивает отношения братской дружбы и братского сотрудничества с социалистическими странами в духе социалистического интернационализма, развертывает отношения сотрудничества со странами, имеющими другой социально-политический строй, активно действует в международных организациях в целях обеспечения мира и взаимопонимания между народами.
Внешние отношения Социалистической Республики Румынии основываются на принципах уважения суверенитета и национальной независимости, равноправия и взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела.
Статья 15
(В редакции Закона № 1/1968).
Территория Социалистической Республики Румынии организуется по административно-территориальным единицам, которыми являются: уезд, город и коммуна.
Столицей Социалистической Республики Румынии является муниципия Бухарест, которая организуется по секторам.
Наиболее значительные города могут быть организованы как муниципии.
Статья 16.
Румынское гражданство приобретается и утрачивается согласно закону.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 17.
Граждане Социалистической Республики Румынии независимо от национальности, расы, пола или религии равноправны во всех областях экономической, политической, правовой, социальной и культурной жизни.
Государство гарантирует равенство граждан в правах. Никакое ограничение этих прав и никакое различие в их осуществлении на основании национальности, расы, пола или религии не допускаются.
Любое проявление, имеющее целью установление подобных ограничений, националистическо-шовинистическая пропаганда, разжигание расовой или национальной ненависти наказываются по закону.
Статья 18.
В Социалистической Республике Румынии граждане имеют право на труд. Каждому гражданину обеспечивается возможность осуществлять в соответствии со своей подготовкой в экономической, административной, социальной или культурной областях деятельность, оплачиваемую по ее количеству и качеству. За равный труд плата равная.
Законом устанавливаются меры охраны и безопасности труда, равно как специальные меры по охране труда женщин и молодежи.
Статья 19.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право на отдых.
Право на отдых гарантируется тем, кто трудится, путем установления 8-часовой максимальной продолжительности рабочего дня, еженедельного отдыха и ежегодного оплачиваемого отпуска.
На рабочих местах с тяжелым и особо тяжелым трудом продолжительность рабочего дня сокращена и составляет менее 8 часов без снижения заработной платы.
Статья 20.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право на материальное обеспечение по старости, болезни или при нетрудоспособности.
Право на материальное обеспечение реализуется для рабочих и служащих посредством пенсий и пособий по болезни, предоставляемых системой государственного социального страхования, а для членов кооперативных организаций или других общественных организаций – посредством организуемых ими форм обеспечения. Государство обеспечивает медицинскую помощь через свои учреждения здравоохранения.
Оплачиваемый отпуск по материнству гарантируется.
Статья 21.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право на образование.
Право на образование обеспечивается общеобязательным образованием, бесплатностью образования всех ступеней, а также системой государственных стипендий.
Образование в Социалистической Республике Румынии является государственным образованием.
Статья 22
(В редакции Закона № 1/1968).
В Социалистической Республике Румынии совместно проживающим национальностям обеспечивается свободное пользование родным языком, а также книгами, газетами, журналами, театрами, образованием всех ступеней на своем языке. В административно-территориальных единицах, где проживает также население других, кроме румынской, национальностей, все органы и учреждения пользуются устно и письменно также языком соответствующей национальности и назначают служащих из ее среды или других граждан, которые знают язык и образ жизни местного населения.
Статья 23.
В Социалистической Республике Румынии женщина имеет равные права с мужчиной.
Государство охраняет брак и семью, защищает интересы матери и ребенка.
Статья 24.
Социалистическая Республика Румыния обеспечивает молодежи условия, необходимые для развития ее физических и умственных способностей.
Статья 25
(В редакции Закона № 1/1968 и Закона № 66 от 20 декабря 1974 г. об изменении некоторых статей Конституции Социалистической Республики Румынии).
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право избирать и избираться в Великое Национальное Собрание и в Народные советы.
Голосование является всеобщим, равным, прямым и тайным. Право голоса имеют все граждане, которым исполнилось 18 лет.
Граждане с правом голоса, которым исполнилось 23 года, могут избираться депутатами в Великое Национальное Собрание и в Народные советы.
Право выдвижения кандидатов принадлежит Фронту социалистической демократии и социалистического единства – самой широкой демократической революционной постоянной политической организации представительного характера, которая образует под руководством Румынской коммунистической партии организационные рамки объединения политических и социальных сил нашей социалистической нации, всех массовых и общественных организаций для участия всего народа в осуществлении внутренней и внешней политики партии и государства, в руководстве всеми областями деятельности.
