КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ГРУЗИИ
О внесении изменений и дополнений в Конституцию Грузии
Статья 1
Внести в Конституцию Грузии (Ведомости Парламента Грузии, 1995, №№ 31-33, ст. 668) следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
«Мы, граждане Грузии, непоколебимой волей которых является утверждение демократического общественного устройства, экономической свободы, социального и правового государства, обеспечение общепризнанных прав и свобод человека, упрочение государственной независимости и мирных отношений с другими народами, опираясь на традиции многовековой государственности грузинского народа и историко-правовое наследие Конституции Грузии 1921 года, перед лицом Господа и народа провозглашаем настоящую Конституцию».
2. Пункт 4 статьи второй изложить в следующей редакции:
«4. Дела местного значения граждане Грузии, зарегистрированные в самоуправляющейся единице, регулируют посредством самоуправления, без посягательства на государственный суверенитет, в соответствии с законодательством Грузии. Органы государственной власти содействуют развитию местного самоуправления.».
3.Из пункта 4 статьи 4, статьи 11, пункта 3 статьи 12, пунктов 2 и 6 статьи 26, пункта 3 статьи 43, пунктов первого и 5 статьи 50, пунктов 3 и 10 статьи 70, пункта третьего статьи 74, пунктов первого и 2 статьи 83, пункта 3 статьи 861, пункта первого статьи 89, пункта 4 статьи 95, пункта 2 статьи 99 исключить слово «Органический».
4. Статью 21 изложить в следующей редакции:
«Ста¬тья 21
1. Собственность и право наследования признаны и неприкосновенны. Не допускается отмена всеобщего права собственности.
2. В определенных законом случаях и в установленном порядке допускается ограничение указанных в пункте первом прав для необходимых общественных нужд таким образом, чтобы не извращалась суть права собственности.
3. Лишение собственности для необходимых общественных нужд допускается в прямо установленных законом случаях, по решению суда или при установленной законом неотложной необходимости, с условием предварительного и справедливого вознаграждения. Вознаграждение освобождается от каких-либо налогов и сборов».
5. Статью 29 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11. Должность Президента, Премьер-министра, Председателя Парламента Грузии не может занимать гражданин Грузии, одновременно являющийся гражданином иностранного государства.».
6. Дополнить Конституцию статьей 341 следующего содержания:
«Статья 341
Государство путем сотрудничества с образовательными учреждениями, спортивными объединениями содействует физическому воспитанию подрастающего поколения и молодежи, их вовлечению в спорт».
7. Пункт 9 статьи 42 изложить в следующей редакции:
«9. В судебном порядке всем гарантируется полное возмещение ущерба, незаконно причиненного государственными органами, органами автономных республик или органами самоуправления, а та¬кже их служащими соответственно из государственных средств, средств автономных республик или местного самоуправления.».
8. Подпункт «а» статьи 51 изложить в следующей редакции:
«а) в течение шести месяцев после проведения выборов Парламента, если не производится его роспуск на основании статьи 80»;
9. Пункт 2 статьи 56 изложить в следующей редакции:
«2. В случаях, предусмотренных Конституцией и Регламентом, а также по требованию не менее одной пятой депутатов в Парламенте создаются следственные или иные временные комиссии. Решение о создании комиссии принимается постановлением Парламента. Представительство парламентского большинства во временной комиссии не должно превышать половины общего числа членов комиссии».
10. В статье 59:
а) пункт первый изложить в следующей редакции:
«1. Член Парламента правомочен обратиться с вопросом к подотчетному Парламенту органу, Правительству, члену Правительства, государственным учреждениям и получить от них ответ.»;
б) пункт третий изложить в следующей редакции:
«3. Парламент правомочен большинством полного состава членов Парламента поставить перед Премьер-министром вопрос о должностной ответственности отдельного члена Правительства».
11. Пункт 2 статьи 61 изложить в следующей редакции:
«2. Президент Грузии по требованию Председателя Парламента, не менее одной четверти депутатов, Правительства или по собственной инициативе в период между сессиями созывает внеочередную сессию Парламента, а в ходе очередной сессии — внеочередное заседание. Если в течение 48 часов с момента представления письменного требования акт о созыве не издан, Парламент обязан в соответствии со своим Регламентом приступить к работе в течение следующих 48 часов».
