Конституция Буркина-Фасо

КОНСТИТУЦИЯ БУРКИНА-ФАСО
Принята на Референдуме 2 июня 1991 года
Пересмотрена законами:
 002/97/ADP от 27 января 1997 г.
 003 -2000/AN от 11 апреля 2000 г.
 001 -2002/AN от 22 января 2002 г.
ПРЕАМБУЛА
(Закон N°002/97/ADP от 27 января 1997 г.)
Мы, суверенный народ Буркина-Фасо,
сознаем свою ответственность и свои обязанности перед историей и человечеством;
обязуемся сохранять демократические права и свободы, а также сделать все возможное для создания правового Государства, гарантирующего соблюдение общих и личных прав каждого, и стоящего на страже независимости, человеческого достоинства, безопасности, благосостояния, развития, равенства и справедливости как основных ценностей прогрессивного плюралистического общества, свободного от любых предубеждений;
подтверждаем свою преданность борьбе против любой формы господства. Это касается и демократической власти;
стремимся к экономической и политической интеграции с другими народами Африки с целью образования Федеративного Африканского Единства;
придерживаемся подписанной в 1948 г. всеобщей Декларации прав человека и других международных документов, затрагивающих экономические, политические, социальные и культурные вопросы;
торжественно подтверждаем свои обязательства перед Африканской Хартией прав человека и народов (1981 г.);
прилагаем все усилия, чтобы способствовать миру, справедливости, равенству, свободе и суверенитету народов, международному сотрудничеству, мирному урегулированию споров между государствами;
признаем абсолютную необходимость защиты окружающей среды;
подтверждаем и принимаем настоящую Конституцию, преамбула которой является неотъемлемой ее частью.
РАЗДЕЛ І. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ЧАСТЬ I. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 1.
Каждый буркиниец рождается свободным и имеет равные права.
Он имеет право на пользование всеми правами и свободами, гарантированными настоящей Конституцией.
Дискриминации любого рода, основанные на расовом и этническом происхождении, дискриминации по месту рождения, цвету кожи, полу, отношению к религии, сословию, политическим взглядам, запрещены.
Статья 2
Право на охрану жизни, безопасность, физическую неприкосновенность гарантируется этой Конституцией.
Запрещены и караются законом рабство, бесчеловечное, жестокое, унизительное и оскорбительное обращение, физические или моральные пытки, жестокое и ненадлежащее обращение с детьми, любые формы оскорбления и унижения человека.
Статья 3
Никто не может быть лишен права на свободу, если он не преследуем по каким-либо фактам или не наказан по закону.
Никто не может быть арестован, взят под стражу, депортирован либо сослан без существенных на то оснований, закрепленных в соответствующих законах.
Статья 4
Любой буркиниец и любой человек, проживающий в Буркина-Фасо, имеют равные права и обязанности. Каждый имеет право на независимый и непредвзятый суд.
Любой обвиняемый считается невиновным до того момента, пока его виновность не доказана.
Право на защиту, как и на свободный выбор своего защитника, гарантировано в любой судебной инстанции.
Статья 5
Все, что не запрещается законом, разрешено и не может служить препятствием для осуществления любого рода деятельности. Никто не может быть принужден к действиям, противоречащим закону.
Уголовный кодекс не имеет обратной силы. Никто не может быть осужден и наказан за совершенное преступление и уголовно наказуемое деяние, если оно было совершено до обнародования и вступления в силу изданного закона.
Наказание является личным и индивидуальным.
Статья 6
Место проживания, частная и семейная жизнь, тайна переписки каждого человека являются неприкосновенными.
Это положение может быть нарушено только в случаях, предусмотренных законом.
Статья 7
Конституция гарантирует следующие права и свободы, если они не нарушают закон, общественный порядок, правила приличия и человеческого достоинства:
 свобода вероисповедания,
 свобода совести,
 свобода религиозных и философских взглядов,
 право на поклонение культу,
 свобода объединения,
 право на свободное соблюдение обычаев,
 право на свободную организацию манифестации.
