КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА
(август 1992 года)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ

Поправки к конституционному закону, внесенные в марте 1991 года законом № 12/91, в основном направлены на создание необходимых конституционных рамок для учреждения многопартийной демократии, на расширение признания и гарантий основных прав и свобод граждан и конституционное закрепление основных принципов рыночной экономики.
Поскольку речь идет только о частичном пересмотре конституционного закона, по мере необходимости, некоторые важные аспекты, уместные и соответствующие конституции, направленные на организацию демократического государства, основанного на верховенстве права, были оставлены для последующего рассмотрения в конституционном законе при втором пересмотре Конституции.
Вследствие наличия в конституции норм о создании многопартийной демократии и факта подписания в Анголе мирных соглашений 31 мая 1991 года; впервые в истории страны в сентябре 1992 года были проведены многопартийные всеобщие выборы по избранию Президента Республики и членов будущего парламента на основе прямого и тайного всеобщего голосования.
Без уменьшения полномочий Национальной Ассамблеи, для внесения поправок в действующий конституционный закон и утверждения Конституции Республики Ангола, было необходимым приступить к немедленному изменению конституционного права, направленному, как и планировалось, главным образом на преобразование политической системы, разделение функций и взаимозависимости между независимыми органами, а также на предоставление статуса и гарантий конституционного заключения, в соответствии с закрепленными принципами построения демократического государства, основанного на верховенстве права в Анголе.
Необходимым условием для стабильности в стране, укрепления мира и демократии является наличие у независимых государственных органов, особенно у тех, которые были учреждены с сентября 1992 года на всеобщих выборах, четко сформулированного основного закона, описывающего основные принципы политической системы, полномочия государственных независимых органов, организацию и функционирование государства, до тех пор, пока будущий законодательный орган не примет конституционную поправку и не утвердит Конституцию Республики Ангола. Настоящий Закон о поправках в Конституцию предусматривает, в общем, следующие основные изменения: государство становится Республикой Ангола, законодательным органом – Национальная Ассамблея (Национальное Собрание), а названия судов лишаются приставки «Народный». В части 11, описывающей основные права и обязанности, было добавлено несколько новых статей, направленных на укрепление признания и гарантий основных прав и обязанностей, основанных на принципах основных международных договоров о правах человека, которых четко придерживаются в Анголе. В части 111, описывающей государственные органы, были введены изменения, имеющие большие перспективы и ведущие к полной переработке текста Конституции. Цель изменений заключается в том, чтобы четко определить, что Ангола является демократическим государством, основанным на верховенстве закона и модели государственной организации, основанной на разделении функций и взаимозависимости независимых органов и на частично президентской системе, при которой Президент Республики играет активную роль. Существенные изменения также были внесены и для целей, частично связанных с отправлением правосудия, организацией судебной системы и основных направлений конституционного статуса судебной власти и Министерства юстиции судей, которые были изложены. Ссылаясь на положения рекомендации Конституционного суда в отношении Конституции, а также на процедуры, полномочия и пределы конституционных поправок, которые конкретизируются в отдельной части конституционного закона, в части национальной безопасности.
Согласно данным положениям, в соответствии со статьей 51 (а) конституционного закона и с использованием полномочий, возложенных на меня статьей 47 (q) данного закона, Народная Ассамблея утверждает, а я подписываю и приказываю опубликовать нижеследующее:
Статья 1
Поправки Конституционного закона, содержащиеся в прилагаемом документе, являются неотъемлемой частью настоящего Закона и утверждены.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования, сохраняя за собой право положений нижеперечисленных статей.
Статья 3
1. Народная Ассамблея продолжает функционировать вплоть до принятия присяги членами Национальной Ассамблеи, избранными на парламентских выборах 29 и 30 сентября 1992 года.
2. Местные народные ассамблеи прекращают свои полномочия и передают их членам Национальной Ассамблеи, упомянутым в предыдущем пункте.
Статья 4
1. В течение переходного периода, о котором говорится в предыдущей статье, Президент Республики является Председателем Народной Ассамблеи и Главой Правительства.
2. В случае временного отсутствия или нетрудоспособности Президента Народной Ассамблеи, управление заседаниями возлагается на члена Постоянной комиссии назначаемой Президентом Народной Ассамблеи.
Статья 5
1. Срок полномочий, возложенных на Президента Республики на момент опубликования настоящего закона, действует и продляется до момента принятия присяги Президентом Республики, избранным в ходе президентских выборов, состоявшихся 29 и 30 сентября 1992 года.
2. В случае смерти или постоянной потери трудоспособности нынешнего президента Республики, Постоянной комиссией Народной Ассамблеи из числа ее членов назначается лицо, которое осуществляет временные полномочия в течение срока, не превышающего 30 дней, а Народная Ассамблея, по предложению Постоянной комиссии, избирает временного Президента Республики до принятия присяги Президентом Республики, избранным на следующих президентских выборах путем прямого всеобщего и тайного избирательного права.
Статья 6
Верховный суд осуществляет полномочия, предусмотренные в статьях 134 и 135 Конституционного закона вплоть до учреждения Конституционного суда.
Статья 7
Верховный суд в целом исполняет обязанности, предусмотренные в статье 132 вплоть до учреждения Высшего совета судебной коллегии.
Статья 8
Работники Прокуратуры исполняют обязанности, возложенные на данный орган вплоть до учреждения Судебной коллегии Верховного совета Министерства юстиции.
Статья 9
До учреждения судебного Проктората общие обязанности, возложенные на данный орган Конституционным законом, исполняются Генеральным прокурором.
Статья 10
1. Офицеры Вооруженных сил Анголы не могут быть отправлены в отставку или освобождены от своих обязанностей по политическим мотивам.
2. Офицеры, которые являются членами верховного командования вооруженных сил и генеральных штатов не могут быть отправлены в отставку или освобождены от своих обязанностей в течение пяти лет с момента опубликования настоящего Закона, кроме как по соображениям дисциплины или недееспособности, в соответствии с законодательством о правилах прохождения военной службы.
Статья 11
В соответствии со статьей 77 Конституционного закона в момент опубликования настоящего Закона оканчивается срок полномочий членов Республиканского Совета после проведения общих многопартийных выборов от 29 и 30 сентября 1992 года и принятия присяги новыми членами Республиканского Совета.
Статья 12
Первая законодательная сессия Национальной Ассамблеи, избранной в целом на многопартийных выборах 29 и 30 сентября 1992 года, будет открыта в течение тридцати дней с момента опубликования окончательных результатов подсчета голосов, а в случае второго тура президентских выборов, в течение пятнадцати дней с момента принятия присяги Президентом Республики.
Статья 13
Независимые органы, которые были созданы в результате президентских и парламентских выборов, состоявшихся 29 и 30 сентября 1992 года, регламентирует форму, организацию и условия вышесказанного привлечения к присяге после слушаний Верховного суда в случае проведения присяги Президента Республики.
Статья 14
Конституционный закон Республики Ангола остается в силе до вступления в силу Конституции Анголы, одобренной Национальной Ассамблеи, в соответствии с положениями статьи 150 конституционного закона, а также других статей.
Подписан и утвержден Народной Ассамблеей.
Для публикации.
Луанда, 25 августа 1992 год.
Президент Республики Жозе Эдуардо душ Сантуш

ЧАСТЬ I. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Республика Ангола представляет собой суверенное и независимое государство, главной целью которого является построение свободного и демократичного общества, в котором царит мир, справедливость и социальный прогресс.
Статья 2
Республика Ангола является демократическим государством, основанным на верховенстве права, национальном единстве, достоинстве личности, плюрализме мнений и политической организации, уважении и обеспечении основных прав и свобод человека, как личности, так и как члена организованных социальных групп.
Статья 3
1. Люди наделяются полноправностью, которая осуществляется в порядке, предусмотренном действующим правом.
2. Народ Анголы осуществляет политическую власть, посредством всеобщего голосования, периодически выбирая своих представителей путем референдумов и иных форм демократического участия в жизни страны.
3. Специальные законы регулируют процесс всеобщих выборов.
Статья 4
1. Политические партии, в рамках нынешнего законодательства и нормативных законов, должны конкурировать на основе общественного проекта и политической программы, организовывать и выражать волю граждан, участвуя в политической жизни и осуществляя всеобщее избирательное право демократическими и мирными средствами.
2. Политические партии своими стремлениями, программами и деятельностью способствуют:
(a) консолидации нации Анголы, национальной независимости и укреплению национального единства;
(b) сохранению территориальной целостности;
(с) охране национального суверенитета и демократии;
(d) защите основных свобод и прав личности;
(е) охране республиканской формы, унитарного и светского характера государства.
3. Политические партии должны иметь право на равенство подхода со стороны лиц, осуществляющих государственные полномочия, а также равенство подхода со стороны прессы, в соответствии с законодательством.
4. Конституция и функционирование партий, в соответствии с законодательством, подчиняются следующим основополагающим принципам:
(а) всенародность;
(b) свобода конституции;
(с) достижение целей государством;
(d) свобода членства и возможность для каждого гражданина быть членом только одной партии;
(е) исключительное использование мирных средств для достижения своих целей, запрет на создание или использование военных, полувоенных и военизированных организаций;
(f) демократическая организация и функционирование;
(g) запрет на взносы, поступающие в виде денежных средств или экономических выгод от иностранных правительств или правительственных учреждений.
Статья 5
Республика Ангола является единым и неделимым государством, с неприкосновенной и неотчуждаемой территорией, которая определяется нынешними географическими границами Анголы. Любые попытки сепаратизма или разделения территории Анголы на части должны решительно пресекаться.
Статья 6
Государство осуществляет право суверенитета над территорией, внутренними и территориальными водами, воздушным пространством, почвами и недрами.
Статья 7
Экономическая, социальная и культурная солидарность всех регионов Республики Ангола поощряется и активизируется для общего развития нации Анголы в целом.
Статья 8
1.Республика Ангола представляет собой светское государство, в котором государство и церкви отделены друг от друга.
2.Религии должны уважаться, а государство должно защищать храмы, места и предметы культа, при условии соблюдения законов государства.
Статья 9
Государство должно направлять развитие национальной экономики, с целью обеспечения гармоничного и сбалансированного роста всех секторов и регионов страны, рационального и эффективного использования всех производственных мощностей и национальных ресурсов, а также повышение благосостояния и качества жизни граждан.

