Постановление Меджлиса крымских татар
«О проекте Конституции Крымской Республики»
(Газета «Авдет» от 12 января 1992 года)
Принимая во внимание абсолютную неприемлемость для крымскотатарского народа многих положении проекта Конституции «Республики Крым», одобренного и принятого за основу решением 6-й сессии Верховного Совета Крымской АССР от 26 декабря 1991 года, рассмотрев на своем очередном заседании представленный президиумом Меджлиса рабочий проект Конституции Крымской Республики и стремясь путем политического диалога разрешать возникающие противоречия, Меджлис крымскотатарского народа постановляет:
1. Одобрить в основном представленный президиумом Меджлиса Конституции Крымской Республики, и после внесения предложенных участниками заседания поправок, замечаний и дополнений опубликовать в печати для всенародного обсуждения в течение месяца со дня публикации в газетах «Авдет» и «Къырым».
2. Всем местным органам самоуправления крымских татар (местным Меджлисам в Крыму и комитетам содействия возвращению крымских татар за пределами Крыма) провести собрания соотечественников по обсуждению проекта Конституции Крымской Республики и внесенные в ходе обсуждений предложения и замечания в кратчайшие сроки направить в политико-правовой отдел Меджлиса крымскотатарского народа, резолюции собраний направить также в комиссию по законодательству и законности Верховного Совета Украины.
3. Президиуму Меджлиса крымскотатарского народа войти в контакт с нынешней высшей администрацией Крыма для переговоров с целью возможного согласования позиций и принятия за основу единого проекта Конституции.
Председатель Меджлиса крымских татар М.Джемилев, 29 декабря 1991 г., г.Симферополь
ПРОЕКТ меджлисовской татарской
КОНСТИТУЦИЯ КРЫМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Преамбула
Мы, народ Крыма – крымские татары, крымчаки и караимы, составляющие коренное население Республики, и граждане других национальностей, для которых в силу исторических обстоятельств Крым стал Родиной,
руководствуясь неотъемлемым правом народов на самоопределение,
стремясь восстановить попранное право крымскотатарского народа на государственность на своей исторической Родине и полностью преодолеть последствия проводившейся против этого народа и граждан отдельных национальностей геноцида,
преисполненные решимостью построить в Крыму правовое демократическое государство, где будут гарантированы права и свободы всех людей, независимо от их расы, национальности, политических взглядов и вероисповедания,
принимаем и утверждаем настоящую Конституцию — Основной Закон Крымской Республики, входящей на основе договора в состав независимой демократической Украины.
Раздел I. Основы конституционного строя Крымской республики
Глава 1. Государственное устройство и политическая система
Статья 1. Крымская Республика — демократическое государство
Крымская Республика — суверенное демократическое правовое государство, объединившее в ходе исторического развития крымскотатарский народ, караимов и крымчаков, составляющих коренное население Республики, а также граждан других национальностей, проживающих на ее территории.
Государственный суверенитет Крымской Республики означает единство, полноту и верховенство ее власти, самостоятельность в определении своего государственно-правового статуса, проведении внутренней и внешней политики.
Статья 2. Человек – общество – государство
Человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, иные естественные и неотчуждаемые права и свободы являются высшей ценностью общества.
Соблюдение и защита прав человека — главная обязанность государства, всех его органов и должностных лиц.
Права человека обеспечиваются в соответствии с настоящей Конституцией и общепризнанными нормами международного права.
Каждый человек самостоятельно осуществляет свои права и свободы в соответствии с принципом: разрешено все, что не запрещено законом.
Статья 3. Суверенитет народа
Коренной народ Крыма — крымские татары, караимы и крымчаки, обладающие в Крыму правом на самоопределение, и имеющие гражданство Крымской Республики лица других национальностей являются носителем суверенитета и единственным источником государственной власти на всей территории Республики.
Статья 4. Равноправие наций и национальных групп
В Республике обеспечивается свободное развитие и взаимообогащение наций и национальных групп, проживающих на ее территории; создаются условия для сохранения и развития ими своих традиций и обычаев; поощряется непротиворечащая законодательству деятельность национально-культурных центров, ассоциаций и иных общественных формирований.
В Республике во всех сферах государственной и общественной жизни обеспечивается свободное пользование языками наций и национальных групп, проживающих на ее территории. Государственными языками Республики являются крымскотатарский, украинский и русский языки.
Коренному населению Крымской Республики гарантируются возможности и средства для его всестороннего развития. Полномочным представительным органом, выражающим интересы и волю коренного населения Республики, является Курултай.
Статья 5. Прямое народовластие
Наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни Республики выносится на обсуждение народа, ставятся на народное голосование (референдум). Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан Республики, пользующихся избирательным правом, в том числе более половины избирателей, представляющих коренное население Республики.
Исключительно на республиканских референдумах решаются вопросы об изменении основ конституционного строя в Республике, прав, свобод и обязанности граждан.
Прямое народовластие осуществляется и в других предусмотренных законом формах.
Статья 6. Советы (Меджлисы) — представительные органы народовластия
Представительными органами народовластия являются Верховный Совет — Парламент Республики и местные Советы народных депутатов (Меджлисы).
Организация и деятельность Советов (Меджлисов) строятся на основе выборности, подотчетности Советов (Меджлисов) и их органов избирателям, гласности, обязательности решений вышестоящих органов, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих.
Статья 7. Крымская Республика — правовое государство
В Республике обеспечивается верховенство Конституции и приоритет законов над всеми нормативными актами.
Конституция является Основным Законом Республики. Законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции, не имеют Юридической силы.
Законы и другие нормативные акты, неопубликованные официально для всеобщего сведения, не являются обязательными для граждан.
Законы и другие нормативные акты Республики выражают волю и интересы ее народа; они должны быть экономически обоснованными, социально справедливыми и приниматься в установленном порядке.
Законы не могут иметь обратной силы, кроме случаев, когда они отменяют или смягчают ответственность граждан за совершенные правонарушения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики, не противоречащие Конституции Республики, составляют часть ее действующего права. Они обладают приоритетом в случае коллизии их с нормами внутреннего права Республики.
Законодательные, исполнительные и судебные власти разделены и взаимодействуют на основе Конституции и законов Республики.
Государственные органы и должностные лица действуют в формах и пределах, установленных Конституцией и законами Республики.
Религиозная и культурная жизнь наций и национальных групп Крыма, а также отдельные виды общественных отношений (имущественные, наследственные, трудовые, брачно-семейные, воспитание детей и образование) могут регулироваться обычаями и традициями этих наций и национальных групп, если они не противоречат Конституции и законам Крымской Республики.
Статья 8. Политический и идеологический плюрализм
В Республике обеспечиваются основные ценности демократии: политический и идеологический плюрализм, многопартийность, многообразие политических институтов.
Статья 9. Крымская Республика в составе Украины
Крымская Республика на основании Договора с Украиной входит в ее состав.
Республика имеет право на изменение своего государственно-правового статуса.
Территория Крымской Республики в существующих границах неприкосновенна и не может быть изменена без ее Согласия.
Крымская Республика самостоятельно устанавливает свое административно-территориальное деление.
Изменение государственно-правового статуса Республики, а также ее территории осуществляется путем референдума. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины всех граждан Республики, пользующихся избирательным правом, в том числе более 1/2 избирателей, представляющих коренное население Республик.
Статья 10. Компетенция Крымской Республики
Ведению Крымской Республики подлежит:
1. принятие и изменение Конституции Республики;
2. обеспечение законности и правопорядка на территории Республики, осуществление и защита прав и свобод граждан, обеспечение их безопасности;
3. установление в соответствии с общими для всей Украины принципами системы республиканских и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, а также системы и основных форм местного самоуправления;
4. установление и изменение административно-территориального устройства Республики;
5. определение структуры отраслей народного хозяйства и приоритетных направлений развития экономики Республики; разработка и осуществление программ экономического, социального, культурного развития; формирование бюджетной системы и утверждение республиканского бюджета; установление всех видов налогов, сборов и внебюджетных фондов Республики;
6. разграничение объектов собственности Республики и Украины; осуществление исключительного права собственности народа Республики на землю, недра, растительный и животный мир, рекреационные, водные, а также другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории и континентального шельфа Республики; осуществление права государственной собственности в Республике на имущество предприятий, учреждений и организаций, находящихся на ее территории, а также юрисдикции в отношении санаторно-курортных и других учреждений отдыха, лечения и туризма, расположенных на ее территории независимо от подчиненности, установления порядка и отчуждения;
7. обеспечение научно-технического прогресса, экологической безопасности рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов;
8. руководство предприятиями легкой, пищевой и рыбной промышленности, предприятиями стройматериалов, государственным промышленным, жилищно-коммунальным и социально-культурным строительством, транспортом и связью, предприятиями бытового обслуживания населения, торговли, другими объектами производственной и социальной инфраструктуры Республики;
9. руководство учреждениями и организациями народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, научными и просветительскими организациями;
10. охрана памятников природы, истории и культуры;
11. осуществление внешней экономической деятельности; создание валютного фонда Республики, лицензирование и квотирование экспортно-импортных операций; установление специальных экономических зон на территории Республики;
12. разработка и проведение научно обоснованной демографической политики, регулирование миграционных процессов и отношений;
13. разработка и осуществление Республиканской программы по преодолению последствий депортации крымскотатарского народа и граждан других национальностей, возвращению и обустройству их в Крыму;
14. установление в рамках общих направлений внешней политики Украины своих международных связей, заключение дипломатических договоров и соглашений с иностранными государствами, участие в деятельности международных организаций;
13. учреждение наград и почетных званий Республики;
16. акты гражданского состояния.