Статья 8
Свобода взглядов, прессы и право на достоверную информацию гарантируются Конституцией.
Любой человек имеет право выражать и высказывать свое мнение в рамках закона.
Статья 9.
Свободное перемещение людей и имущества, свободный выбор места жительства и право на убежище гарантированы законом.
Статья 10.
Каждый буркинийский гражданин обязан защищать государство и поддерживать территориальную целостность.
ЧАСТЬ II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 11.
Каждый буркиниец пользуется гражданскими и политическими правами, предусмотренными законом.
Статья 12.
Каждый буркиниец имеет право участвовать в управлении делами государства и общества.
На этом основании каждый гражданин является избирателем и может быть избираемым при условиях, предусмотренных законом.
Статья 13
Политические партии и организации создаются свободно.
Они способствуют организации политической жизни, информированию и воспитанию народа, а также осуществляют избирательное право.
Политические партии и организации свободно осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Все политические партии и организации равны в своих правах и обязанностях.
Однако, трайбалистические, регионалистические, конфессионные или расистские политические партии и организации запрещены.
ЧАСТЬ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 14
Материальные ценности и природные ресурсы принадлежат народу. Они используются для улучшения условий его жизни.
Статья 15
Право собственности гарантировано. Однако, оно не может быть применено в ущерб социальной выгоде, безопасности, свободе, существованию или собственности другого.
Это постановление может быть нарушено только в случаях государственной необходимости, установленных в законодательной форме.
Никто не может быть лишен права пользования имуществом, если это не обосновано государственной выгодой. В этом случае гражданин получает справедливое возмещение убытков, зафиксированных в соответствии с законом. Компенсация должна быть получена гражданином до принудительного изъятия, исключая случаи крайней необходимости или форс-мажор.
Статья 16
Свободное предпринимательство гарантированно в соответствии с законом.
Статья 17
Уплата фискальных обязательств производится в соответствии с законом и вменяется в обязанность каждому.
ЧАСТЬ IV. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 18.
Воспитание, просвещение, образование, работа, социальное страхование, жилье, спорт, досуг, здоровье, охрана материнства и детства, помощь пожилым людям и инвалидам, социально незащищенным лицам, содействие художественным и научным открытиям, социальные и культурные права признаются и гарантируются настоящей Конституцией.
Статья 19.
Конституции гарантирует право на труд, которое является равным для всех.
Запрещено применение дискриминационных мер при назначении на должность или вознаграждении, которое основано на половом признаке, цвете кожи, социальном происхождении, этнических или политических взглядах.
Статья 20.
Государство осуществляет контроль над постоянным улучшением условий труда и защитой трудящихся.
Статья 21.
Конституция гарантирует право на создание союзов. Каждый человек имеет право учреждать союзы и свободно участвовать в деятельности созданных организаций. Деятельность союзов должна соответствовать законам и действующим постановлениям.
Конституция также гарантирует свободу вступления в профсоюзы. Они осуществляют свою деятельность без принуждения и без ограничений, не предусмотренных законом.
Статья 22
Каждый гражданин имеет право на забастовку. Оно осуществляется согласно действующим законам.
Статья 23
Семья является базовой ячейкой общества. Государство оказывает ей поддержку.
Брак основан на добровольном согласии мужчины и женщины. Любая дискриминация по расовому признаку, цвету кожи, вероисповеданию, принадлежности к этнической группе, касте, по социальному происхождению, состоянию запрещена в браке.
Дети имеют равные права и обязанности в семейных отношениях. Родители имеют право и должны вырастить и воспитать своих детей. Дети, в свою очередь, должны оказывать уважение и поддержку своим родителям.
Статья 24
Государство стремится к увеличению прав ребенка.
Статья 25
Право передачи личного имущества по наследству или в дарение признается в соответствии с законами и действующими постановлениями.
Статья 26
Государство гарантирует право на охрану здоровья.
Статья 27
Каждый гражданин имеет право на образование. Обучение в стране государственное и нерелигиозное.
