Проект Конституции Узбекистана

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (ПРОЕКТ)
Проект демократической партии «ЭРК» Узбекистана
Будьте справедливы (Коран 5/8)
Мы, обладатели верховной власти – народ Узбекистана,
– чтобы лучше управлять собой и полнее осуществлять свои полномочия;
– чтобы обеспечить неотъемлемые права каждого на жизнь, на свободу и стремление к счастью;
– чтобы направлять и охранять поведение наших людей только законом, одинаково для всех;
– в целях освобождения от насилия и жестокости,
учреждаем государство – Республику Узбекистан и вводим для него эту Консти-туцию (Основной Закон).
Статья 1
Раздел 1:
Все законодательные полномочия при-надлежат народу Республики Узбекистан; каждое из полномочий, которое он оставляет за собой или передает законодательной власти, может осуществлять сам; при этом он не издает законы, противоречащие свободам и правам своей отдельной территориальной или национальной частей, а также собствен-ным свободам и правам.
Раздел 2:
1. Свои законодательные полномочия народ осуществляет путем общенародного голосования (референдума).
2. Тему и срок референдума устанав-ливает законодательная власть Республики Узбекистан своим законом или Президент Республики Узбекистан своим Указом; при этом обязательно назначается референдум на тему и срок, которые требует Главный Хакам Республики Узбекистан или одна из палат законадательной власти Республики Узбекис-тан или больше половины населения отдель-ной области с правом участия в референдуме или больше половины отдельной националь-ной части народа Республики Узбекистан с правом участия в референдуме или больше половины общего числа членов отдельной политической партии Республики Узбекис-тан.
3. Все органы, которые проводят рефе-рендум, организуют пропаганду и подводят итоги, создаются на основе равночисленного представительства от политических партий; членом таких органов каждый может быть только в той территории, где сам голосует; урны, бюллетени, листы для голосования, протоколы итогов и другие документы референдума утверждаются печатями всех политических партий.
4. Законопроекты или кандидаты, выне-сенные для голосования в референдуме, дол-жны иметь две или более альтернативы; печати в бюллетенях и листах для голосова-ния должны принадлежать только полити-ческим партиям и они должны четко показать какой законопроект или какую кандидатуру выдвигает та или иная политическая партия.
Раздел 3:
Каждый, кто состоит в гражданстве Республики Узбекистан и достиг восемьнад-цатилетнего возраста имеет право участво-вать в общенародном голосовании (референ-думе) Республики Узбекистан; каждый гражданин может быть лишен своего этого права только собственным волеизъявлением или приговором или постановлением суда; запрещается ограничивать это право каким-либо другим путем.
Раздел 4:
Референдум считается состоявшимся, если в нем участвовало больше половины граждан с правом участия в референдуме; в закон превращается тот законопроект или избирается тот кандидат, за которого выра-зило согласие больще половины участвовав-ших в референдуме.
Раздел 5:
Народ Республики Узбекистан оставляет за собой право осуществлять путем всенарод-ного голосования (референдума) следующие законодательные полномочия:
1. установление государственной графи-ки, ее изменение и реформу;
2. установление государственного языка, его изменение и реформу;
3. изменение государственной границы за счет других государств военным путем;
4. установление государственной сис-темы образования, ее изменение и реформу;
5. выделение места и разрешение пребы-вания на территории государства военных контингентов и армий других государств;
6. образование территориально – целост-ного государства путем соединения госу-дарства с другими государствами;
7. образование с другими государствами политических, военных или экономических союзов, объеденений или содружеств и выход из них;
8. издание законов, связанных с измене-нием природных условий на территории государства или другого государства;
9. издание законов, связанных с повсе-местным изменением внутренней админис-тративно-территориальной структуры госу-дарства;
10. установление территории для посто-янного местоприбывания государственной власти – столицы Республики Узбекистан, ее изменение либо расширение;
11. передача общенародной собствен-ности отдельной части народа с правом соб-ственника;
12. ограничение свободы слова или печати или права на мирное собрание, шествие или демонстрацию для выражения несогласия со злоупотреблениями власти, требования лучше управлять государством;
13. принятие Конституции (Основного Закона), поправок и изменений к ней;
14. выбор одного из выдвинутых канди-датов на должность Президента Республики Узбекистан;
15. выбор одного из выдвинутых канди-датов на должность Вице-Президента Респуб-лики Узбекистан;
16. выбор одного из выдвинутых канди-датов на должность Главного Хакама Респуб-лики Узбекистан;
17. досрочный роспуск Государственного Совета Республики Узбекистан или его отдельной Палаты.
