Конституция Швеции

КОНСТИТУЦИЯ ШВЕЦИИ (КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ)
ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 1974 Г.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ
§ 1. Вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления.
Государственная власть осуществляется в соответствии с законом.
§ 2. Государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству каждого человека.
Различное личное, экономическое и культурное благосостояние частных лиц должно быть основной целью деятельности государства. Оно обязано обеспечить всем право на труд, жилище и образование, а также содействовать социальному обеспечению, безопасности и хорошим условиям жизни.
Общество должно заботиться о том, чтобы демократические идеи оставались направляющими во всех общественных сферах. Общество должно обеспечивать мужчинам и женщинам равные права, а также защиту личной частной и семейной жизни.
Будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь (в ред. Закона 1976:871).
§ 3. Форма правления, Акт о престолонаследии, Акт о свободе печати и Основной закон о свободе высказываний являются основными законами государства (в ред. Закона 1991:1471).
§ 4. Риксдаг является высшим представителем народа. Риксдаг издает законы, принимает решения о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией (в ред. Закона 1976:871).
§ 5. Главой государства являются Король или Королева, которые находятся на шведском престоле согласно Акту о престолонаследии.
То, что установлено в данной Форме правления в отношении Короля, должно относиться и к Королеве, если она является главой государства (в ред. Закона 1979:932).
§ 6. Управляет государством Правительство. Оно ответственно перед Риксдагом (в ред. Закона 1976:871).
§ 7. В государстве существуют первичные коммуны и ландстингкоммуны. Правом выносить решения обладают в них избираемые собрания.
Коммуны могут взимать налоги для выполнения своих задач (в ред. Закона 1976:871).
§ 8. Для отправления правосудия существуют суды, а для государственного управления – государственные и коммунальные органы управления.
§ 9. Суды, а также органы управления и другие органы, которые осуществляют функции в области государственного управления, должны в своей деятельности принимать во внимание равенство всех перед законом, а также проявлять деловитость и беспристрастность (в ред. Закона 1976:871).
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ И ПРАВА (В РЕД. ЗАКОНА 1976:871)
§ 1. Каждому гражданину в его отношениях с обществом должны быть обеспечены:
1) свобода высказываний: свобода распространять сообщения устно, письменно, путем изображения или иным способом, а также высказывать мысли, мнения и выражать чувства;
2) свобода информации: свобода получать сведения и высказываться, а также принимать участие в высказываниях других лиц;
3) свобода собраний: свобода организовывать собрания и присутствовать на них для сообщений, высказываний или иных подобных целей и для показа произведений искусства;
4) свобода демонстраций: свобода организовывать демонстрации или участвовать в демонстрациях в общественных местах;
5) свобода союзов: свобода объединения с другими для общественных или частных целей;
6) свобода религии: свобода индивидуально или вместе с другими исповедовать свою религию.
В отношении свободы печати и ограничений свободы высказываний на радио, на телевидении и в аналогичных средствах передачи высказываний, а также в фильмах, видеопрограммах и других записях, созданных с помощью технических средств, имеет силу то, что предписано Актом о свободе печати и Основным законом о свободе высказываний.
В Акте о свободе печати содержатся также постановления о праве участвовать в подобной деятельности (в ред. Закона 1998:1437).
§ 2. Каждый гражданин в своих отношениях с обществом должен быть защищен от принуждения раскрывать свои взгляды в политической, религиозной, культурной и иных сходных сферах. Кроме того, в своих отношениях с обществом он должен быть защищен от принуждения участвовать в собраниях или демонстрациях в целях формирования мнения или в целях выражения иных мнений либо защищен от принуждения принадлежать к политическому объединению, религиозному обществу или иному объединению, основанному на взглядах, которые имеются в виду в первом предложении.
§ 3. Без согласия гражданина не допускается внесение во всеобщий реестр сведений о его политических взглядах.
