Проект Конституции Украины (модельный проект)

КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ (МОДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ)
Впервые модельный проект Конституции Украины был опубликован в журнале “Права людини в Украiнi”, 1994, N 5 на украинском, русском и английском языках. Предлагаемый вариант модельного проекта является исправленной и дополненной версией русского перевода модельного проекта.
Мы, граждане Украинской Республики, желая обеспечить неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, подчинить политическую власть интересам личности, а государство в целом — интересам гражданского общества, беспокоясь прежде всего о свободе своей жизни, утверждаем эту Конституцию как высший правовой авторитет.
Глава I. Основы общественного развития
Статья 1
Воля народа определяет волю государства и является высшим властным персонифицированным авторитетом.
Конституция является высшим деперсонифицированным авторитетом.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в государстве подчинены воле народа и Конституции.
Статья 2
Свобода народа — главный приоритет Конституции.
Гражданский мир, стабильность, безопасность и защищенность являются главными приоритетами государства.
Приоритеты государства подчинены приоритетам Конституции.
Статья 3
Частная собственность признается экономической основой свободы народа. Частная собственность неприкосновенна и может менять свою форму исключительно с согласия собственника.
Предпринимательская инициатива не ограничивается. Принцип свободы договора гарантируется.
Статья 4
Законодательная и исполнительная власти автономны по отношению друг к другу.
Судебная власть независима от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть исполняет волю народа, выраженную исключительно в форме Закона.
Статья 5
Все без исключения агенты государства, начиная от Президента и заканчивая самым мелким должностным лицом, обязываются служить исключительно интересам народа.
Их полномочия должны определяться только в данном качестве.
Статья 6
Каждый имеет право на судебный иск как к государству в целом, так и к любому должностному лицу.
Статья 7
Свободное распоряжение своей судьбой является главным следствием свободы народа для каждого индивида.
Обязанность действовать исключительно в рамках очерченных полномочий и компетенции является главным следствием свободы народа для всех должностных лиц и государственных органов.
Статья 8
Если свобода народа оказывается под угрозой со стороны государства, гражданское сопротивление этому признается легитимным.
Статья 9
Гражданское общество не является ассоциацией, основанной на коллективном интересе. Его члены свободны в жизненном выборе, что предполагает уважение каждым свободы других и равный доступ каждого к институтам политической власти.
Статья 10
Интеллектуальное творчество не регламентируется посредством ограничений, однако возможный ущерб во всяком случае подлежит компенсации.
Статья 11
Национальные интересы являются приоритетом внешней политики государства, однако следование требованиям международного права гарантируется.
Надлежащим образом подписанные и ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед нормами украинского законодательства, за исключением Конституции.
Глава II. Гарантии свободы
Статья 12
Жизнь является предварительным условием свободы, следовательно, смертная казнь изымается из судебной компетенции.
Статья 13
Каждый человек должен рождаться и жить в состоянии свободы.
Для обеспечения этого состояния любые расходы государства не могут считаться слишком высокими.
Статья 14
Рыночная экономика является воплощением экономической свободы.
Демократия является воплощением политической свободы.
Неприкосновенность личной жизни является воплощением личной свободы.
Экономическая, политическая и личная свободы не могут быть отменены. Они могут ограничиваться исключительно в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе Закона.
Статья 15
Частные банковские счета и объем частной собственности не ограничиваются.
Размеры государственных налогов не должны угрожать экономической свободе.
Торговля свободна.
Иностранные инвестиции поощряются.
Статья 16
Политический выбор демократии неотвратим. Он не может быть отменен или ограничен доктриной, выбором церкви или отдельных поколений.
Основные политические решения должны приниматься на основе исключительно демократических процедур. Нарушение демократических процедур является достаточным основанием для признания решения не имеющим силы.
Статья 17
Диктатура нелегитимна в любых обстоятельствах, пока действует данная Конституция.
Статья 18
Права политических меньшинств гарантируются. Решения, принятые консенсусом, не могут быть отменены волей политического большинства.
Политические решения большинства являются императивными только в течение срока своей легитимности.
Статья 19
При замещении политических должностей принцип профессиональных требований не применяется.
Каждый совершеннолетний гражданин имеет активное и пассивное избирательное право. Выборы организуются и проводятся непосредственно представителями общественности. Вмешательство Президента Украины или должностных лиц исполнительной государственной власти в избирательные процедуры запрещается.
Политическое волеизъявление граждан не контролируется.
