Сеймовый устав Финляндии 1906

СЕЙМОВЫЙ УСТАВ ВЕЛИКОГО КНЖЕСТВА ФИНЛЯНДСКОГО
Дан в Петергофе 20 июля 1906 года
Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и проч. и проч. и проч. Объявляем чрез сие: ввиду выяснившийся необходимости дать дальнейшее развитие новым основным законам организации финляндского народного представительства и по обсуждении сего законодательного вопроса в порядке, установленном в пар. 71 Сеймового Устава от 03 апреля 1869 года, Мы признали за благо сим утвердить к руководству принятый земскими чинами Финляндии по Нашему Высочайшему предложению новый Сеймовый устав для Великого княжества Финляндского, следующего, слово в слово, содержания:
Глава I.
Общие основания.
§ 1. Сейм Великого Княжества Финляндского представляет финский народ.
Помещенное в § 1 проекта выражение, что Сейм Великого Княжества Финляндского «является представителем» финского народа, было признано со стороны Совещания не вполне точным и заменено выражением «представляет» (журн. Особ. Совещ.).
См. Примечание к § 5. Об уравнении в правах с финляндскими гражданами других русских подданных см. Приложение 15.
§ 2 проекта определяет, что Сейм образует одну палату, в составе двухсот депутатов. Определение это не вызвало каких-либо возражений со стороны Председателя и двух членов (Н.Д. Сергеевского и Н.П. Гагарина), коими были приняты во внимание как доводы, приведенные по этому поводу в представлении Сената, так и заявление Финляндского Генерал-Губернатора о том, что однопалатная система находится в соответствии с демократическим строем финского народа, в котором высшие сословия не пользуются какими-либо существенными привилегиями и в правом положении отдельных классов населения не было и нет сколько-нибудь значительного различия (журн. Особ. Совещ.).
Статистические данные о Сеймах см. в Приложении 15.
§ 3. Выборы сеймовых депутатов производятся каждый третий год одновременно во всей стране. Полномочия сеймового депутата начинаются с объявления его избранным и продолжаются до окончания следующих выборов.
Государь Император и Великий Князь, буде признает то нужным, постановляет о производстве новых выборов до истечения упомянутого в пункте первом трехлетнего срока. В этом случае, если не последует также 1) в течение трех лет.
Во второй части § 3 проекта значится, «Государь Император и Великий Князь имеет, однако, право, независимо от определения пункта первого, постановить о производстве новых выборов, в каковом случае следующие выборы производятся в том году, в котором очередной Сейм соберется в третий раз после новых выборов». Находя таковое изложение неясным и даже, согласно мнению некоторых членов, могущим подать повод к неверному толкованию, что Императорская власть ограничивается в праве распустить во второй раз Сейм до истечения установленного трехлетнего срока, Совещание полагаю изложить это определение в более точной редакции: «Государь Император и Великий Князь, буде признает то нужным, постановляет о производстве новых выборов до истечения упомянутого в пункте первом трехлетнего срока. В этом случае, если не последует нового роспуска Сейма, полномочия депутатов продолжаются также в течение трех лет» (журн. Особ. Совещ.)
________________
1) В шведском и финском текстах слово «также» отсутствует, что дает простор различным толкованиям; си. Приложение 47. – О значении русского текста, как подлинника, см. примечание составителя к § 50 сего Устава. – О несоответствии финского и шведского текстов русскому см. Приложение 21, § 1, выноска к примечанию составителя.
О Высочайшем титуле см. Приложение 14.
О роспуске Сейма, см. §§ 44, 48, примечание к § 45, Приложения 55 и 56, а также §§ 4, 15, 17, 37 Закона о выборах 1906 года. О выборах от населения Финляндии в Государственный Совет и Государственную Думу – см. Приложение 12, отд. 11 и Ш; ср. Приложение 45.
Ср. § 68 Закона о выборах.
§ 4. Сеймовые депутаты избираются посредством прямых и пропорциональных выборов, для чего край разделяется на избирательные округа, число коих должно быть не менее двенадцати и не более восемнадцати.
