Конституция Демократической республики Конго (Киншаса)

КОНСТИТУЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КОНГО
Обоснование законопроекта
С момента получения независимости 30 июня 1960 года, Демократическая Республика Конго столкнулся с периодическими политическими кризисами, одной из основных причин которых явилось оспаривание законности основных законов и их вдохновителей. Данное оспаривание приняло особый оттенок в период с 1996 по 2003 год, когда страну потрясали войны.
Чтобы положить конец этому хроническому кризису законности и дать стране все шансы на перестройку, представители политических классов и гражданского товарищества, живых сил нации, которые собрались на Внутриконголезский диалог, договорились в рамках Всеобщего и эксклюзивного соглашения, подписанного в Преториа, Южная Африка, 17 декабря 2002 года, о внедрении нового политического порядка, основанием которого явилась новая демократическая Конституция. На ее основе конголезский народ сможет суверенно выбирать своих руководителей путем проведения свободных, плюралистических демократических, прозрачных и надежных выборов.
С целью претворения в жизнь политической воли, которая была выражена участниками Внутриконголезского диалога, Сенат, исходя из Всеобщего и эксклюзивного соглашения, в соответствии со статьей 104 Конституции переходного периода, предоставил предварительный проект новой Конституции Национальному собранию, которое приняло его как проект Конституции и вынесло на голосование на всенародном референдуме.
Ниже, в утвержденной таким образом Конституции, излагаются по статьям основные взгляды и усилия:

1. О ГОСУДАРСТВЕ И СУВЕРЕНИТЕТЕ
С целью с одной стороны укрепить национальное единство, разъединенное непрерывными войнами, а с другой стороны создать центры по стимулированию и развитию снизу, составители Конституции в административном отношении структурировали Конголезское Государство, разделив его на 25 провинций, плюс Город Киншаса, наделенный правосубъектностью и осуществляющий смежные полномочия, которые перечислены в настоящей Конституции.
Кроме данных полномочий провинции осуществляют другие полномочия наряду с центральной властью и делят с ней национальные доходы соответственно в размере 40% и 60%.
В случае возникновения конкуренции юрисдикций между центральной властью и провинциями, единственным органом власти, правомочным разграничить полномочия, является Конституционный суд.
В конечном итоге провинциями управляет Правительство и Национальное собрание провинции. Каждая из них состоит из децентрализованных территориальных единиц, таких как город, коммуна, район и округ.
Наряду с этим настоящая Конституция вновь подтверждает демократический принцип, согласно которому вся власть исходит от народа как первоначального властителя.
Данный народ выражает свое мнение в политическом плюрализме, гарантированном Конституцией, которая расценивает государственной изменой создание института единственной партии.
Что касается национальности, составители Конституции поддерживают принцип единственности и эксклюзивности конголезской национальности.

2. О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВНЫХ СВОБОДАХ, ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН И ГОСУДАРСТВА.
Составители Конституции считают важным снова подтвердить преданность Демократической Республики Конго Правам человека и Основным свободам, какими они провозглашены международными правовыми документами, к которым она присоединилась. Она также включила данные права и свободы в сам текст Конституции.
В этом отношении соответствуя времени, настоящая Конституция вводит солидное нововведение, формализуя часть мужчина-женщина.

3. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЛАСТИ
Новые институты Демократической Республики Конго:
– Президент Республики;
– Парламент;
– Правительство;
– Суды и трибуналы.
Главные заботы, которые доминируют в организации данных институтов:
– обеспечение гармоничного функционирования государственных институтов;
– избегание конфликтов;
– учреждение правового государства;
– сопротивление всякой попытке диктаторского управления;
– гарантирование правильного управления;
– борьба с беззаконностью;
– обеспечение демократического чередования.
Вот почему президент Республики может быть переизбранным только один раз, также он осуществляет свои прерогативы как гарант Конституции, национальной независимости, территориальной неприкосновенности, национального суверенитета, соблюдения международных договоров и соглашений, так же как и прерогативы регулятора и арбитра нормального функционирования институтов Республики при содействии Правительства и под наблюдением Парламента.
Нормативные акты, подведомственные Правительству или находящиеся в ведении министерства, которые он подписывает, скрепляются подписью Премьер-министра, который берет на себя ответственность за их выполнение перед Национальным собранием.
Более того, внешние сношения, защита и безопасность, которые раньше относились к сфере деятельности Главы Государства, стали областью согласованных действий.
Однако Правительство вместе с Премьер-министром остается хозяином проведения политики Нации, которую оно определяет и согласует с Президентом Республики.
За свои действия правительство отчитывается перед Национальным собранием, которое коллективно может применить к нему санкции, приняв резолюцию порицания. Кроме того Национальное собрание может привлечь к персональной ответственности членов Правительства, выразив вотум недоверия.
Собравшись на конгресс, Национальное собрание и Сенат имеют полномочия сделать все возможное, чтобы Президент Республики и Премьер-министр предстали перед Конституционным судом по делу о государственной измене и злоупотреблении служебной информацией.
Наряду с этим, обладая монополией на законодательную власть и контроль Правительства, парламентарии не стоят выше закона; их иммунитет может быть снят и Национальное собрание может быть распущено Президентом Республики в случае продолжительного кризиса с Правительством.
Настоящая Конституция вновь подчеркивает независимость судебной власти, члены которой ведут дела под руководством Высшего совета магистратуры, который отныне состоит из одних магистратов.
Для большей эффективности, спецификации и быстроты в обработке дел, Суды и Трибуналы были разделены на три судебных отрасли: инстанции, относящиеся к судебной системе, контролируемые Кассационным судом, юрисдикции административного порядка, возглавляемые Государственным Советом; и Конституционный суд.
Соответствующие положения Конституции определяют исключительную сферу деятельности центральной власти и провинций, а также зону конкуренции между двумя эшелонами государственной власти. Для обеспечения согласия между самими провинциями с одной стороны и центральной властью с другой была основана Конференция Губернаторов, на которой председательствует Глава Государства и роль которой – служить совещательным органом для двух Государственных инстанций.
Таким же образом долг солидарности между различными составляющими Нации требует учреждения Национальной кассы по распределению финансовых средств, находящейся под надзором Правительства.
Учитывая масштаб и сложность проблем экономического и социального развития, с которыми столкнулась Демократическая Республика Конго, составители Конституции создали Экономический и социальный совет, задача которого – представлять консультативное заключение по данным делам Президенту Республики, Парламенту и Правительству.
Для обеспечения гарантии в Демократической республики Конго Настоящая Конституция оставляет два института поддержки демократии, а именно Независимую Национальную избирательную комиссию, задачей которой является организация избирательного процесса на постоянной основе, и Высший Совет аудиовизуальных средств и сообщения, миссия которого – обеспечивать свободу и защиту прессы и всех средств массовой коммуникации с соблюдением закона.

4. О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ
Для предохранения демократических принципов, содержащихся в настоящей Конституции, против случайностей политической жизни и неуместных пересмотров, положения, которые касаются республиканской формы правления Государства, принципа всеобщего избирательного права, представительного устройства Правительства, количества и длительности мандата Президента Республики, независимость юридической власти, политический и профсоюзный плюрализм, не могут являться предметом никакого пересмотра конституции.
Таковы главнейшие направления, характеризующие настоящую Конституцию.
Сенат внес предложение;
Национальное собрание приняло;
Конголезский народ утвердил во время референдума, организованного 18 и 19 декабря 2005 года;
Президент Республики обнародовал Конституцию, содержание которой следует дальше.