Статья 10
Экономическая система основана на сосуществовании различных форм собственности – государственной, частной, смешанной, кооперативной и семейной – и все они пользуются равной защитой. Государство стимулирует участие в экономическом процессе всех субъектов и форм собственности, создания условий для их эффективного функционирования в интересах развития национальной экономики и удовлетворения потребностей граждан.
Статья 11
1. Секторы и виды деятельности, которые остаются прерогативой государства, определяются законодательством.
2. При использовании и эксплуатации государственной собственности государство гарантирует эффективность и рентабельность, в соответствии с предлагаемыми целями и задачами.
3. Государство поощряет развитие частных, смешанных, кооперативных и семейных предприятий, создание условий для их функционирования, и осуществляет особую поддержку малой и средней экономической деятельности, в соответствии с законодательством.
4. Государство защищает иностранные инвестиции и иностранную собственность в соответствии с законодательством.
Статья 12
1. Все природные ископаемые, находящиеся в почве и недрах, во внутренних и территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне являются собственностью государства, которое определяет, на каких условиях они используются, добываются и разрабатываются.
2. Государство содействует охране и сохранению природных ископаемых, их эксплуатации и использованию на благо общества в целом.
3. Земля, которая по происхождению является собственностью государства, может быть передана физическим или юридическим лицам, с целью рационального использования в полном объёме, в соответствии с законодательством.
4. Государство обязуется уважать и защищать собственность граждан, будь-то физические или юридические лица, а также имущество и право собственности крестьян на землю, без ущерба возможности экспроприации в общественных интересах, в соответствии с законодательством.
Статья 13
Любая национализация или конфискация осуществляется в рамках соответствующего закона, считается действительной и необратимой для всех юридических целей, без ущерба для конкретных положений законодательства о реприватизации.
Статья 14
1. Налоговая система направлена на удовлетворение экономических, социальных и административных нужд государства и обеспечение справедливого распределения дохода и богатства.
2. Налоги создаются или отменяются только в соответствии с законодательством, которое устанавливает применимость, ставки, налоговые льготы и гарантии для налогоплательщиков.
Статья 15
Республика Ангола уважает и соблюдет принципы Устава Организации Объединенных Наций, Устава Организации африканского единства и Движения неприсоединившихся стран и устанавливает дружеские и добрососедские отношения со всеми государствами на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела каждой страны и взаимной выгоды.
Статья 16
Республика Ангола оказывает поддержку и солидарность в борьбе народов за национальное освобождение и устанавливает дружеские и добрососедские отношения со всеми демократическими силами в мире.
Статья 17
Республика Ангола не должна вступать в какие-либо международные военные организации или разрешать создание иностранных военных баз на собственной национальной территории.
ЧАСТЬ II – ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 18
1. Все граждане равны перед законом, пользуются равными правами и выполняют равные обязанности независимо от расы, этнической принадлежности, пола, места рождения, религии, идеологии, уровня образования, экономического или социального статуса.
2. Все действия, направленные на подрыв общественного согласия, создание привилегий или дискриминации на основе этих факторов строго караются законом.
Статья 19
1. Гражданство Анголы может быть получено согласно происхождению или может быть приобретено.
2. Требования для присвоения, приобретения, утраты или повторного приобретения гражданства Анголы определяются законодательством.
Статья 20
Государство обязуется уважать и защищать права человека и человеческое достоинство. Каждый гражданин имеет право на свободное развитие его личности, при должном уважении прав других граждан и высоких интересов народа Анголы. Жизнь, свобода, личная неприкосновенность, доброе имя и репутация каждого гражданина защищаются законом.
Статья 21
1.Основные права, предусмотренные в настоящем Законе, не исключают каких-либо других, вытекающих из законов и применяемых норм международного права.
2. Конституционно-правовые нормы, касающиеся основных прав, должны толковаться и содержать в себе нормы, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Африканской хартией прав человека и народов, а также других международных документов, к которым присоединилась Ангола.
3. При рассмотрении споров в ангольских судах, данные международные договоры применяются также и в тех случаях, когда стороны не ссылаются на них.
Статья 22
1. Государство обязуется уважать и защищать жизнь человека.
2. Смертная казнь запрещена.
Статья 23
Ни один гражданин не может быть подвергнут пыткам или другим видам жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения или наказания.
Статья 24
1. Все граждане имеют право жить в здоровой и незагрязненной окружающей среде.
2. Государство принимает необходимые меры по защите окружающей среды и национальных видов флоры и фауны на всей территории государства и поддерживает экологический баланс.
3. Действия, которые причиняют вред, прямо или косвенно ставят под угрозу сохранение окружающей среды, караются согласно закону.
Статья 25
1. Любой гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории, ему не должны препятствовать в этом по политическим или каким-либо другим мотивам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 50 настоящей Конституции. В целях защиты экономических интересов народа Закон определяет ограничения в отношении граждан, имеющих доступ к временно проживающим по службе в резервных или горнодобывающих районах.
2. Все граждане должны иметь право свободно выезжать из своей страны и въезжать на территорию государства, без ущерба для ограничений, вытекающих из выполнения юридических обязанностей.
Статья 26
Любому иностранному гражданину или эмигранту в соответствии с законами и международными договорами гарантировано право обращаться с просьбой о предоставлении убежища в случае преследования по политическим мотивам.
Статья 27
1. Не допускается выдача или изгнание ангольских граждан за пределы территории станы.
2. Не допускается выдача иностранных граждан по политическим мотивам или по обвинению, наказание за которое в соответствии с законами страны заявителя предусматривает смертную казнь.
3. В соответствии с законодательством, ангольские суды рассматривают обвинения, выдвинутые против граждан, выдача которых не допускается на основании вышеизложенных положений настоящей статьи.
Статья 28
1. Все граждане старше 18 лет, за исключением тех, которые юридически лишены политических и гражданских прав, наделены правом принимать активное участие в общественной жизни, голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в любой государственный орган, а также занимать правительственные должности, преданно служа ангольскому народу.
2. Ни один гражданин не может подвергаться дискриминации относительно образования, трудоустройства, профессиональной карьеры или социального пособия, на которые он имеет право в связи с занимаемой политической должностью или в связи с осуществлением политических прав.
3. Закон устанавливает ограничения в отношении военнослужащих на действительной службе, судей и полицейских сил, не являющихся членами партий, а также избирательной недееспособности военнослужащих на действительной службе и полицейских сил.
Статья 29
1. Семья, основная ячейка общества, защищается государством, вне зависимости от того, основана она на браке или фактическом союзе.
2. Мужчины и женщины равны в семье, пользуются равными правами и исполняют равные обязанности.
3. Семья при особом сотрудничестве с государством должна содействовать и обеспечивать всестороннее воспитание детей и молодежи.
Статья 30
1. Дети являются абсолютным приоритетом, и поэтому пользуются особой защитой семьи, государства и общества с целью их всестороннего развития.
2. Государство должно содействовать гармоничному развитию личности детей и молодежи и создавать условия для их интеграции и активного участия в жизни общества.
Статья 31
Государство при взаимодействии с семьей и обществом способствует гармоничному развитию личности молодежи и создает условия для реализации экономических, социальных и культурных прав молодежи, особенно в области образования, профессиональной подготовки кадров, культуры, возможности допуска к первоначальной работе, труда, социального обеспечения, физкультуры, спорта и использования досуга.
Статья 32
1. Гарантируется свобода выражения мнений, собраний, демонстраций и всех иных форм выражения мнений.
2. Осуществление прав, изложенных в предыдущем пункте, регулируется законодательством.
3. Запрещены группы, чьи цели или деятельность противоречат основополагающим принципам, изложенным в статье 158 Конституции, и уголовному законодательству, а также те, которые прямо или косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного, полувоенного и военизированного характера, тайные организации, а также группы, пропагандирующие расистские, фашистские или трайбалистические идеологии.

