Решение Конституционного суда Украины

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ
РЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ
По делу о конституционном представлении 252 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-IV (дело о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины)
г. Киев, 30 сентября 2010 года, № 20-рп/2010 Дело № 1-45/2010
Конституционный Суд Украины в составе судей:
Головина Анатолия Сергеевича – председателя,
Баулина Юрия Васильевича,
Брынцева Василия Дмитриевича,
Вдовиченко Сергея Леонидовича – докладчика,
Винокурова Сергея Маркияновича,
Гультай Михаила Мирославовича,
Запорожец Михаила Петровича,
Кампа Владимира Михайловича,
Колоса Михаила Ивановича,
Лилака Дмитрия Дмитриевича,
Маркуш Марии Андреевны,
Овчаренко Вячеслава Андреевича,
Сергейчука Олега Анатольевича,
Стецюк Петра Богдановича,
Стрижак Андрея Андреевича,
Ткачука Павла Николаевича,
Шапталы Натальи Константиновны,
Шишкина Виктора Ивановича,
с участием представителей субъекта права на конституционное представление Забарского Владислава Валерьевича, Шпенова Дмитрия Юрьевича – народных депутатов Украины, представителя Верховной Рады Украины Виламовой Натальи Александровны, Представителя Президента Украины в Конституционном Суде Украины Лукаш Елены Леонидовны, Постоянного представителя Кабинета Министров Украины в Конституционном Суде Украины Вознюка Владимира Денисовича,
рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 252 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-IV (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., № 2, ст. 44).
Поводом рассмотрения дела согласно статьям 39, 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» стало конституционное представление 252 народных депутатов Украины.
Основанием рассмотрения дела согласно статье 71 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» является утверждение субъекта права на конституционное представление о несоответствии Конституции Украины (неконституционности) Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-IV.
Заслушав судью-докладчика Вдовиченко С.Л., объяснения Забарского В.В., Шпенова Д.Ю., Виламова Н.А., Лукаш Е.Л., Вознюка В.Д. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины
постановил:
1. Субъект права на конституционное представление – 252 народных депутата Украины – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать не соответствующим Конституции Украины (неконституционным) Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-IV (далее – Закон № 2222).
По мнению авторов ходатайства, основанием для признания неконституционным Закона № 2222 в целом является нарушение установленной Конституцией Украины процедуры его рассмотрения и принятия, поскольку соответствующий проект закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 19 сентября 2003 года с регистрационным № 4180 (далее – Законопроект № 4180) с поправками был рассмотрен и принят Верховной Радой Украины как закон № 2222 без обязательного в таком случае заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины (статья 159 Основного Закона Украины).
Как утверждают народные депутаты Украины, внесенные таким способом изменения в Конституцию Украины привели к нарушению статьи 1, частей второй, третьей, четвертой статьи 5, статьи 6, части первой статьи 8, части второй статьи 19, пункта 1 части первой статьи 85, статьи 159 Основного Закона Украины.
Субъект права на конституционное представление акцентирует, что Верховная Рада Украины, принимая Закон № 2222, имела право рассматривать Законопроект № 4180, относительно которого было дано заключение Конституционного Суда Украины, и принимать соответствующий закон о внесении изменений в Конституцию Украины без внесения каких-либо поправок, а в случае их внесения – только после предоставления Конституционным Судом Украины заключения о том, что законопроект с внесенными в него поправками соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Народные депутаты Украины отмечают, что по сравнению с Законопроектом № 4180 с внесенными в него поправками, в отношении которого Конституционный Суд Украины дал Заключение от 12 октября 2004 года № 2-в/2004, в Законе № 2222 имеются такие изменения:
«1) в пункте 1 раздела I:
в абзаце первом исключены цифры «120» из перечня статей Конституции Украины, которые излагаются указанным пунктом в новой редакции;
изменена новая редакция статей 78, 81, 85, 90 Конституции Украины, а именно:
в части первой новой редакции статьи 78 исключены слова «за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией»;
в части второй новой редакции статьи 78 исключены слова «(кроме должностей членов Кабинета Министров Украины)»;
в пункте 6 части второй и части шестой новой редакции статьи 81 исключены слова «(исключения)»;
в пункте 22 части первой новой редакции статьи 85 слова «Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формирований» заменено словами «Службы безопасности Украины, Вооруженных Сил Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формирований»;
в пункте 26 части первой новой редакции статьи 85 слова «половины состава Конституционного Суда Украины» заменены словами «трети состава Конституционного Суда Украины»;
новая редакция статьи 90 дополнена новой частью четвертой следующего содержания:
«Полномочия Верховной Рады Украины, избранной на внеочередных выборах, проведенных после досрочного прекращения Президентом Украины полномочий Верховной Рады Украины предыдущего созыва, не могут быть прекращены в течение одного года со дня ее избрания».