ПРЕАМБУЛА
Мы, Конголезский народ, объединенный судьбой и историей вокруг благородных идеалов свободы, братства, солидарности, справедливости, мира и труда;
Ведомый общим желанием построить в сердце Африки Правовое государство, сильную и процветающую Нацию, основанную на настоящей политической, экономической, социальной и культурной демократии;
Считаем, что несправедливость с его следствиями, беззаконность, регионализм, трайбализм, клановое устройство и блат, в их многочисленных проявлениях лежат в основе общего смещения ценностей и упадка страны;
Утверждаем нашу решимость сохранять и укреплять независимость и национальное единство при уважении нашего разнообразия и наших положительных особенностей;
Вновь утверждаем наше присоединение и нашу преданность Всеобщей декларации прав человека, Африканской хартии прав человека и народов, конвенциям Организации Объединенных Наций о правах ребенка и о правах женщины, в частности целям паритета представительства мужчина – женщина внутри институтов страны, а также международным документам, касающимся защиты и продвижения прав человека;
Движимый желанием видеть, как все Африканские государства объединяются и сообща работают с целью продвижения и укрепления африканского единства через континентальные, областные и региональные организации, для предоставления лучших перспектив развития и социально-экономического прогресса для Народов Африки.
Привязанный к продвижению международного обоюдно выгодного сотрудничества и к объединению народов мира с соблюдением их взаимной самобытности, принципов суверенитета и территориальной неприкосновенности каждого государства;
Вновь утверждаем наше неотчуждаемое и неотъемлемое право свободно организовываться и развивать нашу политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь согласно нашему подлинному духу;
Осознаем свою ответственность перед Богом, Нацией, Африкой и Миром;
Торжественно провозглашаем о принятии настоящей Конституции.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. О ГОСУДАРСТВЕ И О СУВЕРЕНИТЕТЕ
ЧАСТЬ 1. О ГОСУДАРСТВЕ
Статья 1
Демократическая Республика Конго является правовым, независимым, суверенным, единым и неделимым, социальным, демократическим и светским государством, границы которого установлены 30 июня 1960 года.
Его эмблема – небесно-голубой флаг, верхний левый угол украшен желтой звездой, а красная лента с тонкой желтой окантовкой пересекает флаг наискось.
Его девиз – «Справедливость-Мир-Труд»
Его герб – голова леопарда, слева и справа окруженная щитом из слоновой кости и копьем, все это лежит на камне.
Его гимн – «Debout Congolais !» «Вставайте конголезцы!»
Национальная монета – конголезский франк.
Официальный язык – французский.
Национальными языками являются – киконго, лингала, суахили и чилуба. Государство обеспечивает их развитие, без какой бы то ни было дискриминации.
Другие языки страны являются также культурным наследием Конго, Государство обеспечивает их поддержку и защиту.
Статья 2
Демократическая Республика Конго состоит из города Киншаса и 25 провинций, наделенных правосубъектностью.
Этими провинциями являются: Bas-Uele, Equateur, Haut-Lomami, Haut-Katanga, Haut-Uele, Ituri, Kasai, Kasai Oriental, Kongo central, Kwango, Kwilu, Lomami, Lualaba, Kasaï Central, Mai-Ndombe, Maniema, Mongala, Nord-Kivu, Nord-Ubangi, Sankuru, Sud-Kivu, Sud-Ubangi, Tanganyika, Tshopo, Tshuapa (Нижнее Уэле, Экватор, Верхнее Ломами, Верхняя Катанга, Верхнее Уэле, Итури, Касаи, Восточное Касаи, Центральное Конго, Куанго, Куили, Ламами, Луалаба, Центральное Касаи, Маи-Ндомбе, Миниема, Монгала, Северное Киву, Северное Убанги, Санкуру, Южное Киву, Южное Убанги, Танганйика, Тшопо, Тшупа)
Киншаса – столица страны и местонахождение национальных институтов. Она имеет статус провинции. Столица может быть перенесена в другое место только путем проведения референдума.
Разделение полномочий между Государством и провинциями осуществляется в соответствии с положениями Раздела ІІІ настоящей Конституции.
Границы провинций и Киншаса определены органическим законом.
Статья 3
Провинции и децентрализованные территориальные образования Республики Конго наделены правосубъектностью и ими управляют местные органы.
Данными децентрализованными территориальными образованиями являются города, коммуны, районы и округа.
Они пользуются административной свободой и автономией в управлении своими экономическими материальными возможностями, людскими и техническими ресурсами.
Состав, организация, функционирование данных децентрализованных территориальных образований, так же как и их отношения с государством и провинциями определены органическим законом.
Статья 4
Новые провинции и децентрализованные территориальные образования могут быть созданы при разделе или объединении в условиях, определенных Конституцией и законом.