Статья 33
1. Гарантируется право на профессиональные и профсоюзные объединения. Формы, в которых оно осуществляется, гарантируются законом.
2. Все граждане имеют право принимать участие в профсоюзной деятельности, а также представлять и свободно вступать в профессиональные союзы.
3. Соответствующая защита для избранных представителей трудящихся от любых форм ограничений, сдерживающих или ограничивающих в отношении выполнения представителями своих обязанностей, установлена законом.
Статья 34
1. Работники имеют право на забастовку.
2. Специальный закон регулирует осуществление права на забастовку и ограничения к ней при основных услугах и видах деятельности, в целях общественных интересов.
3. Запрещено увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.
Статья 35
Свобода печати гарантирована и не может быть предметом какой-либо цензуры, особенно политической, идеологической и художественной.
Порядок осуществления свободы печати и соответствующих положений в целях предотвращения и пресечения любых злоупотреблений регламентируется законодательством.
Статья 36
1. Ни один гражданин не может быть арестован или предан суду, кроме как в соответствии с законодательством. Каждому обвиняемому должно быть гарантировано право на защиту, юридическую помощь и услуги адвоката.
2. Государство принимает меры по обеспечению правовой защиты лиц, страдающих от недостатка средств.
3. Никто не может быть осужден за деяние, которое не считалось преступлением в момент, когда оно было совершено.
4. Пенитенциарное право имеет обратную силу только в случаях, когда улучшает положение для обвиняемого.
5. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока судебный акт принимается судом.
Статья 37
Предварительные задержания допускаются только в случаях, предусмотренных законом, устанавливающем его нормы и сроки.
Статья 38
Любой гражданин, подвергнутый предварительному задержанию, должен предстать перед компетентным судьей, который узаконит такое задержание, а в дальнейшем либо предстать перед судом в течение срока, предусмотренного законом, либо быть освобожденным.
Статья 39
Каждый гражданин в момент ареста должен быть ознакомлен с сутью обвинения, которое было выдвинуто против него.
Статья 40
Каждый арестованный гражданин имеет право на свидания с членами семьи и друзьями, и на переписку, без ущерба для условий и ограничений, предусмотренных законодательством.
Статья 41
Каждый приговоренный гражданин обладает правом обратиться в компетентный суд или в Верховный суд с целью обжалования судебного акта, принятого в соответствии с законодательством.
Статья 42
1. Чтобы предотвратить злоупотребление властью путем лишения свободы или незаконного задержания, предписание о представлении арестованного в суд может быть представлено компетентным судом по ходатайству заинтересованного лица или любого другого гражданина.
2. Право на предписание о представлении арестованного в суд регулируется законом.
Статья 43
Граждане имеют право участвовать и принимать правовые меры в отношении любого действия, которое нарушает их права, изложенные в настоящем Конституционном законе и других законодательных актах.
Статья 44
Государство гарантирует неприкосновенность жилища и тайну переписки, со специальными ограничениями, предусмотренными законодательством.
Статья 45
Свобода совести и вероисповедания неприкосновенны. Государство Ангола признает свободу вероисповедания и гарантии его осуществления при условии, что оно не противоречит общественному порядку и национальным интересам.
Статья 46
1. Труд является правом и обязанностью всех граждан.
2. Каждый работник имеет право на справедливую оплату труда, отдых, выходные дни, защиту, охрану здоровья и безопасность на работе, в соответствии с законодательством.
3. Граждане имеют право свободно выбирать и осуществлять профессию, помимо требований, установленных законодательством.
Статья 47
1. Государство способствует принятию мер, необходимых для обеспечения права граждан на медико-санитарное обслуживание, а также на охрану детства и материнства, социального обеспечения инвалидности и уходу по старости и заботы в случаях нетрудоспособности.
2. Социальное обеспечение и социальная защита частных и кооперативных предприятий в сфере здравоохранения осуществляются в соответствии с законодательством.
Статья 48
Инвалиды комбатанты национально-освободительной борьбы, несовершеннолетние дети граждан, которые погибли на войне, лица, ставшие физически или умственно неполноценными в результате военных действий, должны находиться под специальной защитой, которая осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 49
1. Государство содействует обеспечению доступности образования, культуры и спорта для всех граждан, гарантируя участие представителей частных лиц с целью данного обеспечения, в соответствии с законодательством.
2. Частные и кооперативные предприятия осуществляют деятельность в сфере образования в соответствии с законодательством.
Статья 50
Государство создает необходимые политические, экономические и культурные условия, позволяющие гражданам эффективно пользоваться своими правами и в полной мере выполнять свои обязанности.
Статья 51
Государство защищает граждан Анголы, находящихся за границей или проживающих за границей, которые пользуются правами и подлежат обязанностям, не являющимся несовместимыми с их отсутствием в стране, без ущерба для последствий неоправданного отсутствия, предусмотренного законом.
Статья 52
1. Осуществление прав, свобод и гарантий граждан могут быть ограничены или приостановлены только в соответствии с законодательством, если такие представляют собой угрозу для общественного порядка, общественных интересов, личных прав, свобод и гарантий, или в случае заявления осадного положения или чрезвычайного положения, и такие ограничения должны быть всегда ограничены необходимыми и соответствующими мерами по поддержанию общественного порядка, в интересах общества и восстановления конституционного порядка.
2. Объявление осадного или чрезвычайного положения ни в коем случае на должно затрагивать право на жизнь, личную неприкосновенность, опознание личности, гражданские права, гражданство, не касаться ретроактивного характера уголовного права, права обвиняемого на защиту и свободы совести и религии.
3. Осадное и чрезвычайное положения регламентируется специальным законом.
Глава I – Принципы
Статья 53
1. Президент Республики, Национальная Ассамблея, Правительство и суды являются независимыми органами.
2. Формирование, состав, полномочия и функционирование независимых органов изложены в настоящей Конституции.
Статья 54
Государственные органы формируются и функционируют в соответствии с нижеследующими принципами:
(а) члены представительных органов избираются в соответствии с соответствующим законом о выборах;
(b) государственные органы регламентируются законом, который они обязаны соблюдать;
(с) функции независимых органов самостоятельны и взаимозависимы;
(d) существуют местные автономии;
(е) в стране существует административная децентрализация и передача полномочий, без ущерба единству правительственных и административных действий;
(f) лица, занимающие политические должности, несут гражданскую и уголовную ответственность за действия и бездействия, которые имели место при исполнении ими обязанностей;
(g) решения коллегиальных органов принимаются в соответствии с принципами свободного обсуждения и критики и признания воли большинства.
Статья 55
Для политических и административных целей территория Республики Ангола разделяется на провинции, муниципалитеты, коммуны, окрестности или селения.
Глава II – Должность Президента Республики
Раздел I – Президент Республики
Раздел II – Совет Республики
Статья 56
1. Президент Республики является главой государства, символом национального единства, представляет народ на национальном и международном уровнях, обеспечивает соблюдение конституционного права и является верховным главнокомандующим вооруженных сил Анголы.
2. Президент Республики определяет политический курс в стране, обеспечивает нормальное функционирование государственных органов и гарантирует национальную независимость и территориальную целостность страны.
Статья 57
1. Президент Республики избирается в соответствии с законодательством всеобщим, прямым, равным, тайным и периодическим голосованием граждан, проживающих на территории государства.
2. Президент Республики избирается абсолютным большинством действительных голосов. Если ни один из кандидатов не был признан победителем на выборах, то проводится повторное голосование, в котором участвует только два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре, которые не выбыли и могут конкурировать между собой.

Статья 58
Право занимать пост Президента Республики имеют граждане Анголы по рождению, старше 35 лет, пользующиеся всеми гражданскими и политическими правами.
Статья 59
Президент Республики осуществляет свои полномочия на протяжении пятилетнего срока, который истекает при принятии присяги вновь избранного Президента. Президент Республики может быть переизбран на второй срок подряд либо впоследствии на другой срок.
Статья 60
1. Кандидаты на пост Президента Республики представляются на законных основаниях политическими партиями или коалициями политических партий или, группами избирателей от пяти до десяти тысяч.
2. Кандидатуры должны быть представлены Председателю Верховного Суда не менее чем за шестьдесят дней до даты проведения выборов.
3. В случае выявления неспособности какого-либо кандидата на занятие поста Президента, новые кандидаты могут выдвигаться на замену неспособного кандидата в соответствии с законодательством.
Статья 61
1. Выборы Президента Республики проводятся не позднее, чем через тридцать дней со срока окончания полномочий действующего Президента.
2. В случае если пост Президента Республики освобождается, то выборы нового Президента Республики проводятся не позднее, чем через девяносто дней после даты освобождения должности.
Статья 62
1. Президент Республики должен быть приведен к присяге перед Верховным судом, на последний день в день срока полномочий покидающего свой пост Президента.
2. В случае избрания по причине освободившейся должности приведение к присяге будет проходить в течение пятнадцати дней с момента опубликования результатов выборов.
3. При присяге избранный Президент Республики произносит следующую присягу:
«Клянусь своей честью с полной самоотверженностью выполнять обязанности, которыми я был наделен, выполнять и обеспечивать исполнение Конституции Республики Ангола, защищать единство нации, целостность национальной территории, поддерживать и укреплять мир, демократию и социальный прогресс».
Статья 63
1. Президент Республики вправе уйти с поста до окончания срока полномочий, обратившись с посланием к Национальной Ассамблее и проинформировав Верховный суд.
2. Отказ от занимаемой должности Президента Республики вступает в силу, когда Национальная Ассамблея ознакомится с посланием, без ущерба для его последующей публикации в «Ежедневной Республике».