Республика самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению и осуществляет иные полномочия, не противоречащие Конституции Республики и Конституции Украины, а также Договору между ними.
Статья 11. Полномочия Республики, делегируемые Украине
Крымская Республика в соответствии с Договором передает в ведение Украины следующие полномочия:
1. утверждение и исполнение бюджета Украины, управление банками Украины, установление налогов и сборов Украины в части, касающихся интересов Республики;
2. обеспечение комплексного, экономического и социального развития Украины, единой инвестиционной политики, утверждение и организация исполнения государственных программ экономического и социального развития Украины, включающих соответствующие программы Республики;
3. установление основ правового положения граждан Украины;
4. установление принципов организации и дятельности государственных органов Украины;
5. определение основных направлений политики в области народного образования, культуры и научных исследований, здравоохранения и социального обеспечения, разработка и осуществление природоохранительных мер, касающихся Украины в целом;
6. координация деятельности по обеспечению законности и борьбе, с преступностью;
7. защита суверенитета и территориальной целостности Украины и входящей в ее состав Крымской Республики, организация обороны и охрана государственной границы Украины;
8. руководство оборонными предприятиями и организациями, управление космическими исследованиями, единой энергетической системой, системами транспорта, связи, информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации, имеющими общее значение для Украины;
9. осуществление согласованной с Республикой единой внешней политики Украины, представительство Украины и Республики в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, заключение международных договоров Украины и координация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины и Республики;
10. установление основ единого рынка; валютное, кредитное, ценовое, таможенное регулирование, денежная эмиссия;
11. принятие законов по вопросам, входящим в ведение Украины; установление основ законодательства по вопросам, согласованным с Республикой, и контроль за его соблюдением;
12. объявление режима чрезвычайного положения; введение карантина; объявление общей и частичной мобилизации, установление военного положения на территории Республики;
Украина в лице ее государственных органов осуществляет на территории Крымской Республики и другие полномочия, если они не ущемляют суверенитета и не противоречат Конституции Республики.
Крымская Республика участвует в соответствии с Договором в осуществлении полномочий Украины в пределах и формах, установленных Конституцией Республики, Конституцией и законами Украины.
Статья 12. Предметы совместного ведения Крымской Республики и Украины
На основании Договора Крымской Республики с Украиной могут быть установлены также полномочия, относящиеся к их совместному ведению, и порядок их осуществления.
Статья 13. Правовые гарантии суверенитета Крымской Республики
Государственные органы Крымской Республики осуществляют всю полноту государственной власти на ее территории за исключением тех полномочий, которые делегированы Украине.
Конституция Республики и ее законы обладают верховенством на территории Республики. Конституция и законодательные акты Украины, принятые в соответствии с полномочиями, делегированными ей Республикой, обладают высшей юридической силой и обязательны к исполнению на территории Республики.
Действие законодательных и других нормативных актов Украины, выходящих за пределы делегированных ей полномочий, ущемляющих права и законные интересы Республики, приостанавливаются Верховным Советом Республики, а в период между его сессиями Президентом Республики с последующим утверждением Верховным Советом.
Разногласия, возникающие при противоречии законодательства Республики с законодательством Украины, разрешаются через согласительные процедуры.
Статья 14. Представительство Крымской Республики в государственных органах Украины
В соответствии с Договором, настоящей Конституцией и Конституцией Украины обеспечивается представительство Республики в государственных органах Украины.
Полномочные представители Республики участвуют в работе государственных органов Украины, отстаивая и осуществляя интересы Республики.
Глава 2. Основы экономической системы
Статья 15. Свобода экономической деятельности
Экономика Крымской Республики является самостоятельной хозяйственной системой, базируется на многообразии форм собственности и их равной правовой защите, рыночном хозяйстве, социальном партнерстве и обеспечивает создание необходимых условий для развития экономической свободы, предпринимательской деятельности граждан и их объединений.
Исходя из общественных интересов государство регулирует хозяйственную деятельность в Республике и обеспечивает взаимодействие ее экономики на договорной основе с экономикой Украины.
Статья 16. Собственность в Крымской Республике
Собственность в Республике выступает в форме частной (индивидуальной и коллективной) и публичной (государственной и муниципальной) собственности. Право собственности принадлежит гражданам, их объединениям, государству.
Допускается преобразование одной формы собственности в другие, а также создание, смешанных форм собственности.
В общественных интересах закон может исключать передачу отдельных видов предприятий или средств производства в частную собственность, запрещать или ограничивать отдельные виды частнопредпринимательской деятельности и устанавливать предельные размеры применения наемного труда.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества.
Принудительное отчуждение объектов собственности допускается лишь по мотивам обоснованной общественной необходимости, с предварительной и справедливой компенсацией.
Объекты и субъекты собственности, пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты устанавливаются законом.
Статья 17. Собственность на земли и природные ресурсы.
Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, растительный и животный мир в пределах территории Республики являются собственностью ее народа.
Земельные участки предоставляются гражданам и организациям только во владение и пользование; гарантируется пожизненное наследуемое владение и пользование гражданами земельными участками в соответствии с законодательством.
Гражданам крымскотатарской национальности и иным лицам, депортированным из Крыма, а также их потомкам, обеспечивается; приоритетное право на получение земельных участков для строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры, общественных, культурных и культовых зданий, хозяйственной деятельности.
Статья 18. Свобода предпринимательства
В Республике гарантируется свобода предпринимательства. Порядок и формы предпринимательства, создание и деятельность союзов предпринимателей, обязанности предпринимателей перед обществом и государством определяются законом.
Запрещается монополистическая деятельность, которая имеет целью или может привести к ограничению либо устранению конкуренции на рынке.
На территории Республики допускается предпринимательская деятельность иностранных физических и юридических лиц на условиях, устанавливаемых законом. Права иностранных инвесторов в Республике охраняются ее законами.
Глава 3. Основы социальной политики
Статья 19. Социальная справедливость
Республика стремится обеспечить социальную справедливость, равные исходные условия получения образования, трудовой деятельности, достижения высокого жизненного уровня для всех, независимо от принадлежности к определенной национальности или социальной группе, места проживания и других обстоятельств.
Статья 20. Социальная защищенность населения.
Республика регулирует доходы граждан, стимулирует их рост, вводит экономически обоснованный налог на доходы и наследство, устанавливает гарантированный и растущий минимум заработной платы, пенсии и стипендии, создает необходимые условия для инвалидов и престарелых.
Экономические преобразования, предварительно не обеспеченные мерами социальной защиты населения, не допускаются.
Статья 21. Защита прав производителей и потребителей
За трудовыми коллективами признается право вести переговоры и заключать коллективные договоры с администрацией или собственником предприятия, защищать свои экономические и социальные интересы в формах, не противоречащих законам.
Трудовые коллективы имеют право на забастовку в случае, когда другие меры разрешения коллективных споров не дали результатов. Не допускаются забастовки, создающие угрозу жизни или здоровью людей, либо нарушающие функционирование служб, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
Индивидуальные и коллективные споры между потребителями и производителями товаров и услуг разрешаются в судебном или ином установленном законом порядке
Статья 22. Социальное и культурное обслуживание населения
В Республике совершенствуются системы бесплатного и платного здравоохранения, социального обеспечения, народного образования и культуры. Государство направляет на эти цели необходимые финансовые и материальные ресурсы.
Проявляется забота о развитии искусства, литературы, народного творчества; создаются условия для подъема интеллектуального, духовного и нравственного уровня населения.