12. Статью 63 изложить в следующей редакции:
«Статья 63
1. В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 75, право возбудить вопрос об отрешении Президента Грузии от должности в порядке импичмента имеет не менее одной трети полного состава Парламента. Вопрос для получения заключения передается Конституционному Суду Грузии.
2. Если Конституционный Суд своим заключением подтвердит наличие в деяниях Президента признаков состава преступления или нарушение Конституции, не позднее 15 дней после представления заключения Парламент рассматривает и ставит на голосование вопрос об отрешении Президента Грузии от должности в порядке импичмента.
3. Президент считается отрешенным от должности в порядке импичмента, если это решение поддержано не менее чем двумя третями полного состава членов Парламента.
4. Если Парламент не примет решения об отрешении Президента Грузии от должности в порядке импичмента в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, не допускается начинать процедуру импичмента по тому же вопросу.
5. Не допускается осуществление процедуры импичмента в период действия чрезвычайного или военного положения.».
13. Статью 65 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11. К Парламенту Грузии по поводу ратификации, денонсации и отмены международных договоров и соглашений обращается Правительство Грузии, а в случаях, предусмотренных подпунктами «а»-«в» пункта 2 настоящей статьи, а также в случае заключения договора Президентом Грузии – Президент Грузии.».
14. Пункт 2 статьи 66 исключить.
15. Статью 67 изложить в следующей редакции:
«Статья 67
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Грузии, Правительству, члену Парламента, парламентской фракции, комитету Парламента, высшим представительным органам Абхазской Автономной Республики и Аджарской Автономной Республики, не менее чем 30000 избирателей.
2. Законопроект, представленный Президентом Грузии или Правительством Грузии, по его же требованию Парламент рассматривает вне очереди.».
16. Пункт 4 статьи 68 изложить в следующей редакции:
«4. Если Парламент не принял замечаний Президента, ставится на голосование первоначальная редакция законопроекта. Закон считается принятым, если он поддержан более чем половиной полного состава членов Парламента. Конституционный закон считается принятым, если он поддержан не менее чем двумя третями полного состава членов Парламента.».
17. Статью 69 изложить в следующей редакции:
«Статья 69
1. Президент Грузии является главой Грузинского государства, гарантом единства и национальной независимости страны. Президент Грузии в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией, обеспечивает функционирование государственных органов.
2. Президент Грузии является Верховным главнокомандующим Военных Сил Грузии.
3. Президент Грузии является высшим представителем Грузии во внешних сношениях.».
18. Пункт 2 статьи 70 изложить в следующей редакции:
«2. Президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Грузии по рождению с 35-летнего возраста, проживавший в Грузии не менее 15 лет и на день назначения выборов проживающий в Грузии в течение 3 последних лет.».
19. В статье 73:
а) подпункты «а» и «б» пункта первого изложить в следующей редакции:
«а) по согласованию с Правительством ведет переговоры с иностранными государствами, заключает международные договоры и соглашения; по представлению Правительства назначает на должность и освобождает от должности послов и иных дипломатических представителей Грузии; принимает аккредитацию послов и иных дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций;
б) в установленных Конституцией случаях выдвигает кандидатуру Премьер-министра и назначает Премьер-министра;»;
б) подпункт «в» пункта первого исключить;
в) подпункт «г» пункта первого изложить в следующей редакции:
«г) в определенных Конституцией случаях возлагает исполнение обязанностей на Правительство до формирования нового Правительства.»;
г) подпункт «д» пункта первого исключить;
д) подпункт «е» пункта первого изложить в следующей редакции:
«е) в определенных Конституцией случаях представляет Парламенту, назначает и освобождает и отстраняет от должности должностных лиц; в порядке, установленном законом, назначает членов Высшего совета юстиции, представляет Парламенту Грузии членов Центральной избирательной комиссии и национальных регулирующих органов.»;
е) подпункт «к» пункта первого изложить в следующей редакции:
«к) с целью осуществления предоставленных Конституцией полномочий издает декреты, указы, распоряжения и приказы.»;
ж) подпункты «с»«т» исключить;
з) пункт 3 исключить;
и) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Президент Грузии назначает членов Совета Национальной Безопасности, назначает на должность и освобождает от должности начальника Объединенного штаба Вооруженных Сил Грузии, других военачальников.»;
к) пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Пре¬зи¬дент Грузии осу¬ще¬ствляет дру¬гие по¬лномочия, определенные Конститу¬цией.».