В том смысле, который более детально установлен в законе, каждый гражданин должен быть защищен от покушений на его личную безопасность путем распространения клеветы, основанной на сведениях, заложенных в реестр ЭВМ (в ред. Закона 1988:1439).
§ 4. Смертная казнь не должна применяться.
§ 5. Каждый гражданин должен быть защищен от телесного наказания. Равным образом он должен быть защищен от пыток и от медицинского воздействия в целях принуждения или вопреки его желанию.
§ 6. Каждый гражданин в своих отношениях с обществом должен быть защищен от физического принуждения и в иных случаях, помимо предусмотренных в § 4 и 5. Он должен быть защищен также от личного обыска, домашнего обыска и аналогичного принуждения, не допускается ознакомление с перепиской или с иной интимной корреспонденцией, тайное подслушивание или записывание телефонных разговоров или иных интимных сообщений.
§ 7. Ни один гражданин не может высылаться из страны или ограничиваться в праве вернуться в страну.
Ни один гражданин, проживающий или проживавший в государстве, не может быть лишен своего гражданства, кроме случая, когда он по собственному ясно выраженному желанию или вследствие поступления на публичную службу становится гражданином другого государства. Вне установленного в данном параграфе может быть, однако, предписано, что ребенок до 18 лет в вопросе о своем гражданстве следует гражданству своих родителей или одного из них. Далее, может быть предписано, что по соглашению с другим государством лицо, которое после своего рождения является также гражданином другого государства и длительное время там проживает, теряет шведское гражданство по достижении 18-летнего возраста либо позднее (в ред. Закона 1979:933).
§ 8. Каждый гражданин в своих отношениях с обществом должен быть защищен от лишения свободы. Кроме того, ему должна быть обеспечена свобода передвижения в пределах государства и свобода выезда из него.
§ 9. Если гражданин будет лишен свободы в связи с преступлением или покушением на преступление какой-либо иной властью, кроме судебной, то такое дело без промедления должно быть проверено судом. Указанное, однако, не относится к случаям, когда исполнение наказания, связанного с лишением свободы, должно осуществляться в государстве по приговору, вынесенному в другом государстве.
Если к гражданину применено принуждение по иному основанию, чем то, которое указано в части первой, возбужденное против него дело также должно быть без промедления проверено судом. К судебной проверке приравнивается в таком случае проверка иным органом при условии, что его состав определен в законе и его председатель является или являлся штатным судьей.
Если проверка, предусмотренная частями первой и второй, не была поручена органу, которому надлежит ее осуществить согласно установленному здесь предписанию, дело должно быть передано суду общей юрисдикции (в ред. Закона 1979:933).
§ 10. Уголовное или иное наказание не может быть применено за то деяние, за которое оно не могло быть установлено в то время, когда это деяние было совершено. За деяние не может применяться более тяжкое наказание, чем то, которое было предписано. Все предписанное в отношении наказания за преступление касается также ограничения прав и иного серьезного правового воздействия за совершение преступления.
Налог или иные выплаты государству не могут взиматься в большем размере, чем это вытекает из предписания, имевшего силу тогда, когда возникли обстоятельства, которые вызвали установление налога или выплаты. Если Риксдаг признает причину основательной, закон может все же установить, что налог или иная выплата государству взимается несмотря на то, что закон не вступил в силу в период, когда возникли соответствующие обстоятельства: законопроект такого рода может направить Риксдагу лишь Правительство либо комиссия Риксдага. К законопроекту приравнивается письменное уведомление Правительства о направлении им такого законопроекта. Далее, Риксдаг вправе устанавливать исключение из правила, указанного в первом предложении, если найдет, что это вызвано основательной причиной, связанной с войной, опасностью войны или тяжким экономическим кризисом (в ред. Закона 1979:933).
§ 11. Судебное разбирательство не может осуществляться по ранее рассмотренным деяниям, спорам и иным делам.
