КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ЛИБЕРИЯ
ПРЕАМБУЛА
Мы народ республики Либерия,
Выражая свою глубокую благодарность всемогущему богу за существование нашего свободного, суверенного независимого государства и полагаясь на его наставления в руководстве страной
Принимая во внимание многолетний опыт существования нашего народа, который завершился революцией 12 апреля 1980 года, отменившей нашу конституцию от 26 июля 1847 года, что все граждане нашей страны связаны общей политической целью независимо от истории, традиций, вероисповедания и этнического происхождения.
Осуществляя наше природное, наследственное и нерушимое право создать правительство для содействия единству, свободе, миру, стабильности, равенству, справедливости и соблюдению прав человека на основании законодательства, дающего возможности политического, социального, морального, духовного и культурного развития для нас же самих и нашего процветания.
Приняв решение жить в гармонии, братской любви, толерантности и понимании, мы полностью отдаем себе отчет своим обязательствам содействовать африканскому единству, миру и сотрудничеству на международной арене.
Именно поэтому мы торжественно создаем, объявляем и публикуем конституцию – средство управления республикой Либерия.
ГЛАВА 1
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА
Статья 1
Вся власть принадлежит народу. Все свободные правительства созданы с одобрения народа и для пользы народа. Народ имеет право дополнять или реформировать правительство, если это необходимо для его безопасности и счастья. Поэтому для создания демократического правительства, соответствующего желаниям управляемых (народа) в этот период, народ, руководствуясь положениями конституции, имеет право заставить своих руководителей уйти в отставку и заменить их другими с помощью выборов и назначений на должности.
Статья 2
Конституция является основным фундаментальным законом Либерии и обязательна для исполнения всеми ведомствами, чиновниками и гражданами государства.
Любые законы, соглашения, уставы, декреты, обычаи и постановления, не соответствующие конституции считаются недействительными в тех формулировках, которые не соответствуют конституции. Верховный Суд высший орган судебной власти имеет право определять соответствие того или иного закона конституции.
Статья 3
Либерия является унитарным суверенным государством, разделенным в административных целях на графства. Форма правления – республиканская с тремя самостоятельными ответвленными ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной, которые взаимодействуют друг с другом. Согласно принципу разделения полномочий, чеков и балансов, должностное лицо занимающее пост в какой-либо из вышеуказанных ветвей власти, не имеет право занимать параллельные должности в других ветвях власти, если иное не предусмотрено конституцией. Кроме этого, должностное лицо, занимающее пост в одной из вышеуказанных ветвей власти не имеет право работать в другой автономной общественной организации.
ГЛАВА 2
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 4
Принципы, указанные в данной главе, являются фундаментальными принципами руководства государством и руководством по созданию законодательных, исполнительных и административных директив, политических стратегий и их выполнения.
Статья 5
Республика обязана:
— стремиться к укреплению национальной интеграции и единства граждан Либерии, независимо от этнических, региональных и других различий в единую государственную политику. Законодательная ветвь власти обязана создавать законы, содействующие унификации государства и активному участию граждан в деятельности правительства.
— сохранять, защищать и содействовать положительной либерийской культуре, обеспечивая совместимость традиционных ценностей с общественной политикой и прогрессом государства. Ценности утверждаются и разрабатываются как составляющая часть растущих потребностей либерийского общества
-предпринимать действия в форме законов и указов исполнительной власти для уменьшения последствий сектантства и племенного строя, превышения полномочий властных структур, нецелевого использования правительственных ресурсов, кумовства и других проявлений коррупции.
Статья 6
Республика обязана обеспечить равные для всех граждан возможности для получения образования и доступ к государственным инстанциям в меру доступных ресурсов, принимая во внимание основную роль, согласно данной конституции, каждого гражданина в социальном, экономическом и политическом процветании Либерии. Основное внимание уделяется предоставлению возможностей получения образования для всех граждан Либерии и ликвидации безграмотности.
Статья 7
Республика обязана в соответствии с принципами свободы каждого гражданина и социальной справедливости, указанной в конституции, управлять экономикой и природными ресурсами государства таким образом, чтобы обеспечить равное максимально адекватное участие всех граждан Либерии для увеличения общего благосостояния граждан Либерии и экономического развития страны.
Статья 8
Республика обязана обеспечить без дискриминации всех граждан работой и нормальными условиями для жизни, безопасное рабочее место, условия труда, не подрывающее здоровье и достойную оплату труда.
Статья 9
Республика обязана содействовать двустороннему и региональному сотрудничеству между либерийцами и другими государствами, созданию и функционированию региональных организаций, целью которых является культурное, социальное, экономическое и политическое развитие народов Африки и представителей других наций мира.
Статья 10
Государство обязано обеспечить публикацию и распространение данной конституции по всей территории республики Либерия и преподавание ее принципов и положений во всех учебных заведениях Либерии.
ГЛАВА 3
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА
Статья 11
— все граждане республики Либерия рождаются одинаково равными и независимыми, обладают определенными естественными, наследственными и нерушимыми правами, среди которых право на жизнь и свободу и их защит, необходимость и поддержание безопасности, право приобретения, владения и защиты собственности на основании положений данной конституции.
— все граждане, независимо от этнического происхождения, расы, пола, вероисповедания, места рождения и политических предпочтений обладают фундаментальными правами и свободами гражданина на условиях, указанных в данной конституции.
— все граждане равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.
Статья 12
Никто из граждан республики не должен содержаться в рабстве или быть на принудительных работах на территории республики. Никто из граждан республики или лиц без гражданства, проживающих на территории республики не имеет право заниматься работорговлей или принуждать других людей выполнять определенные виды работ, отправлять людей в долговое рабство или кабалу. Под определением «принудительная работа» не рассматриваются отработки, присужденные на основании решения суда или указа в соответствии с трудовым законодательством, служба в вооруженных силах, работа или служба являющая частью обычных гражданских обязательств или служба в случае чрезвычайных ситуаций или ситуаций, угрожающих жизни или благополучию сообщества.
Статья 13
— любой гражданин республики имеет право свободного перемещения по территории республики, право проживания и выезда с любой части территории республики, придерживаясь в тоже время норм общественной безопасности, общественного порядка, не причиняя вреда здоровью и морали, правам и свободам других граждан.
— каждый гражданин Либерии обладает правом свободного въезда и выезда с территории страны. Граждане Либерии и лица без гражданства, проживающие на территории Либерии, могут быть экстрадированы в другую страну по обвинению в совершении преступления в соответствии с положениями соглашения об экстрадиции или другими действующими международными соглашениями. Лица без гражданства, проживающие на территории республики Либерия, могут быть высланы из страны по вышеуказанной причине.
Статья 14
Любой гражданин имеет право на свободу мысли, сознания и вероисповедания, за исключением случаев, когда мысли, сознание или вероисповедание нарушают общественную безопасность, порядок, здоровье, мораль и фундаментальные права и свободы других граждан. Все граждане, исповедующие ту или иную религию, которые ведут себя мирно, не мешают другим и ведут себя в соответствии со стандартами, указанными в данной конституции, имеют право на защиту закона. Ни одна из религий или сект не имеют какого-либо превосходства перед остальными религиями, закон относится ко всем одинаково. Ни одно из представительств той или иной религии не имеет право проводить религиозные тесты для гражданских или военных или для возможности пользоваться каким-либо общественным правом. Согласно принципу разделения религии и государства в республике нет официально признанной религии.
