Пестель. Русская правда

РУССКАЯ ПРАВДА
Вторая редакция
ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
§ 1. Всякое Общество имеет свою цель и избирает средства для достижения оной.
Всякое Соединение нескольких человек для достижения какой либо цели называется обществом. Побуждением к сему соединению или целью оного бывает Удовлетворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех Людей одинаковы. Из сего следует что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели. Но когда они обратятся к Действию или к средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ними сильные Споры и бесконечные Несогласия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особенного нрава и личных качеств каждого человека в особенности. Нрав и личные качества Людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет Непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения предназначенной цели; а тем еще менее устроить оные, и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать как разрушить общество прежде всякого Действия. А ежели члены не хотят общество уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего Действия быть избраны.
§ 2. Разделение Членов Общества на Повелевающих и Повинующихся.
Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположить Действие? Все сии Затруднения разрушаются двояким образом. В первом случае Нравственное превосходство одного или нескольких членов соглашает все сии различные Затруднения и увлекает за собою прочих силою сего превосходства, коему содействуют иногда и другие посторонние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства, предоставляя им право распоряжаться общим Действием. В том и другом случае разделяются члены общества на Повелевающих и на Повинующихся. Сие разделение неизбежно и потому что происходит от природы человеческой, а следовательно везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других.
§ 3. Разделение Государства на Правительство и Народ.
Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до Гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают название Государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоить в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или Действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим Действием называется то, которое касается всего Общества, а следовательно и производится от лица всего общества. Частным то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание Средств для достижения сказанной цели и Действие сообразное с сим избранием ведет к разделению членов Гражданского Общества на Повелевающих и Повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; Действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда Гражданское общество получает название Государства, тогда Повелевающие получают название Правительства, а повинующиеся название Народа. Из сего явствует что Главные или Первоначальные составные части каждого Государства суть: Правительство и Народ.
§ 4. Взаимные отношения Правительства и Народа.
Правительство имеет обязанность распоряжаться общим действием и избирать лутчия средства для доставления в Государстве благоденствия всем и каждому; А по сему имеет оно Право требовать от Народа чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность Правительству повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно непременно стремилось к общественному и частному благоденствие и только бы то повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных Прав может существование какого бы то ни было Государства быть основано; а по сему и переходит Государство при потере сего равновесия из природного и здорового своего Положения в состояние Насильственное и Болезненное. Установление сего Равновесия на твердых основах есть Главная цель сея Русской Правды и коренная обязанность каждого Законодателя.

§ 5. Каждое Право основано быть должно на предшествующей обязанности.
Об обязанностях было упомянуто здесь прежде нежели о правах потому что право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность Человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон Христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя, словами вмещающими и любовь к самому себе, как необходимое условие природы человеческой, закон Естественный, следственно, обязанность нашу. От сей обязанности происходить право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому что он обязан сохранять свое Бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было только тогда существовать и признаваемо быть Действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует, и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значить ничего и признаваемо быть должно одним только Насилием или 3ловластием.
§ 6. Основные Понятия о Государственном благоденствии и сопряженных с ним обязанностях.
Главное Дело в Государстве есть посему Понятие об обязанностях из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в Государстве истекают из цели Государства. Цель же Государственного Устройства должна быть Возможное благоденствие Всех и Каждого. А посему все ведущее к благоденствию есть обязанность. Но поелику понятия о благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности на человека от Бога посредством Веры наложенные суть первейшие и не пременнейшие. Они связывают духовный Мир с Естественным, жизнь бренную со жизнью Вечною; и потому все Постановления Государственные должны быть в связи и Согласии с обязанностями человека в отношении к Вере и Всевышнему Создателю Миров. Сей первой род обязанностей касается мира Духовного. Они нам известны из Священного Писания. Второй род обязанностей касается мира Естественного. Они нам известны из законов природы и нужд Естественных. Бог творец Вселенные есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии Законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто не в силах их низвергнуть и потому Постановления Государственные должны быть в таком же Согласии с неизменными Законами природы как и со святыми Законами Веры. Наконец Третий Род обязанностей порождается составлением Гражданских обществ или Государств. Первое правило в сем деле состоит в том что всякое стремление в Государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с Законами Духовными и законами Естественными. Второе правило: что все Государственные постановления должны стремиться единственно к благоденствию Гражданского общества: при чем всякое Действие сему благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением. Третье правило: что благоденствие общественное должно щитаться важнее благоденствия частного и ежели оные находятся в противоборстве, то первое должно получать перевес. Четвертое правило: что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности Народа; из чего следует, что истинная цель Государственного Устройства должна непременно быть: Возможно Большее благоденствие многочисленнейшего числа Людей в Государстве; почему и должны всегда Выгоды части или одного Нераздельного уступать Выгодам целого: признавая целым Совокупность или Массу Народа. Пятое наконец правило состоит в том что частный Человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия не должен выступать из круга своего Действия и входить в круг Действия другого; то есть что благоденствие одного человека не должно наносить вреда а тем еще менее гибели другому. Коль скоро все Деяния как Правительства так и частных Людей на сих правилах основаны будут то Государство несомненно пользоваться будет Возможным благоденствием. Все же Законы и Постановления Государственные должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.