Судебное заседание должно быть открытым.
§ 12. Свободы и права, закрепленные в пунктах 1-5 § 1, а также в § 6 и 8 и в части второй § 11 в пределах, установленных в § 13-16, могут быть ограничены законом или иным предписанием в соответствии с уполномочием закона согласно пункту 7 части первой § 7 или § 10 главы 8. В таком же порядке могут ограничиваться свобода собраний и свобода демонстраций также и в том случае, который указан во втором предложении части первой § 14.
Ограничения, указанные в части первой, могут применяться лишь в тех целях, которые приемлемы для демократического общества. Ограничения никогда не могут выходить за пределы необходимого, с учетом цели, которая вызвала эти ограничения, и не могут распространяться столь широко, чтобы создать угрозу свободному формированию мнений, являющемуся одним из принципов правления народа. Эти ограничения не могут к тому же устанавливаться на основании политических, религиозных, культурных и иных взглядов.
Законопроект, указанный в части первой, или закон об изменении или дополнении действующего закона, если только он не отклонен Риксдагом по требованию одной десятой его членов, должен быть отложен самое меньшее на двенадцать месяцев с того времени, как первое предложение по законопроекту с отзывом комиссии было направлено в палату Риксдага. Вне указанных рамок Риксдаг может принять законопроект, если за такое решение выскажется не менее пяти шестых голосующих депутатов.
Часть третья не применяется в отношении законопроекта, который действует не более двух лет. Эта же часть не применяется к законопроекту, касающемуся:
1) запрета раскрывать тайну, которую лицо узнало на государственной службе или при исполнении служебных обязанностей и к сохранению которой оно было призвано, принимая во внимание интересы, указанные в § 2 главы 2 Акта о свободе печати;
2) домашнего обыска, нанесения личного ущерба или
3) лишения свободы в связи с совершением преступления.
Конституционная комиссия проверяет для Риксдага, может ли часть третья применяться к соответствующему законопроекту (в ред. Закона 1988:1443).
§ 13. Свобода высказываний и свобода информации могут быть ограничены в интересах государственной безопасности, экономики, общественного порядка и безопасности, достоинства личности, святости частной жизни, предупреждения преступлений и привлечения к ответственности за них. Свобода высказываний может быть ограничена, далее, в отношении предпринимательской деятельности. В остальных случаях ограничения свободы высказываний и свободы информации могут применяться только в тех случаях, когда на то имеются особо важные причины.
В вопросе об ограничениях, которые могут применяться в соответствии с частью первой, должно также учитываться важное значение самой широкой свободы высказываний и свободы информации в политических, религиозных, профсоюзных, научных и культурных сферах деятельности.
Не считаются ограничением свободы высказываний и свободы информации такие положения предписаний, которые независимо от содержания высказываний более детально регулируют способы их распространения и учета.
§ 14. Свобода собраний и демонстраций может ограничиваться лишь в интересах государственной безопасности, порядка и безопасности на собраниях и демонстрациях либо в интересах уличного движения. В остальном эта свобода ограничивается лишь в целях безопасности государства или для противодействия эпидемиям.
Свобода союзов может ограничиваться лишь в отношении объединений, деятельность которых носит военный или аналогичный характер либо нацелена на дискриминацию групп населения по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения (в ред. Закона 1988:1443).
§ 15. В законе или ином предписании не может содержаться неблагожелательное отношение к какому-либо гражданину, который на основании расы, цвета кожи или этнического происхождения принадлежит к меньшинству.
§ 16. В законе или ином предписании не может содержаться неблагожелательное отношение к какому-либо гражданину на основании пола, если только предписание не вызвано стремлением обеспечить равноправие между мужчиной и женщиной или оно предусматривает воинскую обязанность либо соответствующую служебную обязанность.
§ 17. Союзы рабочих, а также предприниматели и союзы предпринимателей имеют право использовать такие меры борьбы, которые связаны с их профессиональной деятельностью, если иное не вытекает из закона или договора.