Буде по местным условиям потребуется отступить от пропорциональной системы выборов, то сверх означенного числа могут быть образуемы один или несколько избирательных округов для выбора только одного сеймового депутата.
При выборах все избиратели имеют одинаковое право голоса.
Избирательное право не может быть осуществляемо чрез поверенного.
Подробные правила об избирательных округах, а также о времени и порядке производства выборов установлены особым Законом о выборах.
При обсуждении § 4, в котором устанавливается пропорциональная система выборов, Председателем и двумя членами (Н.Д. Сергеевским и Н.П. Гариным) было принято во внимание высказанное Генерал-Губернатором по сему поводу заключение, что названная система, представляющаяся по проекту несколько сложною, без сомнения, в весьма непродолжительном времени получить легкое применение на практике, при той точности и аккуратности, с какими функционируют местные учреждения; сама же по себе эта система заслуживает полного одобрения, так как обеспечивает интересы сравнительно небольших групп и партий, давая им возможность иметь своих представителей на Сейме, наряду с депутатами от более значительных групп. По сим соображениям Председатель и два члена не усматривали, с своей стороны, повода к возражениям против проектируемого нововведения (журн. Особ. Совещ.).
§ 5. Право участия в выборах сеймовых депутатов принадлежит всем финляндским гражданам, как мужчинам, так и женщинам, коим до начала года, когда производятся выборы, исполнилось двадцать четыре года.
Избирательным правом однако не пользуются:
1) кто состоит на действительной военной службе;
2) кто состоит под опекою;
3) кто не числился в мантальных списках края за последние три года;
4) кто не уплатил, по иной причине, кроме удостоверенной общинным управлением бедности, наложенных на него за последние два года казенных податей;
5) кто пользуется лично для себя пособием от учреждения общественного призрения бедных, если пособие это не случайное;
6) кто уступил свое имущество на удовлетворение кредиторов, пока он не подтвердит присягою своего имущественного положения;
7) кто приговорен за бродяжничество к общественным работам – до исхода третьего года после того, в котором работам – до исхода третьего года после того, в котором он освобожден был из работного дома;
8) кто на основании законного приговора должен считаться лишенным неопороченного имени или признан недостойным состоять на службе края или быть уполномоченным от другого лица 1);
9) кто уличен в том, что он на сеймовых выборах покупал или продавал голоса, или покушался на то, или подал голос в разных местах, или же насилием или угрозою нарушил свободу выборов – до исхода шестого календарного года после постановления окончательного по делу приговора.
Содержащееся в § 5 проекта определение о том, что правом участия в выборах сеймовых депутатов пользуются лишь финляндские граждане, вызвало в среде Совещания существенное разномыслие.
Три члена (А.Ф. Лангоф, Л.Г. Мехелин и Л.Г. Гриценберг) заявили, что указанное правило, вполне согласующееся как с Сеймовым Уставом 1869 г., так и с принципами, принятыми в законодательных системах других стран, должно быть сохранено и в проекте. Сейм Финляндии представляет финский народ. Только тому, кто по рождению или по праву натурализации принадлежит к этому народу, может быть предоставлена возможность участвовать в избрании народного представительства и самому, в качестве члена этого представительства, принимать участие в его законодательной деятельности. Избирательное право предполагает, что избирателю присуще сознание своей ответственности и своих обязанностей перед страною, в которой это право осуществляется. Этому условию не удовлетворяют русские уроженцы, проживающие в Финляндии лишь временно, ради своих торговых, деловых или иных личных интересов. Они остаются чуждыми этому краю, являются в нем случайными посетителями, а не постоянными обывателями. Насколько известно, со стороны таких лиц до сих пор и не заявлялось каких либо жалоб по поводу того, что они не пользуются в Финляндии политическими правами. Те же из уроженцев Империи, которые, фактически переселясь в Финляндию, выражают желание остаться там навсегда, обыкновенно добиваются перечисления в финляндское гражданство и тем самым приобретают также и политические права. Стеснения, установленные в последнее время в отношении такого перечисления, имеют лишь временный характер и должны быть устранены путем пересмотра соответствующих узаконений. По сим основаниям названные три члена Совещания не признавали возможным согласиться на предоставление избирательного права русским уроженцам, не приобревшим прав Финляндского гражданства; вместо с тем означенными членами было выражено твердое убеждение в том, что подобное правило, если бы оно и было включено в законопроект, не будет принято Земскими Чинами нынешнего Сейма.
