КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
29 апреля 1918 г.
Неофициально
УСТАВ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ, ПРАВАХ И ВОЛЬНОСТЯХ УНР
I. Общие постановления
§ 1. Восстановив свое государственное право как Украинская Народная Республика, Украина для лучшей обороны своего края, для более надежного обеспечения права и охраны вольностей, культуры и благосостояния своих граждан провозгласила себя и ныне является государством суверенным, самостоятельным и ни от кого не зависимым.
§ 2. Суверенное право в Украинской Народной Республике принадлежит народу Украины, то есть гражданам Украинской Народной Республики всем вместе.
§ 3. Это свое суверенное право народ осуществляет через Всенародное Собрание Украины.
§ 4. Территория Украинской Народной Республики неделима. Без согласия Всенародного Собрания 2/3 голосов присутствующих членов не может состояться никакое изменение в границах Республики или в право-государственных отношениях какой-либо территории к Республике.
§ 5. Не нарушая единой своей власти, Украинская Народная Республика предоставляет своим землям, волостям и общинам права широкого самоуправления, соблюдая принцип децентрализации.
§ 6. Нациям Украины Украинская Народная Республика дает право на благоустройство своих культурных прав в национальных пределах.
II. Права Граждан Украины
§ 7. Гражданином Украинской Народной Республики считается каждое лицо, которое это право приобрело порядком, приписанным законами Украинской Народной Республики.
§ 8. Гражданин Украинской Народной Республики не может быть одновременно гражданином другого государства.
§ 9. Гражданин Украинской Народной Республики может сложить с себя общественные права путем заявления Правительству Украинской Народной Республики с соблюдением предписанного законом порядка.
§ 10. Лишить гражданских прав гражданина Украинской Народной Республики может только постановление суда Республики.
§ 11. Актовая, гражданская и политическая правомочность гражданина Украинской Народной Республики начинается с 20 лет. Никакой разницы в правах и обязанностях между мужчиной и женщиной право Украинской Народной Республики не знает.
§ 12. Граждане в Украинской Народной Республике равны в своих общественных и политических правах. Рождение, вера, национальность, образование, имущество, налогообложение не дают никаких привилегий в них. Никакие титулы в актах и делопроизводстве Украинской Народной Республики употребляться не могут.
§ 13. Гражданин Украинской Народной Республики и никто другой не может быть задержан на территории Республики без судебного приказа иначе, как на месте преступления. Но и в таком случае он должен быть выпущен не позднее, как через 24 часа, если суд не установит какой-либо способ его задержания.
§ 14. Гражданин Украинской Народной Республики и никто другой на территории Республики не может быть ни покаран смертной казнью, ни подвержен каким-либо телесным наказаниям или другим мерам, унижающим человеческое достоинство, ни подпасть под конфискацию имущества в качестве наказания.
§ 15. Жилище является неприкосновенным. Никакая ревизия не может состояться без судебного приказа. В крайних случаях правоохранительные органы могут нарушать неприкосновенность и без судебного приказа, однако и в этом случае по желанию гражданина должен быть предоставлен судебный приказ не позже, чем на протяжении сорока восьми часов после совершения ревизии.
§ 16. Устанавливается тайна переписки. Органам государственной власти нельзя открывать письма без судебного приказа, кроме случаев, определенных законом.
§ 17. Гражданин Украинской Народной Республики и никто другой на территории Республики не может быть ограничен в правах выказывания, печати, совести, организации забастовки, если он не нарушает при этом постановлений уголовного права.
§ 18. Каждый гражданин Республики и все другие лица на ее территории имеют полную свободу передвижения и смены места пребывания.
§ 19. Постановления §§ 14, 16, 17, 18 и 19 не затрагивают нормирования специальными законами исключительного состояния, которое можно устанавливать отдельным законом согласно § 71-76.
§ 20. Только граждане Украинской Народной Республики пользуются всей полнотой гражданских и политических прав, принимают участие в управлении государственной и местной жизнью путем активного и пассивного участия в выборах в законодательные учреждения и органы местного самоуправления.