§ 18. Собственность каждого гражданина защищается таким образом, чтобы никто не мог быть принужден к отказу от нее вследствие общей или какой-либо индивидуальной экспроприации или любого иного распоряжения; никто не должен быть ограничен в пользовании землей или строением, кроме случаев, когда это ограничение требуется для обеспечения важного общественного интереса.
Лицо, лишившееся своей собственности вследствие экспроприации либо иного подобного отчуждения его собственности, должно получить компенсацию за ущерб. Такое возмещение предоставляется каждому, кто претерпел ограничения в пользовании землей или строением. Данное земельное ограничение не должно приводить к отказу от части земельной собственности или причинению такого ущерба, который сказался бы на ее стоимости. Возмещение осуществляется согласно принципам, установленным в законе.
Все должны иметь доступ к природе в соответствии со всеобщими правами, независимо от установленного выше (в ред. Закона 1994:1468).
§ 19. Писатели, художники и фотографы имеют права на свои произведения в соответствии с положениями закона.
§ 20. Ограничения в праве заниматься ремеслом либо профессией устанавливаются исключительно для защиты важных общественных интересов и никогда не будут устанавливаться исключительно в целях экономического благоприятствования какому-либо лицу или предприятию (включен Законом 1994:1468).
§ 21. Все дети, которые охвачены всеобщим школьным образованием, имеют право получать это образование бесплатно в общей школе. Родители призваны обеспечивать получение образования более высокой ступени (включен Законом 1994:1468).
§ 22. Иностранцы уравниваются в правах в государстве со шведскими гражданами в вопросах:
1) защиты от принуждения участвовать в собраниях и демонстрациях с целью формирования общественного мнения, а равно с целью выражения иных мнений или от принуждения принадлежать к какому-либо религиозному обществу либо объединению (второе предложение § 2);
2) защиты от личного вмешательства при введении данных в ЭВМ (часть вторая § 3);
3) защиты от смертной казни, телесного наказания и пыток, а также от медицинского воздействия в целях принуждения или вопреки желанию (§ 4 и 5);
4) права на судебную проверку законности лишения свободы в связи с преступлением или подозрением в совершении преступления (части первая и третья § 9);
5) защиты от обратной силы наказания и от обратной силы иного правового воздействия за преступления, а также от обратной силы установления налога и иной выплаты государству (§ 10);
6) защиты от привлечения к суду в определенных случаях (часть первая § 11);
7) защиты от неблагоприятного отношения по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения, или по признаку пола (§ 15 и 16);
8) права на профессиональные методы борьбы (§ 17);
9) защиты от экспроприации или иного аналогичного принуждения, а также от ограничений в пользовании землей или строениями (§ 18);
10) права на образование (§ 21).
Если законом не предписано иное, иностранец в государстве уравнен в правах со шведским гражданином в вопросах:
1) свободы высказываний, информации, собраний, демонстраций, союзов и религии (§ 1);
2) защиты от принуждения раскрывать свои взгляды (первое предложение § 2);
3) защиты от физического принуждения, а также в иных случаях, помимо предусмотренных в § 4 и 5, защиты от личного и домашнего обыска и аналогичного принуждения, а также от вмешательства в интимные отношения (§ 6);
4) защиты от лишения свободы (первое предложение § 8);
5) права на судебную проверку законности лишения свободы по иным причинам, помимо преступления или подозрения в его совершении (части вторая и третья § 9);
6) гласности судебного разбирательства (часть вторая § 11);
7) защиты от принуждения на основании высказанных взглядов (третье предложение части второй § 12);
8) прав писателей, художников и фотографов на свои произведения (§ 19);
9) права на пользование природой и занятие профессиональным ремеслом (§ 20).
Для особых предписаний, указанных в части второй, применяется часть третья, первое предложение четвертой части, а также пятая часть § 12 (в ред. Закона 1994:1468).
