Конституция Гессена (федеральная земля ФРГ)

КОНСТИТУЦИЯ ЗЕМЛИ ГЕССЕН
ОТ 1 ДЕКАБРЯ 1946 Г.
Преамбула
Руководствуясь убеждением, что Германия может существовать в настоящем и будущем только как демократическое сообщество, земля Гессен в качестве государства, входящего в Германскую Республику, приняла эту Конституцию.
ПЕРВАЯ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
I. РАВЕНСТВО И СВОБОДА
Статья 1. Все люди равны перед законом независимо от пола, расы, происхождения, религиозных или политических убеждений.
Статья 2. 1. Человек свободен. Он может совершать действия и допускать совершение действий, если это не нарушает прав других людей и не посягает на конституционно установленный порядок их сообщества.
2. Никто не может быть принужден к действию, бездействию или пассивности, если этого не требует или не допускает закон или основанное на законе постановление.
3. Лицо, считающее, что его права нарушены органами публичной власти, может прибегнуть к судебной защите.
Статья 3. Жизнь и здоровье, честь и достоинство человека неприкосновенны.
Статья 4. Брак и семья как основа общественной жизни находятся под особой защитой закона.
Статья 5. Свобода личности неприкосновенна.
Статья 6. Каждый человек имеет право пребывать и поселяться там, где он пожелает.
Статья 7. Ни один немец не может быть выдан другому государству. Иностранцы пользуются защитой от выдачи или высылки, если они преследовались за границей с нарушением основных прав, закрепленных в настоящей Конституции, и нашли убежище в Гессене.
Статья 8. Жилище неприкосновенно.
Статья 9. Вера, совесть и убеждения свободны.
Статья 10. Никому не могут чиниться препятствия в научном или художественном творчестве, а также в распространении его произведений.
Статья 11. 1. Каждый человек имеет право свободно и публично выражать свое мнение. Это право не может быть ограничено в силу служебных отношений. Никому не может быть нанесен ущерб в связи с его использованием. Служебные отношения могут быть расторгнуты лишь в случае, если какое-либо лицо уклоняется от предварительно согласованной деятельности, преследующей определенные политические, религиозные или мировоззренческие цели.
2. Цензура печати не допускается.
Статья 12. Тайна почтовой корреспонденции не может быть нарушена.
Статья 13. Каждый человек имеет право на свободное получение информации из всех областей знания и практического опыта. Он может также знакомиться с мнением других людей, приобретая печатные издания, слушая радиопередачи или иным способом.
Статья 14. Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без предварительного заявления или особого разрешения.
Статья 15. Все немцы имеют право образовывать союзы или общества.
Статья 16. Каждый имеет право в одиночку или вместе с другими обращаться с ходатайствами или жалобами в соответствующие ведомства или в органы народного представительства.
II. ПРЕДЕЛЫ И ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 17. 1. На право свободного выражения мнений, проведения собраний и организации объединений, а также на право распространения научных или художественных произведений не может ссылаться лицо, посягающее на конституционный строй или ему угрожающее, в оправдание своих действий.
2. В случае подачи жалобы, вопрос об оценке его действий решает Государственная судебная палата.
Статья 18. На право свободного выражения мнений, распространения научных и художественных произведений и свободу информации также не может ссылаться лицо, нарушающее законы об охране молодежи.
Статья 19. 1. При наличии серьезных подозрений в совершении уголовно наказуемых действий судья может дать разрешение на арест, на обыск жилья и на ограничение тайны почтовой корреспонденции в целях расследования.
2. Каждый задержанный в течение 24 часов должен быть препровожден к своему судье, который обязан допросить его, принять решение о его освобождении или содержании под стражей. В последнем случае судья обязан ежемесячно, вплоть до окончательного судебного решения, проверять правомерность его содержания под стражей. Причины ареста должны быть сообщены задержанному немедленно, а по его желанию – ближайшим родственникам в течение 24 часов после принятия решения судьей.