Статья 15
— каждый человек имеет право на самовыражение и несет ответственность за нарушение данного права. Данное право не должно быть уменьшено, ограничено или использоваться правительством в приказном порядке за исключением случаев чрезвычайного положения в стране, объявляемого в соответствии с положениями конституции.
— в данное право включено право конфиденциальности мнения и его не разглашение. В данное право включена свобода высказываний и средств массовой информации, академическую свободу получать и передавать знания и информацию и право библиотек открывать широкий доступ к таким знаниям. В данное право также включено конфиденциальность почты, телефонных переговоров и телеграфа. Кроме этого данное право подразумевает возможность сохранять молчание.
— в вышеуказанное право также включена возможность права общественности получать информацию о правительстве и правительственных чиновниках.
— государственные средства массовой информации не имеют права ограничивать доступ на свою территорию в случае несогласия или непринятия кем-либо высказанных им мнений. Запрет доступа влечет за собой возможность направления иска в компетентную судебную инстанцию.
— данная свобода может быть ограничена только на основании судебных действий во время судебных процессов, если вышеуказанная свобода приводит к нарушению или ограничению права на конфиденциальность и рекламу. С коммерческой точки зрения – в случае обмана, неправильной рекламы и нарушения авторских прав.
Статья 16
Никто не имеет права вмешиваться в частную, семейную жизнь человека, заходить на территорию места проживания человека или читать корреспонденцию, за исключением случаев, когда право вмешательства подтверждено соответствующим постановлением судебных инстанций.
Статья 17
Каждый гражданин всегда имеет право собираться с другими гражданами и обсуждать общие вопросы в благопристойной мирной обстановке, давать указания своим представителям, направлять петиции в правительство или другим должностным лицам для разрешения вопросов с притеснениями. Кроме этого граждане имеют право свободного общения с другими гражданами или отказываться вступать в политические партии, профсоюзы и другие организации.
Статья 18
Каждый гражданин Либерии независимо от пола, вероисповедания, религии, этнического происхождения, места рождения и политических взглядов имеет равные возможности для работы и трудоустройства и равноценную оплату за выполняемую работу.
Статья 19
Военное законодательство распространяется только на представителей вооруженных сил и милиционеров, находящихся на действующей службе. Гражданское население не должно перенести какую-либо боль, подвергаться штрафам в соответствии с вышеуказанным законодательством или судиться военным судом.
Статья 20
Никто не может быть лишен жизни, свободы, неприкосновенности личности, собственности, привилегий или других прав, за исключением случаев, когда вышеуказанные действия аргументированы постановлением судебных инстанций на основании положений данной конституции и законодательства. Правосудие должно быть неподкупным, решение суда обжалованию не подлежит и не должно быть отсрочено. Стороны имеют право обратиться в суд присяжных во всех случаях, не рассмотренных обычным судом, в случае приговора военного суда или в случае желания оспорить приговор, вынесенный судом.
Стороны имеют право подать апелляцию на решение суда, декрет, решение или постановление любого суда, административной организации или агентства, за исключением решений верховного суда. В законодательстве указаны правила и процедуры легкой быстрой и недорогой подачи и слушания апелляции.
Статья 21
Никто не может быть обвинен или наказан на основании закона, не имеющего на момент совершения правонарушения юридической силы. Кроме этого, законодательная власть не имеет права выпускать закон о конфискации имущества или какой-либо закон экс постфактум.
— Гражданин может быть обыскан, задержан или лишен имущества на основании обвинения в преступлении или с какой-либо другой целью только при наличии ордера, где указана возможная причина, подтвержденная присягой или утверждением, где указана фамилия обыскиваемого или место обыска и объект поиска. Однако обыск или изъятие возможно при условии, если следственные органы производят подобное действие в момент — совершения преступления или по горячим следам.
— любой подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления при аресте должен быть сразу проинформирован о деталях обвинения, о праве хранить молчание и что любое сделанное им заявление может быть использовано против него законом или в суде. Каждому подозреваемому предоставляется адвокат на каждой стадии расследования и подозреваемый имеет право на допрос только в присутствии адвоката. Любые признания и заявления, сделанные обвиняемым без адвоката, будут рассматриваться как не действительные в качестве доказательств на суде.
— любой обвиняемый может быть выпущен на поруки под личную ответственность или достаточном количестве поручителей, в зависимости от серьезности преступления. Выход на поруки не допускается при преступлениях финансового характера или тяжких преступлениях в соответствии с законодательством.
— гражданам не требуется платить большую заставу, штраф или нести чрезмерное наказание.
— обвиняемый, арестованный, находящийся на домашнем аресте, задержанный или каким-либо другим образом ограниченный в передвижениях гражданин не должен подвергаться пыткам или нечеловеческому обращению. Гражданин, не имеющий воинского звания, не может быть задержан и содержаться в воинской тюрьме. К задержанному обвиняемому и находящемуся в одной камере с преступниками, не должны относиться как к преступнику, за исключением случаев, когда задержанному вынесен приговор компетентной судебной инстанцией. Любой полицейский, сотрудник службы безопасности, прокурор, администратор, любой госслужащий или сотрудник службы безопасности, действующий с нарушением данного положения, считается совершившим преступление и несет ответственность в соответствии с законом. Любой гражданин, пострадавший от подобных действий госслужащего имеет право на возмещение морального ущерба, если он не обвиняется в совершении уголовного преступления.
— любому арестованному или задержанному гражданину в течение сорока восьми часов должно быть предъявлено официальное обвинение и дело направлено на рассмотрение в соответствующую судебную инстанцию. Если суд придет к решению о наличии достаточных доказательств для возбуждения уголовного дела в отношении обвиняемого, то суд издает официальный ордер на арест обвиняемого, где указаны обвинение или обвинения предъявляемые подозреваемому. После выпуска ордера на арест происходит быстрый судебный процесс. Предварительное задержание исключается.
— любой задержанный или арестованный гражданин, дело которого не было направлено в суд в течение вышеуказанного срока, всегда имеет право воспользоваться предписанием о представлении арестованного в суд, которое является необходимым для защиты прав человека.
— гражданин может быть привлечен к ответу за финансовое преступление или уголовно наказуемое деяние, за исключением случаев недоверия, случаев, произошедших в вооруженных силах или мелких преступлений, только на основании решения верховного суда присяжных. В вышеуказанных случаях обвиняемый имеет право на быстрый, открытый и непредвзятый суд в ближайшей судебной инстанции, за исключением случаев, когда обвиняемый отказывается от своего права. В случае совершения уголовного преступления обвиняемый имеет право самостоятельно выбрать адвоката защиты, опротестовывать свидетельства против него и предоставлять свидетелей, свидетельствующих в его пользу. Обвиняемого не могут заставить давать показания против себя, и он считается невиновным, пока не найдено достаточных доказательств обратного. Никого не могут судить дважды за одно и тоже преступление.