§ 7. Основное Понятие о Народе и его Значении.
Выше пояснено что Государство состоит из Правительства и Народа. Народ есть совокупность всех тех Людей, которые принадлежа к одному и тому же Государству, составляют Гражданское Общество имеющее целью своего существования, возможное благоденствие Всех и каждого. Непреложный Закон Гражданских обществ заключается в том что каждое Государство состоит из Народа и Правительства, следовательно Народ не есть Правительство, и каждое из оных имеет свои особенные обязанности и права; однако же Правительство существует для Блага Народа и не имеет другого основания своему Бытию и Образованию, как только благо Народное; между тем как Народ существует для собственного своего Блага и для Выполнения Воли ВсеВышняго призвавшего Людей на сей земле прославлять его Имя, быть добродетельными и счастливыми. Сей Закон Божий постановлен для всех Людей в равной мере и следовательно все имеют равное право на его исполнение. А по сему Народ РоссиЙский не есть принадлежность или Собственность какого либо лица или Семейства. На против того Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народного а не Народ существует для Блага Правительства.
§ 8. Основное Понятие о Правительстве и разделение оного на Верховную Власть и Государственное Правление.
Правительство есть Совокупность Всех лиц занимающихся отправлением Дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять Народу благоденствие и потому право имеет Государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом оно должно иметь и соразмерную власть дабы обязанность могла быть выполнена и право было бы действительным. Сия Власть посредством которой Правительство исполняет свою обязанность, употребляет свое право и достигает предназначенной цели есть Верховная Власть. – Из общего Предмета или Состава благоденствия Государства истекают особенные предметы сей общей цели и как общей цели благоденствия соответствует Верховная Власть, так должно соответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная Власть. Сии особенные Власти истекают из Верховной, которая обьемлет всю цель учреждения Правительства; почему и должны особенные Власти совершенно Зависеть от Верховной и действовать по Направлению от нея исходящему. Совокупность всех сих особенных или частных Властей составляет Государственное правление, которое также названо быть может Чиноначальством. – Из сего явствует что правительство не может выполнить своей обязанности и Государству доставить благоденствие если не будет иметь Власти соразмерной важности и обширности цели Гражданского общества и что сия Власть распространяет свое Действие по всем предметам на Целое Государство: имея при том много подчиненных Властей, кои уже действуют на отдельные только предметы или на отдельные только части оного. Общая Власть именуется Верховною Властью а совокупность частных Государственным Правлением или Чиноначальством. Посему и разделяется всякое Правительство на Верховную Власть и на Государственное Правление или Чиноначальство.
§ 9. Разделение Государственного благоденствия на Безопасность и благосостояние.
Государственное благоденствие состоит из двух главных предметов: из Безопасности и благосостояния. Отличительное и главное качество Безопасности есть охранение, а благосостояния есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства потому что может быть достигнута посредством общего только Действия соединенных Сил и Волей: каковое Соединение в правительстве именно и представляется и что она ответствует первоначальной обязанности человека состоящей в сохранении своего Бытия. Сверх того не может быть благосостояния если не существует Безопасности; а потому и служит она осно нием сооружению Государственного здания. – благосостояние должно быть Второю Целью Правительства ибо понятия об оном до такой степени различны, что приобретение оного должно быть предоставлено каждому члену Гражданского Общества особенно и что участие Прав в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препятствий, которые бы могли превышать силы и способы частных Людей: тем более что частные Люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не могут одними частными своими силами утвердить Безопасность.
§ 10. Необходимость Россию переобразовать и Новые законы издать.