В связи с этим часть четвертая новой редакции статьи 90 (по законопроекту) в новой редакции этой статьи в Законе стала частью пятой.
в части пятой новой редакции статьи 90 (что в законопроекте была частью четвертой новой редакции статьи 90) слова «последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины и Президента Украины» заменены словами «последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины или Президента Украины»;
также из пункта 1 раздела I Закона исключено изложение в новой редакции статьи 120 Конституции Украины, зато в Законе появился новый пункт 8 раздела I, которым в новой редакции изложена только часть первая статьи 120 Конституции Украины. При этом из редакции этой части исключены слова «случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, а также», предусмотренная же законопроектом часть вторая новой редакции статьи 120 («Члены Кабинета Министров Украины могут совмещать свою должность с мандатом народного депутата Украины») вообще исключена;
в пункте 1 раздела I Закона также исключены слова «Раздел VI. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. ДРУГИЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»;
2) в пункте 4 раздела I Закона новая редакция части четвертой статьи 94 Конституции Украины после слов «безотлагательно официально обнародуется Председателем Верховной Рады Украины» дополнена словами «и опубликовывается»;
3) пункт 5 раздела I Закона является редакционным объединением положений абзаца первого и подпункта «а» пункта 5 раздела I законопроекта;
4) в пункте 6 раздела I:
первый абзац пункта 6 редакционно объединил положения абзацев первого, второго и десятого пункта 6 раздела I законопроекта, при этом цифры «8-13», «15», «16» заменены цифрами «8-16»;
исключен абзац «пункт 14 исключить»;
изменена новая редакция пунктов статьи 106 Конституции Украины;
предусмотренная в законопроекте редакция пункта 12 части первой статьи 106 в Законе изложена как пункт 14, при этом слова «представление о назначении Председателя Службы безопасности Украины» заменены словами «представление о назначении на должность и освобождение от должности Председателя Службы безопасности Украины»;
часть первая дополнена новым пунктом следующего содержания:
«12) назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета Национального банка Украины»;
в новой редакции пункта 22 части первой слова «половину состава Конституционного Суда Украины» заменены словами «треть состава Конституционного Суда Украины»;
5) в подпункте «а» пункта 7 раздела I изменена редакция пунктов статьи 116 Конституции Украины:
в пункте 9-2 исключены слова «председателей местных государственных администраций»;
исключено положение о дополнении статьи 116 Конституции Украины пунктом 9-3 следующего содержания:
«9-3) назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета Национального банка Украины».
Соответственно, и в абзаце первом слова «пунктами 9-1, 9-2 и 9-3» заменены словами «пунктами 9-1 и 9-2»;
6) в Законе исключен пункт 8 раздела I законопроекта, которым части четвертая, восьмая-десятая статьи 118 Конституции Украины излагались в следующей редакции:
«Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины»;
«Решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, в соответствии с законом могут быть отменены Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.
Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Кабинет Министров Украины принимает решение и дает обоснованный ответ.
Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Кабинет Министров Украины принимает решение об отставке главы соответствующей местной государственной администрации».
Вместо этого, как уже отмечалось выше, в пункте 8 раздела I Закона помещена другая норма – изменения в часть первую статьи 120 Конституции Украины;
7) в пункте 10 раздела I новую редакцию части первой статьи 122 Конституции Украины после слова «Прокуратуру» дополнено словом «Украины»;
8) в Законе исключены положения пункта 11 раздела I законопроекта об изложении пункта 2 части пятой статьи 126 Конституции Украины в следующей редакции:
«2) достижения судьей шестидесяти пяти лет, а судьями Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины – семидесяти лет».
В связи с этим пункт 12 законопроекта в Законе перенумерован на пункт 11.
9) в Законе исключены положения пункта 13 раздела I законопроекта, которым часть вторая статьи 148 Конституции Украины излагается в следующей редакции:
«Президент Украины, Верховная Рада Украины назначают по девять судей Конституционного Суда Украины»;
10) в разделе II «Заключительные и переходные положения» Закона:
пункт 1 изложен в новой, существенно отличающейся от законопроекта редакции;
исключены положения пунктов 4-9».
Обосновывая свое ходатайство, субъект права на конституционное представление ссылается на правовые позиции Конституционного Суда Украины, изложенные в решениях от 9 июня 1998 года № 8-рп/98 по делу о внесении изменений в Конституцию Украины, от 27 марта 2000 года № 3-рп/2000 по делу о всеукраинском референдуме по народной инициативе, от 5 октября 2005 года № 6-рп/2005 по делу об осуществлении власти народом, от 26 июня 2008 года № 13-рп/2008 по делу о полномочиях Конституционного Суда Украины.
2. Свои позиции относительно предмета конституционного представления высказали Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины, Министерство юстиции Украины, научные работники Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, Одесской национальной юридической академии.
3. Конституционный Суд Украины, решая поднятые в конституционном представлении вопросы, исходит из следующего.
3.1. Украина является демократическим, правовым государством, в котором признается и действует принцип верховенства права (статья 1, часть первая статьи 8 Конституции Украины). Конституция Украины имеет высшую юридическую силу; законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (часть вторая статьи 8 Основного Закона Украины). Указанные требования касаются и внесения изменений в Конституцию Украины.
В Основном Законе Украины предусмотрены принципы разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, осуществление полномочий органами государственной власти на основании, в пределах и способом, установленными Конституцией и законами Украины (статья 6, часть вторая статьи 19).
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (статья 75 Конституции Украины). В пункте 1 части первой статьи 85 Конституции Украины определены полномочия Верховной Рады Украины вносить изменения в Конституцию Украины, но исключительно в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII Конституции Украины.
3.2. Согласно статье 159 Основного Закона Украины законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии его требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Предусмотренная статьей 159 Конституции Украины особая процедура рассмотрения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины направлена на то, чтобы не допустить внесения изменений в Основной Закон Украины вопреки требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Согласно официальному толкованию положений статьи 159 Конституции Украины, предоставленному Конституционным Судом Украины в Решении от 9 июня 1998 года № 8-рп/98 по делу о внесении изменений в Конституцию Украины, «в случае внесения в процессе рассмотрения в Верховной Раде Украины поправок в законопроект, он принимается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о том, что законопроект с внесенными в него поправками соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины» (абзац второй пункта 2 резолютивной части). При этом Конституционный Суд Украины в указанном решении определил, что согласно статье 159 Конституции Украины обязательной проверке на соответствие статьям 157 и 158 Конституции Украины подлежит не только законопроект, поданный в Верховную Раду Украины в порядке статей 154, 155 и 156 Конституции Украины, но и все возможные поправки, внесенные в него в процессе его рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады Украины. Законопроект, который по заключению Конституционного Суда Украины соответствовал требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины и в который были внесены поправки при рассмотрении на пленарном заседании Верховной Рады Украины, подлежит также проверке Конституционным Судом Украины относительно соответствия этого законопроекта требованиям указанных статей Конституции Украины перед принятием его как закона о внесении изменений в Конституцию Украины (абзацы шестой, седьмой пункта 3 мотивировочной части).