-право на адвоката и права адвокатов являются нерушимыми. Никто не имеет право вмешиваться в общение между адвокатом и его клиентом. Во время всех процессов, слушаний, допросов и остальных процедур, во время которых гражданин обвиняется в совершении уголовного преступления, обвиняемый имеет право самостоятельно выбрать адвоката. Если обвиняемый не может нанять адвоката, государство предоставляет ему бесплатного адвоката за счет государственного бюджета.
Правительство не имеет право издавать какого-либо рода санкции или вмешиваться в работу поверенного или адвоката. Никто не имеет права обыскивать офисы или места жительства адвокатов, рыться в их документах или изымать их. Вышеуказанные действия возможны только при наличии ордера на обыск или постановления суда. Никто не имеет права мешать адвокату в его работе или наказывать за нее, не зависимо от обвинений выдвигаемых его клиенту или вины клиента. Адвокату не имеют права запрещать занятие юридической деятельностью по политическим мотивам.
— любой гражданин, который после обвинения в совершении преступления, был лишен определенных гражданских прав и свобод, получает их обратно после отбытия срока наказания в исправительных учреждениях и выплаты присужденных ему штрафов или в случае амнистии.
Статья 22
Каждый гражданин имеет право самостоятельного или коллективного владения собственностью. Только граждане Либерии обладают правом собственности на недвижимость на территории республики.
— тем не менее, право частной собственности не распространяется на природные ресурсы, находящиеся на земле, под землей и под водами, располагающимися на территории республики. Все природные ресурсы, находящиеся над водой, под водой на территориях принадлежащих республике, принадлежат республике и используются в общегосударственных целях
— миссионерские, образовательные и другие благотворительные организации, руководителями которых являются лица, не имеющие гражданства Либерии, имеют право владения собственностью, пока вышеуказанная собственность используется в целях соответствующих организаций. Собственность, которая больше не используется в вышеуказанных целях, переходит во владение государством.
— республика имеет право передать, на взаимовыгодных условиях, иностранному государству недвижимость, находящуюся на территории страны, для использования в дипломатических целях. Вышеуказанные участки не могут быть переданы или каким-либо другим образом отчуждены другой стороне или использованы для других целей без письменного разрешения правительства Либерии. Любая собственность, переданная подобным образом, переходит к государству в случае прекращения дипломатических отношений с иностранным государством.
Статья 23
Собственность, принадлежащая гражданину на момент вступления в брак или приобретенная им за средства, полученные в результате выполнения того или иного вида работ, не может быть использована в качестве компенсации или другого метода выплаты задолженностей или других обязательств супруга, оговоренных до или после заключения брака. Супруг (а) не имеет права контролировать или отчуждать собственность другого супруга (и), причитающихся им по закону без добровольного согласия супруга владельца вышеуказанной собственности.
Законодательная власть обязана принять законы, регулирующие передачу недвижимости и права наследования и круг наследников супругов находящихся в законном и гражданском браках для того чтобы обеспечить соответствующую защиту жизни супругов и детей от вышеуказанных типов брака.
Статья 24
Невзирая на гарантию неприкосновенности собственности, указанную в данной конституции, государство имеет право экспроприировать собственность в целях безопасности государства во время вооруженных конфликтов или угрозе здоровью и безопасности общества или других государственных целей, при условии, что:
— Представлены причины экспроприации
— Выплачена соответствующая сумма компенсации
— Подобная экспроприация и предложенная владельцу компенсация может быть легко оспорена владельцем собственности в гражданском суде без выплаты штрафов за начало процесса
— Когда экспроприированная собственность перестанет использоваться в общественных целях, то республики предоставит бывшему владельцу или его наследникам право первого отказа от возможности повторного приобретения собственности
Любая недвижимость, находящаяся во владении лица с аннулированным сертификатом натурализации, переходит во владение государством за исключением случаев, когда у владельца есть супруг (а) или прямые наследники, являющиеся гражданами Либерии. В таком случае собственность будет передана законным наследникам согласно законодательству о наследовании.
Полномочия законодательной власти определять наказание за предательство или другие виды преступлений не включает в себя право лишения или потери права наследования. Тем не менее, обвиняемый теряет вышеуказанное право на срок отбытия наказания за совершенные преступления. В случае наличия у обвиняемого супруги или несовершеннолетних детей право наследования переходит к наследнику следующего круга. Нахождение обвиняемого, владельца собственности на момент совершения правонарушения или после него, в местах лишения свободы не лишает наследников следующего круга права владения использования или права потери наследования вышеуказанной собственности.
Статья 25
Республика гарантирует выполнение контрактных обязательств и не имеет право издавать законы, отменяющие вышеуказанное право.
Статья 26
Если частное лицо или организация заявляют о нарушении любого из прав, подтвержденных конституцией, законодательством или постановлением нарушено, то они имеют право воспользоваться возможностью обращения в суд с целью восстановления нарушенного права и получить решение суда, приказ или предписание с указанием соответствия конституции и законодательству тех или иных действий или заявлений. Любой гражданин, пострадавший от действий правительства или государственных чиновников в связи с имущественным, контрактным правом, понесший увечья или убытки другого толка имеет право подать иск по возмещению морального ущерба. Все иски против правительства направляются в Апелляционный Суд. Апелляции решений апелляционного суда направляются в Верховный Суд.
ГЛАВА 4
ГРАЖДАНСТВО
Статья 27
Все граждане Либерии, которые на момент утверждения конституции являлись гражданами Либерии, продолжают оставаться гражданами Либерии.
В целях сохранения, содействия и поддержания положительной либерийской культуры, ценностей и характера только негры или негры по происхождению или цвету кожи имеют право быть гражданами Либерии.
Следуя вышеуказанным стандартам, законодательная власть обязана использовать вышеуказанные критерии для проведения процедуры натурализации.
Статья 28
Любое лицо, один из родителей которого на момент его рождения являлся гражданином Либерии, получает гражданство Либерии, при условии, что вышеуказанное лицо откажется от гражданства другой страны, гражданином которой являлся один из его родителей, не являющийся гражданином Либерии. Никто из граждан Либерии не может быть лишен гражданства и национальности Либерии, за исключением случаев предусмотренных законодательством. Никому не имеют права отказать в смене гражданства или национальности.
ГЛАВА 5
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 29
Законодательная власть в Либерии принадлежит законодательной ветви власти состоящей из Сената и Палаты Представителей. Оба вышеуказанных органа обязаны утверждать все законы. Текст утвердительной формулировки следующий: «утверждено Сенатом и Палатой Представителей Республики Либерия»
Статья 30
Правом голоса обладают граждане, постоянно проживающие на территории страны в течение года и являющиеся налогоплательщиками страны.
Статья 31
Перед вступлением на должность и началом выполнения своих полномочий каждый представитель законодательной власти обязан произнести перед председателем той палаты, куда он был избран и в присутствии всех представителей вышеуказанной палаты торжественную присягу следовать и защищать положения конституции и законодательства и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности.
Статья 32
Представители законодательной власти раз в год собираются на заседание. Дата начала заседания — второй рабочий понедельник января.