20. Дополнить Конституцию статьей 731 следующего содержания:
«Статья 731
1. Правовые акты Президента Грузии, кроме актов, изданных во время военного положения, требуют контрасигнации Премьер-министра.
2. Контрасигнации не требуют приказ и правовые акты Президента Грузии, связанные с:
а) назначением выборов и роспуском Парламента, созывом первого заседания вновь избранного Парламента, а также созывом внеочередного заседания или внеочередной сессии Парламента;
б) законодательной инициативой;
в) подписанием и опубликованием закона, а также возвращением законопроекта в Парламент с замечаниями;
г) подписанием международных договоров и соглашений, а также их представлением для ратификации в Парламент в случаях, определенных Конституцией;
д) назначением, выдвижением и освобождением должностных лиц, определенных подпунктом «е» статьи 73;
е) обращением в суд или Конституционный Суд;
ж) выдвижением кандидата в Премьер-министры и назначением Премьер-министра;
з) временным возложением полномочий на Правительство в соответствии с пунктом первым статьи 80 Конституции;
и) присвоением государственных наград и специальных званий;
к) предоставлением гражданства и прекращением гражданства;
л) требованием о созыве заседания Правительства в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 78 Конституции;
м) назначением членов Совета национальной безопасности, назначением и отставкой Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Грузии, других военачальников, назначением судей Конституционного Суда, представлением в Парламент кандидатур судей Верховного Суда;
н) деятельностью Администрации Президента, Совета национальной безопасности и подведомственных Президенту учреждений;
о) объявлением и отменой чрезвычайного и военного положения;
п) помилованием осужденных;
р) дачей согласия, предусмотренной пунктом 4 статьи 93.
3. В случае контрасигнации ответственность за правовой акт возлагается на Премьер-министра.».
21. Пункт первый статьи 74 изложить в следующей редакции:
«1. По требованию Парламента Грузии, Правительства Грузии, не менее 200 000 избирателей или по собственной инициативе Президент Грузии назначает референдум по вопросам, определенным Конституцией и законом, в течение 30 дней со дня получения требования о его проведении.».
22. Пункт 2 статьи 75 изложить в следующей редакции:
«2. В случае нарушения Президентом Конституции или при наличии в его деяниях признаков состава преступления Парламент может в порядке, установленном статьей 63 Конституции и законом, отрешить Президента Грузии от должности.».
23. Пункт 2 статьи 76 изложить в следующей редакции:
«2. Исполняющий обязанности Президента не вправе пользоваться правами, предусмотренными подпунктом «и» пункта первого статьи 73 и пунктом первым статьи 74, а также распускать Парламент.».
24. В статье 78:
а) пункты первый и 2 изложить в следующей редакции:
«1. Правительство Грузии является высшим органом исполнительной власти, осуществляющим внутреннюю и внешнюю политику страны. Правительство подотчетно Парламенту.
2. Правительство состоит из Премьер-министра и министров. В составе Правительства могут быть государственный министр или государственные министры. Премьер-министр правомочен возложить на одного из членов правительства выполнение обязанностей первого Вице-премьера, а также на одного или нескольких членов правительства — выполнение обязанностей Вице-премьера.»;
б) пункты 3 – 5 изложить в следующей редакции:
«3. Правительство на основании и во исполнение Конституции и других законодательных актов принимает постановления и распоряжения, которые подписывает Премьер-министр.
4. Президент Грузии вправе требовать рассмотрения отдельных вопросов на заседании Правительства и участвовать в обсуждении этих вопросов на заседании Правительства, на котором также присутствуют Секретарь и другие члены Совета национальной безопасности.
5. Структура, полномочия и порядок деятельности Правительства определяются Конституцией и законом. Указанный законопроект Парламенту представляет Правительство.».
25. В статье 79:
а) пункт первый изложить в следующей редакции:
«1. Главой Правительства является Премьер-министр.»;
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Премьер-министр определяет направления деятельности Правительства, организует деятельность Правительства, осуществляет координацию и контроль за деятельностью членов Правительства.»;
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Премьер-министр назначает на должность и освобождает от должности других членов Правительства.»;
г) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Отставка Премьер-министра или прекращение его полномочий влечет прекращение полномочий других членов Правительства. В случае отставки или освобождения от должности другого члена Правительства Премьер-министр в двухнедельный срок назначает члена Правительства.».