§ 21. Активное и пассивное право участия в выборах, как в законодательные органы Республики, так и во все избирательные органы местного и общественного самоуправления, имеют все граждане Республики, если им ко дню исполнения избирательного акта исполнится двадцать лет. Исключения составляют лица, признанные законом безумными или сумасшедшими, которые находятся под опекой. Какие уголовные преступления влекут лишение избирательного права, решает Всенародное Собрание в обычном законодательном порядке. Никаких других ограничений избирательного права не может быть. Отдельные постановления о правах гражданства нормирует специальный закон.
IIІ. Органы власти Украинской Народной Республики
§ 22. Всякая власть в Украинской Народной Республике исходит от народа, а осуществляется в порядке, установленном этим уставом.
§ 23. Верховным органом власти Украинской Народной Республики является Всенародное Собрание, которое непосредственно осуществляет высшую законодательную власть в Украинской Народной Республике и формирует вышестоящие органы исполнительной и судебной власти Украинской Народной Республики.
§ 24. Высшая исполнительная власть в Украинской Народной Республике принадлежит Совету Народных Министров.
§ 25. Высшим судебным органом является Генеральный суд Украинской Народной Республики.
§ 26. Всякого рода местными делами руководят избранные Советы и Управления общин, волостей и земель. Им непосредственно принадлежит местная власть. Министры Украинской Народной Республики только контролируют и координируют их деятельность (§ 46) непосредственно и через определенных ими членов правительства, не вмешиваясь в дела, относящиеся к ведению этих советов и управлений, а всякие споры по этим делам решает Суд Украинской Народной Республики (§ 59 и 62).
IV. Всенародное Собрание Украинской Народной Республики
§ 27. Всенародное Собрание избирается общим, равным, непосредственным, тайным и пропорциональным голосованием всех, кто пользуется общественными и политическими правами на Украине и в них по закону не ограничен.
§ 28. Выборы должны быть организованы так, чтобы один депутат приходился приблизительно на 100 тысяч населения и чтобы при выборах никто не имел права второго голоса. Во всем другом правила выборов во Всенародное Собрание устанавливаются законом.
§ 29. Депутатом может быть избран каждый не ограниченный в своих правах гражданин Украинской Народной Республики, которому исполнилось 20 лет. Он не может быть привлечен к ответственности за свою политическую деятельность. Во время выполнения своих депутатских обязанностей он получает жалованье в размере и в порядке, установленных Всенародным Собранием.
§ 30. Проверка выборов принадлежит Суду Украинской Народной Республики. Свои решения в этих делах он передает Всенародному Собранию. Признание мандатов недействительными, ликвидация выборов и назначение новых выборов принадлежит Всенародному Собранию.
§ 31. Депутаты во Всенародное Собрание избираются на три года. После трех лет со дня выборов они теряют свою силу, если Собрание не было распущено и заменено новым преждевременно.
§ 32. Преждевременно Всенародное Собрание распускается его же постановлением, а также волей народа, выявленной не менее чем тремя миллионами избирателей написанными заявлениями, переданными через общины Суду, который после проверки правомочности сообщает об этом требовании Всенародному Собранию.
§ 33. Новые выборы после постановления Всенародного Собрания назначает исполнительная власть. Всенародное Собрание теряет свою власть со дня передачи ее новоизбранному Всенародному Собранию. Между постановлением о назначении новых выборов и созывом нового Всенародного Собрания не может пройти более чем три месяца.
§ 34. Созывает Всенародное Собрание и председательствует на нем Глава Всенародного Собрания, избранный Всенародным Собранием. Новое Всенародное Собрание созывает и открывает его заседание Глава, избранный предыдущим Всенародным Собранием. Правительство работает все время, пока не будет созвано новое Собрание и им будет избран новый Глава. Заменяет его заместитель, избранный Собранием на случай смерти или тяжелой болезни, до избрания нового Главы.
§ 35. Глава Всенародного Собрания, как его представитель, именем Республики исполняет все обязанности, связанные с представительством Республики.
