Конституция Филиппин

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ФИЛИППИНЫ (1987)
Преамбула
Мы, суверенный народ Филиппин, взывая с мольбой о помощи к Всемогущему Богу, ставя перед собой великую цель построить справедливое и гуманное общество, учредить правительство, которое воплотит наши идеалы и устремления, содействует укреплению общего блага, сбережет и приумножит наше наследие, а также сохранит для настоящих и последующих поколений благословение независимости и демократии в рамках закона и правового режима, основанного на правде, справедливости, свободе, любви, равенстве и мире, в законодательном порядке принимаем и провозглашаем данную Конституцию.
ЧАСТЬ I НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Национальная территория включает в себя Филиппинский архипелаг со всеми находящимися внутри него островами и водами, а также все другие территории, на которые распространяется верховная власть и юрисдикция Филиппин, и которые охватывают сухопутные, речные и воздушные владения страны, включая принадлежащие Филиппинам территориальные воды, шельф, недра земли, островные шельфы и другие области.
Воды, которые окружают архипелаг, находятся между его островами и соединяют их, независимо от своей ширины и протяженности, формируют внутренние воды Филиппин.
ЧАСТЬ 2 ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Принципы
Статья 1
Филиппины являются демократическим государством, республикой. Верховная власть в государстве принадлежит народу, вся власть правительства исходит от народа.
Статья 2
Филиппины отказываются от войны как инструмента осуществления национальной политики, перенимают и используют общепринятые принципы международного права как часть законодательства собственной страны и придерживаются политики мира, равенства, справедливости, свободы, сотрудничества и мирных отношений между всеми нациями.
Статья 3
Во все времена гражданская власть имеет верховенство над военной властью. Вооруженные силы Филиппин призваны защищать народ и государство. Их задачей является сохранение суверенности государства и единства национальной территории.
Статья 4
Основной обязанностью Правительства является служение народу и его защита. Правительство уполномочено привлечь народ к защите государства; во исполнение сего оно имеет право потребовать, чтобы все граждане, согласно закону, прошли трудовую повинность, военную или гражданскую службу.
Статья 5
Поддержание мира и порядка, защита жизни, свободы и частной собственности, укрепление общего благополучия являются теми обязательными условиями, которые дают народу возможность в полной мере пользоваться благами демократии.
Статья 6
Принцип разделения церкви и государства незыблем.
Политика государства
Статья 7
Государство осуществляет независимую внешнюю политику. В отношениях с другими государствами первостепенное значение имеет сохранение национальной суверенности, территориальной целостности, осуществление национальных интересов и права на самоопределение нации.
Статья 8
В соответствии с национальными интересами, Филиппины утверждают и осуществляют политику освобождения территории страны от ядерного оружия.
Статья 9
Государство поддерживает справедливый и динамический общественный строй, который обеспечивает процветание и независимость нации и оберегает народ от нищеты, путем осуществления политики надлежащего социального обеспечения, содействия полной занятости населения страны, повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни каждого гражданина.
Статья 10
Государство содействует укреплению социальной справедливости на всех этапах национального развития.
Статья 11
Государство высоко ценит достоинство каждого человека и гарантирует беспрекословное уважение человеческих прав.
Статья 12
Государство признает неприкосновенность семейной жизни, а также принимает меры по защите и укреплению семьи как основного и независимого социального института. Государство в равной степени защищает жизни матери и не рожденного младенца. Правительство оказывает поддержку родителям в осуществлении их естественных и основных прав и обязанностей, которыми являются воспитание готовой к исполнению своего гражданского долга молодежи и развитие ее моральных качеств.
Статья 13
Государство признает жизненно важную роль молодежи в строительстве нации и принимает меры по укреплению и защите ее физического, морального, духовного, интеллектуального и социального благополучия. Государство прививает молодежи патриотизм и национализм, а также содействует участию подростающих поколений в общественных и гражданских делах.
Статья 14
Государство признает роль женщины в строительстве нации и обеспечивает абсолютное равенство мужчины и женщины перед законом.
Статья 15
Государство защищает права человека на здоровье и содействует их осуществлению, а также воспитывает у людей сознательное отношение к своему здоровью.
Статья 16
Государство защищает и укрепляет право своего народа на сбалансированную и здоровую окружающую среду, которая находится в ритме и гармонии с природой.
Статья 17
Государство признает ведущую роль образования, науки и технологий, искусства, культуры и спорта в воспитании патриотизма и национализма, ускорении социального прогресса, а также во всеобщем освобождении и развитии человечества.