26. Статью 80 изложить в следующей редакции:
«Статья 80
1. С признанием полномочий вновь избранного Парламента полномочия Правительства считаются сложенными, и Президент Грузии на него же возлагает выполнение обязанностей до утверждения нового состава Правительства.
2. Президент Грузии в 7-дневный срок после сложения полномочий Правительством выдвигает кандидатуру Премьер-министра, представленную ему избирательным субъектом с наилучшими результатами на парламентских выборах.
3. Кандидат в Премьер-министры в 7-дневный срок подбирает кандидатуры министров и представляет Парламенту Грузии состав Правительства для получения доверия. Вместе с составом Правительства должна быть представлена правительственная программа.
4. Парламент Грузии в течение 7 дней после представления состава Правительства рассматривает и ставит на голосование вопрос о выражении доверия составу Правительства. Для получения доверия Парламента необходима поддержка большинства списочного состава членов Парламента.
5. В случае выражения недоверия составу Правительства, в 30-дневный срок после представления состава Правительства в Парламент состоятся повторные голосования по вопросам выражения доверия первоначально представленному или обновленному составу Правительства.
6. В случае невыдвижения кандидата на должность Премьер-министра или если Парламент в порядке и в сроки, установленные пунктом 5, не выразит доверия составу Правительства, Президент в 7-дневный срок выдвигает на должность Премьер-министра кандидата, представленного не менее чем двумя пятыми списочного состава членов Парламента. В случае представления различными составами членов Парламента 2 кандидатур Президент выдвигает в качестве кандидата в Премьер-министры кандидатуру, представленную большим числом членов Парламента, а в случае равного числа представивших лиц, — одну из представленных кандидатур.
7. В случае, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, подбор членов Правительства и выражение доверия составу Правительства производятся в порядке, предусмотренном пунктами 3 – 4 настоящей статьи. Если Парламент не выразит доверия составу Правительства, Президент Грузии в 3-дневный срок распускает Парламент и назначает внеочередные выборы.
8. В 2-дневный срок после выражения доверия составу Правительства Президент назначает Премьер-министра, а Премьер-министр в 2-дневный срок – других членов Правительства. Если Президент в указанный срок не издаст правовой акт о назначении Премьер-министра, Премьер-министр будет считаться назначенным.».
27. Дополнить Конституцию статьей 801 следующего содержания:
«Статья 801
1. В случае отставки Правительства или прекращения полномочий Премьер-министра Президент Грузии в 7-дневный срок выдвигает в кандидаты на должность Премьер-министра кандидатуру, представленную парламентским большинством, если же большинство не образовано, кандидатуру, представленную парламентской фракцией, в которой объединилось наибольшее число членов Парламента.
2. Подбор членов Правительства и выражение доверия составу Правительства производятся в порядке, установленном пунктами 3 – 8 статьи 80.
3. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом первым настоящей статьи, Президент Грузии до формирования нового состава Правительства возлагает выполнение обязанностей Правительства на тот же состав Правительства.».
28. Статьи 81 и 811 изложить в следующей редакции:
«Статья 81
1. Парламент правомочен выразить недоверие Правительству. О возбуждении вопроса об объявлении недоверия в Парламент могут обратиться не менее двух пятых списочного состава членов Парламента. Голосование в связи с возбуждением вопроса о недоверии проводится не раньше тридцати и не позднее тридцати пяти дней. Вопрос о недоверии считается возбужденным, если это решение поддержано более чем половиной списочного состава членов Парламента. В случае непринятия Парламентом решения о возбуждении вопроса о недоверии, обращение в Парламент тех же членов Парламента по поводу возбуждения вопроса о недоверии в течение шести месяцев после голосования не допускается.
2. Парламент не ранее тридцатого и не позднее тридцать пятого дня после возбуждения вопроса о недоверии ставит на голосование представление Президенту кандидата в Премьер-министры, выдвинутого не менее чем двумя пятыми членов Парламента. В случае выдвижения в порядке, установленном настоящим пунктом, двух кандидатур на должность Премьер-министра, на голосование ставятся обе кандидатуры. Кандидат в Премьер-министры представляется Президенту, если его поддержало более половины списочного состава членов Парламента.
3. Президент правомочен в пятидневный срок после представления кандидата в Премьер-министры выдвинуть представленную кандидатуру Премьер-министра или отказать в выдвижении представленной кандидатуры. В случае выдвижения Президентом кандидатуры, представленной Парламентом, выражение доверия новому составу Правительства производится в порядке, предусмотренном пунктами 3 – 4 статьи 80.