Статья 23. Демографическая политика
Республика осуществляет гуманную демографическую политику, охрану материнства и детства, оказывает необходимую помощь семье, как основной социальной ячейке общества, обеспечивает гарантированный прожиточный минимум многодетным семьям и престарелым, проявляет особую заботу об охране здоровья детей.
Принимаются меры, призванные обеспечить молодежи условия для получений общего и профессионального образования, а также работы в соответствии с призванием, способностями молодых людей и с учетом общественных потребностей.
Государственные органы взаимодействуют с молодежными организациями в решении социально-экономических проблем, учитывают их мнение при подготовке законопроектов, затрагивающих интересы молодежи.
Глава 4. Гражданское общество и государство
Стать» 24. Государство — официальный представитель общества
Государство является официальным представителем общества, выражает его интересы и волю и действуете рамках Конституции и закона. Государство, все его органы и должностные лица ответственны перед человеком и гражданином, служат всему обществу, а не какой-либо его части.
Антиконституционным является создание и функционирование каких-либо иных органов государственной власти в Республике, кроме тех, которые установлены настоящей Конституцией.
Долг всех граждан, общественных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации поддерживать авторитет государства, с уважением относиться к его атрибутам и символам.
Статья 25. Общественные объединения
Политические партии, иные общественные объединения и движения участвуют в политической жизни на равноправной основе. Им гарантируется возможность пользоваться государственными и иными средствами массовой информации, обеспечивается правовая защита находящихся в их собственности зданий, имущества и денежных средств, необходимых для выполнения уставных задач
Партии, общественные объединения и движения обязаны действовать в рамках Конституции и законов. Решения партийных органов и иных общественных объединений не имеют обязующей силы для государственных органов, предприятий, учреждений организаций, их работников, при выполнении ими служебных или производственных обязанностей.
Не допускается деятельность политических партий и политических движений в воинских формированиях, правоохранительных органах и в государственном аппарате.
Не допускается существование партий общественных объединений и движений, стремящихся к насильственному свержению государственного и общественного строя Республики, имеющих военизированный характер либо преследующих террористические цели.
Пропаганда социальной, расовой национальной и религиозной вражды и ненависти политическими партиями и иными общественными объединениями не допускается.
Политические партии, иные общественные объединения и массовые движения создаются гражданами свободно, в предусмотренном законом порядке, с последующим уведомлением властей, а не по предварительному их разрешению. Их организация и деятельность строится на основе добровольности членства самоуправления.
Вмешательство в их внутренние дела со стороны государства и других партий и объединений не допускается.
Ограничение деятельности политически: партии и иных общественных объединений и запрещение или роспуск допускаются только на основании решения суда.
Статья 26. Профессиональные союзы
Республика гарантирует свободу профессиональных объединений. Никакое профессиональное объединение не может обладать монопольным правом на представительство всех работников.
Профессиональные союзы создаются и действуют для защиты социально-экономических прав и законных интересов работников, охраны и улучшения условий труда.
Профессиональные союзы представляю своих членов при заключении коллективных до говоров.
Трудовые коллективы через профсоюзы или непосредственно имеют право на участие в управлении делами предприятия.
Статья 27. Религиозные объединения
Религиозные объединения отделены от государства и действуют независимо от его органов, самостоятельно управляют своими делами.
Все религии и все религиозные объединения равны перед законом. Государство является светским и не вправе отдавать предпочтений какой-либо религии или атеизму.
Государство поддерживает общественно полезную деятельность религиозных объединений.
Религиозные объединения, зарегистрированные в установленном порядке, обладают правами юридического лица, владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им сооружениями, иным имуществом и фондами.
Государство гарантирует невмешательство в законную деятельность религиозных объединений.
Статья 28. Средства массовой информации
Средства массовой информации свободно учреждаются гражданами и их объединениями, а также государственными органами, в порядке предусмотренном законом. Цензура и монополизация средств массовой информации не допускаются.
Изъятие информационных материалов, технических средств их изготовления и передачи возможно лишь по решению суда.
Статья 29. Воспитание, образование, наука, культура
Воспитание, образование, наука и культура свободны. Учебные и воспитательные заведения, учреждения науки и культуры имеют право на самостоятельную организацию и деятельность; обеспечивается автономия высших учебных заведений.
Государственная система воспитания и образования носит светский характер и призвана содействовать формированию человека как свободной, нравственной, культурной, социально-активной и ответственной личности, уважающей Конституцию и законы.
Государство поддерживает различные формы образования, развитие бесплатного образования, поощряет самообразование.
Государство способствует общественному признанию науки и созданию условий для ее эффективного развития. Государственное финансирование научных исследований осуществляется на конкурсной основе с учетом их приоритетных направлений.
Государство создает условия для развития искусства, литературы, народного творчества, оказывает соответствующим учреждениям необходимую финансовую поддержку.
Республика гарантирует восстановление, сохранение и защиту культурного, интеллектуального и художественного наследия, приумножение духовных ценностей, развитие национальных культур. Перечень охраняемых памятников природы, истории и культуры устанавливается законом.
Статья 30. Брак и семья
Семья — основная ячейка общества.
Мужчины и женщины, достигшие установленного законом возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью. Брак может быть заключен при полном и свободном согласии вступающих в брак сторон. Супруги равноправны в семейных отношениях.
Семья, материнство, отцовство, детство, старость находятся под защитой общества и государства.
Родители обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, в том числе рожденных вне брака до их совершеннолетия.
Дети пользуются равной правовой и социальной защитой независимо от происхождения и гражданского состояния родителей. Обеспечивается особая забота о содержании, воспитании и образовании детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь.
Раздел II.
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава 5. Гражданство и равноправие граждан
Статья 31. Гражданство Крымской Республики
Гражданином Крымской Республики считается лицо, получившее гражданство в порядке и на условиях, установленных законом.
Лица крымскотатарской, а также других национальностей, представляющие коренное население Крыма, постоянно проживающие за пределами Украины, могут получить по их инициативе гражданство Крымской Республики, в установленном порядке.
Крымская Республика проявляет заботу о своих гражданах, проживающих за ее пределами, принимает меры по защите их прав и законных интересов.
Статья 32. Право на гражданство и его гарантии
Гражданин Крымской Республики не может быть лишен гражданства и права на изменение гражданства, а также выслан за пределы Республики.
Гражданин Республики не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международно-правовых обязательств Республики.
Право быть гражданином Крымской Республики обеспечивается судебной защитой.
Гражданин Крымской Республики может иметь также гражданство другого государства. Наличие у гражданина Республики иного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из состояния в гражданстве Крымской Республики.
Статья 33. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Крымской Республике гарантируются предусмотренные законом права и свободы, кроме прав и обязанностей, отнесенных Конституцией и законами исключительно к правам и обязанностям граждан Республики. Они имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты нарушенных прав.
Иностранные лица и лица без гражданства обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы Крымской Республики и установленный в ней правопорядок.
Статья 34. Политическое убежище
Крымская Республика в соответствии с нормами международного права предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за политическую, общественную или научную деятельность в интересах демократии, социального и национального освобождения, за свободу и права человека
Статья 35. Равноправие граждан
Все граждане Крымской Республики равны перед законом и судом, имеют равное право на защиту в суде и других государственных органах независимо от национальности, расы, социального происхождения, пола, отношения к религии, места жительства, рода занятий, имущественного положения, политических и иных, убеждений, партийной принадлежности и других обстоятельств.
Равноправие граждан обеспечивается во всех областях государственной и общественной жизни. Льготы и преимущества могут быть установлены только законом для отдельных групп граждан, нуждающихся в социальной помощи, а также на других справедливых основаниях.
Привилегии отдельных социальных слоев и групп населения, отдельных лиц, а также дискриминация граждан по любым мотивам противоречит социальной справедливости и подлежат устранению.
Статья 36. Равноправие женщины ж мужчины
Женщина и мужчина имеют равные права и свободы во всех сферах жизни.
Этот принцип гарантируется предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей получения образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщины; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, правовой защитой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям.
Государство не допускает каких-либо прямых или косвенных ограничений по признаку пола.
Статья 37. Расовое и национальное равноправие граждан
Равноправие граждан различных рас и национальностей обеспечивается возможностями пользования родным языком, обучения на родном языке, сохранении и развитии национальной культуры.
Прямое или косвенное ограничение прав либо установление привилегий или преимуществ по расовым и национальным признакам наказывается по закону.
Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.