Статья 18
Государство признает, что труд является основной социально-экономической силой. Оно защищает права трудящихся и укрепляет их благосостояние.
Статья 19
Государство способствует развитию самодостаточной и независимой национальной экономики, которая эффективно контролируется народом Филиппин.
Статья 20
Государство признает незаменимую роль частного сектора экономики, способствует развитию частного предпринимательства, а также содействует привлечению необходимых капиталовложений.
Статья 21
Государство содействует всестороннему развитию сельского хозяйства и проведению аграрной реформы.
Статья 22
Государство признает и укрепляет права национальных культурных сообществ в рамках национального единства и развития.
Статья 23
Государство оказывает поддержку неправительственным, местным общественным или отраслевым организациям, которые способствуют укреплению благополучия нации.
Статья 24
Государство признает жизненно важную роль средств общения и информационного обмена в строительстве нации.
Статья 25
Государство гарантирует автономию местных органов власти.
Статья 26
В соответствии с законом государство гарантирует равный доступ к государственной службе и налагает запрет на образование политических династий.
Статья 27
Государство следит за честностью и добропорядочностью государственных служащих и принимает положительные и эффективные меры по борьбе со злоупотреблением властью и коррупцией.
Статья 28
В рамках приемлемых условий закона Государство утверждает и осуществляет политику полной открытости для народа всех действий Государства, которые затрагивают общественные интересы.
ЧАСТЬ III ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 1
Ни один человек не может быть лишен жизни, свободы или частной собственности без надлежащей правовой процедуры; ни одному человеку не может быть отказано в равной защите закона.
Статья 2
Право человека на неприкосновенность личности, жилища, личных документов, а также право на защиту от любого вида необоснованных обысков, задержаний и конфискаций имущества, независимо от их целей, нерушимо; не может быть выдан ни один ордер на обыск или арест, за исключением тех случаев, когда существует достаточное для этого основание, которое устанавливается персональным решением судьи, после проведения допроса истца или представленных им свидетелей под присягой или после торжественного заявления; такой ордер содержит точное описание места, которое должно быть обыскано, лиц, которые должны быть задержаны, а также вещей, подлежащих конфискации
Статья 3
(1) Тайна общения и переписки не может быть нарушена, кроме как на основании законного распоряжения суда, либо в тех случаях, когда это необходимо в целях сохранения общественной безопасности и порядка, в соответствии с законом.
(2) Любые доказательства, полученные путем нарушения данной или предыдущей статей, не могут быть использованы ни в одном судебном процессе, вне зависимости от цели.
Статья 4
Не может быть издан ни один закон, ограничивающий свободу слова, самовыражения, прессы, либо права народа на мирные собрания и подачу петиций правительству с целью удовлетворения жалоб.
Статья 5
Не может быть издан ни один закон, который постановляет о введении государственной религии либо запрещает ее свободное исповедание. Во все времена разрешено свободное вероисповедание и отправление религиозных обрядов, при этом отсутствует любая связанная с этим дискриминация или льготы. Для осуществления гражданских или политических прав не требуется установление вероисповедной принадлежности.
Статья 6
Право свободно выбирать, а также менять местожительство в установленных законом территориальных границах, не может быть нарушено, кроме как на основании законного постановления суда. В равной степени не может быть нарушено право свободного передвижения, кроме как в интересах национальной и общественной безопасности либо общественного здравоохранения, в соответствии с законом.
Статья 7
Народ имеет право на получение доступа к информации по вопросам, затрагивающим общественные интересы. В рамках предусмотренных законом ограничений граждане имеют право на доступ к официальным документам, равно как и к документам и бумагам, имеющим отношение к государственным актам, актам хозяйственной деятельности либо постановлениям, а также к данным проводимых правительством исследований, которые были использованы в целях разработки политики правительства.
Статья 8
Право народа, включая трудящихся государственной службы и частного сектора, на объединение в союзы, ассоциации либо общества, цели которых не противоречат закону, нерушимо.
Статья 9
Частная собственность не может быть изъята в целях общественного пользования без справедливой компенсации.
Статья 10
Не может быть издан ни один закон, который бы ограничивал обязанности, налагаемые договорами.
Статья 11
Ни один человек по причине нищеты не может получить отказ в свободном доступе к судам или квази-судебным органам, а также получении надлежащей юридической помощи.