Статья 20. 1. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи. Чрезвычайные и особые уголовные суды не допускаются.
2. Каждый человек считается невиновным, пока он не будет признан виновным на основании имеющего законную силу приговора компетентного суда.
Статья 21. 1. Если вина какого-либо лица в совершении уголовно наказуемого деяния установлена, то оно может быть лишено свободы или почетных гражданских прав на основе уголовных законов и согласно судебному приговору.
2. Наказание должно соответствовать тяжести деяния.
3. Обращение со всеми лицами, лишенными свободы, должно быть гуманным.
Статья 22. 1. Никакой уголовный закон не имеет обратной силы, кроме случая, когда он более благоприятен для содеявшего, чем закон, действовавший в момент совершения деяния.
2. Никто не может нести ущерб или привлекаться к уголовной ответственности за действие или бездействие, в которых он лично неповинен.
3. Никто не может быть наказуем неоднократно за одно и то же деяние.
Статья 23. Если душевно или физически больной человек ввиду его состояния создает угрозу близким, он может быть препровожден в специальное учреждение. Он имеет право обжаловать эту меру через суд. Подробности определяются законом.
Статья 24. Прочие ограничения личной свободы допускаются только на основании закона и лишь в той мере, в какой они необходимы для обеспечения явки в суд вызванного повесткой лица, для выполнения обязанностей свидетеля, обеспечения деятельности полиции, присутствующей в суде, исполнения судебных приговоров, а также исполнения законных административных предписаний.
Статья 25. Каждый человек должен по требованию законов выполнять почетные обязанности и оказывать личные услуги государству и общине. Если его возможности ограничены ввиду служебных отношений, ему следует предоставлять необходимое свободное время. Подробности определяются законом.
Статья 26. Перечисленные основные права неизменяемы. Они непосредственно обязывают законодателя, судью и администрацию.
III. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 27. Социальный и экономический строй опирается на признание достоинства и ценности человеческой личности.
Статья 28. 1. Трудящиеся находятся под особой защитой государства.
2. Каждый человек имеет право на труд в соответствии со своими способностями. Труд является также его нравственной обязанностью, поскольку не наносит ущерба личной свободе.
3. Каждый, кто не по собственной вине не имеет работы, может претендовать на необходимую материальную помощь для себя и членов семьи, находящихся на его иждивении. Закон регулирует страхование по безработице.
Статья 29. 1. Для всех рабочих, служащих и чиновников должно быть создано единое трудовое право.
2. В рамках этого трудового права коллективные соглашения могут заключаться только между профсоюзами и предприятиями или их представителями. Они создают обязательные правовые нормы, содержание которых может быть изменено лишь в пользу трудящихся.
3. Согласительные процедуры регулируются законом.
4. Право на забастовку признается, если ее объявляют профсоюзы.
5. Локауты противоправны.
Статья 30. 1. Должны обеспечиваться такие условия труда, которые гарантируют здоровье, достоинство, семейную жизнь и культурные потребности трудящихся. Условия труда не должны наносить ущерба физическому, духовному и нравственному развитию молодых людей.
2. На основе закона создаются учреждения для защиты материнства и детства, а также предоставляются гарантии в том, что женщина сможет совмещать свой гражданский долг и творческие устремления с обязанностями жены и матери.
3. Детский труд запрещается.
Статья 31. Восьмичасовой рабочий день устанавливается в законодательном порядке. Воскресенье и законные праздники считаются днями отдыха. Исключения из этого правила могут допускаться законом и коллективным соглашением, если они служат интересам общества.
Статья 32. 1 мая – законный праздник всех трудящихся. Он символизирует приверженность к социальной справедливости, прогрессу, миру, свободе и взаимопониманию народов.
Статья 33. Плата за труд должна соответствовать его результатам и быть достаточной для покрытия жизненных потребностей трудящихся и лиц, находящихся на их иждивении. Женщины и молодежь могут претендовать на равную оплату за равную деятельность и равный труд. За работу в праздничные дни заработная плата выплачивается в том же размере, что и за работу в обычные дни.