Статья 64
1. В случае временной нетрудоспособности или освобождения должности пост Президента Республики временно занимается Председателем Национальной Ассамблеи или, если он не в состоянии сделать этого, заместителем Председателя Национальной Ассамблеи.
2. Должность Председателя Национальной Ассамблеи как члена парламента, либо заместителя председателя автоматически приостанавливаются на срок полномочий временного Президента республики.
Статья 65
1. Президент Республики не несет ответственности за действия, проводимые во время выполнения им своих обязанностей, за исключением случаев подкупа или государственной измены.
2. Процессуальные действия начинаются Национальной Ассамблеей, по предложению одной пятой и в соответствии с решением, принятым двумя третями голосов присутствующих членов, а судебное разбирательство проводится в Верховном Суде.
3. Вынесение приговора приводит к отстранению от должности и невозможности повторного выдвижения на должность в качестве кандидата на новый срок.
4. Президент Республики подотчетен судам общей юрисдикции после окончания срока его полномочий за преступления, не связанные с выполнением его обязанностей.
Статья 66
Президент Республики обладает следующими полномочиями:
(а) назначать Премьер-министра, после заслушивания политических партий, представленных на Национальной Ассамблее;
(b) назначать и освобождать от занимаемых должностей других членов Правительства и Председателя Национального Банка Анголы по предложению Премьер-министра;
(с) прекращать срок полномочий Премьер-министра и отправлять в отставку Правительство после одобрения Советом Республики;
(d) осуществлять руководство в качестве Председателя Совета Министров;
(е) отменять решение Национальной Ассамблеи после консультации с Премьер-министром, Председателем Национальной Ассамблеи и Советом Республики;
(f) председательствовать на Совете Республики;
(g) назначать и увольнять послов и получать верительные грамоты иностранных дипломатических представителей;
(h) назначать судей Верховного суда после слушания дела Верховного совета судебной коллегии;
(i) назначать и освобождать от занимаемых должностей Генерального прокурора, заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора по рекомендации Высшего совета Министерства юстиции;
(j) назначать и освобождать от занимаемых должностей членов Высшего совета судебной коллегии, в соответствии со статьей 132 Конституционного закона;
(k) объявлять выборы Президента Республики и членов Национальной Ассамблеи, в соответствии с настоящей Конституцией и законом о выборах;
(l) возглавлять Совет Национальной безопасности и обороны;
(m) назначать и освобождать от должности начальника генерального штаба Вооруженных Сил Анголы и его депутатов, когда это применимо, и начальников штабов различных видов вооруженных сил;
(n) назначать генералов вооруженных сил Анголы, при заслушивании рекомендации Совета Национальной безопасности и обороны;
(о) проводить референдумы, в соответствии со статьей 73 настоящей Конституции;
(р) объявлять войну и устанавливать мир после заслушивания Правительства и после получения одобрения Национальной Ассамблеей;
(q) принимать акты о помиловании и замене приговора;
(r) объявлять осадное или чрезвычайное положение, в соответствии с законодательством;
(s) подписывать и обнародовать законы, одобренные Национальной Ассамблеей и подзаконные акты, утвержденные Правительством;
(t) обращаться с посланиями к Национальной Ассамблее и созывать Национальную Ассамблею на внеочередные сессии;
(u) делать заявления в случае чрезвычайных положений, а также принимать меры, предусмотренные в следующей статье настоящей Конституции;
(v) присуждать награды, как это предусмотрено законодательством;
(w) ратифицировать международные договоры, одобренные должным образом, и подписывать юридические документы о допущении других договоров в упрощенной форме;
(х) требовать от Конституционного суда предварительной оценки или объявления судебных постановлений неконституционными, проверять, по каким причинам они являются неконституционными путем бездействия.
Статья 67
1. В тех случаях, когда ведомства Республики, независимость нации, территориальная целостность или выполнение международных обязательств находятся под серьезной и непосредственной угрозой, а систематическая деятельность конституционных государственных постов прерывается, Президент Республики после согласования с Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи, принимает соответствующие меры.
2. Президент Республики уведомляет народ обо всех вышеизложенных факторах в послании.
3. В течение срока особых полномочий Конституция не может быть изменена, а Национальная Ассамблея не может быть распущена.
Статья 68
1. При председательствовании Советом министров, Президент Республики обязан:
(а) созывать Совет министров и устанавливать собственную повестку дня, заслушав Премьер-министра;
(b) осуществлять руководство и проводить совещания и заседания Совета министров.
2. Президент Республики вправе прямо делегировать Премьер-министра на пост Председателя Совета Министров.
Статья 69
1. Президент Республики издает законы в течение тридцати дней после их получения в Национальной Ассамблее.
2. В течение этого срока, Президент Республики вправе потребовать Национальную Ассамблею рассмотреть закон или любое из его положений.
3. Если после повторного рассмотрения две трети голосов членов Национальной Ассамблеи склоняются в пользу принятия закона, Президент Республики должен обнародовать закон в течение пятнадцати дней после его поступления.
Статья 70
После подписания Постановлений Правительства Премьер-министром, Президент Республики подписывает через тридцать дней данные постановления после их поступления либо информирует Правительство о причинах отказа в подписи.
Статья 71
Законы, упомянутые в статье 66 (s), не обнародованные Президентом Республики, постановления Правительства, не подписанные Президентом Республики, являются недействительными.
Статья 72
Лицо, временно исполняющее обязанности Президента Республики, не вправе распустить Национальную Ассамблею или созывать референдумы.
Статья 73
1. Президент Республики вправе по предложению Правительства или Национальной Ассамблеи выносить на референдум проекты законов или ратифицировать международные договоры, не противоречащие Конституции, затрагивающие организацию государственного департамента и функционирования учреждений.
2. Проведение конституционных референдумов запрещается.
3. Президент Республики вправе обнародовать законопроекты и ратифицировать международные договоры, утвержденные на референдуме, в течение пятнадцати дней.
Статья 74
При осуществлении своих полномочий Президент Республики издает президентские указы и официальные послания, которые публикуются в «Ежедневной Республике».

Раздел II – Совет Республики
Статья 75
1. Совет Республики является политическим консультативным органом Президента Республики и выполняет следующие функции:
(а) утверждает роспуск Национальной Ассамблеи;
(b) утверждает отставку Правительства;
(с) утверждает объявление войны и обеспечение мира;
(d) утверждает действия временного Президента Республики в связи с назначением Премьер-министра, отставку Правительства, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора, начальника Генерального штаба вооруженных сил Анголы, и его депутатов и начальников штабов различных ветвей вооруженных сил;
(е) консультирует Президента Республики в отношении осуществления своих полномочий, о которых ходатайствует Президент Республики;
(f) утверждает Постановления Совета Республики.
2. При осуществлении своих полномочий Совета Республики издает отчеты, которые должны быть обнародованы на соответствующей церемонии.
Статья 76
В состав Совета Республики, Председателем которого является Президент Республики, входят нижеперечисленные члены:
(a) Председатель Национальной Ассамблеи;
(b) Премьер-министр;
(с) Председатель Конституционного суда;
(d) Генеральный прокурор;
(е) Бывший Президент Республики;
(f) Президенты политических партий, представленных в Национальной Ассамблее;
(г) Десять граждан, назначаемых Президентом Республики.
Статья 77
1. Члены Совета Республики приводятся к присяге перед Президентом Республики.
2. Члены Совета Республики пользуются привилегиями и иммунитетом членов Национальной Ассамблеи.
Глава III – Национальная Ассамблея
Статья 78
1. Национальная Ассамблея представляет собой представительное собрание всех ангольцев, целью которого является выражение независимой воли народа Анголы.
2. Национальная Ассамблея регулируется положениями настоящей Конституции, а также другими одобренными положениями.

Статья 79
1. Национальная Ассамблея состоит из двухсот двадцати трех членов, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и периодического голосования на четырехлетний срок.
2. Члены Национальной Ассамблеи избираются на основе системы пропорционального представительства, на основании следующих критериев:
(a) каждая провинция представлена в Национальной Ассамблее пятью членами и составляет для этих целей избирательную коллегию;
(b) Оставшиеся сто тридцать членов комитета избираются на национальном уровне, при этом государство считается единой избирательной коллегией;
(с) для ангольских общин за рубежом, создается единая избирательная коллегия из трех членов, две в Африке и одна в остальной части мира.
Статья 80
Кандидаты представляются политическими партиями по отдельности или в коалиции, а перечень может включать и граждан, которые не являются членами партий, согласно закону о выборах.
Статья 81
Срок полномочий членов начинается на первой сессии Национальной Ассамблеи после выборов, а заканчивается на первой сессии последующих выборов, без ущерба для временного приостановления или индивидуального окончания срока полномочий.
Статья 82
1. В период нахождения в должности депутаты Национальной Ассамблеи не вправе занимать нижеперечисленные посты:
(a) министерская должность;
(b) работа на иностранные компании или международные организации;
(с) руководство и членство в административном совете, в обществе с ограниченной ответственностью, должность менеджера акционерного общества, генерального директора и заместителя генерального директора государственного предприятия;
2. Кроме того, они не вправе быть членами:
(a) судебных органов или министерства юстиции судей;
(b) военных или военизированных сил на действительной службе.
3. Граждане, получившие гражданство Анголы, вправе выдвигать свою кандидатуру по истечении 7-ми лет с момента приобретения гражданства.
Статья 83
В соответствии с Конституционным законом и Регламентом Национальной Ассамблеи члены Национальной Ассамблеи имеют право задавать вопросы Правительству или его членам, а также сотрудничать со всеми государственными органами и предприятиями, если это необходимо им для выполнения их обязанностей.

