Конституция Либерии

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ЛИБЕРИЯ
ПРЕАМБУЛА
Мы народ республики Либерия,
Выражая свою глубокую благодарность всемогущему богу за существование нашего свободного, суверенного независимого государства и полагаясь на его наставления в руководстве страной
Принимая во внимание многолетний опыт существования нашего народа, который завершился революцией 12 апреля 1980 года, отменившей нашу конституцию от 26 июля 1847 года, что все граждане нашей страны связаны общей политической целью независимо от истории, традиций, вероисповедания и этнического происхождения.
Осуществляя наше природное, наследственное и нерушимое право создать правительство для содействия единству, свободе, миру, стабильности, равенству, справедливости и соблюдению прав человека на основании законодательства, дающего возможности политического, социального, морального, духовного и культурного развития для нас же самих и нашего процветания.
Приняв решение жить в гармонии, братской любви, толерантности и понимании, мы полностью отдаем себе отчет своим обязательствам содействовать африканскому единству, миру и сотрудничеству на международной арене.
Именно поэтому мы торжественно создаем, объявляем и публикуем конституцию – средство управления республикой Либерия.
ГЛАВА 1
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА
Статья 1
Вся власть принадлежит народу. Все свободные правительства созданы с одобрения народа и для пользы народа. Народ имеет право дополнять или реформировать правительство, если это необходимо для его безопасности и счастья. Поэтому для создания демократического правительства, соответствующего желаниям управляемых (народа) в этот период, народ, руководствуясь положениями конституции, имеет право заставить своих руководителей уйти в отставку и заменить их другими с помощью выборов и назначений на должности.
Статья 2
Конституция является основным фундаментальным законом Либерии и обязательна для исполнения всеми ведомствами, чиновниками и гражданами государства.
Любые законы, соглашения, уставы, декреты, обычаи и постановления, не соответствующие конституции считаются недействительными в тех формулировках, которые не соответствуют конституции. Верховный Суд высший орган судебной власти имеет право определять соответствие того или иного закона конституции.
Статья 3
Либерия является унитарным суверенным государством, разделенным в административных целях на графства. Форма правления – республиканская с тремя самостоятельными ответвленными ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной, которые взаимодействуют друг с другом. Согласно принципу разделения полномочий, чеков и балансов, должностное лицо занимающее пост в какой-либо из вышеуказанных ветвей власти, не имеет право занимать параллельные должности в других ветвях власти, если иное не предусмотрено конституцией. Кроме этого, должностное лицо, занимающее пост в одной из вышеуказанных ветвей власти не имеет право работать в другой автономной общественной организации.
ГЛАВА 2
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 4
Принципы, указанные в данной главе, являются фундаментальными принципами руководства государством и руководством по созданию законодательных, исполнительных и административных директив, политических стратегий и их выполнения.
Статья 5
Республика обязана:
– стремиться к укреплению национальной интеграции и единства граждан Либерии, независимо от этнических, региональных и других различий в единую государственную политику. Законодательная ветвь власти обязана создавать законы, содействующие унификации государства и активному участию граждан в деятельности правительства.
– сохранять, защищать и содействовать положительной либерийской культуре, обеспечивая совместимость традиционных ценностей с общественной политикой и прогрессом государства. Ценности утверждаются и разрабатываются как составляющая часть растущих потребностей либерийского общества
-предпринимать действия в форме законов и указов исполнительной власти для уменьшения последствий сектантства и племенного строя, превышения полномочий властных структур, нецелевого использования правительственных ресурсов, кумовства и других проявлений коррупции.
Статья 6
Республика обязана обеспечить равные для всех граждан возможности для получения образования и доступ к государственным инстанциям в меру доступных ресурсов, принимая во внимание основную роль, согласно данной конституции, каждого гражданина в социальном, экономическом и политическом процветании Либерии. Основное внимание уделяется предоставлению возможностей получения образования для всех граждан Либерии и ликвидации безграмотности.
Статья 7
Республика обязана в соответствии с принципами свободы каждого гражданина и социальной справедливости, указанной в конституции, управлять экономикой и природными ресурсами государства таким образом, чтобы обеспечить равное максимально адекватное участие всех граждан Либерии для увеличения общего благосостояния граждан Либерии и экономического развития страны.