Статья 34. Каждый трудящийся имеет право на оплачиваемый отпуск сроком не менее чем двенадцать рабочих дней в году. Подробности определяются законом.
Статья 35. 1. Создается система социального страхования, охватывающая весь народ. Она должна быть построена рационально. Будет признано самоуправление застрахованных. Органы этой системы будут избраны путем всеобщих, равных, свободных и тайных выборов. Подробности определяются законом.
2. Задача социального страхования состоит в подъеме уровня народного здоровья, в том числе с помощью профилактических мер, а также в том, чтобы оказывать любую необходимую помощь больным, беременным и роженицам, гарантировать обеспеченное существование лицам с ограниченной трудоспособностью, не способным к труду, потерявшим кормильца и старикам.
3. Организация здравоохранения – дело государства. Подробности определяются законом.
Статья 36. 1. Всем гарантируется право на объединение в профсоюзы или представительства предпринимателей, чтобы формировать и улучшать условия труда и хозяйствования.
2. Никто не может быть принужден к членству в такого рода объединении. Не допускается создание препятствий для такого членства.
Статья 37. 1. Рабочие, служащие и чиновники на всех предприятиях и в учреждениях при участии профсоюзов создают объединенные производственные представительства, которые должны избираться трудящимися путем всеобщих, равных, свободных, тайных и прямых выборов.
2. Производственные представительства на предприятиях призваны участвовать в решении социальных, личных и хозяйственных проблем по согласованию с профсоюзами и на равных правах с предпринимателями.
3. Подробности регулируются законом.
Статья 38. 1. Задача экономики земли состоит в том, чтобы служить благу всего народа и удовлетворению его потребностей. С этой целью законом должны быть предусмотрены меры, необходимые для рационального руководства производством, строительством и распределением, чтобы обеспечить каждому человеку справедливую долю в экономических результатах общественного труда и защитить его от эксплуатации.
2. В рамках предусмотренных здесь ограничений хозяйственная деятельность свободна.
3. Профсоюзы и представители предпринимателей обладают равным правом на участие в принятии решений органами, которым государство поручает осуществление предусмотренных им мероприятий по руководству хозяйством.
Статья 39. 1. Никакое злоупотребление экономической свободой, особенно направленное на монополистическую концентрацию мощи или захват политической власти, не допускается.
2. Имущество, создающее опасность такого злоупотребления экономической свободой, должно быть передано в общественную собственность на основе предписаний закона. Поскольку передача в общественную собственность экономически нецелесообразна, такое имущество должно быть поставлено под контроль государства или передано в управление органам, формируемым государством, на основе предписаний закона.
3. Наличие вышеуказанных условий определяется законом.
4. Возмещение за имущество, передаваемое в общественную собственность, определяется законом в соответствии с принципами социальной справедливости. В случае установленного злоупотребления экономической мощью, собственнику следует отказать в возмещении.
Статья 40. Общественная собственность является собственностью народа. Распоряжение этой собственностью и управление ею в соответствии с более подробными предписаниями закона должны возлагаться на таких уполномоченных лиц, которые гарантируют, что эта собственность будет служить исключительно благу всего народа, а концентрация экономической мощи не будет допускаться.
Статья 41. 1. С момента вступления в силу настоящей Конституции будут:
1) переданы в общественную собственность: горнодобывающие предприятия (уголь, калий, руды); предприятия, производящие железо и сталь; предприятия энергетического хозяйства, а также рельсовые и электропроводные средства транспорта;
2) поставлены под контроль или переданы в управление государства крупные банки и страховые предприятия, а также предприятия, упомянутые в пункте 1, но не находящиеся на территории земли Гессен.
2. Подробности определяются законом.
3. Владелец предприятия, переданного в соответствии с этими положениями в общественную собственность, или лицо, на которое возложено руководство им, обязаны вести дела этого предприятия в качестве доверенных лиц земли до издания закона, подробно регулирующего отчуждение.
