КОНСТИТУЦИЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(проект новой редакции)

Мы, многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики,
— соединенные общей судьбой на своей земле;
— утверждая права и свободы человека, свободное развитие личности;
— исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями;
— подтверждая приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
— устанавливая правовое государство, которое бы обеспечило верховенство закона, как выражения воли народа;
— чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,
— желая обеспечить благополучие и процветание Приднестровью, принимаем Конституцию Приднестровской Молдавской Республики.

РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1
1. Приднестровская Молдавская Республика — суверенное, демократическое, правовое государство.
2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Данное положение обладает приоритетом по отношению ко всем другим положениям настоящей Конституции. Приднестровская Молдавская Республика обязана признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Приднестровской Молдавской Республике. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Статья 2
1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и обязательна для исполнения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Приднестровской Молдавской Республике, не должны противоречить Конституции.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Приднестровской Молдавской Республики и законы.

Статья 3
Гражданство Приднестровской Молдавской Республики приобретается и прекращается в соответствии с конституционным законом, является равным для всех граждан, независимо от оснований его приобретения.
Гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть лишен гражданства или права его изменения. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики может иметь гражданство одного или нескольких других государств — двойное (множественное) гражданство.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами граждан Приднестровской Молдавской Республики, если иное не установлено законом.

Статья 4
1. В Приднестровской Молдавской Республике гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Приднестровской Молдавской Республике признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 5
Земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 6
Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.

Статья 7
В Приднестровской Молдавской Республике признается и гарантируется местное самоуправление, состоящее из администраций городов, районов, сел (поселков), главы которых избираются населением. Администрации городов, районов, сел (поселков) в пределах своих полномочий самостоятельны, и решают социальные, экономические, политические и культурные вопросы местного значения, исходя из интересов населения административно-территориальных единиц.

Статья 8
1. В Приднестровской Молдавской Республике признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. В Приднестровской Молдавской Республике признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равноправны.
3. В Приднестровской Молдавской Республике признается культурное, национальное и языковое многообразие. Государство гарантирует свободное развитие любой национальной группы, проживающей на территории Приднестровской Молдавской Республики.
4. Запрещается деятельность общественных, политических и иных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Статья 9
1. Приднестровская Молдавская Республика — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равноправны. Они обладают правами и несут обязанности наравне с иными общественными объединениями.

Статья 10
1. Внешняя политика республики исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.
3. Если международным договором Приднестровской Молдавской Республики установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 11
Законы и иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации. Неопубликованные законы и нормативные правовые акты не применяются.

Статья 12
Статус официального языка на равных началах придается молдавскому, русскому и украинскому языкам.

Статья 13
Приднестровская Молдавская Республика имеет государственный флаг, герб и гимн, которые являются символами республики и утверждаются законом.
Столицей Приднестровской Молдавской Республики является город Тирасполь.

Статья 14
В состав Приднестровской Молдавской Республики входят: города — Бендеры (с селами Варница, Гыска, Протягайловка), Дубоссары, Рыбница, Тирасполь; районы — Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Слободзейский, Рыбницкий.
Границы и территория Приднестровской Молдавской Республики определяются законом.

Статья 15
Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики.

РАЗДЕЛ II
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 16
1. В Приднестровской Молдавской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
4. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.

Статья 17
1. Все обладают равными правами и несут равные обязанности.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод других лиц.

Статья 19
Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает право на жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 20
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более сорока восьми часов.
3. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются причины его ареста, предъявляемое ему обвинение а также его права.
4. Каждый арестованный или задержанный имеет право на судебное разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности и обоснованности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно либо необоснованно. Разбирательство должно состояться не позднее недели с момента подачи арестованным или задержанным жалобы в суд.
5. Каждый, арестованный или задержанный в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию государством причиненного ущерба.
6. Никто не может быть лишен свободы лишь на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 21-1
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 21-2
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Приднестровской Молдавской Республике обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 21-3
1. Каждый имеет право на справедливое и публичное судебное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
2. Судебное решение объявляется публично, однако средства массовой информации и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям общественного порядка или государственной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон.

Статья 21-4
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом.

Статья 21-5
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 22
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 22-1
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 23
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом.
2. Законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 23-1
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 23-2
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 23-3
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 24
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
3. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
4. Органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
5. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на основании судебного решения.

Статья 25
1. Каждый, кто законно находится на территории Приднестровской Молдавской Республики, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Приднестровской Молдавской Республики. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики имеет право беспрепятственно возвращаться в Приднестровскую Молдавскую Республику.
3. Прописка запрещается.

Статья 26
1. Мужчины и женщины, достигшие восемнадцати лет, имеют право вступать в брак и создавать семью.
2. Супруги обладают равными правами и равной ответственностью частноправового характера в отношениях между собой и со своими детьми.

Статья 27
1. Каждому гарантируется свобода выражения убеждений и мнений.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.

Статья 28
1. Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещается.
2. Настоящая статья не препятствует государству осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Статья 29
Гражданам Приднестровской Молдавской Республики гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, о состоянии окружающей среды.

Статья 30
1. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; право публичным или частным образом, совершать религиозные богослужения, ритуалы и обряды.
2. Запрещается создание и деятельность сект, представляющих угрозу нравственному, духовному и физическому здоровью людей.

Статья 31
1. Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Все выборы в Приднестровской Молдавской Республике должны проводиться с разумной периодичностью, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 32
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 33
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
3. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, классовой, расовой, национальной и религиозной розни или вражды.

Статья 34
Президент Приднестровской Молдавской Республики, члены Кабинета Министров, государственные служащие, судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Статья 35
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 36
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 37
1. Государство гарантирует каждому право собственности.
2. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения
4. Осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и свободы других лиц.
5. Право наследования гарантируется.