Статья 12
(1) Каждое лицо, находящееся под следствием по подозрению в совершении правонарушения, имеет право быть поставленным в известность о том, что оно имеет право хранить молчание, а также получить помощь квалифицированного и независимого адвоката, избранного по собственному усмотрению. Если лицо не в состоянии позволить себе нанять адвоката, то ему должен быть предоставлен адвокат. Отказ от данного права может быть осуществлен исключительно в письменной форме и в присутствии адвоката.
(2) Такая особа не может быть подвержена пыткам, применению силы, жестокости, угроз, запугиванию или каким-либо иным действиям, ограничивающим свободу воли. Заключение в тайных местах, одиночное заключение, инкоммуникадо либо другие подобные формы задержания запрещены.
(3) Любое признание вины обвиняемого, полученное в результате нарушения данной статьи или статьи 17 данной части Конституции не может быть принято судом в качестве аргумента, свидетельствующего против данного лица.
(4) Закон устанавливает уголовные и гражданско-правовые санкции, налагаемые в связи с нарушением данной статьи, равно как и вознаграждение за восстановление в правах жертв пыток и других подобных действий, а также их семей.
Статья 13
За исключением лиц, обвиняемых в совершении преступления, наказанием за которое является пожизненное заключение и доказательства вины очевидны, все остальные лица, до вынесения приговора, могут быть освобождены под достаточный залог или поручительство в соответствии с законом. Право на освобождение под залог не может быть нарушено даже в том случае, когда издание судебного приказа о доставлении арестованного в суд для выяснения правомерности его ареста, временно отложено. Чрезмерная сумма залога не требуется.
Статья 14
(1) Ни одно лицо не может быть задержано для привлечения к ответственности за совершение уголовного преступления без надлежащей правовой процедуры.
(2) В процессе проведения любого уголовного судебного расследования обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное, и имеет право выступать на слушании дела как самостоятельно, так и пользоваться защитой адвоката, быть поставленным в известность о характере и основаниях выдвинутого против него обвинения, а также пользуется правом на безотлагательное, беспристрастное и публичное рассмотрение дела судом, правом персонально допросить свидетелей и правом на обеспечение принудительной явки свидетелей в суд для дачи показаний в интересах подсудимого. Однако, после принятия дела к слушанию, судебный процесс может происходить даже при отсутствии обвиняемого, при условии, что обвиняемый был должным образом поставлен в известность, а его неявка в суд неправомерна.
Статья 15
Действие права на немедленное доставление арестованного в суд для выяснения правомерности его ареста не может быть приостановлено, за исключением случаев внешнего вторжения или восстания, когда такое задержание является необходимым в целях сохранения общественной безопасности.
Статья 16
Все без исключения имеют право на безотлагательное рассмотрение своих дел любыми судебными, квази-судебными и административными органами.
Статья 17
Ни одно лицо не может быть вынуждено давать показания против самого себя.
Статья 18
(1) Ни одна персона не может быть присуждена к одиночному заключению по причине своих политических взглядов и устремлений.
(2) Принудительный труд в любой форме запрещен, за исключением случаев, когда он применяется в виде наказания за совершение преступления, в связи с которым был вынесен соответствующий судебный приговор.
Статья 19
(1) Чрезмерные штрафы недопустимы, жестокое, унизительное, бесчеловечное наказание неприменимо Смертная казнь неприменима, за исключением случаев, когда имеются неопровержимые доказательства вины в совершении гнусных преступлений; такие случаи определяются Конгрессом. Любой вынесенный на данный момент смертный приговор смягчается пожизненным заключением.
(2) Применение физического, психологического или унизительного наказания по отношению к любому заключенному или задержанному, а также использование нестандартных либо несоразмерных карательных мер в нечеловеческих условиях карается законом.
Статья 20
Ни одна персона не может быть задержана за долги либо невыплату избирательного налога.
Статья 21
Ни одно лицо не может быть дважды поставлено под угрозу наказания за одно и то же преступление. Если какое-либо правонарушение подлежит наказанию в соответствии с законом и судебным постановлением, то обвинительный приговор либо оправдание, вынесенное в соответствии с таким законом или постановлением, служит правовым запретом для последующего судебного преследования за то же самое правонарушение.
Статья 22
Не может быть принят ни один закон с обратной силой либо закон о конфискации имущества и лишении прав состояния.