Право граждан на политическую индифферентность подтверждается при любых обстоятельствах.
Статья 20
Приоритетами личной свободы признаются:
• а) свобода выбора места жительства;
• б) свобода выбора гражданства;
• в) свобода выбора образования;
• г) свобода выбора религии или отказа от нее;
• д) свобода передвижения внутри страны и за ее пределами;
• е) свобода выбора сексуального партнера;
• ж) право на вооруженную защиту себя, своей семьи и собственности;
• з) право на получение информации о себе;
• и) право судебного обжалования нарушений собственных прав;
• й) право выбора национальной принадлежности;
• к) право на свободное общение с другими по своему выбору при невмешательстве в него государства и частных лиц.
Статья 21
Свобода слова и иного интеллектуального самовыражения не может быть ограничена ни Законом, ни персонифицированной властью.
Статья 22
Граждане равны в своем достоинстве и конституционных правах, за исключением права на приобретение и ношение оружия.
Попытка отмены любого из конституционных прав является недействительной с самого начала.
Судебный иск с целью защиты конституционных прав и свобод непосредственно на основе Конституции гарантируется.
Статья 23
Поскольку признается право граждан на вооруженную защиту, свободное приобретение оружия гарантируется. Ограничение этого права возможно только на основе персонального статуса, предусмотренного в Законе.
Статья 24
Поскольку признается возможность выдающихся способностей людей, право индивида на неконформное поведение гарантируется.
Статья 25
Никто не может быть принужден к участию в забастовке или к неучастию в ней.
Забастовка в условиях, когда работодателем является государство, может быть запрещена только должностным лицам, но не более, чем под угрозой локаута.
Забастовка в условиях, когда работодателем выступает не государство, а кто-либо иной, гарантируется в любых обстоятельствах, кроме условий чрезвычайного или военного положения.
На Прокуратуру, Службу безопасности, Вооруженные Силы и Полицию действие этой статьи не распространяется.
Статья 26
Никто не может быть принужден ко вступлению в профессиональный союз, творческий союз, партию, движение, союз предпринимателей или иную ассоциацию, основанную на коллективном интересе.
Статья 27
Право на альтернативную по отношению к воинской службу или работу гарантируется.
Статья 28
Законы и Указы всегда публикуются и должны быть общедоступными.
Акты самоуправления всегда публикуются и должны быть общедоступными.
Никто не может быть привлечен к ответственности на основании акта, который не был открыто опубликован.
Статья 29
Законы и иные нормативные акты государства, которые ухудшают положение гражданина или юридического лица, обратной силы не имеют.
Статья 30
Презумпция невиновности гарантируется вплоть до вступления приговора в законную силу.
Статья 31
Никто не может быть принужден свидетельствовать против себя или своей семьи.
Статья 32
Оправдательный приговор суда, если он удовлетворяет подсудимого, не может быть отменен в любом случае.
Статья 33
Каждый, кто подозревается в совершении преступления или правонарушения, имеет право на юридическую помощь с момента, когда такое подозрение высказано ему должностным лицом.
Статья 34
Арест и обыск в ночное время у граждан, находящихся в своем жилище, запрещены.
Статья 35
Арест без санкции судьи является основанием полной реабилитации арестованного независимо от доказательств его вины.
Статья 36
Любое необоснованное привлечение к уголовной ответственности является преступлением, ущерб от которого подлежит обязательному возмещению.
Статья 37
Каждый, кого лишили свободы, имеет право на безотлагательную встречу с судьей для обжалования решения о лишении свободы.
Статья 38
Каждый, кого лишили свободы, имеет право на безотлагательное извещение родственников или близких ему людей о своем положении.
Статья 39
Каждый, чья свобода ограничивается на законном основании должностным лицом, обязан получить непосредственно в момент ограничения свободы “Карточку гарантий прав лица, чья свобода ограничивается”.
Пренебрежение этим правилом со стороны должностного лица является правонарушением, которое влечет реабилитацию лица, чья свобода была ограничена, независимо от доказательств его вины.
Статья 40
Никто не может подвергаться пыткам или жестокому обращению со стороны должностных лиц в условиях ограниченной свободы.
Режим пребывания граждан и иных лиц в местах лишения свободы не может иметь целью унижение их достоинства. Состояние несвободы является достаточным наказанием.
Статья 41
Граждане, находящиеся в социально ослабленном состоянии не по своей вине, имеют право на социальную защиту и материальную помощь за счет государства.