Статья 37-1
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, недра а также иные природные ресурсы.
2. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.
3. Условия и порядок пользования землей, недрами и иными природными ресурсами определяются законом.

Статья 38
Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также утраты кормильца и в других, предусмотренных законом случаях.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного государство уровня.

Статья 39
Гражданам Приднестровской Молдавской Республики гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное медицинское обслуживание и лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Статья 40
Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Статья 41
Каждый имеет право на образование.
Гражданам гарантируется получение бесплатного среднего общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.
Каждый вправе на конкурсной основе в соответствии со своими способностями бесплатно получить высшее образование в государственных образовательных учреждениях.
Основное общее образование обязательно.
Приднестровская Молдавская Республика устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 42
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Статья 43
Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется по закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

Статья 44
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества.
Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.

Статья 45
1. Перечисление в Конституции Приднестровской Молдавской Республики основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Приднестровской Молдавской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Статья 46
1. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть выслан за пределы Приднестровской Молдавской Республики или выдан другому государству.
2. Приднестровская Молдавская Республика предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
3. В Приднестровской Молдавской Республике не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Приднестровской Молдавской Республике преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе закона или международного договора Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 47
Гражданин Приднестровской Молдавской Республики может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 48
1. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики несет военную службу в соответствии с законом.
2. Гражданин Приднестровской Молдавской Республике в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
3. Ограничения прав и свобод лиц, проходящих военную службу, могут устанавливаться только законом.

Статья 49
Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.

Статья 50
Каждый обязан бережно относиться к окружающей природе.

Статья 51
Каждый обязан оберегать культурное и духовное наследие народа Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 52
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 53
Исключена

Статья 54
1. В условиях чрезвычайного либо военного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, предусмотренных статьями 4, 20, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33, 35, 36 настоящей Конституции, с указанием пределов и сроков действия ограничений.
2. Чрезвычайное либо военное положение на всей территории Приднестровской Молдавской Республики или в отдельных ее местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных конституционным законом.

Статья 55
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Приднестровской Молдавской Республике и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Статья 56
Исключена

Статья 57
Международный договор Приднестровской Молдавской Республики, если им устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законодательством Республики, может быть ратифицирован Верховным Советом только после принятия (или одновременно с принятием) им закона, вносящего изменения в действующее законодательство в соответствии с международным договором Приднестровской Молдавской Республики, подлежащим ратификации.

Статья 58
Осуществление отдельных полномочий органов государственной власти может быть делегировано посредством принятия конституционного закона в порядке, предусмотренном статьей 57 настоящей Конституции, иному государству либо наднациональным органам, если это не влечет ограничений прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных разделом II настоящей Конституции, и не противоречит основам конституционного строя, в таком объеме и в той мере, в какой это не будет означать для Приднестровской Молдавской Республики отказа от суверенитета.

РАЗДЕЛ III
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

Статья 59
1. Верховный Совет – парламент Приднестровской Молдавской Республики – является единственным представительным и законодательным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.
Численный состав Верховного Совета — 43 депутата.
2. Срок полномочий Верховного Совета — 5 лет. Днем проведения очередных выборов депутатов Верховного Совета устанавливается второе воскресенье декабря года, в котором истекают полномочия Верховного Совета.
Внеочередные выборы Верховного Совета проводятся во второе воскресенье месяца, следующего за двумя месяцами после даты роспуска Верховного Совета.
Верховный Совет как орган государственной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
Полномочия Верховного Совета начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Верховного Совета нового созыва.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики собирает Верховный Совет на первое заседание не позднее, чем на тридцатый день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Верховного Совета. Президент Приднестровской Молдавской Республики открывает первое заседание Верховного Совета и поручает его ведение старейшему депутату до избрания председателя в установленном порядке.

Статья 60
1. Депутаты Верховного Совета избираются гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом Верховного Совета может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов возраста 25 лет и постоянно проживающий на территории Республики.
Депутат Верховного Совета не может быть Президентом, Премьер-министром, членом Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики, судьей, прокурором, состоять на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, быть членом иных выборных органов государственной власти и местного самоуправления.
Депутат Верховного Совета не вправе занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата Верховного Совета.
Порядок выборов депутатов Верховного Совета устанавливается законом.
2. Депутат Верховного Совета за свою деятельность в Верховном Совете получает денежное вознаграждение, и ему возмещаются издержки, связанные с осуществлением им депутатских полномочий.
Депутат Верховного Совета обязан присутствовать на заседаниях Верховного Совета и его рабочих органов.
Отсутствие депутата Верховного Совета без уважительных причин на заседаниях Верховного Совета и его рабочих органов влечет за собой уменьшение его денежного вознаграждения пропорционально времени его отсутствия.
3. Депутат Верховного Совета не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им мнение или принятое в процессе депутатской деятельности решение.
Депутат Верховного Совета обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законами Приднестровской Молдавской Республики для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности депутата Верховного Совета решается Верховным Судом Приднестровской Молдавской Республики по представлению прокуратуры.
4. Статус депутата Верховного Совета устанавливается конституционным законом.

Статья 61
1. Верховный Совет из своего состава избирает председателя и его заместителей. По вопросам, отнесенным к его ведению настоящей Конституцией, Верховный Совет создает постоянные, временные и иные рабочие органы.
Порядок избрания председателя, заместителей председателя Верховного Совета, порядок образования и деятельности органов, образуемых Верховным Советом, определяются законом о регламенте Верховного Совета.
2. В своей деятельности Верховный Совет и создаваемые им органы из числа депутатов Верховного Совета обязаны учитывать права меньшинства (1/5 депутатов Верховного Совета вправе в любое время при принятии решения потребовать проведения тайного либо поименного голосования перед тем, как будет принято решение об открытом голосовании), а также право любого из депутатов Верховного Совета требовать придания гласности сведения о голосах «за» и «против», поданные депутатами по какому-либо вопросу.
3. Две трети от числа депутатов, избранных в Верховный Совет, составляют кворум, необходимый для принятия правовых актов.