ЧАСТЬ IV ГРАЖДАНСТВО
Статья 1
Гражданами Филиппин являются следующие лица:
(1) Лица, которые являлись гражданами Филиппин на момент принятия данной Конституции;
(2) Лица, чьи родители являются гражданами Филиппин;
(3) Лица, рожденные до 17 января 1973 года, матери которых являются филиппинками, при условии, что данные лица примут гражданство Филиппин по достижении совершеннолетия; а также
(4) Все лица, принявшие гражданство Филиппин в соответствии с законом.
Статья 2
Гражданами по праву рождения являются урожденные филиппинцы, которым не требуется совершать каких-либо действий с целью получения либо окончательного оформления своего филиппинского гражданства. Те лица, которые избирают гражданство Филиппин в соответствии с параграфом (3) статьи 1 данной Конституции, считаются гражданами по праву рождения.
Статья 3
Гражданство Филиппин может быть утрачено либо вновь приобретено в установленном законом порядке.
Статья 4
Граждане Филиппин, вступившие в брак с подданными другого государства, сохраняют свое гражданство до тех пор, пока в результате совершенных ими действий либо бездействия, на основании закона, не будет считаться, что они отказались от гражданства.
Статья 5
Двойное гражданство противоречит национальным интересам и карается законом.
ЧАСТЬ V ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Статья 1
Избирательным правом пользуются все граждане Филиппин, которые не были лишены данного права в соответствии с законом, достигли восемнадцатилетнего возраста, и проживают не менее одного года на территории Филиппин и не менее шести месяцев, непосредственно перед выборами, в том месте, где они собираются голосовать. Не существует образовательного, имущественного или какого-либо иного ценза на получение избирательного права.
Статья 2
Конгресс предусматривает систему сохранения тайны и неприкосновенности избирательных бюллетеней, а также систему заочного голосования для имеющих право голоса филиппинцев, находящихся за границей.
Конгресс обязан разработать процедуры, позволяющие недееспособным либо безграмотным лицам голосовать без посторонней помощи. До тех пор они имеют право голосовать в соответствии с существующим избирательным правом, а также теми правовыми нормами, которые могут быть изданы Избирательной комиссией с целью сохранения тайны голосования.
ЧАСТЬ VI ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 1
Законодательная власть возлагается на Конгресс Филиппин, который состоит из Сената и Палаты представителей; при этом в определенных случаях народ уполномочен осуществлять законодательную власть через законодательную инициативу и референдум.
Статья 2
Сенат состоит из двадцати четырех сенаторов, которые избираются на всей территории страны имеющими право голоса гражданами Филиппин, в соответствии с законом.
Статья 3
Сенатором может быть избрана только та персона, которая является гражданином Филиппин по рождению, на момент выборов достигла тридцати пятилетнего возраста, умеет читать и писать, является зарегистрированным избирателем, а срок ее проживания на территории Филиппин непосредственно до дня выборов составляет не менее двух лет.
Статья 4
Срок полномочий сенатора составляет шесть лет и, если закон не предусматривает иное, начинается в полдень тридцатого июня, который следует непосредственно за выборами. Ни один сенатор не может занимать данную должность в течение двух последовательно текущих сроков. Добровольное сложение полномочий на любой срок не считается перерывом в службе до тех пор, пока не закончится полный срок, на который был избран сенатор.
Статья 5
(1) Если закон не предусматривает иное, то Палата представителей состоит из не более двухсот пятидесяти членов, которые избираются от каждого избирательного округа по выборам в Палату представителей, а также из тех кандидатов, которые, в соответствии с законом, подлежат избранию через систему партийных списков национальных, региональных и секторальных партий либо организаций. Избирательные округа распределяются между провинциями, городами и областью Центрального Манила в соответствии с количеством жителей, а также на основе равного и пропорционального соотношения.
(2) Члены Палаты представителей, избранные через систему партийных списков, составляют двадцать процентов от общего числа членов Палаты, включая тех, кто находится в партийном списке. В течение трех последовательно текущих сроков после утверждения данной Конституции половина мест, предназначенных для членов Палаты представителей, избираемых через систему партийных списков, должна быть заполнена в соответствии с законом путем назначения или избрания кандидатов из трудящихся слоев населения, крестьян, городской бедноты, местных культурных сообществ, женщин, молодежи и всех других предусмотренных законом секторов за исключением религиозного.
(3) Каждый избирательный округ по выборам в Палату представителей, насколько, насколько возможно, охватывает прилегающие, смежные, компактные территории. Каждый город, население которого составляет не менее двухсов пятьдесяти тысяч жителей, либо каждая провинция, должны иметь как минимум одного представителя.