Председатель и два члена (Н.Д. Сергеевский и Н.П. Гарин), с своей стороны, рассуждали, что вопрос о распространении избирательных прав и проживающих в Финляндии русских уроженцев имеет весьма важное принципиальное значение. Исключение русских уроженцев имеет весьма
___________________
1) Об участии финляндских граждан в выборах в Государственную Думу. Приложение 43.
важное принципиальное значение. Исключение русских уроженцев из числа лиц, пользующихся правами по участию в сеймовых выборах, ставит их в положение иностранцев, которые, конечно, не могут иметь политических прав в чужом государстве. Между тем, такой взгляд в корне ошибочен. Русские в Финляндии – не иностранцы, они такие же подданные Государя Всероссийского, как и финляндцы и, находясь в Финляндии, не могут считаться оставившими свое отечество или выехавшими из оного. Указание на то, что и по Уставу 1869 г. названные лица не пользовались избирательным правом, не может быть признано решающим данный вопрос, так как до настоящего времени в России не существовало представительного собрания и, следовательно, лишение упомянутых лиц этого важного политического права ничем не выделяло их из общей массы населения Империи. Теперь, с учреждением Государственной Думы, положение существенно изменилось: проживающие в пределах края русские уроженцы не имеют возможности осуществлять свои избирательные права в Империи, а так как, по проекту, они в то же время исключены из числа избирателей в Финляндии, то окажется, что фактически они будут лишены всяких прав по участию в каких бы то ни было политических выборах. Такое положение представляется тем менее нормальным, что наоборот – финляндские уроженцы, проживающие в Империи, отнюдь не устранены от участия в выборах и даже сами могут быть избираемы в Думу, наравне с представителями коренного населения 1). Последнее обстоятельство весьма убедительно доказывает, что в России не проводится принципиальной разницы между уроженцами Империи и Финляндии, и что в глазах Имперского правительства финляндец есть такой же полноправный гражданин, как и природный обыватель Империи. Таковым же должно быть юридическое положение и русских уроженцев в Великом Княжестве; и это требование не является для них каким либо преимуществом, но простым удовлетворением начал законности и справедливости. Что касается вопроса о возможности для русских уроженцев приобретать политические права в Финляндии путем перечисления в финляндское гражданство, то в сем отношении нельзя не принять во внимание, что фактически приобретение прав финляндского гражданства сопряжено для русских уроженцев с известными затруднения, даже большими, чем для иностранцев. Так, например, для лиц мещанского и крестьянского званий установлено условие предварительного пребывания в крае в течение шести тел или же уплаты тысячи рублей в пользу благотворительных и рабочих заведений, тогда как от поселившихся в Финляндии иностранцев требуется в этом случае лишь предварительное пребывание в крае в течение трех лет; наконец, нельзя не заметить, что с 1 июня 1900 г. перечисление в Финляндию русских уроженцев, по Высочайшему повелению, приостановлено вовсе 2). Как бы ни была малочисленна группа русских, прошивающих в Финляндии, предоставление им права участия в сеймовых выборах представляется ныне безусловно желательным и справедливым. В этом отношении необходимо, конечно, установить некоторые ограничительные условия, присвоить избирательное право, например, не всем без исключения русским уроженцам, но (применительно к п. 2 § 5 проекта) только тем из них, которые прожили в крае не менее трех лет или имущество которых занесено в мантальные списки на предмет взимания податей в последние три года. Из сего исключаются, однако, лица, состоящие на действительной военной службе, которые ни в каком случае – сколько бы лет они в крае ни прожили и каким бы имуществом там ни владели – не приобретают прав по участию в выборах. Высказываясь за установление вышеуказанных условий,
________________________
1) Примечание составителя. Таким образом судимость в Империи не лишает избирательного права по Сейму.
2) Примечание составителя. Этот акт касается лишь русских уроженцев низших состояний.