Статья 84
1. Никто из членов Национальной Ассамблеи не может быть задержан или арестован без разрешения Национальной Ассамблеи или ее Постоянного Комитета, за исключением случаев задержания на месте преступления, за которое в качестве наказания предусматривается лишение свободы.
2. Члены не несут ответственности за выражение своего мнения; при исполнении ими их обязанностей.
Статья 85
Депутат Национальной Ассамблеи может быть смещен со своей должности по любой из нижеперечисленных причин:
(a) в случае его непригодности или несоответствия, которые предусматриваются законом;
(b) в случае непринятия его на должность в Национальной Ассамблее или превышения числа отсутствующих, предусмотренных регламентом;
(с) в случае вступления им в какую-либо партию, отличную от той, из списка которой он был избран.
Статья 86
Депутат Национальной Ассамблеи вправе отказаться от своей должности, нотариально заверив заявление, скрепленное подписью, и лично вручив его Председателю Национальной Ассамблеи.
Статья 87
1. Временное замещение членов принимается в следующих случаях:
(a) в связи с занятием государственной должности, несовместимой с должности члена, в соответствии с настоящим Законом;
(b) в связи с болезнью, при ее продолжительности более сорока пяти дней.
2. В случае временной службы депутата, вакансия занимается в соответствии с порядком более высокой должности следующим кандидатом по списку, к которому принадлежит обладатель вакансии и который не смог занять должность.
3. В случае возникновения освобождения должности депутата, который был избран коалицией, должность будет отдана следующему неизбранному кандидату, предложенному политической партией, к которой принадлежит заменяемый депутат.
4. Если в списке, к которому принадлежал обладатель вакансии, не имеется неизбранных кандидатов, то место остается вакантным.
Статья 88
Национальная Ассамблея вправе:
(a) изменять настоящий конституционный закон и одобрять Конституцию Республики Ангола;
(b) утверждать законы по всем вопросам, за исключением ограничений, установленных Конституционным законом о правительстве;
(с) обсуждать законодательное решение в Правительстве;
(d) утверждать, по предложению Правительства, Национальный план и общий государственный бюджет;
(e) утверждать по предложению Правительства, доклады о выполнении Национального плана и общего государственного бюджета;
(f) поручать Правительству заключение договоров и предоставление займов, а также осуществление других кредитных операции, не связанных с текущей задолженностью, с изложением в общих чертах и установлением максимальных пределов поручительства, которые ежегодно представляются Правительством;
(g) создавать и изменять политическое и административное деление страны;
(h) осуществлять амнистию и помилование;
(i) уполномочивать Президента Республики объявлять осадное или чрезвычайное положение, с установлением продления, приостановления действий конституционных гарантий и контроля над их осуществлением;
(j) уполномочивать Президента Республики объявлять войну и заключать мир;
(k) одобрять международные договоры по вопросам, входящим в его абсолютную законодательную компетенцию, а также договоры о мире, участии Анголы в работе международных организаций, устранении границ, дружбе, обороне, военным вопросам и любым другим, представленных члену Правительством;
(l) ратифицировать указы;
(m) содействовать разбирательству в отношении Президента Республики за преступления: взяточничество или измену;
(n) голосовать за выражение доверия или недоверия к Правительству;
(о) разрабатывать проекты и утверждать Регламент Национальной Ассамблеи;
(р) избирать председателя и заместителя председателя Национальной Ассамблеи и других членов Постоянного комитета абсолютным большинством голосов присутствующих членов;
(q) составлять рабочий комитет Национального Собрания в соответствии с представительством партий в Ассамблее;
(r) выполнять другие обязанности, возложенные на него Конституцией и законом.
Статья 89
Национальная Ассамблея обладает полными и исключительными законодательными полномочиями по следующим вопросам:
(a) приобретение, утрата и повторное приобретение гражданства;
(b) права, свободы и основные гарантии граждан;
(с) выборы и статус должностных лиц в независимых органах местного самоуправления и других конституционных органах;
(d) пути и средства организации и управления органами местного самоуправления;
(е) система референдума;
(f) организация, функционирование и работа Конституционного суда;
(g) организация национальной обороны и общие основы организации, функционирования и дисциплины вооруженных сил Анголы;
(h) система осадного и чрезвычайного положения;
(i) ассоциации и политические партии;
(j) судебная организация и статус судебных органов и Министерства юстиции судей;
(k) денежно-кредитная система и десятичная система мер и весов;
(l) определение границ территориальных вод, исключительной экономической зоны и прав Анголы на прилегающее морское дно;
(m) определение секторов зарезервированных за государством в отношении экономики, и основу для предоставления концессий на эксплуатацию природных ресурсов и отчуждения государственной собственности;
(n) определение и система государственных символов.
Статья 90
Национальная Ассамблея обладает относительными исключительными законодательными полномочиями по следующим вопросам, за исключением случаев, когда разрешение дается Правительству:
(a) статус и правоспособность физических лиц;
(b) общая организация государственного управления;
(с) статус должностных лиц и гражданская ответственность в государственном управлении;
(d) общая система реквизиции и экспроприации в общественных интересах;
(е) пути и способы вмешательства и национализации средств производства и установления критериев для установления компенсации, а также реприватизации собственности или исследования права государственной собственности, в соответствии с основным законодательством пункте m вышеупомянутой статьи;
(f) определение системы налогообложения и формирования налогов;
(g) общие основы системы образования, государственных служб здравоохранения и социального обеспечения;
(h) основа системы охраны природы, экологического равновесия и культурного наследия;
(i) общая система сельского и городского лизинга;
(j) система землевладения и установления критериев для установления максимальных пределов частных сельскохозяйственных единиц;
(k) участие традиционных органов власти и граждан в органах местного самоуправления;
(l) статус государственных предприятий;
(m) определение системы государственного имущества;
(n) определение преступлений, наказаний, мер безопасности и уголовного судопроизводства.

Статья 91
1. Национальная Ассамблея в отношении законов, законодательных полномочий определяет их сферы применения, значение, продление и срок действия полномочий.
2. Полномочия, указанные в вышеизложенном пункте, утрачиваются по требованию Правительства, поступившему в конце законодательной власти или роспуска Национальной Ассамблеи.
Статья 92
1. Национальная Ассамблея в порядке осуществления своих полномочий, издает законы о конституционных поправках к Конституции Республики Ангола, основные законы, законы, предложения и резолюции.
2. Действия, предусмотренные в статье 88 (а) принимают форму закона о конституционной поправке или изменения Конституции Республики Ангола.
3. Действия, предусмотренные в статье 89 (c), (d), (e), (f), 4. (g), (h) и (i) принимают форму основных законов.
4. Другие действия, предусмотренные в статьях 89 и 90, и те, которые предусмотрены в статье 88 (d), (f) (g) и (h) принимают форму законов.
5. Действия, предусмотренные в статье 88 (n) принимают форму предложений.
6. Другие действия Национальной Ассамблеи, а именно те, которые предусмотрены в статье 88 (c), (e), (i), (j), (k) (1), (m), (o) (p) and (q) и действия Постоянного комитета, принимают форму резолюций.
Статья 93
1. Депутаты, парламентские группы и Правительство имеют право предлагать законопроекты.
2. Депутаты и парламентские группы в течение финансового года не вправе разрабатывать проекты законов, предусматривающие увеличение расходов или снижение доходов государства, установленные в бюджете.
3. Законопроекты, которые были окончательно забракованы, не должны оцениваться в течение той же законодательной сессии, пока не пройдут новые выборы в Национальную Ассамблею.
4. Законопроекты, представленные Правительством, окончательно утрачиваются с момента отставки Правительства.
Статья 94
1. Национальная Ассамблея обсуждает законы исполнительной власти, утвержденные Советом министров в целях внесения поправок или отказа в утверждении, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции Правительства, по запросу десяти членов на десяти первых пленарных заседаниях Национальной Ассамблеи после их опубликования.
2. После рассмотрения запроса и в случае, если были приняты предложения о поправках, Ассамблея вправе полностью или частично приостановить действие закона до момента публикации закона, вносящего поправки или даже отказ данных предложений.
3. В случае отказа от утверждения действие закона прекращается с момента публикации резолюции в «Ежедневной Республике», и закон не подлежит повторной публикации в ходе этой законодательной сессии.
4. Законы исполнительной власти, которые не являются предметом требования для рассмотрения Национальной Ассамблеей в течение периода, и в соответствии с процессуальными действиями, изложенными в данной статье, считаются утвержденными.
Статья 95
1. Национальная Ассамблея не может быть распущена в течение шести месяцев после ее избрания, в последней четверти срока полномочий Президента Республики, в течение срока временного Президента Республики или во время осадного или чрезвычайного положения.
2. Несоблюдение положений вышеизложенного пункта приводит к юридической ничтожности решения о роспуске.
3. При роспуске Национальной Ассамблеи срок полномочий членов и полномочия Постоянного комитета продолжается до первого заседания вновь избранной Ассамблеи.
Статья 96
1. Законодательная власть состоит из четырех законодательных сессий.
2. Каждая сессия законодательной власти длится один год и начинается 15 октября.
3. Обычный срок, в течение которого Национальная Ассамблея осуществляет свои функции, составляет восемь месяцев и начинается 15 октября, без ущерба для периода времени, предусмотренного Регламентом Национальной Ассамблеи, а приостановление определяется двумя третями голосов присутствующих депутатов.
4. Национальная Ассамблея собирается на очередную сессию при созыве ее председателем.
5. Национальная Ассамблея вправе собираться на внеочередные сессии по мере необходимости по решению пленарного заседания, по инициативе Постоянного комитета или более половины ее членов.
6. Национальная Ассамблея вправе собираться на внеочередные сессии вне ее обычной сессии по решению пленарного заседания, по инициативе Постоянного комитета, более половины ее членов или созываться Президентом Республики.
Статья 97
1. Национальная Ассамблея осуществляет свои функции простым большинством голосов присутствующих членов.
2. Решения Национальной Ассамблеи принимаются простым большинством голосов присутствующих членов, за исключением случаев, когда настоящей Конституцией устанавливаются иные нормы решения.
Статья 98
1. Повестка дня пленарного заседания Национальной Ассамблеи, подготавливается ее Председателем, с учетом права на обжалование Пленарным заседанием Ассамблеи.
2. Внутренний Регламент Национальной Ассамблеи излагает приоритетные вопросы, включенные в обсуждение повестки дня.
3. Послания Президента Республики Национальной Ассамблее обладают абсолютным приоритетом над всеми другими вопросами.
4. Правительство вправе потребовать приоритета для срочных вопросов, решение которых необходимо в общественных интересах.
Статья 99
1. Министры и государственные секретари имеют право принимать участие в пленарных заседаниях Национальной Ассамблеи, им может быть оказана помощь или они могут быть заменены заместителями министров и выступать, в соответствии с Регламентом Национальной Ассамблеи.
2. Премьер-министр и члены Правительства представляют на заседаниях пленума перед Ассамблеей закономерности, которые должны быть изложены в Регламенте Национальной Ассамблеи, отвечать на вопросы членов Комитета и требовать разъяснений в устной или письменной форме.
3. Премьер-министр и члены Правительства присутствуют на пленарном заседании Национальной Ассамблеи, когда возникает дискуссия по ходатайствам о неодобрении или недоверии к Правительству и утверждении Национального плана, общего государственного бюджета и отчетов об их исполнении.
4. Рабочие комитеты Национальной Ассамблеи могут потребовать участия членов Правительства в их работе.
Статья 100
1. Национальная Ассамблея состоит из рабочих комитетов и в соответствии с Регламентом вправе создавать специальные комитеты.
2. Состав комитета отражает представительство партий в Национальной Ассамблее и их председательства разделяет парламентские группы пропорционально численности их членов.
3. Комитетами рассматриваются петиции, адресованные Национальной Ассамблее, и комитеты могут потребовать показания от любого гражданина.
Статья 101
1. Члены Национальной ассамблеи могут стать парламентской комиссией по расследованию в целях исследования действий Правительства и администрации.
2. Комиссия по расследованию запрашивается любым членом и обязательно включает в себя одну пятую часть присутствующих членов, не должна ограничиваться одним на каждого члена законодательной сессии.
3. Парламентская комиссия по расследованию ведет расследование полномочий судебных органов.

