Основной низам Второго Халифата (третья редакция)

ОСНОВНОЙ НИЗАМ (КОНСТИТУЦИЯ) ХАЛИФАТА
(НОВАЯ (ТРЕТЬЯ) РЕДАКЦИЯ)
Принят Меджлисом аль Умма
«____» ___________15__г. по хиджре
Одобрен Меджлисом аль Даава
Одобрен Меджлисом аль Улема
Подписан Халифом «___» ____________15__г. по хиджре
Мы, мусульмане Земли, приняли настоящий Основной низам о воссоздании Халифата как данной Аллахом мусульманам формы развития, руководствуясь следующими принципами:
• Надежда на справедливое правление,
• Вера в божественное провидение и Судный день,
• Власть покоится на согласии,
• Истина дана последней для мусульман,
• Высший суверенитет принадлежит Аллаху,
• Понимание Корана меняется при неизменности основ,
• Шариат порождает новые формы,
• Халифат есть естественное государство мусульман.
Частью настоящего Основного низама является Акт о воссоздании Халифата.
Глава 1. Основы строя.
Часть 1. Начала развития.
Статья 1.
Халифат продолжается и конституирует себя как союзное (федеративное) исламское правовое, социальное, демократическое государство мусульман.
Халифат есть союз султанатов в различных формах организации власти.
Халифат не может прерваться, пока мусульмане хранят верность вере в Аллаха.
Статья 2.
Халифат является вечным долгом каждого мусульманина, честью и обязанностью повиноваться воле Аллаха.
Связь с Халифатом не прерывается никогда и каждый рождается мусульманином.
Халифат есть высшее единство мусульман перед Аллахом.
Статья 3.
Халифат по самой природе своей выражает исламский дух и является домом мусульман на Земле.
Халифат основан на непрерывной традиции исламской государственности в душах мусульман.
Каждый мусульманин повинуется до тех пор, пока правители Халифата следуют исламским законам.
Статья 4.
Халифат создан для благополучия мусульман и познания Аллаха до Судного дня.
Халифат вечен как сам Аллах для мусульман и ничто не может уронить Халифат.
Халифат есть наследие мусульман и их высшая ценность.
Статья 5.
Халифат основан на согласии всех мусульман, власть правит по согласию и по законам шариата.
Халифат есть символ всех мусульман в его высшем проявлении.
Единство Халифата не может быть предметом пересмотра.
Статья 6.
Халифат является правовым государством, основанным на Коране и шариате, и идущим от понимания мусульманами мира.
Традиции, указанные в Коране, не могут быть предметом пересмотра.
Роль шариата не может быть пересмотрена, не все дано мусульманам для установления.
Статья 7.
Халифат есть социальное государство, созданное для всех мусульман.
Халифат заботиться о каждом мусульманине, каждый находится под покровительством власти.
Семья является высшей ценностью в Халифате.
Статья 8.
Халифат конституирует себя как демократическое государство, ценностями которого являются свобода и порядок для всех.
Положение о демократии не может быть предметом пересмотра.
Статья 9.
Политической формой Халифата является исламская консультативная представительная форма.
Высший суверенитет принадлежит Аллаху, каждый мусульманин наместник Аллаха на Земле.
Статья 10.
Низам основан на нерушимом единстве мусульманской нации, единой и неделимой для всех мусульман Родине.
Арабский язык является официальным языком Халифата.
Столицей государства является город Багдад.
Статья 11.
Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению воли мусульман и являются основополагающим инструментом политического участия.
Создание и деятельность партий являются свободными при условии уважения Основного низама.
Бюджеты политических партий должны быть доступными для каждого гражданина.
Статья 12.
Исламские Вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил призваны гарантировать суверенитет и независимость Халифата, защищать его территориальную целостность и конституционный порядок.
Статья 13.
Граждане и публичные власти обязаны соблюдать Основной низам и уважать правовой порядок.