Председатель и два члена вместе с тем находили, что эти же самые условия могла бы быть приняты в качестве оснований для приобретения русскими уроженцами прав финляндского гражданства вообще. Разрешение этого специального вопроса не может, однако, иметь места в Сеймовом Уставе, и означенный принцип, по мнению Председателя и двух членов, мог бы быть лишь принят в качестве руководящего начала в будущем, при предстоящем пересмотре правил о порядке перечисления русских уроженцев в Финляндию 1). По изложенным соображениям Председатель и два члена полагали дополнить первую часть § 5 проекта правилом, примерно, следующего содержания: «указанное право предоставляется также тем из пребывающих в Финляндии и достигших 24-летнего возраста русских уроженцев, которые прожили в крае не менее трех лет и имущество которых занесено в мантальные списки на предмет взимания налогов и податей в последние три года».
Особое Совещание не пришло к единогласному заключению и по другому, возникшему при обсуждении § 5, вопросу о том, следует ли оставить в силе тот принцип проекта нового Устава, что лица воинского звания, наравне с прочими, пользуются правами по участию в выборах и на Сейме. По этому поводу три члена (А.Ф. Лангоф, Л.Г. Мехелин и Л.Г. Грипенберг) указали, что по правилам Сеймового Устава 1869 г. офицеры не были лишены ни права представительства в сословии рыцарства и дворянства, ни активного и пассивного избирательного права в сословии горожан. В Финляндии господствует убеждение, что сохранение за лицами, посвятившими себя военной службе, политических и общественных прав, какие принадлежат и прочим гражданам, в высокой степени полезно как для самих военнослужащих, так и для общества. С другой стороны, лишение их упомянутых прав может иметь своим последствием то в высшей степени нежелательное явление, что военнослужащие обратятся в изолированную от прочих граждан касту. К такому ограничению существующих прав для лиц воинского звания, казалось бы, усматривает тем менее оснований, что в настоящее время, согласно Манифесту от 22 Октября (4 Ноября) 1905 г. 2), в Финляндии имеет быть введено всеобщее и разное избирательное право. То обстоятельство, что по Имперскому закону о Государственной Думе военнослужащие устранены от участия в выборах, едва ли может иметь решающее значение, ибо упомянутое право впервые применяется в Империи, чем обусловливает установление в данной области известных ограничений, тогда как новый финляндский избирательный закон имеет целью лишь дальнейшее развитие действовавших и по сие время норм на Высочайше предуказанных началах всеобщего и равного права подачи голосов. Подготовка финских войск 3) по одинаковому образцу с Имперскими никоим образом не может встретить себе препятствий или затруднений в том, что гражданское положение офицерского состава в названных частях войск будет не одинаково. Наконец, относительно нижних чинов следует заметить, что лишение их избирательного права имело бы на практике весьма мало значения, так как, при издании впредь нового закона о воинской повинности для Великого Княжества Финляндского, срок действительной службы в
_____________
1) См. Приложение 9.
2) Приведен в Приложении 6А.
3) Финские войска упразднены узаконениями: 1901 июня 29 (июля 12) С.П.Ф. № 26 с 1 Выс. Маниф., V; 1902 Янв. 21 С.П.Ф. № 2 с. 9 Выс. Объявл. и 1905 Авг. 25 прик. по воен. Вед. Ходатайства Императорского Финляндского Сената о восстановлении особых финских войск отклонены Высочайшими повелениями от 17 Января 906 года (по докладу Воен. Мин.) и 4 июля 1908 года(Выс. утв. журн. Сов. Мин.).
войсках, конечно, не будет увеличен, сравнительно с прежним, а следовательно, при достижении возраста, требующегося по закону для осуществления избирательного права, военнообязанные в большинстве случаев уже успеют отбыть воинскую повинность.