Статья 2
Раздел 1:
Все полномочия, переданные народом Республики Узбекистан законадательной власти принадлежит Государственному Сове-ту, который состоит из Палаты Предста-вителей и Палаты Вилоятов.
Раздел 2:
1. Палата Представителей состоит из членов, избираемых на два года населением избирательных территорий каждой области, Республики Каракалпакистан и столицы Республики Узбекистан; при этом та часть населения избирательной территории, кото-рая обладает правом участия в референдуме, обладает так же и правом выбора.
2. Кандидатов в члены Палаты Предста-вителей выдвигают организации политичес-ких партий Республики Узбекистан в соответ-ствующих областях, в республике Каракал-пакистан и столице Республики Узбекистан; число кандидатов на одно место должно быть два и более.
3. Все органы, которые проводят вы-боры, организуют пропаганду и подводят итоги, создаются на основе равночисленного представительства от политических партий, выдвинувших кандидатов; членом таких органов каждый может быть только в той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
4. Количество членов Палаты Представи-телей и объем прямых налогов в бюджет государственной власти распределяются в зависимости от численности населения областей, Республики Каракалпакистан и столицы Республики Узбекистан в равных пропорциях; порядок определения числа населения и условий пропорцианальности устанавливается специальным законом; при этом число избирателей, соответствующее одному Представителю, должно быть не более ста тысяч; избирательные территории устанавливаются исполнительныит властями соответствующих областей, Республики Каракалпакистан и столицы Республики Узбекистан.
5. Представителем не может быть избран тот, кто не достиг двадцатипятилетнего возвраста, не является в момент избрания сам или его родители жителем той территории, где он избирается, или на этой территории не родился сам или его родители и не состоит в последние пятнадцать лет в гражданстве Республики Узбекистан.
6. Если откроется вакансия в составе Па-латы Представителей исполнительная власть соответствующей области или Республики Каракалпакистан или столицы Республики Узбекистан назначает выборы для заполнения этой вакансии.
7. Палата Представителей выдвигает кан-дидатов на свои руководящие должности и проводит выборы; выдвижение кандидатов проводят группы политических партий в составе Палаты; выборы проводятся тайным голосованием.
8. Палата Представителей имеет исклю-чительное право возбуждать и проводить следствие против любого должностного лица государственной власти.
Раздел 3:
1. Палата Вилоятов состоит из трех чле-нов от каждой области, Республики Каракал-пакистан и столицы Республики Узбекистан; они избираются на шесть лет населением соответствующей области, Республики Кара-калпакистан и столицы Республики Узбе-кистан; каждый член Палаты вилоятов имеет один голос.
2. Выборы в палату вилоятов проводятся через каждые два года; в этих выборах избирается одна треть от общего числа членов Палаты; в первых выборах из трех членов от каждой области, Республики Кара-калпакистан и столицы Республики Узбекистан один избирается на два года, один на четыре года и один на шесть лет.
3. Членом палаты Вилоятов не может быть избран тот, кто не достиг тридцати-летнего возраста, за последние пятнадцать лет не состоит в гражданстве Республики Узбекистан и не является в момент избрания сам или его родители жителем той области, Республики Каракалпакистан или столицы Республики Узбекистан, где он избирается, или не родился сам или его родители на этой территории.
4. Кандидатов в члены Палаты Вилоятов выдвигают организации политических партий Республики Узбекистан в соответствующих областях, Республики Каракалпакистан или столицы Республики Узбекистан; на одно место выдвигается два и более кандидата.