Халифат вправе ограничивать деятельность политических партий и общественных объединений только в судебном порядке при условии нарушения ими публичных прав и свобод.
Часть 2. Принципы исламской политической системы.
Статья 14.
Принципами исламской политической системы являются:
• Меджлис.
• Шура.
• Халиф.
Статья 15.
Меджлис создает представительное правление мусульман для блага демократического строя и процветания мусульман.
Меджлис воплощает в себе представительство мусульман на Земле перед лицом верховной власти и их право решать свою судьбу по законам Аллаха.
Меджлис может принимать законы, обязательные для земной жизни мусульман.
Статья 16.
Шура есть принцип консультаций в исламе халифа с представителями уммы.
Консультации предполагают исполнение воли представителей халифом, для чего он обязан узнать их волю.
Халиф не может идти против воли уммы, кроме часа тяжких бедствий уммы и заблуждений мусульман, и действовать он должен только с согласия улемов.
Часть 3. Принципы организации государства.
Статья 17.
Политические принципы организации Халифата:
• Обеспечение независимости, суверенитета, безопасности и стабильности страны; охрана государственного строя; оборона государства от любой агрессии.
• Укрепление уз сотрудничества и дружбы со всеми государствами и народами на основе взаимного уважения, общности интересов, невмешательства во внутренние дела, соблюдения международных и региональных соглашений и договоров, международного права, что приведет к распространению мира и безопасности между государствами и народами.
• Рациональное применение принципа консультативности в соответствии с национальным наследием и его ценностями, мусульманским шариатом, проверенным историей и вобравшим в себя все достижения современности.
• Создание эффективной системы административного устройства, которая будет гарантировать справедливость, спокойствие и равенство подданных, обеспечивать уважение общественного порядка и соблюдение высших интересов родины.
Статья 18.
Экономические принципы организации:
• Экономика Халифата строится на основе справедливости, на принципах свободной рыночной экономики. Ее база – конструктивное и плодотворное взаимодействие государственного и частного секторов, ее цель – обеспечение социально-экономического развития, что приведет к увеличению производства, повышению жизненного уровня подданных в соответствии с генеральным планом развития государства в рамках закона.
• Свобода экономической деятельности гарантирована в рамках закона, общественного блага и необходимости защиты национальной экономики. Халифат поощряет накопления и наблюдает за условиями кредита.
• Все природные богатства и ресурсы находятся в собственности государства, которое оберегает их и обеспечивает их рациональное использование в целях сохранения безопасности страны, укрепления национальной экономики. Предоставление концессий на разработку какого-либо полезного ископаемого допускается только в соответствии с законом и в рамках ограниченного периода времени для обеспечения национальных интересов.
• Государственная собственность неприкосновенна. Халифат должен обеспечить ее защиту, а подданные и жители страны должны ее оберегать.
• Частная собственность защищена; ограничение права распоряжения своей собственностью может быть введено только по закону. Отчуждение частной собственности допускается только при необходимости сохранения общественного интереса и в случаях, предусмотренных законом. Закон четко определяет, какая собственность может быть отчуждена и каким будет порядок компенсации за собственность, при условии, что компенсация будет справедливой.
• Право на наследство определяется шариатом.
• Конфискация государственной собственности не допускается; конфискация частной собственности возможна только по судебному решению в случаях, предусмотренных законом.
• Налоги и государственные сборы должны вводится по принципу справедливости и служить целями развития национальной экономики.
• Введение государственных налогов, их изменение или отмена производится только в соответствии с законом. Освобождение от всех или части налогов производится только в случаях, предусмотренных законом. Изменение размера налога, сбора или пошлины, независимо от вида, не может иметь обратной силы.
Статья 19.
Социальные принципы организации:
• Справедливость, равенство, равные возможности для всех составляют основу общества и охраняются Халифатом.