Статья 42
Гражданам и иным лицам гарантируется право быть субъектами и объектами благотворительной деятельности.
Статья 43
Обязанность общаться на определенном языке может возлагаться исключительно на должностных лиц.
Статья 44
Поскольку национальная принадлежность граждан является вопросом личного выбора, развитие национальной культуры гарантируется режимом невмешательства.
Статья 45
Перечисление указанных гарантий свободы не может считаться исчерпывающим, свобода граждан и иных лиц не ограничивается указанными гарантиями.
Глава III. Гражданское общество
Статья 46
Гражданское общество — осознающая себя, самоуправляющаяся негосударственная часть общества.
Гражданское общество является доминирующим фактором общественного прогресса, оно имеет принципиальное верховенство над государством.
Деятельность государственных учреждений и должностных лиц должна контролироваться общественностью. С этой целью могут создаваться любые ассоциации граждан.
Создание государственных компьютерных систем тайного учета и контроля поведения граждан Украины запрещается.
Лицензирование или квотирование государством, его органами и должностными лицами деятельности объединений граждан и частных лиц, направленной на использование национальных и международных компьютерных, кабельных, спутниковых и других информационных систем (сетей) общего пользования запрещается.
Статья 47
Свобода партий и ассоциаций гарантируется. Их деятельность не контролируется государством, за исключением соблюдения ими требований Закона.
Свобода 48
Монополия государства на определенный вид деятельности может иметь место исключительно в рамках осуществления прямых функций государства, проистекающих из его приоритетов.
Монополия государственной собственности на объекты природного (органического) происхождения не признается в любом случае.
Государственная собственности не может быть большей, чем собственность гражданского общества.
Статья 49
Должностные лица не могут быть арбитрами в сфере идей.
Любая государственная экспертиза интеллектуальных проектов не может быть окончательной.
Статья 50
Расширение пределов правового регулирования допустимо только в том случае, когда оно способствует расширению свободы индивидов.
Статья 51
Вмешательство государства в качестве арбитра в сферу науки, культуры или искусства недопустимо.
Государственная сертификация частных учреждений образования недопустима.
Размеры государственных вознаграждений не ограничиваются, но они не могут быть формой пожизненного содержания.
Статья 52
Сохранение государственной тайны является прерогативой должностных лиц. Частные лица не могут нести ответственность за разглашение государственной тайны в любом случае.
Получение и распространение информации является свободным, следовательно, цензура запрещается.
Обнародование достоверной информации, которая компрометирует государство, его должностных лиц в глазах общественности, не является основанием для привлечения к ответственности в любом случае.
Статья 53
Государственная монополия на средство массовой информации недопустима в любом случае.
Статья 54
Режим информации, которая составляет тайну, но не охватывается понятием государственной тайны, определяется Законом.
Содержание этого Закона не может быть предметом тайны в любом случае.
Статья 55
Информация о личности гражданина, претендующего на выборную должность, не может быть предметом тайны. Она всегда может быть предана огласке.
Статья 56
Режим секретности на любой вид информации не может распространяться на срок, превышающий 30 лет.
Статья 57
Право петиций, собраний, митингов и демонстраций гарантируется. Устанавливаемые по отношению к ним ограничения могут иметь исключительно процедурный характер.
Статья 58
Религиозные предпочтения не могут быть предметом поощрений или ограничений со стороны государства. Все вероисповедания и конфессии равны перед Законом.
Глава IV. Гражданские обязанности
Статья 59
Обязанности граждан и иных лиц по отношению к государству могут определяться исключительно Законом и только в пределах, установленных Конституцией как гарантии свободы.
Каждый человек обязан уважать права и свободы других лиц, по отношению к которым его собственные права и свободы не могут признаваться приоритетными.
Статья 60
Исполнение обязанностей по свободно и без принуждения заключенному договору предусматривает поддержку Закона.
Статья 61
Собственность способствует независимому самовыражению личности и благоприятствует моральной позиции. Благотворительные действия собственника предусматривают поддержку со стороны государства.
Глава V. Экологическая безопасность
Статья 62
Экологические стандарты утверждаются Законом.
Ни одна крупномасштабная хозяйственная инициатива не должна воплощаться в жизнь без предварительного позитивного заключения экологической экспертизы.
Статья 63
В экологической экспертизе не может быть отказано, если сторона, которая настаивает на ее проведении, имеет собственные источники ее финансирования.