Статья 8
Республика обязана обеспечить без дискриминации всех граждан работой и нормальными условиями для жизни, безопасное рабочее место, условия труда, не подрывающее здоровье и достойную оплату труда.
Статья 9
Республика обязана содействовать двустороннему и региональному сотрудничеству между либерийцами и другими государствами, созданию и функционированию региональных организаций, целью которых является культурное, социальное, экономическое и политическое развитие народов Африки и представителей других наций мира.
Статья 10
Государство обязано обеспечить публикацию и распространение данной конституции по всей территории республики Либерия и преподавание ее принципов и положений во всех учебных заведениях Либерии.
ГЛАВА 3
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА
Статья 11
– все граждане республики Либерия рождаются одинаково равными и независимыми, обладают определенными естественными, наследственными и нерушимыми правами, среди которых право на жизнь и свободу и их защит, необходимость и поддержание безопасности, право приобретения, владения и защиты собственности на основании положений данной конституции.
– все граждане, независимо от этнического происхождения, расы, пола, вероисповедания, места рождения и политических предпочтений обладают фундаментальными правами и свободами гражданина на условиях, указанных в данной конституции.
– все граждане равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.
Статья 12
Никто из граждан республики не должен содержаться в рабстве или быть на принудительных работах на территории республики. Никто из граждан республики или лиц без гражданства, проживающих на территории республики не имеет право заниматься работорговлей или принуждать других людей выполнять определенные виды работ, отправлять людей в долговое рабство или кабалу. Под определением “принудительная работа” не рассматриваются отработки, присужденные на основании решения суда или указа в соответствии с трудовым законодательством, служба в вооруженных силах, работа или служба являющая частью обычных гражданских обязательств или служба в случае чрезвычайных ситуаций или ситуаций, угрожающих жизни или благополучию сообщества.
Статья 13
– любой гражданин республики имеет право свободного перемещения по территории республики, право проживания и выезда с любой части территории республики, придерживаясь в тоже время норм общественной безопасности, общественного порядка, не причиняя вреда здоровью и морали, правам и свободам других граждан.
– каждый гражданин Либерии обладает правом свободного въезда и выезда с территории страны. Граждане Либерии и лица без гражданства, проживающие на территории Либерии, могут быть экстрадированы в другую страну по обвинению в совершении преступления в соответствии с положениями соглашения об экстрадиции или другими действующими международными соглашениями. Лица без гражданства, проживающие на территории республики Либерия, могут быть высланы из страны по вышеуказанной причине.
Статья 14
Любой гражданин имеет право на свободу мысли, сознания и вероисповедания, за исключением случаев, когда мысли, сознание или вероисповедание нарушают общественную безопасность, порядок, здоровье, мораль и фундаментальные права и свободы других граждан. Все граждане, исповедующие ту или иную религию, которые ведут себя мирно, не мешают другим и ведут себя в соответствии со стандартами, указанными в данной конституции, имеют право на защиту закона. Ни одна из религий или сект не имеют какого-либо превосходства перед остальными религиями, закон относится ко всем одинаково. Ни одно из представительств той или иной религии не имеет право проводить религиозные тесты для гражданских или военных или для возможности пользоваться каким-либо общественным правом. Согласно принципу разделения религии и государства в республике нет официально признанной религии.
Статья 15
– каждый человек имеет право на самовыражение и несет ответственность за нарушение данного права. Данное право не должно быть уменьшено, ограничено или использоваться правительством в приказном порядке за исключением случаев чрезвычайного положения в стране, объявляемого в соответствии с положениями конституции.
– в данное право включено право конфиденциальности мнения и его не разглашение. В данное право включена свобода высказываний и средств массовой информации, академическую свободу получать и передавать знания и информацию и право библиотек открывать широкий доступ к таким знаниям. В данное право также включено конфиденциальность почты, телефонных переговоров и телеграфа. Кроме этого данное право подразумевает возможность сохранять молчание.
– в вышеуказанное право также включена возможность права общественности получать информацию о правительстве и правительственных чиновниках.
– государственные средства массовой информации не имеют права ограничивать доступ на свою территорию в случае несогласия или непринятия кем-либо высказанных им мнений. Запрет доступа влечет за собой возможность направления иска в компетентную судебную инстанцию.