Статья 42. 1. Согласно специальным законам, крупное землевладение, которое, как показал исторический опыт, порождает опасность возникновения политических злоупотреблений или поощряет милитаристские устремления, должно быть конфисковано в рамках земельной реформы.
2. Задача земельной реформы состоит, прежде всего, в том, чтобы сохранить и приумножить сельскохозяйственный и лесной земельный фонды и повысить их продуктивность, а также расселить крестьян и создать благоустроенные села, поселки и садовые хозяйства.
3. Мелкие владения следует сделать более эффективными путем их концентрации.
4. Земельные владения, собственники которых уклоняются от ведения в них упорядоченного хозяйства, могут быть конфискованы в соответствии с более подробными определениями закона.
5. Возмещения упомянутым собственникам производятся согласно положениям статьи 39, абзац 4.
Статья 43. 1. Самостоятельные мелкие и средние предприятия в сельском хозяйстве, в сфере промыслов и в торговле должны поддерживаться законодательными и административными мерами, получать защиту от излишнего налогового обложения и опасности их поглощения.
2. С этой целью должна быть создана система кооперативной взаимопомощи.
Статья 44. Кооперативное движение должно получать поддержку.
Статья 45. 1. Частная собственность гарантируется. Ее содержание и ее возможные ограничения определяются законами. Каждый человек имеет право приобретать собственность и распоряжаться ею на основе законов.
2. Частная собственность порождает обязанности по отношению к обществу. Ее использование не должно противоречить общему благу. Она может быть ограничена или упразднена только в интересах общества, только на основе закона, только в соответствии с установленной для этого процедурой и только за соответствующее вознаграждение.
3. Поскольку законами не предусмотрено иное, споры о характере и размерах вознаграждения разрешаются судами общей компетенции.
4. Право наследования гарантируется в соответствии с нормами гражданского права. Право государства на часть наследства определяется законом.
Статья 46. Права авторов, изобретателей, художников и артистов охраняются законом.
Статья 47. 1. Имущество и доходы облагаются прогрессивным налогом согласно социальным требованиям и с особым учетом семейных нужд.
2. В связи с налогообложением особое внимание должно быть обращено на трудовой характер дохода и имущества.
IV. ГОСУДАРСТВО, ЦЕРКОВЬ, РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Статья 48. 1. Гарантируется беспрепятственное и публичное отправление религиозных культов, а также свобода создания религиозных и светских объединений.
2. Никто не может быть принужден, равно как никому нельзя воспрепятствовать участвовать в церковных службах и празднествах, а также исполнять религиозные обряды, приносить присягу с употреблением при этом религиозной формулы.
3. Государственной церкви не существует.
Статья 49. Любая церковь, религиозные и светские объединения самостоятельно распоряжаются и управляют своими делами в рамках обязательных для всех законов. Они материально обеспечивают свои учреждения без участия государства или светской общины.
Статья 50. 1. Четкое ограничение государственной и церковной сфер является задачей соответствующих законов и соглашений.
2. Церковь, религиозные и светские объединения, как и государство, должны взаимно воздерживаться от всякого вмешательства в дела друг друга.
Статья 51. 1. Церковь, религиозные и светские объединения остаются корпорациями публичного права, если они имеют этот статус в настоящее время. Другим религиозным и светским объединениям по их ходатайству может быть предоставлен аналогичный правовой статус, если их структура и число членов обеспечивают их долговременное существование.
2. Объединение церквей, религиозных и светских объединений не подлежит никаким ограничениям. Союз, образованный из нескольких публично-правовых сообществ, также является корпорацией публичного права.
3. Церковь, религиозные и светские объединения как корпорации публичного права могут в соответствии с более детальными предписаниями закона взимать налоги на основе налоговых списков граждан.
Статья 52. Основанные на законе, договоре или на особой правовой норме государственные выплаты церкви, религиозным или светским объединениям отменяются лишь в законодательном порядке.