Статья 62
1. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики правомочен рассматривать и решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций. Ни один акт законодательства не может быть принят Верховным Советом на своем заседании, если он предварительно не рассмотрен рабочим органом Верховного Совета.
2. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики посредством принятия законодательных актов:
а) устанавливает республиканские налоги и сборы, перечень местных налогов и сборов, порядок их взимания и введения; устанавливает предельный размер налоговой нагрузки на налогоплательщика; устанавливает пределы государственного долга и величину разового заимствования, в случае превышения которой данное действие должно быть согласовано с Верховным Советом, а также порядок либо объекты его обеспечения; принимает решение о денежной эмиссии в пределах, превышающих размер эмиссии, установленный законом для самостоятельного решения Приднестровским Республиканским Банком;
б) рассматривает и утверждает в рамках долгосрочного бюджетного планирования республиканские программы экономического, социального и культурного развития, имеющие статус общегосударственных, принимает бюджет и устанавливает меры межбюджетного регулирования;
в) решает вопросы административно-территориального устройства Приднестровской Молдавской Республики, в том числе принимает решения об изменении границ Приднестровской Молдавской Республики по взаимному соглашению с сопредельными государствами;
г) ратифицирует и денонсирует международные договоры Приднестровской Молдавской Республики;
д) вносит изменения и дополнения в Конституцию в установленном порядке, вносит изменения и дополнения в действующие законодательные акты;
е) осуществляет законодательное регулирование иных вопросов, требующих единообразного решения и применения на территории Приднестровской Молдавской Республики.
3. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики рассматривает в установленном порядке и в установленные сроки и принимает решения посредством принятия постановлений:
а) об утверждении указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
б) по вопросам войны и мира;
в) об объявлении амнистии;
г) о даче согласия Президенту Приднестровской Молдавской Республики на назначение Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики;
д) о кандидатуре на должность Премьер-министра в случае трехкратного отклонения представленных Президентом Приднестровской Молдавской Республики кандидатур;
е) о доверии Премьер-министру Приднестровской Молдавской Республики;
ж) об утверждении концепций внутренней и внешней политики, национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики, военной доктрины государства;
з) о назначении на должность двух судей Конституционного суда;
и) о назначении на должность и о досрочном отстранении от должности по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Приднестровского Республиканского Банка;
к) о назначении на должность и о досрочном отстранении от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, действующего в соответствии с конституционным законом;
л) о возбуждении процедуры отрешения от должности Президента Приднестровской Молдавской Республики;
м) о толковании законов, правовых актов, не имеющих законодательного характера, принимаемых Верховным Советом;
н) принимает иные акты и решения, не требующие законодательного регулирования.
4. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в порядке реализации своих контрольных функций:
а) заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра о результатах деятельности Кабинета Министров, об исполнении бюджета, в том числе по вопросам, поставленным депутатами Верховного Совета;
б) имеет право запросить письменный отчет о деятельности отдельных членов Кабинета Министров по вопросам, поставленным Верховным Советом;
в) имеет право создавать специальные комиссии по расследованию фактов нарушения закона органами государственной власти и их должностными лицами;
г) предлагает органам государственной власти, местного самоуправления и их должностным лицам привести изданные ими акты в соответствие с действующим законодательством.
Верховный Совет по вопросам реализации своих контрольных функций принимает постановления.

Статья 63
1. Верховный Совет в порядке осуществления своей законодательной функции принимает конституционные законы, законы и постановления. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся Верховным Советом посредством издания конституционного закона.
2. Постановления принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Верховного Совета, при наличии кворума, если иное не оговорено Конституцией и законом.
3. Законы рассматриваются и принимаются не менее чем в двух чтениях, которые должны быть проведены в разные заседания Верховного Совета, не приходящиеся на один и тот же день. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы могут быть приняты в течение одного заседания, если не поступило ни одного возражения против такого принятия от субъектов законодательной инициативы при том, что они имели данный законопроект для ознакомления в течение установленного срока перед его рассмотрением Верховным Советом.
Законы Приднестровской Молдавской Республики (в том числе кодексы, законы о внесении изменений и дополнений в действующие законы) принимаются большинством голосов от установленного настоящей Конституцией числа депутатов Верховного Совета. Внесение изменений в Конституцию и принятие конституционных законов, внесение в них изменений и дополнений принимаются двумя третями голосов от установленного настоящей Конституцией числа депутатов Верховного Совета.
Законы не могут противоречить Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
4. Порядок и сроки введения в действие принятого законодательного акта устанавливаются только законом.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
5. Верховный Совет принимает правовые акты законодательного характера только в форме законов, и каждый закон, за исключением финансовых, вносящих изменение или дополнение либо пересматривающих действующее законодательство, регламентирует только один предмет. Финансовые законы регламентируют только вопросы финансов.
Верховный Совет не должен принимать правовые акты специального или локального (а равно индивидуального) действия, если имеется закон, или существующий закон может быть применен для данного случая, требующего правового регулирования. В случае принятия Верховным Советом правового акта специального или локального действия вопрос о правомочности такого действия решается в судебном порядке.
Перечень конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики устанавливается настоящей Конституцией.
6. Нарушение процедуры внесения, рассмотрения и принятия законопроекта делает его не имеющим силы и не подлежащим применению. Вопрос об этом решается в судебном порядке.