Статья 64
Любая информация о состоянии экологической угрозы населению не может быть предметом государственной или иной охраняемой Законом тайны.
Статья 65
Экологическая экспертиза государственных объектов в случае, когда она засвидетельствовала состояние недопустимого загрязнения, оплачивается государством.
Экологическая экспертиза негосударственных объектов в аналогичном случае оплачивается собственником этих объектов.
Статья 66
Право на судебный иск с целью возмещения экологических убытков гарантируется.
Глава VI. Референдум
Статья 67
Референдумом может быть принят или отменен любой Закон, кроме того, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию.
Статья 68
Референдум проводится по инициативе граждан, Национального Собрания, Президента.
Референдум по инициативе граждан производится за счет одноразового добровольного самообложения граждан.
Референдум по инициативе граждан организуется и проводится исключительно представителями общественности.
Референдум по инициативе Национального Собрания или Президента проводится за счет средств государственного бюджета.
Статья 69
Процедура референдума регламентируется Законом.
Законы, принятые референдумом, не могут быть отменены Национальным Собранием на протяжении не менее 4 лет после их принятия референдумом.
Статья 70
Признается референдум Республики Крым.
Глава VII. Национальное Собрание
Статья 71
Национальное Собрание является органом народного представительства, воплощающим законодательную власть в Украине.
Национальное Собрание действует в рамках компетенции, очерченной в Конституции.
Статья 72
Национальное Собрание состоит из двух палат: Палаты земельных представителей и Палаты депутатов.
Палата земельных представителей (верхняя палата) состоит из 51 земельного представителя, которые делегируются в палату представительными органами земель в количестве 2 представителей от каждой земли и 3 представителей от Республики Крым сроком на 6 лет.
Палата депутатов (нижняя палата) избирается населением в количестве 200 человек на основе равного, прямого, всеобщего избирательного права при тайном голосовании от избирательных округов с примерно равной численностью населения сроком на 2 года.
Каждые 2 года 1/3 часть состава Палаты земельных представителей переизбирается. Председатель (спикер) Палаты и 2 его заместителя ротации не подлежат, поэтому количество земельных представителей, которые переизбираются каждые 2 года, равно 16.
Из первого состава Палаты земельных представителей 1/3 часть ее состава прекращает свои полномочия по жребию досрочно. Следующая треть еще через 2 года в том же порядке. Далее следует регулярный порядок замещения освободившихся мест.
В случае досрочного переизбрания Национального Собрания снова начинает действовать предусмотренная в данной статье процедура.
Статья 73
Императивный мандат земельных представителей и депутатов не признается.
Статья 74
В палатах Национального Собрания избираются Председатели (спикеры) Палат и их заместители.
До выборов Председателей Палат и их заместителей заседания Палат ведут старейшие по возрасту земельный представитель и депутат.
Статья 75
Национальное Собрание работает на профессиональной основе, поэтому иная работа, которая бы препятствовала земельным представителям и депутатам присутствовать на сессиях не допускается.
Статья 76
Во время сессий земельные представители и депутаты пользуются иммунитетом (неприкосновенностью).
Статья 77
Национальное Собрание работает сессионно. Первая сессия начинается в первый вторник февраля и заканчивается в последнюю субботу мая. Вторая сессия начинается в первый вторник сентября и заканчивается в предпоследнюю субботу декабря.
Статья 78
Национальное Собрание принимает Законы и постановления.
Статья 79
Все вопросы компетенции Национального Собрания решаются на раздельных либо совместных заседаниях Палат, однако голосование по проектам Законов всегда проводится раздельно по Палатам.
Вопросы замещения правительственных и иных должностей, кандидатуры для которых представляются Национальному Собранию Президентом, решаются Палатой земельных представителей. В аналогичном порядке решаются вопросы досрочного освобождения этих лиц от занимаемых ими должностей, за исключением процедуры, предусмотренной в ст. 107 Конституции.
Утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении является прерогативой Палаты депутатов.
Статья 80
В компетенцию Национального Собрания входит:
• а) законодательство;
• б) процедуры по международным договорам, которые нуждаются в ратификации или денонсации;
• в) утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении;
• г) парламентский контроль.