Избиратели имеют право в любое время отозвать депутата согласно предусмотренной законом процедуре.
Не имеют право избирать и избираться умалишенные и слабоумные, а также лица, лишенные этих прав на срок, установленный обвинительным судебным приговором.
Статья 26.
Самые передовые и сознательные граждане из рядов рабочих, крестьян, интеллигенции и других категорий трудящихся объединяются в Румынскую коммунистическую партию, являющуюся высшей формой организации рабочего класса, его авангардным отрядом.
Румынская коммунистическая партия выражает чаяния и жизненные интересы народа и преданно им служит, выполняет руководящую роль во всех областях социалистического строительства, направляет деятельность массовых и общественных организаций, а также государственных органов.
Статья 27.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право объединяться в профсоюзные, кооперативные, молодежные, женские, социально-культурные организации, творческие союзы, в научные, технические, спортивные общества, а также в другие общественные организации.
Государство поддерживает деятельность массовых и общественных организаций, создает условия для развития материальной базы этих организаций и охраняет их имущество.
Массовые и общественные организации обеспечивают широкое участие народных масс в политической, экономической, социальной, культурной жизни Социалистической Республики Румынии и в осуществлении общественного контроля, что является выражением демократизма социалистического строя. Через массовые и общественные организации Румынская коммунистическая партия осуществляет организованную связь с рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией и другими категориями трудящихся, мобилизует их на борьбу за завершение строительства социализма.
Статья 28.
Гражданам Социалистической Республики Румынии гарантируется свобода слова, печати, собраний, митингов и демонстраций.
Статья 29.
Свобода слова, печати, собраний, митингов и демонстраций не может быть использована в целях, враждебных социалистическому строю и интересам тех, кто трудится.
Любое объединение фашистского или антидемократического характера запрещается. Участие в такого рода объединении и пропаганда фашистского или антидемократического характера наказываются по закону.
Статья 30.
Свобода совести гарантируется всем гражданам Социалистической Республики Румынии.
Каждый свободен исповедовать или не исповедовать религиозную веру. Свобода отправления религиозного культа гарантирована. Религиозные культы организуются и действуют свободно. Порядок организации и деятельности религиозных культов регулируется законом.
Школа отделена от церкви. Никакое вероисповедание, никакая религиозная конгрегация или община не могут открывать или содержать иные учебные заведения, кроме специальных школ для подготовки служителей культа.
Статья 31.
Гражданам Социалистической Республики Румынии гарантируется неприкосновенность личности.
Ни одно лицо не может быть задержано или арестовано, если против него нет доказательств или основательных улик, подтверждающих совершение им предусмотренного и наказуемого по закону деяния. Следственные органы могут постановить о задержании лица не более чем на 24 часа. Никто не может быть арестован иначе, как на основании ордера на арест, выданного трибуналом или прокурором.
Право на защиту гарантируется в течение всего процесса.
Статья 32.
Жилище неприкосновенно. Никто не может войти в жилище лица без его согласия, кроме как в случаях и при условиях, точно предусмотренных законом.
Статья 33.
Тайна корреспонденции и телефонных переговоров гарантируется.
Статья 34.
Право на обращения гарантируется. Государственные органы обязаны разрешать обращения граждан, касающиеся личных или общественных прав и интересов.
Статья 35.
Тот, чьему праву нанесен ущерб незаконным актом государственного органа, может при предусмотренных законом условиях требовать от компетентных органов аннулирования акта и возмещения ущерба.
Статья 36.
Право личной собственности обеспечивается законом. Объектом права личной собственности могут быть трудовые доходы и сбережения, жилой дом, приусадебное хозяйство и земля, на которой они находятся, а также предметы личного пользования и удобства.
Статья 37.
Право наследования охраняется законом.
Статья 38.
Социалистическая Республика Румыния предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за их деятельность в защиту интересов тех, кто трудится, за участие в борьбе за национальное освобождение или в защите мира.
Статья 39.
Каждый гражданин Социалистической Республики Румынии обязан соблюдать Конституцию и законы, защищать социалистическую собственность, способствовать укреплению и развитию социалистического строя.
Статья 40.