• Взаимопомощь и милосердие друг к другу объединяют граждан; укрепление национального единства – их обязанность. Халифат предотвращает действия, ведущие к разжиганию розни, смуты или нарушению национального единства.
• Семья – основа общества, закон определяет способы ее охраны и соблюдения ее законности, укрепления семейных уз и ценностей, защиты ее членов, создания необходимых условий для увеличения достатка и возможностей семьи.
• Халифат гарантирует поддержку граждан и их семей в чрезвычайных ситуациях: в случае болезни, инвалидности и старости в соответствии с системой социальных гарантий. Государство способствует сплочению общества и преодолению последствий катастроф и бедствий.
• Халифат заботится об охране здоровья путем профилактики и лечения болезней и борьбы с эпидемиями, стремится обеспечить охрану здоровья каждого подданного, поощряет строительство частных больниц, клиник и лечебниц под надзором государства в соответствии с нормами, определенными законом. Государство способствует охране окружающей среды, ее защите от загрязнения.
• Халифат издает законы, регулирующие положение работника и работодателя, определяющие их взаимоотношения. Каждый гражданин имеет право заниматься тем видом деятельности, который он для себя выберет в рамках закона. Принуждение к определенной деятельности допускается только в соответствии с положениями закона для выполнения государственной службы за справедливую плату.
• Государственная служба – это служение отечеству, и поручается тем, кто на ней состоит. Государственные служащие посредством выполнения своих обязанностей служат общественному благу и обществу. Граждане равны в своих правах на получение государственных должностей в соответствии с условиями, определяемыми законом.
Статья 20.
Культурные принципы организации:
• Образование – основа прогресса общества, оно находится под покровительством государства, которое стремится к развитию и совершенствованию образования.
• Образование имеет целью повышение общего культурного уровня, развитие научного мышления, укрепление стремления к знаниям. Образование нацелено на удовлетворение требований социально-экономического развития, создание нового поколения, сильного духом и своей моралью, гордящегося своей нацией, родиной, наследием и готового оборонять свои достижения.
• Халифат гарантирует всеобщее образование и действует для искоренения неграмотности. Государство поощряет создание частных школ и колледжей под надзором государства в соответствии с положениями закона.
• Халифат оберегает национальное наследие, поощряет науку, искусство, литературу и научные исследования, способствует их развитию.
Статья 21.
Принципы безопасности Халифата:
• Мир – цель государства; обеспечение безопасности отечества – священный долг каждого гражданина.
• Шура джихада и обороны занимается вопросами, связанными с обеспечением безопасности государства и строительством его обороны.
• Только Халифат создает исламские вооруженные силы, службы обеспечения общественной безопасности и любые другие военные органы. Все эти органы являются достоянием народа, их задача заключается в охране неприкосновенности территорий, обеспечении безопасности и спокойствия подданных. Создание какой-либо организацией или группой военных или полувоенных формирований запрещается. Закон определяет порядок прохождения военной службы, объявления всеобщей или частичной мобилизации, права, обязанности и порядок призыва на военную службу, в службы обеспечения общественной безопасности и в другие военные органы, которые могут быть созданы по решению государства.
Часть 4. Основные принципы общественной жизни.
Статья 22.
Общество Халифата основано на принципах справедливости, благожелательности, свободы, равенства и высокой морали.
Халифат обязан поддерживать общество, обеспечивать его безопасность, стабильность и равные возможности для всех граждан.
Халифат обязан способствовать формированию единого духа уммы и укреплению братских отношений между гражданами.
Статья 23.
Семья – ячейка общества. Исламская семья основана на религиозной вере, этике и чувстве патриотизма. Законом предусмотрены необходимые средства для защиты семьи, укрепления семейных отношений, защиты материнства, детей и пожилых людей.
Халифат должен заботиться о молодежи, защищать их от коррупции, эксплуатации, физического насилия, умственного или духовного пренебрежения. Халифат также обязан создавать необходимые условия для развития их способностей при помощи качественного образования.