5. Все органы которые проводят выборы в Палату Вилоятов, организуют пропаганду и проводят итоги, создаются на основе равно-численного представительства от всех поли-тических партий, выдвигавших кандидатов; членом таких органов может быть каждый только в той избирательной территории, где сам голосует; избирательные урны, бюлле-тени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются только печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
6. Если откроется вакансия в составе Палаты Вилоятов исполнительная власть соответствуюшей области, Республики Кара-калпакистан или столицы Республики Узбе-кистан назначает выборы, для заполнения этой вакансии.
7. Палата Вилоятов проводит выдви-жение кандидатов и избрание на должность руководителя Палаты и на другие свои долж-ности; кандидатов на эти должности выдви-гают группы политических партий в составе Палаты; выборы проводятся тайным голосо-ванием.
8. В число полномочий Палаты Вилоятов входит исключительное право производить суд и вынести приговор по делам, возбужден-ным Палатой Представителей; в этих случаях приговор принимается двумя третями голосов от общего числа членов Палаты; обвинитель-ный приговор ограничивается отстранением от должности и передачей дела следственным органам; если подсудимым является Прези-дент Республики Узбекистан, заседание Пала-ты проводится под председательством Главного Хакама; отстраненный от должнос-ти приговором Палаты Вилоятов человек лишается права занимать какую-либо долж-ность государственной власти; обвиненный в результате суда Палаты Вмлоятов в измене, взяточничестве человек отстраняется от дол-жности.
Раздел 4:
1. Выборы в Палату Представителей и в Палату Вилоятов проводятся в один день на всей территории Республики Узбекистан; порядок и сроки проведения выборов устанавливается Государственным Советом в рамках данной Конституции.
2. Каждая Палата сама решает вопросы, касающиеся результатов выборов, законности избрания своих членов и их полномочий; для каждой из Палат, в случаях отсутствия в данной Конституции указаний о кворуме при ведении дела, кворум составляет простое большинство.
3. Каждая Палата устанавливает порядок своих заседаний и наказывает нарушивших членов двумя третями голосов до вывода из своего состава; ведет протокол своих заседаний и периодически публикует его.
4. Государственный Совет собирается не реже двух раз в год и его сессии начинаются в первых воскресных днях июня и декабря; свои заседания Палаты проводят в установ-ленных местах и они не могут без взаимного согласования отсрочить свои заседания более чем на три дня.
5. Общее заседание Государственного Совета проводимое объединением Палат, назначается только для принятия присяги, знакомств и для других торжественных церемоний, а так же для экстренных инфор-маций при таких объединенных заседаниях председательствует руководитель Палаты Вилоятов, но на них не принимается законо-проект или закон.
Раздел 5:
1. Члены Государственного Совета полу-чают устанавливаемую законом заработную плату; запрещается привлекать их к ответ-ственности где-либо в другом месте за речи и высказывания в Палатах; запрещается арест во время их присутствия на сессии соответ-ствующей Палаты, следования в Палату и возвращения из нее во всех случаях, кроме измены и уголовного преступления.
2. Запрещается назначать кого-либо из членов Государственного Совета на должнос-ти государственной власти, если эта долж-ность была создана в течение времени, на которое он избран; ни одно лицо, занима-ющее какую-либо должность государствен-ной власти, не может быть членом Государ-ственного Совета, пока состоит в должности.
3. Структура составных Палат Государ-ственного Совета устанавливается законом; при этом законопроект о структуре каждой Палаты первоначально исходит из самой этой Палаты и в закон превращается подобно другим законопроектам.
4. Все законопроекты, касающиеся до-ходной части бюджета государственной влас-ти исходят из Палаты Представителей; Пала-та Вилоятов, подобно другим законопроек-там, может предложить в них изменения.