4. Если Президент в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, отказался выдвигать представленного ему Парламентом кандидата в Премьер-министры, Парламент правомочен не ранее тридцати и не позднее тридцати пяти дней после представления кандидатуры поставить на голосование представление Президенту той же кандидатуры на должность Премьер-министра. Если представление поддержано тремя пятыми списочного состава Парламента, Президент обязан в 3-дневный срок выдвинуть представленную ему кандидатуру Премьер-министра. Выражение доверия новому составу правительства производится в порядке, предусмотренном пунктами 3 – 4 статьи 80.
5. Выражение Парламентом доверия новому составу Правительства в порядке, предусмотренном пунктами 3 или 4 настоящей статьи, считается выражением недоверия Правительству, которое влечет прекращение его полномочий. Назначение нового Премьер-министра и членов Правительства производится в соответствии с пунктом 8 статьи 80.
6. В случае выражения Парламентом недоверия новому составу Правительства в порядке, предусмотренном пунктами 3 или 4 настоящей статьи, Президент правомочен в трехдневный срок распустить Парламент и назначить внеочередные выборы.
Статья 811
1. Премьер-министр правомочен поставить перед Парламентом вопрос о доверии Правительству в связи с инициированным Правительством законопроектом.
2. Парламент ставит законопроект на голосование в 14-дневный срок после постановки вопроса, определенного пунктом первым настоящей статьи. Законопроект принимается в одном чтении.
3. В случае непринятия законопроекта отмеченное считается предусмотренным пунктом первым статьи 81 решением о возбуждении вопроса о недоверии, и процедуры, предусмотренные статьей 81, продолжаются.
4. Если Парламент в порядке и сроки, предусмотренные статьей 81, не выразит недоверия Правительству, законопроект считается принятым.».
29. Статью 813 изложить в следующей редакции:
«Статья 813
1. Представительство исполнительной власти в административно-территориальных единицах Грузии обеспечивает государственный уполномоченный – губернатор.
2. Полномочия государственного уполномоченного – губернатора определяются законом.
3. Государственного уполномоченного – губернатора назначает на должность и освобождает от должности Премьер-министр.».
30. Пункты первый и второй статьи 86 изложить в следующей редакции:
«1. Судьей может быть гражданин Грузии, достигший 30-летнего возраста, имеющий соответствующее высшее юридическое образование и не менее чем 5-летний опыт работы по специальности.
2. Судья назначается или избирается на должность бессрочно, до достижения возраста, установленного законом. До бессрочного назначения или избрания судьи на должность законом может предусматриваться назначение или избрание судьи на определенный срок, не более чем 3 года. Порядок подбора, назначения, освобождения судей от должности определяется Конституцией и законом.».
31. Пункт второй статьи 88 изложить в следующей редакции:
«2. Конституционный Суд Грузии состоит из 9 судей — членов Конституционного Суда. Трех членов суда назначает Президент Грузии, 3 членов избирает Парламент большинством не менее трех пятых списочного состава, 3 членов назначает Верховный Суд. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 10 лет. Конституционный Суд из своего состава сроком на 5 лет избирает Председателя Конституционного Суда.».
32. В статье 89:
а) после слов «высших представительных органов Абхазской Автономной Республики и Аджарской Автономной Республики,» дополнить словами «представительного органа самоуправляющейся единицы – Собрания, Высшего совета юстиции Грузии,»;
б) пункт первый дополнить подпунктами «е2» и «е3» следующего содержания:
«е2) на основании иска представительного органа самоуправляющейся единицы – Собрания рассматривает вопрос конституционности нормативных актов применительно к положениям, определенным главой седьмой1 Конституции;
е3) по представлению Высшего совета юстиции Грузии рассматривает соответствие нормативных актов статьям 82, 84, 86, 861, 87 и 90 Конституции.»;
33. Пункт первый статьи 90 изложить в следующей редакции:
«1. Верховный Суд Грузии является кассационным судом.».
34. Статью 93 изложить в следующей редакции:
«Статья 93
1. Только Правительство Грузии правомочно после рассмотрения совместно с комитетами Парламента Основных данных и направлений представлять Парламенту проект государственного бюджета.