Статья 24.
Халифат должен заботиться об общественном благосостоянии, создавать необходимые условия для защиты населения от эпидемий и различных заболеваний.
Поощрять развитие науки, искусства, охранять культурное и национальное наследие, способствовать научным исследованиям – все это входит в ряд государственных задач.
Статья 25.
Образование – одна из основ общества. Халифат гарантирует его распространение и поощрение.
Собственность, капитал и занятость – основы общественного благополучия. Это индивидуальные права каждого гражданина, которые имеют социальный подтекст.
Частная собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен этой собственности, за исключением случая, когда это требуется сделать в пользу общества или в случаях, прописанных в законе. Ущерб должен быть компенсирован.
Статья 26.
Халифат гарантирует свободу экономическому предпринимательству, основанному на социальной справедливости, взаимодействии частной и государственной экономической деятельности для социально-экономического развития, увеличении производства, общественного благосостояния, повышении уровня жизни, обеспечении населения рабочими местами.
Статья 27.
Природные богатства являются собственностью Халифата. Государство обязано хранить их и использовать для получения наибольшей прибыли.
Отношения «работодатель – наемный рабочий» должны быть построены на принципе социальной справедливости и должны регулироваться законом.
Государству следует поощрять инвестиции; оно должно обеспечивать для этого все необходимые условия.
Статья 28.
Законом регулируются государственные займы и ссуды.
Халифат должен охранять окружающую среду, сохранять экологический баланс.
Часть 5. Мировое сообщество.
Статья 29.
Халифат находится в мировой системе развития и участвует в работе мировых политических и экономических институтов.
Халифат будет строго выполнять свои обязательства перед мировым сообществом.
Статья 30.
Для вступления в силу международных договоров необходима их обязательная ратификация путем принятия закона Меджлисом аль Шура.
Если международный договор противоречит Основному низаму, то Основной низам подлежит пересмотру или договор не заключается.
Статья 31.
Международные договоры, затрагивающие вопросы финансового характера, подлежат рассмотрению в правительстве Халифата для дачи заключения и пересмотра бюджета.
Глава 2. Источники права.
Часть 1. Система источников права.
Статья 32.
Источниками общеобязательного права Халифата являются: Шариат (доктрина) как высший божественный закон в его человеческом понимании, настоящий Основной низам, Байа, фетвы, законы, ратифицированные международные договоры, а также акты органов исполнительной власти.
Источниками общеобязательного права Халифата на территории деятельности принявших их органов являются акты местного права.
Статья 33.
Условием вступления в силу законов, постановлений и актов местного права является их опубликование.
Международные договоры, ратифицированные с предварительного согласия, выраженного в законе, публикуются в порядке, предусмотренном для такого рода договоров.
Принципы опубликования иных международных договоров определяет закон.
Статья 34.
Ратификация Халифатом международного договора и его денонсация требует предварительного согласия, выраженного в законе, если договор касается:
• мира, союза, политических или военных соглашений;
• гражданских свобод, прав или обязанностей, определенных в Основном низаме;
• членства Халифата в международной организации;
• значительного обременения государства в финансовом отношении.
Статья 35.
Ратифицированный международный договор после его опубликования в «Журнале Законов верховной власти Халифата» становится частью правопорядка страны и применяется в полной мере, если только его применение не поставлено в зависимость от принятия закона.
Международный договор, ратифицированный с предварительного согласия, выраженного в законе, имеет приоритет перед законом, который не согласуется с договором.
Шариат по решению Меджлиса аль Умма может отклонить нормы международного договора либо Меджлис аль Умма может дополнить Основной низам, но это противоречие должно быть устранено в кратчайшие сроки.
Статья 36.
Актами права являются также Постановления Правительства Халифата, издаваемые им на основании особого полномочия, содержащегося в законе, с целью его исполнения.