Конституцией признается частное образование. Закон устанавливает принципы его осуществления.
Статья 28
Закон гарантирует право на интеллектуальную собственность.
Свобода создания художественных, научных, технических трудов защищается законом.
Каждый гражданин может открыто участвовать в культурной, интеллектуальной, художественной и научной деятельности согласно действующим правовым нормам.
Статья 29
Конституцией гарантируется право каждого гражданина на здоровую окружающую среду. Охрана, защита и пропагандирование здоровой окружающей среды является обязанностью граждан.
Статья 30
Каждый гражданин имеет право инициировать акцию или примкнуть к какой-либо коллективной акции с петицией против следующих действий:
 действий, наносящих ущерб государственному имуществу;
 действий, наносящих ущерб общественному имуществу;
 действий, наносящих вред окружающей среде или посягающих на культурное или историческое наследие.
РАЗДЕЛ ІІ. О ГОСУДАРСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
Статья 31
Буркина-Фасо – демократическое, унитарное и нерелигиозное государство с республиканской формой правления.
Статья 32
Государственный суверенитет принадлежит народу, который его использует в условиях, предусмотренных действующей Конституцией и законом.
Статья 33
Избирательное право может быть прямым или косвенным и осуществляется в условиях, предусмотренных законом.
Прямое избирательное право является общим, равным и тайным.
Статья 34
Символы Нации – государственный флаг, герб, гимн, лозунг.
Государственный флаг – трехцветный, в форме прямоугольника, расположенного горизонтально. Имеет красно-зеленый цвет, в центре расположена пятиконечная звезда желто-золотого цвета.
Герб является конститутивным элементом.
Национальный гимн – Дитани.
Лозунг: «Единство. Развитие. Справедливость».
Статья 35
Официальный язык – французский.
Закон устанавливает порядок назначения и официального признания национальных языков.
РАЗДЕЛ ІІІ. О ПРЕЗИДЕНТЕ БУРКИНА-ФАСО
Статья 36
Президент Буркина-Фасо является главой государства. Он осуществляет надзор за соблюдением Конституции, определяет главные направления политики государства, воплощает и обеспечивает национальное единство.
Президент является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, постоянства и преемственности государства, соблюдения соглашений и международных договоров.
Статья 37
Президент Буркина-Фасо избирается на пять лет всеобщим прямым, равным, тайным голосованием. Может быть повторно избран только один раз.
Статья 38
Кандидат на пост Президента Буркина-Фасо должен быть урожденным буркинийцем. Родители главы государства также должны быть буркинийцами. Кандидату на пост Президента должно быть не менее тридцати пяти лет на момент выдвижения своей кандидатуры, и он должен соответствовать требованиям, предъявляемым законом для кандидата на пост президента.
Статья 39
Президент Буркина-Фасо избирается абсолютным большинством голосов.
Если это большинство не является абсолютным после первого тура выборов, второй тур выборов должен пройти через пятнадцать (15) дней. Только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов по результатам первого тура, могут пройти во второй тур. В этом случае Президент Буркина-Фасо будет избран простым большинством.
Статья 40
Дата выборов назначается минимум за двадцать один день до начала самих выборов и максимум за сорок дней до истечения срока мандата действующего Президента.
Статья 41
Закон устанавливает порядок проведения, условия соответствия кандидатов предъявляемым требованиям к президентским выборам, процесс выборов, подсчет голосов и объявление результатов. Закон предусматривает все нюансы, чтобы выборы были свободными, честными и правомерными.
Статья 42
Служебные обязанности Президента Буркина-Фасо несовместимы с осуществлением других избирательных полномочий на национальном уровне, а также с осуществлением иной государственной или профессиональной деятельности.
Положения статей 72, 73, 74 и 75 настоящей Конституции применимы к Президенту Буркина-Фасо.
Статья 43
Если в силу сложившихся обстоятельств Президент отсутствует и временно не может исполнять свои служебные обязанности, его полномочия временно исполняются Премьер-министром.