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил Социалистической Республики Румынии является обязательной и составляет почетную обязанность граждан Социалистической Республики Румынии.
Статья 41.
Защита Родины – священный долг каждого гражданина Социалистической Республики Румынии. Нарушение воинской присяги, измена Родине, переход на сторону врага, причинение ущерба обороноспособности государства представляют собой самые тяжкие преступления перед народом и наказываются по всей строгости закона.
РАЗДЕЛ 3. ВЕРХОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Великое Национальное Собрание
Статья 42.
Великое Национальное Собрание – верховный орган государственной власти – является единственным законодательным органом Социалистической Республики Румынии.
Статья 43
(В редакции Закона № 1/1968, Закона № 1 от 28 марта 1974г. об изменении Конституции Социалистической Республики Румынии и Закона № 19 от 23 октября 1986 г. об изменении некоторых положений Конституции Социалистической Республики Румынии).
Великое Национальное Собрание имеет следующие основные полномочия:
1) принимает и изменяет Конституцию Социалистической Республики Румынии;
2) регулирует избирательную систему;
3) постановляет об опросе народа путем референдума относительно мероприятий особой важности, которые касаются верховных интересов страны;
4) принимает единый национальный план социально-экономического развития, государственный бюджет и утверждает общий заключительный отчет об исполнении бюджета;
5) организует Совет Министров; устанавливает общие нормы организации и деятельности министерств и других центральных государственных органов;
6) регулирует организацию суда и прокуратуры;
7) устанавливает нормы организации и деятельности Народных советов;
8) устанавливает административную организацию территории;
9) объявляет амнистию;
10) ратифицирует и денонсирует международные договоры, которые влекут изменение законов;
11) избирает и отзывает Президента Социалистической Республики Румынии;
12) избирает и отзывает Государственный Совет;
13) избирает и отзывает Совет Министров;
14) избирает и отзывает Верховный Трибунал и Генерального прокурора;
15) осуществляет общий контроль за применением Конституции. Только Великое Национальное Собрание постановляет о конституционности законов;
16) контролирует деятельность Президента Социалистической Республики Румынии и Государственного Совета;
17) контролирует деятельность Совета Министров, министерств и других центральных органов государственной администрации;
18) заслушивает отчеты о деятельности Верховного Трибунала и контролирует его руководящие решения;
19) контролирует деятельность прокуратуры;
20) осуществляет общий контроль за деятельностью Народных советов;
21) устанавливает генеральную линию внешней политики;
22) провозглашает в интересах обороны страны, защиты общественного порядка или безопасности государства чрезвычайное положение в отдельных местностях или на всей территории страны;
23) объявляет частичную или общую мобилизацию;
24) объявляет состояние войны. Состояние войны может быть объявлено только в случае вооруженной агрессии против Социалистической Республики Румынии или против другого государства, перед которым Социалистическая Республика Румыния имеет обязательства по взаимной обороне, принятые посредством международного договора, если создалось положение, для которого установлено обязательство объявления состояния войны.
Статья 44
(В редакции Закона № 19 от 14 декабря 1979 г. об изменении ст. 44 Конституции Социалистической Республики Румынии).
Депутаты Великого Национального Собрания избираются по избирательным округам, имеющим одинаковое число жителей.
Норма представительства для выборов депутатов и границы избирательных округов устанавливаются декретом Государственного Совета.
В каждом избирательном округе избирается один депутат.
Статья 45
(В редакции Закона № 1 от 20 апреля 1972 г. об изменении ст. 45, абз. 1,и ст. 81, абз. 3, Конституции Социалистической Республики Румынии; Закона N 66/1974. Статья 81 ныне имеет номер 88).
Великое Национальное Собрание избирается сроком на 5 лет.
Мандат Великого Национального Собрания не может прекратиться раньше окончания срока, на который оно было избрано. Мандат прекращается в день проведения выборов в новое Великое Национальное Собрание.
В случае, когда установлено существование обстоятельств, делающих невозможным проведение выборов, Великое Национальное Собрание может постановить о продлении своего мандата на время существования этих обстоятельств.
Статья 46
(В редакции Закона № 66/1974).
Выборы в Великое Национальное Собрание имеют место в один из нерабочих дней месяца марта года, в котором оканчивается срок предыдущего созыва. В случае, предусмотренном ст. 45, абз. 3, выборы имеют место в течение 2 месяцев после истечения срока, на который был продлен мандат Великого Национального Собрания.