Статья 38. Права человека и гражданина
Крымская Республика признает за каждым гражданином естественные и неотъемлемые права человека, которые принадлежат ему от рождения.
Права, свободы и обязанности граждан закрепляются Конституцией, и законами Крымской Республики. Законы, ущемляющие или ограничивающие конституционные права и свободы граждан, не имеют юридической силы.
Республика уважает законодательство о правах граждан Украины, а также ратифицированные ею и самой Республикой международно-правовые акты и соотносит с ними свое законодательство.
В интересах своих граждан Республика участвует в разработке и осуществлении единой политики Украины в области прав человека, применяя на своей территории ее законодательство.
Статья 39. Гражданин и государство
Гражданина государство в Крымской Республике связаны взаимными правами и взаимной ответственностью.
Органы государства и должностные лица обязаны обеспечивать и защищать права и свободы граждан, поощрять общественную правозащитную деятельность.
Каждый гражданин вправе самостоятельно законными средствами реагировать на правонарушения, защищать правоохраняемые интересы от грозящей опасности.
Статья 40. Единство прав и обязанностей гражданина
Права граждан неотделимы от их обязанностей. Каждый свободно действует в соответствии со своими правами и обязанностями. Он не должен при этом нарушать права и законные интересы других граждан, наносить ущерб государственной и общественной безопасности, правопорядку и нравственным устоям общества.
Глава 6. Личные права и свободы
Статья 41. Право на жизнь
Крымская республика признает и уважает право каждого человека на жизнь
Никто не может быть произвольно лишен жизни. Смертная казнь, вплоть до ее полной отмены, применяется только по приговору суда как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против личности.
Гражданам гарантируется защита от посягательств на их жизнь, здоровье, личную безопасность. Никто не должен подвергаться без его согласия медицинским, научным, военным и иным опытам, а также медицинскому освидетельствованию состояния психики без наличия должных оснований, установленных законом.
Статья 42. Честь и достоинство гражданина
Честь и достоинство личности человека в Крымской Республике охраняется законом. Любое произвольное вмешательство в сферу личной жизни является противозаконным.
Каждый имеет право на защиту его чести и доброго имени.
Статья 43. Неприкосновенность личности
Гражданам Крымской Республики гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, содержание под стражей и иное лишение свободы допустимы исключительно на основании судебного решения в соответствии с законом
Лицо, лишенное свободы, имеет право на гуманное обращение.
Никто не может быть подвергнут пыткам, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию и обращению.
Статья 44. Неприкосновенность жилища
Гражданам Крымской Республики гарантируется неприкосновенность жилища. Запрещается входить в жилище против воли проживающих в нем лиц, проводить обыск или осмотр иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом
Статья 45. Тайна переписки и переговоров
Гражданам Крымской Республики гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфных и иных сообщений.
Изъятие из этого правила допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 46. Свобода совести
Свобода совести является неотъемлемым правом всех граждан Крымской Республики и гарантируется государством.
Граждане Республики имеют право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, исполнять религиозные обряды и вести любую другую, не противоречащую закону, религиозную или атеистическую деятельность.
Никто не может быть освобожден от своих обязанностей по отношению к государству или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений. Если несение воинской службы противоречит религиозным убеждениям гражданина, оно может быть заменено выполнением альтернативных гражданских обязанностей.
Статья 47. Свобода передвижения
Граждане Крымской Республики имеют право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Республики, а также права свободно выезжать за ее пределы и свободно возвращаться.
Статья 48.
Граждане Крымской Республики имеют право обжаловать действия государственных, общественных и иных органов, их должностных лиц. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, указанные законом.
Гражданин имеет право обжаловать в суд, другие правоохранительные органы неправомерные, ущемляющие его права, действия государственных, общественных и иных органов и их должностных лиц.
Глава 7. Экономические, социальные и культурные права и свободы
Статья 49. Право на экономическую свободу
Каждый гражданин Крымской Республики обладает экономической свободой, в соответствии с которой он имеет право на свободный труд, свободное предпринимательство и может быть собственником.
Неприкосновенность собственности и право ее наследования гарантируется законом.
Осуществление права собственности не должно противоречить интересам общества.
Статья 50. Право на труд
Граждане Крымской Республики имеют право на труд, то есть на свободное распоряжение, своими способностями к труду, свободу трудового договора, выбора профессии и рода занятий в соответствии со своими желаниями, способностями и специальной подготовкой, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на социальную защиту от безработицы. Принудительный труд запрещается, кроме предусмотренных законом случаев.
Государство принимает меры по формированию рынка рабочей силы и обеспечению ее баланса, осуществляет программы профессионально-технического обучения, перепрофилирования работников, создает службы занятости и систему общественных работ для предотвращения безработицы.
Вознаграждение работника за труд устанавливается в соответствии с количеством, качеством, общественной Значимостью труда и не может быть ниже официально установленного прожиточного минимума. Государство способствует утверждению принципа равной оплаты за равный труд, без какой-либо дискриминации.
Статья 51. Право на отдых
Граждане Крымской Республики имеют право на отдых. Оно обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью не менее 24 рабочих дней, еженедельных выходных и праздничных дней, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, а также иными гарантиями, закрепленными в законодательстве.
Статья 52. Право на охрану здоровья
Граждане Крымской Республики имеют право на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь, включающие бесплатное пользование государственными медицинскими учреждениями, а также платное медицинское обслуживание.
Государство принимает меры, направленные на повышение качества медицинских услуг и развитие как государственной, так и частной систем здравоохранения, в том числе за счет средств социального страхования.
Статья 53. Право на образование
Граждане Крымской Республики имеют право на бесплатное общее и специальное образование в государственных школах, средних и высших учебных заведениях.
Допускаются платные образовательные услуги. Государство поощряет деятельность школ и иных учебных заведений, созданных общественными объединениями и частными лицами на законных основаниях.
Статья 54. Право на жилище
Граждане Крымской Республики имеют право на жилище и могут приобретать в собственность и постоянно пользоваться жильем в домах государственного, общественного и индивидуального жилого фонда.
Государство предоставляет семьям или лицам с низкими доходами за невысокую плату жилье из государственного фонда. Поощряется индивидуальное жилищное строительство.
Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 55. Право на социальное обеспечение
Граждане Крымской Республики имеют право на социальное обеспечение в старости, при инвалидности, в случае болезни, рождения ребенка, утраты кормильца и по другим законным основаниям.
Пенсии, пособия и иные виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни граждан не ниже прожиточного минимума.
Государство развивает систему социального обеспечения, поощряет создание общественных фондов и благотворительность.
Статья 56. Право на благоприятную окружающую среду
Граждане Крымской Республики имеют право на благоприятную окружающую среду.
Ущерб, причиненный гражданину, его здоровью или имуществу неправомерными действиями в области природопользования, подлежит возмещению в порядке, установленном законом.
Статья 57. Право на пользование достижениями культуры
Граждане Крымской Республики имеют право участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры.
Государство обязано обеспечить доступность учреждений культуры и музеев, заботиться о равномерном их размещении.
Забота о сохранении исторических памятников и иных объектов, имеющих культурную ценность, — обязанность каждого гражданина Республики.
Статья 58. Свобода творчества
Гражданам Крымской Республики гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества.
Интеллектуальная собственность и авторские права граждан охраняются законом.
Глава 8. Политические права и свободы
Статья 59. Право граждан на управление государственными общественными делами
Граждане Крымской Республики имеют право на самоуправление и участие в управлении государственными и общественными делами, на участие в выборах своих представителей в органы власти, обсуждении законов и решений общегосударственного и местного значения, в республиканских и местных референдумах, а также право на совместное ведение дел и совместную защиту своих прав в рамках Конституции и законов Крымской Республики.
Статья 60. Избирательные права граждан
Граждане Крымской Республики, достигшие 21 года, имеют право избирать и быть избранными. Гарантируется всеобщее, прямое и равное избирательное право без ограничительных цензов, за исключением особых случаев, прямо установленных законом.
В выборах Президента и депутатов Верховного Совета Республики вправе участвовать и граждане Республики, находящиеся за ее пределами.
Закон может предоставить право избирать и возможность избираться в органы местного самоуправления постоянно проживающим на соответствующей территории иностранным гражданам, а также лицам без гражданства.
Статья 61. Право на доступ к государственной службе
Гражданам Крымской Республики обеспечивается равный доступ к занятию государственных должностей и прохождению государственной службы.
Никто не может быть лишен права занимать государственную должность по идеологическим, политическим, религиозным и иным незаконным мотивам.