ЧАСТЬ 2. О СУВЕРЕНИТЕТЕ.
Статья 5
Государственный суверенитет принадлежит народу. Всякая власть исходит от народа, который выражает её непосредственно на референдумах или выборах или косвенно через своих представителей.
Никакая часть народа, ни один индивидуум не может присвоить себе её исполнение. Закон определяет условия организации референдумов и выборов.
Голосование является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или непрямым.
Независимо от статей 72, 102 и 106 настоящей Конституции, в условиях определенных законом, все конголезцы обоих полов, достигшие восемнадцати лет, обладающие гражданскими и политическими правами, являются избирателями и имеют право быть избранными.
Статья 6
Демократическая Республика Конго признает политический плюрализм.
Любой гражданин, обладающий гражданскими и политическими правами, имеет право создавать политические партии или вступать в партию на свой выбор.
Политические партии содействуют выражению избирательного голоса, укреплению национального сознания и гражданскому воспитанию. Они формируются и свободно осуществляют свою деятельность при соблюдении закона, общественного порядка и правил приличия.
Политические партии обязаны уважать принципы плюралистической демократии, национального единства и суверенитета.
В определенных законом условиях политические партии могут получать от Государства средства госбюджета, предназначенные для финансирования их избирательных кампаний или их деятельности.
Статья 7
Под какой бы то ни было формой, никто не может устанавливать одну единственную партию на всей государственной территории или её части.
Установление единственной партии является не подвергающимся действию срока давности преступлением, которое приравнивается к государственной измене и карается законом.
Статья 8
В Демократической Республике Конго признается политическая оппозиция. Права, связанные с ее существованием, её деятельностью и борьбой за демократическую победу священны. Они могут быть подвергнуты только тем ограничениям, которые налагает Настоящая Конституция и закон на политические партии, и их политическую деятельность.
Органический закон определяет статус политической оппозиции.
Статья 9
Государство осуществляет неотъемлемый суверенитет именно на земле, в недрах, на воде и в лесах, воздушном, речном, озерном и морском конголезском пространстве, а также в территориальных конголезских водах и на континентальном шельфе.
Порядок управления государственным имуществом, упомянутом в предыдущем абзаце, и порядок его концессии определены законом.

ГЛАВА 2: О НАЦИОНАЛЬНОСТИ.
Статья 10
Конголезское гражданство – единственное и исключительное. Нельзя одновременно иметь конголезское гражданство и какое-либо другое.
Конголезское гражданство может быть приобретено при рождении или индивидуально.
Любой человек, принадлежащий к этническим группам, члены и территория которых образовали независимое Конго (в настоящее время Демократическую Республику Конго), при рождении приобретает конголезское гражданство.
Органический закон определяет условия признания, приобретения, потери и получения обратно конголезской национальности.