Таковы Коренные Начальные понятия на которых основаны быть должны существование, жизнь и образование всякого благоустроенного Государства: дабы оное находилось под властью и управлением Законов общественных а не прихотей личных Властителей и доставляло бы Возможное благоденствие Всем и каждому а не зловластвовало над всеми для Выгоды Единого или нескольких. Все что от сих правил удаляется а тем паче оным противуречит есть 3ловластие, испровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и Гибель совершающее. Применяя сии неизменные и непреложные Коренные правила к России ясно видеть можно что самые сии коренные правила непременно требуют изменения существующего ныне Государственного порядка в России и введения на место его такого Устройства которое было бы основано на одних только точных и справедливых Законах и Постановлениях, не предоставляло бы ничего личному самовластью и в совершенной точности удостоверяло бы Народ Российский в том что он составляет устроенное Гражданское Общество а не есть и никогда быть не может чьею либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главные для России необходимости: Первая состоит в совершенном Переобразовании Государственного порядка и Устройства а вторая в издании полного нового Уложения или свода Законов, сохраняя при том все полезное и уничтожая все вредное.
§ 11. О Необходимости Русской Правды и Временного Верховного Правления.
Сия двойная цель не может иначе с Успехом быть достигнута как посредством учреждения Временного Верховного Правления и обнародования Русской Правды ко Всеобщему сведению. Причины тому суть следующия: предполагаемый новой Порядок, по обширности Государства и многочисленности статей и предметов переобразованию подлежащих не может быть введен вдруг одним разом. Для сего нужно множество мер приуготовительных или переводных, которые должны постепенно в ход и Действие быть приводимые дабы Государство не подверглось безпорядкам, волнениями превращениям, которые вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все происшествия в Европе в последнем полустолетии случившияся доказывают что Народы возмечтавшие о возможности внезапных Действий и отвергнувшие постепенность в ходе Государственного Преобразования впали в ужаснейшия бедствия и вновь покорены игу Самовластия и Беззакония. Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию Государства постепенными мероприятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важного Дела как не Временному Верховному правлению: Прежняя Верховная Власть довольно уже доказала враждебные свои чувства против Народа Русского; а представительный Собор не может быть созван ибо начала представительного Верховного Порядка в России еще не существуют. Но поелику Россия должна иметь залог в том что Временное Верховное Правление точно будет действовать для одного только Блага России и для Всевозможного Усовершенствования Положения и состояния ЕЯ по всем предметам и статьям,то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде Наказа Верховному Правлению. С другой стороны составление Уложения или полного свода Законов есть Дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений дабы все статьи оного в совершенном между собою находились согласии и соответствии. А по сему и не может оное быть вдруг ныне издано. К тому же Государственное Уложение должно содержать одни только точные или положительные Законы и Постановления утверждающие Будущий Порядок в Государстве а следовательно и не должно оно содержать:
1. Ни воспоминания о ныне существующемпорядке: ибо оный прекратит свое существование;
2. Ниже изложения переводных и приуготовительных мероприятий или средств коими нынешний порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приуготовительные и переводные меры суть Действия преходящие;
3. Ниже наконец пояснения основных умозрительных Соображений и Правил на коих Государственное здание имеет быть сооружено: ибо умозрения не могут входить в Состав Положительных Законов или Уложения.
Но поелику сии три предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале Ея возрождения и Переобразовани я, то тем еще более оказывается Необходимость в Русской Правде, которая излагая коренные Начала и основания сего Переобразования, содержала бы Указания на Целое Государство и на все оного части члены и Отрасли.
§ 12. Определение: цель и Действие Русской Правды.
Русская Правда есть по сему Верховная Всероссийская грамота определяющая все перемены в Государстве последовать имеющию, все предметы и Статьи уничтожению и низпровережению подлежащие и наконец коренные Правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового Государственного порядка и составлении нового Государственного Уложения. Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и Постановлений будущего порядка Вещей, изчисление главных предполагаемых переводных меропринятий и вместе с тем пояснение коренных Соображений, начальных причин и основных Доводов утверждающих предполагаемое для России Государственное Устройство. И так Русская правда есть Наказ или Наставление Временному Верховному Правлению для его Действий, а вместе с тем и обьявление Народу от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может. Она содержит Обязанности на Временное Верховное Правление возлагаемые и служит для России ручательством что Временное Верховное Правление единственно ко Благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой Грамоте ввергнул многие Государства в Ужаснейшие бедствия и междоусобия потому что в оных Правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам не имея перед собою ясного и полного наставления коим бы обязано было руководствоваться, и что Народ между тем никогда не знал что для него принимают, никогда не видел ясным образом к какой цели стремятся Действия Правительства и волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями часто предпринимал беспокойные Действия и наконец междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие Зло и приводит Государственное Переобразование в положительные ход и Действие тем что все определяет и на все предметы коренные правила издает. По сему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как Временное Верховное Правление со всеми частями, отраслями и степенями Правительства, так равно и весь Народ со всеми оного членами или Гражданами. Временное Верховное Правление обязано новый Государственный Порядок Русскою Правдою определенный постепенными мероприятиями ввести и устроить а Народ обязан сему введению не только не противиться но на против того Временному Верховному Правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию Народного Возрождения и Государственного Преобразования.