Статья 62. Право на объединение
Граждане Крымской Республики имеют право объединяться в политические партии и иные общественные объединения, участвовать в массовых движениях.
Статья 63. Свобода слова
Гражданам Крымской Республики обеспечивается свобода мысли, слова, мнений, убеждений, их беспрепятственное выражение и распространение.
Никто не может быть подвергнут преследованиям за свои убеждения.
Публичные призывы к насильственному свержению существующего общественного и государственного строя, к терроризму, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, являются противоправными и преследуются по закону.
Статья 64. Право на информацию
Граждане Крымской Республики имеют право на получение своевременной и правдивой информации о положении дел во всех сферах государственной, общественной и международной жизни, а также по вопросам законодательства, прав, законных интересов и обязанностей гражданина.
Ответственность за воспрепятствование реализации прав граждан на информацию устанавливается законом. Гражданину гарантируется право требовать опровержения опубликованной информации, наносящей ущерб ею чести, достоинству и законным интересам.
Не допускается распространение информации, содержащей государственную или иную охраняемую законом тайну, а также порочащей честь и достоинство гражданина.
Статья 65. Свобода печати и средств массовой информации
Гражданам Крымской Республики гарантируется свобода печати, право пользования государственным радио и телевидением.
Порядок, условия пользования этим правом, а также ответственность за злоупотребление им определяется законом. Не допускается монополия на использования средств массовой информации.
Статья 66. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций.
Гражданам Крымской Республики обеспечивается свобода собрании, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Порядок осуществления этих свобод с предварительным уведомлением властей устанавливается законом.
Статья 67. Право на обращения
Граждане Крымской Республики имеют право на личное и коллективное обращение в государственные органы и общественные организации. На должностных лиц возлагается обязанность рассматривать эти обращения, отвечать на них и принимать необходимые меры, в порядке и сроки, установленные законом.
Граждане Республики обращаются к общественным и государственным органам на языке, который они свободно выбирают. На государственных и общественных органах лежит обязанность ответить на языке, на котором сделано обращение, либо обеспечить его перевод на язык, понятный заявителю. В случае невозможности последнего ответ дается на одном из государственных языков Республики.
Глава 9. Гарантии прав человека и гражданина
Статья 68.
Крымская Республика гарантирует и охраняет основные права человека, и гражданина и обеспечивает исполнение всеми лицами на своей, территории их обязанностей.
Статья 69.
Установленные настоящей Конституцией права и свободы гражданина не могут быть отменены или ограничены, обязанности произвольно расширены какими-либо иными актами и действиями должностных лиц.
Не имеют юридической силы подзаконные акты, умаляющие или ограничивающие конституционные права и свободы граждан.
Статья 70.
Никто не вправе лишить человека каких-либо прав и свобод или ограничить его в правах иначе как в соответствии с настоящей Конституцией и законами Республики, а также, законами Украины, изданными в пределах ее, полномочий.
Временное ограничение прав и свобод допустимо лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения.
Статья 71.
Все права и свободы, закрепленные в Конституции Крымской Республики, защищаются независимым и беспристрастным судом. Каждый имеет право на пересмотр его дела, рассмотренного судом.
Статья 72.
Граждане имеют право на возмещение морального и материального ущерба, причиненного незаконными действиями государства, государственных и общественных органов, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 73.
Государственные общественные органы, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документацией и решениями, затрагивающими его права и законные интересы.
Статья 74.
Каждый вправе обратиться в международные правозащитные органы в соответствии с международными нормами и договорами Республики.
Статья 75.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляет Народный правозащитник Республики и его представители на местах. Статус Народного правозащитника Республики регулируется законом.
Народный правозащитник координирует свою деятельность с правозащитными организациями и адвокатурой Республики.
Глава 10. Основные обязанности
Статья 76. Обязанность граждан соблюдать Конституцию и другие законы, уважать права и интересы других лиц
Граждане Крымской Республики обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики, Конституцию и законы Украины.
Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его неисполнение или иное нарушение.
Граждане обязаны уважать честь и достоинство, права и законные интересы друг друга.
Статья 77. Обязанность платить налоги
Граждане Крымской Республики обязаны платить государственные налоги, в порядке и размерах, установленных законом. Уклонение от уплаты налогов, сокрытие и уменьшение доходов, подлежащих налогообложению, наказываются по закону.
Статья 78. Обязанность беречь окружающую среду
Граждане Крымской Республики обязаны беречь окружающую среду, как в процессе своей производственной деятельности, так и в повседневной жизни.
Граждане и должностные лица обязаны возместить ущерб, нанесенный природной среде в порядке и размерах, установленных законом.
Статья 79. Обязанность участвовать в общественных работах
Граждане Крымской Республики обязаны участвовать в общественных работах по предупреждению и преодолению стихийных бедствий, поддержанию правопорядка, основ нормальной жизнедеятельности Республики.
Порядок и условия такого участия определяются законом.
Статья 80. Воинская обязанность граждан
Граждане Крымской Республики обязаны защищать Республику, Украину, нести воинскую службу в составе Вооруженных Сил.
Условия и порядок прохождения воинской службы определяются законом. Замена воинской службы выполнением альтернативных гражданских обязанностей допускается на основаниях, предусмотренных законом.
Граждане Республики — мусульмане по их желанию могут проходить воинскую службу в отдельных частях на территории Республики.
Раздел III. Система государственной власти
Глава 11. Функции и задачи государственной власти
Статья 81. Система государственных органов
Представительными органами государственной власти в Крымской Республике являются районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские советы народных депутатов (народных представителей), а в местах компактного проживания коренного населения — соответствующие Меджлисы. Срок полномочий, структура и компетенция представительных органов устанавливается законом.
Законодательная власть осуществляется Парламентом — Верховным Советом Крымской Республики.
Исполнительная власть осуществляется Президентом Крымской Республики, Правительством — Кабинетом Министров Республики, на местах — органами местной администрации.
Судебная власть осуществляется Конституционным Судом, Верховным Судом, Арбитражным Судом и районными (городскими) народными судами.
Статья 82. Представительные органы — основа народной власти
Основные вопросы республиканского и местного значения решаются Советами народных депутатов (Меджлисами) соответствующих уровней.
Представительные органы власти самостоятельно решают все вопросы, отнесенные к их компетенции.
Вопросы, имеющие общее значение для нескольких представительных органов, могут по взаимному согласию решаться на совместных заседаниях.
Статья 83. Представительные органы и должностные лица
Должностные лица, избираемые или назначаемые представительными органами власти, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд.
Любое должностное лицо подведомственного представительному органу предприятия, учреждения, организации может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Глава 12. Избирательная система
Статья 84. Принципы выборов
Выборы народных депутатов всех уровней (кроме депутатов Меджлиса и Вице-Президента), Президента Республики проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 85. Демократические основы организации и проведения выборов
В Организации и проведении выборов народных депутатов в Республике участвуют коллективы предприятий всех форм собственности, организаций, учреждении, коллективы высших и средних учебных заведений, граждане по месту жительства, а также политические партии и иные общественные объединения.
Порядок организации выборов и определение их результатов устанавливаются законом.
Статья 86. Всеобщность выборов
Выборы народных депутатов в Республике являются всеобщими, право избирать и быть избранными имеют все граждане Республики, достигшие 21 года. Депутатом Верховного Совета Республики может быть избран ее гражданин, достигший 23 лет.
Лица, входящие в состав Кабинета Министров, руководители местной администрации, иных образуемых на местах органов управления общей компетенции, судьи не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В Выборах не участвуют психически больные граждане, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, военнослужащие срочной службы.
Статья 87. Равные выборы
Выборы народных депутатов в Республике являются равными: избиратель по каждому округу имеет один голос, избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Исключение устанавливается для выборов депутатов в Меджлис.
Статья 88. Прямые выборы
Выборы народных депутатов в Республике, за исключением депутатов Меджлиса, являются прямыми: народный депутат избирается гражданами непосредственно.
Статья 89. Избирательные комиссии
Организация и проведение выборов осуществляется избирательными комиссиями.
Работа избирательных комиссий ведется открыто и гласно.
Центральную избирательную комиссию образует Верховный Совет Республики, окружные и участковые — соответствующие Советы (Меджлисы).
Порядок формирования и деятельности комиссий определяется законом.
Статья 90. Гарантии депутатской деятельности Депутаты являются полномочными представителями избирателей в Советах народных депутатов (Меджлисах). Депутатам обеспечиваются условия беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей в соответствии с законом.
Народные депутаты самостоятельно определяют свою позицию в ходе обсуждений и голосований в Советах (Меджлисах).