Статья 64
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Премьер-министру, депутатам Верховного Совета, Уполномоченному по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, органам местного самоуправления Приднестровской Молдавской Республики, одной тысяче граждан Приднестровской Молдавской Республики.
Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному, Верховному и Арбитражному судам Приднестровской Молдавской Республики по вопросам их ведения.
Субъекты законодательной инициативы участвуют в законотворческом процессе в Верховном Совете на всех его стадиях (за исключением голосования) на равных основаниях и не могут быть в этом ограничены, если иное прямо не предусмотрено настоящей Конституцией.

Статья 65
1. Принятый законодательный акт направляется Президенту Приднестровской Молдавской Республики для подписания и обнародования в установленном порядке.
Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение 14 дней со дня получения рассматривает, подписывает закон и обнародует его.
2. Если Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение 14 дней со дня поступления закона отклонит и направит на повторное рассмотрение его либо его часть, то Верховный Совет в установленном порядке вновь рассматривает данный закон либо его часть. Если при повторном рассмотрении закон либо его часть будут одобрены в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, он подлежит подписанию Президентом Приднестровской Молдавской Республики в течение 7 дней и обнародованию.
Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе отклонять и направлять на повторное рассмотрение отдельные статьи финансового закона либо предложить сокращение ассигнований, одобренных Верховным Советом. Отклонение и направление на повторное рассмотрение отдельной статьи, положения финансового закона не является препятствием для его подписания и введения в действие. Процедура повторного рассмотрения и принятия закона, отдельной его части должна быть аналогична той, которая изложена в части первой пункта 2 настоящей статьи.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики не может отклонить и направить на повторное рассмотрение принятые Верховным Советом в установленном порядке конституционные законы, дополнения и изменения к Конституции, а обязан их подписать и обнародовать.
4. Если Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение четырнадцати дней с момента поступления принятого Верховным Советом закона не подписывает его и не отклоняет, то закон подписывается и обнародуется Председателем Верховного Совета.
Если Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение семи дней с момента поступления закона после его повторного рассмотрения Верховным Советом и одобрения в ранее принятой редакции не подписывает закон, то закон подписывается и обнародуется Председателем Верховного Совета.
Если Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение четырнадцати дней с момента поступления принятого Верховным Советом конституционного закона не подписывает его, то закон подписывается и обнародуется Председателем Верховного Совета.

Статья 66
Для реализации контрольных функций Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики вправе образовывать необходимые для этого органы, организация и порядок деятельности которых устанавливается законодательным актом Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 67
1. Верховный Совет имеет исключительное право возбуждать процедуру отрешения от должности Президента Приднестровской Молдавской Республики в случае совершения им уголовного преступления, либо умышленного нарушения Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
2. Верховный Совет вправе по инициативе не менее одной трети от установленного Конституцией числа депутатов создать комиссию, которая выносит заключение о наличии в действиях Президента Приднестровской Молдавской Республики признаков преступления либо умышленного нарушения Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
3. При наличии заключения комиссии Верховный Совет вправе двумя третями голосов от установленного Конституцией числа депутатов выдвинуть против Президента Приднестровской Молдавской Республики обвинение в совершении уголовного преступления или в умышленном нарушении Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
4. Обвинение передается в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, который вправе отрешить Президента от должности простым большинством голосов, либо отклонить обвинение.
5. Решение Конституционного Суда Приднестровской Молдавской Республики об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее, чем в двухмесячный срок после выдвижения обвинения Верховным Советом.

Статья 67-1
1. Верховный Совет может быть распущен Президентом Приднестровской Молдавской Республики в случаях, предусмотренных статьями 67-2 и 73-1 Конституции.
2. Верховный Совет не может быть распущен в течение года после его избрания.
3. Верховный Совет не может быть распущен с момента выдвижения им обвинения против Президента Приднестровской Молдавской Республики до принятия соответствующего решения Конституционным судом Приднестровской Молдавской Республики.
4. Верховный Совет не может быть распущен в период действия на территории Приднестровской Молдавской Республики военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 67-2
1. Верховный Совет вправе выразить недоверие Премьер-министру Приднестровской Молдавской Республики большинством голосов от установленного Конституцией общего числа депутатов Верховного Совета. После выражения Верховным Советом недоверия Президент Приднестровской Молдавской Республики обязан в течение семи дней либо отправить в отставку Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики, либо распустить Верховный Совет.
2. Премьер-министр Приднестровской Молдавской Республики вправе поставить перед Верховным Советом вопрос о доверии ему. Если Верховный Совет в доверии отказывает, Президент обязан в течение семи дней либо отправить в отставку Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики, либо распустить Верховный Совет.