Статья 102
1. Национальная Ассамблея, за период, когда она эффективно функционирует, во время, когда она распускается и в других случаях, предусмотренных в Конституционном законе, замещается Постоянным комитетом.
2. Постоянный комитет состоит из:
(a) Председателя Национальной Ассамблеи, который возглавляет Постоянный комитет, назначается партией или коалицией партий, которые получают большинство голосов на выборах;
(b) Двух вице-председателей, назначаемых политическими партиями или коалицией партий пропорционально числу мест, занятых ими в Национальной Ассамблее;
(с) Двенадцати членов, назначенных партиями и коалициями партий пропорционально числу мест, занятых ими в Национальной Ассамблеи.
3. Постоянный комитет вправе:
(a) Осуществлять совместно работу Правительства и администрации;
(b) Созывать Национальную Ассамблею на внеочередные сессии;
(с) Отстранять Ассамблею от ее обязанностей в отношении полномочий ее членов;
(d) Уполномочивать Президента Республики объявить осадное или чрезвычайное положение;
(е) В исключительных случаях уполномочивать Президента Республики объявить войну и заключить мир, когда Национальная Ассамблея не проводит обычную сессию, и в случае появления срочности о созыве специального заседания;
(f) Осуществлять подготовку по открытию законодательной сессии.
Статья 103
1. Члены, избираемые каждой партией или коалицией партий, могут образовывать парламентские группы.
2. Без ущерба для права государств-членов, предусмотренных в настоящей Конституции, парламентские группы уполномочены осуществлять следующие права:
(a) принимать участие в рабочих комитетах Ассамблеи в соответствии с их членами, назначивших в них своих представителей;
(b) излагать мнения по разработке повестки дня;
(с) вносить предложения путем официального требования к Правительству по поводу разъяснений, открытия двух дискуссий в каждой законодательной сессии по вопросам общей или отраслевой политики;
(d) поручать Постоянному комитету созывать собрания;
(е) выдвигать законопроекты;
(f) разрабатывать предложения о вынесении вотума недоверия Правительству;
(g) регулярно и непосредственно заслушивать информацию Правительства о решении основных вопросов, представляющих общественный интерес;
(h) требовать учреждения парламентских групп по расследованию;
3. Право, предусмотренное в пунктах (b), (f). (g) и (h) осуществляется председателем парламентской группы.
4. Каждая парламентская группа имеет право на офисные помещения в местопребывании Национальной Ассамблеи, также как квалифицированный и административный персонал по своему выбору, в соответствии с законодательством.
Статья 104
Национальной Ассамблее и ее комитетам оказывается помощь постоянно действующими органами технического, административного персонала и специалистами, работающими постоянно или временно по контракту, в соответствии с законодательством.
Глава IV. – Правительство
Статья 105
1. Правительство ведет общую политику страны и является высшим государственным административным органом.
2. Правительство несет политическую ответственность перед президентом Республики и Национальной Ассамблеей, в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 106
1. Состав Правительства устанавливается исполнительным правом.
2. Число и назначение на должности министров, государственных секретарей и заместителей министров определяются указами о назначении соответствующих должностных лиц.
3. Полномочия министерств и государственных секретариатов определяются исполнительным законодательством.
Статья 107
1. Должность Премьер-министра, министра, государственного секретаря и заместителя министра не совместимы с должностью члена Национальной Ассамблеи.
2. Несовместимость, изложенная в Статье 82 (b) и (с), также применяется к положениям, изложенным в предыдущем пункте.
Статья 108
1. Президент Республики председательствует на Совете министров, в состав которого входят премьер-министр, министры и государственные секретари.
2. Совет министров собирается в периоды, установленные законом.
3. Заместители министров могут быть вызваны для участия в заседаниях Совета министров.
4. Совет министров вправе создавать специализированные комиссии для подготовки документов конкретным лицам, которые должны быть рассмотрены Советом министров.
Статья 109
Премьер-министра приступает к исполнению своих обязанностей с момента принятия присяги и прекращает их исполнения с момента принятия присяги новым Премьер-министром.
Другие члены Правительства приступают к исполнению своих обязанностей с момента принятия присяги и прекращают их исполнения при увольнении или при прекращении трудовой деятельности Премьер-министра.
В случае отставки Правительства, Премьер-министр уходящего в отставку Правительства отстраняется с момента назначения и приведения к присяге нового Премьер-министра.
Статья 110
При выполнении политических функций, Правительство обязано:
(а) свидетельствовать акты Президента Республики, в соответствии с положениями статьи 70;
(b) излагать общие направления государственной политики и ее осуществления;
(с) вести переговоры и заключать международные договоры и утверждать те договоры, которые не относятся исключительно к компетенции Национальной Ассамблеи или не были представлены ей на рассмотрение;
(d) представлять проекты законов на Национальной Ассамблее;
(е) совместно рассматривать ходатайства доверия, представленные в Парламент;
(f) излагать точку зрения на объявление осадного или чрезвычайного положения;
(g) предлагать Президенту Республики объявление войны или заключение мира;
(h) выполнять другие обязанности, возложенные на него Конституцией или законом.
Статья 111
1. При выполнении законодательных обязанностей Правительство вправе:
(а) учреждать, согласно исполнительному законодательству состав, организацию и функционирование Правительства;
(b) разрабатывать проекты и принимать законы об административных законодательных вопросах, связанных с Национальной Ассамблеей, в соответствии с действующей санкцией законодательного органа;
2. Правительство имеет полную законодательную власть по вопросам, относящимся к собственному составу, организации и функционированию.
3. Исполнением законов, предусмотренных в пункте (b) должны специально предавать юридическую силу документа, одобренного санкцией законодательного органа.
Статья 112
При выполнении своих административных обязанностей, Правительства обязано:
(a) разрабатывать проект и содействовать реализации экономического и социального плана развития страны;
(b) разрабатывать проект, утверждать и руководить исполнением государственного бюджета;
(с) утверждать акты Правительства об увеличении или уменьшения государственных доходов или расходов;
(d) разрабатывать проект правил, необходимых для надлежащего применения законов;
(е) руководить службами и деятельностью государственной администрации, косвенным управлением и наблюдать за автономной местной администрацией и другими автономными учреждениями:
(f) осуществлять действия и принимать все необходимые меры для содействия экономическому и социальному развитию и удовлетворению коллективных потребностей.
Статья 113
Правительство на заседании в Совете министров выполняет свои функции путем принятия исполнительных законов, указов и постановлений об общей и отраслевой политике и мерах в рамках своей деятельности.
Статья 114
1. Премьер-министр в целом осуществляет руководство, проводит и координирует общую деятельность Правительства.
2. Премьер-министр вправе в частности:
(а) координировать и руководить деятельностью всех министерств и государственных секретариатов;
(b) представлять Правительство на Национальной Ассамблее, внутри страны и за рубежом;
(с) руководить функционированием Правительства и его общими отношениями с другими государственными органами:
(d) заменять Президента Республики в руководстве Советом Министров, в соответствии с пунктом 2 статьи 68;
(е) подписывать исполнительные законы Совета министров и направлять их для обнародования Президентом Республики;
(f) подписывать исполнительные законы Совета министров и направлять их для последующего подписания Президентом Республики;
(g) подписывать резолюции Совета министров;
(h) исполнять другие обязанности, возложенные на него Конституцией и законом.
3. При выполнении своих обязанностей Премьер-министра, министров и государственных секретарей издает исполнительные указы и официальные послания, которые публикуются в «Республиканском ежедневнике».
Статья 115
1. Правительство разрабатывает проект своей программы, включающей крупные политические, экономические и социальные главные принципы и меры, которые должны быть приняты или предложены в различных сферах государственной деятельности.
2. Члены Правительства осуществляют свою деятельность на основе правительственной программы и других решений, принятых в Совете министров.
Статья 116
1. Правительство приступает к исполнению своих обязанностей сразу же принятия присяги.
2. Правительству может быть выражен вотум недоверия Национальной Ассамблеи по осуществлению его программы или других основополагающих вопросов государственной политики, по предложению депутатской группы или решению одной четверти присутствующих членов.
3. Вотум недоверия правительства принимается абсолютным большинством присутствующих депутатов.
4. Если вотум недоверия не был принят, то подписавшие его не выносят вотум недоверия на обсуждение на той же законодательной сессии.
5. Правительство вправе поставить перед Национальной Ассамблеей вопрос о вотуме доверия, ответ на который принимается большинством присутствующих членов.
Статья 117
1. Премьер-министр несет ответственность перед Президентом Республики, которого он регулярно и напрямую информирует о вопросах, связанных с поведением в стране политического курса.
2. Премьер-министр представляет Правительство в Национальной Ассамблее и обеспечивает политическую ответственность Правительства перед Национальной Ассамблеей.
Статья 118
Ниже перечислены возможные причины отставки Правительства:
(а) окончание полномочий законодательного органа;
(b) избрание нового президента Республики;
(с) отставка Премьер-министра;
(d) одобрение Президентом Республики отставки Премьер-министра;
(e) смерть или инвалидность Премьер-министра;
(f) вотум недоверия Правительству;
(g) неспособность выразить вотум доверия Правительству.
Статья 119
Премьер-министр, министры, государственные секретари и заместители министров могут быть арестованы только в том случае, если в качестве наказание за преступление предусматривается тюремное заключение и после этого соответствующие полномочия их должностей прекращаются Президентом Республики.
Глава V. – Правосудие
Раздел I. – Суды
Раздел II. -Верховный Совет Судебной Ветви Власти
Раздел III. Конституционный Суд
Статья 120
1. Суды являются независимыми органами с полномочиями отправления правосудия от имени народа.
2. Верховный суд и другие суды, предусмотренные законом, исполняют юрисдикционные обязанности.
3. При исполнении своих обязанностей суды являются независимыми и подчиняются только закону, а также имеют право на получение помощи от других органов власти.
Статья 121
1. Суды гарантируют и обеспечивают соблюдение конституционного права, законов и других правовых положений, защиту прав и законных интересов граждан и учреждений и принимает решение о законности административных актов.
2. Для всех граждан и других юридических лиц, в соответствии с решениями судов, решения являются обязательными, и они преобладают над интересами других органов власти.
Статья 122
Суды, как правило, являются коллегиальными и включают в себя профессиональных судей и гражданских помощников, которые имеют равные права и обязанности по отношению к предусмотренному судебному процессу.
Статья 123
Обязанностью всех государственных и частных структур является сотрудничество с судами в выполнении ими своих обязанностей.
Статья 124
Судебные заседания должны быть открытыми, если только суд не принимает иного обоснованного решения по таким причинам, как соблюдение достоинства личности или общественной нравственности, или для обеспечения их функционирования.
Статья 125
1. Помимо Конституционного Суда, суды могут быть структурированы в соответствии с законодательством нижеследующим образом:
(а) муниципальные суды:
(b) епархиальные суды,
(с) Верховный суд.
2. Организация и функционирование военных судов излагается в соответствующем законе.
3. Военные, административные, ревизионные, финансовые, морские и арбитражные суды могут быть созданы в соответствии с законодательством.
Статья 126
Без ущерба для положений предыдущей статьи, Конституционные суды имеют единственное полномочие по определению преступлений, которые должны быть запрещены.
Статья 127
При выполнении своих обязанностей судьи являются независимыми и обязаны подчиняться только закону.