Раздел 6:
1. Каждый законопроект, принятый Па-латой представителей и Палатой Вилоятов обеими, представляется на подпись Прези-денту; Президент подписывает законопроект или возвращает законопроект со своими возражениями в ту Палату, из которой законопроект первоначально исходит; эта Палата регистрирует возражения Президента полностью и пересматривает законопроект, вместе с возражениями Президента передает его в другую Палату и принятый этой Палатой тоже двумя третями голосов законопроект становится законом; если в течении десяти рабочих дней со дня предста-вления президенту для подписания законо-проект не будет возвращен, законопроект становится законом, так же как если бы он был подписан Президентом; исключением из этого прецидента является случай, когда законопроект не мог быть возвращен в течении десяти рабочих дней из-за отсрочки Государственным Советом своей сессии.
2. Всякое постановление, резолюция или решение, кроме постановления об отсрочке своих заседаний, принятое Государственным Советом, представляется Президенту и только после его одобрения вступает в силу; если он не одобрит, оно должно быть снова утверждено двумя третями голосов Палаты Представителей и Палаты Вилоятов, в соот-ветствии с правилами и условиями, установ-ленными для законопроектов.
Раздел 7 (Полномочия переданные Государственному Совету):
1. Устанавливать и взымать единообраз-ные на всей территории Республики Узбекис-тан налоги, пошлины и акцизные сборы, необходимые для решения вопросов управле-ния государством, обороны, внутреннего спокойствия и благосостояния;
2. Заключать займы от имени Республики Узбекистан;
3. Регулировать торговлю с другими государствами и между областями, а также Республикой Каракалпакистан;
4. Устанавливать правила натурализации для принятия в гражданство Республики Узбекистан и законы несостоятельности для лишения гражданства;
5. Регулировать выпуск денег, ценных бумаг, монет; установление цености их и денежных единиц государства; установление единиц мер и весов;
6. Устанавливать наказания за подделку находящихся в обращении денег, ценных бу-маг и монет;
7. Устанавливать структуру исполни-тельной власти Республики Узбекистан;
8. Устанавливать структуру юридичес-кой власти Республики Узбекистан
9. Объявлять военное положение на всей или отдельной территории Республики Узбе-кистан;
10. Устанавливать наказания за действия, признанные как предательство по отношению к Республике Узбекистан;
11. Введение и размещение на террито-рии другого государства военных подразделе-ний и войск;
12. Производство вооружений и осущ-ествление торговли ими;
13. Создание армии и ее содержание;
14. Создание флота и его содержание;
15. Устанавливать правила управления вооруженными силами и войсками;
16. Создание вооруженных подразделе-ний для обеспечения внутреннего спокой-ствия и издание правил управления ими;
17. Быть собственником всех богатств недр Республики Узбекистан и регулировать пользование ими;
18. Устанавливать структуру доходной и расходной частей бюджета государственной власти Республики Узбекистан;
19. Выполнять функции власти со специальными полномочиями для правления территорией, выделенной для размещения структур государственной власти Республики Узбекистан.
Статья 3
Раздел 1:
1. Президентская должность является первостепенной должностью исполнительной власти Республики Узбекистан; Президент избирается совместно с Вице-Президентом, сроком на пять лет, путем общенародного голосования (референдума); никто не может быть избран Президентом больше чем два раза; ни одно лицо замещавшее Президента свыше двух лет, не может быть избрано на должность Президента более одного раза; избирательные бюллетени и листы составляются отдельно для кандидатов в Президенты и отдельно для кандидатов в Вице-Президенты.
2. Кандидатов на должности Президента и Вице-Президента выдвигают политические партии Республики Узбекистан; каждая политическая партия выдвигает кандидатом одного человека на должность Президента и одного человека на должность Вице-Президента; при этом хотя бы один из этих двух кандидатов не должен состоять в членстве выдвигающей его кандидатом партии; порядок выдвижения кандидатов устанавливает каждая политическая партия сама.