Народный депутат может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, только с согласия соответствующего Совета (Меджлиса).
Статья 91. Подотчетность и подконтрольность народных депутатов
Депутаты обязаны отчитываться перед избирателями о своей работе и работе соответствующего Совета (Меджлиса), выполнять их наказы.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
Глава 13. Верховный Совет – парламент Крымской Республики
Статья 92. Функции Верховного Совета
Верховный Совет Республики является высшим представительным органом государственной власти, осуществляет всю полноту законодательной власти и контрольные функции.
Верховный Совет Республики избирается сроком на 4 года.
Статья 93. Состав Верховного Совета и порядок его избрания
Верховный Совет Республики включает 150 депутатов, выполняющих свои полномочия с освобождением от основной служебной, производственной деятельности.
Парламент состоит из двух равноправных палат — Совета народных представителей и Меджлиса.
Совет народных представителей состоит из 100 депутатов, избираемых от территориальных; избирательных округов, которые образуются на всей территории Республики при равной норме представительства.
Меджлис представляет коренное население Республики, выражает волю и защищает его права и законные интересы в Верховном Совете Крымской Республики.
Меджлис состоит из 50 депутатов, избираемых Курултаем одновременно с выборами депутатов — членов Совета народных представителей.
Статья 94. Полномочия Верховного Совета
Верховный Совет Республики правомочен рассматривать и решать любой вопрос, относящийся к ведению Крымской Республики.
К его исключительному ведению относится:
1. принятие Конституции Крымской Республики. Внесение в нее изменений и дополнений, если это не осуществляется путем реформ;
2. издание законов Республики, внесение изменений и дополнений;
3. установление административно-территориального деления Республики;
4. рассмотрение докладов Президента о положении в Республике;
5. определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение республиканских и региональных программ экономического, социального, национально-культурного, экологического развития;
6. утверждение бюджета Республики и отчетов о его исполнении, установление республиканских налогов и сборов, принятие решений об экономической помощи;
7. утверждение и контроль за реализацией республиканской программы устранения последствий депортации крымскотатарского народа и граждан других национальностей, возвращения и обустройства их на территории Республики;
8. решение по представлению Кабинета Министров вопросов об использовании территории Республики для строительства народно-хозяйственных и других объектов, находящихся в прямом подчинении центральных государственных органов Украины;
9. дача согласия на формирование и изменение состава Кабинета Министров, образование и упразднение министерств и государственных комитетов Республики;
10. решение вопросов о доверии членам Правительства и принятие их отставки;
11. избрание Председателя и членов Конституционного Суда, Председателя и членов Верховного Суда Республики по предложению Президента Республики;
12. назначение по представлению Президента, Главного Прокурора Республики, Главного государственного арбитра Республики, Министра общественной безопасности Республики, Председателя Следственного Комитета, и Государственного финансового контролера;
освобождение указанных лиц от должности по своей инициативе или по предложению Президента Республики;
13. решение вопроса о проведении республиканского референдума;
14. освобождение от должности Президента и Вице-президента Республики в случае нарушения ими присяги и Конституции Крымской Республики;
15. отмена актов Президента и Правительства в случае несоответствия их Конституции и законам Республики;
16. ратификация и денонсация международных и республиканских договоров Республики;
17. учреждение государственных наград и званий Республики;
18. приостановление действия законодательных и иных правовых актов Украины в случае, если они ущемляют суверенные права Республики;
19. официальное толкование Конституции и законов Республики;
20. установление государственных праздников и памятных дат Республики.
Исключительные полномочия Верховного Совета Республики не могут передаваться другим государственным органам или должностным лицам.
Статья 95. Порядок осуществления полномочий Верховным Советом
Верховный Совет Республики является постоянно действующим органом государственной власти и прерывает свою работу лишь на период летних и зимних каникул общей продолжительностью не более 3-х месяцев.
Парламент строит свою работу на основе совместных и раздельных заседании его палат.
Палаты вновь избранного парламента собираются на свои заседания по праву на 30-й день после выборов.
Внеочередные заседания палат созываются их председателями по собственной инициативе, по требованию 1 /5 общего числа депутатов соответствующей палаты, по предложению Президента Республики.
Статья 96. Компетенция палат
Палаты Верховного Совета Республики рассматривают любые вопросы, отнесенные к компетенции Парламента.
Решение палаты считается принятым, если оно получило поддержку обеих палат.
Статья 97. Организация работы палат Верховного Совета
Каждая палата избирает своего председателя, его заместителя и принимает свой регламент.
Палата образует из числа депутатов Верховного Совета постоянные и временные комиссии. По решению палат на паритетной основе могут создаваться их совместные комитеты.
Палаты, комитеты и комиссии разрабатывают и рассматривают проекты законов и иных актов Верховного Совета Республики, осуществляют контроль за исполнением законов, проводят парламентские слушания и расследования.
Должностные лица и граждане обязаны являться в Верховный Совет, комитеты и комиссии палат по их вызову, предоставлять необходимые документы. Рекомендации палат, комитетов и комиссий подлежат незамедлительному рассмотрению с уведомлением о его результатах.
Статья 98. Совместные заседания палат
Совместные заседания палат созываются для заслушивания докладов Президента о положении в Республике и отчетов Кабинетов Министров Республики, принятия республиканского бюджета в случаях разногласия между палатами, а также по решению обеих палат в иных случаях, не связанных с принятием законов.
Совместное заседание ведут поочередно председатели палат.
Статья 99. Право законодательной инициативы
Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики принадлежит народным депутатам Республики, народным депутатам Украины, избранным от Республики, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета Республики, Президенту Республики, Конституционному Суду и Верховному Суду Республики, Прокурору Республики, Народному правозащитнику, районным и городским представительным органам государственной власти, гражданам Республики численностью не менее 10000 человек в порядке народной инициативы:
Правом законодательной инициативы обладают Курултай, политические партии и иные общественные движения в лице их республиканских органов.
Статья 100. Обсуждение и принятие законов
Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Республики, обсуждаются на раздельных заседаниях палат, заседаниях постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета.
Закон считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Республики за него проголосовало большинство членов палаты.
*) коммент.: значит, татары голосуют дважды: вначале в Совет народных представителей, а затем в Меджлис.
В случае разногласия между палатами вопрос может быть передан на рассмотрение согласительной комиссии, образуемой ими на паритетных началах, после чего он вторично рассматривается на раздельных заседаниях палат. Если и в этом случае согласия не будет достигнуто, законопроект считается отклоненным и не может быть внесен на рассмотрение Верховного Совета в течение года.
Принятый Верховным Советом закон должен быть подписан и обнародован Президентом Республики. В течение 15 дней Президент может возвратить закон в Парламент со своими замечаниями на повторное рассмотрение. Президент обязан в течение 5 дней подписать и опубликовать закон, если после повторного рассмотрения он принят 2/3 голосов депутатов каждой палаты.
Статья 101. Депутат Верховного Совета Республики
Депутат Верховного Совета Республики является полномочным представителем народа и в своей деятельности должен руководствоваться его интересами.
Статус депутата, его права, обязанности и гарантии депутатской деятельности определяются законом.
Глава 14. Президент Крымской Республики
Статья 102. Президент в системе органов государственной власти
Президент Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Республике. Он выступает гарантом суверенитета Республики, а также прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов Республики.
Статья 103. Условия избрания Президента
Президентом Республики может быть избран гражданин Республики не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательны правом и владеющий одним государственных языков Крымской Республики. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более 2 сроков подряд.
Президент Республики не может быть депутатом, занимать какие-либо должности в государственных и общественных органах, осуществлять предпринимательскую деятельность.
Статья 104. Порядок избрания Президента
Президент Республики избирается ее гражданами на основе, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается.
Выборы Президента считаются действительными, если в них приняло участие более половины избирателей.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе более половины голосов избирателей, представляющих коренное население Республики.
Если в первом туре ни один из кандидатов не получил установленного числа голосов, во второй тур выходят два кандидата в президенты, получившие наибольшее число голосов в первом туре. Избранным признается тот из них, кто получит во втором туре наибольшее число голосов при условии, что за него проголосовало не менее 1/3 избирателей, представляющих коренное население Республики.
Порядок выборов Президента Республики определяется законом.
Выборы Президента проводятся одновременно с избранием Верховного Совета Республики.
Статья 105. Присяга Президента.
При вступлении в должность Президент Республики приносит присягу на верность народу и Конституции Республики. Текст присяги и порядок ее принесения утверждается Верховным Советом Республики.