Статья 53. Сохраняется законодательная охрана воскресенья и признанных государством праздников, рассматриваемых в качестве дней отдыха от труда и времени восстановления духовных сил.
Статья 54. Поскольку в больницах, местах заключения и иных публичных учреждениях существует потребность в богослужении и духовной поддержке, там допускаются религиозные обряды, осуществляемые церковью, религиозными и светскими объединениями. При этом никакое принуждение не допускается.
V. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА
Статья 55. Воспитание молодежи в духе взаимопонимания, доброты, высокой нравственности является правом и обязанностью родителей. Этого права они могут быть лишены только решением суда на основе закона.
Статья 56. 1. Вводится всеобщее обязательное школьное обучение. Организация школы является делом государства. Надзор за школой осуществляется штатными специалистами-профессионалами.
2. Во всех школах земли Гессен дети, исповедующие различные религии или разделяющие разные мировоззрения, воспитываются, как правило, вместе (единая школа).
3. Принципом любого обучения должна быть терпимость. Учитель обязан в рамках любого предмета принимать во внимание религиозные чувства и мировоззренческие идеалы всех учеников и объективно излагать религиозные и мировоззренческие взгляды.
4. Цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать молодого человека в нравственную личность, подготовить его к плодотворной профессиональной деятельности и политической ответственности во имя самоотверженного и верного служения народу и человечеству на основе уважения и любви к ближнему, внимания и терпимости, справедливости и правдивости.
5. Преподавание истории должно быть направлено на верное, нефальсифицированное описание прошлого. При этом на первый план следует выдвигать великих благодетелей человечества, проблемы развития государства, экономики, цивилизации и культуры, а не фигуры полководцев, войны и битвы. Нетерпимы любые воззрения, угрожающие основам демократического государства.
6. Лица, уполномоченные на воспитание, имеют право участвовать в формировании системы обучения, поскольку ими не нарушаются принципы, сформулированные в абзацах 2-5.
7. Подробности регулируются законом. Должны быть приняты меры против нарушений в школе религиозных и мировоззренческих принципов, в соответствии с которыми уполномоченные на воспитание лица желают воспитывать своих детей.
Статья 57. 1. Преподавание религии является обычной учебной дисциплиной. Учитель, преподающий религию, связан учением и порядками своей церкви или религиозной общины, не нарушая тем самым права государственного надзора за преподаванием.
2. Эти определения на разумных основаниях должны применяться по отношению к светским объединениям.
Статья 58. Вопрос об участии ребенка в религиозном обучении решает лицо, уполномоченное на его воспитание. Учителю нельзя вменить в обязанность преподавание религии, равно как ему не могут создаваться препятствия для ее преподавания.
Статья 59. 1. Во всех государственных начальных и средних школах, школах высшей ступени и вузах обучение осуществляется бесплатно. Бесплатны также и все средства обучения, кроме используемых в высшей школе. Закон должен предусмотреть предоставление пособий для воспитания одаренных детей из менее обеспеченных слоев населения. Законом может быть установлена разумная плата за обучение, если это позволяет материальное положение учащегося, его родителей и иных лиц, уполномоченных на его воспитание.
2. Доступ в среднюю школу, школу высшей ступени и вуз должен зависеть только от способностей ученика.
Статья 60. 1. Университеты и государственные высшие учебные заведения охраняются государством и находятся под его надзором. Они обладают правом на самоуправление, в котором должны принимать участие студенты.
2. Теологические факультеты в университетах сохраняются. Назначение их преподавателей производится на основе консультаций с церковью.
3. Церковные теологические образовательные учреждения сохраняются.
Статья 61. Частные средние школы, школы высшей ступени, вузы и школы особых педагогических направлений должны иметь разрешение государства. В таком разрешении может быть отказано, если частные школы отстают от государственных по своим учебным целям, организации и научной подготовке учителей, а также если они поощряют обособление учащихся в зависимости от имущественного положения родителей или не обеспечивают достаточно высоких материальных условий и должного правового статуса учителям.