2. Правительство представляет Парламенту проект бюджета на следующий год не позднее трех месяцев до истечения бюджетного года. Правительство вместе с проектом бюджета представляет доклад о ходе исполнения бюджета текущего года. Правительство представляет Парламенту на утверждение отчет об исполнении государственного бюджета не позднее 5 месяцев после завершения бюджетного года.
3. Без согласия Правительства не допускается вносить изменения в проект бюджета. Правительство может потребовать от Парламента произвести дополнительные государственные расходы, если укажет источник их покрытия.
4. Сокращение законопроектом о государственном бюджете расходов, предусмотренных для Президента Грузии законом о государственном бюджете за предыдущий год, может производиться только с согласия Президента.
5. Если Парламент не смог принять представленный бюджет в течение 3 месяцев, расходы, необходимые для исполнения ранее взятых государством обязательств, покрываются согласно бюджету предыдущего года.
6. Законопроект, который влечет увеличение расходов, сокращение доходов государственного бюджета текущего года или взятие государством новых финансовых обязательств, может быть принят Парламентом только после получения согласия Правительства, а законопроекты, связанные со следующим финансовым годом, — в пределах основных параметров государственного бюджета, согласованных Правительством с Парламентом.
7. Парламент правомочен контролировать законность расходования государственных средств Правительством.».
35. Пункт третий статьи 94 изложить в следующей редакции:
«3. Освобождение от уплаты налогов допускается только законом.».
36. Дополнить Конституцию главой седьмой1 следующего содержания:
«Глава седьмая1
Местное самоуправление
Статья 1011
1. Порядок создания и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления определяется законом. Исполнительные органы самоуправления подотчетны представительным органам самоуправления.
2. Представительный орган местного самоуправления – Собрание избирается гражданами Грузии, зарегистрированными на территории самоуправляющейся единицы, на основании прямого, всеобщего, равного избирательного права, при тайном голосовании.
3. Порядок создания и упразднения самоуправляющейся единицы, а также пересмотра административных границ определяется законом. Упразднению или пересмотру административных границ самоуправляющейся единицы должны предшествовать консультации с самоуправляющейся единицей.
Статья 1012
1. Полномочия местного самоуправления разграничиваются от полномочий государственных органов. Самоуправляющаяся единица обладает собственными и делегированными полномочиями. Основные принципы определения полномочий и полномочия местного самоуправления устанавливаются законом.
2. Самоуправляющаяся единица осуществляет свои полномочия в порядке, установленном законодательством Грузии, независимо и под свою ответственность. Определенные законом собственные полномочия являются эксклюзивными.
3. Самоуправляющаяся единица правомочна по собственной инициативе решать любой вопрос, законодательством Грузии не отнесенный к полномочиям другого органа власти и не запрещенный законом.
4. Делегирование государственными органами полномочий самоуправляющейся единице допускается только на основании законодательных актов, а также договоров, только с передачей соответствующих материальных и финансовых ресурсов, порядок исчисления размера которых определяется законом.
Статья 1013
1. Местное самоуправление имеет собственное имущество и финансы.
2. Решения, принимаемые органами самоуправляющейся единицы в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения на территории самоуправляющейся единицы.
3. Государственный надзор за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в порядке, определенном законом. Целью осуществления государственного надзора являются обеспечение соответствия нормативных актов местного самоуправления законодательству Грузии и надлежащее осуществление делегированных полномочий. Государственный надзор осуществляется пропорционально его целям.».
37. Пункт третий статьи 102 изложить в следующей редакции:
«3. Законопроект о пересмотре Конституции считается принятым, если он будет поддержан на двух сессиях Парламента Грузии, последовательно проводимых с интервалом не менее трех месяцев, не менее чем двумя третями полного состава Парламента Грузии.».
Статья 2
Парламенту Грузии до 1 декабря 2013 года обеспечить осуществление соответствующих законодательных изменений в связи с отменой органических законов и новым порядком назначения и избрания судей.
Статья 3
1. Настоящий Закон, за исключением пунктов первого, 2, 4 – 7, 9, 31 – 33 и 36 статьи первой, статей 2 и 3, ввести в действие с 1 декабря 2013 года.
2. Пункты первый, 2, 4 – 7, 9, 31 – 33 и 36 статьи первой, статьи 2 и 3 настоящего Закона, ввести в действие с 1 января 2011 года.
Президент Грузии Михаил Саакашвили