В случае, если должность Президента Буркина-Фасо является вакантной вследствие абсолютного и окончательного отстранения от должности, констатированного Конституционным Советом, или ареста правительством, функции Президента Буркина-Фасо осуществляются Президентом национальной Ассамблеи.
Выборы нового Президента проходят минимум за тридцать дней и максимум за шестьдесят дней после официального объявления вакансии или окончательного решения отставки.
В любом случае, не могут быть реализованы статьи 46, 49, 50, 59 и 161 действующей Конституции в течение вакантной должности Президента.
Статья 44
Перед вступлением в должность избранный Президент дает следующую клятву перед Конституционным Советом: «Я клянусь перед буркинийским народом охранять, уважать и защищать Конституцию и законы, использовать любые средства, чтобы гарантировать справедливость всем жителям Буркина-Фасо».
В течение процедуры формирования Правительства Президент Конституционного Совета получает от Президента Буркина-Фасо письменную декларацию о его имущественном состоянии.
Статья 45
Закон предусматривает гражданские обязанности для Президента Буркина-Фасо. Он возглавляет службу выплат содержания в пользу бывших президентов.

Статья 46
Президент Буркина-Фасо определяет и отменяет полномочия Премьер-министра. Премьер-министр может уйти в отставку по собственному желанию либо по усмотрению Президента в высших интересах нации.
По рекомендациям Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства, а также отменяет их полномочия.
Статья 47
Президент Буркина-Фасо возглавляет Совет министров. Премьер-министр его замещает в случаях, предусмотренных действующей Конституцией.
Статья 48
Президент Буркина-Фасо промульгирует закон через двадцать один день и передает Правительству окончательно принятый текст. Этот срок сокращается до восьми дней в случае неотложности, объявленной национальной Ассамблеей.
Президент Буркина-Фасо может в течение срока промульгации требовать второго слушания закона или некоторых статей. Это требование не может быть отклонено. Процедура повторного слушания замедляет срок промульгации.
Если промульгация не произошла в надлежащие сроки, закон автоматически вступает в силу после постановления Конституционного Совета.
Статья 49
Президент Буркина-Фасо может после подписания Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи поставить на референдум любой проект закона, касающийся национальных интересов.
Статья 50
Президент Буркина-Фасо в праве после обсуждения с Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи вынести решение о роспуске Национальной Ассамблеи.
Статья 51
Президент Буркина-Фасо общается с Национальной Ассамблеей лично либо посредством сообщений, которые зачитываются Президентом Национальной Ассамблеи. Кроме очередных сессий, Национальная Ассамблея созывается специально по этому поводу.
Статья 52
Президент Буркина-Фасо является Главнокомандующим национальных Вооруженных сил. На этом основании он возглавляет Высший Совет безопасности. Он назначает заместителя руководителя Вооруженных сил.
Статья 53
Президент Буркина-Фасо является президентом Верховного Совета магистратуры.

Статья 54
Во власти Президента Буркина-Фасо находится право помилования. Он предлагает к рассмотрению законы об амнистии.
Статья 55
Президент Буркина-Фасо назначает на посты Высшего гражданского и военного управления, также как и на посты на предприятиях и компаниях стратегического характера, определяющихся законом. Он назначает Послов в иностранные государства и международные организации.
Иностранные послы и Чрезвычайные послы аккредитуются Президентом.
Он назначает Главного Канцлера буркинийского правительства.
Статья 56
Закон определяет другие посты, которые назначаются Советом Министров, но при этом сохраняются условия, в которых полномочия назначения на должность президента выполняются.
Статья 57
Действия Президента Буркина-Фасо, кроме действий, предусмотренных статьями 46, 49, 50, 54 и 59, скреплены подписью Премьер-министра, а в случае необходимости – министрами, которые имеют к этому отношение.
Статья 58
Президент Буркина-Фасо издает указ, после обсуждения на Совете Министров, о чрезвычайном или осадном положении.