Председатель и два члена (Н.Д. Сергеевский и Н.П. Гарин), с своей стороны, высказали, что при обсуждении настоящего вопроса, в сущности, следует иметь в виду две группы лиц: 1) военнослужащих из русских уроженцев, кои временно пребывают в Финляндии в составе расквартированных так русских воинских частей, и 2) военнослужащих из финляндских уроженцев, кои состоят на службе в русских воинских частях, безразлично – расположенных ли в Империи или расквартированных в пределах Великого Княжества. В отношении лиц первой категории не возникает никаких сомнений, что им не может быть предоставлено право участия в выборах по Финляндии, ибо и у себя на родине они сим правом не пользуются. Что касается лиц второй категории, то следует заметить, что в данном случае речь может идти собственно только об офицерах, так как распространение избирательных прав на нижних чинов допущено впервые настоящим проектом, и его не существовало в Сеймовом Уставе 1869 г. (§ 12). Если, однако, согласно определениям сего Устава офицеры не были лишены участия в выборах, и подобное правило не вызвало в свое время каких либо возражений, то это обстоятельство отчасти объясняется тем, что в эпоху издания упомянутого Устава финские воинские части были организованы на совершенно своеобразных началах; в то время в Финляндии господствовала система поселенных войск, резко отличавшая их от остальной русской армии. С другой стороны, в описываемый период в Империи не существовало какого-либо представительного учреждения, подобного нынешней Государственной Думе, почему и вопроса об избирательном праве русских офицеров само собою не возникало. Ныне, с учреждением Думы, указанный вопрос приобретает особый интерес и вполне жизненное значение. Тем не менее, для этой части офицеров вопрос категорически разрешен в отрицательном смысле, причем возражения против предоставления им избирательного права были сделаны именно со стороны Военного Министерства решительно высказавшегося за полную нежелательность вмешательства офицеров в политическую жизнь и участия их в избирательной борьбе партий. В этом именно смысле составителям проекта об учреждении Государственной Думы и были преподаны соответствующие Высочайшие указания. Но точно таким же образом, казалось бы, должен быть разрешен вопрос и об офицерах-финляндцах, служащих в настоящее время в войсках Империи. Входя в состав одной и той же армии, бок-о-бок с товарищами офицерами из русских уроженцев, устраненными от всякого участия в избирательном праве, офицеры-финляндцы не могут и не должны отличаться от своих однополчан по объему принадлежащих им прав: права офицерского состава армии должны быть едины, как едина сама армия.
Находя, таким образом, что обсуждаемый вопрос и для Финляндии подлежал бы разрешению в том же смысле, как для Империи, Председатель и два члена (Н.Д. Сергеевский и Г.П. Гарин) полагали повергнуть настоящий вопрос, в виду принципиального его значения для российской армии, на Высочайшее Государя Император благовоззрение.
Независимо от изложенного, рассматриваемый § 5 проекта заключает в себе два важных нововведения: 1) повышение возрастного ценза для активного избирательного права с 21 года до 24 лет и 2) распространение этого права на лиц женского пола. Как в том, так и в другом отношении Председатель и два члена (Н.Д. Сергеевский и Н.П. Гарин), в согласие с отзывом Финляндского Генерал-губернатора, не представили каких-либо принципиальных возражений по существу упомянутых вопросов. В частности, относительно распространения избирательного права на женщин Председатель и два члена заметили, что хотя опыт тех немногих государств, которые открыли женщинам доступ в среду законодательных собраний, и не дает пока определенных выводов в ту или другую сторону, однако практика Финляндии, где женщины пользуются активным избирательным правом в общинах и, на ряду с мужчинами, допускаются к занятию некоторых должностей на правительственной службе, обнаружила в этом отношении – как то удостоверяет Финляндский Сенат – весьма благоприятные результаты. На сем основании и находя, что означенный вопрос касается исключительно внутренней жизни Финляндии и ни в чем не затрагивает Имперских интересов, Председатель и два члена признавали возможным не возражать против сохранения настоящего правила в законопроекте (журн. Особ. Совещ.).
См. Приложения: 9 (о перечислении в Финляндское гражданство) 15 (закон 20 Янв. 1912 г. об уравнении в правах с Финляндскими гражданами прочих русских подданных) и 45 (об участии финляндцев в выборах в Государственную Думу).
§ 6. В сеймовые депутаты могут быть избираемы, независимо от местожительства, все пользующиеся избирательным правом.
§ 7. Должностные лица, за посягательство повлиять своею служебное властью на сеймовые выборы, лишаются должности.