ГЛАВА 2
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 68
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики избирается гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Приднестровской Молдавской Республики может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, состоящий в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики не менее 10 лет и постоянно проживающий на территории Республики.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Приднестровской Молдавской Республики более двух раз.
3. Выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в выборах приняли участие более половины избирателей.
Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей.
Срок полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики — 5 лет.
Очередные выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики проводятся во второе воскресенье декабря года, в котором истекают полномочия Президента. Никакие иные выборы, а равно избирательные процедуры не могут проводиться в этот день и за тридцать дней до него или после него.
Порядок проведения выборов Президента устанавливается законом.
4. Исполнение полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики прекращается досрочно в случае добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности в порядке, предусмотренном статьей 67 настоящей Конституции. Во всех случаях, когда Президент Приднестровской Молдавской Республики не в состоянии осуществлять свои полномочия, их исполняет Премьер-министр Приднестровской Молдавской Республики до устранения причин, препятствующих Президенту осуществлять свои полномочия или до избрания Президента Приднестровской Молдавской Республики в установленном порядке.
В случае одновременной неспособности Президента и Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики осуществлять свои полномочия, они возлагаются на Председателя Верховного Совета, который выполняет обязанности Президента Приднестровской Молдавской Республики до устранения причин, препятствующих Президенту осуществлять свои полномочия, или до избрания в установленном порядке Президента Приднестровской Молдавской Республики.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики по указанным выше основаниям внеочередные выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики проводятся во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами после даты досрочного прекращения полномочий Президента.
5. Президент Приднестровской Молдавской Республики обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Статья 69
1. Перед вступлением в должность лицо, избранное Президентом Приднестровской Молдавской Республики, приносит следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики соблюдать и защищать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики, уважать права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу Приднестровской Молдавской Республики».
2. Присяга приносится не позднее 30 дней после официального объявления результатов выборов в торжественной обстановке на специальном заседании Верховного Совета с участием представителей исполнительных и судебных органов государственной власти.
Момент принесения присяги является моментом вступления в должность Президента Приднестровской Молдавской Республики. Прежний Президент исполняет свои обязанности до вступления в должность вновь избранного Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 70
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики является главой государства.
2. В установленном Конституцией и законами порядке Президент Приднестровской Молдавской Республики принимает меры по охране суверенитета Республики, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики определяет внешнюю политику государства, в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внешней политики и обеспечивает ее реализацию.
4. Президент Приднестровской Молдавской Республики в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет Приднестровскую Молдавскую Республику внутри страны и в международных отношениях.

Статья 70-1
Президент Приднестровской Молдавской Республики:
а) назначает с согласия Верховного Совета Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики;
в) представляет Премьер-министру Приднестровской Молдавской Республики кандидатуры для назначения на должности министра иностранных дел и министра обороны;
г) принимает отставку Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики;
д) имеет право запросить письменный отчет о деятельности отдельных членов Кабинета Министров по конкретным вопросам;
е) контрасигнует постановления и распоряжения Кабинета Министров по вопросам внешней политики и обороны государства;
ж) распускает в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, Верховный Совет;
з) представляет Верховному Совету кандидатуры для назначения на должности Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и Председателя Приднестровского Республиканского Банка; ставит перед Верховным Советом вопрос о досрочном отстранении от должности Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и Председателя Приднестровского Республиканского Банка;
и) по представлению Квалификационной коллегии судей Приднестровской Молдавской Республики назначает всех судей в Республике, кроме судей Конституционного суда и мировых судей, в порядке, установленном настоящей Конституцией и конституционным законом;
к) назначает двух судей Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики;
л) формирует Администрацию Президента Приднестровской Молдавской Республики;
м) назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики;
н) назначает референдум в порядке, установленном конституционным законом;
о) разрабатывает концепции внешней политики и национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики, военную доктрину государства и представляет их Верховному Совету для утверждения;
п) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Верховного Совета дипломатических представителей Приднестровской Молдавской Республики в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 71
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики является Главнокомандующим Вооруженными силами Приднестровской Молдавской Республики. В соответствии с настоящей Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики Президент самостоятельно либо по согласованию с Верховным Советом принимает меры, направленные на укрепление обороноспособности Республики.
Президент Приднестровской Молдавской Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных конституционным законом, вводит на всей территории Приднестровской Молдавской Республики или в отдельных ее местностях военное либо чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Верховному Совету.
2. Президент Приднестровской Молдавской Республики имеет право помилования.
Президент Приднестровской Молдавской Республики решает вопросы гражданства Приднестровской Молдавской Республики и предоставления политического убежища.
Президент Приднестровской Молдавской Республики учреждает государственные награды Приднестровской Молдавской Республики, устанавливает почетные и специальные звания, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Приднестровской Молдавской Республики, высшие воинские и специальные звания, высшие квалификационные классы и классные чины.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики обращается с ежегодными посланиями к Верховному Совету о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики.
4. Президент Приднестровской Молдавской Республики осуществляет общее руководство внешней политикой Приднестровской Молдавской Республики, заключает международные договоры Приднестровской Молдавской Республики, подписывает ратификационные грамоты в случае ратификации международного договора Верховным Советом, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

Статья 72
1. Президент Приднестровской Молдавской Республики издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики издаются на основании и во исполнение Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики.
Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики имеет право приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики вплоть до решения вопроса о законности этих актов соответствующим судом общей юрисдикции.

Статья 72-1
Президент Приднестровской Молдавской Республики не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного Совета и иных выборных органов в Приднестровской Молдавской Республике, а также приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок своих полномочий.

ГЛАВА 3
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 73
1. Кабинет Министров Приднестровской Молдавской Республики осуществляет исполнительную власть в Приднестровской Молдавской Республике.
2. Кабинет Министров Приднестровской Молдавской Республики состоит из Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики, заместителей Премьер-министра, министров.

Статья 73-1
1. Премьер-министр Приднестровской Молдавской Республики назначается Президентом Приднестровской Молдавской Республики с согласия Верховного Совета.
2. Предложение о кандидатуре Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики вносится Президентом Приднестровской Молдавской Республики после согласования этой кандидатуры с депутатами Верховного Совета, не позднее двухнедельного срока со дня открытия первой сессии Верховного Совета нового созыва или после отставки Премьер-министра либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Верховным Советом.
3. Верховный Совет рассматривает представленную Президентом Приднестровской Молдавской Республики кандидатуру Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. В случае отклонения Верховным Советом представленной кандидатуры Премьер-министра, Президент Приднестровской Молдавской Республики обязан предложить другую кандидатуру.
5. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Премьер-министра Верховным Советом, Президент Приднестровской Молдавской Республики обязан либо распустить Верховный Совет, либо назначить кандидатуру, предложенную Верховным Советом.