Так, согласно Основному Закону Украины наличие соответствующего заключения Конституционного Суда Украины является обязательным условием рассмотрения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины на пленарном заседании Верховной Рады Украины. Осуществление Конституционным Судом Украины предварительного (превентивного) контроля соответствия такого законопроекта требованиям, установленным статьями 157 и 158 Конституции Украины, со всеми возможными поправками, внесенными в него в процессе рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады Украины, является неотъемлемой стадией конституционной процедуры внесения изменений в Основной Закон Украины.
3.3. Согласно части первой статьи 152 Конституции Украины по решению Конституционного Суда Украины законы признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины или если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления их в силу.
Конституционный Суд Украины в Решении от 26 июня 2008 года № 13-рп/2008 по делу о полномочиях Конституционного Суда Украины пришел к выводу, что Конституционный Суд Украины должен осуществлять последующий конституционный контроль относительно закона о внесении изменений в Конституцию Украины после его вступления в силу, поскольку отсутствие судебного контроля за процедурой его рассмотрения и принятия, определенной в разделе XIII Конституции Украины, может привести к ограничению или отмене прав и свобод человека и гражданина, ликвидации независимости или нарушению территориальной целостности Украины или изменению конституционного строя путем, не предусмотренным Основным Законом Украины (абзац третий подпункта 3.2 пункта 3 мотивировочной части).
4. Решая вопросы, затронутые в конституционном представлении, Конституционный Суд Украины исходит из того, что конституционному контролю подлежит не содержание Закона № 2222, а установленная Конституцией Украины процедура его рассмотрения и принятия. Аналогичный подход был применен Конституционным Судом Украины в Решении от 7 июля 2009 года № 17-рп/2009 по делу о конституционно установленной процедуре вступления в силу закона. Указанным решением признан неконституционным Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно полномочий Конституционного Суда Украины, особенностей производства дел по конституционным обращениям и недопущения злоупотреблений правом на конституционное представление» от 19 марта 2009 года № 1168-VI.
Конституционный Суд Украины 10 декабря 2003 года дал Заключение № 3-в/2003 о соответствии законопроекта № 4180 требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины по делу о внесении изменений в статьи 76, 78, 81, 82 и другие Конституции Украины.
В процессе доработки законопроекта № 4180 и предварительного его одобрения 23 июня 2004 г. большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины в него были внесены изменения, в том числе дополнения, уточнения формулировок предписаний и редакционные правки. На Законопроект № 4180 с внесенными в него поправками 23 июня 2004 г. Конституционный Суд Украины дал Заключение от 12 октября 2004 года № 2-в/2004.
Во время дальнейшего рассмотрения Законопроекта № 4180 Верховной Радой Украины в него вновь были внесены поправки (изменения). Однако измененный Законопроект № 4180 не был направлен Верховной Радой Украины в Конституционный Суд Украины для предоставления заключения о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины, а был рассмотрен и принят ею 8 декабря 2004 г. как Закон № 2222.
Анализ законопроекта № 4180, по которому Конституционный Суд Украины дал Заключение от 12 октября 2004 года № 2-в/2004, и Закона № 2222 позволяет констатировать, что Законом № 2222 в Конституцию Украины были внесены положения части четвертой статьи 90, пункта 12 части первой статьи 106, которые не содержались в Законопроекте № 4180, который был на рассмотрении в Конституционном Суде Украины.