§ 13. Разделение Русской Правды на Главы.
Для сего составлена Русская Правда из Десяти Глав:
Первая Глава рассуждает о границах Государства и о разделении земельного пространства оного: она показывает где обретается Российское Государство.
Вторая Глава рассуждает о Народе в отношении к различным племенам Российское Государство населяющим.
Третья Глава рассуждает о Народе в отношении к различным Сословиям в Российском Государстве обретающимся.
Четвертая Глава рассуждает о Народе в отношении к приуготовляемому для него Политическому или общественному Состоянию.
Пятая Глава рассуждает о Народе в отношении к приготовляемому для него Гражданскому или частному состоянию.
Шестая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Верховной Власти.
Седьмая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Государственного Правления.
Восьмая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству Безопасности в Государстве.
Девятая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству благосостояния в Государстве.
Десятая Глава содержит Наказ для составления Государственного Уложения долженствующего быть полным сводом всех Законов и всех постановлений.
Сверх сего содержит Русская Правда в виде Предисловия изложение общих Понятий и об основах всякого Государственного Установления, а в Виде 3аключения краткое извлечение из Русской Правды, содержащее главнейшия определения и постановления русскою правдою учиненные. При сем надлежит Заметить:
1. что Вторая, Третья, Четвертая и Пятая Главы рассуждают о Народе, а Шестая, Седьмая, Восьмая и Девятая Главы рассуждают о Правительстве.
2. Что из четырех глав рассуждающих о Народе первые две касаются ныне еще существующего порядка Вещей указывая на перемены которые с оными воспоследовать имеют а последния Две касаются нововводимого порядка Вещей с изложением коренных Оснований сего Нового порядка и
3. Что из четырех Глав, рассуждающих о Правительстве, первые две касаются Главных основ образования Правительства или общего Учреждения оного, а последния две касаются частных подробностей и Действий Правительства. При рассуждении о каждом предмете в сих четырех Главах излагаются наставления как для изменения существующих Установлений, так и для введения новых с Целью благоустроенного Государства сообразнейших.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Право Народности и Права благоудобства.
Определение границ Государству столь пространному и Великому, какова Россия есть Дело Важное. Многочисленно Количество племен различных от Востока до Запада, от Юга до Севера Великому Народу Российскому подвластных и к Его Государству присоединенных. Не число их нужно умножать, не о распространении пределов помышлять, но единственно стараться о водворении благоденствия в сих обширных владениях. Не менее того, поелику от хороших границ много зависит Безопасность Государства, а следовательно и благоденствие оного, то и надлежит пределы обстоятельно рассмотреть и с точностью постановить.
Если бы каждое Государство из одного только племени или Народа состояло, то границы Его сами собою определялись бы пространством, на котором бы тот народ был поселен; но так как все почти большие Государства а тем паче Россия содержат в своем составе много различных племен, то и определение Границ соделывается труднейшим. От двух противоположных желаний происходит затруднительность. Народы подвластные Большому Государству и происходящие не от Господствующего в оном, но от других племен желают всегда для себя Независимости и отдельного политического существования: утверждаясь на праве составлять особые Государства и называя оное Правом Народности. С другой же стороны стремится всякое Большое Государство к установлению Границ крепких местным положением и сильных естественными оплотами, а вместе с тем стремится и к тому чтобы Силы маленьких народов его окружающих умножали силы собственные его а не силы какого либо другого соседственнего большого Государства: основывая сие стремление и старание на праве и называя оное Правом благоудобства.