Статья 59
Когда основные законы Буркина-Фасо, независимость нации, территориальная целостность или исполнение долговых обязательств серьезно и непосредственно подвергаются опасности и/или постоянная деятельность государственной конституционной власти прервана, Президент Буркина-Фасо принимает соответствующие меры, исходя из создавшихся обстоятельств, после обсуждения на Совете министров, после правительственных совещаний Президентов Национальной Ассамблеи и Конституционного Совета. Он информирует об этом народ в своем обращении. Ни в коем случае он не имеет права призывать на помощь иностранные военные силы для вмешательства во внутренний конфликт. Национальная Ассамблея созывается на внеочередную сессию и не может быть распущена во время чрезвычайного положения.
Статья 60
Президент Буркина-Фасо может делегировать некоторые свои полномочия Премьер-министру.
РАЗДЕЛ IV. О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 61
Правительство является исполнительным органом.
Оно представляет государство и политику нации. На этом основании Правительство обязательно принимает участие:
 в проектах международных соглашений;
 в проектах и предложениях законов;
 в проектах текстов регламентов.
Оно руководит государственными органами, силовыми структурами и безопасностью.
Статья 62
Правительство отвечает перед Парламентом по вопросам и следуя процедурам, предусмотренным настоящей Конституцией.
Статья 63
Главой Правительства является Премьер-министр. На этом основании он руководит и координирует правительственными действиями. Он отвечает за исполнение национальной политики защиты, определенной Президентом Буркина-Фасо.
Премьер-министр наделен распорядительной властью: обеспечивает исполнение законов, назначает на государственную и военную службы, кроме тех назначений, которые находятся в компетенции Президента Буркина-Фасо.
Статья 64
Премьер-министр председательствует в Совете министров в силу своих полномочий и по определенному распорядку дня.
Статья 65
Премьер-министр устанавливает полномочия членов Правительства. Эти полномочия принимаются постановлением Совета министров.
Статья 66
Действия Премьер-министра, в случае необходимости, скреплены подписями членов правительства, наделенными их исполнением.
Статья 67
Премьер-министр может делегировать некоторые свои полномочия на членов Правительства.
Статья 68
Члены Правительства несут ответственность за управление соответствующими департаментами перед Премьер-министром.
Статья 69
С отставкой Премьер-министра служебные обязанности других членов правительства прекращаются автоматически. В этом случае члены правительства передают свои текущие дела до формирования нового правительства.
Статья 70
Служебные обязанности членов правительства противоречат использованию парламентского мандата, любой оплачиваемой профессиональной деятельности, профессиональным представительским функциям.
Однако, осуществление профессиональных представительских функций международного уровня возможно, но с предварительного согласия правительства.
Статья 71
Каждое лицо, призванное к исполнению министерских функций, обязательно пользуется правом открепления или временным прекращением трудового контракта.
Статья 72
Члены правительства не должны подвергаться ситуациям, провоцирующим конфликты между служебными обязанностями и личными интересами.
Статья 73
В течение срока своих должностных обязанностей члены правительства не имеют права прямой или косвенной покупки или аренды того, что принадлежит Государству. Закон предусматривает случаи, когда он может быть нарушен.
Члены правительства не могут принимать участия в торгах, проводимых администрацией или подведомственными государственными учреждениями, или быть подвержены их контролю.
Статья 74
Никто из членов правительства не имеет права ни извлекать выгоду из своего служебного положения, ни пускать в ход прямо или косвенно личную информацию, которая ему сообщалась.
Статья 75
Положения Статьи 73 применимы к членам правительства в течение последующих 6 месяцев после окончания срока их полномочий.
Положения Статьи 74 остаются в силе в течение двух последующих лет после окончания срока их полномочий.
Статья 76
Каждый член Правительства ответственен перед Высшим Судом за преступления и правонарушения, совершенные им при исполнении своих полномочий.
Статья 77
С момента начала действия полномочий и до их завершения члены Правительства обязаны предоставлять перечень своего имущества Конституционному Совету.