Президент республики имеет право продлевать заседания или собирать внеочередные заседания по собственной инициативе или на основании запроса, подписанного, по крайней мере, одной четвертой представителей каждой из палат. Внеочередные заседания собираются для обсуждения или принятия решений по срочным вопросам общегосударственного характера.
Если запрос на созыв внеочередного заседания идет от представителей законодательной власти, то о созыве внеочередного заседания объявляется не позднее сорока восьми часов с момента получения указания от президента республики.
Статья 33
Обе палаты утверждают законодательные акты на основании простого большинства (кворума) присутствующих в зале заседаний. Меньшее количество присутствующих откладывает утверждение законов до момента наличия нужного количества представителей. Во время совместных заседаний Сената и палаты представителей, председателем заседания выступает председатель Палаты представителей.
Статья 34
Законодательная власть обладает следующими полномочиями:
— создавать новые графства и другие административные единицы, менять существующие границы графств
— обеспечивать безопасность республики
— организовывать общую оборону, объявлять войну и давать разрешение на заключение мира, создавать и поддерживать вооруженные силы республики, изыскивать средства на их содержание на срок более одного года, создавать правила управления вооруженными силами республики.
— создавать налоги, пошлины, сборы на импорт, другие выплаты и изыскивать источники дохода, занимать средства, выпускать валюту, чеканить монеты, создавать налоговое законодательство республики на основании следующих критериев:
— палата представителей определяет все источники дохода, включая субсидии, пошлины, налоги на импорт, сборы и остальные источники финансирования. В то время как Сенат имеет право выступать с предложениями или опротестовывать дополнения по поводу других законов. Другие финансовые выплаты по какому-либо поводу могут быть созданы, закреплены, отложены или введены для любого частного лица, общины или местности только с согласия последних. В таких случаях плательщик должен быть предоставлен тщательный подсчет вышеуказанных выплат.
— деньги из казначейства могут быть взяты только на основании законодательного акта или гарантии президента. Выпуск монет и валюты разрешен только на основании указа. Администрация президента обязана предоставлять законодательной ветви власти ежегодный отчет о прибылях и расходах. Отчет публикуется в широком доступе.
-правительство может брать займы от имени республики или давать гарантии любым государственным учреждениям или администрациям только на основании законодательного акта.
— создавать представительства верховного суда: окружные суды и апелляционные суды с соответствующими полномочиями, которые необходимы для содействия справедливости на территории республики.
— утверждать соглашения, конвенции и другие международные договора, оговоренные или подписанные от имени республики.
— регулировать торговлю и бизнес между Либерией и другими государствами
— создавать законодательство по поводу гражданства, натурализации и виду на жительство
— утверждать выборное законодательство
— создавать различные категории уголовных преступлений и меры их пресечения
— утверждать пенсионное законодательство для различных категорий правительственных чиновников и служащих в соответствии с возрастом и сроком службы
— создавать остальные законы необходимые для выполнения вышеуказанных полномочий и остальных полномочий, предоставляемых правительству, департаменту или учреждению республики в соответствии с конституцией.
Статья 35
Любой законопроект или решение, утвержденное обеими палатами, должно быть направлено президенту республики перед его публикацией. Если президент утверждает вышеуказанные законопроекты или решения, то они приобретают силу закона. Если президент отклоняет вышеуказанные законопроекты или решения то они возвращаются с поправками президента на доработку в палату, выступившую с подобным законопроектом или решением. Президент имеет право отклонить законопроект или решение полностью или какую-либо часть. Данное вето может быть преодолено после повторного чтения вышеуказанных законопроектов или решений, если вышеуказанный законопроект или решение утверждено на повторном чтении двумя третями представителей обеих палат. В таком случае вышеуказанные законопроекты или решения приобретают силу закона. Если президент республики не возвращает направленные ему законопроект или решение в течение двадцати дней с момента получения, то такие законопроекты или решения приобретают силу закона и считаются подписанными президентом, за исключением случаев, когда законодательство запрещает подобное утверждение закона.
В законопроекте или решении может рассматриваться только один конкретный вопрос, суть которого должна быть отражена в его названии.
Статья 36
Сенаторы и представители получают от государства вознаграждение за выполняемую ими работу. Сумма вознаграждения установлена в законодательном порядке. Вознаграждение может увеличиваться только в начале финансового года.
Статья 37
Председатели палат обязаны в течение тридцати дней уведомить избирательную комиссию о наличии вакансий в палате в связи со смертью, отставкой, увольнением представителя или какой-либо другой причиной. Избирательная комиссия обязана провести перевыборы в течение девяноста дней с момента получения подобного уведомления. Если избирательная комиссия получает подобное уведомление за девяносто дней до даты проведения общих выборов, то выбор представителя на вышеуказанную вакансию проводится с общими выборами.
Статья 38
Каждая палата обязана утвердить собственную процедуру, порядок проведения заседаний и право исключить из числа представителей палаты любого представителя на основании голосов двух третей представителей палат. Каждая палата обладает правом создания собственных комитетов и подкомитетов, при условии, что в комитеты по финансам и ассигнованиям будут включены представители от каждого графства. Все правила, утвержденные вышеуказанными ветвями законодательной власти должны соответствовать требованиям по создания законов, указанными в данной конституции.
Статья 39
Законодательная власть обязана проводить перепись населения каждые десять лет.
Статья 40
Ни одна из палат не имеет права откладывать заседания более чем на пять дней без предварительного согласия другой палаты. Обе палаты обязаны проводить заседания в одном городе.
Статья 41
Делопроизводство законодательных ветвей власти должно вестись на английском языке или при наличии соответствующей подготовки на одном из языков республики при наличии соответствующего решения законодательной власти.
Статья 42
Ни один из представителей Сената или палаты представителей не может быть арестован, задержан, обвинен или осужден за политические взгляды или вынесенные голоса во время выполнения служебных обязанностей. Представители палат не могут быть арестованы во время заседания, идя или возвращаясь с заседания за исключением случаев предательства, тяжких уголовных преступлений или нарушения мира. Любые сделанные официальные или выполненные действия или заявления являются неприкосновенными, и представитель палаты не должен отвечать или наказываться за подобные заявления.
Статья 43
Только палата представителей имеет право выносить импичмент, сенат имеет право оспорить все вышеуказанные импичменты. Если судят президента, вице-президента или рядового судью, то председателем суда выступает верховный судья. Если судят верховного судью или судью подведомственного суда, то председателем суда выступает председатель сената. Представителю любой из палат имеют право вынести импичмент только на основании голосов двух третей всех представителей сената. В таких случаях суд состоит только в отстранении от должности и запрете занимать государственные посты в республике. Тем не менее, виновную сторону могут судить и по закону. Законодательная ветвь власти указывает, что процедура импичмента должна соответствовать процедуре, указанной в соответствующем законодательстве.