Статья 128
Судьи не могут быть отстранены от занимаемой должности, их должность не передается, не переводится в более высокий чин, не приостанавливается, судей отправляют на пенсию и увольняют иначе только соответствии с законодательством.
Статья 129
Судьи несут ответственность за принятие решений, которые они выносят при выполнении ими своих обязанностей, за исключением ограничений, налагаемых законом.
Статья 130
1. Председательствующий судья Верховного суда, заместитель Председателя Верховного суда и другие судьи Верховного суда и Конституционного суда могут быть арестованы только в том случае, если наказание за преступление предусматривает тюремное заключение.
2. Судьи первой инстанции не могут быть арестованы без предъявления обвинения, если только оказавшиеся на месте преступления не совершают преступление, за которое в качестве наказания предусматривается тюремное заключение.
Статья 131
Судьи не исполняют какие-либо государственные или частные обязанности помимо преподавания и научных исследований.
РАЗДЕЛ II. — ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СУДЕБНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ
Статья 132
1. Верховный Совет судебной ветви власти является высшим органом управления и дисциплинарной судебной ветви власти. В его обязанности входит:
(а) рассматривать профессиональную компетенцию и принимать дисциплинарные меры в отношении судей:
(b) предлагать назначение судей Верховного суда в соответствии с настоящей Конституцией;
(с) осуществлять расследования, проверки и справки на юридические услуги и предлагать меры, необходимые для обеспечения эффективности и их улучшения;
(d) назначать на должность, перемещать и повышать в звании судей, без ущерба для положений настоящей Конституции.
2. Верховный Совет судебной власти находится под председательством Председателя Верховного суда и состоит из:
(а) троих адвокатов, назначаемых Президентом Республики, по крайней мере, один из которых является судьей суда;
(b) пяти адвокатов, назначаемых Национальной Ассамблеи;
(с) десяти судей, избранных судьями,
3. Члены Верховного Совета судебной власти пользуются тем же иммунитетом, что и судьи Верховного суда.

Статья 133
Порядок присоединения судей к судебной ветви власти устанавливается законом.
Раздел III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Статья 134
Конституционный Суд в целом отправляет правосудие по юридическим и конституционным вопросам, и выполняет следующие функции:
(а) не допускает неконституционности, в соответствии с положениями статьи 154;
(b) рассматривает вопрос о неконституционности законов, административных законов, ратифицированных международных договорах и любых правил, в соответствии с положениями статьи 155;
(с) осуществляет проверку и рассматривает несоблюдение конституционного права из-за неспособности принять необходимые меры для обеспечения исполнения конституционных норм;
(d) рассматривает апелляции в отношении конституционного характера всех решений других судов, которые отказываются применять какие-либо нормы в связи с их неконституционностью;
(е) рассматривает апелляции в отношении конституционного характера всех решений других судов, которые применяются нормы конституционного характера, вызванные в ходе судебного разбирательства.
Статья 135
1. Конституционный Суд состоит из семи судей, назначаемых из числа адвокатов и судей в соответствии с нижеследующим:
(а) трое судей назначаются Президентом Республики, включая председателя суда;
(b) трое судей избираются Национальной Ассамблеей двумя третями голосов присутствующих членов;
(с) один судья избирается на совместной сессии Верховного суда.
2. Судьи Конституционного суда назначаются на невозобновляемый семилетний срок, и им гарантируется независимость, несменяемость на должности, беспристрастность и неответственность, так же как и судьям других судов.
3. Другие правила, касающиеся полномочий, организации и функционирования Конституционного Суда должны быть установлены соответствующим законом.
РАЗДЕЛ IV. – ПРОКУРАТУРА
Статья 136
1. Прокуратура представлена в судах Министерством юстиции, в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Прокуратура защищает демократическую законность и, прежде всего, представляет государство при уголовном преследовании и защиты интересов, возложенных на нее законом.