§ 36. В помощь Главе в делах, перечисленных в § 32-33, Всенародным Собранием избираются ему помощники, в количестве, которое установит Всенародное Собрание. Один из них избирается заместителем Председателя.
§ 37. Всенародное Собрание собирается на сессию не менее чем два раза каждый год. Перерыв между сессиями не может быть больше 3 месяцев. На предложение, внесенное 1/5 депутатов, Всенародное Собрание должно быть созвано не позже месяца со времени его получения Главой.
§ 38. Для правомочности решений Всенародного Собрания необходимо присутствие более чем половины депутатов. Все дела решаются обычным большинством присутствующих. Только отделение территории, изменения Конституции, провозглашение войны и отдача под следствие и суд министров решаются специальным большинством.
§ 39. Законодательные проекты вносятся на рассмотрение Всенародного Собрания:
а) президиумом по согласию с Советом Старшин Собрания;
б) одиночными фракциями, зарегистрированными Всенародным Собранием;
в) отдельными депутатами, числом не менее 30;
г) Советом Народных Министров Украинской Народной Республики;
д) органами самоуправления, которые объединяют не менее 100 тысяч избирателей;
е) непосредственно избирателями  гражданами республики в количестве не менее 100 тыс. путем письменных заявлений, подтвержденных через общины и представленных Суду, который после проверки их правомочности передает все предложения Главе Всенародного Собрания.
§ 40. Законодательные проекты, внесенные указанным в § 39 порядком, передаются президиумом Всенародного Собрания Комиссии и после доклада Комиссии принимаются окончательно Всенародным Собранием. Законодательные проекты, внесенные не по инициативе Совета Народных Министров, вместе с внесением в Президиум Всенародного Собрания доводятся до сведения Совета Народных Министров.
§ 41. Законодательные проекты, внесенные, а не принятые в одной сессии, могут переходить на утверждение новой сессии, но не могут переходить на утверждение Всенародного Собрания нового состава (после новых выборов).
§ 42. Предложения об изменениях Конституции вносятся и происходят в порядке, указанном в § 39-41, но для утверждения их нужно 3/5 присутствующих депутатов. Постановление становится правомочным только тогда, когда это постановление буде принято обычным большинством Всенародного Собрания в новом составе, после ближайших новых выборов. Во всем другом, не указанном Конституцией, порядок и деятельность Всенародного Собрания нормируется приказом, который Всенародное Собрание постановляет и изменяет в обычном порядке.
§ 43. Законы и постановления Всенародного Собрания публикуются как выемки из протоколов заседаний, после подписи Главы (или его помощника) и одного из секретарей Всенародного Собрания. Они становятся обязательными для исполнения со дня получения их местными учреждениями, поскольку не установлено иное в самом законе.
§ 44. Без постановления Всенародного Собрания не могут собираться никакие налоги.
§ 45. Без постановления Всенародного Собрания не могут быть совершены никакие займы на счет Украинской Народной Республики, ни вообще какие-либо обложения государственного имущества.
§ 46. Граждане Украины не могут быть призваны к обязательной военной или милицейской службе иначе, чем постановлением Всенародного Собрания Украины.
§ 47. Война не может быть провозглашена, а соглашение не может быть заключено от имени Украинской Народной Республики без постановления Всенародного Собрания. Для провозглашения войны необходимо одобрение двух третей присутствующих членов Всенародного Собрания.
§ 48. Всенародное Собрание утверждает трактаты политические и экономические, которые заключаются от имени Украинской Народной Республики.
§ 49. Всенародное Собрание устанавливает единицы меры, веса и монеты Украинской Народной Республики.
V. О Совете Народных Министров Украинской Народной Республики
§ 50. Как высшая исполнительная власть Украинской Народной Республики (§ 22), Совет Народных Министров руководит всеми делами, которые остаются вне компетенции деятельности учреждений местного самоуправления (§ 24) или касаются всей Украинской Народной Республики, координирует и контролирует деятельность этих учреждений, не нарушая их компетенций, установленных законом, и приходит им на помощь, когда они к нему обращаются.