Статья 106. Компетенция Президента.
Президент Республики:
1. возглавляет систему органов государственного управления Республики и обеспечивает взаимодействие исполнительной и законодательной власти;
2. обеспечивает безопасность и территориальную целостность Республики, законность и правопорядок на ее территории;
3. представляет Республику в отношениях с Украиной, а также в международных отношениях, подписывает международные договоры с последующим представлением их на ратификацию Парламенту;
4. представляет Верховному Совету ежегодные доклады о положении в Республике, информирует его о наиболее важных вопросах внутренней и международной политики, вносит на утверждение Парламента проект республиканского бюджета;
5 по согласованию с Верховным Советом формирует кабинет министров Республики, вноси в его состав изменения, представляет Верховному Совету предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики;
6. представляет Верховному Совету кандидатуры на должности Председателя Конституционного Суда Республики, Председателя Верховного Суда Республики, Главного Прокурора Республики, Главного государственного арбитра, министра общественной безопасности Республики, Народного правозащитника, Председателя Следственного Комитета Республики и Государственного финансового Контролера.
7. назначает и отзывает представителей Республики при высших органах государственного управления Украины;
8. обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы Республики, имеет право на отлагательное вето;
9. вправе отменять акты министерств и государственных комитетов Республики, других подведомственных ему органов, имеет право приостанавливать действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам Республики, указам Президента Республики;
10. с учетом заключения Конституционного Суда Республики опротестовывает действия актов государственных и общественных органов Украины, если они ущемляют суверенные права Республики;
11. награждает государственными наградами Республики и присваивает почетные звания Республики, представляет к государственным наградам и почетным званиям Украины;
12. решает вопросы принятия в гражданство Республики и выхода из него;
13. осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Республики;
14. образует аппарат при Президенте Республики.
Президент осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики.
Статья 107. Акты Президента
Президент Республики в пределах своих полномочий, на основе и во исполнение Конституции и законов Республики издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.
Указы и распоряжения Президента, не соответствующие Конституции и законам Республики, приостанавливаются Верховным Советом до решения Конституционного Суда Республики.
Статья 108. Ответственность Президента
В случае нарушения Президентом Республики Конституции и законов Республики, а также данной им присяги, Верховный Совет Республики вправе освободить его от занимаемой должности.
Вопрос об освобождении от должности Президента возбуждается решением одной из палат и принимается не менее чем 2/3 голосов ее членов. Такое решение должно быть подтверждено заключением Конституционного Суда Республики. Решение о смещении Президента считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 членов другой палаты.
Президент Республики может в любое время подать в отставку. Вопрос об отставке Президента решает Верховный Совет Республики в установленном порядке.
Статья 109. Вице-президент Крымской Республики
В целях более полного, выражения воли коренного населения Республики, защиты его прав и законных интересов Вице-президент Республики избирается Курултаем из числа кандидатов, предложенных им по согласованию с Президентом Республики. Избранным считается кандидат, получивший более 2/3 голосов делегатов Курултая, а в случае проведения второго тура — наибольшее число голосов делегатов Курултая.
Если Президент отказывает в поддержке кого-либо из кандидатов, проводится повторное согласование по кандидатам, выдвинутым Курултаем.
В случае повторного отказа Президента дать согласие на избрание Вице-президента из числа кандидатов, выдвинутых Курултаем, Курултай самостоятельно принимает решение.
Статья 110. Передача Президентских полномочий
В случае временного отсутствия Президент Республики возлагает исполнение своих обязанностей на Вице-президента, что должно быть подтверждено парламентом в течение 3 дней.
Если Президент Республики по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента ; его полномочия переходят к Вице-Президенту на основании заключения Конституционного Суда и постановления Верховного Совета Республики.
Глава 15. Кабинет Министров крымской Республики
Статья 111. Кабинет Министров — Правительство Республики.
Кабинет Министров — Правительство республики является исполнительным и распорядительным органом государственной власти и действует под руководством Президента Республики.
Компетенция Кабинета Министров, его структура, порядок деятельности, отношения с другими государственными органами, а также перечень республиканских министерств и иных республиканских органов государственного управления определяются законом о Кабинете Министров Крымской Республики.
Статья 112. Состав Кабинета Министров Республики
Кабинет Министров Республики формируется в составе двух Вице-председателей, Министров, Председателей государственных комитетов. Один из Вице-председателей и не менее 1/3 от общего числа членов Кабинета Министров назначается по представлению Меджлиса.
Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Республики на его первой сессии.
Статья 113. Подотчетность Кабинета Министров Республики
Кабинет Министров ответственен перед Верховным Советом Республики и ему подотчетен. Непосредственное руководство деятельностью Кабинета: Министров осуществляет Президент Республики.
Кабинет Министров приступает к своим полномочиям, если его состав и программа получит одобрение большинства депутатов Верховного Совета Республики, в том числе членов
Депутатский мандат не совместим с должностью члена Правительства Республики.
В случае вынесения Правительству в целом вотума недоверия Верховного Совета оно обязано уйти в отставку.
Статья 114 Акты Кабинета Министров Республики
Кабинет Министров на основе и во исполнение Конституции и законов Республики издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики.
Глава 16. Местное самоуправление
Статья 113. Система органов местного самоуправления
Система местного самоуправления включает в себя сельские, поселковые, районные, городские Советы народных депутатов, меджлисы и иные органы самоуправления, образуемую ими местную администрацию и другие формы непосредственной демократии.
Органы местного самоуправления являются частью демократического устройства Крымской Республики и создаются для решения социально-экономических, культурных, национальных, экологических и других вопросов местного значения.
В пределах своей компетенции органы местного самоуправления действуют самостоятельно, исходя из интересов населения, социально-экономических, экологических и иных особенностей территории.
Органы местного самоуправления несут полную ответственность за свои действия и акты, постоянно взаимодействуют в целях комплексного развития территории, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан и соблюдения ими своих обязанностей.
Крымская Республика самостоятельно в специальном законе определяет систему органов местного самоуправления, устанавливает компетенции и порядок действия местных органов государственной власти и самоуправления.
Раздел IV. Правосудие. Обеспечение законности и правопорядка
Глава 17. Суд и судебная власть
Статья 116. Правосудие в Крымской Республике
Правосудие в Крымской Республике осуществляется только судом. Судебная власть в Республике существует равноправно с законодательной и исполнительной властью, действуй независимо от них и осуществляется в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Статья 117. Участие граждан в отправлении правосудия
Граждане Республики участвуют в отправлении правосудия, выполняя обязанности народных (присяжных) заседателей.
Статья 118. Судебная система
Судебную систему Республики образуют: Конституционный Суд, Верховный Суд Арбитражный Суд, районные (городские) народные суды, а также мировые судьи.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в суде, который определен законом.
Статья 119. Конституционный Суд
Конституционный Суд Республики — высший орган судебной власти, осуществляемой в форме конституционного судопроизводства, состоит из 7 судей, избираемых Верховным Советом по представлению Президента Республики.
Конституционный Суд Республики:
— разрешает дела о конституционности международных договоров и соглашений Республики, законов и иных актов, принятых Верховным Советом Республики, актов Президента и Кабинета Министров Республики, решений местных Советов (Меджлисов);
— разрешает конституционно-правовые споры между государственными органами Республики;
— разрешает конституционно-правовые споры между государственными и общественными органами;
— по поручению Верховного Совета или по своей инициативе дает толкование Конституции Республики;
— разрешает индивидуальные жалобы граждан, если они прямо касаются нарушения их конституционных прав и свобод и не получили должного разрешения в других государственных органах.
Конституционный Суд приостанавливает законы и отменяет любые другие нормативные акты, принятые в Республике, если они не соответствуют Конституции.
Порядок формирования, компетенция Конституционного и порядок рассмотрения им дел определяются законов.
Статья 120. Верховный Суд
Верховный Суд Республики является высшим органом судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Верховный Суд осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, разрешает дела, отнесенные к его Делению законодательства.
Организация и порядок деятельности Верховного Суда определяется законом.
Статья 121. Арбитражный Суд
Арбитражный Суд Республики занимается разрешением хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями в пределах своих полномочий, установленных законодательством Республики.
Статья 122. Выборность судей и народных (присяжных) заседателей
Все суды Крымской Республики формируются на началах выборности судей я народных (присяжных) заседателей.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Арбитражного Суда, а также народные судьи районных (городских) народных судов избираются Верховным Советом Республики.
Все судьи, за исключением мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении установленного возраста.