Статья 73-2
1. Премьер-министр Приднестровской Молдавской Республики определяет структуру Кабинета Министров и иных органов исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики.
2. Премьер-министр Приднестровской Молдавской Республики назначает заместителей Премьер-министра, министров, за исключением министра иностранных дел и министра обороны.
3. Президент Приднестровской Молдавской Республики представляет Премьер-министру кандидатуры на должности министра иностранных дел и министра обороны. Премьер-министр Приднестровской Молдавской Республики обязан назначить представленные Президентом кандидатуры.
4. Премьер-министр в соответствии с Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики определяет основные направления деятельности Кабинета Министров и организует его работу.
5. Премьер-министр предоставляет Президенту Приднестровской Молдавской Республики и Верховному Совету ежегодные отчеты о результатах деятельности Кабинета Министров, об исполнении бюджета, в том числе по вопросам, поставленным Президентом и депутатами Верховного Совета.

Статья 74
1. К ведению Кабинета Министров относятся:
а) разработка концепции внутренней политики и представление её Верховному Совету для утверждения;
б) разработка и представление Верховному Совету республиканского бюджета, обеспечение его исполнения; представление Верховному Совету отчета об исполнении республиканского бюджета;
в) проведение в Приднестровской Молдавской Республике единой финансовой политики;
г) проведение в Приднестровской Молдавской Республике совместно с Приднестровским Республиканским Банком единой кредитно-денежной политики;
д) проведение в Приднестровской Молдавской Республике единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
е) управление государственной собственностью;
ж) принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Республики;
з) принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
и) осуществление иных полномочий, возложенных на него настоящей Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики.
2. Полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров определяются конституционным законом.
3. В случае поступления запроса Президента либо Верховного Совета о деятельности отдельных членов Кабинета Министров, эти члены Кабинета Министров обязаны предоставить письменный отчет в двухнедельный срок.
4. Премьер-министр, члены Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики, руководители ведомств, иные государственные должностные лица исполнительных органов власти не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного Совета и иных представительных органов в Приднестровской Молдавской Республике, а также приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок своих полномочий.

Статья 74-1
1. На основании и во исполнение Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики Кабинет Министров издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.
2. Постановления и распоряжения Кабинета Министров подписываются Премьер-министром и, в случае необходимости, контрасигнуются ответственным министром.
3. Постановления и распоряжения Кабинета Министров по вопросам внешней политики и обороны контрасигнуются Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
4. Законность постановлений и распоряжений Кабинета Министров, а также актов иных исполнительных органов государственной власти, может быть оспорена в судебном порядке в судах общей юрисдикции.

Статья 74-2
1. Премьер-министр слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом.
2. Премьер-министр вправе подать в отставку, которая принимается Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
3. Отставка Премьер-министра влечет за собой отставку всего Кабинета Министров.
4. В случае отставки Премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики Кабинет Министров продолжает действовать до сформирования нового Кабинета Министров.

Статья 75
Министерства, ведомства и иные республиканские органы управления являются исполнительными органами государственной власти.
Министерства, ведомства и иные республиканские органы управления создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из государственного бюджета.

Статья 76
Государственная служба в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется гражданами Приднестровской Молдавской Республики, занимающими должности в государственных органах и реализующими от имени Приднестровской Молдавской Республики задачи и функции государства.
Правовой статус государственных служащих устанавливается законодательством.

ГЛАВА 4
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 77
1. Местное самоуправление в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется гражданами путем местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через администрации городов, районов, сел (поселков).
2. Руководители органов и структурных подразделений администраций городов, районов, сел (поселков) избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании жителями соответствующих административно-территориальных единиц сроком на три года. Выборы осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
Все выборные должностные лица администраций городов, районов, сел (поселков) входят в состав Советов администраций городов, районов, сел (поселков), которые руководят работой соответствующих администраций.
Советы администраций городов, районов, сел (поселков) избирают из своего состава
3. Администрации городов, районов, сел (поселков) в пределах своих полномочий самостоятельны, и решают социальные, экономические, политические и культурные вопросы местного значения, исходя из интересов населения административно-территориальных единиц.

Статья 78
1. Администрации городов, районов, сел (поселков) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
2. Местное самоуправление в Приднестровской Молдавской Республике гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных настоящей Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики.
3. Законность актов органов местного самоуправления может быть оспорена в судебном порядке в судах общей юрисдикции.

Статья 79
Система местного самоуправления, порядок формирования, основные принципы деятельности, финансовая и экономическая основа и государственные гарантии самостоятельности местного самоуправления регулируются законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

ГЛАВА 5
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА

Статья 80
1. Правосудие в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.
Судоустройство в Приднестровской Молдавской Республике определяется конституционным законом в соответствии с настоящей Конституцией. Создание чрезвычайных судов не допускается.
3. Компетенция, порядок образования и деятельности судов определяются настоящей Конституцией и конституционным законом.
4. Финансирование судебной системы производится из республиканского бюджета через Судебный Департамент Приднестровской Молдавской Республики, и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. Бюджетная обеспеченность судебной системы не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики. Бюджет судебной системы в течение текущего финансового года не может быть уменьшен без согласия Судебного Департамента Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев пропорционального сокращения бюджетных расходов всех органов государственной власти.

Статья 81
1. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Приднестровской Молдавской Республики и закону.
2. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного или иного органа Конституции или закону, принимает решение в соответствии с Конституцией и законом.