3. Все органы, которые проводят выборы на должности Президента и Вице-Прези-дента, организуют пропаганду и подводят итоги, создаются на основе равночисленного представительства от политических партий, выдвинувших кандидатов; членом таких органов каждый может быть только в той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаются печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
4. Не может быть избран на должность Президента или Вице-Президента тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста, в течении последних пятнадцати лет не имел постоянного жительства в Республике Узбекистан и не состоял в ее гражданстве, а так же не владеющий в совершенстве государственным языком Республики Узбе-кистан.
5. Выборы на должности Президента и Вице-Президента проводятся в ноябре месяце; избранные лица приступают к исполнению своих полномочий сразу после принятия присяги в Государственном Совете во второе воскресенье января месяца, последующего за выборами года; если в результате проведенных в ноябре выборов Президент или Вице-Президент не избраны, в декабре месяце проводятся повторные выбо-ры; на общенародное голосование (референ-дум) выносятся по два кандидата, получив-шие наибольшее число голосов на предыдущ-ем референдуме; если в результате референ-дума и повторного референдума никто на должность Президента не будет избран до второго воскресенья января месяца следую-щего года, то избранное на должность Вице-Президента лицо становится Президентом и должность Вице-Президента остается вакант-ной до очередных выборов; если не был избран также и Вице – Президент, то Государ-ственный Совет издает закон и определит исполняющего обязанности Президента.
6. При отстранении Президента от своей должности или его смерти или его отставки согласно личного заявления, полномочия Президента переходят к Вице-Президенту и он выполняет эти полномочия до принятия присяги избранным на очередных выборах Президентом.
7. Президенту и Вице-Президенту оплату за работу установит Государственный Совет; установленная заработная плата за период их избрания не должна быть занижена и они не должны получать заработную плату где- либо в другом месте.
Раздел 2:
1. Президент в январе месяце каждого года направляет в Госудаврственый Совет отчет о политическом и экономическом сос-тояни Республик Узбекистан и свои предло-жения о необходимых и полезных мерах.
2. Президент и Вице-Президент, со дня начала своих полномочий до дня их оконча-ния, не должны состоять в членстве какой-либо политической партии, занимать какую-либо партийную должность и участвовать в работе партийных органов.
Раздел 3:
Полномочия Президента Республики Уз-бекистан:
1. Главнокомандующий армии и флота Республики Узбекистан;
2. Заключать международные договоры с совета и согласия Палаты Вилоятов, при одобрении не менее половины общего числа и двух третей присутствующих членов палат-ы;
3. Назначение послов других полномо-чных представителей и консулов с совета и согласия Палаты Вилоятов;
4. Назначение с совета и согласия Пала-ты Вилоятов на все должности исполнитель-ной власти, кроме должности Вице-Президен-та, с соблюдением пропорций числа предста-вителей политических партий в составе Пала-ты Вилоятов;
5. Требовать письменного заключения от руководителя каждого исполнительного ве-домства по любому вопросу, относящемуся к его компетенции;
6. Замещать все вакансии, которые обра-зуются в период между сессиями Палаты Ви-лоятов, предоставляя должностные полномо-чия на срок до очередной сессии;
7. Созывать в экстренном порядке Госу-дарственный Совет или одну из его Палат;
8. В случае разногласия между Палатами по поводу времени отсрочки сессий установ-ить срок отсрочки сессий;
9. Прием послов и полномочных пред-ставителей;
10. Помилование и отсрочка исполнения приговоров за преступления кроме обвини-тельных приговоров, вынесенных Палатой Вилоятов.
11. Установить полномочия всех долж-ностных лиц исполнительной власти.
Статья 4
Раздел 1:
Главный Хакамлик является обладателем всех полномочий юридической власти Рес-публики Узбекистан и он состоит из Главного Судебного Хакамлика и Главного Следствен-ного Хакамлика.
Раздел 2:
Главный Хакам является первостепен-ной должностью юридической власти Респуб-лики Узбекистан; Главный Хакам избирается бессрочно общенародным голосованием (ре-ферендумом) и сохраняет свою должность за собой, пока он исполняет свои полномочия со всей полнотой и безупречно; заработная плата Главного Хакама устанавливается Госу-дарственным Советом и выплачивается из бюджета государственной власти.