Национальное Собрание также:
• а) принимает присягу Президента;
• б) утверждает (Палатой земельных представителей) кандидатуры, представленные Президентом на должности: Административного премьер-министра, членов Правительства, Генерального прокурора, Председателя и членов Верховного Суда, Председателя и членов Конституционного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
• в) утверждает состояние чрезвычайного или военного положения;
• г) объявляет состояние войны или всеобщей мобилизации;
• д) по представлению Председателя Палаты депутатов избирает Уполномоченного Национального Собрания по вопросам защиты прав человека;
• е) ведет расследования или слушания по любым вопросам, представляющим общегосударственный интерес;
• ж) назначает референдум;
• з) объявляет амнистию.
Статья 81
Совместные заседания Палат Национального Собрания ведут поочередно Председатели Палат или их заместители.
Статья 82
Из состава земельных представителей и депутатов в Палатах избираются председатели постоянных комиссий Палат и их заместители.
Количество постоянных комиссий не ограничивается, однако большинство комиссий создаются по признаку их соответствия основным направлениям деятельности исполнительной власти.
Статья 83
Постоянные комиссии Палат Национального Собрания являются органами парламентского контроля за исполнением Законов, соблюдением требований Регламента Национального Собрания.
Постоянные комиссии принимают участие в законотворческом процессе.
Заключения и рекомендации постоянных комиссий должны рассматриваться теми, кому они адресованы, в указанные сроки. Если заключения или рекомендации постоянных комиссий направлены Национальному Собранию (Палатам) или Президенту, то они подлежат рассмотрению на протяжении текущей или первой декады следующей очередной сессии Национального Собрания.
Статья 84
Национальное Собрание может быть распущено Президентом в случае:
• а) если на референдуме будет принят Закон, относительно которого Палаты Национального Собрания не смогли достигнуть согласия на протяжении двух сессий;
• б) если Национальным Собранием будет принято постановление о самороспуске.
Статья 85
Национальное Собрание назначает референдум, если Палаты Национального Собрания не смогли достичь согласия относительно принятия Закона, особо важного для общественного прогресса, на протяжении двух сессий.
Прерогатива определения Закона как особо важного для общественного прогресса принадлежит Президенту, а в части обеспечения прав и свобод человека – Уполномоченному Национального Собрания по вопросам защиты прав человека.
Статья 86
Право законодательной инициативы в Национальном Собрании принадлежит:
• а) Президенту;
• б) высшему представительному органу Республики Крым;
• в) депутатам;
• г) земельным представителям;
• д) Уполномоченному Национального Собрания по вопросам защиты прав человека.
Статья 87
Депутатам Национального Собрания и земельным представителям гарантируется достойное их роли вознаграждение, включая возмещение профессиональных расходов.
Глава VIII. Президент
Статья 88
Президент является главой государства, высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть.
Президент является также Главнокомандующим Вооруженными Силами Украины.
Статья 89
Президент избирается совершеннолетними гражданами Украины на основе равного, прямого, всеобщего избирательного права тайным голосованием сроком на 4 года.
Статья 90
Президентом может быть избран гражданин Украины, который родился в Украине, либо был натурализован в украинское гражданство до достижения совершеннолетия – 18 лет, и прожил в Украине не менее 15 лет.
Статья 91
Пост Президента несовместим с любыми иными.
Статья 92
Если Президент не был отстранен от должности в порядке импичмента, его звание сохраняется за ним пожизненно.
Статья 93
Одно лицо не может быть избрано Президентом более чем на два срока полномочий.
Статья 94
Выборы Президента на безальтернативной основе всегда несостоятельны.
Статья 95
Президент обладает следующими полномочиями:
• а) быть гарантом государственного суверенитета Украины;
• б) быть гарантом соблюдения Конституции;
• в) представлять Украинское государство во внешних сношениях;
• г) руководить Правительством;
• д) представлять для утверждения Национальным Собранием (Палатой земельных представителей) кандидатов на посты: Административного премьер-министра, членов Правительства, Генерального прокурора, Председателя и членов Верховного Суда, Председателя и членов Конституционного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
• е) назначать на должности и увольнять в запас высшее командование Вооруженных Сил;
• ж) присваивать высшие воинские звания, дипломатические ранги, иные специальные звания;
• з) вести переговоры с иностранными государствами, подписывать международные договоры от имени Украины, принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
• и) объявлять чрезвычайное или военное положение;
• й) вводить частичную военную мобилизацию;
• к) решать вопросы приема в гражданство и предоставления убежища;
• л) награждать государственными наградами, присваивать почетные звания;
• м) отменять в случае необходимости акты непосредственно подчиненных ему лиц;
• н) распускать Национальное Собрание по основаниям ст. 84 Конституции;
• о) осуществлять помилование осужденных.