Статья 44
Нарушение норм права законодательной ветвью власти предполагает действия, не совместимые с занятием должности в законодательной ветви власти или действия, мешающие занимать должности в законодательной ветви власти. Подобные действия могут повлечь за собой соответствующие санкции со стороны Палаты после проведения слушания в соответствии со всеми требованиями законодательства. Вышеуказанные санкции распространяются только на заседание законодательной ветви власти и должны соответствовать положениям о фундаментальных правах, указанных в данной конституции. Разногласия между представителями и не представителями законодательной власти могут рассматриваться в соответствующих судебных инстанциях и не должны рассматриваться на заседаниях законодательных ветвей власти.
Статья 45
Сенат состоит из сенаторов, которые избираются сроком на девять лет зарегистрированными избирателями в каждом графстве. Сенатор, избранный на место предыдущего в связи со смертью, отставкой, увольнением или уходом с поста сенатора по другой причине избирается до окончания общего срока полномочий. От каждого графства избирается по два сенатора, и каждый сенатор имеет один голос. Сенаторы могут избираться на повторный срок.
Статья 46
На первом заседании сенаторов сразу после выборов в сенат до момента вступления в силу конституции сенаторы будут разделены на две категории в результате голосования в сенате. Сенатор, набравший наибольшее количество голосов будет выступать сенатором от графства и будет отнесен к той же категории. Срок действия полномочий сенаторов первой категории составляет девять лет. В интересах законодательной ветви власти сенаторы второй категории избираются сроком на шесть лет, после первых выборов. Затем все сенаторы избираются сроком на девять лет.
Статья 47
Раз в шесть лет сенат избирает вице-президента, который выступает председателем сената в отсутствие президента и контролирует надлежащую работу сената. Вице-президент сената и остальные чиновники могут быть направлены в отставку на основании голосов двух третей представителей сената.
Статья 48
Палата представителей состоит из депутатов, избираемых сроком на шесть лет зарегистрированными избирателями из каждого графства. Депутат палаты представителей, избранный на место предыдущего в связи со смертью, отставкой, увольнением или уходом с поста депутата палаты представителей по другой причине избирается до окончания общего срока полномочий. Депутаты палаты представителей могут избираться на повторный срок.
Статья 49
Каждые шесть лет палата представителей избирает спикера, который выступает председателем палаты представителей, вице- спикера и других чиновников, обеспечивающих надлежащее функционирование палаты представителей. Вице-спикер и остальные чиновники могут быть направлены в отставку на основании голосов двух третьих депутатов палаты представителей.
ГЛАВА 6
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 50
Исполнительная власть представлена президентом республики, который является главой государства, председателем правительства и верховным главнокомандующим вооруженных сил Либерии. Президент республики избирается общим голосованием граждан имеющих права голоса сроком на шесть лет, начиная со второй половины дня третьего рабочего понедельника января года проведения выборов. Президент республики не может быть избран более чем на два срока.
Статья 51
Президенту в выполнении своих полномочий помогает вице-президент республики. Вице- президент избирается по тому же самому принципу и на тот же срок, что и президент республики. Вице президент республики является одновременно президентом сената без права голоса, за исключением ситуаций равного количества голосов. Вице- президент присутствует на заседаниях кабинета министров и других правительственных заседаниях, выполняет функции и полномочия, возложенные на него президентом республики, за исключением полномочий вице- президента республики, указанных в конституции.
Статья 52
Должность вице-президента республики имеет право занимать:
— гражданин Либерии не младше тридцати пяти лет.
— владелец недвижимости, не находящейся в залоге стоимостью не менее двадцати пяти тысяч долларов
— проживать на территории республики не менее десяти лет до момента избрания вице-президентом. Президент и вице президент республики не должны быть родом из одного и того же графства.
Статья 53
Перед вступлением на должность президент и вице-президент республики обязаны принести торжественную присягу о готовности сохранять, защищать и бороться за конституцию и законодательство и добросовестно исполнять возложенные на них обязанности. Президент и вице-президент республики приносят торжественную присягу на заседании представителей обеих палат верховному судье или следующему по старшинству судье, в случае отсутствия верховного судьи.
В крайнем случае, в случае отсутствия верховного судьи или следующего по старшинству судьи, президент и вице президент республики могут принести присягу судье административного суда.
Статья 54
Президент республики обязан назвать и, с согласия Сената, назначить и предоставить:
-кабинет министров, вице-премьер министра и вице — министров
— послов, министров, консулов
-верховного судью, заместителя верховного судьи верховного суда и судей судов, подотчетных верховному суду
— руководителей органов внутренних дел, руководство графств и других административных единиц
— военных начиная от лейтенанта и выше
-маршалов, вице маршалов, шерифов
Статья 55
Президент республики назначает и предоставляет полномочия государственным нотариусам и мировым судьями, которые избираются сроком на два года, но президент всегда может направить их в отставку. Вышеуказанные лица должны соответствовать определенным критериям для их назначения на должность.
Статья 56
Все министры, вице министры и заместители министров, послы, министры, консулы, руководство органов внутренних дел графств и другие правительственные чиновники, военные и гражданские, назначенные президентом в соответствии с данной конституцией занимают свои должности по воле президента.
Выборы губернаторов, руководителей кланов и городов производятся по результатам голосов зарегистрированных избирателей соответствующей местности. Руководители избираются сроком на шесть лет. Руководители могут быть избраны на повторный срок или отстранены от должности за подтвержденное несоответствие занимаемой должности. Законодательная власть обязана издать требования, предъявляемые к руководителям такой категории.
Статья 57
Президент обладает правом вести международную политику республики, заключать соглашения конвенции и подобные им международные соглашения на основании утверждения последних большинством представителей обеих палат.
Статья 58
Каждый четвертый рабочий понедельник января каждого года президент обязан предоставлять проекты законов от администрации для рассмотрения на заседании обеих палат и раз в год выступать перед обеими палата с докладом о положении дел в республике. Говоря об экономической ситуации в стране, президент обязан говорить о расходах и доходах страны.
Статья 59
Президент имеет право учреждать любые общественные выплаты и штрафы, отменять, отменять штрафы и приговоры суда, даровать помилование, объявлять об амнистии, восстанавливать гражданские права после совершения правонарушений, за исключением импичмента.
Статья 60
Президент и вице-президент республики получают зарплату, сумма которой определена законодательством и выплачивается государством. Вышеуказанные зарплаты облагаются налогами, на основании налогового законодательства. Сумма зарплаты президента и вице президента не может быть увеличена или уменьшена в течение всего срока действия полномочий.
Статья 61
Президент обладает неприкосновенностью от какого-либо рода исков, действий, судебных и других процедур, ареста, задержания или других действий за выполнение своих служебных полномочий в соответствии с конституцией республики и другими законодательными актами. Президент теряет свою неприкосновенность после ухода в отставку за совершение противозаконных действий, находясь на посту президента.
Статья 62
Президент или вице-президент республики могут быть отстранены от занимаемых должностей на основании импичмента за предательство, взяточничество, остальные правонарушения, нарушение конституции и форменное не соответствие занимаемой должности
Статья 63
В случае смерти кандидата избранного на должность президента или неспособности занимать пост перед инауругацией, должность президента автоматически переходит к вице президенту на тот же срок.