Это обязательство распространяется на всех председателей комитетов, признанных Конституцией, а также на других личностей, список которых определяется законом.
РАЗДЕЛ V. О ПАРЛАМЕНТЕ
Статья 78
Парламент состоит из единственной Палаты, именуемой «Национальная Ассамблея».
Статья 79
Члены Национальной Ассамблеи называются «депутатами».
Статья 80
Депутаты избираются всеобщим прямым, равным, тайным голосованием.
Любой гражданин, избранный депутатом, в случае надобности должен пользоваться правом открепления или временного прекращения контракта.
Статья 81
Срок полномочий депутатов составляет пять лет.
Статья 82
Закон устанавливает:
 избирательные ограничения;
 число мест и их распределение по округам;
 способ голосования;
 условия выборов и перевыборов в случае вакансий, а также невозможность быть избранным из-за несовместимости исполняемых обязательств;
 депутатский статус и сумму вознаграждения.
Статья 83
Нельзя приступать к частичным выборам в последней, третьей части легислатуры.
Статья 84
Национальная Ассамблея вотирует закон, устанавливает налоги и контролирует деятельность правительства в соответствии с положениями настоящей Конституции.
Статья 85
Любой императивный мандат считается недействительным.
Все депутаты имеют решающий голос. Право голоса депутатов личное. Однако делегирование голосования разрешено, когда отсутствие депутата оправдано. Законно никто не может получить для одного голосования более одного делегированного голоса.
Статья 86
Каждая вновь избранная Ассамблея избирает свих членов, несмотря на контроль правомерности, осуществляемый Конституционным Советом.
Она учреждает свою внутреннюю регламентацию.
Статья 87
Ассамблея обязательно собирается каждый год на две очередные сессии. Продолжительность каждой не должна превышать девяносто дней. Первая сессия открывается в первую среду марта, а вторая – в последнюю среду сентября. Если первая среда марта или последняя среда сентября выпадает на праздничные дни, сессия открывается в следующий рабочий день.
Статья 88
Ассамблея собирается на внеочередную сессию по созыву своего Председателя, по просьбе Премьер-министра или же по абсолютному большинству депутатов по определенной повестке дня. Внеочередная сессия закрывается по исчерпании повестки дня.
Статья 89
Заседания Ассамблеи публичны. Тем не менее, Ассамблея может собраться и за закрытыми дверями в случае необходимости.

Статья 90
Помимо форс-мажора, установленного Конституционным Советом, все заседания Ассамблеи действительны, только если они проходят в Парламенте.
Статья 91
Председатель национальной Ассамблеи избирается на срок легислатуры абсолютным большинством в первом туре, простым большинством – во втором туре.
Статья 92
В случае, если пост председателя Ассамблеи вакантен по причине смерти, отставки либо по какой-то иной причине, Ассамблея избирает нового Председателя на условиях, определенных статьей 91.
Статья 93
Ассамблея обладает финансовой независимостью. Ее Председатель распоряжается кредитами, которые ему предоставлены по роду его деятельности. За это он несет ответственность перед Ассамблеей. За допущенную ошибку он может быть отстранен от управления абсолютным большинством Ассамблеи.
Статья 94
Каждый депутат, занимающий высокий пост, имеет в Ассамблее заместителя. Перечень высоких постов определяется законом.
Если он прекращает исполнять свои обязанности не позднее конца середины легислатуры, он может снова занять свой пост. Позднее этой даты он может снова занять пост только в случае, если он вакантен по причине смерти или отставки заместителя.
Статья 95
Никто из депутатов не может преследоваться, разыскиваться, задерживаться, заключаться под стражу или осуждаться по причине высказывания своих взглядов или голосования во время исполнения своих служебных обязанностей.
Статья 96
Кроме случаев явного правонарушения депутат может быть преследуем и задержан по делам о проступках и преступлениях только с согласия как минимум трети членов Ассамблеи на сессии или в комитете Ассамблеи за пределами сессии.