§ 51. Совет Народных Министров получает свое полновластие от Всенародного Собрания и только перед ним отвечает.
§ 52. Формирует Совет Народных Министров Глава Всенародного Собрания по согласию с Советом Старшин Собрания, потом Совет Народных Министров подается на утверждение Всенародному Собранию.
§ 53. Таким же образом осуществляется частичное дополнение Совета Народных Министров.
§ 54. Число членов Совета Народных Министров и специализацию их портфелей устанавливает Всенародное Собрание.
§ 55. Каждый депутат Всенародного Собрания имеет право задавать вопрос Совету Народных Министров или отдельным его членам, ставя вопрос через Президиум Всенародного Собрания.
§ 56. Фракции Всенародного Собрания и депутаты, в количестве не менее 15, могут ставить Совету Народных Министров или отдельным его членам вопросы, в порядке § 55. Если Всенародное Собрание большинством голосов поддержит такую инициативу, министры не позднее семи дней должны на эти вопросы дать пояснения во Всенародном Собрании Украинской Народной Республики  сами или через своих представителей.
§ 57. Член Совета Народных Министров, которому большинство Всенародного Собрания Украинской Народной Республики выскажет недоверие, снимает с себя полномочия, через 24 часа после этого Всенародное Собрание может приступить к замещению его способом, указанным в § 53. То же самое относится и к Совету Народных Министров, когда ему будет высказано недоверие.
§ 58. Постановлением 2/3 Всенародного Собрания члены Совета Народных Министров могут быть отданы под следствие и суд за свою деятельность.
§ 59. Члены Совета Народных Министров имеют право принимать участие в дебатах Всенародного Собрания с совещательным голосом. Члены Всенародного Собрания во время своего пребывания в составе Совета Народных Министров тоже имеют только совещательный голос.
VI. Суд Украинской Народной Республики
§ 60. Суд в Украинской Народной Республике проходит под ее именем.
§ 61. Производство в суде должно быть публичным и устным.
§ 62. Судебная власть в рамках гражданского, уголовного и административного законодательства осуществляется исключительно судебными учреждениями.
§ 63. Судебных решений не могут изменить ни законодательные, ни административные органы власти.
§ 64. В каких случаях административные органы могут налагать и исполнять наказания, решает исключительно закон.
§ 65. Суд для всех граждан Республики един, не исключая и членов Всенародного Собрания, и членов Совета Народных Министров, с сокрытием при этом постановлений § 58 этого закона.
§ 66. Высшим Судом Республики является «Генеральный Суд Украинской Народной Республики», состоящий из коллегии, избранной Всенародным Собранием, в течение пяти лет.
§ 67. Генеральный Суд является высочайшей кассационной инстанцией для всех судов Республики и не может быть судом первой и второй инстанции, иметь функции административной власти.
§ 68. Во всем остальном организация и компетенция судов и лиц, вещественной судебной принадлежности устанавливает законом.
VII. Национальные союзы
§ 69. Каждая из населяющих Украину наций имеет право в пределах УНР на национально-персональную автономию, т.е. право на самостоятельное устройство своей национальной жизни, которое осуществляется через органы Национального Союза, власть которого распространяется на всех его членов, независимо от места и поселения в УНР. Это неотъемлемое право нации, и ни одна из них не может быть лишена этого права или ограничена в нем.
§ 70. Населяющим территорию УНР нациям – великорусской, еврейской и польской – право на национально-персональную автономию дается силой этого закона. Нации же белорусская, чешская, молдавская, немецкая, татарская, греческая и болгарская могут воспользоваться правом национально-персональной автономии, если в Генеральный Суд поступит заявление от каждой нации, подписанное не менее чем 10.000 граждан УНР, независимо от пола и веры, не ограниченных судом в своих политических правах, которые заявляют о своей принадлежности к данной нации. Генеральный Суд рассматривает заявление на публичном заседании не позднее, чем через 6 месяцев со дня его подачи, оповещает о свое постановлении Совет Народных Министров и выносит его на всеобщее обозрение. Указанные заявления от наций, которые не перечислены в этой статье, представляются на рассмотрение Всенародного Собрания УНР.