Если президент не может выполнять свои полномочия в связи со смертью, отставкой, импичментом или президент был признан неспособным выполнять свои полномочия, то должность президента автоматически переходит к вице-президенту до окончания срока действия полномочий президента. Данное назначение не является сроком президентских полномочий.
Законодательная власть обязана в течение года с момента утверждения данной конституции разработать критерии и процедуру признания президента неспособным выполнять свои полномочия по причине болезни.
Если должность вице-президента становится вакантной по причине смерти, отставки, импичмента, неспособности или какой-либо другой причине действующего вице-президента, то президент обязан незамедлительно назначить кандидата, который с согласия представителей обеих палат будет приведен к присяге на должность вице-президента республики до окончания срока действия полномочий действующего президента. Если вице-президент умирает, уходит в отставку или становится недееспособным перед инаугурацией, то президент республики незамедлительно назначает другого кандидата на должность вице-президента, который с согласия представителей обеих палат будет приведен к присяге на должность вице-президента республики до окончания срока действия полномочий действующего президента.
Статья 64
Если должность президента и вице-президента республики становится вакантной по причине устранения, смерти, отставки, недееспособности или другой причине неспособности занимать вышеуказанные должности, то на должность исполняющего обязанности президента назначается спикер палаты представителей. Спикер палаты представителей выполняет обязанности президента страны до момента проведения выборов на замещение вышеуказанной вакансии. В случае невозможности спикера палаты представителей по какой-либо причине исполнять обязанности президента республики, на должность исполняющего обязанности президента республики назначается вице- спикер и члены кабинета министров в порядке очередности на основании закона. Избирательная комиссия обязана в течение девяноста дней провести выборы президента и вице-президента республики.
ГЛАВА 7
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 65
Судебная власть в республике принадлежит верховному суду и подотчетных ему судах, создаваемых время от времени законодательной властью. Суды обязаны применять статутное и обычное право в соответствии со стандартами, указанными в законодательстве. Решение верховного суда является окончательным и не подлежит обжалованию какой-либо правительственной инстанцией. Данная статья не запрещает административное рассмотрение судебного дела перед его рассмотрением в судебной инстанции.
Статья 66
Верховный суд является окончательной инстанцией рассмотрения конституционности решений, последней инстанцией, выносящей решения по поводу решений судов письменного и устного производства, административных агентств, независимых агентств или любой другой ветви власти в вопросах, касающихся законов и исков по поводу послов, министров или государства. Во всех вышеуказанных случаях верховный суд является вышестоящей инстанцией. Законодательная власть не имеет права создавать закон или делать исключения, лишающие Верховный Суд любых их вышеуказанных полномочий.
Статья 67
Верховный суд состоит их верховного судьи и четырех судей присяжных, большинство их которых имеют соответствующие навыки ведения подобной деятельности. Если во время рассмотрения верховным судом какого-либо дела судьи не достигают кворума, то решающим является мнение судьи занимающего наивысший ранг.
Статья 68
Президент республики с согласия сената назначает верховного судью и четырех судей присяжных при условии, что вышеуказанные судьи:
-являются гражданами Либерии и являются носителями высоких моральных ценностей
— кандидат на должность проработал пять лет в Верховном Суде присяжным.
Статья 69
Президент республики назначает на должность и предоставляет полномочия с согласия сената судьям подведомственным верховному суду судов, при условии, что вышеуказанные судьи:
— являются гражданами Либерии и являются носителями высоких моральных ценностей
— кандидат на должность проработал три года адвокатом или присяжным в Верховном Суде.
Статья 70
Перед вступлением на должность верховный судья и судьи присяжные обязаны принести торжественную присягу о добросовестном выполнении возложенных на них обязанностей и готовности сохранять, защищать и бороться за конституцию и законодательство республики. Верховный судья и судьи присяжные приводятся к присяге перед президентом или исполняющим обязанности президента.
Статья 71
Верховный судья, судьи присяжные и судьи подведомственных судов будут работать на занимаемых должностях в случае служебного соответствия. Судьи могут быть направлены в отставку в результате импичмента или подтвержденного нарушения законодательства: не соответствующее поведение, серьезное нарушение служебных обязанностей, не способность выполнять возложенные на них обязанности, привлечение к судебной ответственности в связи с предательством, взяточничеством и другими бесчестными преступлениями.
Статья 72
Судьи верховного суда и судьи остальных уровней будут получать вознаграждение, выплаты и бонусы в размере, установленном законодательством. Из вышеуказанных выплат вычитаются налоги, если выплаты не урезаны каким-либо другим способом. Выплаты и бонусы, выплачиваемые судьям верховного суда и подведомственных ему судов, могут быть увеличены на основании положений законодательства, но не урезаны. Урезание выплат может быть произведено только на основании национальной программы, утвержденной законодательством. Вышеуказанные выплаты и бонусы не облагаются налогами.
Верховный судья, судьи верховного суда и подведомственных судов уходят на пенсию в семьдесят лет. Тем не менее, если судья, достигший пенсионного возраста, может продолжать выполнение своих обязанностей, он может продолжать их выполнять, находясь на пенсии.
Статья 73
Работник суда может быть вызван в суд, арестован, задержан, обвинен или осужден уголовным и гражданским судом, осужден частным лицом или любым административным учреждением за высказанное им мнение или суждение, связанное с работой, судебные действия только в случае предательства, проступка или нарушения мира. Заявления и действия, произведенные судебными чиновниками во время выполнения ими служебных обязанностей являются неприкосновенными и не могут использоваться в судах в качестве доказательств против вышеуказанного судебного чиновника.
Статья 74
Все случаи неуважения к суду: Верховному Суду и подведомственным ему судам и штрафы, полагающиеся за подобные действия, указаны в законодательстве и соответствуют положениям фундаментальных прав человека, указанных в данной конституции.
Статья 75
Время от времени верховный суд создает судебные правила, регулирующие его работу, процедуры и порядок начала и слушания всех дел в верховном суде и подведомственных ему судах. С целью облегчения работы судов в данных правилах указаны правила поведения для юристов, выступающих в верховном суде и подведомственных ему судах. Вышеуказанные правила и кодексы не должны противоречить статутным положениям и положениям конституции.
Статья 76
Под предательством республики подразумевается совершение следующих действий:
— развязывание войны против республики.
— присоединение, помощь, присяга на верность народу или нации, с которыми Либерия находится в состоянии войны или объявила войну.
— шпионские действия на территории Либерии в пользу другого государства.
— попытки переворота, направленные на свержение действующего правительства, восстание против республики, восстания и бунты.
— аннулирование или попытки аннулирования, ниспровержение или попытки ниспровергнуть конституцию силовыми методами или любыми другими способами, которые подразумевают принижение статуса конституции.
Законодательная власть обладает полномочиями определить меру пресечения за предательство, при условии, что подобная мера пресечения не подразумевает лишение или потерю права наследования обвиняемым любого вида собственности, полагающейся ему в соответствии с законами наследования. Обвиняемый имеет право воспользоваться своим правом наследования после отбытия срока наказания за обвинение, предъявленное на основании решения соответствующей судебной инстанции, или в случае помилования президентом. Наследники обвиняемого имеют право наследования принадлежащей ему собственности на момент отбытия обвиняемым наказания за совершенное преступление.