– данная свобода может быть ограничена только на основании судебных действий во время судебных процессов, если вышеуказанная свобода приводит к нарушению или ограничению права на конфиденциальность и рекламу. С коммерческой точки зрения – в случае обмана, неправильной рекламы и нарушения авторских прав.
Статья 16
Никто не имеет права вмешиваться в частную, семейную жизнь человека, заходить на территорию места проживания человека или читать корреспонденцию, за исключением случаев, когда право вмешательства подтверждено соответствующим постановлением судебных инстанций.
Статья 17
Каждый гражданин всегда имеет право собираться с другими гражданами и обсуждать общие вопросы в благопристойной мирной обстановке, давать указания своим представителям, направлять петиции в правительство или другим должностным лицам для разрешения вопросов с притеснениями. Кроме этого граждане имеют право свободного общения с другими гражданами или отказываться вступать в политические партии, профсоюзы и другие организации.
Статья 18
Каждый гражданин Либерии независимо от пола, вероисповедания, религии, этнического происхождения, места рождения и политических взглядов имеет равные возможности для работы и трудоустройства и равноценную оплату за выполняемую работу.
Статья 19
Военное законодательство распространяется только на представителей вооруженных сил и милиционеров, находящихся на действующей службе. Гражданское население не должно перенести какую-либо боль, подвергаться штрафам в соответствии с вышеуказанным законодательством или судиться военным судом.
Статья 20
Никто не может быть лишен жизни, свободы, неприкосновенности личности, собственности, привилегий или других прав, за исключением случаев, когда вышеуказанные действия аргументированы постановлением судебных инстанций на основании положений данной конституции и законодательства. Правосудие должно быть неподкупным, решение суда обжалованию не подлежит и не должно быть отсрочено. Стороны имеют право обратиться в суд присяжных во всех случаях, не рассмотренных обычным судом, в случае приговора военного суда или в случае желания оспорить приговор, вынесенный судом.
Стороны имеют право подать апелляцию на решение суда, декрет, решение или постановление любого суда, административной организации или агентства, за исключением решений верховного суда. В законодательстве указаны правила и процедуры легкой быстрой и недорогой подачи и слушания апелляции.
Статья 21
Никто не может быть обвинен или наказан на основании закона, не имеющего на момент совершения правонарушения юридической силы. Кроме этого, законодательная власть не имеет права выпускать закон о конфискации имущества или какой-либо закон экс постфактум.
– Гражданин может быть обыскан, задержан или лишен имущества на основании обвинения в преступлении или с какой-либо другой целью только при наличии ордера, где указана возможная причина, подтвержденная присягой или утверждением, где указана фамилия обыскиваемого или место обыска и объект поиска. Однако обыск или изъятие возможно при условии, если следственные органы производят подобное действие в момент – совершения преступления или по горячим следам.
– любой подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления при аресте должен быть сразу проинформирован о деталях обвинения, о праве хранить молчание и что любое сделанное им заявление может быть использовано против него законом или в суде. Каждому подозреваемому предоставляется адвокат на каждой стадии расследования и подозреваемый имеет право на допрос только в присутствии адвоката. Любые признания и заявления, сделанные обвиняемым без адвоката, будут рассматриваться как не действительные в качестве доказательств на суде.
– любой обвиняемый может быть выпущен на поруки под личную ответственность или достаточном количестве поручителей, в зависимости от серьезности преступления. Выход на поруки не допускается при преступлениях финансового характера или тяжких преступлениях в соответствии с законодательством.
– гражданам не требуется платить большую заставу, штраф или нести чрезмерное наказание.
– обвиняемый, арестованный, находящийся на домашнем аресте, задержанный или каким-либо другим образом ограниченный в передвижениях гражданин не должен подвергаться пыткам или нечеловеческому обращению. Гражданин, не имеющий воинского звания, не может быть задержан и содержаться в воинской тюрьме. К задержанному обвиняемому и находящемуся в одной камере с преступниками, не должны относиться как к преступнику, за исключением случаев, когда задержанному вынесен приговор компетентной судебной инстанцией. Любой полицейский, сотрудник службы безопасности, прокурор, администратор, любой госслужащий или сотрудник службы безопасности, действующий с нарушением данного положения, считается совершившим преступление и несет ответственность в соответствии с законом. Любой гражданин, пострадавший от подобных действий госслужащего имеет право на возмещение морального ущерба, если он не обвиняется в совершении уголовного преступления.