Статья 62. Памятники искусства, истории и культуры, а также ландшафты пользуются защитой и поддержкой государства и общины. Они охраняются согласно специальным законам об эстетическом оформлении немецких городов, деревень и поселков в ходе их восстановления.
VI. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВСЕМ ОСНОВНЫМ ПРАВАМ
Статья 63. 1. Основное право как таковое должно оставаться неприкосновенным и в тех случаях, когда Конституция допускает ограничение законом одного из перечисленных выше основных прав или предписывает определенное регулирование обычным законом.
2. Законом относительно таких предписаний, касающихся основных прав, является только принятое народом или народным представительством общеобязательное регулирование, содержащее четкое положение об ограничении или содержании основного права. Этим требованиям не отвечают распоряжения или указания в тексте закона на прежние нормы, а также определения, сформулированные путем толкования общих полномочий, установленных законом.
ВТОРАЯ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЗЕМЛИ
I. ЗЕМЛЯ ГЕССЕН
Статья 64. Гессен – составная часть Германской Республики.
Статья 65. Гессен – демократическая и парламентарная Республика.
Статья 66. Цвета земли Гессен – красный и белый.
II. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Статья 67. Нормы международного права являются составной частью земельного права. Для этого не требуется их специального преобразования в право земли. Недействителен ни один закон, входящий в противоречие с этими правилами или каким-либо государственным договором.
Статья 68. Никто не может быть привлечен к ответственности за сообщение о фактах, представляющих собой нарушение международно-правовых обязательств.
Статья 69. 1. Гессен выступает за мир, свободу и взаимопонимание народов. Война объявляется вне закона.
2. Всякое действие, предпринимаемое с намерением подготовки войны, является антиконституционным.

III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Статья 70. Государственная власть не отчуждаемо принадлежит народу.
Статья 71. Народ действует в соответствии с нормами настоящей Конституции: непосредственно – с помощью народного голосования (всенародные выборы, народная инициатива и референдум) или опосредованно – через решения конституционно сформированных органов.
Статья 72. Свобода голосования и его тайна гарантируются.
Статья 73. 1. Право голоса имеют все лица, являющиеся немцами согласно статье 16 (абзац 1) Основного закона, достигшие восемнадцатилетнего возраста, проживающие в Гессене и не лишенные права голоса.
2. Право голоса является всеобщим, равным, прямым и осуществляется тайно. Днем подачи голосов должно быть воскресенье или общий для всех нерабочий день.
3. Подробности определяются законодательным регулированием.
Статья 74. Права голоса лишаются лица:
1) утратившие дееспособность, находящиеся под временной опекой или под присмотром в связи с душевным недугом;
2) не обладающие полнотой гражданских прав.
IV. ЛАНДТАГ
Статья 75. 1. Ландтаг состоит из депутатов, избранных народом.
2. Пассивным избирательным правом обладают лица, имеющие право голоса и достигшие двадцати двух лет.
3. Подробности определяются избирательным законом. Если наряду с другими требованиями устанавливается правило, согласно которому группа избирателей должна собрать определенный минимум голосов для представительства в ландтаге, то этот минимум не должен превышать пяти процентов поданных действительных голосов.
Статья 76. 1. Любому человеку должна быть обеспечена возможность избрания в ландтаг и беспрепятственного использования своего мандата без какого-либо ущерба для себя.
2. Подробности определяются законом.
Статья 77. Депутаты являются представителями всего народа.
Статья 78. 1. Действительность выборов проверяет образуемый при ландтаге суд по проверке результатов выборов. Он же решает вопрос об утрате депутатом своего места в ландтаге.
2. В случае сомнений, касающихся результатов выборов, они могут быть признаны недействительными вследствие нарушения правил избирательной процедуры, а также совершения уголовно наказуемых действий или действий, направленных против добрых нравов, которые оказали влияние на результаты выборов.