ГЛАВА 8
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ВЫБОРЫ
Статья 77
Поскольку сущность демократии состоит в свободном обмене идеями, выражаемыми политическими партиями, группами, частными лицами, то люди имеют право свободного создания политических партий в поддержку собственных политических предпочтений. Законы, положения, декреты или меры, которые могут способствовать созданию государства одной партии, считаются не соответствующими конституции.
Все выборы проводит избирательная комиссия путем тайного голосования. Правом голоса обладают все граждане Либерии старше 18 лет, которые имеют право быть зарегистрированными в качестве избирателя и участвовать в голосованиях и референдумах в соответствии с конституцией. Законодательная власть обязана издать законы, определяющие категорию граждан Либерии не имеющих право создавать или вступать в политические партии.
Статья 78
Как указано в данной главе, если контекст не требует иного, под «ассоциацией» подразумевается группа людей, корпораций и др. действующих совместно в общих целях и состоящая из группы людей, объединенных для выполнения этнических социальных, культурных профессиональных или религиозных задач.
Статья 79
Никакая из ассоциаций не имеет права функционировать как политическая партия и частное лицо не имеет права выдвигать свою кандидатуру на выборах в качестве независимого кандидата за исключением случаев, когда:
-ассоциация или независимый кандидат и его организация соответствуют минимальным требованиям избирательной комиссии и регистрируются в ней.
-регистрация ассоциации или частного лица и его организации в избирательной комиссии подразумевает создание последним юридического лица с правом владения собственности, недвижимости правом обращения в суд и возможности быть судимым и вести финансовую документацию.
Главные офисы ассоциаций и независимых кандидатов с его организацией могут располагаться:
-в столице республики, где организация ведет свою деятельность или независимый кандидат хочет баллотироваться на должность президента или вице-президента
— в представительствах графств, где независимый кандидат хочет баллотироваться как сенатор
— в избирательном округе, где кандидат баллотируется на должность депутата палаты представителей или любую другую государственную должность.
— название, задачи, эмблемы или девиз ассоциации.
— устав и правила политической партии должны соответствовать положениям конституции, предоставить возможность демократических выборов депутатов и/или руководителей, по крайней мере, раз в шесть лет и обеспечить кандидатов с как можно большего количества регионов и представителей как можно большего количества этнических групп. Все дополнения в конституцию и правила политической партии должны быть зарегистрированы в избирательной комиссии не позднее десяти дней с момента опубликования вышеуказанных поправок.
Статья 80
Партии или организации, которые ставят перед собой задачу или сторонники которой проводят действия направленные на подрыв или упразднение демократических устоев Либерии или мешают существованию республики, не будут зарегистрированы.
Партии или организации, которые оставляют, организовывают, тренируют или экипируют частное лицо или группу лиц для использования или демонстрации физической силы или насилия с целью содействия какого-либо рода политическим задачам или интересам не будут зарегистрированы или их регистрация будет аннулирована.
— каждый гражданин имеет право быть зарегистрированным на определенном избирательном округе и голосовать по месту регистрации лично или по доверенности. Закон разрешает изменение места регистрации для голосования на условиях, указанных в законодательстве.
Сразу после переписи населения перед следующими выборами избирательная комиссия обязана пересчитать количество избирателей в округах в соответствии с новой информацией о количестве населения для того чтобы обеспечить равнозначное количество населения при условии, что речь идет об избирательных округах на территории страны.
Статья 81
Согласно данному положению любой гражданин являющийся резидентом Либерии, либерийцем по национальности или происхождению, организация или ассоциация и никто другой дисквалифицируется.
Конституция и законы графств имеют право оспаривать голоса любой политической партии или кандидата на выборах, при условии, что данное положение не распространяется на корпорации, бизнес компании и профсоюзы прямо или косвенно.
Статья 82
Любой гражданин Либерии, политическая партия, ассоциация или организация имеют право внести средства в избирательный фонд или оплатить затраты на избирательную компанию любой политической партии или кандидата. Закон устанавливает процедуру финансирования предвыборной кампании и максимальную сумму взноса.
Вся информация о средствах, поступивших из-за рубежа, направляется в избирательную комиссию.
Избирательная комиссия имеет право проверить финансовые операции политических партий или заказывать аудит финансовых сделок политических партий, независимых кандидатов и их организаций. Комиссия обязана определить типы записей, способ их ведения сертифицированным государственным бухгалтером, не принадлежащим к какой либо партии
Статья 83
Выборы президента, вице-президента, сенаторов и депутатов палаты представителей проводятся на территории республики во второй вторник октября каждого выборного года.
Каждый год каждая политическая партия, каждый кандидат от политической партии, каждый независимый кандидат обязаны подать информацию об источниках своих доходов и списках затрат. Если информация предоставляется в год выборов, то каждая политическая партия, независимый кандидат обязан предоставить в избирательную комиссию информацию обо всех дополнительных средствах и тратах этих средств с момента подачи информации в избирательную комиссию до даты выборов. Любая политическая партия или независимый кандидат, снявшие свои кандидатуры с выборов все равно должны подавать отчет о средствах в избирательную комиссию.
Статья 84
Законодательство имеет право установить штрафы за нарушения вышеуказанных положений, и обязано создать законы и положения, подтверждающие вышеуказанные штрафы не позднее 1986 года, с условием соответствия вышеуказанных штрафов положениям конституции.
ГЛАВА 9
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 85
Президент республики верховный главнокомандующий вооруженных сил республики имеет право приказать любому роду войск находиться в состоянии боевой готовности в зависимости от ситуации. Вся военная власть или полномочия должны идти в соответствии с гражданскими полномочиями и конституцией.
Статья 86
Президент республики имеет право объявить о чрезвычайном положении во всей стране или ее части после консультаций сенаторами и депутатами палаты представителей. Действия в соответствии с обстановкой чрезвычайного положения президент республики имеет право приостановить или изменить определенные права, свободы и гарантии, указанные в данной конституции и выполнять чрезвычайные полномочия необходимые для разрешения чрезвычайной ситуации в соответствии с ограничениями, указанными в данной главе.
Чрезвычайное положение объявляется только в том районе, где существует угроза возникновения конфликта или гражданские беспорядки несут угрозу существования, безопасности благополучия республики, являясь явной и необратимой угрозой.
Статья 87
Чрезвычайные полномочия не подразумевают полномочия отмены или аннулирования конституции, роспуска законодательной ветви власти, отмены или роспуска судебных инстанций. Во время чрезвычайного положения никто не имеет права обнародовать дополнения к конституции. Представители законодательной власти должны собраться на внеочередное заседание, которое должно продолжаться до окончания чрезвычайного положения.
Предписание о представлении арестованного в суд постоянно действует и не отменяется во время чрезвычайного положения. Любой имеет право легко, свободно, недорого быстро и полной мерой им воспользоваться. Любой, которому было отказано в выполнении данного права, имеет право обратиться в соответствующую судебную инстанцию.