По сравнению с Законопроектом № 4180 содержательно различаются измененные Законом № 2222 положения частей первой, второй статьи 78, пункта 6 части второй, части шестой статьи 81, пункта 26 части первой статьи 85, части четвертой статьи 90, части четвертой статьи 94, пунктов 14, 22 части первой статьи 106, пункта 9-2 статьи 116, части первой статьи 120 Конституции Украины. Из предложенных Законопроектом № 4180 изменений в Конституцию Украины Верховной Радой Украины исключены положения о дополнении пунктом 9-3 статьи 116, частями четвертой, восьмой, девятой, десятой статьи 118, частью второй статьи 120, пунктом 2 части пятой статьи 126, частью второй статьи 148 Конституции Украины.
Из анализа Закона № 2222 и Законопроекта № 4180 усматривается также наличие в Законе № 2222 редакционных дополнений, исправлений и уточнений, частично обусловленных указанными содержательными изменениями и требованиями правил законодательной техники. Таким образом, изменены: пункт 22 части первой статьи 85, часть первая статьи 122 Конституции Украины и абзац первый пункта 1, подпункт «а» пункта 6, подпункт «а» пункта 7, пункты 8, 10, 11 раздела I Закона № 2222. Кроме того, из пункта 1 раздела I Законопроекта № 4180 изъяты слова: «Раздел VI. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. ДРУГИЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ», а из подпункта «а» пункта 6 раздела I – абзац девятый: «пункт 14 исключить».
Отличия имеются как в положениях, касающихся непосредственно изменений в Конституцию Украины, так и в положениях раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2222. В частности, пункт 1 раздела II изложен в новой редакции, а пункты 4, 5, 6, 7, 8, 9, которые предусматривались законопроектом № 4180, исключены.
Таким образом, 8 декабря 2004 года Верховная Рада Украины рассмотрела Законопроект № 4180 с поправками, в отношении которого Конституционный Суд Украины не давал заключения, и приняла Закон № 2222, чем нарушила требования части второй статьи 19, статьи 159 Конституции Украины.
5. Согласно части второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
В Конституции Украины отдельно установлены полномочия Верховной Рады Украины по внесению изменений в Конституцию Украины согласно процедуре, предусмотренной разделом XIII (пункт 1 части первой статьи 85), и принятию законов (пункт 3 части первой статьи 85) по процедуре, установленной статьями 91, 93. Следовательно, указанные полномочия Верховной Рады Украины являются самостоятельными и отличаются по конституционной процедуре их реализации.
Согласно статье 91 Основного Закона Украины, Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I «Общие положения», раздела III «Выборы. Референдум» и раздела XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины», предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины (статья 155 Основного Закона Украины).
Соблюдение установленной Конституцией Украины процедуры рассмотрения, принятия и вступления в силу законов, в том числе и законов о внесении изменений в Конституцию Украины, является одним из условий легитимности законодательного процесса.
Верховная Рада Украины 8 декабря 2004 года одним (одновременным) голосованием приняла Закон № 2222 вместе с Постановлением Верховной Рады Украины «О предварительном одобрении законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины» № 2223-IV и Законом Украины «Об особенностях применения Закона Украины «О выборах Президента Украины» при повторном голосовании 26 декабря 2004 года» № 2221-IV. Одновременное принятие самостоятельных правовых актов, предмет регулирования которых определен в статьях 91, 155 Конституции Украины, а процедуры рассмотрения и принятия являются разными, свидетельствует о нарушении Верховным Советом Украины части второй статьи 19 Конституции Украины при принятии Закона № 2222.
О несоблюдении конституционной процедуры рассмотрения и принятия Закона № 2222 отметили в своих заключениях европейские и отечественные публичные институты, в частности Парламентская Ассамблея Совета Европы, Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права, Европейская Комиссия «За демократию через право» (Венецианская Комиссия). По их мнению, эта процедура была внедрена с нарушениями принципов демократического государства и верховенства права. В документах указанных организаций говорится о таких нарушениях, как рассмотрение Верховной Радой Украины без заключения Конституционного Суда Украины окончательного текста законопроекта № 4180, одновременное голосование за принятие нескольких нормативно-правовых актов.