Полномочия и круг вопросов, переданных для урегулирования, должен определять орган, компетентный издавать такие постановления.
Статья 37.
Органы территориального самоуправления (джамааты), а также территориальные (окружные) органы правительственной администрации (эмиратства) на основании и в пределах полномочий, содержащихся в законе, устанавливают акты местного права, обязательные на территории деятельности этих органов.
Статья 38.
Фетвы являются источником прецедентного права Халифата.
Право вынести фетву принадлежит выдающему и признанному муджтахиду, обладающему ученой степенью иджтихада.
Фетва выносится по остро значимому вопросу социальной жизни, который определяет Меджлис аль Улема.
Часть 2. Шариат.
Статья 39.
Шариат есть идеальный кодекс поведения мусульман и исламский критерий законности действий государства.
Положения Шариата подлежат пересмотру только Меджлисом аль Умма по всеобщему согласию мусульман, однако роль шариата не может быть предметом пересмотра.
В основе Шариата лежат исламские ценности, которые понимаются мусульманами на основе слова Божьего.
Статья 40.
Шариат является основой правовой системы Халифата и толкуется Меджлисом аль Улема.
При противоречии в законах кади обращается к шариату.
При противоречии Шариата и закона действует Шариат по решению Меджлиса аль Улема.
Статья 41.
Шариат обнимает собой всю правовую систему Халифата и является выражением сущности высшего авторитета ислама.
Шариат есть высший этап развития исламской правовой системы, шариат является справедливостью для Халифата.
Шариат есть культурно-историческое правовое наследие мусульман и Халифата.
Часть 3. Байа.
Статья 42.
Байа является конституционно-правовым договором, заключаемым между Халифом и Меджлисом аль Байа об условиях правления.
Байа действует весь срок правления главы Халифа.
Байа может дополняться по согласию участвующих сторон.
Статья 43.
Байа есть, прежде всего, договор, создающий нормы конституционного значения.
Байа самим фактом своего заключения означает признание власти Халифа со стороны мусульманской нации. Все обязаны повиноваться.
Его расторжение означает отказ в таком признании.
Статья 44.
Байа предполагает спокойствие в Халифате, и он не может заключаться в чрезвычайных условиях.
Единственным исключением может быть только час тяжких бедствий уммы, не терпящий отлагательства.
Байа должен быть заключен только в письменной форме.
Статья 45.
Байа содержит в себе основополагающие нормы об условиях правления.
Байа включает нормы личного статуса правителя, права и обязанности правителя по отношению к мусульманской нации, порядок избрания и отстранения от правления.
Байа должен быть максимально подробным и четким.
Статья 46.
Личный статус правителя связан с его личными качествами как харизматического лидера и вытекает из его жизни.
Нормы личного статуса могут регулировать и родственные отношения правителя.
Права и обязанности правителя по отношению к мусульманской нации должны содержать максимально подробный их перечень для определения правовых границ отношения правителя со своим народом.
Статья 47.
Байа также должен содержать нормы об условиях избрания и отстранения от должности.
В этом случае необходимы конституционные гарантии против деспотического правления и возможности узурпации власти даже при наличии блага для страны.
Условия избрания и отстранения не могут противоречить Основному низаму, исключением может быть только решение Меджлиса аль Умма.
Статья 48.
Меджлис аль Байа является высшим представительным органом, заключающим байа с Халифом.
Меджлис аль Байа состоит из депутатов Меджлис аль Шура и Меджлис аль Улема.
Меджлис аль Байа созывается для заключения договора об избрании с халифом или его отстранении, и его полномочия не зависят от других органов власти.
Статья 49.
В течение недели после избрания Меджлис аль Байа должен собраться и предложить Халифу байа.
Меджлис аль Байа не может отказаться от предложения байа.
Договор заключается в форме, предложенной Меджлисом аль Улема.
Статья 50.