Статья 82
Судьями могут быть только граждане Приднестровской Молдавской Республики, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Судьей Конституционного суда может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 лет.
Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 83
1. В случае открытия вакансии судьи в суде общей юрисдикции, Верховном суде либо в Арбитражном суде, Квалификационная коллегия судей Приднестровской Молдавской Республики проводит конкурс на замещение этой вакансии. Лицо, победившее в конкурсе, представляется Квалификационной коллегией судей Президенту для назначения судьей соответствующего суда. Президент обязан в течение семи дней назначить представленную кандидатуру.
2. Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающих требованиям части первой статьи 82 настоящей Конституции, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5 лет. Порядок проведения выборов мировых судей устанавливается законом.
3. Председатели всех судов в Приднестровской Молдавской Республике, кроме Конституционного суда, избираются судьями соответствующих судов сроком на три года. Председатель Конституционного суда избирается судьями Конституционного суда сроком на три с половиной года.
4. Судьи занимают должность бессрочно до достижения ими возраста в 65 лет, кроме судей, которые назначены впервые, мировых судей и судей Конституционного суда.
Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на пять лет за исключением случаев, оговоренных настоящей Конституцией.
5. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным Конституцией и конституционным законом.
6. В период осуществления своих полномочий судьи не могут осуществлять предпринимательскую и другую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судьи несовместимо с исполнением депутатских обязанностей.

Статья 84
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, установленном законом.

Статья 85
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. В случаях, предусмотренных законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 86
1. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики — орган конституционного контроля в Приднестровской Молдавской Республике.
Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики является гарантом Конституции Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод граждан, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином.
2. Конституционный суд состоит из шести судей, включая председателя Суда. Срок полномочий судьи Конституционного суда – семь лет.
Полномочия судьи Конституционного суда могут быть приостановлены или прекращены только в порядке, установленном конституционным законом.
Президент Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет, съезд судей Приднестровской Молдавской Республики назначают по двое судей Конституционного суда.
3. Судьи Конституционного суда назначаются из числа лиц, достигших на день назначения возраста 40 лет, являющихся судьями иных судов и иных лиц, отвечающих требованиям части второй статьи 82 настоящей Конституции. Предельный возраст для назначения на должность судьи Конституционного суда — 58 лет.

Статья 87
1. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики по запросам Президента, Верховного Совета, Премьер-министра, Пленумов Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики, Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике разрешает дела о конституционности:
а) законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;
б) указов и распоряжений Президента Приднестровской Молдавской Республики;
в) не вступивших в силу международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;
г) судебной практики.
2. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
3. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в установленном настоящей Конституцией порядке отрешает от должности Президента Приднестровской Молдавской Республики.
4. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики дает заключение о соответствии Основам конституционного строя принятого Верховным Советом закона об изменении Конституции, а также о соблюдении Верховным Советом конституционной процедуры принятия закона об изменении Конституции.
5. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.
6. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики по запросам Президента, Верховного Совета, Премьер-министра, Пленумов Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики, Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике дает общеобязательное толкование Конституции и конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики.
7. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики решает исключительно вопросы права.
Решения Конституционного суда принимаются большинством голосов от установленного настоящей Конституцией числа судей.

Статья 88
1. Решения Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики окончательны. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры Приднестровской Молдавской Республики, признанные неконституционными, не могут быть ратифицированы и подлежат расторжению. Судебная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.
2. Порядок деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики определяется конституционным законом.

Статья 89
Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики является высшей апелляционной и кассационной инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции. Верховный суд также осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 90
Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.

Статья 91
1. Судебный Департамент Приднестровской Молдавской Республики является органом судейского сообщества, финансирующим все суды Приднестровской Молдавской Республики, осуществляющим их материально-техническое обеспечение.
2. Съезд судей Приднестровской Молдавской Республики формирует Судебный Департамент Приднестровской Молдавской Республики и утверждает положение о нем.
3. Судебный Департамент Приднестровской Молдавской Республики подотчетен Съезду судей Приднестровской Молдавской Республики и предоставляет ему ежегодные финансовые отчеты о своей деятельности.

Статья 92
1. Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов на территории Приднестровской Молдавской Республики осуществляют Прокурор Приднестровской Молдавской Республики и подчиненные ему прокуроры.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики определяются конституционным законом.

ГЛАВА 6
ОБОРОНА, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 93
1. Приднестровская Молдавская Республика для обеспечения своей национальной безопасности и обороны государства, создает Вооруженные силы Приднестровской Молдавской Республики. Структура, максимальная численность, порядок формирования и деятельности Вооруженных сил устанавливаются законом.
2. Приднестровская Молдавская Республика для защиты прав и свобод человека, охраны общественного правопорядка, осуществления деятельности по предотвращению и раскрытию преступлений создает правоохранительные органы Приднестровской Молдавской Республики. Структура, максимальная численность, порядок формирования и деятельности правоохранительных органов устанавливаются законом.

Статья 94
Решение об использовании Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики за границей принимается Верховным Советом по предложению Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 95
Использование Вооруженных сил и правоохранительных органов Приднестровской Молдавской Республики в целях насильственного изменения основ конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики, воспрепятствования или ограничения деятельности органов государственной власти, незаконного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также агрессии против других государств является особо тяжким преступлением и преследуется по закону.

ГЛАВА 7
ФИНАНСОВАЯ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Статья 96
1. Финансовая система Приднестровской Молдавской Республики основывается на собственной денежной единице – приднестровском рубле.
Право распоряжения государственными финансами принадлежит исключительно соответствующим органам исполнительной власти и только в соответствии с законодательным актом, принятым Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.
2. Никакие государственные средства не могут быть израсходованы и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе, как в порядке и в пределах, установленных законом.
3. Для покрытия непредвиденного бюджетного дефицита и непредвиденных расходов государства в рамках государственного бюджета образуется резервный фонд, ответственность за расходование которого возлагается на исполнительный орган государственного управления, ведающий вопросами финансов.