Вновь избранное Великое Национальное Собрание созывается в течение 3 месяцев, следующих за прекращением мандата предыдущего Великого Национального Собрания.
Статья 47.
Великое Национальное Собрание проверяет законность выборов каждого депутата, постановляя об утверждении или аннулировании выборов.
В случае аннулирования выборов права и обязанности депутата прекращаются с момента аннулирования.
Статья 48.
Великое Национальное Собрание принимает свой Регламент деятельности.
Статья 49.
Великое Национальное Собрание устанавливает свой годовой бюджет, который включается в государственный бюджет.
Статья 50.
Великое Национальное Собрание избирает на период созыва Бюро Великого Национального Собрания, состоящее из Председателя Великого Национального Собрания и четырех вице-председателей.
Статья 51.
Председатель Великого Национального Собрания руководит работой сессий Великого Национального Собрания.
Председатель Великого Национального Собрания может поручить любому из вице-председателей выполнение некоторых из своих полномочий.
Статья 52
(В редакции Закона № 1 от 13 марта 1969г. об изменении некоторых статей Конституции Социалистической Республики Румынии; Закона № 66/1974).
Великое Национальное Собрание избирает из числа депутатов постоянные комиссии.
Постоянные комиссии по поручению Великого Национального Собрания или Государственного Совета рассматривают и обсуждают проекты законов, декретов, постановлений или других актов, которые должны быть приняты, а также любые другие вопросы.
По поручению Великого Национального Собрания или Государственного Совета постоянные комиссии, периодически или по вопросам, каждая в соответствии со своей компетенцией, заслушивают также доклады руководителей любых органов государственной администрации, Верховного Трибунала и прокуратуры о деятельности этих органов, а также председателей исполнительных комитетов или исполнительных бюро Народных советов о деятельности этих Советов и анализируют, каким образом указанные органы осуществляют политику Румынской коммунистической партии и обеспечивают применение закона.
Комиссии по всем указанным в абз. 2 и 3 вопросам подготавливают доклады, заключения или предложения, которые представляют Великому Национальному Собранию или Государственному Совету.
Великое Национальное Собрание может избирать временные комиссии по любому вопросу или любой области деятельности, устанавливая полномочия и порядок деятельности для каждой из этих комиссий.
Все государственные органы и служащие обязаны предоставлять в распоряжение комиссий Великого Национального Собрания требуемую информацию и документы.
Статья 53
(В редакции Закона № 2 от 18 марта 1975г. об изменении статьи 53 Конституции Социалистической Республики Румынии).
Для осуществления контроля за конституционностью законов, а также для подготовительных работ по принятию законов Великое Национальное Собрание избирает на период созыва Конституционно-юридическую комиссию.
В Конституционно-юридическую комиссию могут быть избраны специалисты, не являющиеся депутатами, в числе не более одной трети от общего числа членов комиссии.
Конституционно-юридическая комиссия представляет Великому Национальному Собранию доклады или заключения о конституционности законов. Она проверяет также конституционность декретов, содержащих нормы с силой закона, и постановлений Совета Министров, согласно Регламенту деятельности Великого Национального Собрания.
Предписания ст. 52 соответствующим образом применяются и к Конституционно-юридической комиссии.
Статья 54
(В редакции Закона № 1/1974).
Великое Национальное Собрание работает на сессиях.
Очередные сессии Великого Национального Собрания созываются два раза в год по предложению Бюро Великого Национального Собрания.
Великое Национальное Собрание созывается всякий раз, когда это необходимо, на внеочередные сессии по инициативе Государственного Совета, Бюро Великого Национального Собрания или не менее одной трети общего числа депутатов.
Созыв Великого Национального Собрания на сессии производится декретом Государственного Совета.
Статья 55.
Великое Национальное Собрание работает только в присутствии не менее половины плюс один от общего числа депутатов.
Статья 56.
Великое Национальное Собрание принимает законы и постановления.
Законы и постановления считаются принятыми, если собрали голоса большинства депутатов Великого Национального Собрания.
Конституция принимается и изменяется голосами не менее двух третей общего числа депутатов Великого Национального Собрания.
Законы и постановления Великого Национального Собрания подписываются Председателем или вице-председателем Великого Национального Собрания, который руководил заседанием.