За нарушение свободы выборов подговорами или обещаниями виновный подвергается тюремному заключению на срок не свыше трех месяцев. Если виновный употребитель при этом насилие или угрозы, то он подвергается тюремному заключению на срок от одного месяца до одного года включительно; должностные лица за такое преступление, кроме того, лишаются должности.
Если работодатель не допустит, по возможности, служащего у него избирателя к осуществлению избирательного права, то он подвергается денежному взысканию.
§ 8. Лицо, объявленное на основании Закона о выборах избранным в сеймовые депутаты, не может быть освобождено от сего поручения, если им не указаны законные препятствия или иные причины, признанные Сеймом уважительными 1).
С. §§ 66, 67 Закона о выборах.
§ 9. Сеймовый депутат обязан при осуществлении своих полномочий руководствоваться велениями права и правды. Он обязан при этом соблюдать основные законы и не связан никакими иными указаниями.
При обсуждении § 9 (проекта), Особое Совещание остановилось на помещенном в конце сего параграфа указании о том, что сеймовый депутат, при осуществлении своих полномочий, «не связан иными определениями, кроме основных законов края». Находя таковое определение чрезмерно узким и не оттеняющим того бесспорного положения, что финляндские народные представители обязаны повиноваться также основным законам Империи, а равно не должны принимать мандатов от своих избирателей, Председатель и два члена (Н.Д. Сергеевский и Н.П. Гарин) полагали изложить настоящее правило в следующей редакции: «Он обязан при этом соблюдать основные законы и не связан никакими иными указаниями». А три члена (А.Ф. Лангоф,
_______________
1) О прениях на Сейме касательно ходатайства сеймового депутата Котонена об освобождении его от сего знания – см. «Финляндская Газета» 1912 г., № 53.
Л.Г. Мехелин и Л.Г. Грипенберг) не усматривали оснований к изменению этого, вполне соответствующего Сеймовому Уставу 1869 года, определение, которое к тому же не затрагивает интересов Империи или прерогатив Монарха (журн. Особ. Совещ.).
§ 9 Сеймового Устава 1906 года соответствует § 7 Сеймового Устава 1869 года. О финляндских основных законах см. Приложение 32.
Об Основных Государственных Законах см. Приложения 1, 8, 9 и 12 (отд. I, ст. 2), а также примечание к § 25 Сеймового Устава 1906 года.
§ 10. Сеймовому депутату не должно быть воспрещаемо явиться на Сейм и осуществить свои полномочия.
§ 11. Сеймовый депутат не может быть привлечен к судебной ответственности или лишен свободы за выраженные им мнения или вообще за его поведение во время прений, если Сейм не изъявил на то согласия постановлением, принятым большинством пяти шестых присутствующих членов.
См. Материалы по пересмотру Сеймового Устава 1869 г., Соб. Гос. Тип., 1904 г., стр. 70, 80, 92.
§ 12. Во время Сейма сеймовый депутат не может быть без согласия Сейма заключен под стражу за преступное деяние, кроме случаев, когда о задержании его состоялось определение суда или он застигнут при совершении преступления, влекущего за собой наказание тюремных заключением на срок не менее шести месяцев.
Сеймовый депутат, арестованный во время следования на Сейм, на ином основании, кроме упомянутого в пункте первом, должен быть освобожден, буде о том состоится постановление Сейма.
О заключении сеймового депутата под стражу должно быть немедленно сообщено Тальману.
§ 13. Если сеймовый депутат во время следования на Сейм или обратно или во время Сейма оскорблен будет словом или действием и нанесшему оскорблению известно, что он сеймовый депутат, или если против него учинено насилие после Сейма, за действия его по званию сеймового депутата, то учинение такого преступления против сеймового депутата считается особенно увеличивающим вину обстоятельством.
Сказанное о сеймовых депутатах применяется также к Секретарям и служащим Сейма.
О Секретарях и служащих Сейма см. также §§ 25, 39 и 45 Сеймового Устава 1906 года; §§ 5 и 4 Наказа Сейма, и §§ 1-5 Правил о производстве выборов на Сейме.