Статья 137
1. Прокуратура осуществляет контроль под председательством генерального прокурора и состоит из Верховного совета Министерства юстиции, состоящего из членов, избираемых Национальной Ассамблеей и депутатами, избранных судьями Министерства юстиции из собственного количества, в порядке, установленном законом.
2. Прокуратура имеет собственное законодательство, пользуется автономией в соответствии с законодательством и регулируется судебным законодательства и судей Министерства юстиции.
3. Организация, структура и функционирование Прокуратуры и порядок присоединения к Министерству юстиции должны быть определены в соответствующем законе.
Статья 138
Судьи Министерства юстиции несут ответственность перед законом и следуют иерархии власти.
Статья 139
1. Генеральный прокурор, заместитель генерального прокурора и помощники Генерального прокурора могут быть арестованы только в случаях, когда наказание за преступление карается тюремным заключением.
2. Судьи Министерства юстиции и эквивалентных судов не могут быть арестованы без предъявления обвинения, если не оказались на месте совершения преступления, наказание за которое карается тюремным заключением.
Статья 140
Судьи Министерства юстиции не могут быть переведены, смещены в должности, повышены по службе, уволены, а также подвергаться иному изменению в должности, кроме как в соответствии с соответствующей Конституцией.
Статья 141
Должность судьи министерства юстиции не совместима с выполнением государственных или частных обязанностей, за исключением преподавания, научных исследований или работы в ассоциациях судебной власти.
ГЛАВА Vl. СУДЕБНЫЙ ПРОКТОРАТ
Статья 142
1. Судебный Прокторат является независимым государственным органом, цель которого состоит в том, чтобы защищать права, свободы и гарантии граждан, обеспечивая свободными средствами справедливость и законность государственной администрации.
2. Граждане могут обращаться в Судебный Прокторат с жалобами, касающимися действий или бездействий государственных властей, которые принимают решения без полномочий, при этом граждане представляют в соответствующие органы свои рекомендации в целях предотвращения и исправления несправедливости.
3. Деятельность судебного Проктората не должна зависеть от способов, которые регулируют апелляции или споры, предусмотренные в конституционном законе и законодательстве.
4. Другие обязанности и положения судебного Проктората установлены законом.
Статья 143
1. Судебный Прокторат назначается Национальной Ассамблеей решением двух третей членов, присутствующих и должен быть приведен к присяге Председателем Национальной Ассамблеи.
2. Судебный Прокторат назначается на четырехлетний срок и может быть повторно назначен следующий четырехлетний срок.
Статья 144
Государственные органы и агенты обязаны сотрудничать с судебным Прокторатом при выполнении им обязанностей.
ГЛАВА VII. – МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 145
Государственная организация на местном уровне состоит из местных государственных учреждений и местных административных органов.
Статья 146
1. В состав местных государственных учреждений входят территориальные органы, созданные с целью сотрудничества при реализации интересов населения, также для этой цели избираются представительные органы для управления своими общинами.
2. Состав, организация, полномочия, функционирование и полномочия регулируемых местных государственных учреждений определяются соответствующим законом.
Статья 147
1. Местные административные органы являются местными административными единицами децентрализации от центральной власти в целях достижения конкретных элементов государственного управления на местном уровне, осуществляют руководство экономическим и социальным развитием и обеспечивают предоставление коммунального хозяйства в соответствующей географической зоне.
2. Полномочия видов местных административных органов, организаций, функционирования устанавливаются соответствующим законом.
Статья 148
1. Губернатором провинции является представитель правительства в соответствующей области, который занимается прямым управлением провинцией, обеспечивает нормальное функционирование местных административных органов, и подотчетен Правительству и Президенту Республики.
2. Губернатора провинции назначает Президент Республики после консультации с Премьер-министром.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
Статья 149
1. Государство обеспечивает национальную оборону.
2. Цели национальной обороны гарантируют национальную независимость, территориальную целостность, свободу и безопасность населения от любой агрессии или внешней угрозы, в рамках учрежденного конституционного порядка и норм международного права.
Статья 150
1. Президент является председателем на Совете национальной безопасности, в состав которого входят:
(а) Премьер-министр;
(b) Министр обороны;
(с) Министр внутренних дел;
(d) Министр иностранных дел;
(е) Министр финансов;
(f) начальник генерального штаба вооруженных сил Анголы.
2. Президент Республики вправе призывать другие организации, на основании их опыта, для принятия участия в заседаниях Совета национальной безопасности.
3. Совет национальной безопасности и обороны является консультативным органом по вопросам национальной обороны и организации, функционирования и дисциплине Вооруженных Сил, обладает административными полномочиями, предоставленными ему по закону.
Статья 151.
1. Вооруженные силы Анголы под руководством главнокомандующего обязаны подчиняться соответствующим независимых органам, в соответствии с настоящей Конституцией и другим предписаниям законодательства, а также защищать государство от нападений.
2. Ангольские вооруженные силы как государственные институты являются постоянными, регулярными и не относятся к какой либо политической партии.
3. Вооруженные силы Анголы состоят исключительно из граждан, а общие правила организации и военной подготовки устанавливаются законом.
Статья 152.
1. Защита страны справедливое требование и высочайший долг каждого гражданина.
2. Военная служба носит обязательный характер. Способ ее несения предусматривается законом.
3. Граждане не должны терять свои постоянные рабочие места или другие социальные пособия, в связи со службой в армии.
ГЛАВА I. НЕКОНСТИТУЦИОННОСТЬ
Статья 153
1. Нормы, которые нарушают Конституционный Закон и принципы, изложенные в нем, являются неконституционными.
2. Конституционный Суд вправе объявить неконституционными акты действия или бездействия.

Статья 154
1. Президент Республики и одна пятая членов Национальной Ассамблеи вправе потребовать от Конституционного Суда предварительного рассмотрения конститутционности какой-либо нормы, при условии принятия, подписания или ратификации Президентом Республики, а именно законодательных правовых актов, исполнительных законов, декретов или международных договоров.
2. Нормы о предварительном рассмотрении, по которым поступило ходатайство в Конституционный Суд, не будут обнародованы, подписаны до тех пор, пока Конституционный суд не вынесет относительно них своего решения.
3. В тех случаях, когда нормы, упомянутые в предыдущем пункте, объявляются неконституционными, на данные нормы налагается вето Президента Республики, а документ, содержащий данные нормы возвращает в орган, утвердивший его, чтобы данный документ одобрен для удаления в той части, где он является неконституционным.
Статья 155
1. Президент Республики, одна пятая часть членов действующей Национальной Ассамблеи, Премьер-министр, Генеральный Прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд для рассмотрения каких-либо норм.
2. Объявление каких-либо норм, указанных в предыдущем пункте, неконституционными вступает в силу с момента вступления в силу нормы, признанной неконституционной, и влечет за собой изменение норм, которые были объявлены недействительными.
3. При неконституционности, в случае нарушения вышеизложенного конституционного правила, заявление вступает в силу только после его опубликования.
4. Исключения применяются, если Конституционный Суд не примет иного решения, в соответствии с уголовными, административными нормами, либо простого нарушения организацией правил, а также когда содержание является неблагоприятным для обвиняемого.
Статья 156
1. Президент Республики, одна пятая присутствующих членов и Генеральный Прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд, чтобы объявить неконституционность причинения вреда бездействием.
2. В случае, когда неконституционность причинения вреда бездействием проверена, Конституционный Суд информирует соответствующий законодательный орган, с тем, чтобы подобное причинение вреда бездействием могло быть исправлено.
Статья 157
Конституционный Суд выражает свое мнение по поводу неконституционности норм, представленных ему для рассмотрения в течение не более чем сорока пяти дней.

ГЛАВА II. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 158
1. Национальная Ассамблея вправе рассматривать Конституционный закон и утверждать Конституцию Республики Ангола по решению двух третей присутствующих депутатов.
2. Поправки к Конституции могут быть предложены не менее десяти членами или Президентом Республики.
3. Конституционный Закон может быть изменен в любое время.
4. Национальная Ассамблея должна определить порядок представления проекта Конституции Республики Ангола.
5. Президент Республики не вправе отказаться от принятия закона о внесении изменений в Конституцию Республики Ангола, принятого в соответствии в первым положением настоящей статьи.
Статья 159
1. Поправки и утверждение Конституции Анголы должны соответствовать:
(а) независимости, территориальной целостности и национальному единству;
(b) основным правам и свободам, а также гарантиям граждан;
(c) государству, основанному на верховенстве закона и партийном политическом плюрализме;
(d) всеобщем, прямом, тайном и периодическом голосованием для назначения должностных лиц, избранных на должности государственных органов и местного самоуправления;
(e) светскому характеру государства и принципу разделения государства и церкви;
(f) разделению и взаимозависимости между судами.
Статья 160
Никакие поправки не могут быть внесены в Конституцию во время осадного или чрезвычайного положения.
СИМВОЛИКА РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА
Статья 161
Символика Республики Ангола представлена Флагом, Эмблемой и Национальным Гимном.
Статья 162
Государственный Флаг состоит из двухцветных горизонтальных полос. Верхняя полоса ярко-красная, а нижняя черная. При этом они обозначают:
Ярко-красный цвет – кровь, пролитую ангольцами в период колониального угнетения, национально-освободительной борьбы и обороны страны.
Черный – Африканский континент.
В центре располагается композиция, состоящая из сегмента зубчатого колеса, символизирующего работников и промышленное производство, мачете, символизирующее крестьян, сельскохозяйственное производство и вооруженную борьбу, и звезды, символизирующей международную солидарность и прогресс.
Зубчатое колесо, мачете и звезды должны быть желтыми, что символизирует богатство страны.
Статья 163
Эмблема Республики Анголы формируется из сегмента зубчатого колеса и снопов кукурузы, кофе и хлопка, что представляет соответственно рабочих и промышленное производство, крестьян и сельскохозяйственное производство.
Внизу узора – открытая книга, которая символизирует образование и культуру, а также восходящее солнце, символизирующее новое страну. В центре размещены мачете и мотыги, символизирующие работу и начало вооруженной борьбы. В верхней части эмблемы располагается звезда, символизирующая международную солидарность и прогресс. В нижней части эмблемы располагается золотая лента с надписью «Республика Ангола».
Статья 164
Национальный Гимн – это «Ангола Аванте» («Вперед, Ангола»).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 165
Законы и нормы, действующие в Республике Ангола, применяются, если они не изменены, не отменены, не противоречат букве и духу настоящей Конституции.
Статья 166
Все международные договоры, соглашения и союзы, к которым Португалия присоединила Анголу, и которые идут вразрез с интересами ангольского народа, должны быть пересмотрены.