Статья 96
Президент издает Указы и распоряжения, которые имеют силу на всей территории Украины и для всех ее граждан, за исключением случаев, указанных в ст. 161 Конституции.
Статья 97
Президент имеет право отлагательного вето на Законы, принятые Национальным Собранием. Вето президента может быть преодолено повторным голосованием 2/3 голосов “за,” поданных раздельно земельными представителями и депутатами.
Статья 98
Президент может быть отстранен от своей должности (смещен с поста) в порядке импичмента Палатой земельных представителей.
Импичмент может иметь место, если по представлению Генерального прокурора Верховный Суд возбудит уголовное дело против Президента.
Статья 99
Отставка Президента вследствие импичмента не освобождает его от уголовной ответственности, однако такое освобождение может иметь место по постановлению Палаты земельных представителей, если Президент добровольно согласится оставить свой пост под угрозой импичмента.
Статья 100
Президент может назначить референдум для принятия или отмены Закона.
Статья 101
В случае смерти Президента или иных, указанных в Законе, обстоятельств, препятствующих исполнению президентских полномочий, Президента временно замещает Председатель палаты земельных представителей, а если подобные обстоятельства наступят и в отношении него, тогда полномочия Президента временно переходят к Председателю Палаты депутатов до избрания нового Президента.
Статья 102
Досрочные выборы Президента проводятся не позднее чем через полгода после возникновения такой необходимости.
Статья 103
Президент сохраняет пожизненное право на персональную охрану и некоторые иные специальные полномочия.
Глава IX. Кабинет Министров (Правительство)
Статья 104
Правительство возглавляет исполнительную власть в Украине.
Состав Правительства формируется Президентом и утверждается Национальным Собранием (Палатой земельных представителей).
Оперативное руководство работой Правительства осуществляется Административным премьер-министром.
Статья 105
Номенклатура должностных лиц в составе Правительства не ограничивается, однако расходы на его содержание не могут быть изменены после утверждения государственного бюджета.
Статья 106
По требованию Палаты земельных представителей Правительство должно быть досрочно распущено Президентом, однако против такого требования Президент может употребить право вето, которое может быть преодолено повторным голосованием “за” 2/3 голосов общего состава Палаты земельных представителей.
Статья 107
Единоличные замены Министров и иных должностных лиц Правительства возможны также по воле исключительно Президента, если общее число таких замен не превысит 1/4 состава Министров и иных приравненных к ним членов Правительства в течение всего срока полномочий Президента.
Статья 108
В компетенцию Правительства входит:
• а) исполнение Законов, Указов Президента;
• б) обеспечение экономических, политических и военных гарантий государственного суверенитета Украины;
• в) управление государственным сектором экономики;
• г) выдача заявок на научные исследования и разработки в русле государственной стратегии развития Украины;
• д) государственная финансовая, кредитная и налоговая политика;
• е) таможенное дело;
• ж) охрана собственности, общественного порядка;
• з) разработка и внедрение программ борьбы с преступностью;
• и) защита прав и свобод человека и гражданина в Украине;
• к) обеспечение стабильности и безопасности;
• л) иные полномочия, предусмотренные Законом о Кабинете Министров (Правительстве).
Статья 109
Правительство издает Постановления и Распоряжения.
Статья 110
В случае невозможности осуществления полномочий Административным премьер-министром на протяжении более месяца, его полномочия переходят к Министру, возглавляющему первое в списке Правительства Министерство.
Статья 111
Министры и иные приравненные к ним члены Правительства могут занимать только свою должность.
Статья 112
Министрам и иным приравненным к ним членам Правительства гарантируется достойное их роли вознаграждение.
Глава X. Судебная власть
Статья 113
Судебная власть независима и обособлена от других властей в государстве.
Правосудие осуществляется исключительно судами. Создание особых судов запрещено.
Статья 114
Судьи, занимающие свою должность после благополучного окончания испытательного срока, несменяемы.
Статья 115
Суды финансируются централизованно из государственного бюджета. Бюджетные расходы на содержание судов должны соответствовать высокой роли суда.
Статья 116
Судебный контроль осуществляется в рамках судебной системы. Судебная система определяется Законом.
Статья 117
Судьи в своем профессиональном качестве независимы и подчинены только Конституции и Законам.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.