Статья 57
(В редакции Закона № 1/1974).
После принятия их Великим Национальным Собранием законы публикуются в «Булетинул офичиал ал Републичии Сочиалисте Ромыния» («Официальный бюллетень Социалистической Республики Румынии»), в срок не более 10 дней за подписью Президента Социалистической Республики Румынии.
Статья 58.
Каждый депутат Великого Национального Собрания имеет право задавать вопросы и обращаться с запросами к Совету Министров или любому из его членов.
Депутат в рамках осуществляемого Великим Национальным Собранием контроля может задавать вопросы и обращаться с запросами к Председателю Верховного Трибунала и Генеральному прокурору.
Тот, к кому обращен вопрос или запрос, обязан дать устный или письменный ответ в срок не более 3 дней и в любом случае на этой же сессии.
Статья 59.
Для подготовки к обсуждениям в Великом Национальном Собрании или запросов депутат имеет право требовать необходимую информацию от любого государственного органа, обращаясь с этой целью в Бюро Великого Национального Собрания.
Статья 60.
Каждый депутат обязан периодически представлять избирателям отчеты о своей деятельности и о деятельности Великого Национального Собрания.
Статья 61.
Ни один депутат Великого Национального Собрания не может быть задержан, арестован или предан уголовному суду без предварительного согласия Великого Национального Собрания во время сессии, а между сессиями – Государственного Совета.
Только в случае поимки на месте преступления депутат может быть задержан без такого согласия.
Государственный Совет
Статья 62.
Государственный Совет Социалистической Республики Румынии является постоянно действующим верховным органом государственной власти, подчиненным Великому Национальному Собранию.
Статья 63
(В редакции Законов №1/1968, №1/1974 и № 19/1986).
Государственный Совет постоянно осуществляет следующие основные полномочия:
1) устанавливает дату выборов в Великое Национальное Собрание и Народные советы; ;
2) устанавливает порядок организации и проведения референдума;
3) организует министерства и другие центральные государственные органы;
4) ратифицирует и денонсирует международные договоры, за исключением тех, ратификация которых относится к компетенции Великого Национального Собрания;
5) устанавливает воинские звания;
6) учреждает награды и почетные звания.
Статья 64
(В редакции Законов №1/1968, №1/1974 и № 66/1974).
Государственный Совет в период между сессиями Великого Национального Собрания осуществляет следующие основные полномочия:
1) устанавливает, без права изменять Конституцию, нормы с силой закона. Нормы с силой закона представляются на обсуждение Великого Национального Собрания на первой сессии в соответствии с процедурой принятия законов. Единый национальный план социально-экономического развития, государственный бюджет, а также общий заключительный отчет об исполнении бюджета могут быть приняты Государственным Советом только тогда, когда Великое Национальное Собрание не может собраться по причине исключительных обстоятельств;
2) назначает и отзывает Премьер-министра;
3) назначает и отзывает Совет Министров и Верховный Трибунал тогда, когда Великое Национальное Собрание не может собраться по причине исключительных обстоятельств;
4) дает общеобязательное толкование действующих законов;
5) объявляет амнистию;
6) контролирует применение законов и постановлений Великого Национального Собрания, деятельность Совета Министров, министерств и других центральных органов государственной администрации, а также деятельность прокуратуры; заслушивает отчеты Верховного Трибунала и контролирует его руководящие решения; контролирует постановления Народных советов;
7) объявляет в неотложном случае частичную или общую мобилизацию;
8) объявляет в неотложном случае состояние войны. Состояние войны может быть объявлено только в случае вооруженной агрессии против Социалистической Республики Румынии или против другого государства, перед которым Социалистическая Республика Румыния имеет обязательства по взаимной обороне, принятые посредством международного договора, если создалось положение, для которого установлено обязательство объявления состояния войны.
Полномочия, предусмотренные в настоящей статье, могут осуществляться Государственным Советом и во время сессий Великого Национального Собрания в случае, когда экономическая и социальная необходимость требует принятия незамедлительных мер, а Великое Национальное Собрание не может быть собрано на свое пленарное заседание; принятые нормы с силой закона представляются на обсуждение Великого Национального Собрания в соответствии с процедурой принятия законов при возобновлении его работы на пленарных заседаниях.
Статья 65.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.