Раздел 3:
Кандидатов на должность Главного Хакама выдвигают политические партии Республики Узбекистан; порядок выдвижения кандидатов каждая политическая партия определяет сама; на должность Главного Хакама не может быть избран тот, кто не работал не менее двадцати лет в юридической системе Республики Узбекистан, поведение в период служебной деятельности не было безупречным, не состооит в гражданстве Республики Узбекистан и не владеет в совершенстве государственным языком Рес-публики Узбекистан.
Раздел 4:
Сроки выдвижения кандидатов на долж-ность Главного Хакама и проведения рефере-ндума для выбора одного среди них назначает и объявляет не менее чем за два месяца Президент; все органы, которые проводят референдум, организуют пропаганду и определяют итоги, создаются на основе равночисленного представительства от всех политических партий, выдвинувших канди-датов; членом таких органов может быть каждый только в той территории, где сам голосует; избирательные урны, бюллетени, листы, протоколы итогов и другие документы утверждаюися печатями всех политических партий, выдвинувших кандидатов.
Раздел 5:
Избранной на должность, Главного Ха-кама лицо приступает к исполнению своих полномочий со дня принятия присяги в Государственном Совете; если в референдуме никто не избран, проводится повторный референдум; при отстранении Главного Хакама от своей должности или его смерти или его отставки, Государственный Совет издает закон и назначает на эту вакансию на срок до избрания Главного Хакама; однако этот срок не должен превышать шести месяцев; сроком на шесть месяцев Государ-ственный Совет осуществляет назначение на должность Главного Хакама так же и в случае, когда никто не избран в результате повторного референдума; в этих случаях предложение исходит из Палаты Вилоятов; лицо, которое занимает должность Главного Хакама, со дня начала своих полномочий до дня их окончания не должен состоять в членстве какой-либо политической партии.
Раздел 6:
1. Все судебные дела в Республике Узбе-кистан осуществляются объединяемыми Главным Судебным Хакамликом в единую систему специальными и областными судеб-ными Хакамликами, судебным Хакамликом Республики Каракалпакистан, а также низо-выми судебными Хакамликами, хакамами и хакамликами присяжных.
2. Деятельность Главного Судебного Хакамлика управляется Главным Хакамом; Главный Хакам вносит предложение в Палате Представителей Государственного Совета об общем числе членов и кандидатов в члены Главного Судебного Хакамлика; это предло-жение рассматривается Палатой Представи-телей, в виде законопроекта оно передается Палате Вилоятов и превращается в закон, в том же порядке как и все другие законо-проекты.
3. Специальные Судебные Хакамлики подчиненные Главному Судебному Хакам-лику учреждаются Государственным Сове-том; хакамы, которые являются членами специальных и областных судебных Хакам-ликов, а также судебного Хакамлика Респуб-лики Каракалпакистан, Хакам Вилоята и Хакам Республики Каракалпакистан, руково-дители специальных судебных Хакамликов назначает Главный Судебный Хакамлик двумя третями голосов.
4. Хакамы, состоящие в членстве Глав-ного Судебного Хакамлика и всех низовых хакамликов сохранят за собой свои долж-ности и получаемые заработки не занижаются пока безупречны их поведение; со дня начала их полномочий до дня окончания этих полномочий они не должны состоять в членстве какой- либо политической партии.