– любому арестованному или задержанному гражданину в течение сорока восьми часов должно быть предъявлено официальное обвинение и дело направлено на рассмотрение в соответствующую судебную инстанцию. Если суд придет к решению о наличии достаточных доказательств для возбуждения уголовного дела в отношении обвиняемого, то суд издает официальный ордер на арест обвиняемого, где указаны обвинение или обвинения предъявляемые подозреваемому. После выпуска ордера на арест происходит быстрый судебный процесс. Предварительное задержание исключается.
– любой задержанный или арестованный гражданин, дело которого не было направлено в суд в течение вышеуказанного срока, всегда имеет право воспользоваться предписанием о представлении арестованного в суд, которое является необходимым для защиты прав человека.
– гражданин может быть привлечен к ответу за финансовое преступление или уголовно наказуемое деяние, за исключением случаев недоверия, случаев, произошедших в вооруженных силах или мелких преступлений, только на основании решения верховного суда присяжных. В вышеуказанных случаях обвиняемый имеет право на быстрый, открытый и непредвзятый суд в ближайшей судебной инстанции, за исключением случаев, когда обвиняемый отказывается от своего права. В случае совершения уголовного преступления обвиняемый имеет право самостоятельно выбрать адвоката защиты, опротестовывать свидетельства против него и предоставлять свидетелей, свидетельствующих в его пользу. Обвиняемого не могут заставить давать показания против себя, и он считается невиновным, пока не найдено достаточных доказательств обратного. Никого не могут судить дважды за одно и тоже преступление.
-право на адвоката и права адвокатов являются нерушимыми. Никто не имеет право вмешиваться в общение между адвокатом и его клиентом. Во время всех процессов, слушаний, допросов и остальных процедур, во время которых гражданин обвиняется в совершении уголовного преступления, обвиняемый имеет право самостоятельно выбрать адвоката. Если обвиняемый не может нанять адвоката, государство предоставляет ему бесплатного адвоката за счет государственного бюджета.
Правительство не имеет право издавать какого-либо рода санкции или вмешиваться в работу поверенного или адвоката. Никто не имеет права обыскивать офисы или места жительства адвокатов, рыться в их документах или изымать их. Вышеуказанные действия возможны только при наличии ордера на обыск или постановления суда. Никто не имеет права мешать адвокату в его работе или наказывать за нее, не зависимо от обвинений выдвигаемых его клиенту или вины клиента. Адвокату не имеют права запрещать занятие юридической деятельностью по политическим мотивам.
– любой гражданин, который после обвинения в совершении преступления, был лишен определенных гражданских прав и свобод, получает их обратно после отбытия срока наказания в исправительных учреждениях и выплаты присужденных ему штрафов или в случае амнистии.
Статья 22
Каждый гражданин имеет право самостоятельного или коллективного владения собственностью. Только граждане Либерии обладают правом собственности на недвижимость на территории республики.
– тем не менее, право частной собственности не распространяется на природные ресурсы, находящиеся на земле, под землей и под водами, располагающимися на территории республики. Все природные ресурсы, находящиеся над водой, под водой на территориях принадлежащих республике, принадлежат республике и используются в общегосударственных целях
– миссионерские, образовательные и другие благотворительные организации, руководителями которых являются лица, не имеющие гражданства Либерии, имеют право владения собственностью, пока вышеуказанная собственность используется в целях соответствующих организаций. Собственность, которая больше не используется в вышеуказанных целях, переходит во владение государством.
– республика имеет право передать, на взаимовыгодных условиях, иностранному государству недвижимость, находящуюся на территории страны, для использования в дипломатических целях. Вышеуказанные участки не могут быть переданы или каким-либо другим образом отчуждены другой стороне или использованы для других целей без письменного разрешения правительства Либерии. Любая собственность, переданная подобным образом, переходит к государству в случае прекращения дипломатических отношений с иностранным государством.
Статья 23
Собственность, принадлежащая гражданину на момент вступления в брак или приобретенная им за средства, полученные в результате выполнения того или иного вида работ, не может быть использована в качестве компенсации или другого метода выплаты задолженностей или других обязательств супруга, оговоренных до или после заключения брака. Супруг (а) не имеет права контролировать или отчуждать собственность другого супруга (и), причитающихся им по закону без добровольного согласия супруга владельца вышеуказанной собственности.