§ 23. Закон или иное предписание не могут применяться в случае противоречия их обязательствам Швеции по соблюдению Европейской конвенции, касающейся защиты прав человека, и принципам свободы (включен Законом 1994:1468).
ГЛАВА 3. РИКСДАГ
§ 1. Риксдаг избирается путем свободных, тайных и прямых выборов. При таких выборах голосование проводится за партии с предоставлением возможности для избирателя голосовать отдельно за определенное лицо.
Риксдаг состоит из одной палаты, в которой имеется 349 членов. Члены Риксдага должны иметь своих заместителей (в ред. Закона 1994:1469).
§ 2. Право голоса на выборах в Риксдаг принадлежит шведским гражданам, которые имеют или когда-либо имели место жительства в государстве. Не имеет права голоса лицо, которое не достигло ко дню выборов 18 лет.
Вопрос о том, имеет ли лицо право голоса согласно части первой, решается на основании списка избирателей, составляемого перед выборами (в ред. Закона 1994:1483).
§ 3. Очередные выборы проводятся каждый четвертый год (в ред. Закона 1994:1469).
§ 4. Правительство может вынести постановление о проведении внеочередных выборов в Риксдаг в период между очередными выборами. Внеочередные выборы проводятся в течение трех месяцев после принятия постановления.
После выборов в Риксдаг Правительство не может выносить постановление о проведении внеочередных выборов раньше, чем через три месяца после первого заседания вновь избранного Риксдага. Правительство не может также назначить проведение внеочередных выборов до тех пор, пока его члены, отправленные в отставку, остаются на своих постах в ожидании, когда новое Правительство приступит к своим обязанностям.
Постановление о проведении внеочередных выборов в определенном случае принимается в соответствии с § 3 главы 6.
§ 5. Вновь избранный Риксдаг собирается на пятнадцатый день после дня выборов, но не ранее чем на четвертый день после объявления их результатов.
Каждые выборы имеют силу с того времени, когда собрался вновь избранный Риксдаг, и до того времени, когда соберется избранный непосредственно после него Риксдаг. Этот период является сроком полномочий Риксдага.
§ 6. Для проведения выборов в Риксдаг территория государства делится на избирательные округа.
Мандаты Риксдага составляют 310 мандатов, закрепленных за избирательными округами, и 39 уравнивающих мандатов.
Мандаты, закрепленные за избирательными округами, распределяются между округами таким образом, чтобы они соответствовали соотношению между числом лиц, обладающих правом голоса в каждом избирательном округе, и числом лиц, обладающих правом голоса во всем государстве. Распределение мандатов устанавливается на четыре года (в ред. Закона 1994:1469).
§ 7. Мандаты распределяются между партиями. Под партией понимается любое объединение или группа избирателей, которые выступают на выборах под определенным наименованием.
Только та партия, которая получила не менее четырех процентов голосов во всем государстве, имеет право участвовать в распределении мандатов. Однако партия, которая получила меньшее число голосов, участвует в распределении мандатов, закрепленных за избирательными округами, в том избирательном округе, где она собрала не меньше двенадцати процентов голосов.
§ 8. Мандаты, закрепленные за избирательными округами, распределяются между партиями в каждом избирательном округе пропорционально результатам выборов в этом округе.
Уравнивающие мандаты распределяются между партиями так, чтобы распределение всех мандатов в Риксдаге, за исключением мандатов, закрепленных за избирательными округами, полученных партией, которая собрала менее четырех процентов голосов, было пропорционально числу голосов, полученных во всем государстве партиями, которые участвовали в распределении. Если при распределении мандатов, закрепленных за избирательными округами, партия получит больше мандатов, чем это соответствует ее пропорциональному представительству в Риксдаге, она не учитывается при распределении уравнивающих мандатов и получает лишь мандаты, закрепленные за избирательными округами. После распределения между партиями уравнивающие мандаты передаются избирательным округам.