(4) В течение трех лет с момента получения результатов переписи населения Конгресс проводит перераспределение избирательных округов в соответствии с положениями данной статьи Конституции.
Статья 6
Членом Палаты представителей может стать только та персона, которая является гражданином Филиппин по рождению, на момент выборов достигла двадцати пятилетнего возраста, умеет читать и писать, является зарегистрированным избирателем того округа, от которого избирается, а срок ее проживания на территории Филиппин непосредственно до дня выборов составляет не менее одного года
Статья 7
Члены Палаты представителей избираются на срок трех лет и, если закон не предусматривает иное, вступают в свои полномочия в полдень тридцатого июня, следующего непосредственно за выборами. Ни один член Палаты представителей не может занимать данную должность в течение более чем трех последовательно текущих сроков. Добровольное сложение полномочий на любой срок не считается перерывом в службе до тех пор, пока не закончится полный срок, на который был избран представитель.
Статья 8
Если закон не предусматривает иное, очередные выборы сенаторов и членов Палаты представителей проводятся во второй понедельник мая.
Статья 9
В случае образования вакансии на должность сенатора или члена Палаты представителей, проводятся специальные выборы с целью замещения вакансии в предусмотренном законом порядке; при этом избранный в таком порядке сенатор или член Палаты представителей назначается на срок, равный неоконченному сроку полномочий предшествующего ему должностного лица.
Статья 10
Должностной оклад сенаторов и членов Палаты представителей устанавливается законом. Указанный оклад не может быть повышен до тех пор, пока не закончится полный срок службы членов сената и Палаты представителей, утвердивших данное повышение.
Статья 11
Пока Конгресс находится на сессии, каждый сенатор или член Палаты представителей пользуется депутатской неприкосновенностью и не может быть арестован в связи с обвинением в совершении любого правонарушенеия, наказанием за которые является тюремное заключение сроком не более шести лет. Ни в одном другом месте ни один из членов Конгресса не может привлекаться к суду или ответственности в связи с какой-либо речью или обсуждением в Конгрессе или любом его комитете.
Статья 12
При вступлении в должность все члены Сената и Палаты представителей предоставляют полные сведения о своем участии в предпринимательской деятельности и своих финансовых интересах. Они обязаны предупредить соответствующую Палату о возможном столкновении интересов при регистрации законодательных актов, авторами которых они выступают.
Статья 13
В течение всего срока своих полномочий ни сенатор, ни член Палаты представителей не может занимать ни одну другую должность или пост в правительстве, или каком-либо другом его подразделении, агентстве либо учреждении, включая принадлежащие государству и контролируемые им корпорации и их филиалы, не утратив при этом права на свой пост.
Он также не может быть назначен ни на одну из должностей, которая может быть создана, или должностной оклад которой может быть увеличен, в течение всего срока полномочий данного должностного лица.
Статья 14
Ни один сенатор либо член Палаты представителей не может персонально выступать в качестве адвоката в каком-либо судебном органе, перед избирательным трибуналом, а также в квази-судебных либо административных органах. В течение срока своих полномочий он также, прямо или опосредованно, не может преследовать свои финансовые интересы в отношении какого-либо контракта, льгот либо специальных привилегий, предоставленных Правительством, или каким-либо другим его подразделением, агентством либо учреждением, включая принадлежащие государству и контролируемые им корпорации и их филиалы. Он также не может вмешиваться в дела правительственных ведомств с целью получения финансовой выгоды, либо в дела тех организаций, куда его могут пригласить действовать в силу занимаемой им должности.
Статья 15
Если закон не установливает иную дату, то очередные заседания Конгресса собираются раз в год, в четвертый понедельник июля; сессия длится установленное Конгрессом количество дней, за исключением суббот, воскресений и официальных выходных дней, и оканчивается за тридцать дней до начала следующей очередной сессии. В любое время Президент уполномочен созвать внеочередную сессию.
Статья 16
(1) Президент Сената, а также Спикер Палаты представителей избираются большинством голосов членов соответствующей Палаты Конгресса. Каждая Палата также уполномочена избрать иных должностных лиц, которых посчитает необходимыми по собственному усмотрению.
(2) Большинство членов каждой Палаты образует кворум, который необходим для ведения дел, при этом меньшее количество членов может собираться ежедневно и принуждать к посещению отсутствующих членов в таком порядке и с применением таких штрафов, которые будут установлены данной Палатой.