В случае тяжкого государственного преступления Меджлис аль Байа вправе снять с Халифа судебный иммунитет.
С инициативой о возбуждении вопроса о снятии иммунитета могут выступить Меджлис аль Шура, Меджлис аль Байа, Меджлис аль Умма.
Меджлис аль Байа действует на непостоянной основе.
Меджлис аль Байа должен сам вырабатывать проект Байа.
Статья 51.
Байа заключается через 30 дней после избрания Халифа.
Байа предлагается Халифу только Меджлисом аль Байа.
Отказ заключить байа со стороны Халифа влечет невозможность его правления.
Статья 52.
Заключение Байа означает вступление в права Халифа.
Правитель имеет право просить об изменении условий байа, подготовленных Меджлисом аль Байа.
Данные изменения должны быть выработаны, а Байа подписан в течение месяца со дня прошения об изменении условий Байа.
Статья 53.
Байа подписывается Меджлисом аль Байа от имени мусульманской нации, правителем – от имени верховной власти исламского государства.
Байа не может быть не заключен или отложен.
Байа влечет за собой повиновение правителя.
Статья 54.
Подробные условия расторжения Байа содержаться в самом договоре, а Низам регулирует только основные положения.
Условием расторжения Байа могут быть: измена стране, болезнь, избрание на другую должность.
Статья 55.
Виновность в таком преступлении как измена стране халифом устанавливает Конституционный суд Халифата.
В течение 10 дней с момента признания данного факта Меджлис аль Байа должен расторгнуть Байа или договор расторгается в силу права, а Меджлис аль Байа самораспускается.
Статья 56.
Расторжение Байа в случае болезни главы государства возможно только в том случае, если она носит длительный характер, более 3 месяцев.
Меджлис аль Байа до выздоровления правителя может назначить временного правителя.
Избрание на другую должность означает расторжение Байа по праву, но только при наличии согласия на это правителя.
Статья 57.
Байа является основополагающим источником государственного права мусульманских стран.
Байа прямо вытекает из Шариата как им предусмотренный.
Статья 58.
Байа создает права и обязанности халифа как выдающейся личности, облеченной доверием мусульманской нации.
Байа порождает правоотношения по управлению государством.
Байа может регулировать отношения правителя с другими правителями, носящие личный характер.
Статья 59.
Байа создает правовое разнообразие и совершенство мусульманской правовой системы.
Байа есть одна из вершин исламской правовой мысли.
Байа создан как воплощение божественных законов Аллаха.
Статья 60.
Байа по статусу является частью основного низама Халифата.
Байа при наличии воли Меджлиса аль Байа может противоречить Конституции до устранения этой коллизии.
Данное противоречие должно быть обусловлено чрезвычайной ситуацией.
Статья 61.
Так как Байа действует только на срок правления главы государства, то этот договор относится к изменяемой части Конституции и может быть изменен по истечении срока правления главы государства.
Особым решением Меджлиса аль Байа Байа может быть заключен как полностью самостоятельный источник права.
Статья 62.
Байа создается человеческим разумом, но выражает божественную сущность в своем значении.
Байа есть чистая воля мусульман на построение справедливого общества на Земле.
Байа следует Шариату.
Глава 3. Права и свободы.
Часть 1. Об основных правах и свободах.
Статья 63.
Права человека есть основа политического порядка и социального мира.
Соблюдение прав человека – обязанность и долг государственной власти, а их признание – основа любого человеческого сообщества.
Статья 64.
Право на жизнь не может быть отнято.
Человеческое достоинство неприкосновенно.
Права человека не должны ущемлять права других людей и нарушать общественный порядок и безопасность.
Статья 65.
Права человека могут быть ограничены только по решению суда в мирное время и в соответствии с законом в военное время или в момент угрозы.
Закон должен четко и ясно указывать границы ограничения прав.
Статья 66.
Халиф выступает гарантом прав человека.