Эти два противоположные желания основанные: одно на праве народности племен подвластных а другое на праве благоудобства для Народа Господствующего, в сущности своей оба Естественны но имеют однако же оба свои ограничения и во взаимных отношениях своих имеют случаи в коих одно другому уступать должно. Сей перевес на сторону Права Народности или на сторону права благоудобства должен определяться третьим правилом или третьим соображением состоящим в том что право Народности существует истинно для тех только Народов которые пользуясь оным, имеют возможность оное сохранить, и что право благоудобства принимается в соображение для утверждения Безопасности а не для какого либо тщеславного распространения пределов Государства. Таким образом племена подвластные Большому Государству не могущие по слабости своей пользоваться самостоятельною политическою независимостью и долженствующие следовательно непременно состоять под властью или Покровительством которого либо из больших соседственных Государств, не могут ограждаться правом Народности ибо оно есть для них мнимое и не существующее. К тому же маленькие Народы между большими находящееся, служат всегдашним поприщем Военным Действиям разорениям и гибельным Бедствиям всякого рода; А посему лучше и полезнее будет для них самих, когда они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующего Народа составляя с ним только один Народ, и переставая бесполезно мечтать о Деле Невозможном и Несбыточном. Сильное же Государство, опирающееся на Народ Великой, должно всегда помнить, что Могущество ему дано от провидения не для утеснения Соседей но для действий праведных и согласных с чистой справедливостью; и что хотя имеет оно конечно Неоспоримое право устанавливать для себя границы крепкие, присоединять к себе по благоудобству племена немогущие пользоваться действительною Народностью и все то предпринимать и устроивать что для истинной его Безопасности необходимо, однако же имеет вместе с тем и обязанность не распространять своих пределов для пресыщения одного только тщеславия, охотно принимать в свою Народность племена присоединенные дабы они составляли в Государстве не только худо прилепленные к нему части, но сливались бы совершенно в общий Состав, забывали бы свою прежную бессильную Народность и вступали бы с удовольствием в новую Величественнейшую Народность и наконец не должно противиться враждебными чувствами и Действиями правильному отдельному Существованию Народов могущих пользоваться полною политическою независимостью.
Из всего здесь сказанного явствует что для правильного и положительного Установления Границ надлежит непременно руководствоваться тем соображением что Право Народности должно брать верх для тех Народов, которые могут самостоятельною политическою независимостью пользоваться; а что право благоудобства должно брать верх над теми Народами которые сею самостоятельною политическою независимостью пользоваться не могут и непременно должны состоять под властью какого либо сильнейшого Государства.
§ 2. Распределение иноплеменных Народов на подлежащих правилу благоудобства и на подлежащих правилу Народности.
Обращая теперь Коренные сии общия правила и соображения на Государство Российское, можно ясное и несомненное вывести заключение какие должны быть приняты меры в отношении ко всем Народам и Землям к России присоединенным, ее Государству подвластным и с ее пределами смежным, и что должно последовать с каждым из оных.
Финляндия, Естляндия, Лифляндия, Курляндия, Белоруссия, Малороссия, Новороссия, Бессарабия, Крым, Грузия, Весь Кавказ, Земли Киргизов, все Народы Сибирские и разные Другие племена внутри Государства обитающие никогда не пользовались и никогда пользоваться не могут самостоятельною независимостью и всегда принадлежали или самой России или же по временам, если не России, то Швеции, Дании, Пруссии, Польше, Турции, Персии и вообще какому-нибудь сильному Государству. Да и на будущая времена, по слабости своей никогда не могут составлять особых Государств; а по сему и подлежат все они Праву благоудобства долженствуя при том на веки отречься от права отдельной Народности. В следствие сего подводятся все вышеназванные страны со всеми племенами в них обитающими под право благоудобства для России и объявляются в удовлетворение оному и на основании оного на вечные времена оставаться имеющими в Составе Российского Государства
Что же до Польши касается, то пользовалась она в течении многих Веков совершенною Политическою Независимостью и составляла большое Самостоятельное Государство. Она могла бы и ныне сильное получить существование если бы соединила опять в общий Государственный Состав все свои части разобранные могущественными соседями. Из сего явствует что в отношении к Польше право Народности должно по чистой справедливости брать верх над правом благоудобства. Да и подлинно Великодушию славного Российского Народа прилично и свойственно даровать самостоятельность Низверженному Народу в то самое время когда Россия и для себя стяжает новую жизнь. И так: по правилу Народности должна Россия даровать Польше независимое существование. Но окончательное определение Границ между Россиею и Польшею должно быть предоставлено правилу благоудобства для России и должно сие самостоятельное возстановление Польши устроено быть на таковых Началах и Условиях, которые бы в полной мере обеспечивали Россию на будущая времена на счет всяких Действий могущих быть противными твердой ее безопасности или совершенному ее спокойствию. В следствии сего разрешается Временное Верховное Правление даровать Польше зависимое самостоятельное Политическое существование в вид Государства с тем только:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.