(3) Каждая Палата уполномочена установить порядок своей работы, наказывать своих членов за нарушение порядка, а также, при согласии двух третих членов Палаты, временно отстранять от должности либо исключать своих членов. В случае применения наказания в форме временного отстранения от должности, такое наказание не должно превышать шестидесяти дней.
(4) Каждая Палата ведет протокол заседаний и регулярно его публикует, за исключением тех частей, которые, по мнению членов Палаты, могут поставить под угрозу национальную безопасность; по просьбе одной пятой присутствующих членов Палаты, голоса “за” и “против” по любому из вопросов также заносятся в журнал заседаний. Палата также ведет протокол своих заседаний.
(5) В период заседания конгресса ни одна из Палат, без согласия другой Палаты, не уполномочена прервать заседание на срок, превышающий три дня, либо проводить заседание в каком-либо ином месте, не предусмотренном для проведения сессий обеих Палат.
Статья 17
В Сенате и Палате представителей действует собственный избирательный трибунал, который выступает в качестве единоличного судьи по всем спорам, касающимся выборов, результатов подсчета голосов и квалификации членов Палаты. Каждый избирательный трибунал состоит из 9 членов, трое из которых являются судьями Верховного суда и назначаются Главным судьей, а остальные шестеро, в зависимости от обстоятельств, являются либо членами Сената, либо Палаты представителей и избираются на основе пропорционального представительства от политических партий, а также партий либо организаций, зарегистрированных в соответствии с представленной внутри Палаты системой партийных списков. Председателем избирательного трибунала выступает старший судья.
Статья 18
Учреждается Комиссия по назначению должностных служащих, состоящая из Президента Сената, который в силу занимаемой им должности выступает председателем комиссии, двенадцати сенаторов и двенадцати членов Палаты представителей, избираемых каждой Палатой а основе пропорционального представительства от политических партий, а также партий либо организаций, зарегистрированных в соответствии с представленной внутри Палаты системой партийных списков. Председатель Комиссии не участвует в голосовании, за исключением случаев, когда голоса членов комиссии разделяются поровну. Комиссия принимает решение по всем вопросам о назначениях на должности в течение тридцати сессионных дней Конгресса с момента их подачи. Решения Комиссии принимаются большинством голосов всех ее членов.
Статья 19
Избирательные трабуналы и Комиссия по назначению должностных служащих учреждаются в течение тридцати дней с момента избрания Президента Сената и Спикера Палаты представителей. Комиссия по назначениям должностных служащих собирается только в период заседаний Конгресса, по требованию Председателя Комиссии или большинства ее членов, и осуществляет те полномочия и функции, которое возложены на нее данной Конституцией.
Статья 20
Все записи и журналы бухгалтерского учёта Конгресса сохраняются и являются открытыми для общественности согласно закону; такие журналы проверяются Комиссией по проверке бухгалтерской отчетности, которая ежегодно публикует детализированный перечень расходов каждого члена.
Статья 21
Сенат, Палата представителей или любой из учрежденных ими комитетов уполномочен проводить проверки в целях помощи законодательной деятельности, в соответствии с должным образом изданными процессуальными нормами. При этом должно быть проявлено уважение к правам лиц, которые подвергаются таким проверкам либо связаны с ними.
Статья 22
Главы департаментов, по собственной инициативе и с согласия Президента или по просьбе любой из Палат, в соответствии с нормами каждой из Палат, уполномочены выступить в данной Палате с докладом по любому вопросу, касающемуся их департаментов. Вопросы в письменном виде направляются Президенту Сената либо спикеру Палаты представителей не менее чем за три дня до даты, на которую запланировано их рассмотрение. Интерпелляции не обязательно ограничиваются вопросами, заданными в письменной форме, но также могут включать в себя и другие связанные с ними темы. В случаях, когда того требует государственная безопасность или общественные интересы, при наличии письменного указа Президента, такие вопросы рассматриваются на закрытом заседании.
Статья 23
(1) Конгресс, голосованием двух третьих членов обеих Палат, голосующих раздельно на совместном заседании обеих Палат, имеет исключительное право объявить о состоянии войны.
(2) Во время войны либо иного чрезвычайного положения в стране Конгресс имеет право издать закон, которым, на определенный период времени и при условии соблюдения предписанных ограничений, наделить Президента полномочиями принимать все необходимые и надлежащие меры с целью осуществления намеченного национального политического курса. Если ранее Конгресс не издаст постановления о прекращении действия таких полномочий, то их действие прекращается в момент очередного закрытия заседания законодательного органа.
Статья 24

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.