РАЗДЕЛ II. О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВНЫХ СВОБОДАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАНИНА И ГОСУДАРСТВА.
ГЛАВА 1: О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ.
Статья 11
Все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве. Тем не менее, пользование политическими правами признается только за Конголезцами за исключением случаев, установленных законом.
Статья 12
Все конголезцы равны перед законом и обладают правом на равную защиту законов.
Статья 13
При получения образования, поступления на государственные службы или в каких-либо других делах ни один конголезец не может подвергаться дискриминации, вытекает ли она из закона или исполнительного акта, из-за своего вероисповедания, происхождения, своей семьи, своих социальных условий, места жительства, своих мнений или политических убеждений, своей принадлежности к определенной расе, этнической группе, племени, культурному или лингвистическому меньшинству.
Статья 14
Органы государственной власти заботятся об устранении любой формы дискриминации по отношению к женщине и обеспечивают защиту и продвижение ее прав.
Во всех сферах жизни, а именно в области политики, культуры, экономики, в гражданской и социальной сфере, они принимают все соответствующие меры для обеспечения всецелого расцвета и полного участия женщины в развитии нации.
Также принимаются все меры для борьбы с любым проявлением насилия, которому подвергаются женщины в общественной и частной жизни.
Женщина имеет право на справедливое представление её интересов в национальных, областных и районных организациях.
Государство гарантирует реализацию паритета мужчина и женщины в вышеназванных организациях.
Закон устанавливает порядок осуществления данных прав.
Статья 15
Органы государственной власти заботятся об устранении насильственных действий на сексуальной почве.
Не нарушая международные договора и соглашения, любая форма сексуального насилия, которому подвергается человек, с целью дестабилизации, разрушения семьи или уничтожения целого народа, считается преступлением против человечества и карается по закону.
Статья 16
Человек – священен. Государство должно уважать и защищать его.
Каждый человек имеет право на жизнь, физическую неприкосновенность, а также на свободное развитие своей личности с соблюдением закона, общественного порядка, прав других лиц и правил приличия.
Никого не могут содержать в рабстве или в подобных к ним условиях.
Никого не могут подвергнуть жестокому, бесчеловечному обращению, унижающему достоинство.
Никого не могут вынудить к трудовой повинности или отправить на принудительные работы.
Статья 17
Гарантируется свобода личности. Она есть нормой, обладанием, изъятием.
Любой человек может преследоваться, быть арестован, обвинён или приговорён только на основании закона и в установленном им порядке.
Никого не могут преследовать за действие или бездействие, которое не образовывало состава преступления на момент его совершения или на момент возбуждения судебного процесса.
Никто не может быть осужден за действие или бездействие, которое не образовывало состава преступления на момент его совершения или на момент осуждения.
Не может быть наложено более строгое наказание чем то, которое применялось на момент совершения преступления.
Приведение в исполнение приговора может быть приостановлено, если на основании закона, изданного позже судебного решения:
1. он был отменен;
2. деяние, по которому было вынесено судебное постановление, не является больше правонарушением.
В случае смягчения наказания на основании закона, изданного позже судебного решения, наказание приводится в исполнение в соответствии с новым законом.
Уголовная ответственность – персональная. Никого не могут преследовать, арестовывать, обвинять или приговаривать за деяния другого лица.
Каждые человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока в результате судебного процесса не будет установлена его вина.
Статья 18
Каждого задержанного должны незамедлительно проинформировать о причинах его задержания и зачитать обвинение, которое было выдвинуто против него на языке, который он понимает.
Ему должны немедленно зачитать его права.
Задержанный имеет право связаться со своей семьей или своим адвокатом.
Содержание под стражей не может превышать сорока восьми часов. По истечению данного времени задержанный должен быть отпущен или передан компетентным судебным органам.
Любой подсудимый или задержанный должен пользоваться правом на обращение, которое сохраняет его жизнь, физическое и психическое здоровье, а также его достоинство.
Статья 19
Никто не может быть освобожден или отделен против воли судьи, которого ему назначает закон.
Каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было заслушано в разумный срок компетентным судьёй.
Организуется и гарантируется право на защиту.
На всех этапах уголовного процесса, включая полицейское расследование и предварительное следствие, каждый человек имеет право защищать себя сам или воспользоваться помощью защитника на свой выбор.
Он может также обратиться за помощью к службам безопасности.
Статья 20
Заседания судов и трибуналов являются открытыми, если только данная публичность не будет считаться опасной для общественного порядка и правил приличия. В таком случае трибунал рассматривает дело на закрытом судебном заседании.
Статья 21
Любое судебное постановление документируется и обосновывается.
Всем гарантировано право на обжалование судебных решений и приговоров. Данное право осуществляется в определенных законом условиях.
Статья 22
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, вероисповедания.
Каждый человек имеет право проявлять свое вероисповедание или свои убеждения лично или в группе, публично или в частном характере, через проведение культов, обучение, практику, выполнение ритуалов и через религиозное состояние жизни, при условии соблюдения закона, общественного порядка, правил приличия и прав других людей
Закон устанавливает порядок осуществления данных свобод.
Статья 23
Каждый человек имеет право на свободу выражения мнения.
Данное право предполагает свободу выражения мнений или убеждений, посредством слова, или письменно при условии соблюдения закона, общественного порядка, правил приличия.
Статья 24
Каждый человек имеет право на получение информации. При условии соблюдения закона, общественного порядка, правил приличия гарантируются свобода прессы, свобода информации и радио и телевещания, периодической печати и других средств коммуникации.
Закон устанавливает порядок осуществления данных свобод.
Государственные аудиовизуальные и печатные средства массовой информации являются государственными службами, доступ к которым гарантирован справедливым образом всем политическим и социальным течениям. Статус государственных средств массовой информации установлен законом, который гарантирует беспристрастность, непредвзятость и плюрализм мнений в обработке и распространении информации.
Статья 25
При условии соблюдения закона, общественного порядка и правил приличия гарантирована свобода мирных и невооруженных объединений.
Статья 26
Гарантируется свобода проведения демонстраций.
Любая демонстрация, проводимая в общественных местах или под открытым небом, обязывает организаторов письменно проинформировать надлежащие административные органы.
Никого не могут заставить принять участие в демонстрации.
Закон определяет меры применения данной свободы.
Статья 27
Каждый гражданин Конго имеет право сам лично или коллективно направить петицию государственной власти, которая должна ответить на неё не позднее трех месяцев.
Никто не может быть обвинен в какой бы то ни было форме за то, что он взял на себя подобную инициативу.
Статья 28
Никто не обязан выполнять заведомо незаконный приказ. Каждый человек, каждое государственное должностное лицо освобождается от обязанности подчиняться, если полученное распоряжение явно нарушает права людей и посягает на публичные свободы и правила приличия.
Доказать явную противозаконность распоряжения возлагается на человека, который отказывается его выполнять.
Статья 29
Жилище – неприкосновенно. Только согласно порядку и условиям, которые предусмотрены законом, может быть произведен осмотр и обыск.
Статья 30
Каждый человек, находящийся на государственной территории, имеет право свободно перемещаться по ней, поселяться, покидать и возвращаться в условиях, определенных законом.
Ни одного Конголезца не могут выдворить за пределы территории Республики, принудительно отправить в ссылку и заставить жить не на своем обычном месте жительства.
Статья 31
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его частной жизни, тайну переписки, телекоммуникации или любой другой формы коммуникации. Только в случаях, предусмотренных законом, может быть нарушено данное право.
Статья 32
Любой иностранец, который легально пребывает на территории государства, пользуется правовой охраной, которая предоставляется людям и их имуществу в условиях, определенных договорами и законами.
Он обязан придерживаться законов и регламентов Республики.
Статья 33
Признается право на убежище.
Согласно действующим законам и подзаконным актам, при условии соблюдения национальной безопасности, Демократическая республика Конго предоставляет убежище на своей территории иностранным подданным, которых привлекают к ответственности или преследуют из-за их взглядов, веры, их расовой, племенной, этнической, лингвистической принадлежности или их деятельности в пользу демократии и защиты прав Человека и народов.
Запрещено любому человеку, который находится на территории Демократической республики Конго и постоянно пользуется правом убежища, предпринимать всякую подрывную деятельность против своей родины или любой другой страны.
Беженцев не могут выдать властям Государства, в котором они подвергаются гонениям, или выслать на территорию данной страны.
Ни при каких обстоятельствах никого не могут переправить на территорию Государства, где он может подвергнуться пыткам, наказаниям, жестокому, унизительному и бесчеловечному обращению.
Закон определяет порядок осуществления данного права.