РАЗДЕЛ VI. О ВЗАИМНЫХ СФЕРАХ ЗАКОНА И РЕГЛАМЕНТА
Статья 97
Предложения и проекты законов обсуждаются на Совете министров перед подачей в комитет Национальной Ассамблеи.
Статья 98
Народ инициирует законы путем прошения, основанного на предложении, составленном и подписанном как минимум пятнадцатью тысячами (15 000) граждан, имеющих право голоса, предусмотренное законом.
Предложение подается в комитет Национальной Ассамблеи.
Право исправления принадлежит депутатам и правительству, каким бы ни был текст оригинала.
Статья 99
Постановление – это акт, подписанный Президентом Буркина-Фасо после решения Совета министров, в области закона и в случаях, предусмотренных статьями 103, 107 и 119 настоящей Конституции. Оно вступает в силу с момента своей публикации.
Статья 100
Простой указ – это акт, подписанный Президентом Буркина-Фасо или Премьер-министром и скрепленный подписями одного или нескольких компетентных членов правительства.
Указ Совета министров – это акт, подписанный Президентом Буркина-Фасо и Премьер-министром после соглашения Совета министров. Он скреплен подписями одного или нескольких компетентных членов правительства.
Статья 101
Закон фиксирует правила относительно:
 гражданства, политических прав, публичных свобод;
 подчинений, связанных с необходимостью национальной защиты;
 национальности, состояния и дееспособности человека, порядка супружеских отношений, наследования и дарения;
 процедуры, по которой обычаи будут установлены и приведены в гармонию с фундаментальными принципами действующей Конституции;
 детерминации преступлений и правонарушений, так же как и следующих за ними мер наказания, уголовного процесса, амнистии;
 организации общей судебной и административной системы, положения магистратов, министерских служащих и вспомогательной юридической службы;
 налогообложения, нормы и порядка взыскания налогов любого вида;
 порядка денежной эмиссии;
 избирательного порядка Национальной Ассамблеи и местных собраний;
 национализации предприятий и трансферов собственности предприятий государственного и частного секторов;
 создания категорий общественных предприятий;
 чрезвычайного и неотложного положения.
Закон определяет фундаментальные принципы:
 охраны и защиты окружающей среды;
 разработки, осуществления и следования национальным планам и программам развития;
 защиты и свободы прессы и доступа к информации;
 общей организации управления;
 общего положения общественных функций;
 организации и национальной защиты;
 образования и научных исследований;
 интеграции национальных культурных ценностей;
 порядка собственности, действительных гражданских и коммерческих прав и обязанностей;
 права на работу, права на профсоюз, на социальное устройство;
 на отчуждение и управление государственным имуществом;
 тюремного порядка;
 взаимопомощи и сбережений;
 организации производства;
 порядка перевозок и сообщения;
 свободного управления территориальными общностями, их полномочий и ресурсов.
Статья 102
Закон о государственном бюджете определяет на каждый год государственные доходы и расходы. Проект закона о бюджете должен предусматривать необходимые доходы на полное покрытие расходов.
Статья 103
Национальная Ассамблея занимается законом о госбюджете с начала открытия второй очередной сессии.
Положения проекта могут вступить в силу путем вынесения постановления, если Ассамблея не приняла решения в шестидесятидневный срок с момента подачи проекта, и если новый бюджетный год очень близок. В этом случае правительство созывает внеочередную сессию с требованием ратификации. Если бюджет не принят голосованием к концу внеочередной сессии, он окончательно утверждается вынесением постановления.
Если проект закона о госбюджете не был представлен в срок, чтобы за него проголосовали, и он был бы промульгирован до начала его применения, Премьер-министр требует срочно у Ассамблеи согласия на принятие бюджета прошлого года.
Статья 104
В процессе выполнения бюджета, если того требуют обстоятельства, правительство предлагает Парламенту внесение поправок в закон о бюджете.
Статья 105
Национальная Ассамблея оплачивает национальные счета, согласно порядка, предусмотренного законом о бюджете.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.