Так, в пункте 14 Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 октября 2005 года № 1466 «О выполнении обязанностей и обязательств Украиной» указано: «Парламентская Ассамблея также обеспокоена, что новые конституционные изменения были одобрены без предварительного рассмотрения Конституционным Судом, как это предусмотрено статьей 159 украинской Конституции и как это истолковано в решении Конституционного Суда Украины от 1998 года».
В Заключении Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права, принятом 27 декабря 2005 года, указано, что рассмотрение и принятие Закона № 2222 осуществлено Верховной Радой Украины с нарушением требований статьи 159 Конституции Украины.
Таким образом, Верховная Рада Украины приняла Закон № 2222, не соблюдая установленной Конституцией Украины процедуры его рассмотрения и принятия, чем нарушила положения части второй статьи 6, части второй статьи 19, пункта 1 части первой статьи 85, статьи 159.
6. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия (статья 8 Конституции Украины). Основной закон государства гарантирует суверенитет Украины, ее территориальную целостность, права и свободы человека и гражданина, недопустимость их отмены или сужения содержания и объема, обеспечение правового порядка в Украине, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (статьи 2, 19, 21, 22).
Основанием для прекращения действия закона в целом или его отдельных положений является признание закона, его отдельных положений утратившими силу единственным органом законодательной власти – Верховной Радой Украины, или признание их не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) единственным органом конституционной юрисдикции в Украине – Конституционным Судом Украины.
Часть вторая статьи 152 Конституции Украины предусматривает, что законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Руководствуясь указанной нормой, Конституционный Суд Украины при принятии Решения от 24 декабря 1997 года № 8-зп отметил, что «законы, другие правовые акты действительны до признания их неконституционными отдельным решением органа конституционного контроля» (абзац третий пункта 4 мотивировочной части).
Конституционный Суд Украины исходит из того, что признание неконституционным Закона № 2222 в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции Украины, которые были изменены, дополнены и исключены Законом № 2222. Это обеспечивает стабильность конституционного строя в Украине, гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина, целостность, нерушимость и непрерывность действия Конституции Украины, ее верховенство как Основного Закона государства на всей территории Украины.
Аналогичные правовые последствия имели место после принятия решения Конституционным Судом Украины от 7 июля 2009 года № 17-рп/2009 по делу о конституционно установленной процедуре вступления в силу закона, в результате которого положения Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» возобновили свое действие в предыдущей редакции.
Как отметил Конституционный Суд Украины в абзаце третьем пункта 4 мотивировочной части Решения от 14 декабря 2000 года № 15-рп/2000, «решения Конституционного Суда Украины имеют прямое действие и для вступления в силу не требуют подтверждений со стороны любых органов государственной власти. Обязанность исполнения решений Конституционного Суда Украины является требованием Конституции Украины (часть вторая статьи 150), которая имеет наивысшую юридическую силу относительно всех других правовых актов (часть вторая статьи 8)».
Согласно части второй статьи 70 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», в случае необходимости Конституционный Суд Украины имеет право определить в своем решении порядок и сроки его выполнения и возложить на соответствующие государственные органы обязанность обеспечить это выполнение. В абзаце шестом пункта 4 мотивировочной части Решения от 14 декабря 2000 года № 15-рп/2000 указано, что «дополнительное определение в решениях, заключениях Конституционного Суда Украины порядка их выполнения не отменяет и не подменяет общей обязательности их выполнения. Независимо от того, имеются или отсутствуют в решениях, заключениях Конституционного Суда Украины предписания о порядке их выполнения, соответствующие законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные этими решениями неконституционными, не подлежат применению как утратившие силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности».
Руководствуясь частью второй статьи 70 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», Конституционный Суд Украины считает необходимым возложить на органы государственной власти обязанность по безотлагательному выполнению этого Решения относительно приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией Украины от 28 июня 1996 года в редакции, существовавшей до внесения в нее изменений Законом № 2222.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.