§ 14. Сеймовые депутаты получают от казны содержание и, кроме того, вознаграждение за проезд на Сейм и обратно.
Содержание за время очередного Сейма составляет тысячу четыреста марок, если же Сейм был распущен или полномочия сеймового депутата прекратились до исхода девяносто дней со дня открытия Сейма, то пятнадцать марок в день. На очередном Сейме, собравшемся, по распущении Сейма и по производстве новых выборов, не в установленный законом срок, равно как и на чрезвычайных Сеймах оклад содержания определяется по приведенному суточному расчету, с тем однако, чтобы оклад этот в общей сложности не превышал тысячи четырехсот марок.
О вознаграждении см. § 45.
О роспуске Сейма см. примечание к § 5 сего Устава.
§ 15. Если сеймовый депутат не прибудет своевременно на Сейм или, без согласия Сейма, не явится в заседание, не имея на то причины, уваженной Сеймом, то Сейм может присудить его к вычету из содержания по пятнадцати марок за каждый пропущенный день и, кроме того, к денежному взысканию не свыше суммы вычета. При неявке, несмотря на наложенное денежное взыскание, Сем может объявить сеймового депутата лишенным сего звания 1).
См. Наказ Сейма §§ 58, 59.
______________
1) По вопросу о приведении в исполнение присужденного депутату Сейма Айрола наказания за оскорбление Величества см. «Финляндская Газета» 1912 г. №№ 49, 62.
Глава II.
Открытие, распущение и закрытие Сейма.
§ 16. Сейм заседает в главном городе края, кроме случаев, когда это вследствие вторжения неприятеля или по другим важным препятствиям, является невозможным или угрожало бы безопасности Сейма; в таких случаях, место собрания назначается, в пределах края, Государем Императором и Великим Князем.
§ 17. Очередной Сейм собирается ежегодно, по особому каждый раз созыву, первого Февраля, буде Государь Император и Великий Князь не определит иной день года, и расходится по Высочайшему о том повелению, в девяностый затем день, за исключением случаев, когда Государь Император и Великий Князь, по Личному Своему усмотрению или по ходатайству Сейма, постановит, что Сейм имеет быть закрыт раньше или позже означенного срока.
Если упомянутый в предыдущем пункте или вообще определенный в настоящем Уставе для известных случаев срок приходится на праздничный день, то назначенным на такой случай сроком считается ближайший следующий непраздничный день.
Согласно проекту первая часть § 17 гласила:
«Очередной Сейм собирается, без особого созыва, ежегодно 1 февраля и расходится в девяностый затем день, за исключением случаев, когда Государь Император и Великий Князь, по ходатайству Сейма, постановить, или Сейм, по предложению Государя Императора и Великого Князя, решить, что Сейм имеет быть закрыт раньше или позже означенного срока». При обсуждении приведенного правила, голоса членов Особого Совещания разделились. Три члена (А.Ф. Лангоф, Л.Г. Мехелин и Л.Г. Грипенберг) высказались за сохранение проектируемого текста без изменений на том основании, что им имеет в виду установить возможно более регулярную деятельность Сейма. Эта регулярность имеет весьма большое значение, с одной стороны, для Сената, на обязанность которого возлагается подготовка дел, подлежать рассмотрению Сейма; с другой стороны, и для депутатов практически представляется весьма важным заранее знать, с какого именно времени и в течение какого срока они будут заняты на Сейме. Согласно § 2 действующего Устава, периодичность сеймовых сессий определяется лишь общим указанием о том, что Земские Чины собираются по крайней мере каждый пятый год; при этом условии, точное время созвания Сейма, естественно, должно было всякий раз назначаться Высочайшею властью, соответственно чему для каждого Сейма требовалась издание особой грамоты о его созыве, с повелением о производстве выборов. В настоящее же время когда упомянутый срок предполагается установить в самом законе, уже не встречается надобности в созвании Сейма Государем Императором и Великим Князем, вследствие чего издание Высочайшей грамоты о созыве представлялось бы лишь простою формальностью. На этом основании отмена вышеуказанного порядка, по мнению трех членов, не может быть признана умалением прав Монарха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.