При распределении мандатов между партиями применяется метод нечетных чисел с первым делителем 1,4.
§ 9. На каждый полученный партией мандат избирается один член Риксдага, а также его заместитель.
§ 10. Членом Риксдага и его заместителем может быть только лицо, которое отвечает требованиям для получения права голоса и является совершеннолетним (в ред. Закона 1988:1443).
§ 11. Избрание в Риксдаг может быть обжаловано в назначенный Риксдагом комитет по проверке выборов. Избранный в Риксдаг исполняет свои обязанности, невзирая на жалобу по поводу его избрания. Если избрание признается недействительным, то после объявления об этом новый член Риксдага занимает свое место. Данное положение о члене Риксдага соответственно применяется и в отношении заместителя.
Комитет по проверке выборов состоит из председателя, который является или являлся штатным судьей и который не может входить в состав Риксдага, и еще шести членов. Члены комитета избираются после каждых очередных выборов, как только выборы приобретут законную силу, на срок до новых выборов в комитет. Председатель избирается отдельно. Решение комитета обжалованию не подлежит.
§ 12. Дополнительные постановления по вопросам, указанным в § 2-11, а также о выборах заместителей членов Риксдага устанавливаются в Акте о Риксдаге или ином законе.
ГЛАВА 4. РАБОТА РИКСДАГА
§ 1. Риксдаг собирается на сессии ежегодно. Сессии проходят в Стокгольме, если Риксдаг или тальман не постановят иного, принимая во внимание безопасность или свободу Риксдага.
§ 2. Риксдаг избирает из своего состава на срок своих полномочий тальмана, а также первого, второго и третьего вице-тальманов.
§ 3. Правительство и каждый член Риксдага могут, согласно постановлениям, более детально изложенным в Акте о Риксдаге, вносить свои предложения по любому вопросу, который может рассматриваться Риксдагом, если иное не установлено в данной Форме правления.
Риксдаг избирает из своего состава комиссии, в том числе конституционную и финансовую, согласно постановлениям Акта о Риксдаге. Вопросы, внесенные на рассмотрение Правительством или членом Риксдага, до принятия по ним решения подготавливаются в комиссиях, если в данной Форме правления не установлено иное (в ред. Закона 1994:1470).
§ 4. Перед решением вопроса в палате каждый член Риксдага и каждый министр могут высказать свое мнение согласно постановлениям, более детально изложенным в Акте о Риксдаге. Постановления об отклонении вопроса содержатся в Акте о Риксдаге.
§ 5. При голосовании решением Риксдага считается мнение, к которому присоединяется более половины голосующих, если иное особо не указано в данной Форме правления, а по вопросам, относящимся к парламентской процедуре, – в Основных постановлениях Акта о Риксдаге. В случае разделения голосов поровну процедура устанавливается положениями Акта о Риксдаге.
§ 6. Член Риксдага и его заместитель могут выполнять свои обязанности в качестве членов Риксдага, без учета служебных и иных возложенных на них обязанностей.
§ 7. Член Риксдага и его заместитель не могут сложить с себя свои обязанности без согласия Риксдага.
При наличии оснований комитет по проверке выборов должен по собственной инициативе расследовать, подпадает ли член Риксдага или его заместитель под действие положений § 10 главы 3. Тот, кто признается несоответствующим этим требованиям, должен быть освобожден от своих обязанностей.
Член Риксдага или его заместитель может быть освобожден от своих обязанностей и в иных, помимо указанных в части второй, случаях, если он вследствие совершенного преступления явно не соответствует своему званию. Решение об этом принимается судом.
§ 8. Против лица, которое выполняет или выполняло обязанности члена Риксдага, никто не может возбуждать судебное преследование либо лишать его свободы или препятствовать ему совершать поездки по стране из-за его высказываний или действий при исполнении им своих обязанностей, если на это не дано согласие Риксдага путем решения, к которому присоединилось не менее пяти шестых голосовавших.