Народные (присяжные) заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту жительства или работы сроком на 4 года, а народные (присяжные) заседатели Верховного Суда — Верховным Советом Республики на тот же срок.
Статья 123. Ограничения для занятия судебной деятельностью
Судья не может быть депутатом, членом политической партии и не вправе занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Судье разрешается заниматься научной и преподавательской деятельностью на условиях совместительства.
Статья 124. Независимость судей и заседателей
Судьи, народные (присяжные) заседатели при осуществлении правосудия Независимы и подчиняются только закону.
Всякое вмешательство в деятельность суда с чьей бы то ни было стороны, воздействие в какой бы то ни было форме на судей, народных (присяжных) заседателей, проявление неуважения к суду влекут ответственность по закону.
Статья 125. Коллегиальность рассмотрения дел
Разбирательство дел во всех судах осуществляется коллегиально: В Верховном Суде Республики — в составе не менее 3 судей и 2 народных заседателей, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — с участием 10 присяжных заседателей; в районных (городских) народных судах — судьей с участием 2 народных заседателей или 10 присяжных заседателей, когда это прямо предусмотрено законом.
Разбирательство дел судьей единолично допускается только в случаях, специально предусмотренных законом; а также мировыми судьями.
Статья 126. Гласность рассмотрения дел
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается, когда суд решит, что гласное разбирательство может привести к разглашению государственной, профессиональной или коммерческой тайны, либо существует необходимость защитить от огласки личную или семейную жизнь граждан.
Статья 127. Состязательность судопроизводства
Судопроизводство в Республике осуществляется на основе принципа состязательности. Адвокаты допускаются к участию в деле на любой стадии судопроизводства.
Статья 128. Равенство граждан перед законом и судом
Правосудие в Республике осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 129. Язык судопроизводства
Судопроизводство в Республике ведется на крымскотатарском, украинском и русском языках. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство обеспечивается реализация их прав на родном языке.
Статья 130. Презумпция невиновности
Подозреваемый и обвиняемый считаются невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Доказательства, полученные незаконным путем, не имеют юридической силы.
Статья 131. Право на защиту в суде
При осуществлении правосудия в Республике каждому участнику процесса обеспечивается право на защиту своих законных интересов.
Статья 132. Конституционность судопроизводства
Если суд при рассмотрении конкретного дела признает, что применяемый закон противоречит Конституции, он приостанавливает производство по делу и вносит в Конституционный Суд Республики представление о признании этого закона неконституционным.
Глава 18. Обеспечение безопасности, законности и правопорядка
Статья 133. Система обеспечения безопасности, законности и правопорядка
В обеспечении безопасности, законности правопорядка на территории Республики участвуют законодательные, исполнительные, судебные власти Республики, адвокатура и граждане.
Разграничения компетенции государственных органов, действующих на территории Республики и обеспечивающих общественную без опасность, законность и правопорядок, устанавливается законами Республики и Украины.
Правоохранительными органами, непосредственно подчиненными законодательной власти, являются Прокуратура, Следственный комитет и Комитет общественной безопасности Республики.
Правоохранительными органами, непосредственно подчиненными исполнительной власти являются органы юстиции и внутренних дел.
Общественные объединения могут оказывать содействие государственным правоохранительным органам в обеспечении общественной безопасности, законности и правопорядка, защите прав и свобод граждан в соответствии с законодательством Республики.
Статья 134. Прокуратура Крымской Республики
Главный Прокурор Республики и подчиненные ему прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики и Украины всеми государственными и общественными органами, их должностными лицами и гражданами на территории Республики.
Главный Прокурор Республики назначается сроком на 4 года Верховным Советом Республики по представлению Президента Республики и по согласованию с Генеральным Прокурором Украины. Он подотчетен Верховному Совету Республики, Генеральному Прокурору Украины и ответственен перед ними.
Порядок организации деятельности Прокуратуры Республики определяется законом.
Статья 135. Следственный комитет Крымской Республики
Следственный комитет Республики и ее органы осуществляют в пределах своей компетенции предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных на территории Республики.
Председатель Следственного комитета Рее публики назначается сроком на 4 года Верховным Советом Республики по представлению Президента Республики и по согласованию с Председателем Следственного комитета Украины. Он подотчетен Верховному Совету Республики, Председателю Следственного комитета Украины и ответственен перед ними.
Следственный комитет осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было других центральных или местных органов.
Вмешательство в его деятельность с их стороны недопустимо и преследуется по закону.
Порядок организации и деятельности Следственного комитета Республики определяется законом.
Статья 136. Адвокатура в Крымской Республике.
Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллеги и иные добровольные объединения адвокатов, адвокатские бюро и фирмы. А также отдельные лица, получившие право на занятие адвокатской деятельностью в установленном порядке.
Функции защиты в уголовном судопроизводстве выполняют только адвокаты и лица, получившие право на занятие адвокатской деятельностью. Иные лица могут выполнять указанные функции в качестве общественных защитников.
Порядок организации и деятельности адвокатуры определяются законом.
Раздел V. Финансы и бюджет
Статья 137. Бюджетная система Крымской Республики
Государственную бюджетную систему Республики составляют Республиканский бюджет и местные бюджеты.
Бюджетная политика Республики осуществляется в соответствии и общими принципами бюджетной системы Украины и настоящей Конституцией.
Статья 138. Порядок рассмотрения Республиканского бюджета
Республиканский бюджет ежегодно принимается Верховным Советом по представлению Президента.
Верховный Совет приступает к постатейному обсуждению и принятию Республиканского бюджета после получения заключений бюджетных комиссий палат Верховного Совета.
Проект Республиканского бюджета рассматривается и утверждается палатами на раздельных, а при возникновении разногласий — на совместных заседаниях.
В случае принятия Верховным Советом Республиканского бюджета с превышением расходов над доходами устанавливается предельно допустимый размер дефицита и способы, источники его покрытия:
Статья 139. Доходы и расходы Республиканского бюджета
Доходы Республиканского бюджета формируются за счет республиканских налогов, обязательных платежей, сборов и пошлин, доходов от государственного имущества, а также добровольных взносов и иных поступлений.
Республиканские государственные расходы производятся в соответствии со статьями расходной части Республиканского бюджета.
Статья 140. Отчет об исполнении Республиканского бюджета
Постатейный отчет об исполнении Республиканского бюджета Президент Республики представляет Верховному Совету не позднее 3-х месяцев после истечения отчетного бюджетного года с учетом заключений бюджетных комиссий палат и Государственного финансового контролера.
Постатейный отчет Республиканского бюджета подлежит опубликованию.
Статья 141. Центральный банк Крымской Республики
Центральный банк Республики подотчетен, Верховному Совету Республики и независим от органов исполнительной власти. Статус Центрального банка Республики определяется законом.
Статья 142. Государственная налоговая инспекция
Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляется Государственной налоговой инспекцией, возглавляемой Государственным финансовым контролером.
Компетенция, организация и порядок деятельности Государственной налоговой инспекции определяется законом.
Статья 143. Кредитно-денежная система Крымской Республики
На территории Крымской Республики действует единая кредитно-денежная система Украины.
Раздел VI. Заключительные и переходные положения
Статья 144. Столица и государственные символы Крымской Республики
Столицей Крымской Республики является город Симферополь.
Символы Крымской Республики — государственный флаг и герб Крымской Республики
Конституция Крымской Республики принимается и изменяется непосредственно народом путем референдума в порядке, установленном статьей в настоящей Конституции, либо решением Верховного Совета Республики, принятым не менее 2/3 голосов от общего числа народных депутатов каждой из палат Верховного Совета Республики. Предложения об изменении Конституции Республики могут вноситься органами и лицами, наделенными настоящей Конституцией правом законодательной инициативы.
Конституция Крымской Республики вступает в силу на следующий день после ее опубликования в официальном издании Верховного Совета Республики.
Нормы Конституции обладают высшей юридической силой, имеют прямое действие и непосредственно применяются государственными и общественными органами, должностными лицами.
Положения настоящей Конституции, обеспечивающие возвращение и обустройство крымскотатарского народа на своей исторической Родине — в Крыму, предусматривающие специальные меры защиты прав и законных интересов коренного населения Республики, действуют в переходный период, продолжительность которого устанавливается Верховным Советом Республики.
Настоящий проект Конституции Крымской республики принят на заседании Меджлиса крымскотатарского народа 29 декабря 1991 года в г. Симферополе. Проект подлежит опубликованию в печати для широкого обсуждения, внесения предложений по изменению и дополнению его содержания гражданами в течение месяца со дня опубликования в газете «Авдет».