3. Суд по проверке результатов выборов состоит из двух высших судей земли и трех депутатов, избранных ландтагом на период его легислатуры.
4. Подробности определяются законом.
Статья 79. Ландтаг избирается на четыре года (легислационный период). Новые выборы должны быть проведены до истечения срока легислатуры.
Статья 80. Ландтаг может объявить о своем роспуске решением, за которое проголосовало более половины числа его членов, установленного законом.
Статья 81. После роспуска ландтага новые выборы должны быть проведены в течение шестидесяти дней.
Статья 82. Легислационный период нового ландтага начинается со дня выборов в случае роспуска прежнего ландтага, а в остальных случаях – с момента окончания легислатуры старого ландтага.
Статья 83. 1. Ландтаг собирается там, где, как правило, пребывает правительство земли.
2. В соответствии с закрепленным за ним правом ландтаг собирается на 18-й день после выборов. Если в этот день еще не истек срок легислатуры прежнего ландтага, новый ландтаг собирается по истечении срока этой легислатуры.
3. В случае, если один из упомянутых дней приходится на воскресенье или праздничный день, ландтаг собирается только на второй, следующий за ними рабочий день.
4. Ландтаг определяет сроки перенесения заседаний, их окончания (сессия), а также день очередного созыва.
5. Председатель ландтага может созвать его в любой момент. Он обязан сделать это по требованию правительства земли или не менее чем пятой части установленного законом числа членов ландтага.
Статья 84. Ландтаг избирает председателя, его заместителей и других членов президиума.
Статья 85. Между двумя сессиями, а также до созыва вновь избранного ландтага председатель и его заместители на последней сессии ведут дела ландтага. Они обладают правами, закрепленными в статьях 95 и 98.
Статья 86. Председатель управляет всеми хозяйственными делами ландтага в соответствии с законом о бюджете. На него возлагается служебный надзор за всеми чиновниками, служащими и работниками ландтага, а также назначение и увольнение чиновников ландтага с согласия членов его президиума. Он представляет землю Гессен при подписании всех правовых актов и разрешении правовых споров, в которых участвует ее администрация. Он осуществляет комендантские права и полицейские полномочия в здании ландтага.
Статья 87. 1. Ландтаг может проводить дебаты и принимать решения только в присутствии более половины числа его членов, установленного законом.
2. В отношении выборов, проводимых ландтагом, его регламент может установить правила, отклоняющиеся от этого принципа.
Статья 88. Ландтаг принимает свои решения большинством голосов, подаваемых «за» или «против». Равенство голосов означает отклонение обсуждаемого предложения.
Статья 89. Пленарные заседания ландтага проводятся публично. По ходатайству правительства земли или десяти депутатов ландтаг может большинством в две трети голосов присутствующих депутатов объявить заседание закрытым для общественности по отдельным вопросам, входящим в повестку дня. Ходатайство рассматривается на закрытом заседании.
Статья 90. Привлечение к какой-либо ответственности за правдивые сообщения о дебатах на публичных заседаниях гессенского или какого-либо другого германского ландтага, а также в его комитетах недопустимо.
Статья 91. Ландтаг и любой из его комитетов могут потребовать присутствия на их заседаниях премьер-министра и любого министра. Премьер-министр, министры и назначенные ими доверенные лица имеют доступ на заседания ландтага и его комитетов. Они могут в любое время взять слово, в том числе и вне повестки дня. Они подчиняются председателю, осуществляющему свои процедурные полномочия.
Статья 92. 1. Ландтаг имеет право создавать следственные комитеты. По требованию пятой части установленного законом числа его депутатов он обязан это сделать. Эти комитеты на своих публичных заседаниях могут требовать представления сведений, которые сами комитеты или инициаторы расследования считают необходимыми. Большинством в две трети голосов они могут принять решение о закрытии заседания для общественности. Регламент регулирует процедуру их деятельности и определяет число их членов.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.