Законодательная власть обязана принять законы, регулирующие передачу недвижимости и права наследования и круг наследников супругов находящихся в законном и гражданском браках для того чтобы обеспечить соответствующую защиту жизни супругов и детей от вышеуказанных типов брака.
Статья 24
Невзирая на гарантию неприкосновенности собственности, указанную в данной конституции, государство имеет право экспроприировать собственность в целях безопасности государства во время вооруженных конфликтов или угрозе здоровью и безопасности общества или других государственных целей, при условии, что:
– Представлены причины экспроприации
– Выплачена соответствующая сумма компенсации
– Подобная экспроприация и предложенная владельцу компенсация может быть легко оспорена владельцем собственности в гражданском суде без выплаты штрафов за начало процесса
– Когда экспроприированная собственность перестанет использоваться в общественных целях, то республики предоставит бывшему владельцу или его наследникам право первого отказа от возможности повторного приобретения собственности
Любая недвижимость, находящаяся во владении лица с аннулированным сертификатом натурализации, переходит во владение государством за исключением случаев, когда у владельца есть супруг (а) или прямые наследники, являющиеся гражданами Либерии. В таком случае собственность будет передана законным наследникам согласно законодательству о наследовании.
Полномочия законодательной власти определять наказание за предательство или другие виды преступлений не включает в себя право лишения или потери права наследования. Тем не менее, обвиняемый теряет вышеуказанное право на срок отбытия наказания за совершенные преступления. В случае наличия у обвиняемого супруги или несовершеннолетних детей право наследования переходит к наследнику следующего круга. Нахождение обвиняемого, владельца собственности на момент совершения правонарушения или после него, в местах лишения свободы не лишает наследников следующего круга права владения использования или права потери наследования вышеуказанной собственности.
Статья 25
Республика гарантирует выполнение контрактных обязательств и не имеет право издавать законы, отменяющие вышеуказанное право.
Статья 26
Если частное лицо или организация заявляют о нарушении любого из прав, подтвержденных конституцией, законодательством или постановлением нарушено, то они имеют право воспользоваться возможностью обращения в суд с целью восстановления нарушенного права и получить решение суда, приказ или предписание с указанием соответствия конституции и законодательству тех или иных действий или заявлений. Любой гражданин, пострадавший от действий правительства или государственных чиновников в связи с имущественным, контрактным правом, понесший увечья или убытки другого толка имеет право подать иск по возмещению морального ущерба. Все иски против правительства направляются в Апелляционный Суд. Апелляции решений апелляционного суда направляются в Верховный Суд.
ГЛАВА 4
ГРАЖДАНСТВО
Статья 27
Все граждане Либерии, которые на момент утверждения конституции являлись гражданами Либерии, продолжают оставаться гражданами Либерии.
В целях сохранения, содействия и поддержания положительной либерийской культуры, ценностей и характера только негры или негры по происхождению или цвету кожи имеют право быть гражданами Либерии.
Следуя вышеуказанным стандартам, законодательная власть обязана использовать вышеуказанные критерии для проведения процедуры натурализации.
Статья 28
Любое лицо, один из родителей которого на момент его рождения являлся гражданином Либерии, получает гражданство Либерии, при условии, что вышеуказанное лицо откажется от гражданства другой страны, гражданином которой являлся один из его родителей, не являющийся гражданином Либерии. Никто из граждан Либерии не может быть лишен гражданства и национальности Либерии, за исключением случаев предусмотренных законодательством. Никому не имеют права отказать в смене гражданства или национальности.
ГЛАВА 5
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 29
Законодательная власть в Либерии принадлежит законодательной ветви власти состоящей из Сената и Палаты Представителей. Оба вышеуказанных органа обязаны утверждать все законы. Текст утвердительной формулировки следующий: “утверждено Сенатом и Палатой Представителей Республики Либерия”
Статья 30
Правом голоса обладают граждане, постоянно проживающие на территории страны в течение года и являющиеся налогоплательщиками страны.
Статья 31
Перед вступлением на должность и началом выполнения своих полномочий каждый представитель законодательной власти обязан произнести перед председателем той палаты, куда он был избран и в присутствии всех представителей вышеуказанной палаты торжественную присягу следовать и защищать положения конституции и законодательства и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности.