Если член Риксдага подозревается в совершении иного преступления, то содержащиеся в законе положения о задержании, аресте и заключении под стражу должны применяться только тогда, когда он признался в преступлении или застигнут на месте совершения преступления или когда речь идет о преступлении, за которое установлено наказание не меньшее, чем тюремное заключение сроком на два года.
§ 9. В период, когда член Риксдага является тальманом или входит в состав Правительства, его полномочия в качестве члена Риксдага выполняет заместитель. Риксдаг может вынести предписание в Акте о Риксдаге, что заместитель занимает место члена Риксдага, когда оно вакантно.
Положения, содержащиеся в § 6 и в части первой § 8 о неприкосновенности члена Риксдага, применяются также к тальману и его действиям.
В отношении заместителя, исполняющего обязанности члена Риксдага, применяются постановления о члене Риксдага.
§ 10. Дополнительные постановления о работе Риксдага устанавливаются в Акте о Риксдаге.
ГЛАВА 5. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
§ 1. Глава государства информируется Премьер-министром о делах государства. Когда это необходимо, Правительство заседает в Совете под председательством главы государства.
§ 2. Главой государства может быть только лицо, которое является шведским гражданином и которому исполнилось 18 лет. Это лицо не может одновременно быть министром или выполнять обязанности тальмана либо члена Риксдага.
Глава государства должен советоваться с Премьер-министром, прежде чем выезжать за границу (в ред. Закона 1994:1469).
§ 3. Если болезнь, поездка за границу или другая причина мешают Королю выполнять свои обязанности, то обязанности главы государства временно выполняет в качестве регента член королевской династии в соответствии с действующим порядком престолонаследия, если к этому нет препятствий.
§ 4. Если королевская династия угаснет, Риксдаг в дальнейшем назначит регента для выполнения обязанности главы государства. Одновременно Риксдаг назначит заместителя регента.
Тот же порядок действует, если Король умрет или покинет престол, а наследник престола еще не достигнет 18 лет (в ред. Закона 1994:1469).
§ 5. Если Король в течение шести месяцев подряд не мог выполнять свои обязанности или не выполнял их, Правительство должно заявить об этом Риксдагу. Риксдаг выносит постановление о том, должен ли Король считаться покинувшим престол.
§ 6. По решению Правительства Риксдаг может назначить кого-либо временно исполнять обязанности регента, если никто другой, подпадающий под действие § 3 и 4, не может выступить в качестве регента.
Тальман или в его отсутствие вице-тальман выполняет по решению Правительства обязанности временного регента, если никто другой, имеющий на это право, не может выступить в этом качестве.
§ 7. Король не может быть привлечен к ответственности за свои действия. Также не может быть привлечен к ответственности за свои действия в качестве главы государства и регент.
ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО
§ 1. Правительство состоит из Премьер-министра и других министров.
Премьер-министр избирается в порядке, указанном в § 2-4. Премьер-министр назначает остальных министров.
§ 2. При необходимости избрания Премьер-министра тальман созывает на совещание представителей от каждой партийной группы в Риксдаге. Тальман консультируется с вице-тальманами и передает предложение Риксдагу.
После этого Риксдаг должен не позднее чем на четвертый день, без подготовки в комиссии, передать предложение на голосование. Если против предложения проголосует больше половины членов Риксдага, оно отклоняется. В ином случае оно принимается.
§ 3. Если Риксдаг отклоняет предложение тальмана, повторяется процедура в соответствии с § 2. Если Риксдаг четыре раза отклонил предложение тальмана, процедура избрания Премьер-министра прерывается и возобновляется после того, как состоятся выборы в Риксдаг. Если очередные выборы не должны состояться в течение трех месяцев, то проводятся внеочередные выборы в течение того же срока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.