Права человека неприкосновенны и неотчуждаемы как основа мира и справедливости.
Часть 2. Основные права и свободы.
Статья 67.
Каждый имеет право на свободное развитие своей личности в той мере, в какой он не посягает на нравственные нормы.
Нравственность должна соблюдаться всеми государственными служащими как долг и она выше закона.
Свобода личности должна быть внутренне осознанной и нравственной.
Статья 68.
Все люди равны перед законом.
Мужчины и женщины равноправны.
Дискриминация запрещается.
Статья 69.
Свобода вероисповедания и совести и свобода провозглашения религиозных и мировоззренческих взглядов нерушимы.
Беспрепятственное отправление религиозных обрядов гарантируется.
Статья 70.
Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений.
Свобода печати и информации гарантируется.
Цензуры не существует.
Статья 71.
Брак и семья находятся под особой охраной государства.
Забота о детях и их воспитание являются естественным правом родителей и их преимущественной обязанностью.
Статья 72.
Все школьное дело находится под опекой государства.
Могут быть открыты частные школы и университеты под надзором государства.
Статья 73.
Право собраний и шествий может быть ограничено законом в случае чрезвычайных событий.
Все граждане имеют право образовывать союзы и общества.
Статья 74.
Гражданство Халифата не может быть отнято.
Гражданство может быть утрачено только на основании закона, а против воли заинтересованного лица – лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства.
Часть 3. Социальные права и социальная политика Халифата
Статья 75.
Халифат гарантирует сохранение и защиту исторического, культурного и художественного наследия и богатств, его составляющих, независимо от их правового режима и принадлежности.
Уголовный закон предусматривает санкции против посягательств на это наследие.
Статья 76.
Халифат обеспечивает создание благоприятных условий для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения доходов в рамках политики экономической стабильности.
Статья 77.
Халифат обеспечивает социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.
Халифат признает права семьи как естественного союза, основанного на браке.
Статья 78.
Брак покоится на моральном и юридическом равенстве супругов в пределах, установленных законом для обеспечения единства семьи.
Родители обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака.
Статья 79.
Закон обеспечивает детям, рожденным вне брака, всю защиту юридического и нравственного характера, совместимую с правами членов законной семьи.
Закон устанавливает порядок и пределы отыскания отцовства.
Дети пользуются защитой, установленной в международных соглашениях, заключенных для охраны их прав.
Статья 80.
Халифат гарантирует престарелым гражданам достойное экономическое существование путем предоставления им соответствующих пенсий, размеры которых периодически пересматриваются.
Также независимо от семейных обязательств им оказывается содействие по улучшению благосостояния через систему социальных служб, которые призваны осуществлять наблюдение за здоровьем, жилищными и культурными условиями и их досугом.
Статья 81.
Равным образом Халифат поощряет политику, обеспечивающую осуществление профессиональной подготовки и переподготовки, контроль за безопасностью и гигиеной труда, гарантирующую необходимый отдых посредством ограничения рабочего дня, предоставления периодических оплачиваемых отпусков и развития сети соответствующих центров.
Статья 82.
Халифат поддерживает режим публичного социального страхования для всех граждан, который гарантирует помощь и предоставление при необходимости достаточных пособий, особенно при безработице.
Получение дополнительной помощи и пособий является добровольным.
Статья 83.
Признается право на охрану здоровья.
В ведении Халифата находится организация народного здравоохранения, проведение профилактических мер, предоставление необходимой помощи и услуг.
Статья 84.
Халифат содействует и поощряет доступ к культуре, на который имеют право все граждане.
Халифат содействует развитию науки, научных и технических исследований во благо общих интересов.
Статья 85.
Каждое лицо имеет право пользоваться окружающей средой для развития своей личности, но оно обязано охранять эту среду.
Халифат следит за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни, охраны и восстановления окружающей среды, опираясь на необходимую коллективную солидарность.
Статья 86.

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.