Статья 32
Представители законодательной власти раз в год собираются на заседание. Дата начала заседания – второй рабочий понедельник января.
Президент республики имеет право продлевать заседания или собирать внеочередные заседания по собственной инициативе или на основании запроса, подписанного, по крайней мере, одной четвертой представителей каждой из палат. Внеочередные заседания собираются для обсуждения или принятия решений по срочным вопросам общегосударственного характера.
Если запрос на созыв внеочередного заседания идет от представителей законодательной власти, то о созыве внеочередного заседания объявляется не позднее сорока восьми часов с момента получения указания от президента республики.
Статья 33
Обе палаты утверждают законодательные акты на основании простого большинства (кворума) присутствующих в зале заседаний. Меньшее количество присутствующих откладывает утверждение законов до момента наличия нужного количества представителей. Во время совместных заседаний Сената и палаты представителей, председателем заседания выступает председатель Палаты представителей.
Статья 34
Законодательная власть обладает следующими полномочиями:
– создавать новые графства и другие административные единицы, менять существующие границы графств
– обеспечивать безопасность республики
– организовывать общую оборону, объявлять войну и давать разрешение на заключение мира, создавать и поддерживать вооруженные силы республики, изыскивать средства на их содержание на срок более одного года, создавать правила управления вооруженными силами республики.
– создавать налоги, пошлины, сборы на импорт, другие выплаты и изыскивать источники дохода, занимать средства, выпускать валюту, чеканить монеты, создавать налоговое законодательство республики на основании следующих критериев:
– палата представителей определяет все источники дохода, включая субсидии, пошлины, налоги на импорт, сборы и остальные источники финансирования. В то время как Сенат имеет право выступать с предложениями или опротестовывать дополнения по поводу других законов. Другие финансовые выплаты по какому-либо поводу могут быть созданы, закреплены, отложены или введены для любого частного лица, общины или местности только с согласия последних. В таких случаях плательщик должен быть предоставлен тщательный подсчет вышеуказанных выплат.
– деньги из казначейства могут быть взяты только на основании законодательного акта или гарантии президента. Выпуск монет и валюты разрешен только на основании указа. Администрация президента обязана предоставлять законодательной ветви власти ежегодный отчет о прибылях и расходах. Отчет публикуется в широком доступе.
-правительство может брать займы от имени республики или давать гарантии любым государственным учреждениям или администрациям только на основании законодательного акта.
– создавать представительства верховного суда: окружные суды и апелляционные суды с соответствующими полномочиями, которые необходимы для содействия справедливости на территории республики.
– утверждать соглашения, конвенции и другие международные договора, оговоренные или подписанные от имени республики.
– регулировать торговлю и бизнес между Либерией и другими государствами
– создавать законодательство по поводу гражданства, натурализации и виду на жительство
– утверждать выборное законодательство
– создавать различные категории уголовных преступлений и меры их пресечения
– утверждать пенсионное законодательство для различных категорий правительственных чиновников и служащих в соответствии с возрастом и сроком службы
– создавать остальные законы необходимые для выполнения вышеуказанных полномочий и остальных полномочий, предоставляемых правительству, департаменту или учреждению республики в соответствии с конституцией.
Статья 35
Любой законопроект или решение, утвержденное обеими палатами, должно быть направлено президенту республики перед его публикацией. Если президент утверждает вышеуказанные законопроекты или решения, то они приобретают силу закона. Если президент отклоняет вышеуказанные законопроекты или решения то они возвращаются с поправками президента на доработку в палату, выступившую с подобным законопроектом или решением. Президент имеет право отклонить законопроект или решение полностью или какую-либо часть. Данное вето может быть преодолено после повторного чтения вышеуказанных законопроектов или решений, если вышеуказанный законопроект или решение утверждено на повторном чтении двумя третями представителей обеих палат. В таком случае вышеуказанные законопроекты или решения приобретают силу закона. Если президент республики не возвращает направленные ему законопроект или решение в течение двадцати дней с момента получения, то такие законопроекты или решения приобретают силу закона и считаются подписанными президентом, за исключением случаев, когда законодательство запрещает подобное утверждение закона.
В законопроекте или решении может рассматриваться только один конкретный вопрос, суть которого должна быть отражена в его названии.
Статья 36

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.