Статья 97
1. Все доходы и расходы государства должны включаться в бюджет.
2. Бюджет утверждается законом на один год или несколько лет; в последнем случае он утверждается раздельно на каждый год до начала первого отчетного года. Разделы бюджета (бюджетные программы) могут иметь различную продолжительность действия по годам.
3. Если бюджет на следующий год не утвержден до окончания отчетного года, то впредь до его утверждения соответствующие органы государственной власти вправе производить, в пределах установленных законом на соответствующий период истекшего года, все расходы, необходимые для:
а) содержания оговоренных бюджетных организаций, органов власти и управления и проведения разрешенных законом расходов;
б) выполнения установленных в законном порядке обязательств государства.
Если расходы, оговоренные выше, не покрываются поступлениями от налогов, сборов и других источников, исполнительный орган государственной власти, ведающий вопросами управления финансами, может реализовать в порядке кредитования необходимые для поддержки экономики средства в размере не свыше одной четвертой части общей суммы бюджета истекшего года.
4. Законы, принимаемые в течение бюджетного года и увеличивающие утвержденные бюджетные расходы или уменьшающие поступления в бюджет, могут быть приняты Верховным Советом только при наличии положительного заключения Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики.
5. Законы о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет государственного бюджета, за исключением случаев, оговоренных в пункте 4 настоящей статьи, могут быть приняты только при наличии заключения Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 98
1. Введение новых и изменение существующих налогов может производиться только на основании закона.
Порядок предоставления налоговых льгот и иных финансовых освобождений устанавливается законом.
2. Законы, устанавливающие новые налоги и другие обязательные платежи или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и вступают в силу с началом нового финансового года при условии, что они были официально опубликованы не позднее, чем за три месяца до его начала.
Никто не может быть принужден к выплате налогов и других обязательных платежей, не установленных законом, или расчет и взимание которых осуществляются не по закону, либо в ином порядке, чем это предусмотрено законом.

Статья 99
Исключена

Статья 100
1. Приднестровский Республиканский Банк является органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивающим защиту приднестровского рубля и его устойчивость. Эту функцию Приднестровский Республиканский Банк обеспечивает независимо от иных органов государственной власти.
2. Совместно с Кабинетом Министров Приднестровской Молдавской Республики Приднестровский Республиканский Банк разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику. Председатель Приднестровского Республиканского Банка имеет право участвовать в заседаниях Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики.
3. Полномочия и порядок деятельности Приднестровского Республиканского Банка устанавливаются настоящей Конституцией и законом.
4. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Приднестровским Республиканским Банком в пределах, установленных Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики при принятии бюджета.
5. Приднестровский Республиканский Банк не вправе кредитовать Президента, Кабинет Министров, иные органы исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики.

РАЗДЕЛ IV
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Статья 101
Право на внесение законопроекта об изменении Конституции имеют не менее чем одна треть установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, Президент Приднестровской Молдавской Республики или не менее 5 000 избирателей.
Вопрос об изменении Конституции не может быть выдвинут и Конституция не может быть изменена в период военного или чрезвычайного положения.

Статья 102
Положения разделов I Конституции «Основы конституционного строя», раздела II «Основные права и свободы человека и гражданина» и раздела IV «Изменение Конституции» могут быть изменены только в результате референдума.

Статья 103
Конституция может быть изменена законом, принятым:
1. в результате референдума;
2. Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.
Законопроект об изменении Конституции рассматривается Верховным Советом в три чтения, причем между первым и вторым чтением должен быть перерыв не менее двух месяцев, а между вторым и третьим – не менее одного месяца.

Статья 104
1. Для внесения закона об изменении Конституции на референдум требуется большинство в две трети голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета.
2. Принятый закон об изменении Конституции направляется Верховным Советом в Конституционный суд.
3. Если Конституционный суд даст заключение о том, что принятый закон об изменении Конституции соответствует основам конституционного строя, и что конституционная процедура принятия этого закона была соблюдена Верховным Советом, то закон выносится на референдум.
Референдум проводится в соответствии с конституционным законом не ранее двух месяцев со дня принятия Конституционным судом Приднестровской Молдавской Республики соответствующего решения.
4. Если Конституционный Суд Приднестровской Молдавской Республики даст заключение о том, что закон об изменении Конституции не соответствует основам конституционного строя, или что процедура принятия этого закона не была соблюдена Верховным Советом, то Конституция Приднестровской Молдавской Республики остается неизменной

Статья 105
1. Закон об изменении Конституции принимается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики в рамках его компетенции большинством в две трети голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета.
2. Принятый закон об изменении Конституции направляется Верховным Советом в Конституционный суд.
3. Если Конституционный суд даст заключение о том, что принятый закон об изменении Конституции соответствует основам конституционного строя, и что конституционная процедура принятия этого закона была соблюдена Верховным Советом, то закон направляется Президенту Приднестровской Молдавской Республики, который обязан подписать и обнародовать его в течение семи дней.
Если в указанный срок такой закон Президентом Приднестровской Молдавской Республики не подписывается и не оглашается, этот закон вводится в действие после его подписания и официального опубликования Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
4. Если Конституционный Суд Приднестровской Молдавской Республики даст заключение о том, что закон об изменении Конституции не соответствует основам конституционного строя, или что процедура принятия этого закона не была соблюдена Верховным Советом, то Конституция Приднестровской Молдавской Республики остается неизменной

Статья 106
Закон об изменении Конституции вводится в действие не ранее чем через один месяц после его принятия.