ГЛАВА 2: ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ.
Статья 34
Частная собственность – священна.
Государство гарантирует право на индивидуальную и коллективную собственность, которая приобретена законным путем или по обычаю. Также Государство поощряет и заботится о безопасности частных, государственных и иностранных вложений капитала.
Никто не может быть лишен собственности, если только не ради общественной пользы и при условии справедливой и предварительной компенсации, которая предоставляется в определенных законом условиях.
Арест на имущество может быть наложен только на основании решения, принятого надлежащим судебным органом.
Статья 35
Государство гарантирует право на частное предпринимательство, как гражданам страны, так и иностранцам.
Государство поощряет развитие небольших предприятий, промыслов, ремесел заботится о поддержке и развитии экспертизы и национальной компетенции.
Закон определяет условия осуществления данного права.
Статья 36
Труд является правом и священным долгом каждого Конголезца.
Государство гарантирует право на труд, защиту от безработицы, справедливую и приемлемую оплату, обеспечивая работнику и его семье достойное существование, а также предоставляет все другие способы социальной защиты, а именно, пенсии и пожизненные ренты.
Никого не могут ущемлять на работе из-за его происхождения, половой принадлежности, воззрений, вероисповеданий или социально-экономических условий.
Любой Конголезец имеет право и обязан своим трудом содействовать национальному строительству и благополучию.
Закон определяет статус работников и регламентирует особенности, свойственные правовой системе профессиональных объединений и занятию профессиями, которые требуют школьной или академической подготовки.
Внутренние структуры и функционирование профессиональных объединений должны быть демократичными.
Статья 37
Государство гарантирует свободу объединяться в организации.
Органы государственной власти сотрудничают с организациями, которые способствуют социальному, экономическому, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию жителей и воспитанию граждан обоих полов.
Данное сотрудничество может осуществляться в виде дотаций.
Закон определяет порядок реализации данной свободы.
Статья 38
Признается и гарантируется свобода вступать в профсоюзы.
Все жители Конго имеют право создавать профсоюзы или свободно вступать в них в условиях, определенных законом.
Статья 39
Признается и гарантируется право на забастовку.
Оно осуществляется в условиях, определенных законом, который может запретить ее проведение или ограничить осуществление данной свободы в сфере национальной обороны и безопасности или для любой деятельности или любой государственной службы жизненно важной для нации.
Статья 40
Каждый человек имеет право жениться на выбранной им особе противоположного пола, и создавать семью.
Семья является ячейкой человеческого общества; она организована так, чтобы укреплять его сплоченность, стабильность и защиту. Семья находится под защитой органов государственной власти.
Забота и воспитание детей является неотъемлемым правом и долгом родителей, которое они осуществляют под надзором и с помощью органов государственной власти.
Долг детей – помогать своим родителям.
Закон определяет правила вступления в брак и создания семьи.
Статья 41
Лицо, не зависимо от пола, не достигшее ещё 18 лет, считается несовершеннолетним.

Страницы: 1 2 3 4 5

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.