§ 71. Для осуществления указанного в пункте 69 права, граждане УНР, принадлежащие к данной нации, образуют на территории УНР Национальный Союз. Членами каждого национального союза ведутся именные списки, которые в совокупности составляют национальный кадастр, который после составления публикуется для всеобщего обозрения; каждый гражданин имеет право требовать как своего включения в данный национальный кадастр, так и исключения из него, учитывая заявление о непринадлежности его к данной нации.
§ 72. Национальный Союз пользуется правом законодательства и управления в пределах компетенции, которая точно устанавливается в порядке, указанном в параграфе 75 настоящего закона. Исключительно Национальном Союзу принадлежит право представительства данной нации, которая живет на территории УНР, перед государственными и общественными учреждениями. Законодательные постановления, которые издаются национальным собранием в пределах компетенции Национального Союза (параграф 75), подлежат объявлению в установленном порядке.
§ 73. Из общих средств УНР и органов местного самоуправления отчисляется в распоряжение Национального Союза на дела, которыми он заведует, из сумм, вообще предназначенных на эти дела, определенные части пропорционально количеству членов данного национального союза.
§ 74. Национальный Союз устанавливает свой ежегодный бюджет и имеет право:
а) налогообложения своих членов на основаниях, установленных для общегосударственного налогообложения;
б) под свою ответственность делать займы и принимать другие финансовые меры для обеспечения деятельности Национального Союза.
§ 75. Объем дел, подлежащих компетенции Национального Союза и отдельных его органов, равно как и устройство учреждений, определяется постановлением Учредительного Собрания данной нации, которые вместе с этим определяют и порядок изменения своих постановлений. Принятые постановления, касающиеся объема компетенции Национального Союза, подлежат рассмотрению и утверждению Всенародным собранием УНР.
Примечание. Несогласованности, которые могут возникать по этому поводу между национальным Учредительным Собранием и Всенародным Собранием УНР, решаются согласующей комиссией, состоящей из равного числа представителей от этих учреждений. Постановления согласующей комиссии переходят на окончательное утверждение Всенародного Собрания УНР.
§ 76. Национальное Учредительное Собрание состоит из членов, избранных принадлежащими к данной нации гражданами УНР, которым исполнилось 20 лет, на основе всеобщего, без отличия пола и веры, равного избирательного права, путем непосредственных выборов и тайного голосования, с применением принципа пропорционального представительства.
§ 77. Органы Национального Союза являются государственными органами. Высшим представительным органом Национального Союза является Национальное Собрание, которое избирается членами союза на принципах, указанных в параграфе 76. Высшим исполнительным органом союза является Национальный Совет, который избирается Национальным Собранием и перед ним отвечает.
§ 78. Все споры по вопросу компетенции, возникающие между органами Национального Союза с одной стороны и органами государственного управления, местного самоуправления и других Национальных Союзов с другой стороны, решаются административным судом.
ІХ. О временном прекращении общественных свобод
§ 79. В случае государственной необходимости (во время войны или внутренних беспорядков) гражданские свободы могут быть частично ограничены, частично прекращены.
§ 80. Какие гражданские свободы и в какой мере должны быть тогда прекращены, должен определить специальный закон, изданный в обычном порядке.
§ 81. Установление временного прекращения общественных свобод или их ограничение в случаях и пределах, предусмотренных в § 80 законами, утверждает Всенародное Собрание.
§ 82. Когда Всенародное Собрание не созвано, гражданские свободы может временно прекратить Совет Народных Министров под свою ответственность, с обязанностью предложить этот свой распорядок на первое заседание ближайшей сессии Всенародного Собрания.
§ 83. Прекращение гражданских свобод не может длиться дольше, чем три месяца, и продолжение тогда должно постановить Всенародное Собрание.
Украинский Центральный Совет
Киев, 29 апреля1918 г.