Раздел 7 (Полномочия Главного Судебного Хакамлика):
1. Вынесение приговора по любому об-винению в нарушении Конституции Респуб-лики Узбекистан;
2. Рассмотрение апелляций по пригово-рам, вынесенным подчиненными ему специ-альными и областными судебными Хакамли-ками, а также судебным Хакамликом Респуб-лики Каракалпакистан и вынесение повтор-ного приговора;
3. Осуществление констроля за консти-туционностью издаваемых Государственным Советом законов, указов Президента и прио-становка их действия в случаях противоречия с Конституцией Республики Узбекистан;
4. Осуществление констроля за консти-туционностью взаимоотношений между зако-нодатльной и исполнительной властями Республики Узбекистан и вынесение решений по ним;
5. Предлагать изменения и дополнения к Конституции Республики Узбекистан;
6. Вынесение приговоров в качестве судебного органа первой инстанции по обвинениям в отношении любого органа и должностного лица в структуре государ-ственной власти Республики Узбекистан;
7. Осуществление руководства всеми подчиненными ему низовыми судебными хакамликами, координация их деятельности и внесения предложений в Государственный Совет по вопросам учреждения новых хакамликов;
8. Осуществление контроля за консти-туционностью распределения полномочий между общенародным голосованием (рефе-рендумом) и законодательной властью и вынесение об этом решений;
9. Вынесение приговоров в качестве судебного органа первой инстанции по делам, связанным с преследованием и вмешатель-ством в дела судебных хакамликов;
10. Установление не указанных в данной Конституции взаимоотношений между Глав-ным Хакамом, Главным Судебным Хакам-ликом и Главным Следственным Хакамли-ком.
Раздел 8 (Специальными судебными Хакамликами являютсся):
1. Судебный Хакамлик по гражданским делам;
2. Судебный Хакамлик по уголовным делам;
3. Судебный Хакамлик по администра-тивным делам;
4. Судебный Хакамлик по трудовым де-лам;
5. Судебный Хакамлик по военным де-лам;
Государственный Совет при необходим-ости может расширить этот перечень.
Раздел 9:
1. В Республике Узбекистан все след-ственные дела осуществляются Главным Следственным Хакамликом и объединен-ными им в единую систему следственными хакамликами и следователями- хакамами; общее число хакамов, входящих в состав Главного Следственного Хакамлика, устанав-ливает Государственный Совет; предложение об этом вносит Главный Хакам в Палату Представителей, которое, затем превращается в закон в том же порядке, что и другие законопроекты.
2. Главный Следователь является перво-степенной должностью Главного Следствен-ного Хакамлика; Главный Следователь и члены Главного Следственного Хакамлика назначаются Государственным Советом с предложения Главного Хакама, внесенного в Палате Представителей; специальные след-ственные хакамлики, входящие в подчинение Главного Следственного Хкамлика, учреж-дает Государственный Совет с предложения Главного Хакама, внесенного в Палату Пред-ставителей.
Раздел 10:
Состав специальных следственных ха-камликов, следственных хакамликов областей и Республки Каракалпакистан формируется Главным Хакамликом; для этого объявляется конкурс на замещение вакантных долж-ностей; Главный Следственный Хакамлик первым проводит конкурс и свои предло-жения, принятые простым большинством от общего числа своего состава хакамов, передает Главному Судебному Хакамлику; если Главный Судебный Хакамлик утвердит простым большинством от общего числа своего состава, то предложения предостав-ляются Главному Хакаму на подпись; если предложения не приняты или Главный Хакам не подписал, то возвращаются Главному Следственному Хакамлику для рассомтрения; предложения принятые при повторном рассмотрении четырьмя пятыми от общего числа хакамов Главного Следственного Ха-камлика голосами, вступают в силу, если даже Главный Хакам не подпишет.
Раздел 11:
Следственные Хакамлики областей и Республики Каракалпакистан конкурсным путем формируют подчиненные им низовые следственные хакамлики; при этом пред-ставительная власть каждой области и Республики Каракалпакистан учреждает низовые следственные хакамлики и устанав-ливает их численный состав.
Раздел 12:
Полномочия Главного Следственного Хакамлика:
1. возбуждение и проведение следствия по всем судебным делам, входящим в полномочия Главного Судебного Хакамлика;
2. осуществление следствия в качестве следственного органа первой инстанции по делам, по которым Государственный Совет вынес обвинительный приговор о передаче в следственные органы;
3. осуществление следствия в качестве следственного органа первой инстанции по уголовным делам, имеющим место на той территории, которая выделена как постоянное местопребывание государственнной власти;
4. осуществление руководства всеми следственными органами и координация их деятельностью.
Раздел 13:

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.