Статья 88
Сразу после объявления чрезвычайного положения президент обязан изложить на обычном или внеочередном заседании обеих палат парламента изложить факты и причины объявления подобного положения не позднее семи дней с момента его объявления. В течение семидесяти двух часов с момента получения информации о чрезвычайном положении представители обеих палат парламента обязаны на основании голосов двух третей представителей обеих палат принять решение об обоснованности или необоснованности объявления чрезвычайного положения. В случае отсутствия голосов двух третей парламента чрезвычайное положение автоматически отменяется. Если представители обеих палат парламента пришли к решению отменить или изменить меры, предпринимаемые во время чрезвычайного положения, то президент республики обязан действовать соответственно и выполнять решения парламента.
ГЛАВА 10
АВТОНОМНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОМИССИИ
Статья 89
КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
ОБЩАЯ АУДИТОРСКАЯ КОМИССИЯ
ГЛАВА 11
РАЗНОЕ
Статья 90
Никто из избранных или назначенных на государственную службу не имеет права заниматься деятельностью противоречащей государственной политике и провоцирующей конфликт интересов.
Никто из государственных служащих не имеет права прямо или косвенно требовать и получать другие выплаты, вознаграждения или бонусы за выполнение каких либо услуг со стороны правительства.
Согласно вышеуказанному положению парламент обязан составить кодекс поведения государственных чиновников и служащих, где указаны действия провоцирующие конфликт интересов или направленные против государственной политики и штраф за нарушение вышеуказанных пунктов.
ГЛАВА 12 ДОПОЛНЕНИЯ
Статья 91
Конституция может быть дополнена двумя способами: (1) на основании предложения двух третей представителей обеих палат парламента или (2) предложение, подписанное не менее 10000 граждан, которое направляется в парламент и за которое должны проголосовать не менее двух третей представителей обеих палат парламента. Данные предложения должны ратифицироваться не менее чем двумя третями избирателей на референдуме, проводимом избирательной комиссией не ранее чем через год после действий парламента.
Статья 92
Предлагаемые дополнения к конституции должны сопровождаться обоснованиями для их внесения, будут опубликованы в Официальной Газете и доведены до сведения общественности посредством средств массовой информации. Если несколько предполагаемых дополнений должны быть проголосованы на референдуме, то они должны быть представлены избирателям по отдельности.
Статья 93
Ограничение срока действия президентских полномочий двумя сроками по шесть лет может быть изменено, при условии, что подобное дополнение не приобретет юридическую силу в период полномочий действующего президента.
ГЛАВА 13
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 94
Любое лицо надлежащим образом избранное на ту или иную должность в соответствии с конституцией и законами, действующими до принятия данной конституции, считается надлежащим образом избранным на занимаемую им должность с момента принятия данной конституции, невзирая на положения, противоречащие данной конституции.
Невзирая на положения, противоречащие данной конституции, выборы президента, вице-президента республики и представителей парламента состоятся в третий вторник января 1985 года до момента вступления в силу данной конституции. Президент, вице-президент республики и представители парламента, избранные на первый срок до момента вступления в силу данной конституции будут выполнять свои полномочия приблизительно на три месяца меньше. Данная конституция вступит в силу одновременно с инаугурацией.
Невзирая на положения, противоречащие данной конституции, народный освободительный совет обязан декретом созвать заседание новоизбранного парламента до 12 апреля 1985 года, для предоставления сенату и палате представителей возможности организовать и выбрать своих чиновников. Вышеуказанные выборы будут проводиться в соответствии с правилами и процедурами, утвержденными парламентом, избранным в момент функционирования предыдущей конституции. Новоизбранный парламент изменит вышеуказанные правила и процедуры.
Любое лицо, которое в соответствии с законами, имевшими юридическую силу на момент функционирования предыдущей конституции, было назначено или занимало ту или иную должность будет считаться занимающим вышеуказанную должность, пока вышеуказанная должность соответствует положениям действующей конституции и пока не назначат на должность в соответствии с положениями действующей конституции.
Статья 95
Настоящей конституцией конституция республики Либерия от 26 июля 1847 года, аннулированная 12 апреля 1980 года, считается аннулированной. Невзирая на аннулирование предыдущей конституции, любое взятое их предыдущей конституции или другого источника положение, правило или закон, имеющее силу до момента вступления в силу новой конституции остается действующим пока не противоречит положениям новой конституции и считается утвержденным, изданным и составленным в соответствии с положениями новой конституции.
Все соглашения, рабочие и другие международные договора и обязательства, заключенные переходным правительством или предыдущими правительствами от имени республики до момента вступления в силу данной конституции остаются действительными и обязательными для исполнения республикой, если не были аннулированы или отменены как не соответствующие положениям данной конституции.
Республика Либерия сохраняет за собой обязательства по выплате внутренних и внешних долгов, займов и других обязательств, взятым на себя переходным правительством Либерии, предыдущими правительствами, агентствами или другими административными структурами от имени республики Либерия.
Статья 96
Невзирая на что-либо, противоречащее данной конституции:
— народный верховный суд Либерии и подведомственные ему суды, действующие до момента вступления в силу данной конституции, продолжают свою работу. Верховный судья, судьи присяжные и судьи подведомственных судов продолжают выполнять свои обязанности после вступления в силу конституции до того момента пока не будут назначены новые судьи. Однако судьи подведомственных верховному суду судов остаются на своих должностях до момента реорганизации верховного суда. С момента вступления в силу данной конституции президент республики обязан назначить как можно скорее с согласия сената, верховного судьи, судей присяжных и судей, подведомственных верховному суду судов. Верховный судья, судьи присяжные и судьи подведомственных судов, занимающие посты до момента вступления в силу конституции теряют свои полномочия, если не переназначены после назначения нового верховного судьи, судьей присяжных и судей подведомственных судов.
До момента вступления в силу новой конституции судебные и административные дела, лица, обращающиеся за помощью к суду или действующие от имени правительства, могут обращаться за разрешением своих вопросов к чиновникам, работающим на своих должностях до момента вступления в силу новой конституции для того чтобы избежать необходимости повторного начала рассматриваемого дела.
Любое действие, совершенное чиновником, работающим на своем посту до момента вступления в силу новой конституции не должны пересматриваться чиновником, вступившим на должность после вступления в силу новой конституции.
Статья 97
С момента вступления в силу новой конституции любые исполнительные, законодательные и судебные действия военного или гражданского характера, предпринятые народным переходным советом от имени совета на основании декретов и никто не имеет право обращаться в суд, трибунал за вынесением приговора или получением какой-либо компенсации за ущерб или любое другое действие.
Никакой суд или трибунал не имеют права начать какое-либо действие против правительства Либерии или лиц, которые способствовали смене правительства Либерии 12 апреля 1980 года, до или после вступления в силу новой конституции в связи с какими-либо действиями, связанными с:
— свержением правительства Либерии, действующего до создания Народного Переходного правительства
— отмену конституции Либерии от 26 июля 1847 года
— создание, функционирование других организации, созданных народным переходным советом.
— наказания, включая смертную казнь, конфискация собственности переходным советом республики на основании декрета для того, чтобы наказать за преступление, халатность по отношению к народу Либерии, людям, экономике и общественному интересу
-создание данной конституции.